автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
"Поднятая целина" М. А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг.

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Конюхова, Е. С.
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему '"Поднятая целина" М. А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Поднятая целина" М. А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг."

МБ ОА

1 О ЬПР

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

КОНЮХОВА Елена Станиславовна

"ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" М. А. ШОЛОХОВА В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ 30-х ГОДОВ (А. Платонов "Котлован", В. Белов "Кануны", Б. Можаев "Мужики и бабы", С.Залыгин "На Иртыше")

10.01.01 - Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1995

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета имени М. Е Ломоносова.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор И. Ф. ВОЛКОВ

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

Л.Ф.КИСЕЛЕВА

кандидат филологических наук,

а а Филиппоа

Ведущая организация - Московский государственный

педагогический институт им. Е К. Крупской. Защита состоится Я'ф^Л-.. 1995 г. в .г/А.

часов на заседании специализированного совета при Московском государственном университете имени М. а Ломоносова (119899, Москва, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических наук, профессор ^

- 1 -

Актуальность исследования.

Произведения о крестьянской жизни постоянно находились в поле зрения советских критиков и историков литературы. Огромное число монографий, литературоведческих работ было посвящено роману М. Шэ лохова "Поднятая целина". Однако,, несмотря на всеобщий интерес многие вопросы остаются непроясненными до сих пор.

^ Сегодня стало очевидно, что попытки трактовать творчество М. Шолохова в прежнем историческом, эстетическом, художественном контексте не приносят ощутимых результатов. Весь смысл художественного метода М. Шолохова подгоняется под общеизвестные схемы. На *

этом пути необходим новый, объективный взгляд на творчество писателя.

В решении этой задачи наиболее плодотворным представляемся путь сопоставления художественного метода М. Шолохова с творческими исканиями других писателей, в центре внимания которых находится судьба русской деревни 30-х гг.

С появлением в нашей литературе таких произведений, как "Кануны" В. Белова, "Котлован" А. Платонова, "Мужики и бабы" Б. Можае-ва, "На Иртыше" С.Залыгина в критике стало складываться мнение, что эти произведения совершенно по-новому освещают период реконструкции сельского хозяйства, чем это было в "Поднятой целине". Поэтому в предлагаемой работе предпринимается попытка проанализировать роман Шолохова "Поднятая целина" в широком временном контексте с такими значительными в русской литературе произведениями, как "Котлован" А. Платонова, ''На Иртыше" С. Залыгина, "Кануны" Е Белова, "Мужики ¡1 бабы" Б. Можаева, и показать как достоинства, так и недостатки романа "Поднятая целина" М. Шолохова.

Эти писатели, являются разными по-своему таланту, художественному видению мира и мастерству. Но в этих произведениях предметом художественного осмысления служит одно и т^же время, один и тот же

- г -

конкретный исторический материал, и наша задача состоит в том, чтобы выяснить, в каком находится соотношении художественная реальность в названных выше произведениях с исторической действительностью. При этом акцент будет ставиться на выяснении современного звучания романа "Поднятая целина".

Особенность анализируемого материала и неизученность его с точки зрения нашей проблемы определяют важность и значимость дис-. сертационного исследования. Необходимость исследования в контексте произведений А. Пдатонова, В. Белова, Б. Можаева, С. Залыгина очевидна, так как ни один из этих писателей ни прошел мимо опыта, художественных идей шолоховского творчества. Изучение творчества •Шолохова в контексте современного литературного процесса позволяет более рельефно показать не только художественный мир самого писателя, но и определить характер его влияния на творческие искания современников.

Целью нашей работы является рассмотрение романа "Поднятая целина" в контексте определенного ряда произведений ("Кануны" В. Белова, "На Иртыше" С. Залыгина, "Мужики и бабы" Б. Можаева и ^"Котлован" А. Платонова), что позволяет дать новую, объективную оценку романа Шолохова "Поднятая целина".

Цель диссертации состоит в углублении современных представлений о художественном мире Шолохова, в восполнении картины развития русской прозы о судьбе деревни ЗО-х гг., наконец, в выявлении воздействия Шолохова на отечественную литературу.

Все вышеперечисленное обусловило необходимость постановки следующих конкретных задач:

. 1. Выявить исторический контекст в котором создавались и печатались произведения Шолохова, Платонова, Белова, Можаева, Залыгина.

2. Дать сопоставительный анализ (в хронологической последовательности) не только текстов произведений, но и различных крити-

ческих оценок романа "Поднятая целина". Соотнести эти критические высказывания.с анализом критической литературы о романах "Кануны" Е Белова, "Мужики и бабы" Б. Можаева, повестях "На Иртыше" С. Залы гина, "Котлован" А. Платонова.

3. Исследовать жанровые формы произведений М. Шолохова, Б. Бе- • лова, А. Платонова, Б. Можаева и С. Залыгина.

4. Провести сопоставительный анализ системы персонажей в романах "Поднятая целина" М. Шолохова, "Мужики и бабы" Б. Можаева, "Кануны" В. Белова и повестях "Котлован" А. Платонова, "На Иртыше" С. Залыгина, чтобы выявить черты сходства и различия главных

<

героев произведений.

5. Доказать определенную художественную ценность названных выше произведений, а также показать, как художественное мастерство Шолохова влияет на творческие искания своих соотечественников. Ведь ориентация на открытия Шолохова приобрела не только форму повтора, но и выразилась в виде полемики: открытой и замаскированной.

6. Рассмотреть уровень художественного мастерства писателей, характер их творческого взаимодействия.

Научная новизна исследования определяется прежде эсего тем, что в ней предпринимается попытка сравнительного сопоставительного анализа Произведений Шолохова, Белова, Платонова, Можаева, Залыгина в свете новых данных о коллективизации, а также публикации неизвестных ранее писем Шолохова и Е. Г. Левицкой, относящихся к концу 20-х гг.

Практическая значимость работы заключается в том, что она расширяет круг работ, посвященных М. Шолохову. Материалы диссертации могут быть использованы в вузах при чтении курсов Истории русской литературы XX века, для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам современного литературного процесса.

Апробация работы.

По материалам диссертации были сделаны доклады в Пушкинском доме (г. Санкт-Петербург) на конференции молодых ученых и специалистов в 1994г. , в Тверском университете на межвузовской научной конференции в 1994г. и в Московском государственном университете на Лэмоносовских чтениях в 1993г. Работа была обсуждена на кафедре истории русской литературы XX века Московского государственного университета.

Структура и обьем диссертации. Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, библиографии. Обьем диссертации - 177 страниц.

Содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи исследования, обосновывается принцип выбора материала и определяется практическая значимость результатов исследования.

В первой главе ("История создания произведений М. Шолохова, А. Платонова, Е Белова, Б. Ыожаева, С. Залыгина") нами прослеживается Трагический путь создания и публикации таких произведений, как ^ "Поднятая целина", "Котлован", "Кануны", "Мужики и бабы", "На Иртыше". Особое внимание сконцентрировано на романе "Поднятая целина" М. Шолохова. Используя письма М. Шолохова к Е. Г. Левицкой, рукописную правку 1 книги "Поднятой целины" самим автором романа, а также современные данные об историческом контексте того времени, монографию Н. Ermolaev "M.SholoKhov and his art", мы пытаемся доказать , что М. Шолохов стремился к максимально правдивому изображению окружавшей его действительности; что в своих письмах равно как и в романе он дает объективную характеристику происходящим событиям в станицах и на хуторах. В работе предпринимается.попытка показать процесс создания как первой книги романа "Поднятая целина", так и второй книги. Разрыв между этими произведениями огромен - 28 лет. Эта временная граница обусловила и отношение к

обеим книгам романа как самого автора, так и его современников.

Например, А. Твардовский в своем дневнике, в 1959 году, отмечает, что "вторая книга получилась хуже первой" и то, что Шэлохов стал писать все хуже и хуже: "1 сентября 59 г. "Вчера в "Правде": "R С. Хрущев в гостях* у Михаила Шолохова" - За два-три дня звонит Лукин: необычная просьба: не напишу ли я статью о Шолохове. - Написал бы, но такую, что вы не напечатаете. Ведь вы хвалить хотите еще и еще? - Да. - Не нужно этого, не на пользу это ни нашей литературе, ни самому Шолохову, пишущему все хуже и хуже, ни престижу "Правды". Если уж нельзя сказать правду, то хоть промолчать благородней будет. "

Но была, оказывается и еще одна правда, которую никто не знал. В годы хрущевского освоения целины Михаил Шэлохов написал "довольно грустную и тяжелую повесть о житье-бытье там", на целине. Отрывки из повести он читал в доме Левицких, сказав в заключение: "Ну, куда я теперь с этим, когда кругом фанфары победы,

£

знамена, ордена, шумиха? Пусть полежит... " От дочери и сына писателя Левицкая узнала в дальнейшем: не найдя в стране издателя для своей повести, Шолохов рукопись сжег. Как сжигал потом многие другие. А говорят, что рукописи не горят. ,

з

Г. Ермолаев в своей монографии делает предположение, что писатель хотел посвятить книгу второй том "Поднятой целины" невинно погибшим коммунистам^ в период культа личности Сталина. При этом в тон с Хрущевым, Шэлохов подчеркивал связь между народом и партией.

Дочь Шэлохова, Светлана, совсем недавно, в 93г. опубликовала отрывки из романа "Они сражались за Родину". Те, что не сгорели в * Твардовский А. Дневники // Знамя. - 1989.- N9.- с. 151. & Литвинов Е М. Вокруг Шэлохова//3нание. -сер. литер. -1991. -N 10. -с. 53. 3 Ermolaev H. M. SholoKhov and his art.-Princeton university,1982. -pk 52-53.

камине Михаила Александровича. Она вспоминает: "Отец хотел сказать народу правду о том, что народ пережил в предвоенные годы, и о самой войне, о страшной цене сталинщины. Ему всячески мешали, надо же в конце концов уметь учитывать время. Оно работало тогда против Шолохова."

Многие ценные биографические факты критиков, спорные вопросы истории создания романа "Поднятая целина" осмыслены в исследовании. Но в диссертации лишь частично затрагиваются то время и те центральные события в творчестве Шолохова, которые имели огромное значение для написания романа "Поднятая целина".

В этой главе рассматривается также история создания и публикации произведений Платонова, Белова, Можаева, Залыгина. "Котлован" А. Платонова писался в т^же время, что и первая книга романа "Поднятая целина". Платонов воспринял коллективизацию как отступление от революционных завоеваний народа , отчуждение человека от Советской власти.

"Поднятую целину" и "Котлован" объединяют не только временные рамки написания, но характеры и обстоятельства : рабочие - активисты, организация колхоза, расслоение среди крестьян, раскулачивание, ликвидация кулаков. Только у Платонова коллективизация не несет в себе ничего' поэитивного; У ИЬлохова же несмотря на описание кровавых событий, расказачивания; общественный' труд на земле- это та центральная идея, которую писатель поддерживает безоговорочно.

Интересным является факт одновременного появления на свет первой книги "Поднятой целины" и повести "Котлован" и второй книги "Шднятой целины" и повести С. Заль2гина "На Иртыше". С интервалом всего лишь в несколько лет написаны эти произведения. .Ш совету А. Твардовского С. Залыгин^ изменил название: первоначально

^Шолохова С.Читал ли Брежнев Шолохова?//Труд. - 1993.-27 июля.-с. 4.

повесть называлась "Перекос". Твардовский так отзывался о названии: "Знаешь, дорогой мой, /имеется в виду Залыгин С. Е. К. / "Перекос" - это попадание в десятку... о перекосах во время кол лективизации говорится... надо дать нейтральное название."

Значительно позднее выходят в рвет романы В. Белова "Кануны" и ' Б. Можаева "Мужики и бабы". Непросто складывалась судьба этих произведений. Роман "Кануны" вышел в урезанном цензурой виде в 1972 году. 7В. Белову всячески мешали, не сразу предоставилась возможность для публикации 2-й и 3-й частей произведения. 3 часть романа "Кануны" появилась только в 1987 году. В 1989-1991 гг. выходят первая и вторая книги цикла "Год великого перелома", в 1994 г. журнал "Наш современник" опубликовал продолжение романа "Год великого перелома".

Роман Б. Можае^был создан в период с сентября 1972 г. - по июнь 1973 г. , - 1 книга, а вторая - с ноября 1978 г. по март 1980 г. Изданы они были несколько позже.

Таким образом, мы подходим к проблеме типологической связи мевду художественными особенностями произведений и историко-временными рамками, которыми ограничено творчество писателей. На этом пути возникает проблема сопоставления литературных версий.

В главе II ( "Критическая литература о романах "Поднятая целина" М. Шолохова, "Кануны" В. Белова, "Мужики и бабы" Б. Можаева и повестях "Котлован" А. Платонова, "На Иртыше" о. Залыгина.") в хронологическом порядке рассматривается критическая литература 30-х - 90-х гг. По прошествии лет изменялись точки зрения, интерпретация как произведений, так и творческих судеб писателей.

Долгое время "Поднятая целина" оценивалась исключительно как "социально-политический трактат", пропагандирующий руководящую и

направляющую роль партии в преобразовании сельского хозяйства-у

Залыгин С. Заметки // Литературная Россия.-1987. 10 апреля. - д. В

Сейчас наступило время, когда многие критики коренным образом пересмотрели свои позиции. Для того, чтобы разобраться в огромном материале по шолоховедению, в критическом обзоре мы делаем попытку показать какие изменения претерпевала советская и зарубежная критика на протяжении 30-х - 90-х гг., ибо каждое десятилетие привносило что-то новое и просмотрев литературоведческие работы разного времени можно найти определенные тенденции. Так, сразу после выхода в свет романа "Поднятая целина" в журнальных и газетных статьях появились первые отклики, которые носили явно отрицательный характер.

В произведениях Шолохова уже начала 30-х ставились вопросы о •первичных проблемах бытия, о соотношении "естественного" и "социального". В официальной доктрине в то время природа воспринималась как объект покорения, установления над ней господства разума. Шолоховское представление природного начала кардинально расходилось с этим. Поэтому критика тут же обвинила писателя в преклонении перед "естественным"- и в недооценке "общественного".

"Все "лирические" отступления автора... его описания природы и история Щукаря, выпадают из общей архитектоники романа. Все описания природы,написанные идеалистически,и индивидуальная судьба Шу-каря представляется-мне в этом романе ненужными. Социалистическим писателем должны управлять социалистические инстинкты." Шгейкман в "Литературной газете" продолжает: "Откровенная физиологичность романа, с особенной силой проявляющаяся в женских его образах,

представляется нам чрезвычайно уязвимой для нападок критики. Фио

зиология и колхоз! Социализм и запахи! Плоть и политика... "

Пильняк Б. О "Поднятой целине" М. Шолохова // Литературная газета.

- 1933. - 11 июня. - с. 4.

о

Шгейкман 3. Действительность в упор//Литературная газета. - 1933.

- 17 января. - с. 3.

Критики сетовали, что у Шолохова "многообразные типы кулаков значительно ярче, чем образ положительного героя - рабочего-двадцатипятитысячника"/ Они сумели уловить самую главную тему в творчестве писателя - тему трагедийности бытия русского кресть янина середняка: "Правдивый художественный показ мелкособственнической природы крестьянства. " Вызывали сомнения образ Островно ва, объективизм в изображении кулаков. Часто обвинения сводились к тому, что Шолохов противопоставляет естественную, природную жизнь и классовую борьбу, которая была должна по сути своей определять основу проблематики "Поднятой целины". *

Характерно, что на Западе в то же время /30-е гг. / иначе оценивали первую книгу романа. В Кракове критик Теодор Парницкий писал так о "Поднятой целине": "Автор не только понимает, что уничтожение частной собственности является бунтом против извечного права самой природы человека, не только не осуждает антиколхозников, но и им сочувствует, оправдывая их страстную любовь к земле и всему тому, что они тяжким трудом сами для себя и для своей семьи приобрели. Еще больше Шолохов выводит в романе стопроцентных вредителей-контрреволюционеров, даже бывших офицеров, дышащих ненавистью к советскому строю. И этих тоже умеет понять и объяс-. нить, и одновременно не скрывает недостатков характеров коммунистических деятелей, ошибок самого, метода коллективизации и не боится утверждать, какие громадные трудности кроются в стремлении к

3

реализации коллективизации"... "Поднятая целина" - это "шедевр в искусстве", советская литература может похвалиться литературным произведением, которое, будучи коммунистическим... в то же время является книгой высочайшего ранга. "** "'кальм Д. Михаил Шолохов//Литер. газета. - 1932.- 16 января. - с. 4.

Аграновский А/ Кусок жизни // Правда.1933. - 3 марта. - с.З. ^ Курьер литературных' наук. - Краков, 1934.- N 13. ^ Вольное казачество. - Прага, 1934. - N 153. - 25 мая.

Заметки в западных журнальных и газетных статьях разные, но их объединяет вывод, что Шолохов действительно величайший художник нашего времени, который своим творчеством раскрывает подлинно

/

трагедийный характер социалистического переустройства деревни.

Отечественные критики, на наш взгляд, как в 30-е гг. , так и в последующие десятилетия не рассматривали художественные достоинства книги вне контекста с идеологией. Это было большой ошибкой.

Если исследовать критику 40-х - 50-х гг. , 60-х - 70-х гг. и 80-х перед нашим взором открываются поразительные по своей значимости литературные пассажи, сущность которых в пересмотре всего творчества Шолохова и-конкретно его романа "Поднятая. целина". К этому выводу мы приходим на основе исследования монографий, критических статей, посвященных роману Шолохова. В работе рассматриваются статьи из "Литературной газеты" 55г., "Литературной газеты" 39г. , монографий КХ Лукина 50г., Е. П. Дрягина 58г., В. М. Литвинова 75г., 78г., Л. Якименко 70г., работа критика Симмонса 55г., статья П. К Бекедина 78г., книги А. Мэтченко 76г., А. Поликанова, А. Мезенцева 61г., статьи критиков Д. Молдавского и А. Михалевича 60г., монография Г. Ермолаева 82г., статья М. Лобанова 82г. и т. д.

В целом роман будут рассматривать не как произведение словесного искусства, сколько как необходимый оправдательный документ революционного переворота в сельском хозяйстве страны. В официальной критике 60-80-х происходит дальнейшее затушевание основных идей романа, замена несущих идейно-смысловую нагрузку героев.

И все-таки несмотря на стремление критики Подогнать роман под необходимую идеологическую схему, время от времени будут появляться литературоведческие статьи, *в которых авторы попытаются донести до читателя хотя бы часть правды. Полемика развернется по следующим вопросам: интерпритация образа деда Щукаря, Кондрата Майданникова, вопрос о разграничении первой и второй книг романа. Взрыв негодования вызвала статья М. Лобанова. По сути дела он пер-

вым укажал на то, что для Шолохова главным в крестьянском бытие была его нравственная основа, крестьянский труд считался издревле праведным, безгрешным, а потому не было необходимости разрушать его.

Перелом, который наметится в .литературоведении конца 80-х снова не коснулся художественных ценностей самой книги. Обозначенные в названии темы произведения будут и впредь анализироваться в основном на идеологическом.уровне, никто не затронет художественных достоинств произведений.

Внимание литературоведов сосредоточено на изображении трате-дийности бытия русского крестьянства, на неоправданности реорганизации сельского хозяйства, на тех негативных последствиях, которые несет коллективизация. Статьи И. Литвиненко, Л. Колодного, А. Знаменского, И. Коноваловой, П.Палиевского, В. Литвинова, Ю. Дво-ряшина и др. выявят в шолоховском описании колхоза зачатки тех явлений, которые пышным цветом расцветут 30-40 лет спустя: уравниловка, утрата крестьянином чувства земли, лишение его реальных прав участвовать в управлении, разрушение привычной крестьянской системы ценностей, разделение связи между трудом и результатом. Системе персонажей, стилю, поэтике романа при этом отводится последнее место.

Задача этой главы - сопоставить работы критиков и литературоведов о романе Шолохова "Поднятая целина" с оценками романов "Мужики и бабы", "Кануны" и повестей "Котлован", "На Иртыше". В связи с этим рассмотрены наиболее известные статьи о творчестве Платонова, Белова, Можаева и Залыгина. Тепе в критическом обзоре литературы о повести "Котлован" в нашем исследовании упоминаются статьи Полтавцевой Е Г. , Васильева а , И. Ростовцевой, С. Г. Бочарова. В. Сурикова, В. Евсюкова, А. Тринкон, ЕТюльпинова, С. Банина и др. В основном мнения исследователей сводятся к тому, что в "Котловане" дана правильная интерпретация событий, а в "Поднятой це-

лине" неверная. А ведь тут существуют качественные отличия: Шолохов защищает крестьянское бытие, его мирочувствование, в основе его поэтики лежит.именно крестьянское мировосприятие. Платонов же наоборот не видит ни одного проблеска в прежнем существовании деревни. Он сознает жестокость этого мира и неизбежность его гибели. Платонов не встает на его защиту. Нет у Платонова патриархальной ностальгии по "устоям" и "ладу", которые рушатся под на. пором реорганизации сельского хозяйства. Коллективизация изображается писателем как коллективное самоубийство. У Шолохова, как мы помним, крестьяне все-таки восстают /бабий бунт/.

В большинсве работ' о Шолохове и Платонове не рассматриваются •художественные достоинства произведения.

Роман-хроника К Белова "Кануны" привлекает критиков. Так П. Ульяшов подчеркивает шолоховское влияние на творчество писателя. Детальный анализ художественного творчества В. Белова и непосредственно романа "Кануны" представляет В. Евсеев. Органичные концепции выдвигают в своих статьях Е Белков, а Мелкумян, Л. Барташе-вич,' КХ Дюжев. И все же несмотря на большое внимание критики к творчеству этого писателя, художественная ценность его произведений осмысливается недостаточно. Переключив основное свое внимание на фигуры Сталина, 'Кагановича, Калинина, литературоведы оставили без внимания основную систему персонажей романа "Кануны". Главное место в рецензиях занимают лишь два персонажа произведения - Павел Рогов и Игнаха Сопронов. Они берутся как две противоборствующие силы в эпоху коллективизации. Главный образ книги - образ народной беды. И судьба персонажей носит производный характер. Для усиления аргументации критики привлекают чисто документальные источники. Например, И. Литвиненко использует в критическом анализе романов "Мужики и бабы", "Кануны" статьи Чаянова о теории крестьянского хозяйствования, Ленина "О кооперации", статьи Бухарина.

Глубоких литературно-критических исследований о романе "Кану-

ны" написано немного. Среди них статья П. Ульяшова. Он подчеркива ет неприходящие ценности произведения, красоту слова, яркость красок, живость диалогов, - все то, что составляет эстетическую, художественно-изобразительную сторону произведения. И на наш взгляд, очень метко подмечает, что хотя идейная насыщенность "Канунов" исключительно весома, невозможно оставить в стороне собс твенно художественные особенности романа.

О повести С. Залыгина "На Иртыше", к сожалению, написано небольшое число работ. Сразу после выхода в свет появляются статьи А. Макарова, 3. Сурвилло в "Новом мире" 1969г., ¡а Мосткова в "Сибирских огнях" 1965г. С повестью "На Иртыше" произошло тоже, что до этого происходило и с романом Шолохова "Поднятая целина". Это касается прежде всего системы персонажей "На Иртыше". Критики попытались исказить не только идейно-смысловое содержание произве--дения, но и по-своему интерпретировать главных героев повести. Характерно, что нравственные аспекты повести "На Иртыше" остались без внимания. Основной задачей было доказать, что главным содержанием повести является художественное исследование проблем перехода единоличника на рельсы коллективизации, подчеркнуть естественность колхозного пути для крестьянства. И только несколько литературоведов отметили, что достоинством нового произведения является показ крестьянских устоев', новых мыслей о человеческом достоинстве. В 1984-1985 гг. издаются две книги по творчеству С. Залыгина: А. Нуйкина "Зрелость художника" и И. Дедкова "С. Залыгин. Страницы творчества". В этих двух работах-представлен детальный анализ повести "На Иртыше". Большое место уделено анализу текста повести. Авторы не скрывают,- что эта книга по сутй своей полемизирует с романом "Поднятая, целина". В рецензиях сопоставительного характера подчеркивается, что /Шолохов якобы не сумел показать всей правды в своем произведении, не дал высказаться крестьянину-середняку на страницах своего романа, а Залыгин веду-

щее место в системе персонажей предоставил середняку Чаузову. Во всех этих рецензиях не достает художественного осмысления текста, поэтики, стиля писателя, поскольку фигура главного героя произведения, как правило, привязывается к некой идеологической уставов-' ке,. при этом много теряется в художественном осмыслении произведения. Становится невозможно по сущэству оценить художественные достоинства произведения, показать его художественную ценность. В критических исследованиях о романе "Мужики и бабы", как правило, наибольшее внимание уделяется одному из главных персонажей романа - Успенскому. Образы крестьян почти не осмыслены. Небольшое значение придается поэтике, эстетическим особенностям произведения.

Вместо этого подчеркивается, что "в" романе Б. Можаева идет защита ленинского плана кооперации. От начала и до конца произведение пронизано протестом против извращения этого плана". Или то; что

о

Можаев "исследует социальные корни сталинизма". В связи с вышесказанным поистину интересными представляются работы Л Сараскиной и Г. Мурикова. Л. Сараскина дает сопоставительный анализ романа "Мужики и бабы" и романа "Бесы" Достаевского. Г. Муриков считает, что Б. Можаев в романе "Мужики и бабы" сумел совместить взгляд крестьянина "изнутри" и взгляд Успенского "извне".

В рецензиях, чстатьях, книгах о Шолохове, Белове, Платонове, Можаеве,' Залыгине мало уделено внимания художественно-эстетическому анализу, системе персонажей, стилю, композиции произведений.. Ведущее место среди исследований занимают работы с политическим, экономическим подходом. В связи с эти возникает проблема художественно-методологического исследования романов "Поднятая цели-

У

Карякин Ю. Отоит ли наступать на грабли?//3намя.,- М. , 1987. - N 9-с. 200-224.

^Иванова Т. Журнальное обозрение // Книжное обозрение. - 1988.- 17 июня. - с. 8

на", "Кануны", "Мужики и бабы" и повестей "Котлован", "На Ирты ше". Основной нашей задачей является восполнение данных недостат ков на основе рассмотрения системы образов персонажей, жанровых форм, художественных ценностей этих произведений.

В глава III ("Поиск и исследование жанровой формы в произведениях М. Шолохова, А. Платонова, В. Белова, С. Залыгина, Б. Можаева") поставлена цель сравнить произведения на разных уровнях: на уровне жанровой формы и на уровне содержания. Жанровая природа романов "Поднятая целина", "Мужики и бабы", "Кануны" и повестей "Котлован" и "На Иртыше" критикой определялась по-разному. В работе исследуется различные оценки, предлагаемые критиками, с опорой на Г..Е Поспелова, осмысливаются классификации жанровых форм; в частности, излагаются взгляды на жанровую природу вышеназванных произведений:

.1. Выдвигаеся гипотеза о разграничении жанровой формы 1 и 2 книг романа "Поднятая целина". Используя классификацию Г. Е Поспелова, формулировки таких категорий^как эпопея и роман, мы относим 1 книгу "Поднятой целины" к героико-романической эпопее, а 2 книгу - к собственно роману.

2. При рассмотрении романа В. Белова "Кануны" делается вывод, что здесь можно говорить о "собственно романе" с элементами хроники.

3. Роман "Мужики и бабы" Б. Можаева относится к жанру романа-хроники, но с чертами публицистики.

4. Повесть С.Залыгина "На Иртыше" правомерно именовать романической повестью.

5. Повесть А. Платонова "Котлован" - это^безусловно> сатирическая повесть.

В. ходе рассмотрения художественной ценности произведений делаются ВЫВОДЫ:

1. Шолохову удалось то, что не удавалось потом многим другим: это .умение сочетать в романе конкретные исторические факты и худо-

явственную точность в изображении героев. Шолохов положил в основу своей поэтики крестьянеко-казачье образное восприятие мира. Он поднял авторитет крестьянства на гигантскую высоту. Именно Шолохов развивал тему, ставшую одной из главных в последующих работах' С. Залыгина, В. Белова, в какой-то мере и А. Платонова, - эта тема: природа и человек. В "Поднятой целине" это переплетение и противостояние естественной природной жизни, и драматического накала классовой борьбы.

2. В романе "Кануны" В. Белова во главу угла поставлена ' проблема нравственных ценностей,духовности. Бесспорно, что у Шолохова этого нет. Но с художественной точки зрения роман "Кануны" проигрывает роману "Поднятая целина". Присутствуют в нем черты хроники, есть элементы публицистики; неслучайно критикой подчеркивался историографический и публицистический уклон романа "Кануны".

3, В "Мужиках и бабах" Б. Можаева именно перегибы по отношению к крестьянству, экстремальные исторические обстоятельства составляют ведущую роль в тексте. Высокохудожественным, конечно, это произведение не назовешь, но и в нем можно найти определенную ценность - это правда жизни /реальные документальные события/. В остальном уровень ниже, чем у В. Белова и у М. Шолохова. Тут можно подчеркнуть многие недостатки: поверхностную систему персонажей, две линии сюжета, ни одна из которых не имеет логичного завершения, разваливающаяся композиция и т. д.

4. Повесть С. Залыгина "На Иртыше" отличается фундаментальностью и художественностью. Конечно, отсутствие конкретных исторических'' фактов и излишнее внимание к главному герою вредят художественному единству произведения, но основная задача писателя просветить судьбу Степана Чаузова сквозь призму нравственности, доказать, что он человек, личность, индивидуальность. Поэтому^поступившись одним^повесть выигрывает в другом.

5. Теперь о "Котловане" А. Платонова. Здесь мы имеем произведение

написанное не в классической манере русского реалистического ро мана, но художественное, как и "Поднятая целина". Платонов не углубляется в личностный план, конкретные исторические факты переданы в саркастической манере. Отрицает Платонов природу и человека, которые существуют в сегодняшнем мире. Шэлоховская тема противостояния переплетения природной жизни и классовой борьбы, заканчивается победой классовой борьбы неизвестно во имя каких целей,во имя какого светлого будущего. Торжество идеи, а не души.

Итак перед нами пять совершенно разных художников и пять различных уровней мастерства. И все же Шолохов, везде остается Шолоховым /с большой буквы/. Изображая своих героев трагичными фигурами вне зависимости от того, какие идеалы они защищают, он поднимает художественный уровень своего мастерства до той рамки, достигнуть которой не удавалось никому.

В IV главе "Мастерство создания- характеров" мы анализируем систему персонажей, даем сравнительно-сопоставительный анализ героев произведений Шолохова,Белова, Платонова, Можаева и Залыгина.

Шэлоховская сила и мощь в создании характеров, их внутренний трагизм и драматизм не вызывает сомнений. Чем бы ни занимались его герои, Шолохов 'везде Шэлохов. Что касается спора с Шолоховым, то выигрывает его тот, кто,- не разделяя его концепции, сумеет создать столь же или еще более выразительные и живые образы, как Давыдов, Нагульнов, Ыайданников, Шукарь, Лушка, и даже Половцев и Островнов. Ближе всех к этой задаче, кажется подошел В. Белов. Он определенно испытал на себе шолоховское влияние,- Системой живых колоритных образов крестьян он спорит с Шолоховым Как ' художник. Только у Василия Белова акцент ставится на смене нравственных ценностей. Судьбы людей - это некий романический пласт в произведении. Если у Шолохова герой участвует в историческом процессе, связан с историей или показана просто судьба личностная, или про, цессы нравственного характера, то В. Белов поднимается над жизнен-

ным материалом, над позицией, во главу угла он ставит смену нравственных отношений, ценностей. Этого нет ни у кого: У Сергея Залыгина больше всего концентрируется судьба героя. У Бориса Мо-жаева на первый план выходит художественное изображение эпохи /автор писал публицистический роман/. У Андрея Платонова "Котлован" - социальная антиутопия, акцент здесь ставится на сущности преобразований, испытаний с точки зрения человека, через судьбу человека.

В диссертации' предпринимается попытка пересмотреть оценку главных героев романа "Поднятая целина". В системе персоналка "Поднятой целины" привычно выделялась тройка руководителей - Раз-метнов, Давыдов и Нагульнов. Поддаваясь влиянию Шолохова как талантливого художника,. в его героях мы не замечали ряда черт, которые сегодня кажется выходят на первый план: создав три мощные, по-своему трагичные фигуры, Шолохов сумел передать как их человеческое обаяние, так и жестокость их характеров, заложенных самой эпохой. Мы предлагаем новое осмысление характеров этих героев используя текст романа "Поднятая целина" и доказывая, что Шолохов в своем романе заложил более глубокий подтекст и попытался блистательно нарисовать своих героев не только со стороны художественной, но и со стороны исторической правды.

Шолохов будучи великим реалистом-гуманистом, наделяет просто человеческими чертами и "отрицательных" героев романа: Островно-ва, Половцева, Лятьевского. Все это живые человеческие лица. Автор относится к ним с уважением, преклоняется перед их мужеством и стойкостью. Мощная фигура Половцева просто монументальна.' Нас поражают простые человеческие чувства белых, офицеров Половцева и Лятьевского. Шолохов наделяет каждого героя индивидуальными, ему одному присущими чертами, создает "неповторимый внутренний человеческий строй", независимо от того положительный это персонаж или отрицательный.

Большое значение в работе придается образу крестьянина серед няка Кондрату Майданникову, т. к. этот образ является ключевым в 1-й книге романа "Поднятая целина". Он-тоже не вписывается в рамки однозначной и упрощенной трактовки.-

Таким образом, на основании анализа текста романа мы доказываем, что не укладываются в схему положительных героев Макар Нагульнов и Семен . Давыдов; отрицательные персонажи Половцев и Лятьевский напротив произносят разоблачительные речи; крестьяне: Бородин, Остров'нов, Майданников мечтают о справедливом труде на земле. Дед Шукарь не столь прост он как им представляется на первый взгляд, ибо_на нем и в нем отчасти перекрещиваются и высвечиваются определенные, явные и неявные, скрытые аспекты содержания романа. Образ Шукаря в целом комически зашифрован. Шукарь не1 только, сельский люмпен и крохобор, желающий • остаться в звании -трудящегося человека, вместе с тем, он и корыстен, и тщеславен, и доверчив, и язвителен, и прозорлив.

Долгое время оставались без внимания женские образы в романе, особенно не повезло'на этот счет Лушке Нагульновой. Тем не менее портрет Лушки у Шолохова ярок, и невольно наводит на мысль о параллельности с образом Аксиньи из "Тихого Дона".

Далее в работе предпринимается попытка показать качественные отличия первой и второй книг романа "Поднятая целина".

Рассматривая образы основных героев романа "Поднятая целина" важно понять и найти, что не объединяет их с героями Белова, Платонова, 1&жаева и Залыгина Так же, как и в "Поднятой целине", К Белов выделяет в романе "Кануны" образы коммунистов-руководителей. Действуют они часто нагульновскими методами. Если же' рассматривать систему персонажей вцелом, вернее соотношение положительных и отрицательных героев, то оно иное, чем в "Поднятой целине". У Белова отрицается, подвергается сатирическому изобличению вся структура власти. На первый план среди положительных

персонажей выходят крестьяне: Роговы, Пачины, Мироновы и др. Отсутствует конфликт мевду Половцевым, Лятьевским, Оотровновым с одной стороны, Давыдовым и Нагульновым - с другой. Это противостояние сил уже становится неинтересным для писателя. В. Белова за- ■ нимает проблема крестьянства, его роль, судьба в историческом прошлом России. У Шолохова, как мы помним, во главу угла ставится вопрос о событиях только 30-х гг. Поэтому особое внимание уделено противникам и сторонникам организации колхоза, руководителям местного масштаба," казакам.

Портретное мастерство Белова менее ярко, чем у Шолохова. У его героев не хватает мощи шолоховского языка; нет трагизма, драматизма нарисованных характеров. Почти отсутствует конфликт между героями произведения, нет той степени драматических обстоятельств перед которыми «е раз вставал на дыбы хутор Гремячий Лог. Сюжет развивается постепенно. У Шолохова наоборот в основе быстрая смена картин, быстроразвиваюшийся сюжет.

Для первых двух частей хроники В. Белова характерно описание бытовой стороны жизни крестьян, ее.поэтичности, духовности и содержательности.

Всей своей книгой В. Белов стремиться доказать', что вовсе не было необходимости так жестоко, бездумно разрушать многовековой крестьянский уклад. Он ищзт другой путь, которым могла бы пойти деревня. Этот новый способ хозяйствования Белов видит в забытой, артельной жизни.

Роман Б. Можаева "Мужики и бабы" - это тоже хроника, но хроника событий на Рязанщине. В первой части мы знакомимся с основными персонажами романа ,- семьей крестьян-середняков Бородиных. Эти люди, как Роговы, Пачины, Чаузовы, хозяйственна сметливы, порядочны. Для писателя они носители традиционного крестьянского миросозерцания, мирочувствования.

Образ Андрея Ивановича Бородина напрямую перекликается с об-

разами таких же крестьян из "Поднятой целины": Тит Бородин /одно фамилец главного героя/, Яков Лукич Островнов,'Майданников. Надо сказать, что в романе "Мужики и бабы" привлекают внимание писателя проблемы интеллигенции и народа, понимание России, некий философский пласт.

Б. Можаев не пытается спорить с М. Шолоховым в художественном изображении эпохи. Другие цели и задачи ставит он в романе "Мужики и бабы". Его герои размышляют об истории русского народа, пытаются осмыслить жизнь крестьянской общины, связав ее с происходящими переменами,чтобы доказать ценность старой формы хозяйствования. Семья Бородиных неслучайно носит фамилию такую же, как и у Титка Бородина из "Поднятой целины". Сходство судеб главных героев, их позиций по отношению к политике государства свидетельствуют о сходстве подходов в изображении событий Шолохова и Можаева.

Две сюжетные линии, с одной .стороны - это жизнь и судьба Дмитрия Ивановича Успенского, с другой - семья Бородиных, ее крестьянское житие проходят красной нитью через ?сю хронику "Мужики и бабы". Б. МоЖаева интересуют больше проблемы сельской интеллигенции и ее связь с крестьянством, а отсюда из этой органической связи и исторический путь России.

С. Залыгин не показывает нам ни колхозного строительства, ни

результатов организации колхоза. Повесть "На Иртыше" произведение

не столько' о периоде коллективизации самом по себе, сколько о тех

сложных узлах социальных, идейных, психологических противоречий,

которые породила эта эпоха. В повести сталкиваются несколько ти-3

пов мировозрения,-* несколько жизненных и социальных позиций. Есть в повести "На Иртыше" образы, истоки■которых нужно искать в'"Поднятой. целине". Тройка руководителей в деревне: Корякин, Митя-уполномоченный и Печура Павел как две капли воды похожи на Нагульнова, Давыдова и Разметнова.

В повести "На Иртыше" писатель выводит определенные типы ха-

рактеров. Здесь и крестьянин-середняк, и руководители местного масштаба и враги-вредители из самих же колхозников и партийные функционеры, и убежденные ленинцы, искренно поверившие в идею коллективизации. Все они на страницах книги живут, мыслят, высказывают свою точку зрения, спорят. Герои С.Залыгина, как можаевские и беловские персонажи, тоскуют по изначально сложившемуся укладу, по крестьянскому устоявшемуся миру. Ярко и убедительно написан портрет Степана Чаузова. Залыгин подчеркивает ценность не только крестьянина собственника, но и собственно личности, человека. Свой интерес писатель сконцентрировал на неприятии сибирским мужиком насильственной коллективизации, на самой внутренней сущности крестьянина-середняка, связав ее с целостной органичной жизнью.

И все же недостает С. Залыгину той шолоховской широты и поэтичности охвата картины сельской жизни, переплетения драматических коллизий, монументальности созданных характеров.

Белова, Можаева, Залыгина отделяет от Шолохова рубеж в несколько десятилетий; отсюда различные трактовки в изображении событий. и главных героев. Писатели преследуют разные задачи, которые ставит перед ними время, эпоха.

Есть различия в изображении персонажей: у Шолохова Нагульнов и Давыдов выписаны ярко, убедительно, великолепными мазками, и все это несмотря на их жестокость» идейную ограниченность. У Белова Сопронов выписан бледно, как придаток, винтик партийной ма,-шины. Образа запоминающегося не получилось. Более убедительны образы крестьян. Можаев Бопытался показать русскую интеллигенцию на переломном этапе. Появляется^ новый герой, Успенский Дмитрий Иванович. Образы крестьян выписаны бледно, сходство с Шолоховым скорее в плане событийном: если, у Белова мужики безмолвствуют /сами виноваты высшая власть от бога/, то у Можаева, как и у Шолохова, книга заканчивается крестьянским бунтом.

Влияние Шолохова ощутимо на всех трех писателей, только оно .

различное. У Можаева - это событийная сторона, сходство, почти идентичность некоторых персонажей, у Белова - это высокохудожественное изображение образов главных героев, у Залыгина - как параллельность персонажей, так и событийное сходство. Шолохов в "Поднятой целине" затронул проблемы, которые через десятилетия повторили в своих произведения Можаев, Белов, Залыгин.

Произошла явная смена в образах главных героев: на место схематичных, односторонних проводников линии партии на селе, которые все же умеют 'чувствовать и жить /Нагульнова, Давыдова/ пришли ярые догматики /Корякин, Бозвышаев, Сопронов /, с узким взглядом на веши, ограниченным мировоззрением. Они привыкли только командовать и исполнять чью-то волю. Они отторгнутые одинокие люди.

Так же, как и во 2-й книге "Поднятой целины", в "Котловане" А. Платонова на первое место выдвигается анализ внутреннего состояния души человека, только у Платонова этот анализ связан с иными идеалами. Автора в герое интересует не столько личностно-неповторимое и конкретно-историческое, сколько общечеловеческое, извечное, что важно для Человека вообще.

Если негативное отношение к организации колхозов у Шолохова наметилось или присутствовало скрыто, завуалированно, у Белова и Мэяаева общинный способ хозяйствования выходит на первый план, а у Залыгина отмечаются ошибки в организованных колхозах, то у Платонова все эти перемены представлены как ведущие к уничтожению человеческой жизни вцелом. Поэтому во всей повести мы не находим ни одного положительного персонажа.

Платонов не дает такого четкого разделения на противников и сторонников коллективизации на селе, как это делают Белов, 'Можаев или Залыгин. Крестьяне у Платонова не индивидуализированы. Надо сказать, что противостоять организации колхоза в платоновской деревне некому. Семья Роговых из "Канунов", Бородиных из "Мужиков и баб", русская интеллигенция в образе Успенского, Прозорова и даже

Титок Бородин, Яков Лукич Островнов из "Поднятой целины" не находят тематического подтверждения в содержании "Котлована".

Нет у Платонова патриархальной ностальгии по "устоям" и "ладу" Белова и Можаева. "Кануны", "Поднятая целина", "Мужики и ба-' бы" при всей их трагичности, обнаженности и правдивости не оставляют такого следа безысходности и отчаяния, как "Котлован".

Шолоховское "комическое" в смысле юмора и иронии, у Платонова предстает как правдивое изображение. У Платонова конфликта нет, но несмотря на это происходящие события носят трагический характер. Коллективизация у Платонова показана сильнее,чем у Шолохова. Ида-тонов показывает нам влияние нового общества на судьбу человека.

По сравнению с "Поднятой целиной" повесть "Котлован" выделяется своей намеренно направленной философской проблематикой.

В заключении подводятся итого работы, ' формулируются выводы. Отмечается, что уникальность манеры письма Шолохова, приемы создания художественного образа, стилевые интонации оказались непреодолимым препятствием для других писателей, исследовавших тему коллективизации. С этой точки зрения роман "Поднятая целина" не имеет аналогов. В. Белова, С. Залыгина, Б. Мэжаева сельская жизнь интересует своей злободневной реальностью. Насущную потребность откликнуться на животрепещущие вопросы современности испытывал каждый из них. Это определенным образом сказалось на всем содержании их творчества, во многом определило его пафос. Шолохов -непосредственный участник событий, в основе его художественного видения мира - обыкновенный крестьянин. Но прозорливость Шолохова как художника состоит в том, что он сумел выявить в реальной жизни русского крестьянства, в его судьбе вечную истину человеческого бытия. И в этом смысле Шолохов коренным образом.отличается от А. Платонова, который не изображает в "Котловане" крестьянское бытие. Шолохов изображает крестьянский мир изнутри, что позволяет ему создать картину естественного соразмерного бытия. ■

Список публикаций по теме диссертации:

1. Конюхова Е. С. "Поднятая целина" М. Шолохова в контексте про из ведений о коллективизации /"Котлован" А. Платонова, "Кануны"

B. Белова/ Судьбы отечественной словесности XIX-XX веков. //Тезисы докладов научной конференции молодых ученых и специалистов. - Санкт-Петербург. - Пушкинский Дом, 1994. - с. 43

2. Конюхова Е. С. "Поднятая целина" М. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг. /Б. Можаев "Мужики и бабы",

C. Залыгин "На Иртыше", R Белов "Кануны"/ //Тезисы докладов 24 зональной конференции литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья.- Тверь, 1994. Тезисы приняты к печа-

. ти Тверским государственным университетом.

КОНЮХОВА Елена Станиславовна "Поднятая целина" М. Шолохова в контексте произведений о кой деревне 30-х годов. (А. Платонов "Котлован", Е Белов ны", Б. Можаев "Мужики и бабы", С.Залыгин "Ва Иртыше")

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

русс-"Кану-

Подпиоано в печать 1.02.1995 г. зак.18 тир. IDO экз.объем 1,5 п.л. Участок оперативной печати ИЗ РАЖ

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Конюхова, Е. С.

1. Введение 1

2. Историяздания произведений М.Шолохова, В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева и А.Платонова 12

3. Критическая литература о романах М.Шолохова "Поднятая целина", В.Белова "Кануны", Б.Можаева "Мужики и бабы" и повестях С.Залыгина "На Иртыше", А.Платонова "Котлован" 35

4. Поиск и исследование жанровой формы в произведениях М.Шолохова, В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева, А.Платонова 76

5. Мастерствоздания характеров. 92

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по филологии, Конюхова, Е. С.

Произведения о крестьянской жизни постоянно находились в поле зрения советских критиков и историков литературы. Отсюда тема диссертации выбрана отнюдь неслучайно. Огромное количество монографий, литературоведческих работ было посвящено роману М.Шолохова "Поднятая целина". Однако, несмотря на всеобщий интерес, многие вопросы остаются непрояснёнными до сих пор.

Сегодня стало очевидно, что попытки трактовать творчество М.Шолохова в прежнем историческом, эстетическом, художественном» контексте не приносят ощутимых результатов. Весь смысл художественного метода М.Шолохова подгоняется под общеизвестные схемы, На этом пути необходим новый, объективный взгляд на творчество писателя .

В решении этой задачи наиболее плодотворным представляется путь сопоставления художественного метода М.Шолохова с творческими исканиями других писателей, в центре внимания которых находится судьба русской деревни 30-х гг.

Деревенская проза до Шолохова испытывала некоторую ограниченность художественного мировоззрения, сосредотачивала свое внимание лишь на темных сторонах жизни. "Ни о каком патриархальном преклонении перед мужиком, чем грешили Достоевский и Толстой, не могло быть теперь и речи. Литература должна была просвещать и об-личать идейно-дремучего мужика".

Приход Шолохова ознаменовался новым взглядом на деревню. Новой точкой зрения на народную жизнь как на целостную структуру:

1 - Лобанов М. Освобождение // Волга,- М., 1982,- N 10.крестьянская вселенная для писателя - общественная философская система., судьба крестьянства для него - это поиски истины человеческого бытия. Он вперЕые высказывает мысль о духовном единении, самосохранении перед разрушением.

Истоки "Тихого Дона" и "Поднятой целины", всего творчества Шолохова нужно искать в лучших художественных традициях 19 века: циклы Глеба Успенского, романы и повести Льва Толстого. Художественный метод Шолохова можно охарактеризовать с помощью реплики одного из его героев :" Об чем хочешь толковать? - Лз воем." О чем бы он ни толковал, к чему бы ни прикасался, он говорит обо всем; не обо всем -понемножку, но обо всем сразу. Народность для Шолохова - существо натуры. Его стихия - образ" (Палиевский П.)

Значение Шолохова в 20-30 гг. состояло уже в том, что он в условиях безудержного наступления на деревню о беспримерной смелостью и художественной силой поднимал авторитет крестьянства на гигантскую высоту. Анализируя оценки произведений Шолохова на разных этапах их научного развития, нетрудно заметить, что с первых шагов творческого пути писателю ставили в вину приверженность к земледельческому миропониманию. И если в 20-30 гг. критики выражали надежду на то, что Шолохов преодолеет "отсталость своего крестьянского сознания", то десятилетие ' спустя, когда "Тихий Дон" и "Поднятую целину" уже невозможно было "изъять" из народного сознания, стала создаваться литературно-критическая легенда о том, что шолоховский эпос как бы вовсе не крестьянский в своей основе.

На протяжении многих лет в критике формировалось представление о "Поднятой целине" как о художественной модели коллективизации. В результате, и это хорошо видно из анализа критической мысли ЗОх - 80х, сформировалась литературно-критическая структура, которая опиралась лишь на некоторые элементы содержания произведения и таким образом существовала сама по себе, без какой-либо связи с художественным произведением в целом. Критика старалась отлучить Шолохова от натурализма, объективности, полноты правды жизни. "Критикам и не снилась та сила критики, которую вложил в свои образы Шолохов и которая остается и сейчас намного глубже любых ожесточенных односторонних нападок. Шолохов поставил свою критику в перспективу той исторической дороги, которой пошел его народ. Его обр,азы стали носителями правды" - Палиевский П.

Однако, с появлением в нашей литературе таких произведений, как "Кануны" В.Белова, "Мужики и бабы" Б.Мамаева, "На Иртыше" С. Залыгина, "Котлован" А.Платонова в критике стало складываться мнение, что эти произведения совершенно по-новому освеврют период реконструкции сельского хозяйства, чем'1 было в "Поднятой целине".

Поэтому, в предлагаемой работе.предпринимается попытка проана

• лизировать роман Шолохова "Поднятая целина" в широком временном контексте с такими значительными в русской литературе произведениями как "Котлован" Л.Платонова, "Кануны" ¿.Белова,' "На Иртыше" С.Залыгина, "Мужики и бабы" Б.Можаева и показать как достоинства, так и недостатки романа Шолохова. Эти писатели являются разными по-своему таланту, художественному видению мира и мастерству. Но в этих произведениях предметом художественного осмысления служит одно и то же время, один и тот же конкретный исторический матери-• ал. И наша задача состоит в том, чтобы выявить, в каком находится соотношении художественная реальность^названных выше произведенийу

1 Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков.- М,, 1993.- о.38. с исторической действительностью. При этом акцент будет ставиться на выяснении современного звучания романа "Поднятая целина".

Опыт Шолохова в 30-х. г. не востребован* (А.Платонов работает е несколько ином русле), только писатели 70-х сумели освоить этот опыт. Шолохов воздействует на творческие их искания. В произведениях В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева прочитывается скрытая и явная полемика с шолоховскими творческими идеями.

В.Белов, живущий в наше время, по-своему осваивает исторический материал, по-своему художественно его преломляет. В его деревеньке живут труженики и мудрецы, знающие кровную необходимость и частного, индивидуального труда, и выгоду общинного пользования лугом и поскотиной, и несомненную пользу всякой добровольной кооперации. Общинное дело для них радостно,.оно роднит и объединяет человеческие души.

В '"Канунах" о первых страниц романа» обнаруживается стремление писателя противопоставить колхозам исконно русский способ хозяйствования на селе - артель. Белов видит в ней истоки, корни всей крестьянской жизни. Учитывая исторические предпосылки, он считает, что многовековой уклад жизни в северных деревнях дал бы нашему хозяйству намного больше. Так же как и Шолохов, Белов уделяет особое внимание фабуле традиционной - событийной; во главу угла ставит философские, нравственные, социальные представления русского крестьянства; трагедийность его бытия.

В.Белов изменил традиционную концепцию своего романа-хроники. За основу он взял то, что не является первостепенным ни у кого из писателей: он подробно показывает нам смену нравственных ценностей. Когда утрачивает свое значение патриархальное, древнее, многовековое бытие и на замену ему приходит никому ненужное "новое существование".

Очень тонко подмечает этот факт Иван Никитич Рогов. И во сне и наяву начинают преследовать его "беси". "Беси" вершат судьбы людей во всем миру. Другие ценности становятся во главу угла, разлад, хаос творится на земле.

Этим Белов спорит с Шолоховым и выходит победителем.

В повести "На Иртыше"- С.Залыгина преемственные связи с худо-жественным миром Шолохова реализовались в виде полемического диалога с автором "Поднятой целины". С.Залыгин ставит перед собой задачу запечатлеть жизненную позицию общественных сил эпохи "великого перелома". С.Залыгин попытался осветить тему коллективизации как тему насилия над крестьянством. Этот мотив является в повести центральным, в то время, как в "Поднятой целине", при всей яркости отдельных сцен и отнюдь не мажорном звучании, он занимает не главенствующее положение.

С.Залыгин доверился мнению крестьянина, в этом смысле он реализовал альтернативу образной системе романа "Поднятая целина", но не основным идеям Шолохова, которые были схожи с идеями автора "На Иртыше".

С .Залыгин в" своей повести наибольшее внимание уделяет главному герою. Он в центре повествования, его жизнь, судьба и связанные с этим перипетии сфокусированы в сюжете произведения. По своему содержанию повесть "На Иртыше" вполне вписывается в традиционные рамки жанра романа. Однако отличие от "Поднятой целины" существенны. Залыгин рисует определенные типы людей того времени; дискуссии и споры этих персонажей - основная линия развития композиции повести. Залыгин не берет процесс коллективизации как исторический момент всей страны, его герои осознают, что идет переделка всей жизни, но колхозы для таких, как Чаузов, Фофан Ягодка и др. не резко отрицательное явление.Отсутствует здесь белсвский и можаевский взгляд на реорганизацию сельского хозяйства как на всенародную беду, которая несет непоправимые последствия патриархальному, изначальному крестьянствованию.

Роман Можаева "Мужики и бабы" силен не своими мыслями, а картинами. Мысли его политизированы." Шолохов находится в гуще событий, которые отражает. Ему свойственен строгий историзм. В то время как Можаев и Залыгин причин не знают и не изучают, основное внимание их сосредоточено на трагедии. Б.Можаев выдвигает на первый план образ русской интеллигенции и ее глазами показывает происходящие события. Взгляд на коллективизацию как на народное несчастье обозначен в открытую.

Б.Можаев в романе "Мужики и бабы" представляет свою интерпретацию романа-хроники * Можаевский крепкий мужик-середняк Андрей Иванович Бородин делает уже социологический срезг "Не то беда, что колхозы создают, беда, что делают их не по-людски, - усе скопом валят: инвентарь, семена, скотину, на общие дворы сгоняют, всю, вплоть до курей." Подмечает Бородин своим практическим умом и ту грядущую опасность, которая и доныне является тормозом в коллективном землепользовании - отъединение крестьянина от земли и отсюда - равнодушие, незаинтересованное отношение к конечному результату своего труда. Неслучайно многие критики относят роман Можаева "Мужики и бабы" к роману публицистическому. Его роман актуален своим современным звучанием. По вековечной русской общине печалится главный герой хроники Успенский. Успенский - русский интеллигент, сын бывшего священнослужителя, устами которого писатель излагает свою точку зрения. Идеи ненов —

1 - Золотусский И. Возвышающее слово//Литературное обозрение.торимости каждого человека, человеческой личности, идея виновности интеллигенции в пренебрежении к истории, к опыту поколений, защита крестьянина-труженика, землепашца, - вот те традиционные для русской литературы проблемы, которые вновь поднимает в своем романе Б.Можаев.

А.Платонов, по отношению ко всем выше перечисленным писателям, стоит как бы особняком. Повесть "Котлован" в жанровом отношении не подходит ни к определению романа, ни к эпопее, ни к публицистическому роману. "Котлован" - это сатирическая повесть.

Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишенное .авторского вымысла и драматического сгущения событий, подменяется писателем сатирически-саркастической повестью об истине и смысле жизни. На первый план выходит конфликт массового начала против личностного, организации против стихии, абстрактно- 4 го гуманизма против гуманизма живого, конфликт между классовым и общечеловеческим.

Нам думается, что роман "Поднятая целина" остается до сих пор созданием, не имеющим себе равного. Пожалуй, таким писателям, как Белову, Можаеву, Залыгину удалось отобразить события на трагедийно -историческом уровне, но нарисовать живые характеры, показать •„ всю красоту донской земли, портреты персонажей русского крестьянства - эта задача оказалась по силам только Шолохову. Сегодня с уверенностью можно сказать, что он является непревзойденным мастером слова, великим художником, который в тот сложный период времени умолчав о многом, все же сумел доказать нам, что многое у можно сказать и с помощью подтекста. Безусловно, "Поднятая цели-* на" - двойственное произведение, поэтому его так трудно анализировать . Ведь здесь переплелись воедино вера Шолохова б идею коллективизации^ и одновременно о этим то, что коллективизация несет беды, горе зажиточным крестьянинам, что колхозы не оправдывают себя, что утрачена боль и сострадание к человеку-труженику. Шолохов оказался на перепутье. Исследовав то положение, которое оло-* жилось в сельском хозяйстве к 30г., писатель нашел намеченный путь к организации колхозов может быть и неправильным, но единственным (без расказачивания). К тому же он был покорен идеей общего землепользования, ведь корни ее уходили в общину, кооперацию. Поэтому обличая и открывая недостатки, он никогда не терял уверенности, что все препятствия на пути к новому будут преодолены. Это была ошибка, которой нет у Платонова. Для А.Платонова этот процесс был неприемлими с самого начала, отсюда ирония, сатира, гротеск в изображении коллективизации на селе. Прямое неприкрытое неприятие колхозного движения. Раскрестьянивание деревни, уничтожение класса крестьян, насильственная пролетаризация народа, утрата общечеловеческих ценностей, отрицание человеческой личности - о всем этом писатель сказал в "Котловане" даже не по следу события, а одновременно с ним. В этом состоит современное 8вучание Платонова.

Если критическое отношение к административно-командным методам коллективизации крестьянских хозяйств у Шолохова только наметилась или присутствует скрытно, а у В.Белова, Б.Можаева подвергается последовательному отрицанию, как явно враждебное нормальному развитию сельского хозяйства, то у Платонова они йредстают как чуждые, пагубные для человеческой природы в целом. Поэтому здесь не находится места для яркого персонифицирующего положительного начала в жизни. Утрачен весь смысл человеческого существования.

Ко с другой стороны,Платонов-отрицая.не дает никакой альтернативы; он не верит в крестьянина, испытывает скептицизм в оценке крестьянских способностей. В отличие от Платонова, Шолохов всем своим творчеством пытается доказать: "мужика надо знать, мужика надо любить". Шолохов не постиг процесса нивелирования человеческой личности, как Платонов, но он отразил в "Поднятой целине", "Тихом Доне", рассказах и повестях^ не только центральное положение крестьянства в общественной жизни XX в,, но и его трагически страдательную миссию в иисторических катаклизмах. Нет оснований ставить под сомнение то, что ему были близки и дороги идеалы и цели социалистической революции. Но и преувеличивать значимость идеологических мотивов в образной структуре "Поднятой целины" было бы ошибочным. Шолохов-художник е своих произведениях реализует подходы, которые основаны на непреходящих духовных, принципах, не подвластных разрушению политической, идеологической или иной коньюктуры.

Критика утверждала, что именно с героями коммунистами связаны представления об особом типе человеческой личности, что персонажи этого рода являются воплощением истинной справедливости и гуманизма. В центре художественного мира Шолохова якобы выдвигалась фигура выразителя революционной идеологии- Нельзя не заметить в облике каждого из коммунистов черты душевной ограниченности, человеческой зауженности, так называемый критиками "схематизм".

На самом деле, автор далек от того, чтобы какой-либо политической силе (белые-красные, бедняки-зажиточные) отдавать предпочтение в оценке нравственной целесообразности ее действий. И это удается ему благодаря тому, что он воспринимает происходящее в деревне в начале 30-х г. в контексте судьбы русского крестьянства, выдвижения в центр фигуры крестьянина, в "Поднятой целине" -собирательной (Тит Бородин, Яков Лукич Островнов, Кондрат Майдан-ников, Лзпшинов, Дамасков, гаев, Уотик Рыкалин, Иван Аржанов и др.).

Таким образом обзор критической мысли' 80-х г., .анализ системы персонажей романов "Кануны", "Мужики и бабы", повестей "На Иртыше" и "Котлован", раскрытие их жанровой формы позволяют остановиться на той точке зрения, что роман М.Шолохова "Поднятая целина" не утратил своей актуальности и в наше время. Особенность анализируемого материала и неизученность его с точки зрения нашей проблемы определяют важность и значимость диссертационного исследования. Необходимость исследования в контексте произведений

A.Платонова,. В.Белова, Е.Можаева, С.Залыгина очевидна, так как ни один из этих писателей не прошел мимо опыта, художественных идей шолоховского творчества.

Целью нашей работы является рассмотрение романа "Поднятая целина" в контексте определенного ряда произведений ("Кануны"

B.Белова, "На Иртыше" С.Залыгина, "Мужики и бабы" Б.Можаева и "Котлован'4 А.Платонова), что позволяет дать новую, объективную оценку романа Шолохова "Поднятая целина".

Цель диссертации состоит в углублении современных представлении о художественном мире Шолохова, в восполнении картины развития русской прозы о судьбе деревни 30-х гг., наконец, в выявлении воздействия Шолохова на отечественную литературу.

Все вышеперечисленное обусловило необходимость постановки следующих конкретных задач:

1. Выявить исторический контекст., в котором создавались и печатались произведения Шолохова, Платонова, Белова, Можаева, Залыгина.

2. Дать сопоставительный анализ (в хронологической последовательности) не только текстов произведений, но и различных критических оценок.романа "Поднятая целина". Соотнести эти критические высказывания с анализом критической литературы о романах "Кануны"

B.Белова, "Мужики и бабы" Б.Можаева, повестях "На Иртыше" С.Залыгина, "Котлован" А.Платонова.

3. Исследовать .жанровые формы произведений М.Шолохова, Е.Белова, А.Платонова, Б.Можаева и С,Залыгина,

4. Провести сопоставительный анализ системы персонажей в романах "Поднят,ая целина" М.Шолохова, "Мужики и бабы" Б.Можаева, "Кануны" В.Белова и повестях "Котлован" А.Платонова, "На Иртыше"

C.Залыгина, чтобы выявить черты сходства и различия главных героев произведений,

5. Доказать определенную художественную ценность названных выше произведений, а также показать, как художественное мастерство Шолохова влияет на творческие искания своих соотечественников. Ведь ориентация на открытия Шолохова приобрела не только форму повтора, но и выразилась в виде полемики:. открытой и замаскированной ,

6. Рассмотреть уровень художественного мастерства писателей, характер их творческого взаимодействия.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что в ней предпринимается попытка сравнительного сопоставительного анализа произведений Шолохова, Белова, Платонова., Можаева, Залыгина в свете новых данных о коллективизации, а также публикации неизвестных ранее писем Шолохова и Е.Г.Левицкой, относящихся к концу 20-х гг.

- 12

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Поднятая целина" М. А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг."

Заключение.

Изучение творчества М.А.Шолохова в контексте современного ли-тературного движения позволяет более рельефно представить самобытные качества художественного мира писателя, определить характер и внутренние мотивы его воздействия на творческие искания соотечественников. Ориентация на открытия Шолохова приобрела не только форму повтора, но и выражалась в виде полемики: открытой и замаскированной. Уникальность манеры письма Шолохова, приемы создания художественного образа, стилевые интонации оказались непреодолимым препятствием для других писателей, исследовавших тему коллективизации. С этой точки зрения роман "Поднятая целина" не имеет аналогов. В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева сельская жизнь интересует своей злободневной реальностью, текущей действитель-► ностью. Насущную потребность откликнуться н^кивотрепещущие вопросы современности испытывал каждый из них. Это определенным образом сказалось на всем содержании их творчества, во многом определило его пафос. Шолохов - непосредственный участник событий, в основе его художественного видения мира - обыкновенный крестьянин. Но прозорливость Шолохова как художника состоит в том, что он сумел выявить в реальной жизни русского крестьянства, в его судьбе вечную истину человеческого бытия. И в этом смысле Шолохов коренным образом отличается от А.Платонова, который не изображает в "Котловане" крестьянское бытие. Шолохов изображает крестьянский мир изнутри, что позволяет ему создать картину естественного соразмерного бытия. Он поднял изображение "крестьянина и крестьянки на классическую высоту. Шолохов проделал историческую работу. он проделал такую же работу, какую Островский проделал в отношении купечества или Горький, когда начал изображать рабочих".

Шолоховская "Поднятая целина" до сих пор остается созданием не имеющим себе равного. В этом произведении писатель впервые открыл личности партийных руководителей, показал их достоинства и недостатки, каждому персонажу дал высказать свое мнение: будь то рядовой колхозник или белогвардейский офицер. Вклад Шолохова в разработку исторической темы коллективизации огромен.

В "Илиаде" Гомера есть незначительный образ рядового воина Терсита. Терсит - самый безобразный и дерзкий воин в греческом войске. По сути дела, Гомер, изображая этого героя, должен был воспеть его красоту, силу и достоинство, ибо автор стоит целиком на стороне ахейцев. Но свойственный писателю объективизм не позволяет ему сделать это. Он всячески принижает своего героя: "был он косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади плечи на персях сходились". Все ахейцы его ненавидели и не только за его физические уродства, но и за правдивые речи: "вечно искал он царей ос-корбить, презирая пристойность".

Шолохов следует классическим канонам изображения событий, героев, всей повествовательной линии сюжета. Он обьективен в изображении своих персонажей, как и Гомер. Более того, умеет исследовать их психологию и дать им правдивую оценку, вне зависимости от того, какому лагерю они принадлежат: белому или красному. о судьбе М., 1994.

1 - Дворяшин Ю.А. Шолохов и русская проза 30-70-х гг. крестьянства// автореферат дис.доктора филол.наук.-- с.19.

2 - Гомер Илиада.- М., 1993.- с.35.

Кроме того, Шолохов объединяет в 2-х книгах "Поднятой целины" эпопейнооть и собственно черту романа: личностные черты героев.

Таким образом, исследуя тему, которая была сформулирована в работе, мы приходим к следующим выводам:

I. Раскрытие темы позволяет говорить о неоспоримых художественных достоинствах романа М.Шолохова "Поднятая целина".

II. Анализ преемственных связей с художественным миром Шолохова дает основание для вывода об их многообразии и универсальности.

III. Сравнительно-сопоставительный анализ текстов произведений, различных критических оценок, анализ исторического контекста дает возможность по-новому взглянуть на произведения, существенно обогатить круг работ, посвященных М.Шолохову.

IV. Тема, сформулированная в заглавии работы, позволяет осмыслить с новой точки зрения не только роман М.Шолохова "Поднятая целина", но и произведения В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева и А.Платонова; выявить как черты првэмственности шолоховского творчества, так и черты отличия от него.

А СП Л.ОУ ~

 

Список научной литературыКонюхова, Е. С., диссертация по теме "Русская литература"

1. Лобанов М. Оовобождение//Волга.- 1982.- N 10.- с.148-155.

2. Папиевский П. Шолохов и Булгаков.- М., 1993.1. Глава 1:

3. Белов В. Беседа с писателем// Правда.- 1992.-23 октября.- с.4

4. Белов В. Беседа с писателем// Комсомольская правда.- 1992.-24 октября.- с.З.

5. Белохонов В. Немеркнущий свет// Дон.- 1988.- N 5.- с.164.

6. Гура В.В. Как создавался "Тихий Дон".- М., 1969.

7. Ермолаев Г. Круглый стол// Вопросы литературы.- 1989.- N 8.-с.180.

8. Залыгин С. Заметки// Литературная Россия.- 1987.- 10 апреля.с.8

9. Залыгин С. Критика. Публицистика.- М., 1987.

10. Знаменский А. Когда-нибудь напишу лучше. Еще раз о "Поднятой целине"// Литературная Россия. 1988.- 29 июля.- с.-4.

11. Колодный Л. История одного посвящения// Знамя.- 1987.- N 10.-с.170-197.

12. Литвинов В.М. Вокруг Шолохова// Знание.- М., 1991.- серия литература. N 10.

13. Луговой П. С кровью и потом// Дон.- 1988.- N 6-8.- с.109-133.

14. Луговой П. С кровью и потом /./ Литературная Россия.- 1988.-20 мая, 27 мая.- 170

15. Осипов В. Шолохов и Сталин// Ветеран.- 1990.- N 22.- с.8.

16. Платонов А. Деревянное растение. Из записных книжек.- М., 1990.

17. Прийма К. Шолохов в Вешках.- М., 1952.

18. Прийма К. "Тихий Дон" сражается.- М., 1975.- 2 изд.

19. Семаков С.Н. О некоторых обстоятельствах публикации "Тихого Дона"// Новый мир.- 1988.- N 9.- с.265-269.

20. Твардовский А. Дневники// Знамя.- 1989.- N 9.- с.151.

21. Хватов А. Гуманизм Шолохова'/ Наш современник.- 1987.- N 9.

22. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 9 Т.- М., 1969.- Худ.литер.- т.6.- 366 с.

23. Шолохов М. А. Собрание сочинений в 9 Т.- М., 1969.- Худ.литер.- ф 7 QRR г.

24. Шолохов М. А. Собрание сочинений в 9 Т.- М., 1969.- Худ.литер.- т.8.- 376 с.

25. Шолохова С. Читал ли Брежнев Шолохова?// Труд.- 1993.- 27 июля.- с. 4.

26. Шубин Л. Горят ли рукописи?// Нева.- 1988.- N 5.

27. Якименко Л.Г. Творчество М.Шолохова. Идеи и образы, творческие методы,- жанры.- М., 1964.1. Глава 2:

28. Абрамов Ф. М.Шолохов.- ЛГУ, 1956.- Сборник.

29. Аграновский А. Кусок жизни// Правда.- 1933.- 3 марта.- с.З.

30. Александрович 0. И^адая стремглав, все отрицаю// Наш современник.- 1989.- N 3.- с.182-188.- 171

31. Андрюшкин А. О "Канунах" В.Белова/'/ Литературная газета.-1992.- N 33.- с.4.

32. Арденс Н. "Поднятая целина" М.Шолохова// Литературная учеба.-1939.- N 8-9.- с.25.

33. Банин С. Этот загадочный, необъяснимый Платонов/'/ Сибирские огни.- 1988.- N 10.- с.158.

34. Барташевич Л. Конец лада/7'/ Север.- 1991.- N 2.- с. 112.

35. Бекедин П.В. Неподатливое поле "Поднятой целины"// Русская литература.- 1978.- N 4.- с.80.

36. Белков В. Разлад// Дон.- 1989.- N 8.- с.172.

37. Бочаров С.Г. О художественных мирах. Вещество существования// М., 1985.- с.249.

38. Васильев В. А.Платонов. Очерк жизни и творчества.- М., 1982.

39. Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность// Наш современник.- 1989,- N 3.- с.172-182.

40. Васильев В. О повестях "Котлован" и "Ювенильное море"// М., 1989.- N 1.- с.200.

41. Гусев В. В минуту молчания// Октябрь.- 1988.- N .11. -с.153-165,

42. Дворяшин Ю.А. Шолохое и русская проза 30-70-х гг. о судьбеtкрестьянства.- автореферат дис.доктора филол.наук.- М., 1994.

43. Дворяшин Ю.А. Поднята ли целина в романе Шолохова?// Литература в школе.- 1990,- N 2.- с.30-48.

44. Дедков И. С.Залыгин. Страницы жизни, страницы творчества.1. М., 1985.

45. Дрягин Е.П. Вдохновенное мастерство.- Ростов/н/Д, 1958.

46. Дюжев Ю. Приговорен к переделке// Север.- 1990.- N 7.- с.136.

47. Дюжев Ю. Родники творчества-'/ Белов В.И. "Кануны": хроникаконца 20-х годов.- Петрозаводск, 1989.- с.439-446.

48. Евсеев В. Многоголосие мира// Литературное обозрение.- 1988.-N 4.- с.40-43.

49. Евсеев В. Творчество В.Белова как художественная система.-автореферат кандидата филол.наук.- М., 1989.

50. Евсюков В. Зазеркалье А.Платонова7/ Дальний Восток.- 1989.-N 3.- с.138.

51. Иванова Т. Журнальное обозрение// Книжное обозрение.- 1988.-17 июня.- с.8.

52. Кальм Д. М.Шолохов// Литературная газета.- 1932.-16 января.-с. 4.

53. Корякин Ю. Стоит ли наступать на грабли? // Знамя.- 1987. -N 9.- с.200-224.

54. Клямкин И. Какая дорога ведет к храму?// Новый мир.- 1987.-N 11.- с.183.

55. Коновалова И. М.Шолохов как зеркало русской коллективизации// Огонек.- 1990.- N 25.

56. Крупин А. Величальное слово// День.- 1992.- N 43.- с.7.

57. Литвиненко И. Закрытый перелом/'/ Дальний Восток.- 1988.- N 6.

58. Литвинов В.М. "Поднятая целина" М.Шолохова.- М., 1975.

59. Лукин Ю.Б. М.Шолохов.- М., 1962.

60. Лукин Ю. 0 творческом пути М.Шолохова.- М., 1950.

61. Макарьев И. К прошлому нет возврата.- М., 1934.

62. Медведев Р. Круглый стол/'/ Вопросы литературы.- 1989.- N 8.-с.180.

63. Мелкумян Н.Р. На подступах к роману//' Вопросы русского языка и литературы.- Ереван, 1989.- N 2.- с.166-174.

64. Метченко А. Мудрость художника.- М., 1976.38