автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Поэтика художественной целостности литературного произведения ("Война и мир" Л.Н. Толстого)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Красиков, Михаил Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Донецк
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика художественной целостности литературного произведения ("Война и мир" Л.Н. Толстого)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика художественной целостности литературного произведения ("Война и мир" Л.Н. Толстого)"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ргб оа

^ 3 ^

На правах рукопшн

КРАСИКОВ Михаил Михайлович

ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(«ПОП!£\ И Л:1!Р:> Л. Н. Толстого)

Специальность 10. 01. 08. — теория литературы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации "Я гпнгцчнир чшчюй гтргт'ич кандидата филологических наук

Донецк — <994

Работа выполнена ка кафедре теории литературы и.художественной культуры Донецкого государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Ü.M.Гиршиан»

Официальные Ъппрне.нты: доктор филологических наук С.Б.Еураго, кандидат филологичсс&гх наук Ао0,Ианич.

В едущая организация - Институт литературы им. Т.Г.Шевченко АН Украины. •

Защита состоится " . " ____________ ±994 г. в_часов

на заседании специализированного совета К 0б8„ Об. О'», в Донецкой государственной университете.

Адрес: 340055» Донецк, ул. Университетская,, 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ДонГУ0

■ '

Автореферат разослан " ■ а__ 1994 г.

йяеный секретарь •

специализированного совета8 - . . 0

профессор • Н.А.Луцбнко .

Актуальность исследования. Проблема изучения псе тага художественной целостности литературного произведения - не нова. О чзы бы ни рагмышял исследователь литературы, он го может нз касаться данного вопроса» Однако до целостного осмысления проблемы целое "посте еще далеко,, из смотря на то, что в последние 20 лет сделаны значительные шаги в этом направлении1» правда, не увенчавшиеся тем, чтобы понятие " худ охесизе иная целостность" било внесено в "Литературный энциклопедический словарь" 1987 г„

Актуальное та исследования поэтики художественной целостности "Войны з г,-,ира" - произведения, столь всесторонне, как кажется, изученного, определяется, во-первых, тем обстоятельством, что, как ни странно, данная проблема ш 'бала еще непосредственнам предметом монографического или диссертационного анализа, а, во-вторых, уникальностью исследуемого объекта, ставизго не только фактом литературы мл культуры, но Трактом, бытия человечества.

Когда мы говорим.о мире Толстого, какется, это в наименьшей степени метафора. Похояз,,русский гений создач такуэ идеальную модель мира действительного, что она воспринимается как "абсосготч ннй эквивалент жизни" /Л.Гинзбург/. И если это так, тогда посет:©-:ше художественной целостности "Войт и мира" имеет ре только сугубо литературоведческий,-но и бытяйнцй, онтологический смысл.

Цель п задачи исследования, В работе предпринята попытка рассмотреть процесс пероздешя, проявления и закрепления худо"<ествен-ной целостности .произведения в сознании кшс автора, так и читателя,

Е. См.: Целостность художественного произведения и пробжмн 'его анализа в шальном и вузовском изучении литературы Тез„ докл, ;есп» науч. конр. Дошцк, 1377 ; Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики : Сб. науч. тр. Кемерово0 :986 ; Вайман С. Т. Гармонии таинственная власть. Об органической юэтике. М., 1589 ; Гиршлан М.М. Литературное произведение. Теория ; практика анализа. 1.5., 1921 ; Целостность художественного, произвз-;енпя.и проблемы его анализа и интерпретации ¡'Тез, кон]?. Донецк, 992 г Целостность литературного произведения и проблемы его ана-кза : Сб. науч. тр.. Донецк» .1991»

а глаьное - в самодв!. ошш художественной реальное®!,, развиваэдейся по собственным законам, часто шпедаонтрольной своему Демиургу ж е^ ступаидей в качестве квазисубъекта. Нас интересовали предпосылки,, не обходи?,иге условия возникновения этой целостности» а тшоге факторы с офщлавливащие ее реальное бнтие в каявстве пивотверяцего начала худ анестве иного мара произведешь.

Принципы исследования. Главным методом иссаздовання являлся принцип целостного анализа произведения,, основывающийся па онтологии ског.! подходе к худодаствешей реальности, суть которого раскрывается во "Введении „

Материал исследования. Материалам диссертации послужила хашга Д.Н. Толстого "Войча и мир" - как окончательной текст, так и первая завершенная редакция, а также черновые наброски и варианты. Для анализа привлекались статьи, дневники, письма, записные книжек писателя, воспоминания о Толста.!, одышки на "Во&!у и г,шр" русских и инс-> странных читателей, статьи и книга о Толстом писателей и критиков0 Научная новизна. По-новому поставлена в спроси о целостном ритме художественного произведения, обнаруживаемом при модашном ачалк-зе, о (функциях повторов , об антиципации художественной целостное® произведения как основе деятельности рещшгчтаг о суггестивности художественного текста, о жанре толстовской книги, о ее внутренне:,; фллоссфск о-поэ та чо скоп. сюка те» '

Пластическая значил ос та.» Материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по теории литературы и истории русской литературы, при написании учебных пособии для учащихся вузов й кол, а-такта методических разработок

учителей.. .....■ .

Апробация работн. Диссор гапкя рассматривалась на заседании ка-федри теории литературы и художественной культуры Дон1У и подучила полесштельную оценку. Основные н слоге ння работы трижды становились прегеатом обсуждения на теоретических сс.мшютах кафедры, С доклада- -га по голе диссертации автор ¿незупод на всесоюзной контерещня "Ли-тсрагур сведете в системе .ебше сотенных кауу." Д1ГУ, 1287/с на шуч= н<> теоретической, конференции системы философских /методологии ских/ оошшерев "МетодологическЕз вопросы исследования в организации це-' •лосшшс систем" Дарьксо, 1208/, на Вторых Всесоюзных Тютчевских

чтелаях /Даятстсгут» 1£,__Первых Всесоюзных Толстовских чтешг ;

/Лнтанституг, 1988/, ка всесаазной конберенуш. поовядзнной подготовке к изданию "Твери литературы" /1ШИ, 1988/, на зеос^ияяоЗ

:онтеренции "Совре меннпй■ литер атурпроцесс : что думают тзсрети-:и" ДНУ, 1989/, на межвузовской конференции "История русской эс-хзтическоп нцслп" /С.-Петербург, РП1У, 1991/, на мекд^стршшкарпш тшозиуые "Дух' I! Кос:.:со. Культура и наука на пути к ттрада-саон-гому глфопошпашпи" /ХГ7, 1092/, па Гврценовсквх чтениях в РГПУ 1993/, па 3-е Л гг-г.у1^!ярод1гоГ. научной коиЗерс/асии "ТворчГсть.Куль-ура. ГупаШа!" Деков, 1993/, па XIX Всемирном олгяосайскш конгрес-о Д1сс;:ва, 1993/.

По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ. Структура и объем рпботп. Диссертация состоит из введения, пяти ■лав, заключения и библиографии. Объем работе, - 228 страниц основ-ого текста ; список использованной литературы включает 249 наименований па русском и английском языках.

Содержание работа .

"ВВЕДЕНИЕ" посвящено анализу понятия "худотзстаенная целостность роизшдепия" и обоснованию онтологического метода как главного ришдапа постарения поэтики целостности.

Основываясь на том, что смысловыми устоями понятия "художененная целостность" являются "единство, реальная разделенг.эсть и лухЗгашая неделимость мира и человека-универсума, воссоздаваемого произведении искусства" /Гиршан М.Н./, мы видели цель онтологии статического в постижении особого качества, которое можно назвать душой книги" - того, что делает произведение "универсумом в образ искусства" /$. Шеллинг/, создавая возможность для продуктивного Зщепия с ним других универсумов. '

Дости'.йние этой цели возмо'то только при работе на стике'науч-эго анализа /изучетцего "фактуру" целостности путем вынужденного агрурглческого вмешательства" в эту целостность/, инопаучной /тер-"" ¡швтпчсской/ интерпретации п простого читательского удивления. 16-эстгаш, ратующие за разделение 1феативнои и рецептивной эстетик» !еит на то основания ; возможно, правц ош! и говоря о 1физисе пашой онтолотазации произведения. Однако стоит задуматься : как моа-> преодолеть дихотомию, креативной и'рецептивной эстетик, ке на пути ли постижения /пусть дязд в меру наивного/ онтологии оизведешя воэюяен "диалог согласия" Д1.Бахтин/ этих неслиянных, | и нераздельных феноменов научного знания.

Пра изучении поэтики.целостности особенно необходимо филологу

"участное шило мие"Л!. Гпх та и/,. устраняющее все барьеры непонимания меяду'ни:.! и произведением, являлцееся стсшулам и необходимым условней реализации всех перцептуалышх возмо;шостей художественного текста. Именно в этом случае в процессе чтения происходит троякое собирание : "собирание себя" /Г.Померанц/ читателем-исследователем, собирание пира худояестленного и собирайте мира действительного.

Онтологический подход обнажает разницу меЗДу системным.анализом /цель которого - сукцессивное расчленяще-логическое расснот-рение/ и целое тшг постижнкем /метод которого - непосредственное симультанное эстетическое усмотрение/.

Еще один ванный аспект нашей методологической рефлексии - разграничен!:.; понятий "нелостност:;" и "заверив нностп" и в связи с зти.; уточнение творческих позиций /потенций/ читателя и литературоведа. Художественная целостность, чтобн стать "поэтической вселенной" дои-".на бить завергена автором, но чтобы существовать в качестве ушгоер-сума, ей нужна известная ягзаверионность, которую н привносит читатель. А литературовед, как полагал И.Есаулов, устанавливая границы адекватности прочтений, осуществляет научное палерпение худог-ествен- ! но:"; целостности. Но, заметим, осуществляет он его лишь затем, чтоб эта неповторимая вселенная ярче и четче о.разилась в наизм сознании в апсорско': завершенности. Слодуэдий ко шаг, который обязательно дол"ън сдехпть уцепил, - вновь пришссти в ::удо:'-естве:п1у;з целостность ту саму» обыкновенную читательскую ксзсшернюшюстъ. Обретал целостное .прение, учений становится со-Автором, литературоведение ил - литературоведением.

Нос мяо* :е целостности художественного произведет»! спяп;,ло не .только с уяензнпем его органики /саморегуляции/, но и с вцдснкск его как сворхоргашмюской целосчг-ста, размыкавдей грагапщ нершншой г:а-торпнс-:оЯ полостное и: ради обре то шя целостности контекстуальной -лха'детатя в контекст Енохи, Куль тури. Читателя. У Толю того "никогда не бцло о::|ут;;ешя, что вещь закончат и не ».;о:«т бить продолжена ше измене к У /Б.Эйхенбаум/, - нмекпо потому, что она не вещалась в своем замкнутом г;:;фокосг,й и время искала свою целостность в ноша контекстах.

:/гпк, когда тлц говори.! о пероядонии /проявлетш/ художественной 1.слссп:ости произведения, то для нас ото акция, в которой есть три участгя:а : Лтгор, Произведение, Читатель. Конечно, коздо расс. атрк-вать сдельно три хропологичзски и гл«ественно различное прсцссса : творчество Автора, саморазвитие худох'ствепгой целоотностп Произведения »; тасрчосзао /восприятие/ Читателя. Но для нас важнее рассмотро-

• ' ... ----:........:,.,.

ние этого фенсшва э его онтологической одвовтюменносиг и в еданс^ ве действий всех троих участников этого предасса, Пороге низ целостности произведения в сознании биографического автора.° предает нашего паралтшьного изучения. .

Что же касается целостности читательского восприятия, то она цля "нас -.произведение целостности художественного, шра на целостность мира реального /постигнутая в интерноризовашая реципиентом, ао встреча с книгой или постигаемая в процессе ее чтения/.

Почему именно "Война и мир" выбрана нами в качестве материала цля исследования проблемы манифестаций художестве шой целостности ароизведения? Потому что здесь Толстой совершил "переворот в морфо- ; логии романа" /в.Кирпотян/ и явкя фот тип целостности, ко торы!! ста- ' нет характерным для произведений литературы всей посттрадиционалистской эпохи. Не случайно Манн»' размышляя о'жанре "Войны и мира", испытывал непреодолимое нелание "опрокинуть соотношение медду репа- ' ном и эпосом". Н.Гей полагал, Ито "у Н.Страхова были все основания считать, что это "эпопея в современных формах искусства", хотя парадоксальность подобного суждения вопиет о себе: эпически замкпутчш з себе мир, т.е. шарообразная вселенная, но в форме разоглс ну того эоманного потока ялзни."* Шенно'эта вошгадая парадоксальность ш-завершм о-завершил ой целостности "Воины и мира", "не соединяя свсл-*тва эпоса и романа как самостоятельных сущностей" /Й.Бзй/, застав-гяет нас и сегодня, подобно Т.Манну, опрокидывать привычные соотношения и не только в области теории таиров. "Война и мир" ценна :ля теоретика своим уникальным онтологичвеким статусом л характером создаваемой в этом произведении гносеологической ситуации : не. толь-о мы вопрошаем эту книгу, но она вопрошает нас о вещах!, яыепдих обе значимый /методологический/ характер, и не в последнюю очередь - < сулноста. границах и методах постияения художественной.целостности роизведекия». ..

Внутренняя логика работы виделась нам в том, чтобы, установив аоаметры художественной целостное та /главным из которых (являв язя атз.1 как первичное выражение 'субъективно-объективного" единства Ав-эра, Произведения и' Читателя/, выяснив основные способы ее прояв-зния . в текста и закономерности воздействия на читателя /главы

-.4/, .сделать эту.целостность видимой и сщутимоЯ в "рабочем состо~

" _' ,

'1Ъй НоКо Поэтика ДоН» Толстого и типология совремеин'ого ршана // гаванские литературы. ШГ мездунар. съезд славистов Л. ,1976.0.284.

лигв", Тобо при соавррвнии внутрешвго $алософско-поэ1Ш®ского совета произведшая /глава 5/„ ,

В главе первой "Ш-Р ТОЛСТОГО Й ВОЙНА КРШШОВ, ИЛИ ШЫТ ПОСТИ-КВНИЯ ЗЖАДДТ ХЭД0ШТВЕШ1СЙ ЦЕЛОСТНОСТИ "война И МИРА" и результате исследования европейской и аг/л^иглиско"! рецепции толстовской книги заостряется вопрос, поста.«» юый возведении" о сущности ху-дскестаенноц целостности и ее конкретных "проявителях".

"Война И'мир" появилась за рубежом в переводах. часо-тгохсшп: на пересказы, "фантазии на тему3', "волыню перелог-еши"'/ с огромными пропусками, с перетасовкой глав, с боспардошш "додиенванаеы" • за автора п т.д./, т.е. в таком виде, что, казалось бы, художественная целостность должна била быть разругана напрочь. Л тем не менее "Война и пир", была сразу воспринята' западно£ публикой как ш е~ д е в р. Сохравэкные переводчиками особенности толстовской мангрн вызывала часто у иностранных читателей идиосинкразию, автора ругали за сталь ./длиннота, повтори/* sa "расхристанность" калюзищшс за "нестыкуициеся'' линии исторических событий п частной кнзнн персонажей, за отсутствие единого центра, единства сцен и эпизодов» т„е„ всего того, что, по идее, должно предавать произведению целостность, И в то Ее время ошеломляющее ЕПечатлаляэ» которое производила "Война и :"гр" на сомах, заядлых ее критиков, свидетельствовало ; да^е наталкиваясь ш полную про«ааоподояиос1ь читатель ск&с гсиз'вявских ■ вкусов авторскому, это произведение способно производить целостное художественное впечатление, к это т менее удивительно, чем то, что да-.е в сколь угодно изуродованном виде этот текст сохраняет свею худокествснлую цодостдасть,,- Парадоксальная ситуация, проаналлгтгоо-ватгая в данной главе, требует своего объяснения, и одна.) из путей его мо-'&т быть обращение; к зклтровой спсдщше "Вошш к шгоа"о

Глава вторая "ОБ ОДНШ ШиЖШДС ЦЕЗОСТШСТИ У ТОЯОТОГО, ИШ1 В иокаслх УТРАЧЕННОГО Ш1РА "ВСЙЩ И ?,ШРА!! начинается цитатой из чериовиса авторского предисловия к "Война п миру" : "Мпз кояоеся, что слели-и есть интерес s ноем сочипонш, ^о он m прерывается,,а v^env. паровтся на коздоС части этого сочинения к что вскедсгапо awü-io осойкаосяа оно к-па ыоэдт бить названо романа,;. Всяедстазо этого-то свойства я и полагаю, что сочиненно это ыожет быть печатаемо отдельными чюк'И, нисколько из теряя вследствие того интереса » ш вызывая читателя на чтение слздуздих частей. Втсруэ часть f—ль-зя будет 'ззтать, пе прочтя первую, но прочтя первую пасть, о^ень

siîo будет Ее тштата второй"*. Ksi;? Писатели кет дела до воспркя-; произведения во nceii его ^расторжимой целостности? Он.согласен то, чтоб его ici иг/ немного почитата и бросил? Он ш забоются о ятая спяик читательского успеха - о непрерывном и вез возрастаю-см интересе, заставляющем-прочеей не переводя дух да^с тысяче с тра-шый роман? Впрочем, Толстой-то хеше раз и оговаривает : н е р о-î н. А мы упрямо твердим : роман-эпопея. По роман или роман-эпопею ц>зя не дочитать до конца, а "Вонцу и мир", оказывается, мотаю. чю потому, что законы ее восприятия - другие. Изкст Попетого -(¿роман, произведение, романом не ставшее, хотя и сохранив® е сле-pouaiinoi! постройки. • •

Анализируя авторский замысел п особенно тот его этап, когда , но знанию Толстого, личность героя отступила на задний план, а на вый план стали, "с равным интересом" для писателя, " и молодые и pue люди, и мущины и аенщины того времени" /12,54/, иц обращаем . бое внимание на этот "равный интерес". В païane есть главные и ростспешгне герои, а для Толстого их кот, хотя читатели и нсслпдо-уш мириться с этим m желают и.все равно делят персонажей на ишх и второстепенных, т.о. читают "Войну и мир" как роман. С шей эпопеей произведете Толстого род1Шт многое, но если это и :ея, то а-н т и г е р о и.ч о с к а я, т.е. являющаяся обьектмп-:ародие"1 нп. героическую эпопеп. Как н А.И.Езлсцглй, мы полагаеи, "Во:'ша и мир" не стала н романом-эпопеей : а эпопее личность "ес-е растворена в ой:;ем, то-подчинена ему и долина быть показана ... торонк свозго единства с переяивашши коллектива, -крез изобра-э"ее участия в общих действиях. Роман, наоборот, преломляет ■ зь призму индивидуальной психологии даке события общенародного зш!я, растворяя об^зе в частом"2«, Вряд ли возможно одновромсн-ютретъ в оба ногата подзорной '¡руби. <•

'Диалог с романом'' - назвал одну из глав своей книги "Скрытое в rct.1 взгляде. Позествопатольшо и творческие потенциалы в "Войне е" Г.О.Норсон, Kmmra это состояние диалога /и игры/ с изпеезн мировыми ¡лгоамк /пре:зде bcoï'o романа и эпопеи/ огоазплсса я туре-толстовской.книги. Это состояние и самого Произведения, s

стой Л.П. Поли. собр. соч,:В S0 т. T.I3.M. rI9d9.C«5S. Далее ссил-ото издание - а текста; первая ци(3ра « том, вторая - страница* взцький ОсГ. 31 ф. пранг»: 7 5 г. Т.4. К., IDG6. 0.18.

ю -

Автора, -в Читателя.. Опираясь на'современный теоретический анализ кризиса жанрового мышления в 19 веке и на суждения исследователей о своеобразии диалога яанров в толстовской к:_:гс, мы утверждаем, что для понимания "Бойни и мира" более актуарно ставить вопрос не жанровой ДО0ИШ1-Ц, а ::%ацровой ориентации, говорить о тавровых притяжениях-отталкиваниях, поскольку жанр - это то, что моздт быть распространено на ряд однородных явлений; Толстой ке ясно познавал :

мое пксанье не подождет im под какул (''vtiy. ил романа, 1Ш по-ве.сзи, .ни поэмы, г псториа" /Пг Г>3.7. Ou yuonwt П.П.Каткова:"... не назннать моего с: '■-•q'Cki ромяно.л /и>утслеТеле .',■!:; - !,!.К./. Это для меня o'i-j-j. поооцу o'ioiib :1;юху пас об :>to:.î" /б£, 67/.. Сам он

нан;иал "чо ну :i :»кр" "кшгой" /"Пс-окол:и:о ого-: по поводу юшгн "Война и r"s>"/ i; чаи.о писал оба слова без яи$ск и с оольыоИ буквы. И в сама, деле : ото просто ВОЙНА и IMP - сущности, взятие в к: экзнс-тшцкалъногл смысле. И ото качество делает толстовскую книгу Книгой, законы читательского битая которой отличны от кизни обычных зезтг. Библию читают с любого места - там, цце она раскрылась, и очень редко - с начала и до конца. Но любая страница Библии /и да№ строка/ звучит именно как Библия - со всей со авторитетностью п целостностью, Для Толстого как аз тара Книги соотношение части и целого представлялось как голое. входящее п целое - по принципу матрешки, когда мккро-модель, кроме размера, ни зп не отличается от ¡.¡акромодели. Именно эта.1 могло объяснить равнодушно Толстого к тому, что читатели могут закончить знакомство с его книгой на первой части /хотя, разумеется, в "во? не л мире" сделано псе, чтобы не отпустить читательское -вшила-ш:е до последней страницы/. Все толстовские публикаторскно окспсри-î'cîitki с Екл:эче!шем-исклпчеш:^м философско-псторических рассуждений под г ер~;дают, что автор усматривал целостность но в буев с» а в духе произведения /как говорят старообряи'л. "церковь но л броянях, а з ребра::"/, причем часто попирая эту catyra" букву'.1 Это он, замугавгагй Страхова, державшего корректуры второго издания,. бесконечными поправками, дропаипии над каядим словом, хотя и дававший полную camo другу править роспись, готов иейортвопатъ цедшм матеркапн текста? Ие потому л::, что в глубиш душ продчузствовал, что цслоси'ый мир его сторзкия должен быть явлен о р а з у, чудом, вдруг, вовлекая читателя в процесс своего ритмического comojwjkoiuuî?

Анализируй своеобразие толстовского с шля, ми еггечаеы, что тага писателя к больгзш синтаксическим периода!.!, ка^сстса, вы залась но только стремлением "закатить все", но и завершить все, сказать пос-

лед нее слово о мире /при сознании шзозмогнсста этого/, дать исчерпывающее описание /даром.что штришками, мазочка!,га/ - но не для того» чтобы снять вопросы, а чтобы перевести их • на более высокий уровень. Порой представляется, что чной толстовский период мозяет длиться до бесконечности, словно он хочет стать самодостаточна.!, самостийным, что он существует как отдельная монада, закрытый универсум, и да.'эд изъятый из текста и включенный в сборшш диктантов, продолжает и таг.? /а, мояет быть, именно там!/ жить своей оргашгаескок жизнью, спокойно перенеся эту хирургическую операнда, сохранив все свои кровеносные зосуди, защитив своп, по выражению И.Ильина, "художественную самоза-сонностъ и самосильнос ть". Эту особенность "Войны и мира" замеси Э.Хэмютуэч, который бил убеяден, что из книги Толстого "мойно вшфо-1ть любое количество битв и сравняй - отрывки сохранят стою силу и :равду, и проделанное вами не будет преступлением"1. Парадокс в том, :то мир Толстого не завершил и бесконечен, как сама :шзиь, но в то лз репя он доляен быть завершен в каждом акте, каэдш импульсе его удогд с таенного поотакения.

В главе третьей "Р1ГШ И ПРОШИЛ ^О^СТВШЮМ ЦЕЛОС'ДЮСМ ВОЙШ И МИРА" первый параграф. "РЮП И ЦЕЛОСШОСТЬ" посвш[ен вопросу целоетном ригга произведешя.

!.'н исходили из того, что ритм - эстетическая универсалия, ко'ю-\я едва ли не единственная способна раскрыть глобальную интегратив-)сть всех элементов художественного произведения. Макроритм - это упх.чняя логика развертывающейся перед лат картины жизни, логика, >гуцая не совпадать с авторской и читательской. Как возникает общий .тм произведения? Толстой вспоминал, что в "Войне л мире" "любил ель народную". Будучи по природе своей художественно?!. мыслью, она выра"йна нигде в виде идеи, а прорастает, воплощается в ка~дом об-зо, в каждой строчке и осознается читателем лишь во всей целсстноб-произведения. "Мысль народная" - ото мысль о необходимости едине-т: о/' парода как нации /без разбора сословий/ - во шля спасения ¡честог, б/ народа гак человечества /без разбора наций и государ-¡енной принадлежности/ - во имя мира, в/ народа как общности хороших ;ей - во шя добра.и справедливости.

Цакрориил произведения обусловлен саморазвитие!.! отпх трех сос- . лящих "«щели народной", которое мокно представить как раскручива-сшгоалей, временами сцепдямдохся друг с другом /вспомним толстов-

явзратурноз наследстзс. т.75, '.ш.Г. !.!, ,1365. 0,158.

ский "лабиринт сцеплений"/» временами входящих друг в друга, а.чаще

- идущих параллельно, но очень близко. Микроритш /чередование сцен мирных и военных, определенная законсжрность в появлешш тех .•ли иных персонажей, ритмизация пространственно-временных структур, ■лазного рода параллелизмы, вплол до лексических почторов/, проходя через все нрои:леденз;е, нормируй смысловое единство текста, шея в свое'"- "генетической памяти " заданный автором макроритм.

В.Гумбольдч1 однажды заметил: "Если человек занижается яздасг уяе ¡ .течение какого-тч, времени, ему становится ясным то, для чего он когда-то не мог найти объяснения, он усваивает некий ритм, который не есть е^е знание, но хотя бы обоснованное предчувствие"*. То "-в самое происходит к при вхожешш человека и шю худоясеотвешюй культуры, в мир произведения /как автора - в ...юцесее создашоя текста, та:: и читателя -.в процессе его восприятия/ : как только человек за-кид по закопан художественной целостности, как только преодолена дискретность всего и вся и сделан'.выход на континуальный уровень, вдруг начинает проясняться то, что казалось скрыта.! за семью печатями, становятся явными все связи вещей и явлений, человеческие судьбы, столь разные и далекие, оказываются связгннымп друг с другом. Знания - конкретного, положительного - пока нет, но есть "обоснованное предчувствие" того, что монет быть в этом худокествешом мире, появляется предощущение законов данного мироустройства. Откуда это у час? Пн уловили ритм, главный нерв произведения. Потеря ас рыжа обессмысливает все прочитанное.

Пример усвоения ритма чужого текста, анализируемый ч дисг^ртацил,

- эпизод "Войны и мира", когда солдатик Залетэов улавлзшает мелодию песенки Мореля. Казалось с:, солдат схватывает только интонационный ритм ..-пени, достигая этого элементарным звукоподражанием. Но почему

тогда данная сцена становится кульминацией толстовского эпоса человеческого едпно!3!я? Да потому, что за эпа! "вгаарпка" - не только по-"характера французской песенки, а гораздо болонке - понимание ч е л с в е к е. На первый взгляд, перенят бил назгол, голый таглозш ритм, а оказалось - понято было главное, понято все; мы - л^дн!

Ргт:.! - кпаочайнлй путь к смыслу произведения, нозводяхщий поил та не то.чь-.о интогративное худояееязенноо целое /взаимосвязь геех

I. Гумбольдт В. Ялхк и си-тоссИил культуры. М., 1985. С.:,.7.

его частей/, но и постичь произведение как целостный мир, неразделимый на множество элементов, и в этой своей нерасшвнзнйости суггес-

•птно воздействующий на читателя.

В параграфе втором "ФУНКЦИИ ПОВТОРОВ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕН -НОЛ ЦШСШ>СЛ1 "ВС.'Ш И МИРА" ставится задача угадать "механизм" образования р^тшческой целостности произведения. Предполагая, что адекватное поеттпепие художественного мира произведения возможно только при исследования его как непрерывно движущейся целостности,-т.о. с учетом ;зс-эх внутритекстовых прямых и обратных связей, мы при-/.одкм м заключении, что повтор, давно признанный в качестве смысло-п рптиообразущего элемента поозчи и прозы, является в то аз время одн:з.1 из ва'-люЯшпх принципов организации художественной целостности литературного произведения. Выделяемые нами функции повторов следукк чие : мнемоническая, идентийщирущая /функция узнавания персонажа/, характеристическая, коррелятивная /соотносительная/, вндзлительная /акцентрухцая/, символепоролдаотая, релейная /результирующая/, проективная.

Предпринятый функциональный анализ показал : з "Войга и мире" поп тореютя встречаются на всех . структурой уровнях и всегда выступает з кучестае смысловых скреп. Т&к, одинаковость псгасоло. .¿чеегдх реакций Кутузова и Пьера з сходих ситуациях - знак принадлежа сс с? этих людей к одному это чей: ом у миру, представление о котором у читателя складывается независимо от того, осознан им факт повтора или нет. Ойцность для ряда персонажей отдельных портретных штрихов ,.' аналогичность гестов, психологических реакций, мимических двюзешй,: слово с-*ых клзке, a таказ разного рода ак .гссуаров /далеко .не всегла преднамеренная/ - лишь одна из ассоциативных ппочек, поддэржива/э- 1 цих "мысль"' /по толстовской терминологии/ о кргткой связанности ,. .. 1 , этих лздей з х-лавном - в отношении тс чутай яизни и,, следовательно, ко всему мггру. Поэтому, ¡атрлмер, Долохов, человек, в котором паибо-■ • ¡ лео ífpico вираяено .наполеоновское начало на уровне личное контактов i /е два ли не с!олыпо, чем в самом Нзполвонв/, проявляет в субьектин- > пом плане тс, что вытекает '<з объективного смысла действий ряда дру- .' iiK персопгяог. '

Повтор - это всегда /хотя бы потенциально/ -отановка внимания, знак остановки, поэтому он облипает <Т>07"гск"0уп;!ей сноообноодыо.И'леят > .' в момент остановки происходит охват целого. Как ни парадоксально, j повторение окаадается средством художественно'! оксномиг поскош.у ■' зшюлняет функцию интеграции смысла» вэзштап;ег-~> не на даннл i otv' I f

резке текста, а в ассоциативной цепочке, выстраивающейся в сознании читателя. Так, сопрягая два ростовских эпизода /млели и чувства Николая на Энском мосту и восприятие раненым в nepBÚ.i бою Ростов вым подбегающих к нему французов/ с думами раненого князя Лццрея на Нрацзчскои. горе, мы убеждаемся, что прозрение Болконского подготовлено не только его духовной эволиШем. В нашем читатель cíe ом восприятии оно является необходим; Ai завершагадим звеном в данной цеп о шее ситуативных повторов. Толстой показгшает з а к о н о м е р- . н о с т ь , естественность и неизбежность -оперытия "иастоHilero" человеком, оказавшимся в ситуации экзистенциального одиночества. Таким, образом, мы приходим к внводу, что повторы, участвуя в создании особого ритмического единства "Войны и мира" и ассоциативно сблкхая далекие в сшешом и проетранствснно-временном плане явления и судьбы, выражают неослабевающую авторскую заботу о художественной целостности произвелошзя.

В главе четвертой "СУПЕСИШОСГЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕН -HOTO ПР0ИШ?КШ1Я" исследуется суггестивный эффект проявления целостности произведения. В первом параграфе "АНТЩШАЦЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ TOOllECTBSHHOrO МИРА ПРОИЗЩЕНИЯ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСТВА РЕЦИПИЕНТА" ставится вопрос о том, почему возможно цредпонимание произведения в целом и отдельных его частей. Анализируя деятельность человека, воспринимающего художественное создание,' мы убегаемся, что' она заключаете^ преаде всего в посискении з а к о н о в художественного мира автора, т.е. в построении вероятноеглой модели само-двияйния художественной реальности,, что неизбежно связано с предвосхищением целостности: последней. Антиципация является, .по сути, реализацией права читателя на проявление себя как диалогической личности. Именно антиципация целостности произведения провоцирует создание текстовой проблемной ситуации, что и порождает собственно эстетическую коммуникацию. • .■

Во втором параграфе "Л.ТОЛСТОЙ И ПРОБДЕГ/iA СУГГЕСТИВНОСТИ . ЗЗЩОШ31ВЕНЕОП) ТЕКСТА" ■ рассмотрещ как теоретические взгляды Толотого /■ теория "заранзния"/, так и характер суггестивности "войны и мира".

Признак "великого эпичеокого стиля", по Иггелю, - ощущение, • будто творение продолжает слагаться само по себе к выступает самостоятельно, как бы не ися автора, - мало к какому произведения относится с такой несомненностью, как к "Войне и миру". Подобный уровень целостности, когда созданный автором мир выступает как некая

тгтуодяая автономия - необходимое условие худозественностя. Причем в акте креативно:-! аутоксшуникации и происходит акт аутосуггестии« Однако худог-ествешгый текст обретает смысл и жизнь лишь тогда, когда он способен оказать суггестивное воздействие не только на автора, но и на читателя. Толстой ото называл "заражением чувством" I и считал главным и дата единственным критерием художественности. \

Но "сдвинуть чулстло" /Тэлстой/ - нэ значит погрузить читателя в ! гипнотический транс. Более.того, процесс влутуения доляен перейти ! в процесс читательского самовнушения, и задача автора создать предпосы.11ки для того, чтобы реципиент почувствовал озбц демиургом новой реальности.

Ставя вопросы: каков сам "механизм" "парагзндя™, есть лз в ,

тексте суггестивные формулы, "поворачнвавдъэ" восприятие чтоаз&ла в определенную сторону,- в результате анализа зд приходам убез- , денига, что суггестивными "сТюрмулами" у Толстого вцоаупагаг не.словесные императивные .формугаюовкп, а то, что $лц бц назвала вектор-ними поэтическими епттдшя.га, которые-образуют дадешвонуэ ло-со'^ско-поот;гчео!суи канву произведения. Однако нпкгкпз "формула1';' кг:; бы гс-г.:, пзспрппгы н впечатдяоза они на были» па-создэдут еце еуттое,.''::тг-е!,з т.к. сутгоотевнш таае? бячъ ох дко

текст л пелся. Создание худояе с дюнной реальное та - прерогатива—-п.р о.и-з.в-о д с н и я. Оно-то и "заранее" нао своей яудоявзтазк-пой атмоейзрой. ... . .

. . ."Заразить"» собственно, художник мояэя лппе, одшм - свои мпроотно пинта;, тем худозэственгам миром, который образуется кгас 1гчостнослч благодаря единству "самобытного . нравственного , отношения автора к предапту" /30,19/» "Шарага'.ь" долита япзна,. ! изображенная худолипссМр ящзнь, "цоотблята" кс хруп з "с5есчаслешшх, ; • нгасогда но истоцлмых всех ео проявлениях" ::отел "з а з I а л .? 5 ь" ; автор своих читателей /61,100/. Всз9 что ляйга а этом маре г«зтор, ' дслгйн полюбить и .читатель. Толстой часто с а" подобен Намой на болу у Ио-толя: на г.о- о он смотрит в данную минусу, в того и влюблен. Любовь, приобщал челогяса к самому сокровенному в бытии, даес возможности сосредоточиться на сердечной ошотз проиоход^дег'4 в гшзнп и в искусство, т,о. воспринимать 1,я§) л тг первозданной • целостности.

В главе пятой "11Е1Г "ВОЙЩ И ГИРЛ" / ВНЭТРШНИ? ШОООШО- . , I ПОЭТИЗСКИЛ СйоТ ПРОИЗЗГГЕЖГ ш поставили цель, пользуясь што- ' | ■

дом "медленного чтения", "оделать прозрачной целост^ нооть" /В .Кайзер/ "Войны и. мира", ощутить и отрефлектяровать свое присутствие'в "событии бытия" /[Л.Бахтин/ произведешь, уловить ритм смысла - ритм, зиааций больше' "всезнающего автора", заставляющий последнего отступаться от произвола и нодчиняться высшей художественной необходимости. Если рассмотреть лойтотивные образн, детали,ситуации, слова, относящиеся хотя бы к одному из глубинных понят"! "Войны и мира", ш обнаружим самостоятельную скиетнута линию, концентрвдуодузо в себе то философско-поэтаческое понимание яизнп, которое и хотел передать Толстой сво!Ш читателям. Возникает а тот ETopoii сияет внутри ооновного, но в конечном итоге сказывается над ним, поскольку по-настоящему выстраивается в читательском сознании ужо после того, как произведение прочитано. Этот сюжет является филосоо>:ко-поэтичоским, поскольку Толстой ставит ва^ нейшпе философские проблемы, имскщио экзистенциальный смысл, :го решает их не столько логическим путем, сколько чисто поэтически.! способом. Недаром при чтении многих сцен "Войт л мира" невольно всплывают г памяти поэтические строки Пушкина, Лермонтова,'Фета. А что касается Тютчева, ыокно вообще х'оворпть о "Тютчевском изводе" '"Войны и мира" - столь часты и глубоки поэтические адекваты в текстах обоих писателей.

В данной главе рассмотрен-один, но самый существенный мотив мотив неба, проходящий через весь текст н овязызащлй "Войну и мир" в ту самуо целостность, без которой эта книга была бы обыкновенным Еотсричасквд романом ' *

Дух к Космос у Толстого равновелики. "Зовуцая в себя бесконечная даль" лишь напоминает Человеку о его собственна.! духовном масштабе, о том внебытовом измерении, которому он открыт постоянно, но становится реально оспричастним ему лишь в особые моменты ензни - моменты обретения искомой" целостности личности, целостности бцтдя» Толстому свойственна подлатал кбсыичность.ввдешш мира. Б его эпосе прЕнциппальнц отсутствуют зашенутыо пространства. Любая сцена в гостиной пли походной налаисо разыгрывается так, словно отещ и цстслохс ыфуг исчезли и мириады звезд, омлнившнсь, слушают и созерцают то, что происходит внизу. Поэтому у Толстого -жалкая человеческая суетность вдвойне халка /самодовольны;! Наполеон, объезжаю®! иола-Ауотерлща, печтоеок, потому что на него смотрит "бесконечно небо" % борьба из-за шеан&ового портфеля в дог-е ушра~ идего старика.Б;зухова вдвойне трагикомична, потому что в соседней кокнате вдег yse не П£гродиЁнаяс а наоаоядая, великая и вечная

борьба космических сил - Йизни а Смерти - кто деретягат?/ Р а состояния высокой просветленности - вдвойне. значительна и кяит всз~ мирноег вселенское значение /влофгснночу в Натаэу Пьеру "весь, смысл яизни, ш для него одного, но для всего ?ягра казался о», за-ключаэдпися только а его любви и в возможности ее любзи к зеку"/» По Толстому, человек обретает свой костящую сущаосаа только тогда, когда он соприроден Космосу, геида находится в диалог: гческш взатгодействии о чем-то высшим^ зотда его слова, шали, поступки^ зелания, рассмотренные под гигантским ув2Л1Чй1"эм„ га.скажутся шга-тозпши з недостойными телезека кахс родового сусесгза, назначение которого - выйти из первичного Хаоса в Когалсс, утвэрдить млровуэ . гармонию как реальность» В толстовском, космосе мгкрокосм.нз про иг-постоит микрокосму, а отражается в нем, как з галле веды. Внезапное обнаружение тождества двух этих мфов - природного я твловечгского, соотнесение своего поведения с нсскмчесш? тажторатмш - главное содержание открытий,, которые дано оовзраяга героям книги. .

Небо играет у Юле того громадную роль, т.к» ьщр произведи .гая ориентирован на предельную косгл&жйпзяровагаюста сутцэго. Всех иро-ев книги ыэ'здо разделить на две катагорпп : тех, кто згкроэдшзазт голову в небо /и, слздозательно, способен поднялся над с..оей телесной пуцяоетьи, внйтз за прегела своего узкого, згокогатаэокого "Я"/, словно повинуясь тютчевскому императавуп:"Но к небу подагате .рзер", и тех, для кого всегда я прз всех обстоятельствах "ночь в звездах нема была" - пленников горизонтали, не позшгшгх радостп п мулл вертикали - необходимости дугзвнш? сулеотвеа." ....

'По-разному обращаются хг небу В"зср1 гергав« но.небо челез^чз- , О'гва,, убевдает автор, склгднваетояаз тба чмевечнооте каждого. яз.нас, высота общего неба определяется высота личного .уровня: ' „ нравственности. Эта адея - одна яз ооот/шляявгк того "петита"9 по-« торый скрсшгазг.г.. опзведение. а единое цолоа» Небо у Юлотого чотгшЧ: г.тцческиГС знак, равный по содержанию тему кодексу нравствен-"посте, который обозначен п "Вейке к ыцрз" как "простота, добро к. . правда". Со . времени Аустерлица для хзхязя Анпрея "высокое, справедда.

доброе небо, которое.он видел и ; аетлл№э становится чзтоззг-. чеекга идоалом поведения и, зримое ила шзримс4» будет являться . учлетшком всех важнейшее событий дуглвкой ккзнз героя. "'

Ижачальная целостность произведения, сучзствущая д о д помимо частой, ведет руку Толстого, вода? лага зоспраятзгз, 1 что особенно наглядно проявилось в ол^гт о "оегбкой памяот^гэрэй'

-18- '

и автора. Когда "граната, как волчат, дымясь» вертелась0 ыевду Болконским и лежащим адъютантом, - "неужели это смерть?- думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядам глядя на траву р на.полынь и на струйку дыма, вькщуися от вертящегося черного мячдка. -Л не могу, я не хочуумереть, я люблю кизнь,' люблю эту траву, землю, воздух..." Дг,254/. Психологическая ситуация такова, что человеку трудно отвести 'взгляд от гранаты» которая вот-вот должна разорваться, принеся'боль, страдания, смерть., Поэтому в поле зрения героя попадает лишь то, что находится в сополоненпи с тем кругом, который описывает "вертящийся мячик",- край наши, чслынь. Когда Андрей открыл глаза на'перевязочном пункте, "луг, полынь,пашня, черный крутящийся ыячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнился ему" /Л ,25§/в А описывая последние дни Болконского, автор говорит, что в первый раз "страшное мучительное чувство страха смерти, конца" князь Андрей испытал "тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на книзье, на кусты, на небо /разрядка наша - М.К./ и знал, что перед ним была смерть" /12, Щ/. Однако ошибка памяти тут мнимая, неточность - видимая, несовпадение - формальное» Мы на замечаем этой ошибки потому, что слишком прочно сопряжен этот образ с важнейшими кризисными моментами яизни Болконского,, He6os не воспринятое Андреем в момент ранения, вспоминается , позже как бывшее в поле зрения, потому что. оно не могло не быть, да и было в.поле духовного зрения персонажа, запечатлелось' как ваднейшй символ в целсотной кщяшне ыирозидения автора. .. В результате подробного- анализа -философско-поэтического сюяета-йнигй делается выводг целостность бытия, тютчевское-"все во мне и я ■во всем" становится достоянием толстовских героев.• Андрей ощущает в конце аизни себя - во всем, Пьер же накануне освобождения из плена • чувствует в себе - все.Акцрей ощущает себя причастным огромному миру Божьему /т.е» все-таки частые/, Пьер йэ постигает Вселенную -в себе» Андрей не испытай счастья аать оифывшмся ему новым'миром, озаренным "божеской любовью". Пьер яе именно . & и л в плену новой радооттй-аизнью. И-всди раньше, как и-Андрей,.".он: ш ушя.., ВВДеть великого, непостижимого и бесконечного /традиционные эпитета к тбу - М.К»/ ни в-чем" и "только чувотвовал, что оно должно быть где-то и искал его", то посла плена Пьер "выучился видеть вели-. кое'с вечное в бесконечное во всем" Д2,20§7. Однако такое иировэде :-' нве' - удел Ее одних интеллектуальных героев "Войны и мира".

' В. конце17 тома.Толстой списывает происходящую под звездным ...

небом сцену дружелюбного принятая в круг русских солдат двух замерзших (Транцузов - Рамбаля и Мореля. Небо не остается холодным, величественным и безучастным к тому, что происходит на земле. Когда все затихло, звезды,"то вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, ... хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались меаду cotío"t" /l2,ISG/. Ецинешге нескольких лздей в самых тяиелых, нечеловеческих обстоятельствах в отроки всему, что их разъединяет, для автора "Войны и trapa" - залог возможой мировой гармонии и проявление этой гашонии. Сознание единствг с миром, с высоким небом, лрос'дграпгеимся над всем человечеством, стало всеобщим, народ-щи открытием, достоянием всех тех, через чье сердце прошла война T3I2 года. Такod вывод Толстого.

3 "^УСЛОТЯМ" делается попытка определит, характер целостности "Войны и мира". Гегель различал два типа целостности - классический /антпчнш;/ и нзклассический /романтический/. Зпос, где мировой (Зои и индивидуальная судьба слиты, где господствуют целостный, не разорванные характеры п гдо разворачивается вся целостность tl -'о, что есть поэзия чологоческого суцостаованля, - пример классической цедсспгос'.т:, иорэгедешой цельным народный миросозерцанием к субъективным дуя«! nv-л; ггдп, лр;пшБИтл в себя ото {зфосоззрпанш лргаяич-чо и естос.тешо. ¡Ч.тз.Волкова, рэзвивая гегслспскум типологию, сг-"зчаст, что классическая целостность "характеризуется равновесием частей и целого, наличием концентрирующего в себе мноазство- точек зрения единого взгляда па мир, "просвечиванием" необходимости сквозь лябую совокупность и одштчпооть случайностей ... , относительной "самостью" частей, соотнесенных , руг с дротом и объединенных целим без нгифяденп.,!п1. Целостность "Войдо и мира" близка к классической /уло в сгтлу "атфовой ориентации/, но вполне тождественна ой. Толстой все-таки не античный автор, а человек I8GD-X годов, г поэтому его гарт' 1шя - на грани дисгармония /хотя и hs переходит о ту грань/, и целостность "Войны и мира" - не классическая, а п с о к л а с с и ч с о к а я, героически пыть^лаяся воспроизвести и удерчьть "классическое" миросозерцание» но m бояцаяся и пародий- ■ них зор'сал и дпяо охотно в них смотряща; л»

"Мохно сказать, что "Война л мир" ость сам^т непопятное из всех произведений русской литературы..."- сказал .' в TBW г. Стра- !"' xo:i'j. Оттого; что с тех нор об этой книге написаны горы дисоорта- >

1. Волков а и. Произведение искусства в миг» худ.кзгаьтурц j«. ,I9R8.0.34 - , |

2.Роиан Л.Толстого "Btf'nn з мир" в русской кргдасге.Л. ,i'929.C.2S2.

' •. • . i.-..- ;

Т'Л/К ТУ/

ций /в том числе эта/, она не перестала быть непонятной. "Война и мир" цродолжает изумлять при каздом новом чтении. А значит - кинет во всей своей удивительной, непонятной целостности.

По теме диссертации опубликованы следуицие работы: I»Ритм и художественная целостность произведения //Методологические вопросы исследования и организации целостных систем. Харьков, 1538. С.45-46. -

2. Реил и проблема целостности литературного произведения // Целостность литературного произведения и проблемы сго"анализа: Сб. науч. ст. Донецк, 1991. С.55-62.

3.Дух и' Космос в поэтике Толстого /"Война ^.шр"/ // Дух п Космос: Культура и наука на пути к нетрадиц. миропониманию: Тез. докл. и, выступ л, междиоципли парного сишоз.Харьков, 1992. С.30,

4. Об одном парадоксе целостности у Л.Н.Толстого //Целостность художественного произведения и проблемы его анализа и интерпретации: Тез..конгГ). Донецк, 1392.0.26-28.

5. Л.Н.Толстой и проблема суггестивности художественного текста // Из истории русской эстетической мысли: Межвуз. сб. науч. тр. С.-Петербург, 1993. С.81-88.

6.Антиципация целостности художественного мира произведения как основа творчества реципиента // III -я Шжнародаа наукова конферен.--Шя "Творч1сть.Культура.1^тн1зм.": 1>ззи вистуЩв. Ч.П.К. ,1993.

С.243 -244.

7.Л»Толотой: к целостности - через ответственность /Проблема ответственности'в "Войне и мире" / // Щ Мог.[£ СопяггЦ с^ *Ры1о~

znUl

iopfca.tf.i. IUl 4 Kfchs-dijlcicou' IMS, Г.1Ц

CL ot C^flW У/кп/пГсШ^^ jricdt'bi^

of.. downiUTA" Ы of

ies3. R

9. Искусство ... повторяться /Из опыта прочтения "Войны и мира" Л.Н.ТЪлстого/ //Русская филология. Украинский вестник.1994. ''2. C.3I -35,

10. Небо "Войны в мира". Статья первая// Дух и Космос; Сб. науч. тр, Харьков, 1994» '