автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Основные проблемы истории позднего средневековья горной части Восточной Грузии (Тушетии)

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Эланидзе, Валериан Абрамович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Основные проблемы истории позднего средневековья горной части Восточной Грузии (Тушетии)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные проблемы истории позднего средневековья горной части Восточной Грузии (Тушетии)"

-к* О ^ ^'

АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСТОВ®, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ Ш.И.Л.ДНАВАХИПВИЛИ

На правах рукописи 9(47.522) Х1-ХШ

ЭЛАВДДЗЕ ВАЛЕРИАН АБРАМОВИЧ

ОСНОВНЫЕ ПРОЕЛИ,Ы ИСТОРИИ ПОЗДНЕГО СРЩЕВЕКОВЬЯ ГОШОЙ ЧАСТИ ВОСТОЧНОЙ ГРУЗИИ (ТУШЕТИИ)

Спациалькооть 07.00.02 - Иоторал СССР

АВТОРЕЗВРАТ

диссертация на соискаипа ученоЭ отепйгпз лектора истортсесклх наг::

Т51ЛИСИ-192?г.

Работа выполнена на кафедре истории СССР истор!ческого факультета Телавского государственного педагогического института им.Я.Гогебашвили.

Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук.профессор Хоштариа-Броссе Эди-шер Викторович.

Доктор исторических наук, профессор Ломсадзе Шота Васильевич.

Доктор исторических паук - Гвсвиани Геронти Александрович.

Защита состоится " —V—" -часов на заседашш специализированного совета Д. 007.13.02 при институте истории, археологии и этнографии им. И.А.Джавахпшвшш АН Грузинской ССР.

Адрес: 360009, Тбилиси, ул.Мелшшпвшш, 10.

С диссертацией кожно ознакомиться в библиотеке института.

/ с' ' ~ ^

Автореферат разослан "

Ученый секретарь специализированного совета '¿м*--- \

Доктор истор1чесгак наук КАЛШАДЗЕ Ц.П.

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕШСТИКА ТР7ДА а/ Актуальность темы и практическое назначение.

Процесс перестройки,начавшийся после апрельокого (1985г.) Пленума ЦК КПСС, со всей оотротой поставил и проблему обновления историографии. Пересмотрены многие явления, стираются так называемые "белые пятна", выдвинулся обширный ряд вопросов,по-вая интерпретация которых стала обязательной.

Историческая проблематика горного Кавказа всегда была актуальной в советской исторической науке. В эпоху перестройки она приобрела решающий характер. Грузинская историческая провинция Тушети представляет собой одну из основных общин восточной части горного Кавказа. Она всегда была тесно связана как с другими грузинскими общинами (Хевсурети, Пшави, Тианети, Кахети), так и непосредственно с северо-кавказскими соседями (Дагестан, Дидоеты, Чечено-Ингушетия). Вопросу изучения этого края придается особое значение в нынешних условиях - в период обострения межнациональных отношений, проявления наметившейся тенденции частичного кризиса советского интернационализма, что вызвано поздними выявлениями некоторых рецидивов сталинской национальной политики. В повеотке дня и вновь вопрос о национальной ретроспекции. Необходимо стало проветзти глубинное изучение традиционных грузино--дагеотанских, грузино-чеченских, грузино-ингушских связей.

Обострение демографических процеооов, что выразилооь в нарушении баланса населения гор и.долин, городского а оельского населения, извращенной миграции, обезлгаивания гор в результате урбанизации, обязало нас еще раз проанализировать экономическую отрунтуру гор, дабы отыскать в прошлом фгопямент экономической модели будущего.

В диссертационном труде равнозначно рассмотрены перипетии как политического, так и социально-экономлческого быта,что придает исследованию чисто прагматическое значение. Оно помогает современным специалистам восстановить кочевое овцеводство,обеспечить кормами крупный рогатый скот, сохранить традиции горного земледелия, определить местные резервы горной архитектуры, дорожного строительства, методы рационального использования ресурсов гор. С этой точки зрения надо отметить, что науше заключения аналогичных трудов ныне практически внедряются. Сейчас, когда вновь началось возрождение гор, историческое исследование является не только анализатором прошлого, но к выполняет функции одного из главных консультантов управления экономическими и демографическими процессами. Большими функциями наделены исторические труды в сфере оздоровления межнациональных отношений.

В проекте платформы К1ЮС по национальной политике совершенно справедливо отмечено, что необъективное осмысление истории частично повлияло на настроения отдельных народов, народностей и этнических групп. На таком фоне восстановление истинной исторической действительности придаёт, исторической дисциплине, кроме чисто научного назначения, в обязательном порядке и идейно-политическую нагрузку.

Актуальность труда определяется и тем, что указанная проблема ранее в историографии рассматривалась несколько прямолинейно, а это в свою очередь поставила вопроо о необходимости комплексного монографического изучения.

б/ Географический и хронологический ареал исследования

Диссертационный труд ставит своей целью изучение исторических проблем грузинских общин Тушети в дореволюционную эпоху.Если го-

ворить точнее, атзтор не ограничивается лпль Тушетней. Политическая история, социально-экономические проблемы рассматриваются им параллельно как с грузинскими провинциями и Пшави, Хевсурети, Кахетн, так и с Дагестаном, Дидоети, Чечено-Ингушетией. Для полноты картины рассмотрены также многие вопросы политических взаимоотношений Ирана-Грузии-Росски. Хронологические рамки труда ограничены позд-нефеодальной эпохой ХУ1 - первая треть XIX в.в., но некоторые вопросы не вмещаются з указанную хронологию. Например, этимология понятия "тушинец". Ранние гаграционные процессы в Тутаети, происхождение тупянцев уходят в древне йене эпохи, а исследоватшй в последней главе вопрос о боевых соединениях тупинцев в русско-турещак войнах доходит до конца 70-х годов XIX зека. Но эти отклонения не нарушают общего композиционного построения труда.

Методологическую_основ.}[ труда составляют тру;!!; классиков марксизма-ленинизма о феодализме и феодальном хозяйстве, учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина о нациях и национальном развитии. Идеологическая ось труда построена на основополагающих положениях, определяющих концепцию перестрой™, на трудах о новой модели социализма, федерации нового типа, п на объективном отражении исторических процессов.

Цель_и_новизнаА Целью диссертационной работы являетоя кош-лексное монографическое изучение исторической туипнекой общины,находящейся в горных районах восточной Грузии, прзодолете субъективных взглядов на указанную проблему, рассмотрение исторического процесса параллельно с выявлением социально-экономической структуры, причино-следственное изучение какого явления.

Основную новизну диссертационной работы представляет изучение внутренней политической структуры тушинской общины,которая до сих пор была неизвестна. Особенно, когда дело касается уточнения фуг»:-

щй "хевисбери" и "деканози". Эти две должности рассмотрены пол-ноотью и совершенно оригинально. Показана роль "хевисберов-деканоэ ов" в Хевсурети и Пшави, пояснено, что объединяет и что различает этих должностных лиц в отдельных исторических провинциях горной Грузии.

В труде совершенно по-новому представлена социально-политическая организация общин в Тушети-Пшави-Хевсурети (особенно в Ту-иети). Соискателю удалось показать, что в г )литической структуре Тушеги отражена как естественная эволюция общины, так и военно-бюрократический аппарат грузинского феодального государства. В период падения" единого грузинского государства, ослабления роли выделившегося Кахетинского царства над горнов Грузией, община взяла на себя многие функции, что обусловило развитие в новой редакции военной демократии в горах. Возникло народноо правление с теократическим оттенком, которое не смогло уничтожить внутреннюю "автономно" отдельных общин. Поэтому и не произошла политическая уни$и-

ч»

калия четырех тушинских общин (Чагма, Цова, ^смецари, Пирикити).В диссертационной работе впервые показано, что решение племенного капища не всегда было обязательно для всех четырех общин. Документально подтверждено, что приблизительно аналогично была устроена я внутренняя политическая организация Пшави и Хевсурети. Научной новизной являются также 1У-У главы труда, в которых изучены взаимоотношения тушинских общин с соседями. Установлены пути, вплоть до самых узких горных тропинок, в том числе в деталях особая магистраль, связыватаая Грузию с Россией, которая в 30-60-х годах ХУЛ века проходила через Тушети. Особо надо отметить участие тушинских оотен в русско-турецких войнах (1853-1856г.г.) - Крымская война и война 1877-1878 г.г.), участив тушинцев в покорении Дагестана я Чечни. В труде объяснено, что присутствие грузинских гор-

цев на стороне Рос си;; било обусловлено оборонительными целлш и не носило ш янтидагэстанского, ни античеченского характера. Значительно!? яоппзноЯ отличаются «спроси экономических взаимоотио-шеютй с соседним! негрузинекики провинциями. Этнографические наблюдения сочетаются в труде с ксторико-научной интерпретацией.

Научиу» новизну представляет комплексное иэтчонкс в солом проблем на фоне обсей историк как горной Грузии ('"улети, Пшав-Хевсурети), так к Дагестатю-Чочсно-Янгулотии).

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ И ЮТОЧНИКОВЕЗЧЯЖАЯ БАЗА

Проблемы з'сторип Тушети всегда рассматривались совместно с историей вообще Грузки и горски.',м районам! восточного Каисаза. До Октябрьской революции никто но питался собрать богатое источниковедческое и историографическое наследство.

Летом 1931 года Грузинское географическое общество организовало экспедицию по изучению Тушети под руководством С.Макала-гия, в результате которой полнилась интересная монография С.Мака латая "Тушети",* Книга- этнографического характера, она не претендовала на выявление всей истории края. Этот труд заложил основу для изучения истории Тушети. ГГозже проблемами Тушети особо занимались несколько авторов - Гр.Зардалапвили, В.Лагазцдзе,

о

В.Эланэдзе, Г.Цоцанвдзе, А.Шавзэликшплп л другие."

1 С.Макалатия. Тушети, Тб., 1933г. р *

Гр.Зариалишвили. Мта-Тушети (к экономо-геогрзфаческой характеристике. Рукопись диссертации) 1946 г.; В.Лагазидзе. Из пс-торико-этнографического прошлого Тушети (рукопись канд.дкссерт.,) 19Б7 г.; В.Эланвдзе. Социально-экономическое положение Тушети в эпоху феодализма (рукопись кп-д.диссерт.) 1958г.; В.Эланлдве. Вопроси истории Тушети,1980г.; А.ШаЕхелгавпли. Из истотет горцев восточной Грузии (Тушети ъ Х7 - перч. полов.Ш п.) 197?; А.Шаюге-лпшвилп. Тушети, 1987; Сб.к этногое;;пчес:;ому изучекш Тувоти, под ред. Г.дкалабапзеДб.,1567г.: Г.ЦстзЕйдго. "От ддя св.Георгия до дня св.Георгия Т:;. ,1986г.

Особой научной плодотворностью отличается доктор исторических наук А.Шавхелишвили, который посвятил этому вопросу несколько монографий, вложив в разработку данной проблемы огромный груд. Им выявлены многие исторические факты, события. Немалый интерес представляют этнологические изыскания ученого.Автор владеет лексикой вейнахских языков, что хорошо помогает ему в работе. К сожалению, А.Шавхелишвили вместо того, чтобы равномерно представить все четыре общины тушинцев - Чагма, Цова, Го-мецари и Пирикити, сосредоточил свое внимание лишь на одной -- Цова. Вообще следует отметить, что роко? ошибкой некоторых исследователей, изучающих историю тушинцев, является их деление на цовцев и чагмавцев. Развились две теории отрицания. Часть ■ исследователей рассматривает цовцев изолированно, а остальные три общины - Чагма, Гомецари и Пирикити вместе. Так, И.Цискариш-вили, из-за двуязычия отличал цовцев от грузин. А.Шавхелишвили исправил раннюю ошибку и прочно встал на правильную позицию.Он совершенно верно отмечает в своих последних трудах, что община цовцев является грузинской и по своему происхождению и по историческим традициям. Зато мы.видим в его исследованиях другую "отранную" позицию: он называет "тушинский язык" "цовским языком" и наоборот.* При этом делается попытка разграничить понятия

"грузинский" и "тушинский". Возьмем для иллюстрации фразу: "вмес-

.. 2

те о грузинами и русскими героически сражались и тушинцы". Аналогичные ошибки допущены и известным грузинским ученым А.Ша-нидзе, который, правда, обосновывал грузинское происхождение всех четырех тушинских общин, но считал, что все эта общины ранее говорили на цовском языке. Эта "языковедческая теория" вы-

1 А.Шавхелишвили. Тушети, Тб., 1987г., стр.137.

2 Там же, стр.133.

звала немало разногласий. Вообще до последнего времени историография не смогла разъяснить возникший парадокс. Дело в том, что из четырех тушинских общин одна - Цовца на каком-то этапе стали двуязычными. Они в равной мере владели грузинским и цовоким (который является самостоятельным языком и близок вейнахскому - Чечено-ингушским языкам). Это явление дало основание некоторш исследователям утверждать пришлый характер цова-тушинец (И.Цпска-риивили, И.Вукураули, Д.Кадагвдзе-Албанский, Р.Эрютави, А.Деше-риев, А.Шавхелиавили в ратшх работах).^

Следует признать, что аналогичные ошибки были и у авюра данной диссертации. Но в представленном труде они преодолены. Более глубокое изучение архивных, документарных, наративпых, фольклорных материалов убедило нас в том, что община цовцев, наряду с другими общинами Тушинцев, антропологически, по крови, исторако--культурно является истинным грузинским племенем. Что касается их, двуязычия, то это объясняется близким соседством с вейнахским миром. Тут же следует отметить, что до вторжения Тамерлана вей-нахцы также были двуязычными. Они свободно владели грузинским наряду с родным языком. Эта традиция частично сохранилась до конца ХУЛ века. Об этом свидетельствует как грузинские (Вахушти Багра-•гиони, Теймураз Багратионл), ток ц другие восточные источники,Думаем, пора поставить точку в деле исследования этногенеза цова--тутпинцев. Они являются грузинам и их происхождение нэ нукдаот-ся ни в каких дополнительных исследованиях. Другое дело - проблема

* А.Шавхелиивили. Из истории взаимоотношений мгжду грузинскими и чечено-ингушским народами ( с древнейших времен до ХУ века.). Грозный,1963,с.75; Д.Албакслп."Гстлчарство "Иворап", см. Кшт-Зга поступлений Телавского государ. ссторлко-этпогрзф.гюского зея, /{ 3, предмет 6352; И.ЦпскаргЕШНли. Картина 1укзтш, Газ. "Кавказ", 1846 г., * 50: Р.Эгретов. Записки о Тгтаг.о-Хепаурсзсм округе, Газ. "Кавказ",1851, Я 3.

их поселения и Тушети. До сих пор историография рассматривала этот вопрос в ином аспекте (И.Дг.авахиивили, Н.Марр, Н.Еердзсшт-вили.Г.Меликиптили и другою).*

В труде А.Шавхелишвили немало и фактических ошибок. Источники указат неверно, архивны!'! материал указан неправильно,имеются и языковые неточности ( все это разъяснено во введении и соответствующих главах диссертации). Тенденциозно разъяснено именное название "тушинец", перепутаны исторические персонажи и т.д. Ошибочно толкуется племенное имя "баш". "Бац., или "бааца" для вай-нахских племен является общим названием тушинцев. Чечено-ингуш хевсуров называют "пхие", пшавцев "цуа", тушинцев "баца".

Надо отметить, что вообще понятие "цова", "баца" - "Бацои"

2

не всегда объясняются одинаково и другими авторами. Эти ошибки исправлены.

В разработке отдельных вопросов истории Туиети большая роль принадлежит широкому кругу историков, историков-этнографов, языковедов, литературоведов и географов. Необходимо отметить труды Лл.Робаквдзе, М.Думбадзе, Л.Еочорштили, Т.Боцвадзе, А.Гегеч-кори, Д.Гогочури, М.Канделаки, Гр. Зярдалшвиди, В.Лагазидзе, Э.Ка-чабели, Т.Очиаури, М.Полиевктов , Г.Паичадзе, Т.Папуашвили.Л.Ту-хашвили, Т.Утургаидзе, Л.Шарашидэе, Г.Коранашвили, Г.Цоцонидзе, К.Чрелашвили, Р.Харадзе, Г.Дкалабадзе и других.-

Эту проблему не обошла своим вниманием и русская историография. Заслуживающие внимания исследования создали М.Броосе,

* И.Дкавахишвили. Введение в историю грузинского народа,кн.I, 1951; Его же (Первоначальная природа и родство грузинского и кавказских язкков,1937; Г.Меликишвили. Урарту,1951; К происхождению грузинского народа,1953г.; К вопросу о древнейшем населении Грузии, Кавказа и Ближнего Востока, 1965г.; шири-Урарту, 1954г., К истории древней Грузии, 1959г.; Н.Бердзениивили.Вопросы исторж-Гру-зш1,т.ЛиД975г.

~ К.Марр.Кавказские племенные названия и их местные параллели, 1922; В.Н.Га;,гргкели.Двалы и Дюлетия л 1-ХУ вв. ,1977г.

И.Бартоломей, А.Беряе, К.Бороздин, Е.Вейдепбаум, К.Ган, Г.Гви-ниев, Н.Грабовски, В.Гурко-Кряжин.г И.Десериев, Н.Дишк, Н.Дубровин, К.Дирр, Н.Волконский, А.Знсерман, Л.Загурский, Д.Зубарев, Е.Крупнов, У.Лаудаев, Г.Радде, Н.Полевой, В.Потто, С.Соловьев, П.Услар, А.Шифнер и другие.

_Источттковецческую бапу_ диссертационной работы составляют материалы, сохраненные а Государственных архивах Грузии и России.'1'

Трсуд опирается на богатейший фольклор, грузинские до1сумен тальные и наративные материалы ХУЛ-Х1Х в.в.; lia сведения антэт-ного периода. Интересные, ушшзлышэ сведения были собраны автором диссертации з IS64-84 г.г. в период полевых работ.

В диссертации использованы матергали, сохранение в Архивах Грузии и в фондах института рукописей им.К.Кекелядзе.^

~ ~1

Московский Государственный архив феодалыю-крепостначьской . Архив д часть Ш, дело

эпохи. Архив древних актов. Фонд грузинских трактатов, Л 10, ь Ш, дело » 336.

ЦГИМ СССР, фонд 1268,оп.1, 1842,ед.хр.235.

2 Центральный государственный архив Грузинской ССР: фонды:1448, 1149, 1450, 15, 16, 26, 254.

Личный архив М.А.Полиевктова, ф.1505.

Оовды института рукописей им.К.Кекелидзе.АН ГССР:НЛ-[451, 1523, 1603. 1605. 1607. 1608. 1609, 1925, 1859, 2243, 4163,5351, 6092,6110,¿486,8¿87,8426,8453,9499,10063 - а.б.г.д. 10774, 11165.11753.11759.1^850.12884,12833,14155; за-3б6,2276,2278, 2835,¿836.2852,2950,2942,2957.

Н - 934.1292. -S _ 1553,1633,5311,3729. лd - 88I.II68. Gd - 67lé.

Архив Е.Г.Вейденбаут.шЛ? 45г П Отделение.

Архив - Р.Эркстави,фЛ56.

Государственный историко-этнографический глузей г.Телавл, книга поступивших документов,.!$ 3,дск. Л 6352.

Г.Бочоридзе.Описание Кахета I80I-I802 г.г.

(Архив Грузии, кн.Ш, 1927г.).

Акты, собранные кавказским Археологическим Обществом, под ред.А.Берже, т.1, 1866, т.П, т.Ш, 1869 г., т.ЕЕ, т.Х,

_Ащюба1щя_1«аботн. Основное содержание дисоерташш отражено в монографии (объем 25 п.л.) и двух научных статьях (общий объем 2,5 п.л.).

Диссертация апробирована и рекомендована к защите на объединенном заседании отделом института истории, археологии и этнографии ем.Акад.И.А.Джавахишвилн АН ГССР (28.У1.1989г.).

Ст^укт^ра работы.. Диссертационная работа состоит из введения и шести глав. К работе прилагается список использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ГЛАВА I. К ИСТОРИИ РАССЕЛЕНИЯ ТУШИНЦЕВ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЛЕМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ "ТУ1ШНЕЦ"

Исследование зимологии племешого наименования "тушшец" шеет давнюю историю, судя по распространению в Туиети топонимов ыесхского происхождения: Тао, Джавахе, Самцихе, Орети, Оретио ита и т.д.

Мсино заключить, что оно связывается с: древнейшим грузинским племенем "мушк", Кроме топонимики надо принять во внимание и то обстоятельство, что соседние лезгины и сегодня называют тушинцев "мосок" или "косох".

Расселение "мушков" (месхи, мосхи) на большей части территории Грузии является предположительным.(Г.Ыеликишвили). Возможно, что одна па волн расселения ыесхов во время движения с юга к северу проникла и в горную чаоть Кахети (Т.Папуашвили). Но месхи нз были рашшм населением Тушети. Их след сравнительно поздний. Требует объяснения и то, почему дагестанцы называют туишщов "мосох". Сегодня дидойцц называют тушинцев "ак" (ак-

туглшец, баатсу - туеинци, ак-иош-Тушети). Наименование тушнцев "ак" вместо "мосоха" вызвано тем, что дидойцы вообще называют грузинов "казак" (что в переводе означает - грузин). Следовательно, дидойцы заметит наименоЕа1гие одного племени "мосох" общим наименованием грузин. Хотя существует и противоположный процесс, когда "мосохамл" называются грузины вообще.

Академик Ив.Джпвахшвили предполагал, что упог.'шаемнй в "Рохде'ши" корень Мафусаила "Туса" t,газет быть греческой формой племенного наименования тупшшев. Это наименование известно нам о предантичной и античной эпох. Известно также, что в топонимике Закавказья и Малой Азии встречаются топонимы с корнем "туш" и "цов" и даже отдельные народи. Например, туши, тупфа, софэрено, цовки и т.д. Птоломей упоминает "туска", у Страбопа "тускл" ц "дидури". Следовательно, во второй половине I в. до н.э. ив первой половине I в. н.э. "дидури" и "тускл" рассматриваются вместе. Возможно, здесь сохранеш историческая традиция, когда эти оба племени объединены в одной административной единице. Указанная традиция прослеживается и у Вахутати Багратиони, согласно которому Тутаети, Дидоети, Хундзах составляли единое эриставство.

По народной этимологии термин "тута" происходит от лезгинского "душт", что якобы означает дугман, т.е. противник лезппюв. По другой версии "туи" означест хорошего воина или хорошего стрелка, и что, якобы, оно происходит от турецкого "дупт".

.По С.Макалатля с термином "туп" возможно в оггредплегдтоЗ степого! родства находятся кпстинское языческое болэотго "туяолн" - имя божества плодородия. По напему г.пештю божество "тупол" укп-зыгяот па связь грузинского п гсйпетскего языческого пзптееча.

Во врзия превргп;э1Г'.я христиснот^а з госудчрстрсятгт» рп.тяге» в Грузи;, п 17 п::ов'!'л (прздяп пглг-хррстрсз'* г.ч под«!»-

нились дарю Мириану, первому христианскому царю Грузии, не вняли проповедям святой Ниш и переселились в Тушети. Так возникли параллельные топонимы в Тушети и Пшав-Хевсурети: Хахабо, Басо.Чир-дили, Алоти, Бочорма и т.д. Отсюда, должно быть, и близость хев-сурского и тугзшского диалектов, а также схожесть их языческих культов. Хотя можно предположить, что в те давние времена'три грузинские горные провинции были фактически едиными во всех отношениях. Тушинская топонимика, ономаст:, -а и особенности тушинского диалекта грузинского языка убеждаю; нас в том, что на протяжении всего средневековья происходило проникновение грузин из долин в Тушети. Этот край всегда был горным, поэтому утвердившееся в последнее время наименование Мта-Тушети (горная Тушети) ошибочно, оно фактически представляет собой тавтологию Тушети.

.Таким образом территория Тушети несмотря на суровую природу и сложный рельеф местности издавна была плотно заселена племенем одного происхождения. Иное положение сложилось с приходом цовцев, в результате чего произошли поздние формы. Параллельно с племенным наименованием "тушинец" применяется также "цова-тупмнец" и "чагма-туиинец".

Согласно исследованиям В.Лагаэидзе христианство .тупшнцев выработало общие обычаи, разница осталась лишь в языке: чагма--гушянцы говорят на пховском диалекте грузинского языка, а цовцы являются двуязычными. Оки говорят на цовском, т.е. на одном из вейнахских языков, который проявляет близость к чечено-ингушским языкам, и параллельно владеют грузинским, который является производным от своеобразного кахетинского диалекта грузинского языка.

Крайне трудно сейчас указать, когда в Тушети появилось двуязычие. Мы лишь гипотетически внаем какое было положение до

ХУЛ лека, а начинал с ХУЛ в. мы уже имеем подтверждение, что тутпиицев, несмотря на их единство, все же как-то подразделяли на две части. В официальных документах царского двора появилось выражение: "Едино для туяганцев и цова и чагма".

Сожительство цоэцев и чагмцев имеет столь продолжительную историю, что они уяе ничем не отличаются друг от друга. Оба они равно составляют племя тушлнцев и коренное население Тушети, которая является для них общей и неделимой родиной, где они жили в течение многих цеков четырьмя обгонами, разделенными на малые общества.

Двуязычность одной общины Туиети, цовцев, создавала ложное представление о происхождении цовцев. Ранее его разделяли и мы, что, к сожалению, отразилось в некоторых нашх работах. В настоящее время эта ложная теория справедливо отрицается. IIa основе анализа новых материалов стало совершешго ясно, что цовцы изначально представляли собой классическую грузинскую обиипу, которая переселилась в Туиети сравнительно поздно из соседних грузинских провинций.

О грузинском происхождении цова-тупинцеа убедительно свидетельствуют антропологические данные (Л.Шарашидзе).

Согласно грузинской исторической традиции грузины и вей-нахш (кист-глигв-дзуцдзуки или современные чеченцы и ингуши) первоначально были народами одного происхождения. Вахупти Багра тиони ( I пол. ХУШ в.) считает, что кавказцы означает- г^рузяян, ибо под понятием "грузин" он подразумевает средневеконто христианскую культуру а историческое происхождение. По Теймуразу Еагратиони (начало XIX в.), глнгви являются грузика из, яаггогоэ на Кавказе. Он утверадал, что часть вейнахдез качала терять двуязычие после вторкенйя Тамерлана, хотя следя грузинского язн-

ка сохранились в Чечено-Ингушетии до конца ХУШ в. Аналогичное суждение имел по этому вопросу и академик Ив.ДхавахишЕЯЛи,который писал: "Далекие предки грузин, глигв, лезгинов, албанцев были родственными братскими племенами, которые, по всей вероятности, имели и единый язык". О близости грузино-вейнахских языков говорил и академик Ак.Шанвдзе, который, к сожалению, располагал.ложной версией о том, что, якобы, двуязычность означала постепенное притеснение вейнахского языка грузинским. Это соображение вызвало иного недоразумений.

Исторической родиной цова-тупшнцев является Грузия. По нашему мнению они первоначально жили в районе Лехура-Ксани и Арагви--Риони. Таково предположение акад. Ив.Джавахипвили. В какой-то отрезок истории они вотупили в Тушети. Многие исследователи ранее считали, что цовцы появились о Северного Кавказа. Даже если и было так, то это не означает их негрузинское происхождение, ибо грузинокий элемент на Северном Кавказе был достаточно распространен. В Х17-Х7 в. в. многие грузинские племена передвинулись на юг, в собственно Грузию, но более вероятным нам представляется передвижение цовцев о запада.

Не таким легким оказалось преодоление сложностей в этническом происхождении цова-тушнцев (имеются в виду взгляды С.Вайн-денбаума, И.Бартоломеи, И.Дзамсаивили-Цаыциёва и других!,. ибо при определении их этнического происхождения основным ориентиром было взято двуязычие цовцев. А этот метод оказался неправильным. О грузинском происхождении цова-тушинцев, говорят все исторические источники, выоокое национальное самосознание данной тушино-кой общины я хотя бы тот факт, что из всех четырех тушиноких общин именно цовцы оказывали самое яростное сопротивление вейнах» адм. Их двуязычие объясняется территориальной близостью о кистинс-

ким или чечено-ингушским миром. Б христианстве цова-тушинцев смешано язычество - каганце этельского св.Георгия, капище св.Георгия Фицала, каганце св.Георгия Троиды и т.д., а также кагапце Ла-шарис-Хати, и все названные языческие святыни являются только и только грузинским. Это объясняется их грузинским этническим происхождением. Для иллюстрации параллельно было изучено кистипо-кое население Панкисского ущелья. В условиях полного грузинского окружения и они приобрели двуязычие, но ничем не изменили своему кистинскому национальному самосознанию.

ГЛАВА П. РОЮ-ПЛЕЯННОЕ ПРАВЛЕНИЕ В ТУШЕТИ

И ВЗАИМООТНОИЕНИЯ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ

Эта глава состоит из четырех параграфов: эволюция тушинской общины; к вопросу о роли и обязанностях горных кашиц и т.н. "главного капища" в управлении тушинской общиной; права и обязанности хевисбера и деканоза в управлении тушинской общиной; отношение центральной власти к управлению тушинской общиной.

В труде в динамике рассмотрена структура тупшнокой общины. Первоначально, до 80-х годов ХУЛ века Тушети состояла из трех общия. По Вахушти Багратиони (рубеж ХУП-ХУШ вв.) в Тушети уже четыре общины: Цовата, Чагьа, Гомецари, Фарсглам,. всего 73 селения. Архивные материалу XIX в. подтверждают существование четырех общин, но функцзоннруЕТ лишь 47 СВЯЗНЕЙ.

В архивных материалах XIX в. отражено положение г.п. вторичного расселения тушнцэв. О предыдздаза ничего на сказано. Зато почти неизменной осталась картина первоначального расселения соседних общин плавов и хевсуров. Это дает возмознооть: восстановить а внутреннюю структуру тусшской сбгзпты. В одной из рукописей "Истории Грузия"' Важгатн Багратиона, которую з

1813 г. переписал Даввд-ректор в собственной редакции, впервые указаны селения Пшав-Хевсурети. К 1790 году^в Пшави было II селений: Укана Пшави, Ахади, Цитела Урта, Хоиара, Джичо, Матура, Муку, Гоголаурта, Цабаурта, Удзилаурта, Щуапхо, двенадцатое селение Акши было спорным между Пшави и Хевсуроти. По этим данным каждое селение представляло собой отдельную фамилию или общину. Население составляло до I тысячи семейств. В XIX в. названы уже 12 общин: Гогочури, Габидаури» Удзилаури, Гоголаури.Дки-чоели, Ах аде ли, Уквена-Пшавели, Цитела'-; ;, Кистаури, Цоцколаури Турани, Мисриани (Важа Пшавела). По С.Макалатия к раннее ¡шэванным II общинам добавилась Чаргальская община. Позже к Пшави добавилась еще пара селений (Р.Эристави).

В Хевсурети названо 32 селения. Но здесь не каждое селение совпадает о общиной. 32 селения представлены 7 грушами. I груп-па-Уканхаде, Цинхаде, Заистечо, Хитале; П группа - Уканахо.Ш-нахо, Гвелети, Датвиси, Моцмоо; Ш группа - Бацалиго, Атабе.Бло, Хорнаулта; 1У группа - Костани, Гуро, Шатили, Хахабо, Аддоти, Мицг; У группа ( т.н. "селения царицы ") - Рошка, Кмости, Гуда-ни, Чормешиони; У1 группа - Хахмати, Гули, Ликоки, Охерхеви; УП группа - Агма, Ахиели, Чигма (т.н. селения Архотиовд). Возможно эти группы означают общины. В таком случае, надо полагать, в Хевсурети было семь общин. По переписи, составленной Иоанном Багратиони, в конце ХУШ века Хевоурети была представлена так:

нижняя Хевоурети - 6 селений и большая Хевсурети о.Архоти, общее число населения - две тысячи дымов.

По Н.Еуткову в 1800 году в Хевоурети насчитывалось 13 родов, разделенных на Б общин. Население не превышало 400 дымов. 5 общин Называет в Р.Эристави: Арабули, Чинчараули, Шатилиони,

Архотиони, Пярикитлеби. В XIX в. называются то 4 общины (Арабули, Чинчараули, Архотиони, Шатилиош), то 8 общин (Г.Радэ) С.Макалэ-тия вновь называет 4 общины: Барпсахо, Еацалиго (в Пиракета Хев-сурети), Шатили, Архоти (в Пиршсита общине).

В Тушети - Пиав-Хевсурети в отдельных селениях жили члены одной фамилии н представляли родовую общину. Позже фамилии развиваются из собственных имен выдающихся предков (Лухуми-ЛухунаиД-эе, Бактри-ЗЗакуртдзе, Эланл-Элаивдзе, Кавтарл-Кавтаридзе, Шете--Шетидзе, Мархва-Мархваидзе," Акимн-Акимидзе, Элизбари-Эстзбарад-зе и т.д.

Происхождение фамилия от старейшины поселенцев интенсивно развивается в ХУП-ХУЕв.в. К этому времени еце существовали не-разделешше больше семьи, состоявшие из 18-25 членов. Следовательно, в позднее средневековье доминировала семейная община,которая возникла на рубеже родовой и территориальной общины (Р.Ха-радзе). Этот процесс одинаково проходил в Тушети, Хевоурети и Пшави.

§ 2 . К вопросу о роли и обязанностях капии и т.н. "Главного капища" в управлении тушинской общиной.

В родо-плеыеннсм строе туз-шав-хевсуров ведущее место занимает племешой съезд. 3 период между съездами каждой общиной управлял общинный съезд. Обдана была родовая; сельская, ущелья. '■' Общипы ущелпЛ ограничивала права родовых и сельских общин, но у пас сохранялись своз обязанности. Каждое селение имело собствей-пиЗ "кроет" - культовое неото, тае происходило осбранив п совэ-палясь старейппш селапня. Для гэшггн баю пвделеЕО опияьпбо кэсто для сборня. Куягвш рассмэтгаваяа следзтетг вопроси: когда начать восевну», кого назначить ггастосн, каясс вовкагрягдвппе

ввделить ему, какие земли воделить под пастбища, для укоса, какие для капища и в каком объеме, какую помощь оказать вдовам и сиротам. При добавлении новой семьи вновь перераспределялись земли, избирались служители сельских капищ - шулта-звонари. В горах существовали воскресные съезды, главным образом для развлечения. В Хевсурети их называли Сафихвно, в Тушети - джва-рискана, саприндао, бехвне, каноангора.

' Таким образом, на общем съезде реч^; ись дела чрезвычайной важности, повседневные же вопросы были в ведении сельского совета. Поэтому нам кажется несколько преувеличенным придание больших прав капищам тушетской и ггшавской Лашари, хевсурской Гу-дани. И другие капища имели большие права, например, в Пирикитс-кой общине сам Лашарский крест (село Чиго), Крестителя (в сел. Фарсма), Пичех горийский святой Георгий общины Чагма (Дикло), Капище Шапурта (в Кумелаурта), Хитанобский св.Георгий в общине Гомецара ( в сел.Джварбосели), в общине Цова: св.Георгий Троицы. Главное капище Тушети - Лашарский крест мог приказывать всем другим крестам и капищам.Здесь собирались хевисбери-деканозы селений. Общий съезд устраивался в т.н. Тушетской лощине ("Туше-тис Геле"). Съездом руководили 8 старост, от каждой общины по 2 старосты. После переселения цовцев из горной Тушетии в долину-6 отарост. Каждая главная тушинская община отдельно устраивала свой съезд. Например, съезд селения Дартло проводился в месте, называемом "саприндао". ¡Здесь сохранились 12 каменных скамей для 12 авторитетных хевисберов-деканозов. Взаимное расхождение четырех главны* тушинских общин исключало лишь существование съезда Лашарского Креста. Каждая община имела прочную автономию.

Аналогичное положение было и в Пшав-Хевсурети. И там па-

раллельно с Гуданским и Лаиарским крестами широкой автономией пользовались местные капища и кресты: Хахмати, Карати и др.

Акад. Н.Дубровин писал: у хевсур два главных капища (Гуданис-Дхвари и Каратис-Дквари), у гглагов - два (Лашарис-Джва-ри и Тамар-Мефе), у тушин - (Хитано, Цабкикло и Чигое). Впрочем, независимо от этих главных капищ почти ка-тдое селение имеет особое капище.'''

Общенародное собрание - съезд пиаров собирался в ушелье Матура, где функционировало Дамастурское капище.

Могущество Лашарского крсста и иконы царицы Тамар выражалось в том, что обе первенствовали среди равных, как походные иконы.

Таким .образом, в Туш-Пшав-Хевсурети среди крестов и капищ существовала определенная иерархия: племенное, селения, ущелья и единое общшшое, походное. Спектр капищ и крестов отражал слияние нескольких пластов языческой религии с христианством. В этом спектре образовалась сложная система. В главном капище Лашарис Джвари слились языческие верования на базе идолов, что оформилось_с_именем христианского святого Георгия,_хотя и сохранил рашмй_ядцческий1_1ит2ал. Историческая традиция вплела в него имя Лаиа-Георгия (царицы Тамар и ее сына). Святой Георгий по христианской традиции - воин, герой. Поэтому он хорошо слился с функцией древнего языческого кагата. С помощью "Лакарис-Дхва-ри" решались вопросы войны и мира. Эту функцию капище Лашари имело во всех трех грузинских общинах: в Тушети, Пшави и Хевсу-рети. Но несмотря на общую функцию, были явные различия в ритуа-

С- . _ _л>.297.

История владычества на Кавказе, т.1, гл.2

ле. Это означает, что тушинское капище возникало на местной тушинской почве и било бы ошибкой связывать его с пшавским капищем "Лашарио-Дквари". Тушинский Лашарис-Дхвари находился в пятичвести километрах северо-западнее селения Чиго. По мнению академика Ив.Джавахишвиля Лашарский святой Георгий возник на основе языческого культа Луны.

В Туш-Пшав-Хевсурети общие капища и кресты (Гудани, Лаша-ри, Хйхмати и др.) считались "полководцами". Во всех трех общинах походные энамена имели лишь племенные и об!; ^нные капища. Эти знамена выносили только во время религиозных праздников шш во время похода. Перед походом каждый ратник должен был "очиститься" молитвой у Лашари или в каком-либо главном капище. Так что главные племенные и общинные капища руководили народом только в походных делах, а в остальных случаях местные капища сохраняли полную независимость. Институт рабства капища тоже одинаков в Туш-Пшав-Хев-оурети. Горский мужчина считался рабом главного капища. Например, селение Чиго имело 6 молитвенных мест, но все признавали себя рабами Лашари. Так было и в других местах. В Тутаети рабство капища было представлено значительно слабее, нежели в Пшави и Хевсу-рети. Из-за этого здесь сравнительно раньше ослабело значение де-каноз-эриставов. Например, последний хевисбер Тушети скончался в 1914 году. В Пшави и Хевсурети эта традиция сохранилась до наших дней. Было различие и в чисто социально-экономическом смысле. В Пшави и Хевсурети капища были настоящими "феодалами". В Тушети такого положения не было. Здесь "земли капища" и "имущество капища" носили чисто символический характер.

§ 3. Права и обязанности хевисбера и деканоза в управлении тушинской общиной.

В управлении Тушети большую роль играли хевисбери-декано-

зы. Первый ведал светскими делами, второй - духовной сферой. Эти институты берут начало с древнейших времен. Акад. Н.Бердзеншви-лл считал хевисбера наследником владетеля хеш (ущелья). Лишим вопросом занимались:Н.Урбнели, Н.Дубровин, С.Макалатия, Н.Берд-эенишвили, М.Канделаки, В.Бардавелидзе, И.Долидзе. Зти институты хорошо видны в "Дзеглис деба" (Судебник ...) Георгия Блистательного (Х1У в.). Первоначально хевисбера назначал царский двор и он подчинялся только ему. Кандидатура подбиралась Эриставом и Гам-гебели. Раньше хевисбери и хевистави действовали параллельно и оба они представляли центральную власть. Хевисбери был военным чиновником, а непосредственным наблюдателем хеви или общины был хевистави (глава хеш). Заместителем хевисбери назначался Цихмо-тави (комендант крепости). Кровь хевисбери оценивалась в семь тысяч серебрянных монет, а цихистави - в три тысячи. Хевисберг? занимался и светски»,ш делами.

В старину духовной сферой в горах ведали епископы. Ко у грузинских гдрных племен было сохранено и древнее языческое культовое служение. Поэтому существовал институт деканозов. Предполагается, что деканоз был по должности старте хевисбера. В позднем оредневековье политическая ситуация обусловила смещение светской и духовной властей. Поэтому в одних случаях мы четко видим разграничение власти хевисбера и деканоза, в других - её трудно различить. По нашему мнению, хевисбер ведал светскими, военными и судебными делами, а деканоз - языческими верованиями горцев. Постепенно эти две должности срослись. Полная метаморфоза древнего инотитута хевисбера происходит о ХУ века, когда в Кахети утвердилась система моуравов (управителей). Она еще более оолабла в связи о присоединением Грузии к России, а затем и в овязи о окончанием т.н. "кавказских войн". Хевисбери потеряли военную

функцию, хотя и сохранили большой авторитет в других сферах. В Пшави и Хевсурети наряду с хевисберами и деканозами существовал дарбази или саберо (совет старейшин, высший совет общины) и тавхевисбери (Глава хевисберов), главный хевисбер племени. В Ту-шети существование дарбази или саберо литературно не подтверждается, хотя реально они функционировали. В общинном управлении Ту-шети не прослеживаются привилегии имущих семейств или родовая традиция. Все определяли личные достоинства. В Тушети социальное выдвижение не представляло никаких политических привилегий.

В XIX веке наёмные воины часто пользовались большим уважением, нежели владельцы баранов и скота. Предводителем общины избирали пожилого, умного, толкового, храброго, испытанного,верного общине человека.

В XIX веке в структуру управления Тушети вошли и русские порядки, в частности, выборы должностных лиц на определенный срок. Часть исследователей (С.Макалатия, А.Шавхелишвили) пытаются доказать, что главари Тушети стремились к социальному господству, но это не подтверждается ни источниками, ни традицией.

§ 4. Отношение центральной власти к управлению тушинской общиной

Тушети сохраняла полную автономию во внутренних) делах. Центральное правление осуществляло власть над краем в соответствии о политической строгктурой грузинского государства.

Вце в Ш в. до н.э., согласно реформе царя Фарнаоза I, Тушети оказалась под юрисдикцией Эретского эристава. В XI в. Тушети вмеоте с Хундзахом была объединена в Цукетское эриставство. Впоследотвии Тушети вошла в Панкисское или Марилисское эриставство. В ХП-ХУ вв. статус Тушети не ясен, но надо предполагать.

что край этот представлял собой царский домен. По Вахутати Багра-ТИ01Ш, после образования Кахетинского царства Тушети подчинилась царю Левану I по мирному согласптению. Царь уступил тутшцам долинные пастбища, а они взяли на себя воинскую повшшость. В ХУ--ХУШ в.в. Туиети считалась отдельным моуравством. Разобраться во взаимоотношениях Тушети и центральной власти на начальном этапе нам помогает "Судебшж ..." царя Георгия Блистательного, хотя между Тутаети и другими грузинскими горными провинциями, которые строились по аналогии, не должно быть большого различия.

Из "Судебника ..." Георгия Блистательного хорошо видно, что государство передало управление горными районами чиновной иерархии. Исходя из этого функции государственного и общинного чиновничества были распределены. Высшим бил Эристав, заместитель Гамге-бели (управителя). Последний являлся чиновником царского двора, т.е. царской власти, непосредственно подчинялся государственному совету. Эриставам-Гамгебели подчинялись хевистави и хевисбери,отдельно была рьщеленя должность Шхистави (коменданта крепости). Цихистави был заместителем хевисбери. В горах выделялся особый социальный слой - эронанеби, которые были призванными людьми общины. Центральная власть в основном требовала ополченскую службу. Тушинцы, пшавы, хевсуры представляли собой царскую гвардию. Для горцев это была престижная должность и по доброй воле её никто нэ уступал.

В позднефеодальной Тушети из царских чиновников мы встречаем только моурава и "мебалахе" (распорядителя пастбищ). Остальные - тавхевисбери, хевисбери, деканози и т.д. являлиоь чиновниками общины. Царская власть в Тушети особенно ослабла со второй половины ХУЛ в. С 1648 года ( со дня начала правления в Кахети Ростома Багратиони, мусульманина) до 1744 года (вошаствия на пре-

стол Ираклия П - христианина), Тушети была независимой, этот край не подчинялся мусульманским царям Кахети и сражался за христианское правление. Ираклий П сумел восстановить влияние центральной власти в Тушети, но не полностью. В частности, била восстановлена должность царского моурава, который однако не вмешивался во внутренние дела горцев. Но в военных операциях его роль и влияние были беспрекословными. Очень часто между моурави и Ту-шети возникали конфликты, которые разрешались только после вмешательства царя. Должность моурава по наследству была передана княжеской фамилии Чолокашвили. Эта традиция продолжалась и в XIX1 веке, когда царизм был вынужден назначить в Туиети высшего полицейского чиновника из рода Чолокашвили.

Кроме моурава царскую власть в Туиети представляли т.н. "мебалахе" (распорядитель пастбища). Oim собирали среди тушнцзв государственные налоги. "За травы" царская власть брала налога и в горах и в долинах, а также за эксплуатацию Ллванских пастбяц. Тушинцы платали за травы, за листья, за дым. По некоторым данным за пользование Алванской долиной тушинцы выплачивали царскому двору в год 400 баранов и 200 ягнят (Д.Зубарев, Н.Дубровин).Часто вместо баранов царь брал 1040 рублей. Отсюда половина уходила на содержание моурава и "мебалахе". Царский двор брал о тушил ев налог за использование полей Саыухе. Здесь плата за весь сезон доотигала: 5 коп. sa барана, 10 коп. за крупный рогатый скот, 20 коп. за лошадь.

В XIX в. бюрократический аппарат русского правления оно-теиатичеоки щнтеонял права гушинцев. Царизм создал новую административную единицу - Туш-Пшав-Хе воурский округ, который делился на две области - Туше та а toiaa-Хевоурета. Управляли аа

помощники начальника округа.

Вместо четырех тушинских общин были созданы т.н. общества и ими управляли старосты и наместники. Всего было 'оздано восемь обществ: Фарсма, Дяртло, Омзло, Нацихвари, Джварбосли, Индурта, Сагорта и Илиурта.

Начальником общества считался староста, а заместителем -нацвали (наместник). Старосту общество избирало сроком на три года. Как правило у старосты было 2-3 нацвали. Старосты-нацвали избирались из числа местных жителей. Взаимоотношения Тутаети с центральной властью не изменились и после присоединения Грузии к России. Неизмешшми остались и воинские обязанности.

ГЛАВА Ш. ИЗ ИСТОРИИ УЧАСТИЯ ТУШИНЦЕВ В КАХЕТИНСКОМ ВОССТАНИИ 1659 ГОДА

Об участии тушинцев в Кахетинском восстании 1659 года, кроме документальных и официальных наративных источников существует также весьма*богатый фольклор. К сожалению народные предания в историографии зачастую рассматриваются неправильно. Например, признано, что долину Алвани тушинцы получили за мужество, проявленное в Бахтрионском восстании (А.Шанидзе, Ар.Гегечкори, М.Мачабели). В действительности же, Алванской долиной тушинцы владели еще оо времен Левана I, т.е. с ЗО-х годов ХУ1 века. Ошибка вызвана тем' обстоятельством, что в 1659 году была решена важнейшая проблема: Кахети была спасена от национального перерождения, истреблены поваленные здесь Ираном чуждые, враждебно настроенные этнические племена, но политическое господство Ирана ооталось без изменения. Ввиду этого тушинцы не прекратили борьбу, во главе которой вновь отоял народный герой Зезва Гаприндаули. В грузинской историография С7дьба Зезвы Гаприндаули неизвестна. А пародные предания говорят.

что он попал в плен и подобно другим руководителям восстания 1659 года (мы имеем ввиду князей Бидзину Чолокашвили, Элизбара и Шалву Ксанских Эриставов) был жестоко наказан.

В Кахети во время царствования Арчила П (1664-1675г.г.) тушинцы вновь получили официально обширную территорию: Алванское поле и зимние пастбища между Курой и Иори. За пользование этими землями они должны были платить царской власти одного барана со • стада. Царская грамота была специально оформлена, её выбили на камне. Тушинцы построили Элъдарскую крепость (на расстоянии почти 200 км от Тушети) и заняли часть Шираки. Отныне, на протяжении почти двух веков здесь несло оторажевую службу вооруженные отряди тушинцев. Грамоты написанные на камне выявил и изучил академик Эквтиме Такаишвили. Периодически царский двор возобновлял этот документ. Активность туш-пшав-хевсуров в осЕобовдении равнинной Кахети от кочевников-туркменов, что и выразилось в Бахтрионской эпопее, обусловлено было именно тем обстоятельством, что кочевники заняли принадлежавшую им территорию. Этот факт причинил особый ущерб экономике тушинцев, поскольку они потеряли зимние пастбища, отоль необходимые для основной отрасли экономики, овцеводства.

В эпопее 1659 г. участвовали все четыре общины тушинцев: Чагма, Цова, Гомецара.Пирикита. Поэтому неправильно выделять особо роль какой-либо общшш (Цова или Чагма). Такое разделение не встречается также кн в официальной историографии, ни в народных преданиях. Нежелательны также попытки выловить родовую принадлежность отдельных народных героев (Зевва Гврпикдаули, Шведа Шве-лавдзв, Иати Сагиришшли и других). Все они были "вообще тушшды", "вообще грувнкы" (такие отклонения были допущены ■ диссертантом в его ранних работах и исследованиях: Аб.Шавхелишвили, а также в статьях большого ученого Ак.Ианвдае). Можно сказать, что в Бахт-

рионском восстании участвовала не только горная Грузия (туш-пшав--хевсуры), но и рядом о ними сражались аварцы, дидойцы, кистинцы (Л.Тухашвили).

В исторической литературе один из проблемных вопросов -- это выявление причин восстания 1659 года. Это восстание было подготовлено всеми общественными слоями Картл-Кахети, но особую роль в нем сыграли тушинцы. Их организаторская сила собрала в единый кулак аристократию Картли и Кахети (князья Шалва и Бвдзина Эриста-вы, Заал - арагвский Эристав, Бвдзина Чолокашвили), клерикальные круги, крестьянство. Феодальная историография выдвинула на передний план в основном феодальную надстройку, оставив почти без внимания нижние слои населения. Взамен,народные предания организаторами и ведущей силой восстания называют всех тушинцев: вместе с ниш сражались тпавцы, хевсуры, картлийский царский двор, равнинные феодалы, церковь.

Следует отметить, что по этому вопросу русские архивные материалы, почти идентичны народным преданиям. Официальные документы также подтверждают ведущую роль тушинцев (И.Шнцадзе, Н.Накашидзе, Т.Тивадзе, Г.Пайчадзе и другие). Тушетия была единственной провинцией Кахети, куда не достигала суровая власть иранского шаха. Поэтому отсюда сравнительно легко было направлять освободительную борьбу. В решающий момент руководство восстанием взяла в свои рука аристократия, хотя это обстоятельство не помешало оовободитель-ной борьбе до конца сохранить общенародный характер.

ГЛАВА 1У. К ВОПРОСУ О ПУТЯХ ВЗАИМОСВЯЗЫВАЮЩИХ ТУШИНЦЕВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

а/ Пути сообщения тушинцев с долинными районами Тушетия тесно была связана о равнинной Грузией. Одна из

старейших дорог шла через перевал прямо га Кеди, западнее горы Всрбало, существовала т.н. "дорога Кепани": ущелье селения Ле-чури-Стори-Орцкали-гора Кепани-Нагомреби-Садаоре-Алатоани-Калд-жвари-склон Сагвеле-рока Нахидура-селДисо. Отсвда можно было попасть во все общины тугмнцев.

"Дорога Абано", "дорога Накерала", "Кадори" пли "Андара-зани" или "Панкисские пути" - из этих путей главной была дорога • на Накерали, т.н. "тушнская дорога". Вообще все пути стекались в ущелье Алазани, Стори или Кепани (Накерала, Кепаш, "дорога Торгваис Абано", "дорога на Сакорне"). Через утиелье Лопоты.Ин-цоба проходят пути Кохты и Андаразаны, Кадорская дорога.

б/ Дороги для прохода из Тушетии в Пшав-Хевсуретию и Дидоеты-Чечня-Ингушетюо

Несмотря на сложный рельеф Тушетия тесно была связана о горными районами Восточного Кавказа, как о грузинскими,так и о негрузинскиыи общинами. В Пшав-Хевсуретию проходили пути над Ацунта-Алазани. Здесь было оживленное движение не только по причинам экономического и политического характера, но и по причинам чисто религиозного характера. В Тушети существовали хевсурские кресты - капища: Каратели и Хахмпти, поклониться которым приходили из Хевсуретии. Здесь проходили и дороги:

1. Чонтио - лоиина Ацунты - роща Хоне - роща Муцо - Шатили.

2. Джварбосели - Алисгори - Дкавахе - Сакинджвари - лощина Дидойцев - гора Сакерпо - ущелье Миджна - Алавннотави - Ардоти -- роща Чуцо - Шатили.

3. От истоков Алазани дорога аз Хевсуретии проходила и в Цова (гора Сакерпо - через Миджяисхеви) в в селения Пирикитской об пины (по напревленжю к Ларовани они пересекали гору Ларовани -

- Геле и через Турсиехи - Квахиди подступали к Чонтио - Гиреви).

4. У Накерала - Дидгверда выделяется новый маршрут, который идет от истоков Алазапи, откуда идут дороги в Пшар-Хевсуретию, Тушетию и к долинам Кахетии через Панкисское ущелье.

По направлению к Плави тушивды использовали также три главные дороги: 1.сел. Чонтио-Турсиехы-Квахвди-Ацунта-роща Хоне -Орцка-ли-Ардоты-Патара Авдаки-Ардашло-Диди Анаки- ущелье Ботано-Сатибис Гори-Ваке (задняя Пшави).

2. Сел.Гиреш - ущелье Ларованы-Алазнистави-Сакорнио-ущелье Цифлованы-гора Масара-Ркинисмта-гора Лекоана-Кехисгори-Ваке (задняя Пшави).

3. Сел.Баке (задняя Пшави^- Сатибисгори-ушелье Ботано-Цка-ростба-Борбало-Алазшютави-Ларовани-Гиреви (от истоков Алазани эта дорога шла также к общинам Цова и Гомецара).

Тушетия связывалась с Дидоеты несколькими путями, отсюда главным являлась дорога через сел.Дикло. Вместе с тем дороги шли через Омало,. Цокалта - Кумелауртамта - село Хотрахо и т.п. Интенсивное движение наблюдалось также на дорогах ведущих из Тушетии в Чечню-Ингушетию, с которыми связь шла через перевалы Качу, и Кериго, а также Ащгнта - Тебуло - Укуречо - Даноо мта и проходы через Лашкрисмта.

В Дидоеты и Чечню-Ингушетию шли и "второстепенные" путл,которые в высокогорных условиях представляли собой значительные коммуникации, и, к сожалению, нередко использовались для неожиданных враждебных нападений.

в/ К вопросу об одном пути связывающим Грузию с Россией и проходящем через Тушетию

В Союзном русско-грузинском трактате 30-х годов ХУЛ века особое значение придается дорогам проходящим через Тушетию. Вы-

полняя роль одного из центров антииранского движения Тушетия стала вакным звеном в политическом сотое Грузии и России. После закрытия Дарьялъского пути тушетские дорога приобрели решающее значешю, Туоетская дорога впервые била использована бо время посольства в 1637 г. Федора Волконского и Артема Хватова. Маршрут этого пути в историографии до сих пор не бил точно установлен. Путь описашшй русским: послами неточе!!. Возможны 6 вариантов: I. сел.Гиреви-Ларовани-Алазнистави, Сакорио-Цифловани-• -Масара-Ркшшсота-Сакисто-Тбатана-Цшшгори-Бацара-Дзибахеви --Виркиани-Дкоколо-Дуиси.

2. сел.Чонтио-Турсиехя-Квахиди-Алазтастави-Сакорш-Цифло-ваш-Масора-Ргаитсмта-Сакисто-Тбатана-Ци нагори-Бацара-Дзибахеви--Биркиа ни-Дкок ол о-Дуи си.

3. От села Чонтио или села Пароли сел.Чонтио - перевал На — каичо-сел.Дадикурта-сел.Д^варбосели-сел.Вакисдзири-сел.Вестомта--сел.Вестмо-Орщсали-Самцорносиори-Дидгверди-КартианисцерьНабрд-золи-Накерали-Сакистос гори-сел.Лопантаси.

4. Сел.Чонтио-сел.Гиреви-Парсма (лучше проходя ниже него через левый берег (Пиршштской Алазани) - перекал Накаичо-сзл. Дадикурта - сел.Дкварбосели-сел.Алисгори-Джавахе-Сакшщжвари-

- Дидот Геле-Сакерпосмта-Миджккс хеви-Алазниставя-псреход Сакор-нио-Цифгсованис хеви-Тбатана-Цинагори-Бацара-Дзибахеви-Шркиани--Джоколо-Дуиси.

5. Сел.Парсма-перевал Накаичо-сел.Дадикута-сел.Джварбосе-ли-сел.Бегела-сел.Дочу-сел.Гогрулта-сел.Сочигело-Орцкалл-Самуор-нос цери-Дидгверди-Каргианио цери-Набрдзоли-Сакистос гори - сел. Панкиси.

6. Сел. Парсма-персвал Накоичо-сел.Дадшг/рта-сел.Джвар-•^осели-сол.Алясгори-Джааахе-Сакиндкврис хови-Дпдот геле - Са-■•■■ шг-ГАх-лис ::..ч,; .....

-Егркигнш-Дтсоколо-Дуисп.

Из этих вариантов наиболее точными нам представляются третий й пятый вариант — "Накарела" или "тушинская дорога". Эта дорога в течеШ5е 30-35 лет выполняла большую роль в русско-грузинских взаимоотношениях.

ГЛАВА У. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧИЗКИХ.КУЛЬТУРНЫХ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТУШИНЦЕВ И ПРИКАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ

§ I. Из истории экономических и культурных взаимоотношений тушинцев и войнах-двдо-лезгшюв

а/ Эконом5пеские взаимоотношения

В различное время, начиная от царя Фарнаваза (рубоя Ш-1У в.в. до н.э.) вплоть до Х1У века, согласно исторической традиции Ту-шети, Двдоет-Хундзах, а иногда и некоторые общины Чечено-Ингушетии были объединены в одном ориставстве. Политическое единство было обусловлено экономическими связям!. Тушети выполняла посредническую роль в торговле меяду Кахетп и црикавказскими горцами, в особенности в снабжении Кахети зерном. Это положение сохранилось до середины XIX века. Несмотря на частую политическую напряженность, кочевое овцеводство способствовало экономической близости горцев: Дпдоети использовала зишше пастбища Грузии, а грузинские животноводы - летние пастбища Дагестана - Дидоети. Тушети вывозила к соседним горцам предметы домашнего промысла: шерстяные носки, сптец, черкески, войлочные шапки, бурш, дорожные сумки, шерстяные ткани, конское снаряжение, веревки, кепки, сир, масло, овец, коз,отлов, лошадей, крупный рогатый скот. В горных районах Восточной Грягояв трок о был распространен »иторт рабочей силы. 3 экономичес-

ки сильную Тушети приходили искать работу дидойцы, чечены,ингуш, лезгины, аварцы, в особенности в период о марта по октябрь. Они участвовали в пахоте, ухаживали за крупным рогатым скотом. В овцеводы в основном шли тушинские мужчины, а за коровами, телятами ухаживали наемные рабочие. За эту работу они получали

в лето с каждой головы 20-40 копеек.Кроме того.расходы на питание, жилье,одежда наемного рабочего брфх на себя хозяин. Часто с яаец-ныыи рабочими расплачивались зерном,литр зерна за I голову скота.

Труд дидойцев и лезгинов использовался также на заготовке дров. Часто наёмные рабочие приходили Бместе с семьей, ибо ту-шиицам требовалась помощь и в "чисто женских" делах (ткачество, шитьё, скручивание пряжи и т.д.). Из предметов домашнего промысла в Тушети сохранились "лезгинские бурки", сабля "лезгинская", чечено-ингушское конокое снаряжение, шапки, газыри,холодное оружие, ножи, изделия из дерева: сита, низкие столики,миски, ложки, тазы для замешивания теста и т.д.

б/ Из истории культурных взаимоотношений .

Тушети выполняла роль посредника и в деле христианизации Двдоет-Дагестана-Чечено-Ингушетии. В У1-Х1У в.в. христианство грузинского толка широко было распространено на Северо-Восточном Кавказе. В письма царя Теймураза X от 25 апреля 1639 года к русскому царю Михаилу Федоровичу подчеркнуто, что до 30-х годов ХУЛ в. определенная часть Чечено-Ингушетии все еще была христианской. Грузинский язык часто выполнял функции государственного языка на Кавказе. Культурное единство было к в языческую эпоху (например, атекгенство было распространено и в горной Грузии и среди ингушей под наименованием ("атнечешка"). Общие капища--моделыш осталась и после искоренения христианства, например:

"Гора Кавтара", "Хрест дндойцев", "Кропость дздойцев", "Сельбище дидойцев". 3 Хевсуроти их нозывеют капищами "для верующих --неверуншх", к примеру, Лнаторз. Хевсуры имели сг^и капища и л Чечено-Ингушетии, но но совместные с тамошними кителями (например, капиие Пава на на территории Саамгос 1{арн).

Культурные взаимоотношения отражены и в топонимике Тушети. В Чечено-Ингушетии и Дагестане многие топошмы объясняются с помощью грузинского языка и наоборот.

В Тушети по традиции того времени жилые дома строили ди-дойцы, чеченцы, ингуши.

Развитию культурных взаимоотношений способствовал и грузинский царский двор. К сожалению, русский царизм отверг традиционную политику грузинских царей в данном зопросе. В период Кавказских войн (Шамиль) Россия запрещала также связи Тушетии о мусульманскими соседями.

2/ ПРИЧИНИ, ШЗ!ШАВШИЕ-ВЗЛКДШЕ НАПАДЕНИЯ ТУ1ШНЦЕВ

И ВЕЙ1АХ-ДЯД0-ЛЕЗГИН0В,И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ В ХУП-ХУШ В.В.

Общая идеологическая близость народов Северо-Восточного Кавказа (христианство) в средневековье обусловила их взаимное сближение. В Х1У в. быстрое распространение Тамерлана обострило отношения ислама на Северном Кавказе. У вейнахцев процесс исламизации завершился ллпь в XIX веке. Именно с этого периода и начинаются столкновения между Чечено-Ингушетией и туш-пшав--хевсурами. Причиной раздоров между дагестанцами и грузинскими горцамя были зимние пастбища.

Из Восточной Кахети (Саингило) дагестанцы сумели изгнать тушинцэв, которые в ответ полностью заперли йлракскую долину. ОсногноЧ ~го причиной было ухудшепле оконсетгст горцев. Поело

распада единой Грузии горцы Северного Кавказа не могли найти достаточного пропитания и стремились восполнить недостачу разбоем. Таким образом набеги дагестанцев на Грузию были извращенной формой ранее существующих хозяйственных отношений. Между тем, надо отметить, что даже во время самых ожесточенных кон-фронтаций Дагестан по сравнению с Тушети сохранял более выгодное экономическое положение.

Такое полсиение- в отношениях между Тушети и Вейнах-Дидо--Кистами за редким исключением почти не наблюдается в ХУЛ веке. Наоборот, Тушети устанавливает связи с Россией именно благодаря северным соседям. Она имеет в Москве постоянного представителя в лице Бежана Григорьева.

Начиная с ХУШ века Тушети более активно выступает в борьбе с набегами лезгинов. Эта активность нередко волновала и грузинскую администрацию. Царский двор был вынужден в 2,5 раза увеличить выкуп за кровь, повысив его с 12 червонцев до 30, что тушинцы и выплачивали во время обряда примирения. Несмотря на это тушинцы усиливали атаки против лезгинов (см. "Приговор Кар-талино-Кахотинского царства" от 1786 года). Зачастую участие тушинцев в походах фактически ставило их на постоянную военную службу. Поэтому в 1773 г. царь Ираклий П освободил туш-пшав--хевсуров от призыва в "дежурное войско".

§ 2. К вопросу о походе Нуцал-хана в Тушети

В устном творчестве Тушети наиболее известным является сюжет о походе Нуцал-хана. Это отразилось в исторических исследованиях С.Макалатия, И.Дешериева, В.Дагазвдзе, Т.Утургаидзе, К.Чрелашвили и др. Однако было непонятно, кем был Нуцал-хан и когда он напал на Тушети. Из диссертации явствует, что Нуцал--хан - это тот же Нурсал-хан, напавший в 1754-1755 г.г. на Карт-

ли и Кахети.

Вообще для грузинов, под понятием "Нуцал" подразумеваются аварские ханн. Поэтому не совсем понятно, о каком конкретно аварском хане говорится в народных сказаниях.

Изучая все материалы в диссертации доказано, что в данном случае речь идет о Нурсал-беге, который будучи ставленником османской Турции вел интенсивные набеги на Восточную Грузию. Самое жестокое и страшное было нашествие на Кахетию в 1754-1755 г.г. По призыву мулл под знамена Нурсал-бега собралось до 20 тысяч воинов.

По приказу царя Ираклия П, чтобы отразить нашествие Нурсал-бега, тущинцы сами напали на Аварию. Этим Ираклий П достиг сразу двух целей: I. Ослабил войска Нурсал-бега и заставил его уйти из равнинной Кахетии; 2. Лишил Нурсал-бега возможности получения резервов из Аварии.

Нурсал-бег решил уничтожить Тушети, как мешающую преграду, но тушинцы отразили-нашествие'аварцев, нанесли им сокрушительный удар. Приняв на себя удар агрессивных соседей тушинцы помогли Ираклию П в окончательном разгроме Аварии.

Войны с Нурсал-бегом получили широкое отражение в народной поэзии и богатом фольклоре тушинцев.

К сожалению, официальная грузинская историография 17 в. не отражает рель тушинцев в борьбе против Дагестана.

§ 3. История участия тушинцев в воинах за присоединение Чечни и Дагестана

В первой половине ХН века, особенно во время войн Шамиля (1834-1859г.г.), Тушети была на стороне России. Позиция грузин объясняется стремлением любой ценой прекратить набеги лезгинов, длившиеся веками. Почти полвека продолжались сражения туш-пшав-

-хевсуров с Чечено-Дагестаном.

Шамиль питался переманить грузинских горцев на свою сторону, даже распространи! слухи о том, что он, якобы, вита царя Ираклия П, син царевича Александра.

Но все било тщетно. Тогда он ре си я сокрушить тушинцев в войне. До Шамиля известии нашествия Муртаз-хана в 1841-1842г.г. Шамиль потребовал от тушшщев покорности и уплаты налогов. Для осу-ществлеш!я своей цели он .попытался вести и дипломатические переговоры (например, переговоры на горе Капучи), и нападения (например, поход Мухама ). Поражение Мухама имело столь далеко идущие последствия, что царское правительство на три года освободило.Тушети от налогов. 30 декабря 1836 года 10 тысяч человек под командой дидой-ца Алдана напали на Тушети - селения Дикло и Шеноко. Благодаря тупости управителя Тушети Михаила Чолокаавили враг поголовно уничтожил население обеих сел. Три тушинские общины (Чагма,Пирикита и Гомецэра) подали специально составленную жалобу правителю барону Розе2£у.

Российское правительство жалобу рассмотрело, предупредило Тушинцев, что оборона Тушети возлагается на самих тушинцев, и послало им в помощь шпавцев. Дело осложнилось тем, что цова уже спустились в долшеу и их мало интересовала оборона горной Тушети. 0д1шко, под нажимом правительства цовцы начали выделять караулы. Образовался механизм защиты Тушети. Для караулов выделили продовольствие, возросли права управителя, увеличилась зарплата, она была назначена и караулам. Управитель был обязан все время находиться п Тупоти, поэтому его зарплата с 300 рублей возросла до 600. Били выделены средства для возрождения уничтоженных селений, 25-30 рублей на дом. Были принята меры для выкупа пленных. Туи--Г.шнп-Хевсурети била объединена в одно моуравство (управительство).

Управителю выделили заместителей о окладом 300 рублей каждому. Были проведены мероприятия по_ укреплению дружбы . • вду_ этими племенами. В 30-40-х годах положение Тушети осложнилось. Начались атаки и из Чечни. В IB44 г. были разгромлены селения Чонтио и Муцо, в 1843 г. - снова Дикло, в июне 1843г. Хевсурети, атаковал Ахверд Мухаммед. В Шатили чеченцы потерпели страшное поражение, а Ахверд Мухаммед был убит. Наместник царя на Кавказе в'память об этой победе построил маленькую церковь, сделал специальную надпись и щедро наградил шатильцев. Бои продолжались и в 50-х годах. В 1846 г. вновь были разгромлены Дикло и Шенако, в 1848г.- Пирик^тская община, а в 1850г. напали на обиину Чагма, 22-23 мая - на Чонтио.

В августе 1852 г. было осуществлено комплексное нападение на Чагма," Гомацара и Пирикита. В походе участвовали сын Шамиля и 8 наибов во главе 8 тыо. воинов. В августе ворвавшийся враг бы" уничтожен.

Туш-лшав-хевсуры честно несли службу и в грузинской милиции. Но вскоре им были поручены другие функции. Они защищали "лезгинскую кордонную линию". Эта линия простиралась от Ананури до Шаки на 176 верст.Левую сторону этой линии защищали туш-пшав--хевоуры, и служба в ней освобождала их от олужбы в милиции.

Во время боев туш-пшав-хевсуры не только обороняли, но и атаковали противника. Особенно прославились они в 1849-1852 г.г. июле, зимой 1855 года, пооле июля 1857 года, когда началооь завоевание Дидоет-Дагестана. Тушинцы участвовали в захвате Гуниба. По Тушинской традиции Шамиля по его просьбе из Рунибской крепости вывел отряд тушинцев.

ГЛАВА У1. К ИСТОРИИ УЧАСТИЯ ТУШИННЕВ В ВОЙНАХ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ГРУЗИИ ОТ ТУРЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

В первой четверти Х1Хв. традиционным стало участие тушнцев в т.н. "кавказских войнах" России (Н.Волконский, В.Потто, Ив.Цис-каришвили, Р.Эристави, Ив.Букураули). Тушинцы участвовали также в русско-турецких войнах 1853-1856 г.г. (Крымская война) и 1877--1878г.г. Свое участие в этих сражениях они рассматривали как историческую миссию с целью освобождения древних грузински провинций от турецких захватчиков.

§ I. К вопросу об участии тушнцев в Крымской войне 1853-1856 г.г.

На Кавказском фронте Крымской войны 1853-1856 г.г. большую роль выполнила грузинская милиция. Сразу после начала войны было составлено 140 сотен из местного населения, в т.ч. 74 конных и 66 пеших. Всего в войне участвовало из местного населения 416 конных и пеших рот, в большинстве своём они были сформированы из числа грузин. Одна из первых добровольческих сотен была сформирована из тушинцев, которой командовал Иван Элизбарадзе. У них была особая форма - они носили маленькие черные шапочки и имели черные знаки. Тушинская сотня проявила себя в Чолокской битве.

Диссертация содержит большой иконографический материал.

В диссертации расшифрованы первые фотографии военных фотокорреспондентов, опознаны отдельные лица, установлены участники этих дружин, неучена военная форма тушинских сотен, воинские звания присваиваемые им, в т.ч. первые георгиевские кавалеры и носители золотого оружия.

Из мрака неизвестности выведены народные герои сыгравшие

огромную роль в этих войнах. Все это стало возможным лишь благодаря тому, что диссертант провел огромную исследовательскую работу и скрупулезно собрал по частицам интереснейшг" материал.

§ 2. Из истории участия тушинцев в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878г.г. вновь была составлена грузинская милиция в составе до 40 тыс.человек.Среди них вновь выделялись тушинцы. Первый отряд бил составлен добровольно вне всякого призыва капитаном Александром Элизбаровичем Натишвили. Отряд сражался в корпусе генерала Девеля. Тушинская сотня билась у Артвина, Карса, Артануджи, Эрзерума.

Участие тушинских сотен в войне, кроме чисто военного имело также и огромное морально-политическое значение. Активное участие грузинской милиции в ргусско-турецких войнах усиливало освободительную функцию русской армии на международной арене. Участие грузин в войнах против Турции фактически олицетворяло стремление грузинского общества к возвращению в состав Грузии древних грузинских провинций: Аджара, Шавшети, Лазети, Чанети, части Тао, Кола и т.д. Именно поэтому грузинская милиция в русско-турецких войнах XIX века по численности превосходила русскую регулярную армию. Среди грузинских ополченцев особо выделялись тушинские сотии.

Участие тушинцев в русско-турецких войнах отразилось в народной поэзии, как патриотическое движение за восстановление единства родной Грузии.

Основное содержание, научные положения и результаты дис-

сертации изложены в следующих публикациях соискателя:

1. Эланидзе В.А. "Замечания к истории возникновения тушин", Труды Телавского государственного пединститута им.Я.Гоге-башвили, т.5, 1964 г,

2. Эланидзе В.А. "К вопросу об участии Тушетии в Кахетинском восстании 1659 года". Труды Телавского государственного педагогического института им.Я.Гогебашвили.т .6, 1966 г.

3. "Вопрооы истории Тушети", отдельная монография,365 стр.-, Тбилиси,1988 г.