автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Особенности поэтики русских покаянных духовных стихов XVI-XVII вв.

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Кожевникова, Татьяна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Особенности поэтики русских покаянных духовных стихов XVI-XVII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности поэтики русских покаянных духовных стихов XVI-XVII вв."

УДК 82(091)" 15/16"

На правах рукописи

Кожевникова Татьяна Викторовна

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РУССКИХ ПОКАЯННЫХ ДУХОВНЫХ СТИХОВ XVI - ХУП вв.

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Самара 2005

Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ГОУ ВПО "Самарский государственный педагогический университет"

Научные руководители: кандидат филологических наук,

доктор педагогических наук, профессор Буранок Олег Михайлович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Ведущая организация - Институт русского языка им А.С Пушкина

Защита состоится " 1 " октября 2005 г в 16 часов на заседании специализированного совета К 212.216.01 по присуждению ученой степени кандидата наук при Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443099, г. Самара, ул Л Толстого, 47, а>д 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО "Самарский государственный педагогический уникерсигет"

Автореферат разослан ЦР^а^'й 2005 г

доктор филологических наук, профессор Каравашкин Андрей Витальевич

Дергачева Ирина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент Архангельская Анна Валерьевна

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент

ЗМ^- ////ЯУ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Русские покаянные духовные стихи ХУТ-ХУП веков представляют собой такую тематическую группу в истории отечественной поэзии, которая до последнего времени не подвергалась диссертационному исследованию ни в зарубежном, ни в отечественном литературоведении с точки зрения поэтики, особенностей стиля и языка. Обращение к истокам русской поэзии позволяет глубже разобраться в фундаментальных свойствах поэзии вообще и русского стиха в частности.

В последнее время в отечественном литературоведении, как и в славистике в целом, внимание ученых привлечено к истокам русской поэзии, в том числе и к русскому духовному стиху. Появляется ряд научных публикаций в разных областях культурологии. Это неудивительно, поскольку покаянные стихи представляют музыкально-поэтический жанр, объединяющий музыку и слово.

В двадцатых годах прошлого столетия духовные стихи вследствие их тематики были незаслуженно забыты. Единственный фундаментальный труд, вышедший в послереволюционное время в Париже в 1935 году, принадлежал Г.П.Федотову. Справедливо в начале XX века заметил А.В.Рыстенко, что "духовным стихам как-то не особенно посчастливилось в нашей науке"1. Однако, после долгого перерыва духовные стихи вновь привлекают внимание исследователей. Покаянные духовные стихи рассматривают в своих работах и филологи:

A.М.Панченко, В.И.Малышев, А.В.Позднеев, А.И.Копанев,

B.В.Колесов, В.Н.Сергеев, О.А.Савельева, В.К.Былинин,

C.Е.Никитина, Л.Ф.Солощенко, Т.В.Хлыбова, Ф.М.Селиванов; и музыковеды: С.В.Фролов, ЬС.Ю.Кораблева, Т.Ф.Владышевская, Н.С.Серегина, Г.В.Маркелов, Т.З.Сквирская, Н.В.Грузинцева,

1 Рыстенко А.В. Легенда о св. Георгии и драконе я-вигаыхийскпй и славяно-

русской литературе. Одесса, 1909. С. 258.

С.Браз; и фольклористы: Ю.А.Новиков, М.В Медведева, И,Н За-волоко, А.В.Коробова, Б.Джсймс; и археографы: Л.А.Пехрова, М.А.Момина.

Спустя 60 лет после магистерской диссертации В.П.Адриа-новой и ее книги, посвященной анализу различных редакций Жития Алексея Божия человека (на основе духовных стихов), были защищены четыре кандидатские диссертации: искусствоведов К.Ю.Кораблевой, Т.З.Сквирской, филолога Т.В.Хлыбовой и фольклориста А.В.Коробовой.

Показательным становится возобновление специального курса по духовным стихам в Московском университете в 1988 году Ф.М.Селивановым, поскольку из учебных пособий в советский период духовные стихи были изъяты. Последним изданием, где еще оставались духовные стихи, слал учебник профессора Ю.М.Соколова, вышедший в 1938 году.

Важно, что теоретические работы базируются на богатом фактическом материале, накопленном славистами: изыскания отечественных и зарубежных филологов дают основание говорить о значительном пласте духовных стихов, бытовавших в русской культуре ХУ1-ХУН веков.

С научной точки зрения интерес к духовным стихам возник только во второй половине XIX века после того, как были изданы сборники П.В.Киреевского, В.Г.Варенцова и Н.Бессонова. Они стали основной источниковедческой базой для последующих исследований. Начало записей произведений ранней русской лирики относится к тридцатым годам XIX века. Сбор рукописного материала для публикации тесно связан с деятельностью П.В.Киреевского. Издание первого сборника духовных стихов осуществлено в 1848 году под названием "Русские народные песни, собранные П.В.Киреевским. Ч. 1: Русские народные стихи".

Наряду с другими памятниками народной поэзии в сборнике значительную часть занимают сводные тексты духовных стихов. Но сводные или составные тексты не имеют значения пер* <1»

воисточника и с научной стороны менее пенны. По мнению собирателя и знатока народной устной поэзии П.И.Якушкина, составлять сводные тексты из нескольких вариантов мог только человек со знанием большого количества источников. Таким был П.В.Киреевский. П.И.Якушкин также высказал ценное замечание, что каждый текст при публикации должен соблюдать точную сохранность и строгую паспортизацию. В связи с этим сводные тексты, составленные Н.В.Киреевским на основе имеющихся в его собрании вариантов, вызывают лишь интерес к представлениям об этом роде поэзии самого автора-составителя, но стать предметом всестороннего исследования не могут. Кроме того, стихи духовного содержания находятся в общем потоке записей и не имеют никакого обособления.

Следующим выходит сборник В.Г.Варенцова, в котором представлены основные сюжеты духовных стихов. В предисловии к нему составитель описывает широкую палигру образов, круг исполнителей, указывает на некоторые христианские гим-нографические источники и апокрифы, послужившие основой содержания стихов. Однако тематическая систематизация как принцип научного подхода к публикации еще впереди.

Впервые предпринял попытку выделить покаянные стихи из всей совокупности древнерусских поэтических хексгов П.Бессонов в предисловии к VI выпуску "Калек перехожих". Опубликованные им тексты по списку приобретенной от В.В.Борисова крюковой рукописи XVII века, содержат покаянные стихи. Составитель дает характеристику текстам и затрагивает проблемы их возникновения и бытования. В другие выпуски "Калек перехожих" вошли также и покаянные стихи, но они не определены автором как покаянные. В целом собран богатый текстовый материал: записи самого составителя, известных собирателей и любителей народной поэзии (П.ИЛкушкина, В.И.Даля, П.И.Рыбникова, П.В.Киреевского и других). Большое количество текстов внесено в издание из архивных рукописных сборников и частных собраний. Но сопровождавшие сведения о

месте и времени записи стихов весьма скромные и недостаточные. Вызывает дополнительные сложности и неудобства псевдонаучный и неприемлемый метод сведения вариантов в один основной текст.

Антология Е.А.Ляцкого включает стихи с "покаянным мотивом", но не выделяет их в самостоятельную группу.

В дореволюционных изданиях появляются отдельные тексты покаянных стихов более позднего периода, бытовавших среди старообрядцев и раскольников, но они единичны.

Крупное исследование Н.Ф.Финдейзена "Очерки по истории развития музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в." впервые предоставляет "озвученный" текст покаянного стиха - расшифрована крюковая запись и переведена на современную нотацию. Автор подробно рассматривает сферу бытования и функциональное предназначение стиха об Адаме.

Дальнейшие исследования покаянных стихов в работах В.Н.Перетца, В.И.Малышева, А.И.Копанева были посвящены отдельным стихам и их характеристикам. Ряд новых "стихов умиленных" XVII века из собраиия Московского Синодального Училища церковного пения вводит в научный оборот академик В.Н.Перетц. В работе им также затронуты вопросы генезиса, времени создания, подчеркнув лирическая сторона покаянной поэзии. Исследователь древнерусской литературы В.И.Малышев опубликовывает несколько покаянных стихов по рукописям XVII века. В результате полевых археографических работ А.И.Копаневым обнаружен один из древнейших списков покаянного стиха XV века "Окаянный убогий человече".

Большим вкладом явились работы А.В.Позднеева и А.М.Папченко, которые знакомят читателей с огромным текстовым материалом. Впервые приводится полная подборка стихов по рукописям XVII века с учетом разночтений и сопоставлений с другими списками.

Среди изданий XX века выделяются два ашологических сборника: Ф.М.Ссливанова и совместный Л.Ф.Солощенко -

Ю С.Прокошина. Они включают ставшие библиографической редкостью материалы, а также новые записи. Сборники содержат комментарии и словарь, что делает тексты более доступными и интересными с научной точки зрения.

История изучения покаянных стихов, начавшаяся во второй половине XIX столетия, велась по нескольким направлениям: выяснение времени возникновения стихов, поиска книжных источников, географического распространения, среды складывания и бытования, установлений связей с другими жанрами и видами искусств. Эти вопросы поднимали в своих работах Е.Ф.Будде, И.Я.Порфирьев, М.Н.Сперанский, А.И.Кирпич-ников, И.И.Срезневский, П.Бессонов, Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихон-равов, А.Н.Веселовский, Ф.Д.Батюшков.

Несмотря на достаточный уровень изученности проблемы и в текстологическом, и в теоретическом планах, некоторые вопросы ос гались вне поля зрения исследователей. Прежде всего, это изучение генетической структуры, проблематики и поэтики русского духовного стиха вообще и русского покаянного стиха в часиюсхи.

Все это определило актуальность темы диссертационного исследования: покаянный духовный стих, будучи исторически и теоретически важным историко-лтературно-кулыурным феноменом, должен быть вписан в историю и эволюцию русской поэзии. Он уникален еще и потому, что анализ особенностей поэтики русских покаянных стихов XV¡-XVII веков позволяет привлечь такие составляющие русской духовной культуры означенного периода, как музыка, иконография, учительная литература, то ес!ь рассмотреть покаянный стих на широком культурологическом фоне.

Научная новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью генезиса, проблематики, структуры и поэтики русского покаянного стиха. Наша работа представляет собой одну их первых попыток осветить эти проблемы. В диссертации рассматриваются не только исюки данного жанра, но и та эво-

люция которую русский покаянный стих претерпел в ХУЬХУН веках.

Цели и задачи исследования определяются уровнем изученности темы: целью работы является рассмотрение истоков и эволюции жанра, специфики бытования русских покаянных духовных стихов, особенностей их художественной системы. В соответствии с заявленной целью выдвигаю) ся следующие задачи исследования:

1. Выявить специфику и социальные функции, среду бытования русских покаянных духовных стихов.

2. Исследовать композиционную структуру анализируемых текстов.

3. Изучить своеобразие поэтики и ритмики.

4. Выяснить особенности стиховедческой культуры и вопросы стихосложения в покаянных стихах.

Объектом исследования стал корпус выявленных русских покаянных духовных стихов, в том числе около тридцати текстов книжной версии, до настоящего времени не вошедших в активный литературоведческий обиход отечественных и зарубежных славистов.

Предметом исследования явилась поэтика русского покаянного стиха ХУ1-ХУН веков, которая впервые рассматривается нами с точки зрения ее важнейших составляющих, прослеживаемых как на композиционном и жанровом, так и на стилевом и ритмико-интонационном уровнях.

Методологической и теоретической основой работы послужили исследования М.В.Бражникова, В.К.Былинина, М.Л.Гаспарова, А.Л.Илюшина, Д.С Лихачева. Ю.М.Лотмана, А.В.Позднеева, А.МПанченко, Р.Пиккио, Л.И.Сазоновой, О.А.Савельевой, Ф.М.Селиванова, К.Ф.Тарановского, О.И.Федотова, Б.ВЛомашевского.

В основу настоящей работы положены историко-генетический и сравнительно-типологический методы исследо-

вания, позволяющие наиболее полно осветить поставленную проблему.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в вузовских лекционных курсах по древнерусской литературе и культуре, на семинарских занятиях, специальных курсах и семинарах по проблемам истории русской литературы и, в частности, истории стиховедения.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГПУ, кафедры истории и теории музыки ИХО СГПУ. Основные положения исследования излагались на научных и межвузовских конференциях: "Традиции и инновации в преподавании музыкально-педагогических дисциплин" (Самара, 1998), "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара, 1999; 2002), "Музыкально-педагогическое образование: проблемы и перспективы" (Самара, 2001), "Духовная музыка и славянский фольклор" (Самара, 2004), а также в публикациях по теме диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении аргументируется выбор темы, обосновывается ее актуальность, характеризуется степень изученности проблемы, формулируются цели и задачи, методологические основы исследования, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава "Композиционные инварианты русских покаянных духовных стихов" посвящена особенностям строения поэтического текста и сюжетосложению. Нами проанализи-

роваиы композиционные приемы, составляющие форму покаянного стиха "книжной" версии. Каждый базовый элемент структуры рассмотрен в контексте стиха и композиции в целом Выявление типологических, обобщенных моделей структуры (композиционных инвариантов), приводит к устойчивости жанра. Этим обусловлено построение диссертационного исследования, где первая глава отведена композиции, вторая - вопросам жанра, стихосложения, художес[венному языку. Глава первая состоит из трех параграфов.

В первом параграфе "Зачин" мы отмечаем первичный комплекс "жанрового портрета" и его функции, определяем стилистические формулы "ключа-зачина", связанные с призывом-обращением. выделяем три существенные разновидности мотива-обращения. В типичной для покаянных стихов трехчастной схеме построения композиции зачину принадлежит первая фаза. Характерные признаки зачина обозначаем так: стабильное использование звательной формы, императивов, синтаксических параллелизмов и лексических повторов, подчеркивающих ритмическую организацию текста.

"Ключ-зачин" первой разновидности, выполняющий роль заставки и предвосхищающий эмоциональный гон стиха, включает адресное обращение к ]решной человеческой душе или Владычице-Богородице Авторами-слагателями используется формульная структура восклицания-обрашсния с набором постоянных эпитетов, подчеркивающая сокрушенные настроения и взывания к покаянию.

Вторая разновидность - обращение от имени святого или мученика - изложена в третьем лице и характерна для жанрового типа монолога-проповеди. Здесь логическое ударение падает на мотив назидания и поучения.

Третий композиционный тип обращения - ко всему человечеству - сходен с философским размышлением, также характерен для дидактического поучения, но с интонацией порицания.

Масштабное оформление "ключей-зачинов" ра$лично- 0) лаконичных, кратких призывов до развернутых, многословных обращений. Местонахождение в форме - чаще в начале стиха.

Во втором параграфе "Концовка" указывается, чю для все! о корпуса покаянной лирики употребление "ключа-концовки" становится характерным структурным компонентом. По сравнению с зачинами-обращениями, которые подготавливают к дальнейшему повествованию, концовки стихов могут быть не связаны с сюжетом. Их лексика наделена более устойчивыми и стабильными оборотами, часто заимствованными из произведений канонической, 601 ослужебной литературы. Особенно ярко это проявляется в "плачевных" концевых формулах, стилизующих фразеологию духовных литургических сочинений. Употребление единственной глагольной формы - императива не только обязательно, но и фиксировано в составе предложения. Основной содержательный мотив такого рода конструкций - мысли о спасении и помиловании души, просьбы о прощении грехов.

Друюй не менее значимый мотив - мотив славления и величания, провозглашающий вечную память одному из религиозной двоицы или употребляющийся в значении священного акафистного конечного восклицания. В замыкающем а их построении неизменно включение звательной формы.

Структура "ключей-концовок" типовая: простые предложения с фиксированным местоположением сказуемого и одинаковым типом синтаксической свя$и или несложные лексические схемы, соединяющие императив и звательную форму.

Третий параграф "Эпизоды" - центральная фаза в образовании трехчастной композиции покаянных стихов. Вмес1е с обрамляющими построениями - зачином и концовкой - они свидетельствуют о принадлежности стиха к определенному жанровому типу: монологу-проповеди, монологу-молитве, монол^у-причитанию (плачу) и моноло1у-повесгвованшо.

Мы отмечаем, что в корпусе покаянной поэзии стихи с проповедническими мотивами составляют самую многочисленную

группу. Данный тип содержит установку на назидательность и поучительность, свойственную жанру проповеди, и имеет целый ряд весьма устойчивых стилистических признаков. Помимо анафоры и синтаксического параллелизма, стабильно фигурирующих в духовных стихах, выделяется принцип, обозначенный нами как принцип парной повторности. Он проявляет себя в рамках широкого спектра действия. Отмечаем его уровни реализации: лексический, ритмико-синтаксический и звуковой строй. Степень эмоционального воздействия принципа достаточно активна, поскольку он обеспечивает особую упорядоченность любому фрагменту текс та. Это важный прием художественной выразительности. Так, например, дважды утверждается и настойчиво повторяется одна мысль, на которую приходится логико-смысловой акцент. Ритмическое движение характеризуется периодичностью ударений в аналогично построенных синтаксических группах, вследствие чего строки текста приобретают тождественность.

Принцип парной повторности включает также антитетические противопоставления, образующие каскады из рядов однородных членов. Интонационное родство, вызванное фонетическими соответствиями окончаний, явно способствует слуховому притяжению и становится выразительным фактором усиленного действия.

Достаточным логическим акцентом обладают и эпизодические парные перечисления. На первый план здесь выдвинуты особенности слогового ритма. Парность равносложных хореических и дактилических клаузул оказывается выделенной в общем речевом потоке и придает интонации мягкую и сдержанную окрашенность. Перечисленные приемы, как комплекс "знаковых единиц", выступая в единстве и содружестве, выявляют неповторимый художественно-выразительный облик произведения.

Во второй главе диссертации - "'Жанровое своеобразие и уровни художественной системы" рассматриваются особенности жанра, стихосложение, художественный язык покаянных стихов. Исследование поэтики производится на основе стиховедческого анализа, выделяя интонационный и ритмический рисунок, лексику, грамматику, синтаксический строй произведений. Глава состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе "Генезис, тематика, особенности жанра" излагаются взгляды исследователей - филологов и музыковедов (Г.П.Федотова, А.В.Позднеева, А.М.Панченко, С.В.Фролова, В.Н.Перетца, Ф.И.Буслаева, Н.С.Серегиной) на проблемы зарождения, среды бытования, функционального назначения и тематику данного музыкально-поэтического жанра. Отмечаем время и причину появления термина "стихи покаянные", закрепившегося в научной литературе за стихами книжной традиции (в отличие от более развернутого, сформировавшегося к середине XVI столетия - "стихи покаянные, слезны и умиленны"). Выделяем. что отдельные тексты покаянных стихов помещались в рукописях и списках церковных певческих крюковых книг, начиная с XV века, под обозначением "прибыльные", "прибавочные" или "посторонние". Позднее складываются сборники, подборки покаянных стихов. Не относящиеся к богослужебному канону, они постепенно обретают самостоятельность, обособляются от обрядов. Круг текстов расширяется и количество их увеличивается. Тематика покаянных стихов к XVII веку становится разнообразней: здесь и воинские ратные подвиги, и стихи на исторические темы, о пьянстве, о "кумирах", о Страшном Суде и конце света. По доминирующим и наиболее характерным является мотив, определяемый но их настроению, - мотив покаяния и сокрушения. Покаянные духовные стихи повествуют о страдании и терпении, мученичестве и раскаянии, наказаниях за 1рехи и путях спасения души через очищение слезами. Самоназвания "слезны и умиленны" раскрывают их практическое предназначение - "чтоб душа пришла к покаянию".

В параграфе освещается основной круг источников, обнаруживающих образно-сюжетную, стилистическую и, в некоторых случаях, текстологическую близость с покаянными стихами. Отмечается органичность влияния канонической богослужебной литературы, гимнографии, иконописи на произведения духовной лирики.

Завершается параграф вопросом о жанре. Духовные стихи представляют параллельную жанровую систему, где объединяются две области искусства - литература и музыка. Приводятся различные мнения филологов и музыковедов по проблеме данного жанрообразования. Подводя итог, мы определяем покаянные духовные стихи как музыкально-поэтический жанр книжной (письменной) традиции религиозного характера, но вышедший за рамки литургической обрядности, сохранивший и унаследовавший покаянно-просительную систему образов, специфическую церковно-славянскую фразеологию и имеющий стабильные композиционные и поэтические структуры.

Второй параграф "Синтетичность жанра: слово и музыка" подчеркивает различные особенности сложения композиции, исходящие из стилистики знаменного распева, системы осмогласия и значимости поэтического слова. Неразрывный союз музыки и слова выявляет специфические черты в интонационном решении напева и конструкции литературного текста. Как известно, покаянные стихи имели своеобразную письменную фиксацию: над словесным текстом обязательно проставлялись специальные знаки знаменной нотации - крюки. Система восьми мелодических гласов или ладов (то есть "осмогласия"), служившая фундаментом композиционного строения всего корпуса духовных стихов, влияла на структуру литературного текста. "Построчное" распределение словесного материала согласовывалось с системой попевок и определялось объемом дыхания. Протяженность строки, таким образом, соотносилась с напевом и приравнивалась к определенной мелодико-ритмической формуле, имеющей начальный мелодический импульс (попевку то-

го или иного гласа) и фигуру торможения (кадансирование). Наиболее значимые смысловые единицы текста выделялись в певческой строке с помощью слогового распева. В результате мелодической пролонгации детальная конкретизация фраз становилась более выпуклой среди всего поющегося потока, и слово приобретало весомость.

В параграфе третьем " Ритмическая организация и стилистика" мы опираемся на основные положения филологических трудов о ритмическом строе речи К.Ф.Тарановского, А.В.Позднеева, Л.И.Сазоновой, В.М.Жирмунского и И.П.Еремина. Принимая во внимание мнения перечисленных исследователей, нами выдвинут общий принцип ритмической организации в текстах покаянных стихов - это "принцип парной повторности". Действие данного принципа сосредоточено на нескольких уровнях: крупномасштабном композиционном, лексическом, синтаксическом и фонетическом и становится определяющим фактором композиционной, художественной и ритмической формы в покаянных духовных стихах. В плане композиционного строения выделяем структурную пару: "ключ-зачин" и "ключ-концовку", как уровень двух разделов формы; парную строчную дискретность. На лексическом уровне - парные перечисления, ан гитетические противопоставления, вопросно-результативные формулы. Ритмический уровень выражается в распределении ударности в одной строке текста. Смежная и разреженная анафоры представляют синтаксический уровень.

В параграфе четвертом "Анафора" рассмотрена система анафорических повторов, которая рождает особое ритмическое звучание и служит созданию активной лирической и экспрессивной атмосферы в текстах. Указываем различное местоположение анафор: "ключ-зачин" и эпизоды. Их отсутствие в заключительных построениях обосновываем тем, что анафорические формы имеют тенденцию динамического нарастания, продолжения сюжетного развития, а концовки этого лишены. Отмечаем использование авторами-слагателями в зачинах готовой "мо-

дели творчества" - устойчивой стилистической формулы обращения, заимствованной из литургических текстов (в форме анафорического гговюра или риторических вопрошений, а также патетических восклицаний собственного сочинения). Акцентируем композиционную, стилистическую и выразительную функцию ритма в анафорах.

Отдельное внимание отводим паратаксису - особенности древнерусского синтаксиса, появляющейся в покаянных стихах. Сочинительная связь грамматических единиц посредством союза "и" выступает не как самостоятельное явление, а как фактор анафорической формы. Применение такого художественно-выразительного приема придает тексту оттенок приподнятости, торжественности, чеканности слога: в оформлении композиции это один из способов обозначения стиховых строк.

В заключительном пятом параграфе второй главы "Особенности стихосложения" мы рассматриваем приемы кондакарного стихосложения в покаянных стихах. В качестве основного - определяем постановку рядом двух ударяемых слогов без участия промежуточного звена. Выделяем стыковку ударений в нескольких грамматико-синтаксических группах: с участием местоимения, прилагательного, числительного, императивных форм. Характеризуем каждую группу с помощью анализа художественного языка, акцентируя внимание на синтаксисе, лексике, ритмике, звуковом строе.

Запись и произношение покаянных духовных стихов во многом определялись специальными певческими знаками, указанными в дополнительной строке выше словесного текста. В крюковых сборниках каждому слогу соответствовал какой-либо знак знаменной нотации, каждый слог был озвучен, пропет, следовательно, произнесен. Знамена проставлялись и над слогами, содержащими в себе буквы "ер" и "ерь". Такой принцип ноти-рования сохранялся и в период, когда редуцированные гласные выпали из произношения в повседневной жизни и не выполняли слоговой функции. В целях сохранения законов мелодического

развития и формы музыки знаменного распева напев необходимо было воспроизводить без изменений, и исполнители стремились вокализировать, "прояснять" слабые "еры". Выпавшие "глухие" заменили гласными полного образования. Такое явление в русском языке получило название "хомония" или "раз- д дельноречие". В результате ни один звук мелодии не оказался утраченным, но в тексте возникли странные словообразования. Сложившаяся традиция была связана с повышенным ростом распевности в певческом искусстве данного времени. Но, поскольку, предметом нашего исследования является песенный материал, мы анализируем тексты покаянных стихов в том виде, в каком они были мелодически озвучены.

В заключении подводятся итоги исследования, суммируются основные выводы, определяются наметившиеся перспективы.

Подчеркивается, что в древнерусском литературном наследии покаянные стихи XVI - XVII веков составляют отдельную тематическую группу всего корпуса духовной поэзии.

На примере анализа памятников внелитургического творчества говорится о формообразующих принципах организации текста, особенностях стихосложения и стилистики. Специфика и синкретичность жанра показана на неразрывном единстве слова и музыки, процессах обновления и обогащения новыми фольклорными и певческими формами культуры, чш отразилось на интонационном строе, ритмике и композиции в целом.

В результате проведенного исследования впервые вводятся в научный оборот обобщающее определение жанра и новые понятия терминологического и тематического уровня.

Открываются перспективы дальнейше! о изучения русского духовного стиха в направлении исследования 1еории и истории покаянного стиха, генезиса и эволюции жанра.

Публикации по теме диссертации:

1. Генезис духовной поэзии и музыки и проблемы преподавания мировой художественной культуры в вузе // Традиции и инновации в преподавании музыкально-педагогических дисциплин: Материалы конференции. Самара, 1998. С. 7-12.

2. Духовный стих в курсе учебного предмета "Мировой художественной культуры" (МХК) // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 2-ой Международной научно-практической конференции. Самара, 1999. С. 346-347.

3. Жанровое своеобразие русского духовного стиха // Искусство в школе: Альманах. Самара, 2000. Вып. 3. Ч. 1. С. 3337.

4. Поминальная тема в русских духовных стихах ХУ-ХУ1 вв. // Музыкально-педагогическое образование: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов, посвященный 40-летию музыкально-педагогического факультета. Самара, 2001. С 135-138.

5. Основные композиционные и лексические приемы в структуре покаянных духовных стихов (ПДС) // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов [У-ой Международной конференции: В 2 т Самара, 2002. Т. 2. С. 103-105.

6. Колокольные звоны. Духовная музыка и поэзия // Искусство в школе: Альманах. Самара, 2002. Вып. 5. С. 55-89.

7. Некоторые композиционные особенности духовных стихов покаянной тематики // Духовная музыка и славянский фольклор: Материалы университетских Кирилло-Мефодиевых чтений 21-26 мая 2004 года. Самара, 2004. С. 72-76.

Лицензия ПД 7-0112 от 28 02.2001

Подписано в печать 05 07 05 Бумага офсетная Формат 60x84 1/16 Гарнитура 1 imes Печать оперативная Уел печ л. 1,2 Тираж 120 экз Заказ № 5499.

Отпечатано в ООО «НТЦ» 443096, г Самара, ул Мичурина, 58

E-mail ntc^usarntel ru Web-сайт ww ruc-^amaraju

• 15 5 0 &

РНБ Русский фонд

2006-4 12107

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кожевникова, Татьяна Викторовна

Введение

Глава первая. Композиционные инварианты русских покаянных духовных стихов

§1. Зачин

§ 2. Концовка

§ 3. Эпизоды

Глава вторая. Жанровое своеобразие и уровни художественной системы

§ 1. Генезис, тематика, особенности жанра

§ 2. Синтетичность жанра: слово и музыка

§ 3. Ритмическая организация и стилистика.

§4. Анафора

§ 5. Особенности стихосложения

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Кожевникова, Татьяна Викторовна

В последнее время в отечественном литературоведении, как и в славистике в целом, внимание ученых привлечено к истокам русской поэзии, в том числе и к русскому духовному стиху. Появляется ряд научных публикаций в разных областях культурологии. Это неудивительно, поскольку покаянные духовные стихи представляют музыкально-поэтический жанр, объединяющий и музыку и слово.

В двадцатых годах прошлого столетия духовные стихи вследствие их тема тики были незаслуженно забыты. Единственный фундаментальный труд, вышедший в послереволюционное время в Париже в 1935 году, принадлежит Г.П.Федотову1. Справедливо в начале XX века заметил А.В.Рыстенко, что "духовным стихам как-то не особенно посчастливилось в нашей науке"2. Но, после долгого перерыва, духовные стихи вновь привлекают внимание исследователей. Покаянные духовные стихи рассматривают в своих работах филологи А.М.Панченко, В.И.Малышев, А.В.Позднеев, А.И.Копанев, В.В.Колесов, В.Н.Сергеев, О.А.Савельева, В.К.Былинин, С.Е.Никитина, Л.Ф.Солощенко, Т.В.Хлыбова, Ф.М.Селиванов; музыковеды С.В.Фролов, К.Ю.Кораблева, Т.Ф.Владышевская, Н.С.Серегина, Г.В.Маркелов, Т.З.Сквир-Ф екая, М.Рахманова, Н.В.Грузинцева, С.Браз; фольклористы Ю.А.Новиков,

М.В.Медведева, И.Н.Заволоко, А.В.Коробова, Б.Джеймс; археографы Л.А.Петрова, М.А.Момина.

1 Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Вст. ст. Н.И.Толстого; Послесл. С.Е.Никитиной; Подг. текста и коммент. А.Л.Топоркова. М., 1991.

2 Рыстенко A.B. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской лите-ф ратуре. Одесса, 1909. С. 258.

Спустя 60 лет, после магистерской диссертации В.П.Адриановой и ее книги, посвященной анализу различных редакций Жития Алексея Божия человека (на основе духовных стихов), были защищены четыре кандидатские диссертации: искусствоведов К.Ю.Кораблевой4, Т.З.Сквирской5, филолога Т.В.Хлыбовой6 и фольклориста А.В.Коробовой7.

Показательным становится возобновление специального курса по духово ным стихам в Московском университете в 1988 году Ф.М.Селивановым (из учебных пособий в советский период духовные стихи были изъяты). Последним изданием, где еще оставались духовные стихи, стал учебник профессора Ю.М.Соколова9.

Важно, что теоретические работы базируются на богатом фактическом материале, накопленном славистами: изыскания отечественных и зарубежных славистов дают основание говорить о значительном пласте духовных стихов, бытовавших в русской культуре ХУ1-ХУП веков.

С научной точки зрения интерес к духовным стихам возник только во второй половине XIX века после того, как были изданы сборники П.В.Киреевского, В.Г.Варенцова и П.Бессонова, которые стали основной источниковедческой базой для последующих исследований. Начало записей

Адрианова В.П. Житие Алексея, человека Божия в древнерусской литературе и народной словесности. Пб., 1917.

4 Кораблева К.Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1978.

5 Сквирская Т.З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях: Дис. . канд. искусствоведения. СПб., 1993.

6 Хлыбова Т.В. Стихи о Георгии-Егории (семантика, структура, тематическая детализация) и некоторые вопросы истории "текста". Дис. канд. филологич. наук. М., 1994.

7 Коробова A.B. Эпические духовные стихи о Страшном Суде (Фольклорная трансформация источников: литературных, литургических и иконографических): Дис. . канд. филологич. наук. М., 1997. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи: Учеб. пособие для филолог, фак. Йошкар-Ола, 1995.

9 Соколов Ю.М. Русский фольклор: Учебник для высших заведений. М., 1938. С. 284-291. произведений ранней русской лирики относится к тридцатым годам XIX века. Сбор рукописного материала для публикации тесно связан с деятельностью П.В.Киреевского. Издание первого сборника духовных стихов осуществлено в 1848 году под названием "Русские народные песни, собранные П.В.Киреевским. 4.1. Русские народные стихи"10.

Наряду с другими памятниками народной поэзии в сборнике значительную часть занимают сводные тексты духовных стихов. Но сводные или составные тексты не имеют значения первоисточника и с научной стороны менее ценны. По мнению собирателя и знатока народной устной поэзии П.И.Якушкина составлять сводные тексты из нескольких вариантов "мог только один П.В.Киреевский с его глубоким знанием источников, с его в высшей степени замечательным эстетическим чутьем и при обилии его материалов. Но не всем такой прием позволителен"11. П.И.Якушкин также высказал ценное замечание, что каждый текст, при публикации, должен соблюдать точную сохранность и строгую паспортизацию. В связи с этим сводные тексты, составленные П.В.Киреевским на основе имеющихся в его собрании вариантов, вызывают лишь интерес к представлениям об этом роде поэзии самого автора-составителя, но стать предметом всестороннего исследования не могут. Кроме того, стихи духовного содержания находятся в общем потоке записей и не имеют никакого обособления.

Через двенадцать лет выходит "Сборник русских духовных стихов, состав

12 ленный В.Г.Варенцовым" , в котором представлены основные сюжеты духовных стихов. В предисловии к сборнику составитель описывает широкую палитру образов, круг исполнителей, указывает на некоторые христианские гимнографические источники и апокрифы, послужившие основой содержа

10 Русские народные песни, собранные П.В.Киреевским. 4.1. Русские народные стихи. М., 1848.

11 Русские народные песни, собранные Павлом Якушкиным. СПб. 1860. С. 4-5.

12 Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. ния стихов. Однако тематическая систематизация как принцип научного подхода к публикации еще впереди.

Впервые предпринял попытку выделить покаянные стихи из всей совокупности древнерусских поэтических текстов П.Бессонов в предисловии к VI

1 Ч выпуску "Калек перехожих" . Опубликованные им тексты по списку, приобретенной от В.В.Борисова крюковой рукописи XVII века, содержат покаянные стихи. По мнению составителя, "данная рукопись в литературной русской области < . > занимает первое место, и, нисколько не преувеличим, если скажем, что это место принадлежит ей столько же, сколько, напр., Слово о полку Игореве относительно творчества мирских светских былин"14. П.Бессонов дает характеристику текстов и затрагивает проблемы их возникновения и бытования. В другие выпуски "Калек перехожих" вошли также и покаянные стихи, но они не определены автором как покаянные. В целом собран богатый текстовый материал: записи самого П.Бессонова, известных собирателей и любителей народной поэзии (П.И.Якушкина, В.И.Даля, П.И.Рыбникова, П.В.Киреевского и других). Большое количество текстов внесено в издание из архивных рукописных сборников и частных собраний. Но сопровождавшие его сведения о месте и времени записи весьма скромные и недостаточные. Вызывает дополнительные сложности и неудобства псевдонаучный и неприемлемый метод (по мнению П.И.Якушкина) сведения вариантов в один основной текст.

Антология Е.А.Ляцкого "Стихи духовные (Словеса золотые)", вышедшая в 1912 году, включает стихи с "покаянным мотивом", но также как и в прежних сборниках, они не выделены в самостоятельную группу. Во вступительной статье составитель останавливается на характеристике некоторых сти

13 Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование П.Бессонова. М., 1861 1864. Вып. I-VI.

14 Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1864. Вып. VI. С. XII-XIII. хов, поднимает вопросы генезиса, среды бытования, исполнения, общности с другими жанрами древнерусской литературы.

В дореволюционных изданиях появляются отдельные тексты покаянных стихов более позднего периода, бытовавших среди старообрядцев и раскольников, помещенные в общих сборниках (наряду с произведениями фольклорных жанров: былинами, лирическими и обрядовыми песнями). Обширный текстовый материал, состоящий из ранее печатавшихся и найденных в архивах стихов, содержит сборник Т.С.Рождественского15 и изданный совместно с М.И.Успенским16.

В 1928 году появляется крупное исследование Н.Ф.Финдейзена "Очерки по истории развития музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в.", в котором впервые приводится "озвученный" текст покаянного стиха - расшифрована крюковая запись и напев зафиксирован в переводе на современную нотацию. Кроме того, автор подробно рассматривает сферу бытования и

17 функциональное предназначение стиха .

Ряд новых по рукописям Московского Синодального Училища церковного пения "стихов умиленных" XVII века вводит в научный оборот академик

152

В.Н.Перетц . В своей работе он затрагивает вопросы генезиса, времени создания, подчеркивает лирическую сторону покаянной поэзии.

Исследователем древнерусской литературы В.И.Малышевым в статьях 1940-50 гг.19 опубликованы несколько покаянных стихов по рукописям XVII

15 Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии. М., 1909.

16 Рождественский Т.С., Успенский М.И. Песни русских сектантов-мистиков. СПб., 1912.

17

Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца

XVIII века. М.;Л., 1928. Вып. 3. С. 255-265.

18

Перетц В.Н. К истории древне-русской лирики ("Стихи умиленные") // Slavia. Praga, 1932. XI. № 3-4. S. 474-479.

19 См.: Малышев В.И. Стихотворная параллель к "Повести о Горе и Злочастии" // ТОДРЛ. M.;JI., 1947. Т. V. С. 142-148; Его же. Стих "покаянны" о "люте" времени и "поганых" нашествии // ТОДРЛ. М.;Л., 1958. Т. XV. С. 371-374. века. Большое место в работах отведено характеристике и тематике покаянных стихов, источниковедческой базе, генезису, связям с другими жанрами, анализу композиции и поэтического стиля, сопоставлению списков разного времени создания.

Изыскания памятников старины, в результате полевых археографических работ, привели к обнаружению А.И.Копаневым одного из древнейших спи

ЛЛ сков покаянного стиха XV века "Окаянный убогий человече" .

Большим вкладом явились работы А.В.Позднеева21 и А.М.Панченко22, которые знакомят читателей с огромным материалом древнерусской литературы, в частности со стихами покаянными. Впервые приводится достаточно полная подборка стихов по рукописям XVII века с учетом разночтений и сопоставлений с другими списками. Свои публикации А.М.Панченко снабжает переводами текстов на современный язык, что способствует популяризации жанра.

Среди последних изданий XX века выделяются два антологических сборника - "Стихи духовные" (составитель Ф.М.Селиванов) и "Голубиная книга" (составители Л.Ф.Солощенко и Ю.С.Прокошин). В них вошли материалы, ставшие библиографической редкостью П.Бессонова, В.Г.Варенцова, П.И.Якушкина, Е.А.Ляцкого, а также новые записи. Сборники включают комментарии и словарь, что делает тексты более доступными и интересными с научной точки зрения.

История изучения покаянных духовных стихов началась со второй половины XIX столетия и велась по нескольким направлениям: выяснение времени

20 Копанев А.И. Список покаянного стиха XV века // Рукописное наследие Древней Руси.

Л., 1972. С. 249-253. 01

Позднеев A.B. Древнерусская поэма "Покаянны на осмь гласов" // Ceskoslovenská Ru-sistika. Praga, 1970. Roß. 15,6is. 5. S. 193-205.

УУ

Панченко A.M. Стихи покаянные // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 550-563. возникновения стихов, поиском книжных источников, географического распространения, среды складывания и бытования, связями с другими жанрами и видами искусств. Этим вопросам посвящены работы Е.Ф.Будде, И.Я.Порфирьева, М.Н.Сперанского, А.И.Кирпичникова, И.И.Срезневского, П.Бессонова, Ф.И.Буслаева, Н.С.Тихонравова, А.Н.Веселовского, Ф.Д.Батюшкова.

Вместе с тем, несмотря на достаточный уровень изученности проблемы и в текстологическом, и в теоретическом планах, некоторые вопросы остались вне поля зрения исследователей. Прежде всего, на наш взгляд, это проблемы генетической структуры, проблематики и поэтики русского духовного стиха вообще, и русского покаянного стиха, в частности.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется постоянным интересом отечественных и зарубежных славистов к периоду развития, истоков, становления русских духовных стихов, а также тем, что, безусловно, нуждается в дальнейшей разработке, как на уровне проблематики, так и на уровне поэтики такая составляющая русских духовных стихов как покаянные стихи.

Научная новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью генезиса, проблематики, структуры и поэтики русского покаянного стиха. Наше исследование представляет собой одну из первых попыток осветить эту проблему. В диссертации рассматривается не только истоки данного жанра, но и та эволюция, которую русский покаянный стих претерпел в XVI - XVII веках.

Цели и задачи работы определяются уровнем изученности темы: целью работы является рассмотрение истоков и эволюции жанра, изучение специфики бытования русских духовных покаянных стихов, особенностей их художественной системы. В соответствии с заявленной целью выдвигаются следующие задачи исследования:

1. Выявить специфику и социальные функции, среду бытования русских покаянных духовных стихов.

2. Исследовать композиционную структуру анализируемых текстов.

3. Изучить своеобразие поэтики и ритмики.

4. Выяснить особенности стиховедческой культуры и вопросы стихосложения в покаянных стихах.

Объектом исследования стал корпус выявленных русских покаянных духовных стихов, в том числе около тридцати текстов книжной версии, до настоящего времени не вошедших в активный литературоведческий обиход отечественных и зарубежных славистов.

Предметом исследования явилась поэтика русского покаянного стиха XVI-XVII веков, которая впервые рассматривается нами с точки зрения ее важнейших составляющих, прослеживаемых как на композиционном и жанровом, так и на стилевом и ритмико-интонационном уровнях.

Методологической и теоретической основой данной работы послужили исследования М.В.Бражникова, В.К.Былинина, М.Л.Гаспарова, А.А.Илюшина, К.Ю.Кораблевой, А.В.Коробовой, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, А.В.Позднеева, А.М.Панченко, Р.Пиккио, Л.И.Сазоновой, О.А.Савельевой, Н.С.Серегина, Ф.М.Селиванова, К.Ф.Тарановского, Б.В.Томашевского, О.И.Федотова, В.Е.Холшевникова.

В основу настоящей работы положены историко-генетический и сравнительно-типологический методы исследования, позволяющие наиболее полно осветить поставленную проблему.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в вузовских лекционных курсах по древнерусской литературе и культуре, на семинарских занятиях, специальных курсах и семинарах по проблемам истории русской литературы и, в частности, истории стиховедения.

Апробаиия работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГПУ, кафедры истории и теории музыки ИХО СГПУ. Основные положения исследования излагались на научных и межвузовских конференциях, а также в публикациях по теме диссертации.

• Генезис духовной поэзии и музыки и проблемы преподавания мировой художественной культуры в вузе // Традиции и инновации в преподавании музыкально-педагогических дисциплин: Материалы конференции. Самара, 1998. С. 7-12.

• Духовный стих в курсе учебного предмета "Мировой художественной культуры" (МХК) // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 2-ой Международной научно-практической конференции. Самара, 1999. С. 346-347.

• Жанровое своеобразие русского духовного стиха // Искусство в школе: Альманах. Самара, 2000. Вып. 3. Ч. 1. С. 33-37.

• Поминальная тема в русских духовных стихах XV - XVI вв. // Музы-кально-Ггедагогическое образование: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов, посвященный 40-летию музыкально-педагогического факультета. Самара, 2001. С. 135-138.

• Основные композиционные и лексические приемы в структуре покаянных духовных стихов (ПДС) // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 1У-ой Международной научно-практической конференции: В 2 т. Самара, 2002. Т. 2. С. 103-105.

• Колокольные звоны. Духовная музыка и поэзия // Искусство в школе: Альманах. Самара, 2002. Вып. 5. С. 55-89.

• Некоторые композиционные особенности духовных стихов покаянной тематики // Духовная музыка и славянский фольклор: Материалы университетских Кирилло-Мефодиевских чтений 21-26 мая 2004 года. Самара, 2004. С. 72-76.

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 299 источников. Всего в работе 177 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности поэтики русских покаянных духовных стихов XVI-XVII вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках нашего исследования мы обратились к группе духовных стихов, объединенных общностью проблематики и образно-эмоциональных сфер, покаянным стихам книжной версии. Рассмотренные памятники представляют своеобразную тематическую линию древнерусского литературного наследия в разделе произведений духовной лирики.

Покаянные духовные стихи - значительный пласт в истории развития культуры Руси, который невозможно выделить в отдельный круг художественных произведений. Развитие специфических свойств мировоззрения русского народа, утверждение единых эстетических принципов шло по пути неспешного, но основательного, фундаментального накопления. Стабильность и постоянство художественных ориентиров, не отделимых от христианской духовности, поражают своей памятливостью. Сформированные еще в период средневековой истории, прошедшие путь художественного поиска и творческой переработки, они сохранили свою "эталонность" и сегодня остаются востребованными в творчестве поэтов-старообрядцев. Тесное "сотрудничество" с профессиональным и фольклорным песенным искусством, церковной живописью, жанрами книжной письменности обеспечило своевременную популярность и долгожительство.

В процессе изучения покаянные стихи предстают как отдельная тематическая группа в корпусе духовной поэзии с ярко выраженной спецификой построения композиционной формы-структуры, поэтического стиля, образно-эмоционального строя. Отличительная черта, выделяющая стихи покаянные из общего литературного собрания XVI - XVII веков, состоит в том, что они синтезируют две сферы искусства - слово и музыку. Являясь продуктом двойственной природы, поющиеся произведения представляют параллельную жанровую систему. В тесном союзе сливаются с одной стороны, литература как древнейшая и ранняя форма отечественной лирики, с другой - бытовая песенная культура, соединяющая знаменное пение и фольклорные интонации лирической протяжной песни, исторического и обрядового мелоса, былины. Взаимодействие с народным искусством повлияло на трансформацию структуры веками утвердившихся канонов "высокого" знаменного стиля. Распевность и мелодические пролонгации, фразы широкого и свободного дыхания существенно обогатили композиционную сторону оформления корпуса духовной поэзии. Привлечение элементов народно-песенной и светской культуры обусловило иную трактовку основных конструктивных и выразительных приемов в литературной и музыкальной текстологии.

Важнейшим структурообразующим принципом покаянных духовных стихов становится дискретность процесса развертывания сюжета на уровне всей композиции. Членимость текста на ряд логических построений приводит к образованию трех фаз в форме, каждая из которых наделена собственной функциональной значимостью. Большинство текстов демонстрируют совершенную трехчастную структуру с арочным типом обрамления, придающим замкнутость, законченность и завершенность процессу изложения. Это связано с наличием стабильных конструкций в виде двух "ключей" — "ключа-зачина" и "ключа-концовки".

Местоположение "ключей" в тексте неодинаково. Подробный анализ в нашем исследовании привел к некоторым обобщениям. "Ключи-зачины" не занимают строго закрепленных позиций. Их нахождение в стихе варьируется. Традиционный и более частый случай введения зачина - начало построения, что оправдано логикой сюжета. Поскольку "ключи-зачины" наделены призывом-обращением, то органичной становится их взаимосвязь с дальнейшим развитием действия и ориентировкой на последующие эпизоды. Предвосхищая тон будущих событийных ситуаций, они настраивают слушателя на определенный "лад" и импульсируют дальнейший эмоциональный строй повествования. Другой вариант (много реже встречающийся) мотива-обращения занимает серединное положение в форме. Его функция - разделительная и заключается в ситуативном противопоставлении двух блоков единой композиции. Выбор данного конструктивного решения приводит к достижению сильнейшего выразительного эффекта - повышенной экспрессии. Последний вариант - яркий пример художественного поиска, проявления авторской индивидуальности. Обновление традиционных композиционных решений пробуждает творческую фантазию и раскрепощает известные общепринятые нормативы. Выход за рамки строгого следования канонам - смелый шаг для древнерусского мастера.

В покаянных стихах нами выделены три группы "ключей-зачинов", дающих четкую адресную направленность мотивам-обращениям. Первая группа включает призывы к человеческой грешной душе, к заступнице-Богородице. Для второй характерно изложение в третьем лице. Взывания к роду людскому производятся от имени чтимых на Руси святых и мучеников. Такие композиции используют черты, имитирующие христианские проповеди с поучительно-назидательным общим настроем. И третью группу составляют обращения с глубоким философским размышлением - ко всему человечеству.

Лексические и синтаксические формулы каждой из групп однотипны, почти трафаретны. Преобладающие сокрушенные настроения, находят выражение в ряде постоянных эпитетов и глагольных форм. Дополнительным выразительным эффектом обладают конструкции анафор и синтаксических параллелизмов, придающие ритмическое ощущение тексту.

По сравнению с многоплановым "информационным полем" обращений, которые в смысловом плане неотделимы от дальнейшего содержания, "ключи-концовки" более условны и обнаруживают тесное сходство с богослужебными текстами. Будучи генетически связанными с литургикой, стилистика концевых формул покаянных стихов базируется на их устойчивых словесных оборотах. Заимствование молитвословных воззваний-штампов - явление примечательное, так как важнейшую роль в формировании художественного стиля стихов играет соприкосновение с жанрами церковной литературы. Замыкающие построения - это лаконичные, компактные структуры, имеющие конкретное выражение мысли. Однообразные лексические и грамматические формы (императив, звательный падеж), синтаксические конструкции (инверсированный порядок слов в виде препозиции сказуемого) резко выделяют блоки построений в общем речевом потоке. Порядок слов отличается стабильностью и исключает любые варианты. Подчиненность концовок содержанию стиха, при внешней творческой свободе эпизодов, видна в зависимости от литургической фразеологии. Не претендуя на индивидуальность и исключая художественные искания, они символизируют поддержку святости и намеренное приближение к ней.

Центральный раздел в композиции принадлежит эпизодам. Вместе с обрамляющими построениями - "ключами", эпизоды позволяют выделить несколько структурных типов покаянных стихов. Тематика и содержание исследованных нами памятников позволили распределить их в группы с общей или индивидуальной системой координат.

Устойчивой и типичной манерой изложения для покаянных стихов становится форма монолога, в котором повествование ведется в основном в первом, реже - в третьем лице. В избранной группе текстов произведений последнего типа немного. Это, например, монологи с повествованием от имени страстотерпцев Бориса и Глеба, почитаемого русского святого Сергия, святой мученицы Прасковьи, Иоасафа Индийского. Малочисленность обусловлена избирательностью чтимых в пантеоне русских святых. Первенство, как видим, за страдальцами и мучениками. Это, пожалуй, одни из самых почитаемых подвижников, к которым русичи испытывают заслуженное доверие и истинность слов которых не вызывает сомнений.

Форма монолога представлена в покаянных стихах в следующих разновидностях: монолог-проповедь, монолог-молитва, монолог-плач (или монолог-причитание) и монолог-сказ (или монолог-повествование). Из всех перечисленных структурных типов наиболее самостоятельными и обособленными, по нашему мнению, становятся стихи с ярко выраженными проповедническими мотивами. Их объединяет общность идейно-тематической основы, нравственно-назидательное толкование событий. Характерные призывы к освобождению и избавлению от тяжкого груза пороков и грехов, рассуждения о праведности и святости обнаруживают единую стилистику изложения. Кристаллизуется целый комплекс специфических для данной жанровой модели средств выразительности, способствующий твердой убедительности речи и обеспечивающий необходимый эмоционально-экспрессивный тон высказывания.

На первый план мы предлагаем выдвинуть принцип парной повторности в широком значении, как обобщающий. Его влияние на композиционную и стилистическую организацию текстов неоспоримо. Система анафорических согласований и синтаксический параллелизм, отмеченные в трудах исследователей в качестве константы, на наш взгляд, оказываются не достаточно полными. Эти приемы постоянно фигурируют в покаянных духовных стихах и являются знаковыми. Но в монологах-проповедях они не единственны. На паритетных началах к ним примыкают и другие, что становится закономерным. Значительная роль отводится парным перечислениям однородных членов в виде целого пассажа или одиночного эпизодического вкрапления. Нередки в таких случаях парные антитетические согласования. Контрастные, полярные противопоставления дают яркий, выразительный эффект. Возникают выделенные с помощью однотипных построений ритмико-синтаксические группы. Можно предположить, что авторы сознательно включают в свободно организованную систему ударности текста эпизоды с ; элементами продуманного слогового ритма. Парные окончания женских и дактилических клаузул складываются в оригинальные поэтические минисхе-мы - малые синтаксические периоды. Возникающая ритмическая структура стихотворной природы оказывается противопоставленной прозаическому изложению материала. В этой особой "парности" отчетливо наблюдается тенденция к будущему формированию новой системы стихосложения.

Итак, в первой главе исследования нами проанализированы особенности композиционного строения покаянных духовных стихов. Подробно рассмотрены все элементы, составляющие форму-структуру, и их функциональное и выразительное значение.

На художественный язык покаянных стихов оказала огромное воздействие стилистика не только православной христианской литературы, но и профессиональное музыкальное искусство. Памятники внебогослужебной духовной лирики составляют особую ветвь в культурном наследии Древней Руси. Как параллельная жанровая система, они одновременно являются достоянием лиг"" тературного и музыкального творчества с присущими им имманентными законами композиции. Мелодика и слово, взаимодействуя и дополняя друг друга, выступают факторами формообразования и выразительности. Распетая знаменным "роспевом" по крюковой системе церковного осмогласия и согласованная с определенными правилами дыхания, конструировалась интонационная стопа. Она имела статус самостоятельной фразы, оформленной лексической и мелодико-ритмической группой. Синтаксическое завершение в них, организованное по принципу каденции-торможения, совпадало. В словесном материале литературного текста выделялась строка, с музыкальной стороны - долго выдержанный звук. Случаи слогового распева подчеркивали смысловую значимость слова и стимулировали мелодическую пролонгацию. Удлинение фразы не согласовывалось со стиховой цезурой и разделяло поэтическую строку, которая заканчивалась в следующем мелодическом построении. Таким образом, детальная конкретизация текста приобретала выразительную весомость и оказывалась подчеркнутой, выпуклой среди по-ющегося потока. Действенный прием художественной выразительности связан с проникновением фольклорных элементов, идущих от лирической протяжной песенности. Это не было случайным явлением, поскольку основное содержание покаянных стихов включало сферу индивидуальных эмоций. Сочетание лирики и настроения здесь вполне органично.

К набору традиционных художественных средств выразительности примыкают анафорические согласования и синтаксические параллелизмы. Способствуя созданию лирической и экспрессивной атмосферы в тексте, они активно применяются авторами-слагателями. Специфика выражения мотивов страдания, раскаяния, слезного переживания и высокого умиления не может быть достаточно обоснованной и в то же время доходчивой без особых приемов поэтики. Их роль возлагает на себя ритмическая упорядоченность речи. Появляясь в "ключах-зачинах" и эпизодах, анафорические формы вызывают тенденцию динамического нарастания, экспрессии. Концовки лишены движения и привлечение данного приема в конструкцию завершающего типа нелогично.

Ритмоощущение в анафоре (которая часто выступает в содружестве с параллелизмом) очевидно, и в этом заключается огромный выразительный эффект. Парные лексические группы и отдельные слова, принимающие роль единоначатия, предстают в двух вариантах фонетических моделей: контрастного звукового ряда или единой тональности звукописного поля. Для них характерна общая задача - вызвать динамику напряжения у слушателя, распределить эмоциональные акценты в стихе.

Единоначатие посредством повторяющегося союза "и" отличает сочинительную связь как особенность древнерусского синтаксиса. Принимаемый в описательных фрагментах эпизодов, паратаксис активизирует внимание на отдельных экспрессивных моментах, придавая речи оттенок торжественности, приподнятости.

В нарушение периодической ритмичности анафор и параллелизмов в текстах покаянных духовных стихов возникают примеры ритмических изломов и столкновений ударности. Расположение двух рядом стоящих акцентных слогов относится к особым приемам кондакарного стихосложения. Такого рода стыковка препятствует размеренному движению речи и не остается незамеченной в речевом потоке. Безымянные авторы с большим мастерством и изобретательностью пользуются этим.

Таким образом, найденное композиционное решение позволяет говорить о проявлении художественной формы с устоявшимся стабильным принципом членения текста. Поэтика покаянных стихов выявляет знание определенного круга книжных источников и использование слагателем (в рамках подражания) сходных лексических и синтаксических форм в своих текстах.

Исходя из особенностей формообразования и поэтики, а также на основе анализа изобразительно-выразительных средств, мы считаем необходимым ввести в научный оборот новые понятия, которые наиболее адекватны предмету нашего исследования.

• Терминологический уровень.

1. Общеизвестные определения зачин (особенно характерный для былин) и концовка, предлагаем дополнить словом "ключ", которое в образовавшейся паре "ключ-зачин" и "ключ-концовка" наиболее точно отражает их смысл, содержание и назначение.

2. Принцип парной повторности широкого спектра действия (в плане композиции, синтаксиса, лексики, ритмики, фонетики).

3. Малые синтаксические периоды, возникающие в результате дробления строки текста (чаще по вышеуказанному принципу парности), но объединенные в распеве одной дыхательной группой.

• Тематический уровень. Содержание и образно-эмоциональная сфера покаянных духовных стихов позволила выделить в них четыре структурных типа: монолог-проповедь, монолог-молитва, монолог-плач (причитание) и монолог-повествование.

Выполненное нами исследование может быть продолжено. Перспектива очевидна: медиевисты, историки русского стиха, культурологи, литературоведы и музыковеды далеко не все еще сделали и прояснили в теории и истории генезиса русского стиха, в том числе и духовного.

 

Список научной литературыКожевникова, Татьяна Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование: Вып. I VI. - М., 1861-1864. - Ч. 1, вып. I-III. - 824 с. - Ч. 2, вып. IV. - 252 е.; вып. V. - 260 е.; вып. VI. - 327 с.

2. Ляцкий Е.А. Стихи духовные (Словеса золотые) / Тексты избрал Е.А.Ляцкий при участии Н.С.Платоновой. СПб., 1912. - LIV с. Otto H. Старые русские стихи: Песни стихарей // Живая старина. — СПб., 1906.-Вып. 1.-С. 12-33.

3. Покаянны на оемь гласов слезны и умилителны чтобы душа пришла на покаяние" / Позднеев A.B. Древнерусская поэма "Покаянны на оемь гласов" //¿eskoslovenská Rusistika. - Praga, 1970. - Roc. 15, eis. 5. - P. 201-205.

4. Православный молитвослов и псалтырь. 255 с.

5. Русские народные песни, собранные Павлом Якушкиным. — СПб., 1860. -446 с.

6. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи: В 2 ч. Йошкар-Ола, 1995. -Ч. II: Тексты. Сост. и коммен. Ф.М.Селиванова. - С. 62-159.

7. Синозерский М. Духовные стихи // Живая старина. СПб., 1895. - Вып. 3-4.-С. 449-452.

8. Собрание народных песен П.В.Киреевского / Подг. текстов к печати, статья и коммен. А.Д.Соймонова. Л., 1977. - 327 с.

9. Собрание народных песен П.В.Киреевского: Записи П.И.Якушкина / Подг. текстов, предисл. и коммен. З.И.Власовой: В 2 т. Д., 1983. - Т. 1. - 342 е.; Л., 1986. - Т. 2. - 325 с.

10. Собрание народных песен П.В.Киреевского / Предисл., послесл.,. коммен., сост. В.И.Калугина. Тула, 1986. - 416 с.

11. Стихи духовные / Сост., вст. ст., подг. текстов и коммен. Ф.М.Селиванова. М., 1991. - С. 27-333.

12. Стихи покаянные // Памятники литературы Древней Руси II пол. XVI в. Подг. текста, пер. и коммен. А.М.Панченко. М., 1986. - С. 550-563.1. Исследования

13. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им // Памятники древнерусской литературы. Пгр., 1916. - Вып. 2. — С. 2766.

14. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. - С. 3-25.

15. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. -343 с.

16. Адамец П. Порядок слов в современном русском языке. Praha, 1966. — 96 с.

17. Адрианова В.П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. - 518 с.

18. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. — JL, 1974.-171 с.

19. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. М.; Л., 1947.-188 с.

20. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2 т. М., 1967. — Т. 1.-214 с.

21. Аничков Е.В. Из прошлого калик перехожих // Живая старина. СПб., 1913.-Вып. 2.-С. 185-200.

22. Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О.М.Фрейденберг. — М.;Л., 1936.-441 с.

23. Аристотель. Об искусстве поэзии / Пер. с древнегреч. В.Г.Аппельрота. Ред. пер. и коммент. Ф.А.Петровского. М., 1957. - 183 с.

24. Артемов В.А. К вопросу об интонации русского языка // Экспериментальная фонетика. М., 1956. - 228 с.

25. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2. - Л., 1971. - Кн. 1-2.-376 с.

26. Афонина Н. Проблемы ритмического анализа // Ритм и форма: Сб. ст. -СПб., 2002.-С. 10-38.

27. Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. -221с.

28. Батюшков Ф.Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы: Опыт историко-сравнительного исследования. СПб., 1891. -312с.

29. Бахтина В.Я. Духовный стих в историко-культурном контексте (неизвестное исследование Б.М.Соколова) // Устные и письменные традиции в русской духовной культуре народа: Тезисы докладов. — Сыктывкар, 1990.-Ч. 1.-С. 14-16.

30. Бейли Джеймс. Избранные статьи по русскому народному стиху / Пер. с англ. Под общ. ред. М.Л.Гаспарова. М., 2001.-416 с.

31. Белоусов А.Ф. Из наблюдений над русским духовным стихом. Два брата Лазаря // Ошодиа£епапо: Сборник молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1972. - С. 50-66.

32. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность / Под общ. ред. С.В.Аксюка. М., 1962. - 134 с.

33. Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности: Статьи и заметки. Доклады. М., 1971. - 234 с.

34. Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование: В VI вып. М., 1863. - Вып. IV: Предисловие. - С. 1-Х1ЛГШ. - М., 1864. - Вып. VI: Два слова.-С. 1-ХХИ.

35. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур: Статьи. — Л., 1981.-495 с.

36. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование. М., 1977. - 332 с.

37. Бороздин А. Духовные стихи // Народная словесность: Сб. ст. М., 2002. -С. 280-303.

38. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам ХУ-ХУШ вв.: Исследование. Л., 1972. - 423 с.

39. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1974. - 302 с.

40. Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева Х11-ХУ11 веков: Применение некоторых стат. методов к исследованию муз. явлений. Л.;М., 1949. - 104 с.

41. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. М., 1975. - 120 с.

42. Браз С. Музыкальные комментарии к духовным стихам их обработки Н.А.Римским-Корсаковым // Н.А.Римский-Корсаков: Черты стиля: Сб. ст. -СПб., 1995.-С. 108-119.

43. Буало Д.Н. Поэтическое искусство / Пер. Э.Л.Линецкой. Вст. ст. и коммент. Н.А.Сигал. М., 1957.-231 с.

44. Будде Е.Ф. Место и значение духовных стихов в истории русской народной словесности (интересные вопросы стихов космогонического характера) // Филологические записки. Воронеж, 1883. - Вып. III. - С. 128.

45. Буранок О.М. Лирика Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс в России первой трети XVIII века: Монография. Самара, 2004. -145 с.

46. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство / Вст. ст. Е.К.Редина. СПб., 2001. - 349 с.

47. Буслаев Ф.И. Изображения Страшного Суда по русским подлинникам // Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — СПб., 1861.-Т. II.-С. 133-155.

48. Буслаев Ф.И. Народная поэзия: Исторические очерки. СПб., 1887. — 552 с.

49. Буслаев Ф.И. Очерки по русской литературе и искусству. СПб., 1881. -Т. 1-2.-564 с.

50. Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика // Прометей: Ист.-биогр. альманах серии "Жизнь замечательных людей" / Сост. Е.Бондарева. М., 1990. - Т. 16: Тысячелетие русской книжности. - С. 54-92.

51. Былинин В.К. Древнерусские плачи // Музыкальная культура Средневековья / Сост. и отв. ред. Т.Ф.Владышевская. М., 1991. - Вып. 2. -С. 138-141.158

52. Былинин В.К. Русские акростихи старшей поры (до XVII века) // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М., 1985. - С. 209-243.

53. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. -637 с.

54. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. - 285 с.

55. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. -254 с.

56. Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. - С. 1-4.

57. Варлаам. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского * монастыря // Учен. зап. Второго Отд. имп. АН. СПб., 1899. - Кн. V. - С.34.35.

58. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: В 3 ч. М., 1972. -Ч. 1.-150 с.;М., 1978.-Ч. 2-3-368 с.

59. Веселовский А.Н. Калики-перехожие и богомильские странники // Вестник Европы. СПб., 1872. - Кн. IV. - С. 682-722.

60. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха // Сборник ОРЯС АН. СПб., 1879. - Вып. 1. Т. 20.; 1880. - Вып. 2. Т. 21.; 1881. - Вып. 3-5. Т. 28.; 1883. - Вып. 6-10. Т. 32.; 1886. - Вып. 11-17. Т.46.; 1891. - Вып. 18-24. Т. 54.

61. Веселовский А.Н. Собрание сочинений: В 16 т. СПб., 1913. - Т. 1. —622 с.

62. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.-255 с.

63. Виппер Ю.Б. О "семнадцатом веке" как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969. - С. 11-60.

64. Владышевская Т.Ф. Богодуховенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры (эволюция идеи) // Механизмы культуры. М., 1990.-С. 116-136.

65. Владышевская Т.Ф. "Покаянен. Хитроглаголиво слово" в нотированной рукописи XVII в. // ТОДРЛ. Л., 1977. - Т. XXXII: Текстология и поэтика русской литературы XI-XVII веков. - С. 338-341.

66. Воскресенский М. К вопросу о словорасположении в русском языке // Рус. яз. в шк. 1936. -№ 4. - С. 3-17.

67. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Теория русской речевой интонации. — СПб., 1922.-128 с.

68. Галахов А. История русской словесности, древней и новой. СПб., 1880. -517 с.

69. Гаспаров МЛ. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984. - 319 с.

70. Георгиева В.Л. История синтаксических явлений русского языка. — М., 1968.-167 с.

71. Герасимова-Персидская H.A. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983. - 288 с.

72. Герасимова-Персидская H.A. Средневековые стихи в партесной интерпретации // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1978. Л., 1979. - С. 205-210.

73. Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении: Опыт исследования ритмического строя стихотворений М.Ю.Лермонтова / Под ред. Г.М.Князева. Пг., 1915. - LXIII, 268 с.

74. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы: Монография. М., 1982. -367 с.