автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика романов Гайто Газданова

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Дюдина, Ольга Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика романов Гайто Газданова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дюдина, Ольга Михайловна

Введение

Глава Первая. Экзистенциальный метароман Г.Газданова

Глава Вторая. Ранние романы Г.Газданова. Поэтика первого периода творчества

Гпава Третья. Поздние романы Г.Газданова. Своеобразие поэтики. Преодоление экзистенциального конфликта

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Дюдина, Ольга Михайловна

Актуальность настоящего исследования связана с тем, что, несмотря на существование ряда значительных работ, посвященных Гайто Газданову, его романы как целостная многоуровневая система, все художественные аспекты которой (проблематика, поэтика, жанровое своеобразие, стиль) оказались бы взаимообусловлены, не стали до сих пор предметом адекватного анализа.

Существующие разноплановые исследования творчества этого писателя либо фиксируют общую картину творческой эволюции Газданова, ее своеобразие в целом, исследуют проблематику, не переходя в сферу непосредственного детального анализа своеобразия художественной ткани романов, предполагающего множество возможных уровней их осмысления; либо, напротив, осуществляют анализ некоторых частных, самых показательных, по мнению авторов, аспектов художественного мира Газданова. Такое положение связано с тем, что в существующем газдановедении не выработано единого системного ракурса исследования, позволившего бы гармонично соотнести в целостной картине общие тенденции творчества и частные детали поэтики каждого из романов писателя Русского Зарубежья.

Американский исследователь Пасло Диенеш первым открыл для русских читателей художественный мир Газданова. Обратившись к его совершенно не изученному на тот момент творческому наследию, исследователь пытался в первую очередь обобщить и переосмыслить оценки произведений писателя, данные современной Газданову критикой. В силу этого, помимо оригинальной аналитической ретроспективы литературной биографии писателя-эмигранта, монография1 Диенеша содержит масштабную глубинную полемику с тезисами, сформулированными предшествующей критикой, с навязанными ею стереотипами, исказившими, с точки зрения Диенеша, образ Газданова-писателя. Основная часть его исследования, посвященная хронологическому обзору всех произведений писателя, содержит при этом относительно подробный анализ только нескольких романов, тех, которые сам Диенеш считает "характерными", наиболее очевидно демонстрирующими своеобразие творческого метода

1 Диенеш Л. Гайто Газданов: жизнь и творчество. Владикавказ. 1995. 303с.

Газданова ("История одного путешествия", "Полет", "Ночные дороги", "Пилигримы", "Эвелина и ее друзья").

Диенешу удается сформулировать некоторые особенности творческой манеры Газданова, определившие ее своеобразие и индивидуальность. Исследователь отмечает, что особое, интуитивное видение мира предопределяет интерес писателя к изображению происходящего в глубинах человеческого сознания; писатель исследует внутренний мир личности "с помощью серии эмоциональных ландшафтов; каковыми и являются по своей сути его новеллы и романы"2.

В монографии Диенеша также была предпринята попытка исследовать характер проблематики и выявить постоянные мотивы, осуществляющие целостность творчества Газданова. Среди самых устойчивых и наиболее важных исследователь выделяет мотивы музыки, путешествия и превращения. Кроме того, Диенеш утверждает, что в большинстве романов Газданова воспроизводится особое настроение, эмоциональное ощущение личности - "ужас Арзамаса" - ощущение полноты бытия, превосходящее границы интеллекта, понимание тщетности жизни и неизбежности смерти при отсутствии веры в Высшие силы. Особое место Диенеш отводит также проблеме творческого самопознания у Газданова: в его романах, как замечает исследователь, предметом навязчивой рефлексии героя-творца становится "комплекс Valery" -неспособность полного и адекватного выражения собственных чувств в слове.

Таким образом, в своей монографии Диенеш задает основные направления будущих исследований творчества Газданова, предвосхищает их "сосредоточенность" на выявлении специфики философской проблематики и на определении повествовательной манеры Газданова как близкой к литературе "потока сознания".

Среди российских исследователей творчества Газданова сам Диенеш выделяет калининградского литературоведа Пару Сыроватко и молодого осетинского писателя Сергея Кабалотти. По мнению Диенеша, их концепции отличает оригинальность подхода к творчеству писателя и понимание его мироощущения, его стиля. В работах Л. Сыроватко обнаруживается особый интерес к выявлению общности проблематики, мотивов, и "культурных знаков" произведений Газданова, стремление соотнести характеры и ситуации из разных романов, доказав тем самым возможность "диалога" между ними. По мнению исследовательницы, Газданов, подобно Достоевскому, цикличен в своей эволюции, а его творчество в целом отличает целостность потока ассоциаций и единство темы - обретение смысла жизни. Однако сама Сыроватко, упоминая о соотносимости различных элементов художественной структуры произведений Газданова, в своем анализе непосредственно подробно останавливается только на единстве их проблематики (проблемах жизни, смерти, убийства, любви, веры).

С.Кабалотти в своей монографии3 пытается создать представление о творческом методе, характерном для ранних произведений Газданова (20-30-х годов), и его эволюции. Предметом исследования оказывается поэтика писателя, ее связь с традициями романтизма и модернизма, при этом преимущественным материалом анализа становятся рассказы. Несмотря на ряд оригинальных и очень интересных замечаний (априорность для художественного мышления Газданова идеи романтического двоемирия, "маятниковость" эволюции творчества художника, которому присуща модернистская многоплановость, одновременное совмещение лирического визионерства и реалистического психологизма, экспрессионистической гротескности, импрессионистической зыбкости и элементов сюрреализма), в работе Кабалотти масса необыкновенно ярких и многообещающих выводов не выстраивается тем не менее в законченную картину, не дает, в силу некоторой своей беглости системного представления о творчестве писателя в целом.

В одной из работ Ст. Никоненко предметом исследования также становится своеобразие творческой манеры Газданова. Автор, продолжая развивать идеи Диенеша, видит главный принцип творчества Газданова в его направленности к "жизни духа". Тема соотношения жизни духа и "внешней" жизни, с точки зрения Никоненко, является ведущей в творчестве Газданова - начиная с самых ранних рассказов и романов и заканчивая самыми зрелыми. Всем своим творчеством, считает исследователь, Газданов показал, что дело, "в конечном счете, не в теме, фабуле или композиции, а в личности автора, в способности выразить внутренний мир"4. Целью писателя оказывается создание общего впечатления, эмоциональной картины, а не развитие сюжета, поэтому любое из его

2 Там же. С. 20

3 Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х гг. Спб.: Петерб. писатель. 1998. 334с.

4 Никоненко Ст. Загадка Газданова/ Г. Газданов. Собр. соч. в трех томах// Том 1-й. Вступ. статья. М.: Согласие. 1996. С.31. произведений существует и как законченное и как развивающееся, максимально приближенное к ощущению жизни как потока бытия. Эта же особенность, по мнению исследователя, делает специфически сложным анализ газдановского творчества, нерасчленимого на детали, его метода, направленного на максимально точное воспроизведение внутренней мелодии жизни, а не к воссозданию ее внешнее, объективированное отражение.

В статье "Между нищетой и солнцем" Р. Тотров5 характеризует романы Газданова, прежде всего, с точки зрения их философской, экзистенциальной проблематики, считая ее содержательным ядром всего творчества писателя. По мнению исследователя, убеждение в неповторимости и незаменимости индивидуального человеческого опыта, опыта "я" сближает Газданова с Сартром и Камю. Герои Газданова должны раскрыть свое "я", постичь высокую значимость своего существования, обрести свободу выбора и возможность гармоничного равновесия между собственным миром и объективной реальностью. Своеобразие сюжетного построения, системы персонажей в романах Газданова исследователь связывает именно с экзистенциальной проблематикой. В соответствии с традициями экзистенциализма, Газданов фокусирует внимание на жизни людей, живущих в тех экстремальных условиях, когда лицо смерти становится бытовой деталью. Причиной авторского интереса к героям служит их независимость от общественной морали и норм поведения, веры, большой потенциал духовной свободы.

Таким образом, большинство исследователей отмечают те или иные особенности построения художественного мира романов Газданова, вычленяя основные мотивы или указывая на целостность экзистенциальной проблематики, но не дают в своей совокупности комплексного представления о творчестве писателя. Одной из целей настоящей работы была попытка систематизации существующих наблюдений и выводов, характеризующих те или иные особенности романов писателя. В целом же предлагаемое исследование представляет собой попытку принципиально более масштабного, системного анализа романов Газданова, охватывающего все аспекты творчества писателя, определяющие своеобразие его художественной манеры.

В работе воплотилось стремление как можно более точно сформулировать самые значимые особенности поэтики романов Газданова и выявить природу связи проблематики творчества Газданова с формами ее выражения, рассмотреть внутреннее соотношение всех элементов художественного мира писателя. Такой подход к интерпретации романов Газданова позволяет приблизиться к пониманию своеобразной целостности творчества, где особым, оригинальным способом семантизируются все повествовательные уровни, и сама композиция, иерархия этих уровней становится "лестницей" для восхождения к некой экзистенциальной истине.

Научная новизна работы, таким образом, обусловлена предложенным в ней новым аналитическим методом, отвечающим необходимости не только охарактеризовать те или иные структурно-художественные особенности некоторых романов Газданова, в целом определяющие своеобразие его метода, но и выявить принципы, осуществляющие внутреннее единство творчества писателя. Благодаря особой взаимосвязанности различных элементов художественного мира его романов, каждый их них, будучи самоценен как целостное, завершенное художественное творение, в то же время требует особого рассмотрения как некоей единицы, части более масштабной художественной системы. В диссертации предпринята попытка сформулировать, определить особый характер, природу этой целостности в ракурсе соотнесения с категорией экзистенциального сознания - философским, мировоззренческим, культурным феноменом XX века, в основе которого лежит "катастрофическое", экзистенциальное мироощущение личности, самоопределяющейся в отношении с миром абсурда, что предполагает подчинение изображения объективной реальности процессу экзистенциального познания себя-в-мире.

Все элементы, участвующие в создании и оформлении художественного мира Газданова, воплотившегося в его романах, - проблематика, сюжеты, композиция, образ автора, система персонажей, конфликты, изобразительно-поэтические средства, образная символика, - требуют их последовательного скрупулезного анализа в непосредственной соотнесенности друг с другом - как взаимообусловленных элементов одной художественной системы метаромана.

Материалом для настоящего исследования явились девять романов Гайто Газданова: "Вечер у Клэр" (1930г.), "История одного путешествия"(1934-1935гг.), "Полет"(1939г.), "Ночные дороги"(1939-1941 гг.), "Призрак Александра Вольфа"(1947-1948гг.), "Возвращение Будды"(1949-1950гг.), "Пилигримы"(1953

5Тотров Р. Между нищетой и солнцем// Г. Газданов. "Вечер у Клэр". Романы. Владикавказ. 1990.

1954гг.), "Пробуждение"(1964г.) и "Эвелина и ее друзья" (1968г.). Роман "На французской земле" остался за рамками проводимого анализа, поскольку его специфика определяется документальным началом, обращением к объективному отображению действительности, что нехарактерно для творчества Газданова в целом. В настоящем исследовании также нецелесообразно было бы останавливаться на анализе романа Газданова "Алексей Шувалов", лишенного художественной целостности в силу своей незавершенности.

Принципиальной установкой в работе стало обращение к девяти романам Газданова в полном объеме. Подобный подход к анализу творчества писателя хотя и может вызвать упреки в некоторой экстенсивности, тем не менее, с нашей точки зрения, оправдан особенностями построения самих романов. Только последовательный сопоставительный анализ всех уровней повествования во всех романах (согласно логике их хронологического следования) позволяет, во-первых, определить те содержательные или формальные элементы, которые константно воспроизводятся в структуре каждого из них, и выявить природу их функциональности, а во-вторых, обнаружить возможные наращения их смыслов от романа к роману.

Природа внутренней целостности каждого из романов Газданова неповторимо своеобразна, поскольку отражает направленность произведения на раскрытие внутренних законов человеческой экзистенции. Чрезвычайно сложная проблематика романов, вбирающая в себя слишком многие мировоззренческие, этические и эстетические уровни осмысления субъективной, иррациональной действительности, в которую погружается автор, предполагает поиск максимально выразительной адекватной формы, сочетающей различные способы отражения и объективной, и субъективной реальности.

Художественная структура романов Газданова практически неразложима на традиционные элементы и подсистемы: такие повествовательные категории как сюжет, композиция, система персонажей, средства образной и символической изобразительности сплавлены в особое слитное единство, подчиненное "субъективности" экзистенциального сознания, так что представить их иерархию оказывается почти невозможным. Изменяется сама природа их бытования, их участия в организации повествования. Так, сюжет в традиционном смысле отсутствует в большинстве романов Газданова, трансформируясь в россыпь сюжетных мотивов, воспроизводимых от одного произведения к другому. Именно сюжетные мотивы играют главную роль в раскрытии образов персонажей: связанность с тем или иным сюжетным мотивом определяет роль героя в повествовании. Портретные характеристики, пейзажные детали, все средства предметной изобразительности, репродуцируясь в разных романах, тоже превращаются в лейтмотивы, организующие устойчивые смысловые оппозиции, и тем самым участвуют в выражении глубинной проблематики романов, в организации экзистенциального сверхсюжета.

В первой главе исследуется характер своеобразной целостности всех романов Газданова, обусловленной константным присутствием в их художественной системе экзистенциального сознания, выражающего единую философскую проблематику своего творческого поиска в специфической образно-символической системе изобразительности. В этой части исследования предполагается обозначить основные координаты, в которых выстраивается идейно-художественное единство романов Газданова.

Во второй главе проводится анализ раннего творчества Газданова и прослеживается процесс становления его творческого метода, определяются основные тенденции его поэтики.

В третьей главе предпринята попытка, исследовав послевоенные романы Газданова, осуществить сопоставительный анализ выделенных периодов творчества Газданова и выявить характер возможной эволюции художественной манеры писателя. Таким образом, вторая и третья главы предлагают также попытку периодизации творчества Газданова.

Первая глава диссертации принципиально автономна и представляет своего рода дедуктивный анализ, идущий от общего к частному, что позволяет сформировать взгляд "извне" на все романы Газданова в совокупности как на особую художественную систему, существующую по своим особым законам - то есть как на метароман. Выявление общих принципов романной поэтики Газданова предваряет, подготавливает процесс внутреннего соотнесения различных элементов художественной системы метаромана. Вторая и третья главы заключают в себе индуктивный анализ от частного к общему: каждый роман писателя рассматривается "изнутри" как самостоятельное художественное целое, и лишь потом исследуется природа его связанности с другими романами и его место в единой художественной структуре метаромана. Сочетание дедуктивного и индуктивного анализа, проведенных автономно друг от друга, представляет, с нашей точки зрения, принципиально новый методологический подход к творчеству писателя, позволяющий создать о нем максимально емкое, системное и синтетическое знание.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика романов Гайто Газданова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятая попытка системного исследования творчества Гайто Газданова приводит нас к утверждению, что истинное - глубинное, лирическое, экзистенциальное содержание романов писателя, чаще всего скрытое у Газданова за сюжетным, внешне традиционным повествованием, может быть обнаружено, логически представлено и понято только при условии последовательного соотнесения особенностей поэтики, сюжетов и системы персонажей всех романов, - при условии осознания специфической природы целостности творчества Гайто Газданова как экзистенциального философского метажанра - метаромана.

Экзистенциальное мироотношение автора предопределило существенную трансформацию и изменение традиционной функциональности художественных структур повествования, - сюжета, композиции, системы персонажей, описаний и т.д. Внешнее повествование в романах Газданова (сюжет, персонажи, портреты, описания, пейзажные зарисовки) лишь создает необходимые ситуации, условия для испытания и последовательного проведения сокровенных идей автора, становятся отражением его нравственного и духовного философского поиска.

Доминирующая в творчестве Газданова форма лирического повествования, подчиняющего все изобразительные средства романа идее выражения специфики внутреннего мира, психологии и мироотношения субъекта повествования, а также уникальная сверхжанровая природа романов Газданова, их взаимосоотнесенность и взаимодополняемость, их существование не только как автономных художественных систем, но прежде всего как частей единой, общей идейно-художественной системы метаромана, оказывается воплощением и следствием философских исканий автора, "экзистенциальной жизни" его сознания.

При том что все романы Гайто Газданова стали тем или иным вариантом развития единого метасюжета - экзистенциального конфликта лирического героя - эволюция творческой манеры, стиля, поэтики писателя позволяет выделить два основных периода его творчества: ранний и поздний.

В ранних романах - "Вечер у Клэр", "История одного путешествия", "Полет", "Ночные дороги" - писатель экспериментирует с различными повествовательными формами, направленными на художественное воспроизведение потока сознания, на отображение внутреннего мира личности. Кроме того, именно в ранних романах формируются основные координаты художественной модели мира, которая станет основой зрелого творчества.

В поздних романах Газданова - "Призрак Александра Вольфа", "Возвращение Будды", "Пилигримы", "Пробуждение", "Эвелина и ее друзья" -многоплановая экзистенциальная проблематика его творчества нашла свое самое гармоничное и адекватное выражение. Простота и занимательность сюжетов оказалась совершенной формой воплощения глубинного философского содержания. Сочетание неповторимого лиризма, тонкости, богатства эмоционального восприятия и необыкновенной точности и лаконичности изображения, внешняя безыскусственность и внутренняя глубина стали неизменными характеристиками газдановской прозы.

Богатое творческое наследие Гайто Газданова - несомненно, одного из самых значительных писателей русского Зарубежья - стало своеобразным свидетельством тех глобальных процессов, которые происходили в литературе XX века. В романах Газданова осталось запечатлено внимание эпохи к глубинам человеческого сознания, воплотилась попытка воссоздать в рамках художественного произведения сложную динамику личностного мироощущения, многочисленные оттенки как чувственного, эмоционального восприятия, так и интеллектуального осмысления действительности.

Оригинальность Газданова-художника получила выражение в специфическом характере "оформления" его художественного мира, в моделировании структуры его произведений, внутренне связанных друг с другом в органичное целое. Романы Газданова, представляя собой феномен лирики, воплощая философское экзистенциальное мироотношение автора, стали знаком принадлежности писателя к литературе европейского модернизма. С другой стороны, явное стремление Газданова к сочетанию внешней простоты, занимательности и гибкой динамики повествования с внутренне скрытым символическим, порой мистическим смыслом и сложным концептом судьбы и абсурда позволяет сопоставить его творчество с литературой "магического реализма". Кроме того, творчество Газданова требует особого рассмотрения в ракурсе соотнесения с русской классической литературой и литературой Серебряного века. Мифопоэтический аспект и интертекстуальность романов Газданова не стали предметом анализа в настоящем исследовании в силу ограниченности его объема, однако проведение такого анализа в дальнейшем представляется необыкновенно многообещающим и потому необходимым. Творчество Гайто Газданова еще не нашло адекватной оценки в современном литературоведении, вопреки тому что явилось уникальной художественной системой, вобравшей в себя так много противоречивых тенденций как классической литературы, так и модернистской, как европейской, так и русской культуры.

Философия Газданова определила и суть, проблематику его творчества и особенности поэтики его романов. Экзистенциальное сознание автора стало той направляющей творческой энергией, которой дышит каждое слово Газданова, которая направляет развитие его сюжетов, неизбежно "лиризует" его повествование, которая является выражением его творческого, философского, этического и эстетического мышления и мироощущения. Творчество Газданова, его метароман - это своеобразная "эпопея" модернизма, это глобальное по своему содержанию произведение о самом Газданове - как личности, принадлежащей времени XX века, и это произведение о самом духе XX века, о его печали, отчаянии, об абсурде, понимание которого приносит разум, и о единственной надежде, которую дает любовь и творчество.

Мы не утверждаем, что Газданов сознательно воплощал в жизнь глобальный художественный замысел метаромана, каждая составляющая которого одновременно равна и самой себе и чему-то большему. Однако художественное мышление писателя, чутко, интуитивно вобравшее в себя веяния, чувствования и представления, сложившиеся в век модернизма, направленного к иррациональному познанию экзистенции человека, нашло неизбежное воплощение в форме метажанра - лирического, экзистенциального метаромана, ставшего, на наш взгляд, серьезнейшим явлением в европейской литературе XX века, истинное значение и ценность которого нам еще только предстоит оценить в будущем.

 

Список научной литературыДюдина, Ольга Михайловна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Газданов Г. Миф о Розанове//Литературное обозрение. 1994. №9-10.

2. Газданов Г. Мысли о литературе// Независимая газета. 26 января 1994.

3. Газданов Г. О Гоголе// Сельская молодежь. 1993. № 10. С.23-26.

4. Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе// Рос. литературовед, журнал. 1994. №4. С.159-163.

5. Газданов Г. О Поплавском/ Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. Спб.: Logos. 1993. С.58-63.

6. Газданов Г. О Чехове// Вопросы литературы. 1993. Вып. 3. С.305-316.

7. Газданов Г. Собр. соч.: В трех томах. М.: Согласие. 1996.

8. Адамович Г. Литературные беседы. Зарубежные прозаики// Звено. 1 мая 1928.

9. Адамович Г. Литературная неделя. Молодые романисты// Иллюстрированная Россия. 22 февраля 1930.

10. Адамович Г. Литературная неделя. "Вечер у Клэр" Г. Газданов// Иллюстрированная Россия. 8 марта 1930.

11. Адамович Г. Литературная неделя. Числа// Иллюстрированная Россия. 10 мая 1930.

12. Ю. Адамович Г. Современные записки. Кн. 49-я. Часть литературная// Последние новости. 2 июня 1932.1.. Адамович Г. Современные записки. Кн. 50-я. Часть литературная// Последние новости. 27 октября 1932.

13. Адамович Г. Современные записки. Кн. 54-я. Часть литературная// Последние новости. 15 февраля 1934.

14. Адамович Г. Парижские впечатления// Последние новости. 12 апреля 1934.

15. Адамович Г. Современные записки. Кн. LVI. Часть литературная// Последние новости. 8 ноября 1934.

16. Адамович Г. Современные записки. №58. Часть литературная// Последние новости. 4 июля 1935.

17. Адамович Г. Современные записки. №59. Часть литературная// Последние новости. 28 ноября 1935.

18. Адамович Г. Современные записки. Кн. 60-я. Часть литературная// Последние новости. 12 марта 1936.

19. Адамович Г. Литературные впечатления// Современные записки. 1936, №61

20. Адамович Г. Современные записки. Кн. 61-я. Часть литературная// Последние новости. 30 июля 1936.

21. Адамович Г. Через пятнадцать лет// Последние новости. 27 августа 1936.

22. Адамович Г. Современные записки, № 62. Часть литературная// Последние новости. 10 декабря 1936.

23. Адамович Г. Современные записки. Кн. 64-я. Часть литературная// Последние новости. 7 октября 1937.

24. Адамович Г. Русские записки. Часть литературная// Последние новости. 23 июня 1938.

25. Адамович Г. Современные записки. Кн. 67-я. Часть литературная// Последние новости. 10 ноября 1938.

26. Адамович Г. Литература в "Русских записках"// Последние новости. 24 ноября1938.

27. Адамович Г. Литературные заметки. Г. Газданов. "История одного путешествия". Роман. Дом книги. 1938// Последние новости. 26 января 1939.

28. Адамович Г. Литература в "Русских записках"// Последние новости. 27 апреля1939.

29. Адамович Г. Литература в "Русских записках"// Последние новости. 29 июня 1939.

30. Адамович Г. Литература в "Русских записках"// Последние новости. 3 августа 1939.

31. Адамович Г. Современные записки. Кн. 69-я Часть литературная// Последние новости. 17 августа 1939.

32. Адамович Г. Литература в "Русских записках"// Последние новости. 29 сентября 1939.

33. Адамович Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк. 1955. 316с.

34. Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж. 1961. 18с.

35. Адамович Г. О книгах и авторах. Париж. 1967. 31с.

36. Адамович Г. Критическая проза. М., 1996. 217с.

37. Андреев Н. Современные записки. Часть литературная. Кн. 59-я// Воля России. 1932. №4-6.

38. Анненков Ю. Дневник моих встреч. В 2-х томах. М.: Худ. лит. 1991.

39. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

40. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности// Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 7-180.

41. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

42. Берберова Н. Курсив мой. М.: Согласие. 1996. 736с.

43. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1991.

44. Бзаров Р. О Гайто Газданове// Литературная Осетия. Орджоникидзе. 1988. № 71. С.90-97.

45. Бицилли П. Несколько замечаний о современной зарубежной литературе// Новый Град. 1936. № 11. С.131-135.

46. Бонецкая Н.К. "Образ автора" как эстетическая категория// Контекст-1985. М., 1986.

47. Бочаров С.Г. Пруст и "поток сознания"// Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967.

48. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.

49. Варшавский В. Незамеченное поколение. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова. 1956. 388с.

50. Варшавский В. О "герое" эмигрантской молодой литературы//Числа. 1932. № 6. С.164-172.

51. Варшавский В. О прозе "младших" эмигрантских писателей// Современные записки. 1936. Кн. 61-я. С.127-131.

52. Введение в литературоведение. Учеб. / Под. ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа. Изд. центр "Академия". 1999. 556с.

53. Вдовина И. Эстетика французского персонализма. М.: Искусство. 1981. 190с.

54. Вейдле В. Русская литература в эмиграции. Новая проза// Возрождение. 19 июня 1930.

55. Вейдле В. Монпарнасские мечтания//Современные записки. 1931. №47

56. Вейдле В. Г. Газданов. "История одного путешествия". Дом книги. Париж// Русские записки. 1939. № 14.

57. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

58. Гей Н. Стиль как "внутренняя логика" литературного развития// Смена литературных стилей. М., 1974. С.68-75.

59. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель. 1971. 464с.

60. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд., доп. Л., 1974

61. Горлин М. Похвальное слово Гайто Газданову// Руль. 30 марта 1930.

62. Диенеш Л. Библиография Гайто Газданова. Париж. 1982. 49с.

63. Диенеш Л. "Рождению мира предшествует любовь." Заметки о романе "Полет"//Дружба народов. 1993. № 9. С. 131-139.

64. Диенеш Л. Гайто Газданов: жизнь и творчество. Владикавказ. 1995. 303с. 54. Днепров В. Черты романа XX века. М-Л.: Сов. писатель. 1965. 548с.

65. Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова/ Набоков В.В. Собр. соч. в 4-хтомах// 1-й том. Вступ.статья. М.: Правда. 1990. С.3-32. S6. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб. статей. Петрозаводск: ПГУ. 1984. 176с.

66. Зайцев К. "Вечер у Клэр" Гайто Газданова// Россия и славянство. 22 марта 1930.

67. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Магнитогорск. 1996.-409с.

68. Иваск Ю. Две книги о Газданове// Русская мысль. 28 апреля 1983.

69. Кабалоти С.М. Воздушная река// Владикавказ. 1995. № 2. С.83-143.

70. Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х гг. Спб.: Петерб. писатель. 1998. 334с.

71. Ким Се Унг. Жанровое своеобразие романов Г. Газданова 1930-х гг.: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М. 1996. 25с.

72. Кожевникова Н.А. О языке писателей эмигрантов// Культурное наследие русской эмиграции 1917-1940 гг. В 2-х книгах. Кн. 2-я. М.: Наследие. 1994. С. 82-143.

73. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М.: ИРЯ. 1994.

74. Кон И. Открытия "Я". М.: Политиздат. 1978. 366с.

75. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

76. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск. 1978

77. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск. 1978

78. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск. 1982.

79. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск. 1992.

80. Косиков Г. К теории романа// Рос. литературовед, журнал. 1993. № 1. С.16-46.

81. Костиков Вяч. "Не будем проклинать изгнанье.". М.: Междунар. отн-ия. 1990. 462с.

82. Красавченко Т. Гайто Газданов: Философия жизни// Рос. литературовед, журнал. 1993. № 2. С.97-108.

83. Краснов Г. Мотив в структуре прозаического произведения// Вопросы сюжета и композиции. Горький. 1990. С.69-81.

84. Культурное наследие Русской эмиграции 1917-1940. В 2-х книгах. М.: Наследие. 1994.

85. Куталов К. Завершение незавершимого/ (О некоторых особенностях прозы Газданова на примере романа "Ночные дороги"//www.pereplet.ru

86. Литература Русского Зарубежья (1920-1940). М.: Наследие. Наука. 1993. 336с.

87. Литература Русского Зарубежья: Антология. В 2-х томах. М. 1990.

88. Литература Русского зарубежья возвращается на родину. Вып. 1. Ч. 1. М.:ВГБИЛ. 1993. 303с.

89. Литература Русского зарубежья возвращается на родину. Вып. 1. Ч. 2. М.БГБИЛ. 1993. 336с.

90. Литовцев С. "Числа"// Последние новости. 2 июля 1931.

91. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.

92. Маслов А. Г. Газданов. "Вечер у Клэр"// Волга. 1991. № 5. С.178-180.

93. Матвеева Ю. Художественное мышление Гайто Газданова// Автореф. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Екатеринбург. 1996.

94. Манн Ю.В. Автор и повествование// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С.431-478

95. Нечипоренко Ю. Таинство Газданова. Мистерия Газданова. Реабилитация радости// www.pereplet.ru

96. Никоненко Ст. Гайто Газданов человек, писатель, критик// Литературное обозрение. 1994. №9-10.

97. Никоненко Ст. Гайто Газданов возвращается на родину/ Г. Газданов. Вечер у Клэр.: Романы и рассказы. Вступ. статья. М. 1990. С.3-17.

98. Никоненко Ст. Дороги Гайто Газданова/ Г. Газданов. Призрак Александра

99. Вольфа.: Романы. Вступ. статья. М. 1990. С.3-20. Ю0. Никоненко Ст. Загадка Газданова/ Г. Газданов. Собр. соч. в трех томах// Том 1-й. Вступ. статья. М.: Согласие. 1996. С.13-35.

100. Орлова О. Литературный призрак Гайто Газданова: история создания o6pa3a//www. регер let. ru

101. Осоргин М. "Вечер у Клэр"// Последние новости. 6 февраля 1930.

102. Осоргин М. Книга Чисел// Последние новости. 20 марта 1930.

103. Оцуп Н. Гайто Газданов. "Вечер у Клэр". Изд. Я.Е. Поволоцкий и Ко. Париж. 1930//Числа. 1930. № 1. С.232-233.

104. Писатели Русского Зарубежья (1917-1940). Часть 1. М.: ИНИОН. 1994. 238с.

105. Писатели Русского Зарубежья (1917-1940). Часть 2. М.: ИНИОН. 1994. 288с.

106. Писатели Русского Зарубежья (1917-1940). Часть 3. М.: ИНИОН. 1995. 321с.

107. Поплавский Б. О мистической атмосфере молодой литературы в эмиграции// Числа. 1930. № 2-3.

108. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.

109. Постников С. О молодой эмигрантской литературе// Воля России. 1927. № 5-6. С.215-225.

110. Проблема автора в художественной литературе. Сб. ст. Вып. 1. Ижевск. 1974.

111. Проблема автора в художественной литературе. Сб. ст. под ред. Б.О. Кормана. Устинов. 1985.

112. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции (1939-1991). М. Прогресс-Академия. 1994. 296с.

113. Ржевский Л. Памяти Г.И. Газданова// Новый журнал. 1972. № 106. С.291-295

114. Роман-исповедь в американской литературе XVIII-XX веков/ Жанровые разновидности романа в зарубежном романе XX века. Киев-Одесса.: Вища школа. 1985.

115. Русаков В.Г. Концепт счастья в романах "Машенька" В.Набокова и "Вечер у Клэр" Г.Газданова// www.pereplet.ru

116. Русская литература в эмиграции. Сб. статей. Сост. Н. Полторацкий. Питтсбург. 1972. 409с.

117. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та. 1978. 128с.

118. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж. 1994.

119. Сапрыкин Д. Рассказ "Панихида" и религиозные корни писательства. // www.pereplet.ru

120. Савельев А. Современные записки. Кн. 41-я.//Руль. 19 февраля 1930.

121. Савельев А. Г. Газданов. "Вечер у Клэр"// Руль. 30 марта 1930.

122. Савельев С. Г. Газданов. "История одного путешествия". Париж. 1939// Современные записки. 1939. № 68. С.472-473.

123. Сазонова Ю. Современные записки. Часть литературная// Последние новости. 5 марта 1931.

124. Сильман Т.И. Заметки о лирике. П.: Сов. Писатель. 1977. 224с.

125. Слизской А. Из новейшей художественной литературы// Возрождение. 1953. № 29. С.176-182.

126. Слоним М. Заметки об эмигрантской литературе// Воля России. 1931. № 7-9. С.616-627.

127. Слоним М. Литературный дневник. Два Маяковских. Роман Газданова// Воля России. 1930. № 5-6. С.446-457.

128. Слоним М. Литературный дневник. Молодые писатели за рубежом// Воля России. 1929. № 10-11. С. 100-118.

129. Слоним М. Новый эмигрантский журнал ("Числа" № 1, Париж, 1930)// Воля России. 1930. № 3. С.299-302.

130. Соколов А. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.:Изд-во МГУ. 1991. 182с.

131. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопед.справочник. М.: Интрада-ИНИОН. 1996.

132. Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Париж.: ИМКА-пресс. 1984. 419с.

133. Сыроватко Л. Газданов-романист/Г. Газданов. Собр. соч. в трех томах// Том 1-й. Вступ. статья к комм. М.: Согласие. 1996. С. 13-35.С.657-668

134. Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк.: Изд-во им. Чехова. 1953. 204с.

135. Терапиано Ю. Гайто Газданов// Русская мысль. 27 января 1972.

136. Тихомирова Е. Полет без иллюзий// Новый мир. 1994. № 10. С.235-237

137. Тотров Р. Между нищетой и солнцем// Г. Газданов. "Вечер у Клэр". Романы. Владикавказ. 1990.

138. Тынянов Ю.Н. О лирическом герое// Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

139. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

140. Фрумкина А. Предназначение и тайна//Новый мир. 1992. № 1. С. 47-62

141. Фрумкина А. Поэтическая проза Гайто Газданова в свете русской классики/Лллл/w. pereplet.ru

142. Хадарцева А. К вопросу о судьбе литературного наследия Гайто Газданова// Литературная Осетия. 1988. № 71. С.98-106.

143. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. М.: Высшая школа. 1999. 398с.

144. Ходасевич В. Летучие листы. "Числа"// Возрождение. 27 марта 1930.

145. Ходасевич В. Книги и люди. Современные записки// Возрождение. 1936. №3935

146. Ходасевич В. Книги и люди. Перед концом// Возрождение. 22 августа 1936.

147. Ходасевич В. Книги и люди. Современные записки. Кн. 62-я// Возрождение. 23 декабря 1936.

148. Ходасевич В. Книги и люди. Современные записки. Кн. 64-я// Возрождение. 15 октября 1937.

149. Ходасевич В. Книги и люди. Русские записки, апрель-июнь// Возрождение. 22 июля 1938.

150. Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк.: Изд-во им. Чехова. 1954. 412с.

151. Чернец Л. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ. 1982. 192с.

152. Черчесов А. Формула прозрачности//Владикавказ. 1995. №2.

153. Шаршун С. Магический реализм//Числа. 1932. № 6. С.229-231.

154. Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга. 1991. 317с.

155. Эсалнек А. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Изд-во МГУ. 1985. 184с.

156. Яновский В. Поля Елисейские. Спб.: Пушк. фонд. 1993. 276с.