автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэтика романа-трилогии "Гнездо солнца" Хакима Курбана

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Алиева, Сабина Курбановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика романа-трилогии "Гнездо солнца" Хакима Курбана'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Алиева, Сабина Курбановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЖАНР РОМАНА В ЛЕЗГИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ТВОРЧЕСТВО

ХАКИМА КУРБАНА.

1.1. Творческий пугьХКурбана в контексте формирования жанра романа в лезгинской литературе.

1.2. История создания романа-трилогии «Гнездо солнца».

ГЛАВА II. ПОЭТИКАЮМАНА-ТРИЛОГИИ«ГНЕЗДОСОЛНЦА».

2.1. Сюжето-компгоиционные особенности романа-трилогии.

2.1.1. Роман «Дорога веков».

2.1.2. Роман «Трудное счастье».

2.1.3. Роман «В поисках сокровища».

2.2. Система образов романа-трилогии.

2.2.1. Герой на стыке эпох в романе «Дорога веков».

2.2.2. Этапы новой жизни в романе «Трудное счастье».

2.2.3. Фронт и тыл в романе «В поисках сокровища».

ГЛАВА III. ХУДОЖЕСГВЕ11НШВОБРА31ГШ1Ы1ЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КАТЕГОРИЯ

ВРЕМЕНИ В ЮМАНЕ-ТРИЛОГИИ «ГНЕЗДО СОЛНЦА».

3.1. Изобразительно-выразительные средства языка.

3.2. Жанровые особенности и художественное время.

3.3. Художественные особенности и вопросы стиля.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Алиева, Сабина Курбановна

1 Современное состояние лезгинской прозы - это результат ее ускоренного и динамичного развития в XX веке. За последние полвека национальная литература вырастила целую плеяду самобытных писателей-прозаиков: Ахе-да Агаева, Забита Ризванова, Меджида Гаджиева, Абдулбари Махмудова, Бубы Гаджикулиева, Казима Казимова, Курбана Акимова, Фейруза Бадалова и др.

Современную лезгинскую прозу трудно представить без творчества талантливого писателя Акимова Курбана Халиковича (литературный псевдоним - Хаким Курбан). Его деятельность за более чем сорок лет охватывает многообразие эпических жанров литературы, в числе которых очерки, рас, сказы, новеллы, повести и романы, издающиеся отдельными книгами с 1961 t года по настоящее время. «Наряды Самура», «Чудо», «Невеста», «Зеленые цветы», «Живые горы», «Гнездо солнца», «Село с семью лицами» и другие произведения писателя давно стали классикой лезгинской литературы.

Роман-трилогия «Гнездо солнца» - широкое эпическое полотно, на наш взгляд, представляющее значительный научный интерес не только для дагестанского, но и российского литературоведения, поскольку оно наследует богатейшие традиции русской прозы, традиции литератур народов Дагестана.

Творчество Х.Курбана естественным образом вписывается в системные закономерности дагестанского и общероссийского литературного процесса. Обладая самобытным творчеством, Хаким Курбан относится к ряду своих талантливых современников: Валентина Распутина, Чингиза Айтматова, Меджида Гаджиева, Ахмедхана Абу-Бакара, Камала Абукова и других признанных мастеров художественного слова.

Актуальность настоящего исследования определена прежде всего особым местом, которое занимает роман-трилогия «Гнездо солнца» как в творчестве Хакима Курбана, так и в общей панораме лезгинской прозы и литературы. «Гнездо солнца» - одно из существенных слагаемых национальной культуры, художественного осмысления национально-исторического опыта лезгинского народа в течение целого века (со второй половины XIX века до второй половины ХХвека). Писатель показал, как Октябрьская революция победила на Кавказе, в Дагестане, как ее идеи проникли в семью и судьбу почти каждого горца, как Советская власть дала им новую другую жизнь.

По широте охвата пространственно-временных пластов, глубине мысли, масштабам понимания человека произведение Х.Курбана вслед за Г.Г.Гашаровым уверенно можно назвать «романом-эпопеей».(63,90У. Признаки романа-эпопеи - «это, прежде всего не внешние, а внутренние масштабы понимания человека и создания типического индивидуального образа», -так отмечает А.В.Чичерин в своей работе «Возникновение романа-эпопеи» (180,370).

Литературоведческий анализ романа-трилогии «Гнездо солнца» Х.Курбана позволяет изучить и обобщить национальное своеобразие лезгинской прозы, выявить ее общие типологические черты с дагестанской и русской прозой.

Масштабность и высокохудожественность романа-трилогии «Гнездо солнца», реальность и правдивость изображаемых в них исторических событий требуют объективного раскрытия поэтики этого оригинального эпического полотна лезгинского автора, чем и продиктован выбор темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. Об отдельных произведениях писателя на страницах газет и журналов («Коммунист», «Дагестанская правда», «Книжное обозрение», «Дружба», «Литературный Дагестан», «Самур»,

1 Здесь и далее в скобках первая цифра указывает на номер источника в списке использованной литературы, вторая - на страницу.

Лезги газет» и др.) на лезгинском и русском языках опубликованы статьи и рецензии критиков и писателей: А.Алема, М.Атабаева, А. Ашурбекова, Ф.Бахтиева, М.Гаджиева, Г.Гашарова, А.Гюльмагомедова, М.Джалилова, М.Мифталиева и др. За основу данного исследования взята книга Г.Гашарова «Хаким Курбан: грани творчества», которая носит обзорный характер.(бЗ).

Несмотря на некоторое количество литературно-критических статей и рецензий, художественное творчество Х.Курбана остается неисследованным. Роман-трилогия «Гнездо солнца», который представляет важный этап творческого роста писателя, также пока еще не стал объектом специального исследования.

Лезгинская литература в целом и творчество отдельных художников слова, в частности, Е.Эмина, С.Стальского, К.Меджидова, А.Агаева, А.Саидова, А.Махмудова, Х.Хаметовой и др., стали объектом исследования лишь в последние десятилетия XX века. Существующие литературно-критические публикации вводят в научный оборот творчество лезгинских писателей, в том числе и Хакима Курбана, делают его органической частью дагестанской литературы.

Цель исследования. Целью нашего исследования является литературоведческий анализ романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Курбана для создания целостного литературоведческого представления о его содержании, форме, поэтике и художественном мире. Считаем целесообразным изучить образную систему романа-трилогии, выделить его жанровые особенности и художественно-изобразительные средства, сосредоточить внимание на композиции, языке и стиле; показать современное звучание произведения, определение его места и роли в лезгинской и дагестанской литературе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- изучение жанра романа-эпопеи как новаторского явления в лезгинском литературном процессе;

- изучение творчества Х.Курбана в контексте эпохи;

- выявление жанровой, идейно-тематической и типологической общности романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Курбана на фоне дагестанской литературы;

- раскрытие своеобразия поэтики романа Х.Курбана;

- выявление новаторства писателя и его вклада в лезгинскую литературу;

- изучение тематики и проблематики, художественного метода, поэтики и специфики эстетического осмысления автором исторической действительности в романе.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в научный оборот впервые вводится роман-трилогия «Гнездо солнца» как эпопея известного лезгинского писателя Х.Курбана, которая рассматривается с позиции достижений современного литературоведения. Данная работа представляет собой первое монографическое литературоведческое исследование поэтики романа-трилогии.

Анализ романа-трилогии «Гнездо солнца» основан на учете всех факторов времени и духовной биографии прозаика. Данный подход исключает за-данность установок, искусственное подведение данного произведения под классовость, сведение ценности романа исключительно к социальной значимости.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой и методологической основой исследования являются важнейшие труды отечественных и дагестанских ученых-литературоведов по вопросам поэтики.

В ходе работы над диссертацией мы ориентировались на труды известных теоретиков и историков литературы: А.А.Потебни, А.Н.Веселовского, М.М.Бахтина, Б.Успенского, В.М. Жирмунского, В.Ф.Переверзева, ' Г.Н.Поспелова, Л.Я.Гинзбург, Ю.М.Лотмана и др., а также дагестанских литературоведов: Г.Г.Гамзатова, К.И.Абукова, А.М.Аджиева, З.Н.Акавова, С.Х.Ахмедова, Г.Г.Гашарова, В.М.Вагидова и др.

Методологическая основа диссертации определена принципами историзма в оценке фактов, тенденций развития лезгинской литературы и результатов творческого взаимодействия с другими литературами. Основой также являются структурно-функциональный и системный подходы к научному анализу, а также методология комплексного исследования.

Исходный методологический принцип - рассмотрение произведения в единстве формы и содержания, выявление особенностей внутренней органи-у зации текста романа.

Методы научного исследования. Основной метод изучения романа -трилогии «Гнездо солнца» - аналитический. Он связан с объективностью оценки произведения в контексте исторического времени. В диссертации использованы методы как эмпирического (описание, группировка фактов), так и теоретического уровней (аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция). В работе применяются также типологический и сравнительно-исторический методы.

Объектом исследования является, в первую очередь, три романа: «Дорога веков», «Трудное счастье» и «В поисках сокровища» - в совокупности составляющие роман-трилогию «Гнездо солнца». Кроме того, для уяснения творческих принципов писателя осмыслены почти все его книги и отдельные 1 публикации, что позволило выявить определенный менталитет писателя и творческие особенности его мировоззрения.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно представляет определенный вклад в разработку поэтики лезгинской прозы на примере романа-трилогии «Гнездо солнца» Х.Курбана. Изучение романа известного дагестанского писателя может представлять интерес для литературоведения как целостное художественно-эстетическое явление.

Практическое значение работы состоит в том, что ее материалы, основные положения и выводы могут быть использованы при чтении курса лекции по «Истории дагестанской советской литературы» в вузах, при составлении учебников и учебных пособий по лезгинской и дагестанской литературам для вузов, педагогических колледжей и общеобразовательных школ республики, а сама работа - как учебное пособие по творчеству Х.Курбана.

Поскольку роман-трилогия «Гнездо солнца» исследуется в таком аспекте впервые, диссертация может оказать существенную помощь при дальнейшем исследовании современной дагестанской прозы. Настоящий труд дает также некую модель анализа поэтики конкретного произведения.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, на межвузовских конференциях, а основные ее положения опубликованы в научных статьях.

Структура диссертации продиктована темой и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников исследования. Объем работы - 177 страниц машинописи (165 с. - основной текст, 11 с. -библиографии, включающей 196 наименований).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика романа-трилогии "Гнездо солнца" Хакима Курбана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование поэтики романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Кур-бана, крупного историко-революционного полотна лезгинской прозы второй половины XX века, дает нам основание сделать следующие выводы и умозаключения.

Современный лезгинский писатель Хаким Курбан создал оригинальный историко-революционный роман-трилогию «Гнездо солнца» - одно из крупных прозаических полотен национальной литературы. Своим творчеством Х.Курбан утверждает родство с породившей его землей и взлелеявшим его народом. Проза Х.Курбана (рассказы, новеллы, повести и романы) знает чувство ответственности перед народом. С этой ответственностью связана постоянно предъявляемая им к себе требовательность и неудовлетворенность достигнутым.

Хаким Курбан - писатель истинно народный. Первое условие народности - постановка в произведении проблем общенародного значения. Отсюда следует второе условие народности: художник освещает поставленную проблему объективно, в интересах народа. Роман-трилогия «Гнездо солнца» соответствует обоим условиям: художественный материал настолько богат, образы настолько содержательны, что они дают все основания сделать выводы, которые освещают поставленные в трилогии вопросы в интересах народа.

Роман-трилогия «Гнездо солнца» имеет большое познавательное и воспитательное значение читателя в духе дружбы между народами.

Трилогия Х.Курбана сильна своей тесной связью с жизнью. Писатель проявил себя в ней как художник, хорошо чувствующий слово, умеющий тонко передать картины природы, нарисовать характер и портрет человека, построить острые конфликты, помогающие раскрытию образов героев. В романе все совершенно логично и связано, но к такому простому повествованию Х.Курбан приходит в результате длительной и кропотливой работы.

С позиции нашей современности Х.Курбан в полнокровных художественных образах раскрыл читателям события предоктябрьской эпохи, показал в ней те ростки нового, которым суждено было с величайшей могучей силой расцвести в дни революции, в дни строительства социализма.

В романе-эпопее «Гнездо солнца» писатель настойчиво изучает человеческие характеры и сталкивает их в напряженных коллизиях, подсказанных жизнью; он стремится до корня вещей, до истоков зла, калечащего человека, до понимания практических возможностей уничтожения этого зла; он ищет пути сделать свое человеколюбие максимально действенным и на этих путях мудро соединяет гуманизм с политикой борьбы. Во всем и всегда он остается борцом за счастье людей труда, за то, чтобы уничтожить все отношения, все условия, в которых человек является приниженным, порабощенным, презренным существом, за то, чтобы жизнь трудового человека была достойной его разума и труда.

Поэтика романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Курбана прежде всего неразрывно связана с гуманизмом. Любовь автора к человеку, стремление воспитать гуманное отношение к жизни, обогатить человеческий разум ясным ее пониманием, возбудить социально - ценные чувства определяют не только общую направленность исторических романов Х.Курбана, но и принципы их художественной организации.

Роман-трилогия «Гнездо солнца» имеет много достоинств. Прежде всего, как историческая эпопея, роман опирается на историю лезгинского народа, а через него показывает историю Азербайджана и Дагестана.

В романе Х.Курбан большое внимание уделяет национальным и духовным ценностям лезгинского народа: он дает интересный и самобытный материал по лезгинскому фольклору, знакомит читателя с биографиями и произведениями поэтов прошлых веков, с культурой, обычаями, традициями народа, на которых основывается все лучшее, что есть в народе.

Проблема «традиционной» и «новой» нравственности затронута Х.Курбаном во многих произведениях, не обошел он этот вопрос и в романе-трилогии «Гнездо солнца».

В работе впервые глубоко прослеживается не только содержательная сторона произведения, но и поэтика, дается целостное представление о художественном мире романа. На конкретных примерах выявляются стилевые особенности художника, дается четкое и развернутое представление о композиции и особенностях романа, уделяется внимание художественным приемам писателя.

Наше исследование показало, что творческие искания Х.Курбана в области изображения жизни лезгинского высокогорного села в переломные исторические моменты приводит к заметным эстетическим результатам: совершенствуется поэтика жанра лезгинского романа, обогащается его внутренняя структура, создаются крупные характеры, усиливаются тенденции правдивого изображения жизни со всеми ее противоречиями, во всей ее полноте и сложности.

У Х.Курбана нет лишних деталей: все играет определенную роль, имеет значение. Этому способствует и увлекательные сюжетные линии, и стройная композиция, и жизненные, полные драматизма исторические события, и яркие национальные образы, и художественные приемы, и сочный эмоциональный язык романа-трилогии.

Анализ прозы Х.Курбана, в том числе и романа-трилогии показывает:

- Хаким Курбан является истинно народным писателем: он вышел из народа, рос в селе, служит родной земле;

- Х.Курбан в лезгинскую литературу вслед за А.Искандеровым ввел жанр историко-революционного романа;

- создал высокохудожественное монолитное произведение, как роман-трилогия «Гнездо солнца», посвященное эпохальным событиям в жизни не только лезгинского народа, но и всего Дагестана и России;

- писатель в романе-трилогии умело соотнес документализм и вымысел, осмыслил сущность характеров, ярко изобразил путь социально-политического и нравственного развития горцев, их духовное движение в противоречивых обстоятельствах;

- в романе-трилогии разработаны новые в лезгинской литературе образы смелых, решительных героев, борющихся за свободу и независимость родной земли (Сфи-эфенди, Нуфтали, Самсам, Камкам, Муталиб, Шалбуз, Мурсал и др-);

- писатель в трилогии широко и умело использует различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства языка.

Роман - эпопея «Гнездо солнца» вобрал в себя всю красоту малой родины писателя, мудрость и мужество лезгинского народа, его психологию и философию, что не может не оказать влияния на читателя. проя-о^оется.

Эмоциональное воздействие трилогии на читателя/актуальной тематикой, которая усиливается разработкой темы истинной дружбы (Самсам и Мамед, Камкам и Шараф, Шалбуз и Мурсал и др.),поиск нравственного верного жизненного пути. С этой темой неразрывно связана и тема природы в романе. Чем проще, чем обыденнее природа, чем ближе она к человеку, тем более она в него проникает. Это тоже своего рода дружба. Именно природа постоянно порождает у героев трилогии самые высокие чувства и философские взлеты мысли. Отношение к природе у Хакима Курбана нередко служит характеристикой нравственного облика героя.

Тема природы и человека-хозяина жизни - непосредственно в романе вливается в тему труда, которая и была характерна той эпохе. Она выдвинула вопрос и о новом человеке и его месте в новой среде, месте в рабочем строю.

Роман-трилогия Х.Курбана «Гнездо солнца» - масштабное художественное полотно со своей тематикой и проблематикой, сюжетом и композицией, с конфликтом, системой образов и характеров.

Хаким Курбан - писатель современной формации и широкого историко-эстетического кругозора; художник, обладающий помимо творческого дара и талантом восприимчивости, способностью творчески осмысливать литературу и историю прошлого, ориентироваться на новаторские тенденции в текущем литературном процессе.

Мощным стимулом в развитии творчества Х.Курбана явились исконно-национальные художественные традиции - как фольклорные, так и литературные.

Уровень осмысления Х.Курбаном жизни в значительной мере связан с достигнутой степенью понимания исторических событий с позиций современности. Сегодня большое значение приобретает внимание писателей к каждому отрезку времени, к каждому заметному факту в жизни своего народа. Это позволило Х.Курбану создать новые исторические романы «Безответный зов», «Сабля -Кемер» и «Эмин».

 

Список научной литературыАлиева, Сабина Курбановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамович Г.Л. Ведение в литературоведение. М., 1975.

2. Абуков К.И. От песни ашугов к романам. // Дон, 1972, №11.

3. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.

4. Агаев А. Заметки о лезгинской прозе. // Дагестанская правда, 17 февраля 1952.

5. Агаев А. Лезгинская литература. -Махачкала, 1959. (На лезг. яз.).

6. Агаев А. Размышления по поводу современной дагестанской прозы. // Дружба, 1960, № 3. (На лезг. яз.).

7. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX н. XX в. -М.: Наука, 1978.

8. АкавовЗ.Н. Нравственные истоки.-Махачкала, 1976.

9. Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала, 1996.

10. Акбиев С.Х. Верность дружбе: межнациональные связи дагестанской литературы. Махачкала, 1989.

11. Акимов К.Х. Заметки о лезгинской прозе. // Дружба, 1964, № 4. (На лезг. яз.).

12. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. -Махачкала, 1998.

13. Александр Дима. Принципы сравнительного литературоведения.-М.: Прогресс, 1979.

14. Александрова Л.П. Советский исторический роман. Типология и поэтика. Киев: Высшая школа, 1987.

15. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

16. Анализ литературного произведения: Сб.ст. Л., 1976.

17. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя. М., 1987.18.