автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Поэтика казахского героического эпоса

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ибраев, Шакимашрин
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика казахского героического эпоса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика казахского героического эпоса"

РГб од

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ .КАЗАХСТАН И •'йнб^Г&Т ЛИТЕРАТУРУ и ИСКУССТВА им. М.О.АУЭЭОВА

На правах рукописи

ИБРАЕВ ШАКИМАШРШ ПОЭТИКА КАЗАХСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА

10.01.09 - Фольклористика

А В TCP Е Ф ЕР AT диссертации на соискание ученой стёпвни доктора филологических наук

АЛМАТН - 1993.

Работа выполнена при Институте литературы искусства иы.М.О.Ауэзова АН Республики Казахстан

и

Официальные оппоненты:

Бердибаев Р. - доктор филологических наук,

".-'.' профессор,член-корреспондент АН Республики Казахстан Рацак В.М. г доктор филологических наук

Ккдырбаева Р,3. г- доктор филологических наук,

член-корреспондент АН Республики Кыргызстан

.Ведущая организация - Алматинский государственный университет им.Абая

Защита'состоится " ' 1 % " -.иАЛ__ 1993 г.

в,'Уз' час на заседании Специализированного Совета Д,008,03.01. по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы и искусства им. М .0. Ауэ зова' Ре спуб лик и Казахе тан по адресу: 480021, ^¿Ллмати,ул.Кур»1ангазы,29. •

С диссертацией можно/ознакомиться в Центральной . научной библиотеке АН Республики Казахстан.

' Автореферат разослан " ¿МуЛлЗ ,1993 г.

. Учедой секретарь • • -" * •' / •

... ■ оЛ") - '

еп^циытзиррввнногр-совета, , . уо >

доктор'филологических наук О Кумисбаев У.К.

I г

Общая характеристика работы _Акт^льностьА Одним из важнейших принципов современных исследований фольклора и литературы становится системный под- . ход к многосложным явлениям художественных представлений и эстетических взглядов народа.Такой подход оправдывает себя.тем более,что эстетические системы - не "произвольно созданные модели,а реально существующие явления" /I'.Б.Храпченко/.Основой системного анализа является раскрытие внутренних связей составных частей какого-либо структурного единства.При этом различные поэтические элементы фольклорного текста перестают быть . разобщенными,изолированным объектами изучения.Напротив,каждый из них превращается в необходимое звено целого,Микро- и макроструктуры текста окажутся в определенном иерарсическом расположении и органически .включаются.в систему всего фольклорного процесса.

В настоящее время назрела необходимость системного и-обобщающего изучения проблем поэтики казахского героического эпоса. Несмотря на обилие исследовательских трудов по казахскому героическому эпосу,его поэтика как целостная Эстетическая система, как в диахроническом,так ив синхроническом аспектах изучена явно недостаточно.Отличительная черта многих существующих ныне исследований - ориентированность не на весь комплекс,не на целостность исторической традиции эпоса,а лишь на отдельные сравнительные этнические признаки;

Системное изучение исторической поэтики эпоса как одно из эффективных средств научного анализа должно Спираться на систематизацию общих и отличительных черт и выявление доминирующих процессов.

■ В условиях кочевого быта многовековая непрерывность и . динамичность устной традиции эпоса выработала синтез традиционных явлений- поэтики в рамках жанра.При этом художественные взгляды и эстетические принципы народа зафиксированы в эпосе не фрагментарно,не по монтажным кускам,а в соответствии с народной памятью в целом.5 сущности,религиозные,мифологические, эстетические, общественно-политические и др.взгляды народа, а также временные и пространственные доминанты существуют в виде целостной системы.мировоззрения.

Такая постановка проблемы ориентирована не только на определение жанровой специфики героического эпоса,но и на изучение эпической концепции истории народа,на познание народного духа.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы .является системное исследование исторической поэтики казахского героичёского эпоса в контексте социально-исторической, действительности кочевого общества.При этом жанровая преемственность и взаимопроникновение богатырской сказки,архаического и героического эпрса явились важнейшим моментом в эволюции эпической традиции.Именно ранний период развития поэтики героического апоса наиболее рёльефно представлен и имеет непосредственную аналогию в жанровой специфике богатырской сказки и архаического эпоса мифологического,героического и сказочного характера.В связи с этим цель диссертационного исследования заключаете^ также в освещении исторического пути развития поэтики казахского героического эпоса в диахроническом аспекте.

Для достижения поставленной цели в диссертационном иссле-

1 г

- 5 - '

довании ставились следующие конкретные задачи:'

- исследование общих и отличительных черт в поэтике архаического и героического эпоса,проявляющихся в их исторической преемственности и в жанровом.взаимопроникновении;

- изучение проблемы соотношения исторической действительности и эпической эпохи;

- анализ различных видов времени /время исполнителя и слушате-'лей,сюжетное время,эпическая эпоха/ в жанрово-поэтическом контексте героического эпоса;

-. исследование поэтики эпического пространства;

- рассмотрение в ракурсе времени эволюции создания героического образа;

- выявить принципы циклизации эпоса в контексте эпического времени;

- аналитическая характеристика и структурно-функциональный анализ эпической сшетики и мотивов;

- изучить доминантные типы мотива-в контексте сюжетного развития /завязка,кульминация,развязка и др./ и художественных средств;

- показать типичные ?л)дели эпического сюжетосложения через семантически и функционально близкие мотивы.

„Источити и степень разработанности проблемы.Основными источниками исследования являются рукописные и опубликованные в разное время варианты и версий казахского героического эпоса / более семидесяти текстов/.При /этом в силу об"еитивньос к суб"~ ективных причин многие из них не были до сих пор использованы в научных трудах по эпосу.В немалой степени это шло связано с известными постановлениями партии и правительства о запрещений

1 ' . _ 6 - ' изучения или опубликования ряда эпических произведений,признанных "антинародными","националистическими","феодальными" и др.

В диссертационном исследовании материалы казахского ге-

* г ■

роического эпоса в столь широком об"еме привлекаются впервые.

Идейно-тематическая особенности и историческая основа казахского героического эпоса в свое время рассматривалась в трудах Ч.Ч.Валиханова,В,В.Радлова,Г,Н.Потанина,И.Н.Березина,А.Дива-ева,И.Мелиоранского,Н.Н.Ильминского идр.Их традиция в изучении упомянутых выше проблем казахского эпоса имела продолжение в исследованиях А.Букейханова,Д.Байтурсунова,Х.Досмухамедова^.Они также основное внимание уделяли историческому событию,народному духу,отраженному в эпосе.

Свяэи казахского .героического эпоса с историческими событиями, время его возникновения,идейно-тематическая особенность эпоса и многие другие вопросы были также основными темами в трудах последующих ученых - С .Сейфуллина,М.0.Ауэзова,С.Муканова, . ЛЛ.!аргулана,Х.Кумалиева,Е.Исмаилова,Б.Кенжебаева,1^Габдуллина,

* Кыр бадасы.Батыр Бекет! // .Тем1рказык;,М. ,1923.№1-3; Его же.Карацдашац КобЫЛанды // Кааац.Орынбор, 1915.№126-129; Его же.Мырза Е^Ц1ге. // Темгрпаэы^.М,, 1923.№1;Ер Сайын.Жырлаушы-лар аузынан алып.ецдеп ефкёрунп - А.БайТу-рсшулы.М.,1923;Еай-турсынулы А.Эдебиет танытцьш.Кызылорда - Ташкент,1926;Досмуха-медбв X.Казахская народная литература.Краткий курс.Ташкент, 1928. '.

Н.С.Смирновой,Л.Конратбаева и др.*

Плодотворную работу по изучению жанровой специфики героического эпоса и сказительского искусства за последние два

десятилетия пропели также Р.Еердибаев,Т.СыдыКов,О.Нурмагаибе-

р

топа»С.Каскабасов,Е.Турсунов,К.Сыдиков,С.Садырбаев

^ Сейфуллин С .Казак эдебиетьКызылорда,1932';Его же.Казак-тыц еск 1 эдебиет нуск^лары.Кыэылорца,1931;Эуезов И.Эдебиет та-рихы.Кызылорда -Ташкент,1927;Его же.Эр жылдар ойлары.Алматы,. 1959;Луэзов М..Соболев Л.Эпос и фольклор казахского народа // Литературный критик. 1939.ПС-П. 1940.И;!*уканов С.Сез басы // Баткрлар жыры.Алматы,1539;Наргулан Э.Эпос-жыр тугызудагы тари-хи муралар/Далкк мугалтмтЛ940.М;Его же.Геройлкк жыр тугызу-дыц б^ртнш: дэутр://Эдебиет жэне искусство.1941.К>1,-Его же.Казак; халкынщ эпикалн энгжелерт А"иф,логенда,ертегт-гыр,э.цыз-' ды энг'мелер/ туралы тарихи-эдебиеттш зерттеулер /докторлщ диссертация/.Алгаты-Москва,1945{Жумалиев К.ПЛ^азац эпосы мен эдебиет тарихынын шселелер}.Длматы,1958;Усмайштов Е.Батырлар жнры туралы//Орталык гьиидм к:тагтхананыц колжазбалар коры. П. 131 "д";Его же-, Акыны. Алттн,1957;Кенкебаез Б.Казактыц хальщ эпосы туралы-//Эдебиет жэне искусствоЛ939.!г2;Габдуллин !.!.Казак халкыныц ауыз эдебие'т1.Алматы,1958;Габдуллин- М. .Сыдыков Т. Казак халкынын батырлык жырн.Алматы,1972;Смиркова И.С.Казахская народная поэзия. Алматы-,19675Коцыратбаев Э.Эпос жэне оньщ айтупылары.Алматы,1975;Его же.Казак эпосы жэне ТУркологИя.Ал -•

паты, 1987 и др.?

Сыдыков Т.Гасырлардон кэусар булаты.Алматы.1980;Бердт-баев Р.Казак эпосы.Алматн,1982;Его гэ'.Саркылмас кдзына.Алма-ты,1983;Его же.Кэусар- булак.Адоаты,1989;Саднрбаев С.Фольклор жэне эстетика.Алматн, 1976;11урмагам<5етопа О.Казэхский героический эпос "Кобланды бать:р". Алма-Ата, 1983;Каскабасов С.Ертек пен эпостщ спжетттк тип'ологиясы//Казак фольклорьтныц типоло-гиясы.Алиаш, 1981; Его же.Казак фольклорындагы тутастану кубы-лысы/ДулдызЛ992.№П;Турсьшов-Е.Казак ауыз эдёбиетш жасау-шылардын байыргы 9К1Лдерх.Алк"аты,1976;СыдйК0б.К.Акын жырау-лар. Алкать:, Т974.

Если суммировать вкратце,то в исследованиях вышеназванных авторов•изучены в основном такие вопросы казахского героического эпоса,как идейное содержание,тематика,образы героев,исторические основы сюжета и прототипы героев.художественные особенности, а также проблемы циклизации.В работе использованы юс основные положительные моменты в решении проблем поэтики казахского .героического эпоса.

Вместе о тем следует отметить,что в ряде работ■ тлеет место вулгаризаторский подход к многосложным явлениям эпической традиции, отрицающий динамизм и целостность эпического жанра как ис- ' торического феномена духовной культуры,народа.Вследствие этого исторический аспект поэт::ки жанра лишается своей внутренней логики развития,истоки и этапы становления героического эпоса как жанра приобретают ограниченный и фрагментарный характер,оставляя в стороне очень богатую историко-эстетическую традицию.

Проблемы поэтики и типологии применительно к эпосам тюрко-язычных народов затрагивались в .исследованиях В.М.Жирмунского, Х.Зарифова,А.С.0рлова,Х.Г.Короглы,М.Г.Тахмасиба-,В.А.Каррыева, И.В.Пухова,К.Максетова,С.С.Сураэакова,Н.В.Емельянова,Р.Берди-баева,Р.З.Кыдьфбаевой,Т.1'ирзаева,С.Бегалиева,Б.Цаметязова,'5.Ур-манчиева,С.!.1,Байсклан и других.Очевйднб,не все здесь бесспорно, но в осмыслении общности устной традиции эпоса поркоязычных народов они существенно расширяют и дополняют материалы.сравнительной поэтики и типологии.

Методологической .и'терр^тическдй__основой диссертации послужили фундаментальные* теоретические положения литературоведческих и фольклористических исследований.ведущих ученых,разработавших диахронические и синхронические аспекты типологии и поэтики.Не-

сомненно,что в настоящее время ученые проявляют особый интерес к проблемам исторической поэтики,основоположником которой был А.II.Веселовский.Выработать оптимальную научно-методическую основу теоретико-типологических исследований поэтики эпоса способствуют такке труды А.Потебни,Е.Я.Проппа,В.М.Жирмунского, '.!. БэхтинаД. Б. Храпченко, Д. С. Лихачева, Б. Н.Путилова, Н. Г. Неупокое-вой,Е.Н.Мелетинского,В.М.Гацщ{а^.К).Неклюдова,К).Г.Нигматулли-'ной и многих других.Они форлируют методологическую новацию к ■ об"екту исследования,а именно позволяют на деле реализовать . системно-целостное осмысление и типологические обобщение поэтики народного эпоса.Особенно скрупулезно изучались в этом плане' ранние истоки эпоса,его становление как жанра.Ценнейшим моментом в этих исследованиях являефся "также выявление различных уровней и элементов текста,анализ йх функции в системе целого.

Проблемы поэтики применительно к тем или иным жанрам литературы и фольклора были разработаны также в казахском литерату-роведениии и фольклористике.Труды Л.Байтурсунова,С.Сейфуллина, К.Кумалиева,и.Каратаёва,З.Ахметова,З.Кабдолова,Р.Нургалиева, С.Каскабасова и других исследователей наиболее интересны с точки' зрения системной дифференциации стиля,художественных форм й средств,методов освоения исторической действительности в рамках конкретного жанра.

® диссертационной работе . впервые в монографическом плане поэтика казахского героического эпоса обобщается как целостная динамическая художеств енно-эстетй-» ческая система;рассматривается.содержание и структура эпоса на разных уровнях текста,рэскрывается Их взаимообусловленность-и системность.На обширном текстовом материале автор стремится • анализировать пестику и типологию времени и пространства,сюжета

и мотива,художественных приемов и средств в казахской устной . эпической традиции.

В предлагаемой работе наряду с конкретнш анализом текстов героического эпоса значительное место отводится теоретическим проблемам поэтики и типологиии эпоса.При этом в диссертации термины "поэтика" и."типология". были использованы не в ка, цестве даньи исследовательской традиции,а в конкретном преломлении в связи с решением поставленных задач.

В диссертации термин "типология" употребляется прежде всего в значении "классификация",что уже давно имеет место в науке^. Но в отличие от предшественников,диссертант в понятие "классификация" вкладывает не только значение общее,схожее, однотипное,но и понимает под атим термином характеристики того или иного структурного элемента, внутри конкретного целого.

Что касается термина "поэтика",то он употребляется в диссертации не в качестве метода исследования и разработанных рекомендаций,а как "система рабочих принципов"./С.С.Аверин-цев/,используемых сказителями сознательно или бессознательно в самой устной эпической традиции.б сущности,исторический аспект поэтики фольклора характеризуется развивающейся и изменяющейся связью его с действительностью,с социальными и художественно-эстетическими пршщтами народа.

Такая трактовка проблемы связана с тем,что. историческая , поэтика эпоса рассматривается в контексте историко-типологи-ческой обусловленности.^ конечном итоге историческое развитие поэтики, - ото изменение ыдаей и соотношений поэтических

Эсалнек А.Я.Внутрижанровая типология и пути ее изучения.М.,1985;Типология народного эпоса.М.,1962.

структур в процессе художественного освоения действительности.И этому процессу присущи закономерности типологического повторения,преемственность й различные типы связей.

Несомненк9,что нынешний этап изучения исторической поэтики фольклора дополняется и корректируется в свете историко-ти-пологической теорий и систето-функционального анализа^.

Внести свой посильный вклад в изучение поэтики казахского героического эпоса не только в его теоретическом обосновании, но и в практической реализации этих положений - основная новизна настоящей диссертации.

-Практическое значение. Основные выводы и материалы исследования могут быть использоваш при согдании многотомной исто-' рига казахской литературы,при подготовке соответствующих вузовских учебников й учебных пособий.Поэтика казахского эпоса -вполне достойная и емкая тема для спецкурсов филологического профиля.Поэтому по материалам диссертации можно организовать спецкурс на факультетах казахской филологии в высших учебных заведениях республики,что и практикуется автором диссертации в чтении спецкурса "Казахский эпос" на филологическом факультете Казахского национального университета им.Аль-$араби вот уже несколько лет.

Апробаиия_работь\ Диссертация выполнена в Институте литературы и искусства имЛ'.О.Аутэзова HAH Республики Казахстан.Ре-

* Историческая поэтика.Итоги и перспективы изучения.!'.,1906; Фольклор:Поэтика и'традиция.М.,19е2;Хрэпченко Б.!:.Историческая поэтика:основные напрэвления//Кснтекст - 1933.!'.,1984;!'елатинский Е.!'.Введение в историческую поэтику эпоса и романа.!!. ,1386 Путилов Б.Н.Современные проблемы исторической-поэтики фольклор* в свете историко-типслогической теорий//*ольклср:Поэтйческзя система.!'., 1977.

зультаты.и Основные положения работы были доложены на Всесоюз- ■' ной тюркологической конференции /Фрунзе, 1968/;1'еждународной конференции по проблемам эпоса- "''.анас" /Фрунзе ,1989/;Р'еспубли-канскоГг научно-практической-конференции по фольклору /Л..ма-Ата,1991/¡Первом советско-турецком коллоквиуме по проблемам . эпоса /Баку^1908/,Третьем, .советско-турецком коллоквиуме■по • проблемам тюркологии /Ддаа'-Лта, 1990/.• - ' :

Основные положения.диссертации опубликованы в коллективных исследованиях Института Мировой 'лйтёратурЦ.im. Л.''.Горького АН России,Института востокопедения АН России ц Института литературы1 и искусства иыЛ 1.0.АуйзОва НА!! Республики Казахстану. • научных статьях,^ учебном пособии и монографии,

" Структура-и. об"ем/рабо?и^иссергаци-я :.общкм об"емом-

• 396 стр. состоит из введения,четырех глав,заключения,списка. анадизир0ва:нньк ;текст0в и йСпЬд^ах®а!шой-лит«ратуры. •. ■ ; „•

Содержание-работы - • '

Во в&едеции .Обосновывается- актуальность темы,научная и практическая ценнобть^' исследуемой прдблшы>0]5оаначена' исходная '

• позиция в яффмаидав: применительно'.к' эпосу,в

'•• осмыслении Ь' отношении .« равным ас-

пектам и уровняй текста,. . ' ' . ■'•

Прй атр^'^тмечймса^чтр цаучеИйв• п^Ьб^Ьиы исторической .по?. тики к ^.''^дс^'^ад^дао-вй^втч^бкой ; ■;.'систеда,кад^.яв^ Аренде ёсегр .разно, 'иЬ^ррич&скиЙ фон 9пйза>ррчв^>наб' в'нем исторической • •'••да^ади^якно^А^^й^ эпох й: .^отве^^внно этому детерминиро-

..-'.." . - 13

ванный характер'поэтических форм и.устной традиции. ;

.. Касаясь соотношения исторической событийности и конкретных эпических произведений"мояно было бы рассмотреть элементы традиционного' и иовогб в.поэтике эпоса-.И это давно вошло .в иссле-.допательскуо.традиций науки¿Однако следует признать,что дошёд-■. шие до нас эпические тексты представляют собой не. беспорядочную смесь различных поэтических структур,а являются.единством воплощения народного художественного сознат1я.Поэтому нетоль'. ко. разные уровни текста,но и разновременные пласты эпоса представлены в сложном взаимообусловленном сочетании' и взашопрони-' кновении. ... •'

И .-это на деле означает,что анализ исторической пой тип ' 'как художественной системы доЛяен быть основан на--внутренней и ; внешней реконструкций г.ёройческого.Ьпосакак целостного динамич-• ного жанра,а именно каким образом трансформируется старое и '■. как.'вписывается; новое в поэтическую структуру *д'нра в условиях из^шттощейся .йбторической действительности. ' .•.■.-■'

Первая г л а в а-' - ^¿торпвграфйя,Проблему поэтики ¿1 типологии. Героического эпоса" - достоит. на трёх разделов. В- первом разделе рассматриваются вюйросы историк изучения казахского героического.эпоса "в поНт^кЬте АаНровЬй дйфферён-, • цйацйи. Проблемы изучений поэтшм и>анров"К* .особенностей !; ' эпоса в казахской.фольклористике икбюТ давнрп трйдицип.Шчйнгш о XIX века ВЬпробЫ Поэтйкй -казахского- опйсачсравнительного- . . изучения е^о в той или иной степей бйлй об"ектом внимания А.Леяшина\Ч.Ч.Вал1теанопа,В.-В.Радлова1Г.Л.ПотзнИ!а<А.Дипаева; .' Т.Беляева,Й.*Уелиоранбкого,Н.$!л1ьмййСкого й.др..'.

. При анализе Истории Изучения казахского героического. . '"-•■

эпоса в работе была поставлена цель использовать результаты ' жанровой дифференциации эпоса для реконструкции эволюции эпической поэтической системы.При этом диссертант исходит из того,что жанровая преемственность и взаимопроникновение архаического ,героического.романического и собственно исторического эпоса явилась важнейшим моментом в эволюции эпической традиции,а значит и поэтической системы эпоса в целом.Любая классификация, историко-типологического или же структурного характера, несомненно фиксирует те или иные доминантные признаки жанра,которые в той или иной степени соизмеримы с поэтикой и типологией эпоса.

Именно'в этом аспекте анализируется опыт классификации эпических жанров предшественников автора,в частности труды

A.Бaйтypcyнoвa,X.ДoC^^aмeдoвa,M.AyэзQвa,A.^'apгyлaнa,И.1Дюceм-баева,А.Конратбаева,Н.С.Смирновой,Р.Бердибаева,а также в типологическом порядке рассматриваются труды и научные изыскания В. Я. Проппа, А. М. Астаховой, Ё.Ы Л 1елетинскогр, Б. Н.Путилова,

B.М.Гацака,С.С.Суразакова.

Однако в пределах жанровой 'дифференциации эпоса динамичная совокупность поэтики проявляется в его полисталиаль-ности,признаки Которой уловимы только при сопоставлении жанрово-стадиального ряда эпоса.Учить®ая подобную специфику ; жанра,целесообразно,конечно выявление особенностей поэтической системы,которая также.характеризуется многообразней типовых параметров г "елосе.В связи с отш/: интересно проследить поэтику эпического времени и пространства,сюжета и мотива, выявить принципы создания образы батыра в контексте эпической эпохи, которые анализируются в последующих главах диссер-

тации.

32-г о^ ра ле рассматриваются типологические и системные аспекты исторической поэтики эпоса.

В настоящее время п фольклористической науке нэ-коплен опыт по изучению различных вопросов поэтики эпоса.Основным, из них является освещение поэтики эпоса в свете историко-ти-пологической теории и рассмотрение ее как целостной художественной системы.

При этом думается,что нельзя полностью абстрагировать теоретические проблемы поэтики от фактической данности народного эпоса.Во многих случаях исторической поэтики мы имеем дело не с готовой рецептурой,а с многообразием функционирования художественной структуры,обусловленной, национальной традицией и исторической действительностью.Поэтому мы исходим не из определения поэтики как таковой / как в узком,так и в широком ее понимании// а очерчиваем круг основных вопросов. казахского героического эпоса,входящих в предмет исторической поэтики.Таковыми,являются не только поэтические средства,способы и приемы изображения,но и искусство сюжето-сложения,искусство'использования категории времени й пространств а, искусство создания героического образа в контексте особой эпической эпохи,роль временной категории в процессе циклизации эпоса. . 1

Именно понимание поэтики как художественной системы предопределило исходную позицию.в изучении поэтикиитйполйгии эпоса как й диахроническом,так и в синхроническом аспектах. -Б.Н.Путилов подчеркивал,что "поэтика- жанра - это всегда поэтика¿связанная в историко-тйпологическом плане с предшес-

твующими жанровыми состояниями .вытекающая из них, обусловленная ими,регулируемая такими Связями"^.Следовательно,системность поэтики прежде всего основана на отношениях типологической преемственности.

Учитывая специфику предмета рассмотрения мы,по мере,возможности,пытаемся исходить из анализа.поэтической материализации народного-мировоззрения в -рамках'жанра.Этими общими • . соображениями автор диссертации стремился предварить более подробное рассмотрение принципов и идей с целью выявления системных и доминантных'признаков поэтики эпоса.

Раскрытию.жанрово -поэтических' истоков героического эпоса посвящен третий раздел . — "Архаический и героический эпос". Здесь большая роль отводится богатырским сказкам и архаическим эпосам мифологического,сказочного и героического характера. . Положительным является то,что типологическое изучение этих жанров в сравнении с героическим эпосом позволило обобщить 'наиболее общие черты в'их поэтике,а именно.в-сюжетосложении, в создании героического .образа,В использовании категории времени и пространства,в-использовании поэтических.приемов и... средств '/.при'е'ш в^щеления героя,приемы противопоставления своего и чужого,гиперболизация.идеализация и т.д./,а также сопоставить их тематический диапазон.. • • .

. Прл изучении »аировой типологии героического эпоса приобретает особую' важность рассмотрение диалектически взаимо- " отношений йрздней. фольклорной ;традиции .('ф- старо ¡1. Несомненно, что героический 5пос ^о его окончательного сложения как жанра,

1.Дут1ЛОв' Б.Н. Совдедёдаю-^о&вш.ис1рор||ч(вской поэтики, е.16.

- 17 - .

испытал воздействие древнейших жанров фольклора,- и прежде всего мифа»богатырской сказки и архаического эпоса.

Взаимоотношение этих жанров отчетливо проявляется,в сю-жетике.Как уже отмечено выше,многие сюжетные темы и мотивы героического эпоса унаследованы от сказки и архаического эпоса с соответствующей художественной 'переобработкой в рамках новой исторической действительности.

.Основная типойал сюжетная ось в них - богатырское сватовство.Анализ показал,что в казахском архаическом эпосе "Ку- • быгул","Дотан","КуламергенДоямерген" доминируют семейно-ро-довые темь! в сказочно-мифологическом оформлении.Здесь цель героической борьбы целиком подчинена стой теме.Сюжет .включает в себя устойчивые мотивы как чудесное рождение,быстрый рост героя,поиск.невесты,борьба за нее и возвращение героя!

Следует заметить, что подобные мотивы в архаической эпикй по сравнению с героическим эпосом,в большей степени представлены в сказочно-мифологическом оформлении: борьба е.- мифическими 'персонажами - жалмауыз кемптр /-.ненасытная баба-яга/, . айдаЬар /дракон/, дэу /великан/;, обращение' к помощи чудесных -предметов; соответственно с мифологической моделью, разделен-ность мира на'три части/верхний,средний'и-нижний мир/;одино-чёство героя .восходящее к.'представлениям 6 богатыре-первопредк<| .• ■ В этом плане методологически значимы соображения, В.М.Жир- -мунского о том,что для архаической'эпики. характерны"черты богатырской сказки^.Однако анализ показал,что между классическим героическим эпосом и богатырской' сказкой стоит проме-

йирмунский. В. II. Народный героический эпос.Сравнительно-, исторические.очерки.!'.-Л.,1962;ЕгО же.Тпркский героический эпсс.Л.,1974.С.222-224.

- 18 -

жуточная форма эпоса.Это т архаический эпос мифологической,сказочной и героической тематики.

По крайней мере типологическое изучение различных исторических типов эпоса и богатырской сказки на материале казахского фольклора свидетельствует об этом.Черты богатырской сказки становятся фоном,но'не жанрообразующими доминантами не только в героическом эпосе, но и в архаической эпике.Судя по временно-пространственному оформлению и героический, и архаический эпос полностью соответствует природе жанра эпоса;в обоих случаях преобладают родовые признаки эпической традиции.

. Несмотря на большую роль'мифологического и сказочного в архаической эпике,как и в героическом.эпосе,определяющей является целевая, установка на якобы имевшую место в жизни реальность.Чудесное в традиции эпоса не характеризуется как вымышленное:здесь оно либо снимается,либо воспринимается как вполне возможное, •

Разумеется,при атом сказочно-мифологические элементы трансформируются в условиях эпической традиции.И этому процессу,как нам представляется,присущ в первую очередь пространственно-временной детерминизм.

Об эпической переработке материала в архаическом эпосе свидетельствует, целый.ряд деталей.Среди них конкретизация места и времени происходящего,окружающей среды.Экспозиция архаического эцоса повествует о земле и историческом времени батыра: Кок Ед1Лд.1Ц бойында - На берегу голубого Едиля /"Кубыгул"/, Кещег! Орманбет хан заманында - Во времени хана Орманбета./ "Дотан"/.Эпический "историзм" находит свое во-

- 19 -

гглощёнйе в конкретной географии и в исторической времени /Орманбет - один из правителей ногайлинской эпохи/.Тогда как й богатырской сказке всё же подчеркивается условность места и'времени происходящего: ерте,ёртё,ертеде... - в давние4 предавние времена..., /"Ер Тостик", "Кёндёбай"/, бурынгы откед заманда - в давно прошедшее времена.

.Вторая г л а в а - "Поэтика эпического времени и пространства" состоит из двух разделов.3 первом разделе анализируется поэтика эпического художественного времени,в частности,времй Исполнителя И сюжетное время.Анализ показал, что время исполнителя четко отделяется от эпической эпохи тогда^когда оно констатируется вне сюжета.С переходом в сюжетное время расстояние между временем исполнителя и.временем героя исчезает,кли становится незаметным.Разумеется,повествователь тредко вмешивается в ход событий,т;е. в сюжетное время-.Так,в процессе развития сюжета исполнитель с помощью слов "тогда","между тем",*'в это время", "прошло некоторое время", "теперь","а теперь слушайте о том,как" связывает , различные эпизоды,монологи"и диалоги,от одного героя переходит к другому.В сущности,здесь повествование ведётся не с.позиции большого расстояния,а'в целях перевода от одного события к другому.И это время является как бы паузой между . повествованием и сюжетным временем..

■ Многие сказители-в свое время перед исполнением эпоса пё-лй так называемый жыр_жёлтсг / ожерелье песен/, в котором они непосредственно обращаются к сулшатёляь^В этой обращения сказитель сообщает о своем репертуаре^о гброе^о его. времени и месте.Несомненно,что здесь-повествовательное пре?/я.стоит

' ' - 20 - • в одном ряду со временем слушателей.

Известно,что "ожерелье песен" исполняли такие известные акыны и жырау как Нурым,Нуртуган,Марабай,Мергенбай,Жамбыл, . Нурпеис,Рахмет,Жалгасбай и др. Но многие из этих текстов не дошли до нас,поскольку собиратели и издатели эпоса чаще всего их опускали,думая что они не. имеют отношение к конкретному эпосу.Между тем,"Ожерелье песен" исполнялось именно в целях подготовки слушателя для восприятия особой эпической эпохи, отличной от времени слушателя.и сказителя.И'здесь четко улавливается,что сказитель целиком и полностью верит тоцу р чем он повествует.Но при атом исполнитель никогда не выступает в роли очевидца событий,а отмечает,что он лишь передает правдивые слова предков,былую историю народа,Сам сказитель верит также аруаху батыра,к нему обращает свою молитву,просит о помощи.

В сущности,время исполнителя является связьгоающим,промежуточных! временем между временем слушателей и эпической эпохой.В конце повествования оно содержит в себе чаще философское размышление.' о том,что мир в целрм быстротечен,его покидают все -ибатыры, и слушатели.В этом смысле время для всех обще,: вне времени может быть только смерть.

■ В целом,Эпическое врёмя в казахском героическом эпосе не замкцуто;оно тлеет:связь с временем слушателей.Это осуществляется путем йнесюжетного рассказа генеалогии батыра,потомки которого явля>>тоя современниками исполнителя.Таким образом, конец ппичёсхсго бредень .имеет выход на время слушателей. .3 атом аспекте и архаический и героический эпос имеют общую традицию.

- 21 -

. Сюжетное время также имеет свою специфику.Оно замедляется .убыстряется в зависимости от "плотности.события" /Д.С.Лихачев/, от действия батыраот характеристики изображаемого. Если герою предстоит преодолевать огромное расстояние, то врет в пути сокращается.В казахском героическом эпосе время в пути передается двумя способами:герой либо преодолевает огромноё расстояние з'а короткое время /обычно за день/.Тогда .ландшафт,географическая среда изобрзжеатся более подробно.Герой быстро,но последовательно скачет по степи,по горам,по пустынным и болотистым местам.Если же герой движется медленно,то путь не изображается, а лишь указывается время /ехал три дня й три ночи; три года; сорок дней.и.т.Д./. В типологическом плане последнее более характерно для сказки и архаического эпоса.Так,герои эпоса,"Кубыгул^ "Дотан" находятся в пути очень долго.Но путь Не описывается.

Убыстряется время также в связи с ростом героя.Как в архаическом,так и в героическом, эпосе герой в этот период не участвует в важных событиях.В пространственном отношении он. еще Не перемещается.Думается,что в связи с этим в эпосе нет необходимости подробно и долго описывать, рост героя.

В эпосе вне. событийности преобладает либо ускорение времени,либо упоминание о прошедшем времени.Здесь.время как бы перекидывает мост между статичными й динамичными, моментами . сюжета.Нам думается,что упоминание о времени, происходит в первую очередь тогда,когда в нем есть необходимость.Чем проз-, рачнее событийность,тем чаще происходящее йзмэряется. во времени и с этим непосредственно связана частота уопминания времени в сюжете эпоса.Но оно настолько тесно переплетено

с поэтической структурой эпоса,что его трудно отделить от . художественно-изобразительных средств и приемов эпоса.С . формированием жанра эпоса,очевидно,возболадало и поэтичес- •.

кое,и временное началр.В данном случае мы.'■имеем дело с син-- тезом художественности и категории времени.Их синтетичность заложена в самой жанрово-поэтической семантике эпоса.

Иначе говрря.сама художественная ткань эпоса основана на диЭДерещировагаости и поляризации временных категорий.Это очень ярко проявляется в батальных, сценах.Батыр тщательно готовится к,бою,молится своим покровителям-святым, рбращается к коню,оружию,а затем только выходит на1 поединок. Подробно .описывается его' бой с вражеским. бо'гатырем.В этот период время течет медленно.,т.е. оно здесь максимально приближено к реальному . времени,Но. в дальнейшем как правило,бой приобретает массовый„характер.И здесь действие батыра,а заодно и время убыстряется.Тогда при повествовании вынужденно • констатируется-время,поскольку действие здесь не соответс- • твует реально*^ времени.происходят важные изменения в его фактическом;течении.В связи с этим уменьшается и детализа-цня.Описание рее' более приобретает Общий и обобщающий ха-рактер.Этот рубеж становится важнейшим моментом в идеализации и гиперболизации самого батыра. '■

Иная'картина наблюдается в эпическом повествовании,когда оно подробно фиксирует, события /прощание,внутренние переживания ]йр0я,да"^ог,монолог,подготовка к пути,подготовка к бою и т.д./.Здесь- время,несомненно,течет медленно.Описание баткра.его психологического, состояния и действий /прием пищи,сон, его монологи и диалоги,состязание в айтысах и др./

' - 23 -

максимально приближается к реальной действительности.Он наделен общедоступными обычными качествами.Времл здесь не торопит событий.Оно изображается таким,каким должно быть в жизни. _ .

Вполне естественно,что время при'этом не фиксируется. Исполнитель здесь как бы заодно с батыром,с его временем. Тут. доминирует время батыра¡повествователь отодвигается на второй план или же становится совершенно незаметным.

Характерно,что .в указанных эпизодах слушатели также забывают со своем времени.Нх воображение самым тесным образом переплетается с особой героической эпохой и образуется единый сплав прошлого и настоящего,эпического и реального, героического и обыденного.И это происходит потоцу.что исполнитель здесь полностью входит в роль персонажей.Он плачет, смеется,разгневан,поет- так,как поет сам герой или героиня.

В результате все временные измерения концентрируются вокруг самого батыра.И эпос достигает здесь чрезвычайно характерной для него изобразительности.При этом следует отметить,что установка на правдивости в эпосе' еще более усиливает эту ситуацию.

Забегание сюжетного времени в будущее и назад от ос' новного эпического времени не характерно для героического эйоса.Однако в эпосе встречается время в виде воспоминания и виде предчувствия и сновидения о предстоящем,но оно воспринимается в контексте настоящего времени.Так,в эпосе "Ка-расай и Казн" / вариант Кашагана/ рождение батыра описывается в виде воспоминания матери героя.Материалы казахского героического эпоса показывают,что подобный эпизод единичен.

- 24 -

Но все же этот случай свидетельствует о том,что сюжетная стхукчура эпоса позволяет использовать различные временные измерения. •

Здесь отчетливо раскрывается самоценность самого устного исполнения.Устное исполнение в той или иной степени-имеет отношение и к общей структуре произведения.Оно должно явиться тем моментом,который Может сослужить добрую службу при . слуховом восприятии текста.Йбо при устном исполнении эпоса забегание времени вперед или назад от основного времени сюжетного развития требует вмешательства исполнителя.

При этом частое вмешательство в повествование иногда наносит ущерб композиционной стройности произведения.Но Такое вмешательство при разнолинейности сюжетной структуры неизбежно, ибо в противном случае слушатель легко может потеряться в гуще разновременных и разнолинейных событий.Он волей-неволей должен следовать .за исполнителем.Слушатель не имеет возможности поэтапно осмысливать и сводить, в единое целое разнолинейные события,как это под силу читателю. Именно вследствие этого для эпоса в Целом характерна однонаправленность повествования.

_Во втором разделе анализируются вопросы эпического пространства в двух аспектах: эпическая концепция пространства и его художественная особенность.Понятие пространства /название местности,гор,озер,рек и т.д./ - категория историческая.Однако и она подчинена поэтическим законам эпоса. Прежде всего она событнКна.Поэтому его изображение -и.перечисление гг.гг.спт от характера сюжетного временила значит оно спи:?-. т?с!'П'. обгазо'к связано с категориями времени эпо-

- 25 -

са.Сочетание их ¡в эпическом тексте в виде хронотопа /1/1.Бахтин/ несомненно обусловлено жанрово-поэтической спецификой эпоса. "

Пространство сгущается когда убыстряется время.И этот процесс непосредственно связан с активным действием батыра: от"езд и приезд,сражение,странствие и др.З отличие от времени вне событий пространство в эпосе не имеет существенного значения.Здесь оно как бы'безучастно.Но как только начинается перемещение батыра оно. выступает на первый план.

Категория пространства предпологает отображение окружающей среды и явлений в понятиях и названиях.Понятия включают в себя воспроизведение реальности в ее существенных признаках.Сопоставляя понятие пространства с художественной структурой эпоса,можно отметить,что степень систематичности • и перечисления понятий пространства в эпосе содержит черты реальности.Однако,понятия,связанные с пространством в эпосе, основаны на отражении его в совокупности,на познании его целостности.Вследствие этого представление о пространстве проникается "духовностью",оно в составе целого означает больше,чем в простом восприятии его.а отдельности.

Анализированные нами эпические произведения убеждают,- -что пространство, становится также неот"емлемо£ частью определенной эпической эпохи.Пространственные понятия и географические названия в традиции эпоса являют в совокупности своей нерасторжимое целое,одним из важнейших свойств которого является взаимозаменяемость.Однако взаимозаменяемость эта строго основывается на логике и целостности общеэпического фонда,который в целом состоит' из представлений

- 25 -

об особой эпической эпохе и соответствующей ей среде. Поэтому эпическое изображение ближе к передаче ощущений реальности.

Любопытно отметить,что не все сказители знали где расположены те или иные названные ими же в эпосе местности -горы,озера,реки,города,укрепленные крепости^Это уже предполагает взаимозаменяемость пространственных понятий в аналогичных сюжетных ситуациях эпоса.Поэтогу мы не можем в той же последовательности и точно локализовать географические названия,которыми оперируют сказители при описании походов и странствий батыра.

Эпическая концепция пространства непосредственно связана с народной концепцией истории.Эпос изображает не только реальность,™ и "вековые стремления и идеалы* /В.Я.Пропп/ народа.В нем тесно переплетаются реальное .и желаемое¿действительное и сказочно-фантастическое.Отсюда и неточность или же вымышленный характер 'ряда пространственных представлений в эпосе..'.-.

Следует отметить,что. описания пространства удивительным образом имеют явно■вымышленные черты там,где эпос Повествует с сверкестественном и. фантастическом,о чудесных дейс-. твиях батыра.В казахском, героическом эпосе подобного рода описания характерны главным сбр&зом Для мотивов чудесного . рожден! л .богатырского сватовства-и дальних-странствий.

В сущности,эти'мотивы унаследованы в,героическом эпосе от мифа и богатырской сказки. .

Ху^с^стреккая-спезфйга пространства 'определяются не' : только тем,что скр сгягако- с раз.'гдп-:::'::! гсгёктаги сюжетного

развития и соответственно этому его реальностью или вымышленное™), непоследовательностью и взаимозаменяемостью.Пространственные представления дифференцированы такте по кон- ' фликтным ситуациям.В сущности,пространство в эпосе представлено в виде противопоставления своего и чужого /вражеского/, кочевого и оседлого реалий.

Большое место занимает также изображение пространства в виде бинарной оппозиции: горы и реки /озера/,вверх и вниз, пустыня и оазис,степь и укрепленная крепость и т.д. Особенно при'перемещении батыра типичным является эпическая формула:

Аскар-аскар таулардан, Айдын шалн;ар. келдерден.. . Через неприступные высокие горы, Через'прозрачные широкие озеры...-Противопоставление своего и чужого в эпосе мыслится с теми особенностями сюжета, с которыми оно предстает в структурном единстве.Так,перемещения батыра происходят поочередно либо в своем,либо во вражеском стане.При этом самую простейшую структуру сюжета можно представить в следующем порядке:

земля батыра -* вражеский город'-» земля батыра Данное пространственное расположение сюжета типично для мотива богатырского сватовства или для первого подвига героя,Оно является основой сюжетной структуры богатырской сказки и архаического эпоса. •

Дальнейшее развитие этой схемы в героическом эпосе, очевидно, шло двугл путями:

- 28 -

I/ путем неоднократного повторения от"езда и приезда батыра,что характерно для отдельных монументальных эпосов /"Алпамыс", "Кобланды батыр", "Карабек", "Короглы", "Едиге", "Шора", "Ер Саин" и др./.Здесь налицо контаминированная специфика сюжета;

2/ путем расширения и дополнения эпизода однократного перемещения батыра все новыми событиями и эпизодами.

Последний тип сюжета преобладает в эпических произведениях, созданных по принципу циклизации.Об этом ярко свидетельствует цикл эпосов "Сорок батыров Крыма", записанных от великого сказителя Курина Сенгирбаева,

Отметим,что в об"единеншк в-цикл эпосах, очевидно, . эффективно описание однократного,но яркого от"езда и приезда батыра,ибо многократное перемещение батыра внутри каждого эпоса может вызвать ощущение монотонности.

Глава.третья - "Эпическая эпоха" состоит из двух разделов. Первый- раздел - ' '."Историческая действительность и эпическое время". В атом разделе Освещаются проблемы эпической эпохи и связанные с ней эпические тра- " диции.

Эпическая эпоха, несомненно восходит к определенной исторической эпохе.В диссертационном исследований применительно к казахскому героическому эпосу выделяются две-эпохи. Эта - эпоха. об"единения ногайских родОв и эпоха в рамках отдельного ¡рода и племени /кыпчак,конрат и др./. Анализ показал,что эпическая эпоха не адекватна исторической действительности,она в известной степени явлется народ-

ной эпической концепцией истории.

Эпическая эпоха не представляет собой готовой целостной ц законченной картины исторического общества.Она как бы растворяется и обнаруживает себя в контексте сюжетного развития.При этом представление об эпической эпохе не сводится к выборочным и фрагментарным обрисовкам реальной действительности.В эпосе "переосмысленное,трансформированное '.'реальное"и подвергшееся, той'же трансфорлации' "вымышленное" образуют единый сплав"'''. Именно этим отличается эпическая эпоха от исторической. '

Однако,несмотря на такой сплав в эпической традиции ему предписывается "историчность".Поэтому мы здесь имеем дело.не с самой историей как таковой, а с ее художественным воплощением и "исторической инверсией" /М.Бахтин/.

В диссертации особое внимание уделяется сравнительному -изучению эпической эпохи в сопоставлении с исторической.Поскольку в казахском героическом эпосе доминирует эопха,связанная о Ногайской ордой ДШ - ХУ1 вв/,то в центре анализа ..оказались ее социально-историческая и эпическая, характеристики.

В результате.обнаруживается,что эпическая концепция данной эпохи гораздо глубже й шире,чем исторические события" тех. времен; А именно, во всех эпосах.в том числе ив -цшслизоватых¿преобладает тематика об единства "и сплочен-

I '

Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность.

Л.,1988.С.46.

- 30 -

ности всех родов не только внутри Ногайской орды,но и в кочевом обществе в целом.Любая конфликтная ситуация разрешается в пользу единства и об"единения,хотя исторические материалы нередко свидетельствуют об обратном.Здесь внутренние конфликты и междусобицы сглагипаются и заканчиваются с наказанием того,кто покушался на единство близких родов. Центр тяжести внутренней борьбы перемещен на борьбу с внешним врагом.А это,как мы знаем, не сама история,а ее желаемая трактовка в эпосе.

Эпическая эпоха в сознании народа - особая "золотая эпоха" / Ч.Валиханов/.Она является воплощением не только прошлого,но и желаемого будущего.При этом идея единства близких родов и племен в эпосе находит свое воплощение не на уровне мечты и чаянии,а изображается это единство как реальность.Поэтому исторические лица,конфликтовавшие между собой или жившие в разное Бремя, в эпосе выступают в одно и то же время совместно против внешнего брага.

Отсюда,видимо, и произошла перестановка героев как во временном, так и в пространственном измерений.Эпические батыры ногайлинского периода,как об этом свидетельствуют исторические материалы,порою не совпадают в реальном времени.

Такую же картину наблюдаем и в отношении пространства. ■ Пространственное расположение йпйческой ногайлинскоЙ эпохи гораздо шире,чём географическая среда Ногайлинской орды,хотя преобладают картины исторического центра,т.е. местоположение Ногайлинской орды.

- 31 -

В эпосе практическое воплощение идеи об единстве распространено и на понятия пространства.Местонахождение близ-

ЖИВ1ПИХ,

ких родов и племен,в реальности 'Ьне об"единения Ногайской орды в эпосе мыслится в составе этого об"единения.Поэтому диапазон перемещения батыров в пределах "своего" очень широк. Казань,Крым,Хиуа,Ургенч,Кушсент,Стамбул, Рун /Византия/, Андижан,Кокан.Каратау,Алатау,Кап тауы /Кавказские горы/, Орал,Ццил.Жаик,Сырьдария.Амудария и т.д. - все это географическая среда,гда батыри могут сражаться для освобождения родной земли от внешних врагов /кызылбасов,калмыков,ынды-сов/.

Эпическая эпоха отдельных родов /кыпчакская эпоха в эпосе "Кобланди батыр", конратская эпоха в "Алпамысе"/ существенно не отличается от ногайлинской эпохи.Обе они изображаются на основе общей эпической традиции казахского народа.Однако, отметим,что по сравнению с эпохой,где воспевается единство об"единенных родов /Ь данном случае ногай-линская эпоха/,эпоха отдельных родов имеет более древний характер.В сущности,она восходит к тем времена!..,когда еще не произошла консолидация родов.Об этом свидетельствует тот факт,что такая эпоха,во-первых, изображается главным образом в архаической эпике /"Куламерген.Жоямерген", "Кубы-гул"/»во-вторых,в классическом героическом эпосе она,как правило,включает в себе архаические мотивы - чудесное рождение,первый подвиг или борьба за невесту /иногда состязание с ней/,возвращение с невестой в родное кочевье /"Коб-

ланды батыр", "Алпаыыс", "Ер Саин"/ и др. . .

Понятие "эпическая эпоха" имеет определяющее зйачение в процессе циклизации эпоса.Особенно,ногайская эпоха .- это не только определенное время в эпосе,но и общая, для многих эпосов эпоха,в которой-об"единёны,по разным принципам /генеалогический, биографический Единый центр и т.д./ десятки сюжетов,возникшие как раньше /"Ер Кокшо"; "Ер Косай",'."Дстан"/. так и в этот период.Об этом ярко свидетельствует прежде всего эпический цикл " Сорок батыров .Крыма". .

Анализ показал,что-в традиции казахского героического эпоса ведущее место занимают принципы генеалогической и биографической циклкзацйй.Здесь'циклизаций эпоса по принципу единого центра с единый верховным ггравителем /ханом/, как это наблюдается в эпической традиции Других народов /например, киевский кнййь Владимир в русских былинах/.ярко не выражена.■По-видимому,рб"ёдйнёни& родов в кочевом но'гай-линском обществе всё .»сносило номинальный характер; .

^то£дй_раз£е-л - *Эпичёсйай ^диция* посвящэн.анализу эпической традиции в контекёт-е эпической эпохи .Как мы уже отметили,Эпическая зсНха в понимании н&родй. особая героическая эпоха.Соответственно это^уи Создаётся;образ, батыра.Он идеализирован именно в ра^осйх впйческой эпохй.Ёго'поступки -и подвиги соизмеримы.е представлением обэ*оЙ особой герой-, чёской эпохе,. • ■ ■ •

Поэтому столь *е естественно,что для'этой .'эпохи самая вксская фигура - ото. батыр.Но какой социальной среды он йы-

ходит - для эпоса это на имеет принципиального значения. Любопытно отметить,что любой представитель общества,будь он бедняк'или..богач,хан или простой охотник,идеализируется то.гДа,когда его фигура сливается .с образом батыра.Вне богатырского качества никто 'не.может стоять выше. его.В его силах наказать даже■ верховного.' хана,если он' заслуживает того, или сам избираётся Ханом,;хотя. это противоречит истории /начиная с монгольского нйществйя в степи избирался ханом только чингизид/.Все это,несомненно,оказало, действенное влияние на . создание художественного образа. :' ' .

. В. диссертаций подробно анализируется эволюция эпической традиции в созданий образа батыра.Разные социальные"типы ба-. тыра рассматриваются, в контексте соцйал'ьно-йсторичеекой дифференциации сбщества.При этом анализу подверглись такие доминирующие типы .батыра как ьцйы мер'ген батыр /батыр - ■ охотник/,- батыр хан„батыр би./бек/,

' 0 тоъ^что ханами /каганами/первоначально именовались родо-пл.еменные. возд^.писало'сь многой. .Его. образ чаще неделей божественным.качеством: жбо ему .покровительствует, сам . Тенгр11,либ(| он сам'Ь'бяадае*' с&ерхестествёнными качествами. Этому ми находим парапле'лй й в древн&тюркской"письменнбсти - . тз. МалоЙ. а-Большой""тдовсй/в честь Кюль -.Тегина . •. ;! • : Инэнйт) в-бтоы ключе тракзустод .чудесное рождение,быс-

Сурапиков С.С.'Алтайский'героический эпос.М.,1985. V

•г '.:• г:; . • •, .'■•. ..• • с.29. ' .

.-•2. ■ 1 • •; ■ •'•' V •.• ■•- ■ . ■ ■;■•: • • • -

• :Ертедег1 эдвбивт нуецалары.Алиади, 1967. .26,34-6,

- 34 -

трый рост ,покровительство аруяхоя,одиночество,избирание ханом батыра в героическом эпосе.

Древнейшую основу иммет также и образ батыра - охотника.Эволюционное развитие его от первопредка или культурного, героя /Е.Н.Мелетинский/ в мифе и сказке до батыра-охотника в архаическом /"Куламерген.Жоямерген", "Едил - Жайын;", "До-тан"/ и героическом эпосе /"Камбар батыр", "Аншыбай"/ очевидно.

Несомненно,что трансформация упомянутых типов батыра происходила в условиях социально-исторической и жанровой дифференциации фольклора с неизбежными для этого процесса явлениями утери,обновления,.либо обогащения ряда их признаков. При этом важное значение имела ориентированность жанра на вымысел или'на правдоподобность.

В соответствии с реальной действительностью и социальным расслоением общества в героическом эпосе создаются и другие типы батыра.Такими являются батыр бий /"Щциге"/,батыр -бедняк или батыр -сирота /"Карасай и Кази", "Манашыулы Туяк-бай" и др/.К последнему типу батыра позднее примкнул также образ батыра - охотника /"Аншыбай","Камбар батыр"/.

Наконец, четвертая, 'глава - "Эпическая сгсжетика и художественные приемы" посвящена системно^ анализу эпических мотивов,художественных приемов и средств в контексте эпической сюжетики.Она состоит из двух разделов.Первый раздел - "Сюжет и мотив" раскрывает системные связи сюжета и »ютивж в художественной структуре эпоса.При этом мотй-

- 35 -

вы рассматриваются не только в содержательном плане^что и являются традиционным в эпосоведенин.но и анализируются их функции в сюжетной структуре эпоса, И на этой основе выделяются несколько типов мотива:это - мотив-ситуация, мотив -речь,мотив - действие,мотив -описание'и мотив - характеристика,которые впервые описаны и обоснованы в трудах Б.Н.Путилова*.

Системное описание указанных типов мотива основывается на их функции в сюжетном развитии эпоса /экспозиция,завязка,развитие действия,кульминация,раявязка,эпилог и пролог/. Поэтому описание мотива здесь не мыслимо вне сюжета.Любой тип мотива рассматривается в разных параметрах:в плане содержания /рождение,рост,весть о суженой,состязание,борьба с . врагом,победа и возвращение и т.д./ и в плане формы выражения /монолог,диалог,авторская речь,описание,сновидение,предчувствие, воспоминание и т.д./, в контексте статичных и динамичных моментов сюжета,в контексте временных и пространственных понятий.

В результате с помощью понятия "сюжетный инвариант" /Б.Н.Путилов/ обобщаются типичные сюжеты казахского героического эпоса.Они представлены в следующей схеме: Сюжет'I. Богатырское детство и,женитьба героя

/богатырское_сватовство/

I. Описание - рассказ о роде /племени/.

I ' '

Путилов Б.Н.Мотив как сюжетообразующий злекент//Типологи-

ческие исследования по фольклору.М.,1975.С.141г-155;Его же.Героический эпос и действительность.Л.,1988.0.137,

- 36 -

2.Чудесное рождение батыра.

3.Богатырское детство.

4.Первый подвиг / в позднем эпосе отсутствует/.

5.Весть о суженой / поиск невесту/.

6.Состязание /борьба/ с невестой или состязание жени-

хов/.

7.Победа и возвращение батыра с невестой. Сюжет П._Бог2тырские_подвиги..

8.Весть о нападении врагА. 9.Отправление в поход.

1С.Борьба батыров /иногда неудачный поход и пленение

батыра/. IT¿Поединки и победа батыра. 12.Возвращение. . Сюжет III.Освобождение рода /племени,невесты,родственников/ от вгагов /рабов/. . 13'.Весть /сон, сообщение/ о пленении /унижений/ жены и родственников /родов/.

14.Намерение йрага /соперника,раба/. жениться на суженой батыра.

15.Тайнаш встреча мужа и жены /сестры,родственников/ или неузнанный муж на свадьбе своей- .жены /сестрц/.

16.Борьба /состязание/ и.узнавание батыра.

17.Возвращение на родное кочевье или наказание соперника /раба,врага/.

16.15схрд /пир/.

- 37 -

Итак,здесь приведены три наиболее типичных сюжета; 1/богатырское детство и женитьба батыра, 2/богатырские подвиги, 3/освобожденке рода /племени,невесты,родственников/ от врагов /рабов,соперников/. Они в эпосе представлены как в отдельности так и в контаминации.Более древним оказался первый,который широко распространен в сказке и архаическом эпосе /"Дотан", "Куламерген.Жоямерген1*, "Кубыгул"/.

Все эти сюжеты почти полностью и в той же последовательности мотивов представлены в отдельных монументальных героических эпосах /"Алпамыс", "Кобланды батыр", "Карабек", "Ер Саин"/.Что касается второго типа сюжета,то он в большей степени доминирует в эпосах,об"единенных в цикл,в частности в "Сорок батыров Крыма".

Разумеется,в зависимости от сюжетной структуры и контаминации функция одного и того же мотива не идентична в разных эпосах: иногда он становится важным звеном сюжетного развития /например,сновидение как завязка/ или же отодвигается на второй план.,

Системноцу анализу подверглась доминантные типы мотивов, которые являются не только основным сюжетообразующим элементом эпоса,но и играют большую роль в организации эпического повествования.Этому вопросу и посвя^н_второй_ £аздел_- "Мотив и художественные приемы".

Анализ показал,что в структуре мотива выявляются системные особенности художественных приемов и средств.Использование эпической гиперболизации,символики,сравнения,метафоры,художественно-определительных сочетаний во многой

зависит от места и значения мотива в сюжетной структуре эпоса.

Так, в казахском героическом эпосе когда мотив -ситуация выступает в роли экспозиции в нем преобладают художественно - определительные сочетания, характеризующие реалии родного кочевья батыра.Сравнения и гиперболизация в большей степени встречаются в динамичных моментах сюжета, т.е. в мотиве - действие, тогда как метафора,символика, метонимия доминируют в мотиве - речи, особенно в мотиве сновидения.

Таким образом, поэтика казахского героического эпоса пройла большой и сложный путь .своего развития.Несомненно, что ее исторические й структурные аспекты нуждаются в более широком сравнительном изучении.

Реферируемая диссертация являет собой первый опыт целостного восприятия и .системного анализа казахского героического эпоса. Хотелось бы надеяться,что исходные положения и выводы ее станут основой для будущих,качественно новых исследований по фольклору.

Основное содержание диссертации изложено в следующих работах:

1.Поэтика казахского героического эпоса. Алма- Ата, Гылыы,1993. 19 п.л» /Монография.на казахской языке/.

2.Казахский эпос»Проблемы системного и сравнительного анализа.Учебное пособие.Алма -Ата,1987. 5 п.л.

/ на каз.языке/.

3.К вопросу внутрижанровой трансформации художественных средств эпос» // Вопросы истории литературы Востока. М,:Наука,1979. Ь,6 п.л.

4.Художественно-определительная система героического и романического эпоса тюркояэычных народов //Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М.:Наука,

1980. 2 п.л.

5.Общие мотивы ргуэского и казахского героического эпоса //Типология казахского фольклора. Алма -Ата:Гылым,

1981. I п.л, / на каз.языке/.

6.Поминки по Кокетаю /эпизод эпоса "Манас",записанный Ч.Ч.Валихановым/ //журнал "Ала-Тоо",Фрунзе,1979.

№7. 5,5 п.л. / в соавторстве/

7.К вопросу о социально - исторической детерминированности изобразительно - выразительных средств эпоса '//"Джангар" и проблемы тюрко - монгольского эпоса. Элиста, 1978. 0,1 п.л.

8.Огузский героический эпос "Китаби Деде Коркут". Учебно - методическая разработка.Алма - Ата,1986. 2 п.л. /на каз.языке/ История казахской фольклористики в первой половине XIX в. //Исторш* казахской фольклористики.Алма-Ата: Гылым, 1988, 2,5 п.л. /на кая.языке/

Ю.Проблемы системного изучения поэтики эпоса тюркояэычных народов // Тюркология -. 88.Тезисы докладов

всесоюзной тюркологической конференции. Фрунзе, 1988. 0,1 п.л. -

11.Казахский эпос "Кобланды батыр" //Советск«я тюркология. 1988, №6. 0,5 п.л.

12.Генезис эпических жанров фольклора- //фольклор и действительность. Алыа - Ата,Гылым, 1990.'2 п.л.

/ на каз.языке/

13.Метафора в поэтической системе офзского эпоса // Вопросы традиции и новаторства в казахском фольклоре. Караганда, 1990.. 1(5 п.л.

14.Казахская фольклористика: проблемы и перспективы // Алем.Алма-Ата,1990. 1,5 п.л. / на каз.языке/

15.Проблемы систематизации эпоса.тюркоявычных народов // Материалы И рекомендаций III Республиканской научно -практической конференции по фольклору. Алма-Ата,1991.

0,2 П.л.