автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Пчеловодство в Армении (историко-этнографическое исследование)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гаспарян, Арамаис Оганович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Пчеловодство в Армении (историко-этнографическое исследование)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пчеловодство в Армении (историко-этнографическое исследование)"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

На правах рукописи УЖ 908.770.621

ГАСПАЕЯН АРАМАИС 0ГАН0ВИЧ

ПЧЕЛОВОДСТВО В АРМЕНИИ (историко-этнографическое исследование)

Специальность 07.00.07- Этнография

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Креван - 1990

Работа выполнена в Институте археологии и этнографии Академии неук Республики Армения.

Научный руководитель: кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Вардумян Д.С.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Погосян A.M.

кандидат исторических наук, доцент Петросян л.С.

доктор биологических наук, профессор Арутюнян I.B.

Ведущая организация - Институт древних рукописей при Совете

Министров Республики Армения - Матенада-ран имени Маштоца

Защита состоится )0/ 1990 г. в " А?" часоп

па заседании Специализированного совета Д 005.03.01 при Институте археологии и этнографии Академии наук Республики Армения Адрес: 375025, Ереван, ул. Чаренда, 15.

С диссертацией дажно ознакомляться в библиотеке Института археологии и этнографии Академии наук Республики Армения.

Автореферат разослан " " УС f_ 1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук ^«А«Ас5рамян

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данная тема включает исследование пчеловодства и народнее пчеловодческих навыков армян с древних времен до наших дней, вопросы, которые обстоятельно освещены в целом раде научных и научно-популярных трудах автора. Их завершенным результатом является объемная монография "Пчеловодство в Армении (историко-этнографическое исследование)" (объем - около 20 авт. листов), опубликованная в Ереване,в 1989 году,издательством "Айастан',' на-армянском языке.

Актуальность темы. Историко-культурное изучение хозяйственных занятий народа в наше время проводится не только в научно-познавательном, но также в прикладном аспекте. Среди трдационных занятий армян, ведущих оседлый земледельческо-скотоводческий уклад жизни, пчеловодство, со множеством своих проявлений, издревле занимало определенное место. Поэтому, всесторонее изучение этого Промысла во многом способствует возраждению в историко-культурном аспекте приобретенных многовековым жизненным опытом народа навыков и их развитию в современных условиях, стимулируя этим не только выполнение ставшей проблематичной продовольственной про грат,мы - расширением производства меда, как важнейшего продукта, но также применение лечебных свойств продукции пчелы -с точки зрения научного пользования народным опытом. Наконец, ближайшее ознакомление с "общинными" отношениями в улье имеет и ватное морально-воспитательное значение. Исследование же обыденного традиционного бита пчеловодов представляет определенный эт-нограгои ческий ин тере с.

Основная г,е.)'ь и оэднчч пасотц. Автор, десятилетиями занимавшийся практапестжм 1лс.чо.оо„стом (слеша как ичелозод-хабитель,

а в дальнейшем целиком посвятив себя (и членов семьи) этому делу и став ис1:усннм пчеловодом, по роду занятия общаясь с другими пчеловодами и с годами накапливая огромный опыт, основанный на практических навыках по народному пчеловодству, параллельно вникал и в научную литературу, что в итоге привело к углублению в рукописи Матенадарана им. Маштоца. Эти рукописи предоставили автору неисчерпаемые возможности посвятить себя изучению многовековой истории и культуры пчеловодства у армян. Сопоставляя богатый огшт пчеловода с многограными знаниями об истории и культуре пчеловодства, диссертант пришел к идее их научного обобщения, преследуя неотвязную цель - через средства массовой информации (радио, телевидение, периодическая пресса, научно-популярные журналы и др.) систематически пропагандировать важность пчеловодства, как занятия, которая, во-первых очень эффективна в условиях богатой разнообразными видами альпийских растений Армянского нагорья, а продукция пчелы - остро необходима во всех отношениях, одновременно представляя пчелиное семейство как уникальный пример "общины" взаимосогласованного старательного трудолюбия, достойного всякого подражания. Готовя в течении ряда лет кадры молодых пчеловодов на курсах пчеловодства, организованных им на базе собственной пасеки, автор способствовал развитию пчеловодства на научной основе.

В своих трудах, особенно в представленной к защите монографии, исследуя историко-культуршй аспекты пчеловодства у армян диссертант рассматривает их в широком смысле - со всеми составляющими. То есть, кроме навыков по уходу за пчелами, также рассматриваются утвержденные многовековым жизненным опытом народа познаяия об использовании в медицине продукции этого трудолюбивого насекомого (меда, воска, прополиса, маточного

молока, собранного цветочного пыльца, а также укуса), с раннего средневековья до наших дней (свидетельства об этом встречаются в письменных источниках, а также в практической-народной медицине и фармацевтике), в увязке с лечебными свойствами разнообразных растений Армянского нагорья. Не обделены вниманием также роль пчелы в опылении и метизации растений, разнообразное примененкевоска в различных областях народного хозяйства и искусства, антисептические свойства меда и др.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в богатейшей арменоведческой литературе делается попытка а и-то-рцко-этнографическом плане рассмотреть пчеловодство у армян с древнейших времен до наших дней во всем ее многообразии - как особую область хозяйственного занятия, со своеобразными проявлениями культурно-бытовых комплексов. Параллельно изучены также связи пчеловодства с медициной, биологией и сельским хозяйством, коим завершается исследование всех сторон гхчело во детва.

Практическое значение работы имеет довольно широкие ражи. Она, наряду с другими работами автора /"Основы пчеловодства", в соавторстве с К.К.Гаспарян, Ереван, 1988, "Пчелы", Ереван, 1989/ является цельным пособием для ведения соответствующих курсов и может служить практическим путеводителем дай пчеловодов. Она также может использоваться в деле изучения культуры жизнеобеспечения народа, при составлении соответствующего раздела исто-рико-этиографического атласа и вообще в научно-просветительноп пропаганде.

Структура и объем работы. Представленная к защите работа опубликована под заглавием "Пчеловодство в Арлении (историко-этнографическое исследование)", /Ереван, "Айастан", 1989, на арм. яз./. Она включает 316 печатных страниц и состоит из пре-

дисловия, шести глав, приложения, перечня использованной литературы и источников. Работа насыщена иллюстрациями.

Апробация работы. Работа апробирована в Институте археологии и этнографии Академии наук Республики Армения и в Магенада-ране им. Маштоца.

По теме диссертации опубликованы три монографии, 10 научных и около стосемидесяти научно-популярных статей и радио-те-левизионкых передач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении, основываясь на исследования, посвященные пчеловодству, кратко описаны виды пчел, распространенные в мире, по биологическим особенностям и адаптивности к своим природным средам, обособлен кавказский, а точнее - "Армянский желтый" вид пчелы, известный в научной литературе длинным хоботом (7,2 мм). Далее, также очень кратко, отражена история одомашнивания дикой пчелы в разных частях света согласно палеонтологическим, археологическим, этнографическим и письменным источникам. Вместе с тем, родиной одомашненной пчелы некоторые специалисты считают Малую азию, другие - Армению или Египет, третьи же утверждают, что именно европейские виды пчел, обладающие множеством достоинств и благодаря искуственному отбору, со временем окончательно вытеснили другие виды. По свидетельству первоисточников, в частности - наскальных изображений, в Европе (Испания) пчелы одомашнены около 15 тысяч лет тому назад, а в Египте пчеловодством занимались в 3-ем тысячелетии до н.э., в Вавилоне -4-ом тысячелетии до н.э., в Армении -3-2 тысячелетии.

Далее, в кратно представлены те первоисточники и специальные исследования, которые впесге с собранным диссертантом полевым этнографическим материалом легли в основу изложения настоящей работы.

Во всем этом весьма солидное место занимают как армянские, так и неармянские средневековые письменные источники, в частности - труды врачевателей и законодателей, а также обнаруженные самим автором в Матенадаране рукописные источники позднего средневековья, непосредственно касающиеся способам ведения пчеловодства и связанных с этим врачеванию медом и растениями.

Наряду с вышеизложенным, во "Введении" параллельно уточнены цель, задачи и научно-познавательное значение работы - как цельного исследования о пчеловодстве у армян.

Диссертант широко охватил также груды таких именитых ученых, исследовавших историю пчеловодства, саму пчелу и ее продукцию, как Карл Фриш, И.А.Шабаршов, И.А.Халифман, Н.П.Иойриш, В.Ю. Некрасов, Л.Потехин, Э.Бертран, А.И„Робакидзе, из армян - Г.Т. Авагян, И.Сааруни, М.Ханзадян, А.М.Когогян, А.Маркосян, Х.Тер-Авагян и др., рассматривавших проблему как с биологической, так и с историко-культурной точек зрения.

Диссертационную работу, имеющую цельную, завершенную структуру, но существу можно разделить на три основных раздела, каждая из которых состоит из двух глав. В первых двух главах -"Пчеловодство в Армении с древнейших времен до наших дней (исторический очерк)" и "Отголоски пчеловодства в памятниках материальной и духовной культуры арлян" дана историко-культурная характеристика пчеловодства у армян - подробно изложена история пчеловодства начиная с наскальных изображений, через средневековье, вплоть до наших дней, причем, во все времена - с соот-

ветствувдиш проявлениями в памятниках материальной и духовной культуры, богатейшие среди которых - это средневековые письменные памятники.

Весьма примечательны особенно те, зачастую открытые самим диссертантом в Матенадаране им. Маштоца материалы, дошедшие до нас от армянских пчеловодов и великих врачевателей, касающиеся пчелы и ее продукции, всесторонний аналитический подход к разнообразным материалам по пчеловодству вообще.

Территория исторической Армении или Армянское нагорье, именуемое в географической литературе из-за своего возвышенного, по отношению к прилегающему окружению, положения "горным островом", вегала благоприятна для пчеловодства по с во игл климатическим условиям. Найденные в древнейших археологических памятниках Армении Азоха (в Арцахе) и Ухтасара (в Сюнике) ряд связанных с пчелой изображений красноречиво свидетельствуют о том, что там, еще в 3-2 тыс. до н.э., человек превосходно знал пчелу и занимался сбором меда (бортничеством), что и изобразил на наскальных рисунках. Гораздо определеннее письменные свидетельства более позднего периода. Так, греческий историк Ксенофонт (I век до н.э.) и географ Страбон (I век до н.э. - I век н.э.) свидетельствуют не только о наличии пчеловодства в Армении и в сопредельных странах (Грузии, Мидии и др.), но такке об обилии меда и о победе над врагом посредством захмеления медом неприятельских солдат. Аналогичные сведения, относящиеся 13-16-ым векам, мы встречаем и у ар-ннских историков, согласно которым крепость Арцаха имела пасеку, где держали злых .аелтых пчел, используемых во время войн, особенно, когда оборонялись от татаро-монгольских нашествий - плетушечные ульи с этими пчелами катили на неприятеля, наводя панику среди наступающих солдат. Вот по-

чему татаро-монголы всюду жгли пчелинники армян. В военных целях пчел использовали также англичане'(Ричард I) и др.

Не только о наличии, но также о развитии пчеловодства в Армении прямо или косвенно отмечают римские историки Диодор Сицилийский (I век до н.э.), Василий Кесарийский (4-ый век) и другие, сравнивали душистый армянский мед с другой замечательной едой - с манной, оседающей осенью в виде росы на листья некоторых растений, которую население собирало и запасало на заму как продукт.

Наряду с вышеперечисленным, систематические .сведения о пчеловодстве можно найти, начиная с появления армянской письменности и литературы (с 5-го века). Первые книги на армянском языке были переводные - это Библия и "Книга Заслуг", которые изобилуют множеством точно армянизированных понятий и слов, касавшихся пчел, их продукции и пчеловодства. Это означает, что армяне задолго до этого владели запасом этих слов и понятий -что есть результат широкого распространения у них определенного вида занятия.

Параллельно с переводным, создается сама армянская литература и первые историки (Агафангел, Павстос Бузанд, Мовсес Хоре-наци, Лазарь Парпеци и др.) прямо или косвенно нам передают множество сведений о том, какими были армяне искусными пчеловодами и как хорошо изучили поведение пчел.

Так, считалось примером для подражания трудолюбие пчел, а доброе слово отождествляли со сладостью меда.

Несознательно, ко инстинктивно пчела всегда ищет и находит полезное, отделяет от вредного и приносит на службу добру, -говорит великий мудрец 5-го века Езник Кохбаци. Или же другое -9т Мовсеса Хоренаци мы узнаем, что на доске, отшлифованной вое-

ком писали, а Лазарь Парпеци пишет о лечебных свойствах меда.

Б дальнейшем изложении данной главы почти исчерпывающе представлены те сведения о пчеловодстве в Армении, которые имеются в путевых заметках и сочинениях как армянских, так и неармянских историков и путешественников. Эти сведения хронологически охватывают 5-19-ыё века и весьма разнообразны. Историки и путешественники большей частью, естественно, армяне, но_ есть и ассирийци (5-6-ые вв.), арабы и персы (9-13-ые вв.), гурки (1617-ые вв.), а также европейцы и русские (18-19-ые вв.).

Б одном случае историк сообщает, что упав в чан с топленным воском священник захлебнулся, а многие из персидских солдат жадно наевшись медом и свининой утерли (5-ый век, Ритор Захарий), ' в другом случае по примеру пчелы и муравья восхваляются честность и ратный труд (6-7-ые вв., Ован Майрагомеци).

Примечательно, что сведения историков ве<&1а достоверны, так как относятся, в основном, к определенной провинции или населенному пункту. Зосх валяя плодородство провинции Тарон, в числе других яств упоминаются мед и манна (7-ой век, Ананиа 11!и-ракаци и Зеноб Глак). Историк 10-го века Ованес Драсханакертци, описывая разорение и разрушение Армении арабами, отмечает также грабеж церкви поселка Гарни, где вместе с другим добром было награблено также и множество ичелинных ульев. По свидетельству этого и других источников мы узнаем, что в монастырях занимались и пчеловодство;.!, ;:спользуя мед и lock дач собственных нужд, или же продавая к получая болыгие доходы. Монастырские села платили дань, в том числе г. мсд.ои, о чеы свидетельствует Ст. Орбелян тз яетопаст: о Тптевскот; :юнас?ирц (13-ыи век). Значительны были г. :»арн гтонасти^ж: от кирян з виде воска и ульев (17-18-ые вв., "••г:::; ;%г--::ец;:, 'голо:: ¡Лосрои Смбатянц), о чем свиде-

тельствуют высеченные на стенах монастырей и хачкарах надписи, многие из которых сохранились до наших дней. Большие надписи на стенах Ахпатского монастыря а на Севанских хачкарах - типичные примеры таких свидетельств.

В уплоченным арабам армянскими князьями подушных налогах в числе прочих продуктов был и мед (арабский историк 9-го века Белазори), а другой араб - аль-Истахри свидетельствуя об изобилии и дешевизне в городах Армении, наряду с прочими продуктами отмечает и мед (10-ый век). Обилие товаров и их дешевизну (в том числе - мёда) в городах Западной Армении отмечает персидский путешественник Насир Хусраун (11-ый век). Он пишет о том, как получали 400-600 бурдюков мёда в году. Расчеты показывают, что для производства такого количества меда необходимо было иметь 1000-1500 плетушечных ульев, что также свидетельствует о высоком развитии пчеловодства в средневековой Армении.

В сочинениях историков встречаются множество аллегорических свидетельств относительно пчеловодства. Так, Григор Матис-трос (11-ый век) сравнивает трудолюбие и ищущий ум великого ученого Ан.Ширакаци со старательностью пчелы, а Ованес Имаста-сер (11-12-ые вв.) в делании сотовых ячеек усматривает характерное для пчелы интуитивное искусство, отрицая разум. Киракос Гандзакеци же (13-ый век) чтя одного великого мыслителя своего времени сравнивает его с пчелой, в другом же случае он говорит о бактэрицидных и лечебных свойствах мёда.

Выдающийся мыслитель Григор Татеваци (14-15-ые вв.) честных и трудолюбивых людей сравнивает с пчелами, а нерадивых - о трутень». "Пчела со знанием дела плетет в темноте соты и наполняет их медом ароматов таких дивных, как притягательны различные области человеческих познаний". Глубокий социальный смысл имеет

его рассуждение о наемных рабочих-ремесленниках, труд которых -каторжный, в отличии от добровольного и приятного труда в улье, выполняемого по принципу "один за всех, все за одного".

Историк Товма Мецопеци (14-15-ые вв.) такке отмечает как и

старательность пчел, так ирс свойство опылять растения. Примечательно свидетельство историка 17-го века Аракела даврижеци о том, как архимандрит Мовсес, по наказу Шаха Абаса, научил персам секретам отбеливания воска, что было удостоино высокой оценки и похвалы со стороны шаха. В дворцовых кругах белый воск тогда очень высоко оценпвалься, вот почему Католикос Симеон Ере-ванци (18-ый век) направляет новопосвященному Карскому паше в числе прочих даров и белый воск.

Наконец, о развитии пчеловодства и об обилии меда в Армении свидетельствуют такке турецкие путешественники Кятиб Челе-би и Эвлиа Челеби (17-ый век) и русский путешественник К.Садовский. Последний пишет еще и о том, что из некоторых районов Армении вывозились мед и воск. Известный военный деятель И.Шопен, проезжая в начале 19-го века через Армению, дал количество как пчелиных ульев по городам и районам в 1830-1832 гг., так и выдаваемых каждым из них меда и воска.

Пчела и ее продукидя, особенно мед, получили множество отображений в армянских памятниках материальной и духовной культуры со стародавних времен, что еще раз свидетельствует о давности и распространенности пчеловодства у армян.

Вновь вспомнив об изображениях пчелы на древнейших наскальных рисунках,путло отмстить, что она з дальнейшем получает более обширное отображение в ономастике, в частности в топонимике и антропонимике. Из "Аякатез:о1ц"-а 7-го зет -"':! ;'с;;ае?:., что название кеда сохранилось *> -э ::осс.':с-н::огэ пунгта

I.Icrpn (в Сюнике), упомянутого еще в вавилоно-ассирийских эпииа-фиях как Meli J и , а такне и в свидетельстве арлянского историка Сюгапса 13-го века. Мсгри и ныне является одтм из районных центров Армении. Были также Уегракар, Чанчакар, ГЛегри, Мегркер, Мег-рагом, Меградзор, Мегрут, Ысграшат'и мнопество других топонимов.

So многих письменных источниках средневековья мокно встретить реки с названием Ыеграгет в различных местностях Армении, имена людей Иегрик, Момик и др. (мегр-мёд по.армянски, чанч -пчела, мом - воск).

Пчелы изображались на разнообразных изделиях изобразительного и прикладного искусства и символизировали честность, изобилие и сплоченное трудолюбие. Так, четко видно изображение пчелы на зооморфных орнаментах бронзового пояса, найденного во время раскопок Лчашена (бассейн озера Севан, 3-2 тыс. до н.э.), на двух манетах, приписанных к Ани-Камаху (4-ый век до н.э.), а такяе на камне перста, найденной в Гарнийских раскопках (1-ый век). Примечательно, что поверхность чаш, найденных во время археологических раскопок в средневековой столице Армении Двине (4-7-ой вв.) подделана под сотовую ячейку, здесь же найдены фаянсовый кувшин с шестигранным украшением и бусн-талисман с изображением пчелы (12-13-ые века). Соты изображены на стенах монастырей (на острове Ахтамар в оз.Ван, 10-ый век), на куполе Гегарда, на арках Гандзасарского монастыря (13-ый век), на капители колонны Макараванка (13-ый Еек) и тйк далее.

Весьма символично, что армяне герб города основанного ими Нор-Нахичевана (рядом с Ростовом-на-Дону) и медальон гр^оначаль-ника изобразили в форме сота с летящими пчелами (храниться в музее города Ростов-на-Дону). Множеством примеров удостоверяется изображение пчелы на армянских коврах, часто в сочетании с дре-

вами жизни. Соткан даже специальный ковер со сплошным изображением пчел - мегвагорг (54 изображений пчел , достававших нектар из цветочной чашечки). Наконец, пчелы изображены на ювелирных украшениях, серьгах, кольцах, медальенах, декоративных ложках и других предметах.

Многочисленны изображения пчелы и восковых свечей на миниатюрах и заглавиях рукописей Матенадарана, причем восковые свечи символизируя плодородие, уподоблены древам жизни. Это своеобразный отголосок очень распространенных орнаментов свечапо-добных древ жизни, изваянных на биайнийских храмах (Мусасира, Тейшебаини, 9-7-ой вв. до н.э.), корни и представления о которых уходят в идеологию древних предков армян.

Изображение пчелы, как символа справедливости, святости и плодородия, широко распространенный мотив в средневековой армянской поэзии и таэльклёре, особенно в свдебных и трудовых песнях. Здесь свадебное древо кизни всегда переплетается с восхвалением достоинств пчелы. А во всех почти народных празднествах, особенно в Цахказарде (Вербное Воскресенье), Вардаваре (Преображение Господни), Павасарде и Аманоре (Старый Новый год), как и в свадебном, похоронном обрядах и во время крестин всегда присутствует заг":енная свеча - как неугасаемая лампада, осве-•'¡а!0!'!."л путь вечности.

Ум.утте ■т..-; улпгя; — "Способы ведения пчеловодства" и "Пче^инке к (гчсдстм, кспользусше в пасеке" в основном посг»«::'?!?.: г.ссдсчовлки?) сохганивгахся культурно-бытовых навыков ,, ::^ оси::-1л,;к:"1 летонпсных и новейяих полевых этногра-

:г:;чос:;:::: ::с'.".!::г-.::св -•.ачх—чзлсз, собранных самим диссертантом.

с.с г прс.'.'д-'-О''"н'" главах свидетельства, относящиеся пчелой?..:;;' а. - < т/тсс'зеяо о:;о4г::шт историков, связанные с теми

или иными военно-политическими или хозяйственно-культурными , обстоятельствами, то материал представляемых: глав - это или изложение специалистов пчеловодов, сохранившееся в рукописях Матенадарана, или же отражение этнографической действительности. Так, рукопись №185 - сборник, датирующийся 16-ым веком и написанный выдающимся врачом средневековья Алексианосом, часть которого озаглавлена "Васн мегвапГ ("О пчелах"), содержит 24 советов-наставлений об уходе за пчелами. Алексианос жил и творил в Шамкорадзоре (северо-восточная Армения), занимался врачеванием, пчеловодством, кожевенным делом и свои знания и навыки изложил в вышеупомянутой летописи. Из предязлзвия этих советов-наставлений видно, что их автор отлично знал не только нрав и поведение пчел, но л особенности окружающей их природной среды, ибо он подробно описывает те средства, последовательное применение которых позволяет эффективно заниматься пчеловодством. Оказывается, что еще пятьсот лет назад Алексианос по собственному опыту знал, что пчелы узнают свою матку и других членов общины по запаху, о чем европейские ученые-эксперты высказались лишь через несколько столетий.

Советы-наставления включают непосредственный уход за пчелами по всему годовому цчклу, начиная от равней зеепк, когда ульи помещают в удобное, обращенное к солнцу место, до поздней осени, когда их готовят г. зимовке. При отом, глубокомысленные и всесторонне обдуманные рзколочдгаш пастатого нч »довода хС-гс века целиком подтвердились г.а:: послодуппими, так сегодняшними, такпып же опытными и спап'тигя пчвл«»иол:*мк, о чем свядстельстау-ют многочисленные полевые :...,энгя .яссвугиата.

Благодаря долгим взнокииияк ^'.с; г;тачту у;',ллос1- срели неисчерпаемых рунзиисс:': Ма?с:г.\ • •.•'••9;тг2йя> 'рагмент, ег<пг-

лавлешшл ".„рат " СГаютпаяеяиа пчелы"), того ::<е времени, что и сборник Авекскалосд, иркаодлоздий перу другого, пока неизвестного писца, Данная летопись содержит около пятнадцати советов-настазлешй, то;;;с касающихся ухода за пчелой по всему годовому циклу. Здось подробно говорится такие о болезнях пчел и об их лечении, о вредителях пчел и средствах борьбы с ними. Эта рукопись является своеобразным вариантом предыдущей и впервые вводится в обращение.

Мёд и воск первоначально добывались собирательством, а в последствии, также - бортничеством. Постепенно напрактиковавшись в понимании нрава и поведения пчел, человек превращает дупло в колодочный улий, который в дальнейшем и становится первым искусственным обителем пчел. В последствии, в разных местах возникали и просуществовали до начала нашего века ряд вариантов ульев - плетенные из веток конусообразные (покрытые глиной или навозом), глиняные-конусообразные, карзинэобразнне из соломы, наконец - дощечно-рамочные различных видов. Так закладывалось начало одомашненного пчеловодства, которым оно, с полусобирательского охотничего хозяйства (занятия), постепенно превратилось в излюбленную вспомогательную отрасль сельского хозяйства.

Саше ранние достоверные письменные источники с подробным описанием плетушечных ульев содержат вышеуказанные рукописи 16-го века. А относительно существования всех видов ульев (в том или ином историко-отыграфическом районе Армении) есть множество письменных сведений, а также свидетельств маститых пчеловодов-информаторов, которые диссертант записал в течении 1950-1980-ых годов. Что касается более ранних времен, то прямые свидетельства о наличии ульев есть с 5-го века до н.э.

ССоопо; , с Ь-го века н.э. (Измик ¡Сохбаци), с 9-го века (Овааес друсханакертци), с 16-го века (Алексианос) и с последующего периода, вплоть до начала нашего века.

Самым совершенным пчелиным гнездом, все же, считается до-щечный 5'лил со съемными рамами. Ь'сть косвенные письменные сведения, что уже в раннем средпсзековъи (6-7-ой вв.) в Армении были подобные ульи (известны даже их размеры), однако современные дощечные ульи были завезены в Армению в конце 19-го века получившими специальное образование армянскими пчеловодами, которые даже основали пчеловодческий союз (в городе Ван), определив льготы для тех пчеловодов, которые имели дощечные ульи.

В первое время широкое распространение в Армения получили ульи системы Дадан-Блат, которые в последствии были усовершенствованы армянскими пчеловодами, в том числе - и диссертантом, и максимально приспособлены к местным условиям, что подробно представлено в диссертационной работе. Представлены также средства, используемые в пчелиннике - с размерами и обсто-

о

ятельствами применения. Это - обгревающие подушки, рабочий ящик пчеловода, дымарь, маточная клеточка, маточная крышка, сетка Ханнемана, скребок улья, кормушки, ройадерня, маска для лица, леточная сетка, делители, засовы, ножи, стол, ящики, ме-досборная машина, сита, сепаратор, дырокол, форма, каток Вуаб-ле, солнечная воскотопка, клейма (тавро), палатка покрытая сеткой, щетка-метла и т.д., все те необходимые принадлежности, без которых невозможно нормально заниматься пчеловодством.

Наконец, в условиях вертикальной клип этической зональности особую Юность приобретает умение сочетать способы ведения оседлого и отгонного пчеловодства, приобретенное армян-

скими пчеловодами веками и, особенно, по опыту уходящего столетия. Смысл последнего в том, что выводя ульи ранней весной из зимовья, потом их (в начале лета) увозят в лесистую или горную местность, особенно богатую альпийской растительностью - в праведной надежде на богатый урожай. Осенью же ульи опять возвращают в поселение и готовят к зимовке. Кстати, если раньше эти перемещения производились с использованием вьючных животных (лошадь, осёл, мул, вол, верблюд и т.д.) или арб, то теперь в качестве транспортного средства используют автомашины. На летовках пчеловоды сооружают стоянку (временное жилище), где помещают также необходимые пчеловодческие принадлежности.

Другой важный предмет, связанный с пчеловодством - это биологическо-медицинский, что прослеживается во всех главах диссертационной работы, однако более подробно эти вопросы отражены в двух последних главах, озаглавленных "Продукция пчелы и ее использование" и "Медоносные растения Армянского нагорья". В них, основываясь на многоопытные навыки и знания, содержащиеся в средневековых армянских врачебниках, народной медицине и фармацевтике, дается множество весьма полезных советов-наставлений и рецептов по применению в качестве лечебных средств продукции пчелы - меда, воска, прополиса, маточного молока и других, в сочетании с различными растениями, и пчелиного яда.

Как и всюду, где занимались пчеловодством, так и в Армении с незапамятных времен пользовались продукцией пчелы. Пчелиное добро служило едой к напитком, источником света и хранителем надедц (гадапг.с па веско), ремесленной вспомогательной принад-лекност!::; и оборонительным боесредством, а также, конечно, ле-чеС].г:Е1 сродством. К-це с Ьиайштйского периода (9-7-ой вв. до н.э.) нзузстнп применение воска при изготовлении бронзовых изделий

(изяг.ико укга ¡аг.ы, статуэтки и др.), а ардяпское средневековье богато многообразием применения воска (в ремеслах - при изготовлении (Торы, в палеографии и миниатюре - чернил, красок, пергамента и т.д., наконец использование свечей как духовенством, так и в быту, в краблестроении, сапожном дело и других областях).

По разним поводам армянские историки обращались такте к лечебным свойствам продукции пчелы, однако до 12-го века не встречаются письменные источники, в которых подробно излагается о применении пчелиного добра в медицине. Один из около вось-миста хранящихся в Матенадаране рукописных врачевников - "Исцеление недугов" Мгитара Гераци (написан в 1184 г., издан в 1832 г. в Венеции). В состав преобладающей части представленных там рецептов по лечению различных болезней объязательно входят мёд, воск и прополис. Выдающимся армянским врачевателем следующего -13-го века является' Григорис, известный своим сочинением "Изучение природы человека и его недугов". Будучи также искусным фармацевтом, он оставил около трехста рецептов, в составе большей части из которых есть мёд и воск. В рецепты из лечебников последующих веков (Саака - 14-го века, Акирдовлата Амасиаци -15-го века) также включены мед и воск. Один раздел упомянутого выше сборника Алексианоса (16-ый век) является лечебником -рукописным фармокологичеким сочинением, состоящим из 80 глав, содержащих рецепты лечения и профилактики внутренних, нервных, хирургических, кожных, женских и других болезней, основанных как на опыте самого автора, так и на рекомендациях живших ранее знатных врачевателей и народной медицины. Многие из этих рецептов рекомендуют смеси, имеющие в своей составе продукцию

пчелы и другие составные того или другого происхождения (животного, растительного, минерального и проч.).

Следующий - живший на стыке 16-17-ых веков выдающийся врачеватель Асар Себастаци, проживший около ста лет и объяснявший собственное долголетие систематическим употреблением мёда. В 'своей книге "Книга об искусстве врачевания" он предлагает множество рецептов содержащих мёд и воск.

Из нескольких сотен рукописных врачебников Матенадарана диссертант в течении многих лет успел изучить около ста, материалы которых невозможно здесь отразить, может быть и не нужно, так' как они в определенной мере повторяют друг друга.

Кроме того, в процессе полевых этнографических.изысканий в разных историко-этнографических районах Армении диссертант записал множество рецептов, относящихся к народной медицине и фармацевтике и обязательно содержащих пчелиные продукты, на основе которых и сам он занимается также изготовлением лечебных средств (часть из них представлены в работе) и лечением некоторых недугов.

Эффективность медоносности пчел зависит также от того, насколько умело выбрано место для пасеки с точки зрения максимальной урожайности растительного покрова. В Армянском нагорьи растут около 300 видов деревьев, более 600 диких и декоративных трав и кустарников, дающих нектар и цветочную пыльцу. В работе представлены более 114 видов из них, известных со стародавних времен. Так же древни познания армян о биологии, полезности, медоносности каждого из этих растений и вообще - о взаимосвязях после,цпих с пчелами. аричпскме (¡сак литературные, так и

диалектные), латшскко к русские назгашю, арзады распространения '.! определенных рсйогл: Армении, краткое описание вцешего

вида, месяцы цветения, товарное количество мёда, добываемого с

#

гектара, а также - фото каждого из них.

В "Приложении" представлены усовершенствованные диссертантом разновидности ульев, их отдельных частей и пчеловодческих принадлежностей, а также ряд сов?тов-наставлений по определению чистоты мёда и конкретному умелому использованию продукции пчелы. Даны краткие сведения о 43-ж искусных пчеловодах с разных историко-зтнографических районов Армении, которые служили информаторами дощ диссертанта.

Работа насыщена богатым иллюстративным материалом.

Использованы около 78 единиц первоисточников и 235 наименований литературы (на армянском, русском и иностенных языках).

В заключении изложены основные результаты работы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: С. Пчеловодство в Арлений (историко-этнографическое исследование) // Изд-во "Айастан".- Ереван, 1989.- 315 стр. - На армлз. Г. Основы пчеловодства (учебное пособие для учащихся) //Изд-во 'Луйс".- Ереван, 1988,- 372 стр. В соавторстве с К.К.Гаспарян).-1а арм. яз.

. Пчелы (научно-популярные очерки для среднего и старшего школьного возраста) //Изд-во "Аревик".-> Ереван, 1989.- 125 стр.-На арм. яз.

. Пчеловодство в древней и средневековой Армении //Вестник общественных наук АН АрмССР.- Ереван, 1974,- № 4.- С. 93-103.-На арл. яз.

. "Книга заслуг" о пчеловодстве // Биологический журнал Армении.- Ереван, 1977.- & 2.- С. 74-79.- На арм. яз.

, Пчела, мёд и воск в народных верованиях армян //"Эчмиадзин" (журнал).- Эчмиадзин, 1981.- № 2.- С. 52-56.- На арм. яз.

7. Применение мёда и воска в'рецептах средневекового армянского врача Амирдовлата Амасиаци //Биологический журнал Армении.- Ереван, 1981.- № 6.- С. 650-654.- На арм. яз.

8. Пчеловодство в Армении по иноязычным источникам //Вестник

. общественных наук АН АрмССР.- Ереван, 1983.- № 3.- С. 79.-82.-На арм. яз.

9. Применение мёда и воска в рецептах средневекового армянского врача Мхитара Гераци //Биологический журнал Армении, Ереван, 1983.- № 5.- С. 440-442.- На арм. яз. '

10. Советы по пчеловодству //Вестник Матенадарана,- Ереван, 1984

- № 14.- С. 206-211.- На ард. яз.

11. Применение мёда и воска в рецептах средневекового армянского врача Григориса //Бцрлогический журнал Армении.- Ереван, 1984.- № 7.- С. 608-610.- На арм. яз.

12. Применение мёда и воска в рецептах врача-йармаколога-пчеловода Алексианоса //Биологический журнал Армении.- Ереван, 1989.- 5.-- С. '504-509,- На арм. яз.

13. Пчелы чувствуют землетрясение //Пчеловодство (журнал).-Москва, 1989.- № 9.- С. 32.

ичч—^ N

V *