автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Портрет в послевоенной скульптуре Узбекистана (1945-1987 гг.)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Ходжаева, Эльмира Махсумовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Портрет в послевоенной скульптуре Узбекистана (1945-1987 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Портрет в послевоенной скульптуре Узбекистана (1945-1987 гг.)"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УЗБЕКСКОЙ ССР

Ордена Дружбы народов Институт искусствознания им. Хамэи Хаким-задв

¡1з правах рукописи.

ХОД£АШ Зльмпрз Шхсушзвва

УДК 730.

ПОРТРЕТ В ШСЯЕВОШЮЙ СКУЛЬПТУРЕ УЗБЕКИСТАНА {1945-1387 гг.) .

Специальность 17.00.04 -изобразительное искусство

Автореферат диссертация нэ. соискание ученой отолит кандидата искусствоведения

Тэшкент - 1990

Работа заполнена в Ордена Дружбы народов Институте искусст-возившш !!;-.!. Хамзц Хакам-заде Ниязи Министерства культуры УзССР.

Научияй руководитель - кандидат искусствоведения

л.в.шостао.

01ШЦ1ШЛЫШО оппоненты: доктор философских наук

Т.М.МАХМУДОВ; . •

кандидат искусствоведения Н.А.АБДУЛЛАЕВ.

Ведущая организация - Всесоюзный научно-исследовательский

институт искусствознания Министерства культуры СССР.

Защита состоитоя 1990 г. в ' ^ часов на заседании

* • « • «

, специализированного совета К.092.11,01 в Ордена Дружбы народов Институте искусствознания им. Хомзы Хаким-заде Ниязи Министерства культура Узбекской ССР.

Адрес: Таокент-700029, Аллея Парадов 2.

, С диссертацией нозшо ознакомиться в библиотеке Института искусствознания ш. Хамзы Хаким-заде Ниязи.

Автореферат разослан " -/9 " ' 1950 г.

Общая характеристика работы. В совре- . меняой художественной культуре Узбекистана скульптура занимает видное место. В республике работает большой .творчески потенциальный коллектив скульпторов. Шесте о тем возникновение и. становление скульптуры в искусстве Узбекистана протекало слонно, противоречиво л имеет свою особую, отличающуюся оа? других видов историю.

Исторические корни скульптуры уходят а древние пласта художественной культуры Средней Азии.* Эпоха среднеазиатской античности (1У в. до н.э. - 1У в.н.э.) характеризуется значите льни,} интересом к личности человека, что подучило .отражение а настенных росписях я скульптурах. Особый интерес представляет скульптура Халча-яна, которую проф. Г.А.Пугаченкова относит к числу "шедевров древнего мирового ваяния".2 Завоевание Средней Азии арабами в УП-УЩ на. изменило историко-культурную судьбу ее народов. Повсеместное распространение мусульманской идеологии прервало изобразительные традиции древности. .

Лишь в середине XIX в. присоединение Туркестана к России и прогрессивная деятельность русской интеллигенции положили начало приобадению местного населения к новым для них формам изобразительного искусства. Однако только после Октябрьской революции и установления в Узбекистане Советской власти возникли реальные условия для развития изобразительного искусства. Процесс зароадения и становления молодой художественной культуры советского Узбекистана подучил достаточно широкое освещение в ряде источников.3 Революционная ситуация эпохи вызвала к аизни и стимулировала активное развитие агитационно-массовых форт искусства: политический плакат, сатира, газетно-журнальная графика. Целям политического просвещения и агитации служил декрет, впоследствии получивший название "Ленинского плана монументально!! пропаганда".

т

Лугаченкова Г.А., Ремпелъ Л.И, История искусства Узбекистана с древнейших времен до середины XIX в. М., Искусство, 1%5.

о •

Нугаченкова Г,А. Скульптура Халчаяна. М., Искусство,. ХЭ/I, с* 7.

^ Веймаш Б.В., Черкасова Н.В. Искусство Советского Узбекистана, !Л,, Искусство, 1960: 'Гакташ Р.Х. Изобразительное искусство Узбекистана (вторая пол. XIX в, - 1960 г,), Ташкент, <1>ан, 1972} Искусство советского Узбекистана, 1917-1972 гг. Коллектив авторов. М., Советский художник, 1976.

Несомненно, план ьтопументалыюй пропаганда создал предносил-ки для развития скульптура и искусстве. Узбекистана. Однако становление скульптуры как развитого нидз искусства протекло медленно и, главное, неравномерно. В 1920-х годах скульптура, даже в стан-копой форме, на почве Узбекистана не привилась. В г.еалочисленном коллективе художников не имелось профессиональных скульпторов, не осуществлялась их подготовка и з первых художественных учебных зз-ведониях^ отсутствовала материально-производственная база.

В 30-е года.скульптура по-прежиему оставалась слабым местом а искусстве республики. Незначительйос число произведений 0.Корейской, 0.Русакова, Н.Кудрявцевой, Я.Кучисз, Н.Церетоли свидетельствуют о невысоком худояеетвеннол уровне.

Профессионально-творческое становление скульптуры начинается только с середшш 50-х годов, т.е. тогда, когда развитие яиво'гшеи в графики было отмечено значительными успехами. Становлению скульптуры способствовало несколько факторов. Победное завершение Великой Отечественной войны и задачи увековечивания народного подэнгз, памяти ее героев стимулировали в советском искусстве развитие монументальной и станковой пластики, что соответственно отразилось и в искусстве Узбекистана. Не проало бесследно творческое общение с Е-вакуировэшшга во время войны московскими в ленинградскими ску-яьпторгш, среда которых <5ыля Б.Ннгзл, В. Сиг-тонов, Д.Шварц, А.Ла-впнекпй, Л.Штвеов, М.Керзия. Но главное - был реке)) вопрос подготовки творческих кадров на базе художественного училища им. П.П. Бенькова, а затем-Театральяо-худокествоиного института им. А.И.Островского.

Трудный путь становления в замедленный теш развития скульптуры практически не получил отражения й искусствоведческой литературе- и не 'замечен'художественной критикой 30-40-х годов. В ранних публикациях,* имеющих цель® обобщить творчески»'! ошт колодой национальной художественной культуры, не имеется каких-либо сведений о тон, что скульптура в искусстве Узбекистана существовала хотя бы в зачаточных формах.

1 Чепелов Б. Искусство Советского Узбекистана. Д.у ЛОССХ, 1935; Кол ;н Н. Изобразительное искусство Узбекской республики. . М., ИСХ, 1937. ' ' -

Скульптура как самостоятельный вид искусство рассматривается впервые в очерке Н.Ц.Абрамовой»* Анализ творческого материала ограничен серединой 1Э50 г. и не выходит за раю,-и констатации идейно-теиатвческого содержания. Автор не уделяет внимания проблемам жанров пластического искусства, художественной выразительности скульптурного языка. Скромно освещена скульптура в в книге Б. В. ВеШ.:аряа и Н.В.Черкасовой." Творческий штерная ограничен первым послевоенным десятилетием и дает представление об узком круге проблем и тенденций развития скульптуры конкретно данного периода.

Источником. в котором скульптура получила наиболее полное сс-вещение, являются труд» Р.Х.'Гакташ. В них сделан исторический обзор развития скульптуру, выявлены наиболее характерные тенденции; а такта краткие творческие портреты ведуглх скульпторов Узбекистана. Автор опирается на значительный пласт творческого материала, что позволило сделать ряд существенных выводов. Анализируя скульптуры 1950-60-х годов, РД.Такташ отмечает, что ото время является ■ периодом накопления опыта, совершенствования пасторства скульпторов, появления новых тенденций, положквеих качало качественным изменениям в развития скульптур». Одяако ьирокио хронологические ршь ки исследования, его универсальный характер (в поле внимания исследователя вачтн вое видц искусства а дкиапяже развития всей художественной культура) ограничили возиокность достаточно глубокого рассмотрения проблем.собственно скульптуры. Вопрос развития ее жанров практически не затрагивается.

При такой ограниченности сведений о скульптуре в фундаментальных труд!IX бпльшуь ценность приобретают более локальные публикации - встуа.}т-;чы!не статьи к каталогам выставок, згублнкяцпи н кур-палах, газет;,.- и т.д. Среди них следует выделить публикации Д.Р. /пирона.'* ©¿лькс, занимаясь проблемам! ген/мотального кокусегла,

^ И»с($1нг«!ТР.'Д1ше искусстве Соре голого Узбекистана. Сб. очерков. Гед. У.11.кеи1?рд.шз. Изд. худ. литературы УзОСР, Талхоит, ХчьЯ,

** ОДъяри Б.В.,'Черкасова Н.В. Искусство Советского Узсекпе-т&ьа.,Ц., Искусство, ЮьО,

^ Тактик Р.л. Иасйрзз.!тельноа искусстт-о Узбекистана (втооая пол. XII в. - НПО гг.). Ташкент, >,.ан, 1972; Искусство Советского Узбекистана. Ш1.?~1'/?.-2 гг. Коллектив авторов. М,, Искусство, 1ь?С4

Уиуса А. Р. Г!а;,'лтннки монументальной пропаганды н Узбекистане, Искуси'." и о, ГЛ', И Монументальное искусство Узбекистана сегодня. искусство, ]::'/?. ,..1 2; « шуаеьтэ лг н г-скоратн ли м ш'.ус-зт-3)0 Узбекистана .'й-;; тчоя, Искусство, .¡>8.1, >/■ ¡3 и др.

вопроси станкового ¡i, в частности, портретной пластики он рассматривает каг. области сопредельные, в аспекте интересов основной проблеет, не углубляясь в специфику'ьшнра.

Клзпшш&пн:? исследованиями исчерпывается библиография скульптуру Узбекистана. Научное обобщение со творческого опита ограничивается 1960-да годзг,;п. Из поля искусствоведческого внимания выполи фактически два последних десятилетия — время качественных изменении и активного творческого развития. Анализ литературы показывает, что скульптура к сегодняшнему дню остается практически не изученной областьп изобразительного искусства Узбекистана и требу. ст специального фундаментального исследования.'

Задача лзжзго исследования несколько скромнее. Вичленяя кз совокупности всех форм и канрол скульптура портрет, иы рукоподст-вокались следуtXiC't.a соображения®'»:

1. Jiaiip портрета всегда считался приоритетом скульптуры. Не изменилось положение и сейчзо, хотя художественно-образный и глп-ровий диапазон скульптура и контексте с требопзкияш времени значительно раширялея к обогатился. Скульитура 1"ж вид искусство обладает Er.-poKi;-,;;! аозмохшостяли в передаче богатство и мюгооЗразяя 'человеческого облика и характера. Ск-ульптурлш;: портрет - это выявление по только сходства, но к пристальное вгдлч^вонпе в человека, передача его тдавидуального, психологического внутреннего миро. В.этой связи уместно всиоапшть Г.В.Плеханова, KOTopitfi ипсал:"Портрета хорош;; ... еще и тем, что увековечивают черта Систгоглеияг*-•цихся поколений к, таким образом, облегчает работа историка и социолога" . *

2. В узбекской скульптуре портрет прянадягкит к рано слоившимся разя а тш жанрам. II-*снгю в сфере пластического портрета с наибольшей полнотой и последовательностью концентрируются ведуцпе худог.еетвеш.'о-творчеекке тенденции конкретно взятого периода раз-' ьития и становления скульптуры Узбекистага. -Мезду те;;, разрознен-кнз'пс разни;.; источникам отдельные наблюдения и замечания, еде длинно различи авторами, не охватывают накопленный тлерчеокпй omr проглнх десятилетий, в особенно. 1970-60-е гг. Художественная практика обгоняет научно-искусствоведческое в критическое осшслеинс.

1 Члсхэкоз Г.В. Пролетарское 'хвкшШ и б'лг^ознс-е искусство. Б кп.: Эстетика и социология искусства. Ы., .ТУ?Ь, с. 306.

Таким оброзои, ооинрнш кахериал по скульптурному портрету настоятельно требует научного обобщения, ецяея^л спецпДпки развития жанра, определения его существенных особенностей и соответственно «еста н роли п художественной культуре Узбекистана, что п обусловило ьлбор теш нашего исследования.,

А к т у а 1 II о с I 1 последоданал проблем и тенденций развития скульптурного портрета объясняется неоколъшгд! причинами . Во-перш:х, начаиае -з 60-х годоз скульптура в целом, и ь первую очередь н жанре скул; журного портрета, находятся в состояли;! активного таорюсхсхю по^е;«!. Во-вторих, скудьптурний портрет как ведущий жанр скульптура разв«в:штся на основе глубокого и серьезного творческого лерзоемцеденмя художественно-образной структура произведений и сооагсгствсвно обновления стплпстачс-скпх воз;.юг:юс-тел пкостичесчого яззка. Здесь не последнею роль игра*/г поиски синтеза корневьг/, уходазшх а древность нацнональните традицлл с соорс-мешшкн средствам пластической варчзктелыюстя, тштдасдами к ко-иикснной акспресс::;! формы. Существенно, что ига проблема в творческой нрактлке гсалаауется в ярко внрашш.чх. •лдапвдуажш'х г.05М~ ¡¡гапцияк. , специальное научение н.;иблем и ъадошцкЗ отпн-

коаа.; портретиг-а плх-тпкц поойо«'.» гвйчнишнс» обогатить ир-зде^ла-липка о софс. состоянии скульптура Узбекистана.

Ц е л п :: з а д а ч а 11ооледо/=глшл. Е:явдекпо и изучение пробле'.?, тенденций а лапразленлл развитая стэцковего скульптурного портрета з период УЛБ-ВО-х годов'- освойизя цель работы, Отеп-да шщшвэг шюречйиз задачи:

- изучай:-.«^ обоб!>г-ниб и спстекати пл/л I аарчсского материала по гоо гатллй о ¿¡:;пнлеин!ля1 прсС'л^инш каздого конкретного период-! ы- етанкозого скульптурного портрета;

- азучешк.* ьоэдеЗстаая общсстаеино-сошшлшле, художественных

л эатыич»-'Сй<!Я ' 'зктпров на взмеи-еште подхода к пониманию и трактовке образа сса:;ч:пешыкл;

- вняздеа сучите ооповш.'.ч тенденций изменения и обнов-<шиш аирйьа-г.'пнт* аошоз-иоотеи пластического языка, роли а атом процессе т|гп.:.ла1'Л4 ¡шцеонайьного художественно-культурного наелвднц;

- вшше:шо {п>дв таорчеокой индивидуальности о общем процессе развития и ссгжри'епетпанашш портретного ианра в скульптура Узбекистана} '

-- изучение и выявление связей и взаимодействия портретной сгашишой пластики с друга:« формаггл скульптуры. . •

II а у ч и а к п о в и а н а исследования. Бо-нервых, в ис-кусстЕОдедешш Узбекистана аиероае поднимается и исследуется станковый скульптурный портрет как жанр в творческой автономии своего становления и развития. Во-вторых, в научный оборот вводится значительный пласт творческого материала (конец 70-х - 80-е'Года), е-цо не подучившего освещения в искусствоведении и художественной критике. 'В-третьих, пополняются на основе сравнительного анализа я углубляются в аспекте общих проблем теш представления о творчестве отдельных скульпторов.

Практическая ценность исследования заключается в том, что собранной, изученный и систематизированный материал может бить использован,при написании учебника по истории 'изобразительного искусства советского Узбекистана для художественных учебных заведений, введен в соответствующий раздел истории искусства народов СССР, использован при создании других исследований в области скульптур».

Апробация работы. Основные положения диссертации подучили отражение в публикациях (с.г:. список), а такг.е били использованы в докладах на конференциях молодых ученых ]1Ш искусствознания ем. Хамзы и на IX региональной научно-теоретической конференции аспирантов, соискателей вузов,- №Ш культуры и искусства в г. Душанбе, в выступлениях на обсуждения республиканских, зональных и персональных выставок; апробированы также в частных беседах г творческих ветрах в мастерских худокиикоп.

?.! е т о д о л о г и ч е с к ой о. с н о а о й псследовпшш явились обдае нолоаения марксистско-ленинской эстетики, в такг.о использование метода сравнительного анализа и систопюго подхода в изучении закономерностей худо&ествешю-творчесхогс процесса.

Источника и и исследования явились Фонды ГШ Уз ССР, Дирекции художественных выставок"Маниотерствэ культуры УзССР, Выставочного зала Художественного фонда УзССР, а тате материалы, собранные на выставках и в творческих мастерских» Использованы' материалы библиотек ЮМ искусствознания ем. Хамзы, пл1 УзССР, архивные фонды СХ УзССР.

Структура диссертации организована по принципу пето-

ршсо-хронодогической последовательности, к чему обязывает специфика творческого материала. В процессе его изучения отчетливо выявились четыре хронологических периода: конец 40-х - 50-е гг.; 1060 - нач. 70-х гг.; вторая пол. 70-х - нач. 80-х гг.; 80-е годы, в рамках которых ведущие тенденции развития пластического портрета выступают наиболее; конкретно. Обозначенная периодизация а известной мере условна, поскольку динамика худокественпох'о процесса опирается на внутреннею взаимосвязь явлений искусства, преемственности и дальнейшего развития позитивного опита. Недоучет этого обстоятельства при определении периодов развития искусства грозит отвлеченным схематизмом. Однако основанном для принятой хронологической систематизации творческого материала является идешо-худонаст-яенная связь искусства с социальным, культурным, эстетическим развитием советского общества. Изучение воздействия общественно-социальных, художественных и эстетических факютюв на изменение подао-да к пониманию и трактовке образа современника.явилось исходной позицией для определения структуры диссертация.

Соответственно диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. К диссертации прилагается альбом фоторепродукций.

Во введен и и обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, научная новизна и практическая значимость. Освещаемся степень изученности избранной темы, определяются цели и задачи исследования и его методологические принципы.

В первой главе- "Станковый портрет в послевоенной скульптуре Узбекистана (1946-50 гг.)" содср;штся анализ состояния скульптуры как вида искусства и па основе его выявляется место и тенденции развития окулычтуриого портрета. Отмечается заклание КИС С и правительства к вопросам культур»; и искусства. Однако идеологизация культуры в искусство, а г^кце ваепрогшкашее распространение культа И. 3. Сталина сказали негативное влияние на характер формирования всего советского искусства, утвердив в нем черты парадности, официальной помпезности, идеализации действительности. Все ото, конечно, но остановило поступательного движения советского изобразительного искусства, но ив некоторое врот, вплоть до середины 5С-х годов, сильно ограничило его возможности в правяяаом отображения яизни в ее развитии и движении.'Зтя чертн характерны

и для иокусстиа Узбекистана, хотя и целом оно-в послевоенные годы порежшает пору творческого подъема. Указывается, что в этом процесса скульптура проявила способности к решению пдейно-художест-веншлс зядэч в рамках своего времени. Важнейшая из них - худокест-яешюе воплощение образа созидателя мирной жизни - рабочего, колхозника, поскольку тема труда утверждается ведущей и широко пропагандируется искусством. Отсюда вытекает общий для искусства интерес к портретное кзнру, который в первые послевоенные десятилетия развивался слокно, противоречива, .неоднозначно. Довлешие официальные норматив» не позволяли художникам в образах своих героев раскрыть все многообразие общественного бытия, драматичности ь-лз— пеиних коллизий,, человеческих судеб и характеров. Парадно-идеализирующие тендонции вносили в портретный образ психологическую безликость, социальный натурализм.

Состояние в направленность развития портретной пластики Узбекистана этого периода, се худокествешше хвнрояие тенденции o;ipe-далпman творчеством А.Н.Иванова, в связи с чей осуществляется подробный анализ его наиболее известных проиоэедышй. Такова серия скульптурных портретов Героев Социалистического Труда - знатных женщин Узбекистана.• Подчеркивается, что Иванов стремится к созданию реалистического образа современной узбекской г.етдины, работает с натура, изучает йндивидуалышй облик модели. Однако s вазванных' портретах Ш!д!1видуально-пс;5холои;ческая характеристика образа уступает задачам шпичоского обобщения.• Примечательно, что внимание художника привлекают персонокл, наделенные общественным признанием, почетными званиями, правительственными наградами. Подчеркивая героизированный характер образа, Иванов прибегает к традиционной форме парадного портрета.

Далее, продолжая анализ портрета, рассматриваются пронзнедс-нкя Ф.К.Гршценко, который первоначально проявил свое дарование в мировых композициях, Творчество А.Н.Иванова ,и &.Н.Гршценко* в рамках 1950-х годов - явления одного порядка. Однако в отличие от коллеги, Гриценко, работая под портретом, всегда умеет выразить тачное, теплое отношение к модели, опоэтизировать образное содержание. Скульптор сохраняет точный социальный адрес модели, но отказывается от парадной атрибутики и стремится выявить индавндуально-л'.г-ыо-стнуга значимость человека пластическими средствами.

И концу 50-х годов к самостоятельной творческой работе вихо-дит большая группа молодых художников - В.В.Клеванцов, А.Иаймура-дов, А.Г.Мусабаев, А.Таиров, ЛЛЛолдониязов,,Н.Феодоридкс, Л.НЛелн-шеа. Их творчество не оказало заметного влияния на развитие портретной скульптуры исследуемого периода, но их произведения, преимущественно каироэого характера, пополнили экспозицию декадной выставки в Москве а 1259 г. Далее подчеркивается значение выставка как итоговой для искусства республики з целом, и особенно для скульптуры. В аспекте исследуемого вопроса декадная зкепозпцкя выявила серьезные недостатки, в числе которых - застойный стереотип в трактовка образа современника. Шесте с тем, скспозиция отчетливо показала, что а скульптуре Узбекистана пояаидноь .новые плодотворные тенденции. Отдельные пронззедеппя Ф.И.Гржзнко, Н(К.¡крымской, Н.Феодорндкса, Л.!3одцониязойа свидетельствует о более глубоком личностном подходе к портретному образу. Художники отромятся раскрыть содержание не повествовательно, а композецпошю-плзст::- . ческими средствами. . .

Во второй глазе- "Разлитие портретной скульптуры б 106и-а - первой половине годов", после краткого анализа общих для изобразительного искусства республик!! проблем и тенденций развития, рассматриваются и уточиат.тсн особенности становления скульптуры. Отмечается, что приток.иододых художников, творческое мировоззрение которых формировалось в период "оттепели" в конце 50-х годов с их овдтикым духом демократизации, а тагс::е творческие связи и обмен опытом с коллективами Москвы ¡i союзных республик, внесли плодотворную струю в развитие узбекской скульптур н л создали предпосылки ее резкого но -сравнению с прошлым десятилетием подъема. 1>тот процесс был сопрл;.-;гн с известными противоречиями! и трудностями. Наблюдается заметное отставание станковых Форм и в первую очередь портретной пластики, и наоборот, интенсивное развития монументальной и декоративной скульптуры. Далее отмечается, что несмотря на то, что работа в области монументально-декоративной скульптуры мобилизовала факткчесм! все творческие силы, развитие станковой пластика! не при останови лось и отмечено некоторыми особенностями. Обращает на себя внимание появление па выставках большого числа мировых композиций, что мог,но рассматривать как своеобразную попытку освободиться от парадно-репрезентативных нормативов, приблизиться к реальной киэни. Существенно, что кандо-вс-сть как трактовка образа проникает з портретную пластид, ото

отражается в разнообразии иростраИстаенно-комггазкцггогигшс решении, которые обогащаются ракурсными модификациями, чаще используются пэлуфигурные и фигурные', изображения, что позволяет обыграть гест, дзьхешю. Характерной чертой портретной пластики этого периода является значительное расширение социального диапазона. Анализ творческого материала тШзиоает, что внимание худокников все более привлекает личность человека как такового, в своей .неповторимой самоценности.

Процесс обновления содержания и 5гудо;:сеотяенннх форм портретной скульптуры был сопряжен с освоением пластических -возможностей различных стойких материалов. В этой-связи-анализируются произведения 'Ф. И. Грищен ко, А.ЦкнЫурадова, В.В.Клевапцова, подчеркивается разнообразие композиционных в пластических решений, обусловленных свои ствакв материала: шамот, камень, мрамор, пластмасса и т.д.■ Отмечается, что названные скульпторы разрабатывают и обогащают пластические средства в рзыкох пристального изучения натуры. Однако параллельно'с традиционным подходом к трактовке портретного образа отчетливо намечаются тенденции к экспрессивному истолкованию натуры. Таковы портреты, созданные П.Нзоиовым, Н.Феодоридисои, Я.рузыбоеакм, с творчеством которого связывается одна из попыток творческого претворения традиций дрешшго художественного наследия,

Изучение творческого материала показывает, что в раккзх прон-лого десятилетия вта проблема в.творчестве скульпторов не подчиг.и-лась. Рассматривая отот вопрос на материале пссдодуе:;ого периода, выявлены два истока преемственности: первый восходит г. среднеазиатской античности, второй - литературно-фольклорный - имеет ргзз-. ветвлешше корни и связан с более широким;; историко-культурному! пластами. Седа следует отнести н ¡щияную шнпзтюру. Именно к ней обратились скульпторы, работащне а области исторического портрета, Далее следует анализ портретов А.Навои, Удугбека, созданных Н.Челызевым, А.Ш£11яйурадопим, М.фсабаевш. Отмечается, что чащ»? всего исторический портрет представлен 0ciai30i.ni. монументального памятника.

Самобытно проявились традиции фолькларно-опического наследия в творчестле скульпторов из Каракалпакии Н.Куттк/гдатова, ДЛ'гпа-ниязоэа, ЕЛ'аткаршлова.

Однако изучение творческого материала показало, что проблема преемственности традиций нацпонально-худог.ествешюго наследия на

данной отзпе оказалась практически оттесненной насушгял задача?.:!! совершенствования мастерства, где -яразоляровази академическая классика и на ее основе - индивидуальные модификации изобразительных и выразительных средств в рамках иатурно-воспроизподчщего метода. В этом аспекте, рассматриваются,кок наиболее характерные, произведения молодых самаркандских скульпторов А.Бондзеладзо,-В.Дегтярева, Э.Алиева.'

• Дзлее на основе анализа I Выставки скульптура (1974 г.) подводится творческие итоги развития портретного кайра, э котором отчетливо выступают два направления - интерес к социально значимой личности'и стремление углубиться в сферу чувств и настроений. Сосуществование указанных направлений нсраянодеПствугаю, поскольку эволюция портретного :::анра опирается На вчрокую основу индивидуально-творческих исканий, что привносит в художественны.! процесс дискуссиониость. Спор на кизиестойкость художнических позиции чаще решается в пользу второго направления, так как за ним стоит вел совокупность позитивных проблем жанра но данном этапе.

Третья г л а в а - "Скульптурный портрет второй пол. 70-х - начала 80-х гг.". Изучение творческого материала показыэает, что развитие скульптуры данного периода с предшествующим объединяет преемственность идеШю-худоаествешшх -тенденций. В основе пх лс-:мт целепапрзплешше поиски поэтической образности и сгязашше с ' 8TW.Î обновление и обогоазипе вцразитсльто: средств на основе иорс-оемгзелеивя широкого.круга традиций. Подчеркивается, что в копкр'зт-нпх условиях исследуемого периода речение этих задач обретает качественно новое содержание. .

После краткого анализа проблем п тенденции развития изобразительною искусства Узбекистана'в целом, определяются особеиноотз . творческол эволюции скульптура, и в ной - портретного кэирэ. Указывается па устоПчилость. иекотортх' тенденции пропивс лет. /.: и- числе - тяготейте к общественно 'зшчшга персснахг.т, всегда социально конкретвзиросэшн:и, е:сюм точит! социальный адрес. Такова портретная галерея сотрудников МВД, созданная А.Г.Рябаезпм.

Й.'есте с те:.:, изучение творчества ряда худогликов - Â.Базарова, Н.Гопдзоладзо, Э.Алиева, А.Д^ииаизсшпга в др., исгознэзот, что кивая, заинтересованность личностью человека становится ведущей особенностью работа иод портретом. Худо:шики шкэ?ивавтсч от с5с?.'г-' кой типизации и обобщения неких обязательна?, черт, ол2цетпоря?т::;х

трудолюбие, оптимизм и т.д. и видят своего героя в его ышненной естественности, в двгшешш времени, в неоднозначных связях с окру-гсаыцим шрам, Подчеркивается, что мастера скульптурного портрета, оставаясь в рашах натурно-воспроизводяшего метода, обращаются к нетрадиционным решениям, совершенствуют' композиционно-пластические приемы. При,мерой тому являются отдельные произведения А.Дшшшнши-ли, Ю.Шалова,

Исследование показало, что понимание портретного образа в столкновении конфликтных сил, в драматическом преломлении жизненных коллизии,' усалило в художественном процессе роль творческой интуиции, исторического воображения, метафоричности художественно-образного мшшеппя, что .существенно. обогатило амоционалъно-психо-догическое содержание портретов современников и повлияло па характер трактовки исторического портрета. Подчеркивается, что в отличие от прошлых лег, скульпторы л исследуемый период обратились к создан»» станкового люгерачеокого портрета. В отой связи а сравнительном анализе рассматриваются произведения В.Клеванцова, И.Дтаб-барова, А.&айиатоаа. Далее делается кротки!! обзор общсственно-соци-альной и культурней ситуации 70-х годов - времени "застоя". Подчеркивается, что деформация социализма не уничтожила нравственных и гуманистических идеалов искусства. Анализ творческого материала показывает, ■ что сло;.шость и противоречивость общественного бытия переставили акценты в художественном осмыслении лшзпвнных явлений, направив искания худо; ликов в область-чувств, сокровенных переживаний, к фнлоссфско-эгйчгскаму постипешш глубинных сторон бытия. В этой связи з скульптурном портрете обозначился нитороа к лирическому образу, который рассматривается художниками как одна из возможностей воссоздания объективно правдивой и выразительной картины мира. В связи с этим анализируются портреты, созданные И,Лдаббаро-вым, М.Гасимоанм, Т .Та доходе.» евым, подчеркивается индивидуальность каэдог^ мастера в подходе к образу. Как один из аспектов лирической темы анализируются детские портреты худоиников П.£-/.пббарова,,У.Мар~ днела, А.&шыиаилшла, В.Лунёва, Ю.Кшлоэа, Подчеркивается, что лирическая тема в портрета освободила пластическую инициативу скульпторов, обогатила ео одюционпдьнцми оттенками. В работах появилась уверенная согласованность замысла и оредсти воплощения. Изучение и йиалйУ творческого материала показывай', что развитие портретного ¡.и:нр;.4, .протекая а кентекего проблем, общих для изобразительного

искусства республики, носило рэвноглерно-эволюциошша характер. Прямым результатом этого процесса явилось постепенное отступление ложно-официального пафоса парадного социального портрета, шого-словности и повествоватедвпоетк в трактовке образа, из'егтену которым пришли эмоциональная наполненность, человечность, теплота' чувств - в цедои л:с утверждение психологического портрета.

Слостоя по существу поставленных задач, творческая работа била тесно связана с глубоким худогатачееккм псреосшслениеи возможностей нзтурно-военропзводящого метода,-на позициях которого э 70-е года находилось большинство мастеров портретного ;;;анра.

Четв'ертая глава - "Проблемы и тендепщш развн- . тяя станковой скульптур» Узбекистана пэ современном этапе. Портретная пластика в 1280-е году" - начинается с обзора региональной выставки станковой скульптуры л 1982 г. Подчеркивается, что художники Средней Азии н Казахстана, опираясь,на достижения русской и советской пластики, нашли свой путь и место л современной искусстве. Однако, слабни местом в скульптуре региональных коллективов является практически неосвоенная проблема преемственности национального художественного .наследия. В контексте экспозиции определяется состояние, проблещи и тенденции развития узбекской станковой пластики, подчеркивается обогащение ее :канрового разнообразия. Положительно отмечается появление на скстазквх произведений анималистического манра. Дается поло;.штсдьиая оценка Всесоюзных -и Республиканских скульптурных симпозиумов на плсворе, ставких подлинной езеолой мастерства.

Изучение творческого материала показало, что слолнвпаноя на основе 1гатурио-воспровэводр.г;ого метода система нзобрзгг,то.шшх к. выразительных средств не всегда отвечает задача;.: широкого охвата. „газнепвих явлении. Подчеркивается изменение хз'до:глпческого отноше-ш:я к патурс, которая как объективная данность пероосмлсллотея в эмоциональна,?, портотеском, психологическом, нравственно-?-! кчееглм аспектах, соответственно чему происходит перестройка ойъсгио-ггос-транствснш/х пластических концепций с усилением в них элементов условности, иносказательности, метафоричности. Указывается, что п творчестве скульпторов отчетливей стал;; проступать тенденции образно-ассоциативного восприятия н истолкования действительности. Исследование показало, что первоначально экспериментальный зеорют'п* поисков л его;.; направления обретает черти тзорпсспой крогпэгят,

%

наиболее последовательно проявившейся в работе над мпогофигурними сюхетныш композициями. В вхой связи анализируются произведения В.Гамбэрово, У.!,1ардшова, А.Бапматоаа, В.Вадыевой. Подчеркивается, •что понимание пространства в единстве с пластической формой, как неотъемлемой се части, обусловило разнообразие композиционных модификаций, -обогащенных ритмическим построениями^ разработанной архитектоникой скульптурных масс, что способствует опционально- ; содержательной активности образного строя. Далее указывается, что общие проблемы и тенденции развития станковой скульптуры характерны и для портретной пластики, подчеркивается ее вйкные задачи а . условиях перестройка и демократизации советского общества, поднявших' значение человеческого фактора,

Исследование материала показывает, что творческая ситуация в портретном канра на современном этапе складывается неоднозначно и определяется несколькими взаимодействующими факторами:

1. /активная творческая работа молодых худонников, стаи самостоятельной работу которых не более десяти лот,

2. Возвращение к портретному кайру мастеров "старшего" поколения, т.е. тех, кто начинай в 60-х годах, но работал преимущественно ь ьонумецталышх формах,.

3. Творческая оволвдия тех скульпторов, которые начав в 60-?0-й года, работают в портретном канре постоянно и целенаправленно.

Указывается, что творческое сосуществование трех групп, неоднородных ко возрасту, опыту, профессионализм, устремлениям и ососинению еадач искусства портрета создает динамичную перспективу развития канра.

¿¡алое подробно анализируются творческие потенции каадбго из авторов. Изучение творчества молодых скульпторов позволило выделить ряд худошшков, в произведениях которых с наибольшей определенностью п индивидуальной яркостью воплотились плодотворно перспективные тенденции. В отой связи анализируется творчество А.Хата-мова, М.Аблокулова и отмечается их интерес к людям трудной судьбы, сложной духовной организации. Творческое саыотшро&еиие молодых. скульпторов, неравноценно по профессиональному мастерству, художническому темпераменту, казненной наблюдательности и опыту, но подкупает иокренностыо в непосредствен., остью видения. Анализ цроизве-

деиий Д.Шртада'с1!а, Л.Леотрровпп, Т.Эсопово, Р.СудгЛкэиояэ показывает» что их творческое становление происходит.па основе глжо-тельного я плодотворного пересошслопия классического па с л слип ззпядннх и востошшх худо^сстясшяс культу]1.

Даже псслодустся другой явлений,- ю«азяштх « тйорчебт-лом Д.{узчбпопа, Р.Аячкяпл, Р.Уочиролского, ЛХаппро, jutrKistnc значительный творческий втпк. Алядлз пертретннх проззвсдегюЛ тк'?;:к--пнх худозевяков покпзал, что работ:? л понууоптяльпой п декоратаз--пои скульптуре, стсобстпвтшз- розвдтип ассоциативного »лгалшшя. Подчеркиваются в шшлизлруотся пядггйидуальшгв особсготостп и-ческих позиций. 13 связи с этш от?язчзетсч, что KossTUJít из нпх, разрабатывая своп пластическую крнцеипив- на основе обрпзио-пссоцг-ативяого исхода, опирается но сирокпй эвосисл традиций: от Л.Гур-деля, А.Шйодя, r.í.typo до древнейшей домусулъмгнскоЛ пластякя Сродней Азии. Указывается, что, не занимаясь всецело портретом, они оказали существенное влияние но характер его развитая но •'современном' этапе. Л слязп с этим аналязпруптся отдельные произведения скульпторов !,!.Гас-мпза, Ю. Шилова, В.Клеванцова, С.1&>рлихг.пова и др. Подчеркивается, что тема духовной актппчостп, отчетливо прозвучавшая з проззведиглпх названии* худолпжоэ, заняла л 80-е годы двшширугцсо полозенве и щяишжяа к себе внимание мастеров других творческих орнентоций.

Б этой связи рассматривается третий фактор - творческая эволюция мастеров, работагаях в портретном ганра постоянно. Ачалпз произведений Н.Бсшдзеладзе, В,Дегтярева, 0.Алиева, А.Ддтаюшвпдн показал, что стремление. к постпкений духогяого, р:.'оционплы:ого,' психологического мирз современного человека как постоянная творческая установке, опирается нл. слэяиваюся ope toe мастерство, накопленный опыт, позволяет им, не игмгняя исходных принципов отношения к натуре гак кервсисгочши-у образного содержания, обегати № эмоциональную активность пластической Указывается, что з

поисках -выразительной стилистики они опираются на наролю-сЬздыс-лорную традиции, к которой такав тяготеет А.Еаймэтов.

Далее указмзется, что интерес художников к духовно отепшю!* личности стлмудиролпл работу в ¿aupe йсгорпесяого лортрзтэ. Агп-лизируются произведения Н.Бзпдзелодзе, ХДакимходгаева, Щ.Усмзпо--ва, Д.Дегтярева,- М.РоХмэнбсрдаева, указнвается, что в рзбгте н.чл •

- ы -

асто.свчссюш образами они стремится моиольйоаааь пластическую вира ольность народио-фольклорыой традиции. Несмотря ни отдельные удачи отмечается консервативное состояние исторического портрета.

Исследование показало, что изобразительная стилистика натурно-воспроизводяшего метода не ограничивается перооашслсшея национальных традиций. Пршгципа"изобраштя ашзни в Форслах самой згшз-ии" придерживается Х.Хакимходоасн, Л.Рябцев, Ш.Ус.\йшоа и ряд других скульпторов.

Изучение творческого материала показало, что одновременно и параллельно, unк производное художнической позиции в осознании дейст-ьитильности, разворачивается фронт пластических исканий, цель которых - утверждение самоценности скульптурной форш как носителя п выразителя »дев и содор'/.шшщ форма. Исследование на примере oi-делышх произведений Д.Рузибаева, Р.Ношровского, Я.Ыашто, Ш.Устинова, и.Клеванцойо,, Г.Рела, Ю.Карюлсэаоза» Т.Тадашщяовз и ряда других показало, что в целях повышения ьмоционально-чуаствеиио^ активности пластических средств они обратились к етвдсшоИ ретроспекции, попол^шб таким образом «зой арсенал выразительности оое-ремешшгш кодийвкацшюи стилистики барокко, классики, импрессионизма и ькопреоонопизма.

Отмечается, что реализация отих задач .обротает ¿со более ии-диввдзлыши характер, в связи с чем яозитшют суг^итвеиние труд-поем в оаредолаш;;; тлорчеаких ориентиров н ведали« пластических коицещл!; в целом. Подчеркивается отсутствие'цельной, стерхиевой программы. Указывается, что таковой .могла 6и стать проблема освоения национального нультурно-худокестаенного наследия, которая «ро еще ьотнотся открытой, '

1) з а к л ю ч е я и и в' соответствии с поставленными целями ■и задача?.^ оьродедяшел осиовшгс ииводн, .

Скулылда Узйодиптшш прошла сяпкиий, противоречивый путь развития. СиецкОиччокко условия, п которых происходило ее озроеде-ние на почце советского Узбекнотинз, повлияли па хсрикхер творческой и худольотьепао-.астьтичеокои проблематики, ограничив ее ни дон-ш'х этапах задачами профессионального освоения скульптуры как вида иекуаопт. Отсутствии собственной вколи отроилось и а последующие досятл.мгп'я, копа осп'с'ш-шшп процесс ьрс-емстшшоотп опыта отор-ьего моздяою:* не м:;г быть полносги' реализован. lf tfrnft связи yiw¡-e.V'e.viv!!, что 'Т.'}ОрЧ:>ОК(П- l.:)JpiU'03»pcm:»3 ийЛ.">141Х. ХУК; tlUKCK fi 6(1~П ГГ.

(ï-оргирОЗЗЛОСЬ ПОД ИОИОСр?ДСТВС11Ш»Л воздействием «nci-pcccnmix сдзигоп в жязпи сойотского порода, внзяоштнх разоблачением культа Й.В. Сталина и дс:'ократйсяф?о.'1 общественных отношений. В искусство это отозвалось отказом от ренрозентптквНостн» oöpnonoi)' ядеалнзг»-цвн, вясквего правдоподобия, что состпрляло худояйслкшо-эстотп-чсскую платформу развития скульптуры конца 40-х - «поля St^-x годов. В этой сптурции мастерам старшего поколешм приходилось ил ходу перестраивать своп собственные пдсйпо-худокествеинпе копцзпг цпп, что ограничивало степень их творческого роздсПствпя на молодые худопхслюшше оитэт.

Токам образом, рсгкщсе пначснпс в '¡¡орг-этрол-ши? худочосгасн-пэ-остетсчесглгх позиций скульптуры Узбекистана b',:c«ï общие дпя сойотского искусства тенденции конкретно Gü-x гадов с их отрицанием кзноноо и критериев црвдксстяукз^х дссятплетп;.1. Сопремсшшс узе'«:-ские .'скульпторн учились но лушх примерах русской, сэготсксй скульптура. В дальнейшем они обратились к изучению дреглгп. трлда-ций ор0дясэхютсг.с!5 скульптуры я к доолшшш запл/лс-с^шсГгскс;" ,-классик;;. ' , .

С 1960-;: годоп процесс рг»зпк?ия скульптура Узбеквсгш» обротает дзяагктозть. К творческой роботе отш шлодэе, актпшоо, профессионально подготовленное поколение, способное к постановке п peeemw слолнмх теорчоошгх проблем.

Недолгий период до:.шрок»задаш худогоствешшх кде!1 п тиспасг- . росянй в перкэд "о?.топе.тл" создал достаточно крепгуо остетпческуп Платформу, ОПНРе'ГОЬ из Jtrrcpyr) скулт.птурл бсйбОЛОЗНСПНО ПСГСПН2 гремя "состоя" о его О'^гзялйгг:» тгпдетунг'п к р-зехаяргняи фор' пд -гщнястраглшого г;;кигодохл;> го;:.угс1:;гм, к -щ-дт и с ил;!

дэлыюгшего. развития. •

Третья Гсснуб.тн'апс'ал аасгов:я (10Í3? г.) что ску-

льптура дипомптип ртзгдряет- йодер^птольнпй драго^ои л тет'-екго-ор--rtCTRCÎÎ пЛГчГ'З П В ИЛЗСТИЧССКрМ ВУрГМСПШ! - ОТ год^лркиутоп пон'т-"-

тязздич обра??, сдиорязозого его прочтения, до гктшпш» г.пуб-чп'';"' сугзюстп, Екяз.тпт духовного смысла кзобраяаскогу.

. . Об'дто для скульптуры тенденции п портретной orimtorr^ v:,'-кс пролопямпсй яо гзг:оиям худогссстзогшой лрпроз катч», ¡г-кс-'-пц ir?::: г: сагначогпто которого - поззторогиоо «ös'jnnno полег сгл и ore T¡:;;--а ты10:1 пэшхггпостя. Ответов ого.Ч "пд'-утс. гак итог !"•-/! я "

- IQ -

художественной эволюции,в портретной пластике Узбекистана ощюделились два творческих метода организации и образного освоения конкретного жизненного материала:, натурно-воспроизводдади к образно-ассоциативднй. Как показывает анализ конкретных произведении, и в то:,!, и в другом случае творческие результат» иозитишш. Образный строп современной портретной пластики характеризуется содержательностью, внутренней значительностью, эмоциональной многогранностью. Однако нельзя забивать, что обраэнск-асссщишиший штод располагает большим простором ai наборе изобразительной и выразительной 'стилистики. Изображении "«панн a фор.гах cauoii кпзни" - ото лишь'одна из, многих его стилистических модификаций, тогда как для нату'рпа-восироизводлиего метода ото совершенно обязательный основополагающий принцип. В а'той связи отмечается, что ассоциативный иод-ход к трактовке портретного образа отад основой развернутого вширь и вглубь поиска средств пластической выразительности. Стилевая ретроспекция в этил процессе играет не последнюю роль. Современные • иитерпрстации стилистики классики, барокко, импрессионизма ¡¡ т.д. способствовали обогаценим эмоционально-чувственной активности пластической формц. Однако сложность творческой ситуации в решении атоЙ проблемы состоит в том,2что ни -одна из этих тенденции не выступает в чисто:.! ¿Еде. Држе в творчестве отдельно взятого скульптора ыошю наблюдать смещение типологических границ творческого метода, й тсы более стидевих признаков, которые-к.то.лу ке рааодвакт-ся силой индивидуальна:, а точнее субъективных устрепяошп'*. Таким образом, в целом прогрессивное,'творчески потенциальное'развитие портретной лдцетшш па современном ovane шй'езч.» с тем представляет неоднозипчн/ю по тенденция;.} картину.

Как yv.e отмечалось, узбекская скульптура п схбююсипо станко-нч1 портретная шшетикп возникла, разнилась и окрепла ив базе опыта i принесенного ивике, Ареал его широк: от русской и советской шогоилиюнальнои г.к/дьптурцоИ ыколы до ашьуаю-еуролойс^оИ клосси-си и достижений скудьптури нового н новей&ей'о ipi.v.uin, Бее ато имело инйчснпе в >{ ор; арованкв общоюидоиих проблем.: я «Ч'вдсщвй раави-tjw, Вопрос во иадюналмюго своеобразия пляствчосього искусства остовалад в сторона.

Гпзумеетсл, орудии о> у, нэ ; и,стигм ^изнишеч матери-

але, будучи в большинстве свое;» о юм кром.и еялзд: ншш, через iu.~ кет, va пах, отмческо-нравстве-шюе истолкован«». обр внесли г- or.y-

льптуру, а тем более л портретную пластику,' черты национального своеобразия. II все яб богатый плоот своего собственного художественного, причем именно пластического наследия, уходящего вглубь, веков и забытого, а ныне усилиями археологов яоскропонного, оказался почти не освоен. Не освоенными, разве только чуть затронутыми оказались народно-фольклорная, декоративная и др. традиции. Такое полокенио на определенном этапе развития, вероятно, закономерно. Без овладения профессиональными навыками и изобразительными и выразительными средствами современного пластического искусство • едва ли монно говорить о серьезном v плодотворном освоении традиций национального наследия. Однако решение этой проблемы несколько затянулось, в силу чего сегодня обретает особенно актуальное знп- . чение. Можно предположить, что практически .творческое претворение ее явится тем езлзукяшм,. цементирущиы началом, которое позволит , скульптуре Узбекистана, и в ней портретной пластике, обрести черты национальной художественной школы. -

По теме диссертации опубликован«-следующие работы: . .

•I. Портрет в послевоенной скульптуре Узбекистана. - Тезисы докладов П-й региональной научно-теоретической конференции аспирантов, соискателей вузов, НИИ культуры и искусств. Дупзнб-з, I0G7, Лзд-во АН Тад~.ССР, с. 34-30 (С',2 п.л.);

2. Хойкэлтарошлпк- куажоларп. - Совет Узбск.нстсип санъатв, 1980, ¡5 3, б. 12-13 (0,5 п.л.);

3. Истпро;-:ет боглэри хэйкалтарозлпги. - Соает Узбеккстони саяьотл, ICOS, i" 9, б. 12-13 (0,5 п.л. 5; . .

4. Скульптор Ю.Л.Ыилоо. - В:;стозка "НегарэпскиЗ, Лфуксинядп. Шилов". Шнкультуры УзССР, Союз худогшиков Узбекистана. Каталог выставки, 1088. с. 32-33 (0,5 п.л.);

5. Зомминлнг ртхи' тарпхг. - СОвет Узбекистан; сапъатп, 1003,' й.5, 15 б. (0,3 п.л.);

6. Эволюция худог.ественного образа л портретной пластике Узбекистана. - УП искусствоведческая 'научно-теоретическая конференция молодых ученых. .Ташкент, 18-20 мая IS83>. Тезисы докладов (0,1 п.л.) - в печати;

7. Скульптор Мрггг.р АблакуЛов (Шрза-Дарвиш). Журнал "Сонт-^т''. (0,5 п.л.) - р чт?пти. , —

Подписано в почап^/о. ¿/.у </уТ. Формат бумаги 60X84 I/I6

СОъеы п.л. ЗаказIgv//'Тира«;/jf¿7 акз. - ■ __

Ротапринт Ташкентского Орпана '.¡¡рукби народов ГЛИ иы.Нияама