автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Пародирование как эстетический стимул обновления культурно-художественной традиции

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Дьякова, Тамара Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Пародирование как эстетический стимул обновления культурно-художественной традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пародирование как эстетический стимул обновления культурно-художественной традиции"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имеки М. В. ЛОМОНОСОВА

СпсцнализигюпшшыН совет (Д.053.05.21) по философским наукам

На правах рукописи

ДЬЯКОВА Тамара Александровна

ПАРОДИРОВАНИЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ОБНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ

(Специальность 09.00.04 - эстетика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисхоние ученой степени кандидата философских ноун

Москна - 1493

Работа выполнена на кяфодре эстетики философского факультета Московского государственного университета им, М.В.Ломоносова,

Научный рукоиодитель - доктор философских наук, профессор ВОЛКОВА Е.В.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ведущая организация - сектор эстетики Российского института искусствознания.

на заседании Специалиаироэанного совета /Д.053.05.21/ по философским наукам при Московском государственном университете им, М.В.Ломоиосова 'но адресу: г.Москва, Ленинские горы, 1-ый корпус гуманитарных факультетов М1У, философский факультет, 11-ый этаж, аудитория 1157, .

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им.М.В,Ломоносова.

МАНЖОВСКАЯ Н.Б.;

кандидат философских наук, доцонт

КОКИНА J.A.

Защита состоится '¿¿г j^^ävm

г. в

часов

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного совета

КУЗНЕЦОВА Т.В.

ОКЦЛЯ лАРЛлГХРЖТККА РАБО'Ш

Актуальность исследования. Настоящая работа посвящена исследованию проблемы пародирования как оототическою стимула обновления традиций б художественной культуре. В центр исслодоватиль-ского интереса была поставлена проблема иыяснения характера влияния пародии на тенденции видоизменения форм в искусства и на связь этих новообразований с художественной семантикой.

Актуальность предпринятого исследования определяется, прежде всего тем, что и оолыкинстаа справочных изданий, а такжэ в ряде современных исследовательских работ проблема пародии представляется лишь как характеристика особого жанра литературы. Вопрос о формообразующей и смислообразуодей способностях пародирования, как правило, нивелируется. Возвращение к исследовательским поискам 10-20-х годов XX века, особенно к трудм Ю.Н.Тынянова и его близких или далеких единомышленников, актуализирует в науке широкое толкование явления пародирования, его стимулирующую роль в сохранении художественной традиции и возможностях ее модификаций. Помимо этого подобный анализ дао? ответ на вопрос об эстетических принципах поэтического неоавангарда в контексте истории отечественной культуры.

В основу данной работа легла концепция трансформации художественных систем посредством перевода старых приемов в новую функцию, автором котороЛ был Ю.Н.Тынянов. Обращение к проблеме диссертационного исследования наставляет автора уйти от строгого следования лишь за тыняновской логикой развития идеи пародии и рассматривать формирование концепции в широком контексте идей. В свете такого рассмотрения к числу невольных соавторов концепции следует отнести М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Л.С.Выготско-

го, В.Б.Шкловского, Б.М.Эйхенбаума, О.М.Фрейденберг и других, прямо или косвенно вступивших в диалог со знаменитой концепцией.

Обращение к идеям широкого круга ученых, самостоятельно шедших к выводам о тех или иных особенностях проявления формообразующей функции пародии в контексте культуры, позволяет сегодня смоделировать наиболее объемное, многогранное содержание концепции данного исследования.

В диссертации предпринимается попытка выведения проблемы художественной эволюции из поля конкретно-исторического анализа и погруашния в разновременные и разностилистические контексты теории и практики. Этим обстоятельством объясняется появление в диэ-сертационном исследовании ряда проблем, не нашедших непосредственного отражения в трудах -Тынянова, но являющихся следствием поставленных им вопросов /полисемантика пародии, амбивалентная природа восприятия пародийного текста, дистанцированное цитирование как способ пародического смещения и другие/. В контексте современных проблем эстетики проблема пародийности является сегодня живой и плодотворной сферой научных интерпретаций.

Степень изученности проблемы и теоретическая база исследования. Теоретическая позиция автора данного исследования потребовала изучения большого круга специальных исследовательских источников, а решение конкретной задачи анализа основных проявлен иий поэтического неоавангарда - немалого числа художественных текстов. Поставленная в ходе данной работы задача обобщения теоретического наследия 20-х годов: трудов Тынянова и продолжателей его идей относительно формообразующей функции пародии -обусловила изучение работ не только этого десятилетия, но и дас-

лодуюцего времени. Поэтому проблема пародийности может быть представлена в пиане исторической актуализации тех или иных аспектов интересующего нас феномена.

В большинстве работ допоенного периода, а частично - вплоть до 70-х годов сохраняется интерес к пародии как жанру, цель которого бить орудием политической сатиры. Большое внимание уделяется возможностям искусства пародийными средствами критиковать, обличать, изменять социальную действительность /Арго, Б.Бегак, Н.Барков, Е.Гальперина/, Пародия осмыслялась через призму борьбы социальных коллективов. Причины обращения к пародийным приемам виделись этому кругу авторов в смене социальных мироощущетгй и их борьбе; полностью игнорировались возможности собственно художественных импульсов, вопросы многопласт-ной содержательности и новой художественной формы, возникающих при пародировании.

В противовес ей существовала ветвь научных исследований, выводящая проблему пародии в область эстетической специфики данного явления. Для этой теоретической линии характерна связь пародийной проблематики с вопросами реконструкции в той или иной Форме традиции в искусстве;

Работы О.М.Фрейдонберг подтверждали мысль о некоторых общих прайсточниках для самых различных по стилю и Назначению художественных произведений. Богатые и уникальные возможности народно-карнавальной культуры к продуцированию травестирующих чюрм глубоко и всесторонне были проанализированы М.М.Бахтиным. Им же была исследована природа двуголосого слова, дающая художественному тексту, в том числе и пародийному, возможность создания диалогического напряжения между различными смыслами. Ин-

теросующая нас проблематика, поднимаемая в исследовательской литературе о пародии, била напояна основными положениями работ этих ученых, создавая непрерывающееся полемическое пространство в науке /хотя источник дискуссии часто и уамалчишлся/,

Среди таких "обозначенных", прежде всего, Тыняновым проблем -степень комичности пародии. Одни ученые /Ю.Боров, А.Вулис, С, Тяпков/ считали комичнский признак обязательным, другие - в духе тыняновских идой - "факультативным", случайным /М.Гасплров, В.Новиков, М,Поляков/. Для последних комический э4фокт пародии не носил основного отличительного свойства. На первый план выдвигался вопрос о том, какую формообразующую и содержательную задачу выполняет пародирование в истории художественного развития.

Способность травестирующих форм к трансформированию художественных систем в научной литературе просматривает несколько аспектов осмысления: роль пародии в становлении авторского стиля /О.Бокий, И.Ищенко, Е.Макарович, С.Приображенский/, жанрооб-' разующая функция пародирования /Г.Ермоленко, Е.Кудинова, А.Михайлов, Bernd А. / и обнаружение закономерностей смены целых художественных направлений через сеть пародических приемов /Т.Лунина, Б.Сомов, Ю.Щейман, Höchele А./.

Положительной оценки заслуживает степень научной разработанности проблемы генезиса пародии. Исследования б этой области дают широкое и разнообразное подтверждение идеи об эволюционизиру-ющем значении пародирования, о его сложной полисемантической природе /М.Бахтин, Д.Лихачев, К.Мелетинский, О.Фре.-.деиборг, iiecher-Seidel Т. /. Дальнейшие творческие поиски в этой области могут более полно восстановить картину заровдения пародийной функции в искусстве. Пародия возникает на пересечении серьезной официаль-

ной культуры и народ!ю-смеховой, на пересечении "иерха" и "низа" и сближает раэнонапрпвлонныо тенденции, порождая при восприятии амоивалантную реакцию.

При написании диссертационной работы пришлось столкнуться о малоизученными проблемами в отечественной эстетике. К их числу следует отнести вопросы о разграничении »¡еры влияния в контексте литературного процесса иронии и пародии, об определении специфики пародийных трансформаций в неоавангарди. Хотя в немецкой эстетической науке имеются первне исследования этих проблем, потенциально основанные на анализируемой нами концепции

/Rotermund Е./.

U целом же, на сегодня, проблема эволмдионизирования художественного процесса, осмысленная через роль пародийных трансформаций, еще не имоет активного решения в исследовательской литературе. Выявленные источники но складываются в единую систему, могущую дать исчорпипавдую информации об интересующей нао проблеме.

Цель и задачи исследования. Основной цолыо .данного исследования стали анализ и систематизация различных тпорческих положений отечественной науки ño ьопросу о стимулирующей роли пародии в процессе обновления художественной традиции, а также со-

«

отнесение этих положений с практикой искусства, в том числе поэтического №>оавангарда.

Общая цель конкретизируется » следующих задачах:

- исследовать связь проблемы пародирования с трактовкой преемственности и обновления культурно-художественной традиции в трудах Ю.Н.Тынянова;

- рассмотреть с.тшюооразуюдую и ^прообразующую роль пародии

в концепции Ю.Н.Тынянова м близких ему по взглядам ученых;

- проанализировать истоки многозначности и аиоциошишюй амбивалентности пародийного токста, опираясь на исследования М.М, Бахтина и О.Ы.ФреЙденберг;

- наметить пути интерпретации тыняновских идей в новейших эстетических исследованиях;

- в практике отечественного шзэтического неоанангардя обнаружить смысловые Функции народирования.

Методолох-ической основой работа, способствующей реализации дели и конкретных задач данного исследования, послужил подход, который можно назвать проблемно-историческим. Логико-историческое движение по пути анализа обозначенной проблемы вместо с тем должно было представить реальную возможность построения эстетической модели пародирования. Вопрос« данного исследования рассматриваются на конкретном историческом материала, относящемся к различным счюрам - научным исследованиям и художественной практике. Подобная методология, как полагает диссертант, позволяет представить продает данной диссертации не только как развертывание теоретических положений, но и как своеобразную апробацию концепции пародирования в самом художественном процессе. Такой параллельный анализ литературных и научных фактов рождает наибольшую объективность и достоверность исследования.

Специфика проблемно-исторического метода и комплексный характер объекта анализа требовал более частных теоретико-методологических оснований, что определило использование методов и исследований смежных гуманитарных наук; литературной поэтики, психологии, лингвистики, семиотики.

Новизна диссертационного исследования связана с возвращением

н теоретический обиход полого ряда положений теории пародии как своеобразного стимула культурно-художественной традиции, развиваемой в 10-20-е годы Тыняновым и рядом ученых-преемников. С точки зрения научной ценности обращение сегодня именно к это!'; концепции /недостаточно интерпретированной в истории отечественной эстетической мысли/ позволяет определить несколько проблемных полей. Прежде исого - меняет художественно-культурную пчрадигму /вмосто узкого толкования пародии как жанра возникает возможность проследить через пародийные смещения динамику культурно-художественного развития/. А также объясняет природу сосуществования в культуре различных стилевых пластов. Помшо этого, раскрывает основные закономерности возврата в живой художественный процесс .забытых или полузабытых форм.

Обращение к практике поэтического авангарда позволяет увидеть в текущем процессе тенденции обновления культурной традиции через явления пародийного характера /цитация, реминисценция, перефразировка и др./.

Выводы многих тыняновских работ В данной диссертации были существенно скорректированы некоторыми идеями других ученых, - обобщены и дополнены рядом 'разработок смежных научных сфер /лингвистики, психологии, семиотики, но с тс т ру к ту рали а ма/.

Особо следует остановиться на, художественно-практической 'Необходимости .каппой исследования, обусловленной зарождением новой художественной парадигмы. Зромя постмодернизма но может быть легковесно оценено нами как прихоть изобретателей. Это некая закономерность проходит через художественную жизнь всего мира, и формы, в которых она себя утверждает, зачастую близки к пародии. Подобно тому,, как русский авангард начала века искал-для себя

традицию не и сферо непосредственных предшественников, а в глубине воков, тик и иеоавингард особым образом обыгрывает старые и новые стили, часто пародически смещая акцент« в художественной преемственности. В системе современного авангардного искусства пародия актуализирует свою смысловую и формообразующую роль, в связи с чем культура конца XX века особенно подчеркивает интерес к прошлому и полемически заостряет внимание на необходимости Аюр-мулирования новых эстетических принципов. Поэтому новейшее искусство выстраивает диалогическое пространство, в котором различимы "голоса" известных художественных систем и иных текстов, не являющихся произведениями искусства. Свою ценностно-содержательную направленность поэтический иеоавингард реализует открытостью художественного пространства для различных точек зрения.

Автор диссертации предпринимает попытку практического применения синтезированной, обобщенной концепции пародии к материалу отечественного нроавангарда. Феномен поэзии "новой" волнн впервые представлен не с точки зрения критики локальных (¡актов, а о точки зрения выделения основных закономерностей развития этого явления, пародирование в виде дистанцированного цитирования оказалось и в данном случае уникальным способом перевода традиционных форм в ситуацию порождения сложного и многозначного содержания. Анализ поэтических текстов неоавангарда не только позволил проявить применимость ряда выводов Тынянова и Бахтина на практике, но и повлиял на ¿[юрмировиние новых выводов относительно трансформирующей роли пародии /особенностей проявления цитации, роли лексических клише и штампов, вычленении бессубъектных речевых структур и схем в процессе пародирования и др./.

Практическая значимость диссертации. Материалы и теоретические

выводы, сделанные н работ«, могут быть использованы в научных исследованиях по истории и теории эстетики, истории и теории культуры, а также при составлении спецкурсов и лекций по данной проблематике.

Апробация работы. Фр.чпдоитм данного исследования отражены в публикациях по томе диссертации. Диссертационная работа обсуждалась на к/нЪедре эстетики ц>илоео<|>ского цп культега МГУ имени М.В.Ломоносова и была рекомендована к защите.

Объем и стр!ктура диссертации. Структура диссертации определяется целью и поставленными задачами исследования. Диссертация изложена на страницах машинописного текста, включающего введение, дне главы, я.ислмчоние и список литературы. Глава I ¡гродставляет собой исследовательское развертывание диссертационной темы в трех основных направлениях: реконструировании концепции пародирования, определении основных стнлеобразующих и ^(Прообразующих особенностей пародии и анализа эстетического происхождения пародийной полисомангики и амбивалентности. Чем и определило выделение в рамках нерпой глатог трех траграОов.

Во »торой главе .дается анализ художественного материала с целью апробации обозначенных в диссертации проблем.

основное соду.рхлш'.к ршлн а

Во введении определяется предмет, избранны?. .для рассмотрения в данной диссертации, формулируются ноли и задачи исследования и дается литературно-бно.'нюграЛичяский обзор, т.е. развернуто представлена постановочная часть, о которой сказано пкгае.

Глнпа 1 - "Роль пародии п трансформировании художественных систем" _ ноенжона ¡мкомотруироплнкя) аскетической концепции.

рассматривающий процесс пародирования кяк один из возможных способов привнесения'в новые формы искусства элементов старых художественных систем. В основу данной теории были положены идеи Ю.Н.Тынянова, развиваемые в ряде его теоретико-историчоских трудов. Однако автор диссертации счел необходимым скорректировать некоторые положения тыняновской концепции выводами других ученых, самостоятельно шедших к пониманию эволюционизирующего назначения явления пародии в истории словесного искусства или же испытавших влияние идей, которые культурная эпоха впитала интуитивно.

В диссертации отмечается, что, несмотря на глубину и системность, тыняновская концепция пародирования не нашла в современной справочно-энциклопедической литературе подобающего моста. Поэтому перед автором данного исследования нетала необходимость посвятить часть раооты введению специфических для теории пародии понятий и определить степень их актуальности с учетом научных разработок тслодних 20-ти лог.

В качества рабочого понятия "пародия" диссертантка приняла следующее определение: пародирование есть варьирование известных текстов с целью утверждения старых приемов в новой смысло-и формообразующий функции. Если рассматривать это явление не как отдельный факт, а как закономерный процесс в динамике художест- _ венного развития, то можно говорить о пародировании как механизме перевода элементов старых систем в нарождающиеся новые. В данной работе понятия "пародия" и "пародирование" рассматриваются как синонимические.

Реконструируя линию научного поиска Тынянова, автор диссертации воссоздал своеобразный научно-теоретаческий фон, который соответствовал логике формирования концепции пародирования как

стимула обновления художественного процесса. В работе отмотается влияние на складываний системы научных взглядов Тынянова широко!^ круга различных идей: методологических подходов культур-но-историчоской школы, экспериментальных поисков закономерностей литературного ¡»лавития, осу:;<тст)Ш1омых ОПОЯЗом и направлением лингвистических открытий в области специфики нозтического языка и т.д.

Одним из главных теоретических вопросов исследуемой концепции стало выделение непосредственной зависимости феномена пародирования от комплекса проблем художественной преемственности. В диссертации- отмечается схожесть, но и одновременно специфичность пародирования в сравнении с такими явлениями, как реминисценции, прототапичность, типизация, также обнажающих в конкретном тексте напластования истории культуры в свернутой форме.

В результате "переклички" художественных анох происходит возвращение в активный оборот устаревших, в силу тех или иных эстетических принципов, традиционных содержательных форм. Под традицией 1Ынянов предлагал различать процесс закономерной преемственности в Национальном художественном развитии и отделять ее от - "генезиса", представляющего собой совокупность эмпирических обстоятельств, в лице которых эта традиция проявляется. Выделение не только главной линии в развигми художественной преемственности, но и своеобразного культурно-художественного фона позволило, на наш взгляд, зафиксировать Тынянову подвижность художественных систем, дкфчузность, склонность к перемещениям элементов центра и периферии.

Автор диссертации выделяет атапн развития концепции пародирования в научных исследованиях Тынянова. Первоначально ученый в качестве существенного отличительного признака пародии выдвигает

- -

идею механизации приема, излагает ее задачу: с одной стороны, механизацию определенного приема и, с другой, организацию нового материала, причем, этим новым материалом будет механизированный старый прием, Этой позиции соответствуют тыняновские статьи начала 20-х годов /"Достоевский и Гоголь" /1921/, "Ода как ораторский жанр" /1422/, "Тютчев и Гейне" /1922/, "Литературный факт" /1924/ и др./.

К концу 20-х годов ученый на первый план выдвигает уже не идею механизации приема, а проблему пародийной направленности, под которой он предлагал понимать "не только соотнесенность какого-либо произведения с другим, но и особый упор на эту соотнесенность"*. /"Аргивяне" /1У27/, "0 литературной эволюции" /1927/, "О пародии" /1929//. Соотнесенность пародирующего текста с пародируемым источником - условное понятие, которое может выражаться не только в конкретном литературном произведении, но и в определенном ряде произведений, причем, их объединяющим признаком мо-' жет быть жанр, аптор, альманах, направление и т.д. Таким образом, пародирование предусматривает трансформацию большого круга художественных явлений.

В диссертации подчеркивается, что пародийная соотнесенность рассматривалась Тыняновым как непосредственное функциональное средство пародии для разрушения одних систем и создания других. Каждая художественная система, по Тынянову, представляет собой не образование равноположенных и поэтому инертных элементов, а, напротив, в ней можно выделить главенство одного или группы Факторов, функционально подчиняющих остальные. Такой (¡актор носит

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977, С. 289.

азвание доминанта, но нронвляот он споо свойство лишь благода-я выполнению функций остальных.

Из различных тыняновских источников автором была выявлена двой-ая соотнесенность одной художественной системы, во-первых, между обой, во-вторых, то отношению к культуре данной эпохи. При па-одировании происходит не только иэьятие произведения из литоратурой системы, но и рааъятие целостности самого произведения. При том процессе проясняются свойства элементов, не проясненные ранее пределах старой системы. В результате такого разрушения возможно бнаружиние живых элементов, пригодных для образования ноной ху-ожественной системы и создающих ее новую семантику.

Таким образом, важнейшей пародийной функцией следует считать еревод традиционных элементов в новыо структуры с целью активизации их содержательно-функционально!! роли в ином структурном оотносонии элементов.

Идея пародического перевода и смещения художественных систем онкретизируется в диссертации анализом проблем стиле- и жмнро-бразования. Смысл влияния !иродии на стиловые и жанровые тен-енции в литературе раскрывается с учетом ни только собственных ынянопских трудов, но и работ тех авторов, которые для конкрет-ого текстового Анализа художественных параллелей привлекали еоретические гипотезы и обоснованные, но но получившие широкого рименония положения научной полемики 20-х годов.

В основе стилеобразумщей Фуикции пародии лежит, в отличие от тилизации, не калькирование внешнего образа произведения, а по-еосмыслении тех или иных системных элементов пародируемого исто-ника. Коли при стилизации практически сводится к нулю возможность оздания оригинальной художистненно-содержательной формы, то для ародии формирование индивидуального и неповторимого стиля - за-

дача вполне реальная, так как она реализуется через построение новой художественной систомн. Говоря словами В.В.Виноградова, "пародии, конечно, упрощают стиль, но они выделяют в этом стиле какие-то новые для восприятия той эпохи элементы художественной формы, структурные отношения и т.д."^.

Сходные тенденции автор диссертационного исследования увидол и в фактах жанровых трлноц'юрмпций, особенно актуализирующихся в переходные эпохи, когда происходит активное формирование иных эстетичоских принципов. Пнро/- ч способна оплодотнорять целые жанровые структуры, вступившие в эпоху, которую Тынянов нааыпал

о

"усталостью литературного рода , когда все приемы данного жанра подчеркнуты, хотя и не доведены до абсурда. Исчерпанность того или иного жанра дает о себе знать массовым появлением эпигонов. В такой ситуации пародия начинает выполнить роль реаниматора "заболевшего" жанра, способствуя актуализации старых художественных Форы. Происходит постоянное возвращение к архаической традиции. Старые жанры, видоизменяясь, могут входить ч активное употребление. В ряде своих статей /"Ода как ораторский жанр", "О Маяковском. Памяти поэта" и др./ Тынянов, например, показал многократное возрождение одивеской формы как следствие нового содержания, рождаемого конкретной социо-культурной ситуацией. Возвращение оды в художественный процесс всогда соответствовало устареванию элегической цормы. Целый ряд поэтических документов зафиксировал своеобразное пародическое столкновение олегии и оды в пределах одного произведения, созданного как бы на рубоже двух культурно-

2* Виноградов В.В. О языке художественной прозы, с.212.

3* Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино

- М., 1980, , с.464,

судожествонных эпох.

Как справедливо подметил шил ном, некоторые формы искусства JUBiUOT нпиболео иригодннми для пародического использования, так сак хранит в code "сюжеты" для многократного использования. Автор диссертации проводит анализ двух таких явлений: пародий на юмантическую балладу В.А.Жуковского, служившей своеобразным »талоном жанра и культурно-художественных интерпретаций /паро-1Ийной направленности/ сюжета об Амура и Психее, ставшего пово-[ом дшт жанровых новаций комической поэмы.

На основе анализа теоретических положений Тынянова, а также ада исследований жанровой специфики некоторых художественных |роизведений автор диссертации делает ряд обобщающих виводов 1тносительно жанрообразующеЙ роли пародии. Во-первых, пародийная [рирода того или иного произведения не всегда явна, а порой и гросто остается тайной не только для современников, но и для ©следующих поколений. Процесо трансформирования жанровых струк-ур оказывается в этом случае незамеченным. Во-вторых, при обра-отке литературного источника с цолью реформирования формообра-ующих элементов художник всегда использует в большей или мень-ей стопони различные по характеру и "возрасту" традиционные родства., B-Tpi*" Их, факт пародийного переосмысления, пародийной аправлонности произведения может быть обнаружен при погружении системные процессы и спустя длительное время после пнхода в вет этого текста. В-четвертых, процесс жанровых и стилистических рансформаций, как правило, совпадает с формированием новых ху-ожоственных направлений.

Динамика жанровых структур и других художественных фюрм - яв-ение постоянное и необратимое. Пародирование позволяот искусству

не идти но пути только изобретения новых 11юрм, а творчески перерабатывать весь арсенал ранее бытовавших <1юрм, наполнять эти структуры новым содержанием.

Рассматривая феномен пародии н контексте культуры, диссертант выдоляот две ее существенный черты, позволяющие определить эстетическую специфику данного феномена, семантическую многозначности и амбивалентную природу восприятия. Способ пародийного выражения напоминает иронический, и ко-чром логически!! парадокс сочетается с эмоциональным отношением. Имея двойную экспозицию /утверждение и снимающее его отрицание/, пародия изначально уходит от однозначного смысла. Процесс восприятия пародии в силу текстовой неоднородности, многосложности и противопоставленности вызывает г бивалентные чувства.

Методологической основой для применения понятия "амбивалентность" /а диссертации оно имеет традиционное значение - двойстве! ность чувственного восприятия/ к предмету литературы в диссертант послу^шли выводы Л.Выготского о присутствии и искусстве особого катарсического начала. В основе эстетической реакции, как убедительно показал ученый, лежит преобладание того аффективного крс тиворочин, которому было условно дано ноачтио "катарсис". Явление катарсиса основано на противоречии как самом важном свойстве художественной цорми и материала. Принцип противоречия в художественном произведении закладывается а структуру самого текста, но в ряде случаев может Оыть вынесен за его пределы и стать уделом воспринимающего человека. Источник катарсиса, комедии скрывается в смехе зрителя над героями. Противоречие, о котором писал Выготский, относительно пародии может оыть интерпретировано тннянопекч понятием "невязка", возникающей вследствие столкновения двух танов - пародируемого и пародирующего.

Важную информацию о характере и свойствах пародии автор дис-

ортационного исследования смог обнаружить, обратившись к истории

роисхождения пародийных Форм в культуро. Теоретической основой

ля анализа данной проблемы послужили исследования О.М.Фрейден-

ерг И М.М.Бахтина. В 1У2Ь году Фройденборг провела работу по об-

аружонию в различных мифах единого инвариантного сюжета. В ходе

екстовых анилизоп ученая, выходя на проблему сюжетных двойников,

о многих из них блестяще обнаружила пародийную природу, причем

ародия была заложена на смежности с возвышенным, на стремлении

эдняться до шишсичоского образца, а не осмеивать его. Первона-

■дльно пародировалось нее самое священное - боги и культ, и цере-

эсение пародии на "власть предержащую". на царей, правителей, на-

эдное собрание - парламент, на судей и нее основные гражданские

эрмы было вторичным. Но по мере развития искусства пародия при-

1ла Форму, допускающую эстетическое "многомыслие", разрешающую

смещение в пределах одного произведения противоположных начал.

)пустимость проникновения в пародийное пространство различных,

1сто полярных и взаимоисключающих смыслов, определена струк-. «

'рнои организацией пародии, основанной на столкновении исходно и вторичного текстов.

Диссертант подчеркивает, что древнейшие формы пародийных быто-ший восходят к ролигиозно-обрядоной традиции, которую также от-1чало органичное соседство высоких и низких настроений, трагичо-лх и комических сюжетов. Открытость к явлениям различного харак-ра пародия сформировала из необходимости отражения сорм офици-ьной культуры и одновременно с этим - неофициальной, смоховой. пародии нашел отражение этот двойной иснект восприятия дойстви-льности. Естественно, что обстоятельство сказалось ни создании

сложной смысловой структур« пародии и вызвало противоречивую реакцию.

Автор диссертации отмечает применимость цолого ряда наблюдений Бахтина относнтслыю народно-карнавальной культуры к предмету исследования. Формы народной культуры, названные Бахтиным "миром наизнанку", нашли оное развитие и в пародиях, для которых также "характерна своеобразная логика "обратности", логика непрестанных перемещений верха и низа, лица и зада. Культура, в пределах которой рождается пародия, правде всего смоховая. И пародийный смех одной из особенностей имеот амбивалентную реакции "он веселый, ликующий и одновременно насмешливый, высмеивающий, он и отрицает и утверждает, и хоронит и возрождает"^. Со временем формы пародирования постепенно уходят от смеховой традиции, но сохраняют свойство амбивалентности, подкрепленное различными смысловыми началами в пределах одной художественной-структуры.

Обосновывая полисемантику пародии, автор«диссертационного исследования выделяет вслед за Бахтиным и одну из собственно литературных тенденций, повлиявших на эстетический статус пародийного произведения. Пародия своей жизнью обязана была эпосу, поскольку вошла я художественный процесс как критик древнейшего жанра.

Процесс разрушения древнегреческого эпоса и зарождения литературной пародии - это процесс единовременный, рожденный разнонаправленным "двуголосым" словом, когда уменьшалась роль слова героя и активизировалась чужая мысль. 'Гак возникало диалогическое напряжение, обязательное для пародии.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 19Э0, с.17. ' ' .

Делая вывод оо эстетической природе народиропания, автор дис-)ртации подчеркивает, что причина семантической многозначности гого явления лежит в особенности того двуголосого слона, с по-ицьк) которого разворачивается содержание пародии. Эта многознач-)сть, всегда ориентированная на противоположные начала, объоктив-) закрепленная в самом тексте, вызывает амбивалентную реакцию. В {те восприятия бинарных единиц пародийного произведения происхо-(т явленио, родственное катарсису. Сам же процесс "проживания" фодии предполагает не ставить положительного или отрицатольно-) /и окончательного/ знака в оценке, а разворачивать сложную юциональную и логическую картину чувств и значений.

Глава II - "Пародийный »¡фект цитирования в поэтическом неоаван-фде" - посвящена исследованию специфических проявлений пародиро-шия в поэзии "новой" волны, осуществленному с опорой на теорети-¡ские положения изложенной концепции. Однако предмет анализа по-мбовал привлечения к работо большого круга идей, рожденных и на-мнных временем неоавангардных трансформаций.

"а центре исследования данной главы, как и нсой диссертации в )лом, встала проблема художественной проомственности. Основным юсобом сохранения связи между новейшим искусством и традицион-Ш1 формами был признан прием цитации, по многим критериям отож->ствляемый с пародированием.

В работе была дана краткая характеристика культуры конца XX жа, точнее, тех черт, которые являются актуальными и дли опродо-шия основных эстетических принципов неоавангарда, а именно: про-юма артистизма, потери художественности и возможности прочтения. >за артиста, способного имитировать любую художественную чорму юшлого, приняла у поэтов "новой" волны вид пародической игры.

Такая позиция "обминки" создает ситуацию, при которой посредством внешнего подражании традиции можно нивелировать саму способность к порождению новых художествоиных систем, Перерождение это! тенденции в пародийную форму, на наш взгляд, рождает надежду на эстетическую значимость явления нооавантрда. Наконец, текстовая многосложность, возникаюдая при прочтении интересующей нас поэзи! сильно затрудняет понимание. Видимо, эдикт восприятия неоаванга] да, также как и пародии, лежит в плоскости амбивалентной реакции,

Анализ поставленной проолииы совершается в русло решения языкового вопроса, так как новации в области языка были неизбежно связаны с-обновлением изига мыслей и чувств, приемом работы с художественным материалом стали пародические смещения на языковой почве, позволяющие автору спрятаться за чужую фразу и не заявлмт; о своей позиции, такая специфическая реакция к искусству прошлой у неоавангардистов проявляется к двум пластам культуры: к классике и к модернизму начала века. .

Из различных толкований "классического" неоавангард выбрал для операций отрицания определение, согласно которому классику отличает мера и гармония, сдержанность в использовании средств выражения, отсутствие резких "перескоков" в сторону тематической или Формально-выразительной доминанты. Поэзия "новой" волны, нап ротив, демонстрирует полное пренебрежение нормами меры и гармони Весь поэтический строй представляет собой сплошные "перескоки" и: одной художественной системы в другую. Эта текстовая Фтатоентар-ность создает эффект пародического сталкивания, "повязки" айнов В такой перевернутой пародийной форме неоавднгард обнаруживает свою связь с классической традицией.

В диссертации отмечается некоторая общая связь модернизма и классики, увиденная в подчеркнутой условности, творческой субъек

инности, наличии дифференцируемых стилопих тенденций, которая начителыго уменьшается в преемственности нооавангарда модерниз-у. В основу своого творческого метода поэты "ноной" волны кла-ут отрицание самой возможности творческого порождения произве-эния. Поэзия выстраивается из Фрагментов уже готовых текстов.

Диссертант подчеркивает, что цитирование классических и модер--10теких источников позволяет авторам нооавангарда решать как кон-груктивную задачу /создание оригинального языка, с помощью кото-)го огшсывается новая реальность/, так и задачу по сохранению искусстве смысловых "следов" предшествующих явлений культуры, ш описания феномена "слодов" автор исследования пользуется (терпретацией некоторых идей И.Доррида.

Для подтверждения исследовательских установок в диссертации и использован широкий круг токотов неоавангарда /Д.А.Пригова, Рубинштейна, В.Друка, И.Иртоньова, Г.Кибирова и других авто-1в/. Предметом анализа стали языковые рефлексии, обыгрывание ылатых выражений, штампы, клише, языковые конструкции, лекси-

ские смещения и т.д. "¿ормой таких поэтических "экспериментов" •

ановились пародии речетворчества, в том числе речетворчоства дожоственного.

РавнозначимыВи предстают тексту художественной литературы и кеты бытовой и деловой жизни /телв()юнная книга, инвентарный естр, телефонный язык и другие готовые текстовые образования/ силу того, что классика в глазах неоавангардистов приобретает ц штампа и внеавторского письма. Поэтому в контексте этой дьтуры цитирование текстов различного художественного уровня значимости - необходимый для автора способ занять дистанцию зновь смоделированной текстовой структуре.

Обнаруживая закономерности в развитии процессов пародирования при неоавангарде, автор исследования подчеркивает, что и в данном случае можно увидеть »пропорождаю,нее и, условно говоря, стилевые тенденции пародии. На место тргщициоиных литературных (¡юрм встают образцы нелитературного характера и провоцируют появление новых жанровых образовании /контрольная работа, объясни тельная записка, заявление, обращение, считалка и т.д./, Стилеобразующие тенденции пародирования находят воплощенно через смещения различных языковых пластов.

В ходе исследования было Сделано заключение, что основной целью пародийных перефразирований является деканонизация авторского сознания. На место искусственно вычеркнутой неоавангардистами фигуры автора-тиорца выдвигается пародийно-ироническая интонация. Роль формо-, стиле-, жанро- и дажо емнолообраэующих начал берет на себя пародия. Постулируется важнейший- принцип неоавангарда, заимствованный из арсенала деконструктивизма, вместо литературы -г текстуальность, вместо традиции - интертексту альность. Приняв сходную позицию за свой способ отношения к миру, поэты-неоавангардисты выстраивают пространство, на котором мо-жот жить множество ^же готовых текстов, или осколков,^ или цитат. По форме же такое цитирование в силу той дистанции, которую определяет худошик между собой и исходным текстом, становится пародийным. Авторы умирают, чтобы возвысились читатели, которым представляется полная самостоятельность в обнаружении смыслов. Традиция может быть широко осмыслена, так как имеет множество контекстов. Чтение текстов, согласно Р.Барту, связано с различными текстовыми значениями, к осмыслению которых читатель подходит со своим восприятием, оценками, почерпнутыми

з других текстов, с бесконечностью кодов. Код - перспектива итат, "мираж структур", И автору, и читателю представляется озможность отделиться от самого себя и принять участие в обна-ужвнии следов, оставленных текстами. Собственно, такая же верхзадача стоит и перед всякой пародией - увидеть со стороны у игру, которая рождается из неожиданного сталкивания двух или более/ текстовых пространств.

В заключении подводятся общие итоги исследования, намечаются го дальнейшие перспективы-, которые автор связывает с интерпре-ацией тыняновских идей современной эстетикой, с введением в гарокий эстетический обиход основных положений нроанилизирован-юй концепции и возможностью практического применения выработанных подходов к анализу явлений худо.коствонной практики.

Диссертант полагает, что мнение теоретические выводы, сдо-щнные на материале литературного процесса, могут быть апроби-юваны и дополнены в ходе исследования пародийного функциони-ювания в рамках других видов искусства.

' Основные положения' диссертации изложены в следующих

публикациях:

1. Поэзия, " »зревшая поэзию. /О языке поэтического авангар-[а/. //Подъем, 1991, * 3, с.227-235.

2. В различных контекстах. /Пародии И.С.Баркова/. - Вечерний Зоронеж, 1992, № 24, с.12.