автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Особенности проявления трагического в искусстве (на материале музыкально-театральных жанров)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Ибрагимова, Гульнара Галибовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Особенности проявления трагического в искусстве (на материале музыкально-театральных жанров)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности проявления трагического в искусстве (на материале музыкально-театральных жанров)"

9У

мрОЛистерство высшего и среднего специального образования г ^¿республики узбекистан

ташкентский государственный университет

На правах рукописи ИБРАГИМОВА Гульнара Галнбовна

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ

(на материале музыкально-театральных жанров) Специальность 09.00.04 — Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1994

Работа выполнена на кафедре «Одобнома» Ташкентского Педагогического института имени Низами.

Научный руководитель — кандидат философских наук,

доцент Расулова Т. С.

Официальные оппоненты — доктор философских наук,

профессор Алиев М- А.,

— кандидат философских наук, доцент Ганиеа Л\. Г.

Ведущая организация — Ташкентский Государственный

экономический университет, кафедра «Философии».

Защита состоится 1994 года в 14.00

часов на заседании специализированного совета К 06702.£9 в Ташкентском Государственном университете по адресу: 700095, Ташкент, ул. Амира Темура, д. 60а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ташкентского Государственного университета.

Автореферат разослан _^^ 1994 года.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских науй^ профессор

ХАЙДАРОВ У. Ж.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность тслал. Современный период в рзавитии культуры Республики Узбекистан, явился серьезным шагом на пути к формированию Независимого государства. Духовное обновление оЬи^ства началось с признания общечеловеческих ценностей и переосмысления - ряда положений в политике, науке, искусстве. Возникла настоятельная необходимость рассмотреть многие проблемы под новым углом арента, выявить истинные ценности и отделить их от ложных умозаключений. Одна из таких проблем связана с освещением эстетической категории трагического.

Каждая культурно-историческая эпоха отражала трагическое, и чем слоэкнее было время, чем больше испытаний выпадало на долю человека, тем ярче и острее трагическое находило свое выражение в. области' искусства и эстетики. Так, многие страницы истории советского народа связаны со страданием и горем, которые подчас занимали главенствуйте положение в судьбах людей и целых народов; не раа трагические события страны, словно эхо, болью отзывались в сердцах ее граждан и в последующие годы. Бот и сейчас развитие нашего общества сопряжено со множеством проблем, несущих порой драматические перемены щ только нынешним поколениям, но, возможно, и будущим.

Исследование эстетической категории трагического, всегда приковывало к себе внимание представителей научной мысли , деятелей искусства, профессиональных художников и меломанов. Такой интерес не случаен.Актуальность изучения данной категории связана с теми общечеловеческими проблемами, которые она заключает в себе. Шреход на качественно новый уровень развития отнюдь не перечеркивает достигнутых результатов в этой области, а позволяет выявить неизученные, неисследованные, оставшиеся за рамками теоретических разработок стороны трагического; способствует раскрытию новых граней проблемы и рассмотрению устоявшихся позиций под новым углом зрения. Особый интерес представляет возможность проследить модификацию философских концепций, которая' происходит в результате изменившихся общественных взглядов. Включение произведений художественного творчества в процесс исследования предоставит возможность.на конкретных примерах рассмотреть разные аспекты трагического, дать подтверждение (или опровержение) бытующим философским рассуждениям, а ретроспективный анализ произведений искусстве поможет расскрыть- новые

грани проблемы, связанные с изменением понимания трагического в истории человеческого общества от эпохи к эпохе.

По общему признанию, искусство - это особая форма общественного сознания. С одной стороны оно дает целостный."срез" конкретной действительности, с другой - способствует личностному самовыражении художника, то еств выражению его взглядов и позиций. Таким образом, изучал произведение искусства мы "соприкасаемся" с той или иной исторической эпохой сквозь призму взглядов самого художника.

Понимание необходимости изучения каждого исторического периода сопряжено с тем, что выявление взаимосвязей прошлого дает возможность научного прогнозирования будущего. При атом, целостное представление может сложзггься только в результате исследования и характеристики всех культурных эпох, что практически трудно осуществимо. Однако это дало бы возможность по-новому взглянуть на день сегодняшний, оценить его проблемы и перспективы. Поэтоцг изучение эстетической категории трагического мы попытались провести на материале искусства прошлого и современности, что позволит нам проследить те изменения, которые происходили при ее трактовке в исторической ретроспективе, а также, дать современное понимание трагического. Помимо этого, необходимо заметить, что проблема трагического будет приковывать к себе внимание до тех пор, пока'существует само человечество ибо трагическое неотделимо от самого человека и его истории, от судеб лядей, народов, континентов и всего мира.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени, эстетическая категория трагического нашла свое освешэние в монографиях таких ученых, как Т. Б. Любимова, Ю.Е. Еорев, № А. Лазарева, К. Е ПЬхинз. Анализ данной проблемы нашел свое отражение в научных трудах С. Д. Артаманова, Г. Апресяна, А. Глебова, В. К. Скатерщикова, И. Сельвинского и других. Кроме того, определенного внимания заслуживают работы У. А. Алиева, II Г. Гаибова, !.(. Г. Ганиева, Е. С. Громова, А.ЯЗися,Э. Г. Красностанова, А, Ф. Лосева, Т. М. Махмудова, IIИ Нурмато-ва, Т. С. РасулоЕой, Т. А. Савкдовой, Э. У. Умарова, С. И Шэрмухамедова, Б. Е Вйстакова, Э. & Юсупова, Е. Г. Яковлева и других, а также диссертационные исследования трагического КГ. Писаревой, Т.ЯГадионовой, Т. Е Степановой, Км Сен Хо и других.

Работы, посвященные исследованию эстетической категории траги-

ческого могут быть условно'разделены на две части: к первой относятся труды, рассматривающее трагическое на уровне абстрактного осмысления данной проблемы, в которых практически отсутствует привлечение конкретного художественного материала; ко вторым, напротив, работы, посвященные исследованию конкретных произведений искусства, на основе которых и исследуется трагическое как эстетическая категория. При этом, по вполне понятным причинам, наиболее полное исследование категория трагического получила в таких видах искусства, как художественная литература и поагия, драматический театр, кино и живопись. Процесс исследования трагического а музыкальном искусстве не получил достаточной разработки. В изучении данной проблемы особое внимание исследователей было уделено:

а) рассмотрению трагического с точки зрения конкретно-исторической культурной эпохи;

б) рассмотрении взглядов на • проблему трагического отдельных философов и теоретиков искусства;

в) анализу трагического в конкретных художественных произведениях.

ГЬшмо этого, современные-ученые, на основе конкретных произведений искусства, занимаются анализом элементов трагического. В этой связи, наибольшее внимание уделяется характеру трагического героя, причинам возникновения трагического, трагическому конфликту, и коллизии, раавг.зке и воздействию трагического на' публику.

Однако, несмотря на достаточно внимательное изучение проблемы, ряд вопросов остался за рамками исследования, упущения произошли из-за отсутствия комплексного подхода в изучении проблемы трагического, когда каждый ученый занимался (и.продолжает заниматься) анализом лишь определенных (или некоторых) аспектов данной проблемы. Поэтому пока невозможно говорить о существовании единого взгляда на проблему трагического вообще. Еэ сложилось пока и общего представления о всех элементах и аспектах трагического, когда порой возникает сомнения,. входит ли данный элемент или аспект в эстетическую категорию трагического, или нет. Отсутствует и внутренняя систематизация трагического, ибо никто не занимался исследованием таких разных понятий, как "трагический герой" и "трагический персонаж" (не -случайно многие и ныне убеждены, что никакой разницы между ними нет), поло-

котельный и отрицательный характер трагических образов. Ш получила должной разработки и классификация трагических противоречий. Недостаточно полным остается изучение проявлений трагического в таких видах искусства как живопись, скульптура, архитектура и особенно, музыка ( тлеются в виду архитектурные сооружения, посвященные жертвам войны, например, Хатынь, Брестский комплекс, площадь "Материнского плача" в г. Волгограде и т. п.).

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является выявление особенностей проявления трагического в искусстве на материале музыкально-театральных жанров.

Для достижения цели исследования необходимо решение следущих задач:

- изучить существующие взгляды на проблему эстетической категории трагического;

- раскрыть комплексный подход к проблеме, рассмотреть основные стороны трагического с гитом возможных вариантов 'его проявления;

- систематизировать данные варианты и сделать попытку их обобшэния;

- провести исторический анализ эстетического понимания трагического на примере литературы, театра, кинематографа, живописи, скульптуры, архитектуры;

- исследовать музыку как специфический вид искусства, на материале которого проблема трагического была мало разработана;

- рассмотреть средства музыкальной выразительности, способствующие отражению трагического в оперном творчестве композиторов современного этапа.

Метадологичес1юЯ и теоретической базой нсслодотшмя явились публикации ученых Узбекистана, СНГ и других зарубежных стран, представителей таких областей знания как философия, культурология, психология,. искусствознания (литературоведение, музыковедение, театроведение). Помимо этого, в работе уделяется большое внимание практическому материалу, то есть конкретным произведениям искусства различных эпох и национальных культур. Зто позволяет обосновать' наши теоретические рассуждения, поэтому ш не ограничились только музыкой, а привлекаем и такие виды искусства как литература, живопись, скульптура, театр, кинематограф.

Научная новизна, работа. В отличие от других работ, посвяарнных

данной проблеме, научная новизна настоящей диссертации заключается в следующем:

- работа представляет собой одну из первых попыток комплексного решения категории трагического. Так, большое внимание отводится теоретическому анализу структуры данной категории: характеристике основных этапов развития; выявлению разных типов противоречий, в результате которых возникают трагические последствия; систематизации трагических характеров (общие и отличительные черты между положив льными и отрицательными трагическими персоналами, сильными и слабыми ЛИЧНОСТЯМ!);

- в том, что особенности проявления трагического рассматриваются в относительно полной и последовательной исторической ретроспективе (с древнейших культурных эпох до настоящего времени);

- в рамках интересующей нас проблемы впервые музыкальное искусство оказалось под пристальным вниманием. Связано это, на наа взгляд со следующим! причинами: с особой спецификой самого музыкального искусства, способного отражать предметы и явления реальной действительности только в звуковых образах и поэтому практически непереводимые на язык понятий и представлений; и с литературоцентристской традицией изучения категории трагического, которая сложилась в истории эстетической мысли.

В диссертации были рассмотрены оперные произведения разных композиторов XX столетия, среди которых творчество композиторов Узбекистана занимает большое место. Так, в работе подчеркивается, что художественная интеллигенция нашего независимого государства не замыкается в локально-региональных рамках, а поддерживает активные творческие контакты с другими странами и народами. Важно отметить, что творческие контакты с представителями инонациональных культур вовсе не приводят к утрате собственных национальных особенностей. На основании этого южно сказать,• что художественная культура независимого Узбекистана, сохраняя все свое национальное и региональное своеобразие и специфические черты, реально включена в процесс общемирового культурного развития;

- в результате анализа эстетической категории трагического на примере "чисто" инструментальной ' музыки, ' вокальной,- программной и сценической, где были определены некоторые особенности ■ проявления

трагического собственно в музыке и в искусстве в целом.

Практическое значение дипсертяциошгого исследотшя. Полученные результаты исследования по проблеме трагического могут быть использованы в преподавательской деятельности при ' чтении лекций по таким дисциплинам как эстетика ("Основные категории эстетики". "Основные этапы развития .эстетической мысли",. "Виды искусства"), история мировой и отечественной культуры ("Характеристика культурных эпох", "Детерминизм, свобода выбора, оценка поступков", "Трагическое в памятниках мировой и отечественной культуры"), история музыкальной литературы ("Проявление трагического средствами музыкального языка", "Темы и образы трагического в истории узбекского музыкально-сценического искусства: К Ашрафи "Диларам", И. Закиров "Гамлет", С. Олимов "Подирабегим"), анализ музыкальных произведений ("Принцип художественного воздействия в музыке", "Соотношение со-' держания и средств музыки", "Характеристика средств музыкальной выразительности"), при разработке специального курса по истории и теории . музыкальной эстетики ("Музыкально-эстетические взгляды композиторов Узбекистана: М. Ашрафи, Я Закиров, С. Олимов", "Мугы-кзльно-эстетические взгляды советских композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, С. Рахманинов"), а также в процессе воспитательной работы среди студентов, развития их нравственно-эстетических принципов, обогащения и расширения эмоциональной и художественной культуры.

Апробация раДоты. Основные положении диссертационного исследования подучили страдание в следующих работах:

- Шкоюрые особенности проявления трагического в истории эстетической мысли. -Ташкент, 1993,-24 с.

- Голь трагического в становлении и развитии национальной культуры // Тез. докл. Ие/дунэр. науч. -теор. конф.. "Независимость и мировоззрение: реальность I! философские проблем возможностей развития". -Ташкент,' 1993. -ч. 2. -С. 18с-157.

- Истории мировой и отечественной культуры / Методическое пособие для студентов ТЩ!. - Тадкент, ТАДЯа 1931.

С материалами настсяцэй работы дн:-сертакг принял участие в Мэядунарэднэй научно-теоретической конференции, проводимой Институтом философии и прага им. И. М. Мумшюва АН ГУа в ноябре 1932 года на тему. "Независимость и мировоззрение: реальность к философские проб-

леш развития". Диссертация была обсуждена ка кафедре "Культуры" Ташкентского автомобильно-дорожного института, на кафедре "Одобно-ма" Ташкентского Государственного Педагогического института им. Низами в 1392 году и рекомендована к защите.

(Структура и объем работы. Диссертация изложена на 127 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ОСШНЮЕ СОДЕРЖАНКЕ ДЩЖРТАЦЙИ

Во введении обосновывается актуальность выбранной теш, определяется степень ее разработанности на сегодняшний день, что позволяет ■ выявить как наиболее, так и наименее изученные стороны проблемы. Определены цель и задачи исследования, основа методологической и теоретической базы, сформулирована научная новизна работы, дана структура и краткая аннотация ее содержания.

В первой главе -"Некоторые особенности проявления трагического в истории эстетической мысли" дана характеристика трагического в исторической ретроспективе и сделан теоретический анализ его внутренней структура Так было отмечено, что развитие человеческого общества проходит конкретные культурно-исторические этапы, смена которых не всегда соответствует изменению политической и экономической структуры данного общества. Однако обществено-полити-ческая ситуация, как правило, оставляет определенный отпечаток на характере и особенностях развития как общества', в целом, так и художественной культуры, в частности.

Поскольку развитие любого человеческого общества проходит подчас сложные периоды, которые могут сопрововдаться трагическими коллизиями, или приводить к трагически последствиям, то неудивительно, что уже на раннем этапе формирования эстетики как науки предпринимается попытка осмысления и исследования категории трагического. Однако известно, что особенности социальной действительности оказываются не только предметом научного анализа, но и служат объектом художественного отражения. Шэтому нет ничего странного в том, что трагическое заняло определенное место и в искусстве.

фи этом необходимо отметить, что каждая историческая эпоха

отличается своими особенностями проявления, бытования и осмысления трагического. Это связано со следующими причинами:

а) объективной ограниченностью каждой социо-культурной эпохи;

б) мировоззренческой принадлежностью художника определенному классу или социальной группе, которые могут выражать прогрессивные или регрессивные взгляды , идеи и т. п. •,

в) национальной принадлежностью автора и путями развития данной национальной культуры;

г) наконец, личностными, индивидуальными качествами художника и степенью его таланта.

Первую главу можно разделить на две части. В первой - сделана попытка определить различные варианты проявления трагического в жизни и искусстве. Во второй - дано целостное представление о внутренней структуре трагического, рассмотрены основные уровни действия трагического вообщ? и трагического характера, в частности. .

Анализируя существующие концепции трагического в искусстве,мы попытались не только обобщить их, но и, дать, по возможности, свое понимание названной проблемы. Так, взяв за основу классификацию трагического, данную профессором В. П. Шстаковым, мы внесли в нее некоторые изменения и добавления. Результатом этого явилась следующей классификация проявлений трагического: столкновение человека с природой; роковые обстоятельства, фатум, судьба; социально-классовые противоречия; противоречия между личностью и обществом; внутренняя противоречивость самой личности.

В представленном диссертационном исследовании рассматривается все элементы данной классификации трагического. При этом анализ конкретных художественных сочинений производится с учетом,контекста самой культурной эпохи, в которую они были созданы.

Проявление собственно трагического берет, свое начало в глубокой древности. Задолго до образования цивилизованного обпрства тема трагического присутствовала в жизни людей и была связана с взаимоотношениями человека и природы. Стремления человека раскрыть та#ны мироздания,укротить стихию, подчинить ее своей воле порой приводили к трагическими последствиям. Гибли отдельны? представители человечества, а также (даже) целые народы под воздействием разрушительной

силы явлений природы. Если столкновения, в результате которых погибал человек, происходили по идейным соображениям, начинало проявляться трагическое (А. Навои "Ойрхад л Ширин").

. Как известно, трагическое проявляется в социальной жизни и в искусстве. Его осознание относится к одним ив ранних достижений человеческого разума. Первыми художественными образцами такого плана-были мифология и эпос. Е них отмывались столкновения человека с природной стихией. Впоследствии именно такие произведения способствовали формированию чувства- трагического.

Другое проявление трагического в системе класеифжацщ вьэвано к жизни следующий культурной эпохой - античностью. История развития древней европейской культуры демонстрирует появление произведения сценического искусства, где на суд зрителей выносятся взаимоотношения человека и божественной силы, показана зависимость людей от стечения роковых* обстоятельств, ■ предкачертанности судьбы ("Царь Едип" Софокла, "Прометей прикованный" Эсхила). Данные трагические противоречия нашли свое отражение и в творчестве художников более позднего времени, включая современный период - это произведение А. С. Пушкина "Пиковая дама", 0.11 Достоевского "Игрок", У. Умарбегазва "Одам булиш к(ийин".

Следующий уровень классификации связан с трагическими противоречиями между личностью и обществом. Это, пожалуй, один из самых распространенных проявлений трагического в искусстве. Идейная направленность таких произведений может быть самой разнообразней. Зависит это ст идеалов конкретной эпохи, субъективного восприятия мира художшеом, ■ его социальных, политических, религиозных, национальных взглядов и т. п. Таким образом, данное трагическое противоречие, впервые проявившееся в искусстве эпохи Возрождения находит отражение в художественных произведениях и последующих времен. Это "Гамлет" и "Король Лир" В. ЕЬксгшра, "Цинка" П Корне ля и "5ед-ра" КГасина, "Священная кровь" и "Великий путь" АЛбека.

Противоречия, возникаюпцда внутри личности - ецэ один уровень проявление трагического. Эти противоречия нашли наиболее яркое воплощение в искусстве эпохи ЩхзсвеЕрния, в первую очередь в таком художественном направлении, как романтизм.' Характерной особенностьп роиаптизма становится замкнутость челонека на мире личных сгутцений

и переживаний, болезненное отношение к несовершенству социальной действительности и, в конечном итоге, бегство от реальности. Примером этом}' моде г послужить творчество И. В. Гёте ("Страдания юного Бертера", "Фауст"), В. Гюго ("Собор парижской богоматери", "Человек, который смеется"), П. Кадыров ("Юлдузли тунлар"), М. Шайхзодз ("Мирзо Улугбек").

Последний уровень проявления трагического в системе классификации связан с осуществлением социальных противоречий в самом об-югстЕе. Сюда относятся' и современные конфликты, возникающие на национальной, религиозной, политической почве. При этом разногласия могут проявляться как между противоположными классами, так и между представителями одного класса (Ф.Стендаль "Красное и черное", 0. Бальзак "Блеск и тщета куртизанок", А. Кадыри "Минувшие дни", "Скорпион из алтаря").

Выявленные уровни трагических противоречий не являятгся раз и навсегда установленными, абсолютными для всех времен и народов. Изменится жизнь общества и составленная классификация модет подвергнуться соответствующей модификации. Возможно и сегодня некоторые особенности трагического, показавшиеся нам незначительными, в будущим займут.более важное место и найдут соответственное отражение в искусстве. Еедь каждый отмеченный уровень проявления трагического далеко■не однозначен, ибо заключает в себе различные модификации и вариации. Так, например, трагические противоречия, вызванные конфликтом между личностью и обществом, могут иметь самую разную окраску: моральную, социально-классовую, национальную, религиозную.

На основании сказанного делается вывод, что трагическое мотет стать предттом эстетического осмысления, когда в его основе лезкит не просто разногласие, а непримиримое идейное противоречие, результатом чэго является столкновение антагонистических сторон. В конечном итоги, его исход завершается уничтожением одной из сторон, т.е. трагедией. Однако, чтобы получить более полное представление о трагическом необходимо рассмотреть характер трагического героя и трагического персонала, а также трагическую коллизию, трагический конфликт к трагическую развязку. Только тщательное изучение данных положений позволит объективно осветить сущность трагического в целом. Итак, трагический герой.

Трагический герой - это активная, деятельная личность ■ способная на неординарные поступки. Трагический герой, как правило, стоит перед выбором между жизнью и смертью и,- не имея возможности откззаться от борьбы за свои идеи и идеалы, добровольно выбирает смерть, которая может быть физической или моральной. При этом действия героя обычно вызывают глубокое и искреннее сострадание публики. Трагический герой, это личность обладающая высочайшим духовны» потенциалом, ибо его внутренний мир необыкновенно богат и многогранен, а действия, к которым-можно отнести защиту общечеловеческих идеалов, стремление к утверждению гуманистических принципов, отстаивание нравственных ценностей в большинстве случаев, беекорыстны.

Анализируя-действия трагического героя с точки зрения его вины и невиновности можно вслед за Г. ЕФ. Гегелем сказать, что и то и другое имеет место. С одной стороны, он действительно виновен в совершенных поступках, так как несет ответственность за их последствия. Кроме того, являясь представителем определенного класса или социальной группы, герой несет ответственность и за все поступки, совершенные этим классом или группой. С другой же стороны, герой не виновен в трагических последствиях потому, что ему одному не под силу изменить мир. Все перечисленные черты можно адресовать каждому трагическому герою независимо от того какие идеалы он отстаивает -государственной значимости, общественной или общечеловеческой. Здесь и Отелло, Гамлет, Лир, отстаивающие моральные ценности , чистоту человеческих отношений; Канна Д'Арк и Овод, жизнь которых нельзя отделить от борьбы за свободу и независимость своих народов.

Различая положительного и отрицательного героя отметим , что в обоих случаях трагический характер обязательно вызывает зрительское сочувствие. Однако, в этой связи, отрицательному геров необходимо присутствие еще одного свойства характера - возможности-испытать раскаяние, муки совести, сожаление о содеянном (это Макбет, Борис Годунов, Сальери, Раскольников). .

В определенных случаях, трагическое действие может возникнуть в результате поражения устаревших взглядов и позиций отживающего режима. При этом , трагическое возникает только в том случае, если старый режим себя не исчерпал до конца и еще сохранил силы для решительного действия за отстаивание своих интересов (И Булгаков "Бе-

гая гвардия")-. .

Помимо трагических героев в художественных произведениях фигурируют и 1ЩП№№ш_пе£сонажИ;_ Данные действующие лица относятся к тагам положительным образам, судьбы юторых вырьшзют зрительское с ост рздчни-э, так. ьзк в них присутствует трагический конец. Однако в отличие от трагического героя, здесь проявляются следующие черты: слабость характера, пассивность в действии, зависимость от обстоятельств и отсутствие свободы выбора, что ведет к невозможности со-вершенкя самого поступка. К разряду трагически nepconawft относятся главные • действующие липа таких произведений как "Шинель" !1 Р. Гоголя и "Станцир.чн:-!й смотритель" А.. С. Пушкина. Не ео всех случаям трагический персонал представляет собой обреченного человека, не имеющего возможность постоять за себя. Существует и такая группа образов, которая в силу субъективных факторов остается пассивной даже тогда, когда есть возможность выбора, или :*е делает выбор, который недостоин трагического героя ("Лягя Ваяя" А'. Е Ч?хо«?а,. "ййгре-невая . кокГ 0. Галт^акэ). . Таких действующих лиц молпо было бы назвать потенциалы.®/ тратачэскими героями.

Трагическая коллизия самостоятельный этап трагического

действия, .начало сбоотрящихся отношений. Бо сути, это первое столкновение взглядов сторон и в зависимости от того, как заверяются данный 5тзп обуславливается весь дальнейший ход развития. -Если противоречия сглаживаются примирением, значит трагическая коллпэил неоое-оялась. Ео;щ прстморечия сохраняются, более того.обостряотся с к?.-»дкм пасл-?дуидя>( детном д;й;'1з->'я, ол^дс-гат&льпо, трогическял fe-Оя pea."овило гслкдагы к с зп-rо юегятл "í/icxBKe г;е-И-чсд:;г к? рокпо еуедк» ра;в«г::я.' Г глнчс»« случае события начинают •^•»возшютм.ч нз уря?н<? трагически, о конЗ -juera

Нр;;'::у"т:'-в*.:е конфликт гзвис.лг от того, насколько высока степ-иг- протлЕ:/ре<.т.л взглядов Стог^н л стакиваются в непримиримой открытой борьб?. С'гльг скока-:нтрпрорл;;ы до гтедела и от того как раз-г~щ)етел FvjíM'íHrT п чем он эаьчршгтея, sar-.исит его характер.

Глсл-ürnrt этап дбйств'Я трап рлзрззкя. Только благодаря

«иг* пмнкоы? Ф-ыалу (с •¡¡•¡шчвокой или морзльной гибелью чрлгкчеспого героя} трэ; ноское дгйзтвие приобретает законченную м-; и Окгй '-лнесено к рааг.яду эстетический категории троги-

ч^сюто. Другими словами, одной из особенностей проявления траги-чесгого является возможность рассмотреть эстетическую категорию в ре целостном виде только по окончании всего художественного действия, ибо ее осмысление происходит не только по ходу действия, но и ретроспективно, то есть от конца к,началу (А.Навои "Л-/:лп п М-?дж-нун", А. Яяубоп "Звезды Улугб°кз", X Алпмчзн "}#кашв", 1'. Я? ?н "Рур-7.111").

йувч эстет!г4эскую категорию тргип=с:?ого па мэиризле искусства следует отметить, что дэчпкй аспект не огрянкч'квэеюя яроСдаюй ¿¡озн?кпя и оценки худ^стгснаой действительности) ябс художественное страдание жизни рано или поздно приводит к. ее реальному преобразованию, изменении и ра?Ептию. При зтск, речь идет не столько о материальном изменении, скольт о энутреннеи, духовном пр?сбр?'"!05знии общества. ■

Вторая глада - "Особенности проявления трапгческего в муры-• :«льнсм искусстве" посвящена рассмотрению проблемы трзгичеексго исключительно на материале музыкальна- театральных жанров.

Еы5ор музыкального искусства для исследования категории трагического - не случаен. В истории эстетической мысли художественная литература и изобразительные виды искусства значительно чаге становились объектом эстетического анализа, нежели музьяд. Это естественно, ибо благодаря словестному описанию мира или визуально!'/ его изображению проще понять идея худо,-«лика и, следовательно, легче ссуцое'ГБИтъ эстет!г-геское исследование данного произведения искусства. Тем не менее, \эа>.®нить один вид искусства другим - невозможно, иаждкн из них уникален в свсем род? и специфически отражает различнее стороны мира и человека. Таким образом, попытка анализа трагического средотвями !-?узккальксй выразительности вполпе эахонс-жряз. Связано это и с тем, что я отечественной науке нам ке ксвестяк работы такого плана. ■ • . :

Итак,' муяьчсэ - особый -ид »кг-угства, отгякгоэтй шр в систем? звуковых обрязоз и способствутаЛ Солее пел нему разяг.тгю змоцда-нальнсго млрз человека, его чувств, ощданий и пережшаг.Ш, а так»? влиякгйй на дальнейшее формирование духовного и юпеллекгтвгАного потенциала личности.

Отсутствие ■ я музыке наглззнестк гягчитсп г гбт-ек'оотп п:.\:;т-;г.-

туры, не дзет основания принижать ее роль в нашей действительности. Скорее наоборот, музыкальный язык вправе претендовать на о с о -б ы й к себе подход и особое понимание.

Исследование проблемы трагического на примере произведений музыкального искусства показало , что определить конкретные приемы музыкального письма,которые выражают тот или иной аспект эстетической категории трагического вне музыкального контекста ке только слолиым, но и практически невозможным. Поэтому отдельно взятые средства музыкальной выразительности редко достигают уровня символа трагического, комического и т. п. , ибо их эмоционально-верное осмысление возможно только в контексте целостного музыкального материала. Следующий этап в изучении настоящей проблемы связан с наличием многочисленных музыкальных интерпретаций.

Многозначное толкование средств музыкальной выразительности' заключается в самой природе музыкального языка. Каждый звуковой эффект в равной степени зависит от сочетания различных элементов, например, таких как мелодия, гармония, ритм, тембр, динамика, фактура и т. д. и т. п. Отдельно ввятый элемент ке является показателем определенного эмоционального состояния. Сами во себе мелодическая линия или инструментовка мало о чем говорят, так как используются в самых различных музыкальных контекстах. Поэтому, изучение средств музыкальной'выразительности должно носить комплексный характер. Однако и после этого нельзя выявить специфические комбинации и уж тем более закреплять за ними функции проявления трагического, для того чтобы использовать в данных аналогичных ситуациях. В отличие от точных наук, 'здесь нет и не может быть формул для решения композиторских задач. Кроме этого, невозможно провести полный анализ всех выразительных средств не потому, что их слишком много и каждый из них можно трактовать по разному. Все гораздо сложнее. Развитие музыкального искусства не имеет границ. Его невозможно ограничить жесткими рамками и твердыми правилами,■ а самовыражение художника через звуковой мир не поддается' программированию. В музыке нас привлекает новизна, необычность звуковых красок и постоянная изменчивость. 'Изучение средств музыкальной выразительности способствует выявлению" все новых, оригинальных звукосочетаний и помогает использовать этИ достижения для проявления скрытых возможностей искусе-*

тва, для выхода музыки на новый уровень понимания.

Художественное отражение действительности и, в частности, трагического в большей степени представляет собой субъективный взгляд на мир. Не последнюю роль в этом процессе играет и исполнитель. Если автору принадлежит идея произведения, то исполнителе - ее интерпретация. Именно ему дано стать сяяэукцим звеном между кемпо-еитором и слушателем, именно он доносит авторский замысел до аудитории. Ланнзя передача не является механической и косит творческий характер, так'как демонстрирует собственно исполнительское толкование художественной идеи.

Кгак, исследование трагического на примере музыкального искусства - еще одшг способ расширить представление об особенностях его проявления, что дает возможность более глубогл проанализировать интересующую нас проблему. В настоящей работе сделана попытка рассмотреть и систематизировать проявление трагического в разных музыкальных жанрах, в частности, в "чисто" инструментальной музыке, 5 ■также в вокальной, программной и сценической. Своеобразие кзучёнш трагического в музыке заключается в самой специфике музыкального языка, особенностях выражения и восприятия, подходе к его изучению. Тал, в "чисто" инструментальной музыке, из-за отсутствия дополнительных средств пояснения, проявление трагического получает свободное толкование так,с точки зрения авторского понимания, так и с позиций слушательского восприятия. Здесь порой в единое целое соединяется черты "трагического, героического, драматического и патетического, элементы торжественности, помпезности и скорби. Поэтому, рассмотрение трагического, в данном случае, происходит с частыми оговорками, дополнительными объяснениями и в большей степени приблизительно.

Произведения камерной вокальной музыки способны более конкретно и осмысленно выражать трагическое.. Это связано с присутствием в вокальной'музыке поэтического текста, который не только направляет восприятие слушателей в определеннее русло, но и конкретизирует степень и особенности выражаемого трагизма Вместе с тем, данная категория в камерной вокальной музыке проявляется не во всей своей полноте, ибо рамки самого жанра не позволят поглзать сложные трагические характеры, длительное развитие трагического действия, зя-

лутанкьй трагический конфликт и и коллизии.

ПЬэтоьу нет ничего удивительного в том, чго наиболее полное выражение трагическое получз&т в музыкальных сочинениях сценического /лира. Музыкально-сценические зднрц способны к более полному п Есесторонкеыу выралешш эстетической категории трагического, включая освещение трагического характера, трагических противоречий, основных этапов развития действия (завязка, коллизия, конфликт, развязка) , спять-таки, в'силу особенностей самого ланка иуэ; зального театра.Таким образом, чтобы получить более полное представление о музыкальных всзмешостях выражения трагического, целесообразное раесматраеать произведения ¡дузыкалько-теагрального искусства. В настоящей части главы ш сконцентрировали внимание только на опорных сочинениях, считая их наиболее удобны;« для проведения подробного анализа. Органичное соединение музыки, слова и действия как никакое другое лучше и точнее поддается изучению и осознается в процессе зрительского восприятия.

В качестве примера нами были выбраны олерныо произведения, которые выражамт трагическое с различных сторон, а также отражают возможные проявления трагически противоречий, вошедшие во внутреннею классификации эстетической категории и демонстрируют варианты трагических характеров

С. Прокофьев-"Игрок" - проявление трагического в судьбе человека, в результате роковых обстоятельств;

Д. Холминов "Шинель" - отражение противоречий между личностью и обществом (где действующее лицо - трагический персонаж); к. Спадавеккиа' "Овод" - проявление противоречий между личностью и обществом, верой и реальной действительностью; С. Рахманинов "Скупой рыцарь"- тип социально-классовых противоречий (вариант трагедии старого порядка);

Д. Шостакович "Катерина Измайлова"- проявление социально-классовых противоречий и трагической внутренней противоречивости; Ц. Закиров "Гамлет" - проявление Внутренних противоречий и трагической внутренней противоречивости героя;

И Аифафи "Диларам" - проявление социально-классовых противоречий; & Олимов "Надирабегим"- отражение противоречий между личностью и сметном {где трагический герой сильная личность).

Расазг&свак оперяие произведения с ппашт интерес уга^я нас проблемы, были выявлены самые различные музыкальные приемы, которые использовались композиторами для выражения трагического, фи этом одни и те не средства музыкальной выразительности подчас используются композиторами для выражения разных эмоциональных и т. п. состояний, и наоборот. Вместе с тем, в контексте конкретного музыкально -сценического произведения разные средства музыкальной Еьгра-?титель-, носги способны выражать трагические. Среди них модет быть и использование очень-развитой музыкальной линии с широким диапазоном, и скачками на большие интервалы; ¡1 скупой музыкальный материал, .однообразный, монотонный без особого развития и скачков, только с ходами «а кгсоплэльнне интервалы; и ритмическое сокращение тема, ялп, напротив, ее ритмическое увеличение и т.п. При этом необходимо подчеркнуть, что все средства музыкальней выразительности находятся в тесном сопрлткссновении друг с другом и могут рассмзтргааться толы» в комплексе всех составных частей музыкального языка, а тснаю литературного и музыкального материала з целом.

Действительно, в таком музыкально-театральном яанре как оперном, музыка находит ¿-вою полную реализацию благодаря дополнительным средствам выражения - слову, и сценическому действию. Однако она (т.е. музыка) в то же время может играть и самостоятельную роль в процессе выражения трагического, так как способна предвосхищать,или йаоборот досказывать, а также .объяснять я пояснять собнтия, разворачиваются на сцене, музыкальный материал постепенно и очень тщательно подготавливает кульминацию - трагический конфликт и развязку произведения. На протяжении всего действия композиторы используют такие музыкальные приемы, которые приводят к постепенному насыщении звуковой палитры, и как бы "обволакивают" действие звукоигсбрззи-' тельными эффектами, наиболее интенсивно звучащие в сцензх трагического конфликта и траппеской развязки.

Таким образом, музыка, несмотря на сбой сложный и очень специфический язык, подобно другим видам искусства, полит передавать трагическое, глубокие внутренние переживания, накал-страстей, эмоциональный взрыв. При этом, средства музыкальной выразительности способны удивительно точно воспроизводить реалистические•ситуации л разнохарактерные образы собственно литературного текстз.

В зщцаичсчши, подытоживай научное исследование делаются краткие выводы. Здесь отмечается, что эстетическая категория трагического эанимзс-т особое место в истории человеческой цивилизации. На каждом этапе развития общества появляется с-ьое понимание трагического, причин возникновения трагиче.кого действия и особенностей характеров трагических героев. Наибольшее внимание в работе уделяется музыкальному искусству как способу выражения трагического. Своеобразно . игучуния трагического в ьузшэ заключается в самой специфика музыкального языка, особенностях выражегрш и восприятия, подходе к его изучению. В связи с этим, диссертант подчеркивает, что наиболее полное проявление трагического осуществляется в произведениях музыкально-театрального искусства, в частности, в опере. Этому способствует как сама форма, так и наличие дополнительных средств пояснения (слова, действия). Вместе с тем, особое ени:.анле уделяется средствам музыкальной выразительности, которые занимает валкое место в процессе показа трагического. Однако Ене музыкального контекста выявить приемы и конкретные музыкальные комбинации, выражающие именно трагическое, крайне сложно, если не .сказать невозможно.

.' В заключении высказывается мысль,-, что изучение проблемы трагического на этом незаконно. Социальные изменения в жизни общества продолжают обогзшэть природу трагического, расширять границы настоящей проблемы и в свою очередь находят отражение в произведениях искусства. Таким образом, эстетическая категория трагического будет безусловно вновь и вновь служить предметом исследования ученых.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В РАБОТАХ

1. Ибрагимова Г. Г. Некоторые особенности проявления трагического в истории эстетической мысли.-Ташкент, 1993.-24с.

2. Ибрагимова Г. Г. Роль трагического в становлении и развитии национальной культуры // Тез. докл. Ыеждукар. науч. -т&ор. конф. "Н&-зависимость и мировоззрение:'реальность и философские проблемы

• возможностей развития". -Ташкент, 1993. -ч. 2. -С. 186-187.

3. Маннанова X. А., ¡Онусов X. Т., Ибрагимова Г. Г. и др. История ми. ровой и отечественной культуры / Методическое пособие для сту-

лентоЬ ТАДИ.-Талкент, ТАДИ, 1991.- 22с.

- 21 -

РЕЗЮМЕ

Г. Г. ИБРАГИМОВ Ahí i н г "Маданият назарияси ва тарихи" мутахассислиги буйнча фан номзоди илмий даражасини олнш учун "Сатдатда фожиаликнинг намоён булига хусу-сиятлари" Oíyc ища-театр жанр мэтериздлзри асосидз) . лэЕРундэгн диссертация ишиицнг к,исг,эча нззмуни

5'гбекистон Республиками паданий тзрэщкурэтшшнг хрзпрги боск^г-ш муетл^пя дэвлз? киаглашппи йулидаги янги щадам булди. лзмиятшмг мамгагий янгилйнкши умумкнссний г^дриятдарни тан оллпда.ч ва снёсат, фзн, сопъзтдзги к,зтср к,сидзларни щзйта тукинивдан боилзнди. Кулгпяа муаммолзряи янгичз нук,тап нззардзн к^араш, чинакам к^дриптларнл ани^таш за улэрни нотугри хулосалзрдзн тозалая эарурилти пайдо булди.

Кэ?кур диссертацияда фожкаликнинг саяъзтра намоён булига хусусиятлзршш урганиш наград к^либ олингзн. Илмий рисола икки бобга булинган.

' Биринчи боб - "Зстегик фикрлар тарихидз £одиалик намоён булики-нинг sftpnw хусусилтлари" деб номлзнган. Уида фожиаликнинг тарихий тавафл берилган, яъни фожиз категориаси муаммоси тугрисидзги мавжуд к^^ашлар урганилгэя ва фожиани эстетик фа^млаи сантьат асарлзрп (ада-биёт, театр, кинематограф, рассомлик, л;айкалтароилик, меъморлик) мисолида тарихиЯ гчцидан тащлпл н^лингзн. Щ?нингдек мззкур бобда .ifeoAira муэямоснга х,зр томонлама ендаши-пга ^аракат к,илинггзн: фожиалик-н;шг асосий томснлйри ва барчз х,арзкзт дараждлзри куриб чии^лган.

Санъатдэ Фоди-^лнкнинг нзмоен булиш хиллпри та^лил кщиш жараё-дида биэ улзрни Фэщат умуилз'ятирнш билзнгинз чеклзниб крлмздик, балки мззкур нуаммони узимиз крндай тушншиимиэни у.пм баен этигага з^ам щарзкат г.пЛдш:. Нзтикзда íc^na номоён булигппшнг цуйидаги таенной пайдо булди: нноошшг табиат билэн тукутшуви, мзпгьум вазиятлзр, шахе ва ламият уртасидаги зиддиятлер, шахенинг уэ пчки еиддиятлври вз

Илляй рпселздз ana пу íown тзенифининг i;aiíüa к^смлари тади^щ этилган. Ууайан бадиий зсарлзр улар яратилган маданий даЕрнин!1 асосий 'мззчунини х.нсобга олган я;олдз та^лил кушпгган.

Чккинчи боб - "Фожлзликнияг муешф санъатида намоён булиш

хусусиятлзри" муси^а-театр жанрлнрини тадкда зтишга баришланган. Мусикрвий асарлардаги фолиалжни урганиш муси^а тили, мазмун-во^эани ифодалаш ва тушниш, уни урганишга бидашш хусусиятлари билан бор-ли^ хрлдз увита хое махсусликка эгадир. Щу боисдан диссертацияда фо-жиаликнинг муси^а-театр санъати асарларида, хусусан операда бир мун-ча тулшуюк* ифодаланиши мумкинлиги адоя,ида таъкидланади. Бунга санъ-ат асарининг шакли ва унда суз, ^аракат каби к^тшшча тушинтирии воссталарннинг мавжудлиги имкон боради.

Рисолада санъатнинг бопо^а турлари сингари мусикрнинг >;ам узи-нинг мураккаб ва махсус тилига эга булишига ^арамай фожлаликни, чу^ур ички кечинмаларни, кучли эх,тирос ва миссий уйгонишларни берша-га, акс этдиришга ^одир эканлиги курсатилган.

Илмий рисоланинг хулоса кдесмида «уаллиф фожиалик муаммосини урганиш ищи яна давом этишини таъкиддайди. Чунки жамият з^аегида со-дир булаэтган ижтимоий узгаришлар фожиаликнинг табиатшш бойитмо^-да, мазкур муашонинг доирасини кенгайтирмоеда, улар уз иавбатида сангат асарларида уэ ифодасини топмоеда. Щундай 1?ишб фодшалик кате-горияси яна такрор в^ такрор олимларнинг илмий тад^ицрт мавауси булиб хиэмат ^иллши вак-шуб^асиздир. -

CONCLUSION

G. G. IERAGIKOVA's dissertation work presented the Candidate's degree (c.s) of philosophy science on'"The particularities of development tragical then« in the Art"(on material of musicaly-theatre)

The end of XX century is a hard time in the life of llsbekistan. The new view on the problems of cultural development of tte society has changed the pedple's world out-look. The hard period of revaluation of values has began. The foundations of our positions has been broken; at the same time views of scientists, philosophers $nd practical workers in the branch of- art are being changed. 'In such situation researches of aesthetics categories," particiilary category of tragedy are in time. Nowadays hamely tracedically we can call our reality that can be seen at various

levels: in the daily life, in the character cf sepret persons and even in the whole region and in the sphere of science and art. That's why we can't help saying about today's tragedy. Passing under new level of social development doesn't cross developed results , in this branch and'it gi\;es the possibility to find out unknown, non-reached sides of this tragedy, helps to discover new ways of seeing the old positions with new point.

In this investigation we tried to analyse the all-round consider of aesthetic category of tragedy. For the first time this work is doing the attempt of this problem's complex decision. So the big attention turns off the theoretical analyses of this category; characteristic of principal bases of development; discover the possible types of contradictions, in systematization of tragedical characters. Becides it the novelty of work is in knowing of tragedy in accordance with complete and successive historical" retrospective (beginning with ancient culture epoch till ■nowadays).

In the work in used as examples works of the most various kinds of art: painting, sculpture, architecture, literature, theatre, cinema. But the material of musical theatre jar had the most serious and responsible row in this work. In the work we analysed the operas of different composers of the XX centure among them there are operas of Uzbekistan. Representatives of.art of Usbekistan don't limit there work by limits of national features, they don't refuse cooperate with art workers of other countries. The aim cf the work is to show that this aesthetic category may be passed under art in whole. ; •

In spite of the interest to the problem of aesthetic category of tragedy in passed this theme is going on • to worry recearches today. It will be always actual because it- is inseparable from a nan human-fates and it finds the reflection in the history , of the human society.

Р. : Подписано к печаш 22- ог.ЗЬ г. Формат бумаги 60Х84'/и

Бумага писчая. Печать офсетная. Объем / п. л. Тираж О экз. Заказ кг//е.

Отпечатано в типографии ТАСИ Ташкент, ул. Я. Коласа, 16>