автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Понятие начала в физике и космологии

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Миронова, Наталия Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Понятие начала в физике и космологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Миронова, Наталия Геннадьевна

Введение.

Глава I. Обоснование проблемы начала в философии.Ю

§ 1. Генезис проблемы начала как познавательной потребности . . . . Ю

§ 2. Особенности рефлексии над понятием начала. Сходство моделей начала в космогониях, философии, науке.

§ 3. Методологические проблемы, возникающие в связи с концептуализацией понятия начала.

3.1. Методологические проблемы познания начала.

3.2. Принцип причинности в связи с исследованием понятия начала. Так ли необходимо "спасать" причинность?.

§ 4. Понятие начала в историко-философской ретроспективе

4.1. Субстанциальные концепции начала в философии.

4.2. Начало как первопринцип, идея, дух.

4.3. "Темпоральные" (временные) концепции начала в ранней европейской философии.

4.4."Потенциальные" концепции начала. Понятие начала и его отношение к проблеме духовного.

§ 5. Опыт размещения понятия начала в "категориальной сетке"

§ 6. Начало в концепциях физики и космологии.ЮЗ

Глава 2. Понятие начала знания в контексте проблемы обоснования знания

§ 1. Начала и основания зна^щт

1.1. Основания знания.

1.2. Начала знания.

§2. Стиль антропного познания и четыре фолта антропного стиля познания

2.1. Экстраполяция математических моделей и методов обоснования на нематематические области знания.

2.2. Фолт методологических начал.

2.3. Фолт обращения эвристико-обосновательного вектора (обращение вектора "начала знания—юснования знания").

2.4. Проблемы индуктивного метода.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Миронова, Наталия Геннадьевна

Актуальность темы исследования. Понятие начала многопланово, оно всегда вызывало познавательный интерес. Уже дофилософские космогонии и эсхатологии различных культур предстают как попытки разрешения вопроса о начале сущего, бытия, отражая вечное стремление человека выявить свой онтологический статус, определить место в структуре бытия и логику этого бытия. Категориальный анализ понятия начала позволяет отнести целый ряд сторон этой проблемы к сфере философской метафизики.

Проблемы начала именно в этой общей формулировке нет, но понятие начала предполагает решение онтологической и гносеологической проблем начала:

- онтологическая формулировка (проблема начала бытия). В связи с онтологической формулировкой открывается пласт синергетических аспектов понятия начала (истоки всякого развития и эволюции; начало процесса в связи с характером этого процесса; самоорганизация, управление и самоуправление -как формы начала; начало как фазовый переход от одного состояния системы к другому; движение как характеристика, приданная материи или процессу его началом и т.д.);

- гносеологическая формулировка (вопрос о началах и основаниях знания). Насколько адекватно мы отражаем действительность? Что выступает критерием достоверности и точкой отсчета в познании мира; таков ли мир, каким мы его познаём и где основания для уверенности в нашей правоте; основания знания; роль моделей (мыслительных, языковых, архетипических форм) как начал (либо оснований) познавательного процесса.

Последняя, эпистемологическая, форма проблемы начала, особенно актуальна в настоящее время, так как быстрое развитие научного знания сопровождается недостаточной обоснованностью знания, а также методов, приемов поиска и обоснования знания (хотя существующие разброс и разнообразие концепций обоснования довольно велики). Явные и неявные дефекты в методологии обоснования и выведения знания приводят к парадоксам и противоречиям в структуре теорий. В частности, проблемы методологии и определения предметного поля философского знания привели последнее к тому неопределенному статусу и отстраненному положению, в котором сегодня оказалась философия в своей значительной части.

Систему представлений о мире трансцендентного по отношению к человеку мы строим имманентно своей модели "актуального" мира. Неявно совершается и обратная процедура: эта модель аппроксимируется на мир, и мир воспринимается так, словно он однозначно соответствует этой модели. Но не входит ли наше знание о мире в нарастающее противоречие с этим миром? В таком случае намечающееся противоречие может послужить предпосылкой трагического противостояния нашего научного знания будущему бытию. В структуре знания нарастает внутренний кризис, пока далеко не всеми и не вполне осознаваемый. А ведь научное знание и научная практика являются фактором решающей важности для современного общества. Анализ начал знания мог бы помочь в этом плане определить истоки и причины кризиса знания.

Степень разработанности проблемы. Категория начала, как считается, стала объектом философского исследования в европейской философии в VI-V вв. до н.э. (Древняя Эллада). Своя традиция размышления о причинах, начале бытия в этот же период складывалась в Индии. Позднее понятие начала (первоначала) исследовалось элеатами, Платоном, Аристотелем, неоплатониками. В теологическом контексте начало бытия пытались логически обосновать европейские философы (П.Ломбардский, Прокл, Н.Кузанский, Ориген). Шеллинг в "Философии тождества", а также в "Философии откровения" изложил религиозно-философское учение о причинах бытия (учение о потенциях). В XX веке понятие начала недостаточно осмысливалась как философская категория (если не считать некоторых исторических обзоров, в ходе которые анализировались античные концепции начала и первоначала1). Философские понятия,

1 например, исследование И.Д.Рожанского философского наследия Анаксагора и досократиков. близкие и смежные понятию "начала", исследовал Э.Блох. В теологическом контексте божественное начало бытия пытался обосновать У.Крейг, рассматривали в своих статьях Девятов C.B., Караваев Э.Ф., Кулаков Ю.И., Лесков Л.В. В ретроспективном ключе понятие начала исследовали Михайловский В.Н., Солдатов A.B., Цехмистро И.З., Рожанский И.Д. Физическая наука демонстрирует, что проблема начала бытия в течение последнего века больше интересует физиков, чем философов. Однако в последние два-три десятилетия отечественная философия обогатилась фундаментальными исследованиями в области поиска начал и оснований знания, последних и предельных оснований бытия. Сюда следует отнести работы Аскина Я.Ф., Готта B.C., Кудряшева АЯ3., Касьяна A.A., Кохановского В.П., Лекторского В.А., Метлова В.И., Микешиной Л.А., Никитина Е.П., Нуриева Д.А., Финогентова В.Н., Хазиева B.C., Эмдина М.В.

Понятие начала в тсонтексте смены парадигм философствования, а также принципа развития рассматривается в трудах Гайденко П.П., Галимова Б.С., Лукьянова A.B., Сурковой H.A., Черняк B.C., Чанышева А.Н., Швырева B.C., Юдина Б.Г.

Тем не менее ощущается отсутствие целостного, категориального анализа понятия начала. Отсюда в качестве объекта настоящего диссертационного исследования выступает само понятие начала, различные онтологические и гносеологические слои его значений. Предметом исследования являются, во-первых, философские, физические и космологические концепции начала (а также познавательная модель, оказывающаяся общим базисом этих концепций); во-вторых, онтологические и гносеологические возможности познания начал бытия, и в связи с этим последним - основания и начала знания.

Намечены следующие цели предпринимаемого исследования:

- поиск истинной предметной области вопроса о началах и обзор способов его решения в русле различных философских концепций в связи с бытующими моделями представления о мире и моделями философствования;

- сравнительный обзор космологических концепций начала бытия, их философская и онтологическая оценка;

- решение вопроса о возможности обоснования космологических концепций бытия (в связи с аспектом начала), а также пути и методы такого обоснования; если обоснование сомнительно или невозможно, то автор счел нужным найти и указать причины этого;

- поскольку вопрос о начале бытия опирается на вопрос о началах и основаниях знания, автор ставит частную цель - указать то, что претендует на роль начал и оснований знания;

- анализ развития философского смысла понятия начала.

Методологическая основа исследования. Автор согласен с тем, что всякая система должна отвечать требованию внутренней непротиворечивости. Однако приходится убеждаться, что противоречивость присуща познанию и следует из антропного стиля рефлексирования (мы это обосновываем). Фактически ни одна система при пристальном анализе не может быть признана непротиворечивой, поскольку ни одна система знаний (кроме ряда разделов математики) не является простой и едино-значной. Такое положение дел связано как раз с методологией познания. В своем исследовании мы полагаем, что следует отказаться от опоры на априорные принципы, которые не будучи обоснованы, могут дискредитировать в своих основах сам результат рефлексии над понятием начала. Характер исследования предполагает реализацию системного и исторического методов.

Научная новизна исследования заключается в философско-методологическом анализе понятия начала, в том числе в физике и в космологии, и может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

1. На основе историко-философского и гносеологического материала дан категориальный анализ понятия начала; исследована его взаимосвязь с другими понятиями.

2. Разработана классификация концепций начала бытия (в связи с подходами к раскрытию этого понятия: субстанциальный подход1; потенциальный подход2; темпоральный подход3 (временной, исторический, эволюционный аспект понятия начала)).

3. Начала знания классифицированы по отношению их 1) к объективируемой либо к "глубокой"4 реальности (к объекту познания) или 2) к субъекту по

1 начало как первоначало, субстанция, субстрат вещей, сущего, бытия, материи.

2 начало как возможность, потенция, воля. л начало - как "час "ноль" Творения" (Э.Блох), исходная точка всякой процессуальное™ и развития, движения, исток, причина.

4 термин "глубокая реальность" здесь и далее используется как альтернатива кантовскому миру "вещей в себе", отличный, вообще говоря, от термина "объективная действительность". Под "глубокой реальностью" в физике понимается, в отличие от объективной действительности, доступной чувству в актуальном или возможном опыте, - то, по поводу чего мы не можем ничего доказать или опровергнуть, а можем лишь выдвигать свои суждения и сравнивать их с чужими суждениями. (См., например, Р.А.Уилсон. Квантовая психология.-М.:"София", 1999.- Гл.2. "Проблема "Глубокой реальности"."). Речь идет, разумеется, не о гипотетическом "мире сущностей" (скорее, мир сущностей мы пытаемся строить сами в форме модели объективируемой реальности, то есть обобщенной модели того опыта, который доступен объективации, опредмечиванию)). Говоря о глубокой реальности, подчеркивают, что в опыте и системе знания мы имеем дело всякий раз с относительной, или инструментальной реальностью, которую имеем возможность моделировать в разных контекстах -например, можем излагать и обосновывать модели бытия с началом и модели бытия без начала, или интерпретировать материю как волны либо как корпускулы. Но эта - объективируемая - реальность - в лучшем случае проекция "глубокой реальности" на ту ее часть, которая есть наше восприятие и сознание. знания (выделены группы объективных, субъективных и интрасубъек-тивных начал знания). 4. Указаны основные методологические источники проблем рефлексирования над предельными основаниями и понятием начала бытия (названные нами фолтами1 антропного стиля познания. К фолтам отнесены: 1) экстраполяция математических моделей и формальной логики на более широкие области знания; 2) фолт методологических начал (проблемы логики познания пре

2 3 дельного) ; 3) обращение познавательно-обосновательного вектора ; 4) про

1 Термин "фолт" (от английского fault) взят нами, за неимением лучшего, как синоним слов "промах", "затруднение", "недостаток", "дефект", "расходимость".

2 методологическими началами нами названы базовые приемы и предпосылки выведения умозаключения: постулирование, индукция, экстраполяция, аналогия и отождествление), абстрагирование (упрощение, идеализация , редукция ). Эти приемы несимметричны в отношении положений-предпосылок и выводов, но эта асимметрия часто игнорируется - в этом проблема "выводного" знания. л

Часто соображение, новая идея, возникшая у исследователя эвристически (или иначе - по аналогии, интуитивно, на основе здравого смысла, установки, эстетического побуждения) не демонстративна, не очевидна, для возможных оппонентов. В таком случае, если естественный путь умозаключения не является сам по себе обоснованием нового знания, то обоснование конструируется постфактум в конце гносеологического пути (например, создается логическое доказательство, вводятся определения и аксиомы (принципы, постулаты), граничные условия). То есть ищется или создается новое начало уже существующего знания, которое должно выступить также его основанием. Этот нередко встречающийся прием мы и назвали обращением познавательно-обосновательного вектора. Возражения вызывают следующие соображения: блемы индуктивного метода. Теоретическая и практическая ценность работы состоит в том, что рассмотрение методологических проблем рефлексии над понятием начала позволяет несколько глубже поставить проблему оснований знания и их объективности. Полученные результаты имеют важное значение для дальнейшего осмысления категории "причинности" (которая не может претендовать, по мнению диссертанта, на статус философской универсалии). Кроме того, философский анализ понятия "начала" может оказываться методологически продуктивным в процессе исследования трудностей, возникающих при выявлении противоречий современного космологического и физического познания. Результаты исследования найдут своё применение в преподавательской деятельности, на методологических семинарах по онтологии и теории познания.

1) знание, полученное "естественным" образом (например, эвристически), не тождественно знанию, чье начало подменено, чье обоснование сконструировано искусственно;

2) поскольку в ходе обоснования "искусственным" путем исследователь часто идет не из естественных посылок, а формирует предпосылки, преследуя цель, то где-то на этом пути он неизменно сужает или расширяет предметное поле, а также намеренно искажает и даже обращает причинно-следственную связь между предпосылками и компонентами знания - и знанием.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Понятие начала в физике и космологии"

Основные выводы диссертации можно сформулировать в следующих положениях:

1. В ходе ретроспективно-исторического анализа понятия "начала", космогонических моделей и космологических концепций начала отмечено, что хотя понятие начала в течение истории познания меняло свои смысловые очертания, однако прослеживается общая традиция или модель (отражения) мира его возможного начала. Эта преемственность, очевидно, имеет более глубокие корни, чем просто преемственность культуры, и определяется глубинными структурами человеческого мозга, генетически сформировавшейся стратегией освоения и отражения мира человеческим видом. На основе историко-философского и гносеологического материала дан систематический, категориальный анализ понятия начала; исследована его взаимосвязь с другими понятиями;

В диссертации развернута классификация подходов к проблеме начала субстанциальный подход1; понимание начала как первопринципа, идеи; потен

2 3 циальный подход ; темпоральный подход (временной, исторический, эволюционный аспект понятия начала).

2. Проделанные в диссертации обзор и анализ методов обоснования начала [бытия], имевших место в истории философии, позволяет заключить, что попытки разрешения проблемы начала бытия в любую сторону ("бытие безначально" или "бытие начально", "начало бытия имеет такой или иной характер") на первый взгляд, всегда оказывались достигнутыми. (Это мы видим у Прокла, Шеллинга, У.Крейга, у схоластов). Но всякий раз "успех" был обусловлен методологическими приёмами (например, использованием индукции), тем, что

1 начало как первоначало, субстанция, субстрат вещей, сущего, бытия, материи.

2 начало как возможность, потенция, воля.

3 начало - как "час "ноль" Творения" (Э.Блох), исходная точка всякой процес-суальности и развития, движения, исток, причина исследователь исходил из системы постулатов, причем та или иная форма начала или цель - доказать, что бытие начально - неявно присутствовала в формулировке самого вопроса о начале бытия. Анализ формы и методов обоснования каждый раз демонстрировал то, что исследователь получает в итоге именно то, что аксиоматически уже заложил в свою гипотезу, а более аморфное представление о достигаемой цели, или колебание доказывающего относительно того, есть начало или нет, такое начало или иное - делало недостижимой и саму цель доказательства или приводило к взаимноантиномичным выводам. Действуя средствами логики при исследовании начала бытия, исследователь в итоге оказывается в замкнутом круге. Эта сторона проблемы начала обусловлена проблемой обоснования знания.

3. Проанализированы методологические причины, порождающие проблему адекватности знания реальности или проблему "непустозначности" полученного знания.

4. Обосновано, что проблемы начала, как таковой, возможно, нет; такая проблема порождается антропной логикой и к ней может быть редуцирована.

Наметим те аспекты проблемы начала, которые требуют, на наш взгляд, дальнейшей разработки.

1. Предельные категории философии нуждаются в особом методе исследования, который не исчерпывается методами познания "конечного" мира, актуального бытия. Поскольку различные аспекты начала исследуются в других науках (начало бытия, начало сознания), то такой метод является важной предпосылкой развития системы знания вообще. Поскольку проблемы формулируются исходя из предпосылок и моделей, уходящих своими корнями глубоко в сферу антропного, то в развитии методологии науки требуется опора на принцип системности.

2. По мнению дисертанта нуждаются в ревизии методы, используемые в научном исследовании. Традиционные методы исследования и рефлексии над понятиями, описывающими конечное, наличное бытие, дают искаженный результат, если используются для решения проблем предельного характера, связанных с предельными основаниями знания.

3. Проблема начала бытия (в онтологическом аспекте) требует своего рассмотрения также в рамках теории самоорганизации и теории управления; так что выводы, полученные на этом пути, несомненно, окажутся актуальными и важными для прикладной науки, социальных дисциплин и других областей знания.

Заключение

 

Список научной литературыМиронова, Наталия Геннадьевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Отечественные публикации

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. -334 с.

3. Алексеев Г.Н. Энергоэнтропика. М.: Знание, 1983.- 192 с.

4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. Учебник для ВУЗов М.:ТЕИС, 1996. -504 с.

5. Алексеенко Е.А. Представления кетов о мире.// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.:Мысль, 1976,- 262 с.

6. Амбарцумян В.А., Казютинский В.В. Нестационарные процессы во Вселенной и современная революция в астрономии// Вселенная, астрономия, философия. М: Изд-во МГУ, 1988. - 192 с. - С. 104 - 117.

7. Анохин П.К. Философский смысл и проблемы интеллекта //Вопросы философии, 1973, №6, С. 95.

8. Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1.-М.:Мысль, 1969.-576 с.

9. Антология мировой философии в 4-х томах.Т.2.-М.:Мысль, 1970.-776 с.

10. Аристотель. Никомахова этика. В кн.: Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. (Серия "Антология мысли").-М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 1056 с.

11. Аристотель. Метафизика.-Ростов-на-Дону: Феникс. 1999. 608 с.

12. Аристотель. Метафизика// Соч. в 4-х томах. Т.1. -М.: Мысль, 1976. 550 с.

13. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.З. М.: Мысль, 1981. - 613 с.

14. Аристотель. Физика. В кн. "Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика" (Серия "Антология мысли").- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 1056 с.

15. Арлычев А.Н.Проблема познания процесса в философии и науке. // ВФ №3, 1999.

16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.

17. Ахромеев Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Парадоксы мира нестационарных структур// Новое в жизни, науке и технике. Математика и кибернетика. М., 1985.

18. Ахундов М.Д.Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. -М.: Наука, 1982. 222 с.

19. Балашов Ю.В. Принипы классификации космологических теорий// Вселенная, астрономия, философия.-М.:Изд-во МГУ,1988.-192с.-С. 52-57.

20. Барабашев А.Г. О специфике философских понятий//Сборник "Науч-ное обоснование и здравый смысл (к 200-летию "Наукоучения" И.Г.Фихте).-Уфа: изд-во Башкирского ун-та, 1996.- с.21-26.

21. Бегиашвили А.Ф. Проблема начала познания у Б.Рассела и Э.Гуссерля. -М.:Наука, 1969. 123 с.

22. Берг Л.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука. Ленингр. отделение. 1977.- 387 с.

23. Бердяев H.A. Pro et contra. В 2-х книгах. Кн. 1.-СП6.-.РХТИ, 1994.-573 с.

24. Бердяев H.A. Судьба России: Сочинения М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. - 736 с.

25. Беркли Д. Сочинения. /Сост., общ. ред Нарского И.С. -М.:Мысль, 1978.-556 с.

26. Бехтерева Н.П. Законы мозга и законы общества// Мозг и разум. Сб.ст. РАН, Ин-т филос. -М.: Наука, 1994. 173 с.

27. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. /Пер. с нем. Т.Ю.Быстровой и др. Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. 1997. - 400 с.

28. Большая советская энциклопедия, 3 изд. т.30. М.: Советская энциклопедия, 1972.

29. Бородай Ю.М. "От фантазии к реальности (происхождение нравственности)", М.-ИФРАНД995.- 297 с.

30. Борщов A.C. Проблема обоснования в контексте принципа детерминизма //Сборник "Научное обоснование и здравый смысл (к 200-летию "Наукоучения" И.Г.Фихте). -Уфа: Изд-во Башкиркого ун-та, 1996.- с.31-34.

31. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 224 с.

32. Быховский Б.Э.,Наан Г.И.Науки о неорганической природе и религия.-М.:Наука, 1973.

33. Вайнберг С. Первые 3 минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной (пер с англ. А.В.Беркова).- М.Энергоиздат, 1981.- 209 с.

34. Веккер JT.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов -М.: "Смысл", 1998 685 с.

35. Вильданов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности. Изд-е Башкирс.ун-та.- Уфа, 2000. 402 с.

36. Витгенштейн JI. Человек и мыслитель. / Сост. В.П.Руднева. М.: Прогресс. Культура. 1993. - 352 с.

37. Владимиров Ю.М.// О первоначалах мира в науке и теологии. Санкт-Петербург, Петрополис, 1993.- 366 с.

38. Вригт Г.Х., фон. Логико-философские исследования. Избр. Тр. (пер. с англ./ общ.ред. Г.И.Рузавина, В.А.Смирнова)-М.: Прогресс, 1986-600 с.

39. Выготский Л.С. Мышление и речь//Избр. психологич. исследования.

40. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М. Педагогика-пресс. 1993.-224 с.

41. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума.// ВФ.- №6- 2000,-С.110-136.

42. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: Наука, 1990. - 128 с.

43. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М.: Республика, 1996. - 495 с.

44. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII в.) М.:Наука, 1987. -447 с.

45. Галимов Б.С. Геологическая реальность в картине природы // Научная картина мира и научно-технический прогресс. Тезисы докладов. Уфа, изд-е

46. Башкирского ун-та, 1986. С. 144-149.

47. Галимов Б.С. Картина мира и научная теория// Формирование и функционирование научной картины мира. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Уфа, изд-е Башкирского ун-та, 1985. - С.53-54.

48. Галимов Б.С. Космическая эволюция материи в научной картине мира: проблема единственности и множественности моделей эволюции// Пространство и время в научной картине мира. Тезисы докладов конференции. Уфа, 1991. -С.3-8.

49. Галимов Б.С. Практика как основа формирования и развития научного знания// Научное познание и практика. Межвузовский сб-к. -Уфа: Издание Башк. гос.ун-та, 1981. -С. 3-23.

50. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы (методологические проблемы). Автореферат дисс. докт.филос.наук. -Свердловск, 1988. с.

51. Галимов Б.С. Философский анализ возникновения нового. //Материалы научной конференции, посвященной 40-летию Башкирского государственного университета. Уфа. Изд-е Башк.ун-та. 1997. - с. 4-13.

52. Гарднер М. Путешествие во времени /пер.с англ.Ю.А.Данилова.М.: Мир,1990. -341с.

53. Гарднер М. Этот правый, левый мир.// пер. с англ, под ред. Я.А.Смородинского. М.: Прогресс, 1967. - 266 с.

54. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, Т.1,2,3. Наука логики.- М.: Мысль, 1975.-452 с.

55. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Спб.: Наука 1993.

56. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. -М.: Наука. Гл.ред. физико-математической литературы. 1989.- 399 с.

57. Генкин И.Л., Цицин Ф.А. Развитие космических систем и термодинамика. //Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988 - с. 156-157.

58. Генон Р. Царство количество и знамения времени, /пер. с франц. М.: Беловодье, 1994. - 304 с.

59. Гесиод. Теогония. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, /подгот. А.В.Лебедевым.- М.: Наука. 1989.- 575 с.

60. Гивишвили Г.В. О "сверхсильном" антропном принипе. // ВФ №2 -2000. -С. 43-53.

61. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. Статьи и выступления.- М.: Наука, 1992,-526 с.

62. Глушков В.М. Кибернетика: вопосы теории и практики. -М.: Наука, 1986.488 с.

63. Гордон Д. Терапевтические метафоры, пер. с англ.-СПб.: "Белый кролик", 1995.- 196 с.

64. Грант В. Эволюционный процесс: критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. - 488 с.

65. Григорьев В.И. статья "Нелокальная квантовая теория" //"Большая Советекая энциклопедия" в 30 т. Т. 17. М.: Советская энциклопедия, 1971. - С. 445.

66. Грищук Л.П. Происхождение пространства-времени. // Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. 192 с. - С. 47 - 48.

67. Гроссетест Р. О свете, или о начале форм (предисловие к публикации

68. A.М.Шишкова) // ВФ № 6 1995. - С. 122-136.

69. Гроф Ст. Области человеческого бессознательного, /пер. с англ.

70. B.Н.Михейкина, Е.И. Антоновой.-М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994. 278 с.

71. Грюнбауэр А. Философская проблема пространства и времени.-М.¡Прогресс, 1969. 590 с.

72. Гулиан К.И. Метод и система Гегеля. -М., 1963. Т.2 579 с.

73. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало.- М.: Танаис, 1994 541 с.

74. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.-Новочеркасск: Сагуна,1994. -357 с.

75. Данин Д. Вероятностный мир. М.: Знание, 1981.- 205 с.

76. Джеймс У.Многобразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука. 1993. - 432 с.

77. Дильтей В. Категории жизни // ВФ № 10. 1995. - С. 129-143.

78. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление.-М.: Мир, 1989.-486 с.

79. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг.-М.Высш.шк. 1980.-286 с.

80. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции. // ВФ № 3.- 2000.-С. 3-21.

81. Единство онтологии, теории познания и логики. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 400-летию Р.Декарта и 100 -летию

82. C.А.Яновской. Уфа. Изд-е Башк. ун-та, 1996, 145 с.

83. Елфимов Г.М. Возникновение нового: филос. очерк. М.: Мысль. 1983. -188 с.

84. Ефремов Ю.Н. Звездная астрономия и горизонты знания // Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 192 с. - С. 117- 124.

85. Журнал "Успехи физических наук".

86. Завадский К.М. Колчинский Э.И. Эволюция Эволюции. -Л.: Наука, 1977.236 с.

87. Захаров В.Д.Метафизика в науках о природе//Вопросы философии, №3, 1999, с. 109.

88. Зельдович. Я.Б. Рождение Вселенной из "ничего" // Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 192 с. - С. 39-40.

89. Зельманов А.Л. Проблема экстраполябельности АП и идея множественности вселенных //Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988.

90. Идлис Г.М. Гармония вселенной //Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 192 е.- С. 65 - 77.

91. Идлис Г.М. Революция в астрономии и физике. М.: Наука, 1985.-228 с.

92. Индивидуальный мозг: структурные основы индивидуальных особенностей поведения. Сборник.- М.: Наука, 1993. 127 с.

93. Индуктивная логика и формирование научного знания. / Отв.ред. Пятни-цын Б.Н. М: Наука, 1987. - 184 с.

94. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. -М.: Наука, 1982. 343 с.

95. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций.// ВФ №12, 1998.1. С. 37-49.

96. История диалектики: немецкая класическая философия/ Т.И.Ойзерман, A.C. Богомолов и др. М.: Мысль, 1978. 363 с.

97. Казютинский В.В. Научно-технический прогресс, астрономия, философия. //Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988 - С. 7-19.

98. Кайдалов В.А. О философском обосновании научных понятий и его культурологическом аспекте// Сборник "Научное обоснование и здравый смысл (к 200-летию "Наукоучения" И.Г.Фихте)."- Уфа: ред.-изд. отдел Башкирского университета, 1996.-С. 18-20.

99. Калайков И.Д. Теория отраженя и проблема приспособления.-М.: Наука. 1986.

100. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1998 - 864 с.

101. Кант И. Критика чистого разума. Пер с нем. Н.О.Лосского.- М.: Наука, 1998.- 655 с.

102. Кант И. Критика чистого разума.- Симферополь: "Реноме", 1998. 528с.

103. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997 - 285 с.

104. Кармин A.C. Познание бесконечного. М.:Мысль, 1981. - 229 с. - сер. Философия и естествознание.

105. ЮО.Карпенко A.C. Логика, детермнизм и феномен прошлого. К публикации статьи Я.Лукасевича "О детерминизме"// ВФ. №5, 1995. С. 72 - 81.

106. Карпенко A.C. Логический фатализм и случайность будущего. Логический анализ. М., 1990.

107. Каррери Д. Порядок и беспорядок в структуре материи. М.: Мир. 1985.

108. ЮЗ.Кастанеда К. Собр.соч. в 9 томах. Киев, Изд-во София, 1995.

109. Кашин В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания./ Изд-е Башкирск.ун-та. Уфа, 2000. - 184 с.

110. Кашперский В.И. Отражение и функция. Роль процессов отражения в детерминации развивающихся систем. Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1989.

111. Юб.Кезин A.B. "Эпистемология на корабле науки: натуралистический вызов или "аргумент отчаяния"?"//Вестн.Моск.ун-та. сер.7. Философия. 1998, №2.

112. Кёлер В., Коффка К.Гештальт-психология. М.: ООО "Изд-во ACT ЛТД", 1998 - 704 с.

113. Клименко Н.Е. Мозг и поведение: ситуация выбора жизненных стратегий// Мозг и разум. Сб.ст. Рос.АН, Ин-т филос. -М.: Наука, 1994.-173 с.

114. Кравец A.C. Природа вероятности (Философские аспекты) М.: Мысль,1976.- 173 с.

115. Ю.Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность // ВФ №1, 1999. -с.3-17.111 .Крейг У. Самое начало. Происхождение Вселенной и существование Бога (пер.А.Цветкова.) -Библиотека научной и философской литературы. -М., 1990.-78 с.

116. Кругликов Р.И., Рузавин Г.И. Синергетика и мозг. // Мозг и разум. Сб.ст. РАН, Ин-т филос. -М.: Наука, 1994. 173 с.

117. Кудряшев А.Ф. Единство наук. Основания и перспективы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - 182 с.

118. Кудряшев А.Ф. Комплексный характер единой картины мира. // Научная картина мира и научно-технический прогресс. Тезисы докладов конференции. Уфа, изд-е Башкирского ун-та. - 1986. - С. 8-10.

119. Пб.Кудряшев А.Ф. Основание, бытие, язык// Обоснование и культура: Сборник научных статей.- Уфа: изд-е Башкирского ун-та, 1995.- С 3-4.

120. Кудряшев А.Ф. Проблема обоснования знания: вехи исследования// Сборник "Научное обоснование и здравый смысл (к 200-летию "Наукоучения" И.Г.Фихте).- Уфа: ред.-изд. отдел Башкирского университета, 1996. С. 48.

121. Кузанский Н. Берилл. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1980. (Серия Философское наследие). -471 с.

122. Кузанский Н. Компендий. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1980. (Серия "Философское наследие").-471 с.

123. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX века. (Уч. пособие для филос. фак-тов ун-тов и вузов).-М.:Высш.шк., 1989.-478 с.

124. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности.-Уфа: Изд-е Башкирского ун-та. 1998.- 316 с.

125. Кунафин М.С. Утерянная простота мира// Единство онтологии, теории познания и логики. Тезисы докладов научн. конференции, посвященной 400-летию Р.Декарта и 100 -летию С.А.Яновской.-Уфа. Изд-е Башк. ун-та, 1996. -С.

126. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. -М.:Изд-во Московского ун-та, 1980. 192 с.

127. Леви Стросс К. Стуктурная антропология. Пер с франц. - М.: Наука. -1983.- 536 с.

128. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Пер, вступ. ст. и премеч. Островского Л.Б. М.: Республика 1994 - 382 с.

129. Леви-Стросс К. Структура мифов. //Вопросы философии, 1970, № 7 С. 164.

130. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд. // ВФ.- №6- 2000. С. 7186.

131. Левинае Э. Тотальность и бесконечность: эссе о внешности. (Пер. Я.П.Ямпольского)// ВФ. №2. 1999. с.54-67.

132. Лесков Л.В. Концепция творения вселенной и материалистическая философия.// О первоначалах мира в науке и теологии. -Спб.: Петрополис, 1993.

133. Линде А.Д. УФН- 1984- Т. 144. с. 177.

134. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. -М.: Наука. 1990.-257 с.

135. Логунов A.A. Новые представления о пространстве-времени и гравитации. //Вселенная, астрономия, философия. М: Изд-во МГУ, 1988. - 192 с. - С. 40-47.

136. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). Учебное пособие для филос. фак. ун-тов и вузов. М.: Высш шк. 1963. - 583 с.

137. Лосев А.Ф. Статья "Хаос" в кн. Философская энциклопедия, 1970. т.5. с. 430.

138. Лосев А.Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика. В кн.: Секст Эмпирик. Соч. в 2-х томах, Т.1.М., 1976.

139. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века.- М.: Искусство, 1988.-447с.

140. Лосев Очерки античного символизма и мифологии. /Сост. А.А.Тахо-Годи -М.: Мысль, 1993 959 с.

141. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. - 831 с.

142. Лоскутов А.Ю., Михайлов A.C. Введение в синергетику: учебн.руководство. М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат. лит., 1990. - 272 с.

143. НО.Лосский Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. М.: Издательская группа "Прогресс", VIA. 1992.- 208 с.

144. Лукасевич Я. О детерминизме. / пер. В.Л. Васюкова. // ВФ, №5, 1995. С. 60-71.

145. Лукасевич Я. О детерминизме// Логические исследования . Вып. 2. -М., 1993.

146. Лукреций. О природе вещей.- М., 1947. т. 2.

147. Лукьянов A.B. Физика, философия и научно-технический прогресс/Научная картина мира и научно-технический прогресс (тезисы док-ладов).-Уфа: изд-во БГУ, 1986. С.28-30.

148. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1997. - 236 с.

149. Лукьянов A.B., Суркова H.A., Иванова С.Г. Философские вопросы естествознания. Уфа. - 1999.- 116 с.

150. Лукьянов A.B. Философское предвосхищение /Рукопись канд. диссертации.- Уфа, 1986.

151. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке ( Древний китай и Индия). Изд-е 2-е, исправл. и дополн. - М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.

152. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. фак-тов. психологии гос.ун-тов. М.: изд-во МГУ, 1973. - 175 с.

153. Лурия С.Я. История Греции. Курс лекций / под ред. Э.Д.Фролова СПб.: Изд-во Спб ун-та. 1993.

154. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М.-.Наука.

155. Майерс Д. Социальная психология. -Спб. Литер, 2000. 688 с.

156. Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики.- Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 178 с.

157. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983. -240 с.

158. Марков М.А. О природе материи. -М.: Наука. АН СССР, 1976.- 216 с.

159. Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение// Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 192 с. -С. 58-65.

160. Метлов В.И. Основание научного знания как проблема философии и методологии науки. -М.: Высш.шк. 1987 141 с.

161. Метлов В.И. Проблема оправдания индукции. //Логика и эмпирическое познание. -М. 1972.- 178 с.

162. Миронова Н.Г. Концепции начала в некоторых современных теориях космологии// Грани познания (сборник научных трудов молодых ученых). -Уфа: "Восточный университет", 2000 с.60-67.

163. Михайловский В.Н. "Научно-теоретическое мышление, здравый смысл и проблема начала мира.'7/O первоначалах мира в науке и теологии. -СПб: Петрополис, 1993.- 366 с.

164. Моисеев H.H. Человек, Среда, общество. М.: Наука, 1982. - 240 с.

165. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука (Сиб. отд.), 1989. - 205 с.

166. Мостепаненко A.M. Проблема "возможных миров" в современной космологии. // Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 79 - 89.

167. Мотрошилова Н.В.Рождение и развитие философских идей.-М. Политиздат, 1991.-463 с.

168. Налетов И.З. Причинность и теория познания -М.:Мысль,1975. 204с.

169. Научная картина мира и научно-технический прогресс (тезисы докладов. -Уфа: изд-е Башк.ун-та, 1986. 150 с.

170. Научное обоснование и здравый смысл (сборник науч.ст. к 200-летию "Наукоучения" И.Г.Фихте.)- Уфа, Изд-е Башк.ун-та ,1996. 160 с.

171. Нейдинг В.Л. Об истоках первобытного миросозерцания и начала искусства. М. 1994.

172. Никитин Е.П. О природе обоснования // ВФ, 1979, №10;

173. Никитин Е.П. Природа обоснования: субстратный анализ. -М., 1981.

174. Николис Г. , Пригожин И. Познание сложного. Введение.-М.: Мир. 1990. -342 с.

175. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядочености через флуктуации.- М.: Мир, 1979. 512 с.

176. Николис Дж. С. Динамика иерархических систем: эволюционное пред-ставление.-М.: Мир. 1989. 486 с.

177. Новиков A.A. Рациональность в ее истоках и утратах // ВФ № 5. 1995. -С.48-59.

178. Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат.литературы, 1988. 176 с.

179. Нуриев Д.Л. Единство теоретического и эмпирического в формировании и описании НКП// Научная картина мира: основание, формирование и развитие. -Уфа, 1987.

180. Нуриев Д А. Философское основание понятия материи: Авт-т .доктора филос. наук.-Уфа. 1996. 36 с.

181. Нуриев Д.Л.Гносеологическое и методологическое обоснование категории "материя". Уфа: изд-е Башкирск.ун-та, 1995. - 186 с.

182. Нуриев Д.А. Логические отношения понятий: Учебное пособие. Уфа: Изд-е Башкире, ун-та, 1997. - 64 с.

183. Нуриев Д.А. Методологические предпосылки формирования общей картины природы// Научная картина мира и научно-технический прогресс. Тезисы докладов. Уфа: изд-е Башкирского ун-та, 1986.-С.84-86.

184. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии: (системный анализ). Уфа. Изд-воБГУ, 1995. - 156 с.

185. О первоначалах мира в науке и теологии. Сборник. -СПб: Петрополис,1993.-366 с.183,Ориген. О началах. Самара.: Рериховский центр духовной культуры г. Самары и др. / под ред. Власовой И.В. 1993. - 316 с.

186. Паршин А.Н. Размышления над теоремой Геделя// ВФ № 6, 2000. - С. 92109.

187. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировозрения// Мозг и разум. Сб.ст. Рос.АН, Ин-т филос. -М.: Наука,1994. 173 с.

188. Петрушенко Л.А. Принцип обратной связи (некоторые философские и методологические проблемы управления).-М.: Мысль, 1967.- 277 с.

189. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности.-М.: Мысль, 1980. -263 с.

190. Планк М. Избранные труды. М.:Наука, 1975. - 788 с.

191. Платон. Тимей. В кн.: Философы Греции: Основы основ: логика, физика, этика. -М.:ЭКСМО, 1999. 1056 с.

192. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.191 .Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической мдели сознания.- М.: Наука, 1993. 176 с.

193. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. Пер с англ. М.: Прогресс, 1983.-606 с.

194. Порус В.Н. О философских аспектах проблемы "несоизмеримости11 научных теорий// ВФ, 1986, №12.- с57-70.

195. Пору с В.Н. Рыцарь Ratio // ВФ № 4. 1995. - С.127.

196. Пригожин И. От существующего к возникающему/ Пер. Ю.А.Данилова.-М., 1985.-327 с.

197. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой/ пер. Ю.Л.Данилова. М.: прогресс. 1986. - 432 с.

198. Принцип детерминизма. Теоретический уровень научного познания" в сборнике "Методологические основы научного познания"/ Под ред Попова П.В. М.: Высш.шк. 1972.- 271 с.

199. Прокл. Первоосновы теологии. М.: "Прогресс", 1993. Библиотека журнала "Путь". 273 с.

200. Пространство и время в научной картине мира (тезисы докладов) конференции. Уфа, 1991.- 108 с.

201. Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания: гносеологический аспект.-М.: Наука 1986 150 с.

202. Пятницын Б.Н., Вовк С.Н. Индукция и многофакторное эксперементиро-вание// Индуктивная логика и формирование научного знания.- М.: Наука, 1987.-С. 144-172.

203. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Изд-во политической литературы, 1987.-287 с.

204. Рожанский И.Д. Анаксагор. У источников античной науки. М.: Наука, 1972.-320с.

205. Розанов В.В. О Понимании. (Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания)-М.:Танаис, 1996.-808 с.

206. Розенталь И.Л. Проблемы начала и конца Метагалактики.-М.: Знание, 1985. (Новое в жизни, науке, технике, серия "Космонавтика, астрономия") №2 64 с.

207. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций.- Кишинев, 1984.

208. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества //ВФ-№8.-1995.- С.63.

209. Рыбаков И.С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург: УИФ "Наука", 1994. -322 с.

210. Синергетика / Пер. с англ./ Под ред. Б.Б. Кадинцева . М.: Мир, 1984.- 248 с.

211. Смирнов В. А. К.Поппер прав: диалектическая логика невозмож-на.//ВФ.№1.1995. С. 139-147.

212. З.Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М.:Изд-во МГУ. 1985.- 231 с.

213. Современные теории познания. Сборник обзоров и рефератов. Серия: Логика и теория познания./ Рос. АН, Ин-т науч.информации по общественным наукам. М.: б.и. 1992. - 168 с.

214. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Работа "Критика отвлеченных начал." Т.1. М.:Мысль, 1988. -893 с.

215. Спенсер Г. Синтетическая философия/ Пер. с англ. -К.: Ника-Центр, 1997. -512 с. (Серия "Познание").

216. Спиноза. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье/ пер. с голл. под ред. А.И.Рубина. Избранные произведения, сер. "Выдающиеся мыслите-ли".-Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 608 с.

217. Спиноза. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом/ Пер. под ред. В.В.Соколова. Избранные произведения, сер. "Выдающиеся мыслители". Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 608 с.

218. Спиноза. Трактат об усовершенствовании разума/ пер с лат. Я.М.Боровского/ Избранные произведения, сер. "Выдающиеся мыслители" Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 608с.

219. Спиноза. Этика. / Пер. Н.А.Иванцова. Избранные произведения, сер. "Выдающиеся мыслители". -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 608 с.

220. Стенин B.C. Идеалы и нормы науки в современном познании Вселенной //Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988.- С. 28.

221. Степин В.М. Философская мысль на рубеже 2-х столетий// Философия и жизнь. 1990, №11.

222. Степин B.C. Идеалы и нормы науки в современном познании вселенной // Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 192 с. - с. 20 -32.

223. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Гл.ред. изданий зарубежных стран издательства, Наука, 1987. - 240 с.

224. Теория познания и современная физика./ под ред. Сачкова Ю.В., Аршино-ва В.И., Мамчур Е.А. М.: Наука, 1984 . - 336 с.

225. Теория развития и естествознание. Сб. науч. ст. / под ред Кудряшева А.Ф. и др. -М.: Философское общество СССР, 1989. 182 с.

226. Терлецкий Я.П. возможности применения темодинамики ко Вселенной //Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - с. 141-142.

227. Тоффлер А. Футурошок. -СПб.: "Лань", 1997 464 с.

228. Тугаринов В.П. Избранные философские труды.-Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. -344 с.

229. Тулмин Ст. Человеческое понимание. /Пер. З.В.Кагановой, общ.ред.и вступ.ст. П.Е.Сивоконя. М.: -Прогресс - 1984 -327 с.

230. Уилер Дж.А. Гравитация, нейтрино и Вселенная/ пер. С англ. Н.В.Мицкевича. -М.:Изд-во иностр. лит-ры. 1962.- 403 с.

231. Уилсон P.A. Квантовая психология /пер.с англ. Я.Невструева. К.: ЯНУС, 1999.-217 с.

232. Украинцев B.C. Отображение в неживой природе. -М.: Наука, 1969.- 272 с.

233. Урсул А.Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973.- 231 с.

234. Утияма Р. К чему пришла физика. От теории относительности к теории калибровочных полей./ Пер. с яп. И.И.Иванчика. М.:3нание , 1986.- 221 с.

235. Фейгенберг И.М., Ровинский P.E. Информационная модель будущего как программа развития// ВФ, №5 2000 - С. 76-87.

236. Фейнберг E.JI. Эволюция методологии в XX веке// ВФ № 7. 1995. - С.38.

237. Фейнман Р. Характер физических законов. / Пер. С англ. Под ред. Я.А.Смородинского. М.:Мир, 1968, - 232 с.

238. Фейнман Р. Характер физических законов. Изд 2-е. /Пер. С англ. -М.гНаука, 1987.

239. Философия культуры. Становление и развитие Под ред Кагана М.С., Перова Ю.В., Прозерского В.В. и др.- СПб.: 1998 448 с.

240. Философский словарь (Под ред. И.Т.Фролова) 6-е изд.-М.: Политиздат, 1991.-560 с.

241. Философское сознание: драматизм обновления./ под ред. Н.И.Лапина. М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

242. Финкелыптейн A.M., Крейнович В.Я. Новый этап в развитии релятивистской космологии//Вселенная, астрономия, философия. -М.:Изд-во МГУ, 1988. С.48-51.

243. Финогентов В.Н. Процессуальность бытия: законы и время// Пространство и время в научной картине мира. Тезисы докладов конференции. Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1991. - С.42-46.

244. Финогентов В.Н. Принцип мнообразия пространственно-временных форм материи и его методологическое значение. Автореферат дисс. . канд. фи-лос. наук: 09.00.01. Уфа, 1984. - 19 с.

245. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992.

246. Финогентов В.Н. Лекции по философии: Уч. пособие.-Уфа: изд-во УТИС, 1998.- 205 с.

247. Франк С.Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философию психологии. Спб.: Наука. Спб.изд. фирма. 1995. - 635 с.

248. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда. 1990. - 607 с.

249. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В предверии философии (духовные искания древнего человека)-М.:Наука,1984 235с.

250. Фромм Э. Забытый язык// Душа человека М.: Республика, 1992. - 430с.

251. Хаак С. Очередные похороны эпистемологии// ВФ. № 7. 1995. - С.106-123.

252. Хаббард Р. Дианетика. М.:Нью Эра. - 530 с.

253. Хазиев B.C. Философское понятие истины: Автореферат. докт. филос. наук. Уфа. 1994.-38 с.

254. Хайдеггер М. / Пер с нем. С.А.Бронштейна. -Минск.: Современное слово, 1998.-384с.

255. Хайдеггер М. Вещь. // Историко-философский ежегодник. -М., 1989.

256. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избр. статьи позднего периода творчества. -М.: Высш. шк. 1991. - 192 с.

257. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. / пер. Ю.А.Данина. М.: Мир. 1991. - 240 с.

258. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. / Пер. Ю.А.Данилова. М.: Мир - 1985. - 423 с.

259. Хафизов Р.К. Процедура обоснования истинности принципов науки // Сборник "Научное обоснование и здравый смысл (к 200-летию "Наукоучения" И.Г.Фихте).- Уфа: изд-е Башкрского ун-та, 1996.- С. 27-30.

260. Хидиятов Н.Б. Экзистенциализм как направление философской мысли. Лекция. Уфа: Уфимская высш.шк. МВД РФ- 1994.- 48 с.

261. Хойруп Т.Модели жизни. -СПб.: Книгоиздательство "Всемирное слово", 1998. 304 с.

262. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времен./ пер. Смородинской Н.Т. М.: Мир - 1990.- 168.с.

263. Цицин Ф.А. Об альтернативных концепциях космогонического процесса. //Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988

264. Цицин Ф.А. Термодинамика, Вселенная и флуктуации. // Вселенная, астрономия, философия. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 192 с. - С. 142- 156.

265. Чайковский Ю.В. Познавательные методы, плюрализм и выживание// Путь, №2. 1992.- С. 62-108.

266. Швырев B.C. Как нам относиться к диалектике// ВФ № 1. 1995. - С. 152158.

267. Швырев B.C., Юдин Б.Г. Методологический анализ науки (его сущность, основные типы и формы). М.:Наука, 1980. - 64 с.

268. Шекспир У. "Троил и Крессида".

269. Шеллинг Ф.В.И. Система мировых эпох. -Томск: Изд-во "Водолей, 1999. -320 с.271 .Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск: Современный литератор, 1999. -1408 с.

270. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука. Сиб.изд.фирма. 1993. -584 с.

271. Штеренберг М.И. Синергетика и биология // ВФ. №2 -1999. С. 95-108.

272. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы.-М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1996. 194 с.

273. Эзер Э. Динамика теорий и фазовые переходы // ВФ. № 10. 1995. - С.37-44.

274. Элиаде М. Священное и мирское. (Перевод и комм. Н.К.Гарбовского.) М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

275. Эпштейн М."К философии возможного.Введение в посткритическую эпо-xy'7/ВФ, №6, 1999 С. 59-72.

276. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. -М.:Гл.ред.вост.лит., 1987. 527с.

277. Южаков В.Н. Организация процесса развития. Объективные закономерности, познание и управление.- Саратов: Изд.Саратовского ун-та. 1986.- 157 с.

278. Юм Д. Трактат о человеческой природе / перев. с англ. С.И.Церетели; под ред. И.С.Нарского.- Минск: ООО "Попурри", 1998. 720 с.

279. Юнг К.Г. Один современный миф. Пер. с нем.- М.: Наука, 1993. 192 с.

280. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.:Наука. 1996.-269 с.

281. Яблоков A.B., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Учебник для биол.спец.ун-тов. Изд-е З.-М.: Высш.школа, 1989. -335 с.

282. Язык и моделирование социального взаимодействия. Сб. статей. Перевод./ Сост. В.М.Сергеева, П.Б.Паршина. М.: Прогресс, 1987.- 462 с.

283. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История мессопотамской религии . М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995 293 с.

284. Яскевич Я.С. Обоснование как феномен культуры // Обоснование и культура: Сборник научных статей.- Уфа: изд-е Башкирск.ун-та, 1995.-С.5-6.

285. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. - 398 с.1. Иностранная литература

286. Brown В. Defending backwords causation// Canadian Journal of Philosophy. 1992. Vol.22. №4. p.429-444.

287. Carnap R. Der logiche Aufbau der Welt. В.- Schlachtensee, 1928.

288. Cendrars В. Antologie negre. P, 1974.

289. Collingwood R.G.Essay on Metaphisics. Oxford. 1940.

290. Costa de Beauregard. Time, the physical magnitude. Dordrecht, 1987.

291. David Hume to John Stewart, Febrary, 1754, in The Letters of David Hume, 2 Vols ed. J.Y.Greig (Oxford: Clarendon Press, 1932), 1, p.187.

292. Fischer J.M. Power over the past// Pacific Philisophical Qualterly. 1984. Vol.65. P.335-350.

293. Forrest P. Backward causation in deference of free will// Mind. 1985. Vol.94. P.210-217.

294. Godel K. Collected works. Vol.11 Publications 1938-1974. N.Y.- Oxford, 1990. P 202-207.

295. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphisik. Frankfurt a.M., 1951.

296. Hoffman J., Rosenkrantz G. Hard and soft fact// The Philosophical Review. 1984. Vol.93. P.419-434.

297. Hubert Reevs, Jean Audouze, William a.Fowlder and David N.Schramm. "On the Origin of Light Element", Astrophisical Journal, №179, 1973.

298. Lukjanov A.V. Die Beziehung Zwischen Den Degruffen Guest und System in den Lehren und Fichtes // Fichte-Studien. Bd. 16.- Amsterdam- Atlantia,GA.1999-S.l-6.

299. Mayer R. Über Auslösung// Mittasch A.Lebensproblem und Katalyse. Ulm, 1947. S.82-83.

300. Popper K.R. Self-Reference and Meaning in Ordinary Language. "Mind". Vol. LXII. № 250. 1954.

301. Price H. The philosophy and phisics of affecting the past // Synthese. 1984. Vol.61. P.299-323.

302. Quantum mechanics versus local realism. N.Y., 1988.

303. Quine W. From a Logical Point of View. Camcbridge, 1953.

304. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung. Frankfurt am Main. M. Frank, 1993. 597 307.Schelling F.W.J. System der Weltalter. Herausgegeben und eingeleitet von

305. Siegbert Peetz. Vittorio Klostermann. GMBH, Frankfurt am Main. 1990. 308.Schlick M. Causality in contemporary physics (II) // The British Journal for the

306. Philosophy Of Scince. 1961. Vol.12 P.281-298. 309.Whitehead A.N., Rüssel B. Principia Mathematica. Vol.1. Cambridge, 1935.