автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Сокар Мохаммед Юсеф
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире"

На правах рукописи УДК 342.822.1

СОКАР МОХЛММЕД ЮСЕФ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СПЕЦИФЖА ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ АРАБСКОМ МИРЕ

Специальность 23.00.04.Политические проблемы международных отношений и глобального развития (политические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Санкт-Петербург 2008

Работа выполнена на кафедре политологии ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

ГРИБАНОВА Галина Исааковна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ВАСИЛЬЕВА Наталья Алексеевна

кандидат политических наук КОРОЛЕВА Татьяна Алексеевна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Защита состоится «

У*

2008 года в

час. 1 мин.

на заседании диссертационного совета Д 212.199.14 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора политических наук при Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р.Мойки, 48, корп. 20, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

Автореферат разослан «_

2008 года

Ученый секретарь диссертационного с55атя Л)

кандидат юридических наук, доцент У /// Абаканова В. А.

сг

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Аст-уалыюсть темы.

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от расстановки социальных сил, культуры и традиций. Права человека призваны оказать воздействие на консолидацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консенсуальны и основаны на принципе - «моя свобода не должна наносить ущерба свободе друг их». Из этого вытекает и их нравственная природа, основанная на категориях добра и всеобщего блага. Это ещё более повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реально ощутимые преобразования и реформы.

В настоящее время перечень и содержание самих прав и свобод человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, которую называют совестью мира, нравственным эталоном человечества. В этом историческом документе, как и в Уставе ООН, подтверждена истина: все люди рождаются свободными и равными в своем человеческом достоинстве и основных, естественных правах. Во Всеобщей декларации утверждается право каждого на жизнь без нужды и страха на личную неприкосновенность, свободу слова и убеждений, право на справедливый и всеобщий мир, независимо от расы, цвета кожи, пола, языковых, религиозных, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения.

На основе Всеобщей декларации был разработан не один десяток международных пактов, конвенций, протоколов, имеющих юридическую силу.

В них настойчиво проводится мысль о том, что демократия и толерантность, т.е. терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, права и свободы человека, мир и прогресс имеют статус общепризнанных универсальных ценностей.

Мусульмане не приняли и не принимают Всеобщую Декларацию прав человека, провозглашенную ООН в 1948 г., так как для них она не «всеобщая», но лишь «западная». В исламе мужчина и женщина не имеют одинаковых прав, равно как верующие и неверующие, что оказывает непосредственное влияние на положение женщин в мусульманских странах, и вызывает серьезную критику со стороны международного сообщества. Однако признавая отличие в реализации прав женщин в исламском мире от ситуации в западных странах, представляется, что данная проблема требует более тщательного и объективного исследования со стороны специалистов.

Степень разработанности темы исследования.

Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них можно выделить работы В. В. Бартольда «Работы по истории ислама и Арабского Халифата», 3. И. Левина «Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность», И. П. Петрушевского «Ислам в Иране в VII-XV веках» и других. Однако большинство авторов таких работ рассматривали мусульманское право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как юридического явления. К тому же, практика правового развития исламских стран свидетельствует, что юридические правила поведения в данной системе занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков

обособление юридических норм от прочих, внеправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Особенности мусульманского права как юридического явления, раскрытые с позиций общей теории права исследовались в своих трудах А. С. Боголюбовым «Пресечение и наказание в мусульманском праве», а также в его историко-филологических исследованиях, А. JI. Могилевским «Правосознание и религия», М. С. Хайдаровой «Основные направления и школы мусульманского права». Однако и в них зачастую не проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом - системой действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально - политических сил.

Свой вклад в комплексные исследования теории и практики мусульманского права внесли такие зарубежные исследователи, как И. Гольдциер «Введение в исламскую теологию и право», С. Гойтейн «Изучение исламской истории и институтов». Авторы этих работ затрагивают вопросы истории и теории мусульманского права, в то же время анализ юридических особенностей мусульманского права, на наш взгляд, приводят недостаточно полно. Большое число работ по мусульманскому праву издается в исламских странах. Однако специфика этих трудов заключается в том, что их авторы недостаточно критично излагают традиционные мусульманско-правовые концепции и вытекающие из них политические реалии. Особенно ярко это сказывается в вопросе о положении женщин в исламском мире.

Значительный интерес для анализа политико-правовых аспектов положения женщин в странах Арабского Востока представляют использованные при написании данного диссертационного исследования труды известных западноевропейских ученых Гомьена Д., Давида Р., Массэ А., Тадрис Мэрилин, Шарля Р.; советских и российских ученых Андреева А.Р., Дьяконова И.М., Карташкина В.А., Рахманова А.Р., Сапроновой М.А, Сюкияйнена Л.Р., Хунова Р., Шумова С.А.; арабских исследователей

мусульманского права Аль Мутлак Айда, Гасан Халил, Мохаммед Муниф. Мустафа аль сибаи, Хусейн Ашраф Ахмед, Шахид Эль-Баз.

Несмотря на значительное число работ, посвященных мусульманскому праву и его влиянию на жизнь арабских женщин, представляется, что в этом вопросе еще многие моменты остаются вне поля зрения исследователей, сам процесс реализации прав женщин-мусульманок не рассматривается в должной динамике, предлагаемые рекомендации не в полной мере учитывают культурную специфику стран данного региона.

Цель диссертационного исследования - выявление и анализ политико-правовых факторов, определяющих положение женщин в странах арабского мира.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

• Раскрыта сущность понятия прав человека;

• На основе исследования особенностей системы мусульманского права выявлена специфика исламской концепции прав человека;

• Дан сравнительный анализ ситуации с правами человека в различных странах мусульманского мира;

• Показаны основные проблемы, с которыми сталкиваются арабские женщины в политико-правовой практике общественной жизни;

• Предложены пути гармонизации различных аспектов социально-политического положения женщин в странах Арабского Востока с учетом международной практики.

Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся в процессе политико-правовой реализации прав человека и, в частности, прав женщин в арабских странах.

Предметом диссертационного исследования является степень и характер влияния исламской концепции прав человека, а также национального законодательства мусульманских стран по вопросам прав человека на реальное социально-политическое положение женщин в арабском мире.

Гипотеза исследования состоит в следующем: Несмотря на существенные различия в понимании прав женщин в мусульманском и западном праве, постепенно происходит процесс трансформации реального социально-политического положения арабских женщин в соответствии с доминирующими в международной практике принципами и подходами.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дан комплексный анализ исламской концепции прав человека и ее реализации в политической практике арабских стран. При этом:

• Определена степень и характер влияния ислама на формирование концепции прав человека в мусульманском мире;

• Выявлены противоречия между исламским пониманием прав человека и международно признанными нормами в этой сфере;

• Проведен сравнительный анализ социально-политических особенностей положения женщин в различных арабских странах;

• Выявлены причины, препятствующие политическому участию арабских женщин;

• Определены основные направления совершенствования политико-правового статуса женщин в арабских странах

Методологической основой диссертации стали принципы и основополагающие подходы таких отраслей знаний, как политология, теория и история государства и права, философия. Автором широко используется сравнительный, системный и структурно-функциональный анализ.

Одним из ведущих методов исследования выступает сравнительный анализ политико-правового статуса женщин в различных странах Арабского Востока, дающий возможность прояснить характер влияния политических, социально-экономических и культурных факторов на эволюцию базовых аспектов жизни арабских женщин, их политического участия.

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе всех правовых систем мира лежит гуманистическое начало. Вместе с тем, развитие общественных отношений в Европе и в мусульманском мире шло различными путями. Если в европейских странах в центре внимания находилось формирование системы прав человека, то в мусульманских странах основной акцент делался на обязанностях.

2. Мусульманское право со времени своего возникновения находится в постоянном развитии и модернизируется. Изменения, которые в настоящее время претерпевает мусульманское право, являются объективной реальностью, политическим ответом на глобализацию общественной жизни. Однако слишком быстрое изменение той части правовой системы, которая не связана с религиозными нормами и зачастую противоречит им, вызывает отторжение в мусульманском обществе. Это отторжение усугубляется стремлением ряда стран проводить политику насаждения западных ценностей в качестве универсальных для всего мира.

3. Преодоление существующего в настоящее время конфликта между различными политико-правовыми системами возможно лишь на основе толерантного отношения, как к различным религиям, так и к уже сформировавшимся политико-правовым системам. Соответственно, международные отношения должны базироваться на уважении не только отдельной личности, но и культур различных народов.

4. Реализация прав женщин, признанных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и претендующих на универсальность, в мусульманских странах происходит с различной степенью эффективности. В отношении признания политических прав женщин мусульманские страны делятся на две группы - страны, которые признают их (Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак и Йемен), и страны, которые их не признают (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран). Однако, несмотря на признание политических прав женщин, реальное их участие в политической жизни в арабских

странах весьма низкое, не оказывающее влияния на функционирование государства.

5. Объем прав женщин, закрепленный в законодательствах мусульманских стран, различен. Однако можно констатировать общую тенденцию на сближение законодательства мусульманских стран с европейскими (и международными) стандартами в отношении прав женщин. В то же время, во многих арабских странах свободы, предоставленные женщинам, на практике зачастую игнорируются самими женщинами, поскольку в этих странах очень сильно действие религиозных обычаев.

6. Растущее влияние на политико-правовое положение женщин в странах арабского мира начинают оказывать международные неправительственные организации, прежде всего, созданные самими мусульманскими женщинами и ставящими своей целью мобилизацию женщин на борьбу за освобождение от всех форм неравенства и дискриминации.

7. Полноценная реализация прав женщин в мусульманских странах возможна лишь при наличии эффективного механизма международно-правовой защиты. В связи с этим представляется целеесообразным учреждение межправительственной организации, которая обладала бы полномочиями контроля за соблюдением прав женщин в мусульманских странах. Главной ее задачей было бы выступать в качестве связующего звена между правительствами мусульманских стран и зарождающимся в этих странах движением за права арабских женщин (в том числе и женскими неправительственными организациями).

Теоретическая значимость работы выражается в том, что сравнительное исследование международного права и мусульманской доктрины в области прав человека с аспектом на права женщин - является направлением, которое еще не нашло должного научного освещения. В ходе работы подверглись теоретическому осмыслению проблемы в области правоотношений, возникающие на основе личных и гражданских прав женщин в мусульманских странах. Дано теоретическое обоснование эволюции политико-

правового статуса арабских женщин. Оценен потенциал международных неправительственных организаций в деле расширения прав мусульманских женщин и адекватной реализации их в практике общественно-политической жизни.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы учеными и практиками, специализирующимися в области защиты прав человека, а также в учебном процессе при разработке курсов по зарубежному регионоведению, спецкурсов, посвященных политическим процессам в арабском мире.

Диссертационное исследование позволяет заложить основу для принятия решений, связанных с определением отношения России к проблеме прав человека в мусульманском мире.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе Герценовских чтений 2008 года и нашли свое отражение в 3 публикациях, общим объемом в 2,9 п.л.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников (111 наименований), общим объемом 159 страниц.

П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении доказывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, определяются методы исследования, фиксируются проблемы, требующие анализа, мотивируется научная новизна исследования и практическая значимость, приводятся положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Права человека в исламе: формирование, понятие и сущность» посвящена проблемам становления и развития исламской концепции прав человека как составной части мусульманского права.

В § 1 «Особенности формирования системы мусульманского права» дается исторический обзор создания системы мусульманского права, отмечается, что в основе всех правовых систем мира лежит гуманистическое начало. Однако, несмотря на то, что правовые системы сложились в результате необ-

ходимости регулирования определенных общественных отношений, концепция прав человека сформировалась относительно недавно. Развитие отношений в Европе и в мусульманском мире шло различными путями - в европейских странах через формирование системы прав человека, в мусульманских странах в центре общественных отношений стояли обязанности.

В истории развития мусульманского права можно выделить несколько периодов: VI-VII в - возникновение и формирование шариата как первичной основы мусульманского права; УШ-Х вв. - возрастание роли доктрины исламских правоведов; Х-ХШ вв. - разделение шариата на разные ветви; XIII-XIX вв. - становление системы мусульманского права; XIX в. - начало XX в. - формирование законодательства в мусульманских странах как результат заимствования европейского права; настоящее время - формирование современных отраслей национального права в мусульманских странах. В современном мусульманском праве можно выделить четыре категории источников мусульманского права - религиозные нормы (Коран, Сунна), законодательство (фирманы и кануны), правовая доктрина (иджма) и судейское толкование (в том числе, кияс - решение по аналогии).

Проведенный анализ позволил автору сделать вывод о значительном возрастании роли закона в мусульманских странах, однако нельзя говорить о снижении роли обычая в регулировании отношений в этих государствах, особенно по вопросам семейного права, а также правового положения женщин в арабском мире.

В настоящее время в результате глобализации правовые системы оказывают взаимное влияние друг на друга. Многие государства с мусульманским населением начали быстро модернизироваться, что повлекло за собой большую степень сходства их политико-правовых систем с европейским правом. Однако внешнее сходство не устраняет внутренних, нравственно-религиозных источников, которые по-прежнему устойчиво определяют поведение людей.

В § 2 «Права человека в исламе» раскрывается сущность концепции прав человека в мусульманских странах. Отмечается, что уважение прав человека, безусловно, является одним из фундаментальных правовых принципов, носящий универсальный характер. Однако содержание данного принципа раскрывается в разных правовых системах по-разному, поскольку само понятие «уважение прав человека» носит оценочный характер. В различных странах, а тем более, в различных правовых семьях признаются важными и определяющими различные ценности, в том числе, и права человека. Стоит указать, что не только в мусульманских странах понимание ценности права и прав человека отличается от европейского. Страны Африки также имеют свое понимание прав человека, правовых принципов. Так, например, в Африканской хартии права человека и народов, указывается, что Африканская комиссия по правам человека и народов применяет общие принципы права, которые признаны африканскими государствами.

В работе проводится сравнение концепции прав человека, представленной во Всеобщей декларации прав человека и мусульманской концепции прав человека. В мусульманских странах свое видение содержания принципа уважения прав человека: провозглашенные в Исламской декларация прав человека и Арабской хартии прав человека нормы «привязаны» к шариату, что придает им традиционный характер. Исламская концепция права рассматривает «права человека» не как права индивидуума, а как права общества верующих в целом.

Изменения, которые в настоящее время претерпевает мусульманское право, является объективной реальностью, ответом на глобализацию общества. Однако слишком быстрое изменение той части правовой системы, которая не связана с религиозными нормами и зачастую противоречит им, вызывает отторжение в мусульманском обществе. Это отторжение также подогревается достаточно агрессивной политикой ряда стран в вопросах насаждения западных ценностей для всего мира.

В § 3 «Проблема практической реализации концепции прав человека в мусульманском мире» исследуется вопрос эволюции концепции прав человека в мусульманских странах и эффективность их реализации. Отмечается, что в настоящее время в ряде арабских стран произошли позитивные законодательные и судебные изменения в области прав человека. В то же время на конкретных примерах в диссертации показано, что в зоне распространения ислама уровень защищенности человеческой жизни сравнительно низок. Однако это не связано с исламом как таковым, а отражает общий уровень отсталости обществ в гуманитарной сфере, несмотря на древнюю цивилизацию в этих странах в прошлом, а также высокие показатели валового национального продукта на душу населения в ряде нефтедобывающих государств. Поэтому неслучайна такая схожесть форм и методов нарушения прав и свобод человека в ряде исламских стран, где; бесплатная медицинская помощь и высокоразвитая социальная сфера соседствуют со смертной казнью. Хотя в арабских странах предпринимается попытка создать исламский гуманитарный порядок, следует отметить, что пока он имеет лишь современную форму, но традиционалистское содержание.

В § 4 «Перспективы развития исламской концепции прав человека» проводится сравнительно-правовой анализ европейской и исламской концепции прав человека и делаются попытки прогноза их развития. Отмечается, что теория прав человека, разработанная в европейских странах и США, не может считаться универсальной, поскольку у народов, принадлежащих к различным культурам, исторически сформировался особый набор прав человека, поэтому всеобщими правами и свободами человека можно считать на сегодняшний день только те, в отношении которых все правовые культуры имеют схожие взгляды - универсальные права человека, такие как право на уважение чести, достоинства, семейной жизни. В то же время наблюдается тенденция к адаптации и сближению мусульманского права с международными стандартами в области прав человека и реализации их в одном из источников мусульманского права - законодательных актах.

Государства гораздо легче подписывают акты так называемого «мягкого права» - декларации и резолюции международных организаций. Данные акты являются политическими необязательными для исполнения документами. Конечно, подписав декларацию, государство должно в своей политике придерживаться тех принципов, которые провозглашены в ней. Но государство само определяет содержание данных принципов. За нарушение декларативных норм не должно быть международной ответственности. Поэтому Всеоб-

<

щая декларация прав человека 1948 г., принятая в качестве Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН путем консенсуса представителей всех государств-членов ООН на тот период, была воспринята в мусульманском пример как документ, не образующий непосредственно обязанностей для государств. Для фиксации особого подхода к правам человека в 1981 г. мусульманскими странами была принята Всеобщая Исламская декларация прав человека, которая также является лишь политическим документом.

Однако если говорить о договорах, которые накладывают обязательства и влекут международно-правовую ответственность, то государства подписывают их с большой неохотой. Поэтому в настоящее время так невелико правовых актов в области прав человека, которые были бы подписаны всеми государствами (даже такие значительные юридические акты как Пакты о правах человека 1966 г. не нашли всеобщего признания в мире, особенно в арабских странах).

Преодоление конфликта правовых систем, существующего в настоящее время, возможно лишь на основе толерантного отношения как к различным религиям, так и к уже сформировавшимся правовым системам. В основе международных отношений должно лежать право на уважение не только личности, но и правовых культур различных народов.

Вторая глава «Положение женщин в современном арабском мире: специфика политико-правового статуса» включает анализ статуса личности в мусульманских странах и определение проблем, связанных с политико-правовым статусом женщин в арабском мире.

В § 1 «Конституционно-правовой статус личности в странах арабского востока и права женщин» проводится исследование объема прав и

г

свобод человека, закрепленных в мусульманских странах. Отмечается, что этот объем в различных странах не одинаков, он определяется как характером политического режима, конституционной системой государственных органов, положением главы государства, так и степенью влияния норм ислама на государственно-правовые и общественно-политические институты и органы. Многие проблемы конституционного статуса гражданина разрешаются на основе установившихся веками традиций и норм шариата. Оговорки и ограничения прав человека, содержащиеся в текстах конституций ряда мусульманских стран, также отсылают к нормам религии. Проблемой реализации прав личности также является отсутствие политических и юридических гарантий в конституциях, и на современном этапе конституционного развития тенденций к расширению объема конституционных прав и свобод в подавляющем большинстве конституций не наблюдается.

В диссертации дается сравнительный анализ ситуации с правами женщин в различных странах арабского мира и делается вывод, что согласно действующему в большинстве стран региона семейному законодательству и другим нормативным актам, женщина занимает подчинённое по отношению к мужчине положение. Общая ситуация усугубляется, тем, что даже существующие права соблюдаются далеко не всегда. Для большинства арабских стран характерно в большей или меньшей степени нарушение прав женщин, как со стороны органов государственной власти, так и в различных сферах общественной и семейной жизни. '

В диссертации делается вывод о том, что политико-правовое положение женщин в ряде стран мусульманского мира носит достаточно противоречивый характер.

В § 2 «Политическое участие женщин: права декларируемые и права реальные» раскрываются проблемы участия женщин в политической жизни стран арабского мира, рассматриваются исторические аспекты формирования

политических прав женщин и современные тенденции возрастающего участия женщин в политике. Проводится сравнительный анализ объема политических прав женщин в различных мусульманских странах.

Реализация прав женщин, признанных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и претендующих на универсальность, в мусульманских странах происходит с различной степенью эффективности. В отношении признания политических прав женщин арабские страны делятся на две группы -страны, которые признают их (Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак и Йемен), и страны, которые их не признают (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран). Однако, несмотря на признание политических прав женщин, реальное их участие в политической жизни в арабских странах весьма низкое, не оказывающее влияния на жизнь государства.

Объем прав женщин, закрепленные в законодательствах мусульманских стран, различен. Однако можно констатировать общую тенденцию на сближение законодательства мусульманских стран с европейскими (и международными) стандартами в отношении прав женщин. В то же время, во многих арабских странах свободы, предоставленные женщинам, зачастую игнорируются самими женщинами, поскольку в этих странах очень сильно действие религиозных обычаев.

В § 3 «Политико-правовые механизмы активизации политического участия женщин в арабском мире» Борьба за права женщин будет успешной только, если удастся добиться более активного их участия в политической жизни и расширения прав и возможностей женщин, улучшения их социального, экономического и политического положения. Важнейшую роль в достижении этой цели играют международные организации, мировая общественность. Однако для того чтобы усилия по искоренению насилия в отношении женщин не оказывались тщетными, необходимо проявление политической воли к решению данной проблемы на самом высоком государственном уровне, а также на уровне местных, национальных и международных инициатив.

Несомненным является тот факт, что национальное регулирование в странах арабского мира на сегодняшний день не в надлежащей мере защищает права женщин. Кроме нормативного закрепления прав женщин, необходимо создать также действенный механизм реализации этих прав, который учитывал бы правовые, политические, социологические, психологические и другие аспекты этой проблемы.

В современном мусульманском мире сформировалась новая политическая сила, которая приняла на себя заботы о более полной реализации прав арабских женщин. Речь идет о международных неправительственных организациях. Эти организации пока еще незначительны. Однако тенденция к их созданию очевидна. Созданные организации призваны сыграть важную роль в пропаганде прав женщин в арабских странах. Влияние таких организаций, как можно ожидать, будет все возрастать. На сегодняшний день некоторые организации (Ассоциация солидарности арабских женщин, АВСА) имеют Консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, что говорит о международном признании их важности.

Такие формы общения женщин, как семинары, симпозиумы, конференции, еще недавно бывшие абсолютно незнакомыми, все чаще используются в арабских странах для пропаганды прав женщин.

Что касается юридической составляющей реализации прав женщин, стоит отметить, что, конечно, нормативное закрепление прав женщин весьма важно; оно является фундаментом для последующих актов, раскрывающих это право в повседневных отношениях. Однако любая норма может быть нарушена. Об эффективности правового регулирования можно говорить лишь тогда, когда создан специальный механизм по разрешению споров, возникающих в процессе реализации прав человека. Такие международные судебные учреждения созданы в некоторых регионах - Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека. Высказываются предложения о создании аналогичного Арабского суда по правам человека.

Однако нужно быть реалистами. Создание Арабского суда по правам человека требует достаточно длительного времени. Кроме того, данный Суд имеет смысл создавать как учреждение, обладающее широкой компетенцией по вопросам защиты прав человека в арабских странах. В то же время необходим действенный механизм защиты прав именно арабских женщин. Поэтому предлагается учредить международную межправительственную организацию, которая обладала бы полномочиями контроля за соблюдением прав женщин в мусульманских странах. Эта межправительственная организация явилась бы связующим звеном между правительствами мусульманских стран и зарождающимся в этих странах движением за права арабских женщин (в том числе и женскими неправительственными организациями). Создание данной организации явилось бы несомненным прогрессом в деле защиты прав арабских женщин.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные вывод, определены актуальные направления дальнейшей разработки поставленных проблем.

Если право как социальное явление появилось раньше государства, то концепция прав человека сформировалась относительно недавно и берет начало со времен Французской буржуазно-демократической революции конца XVIII в.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объём прав и свобод человека не были одинаковыми. Ещё сравнительно недавно, вплоть до начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства - участники международных отношений - исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции и связывали данные вопросы с суверенитетом.

Границы внутренней юрисдикции государств исторически подвижны и государства сами устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутренних отношений.

Закреплённые в Уставе Организации Объединённых Наций, международных конвенциях и конституциях многих стран мира, права человека все больше осознаются как фундаментальные и неотъемлемые.

В международных отношениях правам человека уделяется особое внимание. Некоторые страны, находящиеся по данному вопросу на передовых позициях, даже заявляют, что установление связей с государствами, в которых не соблюдаются права человека, будет служить фактором, позорящим их честь и достоинство. Применительно к исламскому праву особую озабоченность мирового сообщества вызывает проблема соблюдения прав женщин.

Сравнительный анализ политико-правового положения в станах Арабского Востока позволяет прийти к выводу о том, что, несмотря на определенные положительные тенденции в этой сфере, остается еще много нерешенных проблем, что в значительной мере связано с низким уровнем участия женщин в политической жизни своих стран. Для коренного изменения ситуации необходимо объединение усилий арабских неправительственных организаций, занимающихся правозащитной деятельностью, международных и межправительственных структур. Особое внимание следует уделить подготовке материалов, которые способствовали бы повышению уровня информированности арабских женщин об их правах и включали бы рекомендации, как отстаивать и защищать эти права.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Сокар Моххамед Юсеф. Основные источники мусульманского права и их классификация.// Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы VII международной научно-теоретической конференции (28 марта 2008 г., Сыктывкар) Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008 - ч. III - 0,4 п.л.

2. Сокар Моххамед Юсеф Перспективы развития исламской концепции прав человека. ¡1 Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 4 (22). - СПб., 2006. - 0,5 пл.

3. Сокар Моххамед Юсеф Политико-правовой статус женщин в странах Арабского Востока. // Жизнь. Безопасность, Экология. №2. - 2008 (октябрь) - 2,0 п.л.

АВТОРЕФЕРАТ СОКАР МОХАММЕД ЮСЕФ

Подписано в печать 18.11.08. Печать ризографическая .Бумага офсет. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии ООО «Печатный Дом» 191186,г. Санкт-Петербург,наб.р.Мойки,д.48,корп.10,тел: (812)571-16-39

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Сокар Мохаммед Юсеф

Введение

Глава 1. Права человека в Исламе: формирование, понятие и сущность > ,' > '

§ 1. Особенности формирование системы мусульманского права

§ 2. Права человека в Исламе

§ 3. Проблема практической реализации концепции прав человека в мусульманском мире

§ 4. Перспективы развития исламской концепции прав человека

Глава 2. Положение женщин в современном арабском мире: специфика политико-правового статуса

§ 1. Конституционно-правовой статус личности в странах арабского востока и права женщин

§ 2. Политическое участие женщин: права декларируемые и права реальные

§ 3. Политико-правовые механизмы активизации политического участия женщин в арабском мире

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по политологии, Сокар Мохаммед Юсеф

Актуальность темы. Если право как социальное явление появилось раньше государства, то концепция прав человека сформировалась относительно недавно и берет начало со времен Французской буржуазно-демократической революции конца XVIII в.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объём прав и свобод человека не были одинаковыми. Ещё сравнительно недавно, вплоть до начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства - участники международных отношений - исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции и связывали данные вопросы с суверенитетом.

Границы внутренней юрисдикции государств исторически подвижны и государства сами устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутренних отношений.

Закреплённые в Уставе Организации Объединённых Наций, международных конвенциях и конституциях многих стран мира, права человека все больше осознаются как фундаментальные и неотъемлемые.

В международных отношениях правам человека уделяется особое внимание. Некоторые страны, находящиеся по данному вопросу на передовых позициях, даже заявляют, что установление связей с государствами, в которых не соблюдаются права человека, будет служить фактором, позорящим их честь и достоинство. Словом, данному вопросу большое внимание стали уделять мировое сообщество, международные организации, а также межгосударственные организации и учреждения. В разных странах действуют общественные неправительственные объединения, занимающиеся правозащитной деятельностью.

Перечень и содержание самих прав и свобод человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, которую называют совестью мира, нравственным эталоном человечества. В этом историческом документе, как и в Уставе ООН, подтверждена истина: все люди рождаются свободными и равными в своем человеческом достоинстве и основных, естественных правах. Во Всеобщей декларации утверждается право каждого на жизнь без нужды и страха на личную неприкосновенность, свободу слова и убеждений, право на справедливый и всеобщий мир, независимо от расы, цвета кожи, пола, языковых, религиозных, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения.

На основе Всеобщей декларации был разработан не один десяток международных пактов, конвенций, протоколов, имеющих юридическую силу. В них настойчиво проводится мысль о том, что демократия и толерантность, т.е. терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, права и свободы человека, мир и прогресс имеют статус общепризнанных универсальных ценностей. Роль образования в утверждении и защите прав человека подчёркивается во многих международных документах.

За прошедшие десятилетия после принятия Всеобщей декларации прав человека ОНН, ЮНЕСКО, Совет Европы, ОБСЕ, другие международные организации приняли немало важных основополагающих документов, в которых развивалось положение о гуманистических основах построения образования в области прав человека.

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизвестно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от расстановки социальных сил, культуры и традиций. Права человека призваны оказать воздействие на консолидацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консенсуальны и основаны на принципе - «моя свобода не должна наносить ущерба свободе других». Из этого вытекает и их нравственная природа, основанная на категориях добра и всеобщего блага. Это ещё более повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реально ощутимые преобразования и реформы.

Мусульмане не приняли и не принимают Всеобщую Декларацию прав человека, провозглашенную ООН в 1948 г., так как для них она не «всеобщая», но лишь «западная». В исламе мужчина и женщина не имеют одинаковые права, равно как верующие и неверующие.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что права человека определяют полноценность жизни на планете и служат неотъемлемой частью культуры наций, высшим проявлением нравственно-правовых идеалов человечества. Поэтому среди духовных ценностей современного мира общепризнанные права человека занимают одно из наиболее важных мест. Кроме того, проблема правового положения женщин в Исламе неоднократно привлекала внимание многих учёных самых различных отраслей знаний, так как положение женщин в мусульманских странах имеет значительные отличия, чем в европейских странах. Но представление об отличиях не настолько реальны, как представляется, поэтому многие вопросы данной проблемы нуждаются в дальнейшем исследовании.

Цели и задачи. Целями диссертационного исследования являются исследование сущности прав человека в исламе, а также сравнительно-правовой анализ правового положения женщин в мусульманских странах, с особым акцентом на проблеме прав человека и выделяя права женщин.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие прав человека;

- исследовать систему мусульманского права и её особенности;

- показать права человека в мусульманском мире и перспективы развития исламской концепции прав человека;

- раскрыть понятие правовой и социальный статус женщин в Исламе;

- рассмотреть западные и исламские ценности в отношении женщин;

- рассмотреть основные проблемы, возникающие при решении постановленной автором задачи.

Объектом диссертационного исследования выступают отношения, возникающие в странах мусульманского права по поводу прав человека и, в частности, прав женщин.

Предметом диссертационного исследования является система международного права в части прав человека, система мусульманского права, а также национальное законодательство мусульманских стран по вопросам прав человека.

Нормативно-правовая и информационная база исследования. При написании диссертационного исследования автором были подвергнуты анализу международно-правовые договоры в области прав человека, а также обычные нормы.

В работе рассмотрены универсальные, а также региональные договоры, формирующие правовую базу для регулирования отношений между государствами по вопросам прав человека.

В диссертационном исследовании большое внимание уделено актам международных организаций (как универсальных, так и региональных).

В процессе работы изучались акты внутригосударственного законодательства мусульманских стран и иные источники мусульманского права, в первую очередь, Коран и Сунна.

Особое значение в диссертационном исследовании уделялось так называемым «актам мягкого права», а, по сути, политическим документам -декларациям, посвященным вопросам прав человека, как универсального, так и регионального уровня.

Степень разработанности темы исследования.

Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них можно выделить работы В. В. Бартольда «Работы по истории ислама и Арабского Халифата», 3. И. Левина "Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность", И. П. Петрушевского "Ислам в Иране в УП-ХУ веках" и других. Однако, большинство авторов таких работ рассматривали мусульманское право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как юридического явления. К тому же, практика правового развития исламских стран свидетельствует, что юридические правила поведения в данной системе занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, внеправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Особенности мусульманского права как юридического явления, раскрытые с позиций общей теории права исследовались в своих трудах А. С. Боголюбовым «Пресечение и наказание в мусульманском праве», а также в его историко-филологических исследованиях, А. Л. Могилевским «Правосознание и религия», М. С. Хайдаровой «Основные направления и школы мусульманского права». Однако и в этих исследованиях прослеживается слабая сторона проблематики теории и практики мусульманского права. Заключается она в том, что в них зачастую не проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом - системой действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально - политических сил. Немало и зарубежных правоведов внесли свой вклад в комплексные исследования теории и практики мусульманского права. В разработке данной проблематики принимали участие такие крупные исламоведы как И. Гольдциер «Введение в Исламскую теологию и право», С. Гойтейн «Изучение Исламской истории и институтов». Авторы этих работ затрагивают вопросы истории и теории мусульманского права, а анализ юридических особенностей мусульманского права приводят недостаточно полно. Большое число работ по мусульманскому праву издается в исламских странах. Однако специфика этих трудов заключается в том, что их авторы недостаточно критично излагают традиционные мусульманско-правовые концепции. Конечно, такой подход создает достаточно много препятствий для того, чтобы объективно анализировать мусульманское право и выявить его политическую роль в современном правовом развитии стран Востока.

При написании диссертационного исследования были использованы труды известных западноевропейских ученых Гомьена Д., Давида Р., Массэ А., Тадрис Мэрилин, Шарля Р.; советских и российских ученых Андреева А.Р., Дьяконова И.М., Карташкина В.А., Рахманова А.Р., Сапроновой М.А, Сюкияйнена Л.Р., Хунова Р., Шумова С.А.; арабских исследователей мусульманского права Аль Мутлак Айда, Гасан Халил, Мохаммед Муниф. Мустафа аль сибаи, Хусейн Ашраф Ахмед, Шахид Эль-Баз.

В ходе написания данной работы автор опирался на международные декларации и конвенции, а также зарубежный юридический опыт в области прав человека. Основное внимание в диссертации уделено юридическим аспектам общепризнанных прав человека и прав человека в Исламе.

Методологическая основа исследования. В работе над настоящим исследованием автор использовал современные достижения методологии науки теории государства и права, применял системный, функциональный, сравнительный и другие методы исследования, использовал принцип историзма и социальный подход.

Научная новизна исследования. Данное диссертационное исследование является первым в российской политологической и международно-правовой литературе комплексным исследованием, посвященным вопросам реализации прав женщин в мусульманских странах. Наряду с анализом исламской концепции прав человека и сравнением ее с иными международными концепциями (представленными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г.), основное внимание обращено на формирование прав арабских женщин. В диссертации проведен сравнительный анализ данных документов и выявлена особенность понимания прав женщин в мусульманских странах.

Результатом разработки темы явились следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. В основе всех правовых систем мира лежит гуманистическое начало. Вместе с тем, развитие отношений в Европе и в мусульманском мире шло различными путями — в европейских странах через формирование системы прав человека, в мусульманских странах во главе общественных отношений стояли обязанности.

2. В истории развития мусульманского права можно выделить несколько периодов: VI-VII в - возникновение и формирование шариата как первичной основы мусульманского права; VIII-X вв. - возрастание роли доктрины исламских правоведов; Х-Х1П вв. — разделение шариата на разные ветви; Х1П-Х1Х вв. — становление системы мусульманского права; XIX в. — начало XX в. — формирование законодательства в мусульманских странах как результат заимствования европейского права; настоящее время — формирование современных отраслей национального права в мусульманских странах.

3. Мусульманское право всегда со времени своего возникновения находится в постоянном развитии и модернизируется. Изменения, которые в настоящее время претерпевает мусульманское право, является объективной реальностью, политическим ответом на глобализацию общества. Однако слишком быстрое изменение той части правовой системы, которая не связана с религиозными нормами и зачастую противоречит им, вызывает отторжение в мусульманском обществе. Это отторжение также подогревается достаточно агрессивной политикой ряда стран в вопросах насаждения западных ценностей для всего мира.

4. Преодоление конфликта правовых систем, существующего в настоящее время, возможно лишь на основе толерантного отношения как к различным религиям, так и к уже сформировавшимся правовым системам. В основе международных отношений должно лежать право на уважение не только личности, но и правовых культур различных народов.

5. Теория прав человека, разработанная в европейских странах и США, не может считаться универсальной, поскольку у народов, принадлежащих к различным культурам, исторически сформировался особый набор прав человека. Поэтому всеобщими правами и свободами человека можно считать на сегодняшний день только те, в отношении которых все политико-правовые культуры имеют схожие взгляды - универсальные права человека, такие как право на уважение чести, достоинства, семейной жизни, а также свободы, например, свобода вероисповедания. В то же время наблюдается-тенденция к адаптации и сближению мусульманского права с международными стандартами в области прав человека и реализации их в одном из источников мусульманского права — законодательных актах.

6. Реализация прав женщин, признанных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и претендующих на универсальность, в мусульманских странах происходит с различной степенью эффективности. В отношении признания политических прав женщин мусульманские страны делятся на две группы - страны, которые признают их (Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак и Йемен), и страны, которые их не признают (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран). Однако, несмотря на признание политических прав женщин, реальное их участие в политической жизни в арабских странах весьма низкое, не оказывающее влияния на функционирование государства.

7. Объем прав женщин, закрепленный в законодательствах мусульманских стран, различен. Однако можно констатировать общую тенденцию на сближение законодательства мусульманских стран с европейскими (и международными) стандартами в отношении прав женщин. В то же время, во многих арабских странах свободы, предоставленные женщинам, зачастую игнорируются самими женщинами, поскольку в этих странах очень сильно действие религиозных обычаев.

8. В современном арабском мире появилась новая политическая сила, отстаивающая права женщин — международные неправительственные организации. Созданные группами женщин мусульманского мира, такие организации (Арабский женский форум, Ассоциация солидарности арабских женщин) ставят своей целью мобилизацию женщин на борьбу за освобождение от всех форм неравенства и дискриминации. Некоторые организации имеют Консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, что говорит о международном признании важности данных организаций. Влияние таких организаций, как можно ожидать, будет все возрастать.

9. Автор выступает с предложением подготовки пособия для информированности арабских женщин об их правах, включающего рекомендации как отстаивать и защищать свои права. Подготовкой данного пособия может заняться одна из неправительственных организаций — например, Ассоциация солидарности арабских женщин (The АгаЪ women 's Solidarity Association, AWSÄ).

10. Полноценная реализация прав женщин в мусульманских странах возможна лишь при наличии эффективного механизма международно-правовой защиты. Создание Арабского суда по правам человека требует достаточно длительного времени. Кроме того, данный Суд имеет смысл создавать как учреждение, обладающее широкой компетенцией по вопросам защиты прав человека в арабских странах. В то же время необходим действенный механизм защиты прав именно арабских женщин. Поэтому предлагается учредить международную межправительственную организацию, которая обладала бы полномочиями контроля за соблюдением прав женщин в мусульманских странах. Эта межправительственная организация явилась бы связующим звеном между правительствами мусульманских стран и зарождающимся в этих странах движением за права арабских женщин (в том числе и женшсими неправительственными организациями).

Теоретическая значимость работы выражается в том, что сравнительное исследование международного права и мусульманской доктрины в области прав человека с аспектом на права женщин — является направлением в науке, которое еще не нашло должного научного освещения. В ходе работы удалось решить задачи в области правоотношений, возникающих на основе личных и гражданских прав женщин в мусульманских странах. Выявлена новая политическая сила в пропаганде прав мусульманских женщин — международные неправительственные организации — пока еще не достаточно организованная и систематизированная, но имеющая огромный потенциал.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы учеными и практиками, специализирующимися в области защиты прав человека, а также в учебном процессе при разработке курсов мусульманского права, прав человека и при подготовке спецкурсов по данным вопросам. Данная работа может быть полезна для практической деятельности, осуществляемой в рамках международных организаций, особенно специализирующихся на вопросах права арабских женщин.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование вопросов реализации прав женщин в мусульманском праве в контексте соблюдения универсальных прав человека, сформировавшихся в современном мире, позволило сделать следующие выводы:

Безусловно, основе всех правовых систем мира лежит гуманистическое начало. Однако, несмотря на то, что правовые системы сложились в результате необходимости регулирования определенных общественных отношений, концепция прав человека сформировалась относительно недавно. Развитие отношений в Европе и в мусульманском мире шло различными путями - в европейских странах через формирование системы прав человека, в мусульманских странах во главе общественных отношений стояли обязанности.

В истории развития мусульманского права можно выделить несколько периодов: VI-VII в - возникновение и формирование шариата как первичной основы мусульманского права; УШ-Х вв. — возрастание роли доктрины исламских правоведов; Х-ХШ вв. - разделение шариата на разные ветви; Х1П-Х1Х вв. - становление системы мусульманского права; XIX в. — начало XX в. - формирование законодательства в мусульманских странах как результат заимствования европейского права; настоящее время — формирование современных отраслей национального права в мусульманских странах.

Мусульманское право всегда со времени своего возникновения находится в постоянном развитии и модернизируется. В настоящее время можно выделить четыре категории источников мусульманского права -религиозные нормы (Коран, Сунна), законодательство (фирманы и кануны), правовая доктрина (иджма) и судейское толкование (в том числе, кияс -решение по аналогии).

Можно говорить о значительном возрастании роли закона в мусульманских странах, однако нельзя говорить о снижении роли обычая в регулировании отношений в этих государствах, особенно по вопросам семейного права, а таюке правового положения женщин в арабском мире.

Изменения, которые в настоящее время претерпевает мусульманское право, является объективной реальностью, ответом на глобализацию общества. Однако слишком быстрое изменение той части правовой системы, которая не связана с религиозными нормами и зачастую противоречит им, вызывает отторжение в мусульманском обществе. Это отторжение также подогревается достаточно агрессивной политикой ряда стран в вопросах насаждения западных ценностей для всего мира.

Преодоление конфликта правовых систем, существующего в настоящее время, возможно лишь на основе толерантного отношения как к различным религиям, так и к уже сформировавшимся правовым системам. В основе международных отношений должно лежать право на уважение не только личности, но и правовых культур различных народов.

Теория прав человека, разработанная в европейских странах и США, не может считаться универсальной, поскольку у народов, принадлежащих к различным культурам, исторически сформировался особый набор прав человека. Поэтому всеобщими правами и свободами человека можно считать на сегодняшний день только те, в отношении которых все правовые культуры имеют схожие взгляды — универсальные права человека, такие как право на уважение чести, достоинства, семейной жизни, а также свободы, например, свобода вероисповедания. В то же время наблюдается тенденция к адаптации и сближению мусульманского права с международными стандартами в области прав человека и реализации их в одном из источников мусульманского права — законодательных актах.

Государства гораздо легче подписывают акты так называемого «мягкого права» - декларации и резолюции международных организаций. Данные акты являются политическими необязательными для исполнения документами. Конечно, подписав декларацию, государство должно в своей политике придерживаться тех принципов, которые провозглашены в ней. Но I I государство само определяет содержание данного принципа. За нарушение декларативных норм не должно быть международной ответственности. Поэтому Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая в качестве Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН путем консенсуса представителей всех государств-членов ООН на тот период, была воспринята в мусульманском пример как документ, не образующий непосредственно обязанностей для государств. Для фиксации особого подхода к правам человека в 1981 г. мусульманскими странами была принята Всеобщая Исламская декларация- прав человека, которая таюке является лишь политическим документом.

Однако если говорить о договорах, которые накладывают обязательства и влекут международно-правовую ответственность, то государства подписывают их с большой неохотой. Поэтому в настоящее время так невелико правовых актов в области прав человека, которые были бы-подписаны всеми государствами (даже такой значительный юридический акт как Пакты о правах человека 1966 г. не нашли всеобщего признания в мире, особенно в арабских странах).

Реализация прав женщин, признанных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и претендующих на универсальность, в мусульманских странах происходит с различной степенью эффективности. В отношении признания политических прав женщин арабские страны делятся на две группы - страны, которые признают их (Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак и Йемен), и страны, которые их не признают (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран (?)). Однако, несмотря на признание политических прав женщин, реальное их участие в политической жизни в арабских странах весьма низкое, не оказывающее влияния на жизнь государства.

Объем прав женщин, закрепленный в законодательствах мусульманских стран, различен. Однако можно констатировать общую тенденцию на сближение законодательства мусульманских стран с европейскими (и международными) стандартами в отношении прав женщин. В то же время, во многих арабских странах свободы, предоставленные женщинам, зачастую игнорируются самими женщинами, поскольку в этих странах очень сильно действие религиозных обычаев.

В современном арабском мире появилась новая политическая сила, отстаивающая права женщин - международные неправительственные организации. Созданные группами женщин мусульманского мира, такие организации (Арабский женский форум, Ассоциация солидарности арабских женщин) ставят, своей целью мобилизацию женщин на борьбу за освобождение от всех форм неравенства и дискриминации. Некоторые организации имеют Консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, что говорит о международном признании важности данных организаций. Влияние таких организаций, как можно ожидать, будет все возрастать.

Анализ существующего состояния защиты прав женщин в арабских странах привел автора к предложению подготовки пособия для информированности арабских женщин об их правах, включающего рекомендации как отстаивать и защищать свои права. Подготовкой данного пособия может заняться одна из неправительственных организаций — например, Ассоциация солидарности арабских женщин (The Arab women's Solidarity Association, AWSA).

Не вызывает сомнения факт, что кроме нормативного закрепления прав женщин, необходимо создать также действенный механизм реализации этих прав. Стоит согласиться с Ростовщиковым И.В., который утверждает, что «.механизм реализации прав и свобод личности позволяет не только комплексно рассматривать все аспекты реализации, но и выделять из них сугубо правовые, социологические, психологические»1.

Что касается юридической составляющей реализации прав женщин, стоит отметить, что, конечно, нормативное закрепление прав женщин весьма

1 ¡Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002. С. 104

150 важно; оно является фундаментом для1 последующих актов, раскрывающих это право в повседневных отношениях. Однако любая норма может быть нарушена. Об эффективности правового регулирования можно говорить лишь тогда, когда создан специальный механизм по разрешению споров, возникающих в процессе реализации прав человека. Такие международные судебные учреждения созданы в некоторых регионах — Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека. Высказываются предложения о создании аналогичного Арабского суда по правам человека.

Однако нужно быть реалистами. Создание Арабского суда по правам человека требует достаточно длительного времени. Кроме того, данный Суд имеет смысл создавать как учреждение, обладающее широкой компетенцией по вопросам защиты прав человека в арабских странах. В то же время необходим действенный механизм защиты прав именно арабских женщин. Поэтому предлагается учредить международную межправительственную организацию, которая обладала бы полномочиями контроля за соблюдением прав женщин в мусульманских странах. Эта межправительственная организация явилась бы связующим звеном между правительствами мусульманских стран и зарождающимся в этих странах движением за права арабских женщин (в том числе и женскими неправительственными организациями). Создание данной организации явилось бы несомненным прогрессом в деле защиты прав арабских женщин.

 

Список научной литературыСокар Мохаммед Юсеф, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. Международные правовые акты.1 .Африканская Хартия прав человека и народов // Права человека.

2. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm

3. Всеобщая Исламская декларация прав человека 1981 г. http://www.ca-c.org/iournal/08-1997/st 21 pravaisl.shtml

4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года. Париж. ГК ООН.

5. Конвенция о дискриминации в области труда и занятости 1958 года .Принята 1964г. Женева.

6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. www.un.org/russian/documen/convents/cedaw.htm

7. Конвенция о политических правах жeнщин.www.owl.ru/win/ docum/un/ polcon.htm

8. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года. Женева.

9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года // Док. ООН A/Res/39/46/.

10. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными .Женева. 1955 г.

11. Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. JI.H. Шестаков.М. 1990г.

12. Национальное законодательство.

13. Гражданский кодекс Исламской Республики Иран. Тегеран, 1994г. (на языке фарси)

14. Закон по делам об опеке // Сборник гражданского законодательства. Тегеран, 1993г. С. 216-307 (на языке фарси)

15. Конституция Алжира в кн .АНДР: Конституция и законодательные акты М; 1996г.

16. Конституция Алжирского избирательного права 1989г. с поправкой 1996г.Столица Алжир.

17. Конституции государств Среднего и Ближнего Востока. М., 1996.

18. Конституция Египта. Конституция Арабской Республики Египет, принята в 1971г. Каир.

19. Конституция Кувейта// Конституции государств Среднего и Ближнего Востока. М., 1996г.С.56.

20. Конституция САР,М,1999г.С,1

21. Конституции стран мира в 7 т.,Т.4. М.:Адолат.2001г.

22. Конституция Тунисского избирательного права. Тунисс.2002г.

23. Коран / Перевод И.Ю. Крачковского. М., 1986г. С. 666.

24. НДРЙ. конституция и законодательные акты. М., 1985г.С.67

25. Новый закон о гражданстве и положение египетских женщин. Египетский центр по правам женщин и их политической жизни (на араб.яз). Каир, 2000. Акты международных организаций.

26. Amnesty International Report 2002 // http://web.amnesty.org. P. 127."Amnesty International" 2008. Права человека в современном мире, http: // thereport.amnesty.org/rus/regions/middle-east-and-north-afiica

27. Doc. UN E/CN.4/1948/24. P. 10.

28. Doc. UN E/CN.4/1988/24. P. 9, 11.

29. Doc. UN The Commission on Human Rights. R. 1984/54. Para. 4.

30. Doc. UN CCPR/C/SR.673. P. 13.32.0IC Documents. The Dhaka Déclaration on Human Rights in Islam. P. 1-2.

31. Resolution № 49/19 -P. P. 2.

32. UN Doc. A/C.3/39/SR.65. Para 91-95 (1983).

33. United> Nations. General Assembly. Third Session. First Part. Plenary Meetings. Officiai Records. T. 6. - N.Y., 1948. - P. 913.1. Специальная литература.

34. Абашидзе, A. X., Ибрагим Ахмед Абдалла Арабская хартия прав человека // Правоведение. 2000г. № 1.

35. Аль-Али Насер Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. Автореферат канд. дис. М., 1999г. ( на арабском.)

36. Аль-Газави МухаммадСалим. «Альважиз» в политическом направлении. Изд.Рфиди.1998г. ( на арабском.)

37. Аль-Курди Махмуд Фахми. Социальные аспекты развития, участие в политической жизни. Каир: Египетская организация по правам человека, 2004. ( на арабском.)

38. Аль-Мосадек Варакея.Женщины и политика. Политическое представительство в Марокко. Касабланка-Дар Tobakal для публикации. 2001 г. ( на арабском.)

39. Аль-Мутлак Айда, Политическая эффективность иорданских женщин. Реальность и перспективы, (на араб.яз.). — Амман: Новый иорданский центр исследований, 1994г. ( на арабском.)

40. Арабский институт по правам человека. Арабские женщины, правовое и социальное положение: исследования в 8-ми арабских странах с обобщением. Тунис. 1996 г. ( на арабском.)

41. Бодянский В.Л.Ирак. Законодательство, экономика, политика. М., 1999г. С.99-100.

42. Бодянский В.Л. Современный Бахрейн. M., 1996.С.67

43. Гасан Халил. Права женщин , международные конвенции и популярная культура .Бейрут. 1999 г. ( на арабском.)

44. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительноеIправо) М., 1967г. С. 301.

45. Дьяконов М. М.Арабский Халифат и мусульманское право. М., 1997. С. 56

46. Дьяконов М.М. Пути истории. М., 1994. С. 123.

47. Египетский центр. Права женщин и их политическая жизнь. Каир .2000г. ( на арабском.)

48. Егорин А.З., Исаев В.А. Объединенные Арабские Эмираты. М., 1997г.С.34-37

49. Инседер Б.Н. «Положение женщин в политической организации , роль женщин в движении арабского единства.» Научно-исследовательский семинар и интеллектуальные дискуссии. Бейрут Центр по изучению' арабского единства, 2001г, С. 209 228.

50. Ислам. Религия, общество, государство./Под ред. Грязневича П. А., Прозорова С. М./М. "Наука". 1984. С. 78.54!.История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Жидкова О. П., ч. 1,М., 1996г. С. 420, 421

51. Карташкин В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств). М. 1976. С. 46.

52. Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002.

53. Конституционные акты Сирии в кн.: Конституции стран мира в 7 т.,Т.4.-Т.:Адолат.2001г.С.67.

54. Конституции государств Среднего и Ближнего Востока. М., 1996г.С.87.

55. Конституционное право Республики Узбекистан (сборник нормативных актов)./Под ред. проф. Саидов А. X. -Т.: Шарк, 1995г.-380бО.Манов Б .Г. ООН и содействие осуществлению» соглашению о правах человека; Ml, 1986г. С. 19: 61 .Массэ А. Ислам: 1962г. С. 104.

56. Матар?№И; Знакомьтесь: Ислам: Пёр;'.с англ. К.: «София», 1997г. G. 163. 63 .Международная защита прав и свобод; человека; Сборник документов — М., 1990.

57. Мингазов JTX. Универсализм прав, человека ш культурное многообразие мира- // Российский Ежегодник международного права- 2007. СПб», 2008. С. 283-284:

58. Мохаммед Муниф, Мохаммед аль-Аджами. Кувейтские женщины: участие в политической жизни. Бейрут, 2000. ( на арабском.)66:Мустафа Альг Сибаи., Жёнщинашежду религией- и законом.Каир:. ст.131-139.2001г. ( на арабском.)

59. Мухаммад Абдель-,Джавад. Исследования по вопросам шариата и права: Каир: 1972!г.ЧШ.С:32: (шшарабском:>

60. Мухаммад Салам Мадкур. Введение в мусульманское право: история, источники; общие концепции; Каир, 1999г. С. 22 (« на араб. Яз.).69Лазим Ареф. Сравнение мужчины и» женщины; в обществе. // жур. «Мо.1Т.,Ч;1.1996г. ( на;арабском:)

61. Орлова. И;А. Категория; «общие принципы права» и ее использование в правоприменительной; практике // Российский Ежегодник международного права, 2004г. СПб., 2005: С. 280.

62. Павленкова Ф. Г . Библиографическая библиотека. М., 1995. С. 165- 166

63. Понаморёв.В. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.,1982. С.79.

64. Права человека в Исламе. // Центральная Азия и Кавказ 1998г. № 4. С. 4546.

65. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. Ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2005. С.46.

66. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. С.308-314.

67. Права человека: Учебник для вузов / Отв. Ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. М.: Издательство НОРМА, 2003г. С.30-31.

68. Призыв арабских женщин для разъяснения между реальностью и ее восприятием. Каир, Дар-Нур для публикации 1995г.

69. Проблемы мира и социализма. 1984г. - №5. - С. 31.

70. Рахманов А.Р.Исламское право-Т:Янги асраводи.2003г. С. 48.Human rights in.

71. Салим Аль-Ава. Право на участие в политической и экономической жизни и социальные права при поддержке закона. Египетская энциклопедия по правам человека . Каир, 2004 г, С. 42 52. ( на арабском.)

72. Сапронова М.А, Арабский Восток: власть и конституции. М.,2001г. С. 196.

73. Соловьёв B.C. Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека. М., 1989г.

74. Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М., 2002г. С.283.

75. Тадрис М. Положение женщин в Египте: солидарность арабских женщин (на араб.яз.). — Каир, 2003г.

76. Трапезников В.А. Всеобщая декларация по правам человека 1948 г. Как основа — первоисточник международных стандартов в сфере защиты прав человека // Евразийский юридический журнал. 2008. № 3(5). С. 17-26.www. indepsocres.spb. ru/library/shnyrelman. doc

77. Учебное пособие «Право на свободу религии или убеждений»: Центр по правам человека. Университет Миннесоты. 2003г. С. 35. ( на арабском.)

78. Файс Аль- Шантауви. Права человека. Амман. 1999г.

79. Хунов Р. Особенности конституционного статуса личности в исламском праве//Право. Жизнь. 2003г. № 5 с.27 - 2893 .Хусейн Ашраф Ахмед. Политическое участие и избирательные права являются неделимыми .Каир. 2002г. С. 123 141. ( на арабском.)

80. Центр арабских женщин по подготовке кадров и научных исследований. Принятие решений арабскими женщинами. Наиболее важные результаты исследований, проведенных в 6 арабских стран. Тунис, 2007г. ( на арабском.)

81. Центр Аль-Кутби по научным исследованиям и подготовке кадров. Место иорданских женщин в общественной и политической жизни. Амман, 1996г.на арабском.)

82. Центр Принцессы Басмы по делам женщин. Исследование результатов участии в парламентских выборах (на араб.яз). Амман, 2003г. ( на арабском.)

83. Шахид Эль-Баз. Арабские организации гражданского общества на рубеже XX века- конференции арабских организаций гражданского общества .Каир. 1997 г.( на арабском.)

84. Шумов С. А, А.Р. Андреев. История Ближнего Востока. Документальное историческое исследование. М., Евролинц, 2002г. С. 92.

85. Alani M'Chichi , La féminisation du politique. Prologues, R. Maghrébine du livre no9 1997, p. 7-11

86. Amnesty International Report 2002. http://web.amnesty.org.

87. Decade. Alternative Future / Ed. By H. Sharadi. L., 1989. -P. 39-40.

88. Hag M. Society and State in Islam // The Islamic Concept of State. Papers Presented at Symposium on the Teaching of the Holy Prophet. P. 67.

89. Human Rights Law Journal. 1997. Vol. 18. No. 1-4. P. 51-153. 106.1brahim S.E. The Future of Human Rights in the Arab World // The Next Arab

90. John Witter, Jr. Law, Religions and Human Right // Columbia Law Review. -1996. Vol.28.-№ l.-p. 7.

91. Khadduri V. Human Rights in Islam//The Islamic Conseption of Justice. L., 1984.-P. 236

92. Khadurri M. The Islamic Conception of Justice. P. 233.

93. Marzouki Ilhem, Mouvement des femmes en Tunisie au XXème siècle: féminisme et politique. Tunis. Cérès Productions, 1993.11 l.Sinceur M.A. Op. cit. P. 221-227.