автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Постфольклорное сознание в современном российском обществе

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Жарова, Олеся Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Постфольклорное сознание в современном российском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Постфольклорное сознание в современном российском обществе"

На правах рукописи

Жарова Олеся Сергеевна

ПОСТФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОСС ИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальнос ть 09.00.] 1 - Социальная философия

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

3 ОКТ 2013

005534135

Саранск - 2013

005534135

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет"

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Волков Сергей Николаевич

Официальные оппоненты: Новикова Надежда Львовна

доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. И. П. Огарёва"

Кириллов Герман Михайлович

кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет"

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО "Самарский

государственный технический университет'1

Защита состоится 25 октября 2013 года в 10.00 часов на заседании совета Д.212.117.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва по адресу. 430005. г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а. 3-й тгаж. зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва".

Автореферат разослан 24 сентября 2013 г.

Ученый секретарь /

диссертационного совета { Сидоркина В.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия для общества ознаменовались потребностью осмысления традиционных духовных ценностей на фоне информационного поворота, начавшегося в конце XX века и динамично прогрессирующего в настоящий момент. В этой связи социально-философская мысль заостряет внимание на понимании и оценке различных форм общественного сознания, выявляя объективные аспекты формирования взглядов общества на морально-этические и культурно-бытовые нормы бытия. Техногенное общество меняет представление современного поколения о народной культуре как о понятии, укоренившемся в сознании общества на протяжении столетий в виде феномена, связанного с обыденными ассоциациями.

Наряду с фольклором, который в рамках обыденного сознания выглядит преимущественно как народная мудрость, народное творчество, традиции, предания, подчеркивает и выражает национальную самобытность людей, сформировался постфольклор, так называемая третья культура, "которая дистанцирована и от культуры элитарной, официально санкционированной, и от патриархальной сельской ("традиционно-фольклорной")"1. Постфольклор как социальный феномен идеологически маргинален. Как правило, это форма удовлетворения духовных потребностей горожан способами, не имеющими непосредственного отношения к устной народной традиции, но средствами массовой информации, сетевыми общениями в Интернет, реже кино и популярной литературой.

Процесс возникновения постфольклорного сознания как способа отражения и освоения окружающей действительности сопряжен со сменой фольклорной парадигмы и обусловлен трансформацией социокультурной среды. Этот процесс отражает трафаретность современного городского уклада жизни и стремительное развитие информационного общества.

В городской среде имеют место быть проявления потребностей в принятии постфольклорных традиций (преимущественно молодежной аудиторией), в результате чего формируется как позитивное, так и негативное отношение к окружающей действительности.

Зарождающиеся ценности постфольклора в отличие от ценностей фольклора традиционного не всегда сопряжены с позитивной логичностью. В формах постфольклора присутствует иррациональность, абсурдная иносказательность. В некоторых постфольклорных явлениях отчет-

1 Неклюдов, С Ю. Несколько слов о "постфольклоре" [Электронный ресурс] //Фольклор и посгфольклор: структура, типология, семиотика. - Режим доступа: Ьпр:/Л\ту\у.пп|1ета ги/Го1к1оге/ро51Го1к.1ит

ливо видны мотивы эсхатологии, постмодернистского декадентства, экзистенциальной отчужденности, которые отражают состояние современного общества.

Все это ориентирует на необходимость философского осмысления постфольклорного сознания и определения его роли в динамике развития современного российского общества в целом. Неоднозначность представлений о постфольклоре как о философской категории и о постфольклорном сознании, отсутствие четких дефиниций в этой области, неопределенность свойств и структурных элементов постфольклорного сознания определяют философское обоснование этого феномена как чрезвычайно важное и актуальное.

Таким образом, попытка впервые оценить феномен постфольклорного сознания методами социальной философии, предпринимаемая в данном исследовании, представляет интерес для современной науки. Изучение постфольклорного сознания с позиций социальной философии способно послужить методологической основой для дальнейших исследований феномена сознания вообще и сформировать новый взгляд на проблему субкультурных движений в молодежной среде.

Степень разработанности проблемы. Постфольклорное сознание представляет собой достаточно новый спектр исследований и объект для социально-философской мысли. В настоящее время вопросы генезиса, функционирования в обществе постфольклорных тенденций волнуют филологов, культурологов, психологов, социологов и, в отдельных случаях, криминологов. Особый взгляд на проблемы постфольклорного сознания, вырабатывает социальная философия.

Научная разработанность данной темы имеет несколько базисных векторов, обусловленных объектом и предметом исследования.

Один из векторов направлен на философскую интерпретацию проблем сознания. Философские основания сознания в целом, а также обыденного сознания, формирующего современный постфольклор и фольклор вообще, разработаны Л.П. Буевой, A.A. Гагаевым, П.П. Гайденко, A.A. Гореловым, Д.И. Дубровским, В.В. Журавлевым, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Э.В. Ильенковым, В.В. Ильиным, В.Ж. Келле, В.А. Лекторским, М.К. Мамардашвили, В.В. Мироновым, М.Е. Мироновым, Н.Л. Новиковой, А.Г. Спиркиным, А.К. Уледовым и др.

Другой вектор исследований охватывает филологические и психологические аспекты сознания. Так, в трудах Е.А. Елиной, Г.Е. Крей-длина, Ю.М. Лотмана, Э.М. Спировой, Ю.С. Степанова, Ю.П. Тен, Е.Б. Улыбиной, Э. Кассирера и др. определяются семиотические осно-

4

вания обыденного сознания, механизмы, влияющие на поведенческие функции его носителей.

При освещении конкретных вопросов, поставленных в диссертации, мы опирались на научно-теоретические положения видных фольклористов: В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, Д.К. Зеленин, Т.Г. Иванова, Е.А. Костюхин, Д.С. Макаров, Е.С. Новик, Г.Л. Пермяков, Б.Н. Путилов, К.В. Чистов и др.

Еще один вектор в исследовании направлен на формирование представлений о постфолыслоре как современном социальном феномене. В этом направлении вырисовываются филологическая, социокультурная и культурологическая ветви в исследованиях. Впервые термин "постфольклор", понимаемый как новый городской фольклор и некое интеллектуальное пространство, существующее в субкультурных отсеках социума, был предложен в работах С.Ю. Неклюдова. В трудах Е.С. Ефимовой, Н.Е. Ливанова, О.Б. Христофоро-вой, М.П. Чередниковой, К.Э. Шумова, Б.Т. Щепанской, Л.Г. Ядрышниковой также можно встретить обоснование социокультурных механизмов существования фольклора в городских субкультурных отсеках. Наиболее значимые результаты в изучении субкультур принадлежат С.Ж. Бралиной, Д.В. Громову, П.С. Гуревичу, Ю.Н. Давыдову, И.М. Ильинскому, М.С. Кагану, Т.В. Латышевой, С.И. Левиковой, В.Ф. Левичевой, А.Ю. Мельвиль, С.И. Плаксию и др.

Особым направлением в исследованиях поставленной проблемы является аспект бессознательного как особой сферы сознания. В работах А.Ю. Алексеева, А.Э. Воскобойникова, А.П. Федоркиной, К.Г. Юнга рассматриваются внутренние и внешние проявления скрытых архетипичес-ких мотивов, определяющих бытийные моменты человеческой жизнедеятельности. Следует также отметить экзистенциальный аспект в оценке сознания, подчеркивающий личностно-индивидуальное начало, соответствующее природе индивида, и его аутентичность. В трудах Л.В. Баевой, Т.А. Кузьминой, С.П. Семенова, Л. Бинсвангера, О. Больнова, М. Хайдег-гера обосновываются формы существования личности в социуме.

Проблема понимания социальной ситуации, связанной с возникающими противоречиями между индивидуальным и общественным сознанием, в рамках постфольклорного мышления, остается острой и требует углубленной разработки и исследования. Вопросы регуляции поведения индивидов с постфольклорным мировоззрением с позиций социальной философии ориентированы на познание "другого" сознания. Одновременно возникает необходимость прогнозирования возможных тенденций в социуме и развития идей приятия или неприятия обществом отдельных форм проявления "другого" сознания.

Объектом исследования является постфольклорное сознание как форма обыденного сознания, формирующая мир духовных представлений индивида и ценностное отношение к окружающей действительности.

Предметом исследования является социально-философский анализ постфольклорного сознания современного российского общества.

Цель настоящей работы состоит в изучении особенности тенденций в мироощущении личности, ориентированной на приятие постфольклорных традиций.

В связи с этим необходимо решить ряд задач, а именно:

- оценить и выделить экзистенциальный и семиотический аспекты сознания как наиболее эффективные в оценке феномена сознания в целом и его специфических форм (фольклорного и постфольклорного сознания);

- обосновать категорию "фольклорное сознание" как специфическую форму общественного сознания, ориентированную на обыденность, и раскрыть экзистенциально-аксиологический аспект восприятия мира через символизм фольклора;

- сформулировать и раскрыть содержательные черты постфольклорного сознания как феномена современной социокультурной реальности;

- показать противоречия в принятии и сознательной оценке содержания окружающей действительности представителями современных субкультурных течений с постфольклорным мировоззрением и обществом в целом;

- определить социокультурные, ноосферные и экзистенциально-аутентичные основания механизмов регуляции сознания носителей постфольклорных традиций.

Научная гипотеза исследования. Постфольклорное сознание - феномен, связанный с представлениями, идеями и образами, дающими возможность существовать человеку в социуме, сохраняя при этом собственную аутентичность и индивидуальность. Система ценностей индивида обусловливает как позитивные, так и негативные проявления в социальной жизни. В последнем случае постфольклорное сознание является основанием маргинальности и девиантности.

Теоретической и методологической основой исследования выступают методы философского анализа социальных феноменов. При рассмотрении социокультурных механизмов формирования и функционирования в современном мире фольклорного и постфольклорного сознания

автор использовал семиотический подход, позволяющий выявить семи-осферу сознания с основными концепциями и социально значимым содержанием фольклорных и постфольклорных идей. При оценке личностных ориентации носителей постфольклорного сознания использовался метод экзистенциального анализа. В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в трудах зарубежных и российских ученых в области изучения бессознательного, в том числе психоаналитические концепции JI. Бинсвангера, М. Варнока, Р. Мэя, М. Папуша, К. Роджерса и др., а также взгляды отечественных исследователей: В.И. Вернадского, Н.К. Гаврюшина, Ф.И. Гиренка, А.К. Манеева, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула, Н.Г. Холодного, С.С. Хоружего и др.

Источниковедческую базу работы составила научная, научно-популярная и художественная литература. Анализ этих источников лег в основу авторского исследования феномена постфольклорного сознания, представленного как специфическая форма обыденного сознания. В целях методологического обеспечения настоящего исследования из числа научного и философского базиса работ были использованы труды Д.И. Дубровского, Н.П. Ледовских, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, С.Ю. Неклюдова, Н.Л. Новиковой, Н.Г. Юрченковой, О. Больнова, Э. Кассирера и др.

Новизна научного исследования заключается в следующем:

— обоснован авторский взгляд на оценку сознания с учетом выявления соотношения "индивидуальное - общественное"; выделен экзистенциальный метод, как наиболее емко отражающий на феноменальном уровне активность сознания и форм его существования, а также тесную связь со смыслом и значением;

— проанализирована специфика фольклорного сознания с присущим ему воплощением народного духа через систему знаков, символов, аллегоричных образов, на которых основаны традиции народа. Сформулировано авторское видение социокультурных функций знаков и символов фольклорного сознания. Представлен экзистенциальный аспект потребности индивида с ценностными ориентациями, сформированными фольклорным сознанием, выражающийся в способности внутренне сопротивляться социальной действительности в процессе социоантропогенной коммуникации. Дана качественная характеристика неофольклора, как промежуточной фазы при переходе фольклора к постфольклору;

— предложена авторская интерпретация постфольклорного сознания как феномена современной социокультурной действительно-

сти. Впервые представлена структура постфольклорного сознания с обоснованием ее трех составляющих базовых элементов. Обоснована идея "другого сознания" в контексте рассмотрения экзистенциального "другого Я";

— выявлена особенность постфольклорного сознания с его тенденциями и ориентациями на эксклюзивность существования в современном мире через субкультурные и контркультурные формы социального бытия. Для носителей постфольклорного сознания жизненные ориентиры сопряжены с "трансцендентной игрой" фэнтезийного и эзотерического направлений. Обозначены негативные аспекты, формируемые постфольклорным сознанием как следствие "экзистенциального бунта";

— предложено решение проблемы понимания "другого сознания" в рамках ноосферного сосуществования. Формирование гармоничной ноосферы способствует "поддержанию" позитивных тенденций в социуме, ослабляя агрессию и инаковость. Обоснован авторский вариант экзистенциальной регуляции постфольклорного сознания, способствующий сближению общественных взглядов и жизненных установок представителей субкультуры, которые определяют основы морали и общественных поступков со своих индивидуалистических позиций.

В процессе исследования получены следующие конкретные результаты, выносимые на защиту:

1. Причины, обусловливающие интерес к проблеме сознания и порождению споров вокруг него, видятся в многообразии подходов и методов исследования (материалистические, идеалистические, дуалистические). Специфика природы сознания, с точки зрения социальной философии, проявляется в структурно-смысловых аспектах, сопряженных с экзистенцией индивида и знаково-символическими формами сферы сознания. В рамках исследования выделяется обыденное сознание (и его специфический пласт фольклорное сознание), посредством которого осуществляется отражение общественного бытия, духовно-практическое освоение окружающей действительности и "произрастают" жизненно-необходимые и несистематизированные представления о целостном и частичном жизнепонимании. Экзистенциальный и семиотический подходы позволяют конкретизировать философскую мысль в оценке фольклорного сознания.

2. Фольклорное сознание представляет собой специфическое духовное образование с совокупностью и набором чувств, представлений, идей,

которые ориентированы на потребность индивида обращаться к народным традициям и обычаям. Содержание фундаментальных идей, преобразованных и замещенных сознанием, приобретает в фольклоре доступную символическую форму. В этом смысле в фольклорном мировосприятии (если рассматривать фольклор как знаковую культурную систему) обнаруживают себя превращенные формы содержательной работы сознания. Посредством символов, обладающих идейно-смысловыми выражениями, через механизмы социоантропогенной коммуникации от культурной среды общества к индивиду передается содержание идей, запечатленных в народном творчестве. При этом в экзистенциальном смысле возникает противостояние, основной мерой которого выступают ценности, воспринимаемые по-разному социумом на обыденно-общественном и человеком на индивидуально-личностном уровне фольклорного сознания. Фольклор как основание существования фольклорного сознания имеет фазы своей трансформации: через неофольклор к постфольклору.

3. В процессе модернизации общественных отношений и перехода к модели постиндустриального развития возникает постфольклорное сознание как совокупность мыслительных актов, дающих человеку возможность существовать в обществе, сохраняя при этом свою аутентичность и индивидуальность, а также формы их представления, присущие современному информационному техногенному обществу. Постфольклорное сознание имеет структуру, где в качестве составляющих элементов выделяются: а) постфольклорная вера; б) постфольклорная этика; в) постфольклорная мыследеятель-ность. Постфольклорное сознание проявляется как "другое сознание", понимаемое в виде субъективной реальности конкретного индивида, способное "уживаться" с представлениями других индивидов в обществе.

4. Постфольклорное сознание меняет шкалу привычных ценностных социокультурных ориентации. Постфольклорные настроения проявляют себя в немейнстримных движениях. Так современные субкультурные направления стремятся противопоставить собственное бытие общественному. Представители этих движений в экзистенциальном смысле выглядят жертвами социума. Результатом индивидуального "экзистенциального бунта" могут стать негативные тенденции, нежелательные для общества.

5. Проявление "другого сознания" у представителей субкультурных течений — носителей постфольклорного сознания в теоретическом рассмотрении имеет связь с концепцией ноосферного сосуществования, подразумевающего свободу мышления и выбор личностного способа существования. Ноосферная личность способна следовать в полной мере своей подлинной экзистенции во всех ее проявлениях. Общая идея существо-

вания в социуме видится как необходимая и понимаемая одинаково всеми его членами. В результате "другое сознание" обретает собственную нишу существования, и в соотношении "постфольклорное - общепринятое" не происходит конфронтации.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют приблизиться к пониманию мировоззренческих мотивов носителей постфольклорного сознания, а также охарактеризовать взаимоотношения, складывающиеся между представителями субкультурных отсеков социума и обществом в целом. В практической сфере материалы исследования позволяют оценить индивидуально-личностное начало в человеке через призму экзистенциально-ценностных представлений, выявить особенности "другого" сознания, соотносимого с постфольклорными тенденциями. Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут дополнить читаемые в вузах курсы дисциплин философии и культурологии.

Апробация работы. Основные положения, выводы и результаты проведенного исследования докладывались на международных и региональных научно-практических конференциях, в том числе: "Международной научно-практической конференции "Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации" (Кемерово, 2009); "Международной научно-практической конференции "Архетипы и архе-типическое в культуре и социальных отношениях" (Пенза, 2010); "Региональной научной конференции "Проблема сознания: философский и психологический аспекты" (Самара, 2011); "II международной научно-практической конференции "Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях" (Пенза, 2012). В настоящей работе автором впервые предлагается интерпретация постфольклорного сознания как философской категории. Данное понятие апробировано на научной конференции "Актуальные вопросы современной философии и политологии" (Липецк, 2009), а также в журналах "Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики" (Тамбов, 2012) и "XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс" (Пенза, 2012, 2013).

Материалы диссертационной работы использовались в процессе преподавания учебных курсов "Философия", "Социальная философия" и "Культурология" в вузах г. Пензы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность.темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, указывается теоретическая и методологическая основа, обозначается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается научно-практическая значимость полученных результатов, приводятся сведения об апробации работы.

В первой главе "Фольклорное сознание в процессе отражения и освоения окружающей действительности" анализируются разнообразные трактовки сознания и предлагаются наиболее приемлемые пути методологического анализа исследуемой проблемы. Фольклорное сознание рассматривается в качестве специфической формы общественного сознания, сопряженной с обыденностью, заостряется внимание на его символическом и экзистенциальном аспектах. Прослеживается эволюция фольклорного мировоззрения в рамках обыденного сознания.

В первом параграфе "Многообразие подходов к оценке сознания" анализируются основные подходы к пониманию феномена сознания, в том числе идеи представителей материалистического, идеалистического, дуалистического направлений. Физикалисты (Д. Деннет, Р. Карнап, О. Ней-рат, С. Стич и др.) считают, что сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно является лишь порождением материи. Последовательные материалисты (Д. Армстронг, Дж. Марголис, Р. Рорти, У. Селларс и др.) полагают, что сознание есть способность высокоорганизованной материи отражать саму себя, давая возможность познать действительность и объективную истину. Альтернативно выглядит позиция ученых, признающих приоритет духовности в человеке (В.А. Мазин, О.В. Суворов, Г. Гегель и др.), утверждающих, что сознание предшествует материи, способно вырабатывать сложные образы и только затем преобразовывать их в материальные объекты. Здесь широко представлены также психоаналитический (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.) и феноменологический подходы (Ю.Н. Горошко, Э. Гуссерль, С. Прист и др.), которые включают в себя элементы сознательного и бессознательного (т.е. того, что не становится предметом особых действий по осознанию). Одновременно в идеализме широко проявляют себя экзистенциальные подходы, акцентирующие внимание на личностных, аутентичных началах в человеке (Л.В. Баева, Д. А. Леонтьев, В. В. Летуновский и др.), и семиотичес-

кие модели (Ю.М. Лотман, Э.М. Спирова, Е.Б. Улыбина и др.), дающие оценку сознания через язык символов. Идеи Р. Декарта, И. Канта, Д. Чал-мерса и др. отстаивают равноправие материалистических и идеалистических взглядов на природу сознания. В рамках дуалистической концепции особый интерес представляет информациологический подход к оценке сознания (А.П. Дубров, В.В. Попов, И.И. Юзвишин и др.), который соотносит информационногенную материю с интеллектом человека, а информационный вакуум - с ноосферным каркасом информационно-вакуумного пространства мироздания.

При рассмотрении вышеназванных подходов к пониманию сознания, особо выделяются экзистенциальный и семиотический, поскольку именно они способствуют формированию у исследователя абстрактно-теоретического мышления, необходимого для понимания сознания в целостном виде как феномена социокультурной реальности. Сознание опирается в своей основе на духовный стержень личности, где максимально проявляется самость, индивидуальность и аутентичность. Сознание формируется, с одной стороны, в результате познавательной деятельности индивида, с другой - благодаря развитию внутренних личностных природных качеств.

Методологическим основанием для рассмотрения многообразия уровней сознания (обыденное, повседневное, массовое) выступают труды философов (М. Е. Миронов, Н.Л. Новикова, Е.В. Улыбина, П.В. Челы-шев, Г: Келли и др.), в которых утверждается, что обыденное сознание как часть общественного представляет его практический уровень, на котором "произрастают" жизненно-необходимые и несистематизированные представления о целостном и частичном жизнепонимании. Вслед за Н.Л. Новиковой, соискатель дифференцирует обыденное и повседневное сознание, где повседневное сознание "выстраивается на платформе конкретной (профессиональной) культуры, представляющей непрерывный процесс приобретения новых культурных характеристик как в оформлении личного тождества в пространстве повседневности, так и в приобретении социальной институционализации"2. Опираясь на суждения С.С. Васильева, H.A. Ореховской, А.К. Уледова, автор обосновывает мысль, что массовое сознание - совокупность неких стандартов мышления, не тяготеющих к формальностям, но имеющих тенденцию к профанации, тиражированию идей, стереотипов, духовных форм и т.п. Массовое сознание относится к некой демократической форме сохранения традиций, устоев, обы-

2 Новикова, Н. Л- Повседневность и язык: культурологические основания и эмпирические реалии: дис. ... д-ра филос наук: 24.00.01 / Н. Л. Новикова. - Саранск, 2003. - 311 с.

чаев народа, с присущей ему подменой глубоко этнических и психологических корней общедоступными и легко воспринимаемыми формами.

Фольклорное сознание является одной из специфических форм сознания, посредством которых осуществляется отражение общественного бытия, духовно-практическое освоение окружающей действительности и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества.

Во втором параграфе "Фольклорное сознание в обыденности как современная философская проблема" автор, основываясь на идеях исследователей фольклора и фольклорного сознания (И.А. Голованов, В.Е. Гусев, Е.А. Костюхин, Б.Н. Путилов и др.), определяет фольклорное сознание как специфическое духовное образование, представляющее собой совокупность чувств, представлений, идей, связанных с потребностью обращаться к народным традициям и обычаям. При анализе явлений обыденности (природные и социальные) и различных форм их проявления диссертант подчеркивает, что для фольклорного сознания характерно образное восприятие действительности, позволяющее человеку адаптироваться в социокультурной среде. Фольклорное сознание формируется, опираясь на обыденные представления людей, вариантами его проявления являются творческие акты, имеющие репрезентацию в устном народном творчестве.

Содержание фольклора раскрывается через его знаки и символы. Основываясь на идеях исследователей в области семиотики (В.Н. Агеев, А.Ф. Лосев, A.M. Пятигорский, Ч. Пирс, Ю. Шрейдер и др.), диссертант определяет знак как нечто, способствующее формированию сознания.

Анализируя взгляды М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорского, Ф. Де Соссюра, автор заключает, что семиотические подходы в целом для оценки сознания, и, наоборот, сознательная констатация знаково-семиоти-ческих объектов, есть нечто информационно-аналитическое. Большинство текстов, связанных с представлениями русского народа и, к примеру, мордвы, проживающих в Пензенской области, есть некая художественная рефлексия внутреннего мира человека, где семиотическими знаками выступают образы русалок, домовых, леших и т.п., запечатленные веками в народном фольклоре. Эти символические образы и знаковая символика, которыми насыщены фольклорные тексты, являются частью семиотического пространства фольклорного сознания. Фольклор как символическая система содержит превращенные формы содержательной работы созна-

ния, в которых, по мнению Мамардашвили, "связи действительного происхождения оказываются "снятыми", "прямое отображение содержания исключается", "заменяется в явлении иным отношением"3, и которые становятся истинной реальностью в рамках обыденного сознания.

Фольклор как воплощение народного духа является началом народной философии или фолк-философии. С помощью знаков и символов и, соответственно, с помощью аллегоричных образов, на которых основаны фольклорные традиции, в сознании человека закладывается определенный фундамент, основа его существования и миропонимания, здравый смысл.

В ходе исследования автор выводит социокультурные функции знаков и символов (хранение и пополнение информации вековых наблюдений за природными, социокультурными и иными процессами; выполнение роли оснований для происхождения мифов и легенд; рождение особого языка коммуникации, понимания и трансляции знаний; функции объяснения, обмена и распознания), обосновывая значимость каждой из них.

Поскольку главную роль в интерпретации знаков играет воображение, аутентичное состояние, для более емкой оценки фольклорного сознания диссертант счел целесообразным обратиться к экзистенциальной методологии, позволяющей углубиться во внутренний мир индивида, отметив, что символы действительности могут не восприниматься человеком так, как их интерпретирует культурная среда. При этом в экзистенциальном смысле возникает противостояние, основной мерой которого выступают ценностные ориентации, воспринимаемые по-разному социумом на обыденно-общественном и человеком на индивидуально-личностном уровне сознания. Опираясь на экзистенциальные взгляды Л.В. Баевой, О. Больнова и М. Хайдеггера, автор анализирует "подлинную" и "неподлинную бытийность". В случае, когда сообщество "навязывает" индивиду, оказавшемуся в нем, свои правила, традиции, ценности и т.д., часто не совпадающие с его личностными, экзистенция индивида, основанная на принципах аутентичности, нарушается и замещается в подобной ситуации ложной или неподлинной экзистенцией. Человек становится отчужденным от общества в своей истинной экзистенции. В связи с этим диссертант заостряет внимание на возможности экзистенциального отчуждения от социума. Вслед за О. Больновым автор рассматривает подлинную экзистенцию как реализованный в полной мере способ существования индивида и указывает, что именно фольклор может способствовать

* Мамардашвили, М. К. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений) // Как я понимаю философию / М К. Мамардашвили. - М Прогресс, 1990. - С. 315 - 328.

приближению к подлинному существованию. Данная проблема, по утверждению диссертанта, становится все более актуальной в контексте современной действительности, когда грани индивидуальности стираются, современный человек мыслит алгоритмами.

В диссертационном исследовании автор прослеживает эволюцию фольклорного мировоззрения от архаического фольклора до современного городского, который С.Ю. Неклюдов впервые определил как постфольклор, "область словесности, тексты которой развиваются по фольклорным схемам, но не подходят под формальное определение фольклора"4. В работе приводится авторское видение промежуточной фазы перехода фольклора в постфольклор, которая определяется как неофольклор; причина смены фольклорной парадигмы связывается с появлением нового техногенного, информационного типа общества. Основополагающим фактором и основанием для видоизменения фольклорного сознания, подчеркивает диссертант, выступает социокультурная среда.

Во второй главе "Социокультурные основания формирования постфольклорного сознания в условиях современности" диссертант исследует особенности постфольклорного сознания, в том числе его понимание как "другого сознания", рассматриваются его формы в субкультурных отсеках социума, предлагаются методы регулирования постфольклорного сознания, граничащего с девиантностью в социуме.

В первом параграфе "Постфольклорное сознание как специфическая форма субъективной реальности в современном обществе" автор определяет постфольклорное сознание как совокупность мыслительных актов (включая желания индивида, его бессознательные инстинкты, представления, идеи, образы и его обязательства перед обществом), дающих человеку возможность существовать в обществе, сохраняя при этом свою аутентичность, индивидуальность, и форм их представления, присущих современному информационному техногенному обществу.

В данном параграфе приводится авторское видение структуры постфольклорного сознания. В качестве структурных элементов выделяются: постфольклорная вера, постфольклорная этика и постфольклорная мыс-ледеятельность.

Обосновывая категорию постфольклорный веры, автор ссылается на понимание веры H.A. Бердяевым как того, что дает человеку свободу. Для постфольклорной веры важным моментом становится признание двой-

* Неклюдов, С. Ю После фольклора / С.Ю. Неклюдов//Живая старина. - 1995 1. - С. 2-4.

15

ственности мира. Граница двойственности проходит между общественным, идущим в сознание извне, и личностным, экзистенциально принимаемым, природным. Постфольклорная вера есть основа формирования способа мышления, "подталкивание" к действию. В этом плане представитель постфольклорных традиций в современном мире проявляет волю, что в экзистенциальном смысле означает выбор между общепринятым, традиционным и личностным, аутентичным.

Постфольклорная этика связана с выдвижением новых нравственных ориентиров и системы ценностей, не схожих с общественными. Стремление выделиться экзистенциально, являющееся часто причиной конфликта индивидуального постфольклорного сознания и общественного сознания, может обусловливать иногда проявляющийся агрессивный характер мировоззрения и превалирование ценностных ориентации со знаком "минус" у представителей современного городского фольклора. Постфольклорная этика включает в себя и постфольклорный имморализм. В постфольклорном пространстве часто именно зло нуждается в сострадании. По мнению Е.В. Улыбиной, герои текстов современного городского фольклора наделены противоречивыми качествами (часто встречаются такие комбинации как "честный убийца", "слабодушный герой", "несчастная добродетель", "обаятельный мерзавец" и т.д.)5. Для "неправильных" текстов характерны гибель или самоубийство положительных героев, пропаганда значимости личностных ценностей над общественными установками.

Постфольклорная мыследеятельность как третий элемент постфольклорного сознания может напоминать некую "иллюзию сознания", о которой размышлял Бердяев6. Постфольклорная мыследеятельность допускает иррациональность. Иногда это воспринимается как нелогичность умозаключений. Необходимо признание рамок такой нелогичности. Вероятнее всего, с точки зрения автора, границы иррациональности будут определяться нормами социума.

Также в данном параграфе диссертант проводит параллели постфольклорного сознания с "другим сознанием", и осуществляет попытку понять, как субъективная реальность одного индивида, носителя постфольклорного сознания, "уживается" с субъективной реальностью других индивидов в обществе, акцентируя внимание на проблеме "другого сознания".

' Улыбина, Е- В Психология обыденного сознания / Е- В Улыбина. - М.: Смысл, 2001. - 263 с.

6 Бердяев, Н А. Дух и реальность / К А Бердяев. - М.: ООО "Издательство ACT1; Харьков. "ФОЛИО", 2003 - 679 с

Во втором параграфе "Взаимосвязь субкультурной среды с постфольклорным сознанием" исследователь отмечает, что постфольклорное сознание тяготеет к эксклюзивности и проявляется как стремление его носителей выделиться на фоне общественного. В качестве носителей постфольклорного сознания автором рассматриваются представители немейнстримных течений, а именно различных субкультурных (контркультурных) отсеков. В экзистенциальном смысле каждый представитель субкультурных направлений стремится к самоопределению, проявлению самости, к собственному выбору и поиску смысла существования. Его эстетическо-моральные воззрения способны вступить в противоречие с общественными.

Постфольклорное сознание меняет шкалу привычных ценностных ориентации. Так, например, постфольклорное зло представляется часто таким образом, что требует поддержки, сочувствия и сопереживания; постфольклорные персонажи трактуются как некие жертвы социума и природы, что подчеркивает виктимную направленность постфольклорного сознания.

На примере фэнтезийных субкультур (толкинисты, ролевики и др.) диссертантом анализируется элемент игры как важный аспект бытийности субкультур. На основании взглядов Р. Мэя, М. Папуша, М. Хайдеггера игра понимается как "язык трансценденции", в котором открывается свобода человеческого поступка: игрок как бы "загружается" в особую реальность, которая предоставляет возможность поверить в другого себя.

Автор высказывает идею о том, что постфольклорное сознание, подобно фольклорному, прокладывает своеобразный мост между мышлением современных людей и мышлением их предков. Возвращение к истокам, к природе (неоязычники, ролевики и др.) дает силу, помогает обрести смысл жизни, что не может им дать современное техногенное общество.

Постфольклор, по мысли диссертанта, может выступать элементом моды; иногда "экзистенциальный бунт" является лишь знаком приобщения к определенной модной волне.

В своем исследовании автор выделяет негативные аспекты, формируемые постфольклорным сознанием: ориентация индивида на агрессивное поведение (неоязычники-сатанисты, демонологи, огнепоклонники в скандинавских традициях и др.); склонность к аутоагрессивным поступкам (эмо, готы и др.); устремленность индивида к социальной девиантно-сти (отшельники-эзотерики, современные волхвы и др.).

Источник возникновения таких мотивов в сознании, по утверждению диссертанта, следует искать, прежде всего, в техногенном характере социокультурной среды (В.И. Самохвалова, В.П. Рачков).

В третьем параграфе "Ноосферные основания и экзистенциальная регуляция постфольклорного сознания" обосновываются взгляды представителей русского космизма и экзистенциалистов-философов, применимые к вопросам оценки и корректировки поведения, являющегося следствием проявления "другого сознания" у представителей субкультурных течений - носителей постфольклорного сознания.

Основываясь на мнениях русских космистов (В.И. Вернадского, А.К. Манеева, Н.Г. Холодного и др.), а также представителей французской философии (Э. Ле-Руа, Т. де Шарден) о существовании ноосферы -области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью, автор высказывает предположение о том, что мифические, эзотерические и мистические образы, отражающиеся в мышлении предков тысячелетия назад, сохраняются до сих пор именно в ноосфере. Формирование нового ноосферного пространства связано с рождением идей архетипической природы: представления, которые бытовали в архаичной культуре, реализуются и трансформируются в современные образы-идеи.

Человек формирует ноосферу, а ноосфера формирует, в свою очередь, человека, делая его ноосферной личностью. Именно ноосферный человек способен следовать в полной мере своей подлинной экзистенции во всех ее проявлениях, получая доступ к общему ядру, некой интегральной сущности, представленной как ноосфера.

Опираясь на идеи В.И. Самохваловой и Т. де Шардена, автор определяет понятие "влияние на ноосферу" в настоящее время как влияние "эры машин" и информационных процессов. В связи с этим подчеркивается важность формирования гармоничной ноосферы, именно тогда она будет "поддерживать" положительные тенденции в социуме; агрессия и инаковость отойдут в сторону.

Основываясь на работах А.К. Адамова, диссертант определяет но-осферную демократию как форму народовластия, когда сознание индивида готово понимать и принимать "другое сознание", направлено на допущение и неосуждение существования иных взглядов и т.д.

Чтобы приблизиться к решению проблемы понимания "другого сознания" в рамках ноосферы и определить, каким образом можно "прими-

рить" или "состыковать" сознательные потребности общества и отдельных индивидов с постфольклорным мировоззрением с учетом влияния на те и другие сферы разума, диссертантом выявляется ряд критерий ноос-ферного сосуществования: свобода мышления и выбор личностного способа существования; распространение среди населения основ ноосферизма -теории строительства ноосферной республики; внедрение в жизнь законов ноосферной демократии и др.

В исследовании автор также рассматривает пути возможной адаптации в социуме представителей субкультурных тенденций. Основываясь на взглядах отечественных исследователей (С.Н. Волков, В.Н. Ядринкин) и зарубежных мыслителей (Л. Бинсвангер, О. Больнов, М. Варнок), диссертант предлагает авторский вариант регуляции постфольклорного сознания, разработанный для более глубокого понимания взглядов и жизненных установок тех, кто определяет основы морали и общественных поступков со своих индивидуалистических позиций.

Семиосфера постфольклорного сознания, утверждает диссертант, может включать в себя достаточно много негативных моментов, способных как возвысить личностную экзистенцию индивида, так и нарушить ее. Если социальная активность способна держать индивида с девиант-ным поведением в определенных социальноприемлемых рамках, не давая возможности подобным проблемам проявить себя, постфольклорная среда раскрепощает, адаптирует индивида к его отклонениям. Это свидетельствует в пользу развития самости, что, в свою очередь, влечет за собой развитие аутентических характеристик, позволяющих делать вывод о выборе собственного способа соответствия самому себе.

Экзистенциальный подход склоняется к тому, что человек, принимающий "иные" установки, не должен переваливать свои проблемы на окружающих, а должен научиться решать их самостоятельно, т.к. именно это является следствием его потребности к способу существования.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и обобщающие положения.

Основания постфольклорного сознания коренятся в самой социальной действительности; в современном техногенном информационном обществе оно будет развиваться и преобразовываться в новые формы. Автор допускает мысль о возможности проявления форм девиантного поведения представителей субкультур - носителей постфольклорного созна-

ния. Предлагая авторский вариант регуляции постфольклорного сознания, диссертант обосновывает экзистенциальную методологию реадаптации лиц, склонных к отчуждению в социуме.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора.

Публикации в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Жарова, О. С. Концептуальная сущность информациологии сознания (символогический аспект) / О. С. Жарова, С. Н. Волков // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. пед. унта им. В.Г. Белинского, 2011. -№23.-С. 18-21.

2. Жарова, О. С. К вопросу методологических подходов в оценке семиосферы сознания (от аномального к фольклорному) / О. С. Жарова // European Social Science Journal: Европейский журнал социальных наук.-М.: Междун. иссл-кий ин-т, 2011,-№5. -С. 20-28.

3. Жарова, О. С. Экзистенциально-символическое в кодах семиосферы сознания / О. С. Жарова // Научно-методический журнал "XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего Ш1ЮС": Перио-дич. науч. изд. - Вып. 01(05). - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2012.-С. 57-61.

4. Жарова, О. С. От ложной экзистенции к подлинному экзистенциальному существованию / О. С. Жарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота, 2012. -№ 6. - Ч. 2. - С. 82-84.

5. Жарова, О. С. Постфольклорный имморализм / О. С. Жарова // Научно-методический журнал "XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего пдюс": Периодич. науч. изд. - Вып. 03(07). -Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2012. - С. 37-41.

6. Жарова, О. С. Постфольклорное сознание как основание мышления субкультурных движений в современном российском обществе / О. С. Жарова // Научно-методический журнал "XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего Г1ЛЮС": Периодич. науч. изд. - Вып. 07(11). - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2013.-С. 222-228.

Публикации в других изданиях:

7. Жарова, О. С. Народный фольклор как процесс художественной коммуникации / О. С. Жарова // Языковая политика и молодежь: Материалы научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Году русского языка (Пенза, 30 ноября 2007 г.). - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. - С. 88-89.

8. Жарова, О. С. Семантические особенности песенного народного фольклора / О. С. Жарова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов / Под общей ред. С.Н. Волкова. - Вып. 10. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2008. - С. 94-98.

9. Жарова, О. С. "Огненный змей" как объект фольклорных представлений: феноменальные основания его происхождения / О. С. Жарова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов / Под общей ред. С.Н. Волкова. - Вып. 11. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2008.-С. 156-160.

Ю.Жарова, О. С. Обряд как объект фольклора. Семантические особенности / О. С. Жарова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов / под общей ред. С.Н. Волкова. - Вып. 12. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2009. - С. 117-121. '

П.Жарова, О. С. Субкультура современных "менестрелей" как фактор постфольклора / О. С. Жарова // Актуальные вопросы современной философии и политологии: Сборник докладов международной научной заочной конференции (Липецк, 28 октября 2009 г.) / отв. ред. A.B. Горбенко. - Липецк: Изд. центр "Де-факто", 2009. -С. 42-43.

12.Жарова, О. С. О некоторых особенностях семиотики страха в фольклоре и народных сказаниях / О. С. Жарова, С. Н. Волков // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации: междун. науч.-практ. конф. (2009, Кемерово). - Кемерово: Санкт-Петербург: ОАО "Кемеровский полиграфический комбинат", 2009. - С. 414-421.

1 З.Жарова, О. С. Знаки семиосферы при оценке "плохого" и "хорошего" в ментальном пространстве самосознания / О. С. Жарова // Наука о человеке: гуманитарные исследования / под ред. А.Э. Еремеева. - № 1 (5) июнь - Омск: НОУ ВПО "ОмГА", 2010. - С. 213-217.

М.Жарова, О. С. Архетипические образы фольклора в соотношении индивидуального сознания и социокультурной среды / О. С. Жарова // Архетипы и архетипическое в культуре и социальных отношениях: мат-лы междун. науч.-практ. конф. 5-6 марта 2010 года / под ред. Б. А. Дорошина. - Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр "Социосфера", 2010. - С. 76-80.

15 .Жарова, О. С. Семантическое пространство фольклора и его стереотипы (К проблеме формирования сознания детей) / О. С. Жарова // Творчество. Культура. Наука: мат-лы регион, науч. конф. "Проблема сознания: философский и психологический аспекты" / отв. ред. О. В. Герасимов. - Вып. III. - Самара: Самар. Гос. Техн. Ун-т, 2011.-С. 55-60.

16.Жарова, О. С. Аспекты обыденного сознания в мифологии и фольклоре при оценке добра и зла / О. С. Жарова // Познание: Многообразие путей, форм и когнитивных практик: Сб. науч. тр. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. - С. 30-35.

Редактор Л.Ю. Горюнова Корректор А.Ю. Тощева Компьютерная верстка Д.Б. Фатеева, H.H. Зосимовой

Сдано в производство 23.09.13. Формат 60x84 '/ Бумага типогр. № 1. Печать трафаретная. Шрифт Times New Roman Cyr. Усл. печ. л. 1,22. Уч.-изд. л. 1,23. Заказ № 3816. Тираж 100.

Пензенский государственный технологический университет. 440039, Россия, г. Пенза, пр. Байдукова/ ул. Гагарина, 1711.

22

 

Текст диссертации на тему "Постфольклорное сознание в современном российском обществе"

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.П. ОГАРЁВА»

На правах рукописи

Жарова Олеся Сергеевна

ПОСТФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ

АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Волков С.Н.

Саранск - 2013

Содержание

Введение............................................................................. 3

ГЛАВА I. ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ........................................................ 14

1.1 Многообразие подходов к оценке сознания..................... 14

1.2 Фольклорное сознание в обыденности как современная философская проблема.............................................. 36

ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТФОЛЬКЛОРНОГО СОЗНАНИЯ в УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ........................................... 68

2.1 Постфольклорное сознание как специфическая форма субъективной реальности в современном обществе........... 68

2.2 Взаимосвязь субкультурной среды с постфольклорным сознанием............................................................... 94

2.3 Ноосферные основания и экзистенциальная регуляция постфольклорного сознания....................................... 119

Заключение........................................................................ 140

Библиографический список................................................... 144

Введение

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия для общества ознаменовались потребностью осмысления традиционных духовных ценностей на фоне информационного поворота, начавшегося в конце XX века и динамично прогрессирующего в настоящий момент. В этой связи социально-философская мысль заостряет внимание на понимании и оценке различных форм общественного сознания, выявляя объективные аспекты формирования взглядов общества на морально-этические и культурно-бытовые нормы бытия. Техногенное общество меняет представление современного поколения о народной культуре как о понятии, укоренившемся в сознании общества на протяжении столетий в виде феномена, связанного с обыденными ассоциациями.

Наряду с фольклором, который в рамках обыденного сознания выглядит преимущественно как народная мудрость, народное творчество, традиции, предания, подчеркивает и выражает национальную самобытность людей, сформировался постфольклор, так называемая третья культура, «которая дистанцирована и от культуры элитарной, официально санкционированной, и от патриархальной сельской («традиционно-фольклорной»)»1. Постфольклор как социальный феномен идеологически маргинален. Как правило, это форма удовлетворения духовных потребностей горожан способами, не имеющими непосредственного отношения к устной народной традиции, но средствами массовой информации, сетевыми общениями в Интернет, реже кино и популярной литературой.

Процесс возникновения постфольклорного сознания как способа отражения и освоения окружающей действительности сопряжен со сменой фольклорной парадигмы и обусловлен трансформацией социокультурной

1 Неклюдов, С. Ю. Несколько слов о «постфольклоре» [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/postfolk.htrn

среды. Этот процесс отражает трафаретность современного городского уклада жизни и стремительное развитие информационного общества.

В городской среде имеют место быть проявления потребностей в принятии постфольклорных традиций (преимущественно молодежной аудиторией), в результате чего формируется как позитивное, так и негативное отношение к окружающей действительности.

Зарождающиеся ценности постфольклора в отличие от ценностей фольклора традиционного не всегда сопряжены с позитивной логичностью. В формах постфольклора присутствует иррациональность, абсурдная иносказательность. В некоторых постфольклорных явлениях отчетливо видны мотивы эсхатологии, постмодернистского декадентства, экзистенциальной отчужденности, которые отражают состояние современного общества.

Все это ориентирует на необходимость философского осмысления постфольклорного сознания и определения его роли в динамике развития современного российского общества в целом. Неоднозначность представлений о постфольклоре как о философской категории и о постфольклорном сознании, отсутствие четких дефиниций в этой области, неопределенность свойств и структурных элементов постфольклорного сознания определяют философское обоснование этого феномена как чрезвычайно важное и актуальное.

Таким образом, попытка впервые оценить феномен постфольклорного сознания методами социальной философии, предпринимаемая в данном исследовании, представляет интерес для современной науки. Изучение постфольклорного сознания с позиций социальной философии способно послужить методологической основой для дальнейших исследований феномена сознания вообще и сформировать новый взгляд на проблему субкультурных движений в молодежной среде.

Степень разработанности проблемы. Постфольклорное сознание представляет собой достаточно новый спектр исследований и объект для

социально-философской мысли. В настоящее время вопросы генезиса, функционирования в обществе постфольклорных тенденций волнуют филологов, культурологов, психологов, социологов и, в отдельных случаях, криминологов. Особый взгляд на проблемы постфольклорного сознания, вырабатывает социальная философия.

Научная разработанность данной темы имеет несколько базисных векторов, обусловленных объектом и предметом исследования.

Один из векторов направлен на философскую интерпретацию проблем сознания. Философские основания сознания в целом, а также обыденного сознания, формирующего современный постфольклор и фольклор вообще, разработаны Л.П. Буевой, A.A. Гагаевым, П.П. Гайденко, A.A. Гореловым, Д.И. Дубровским, В.В. Журавлевым, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Э.В. Ильенковым, В.В. Ильиным, В.Ж. Келле, В.А. Лекторским, М.К. Мамардашвили, В.В. Мироновым, М.Е. Мироновым, Н.Л. Новиковой,

A.Г. Спиркиным, А.К. Уледовым и др.

Другой вектор исследований охватывает филологические и психологические аспекты сознания. Так, в трудах Е.А. Елиной, Г.Е. Крейдлина, Ю.М. Лотмана, Э.М. Спировой, Ю.С. Степанова, Ю.П. Тен, Е.Б. Улыбиной, Э. Кассирера и др. определяются семиотические основания обыденного сознания, механизмы, влияющие на поведенческие функции его носителей.

При освещении конкретных вопросов, поставленных в диссертации, мы опирались на научно-теоретические положения видных фольклористов:

B.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, Д.К. Зеленин, Т.Г. Иванова, Е.А. Костюхин, Д.С. Макаров, Е.С. Новик, Г.Л. Пермяков, Б.Н. Путилов, К.В. Чистов и др.

Еще один вектор в исследовании направлен на формирование представлений о постфольклоре как современном социальном феномене. В этом направлении вырисовываются филологическая, социокультурная и культурологическая ветви в исследованиях. Впервые термин

«постфольклор», понимаемый как новый городской фольклор и некое интеллектуальное пространство, существующее в субкультурных отсеках социума, был предложен в работах С.Ю. Неклюдова. В трудах Е.С. Ефимовой, Н.Е. Ливанова, О.Б. Христофоровой, М.П. Чередниковой, К.Э. Шумова, Б.Т. Щепанской, Л.Г. Ядрышниковой также можно встретить обоснование социокультурных механизмов существования фольклора в городских субкультурных отсеках. Наиболее значимые результаты в изучении субкультур принадлежат С.Ж. Бралиной, Д.В. Громову, П.С. Гуревичу, Ю.Н. Давыдову, И.М. Ильинскому, М.С. Кагану, Т.В. Латышевой, С.И. Левиковой, В.Ф. Левичевой, А.Ю. Мельвиль, С.Н. Плаксий и др.

Особым направлением в исследованиях поставленной проблемы является аспект бессознательного как особой сферы сознания. В работах А.Ю. Алексеева, А.Э. Воскобойникова, А.П. Федоркиной, К.Г. Юнга рассматриваются внутренние и внешние проявления скрытых архетипических мотивов, определяющих бытийные моменты человеческой жизнедеятельности. Следует также отметить экзистенциальный аспект в оценке сознания, подчеркивающий личностно-индивидуальное начало, соответствующее природе индивида, и его аутентичность. В трудах Л.В. Баевой, Т.А. Кузьминой, С.П. Семенова, Л. Бинсвангера, О. Больнова, М. Хайдеггера обосновываются формы существования личности в социуме.

Проблема понимания социальной ситуации, связанной с возникающими противоречиями между индивидуальным и общественным сознанием, в рамках постфольклорного мышления, остается острой и требует углубленной разработки и исследования. Вопросы регуляции поведения индивидов с постфольклорным мировоззрением с позиций социальной философии ориентированы на познание «другого» сознания. Одновременно возникает необходимость прогнозирования возможных тенденций в социуме и развития идей приятия или неприятия обществом отдельных форм проявления «другого» сознания.

Объектом исследования является постфольклорное сознание как форма обыденного сознания, формирующая мир духовных представлений индивида и ценностное отношение к окружающей действительности.

Предметом исследования является социально-философский анализ постфольклорного сознания современного российского общества.

Цель настоящей работы состоит в изучении особенности тенденций в мироощущении личности, ориентированной на приятие постфольклорных традиций.

В связи с этим необходимо решить ряд задач, а именно:

- оценить и выделить экзистенциальный и семиотический аспекты сознания как наиболее эффективные в оценке феномена сознания в целом и его специфических форм (фольклорного и постфольклорного сознания);

- обосновать категорию «фольклорное сознание» как специфическую форму общественного сознания, ориентированную на обыденность, и раскрыть экзистенциально-аксиологический аспект восприятия мира через символизм фольклора;

- сформулировать и раскрыть содержательные черты постфольклорного сознания как феномена современной социокультурной реальности;

- показать противоречия в принятии и сознательной оценке содержания окружающей действительности представителями современных субкультурных течений с постфольклорным мировоззрением и обществом в целом;

- определить социокультурные, ноосферные и экзистенциально-аутентичные основания механизмов регуляции сознания носителей постфольклорных традиций.

Научная гипотеза исследования. Постфольклорное сознание -феномен, связанный с представлениями, идеями и образами, дающими

возможность существовать человеку в социуме, сохраняя при этом собственную аутентичность и индивидуальность. Система ценностей индивида обусловливает как позитивные, так и негативные проявления в социальной жизни. В последнем случае постфольклорное сознание является основанием маргинальное™ и девиантности.

Теоретической и методологической основой исследования выступают методы философского анализа социальных феноменов. При рассмотрении социокультурных механизмов формирования и функционирования в современном мире фольклорного и постфольклорного сознания автор использовал семиотический подход, позволяющий выявить семиосферу сознания с основными концепциями и социально значимым содержанием фольклорных и постфольклорных идей. При оценке личностных ориентаций носителей постфольклорного сознания использовался метод экзистенциального анализа. В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в трудах зарубежных и российских ученых в области изучения бессознательного, в том числе психоаналитические концепции JI. Бинсвангера, М. Варнока, Р. Мэя, М. Папуша, К. Роджерса и др., а также взгляды отечественных исследователей: В.И. Вернадского, Н.К. Гаврюшина, Ф.И. Гиренка, А.К. Манеева, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула, Н.Г. Холодного, С.С. Хоружего и др.

Источниковедческую базу работы составила научная, научно-популярная и художественная литература. Анализ этих источников лег в основу авторского исследования феномена постфольклорного сознания, представленного как специфическая форма обыденного сознания. В целях методологического обеспечения настоящего исследования из числа научного и философского базиса работ были использованы труды Д.И. Дубровского, Н.П. Дедовских, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, С.Ю. Неклюдова, Н.Л. Новиковой, Н.Г. Юрченковой, О. Больнова, Э. Кассирера и др.

Новизна научного исследования заключается в следующем:

- обоснован авторский взгляд на оценку сознания с учетом выявления соотношения «индивидуальное - общественное»; выделен экзистенциальный метод, как наиболее ёмко отражающий на феноменальном уровне активность сознания и форм его существования, а также тесную связь со смыслом и значением;

- проанализирована специфика фольклорного сознания с присущим ему воплощением народного духа через систему знаков, символов, аллегоричных образов, на которых основаны традиции народа. Сформулировано авторское видение социокультурных функций знаков и символов фольклорного сознания. Представлен экзистенциальный аспект потребности индивида с ценностными ориентациями, сформированными фольклорным сознанием, выражающийся в способности внутренне сопротивляться социальной действительности в процессе социоантропогенной коммуникации. Дана качественная характеристика неофольклора, как промежуточной фазы при переходе фольклора к постфольклору;

- предложена авторская интерпретация постфольклорного сознания как феномена современной социокультурной действительности. Впервые представлена структура постфольклорного сознания с обоснованием её трех составляющих базовых элементов. Обоснована идея «другого сознания» в контексте рассмотрения экзистенциального «другого Я»;

- выявлена особенность постфольклорного сознания с его тенденциями и ориентациями на эксклюзивность существования в современном мире через субкультурные и контркультурные формы социального бытия. Для носителей постфольклорного сознания жизненные ориентиры сопряжены с «трансцендентной игрой» фэнтезийного и эзотерического направлений. Обозначены

негативные аспекты, формируемые постфольклорным сознанием как следствие «экзистенциального бунта»;

- предложено решение проблемы понимания «другого сознания» в рамках ноосферного сосуществования. Формирование гармоничной ноосферы способствует «поддержанию» позитивных тенденций в социуме, ослабляя агрессию и инаковость. Обоснован авторский вариант экзистенциальной регуляции постфольклорного сознания, способствующий сближению общественных взглядов и жизненных установок представителей субкультуры, которые определяют основы морали и общественных поступков со своих индивидуалистических позиций.

В процессе исследования получены следующие конкретные результаты, выносимые на защиту:

1. Причины, обусловливающие интерес к проблеме сознания и порождению споров вокруг него, видятся в многообразии подходов и методов исследования (материалистические, идеалистические, дуалистические). Специфика природы сознания, с точки зрения социальной философии, проявляется в структурно-смысловых аспектах, сопряженных с экзистенцией индивида и знаково-символическими формами сферы сознания. В рамках исследования выделяется обыденное сознание (и его специфический пласт фольклорное сознание), посредством которого осуществляется отражение общественного бытия, духовно-практическое освоение окружающей действительности и «произрастают» жизненно-необходимые и несистематизированные представления о целостном и частичном жизнепонимании. Экзистенциальный и семиотический подходы позволяют конкретизировать философскую мысль в оценке фольклорного сознания.

2. Фольклорное сознание представляет собой специфическое духовное образование с совокупностью и набором чувств, представлений, идей,

которые ориентированы на потребность индивида обращаться к народным традициям и обычаям. Содержание фундаментальных идей, преобразованных и замещенных сознанием, приобретает в фольклоре доступную символическую форму. В этом смысле в фольклорном мировосприятии (если рассматривать фольклор как знаковую культурную систему) обнаруживают себя превращенные формы содержательной работы сознания. Посредством символов, обладающих идейно-смысловыми выражениями, через механизмы социоантропогенной коммуникации от культурной среды общества к индивиду передается содержание идей, запечатленных в народном творчестве. При этом в экзистенциальном смысле возникает противостояние, основной мерой которого выступают ценности, воспринимаемые по-разному социумом на обыденно-общественном и человеком на индивидуально-личностном уровне фольклорного сознания. Фольклор как основание существования фольклорного сознания имеет фазы своей трансформаци�