автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Платонизм Ралфа Кедворта

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Перепелкина, Мария Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Платонизм Ралфа Кедворта'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Перепелкина, Мария Валентиновна

Введение

Глава 1 Р. Кедворт и школа Кембриджского платонизма

Глава 2 Истоки платонизма Р. Кедворта

Глава 3 Р. Кедворт в контексте философии 17 века

Глава 4 Философия Р. Кедворта

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Перепелкина, Мария Валентиновна

Ральф Кедворт и вся школа кембриджских платоников стоит несколько вне основного потока философии XVII века и всей философии Нового времени. Если попытаться схематично охарактеризовать философию Нового времени, то на ум приходят такие ее черты как стремление оторваться от авторитетов, критика предыдущей линии философии (схоластики), ориентация на естественные науки. Если мы говорим об Англии, то на ум приходит ориентация английской философии на эмпиризм. Среди всего этого философское наследие Р. Кедворта, а в частности его главный трактат «Тше intellectual system of the universe» («Истинная разумная система вселенной») выглядит чужеродным.

Было бы преувеличением отнести Ральфа Кедворта к философам первого ранга, но все же изучение его творчества представляет собой большой научной интерес, так как помимо сугубо исторической ценности как таковой, оно предоставляет нам возможность лучше уяснить себе и общий ход философской мысли в XVII веке в Англии, и развитие платонических идей в Европе в Новое время.

Среди представителей школы кембриджских платоников Ралф Кедворт выделяется в первую очередь высоким теоретическим уровнем своих работ. Он был, по словам Кассирера «реальным теоретическим основателем этой школы»,' «ее передовым теологом» . Именно поэтому, изучение его творчества представляет наибольший интерес для исследователя и является наиболее показательным для школы в целом. CasararElhePlalmicReiiaissairemBiAandEAA

Кроме того, если речь идет о выявлении платонического влияния и прослеживании платонической линии мысли, то и здесь разумнее всего будет обратиться именно к творчеству Ралфа Кедворта, поскольку из всей школы английского платонизма, именно у него наиболее заметно влияние Платона и неоплатонизма. По словам одного из исследователей, если остальные представители школы и цитировали Платона и платоников, то совсем не в качестве непогрешимого авторитета, а скорее как иллюстрацию или подтверждение какого-нибудь принципа или морального закона, сформулированного в Священном Писании.

Что касается Кедворта, то здесь ситуация совсем иная. Тот же исследователь говорит, что «Кедворт является в некотором роде исключением по сравнению с другими, в том смысле, что некоторые элементы платонической философии действительно вступают в схему его мысли, так же как и иллюстративные ссылки в его язык».Л

В то же время Кедворта необходимо рассматривать как представителя определенного течения, определенной шко'Лы, а не философа-одиночку. Именно поэтому первая глава данной работы посвящена школе кембриджского платонизма. В ней уделяется внимание религиозной и политической обстановке, в которой сформировалось это течение. Также дается краткая оценка политической и религиозной ситуации в ту эпоху, без чего невозможно понять многие творческие и биографические перепетии Кедворта.

Некоторые исследователи оспаривают точку зрения, что термин "школа" адекватно описывает данное явление, ссылаясь на

Л РоЛйжР. 1 ТЬеСштЬпфгРМзгазЬ А вИаду. Ьсхккзп 1921, р. 21. то, что состав ее участников определен весьма условно. Однако несмотря на расхождения в отнесении тех или иных персонажей к этой школе, ядро ее, которое составляли теологи и философы-единомышленники, неизменно. Творческая судьба коллег и отношения внутри группы, которые неразрывно связаны с судьбой самого Кедворта, также принимаются в внимание.

Также в первой главе речь идет собственно о жизненном пути и творчестве Кедворта. К сожалению, биографические сведения об этом философе очень скудны, но и то немногое, что известно о его жизни и судьбе его произведений, помогает во многом более объективно подойти к анализу его творчества. Изучение его наследия - дело очень непростое, особенно потому, что большая часть того, что было написано Кедвортом, так никогда и не вышла в свет, а то, что было написано - лишь малая часть того, что было задумано. Это заставляет относится несколько по-другому к тому, что все-таки было опубликовано, принимая во внимания, что даже несмотря на свои внушительные размеры, опубликованные сочинения Кедворта это лишь верхушка айсберга его философии.

Вторая глава посвящена истокам платонизма философии Кедворта. В Англию платонизм попал в основном через Италию, куда он в свою очередь был привезен из Византии. Вначале Плифон, затем Флорентийская академия, Пико делла Мирандола, Фичино и другие способствовали распространению платонизма в Европе эпохи Возрождения.

С конца XV - начала XVI века идеи Флорентийской академии начали просачиваться в Англию наряду с общим влиянием возрожденческих идей, и первоначально им уделялось особое внимание в Оксфордском университете. В середине XVII века ситуация изменилась. Оксфорд стал оплотом аристотелизма, а в Кембридже, начиная с сороковых годов Х\Т1 века, росло влияние платонических идей.

Ралф Кедворт не является звездой первой величины на философском небосклоне, и его философия не представляет собой какого-либо принципиально нового направления в философии. Однако следует заметить, что целью его деятельности было не создать нечто принципиально новое, а примирить разные существующие точки зрения. Его цель, прийти к своего рода компромиссу между тремя направлениями мысли, которые занимали его внимание.

Можно выделить следующие моменты, следующие, условно говоря, источники его философии;

1. Платонизм. Кедворт испытал сильнейшее влияние платонической философии по всем философским вопросам -теологии, гносеологии, эпистемологии, этике и т. д.

2. Христианская теология. При всем признании влияния платонизма, нельзя забывать, что Кедворт в первую очередь -христианский религиозный мыслитель, и во все сложные философские изыскания он пустился с одной главной целью -доказать истинность и неопровержимость христианства и христианской морали с помощью философии.

3. Естественнонаучные достижения. Несмотря на резкое неприятие атеизма и материатшзма , Кедворт (как и другие представители школы Кембриджских платоников) приветствовал развитие науки и высоко ценил ее достижения, ограничивая, однако, сферу их применения.

Таким образом, Кедворт пытался объединить такие разные направления мысли в своем стремлении к одной цели, и задача эта является одновременно и очень сложной, и заслуживающей уважения.

Что касается соединения христианства с платонизмом, то эта задача стояла уже перед многими философами и до Кедворта. Говоря о его работе, представляется необходимым рассмотреть эту проблему в двух планах - теоретическом и историческом. Вторая глава посвящена рассмотрению исторического среза, в то время как в четвертой главе уделяется внимание теоретическому аспекту.

Движущей силой творческой деятельности Кедворта была интеллектуальная борьба с многочисленными оппонентами. Третья глава посвящена его конфронтации с Гоббсом, а также критическому отношению к Спинозе и Декарту.

В четвертой главе речь идет собственно о философии Кедворта. В первую очередь рассматриваются те стороны его концепции, которым он сам придавал наибольшее значение. Как богослов Кедворт в первую очередь обращался к теологии, а как платоник считал, что проблемы морали составляют сущность философии. Неразрывно с ними связана и теория свободы воли. Платоническим духом проникнута и его теория познания. Также большое значение имеет наиболее оригинальная концепция Кедворта - его философия природы.

Актуальность работы состоит в обращении к философии XVII века, который является уникальным периодом в истории мировой философии вообще, а английской в частности. В свое время чрезвычайно высоко оценный историками философии - не случайно именно философия этого периода получила лестное название философии Нового времени- некоторое время назад этот период стал терять популярность. Позиции философии Нового времени несколько пошатнулись из-за разочарования в его рационалистическом и эмпирическом мировоззрении. При чем английская философия XVII века, которая ассоциируется прежде всего с именами Гоббса и Локка, пострадала больше других как воплошение духа эмпиризма и скептицизма. Однако в течение последних десяти лет многие историки философии, прежде всего в Англии, хотя также и в других странах, вновь обратились к XVII веку. Свидетельством тому является резко возросшее число публикаций, посвященных этому периоду, из которых надо особо отметить двухтомную "Английскую философию XVII века".Л Характерно, что из всей истории философии именно XVII век удостоился в Кембридже отдельного издания, содержащего несколько тысяч страниц и включающего в себя статьи виднейших английских исследователей.

В контексте данной работы особенно важно, что на новом витке популярности XVII века из тени Гоббса, Локка и Ньютона вышли философы, до сей поры остававшиеся в тени, например, кембриджские платоники.

Также последнее время было организовано несколько конференций, посвященных только кембриджскому платонизму, а также опубликован целый ряд научных сборников по этому

TteCkIi]ridgeH5slayoftel/сейшу 1999Ес1АСа1эЬеу вопросу."л Двадцать лет назад такое вряд ли было бы возможно, но сейчас возрастающий интерес к этому движению позволяет реализововать подобные проекты.

Что касается нашей страны, то здесь ситуация несколько иная. Советская история философии чрезвычайно высоко ценила английских эмпириков за их материалистические и атеистические мотивы в их творчестве. К сожалению, со сменой идеологической ориентации английских философов стали критиковать именно за то, за что раньше хвалили. Однако политические изменения в стране не должны создавать предвзятое отношение или вести к игнорированию творчества выдающихся мыслителей. Кембриджские платоники находятся по другую сторону политических баррикад от английских эмпириков как заклятые враги материализма и атеизма, так что ниспровержение их противников должно было бы повысить интерес к ним. Но следует признать, что исследования их творчества невозможно без интереса к творчеству их оппонентов. Что, однако, нисколько не умаляет их собственных заслуг.

Научная новизна работы заключается в самом обращении к теме кембриджского платонизма. Эта школа в России почти неизвестна, и данная работа является фактически единственным систематическим исследованием одного из наиболее ярких ее представителей. Несмотря на то, что в нашей стране было создано значительное количество трудов по философии XVII века, почти все они посвящены анализу воззрений оппонентов кембриджских

Например, Т]хСшША?ЫшЗБшф1кщ)1А 1997

Юцте: АжЗетЬРиЬЫЛаз, РЫозф1у, SciaюeaIxiReijgimmEnglaIxi М К КгоИ, Р. АзЬсюАагх!?. Zagaria СкгЬпфе, 1992 ИТ. д мужей. Большинство сочинений посвящено философам-эмпирикам, в первую очередь Гоббсу - главному объекту критики Кедворта. Историки же религии занимаются исследованием пуританства, борьбе с которым кембриджские платоники отдали все свои силы.

Теоретическая ценность работы состоит в разработке комплексного подхода в изучении конкретной исторической школы. На примере кембриджского платонизма показано, что никакое интеллектуальное движение не может рассматриваться вне социального, политического и, часто, религиозного контекста. Также творчество Кедворта прекрасный образец преемственности в истории философии, что позволяет проследить способы и пути включения предыдущих философских концепций в последующие.

Также для теории историко-философской науки важна методика исследования философского материала через призму научных конфронтации между мыслителями. Данный случай -еще один пример того, как концепции раскрываются наиболее полно в спорах отстаивающих их оппонентов.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее материалов в спецкурсах, посвященных английской философии, а также в курсах лекций по зарубежной философии Нового времени.

Апробация работы была произведена на конференции "Россия и Запад - диалог культур" в Москве, а также на коллоквиумах и круглых столах, посвященных кембриджскому платонизму в Warburg Institut, в Лондоне. В этом же институте, специализирующемся на проблемах влияния культуры эпохи 9

Возрождения и Нового времени на современность, была собранная большая часть материала, легшего в основу данной работы.