автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Погребения с остатками трупосожжений в могильниках поволжских финнов в IV - XI веках нашей эры

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Букина, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Погребения с остатками трупосожжений в могильниках поволжских финнов в IV - XI веках нашей эры'

Текст диссертации на тему "Погребения с остатками трупосожжений в могильниках поволжских финнов в IV - XI веках нашей эры"

Самарский государственный университет

На правах рукописи

Букина Ольга Викторовна

Погребения с остатками трупосожжений в могильниках поволжских финнов в 1У-Х1 веках нашей эры.

<й*

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.06 - археология Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Матвеева Галина Ивановна

Том 1.

Самара 1998

Содержание.

Введение_ 4-10

Глава I. Процесс накопления источниковой базы.

Проблема интерпретации погребений с остатками трупосожжений

в могильниках поволжских финнов _11 -42

1. Процесс накопления источниковой базы _11-23

2. Проблема интерпретации погребений с остатками трупосожжений

в могильниках поволжских финнов (.Историография) _23-42

Глава II. Первичная обработка данных погребального обряда _ 43-78

1. Обзор методов, использованных исследоваетями при анализе трупосожжений_43-54

2. Источниковая база. Признаки погребений _54-73

3. Методика анализа трупосожжений _73-78

Глава III. Систематизация полных одиночных трупосожжений _ 79-120

1. Рязано-окские могильники _79-86

2. Верхнесурские мордовские могильники _86-88

3. Нижнесурские мордовские могильники _88-93

4. Мордовские могильники бассейна реки Теша __94-96

5. Марийские могильники _96-100

6. Мерянские могильники _100-104

7. Мордовские могильники бассейна реки Мокша _104-108

8. Муромские могильники _108-114

9. Среднецнинские могильники мордвы _114-120

Глава IV. Обычай кремации в среде поволжских финнов _121-145

1. Рязано-окские могильники _121 -126

2. Верхнесурские мордовские могильники _126-127

3. Нижнесурские мордовские могильники _127-130

4. Мордовские могильники бассейна реки Теша _ 130-132

5. Марийские могильники _;_132-134

6. Мерянские могильники _ 134-136

7. Мордовские могильники бассейна реки Мокша ___136-138

8. Муромские могильники _13 8 -142

9. Среднеднинские могильники мордвы _142-145

Заключение._146-153

Архивные источники. _154-161

Литература. ___162-177

Список сокращений названий могильников._178

Список сокращений._179

Приложение 1._ 180-266

1. Таблицы. ______ 180-252

2. Карта. Грунтовые могильники поволжских финнов 1 - нач. II тыс. н. э._253

3. Рисунки. _254-266

ВВЕДЕНИЕ

Территория Верхнего и Среднего Поволжья, включающая бассейны рек Оки, Цны, Мокши и Суры, в I - нач. II тыс. н. э. была заселена поволжскими финнами, которые в настоящее время представлены мордвой (эрзей и мокшей) и марийцами (горными и луговыми). Кроме них по сообщениям готского историка VI века Иордана и по спискам Повести Временных Лет известны также меря, мещера, мурома и марийцы (мари), а по археологическим памятникам - племена культуры рязано-окских могильников (Седов В.В., 1987. С. 93).

Могильники являются наиболее изученными археологическими памятниками, оставленными поволжскими финнами. Сейчас известно более 120 могильников, на которых вскрыто около семи тысяч погребений (Приложение 1. Табл. 1 и 21). На указанной территории могильники распределяются несколько неравномерно. Из них 28 находятся - в Рязанской, 26 - в Горьковской области, 16 - в Пензенской области, 15 - в Мордовии, 14 - в Тамбовской области, 11 - во Владимирской, по 3 - в Ивановской, Костромской областях, в Мари Эл и Чувашии, 2 - в Кировской области, по одному могильнику - в Татарстане и в Ярославской области.

По культурной принадлежности все могильники поволжских финнов традиционно разделяются на мордовские, мерянские, мещерские, муромские, марийские и рязано-окские. В исследованиях последних лет появилось мнение о существовании так называемого безводнинско-ахмыловско-го комплекса памятников (Зеленеев Ю.А., 1988. С. 85-86; Гришаков В.В., Зеленеев Ю.А., 1990. С. 57), однако в данной работе проблема культурной принадлежности рассматриваемых памятников не ставится и в дальнейшем имеется в виду традиционная и наиболее распространенная трактовка культурной принадлежности того или иного могильника (Голубева Л.А.,

1 Здесь и далее все таблицы и рисунки в Приложении 1.

1987. С. 75; Леонтьев А.Е, 1996. С. 90, 247, 249; Голубева Л.А., 1987а. С. 85; Голубева Л.А., 19876. С. 92; Седов В.В., 1987. С. 93; Голубева Л.А., 1987в. С. 110).

Общая характеристика памятников предстает в следующем виде:

- могильники располагаются обычно на возвышенностях, дюнах, а также на возвышенных участках берегов рек или оврагов;

- могильники грунтовые, внешних признаков сейчас не имеют. Однако случаи нарушения одних погребений другими достаточно редки, что свидетельствует о наличии над каждым погребением во время функционирования могильников каких-то надмогильных знаков (холмики, столбы). Расположение могил на большинстве памятников рядовое или групповое;

- точное количество погребений, совершенных на каждом из памятников во время его функционирования не известно, так как многие могильники к началу исследования были в различной степени или даже практически полностью разрушены. В результате полевых исследований на данных памятниках вскрыто от одного до нескольких десятков, редко нескольких сотен погребений. В Крюково-Кужновском могильнике - более пятисот, в Шокшинском - более тысячи погребений (табл. 2);

- могильники содержат погребения людей и животных (захоронения коров и лошадей известны в муромских и мордовских могильниках);

- зафиксированные погребения свидетельствуют о сосуществовании нескольких традиций обращения с телами умерших в процессе захоронения;

- основную массу захоронений в могильниках всех поволжских финнов составляют погребения, содержащие остатки трупоположения (далее -просто трупоположения). Они совершены в могильных ямах подпрямо-угольной формы. В размерах могильных ям, которые в общем носят антропометрический характер, и ориентировке умерших наблюдаются тер-

риториальные и хронологические различия. Умершие обычно положены вытянуто на спине, с вытянутыми вдоль туловища руками;

- кроме трупоположений в могильниках поволжских финнов зафиксированы трупосожжения, а также кенотафы и вторичные захоронения;

- погребения, определенные как трупосожжения, зафиксированы в 62 могильниках и составляют около 10 % от общего количества известных захоронений.

Территория Волго-Окского междуречья, ставшая в период средневековья одним из центров русской культуры и государственности, всегда привлекала внимание историков, археологов и этнографов, посвятивших свои труды вопросам формирования русской народности. До последней четверти I тыс. н. э. здесь, по общему мнению, жили финские племена, а потом пришло русское население, и все дальнейшее представляет собой его историю (Ключевский В.О., 1987. С. 198; Готье Ю.В., 1930. С. 221-223; Третьяков П.Н., 1966. С. 268; Патрушев В.В., 1992. С. 181). Однако вместе с накоплением новых материалов, главным образом результатов археологических изысканий, открывается картина более сложных этнических процессов, происходивших здесь в I тыс. н. э. Значительный интерес представляют процессы, происходившие в Волго-Окском междуречье во второй и третьей четвертях I тыс. н. э., когда на данной территории появляются грунтовые могильники поволжских финнов, сочетавшие в разных пропорциях два обряда погребения: трупоположение и трупосожжение.

Объектом данного исследования являются погребения из грунтовых могильников поволжских финнов, определенные авторами полевых исследований как трупосожжения, произведенные вне пределов могильной ямы, на стороне. Полиинформативность погребальных памятников представляет собой основу для решения самых разнообразных задач по исследованию истории древних обществ (Генинг В.Ф., Бунетян Е.П., Пустовалов С.Ж., Рычков H.A., 1990. С. 155). Они активно используются при реконструкции

социальной структуры, демографических и этнических процессов. Особенное внимание при этом уделяется не только стандартным для данного конкретного сообщества способам обращения с умершим, но и необычным деталям погребальной конструкции, количеству, составу и способу размещения остатков умершего и сопутствующего инвентаря в погребении.

Источниковой базой данного исследования являются отчетная документация и публикации результатов полевых исследований раннесредневе-ковых грунтовых могильников поволжских финнов: данные о 799 захоронениях из 62 могильников.

Исследователи, занимающиеся изучением погребального обряда отдельных поволжско-финских племен (например, мери или марийцев), при анализе погребений с остатками трупосожжений обычно приходят к заключению, что самые близкие аналогии данные погребения находят в могильниках всех остальных поволжско-финских племен этого времени (Архипов Г.А., 1988. С. 64; Гришаков В.В., Зеленеев Ю.А., 1990. С. 17; Жиганов М.Ф., 1961. С. 160; Никитина Т.Б., 1990а. С. 72) и далее: наличие погребений с остатками трупосожжений является традиционным для всех племен поволжских финнов. При подобном подходе вопросы о специфике погребений с остатками трупосожжений и о происхождении обычая кремации умерших в среде поволжских финнов, а так же об общих чертах и особенностях, характерных для того или иного племенного образования "ускользают" из внимания исследователей и остаются не выясненными. Только сравнение культур, обработанных по единой методике, может дать аргументированные выводы об их сходстве и различиях, а следовательно, и точный исходный материал для реконструкции истории изучаемого общества (Никитина Г.Ф., 1985. С. 62). Как явление обычай трупосожжения в могильниках поволжских финнов может быть исследован только на основе анализа материалов могильников всех поволжско-финских племен, поэтому территориальные рамки данного исследования определяются областью

распространения грунтовых могильников всех поволжских финнов в эпоху раннего средневековья, а так же вплоть до XI в. (Приложение 1. Карта 1). В нее входят территории современных Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Тамбовской, Пензенской и Кировской областей, а так же республик Мордовия, Татарстан и Мари Эл.

Грунтовые могильники поволжских финнов появляются на данной территории во И-Ш вв. н. э. (Вихляев В.И., 1977. С. 59; Ахмедов И.Р., Бе-лоцерковская И.В., 1994. С. 104). Самые ранние погребения с остатками трупосожжений датируются IV в. н. э. (Букина О.В., 1997. С. 14), самые поздние относятся к XI в. Для XII в. погребений с остатками трупосожжений не зафиксировано, тогда как могильники (в частности, мордовские), содержащие трупоположения, продолжают бытовать вплоть до XIX в. Таким образом, период с IV по XI в. представляет собой время существования в среде поволжских финнов обычая сжигать умерших перед помещением в землю. С точки зрения развития территориально-племен-ных групп это очень длительный и неоднородный период. Однако наличие погребений с остатками трупосожжений объединяет все эти группы и определяет хронологические рамки исследования - 1У-Х1 вв. н. э.

Научная новизна данной работы состоит в первом специальном обращении к данным погребениям как к объекту специального анализа, введению новых данных в научный оборот, обобщении знаний о них и привлечении к решению различных проблем истории данного региона.

Среди использованных в работе методов можно назвать формализацию исходных данных, типологический метод, метод подбора аналогий, а так же статистические методы: метод построения графика корреляционной зависимости, метод выделения серий погребений с одинаковым или близким набором признаков (сериация).

Анализ погребений с остатками трупосожжений в определенных выше территориальных и хронологических рамках позволит достичь основной цели данного исследования - систематизация и анализ исходных данных по одному из видов погребального обряда, зафиксированных в могильниках поволжских финнов I- нач. II тыс. н. э., что в последующем позволит проследить динамику развития и конкретные формы обычая кремации в среде поволжских финнов, выяснить причины появления этого обычая. Выход на данный уровень исследования должен быть обеспечен целым рядом промежуточных проработок, в частности построением схемы абсолютной и относительной хронологии, что для могильников поволжских финнов является предметом специальных исследований целого ряда ученых.

Для достижения основной цели исследования необходима реализация ряда конкретных задач, определивших структуру работы:

- изучение процесса накопления источниковой базы исследования с целью анализа ее информативности: история полевых исследований грунтовых могильников поволжских финнов П-Х1 вв. (Глава 1.1);

- анализ подходов различных исследователей к интерпретации погребений с остатками трупосожжений (Глава 1.2);

- анализ способов обработки и систематизации погребений с остатками трупосожжений, применяемых до сих пор различными исследователями (Глава 2.1);

- выяснение общего количества и сбор данных обо всех раскопанных к настоящему времени трупосожжениях из могильников поволжских финнов (Том 2. Приложение 2);

- первичная обработка данных погребального обряда: анализ признаков, которыми исследователи описывают погребения, на представительность и достоверность, характеристика состояния источниковой базы, определение используемой в работе терминологии (Глава 2.2);

- разделение могильников поволжских финнов I - нач. II тыс. н. э. на территориально-хронологические группы, определение программы и методики анализа погребений в рамках одной территориально-хронологической группы, (Глава 2.3);

- анализ погребений группы: датировка погребений, половозрастное определение, анализ размеров могильной ямы, статистический анализ всего массива погребений, содержащих остатки одиночных полных трупо-сожжений, создание моделей погребений с остатками трупосожжений на основе исследования взаимовстречаемости признаков погребений, выделение инвентарных погребальных норм (Глава 3.1-9);

- реконструкция существования обычая кремации умерших в рамках территрориально-хронологических групп (Глава 4.1-9).

Апробация результатов отдельных разделов исследования производилась в качестве докладов на заседаниях кафедры Российской истории Самарского Государственного университета; XXIX Урало-Поволжской археологической конференции студентов и аспирантов (Челябинск, 1997); II Международной археологической конференции "Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. (вопросы хронологии)" (Самара, 1997); XXX Урало-Поволжской археологической конференции студентов и аспирантов (Самара, 1998); I Международных Степановских чтениях (Саранск, 1998).

Глава1. Процесс накопления источниковой базы. Проблема интерпретации погребений с остатками трупосожжений в могильниках поволжских финнов.

1.1. Процесс накопления источниковой базы.

Источниковой базой данного исследования являются погребения с остатками трупосожжений, совершенных вне пределов могильной ямы. Они происходят из раннесредневековых грунтовых могильников поволжских финнов, оставленных племенами мери, муромы, мордвы, марийцев, мещеры и культуры рязано-окских могильников. В данной работе принята наиболее распространенная в современной литературе интерпретация племенной и культурной принадлежности рассматриваемых памятников.

Грунтовые могильники поволжских финнов, открытие которых затруднено в силу того, что они не имеют никаких наземных признаков, не сразу попали в поле зрения археологов. В середине XVIII в. внимание исследователей было обращено к древностям Сибири, затем к античным памятникам северного побережья Черного моря. Только на рубеже XVIII-XIX вв. общественная и научная мысль в России обратились к проблеме народности, фольклору и национальным реликвиям. Внимание ученых переключилось на остатки более близкого прошлого, и центральные губернии России попали в поле зрения археологов (Формозов A.A., 1986. С 34). В итоге исследования этих территорий выяснилось, что кроме славянских древностей сохранилось значительное количество памятников (курганов и городищ), оставленных дославянским, "чудским" населением центральной России. Ярким примером здесь могут служить Владимирские курганы, раскопки которых были начаты A.C. Уваровым и П.С. Савельевым уже в 1851-1854 гг. Широкомасштабное исследование этих памятников послужило основой для постановки вопроса о роли других племен и народов в сложении русского народа и культуры. Достаточно вспомнить развер-

нувшуюся в конце XIX в. дискуссию по поводу мерянских курганов (Рябинин А.Е., 1990. С. 110-120).

В последней четверти XIX в. пришло время "менее заметных чем курганы" грунтовых могильников поволжских финнов. Еще в 1840 г. был открыт Пятницкий могильник муромы, в 1860 году - Муромский могильник (Голубева Л.А., 19876. С. 81). В 1869 г. при прокладке Тамбовско-Саратовской железной дороги недалеко от Тамбова был открыт Лядин-ский могильник, раскопки которого были начаты В.Н. Ястребовым только в 1888 г. Из 217 раскопанных погребений 16 были определны как содержащие остатки трупосожжений (Ястребов В.Н., 1893. С. 3-5).

Историю полевых исследований грунтовых могильников поволжских финнов (I ты