автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Повесть М. Горького "Трое". История создания. Проблематика. Поэтика

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Багана, Жером
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Повесть М. Горького "Трое". История создания. Проблематика. Поэтика'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Повесть М. Горького "Трое". История создания. Проблематика. Поэтика"

МОСКОВСКИ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕПП ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ пмепп В. П. ЛЕНИНА

Специализированный сосет К 053.01.19

На правах рукописи

БАГАНА Жером

ПОВЕСТЬ 31. ГОРЬКОГО «ТРОЕ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ПРОБЛЕМАТИКА. ПОЭТИКА

Специальность 10.01.02 — литература народов СССР (советского перпода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических паук

Москва 1993

' V.''л.

V ' ' -- '*

Работа выполнена в Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор В. А. ЛАЗАРЕВ

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН С. В. ЗАИКА,

кандидат филологических паук, доцент Г. П. РАВИНА

Ведущая организация — Московский педагогический университет.

Г С/ /V/ .. ^

Защита диссертации состоится ...../..:...::.(.2::........1993 г.

в .../..С:., часов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, ауд. /.(.¿.'..д.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ пмеип В. И. Ленина по адресу: 119882, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «....::......»........'......т.а.1..1993 г.

Учепый секретарь специализированного совета

Д< в- КАРАВАШКИН

За последние годы в современном литературоведении наблюдается повышенный интерес к А.М.Горькому как писателю и общественному деятелю. Чаще всего в этой связи обращается внимание на советский период в жизни и творчестве писателя в литературном процессе ХХ-го столетия. Безусловно, необходим пересмотр наследия Горького с современной точкой зрения. Однако это не должно вести к ничем не оправданному отрицанию общепризнанных во всем мире достижений великого художника.

Попрежнему одна из принципиальных и важнейших литературоведческих задач связана с объективным научи им освещением новаторского характера творчества Горького, определившегося в начала ХХ-го столетия. Именно тогда проявилась та новизна в идейно-'эстетическом содержании горьковеких произведений, которая оказала несомненное воздействие на не только русский, но и на мировой литературный процесс. В этой связи представляется особенно необходимым обратиться к анализу появившихся на переломе двух последних столетий горьковеких произведений, а также связанного с историей их создания литературно-критического и элгетолярного материала.

Актуальность данного исследования определена назревшей необходимостью научного освещения истории создания и идейно-эстетического содержания повести "Трое", оказавшейся ключевой в творческих исканиях писателя на рубеже Х1Х-ХХ веков. Повесть "Трое" относится к списку горьковеких произведений, которые целые десятилетия оставались на периферии горьковедения. Кандидатские диссертации о повести "Трое" били написаны в 194?1"2, 1963^ годах, но до сих пор отсутствует монографическая работа об этом произведении, а имеющиеоя статьи касаются отдельных частных проблем, связанных преимущественно с анализом «у>ех (Вв-дуиях героев повести*. В определенной мере научно-исследовательский материал о Троих" был восполнен в изданных ® 70-х годах монографических работах о творчестве Горького,. Авторами этих Фонографических работ были ведущие горыкдаады С.Д.БялухатыЙ, Б.А.Бялжк, А.А.Волков, В.А.ДестщкагЗ,, <Сив.Ка-оторсетй, Б.В.Мюсайловский, А.И.Овчаренко я др. И при этом вое же не устраняется необходимость создания монографического ,

1.Л.Вднгвров. Повеоть Горького "Трое". Канд. диес.М., (1947.

2.В.Н.Ланшаа.Повесть 'М.Горького "Трое".Кавд.д»ел.М. ,51947,

3.В, П. Козлов.Место романа "Трое" в ид«йно-твор»еском развитии

А.М.Горького.Канд.дисс.Минск.,1963. •

исследования о повести "Трое", всесторонне охватывающего это произведение, включая и текстологический материал.

Новизна представленного исследования связана с попыткой создания монографической работы с целью выявить, охарактеризовать творческие искания Горького, выразившиеся в идейно-эстетическом содержании повести "Трое", определить-ее значимость в литературном процессе ХХ-го века, подтвердить важное положение, что творчество Горького "...явилось основным связующим звеном между прошлым и будущим литературы".^

Данная работа в настоящем ее виде прошла апробацию при обсуждении на заседании кафедры русской литературы МПГУ им.Ленина.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается тема исследования, дается краткий обзор имедаейся научной и критической литературы, отмечается актуальность и. новизна исследования. Особо подчеркивается, что повесть "Трое" создавалась во второй половине 1900 г., била закончена в'самом начале 1901 г., т.е. в тот самый период, когда Горький много внимания уделял проблемам художественного творчества, был занят поисками нейзых форм художественного воплощения действительности.

Л первой главе - "История создания повести А.М.Горького "Трое" - рассматривается историко-литературный, биографический и эпистолярный материал, прямо или косвенно связанный с работой писателя над повестью "Трое". Впервые о ней Горький упомянул в июле 1900 г. В то время он с семьей находился в л!а-

нуГьювке Полтавской губернии и интенсивно работал над первой своей пьесой - начальным вариантом будущих "Мещан". Пьеса тяжело давалась Горькому, о чем он тогда же сообщал в письме

к К.П.Пятницкому: "Сочиняю драчу, коя будет ни к черту не год-па. Наплевать, говоря по-русски. А вот скоро я начну писать повесть - это дело другое. Она мне давно уже спать не дает, а теперь я ее обмозговал. Род. Но приняться страшно. Замысловатая штука! Надо так се написать, чтобы всякий человек - порядочный, разумеется,- прочитал и заиграл" радугой: эко какой я

1.С.В.гайка. М.Горький и русская классическая литература конца Х1Х - начала XX веков. М.,Наука, 1Я82.С.18.

человек, хороший, сильный, смелый".1 Немного позже, в августе того же года. Горький в письме к А.П.Чехову в шутливой форме сообщал: "Сим извещаю Вас, дорогой Антон Павлович, что драма М.Горького, доведенная им в поте лица до третьего акта, благо-^ получно скончалась... и в данное время сочиняю из нее повесть". В письмах, посланных разным адресатам в августе-сентябре 1900 г..

Горький неоднократно сообщал о ходе работы над повестью. Намеченные автором сроки завершения "Троих" не выдерживались и лишь в конце января - начале февраля 1901 г. повесть была завершена.

Ице до окончания работы над повестью началось ее печатание в 11 и 12 номерах журнала "Яизнь". Публикация была продолжена в 1-4 номерах этого журнала за 1901 г. Полностью в этом журнале опубликовать повесть не удалось, в связи с запрещением журнала. Кстати, одной из причин закрытия "йизни" была публикация в журнале именно повести "Трое". Полностью повесть "Трое" была опубликована в конце ноября 1901 г. И сразу же Горький приступил к редактуре этого произведения. Имеется четыре авторских редакций "Троих": "журнальная" /1900 г./, первая "знаньевская" /1901 г./, вторая "знаньевская" /1902 г./ и "берлинская" /1922 г./. Наиболее важное для идейно-эстетического содержания "Троих" имела значение вторая "знаньевская" редакция, когда Горький основательно переработал текстовой материал, связанный с характеристикой ряда персонажей и прежде всего Ильи Лунева и Павла Грачева. Подробнее об этом освещается во второй главе диссертации.

При раскрытии истории создания "Троих" важно определить связи этой повести с горьковскими произведениями, написанными до и после нее. Сложность поставленной проблемы заключается в том, что ранний Горький гораздо шире вошел в литературу, чем это принято считать. Уже на раннем этапе своего литературного пути Горький художественно изобразил многие стороны русской действительности той поры, вывел в своих очерках и рассказах многочисленных героев, представляющих различные слои русского общества. В проблемно-тематическдм плане Горький следовал в

1.Архив А.М.Горького. Т.1У.М.,ГИХ1,1954,с.13.

2.М.Горький.Собр.соч. в тридцати томах. Т.28.М.,ГИХЛ,1949-1955, 0.126-127.

русле русской литературы последней трети Х1Х столетия. Вместе с тем у раннего Горького заметное развитие в реалистической прозе приобрели рассказы о босяках, которые в определенной своей части сомкнулись с рассказами о рабочих, т.е. с той линией, которая со второй половины 90-х гг. все решительнее дава- . ла знать о себе в творчестве писателя. Б частности, общение Горького с самарскими типографскими рабочими позволило накопить материал, который вскоре будет использован в рассказах "Роман", "Озорник", повестях "Фома Гордеев", "Трое". Второй Ипрофессиональный"уклон, наблюдаемый у Горького той поры при художественном изображении им русского пролетариата, был связан с железнодорожниками. Как .художественные персонажи, железнодорожники появились у Горького в повестях "Горемыка Павел","Фома Гордеев", "Трое"', в пьесе "Мещане", позже в автобиографическом рассказе "Сторож".

Если сопоставить первые печатные горьковские произведения о рабочих - "На соли" /1893/, "Горемыка Павел" /1894/. "Роман" и "Озорник" /1896/ и др., то станет очевидным стремление автора при реалистическом изображении жизни и быта рабочих особо выделить мотив роста социального самосознания в юс среде. Именно это более всего интересовало писателя, 'который много лет спустя, в одном их пасем в октябре 1927 г. заметил: "У меня еще в юности возникло сознание - верное, чувство органического родства с рабочим классом". В первой главе диссертации в этой связи анализируется повесть "Горемыка Павел". Бесг спорная сюжетная близость повестей "Горемыка Павел" и "Трое" но снимает проблемы зшетного расхождения в содержательной канве каждого из произведений. Можно так сказать, что произошло своеобразное раздвоение образа Павла Гпблого, когда одна часть определится. в дальнейшей в образе Павла Грачева, другая часть - в образе Ильи Лунева. Причем это раздвоение пряш) образом било связано с уелогненней проблешю-тсматяческой основы повести "Трое".

В написанных в 1896 г. рассказах "Роман" я "Озорник" Горький заметно усалил социальное звучание при художественном • освещении образов рабочих. В центре рассказа "Озорник" - коп- • флнкт между Гвоздевым и.другом его детства, а теперь ставшим редактором газеты Дмитрием Истоыяныи. Суть конфликта яаключа-

лась в разоблачении Гвоздевым "глупости, ерунды и чепухи", содержавшихся в передовицах либерала Истомина. Само это "озорство" стоило Гвоздеву работы, но терой не только выдерживает "натиск" своего бившего друга детства и издателя газеты, но и даже сожалеет, что слишком мягко поступил со своими идейными противниками. С горечью он скажет: "И не так бы еще надо". Вместе с тем не следует преувеличивать политический потенциал, заложенный в образ Николки Гвоздева, он еще далек от той стадии социальной сознательности, которая позволила бы ему найти истинные причины неудачи в его жизненной судьбе. Показательно, что в 1903 г. при редактировании "Озорника" к очередному изданию Горький провел значительную текстовую правку. Суть правки сводилась к более точному изображению Николки Гвоздева как социального типа: автор снял в общем-то несвойственные этому герою философские рассуздения, сократил длинноты в монологе Гвоздева, после чего более четкими стали социальные требования героя. В повести "Фома Гордеев" /18У8/ Горький продолжит интересующую' нас тему, он сблизит активного героя из рабочих - помощника машиниста Василия Краснощекова с группой рабочих типографии, представит их, как формирующееся единое целое, которое выступает в борьбе за свои социальные права.

В определенной мере Краснощеков был призван подготовить

появление у Горького активного и целенаправленного помощника

машиниста Нила в пьесе "Мещане". Прямой связи с Павлом Грачевым

из повести "-Трое" Краснощеков не имел, тот скорей шел от Николки Гвоздева из "Озорника". Однако, в общности своей обе эти

линии направлены были на создание автором новаторского по своему содержанию образа революционера-рабочего, сознательного вожака рабочих г Павла Власова.

В "Озорнике" четко проявилась и другая линия, прямо относящаяся к формированию в произведениях Горького художественного типа рабочего-революционера. Эта линия связана с "другом детства" Гвоздева, редактором газеты Дмитрием Истоминым, типичным представителем той частя интеллигенции, которая, добившись не без трудности положения в обществе, довольно легко переходила на службу к "хозяевам жизни" и предавала социальные интересы трудящихся. Подобные Истомину интеллигенты широко представлены в ранних рассказах Горького, которые он публиковал под

- б -

знаменательными заголовками - "Несколько испорченных минут", "Уд.;нокий", "За бортом", "Исключительный факт" и т.п. С другой с троны, многое связывает Истомина с героями - интеллигентами из повести "Фома Гордеев". Особенно близок Истомин к Екову, этому интеллигенту с "безнадежно больной душой", который но был способен указать ни рабочим, ни Фоме Гордееву действенный путь в жизни. Кстати, не помогла "неверующему" Фоме и "мудрость" Софьи ¡/.едыиской, которая преподнесла ему азы учения Ф.М..Достоевского.

Иное произойдет в повести "Трое"-: "мудрость" Софьи Медведевой помогла Павлу Грачеву найти "настоящую дорогу жизни? Таким образом, наделив героиню одним и тем же именем Софья -"премудрая". Горький как бы их породнил о той целью, чтобы осудить негативную "правду жизни", а с другой стороны, утвердить подлинный путь социального преобразования общества.

Развитие в творчестве Горького рабочей темы в теоной связи с темой интеллигенции было не частым явлением в русской литературе 90-х гг. конца Х1Х века и первого десятилетия XX века, хотя в то время наблюдался повышенный интерес русских писателей к рабочим массам и их исторической судьбе. При этом в большей или меньшей мере учитывался опыт русских писателей-разночинцев и народников в изображении шли рабочих и разночинной интеллигенции. Горький в этой связи называл Н.Г.Помяловского, Ф.М.Решетникова, С.Каронина /Я.Е.Петропавловского/ и других писателей этого круга. Таким образом, Горький не был первым е художественном освещении указанных тем, но он был первым, кто представил рабочую массу как активиаируюцуюся общест венную силу в русском обществе. При этом Горький попытался создать художественный тип рабочего-революционера, активного участника обществен!.о-полит-ичсских событий в стране, а также и художественный тип того нового интеллигента, который способствовал формирование социального сознания в рабочей среде. К этой интеллигенции относится и создаваемый в то время Горьким художественный тип рабочего-интеллигента.

Тема интеллигенции продолжала волновать Горького после завершения работы над "Фомой Гордеезым". Свидетельством тому мохет служить появившаяся вслед за "Фомой Гордеевым" повесть "Му.чик", первые две главы которой были опубликованы в мартов-

ском и апрельском номерах журнала "Жизнь" за 19оО г. Горький не случайно наделил героя повести профессией архитектора, т.е. строителя, созидателя. По сюжету бывший "мужик", а теперь интеллигент Шебуев должен был приобрести приличный капитал и все это для того, чтобы затем развернуть широкую культурно-просвотитель-скую деятельность среди обездоленных и нуждающихся людей.

"С^иеды" от "Мужика" явно проглядываются в "Троих", и не только в художественном решении темы интеллигенции. В повестях "Фома Гордеев", "Му.'кик", "Трое" /особенно и первой и третьей/ Горький попытался художественно воплотить "историю молодого человека" в России на рубеже двух последних столетий. Кто творческий опыт оказался удачным. Как "Фома Гордеев", так и "Трое", наряду с произведениями Стендаля, Бальзака, Жорж Санд, Флобера, Золя, Достоевского и рядя других писателей-реалистов заняли почетные места в ряду книг, повествующих о драматических судьба* молодого человека своего времени, о формировании его характера и мировоззрения, о воспитании его чувств, о его столкновениях с социальной действительностью.

По признанию Горького, произведения Н.Г.Помяловского и в первую очередь повести "Мещанское счастье" и ".Молотов", имеют прямое отношение к "Троим". Закономерно сопоставление Болотова и Лунева: и тот и другой убедились в крушении созданного ими жизненного идеала - "мещанского счастья". Близок по духу к Луневу и второй его литературный предшественник, являющий собой пример продвижения человека "снизу вверх". Речь идет о Лунине -герое известной в свое врем повести Н.Е.Каронина-Петропашювско-го "Снизу вверх" /1883 г./. Лунин, подобно Луневу из "Троих", "остался один, вечно один..." У него,' как и у Молотова.не было никакой перспективы, по сравнению с Луневым. Б этом и заключалось коренное отличие горьковской повести от повестей Н.Г.Помяловского и Н.Е.Коронина-Петропавловского.

Творческая история "Троих" прочно связана с созданием Горьким пьес ";,1ещане" и "Па дне". Над каждой из названных пьео» Горький начал работу, еще не завершив "Троих". Потому у него по окончании повести в начале 1901 г. возникла дилемма: продолжить "Мещан" или же "На дне"? Чаша весов слюнилась в пользу "Мещан". Главным доводом для такого решения была, конечно, пря- ■ мал творческая связь между "Троими" и "Лещанами" и прежде всего близость образов Павла Грачева и Нила.

Текстологическая история "Мещан" показательна в первую очередь настойчивыми усилиями представить на сцене социально активную фигуру, которая ознаменовала бы развитие новых общественных сил в России. Павел Грачев из "Троих" являл собой первую ступень этого развития, Нил - более высокую вторую, а в общем оба персонажа отражали сложный процесс- художественной типизации революционного героя, представителя рабочего класса. От "Мещан" в этом плане последовал прямой путь к "Матери". Сам этот процесс повлек за собой поиск автором новых жанровых форм.

В идущей вслед за "Мещанами" пьесе "На дне", которая была задумана автором в самом начале 1900 г.. Горький продолжит спор с Л.Толстым, расширит тему утешительства, заставит ночлежников развернуть дискуссию об отношении человека к труду, провозгласит хвалу человеку. В пьесе "На дне" получила свое

дальнейшее развитие содержащаяся в "Троих" общечеловеческая, философская проблематика, охватыващая широкий круг вопросов, которые были прямым образом связаны с определением положения человека в обществе, его отношением к обществу, к богу и т.д.

В число горьковских произведений, генетически связанных с повестью "Трое", следует включить еще ряд рассказов, очерков, литературно-критических статей, рецензий, а также авторский замысел отдельных произведений. Весь этот материал помогает глубже проникнуть в идейно-эстетическое содержание повести "Трое". Непосредственное отношение к повести имела опубликованная в самом конце 1900 г. в "Нижегородском листке" аллегория "Перед лицом жизни". Горьковское понятие "человек есть лучше всех творений" прямым образом здесь связано с активным началом в преобразовании социальной действительности. Развивая главный мотив "Перед лицом жизни". Горький в марте 1901 г. написал аллегорию "Весенние мелодии", завершавшуюся зпйченитой"Пееней о Буревестнике". Вместе с уже приведенными

художественными произведениями конкретное отношение к "Троим" имела опубликованные в 1900-1901 гг. статьи, рецензии, литературные заметка, а также и письма Горького тех лет. В качестве примера остановимся на литературных зачетках, каждая из которых была связана с сюжетными мотивами в "Троих" и • проблемно-тематическим содержанием повести. Горький обра-т:;лся к переводу романа французского писателя Эдуарда Эстонье "Жульен Ларто" как к произведению, в котором автор "резкими

штрихами изобразил французскую дипломированную молодежь,- ту молодежь, из которой вырабатываются деятели в областях промышленности и политики". .Во второй своей литературной заметке, рецензируя сборники стихотворений К.Бальмонта "Горящие здания" и В.Бруоова "ТекТ.'А У'бШл «( Горький пытается найти причини, которые вызвали повышейшй интерес в русском обществе к религиозным мотивам. Третья литературная заметка была связана о высокой оценкой рассказа А.П.Чехова "В овраге", а вместе с тем и утверждением ноеых принципов художественного творчества. Тогда ке в заметке о пьесе Э.Ростана "Сирано де Берхерак" Горький ' ставил вопрос о типе писателя, который бы наиболее соответствовал русской литературе той поры. Тесно связаны по тематике с только что приведенной заметкой опубликованные к тому времени рассказ "Читатель" и рассказ-фантазия /жанровое определение при-г надлежит автору - Ж.Б./ "О писателе, который зазнался". Сюда же-относятся и своеобразные по форме литературно-критические статьи "Как меня отбрили", "Ванькина литература", "О беспокойной книге". Последняя из названных статей-панфлетов была опубликована в пору.заключительного этапа работы Горького над "Троили". .

Заключительную часть первой главы составляет историко-литературный материал, вызванный первыми публикациями повести '■Трое", здесь особую значимость приобретают оценки "Троих", данные тогда же Л.Толстым, А.П.Чеховы?.! и другимл современниками. Исследования указанного материала позволяет более полно и конкретно представить место повести "Трое" в творчестве Горького и в литературном процессе начала И-го столетия.

Вторая глава диссертации - "Проблематика и поэтика повести "Трое"- открывается анализом жанровой специфики повести. Отмечается, что структура "Троих" позволила автору "вместить" в повесть обшнрный социально-бытовой, нравственно-этический и философский материал. Повесть получилась актуальной, поскольку в ней били сконцентрированы узловые проблемы общественной и культурной жизни России на рубеже двух последних столетий. Идейно в этот период особенно остро проявилась переоценка ценностей, осознание роли человеческой личности в обществе, ее причастности к историческому процессу в стране, ее творческой активности, ее отношения к религии ит.п.

Сам процесс наполнения художественных произведений указанным материалом четко проявился в "Фоме Гордееве", в "Троих"

к ti он принял более интенсивный характер. В этом смысле следует рассматривать обе повести как "своеобразный цикл", в котором "Трое" являли собою "...эпилог всего раннего творчества Горького и пролог к новому этапу" /Б.А.Бялик/. Но этой же причине в "Троих" наблюдается нарастающая диалектика, динамика изображения и взаимосвязь всех характеров, судеб, событий,конфликтов. Новому содеожанию отвечают и особенности художественной формы, фабульно заостренной, более драматической и динамичной. Проблемно-тематическая многомерность "Троих" привела к тому, что до сих пор в горьковедении отсутствует единая точка зрения относительно главных героев повести. И действительно, в зависимости от одной или другой решаемой автором проблемы на передний план может выступить каждый из трех ведущих фигур. Вместе с тем сом автор, отдавая приоритет Илье Луневу, стремился обратить особое внимание на сложную непротиворечивую жизненную дорогу этого героя, типичную для широко представленной в русском обществе социальной среды. Чаще всего описываемые.в повести события подаются через восприятие Ильи. Это предопределило композицию "Троих". По указанной же причине Лунев как персонаж более всего начинен полемическим материалом, связанным с волновавшими русское общество конца 90-х гг. Х1Х века - начала первого десятилетия XX века социальными, нравственно-философскими проблемами.

Принято считать, что высказанный Горьким в письме к А.П.Чехову /конец июля 1900 г./ замысел написать две повести о героях, которые "шли" "сверху вниз" и "снизу вверх" и"оба нашли бога" /28,125/, был реализован в повеотях "Фома Гордеев" и 'Трое". Однако, само это суддоние нельзя не лризнчть относительным, потому что перед нами предстают не сали произведения, а лишь замыслы этих произведений. Потому и получилось, к примеру, что в уже написанном "Фоме Гордееве" Горький практически не стал развивать тему богостроительства. Он перенес ее в повесть "Трое". Горький в этом же письме, обьянтяя задуманную им повесть "замысловатой штукой", восиевашеи иеличие человека, коротко пояснил: ".'Лир - плод его творчеств:!, бог -частица его сердца и разума. Надо говорить по соп^гги - для сей задачи - мало я сделал... если eme сделал что-пий/иь"/йН, 125/. Авторское раэьяснение относительно величия человека, а так же и присутствия бога как "частицы его сердца и разума" приобретает особый смысл при определении прежде вюго с'раза

Ильи Лунева.

Десятилетний Илья, оказавшийся в расположенном на окраине большого города в "старом, сером" доме, внимательно, как и другие дети, присчушивался к разговорам старика Еремея о боге как всевидящей и всемогущей силе. С годши, взрослеюций, вступивший на сачостоята1ьный трудогюй путь Илья не переставал ду,-мать о боге, об отношении к нему: Он посещал церковь прение всего с желанием хотя бы на короткое время от мрачной депстки-тельности и найти душевный покой. Свой первый решительный шаг к неверию в бога Илья сделал после убийства им купца Полуэктова. Именно тогда он, воспитанный в страхе перед вечным судом, и но дождавшийся этого суда, почувствовал себя человеком, а не "тварью дрожащей". Не сразу Илья пришел к важному для него убеждению, что многие прикрываются верой в бога, чтобы творить недоб- . рые дола или замаливать грехи за совершенные преступления. При редактировании "Троих" крушение у Ильи религиозной веры в бога связывалось с ого отдаленном от Терентия. Бали развиты сцены, в которых Илья все решительнее осуждает фальшивую религиозность Терентия. Горький сократил фразы, связанные с частыми обращениями Ильи с тревожным вопросом: почему "бог все видит", а допускает социальную несправедливость? ]3месте с тем в тексте повести появились и вставки. Так, Илья, возмущенньй существующими порядками в обществе, осмеливается бросить упрек к богу: "Ты это, господи? - вспыхнул в душе Ильи яркий вопрос". Приведенная фраза была вставлена во второй "энаньевской" редакции "Троих".

Принципиальной в оценке отношения Ильи Лунева к богу является тема "греха". Поначалу Лунев полагал, что любой земной грех наказуем богом. Но после тоге, как он стал свидетелем убийства старика Еремея и особенно после того, как он сам неожиданно и непреднамеренно совершил убийство купца-менялы Полуэктова, Лунев пересматривает свой взгляд: ему теперь представляется, что и сам грех человек совершает, если не по велению божьему, то по меньшей мере,с его молчаливого согласия. Илья твердо решил для себя: "Каяться я не буду... Пусть бог накажет... Л»>-ди - не судьи. Какие они судьи?.. Безгрешных людей я не знаю... не видал..." /5,134/. Лунев трагически уш-'л из жизни, так и не покаявшись, сн не сделал того, что обязаны были сделать герои Достоевского. Сама тема "греха" и поеледу ли его.покаяния была

- 12 -

переведена Горьким из нравственного в социальный план.

Принято считать, что.в "Троих" "узловым моментом" является убийство и ограбление Луневым купца Полуэктова. В данном случае Горький воспользовался реминисценцией из романа Достоевского "Преступление и наказание".

;Лотив "покаяния" по-разному развивается в "Троих" и "Пре-с.туплении и наказании". У Достоевского он служил основой духовного возроздения героя, у Горького желание Лунева "покаяться" всякий раз было связано с осознанием социальной несправедливости в обществе, с решением для себя вопроса - "а судьи кто?" В этом процессе окончательно разрушалась иллюзия "чистой жизни".

Первые издания "Троих" вызвали в печати многочисленные высказывания относительно -проявления в повести мотивов "вседозволенности" и ницшеанства. Сама тема "Горький и Ницше" в настоящее время явилась предметом особого интереса.в современном горьковедении. В "Троих" речь шла не о сильной личности, "сверхчеловеке", а о широкой массе людей, оказавшейся перед необходимостью социального выбора конкретного пути в жизни. Следует признать, что-в научной и критической литературе о Горьком встречаются примеры, когда известный горьковский призыв к активной социальной деятельности людей определяется как проявление ницшеанства.

Как указывается в диссертации, повесть "Трое" является вакным этапом в полемике Горького с Достоевским, сама эта полемика будет иметь длительное продолжение и как всякий принципиальный спор содержит спорные и противоречивые суждения. Многократно обращаясь к Достоевскому, Горький боролся "с его социальной педагогикой", но одновременно он наследовал "лучшие достижения его социально-философского романа"/и!.Я. Ермакова/. Тоже самое следует сказать и в отношении Л.Толстого, чье "присутствие" в "Троих" довольно ощутимо. Ближе всего к толстовскому учению из трех ведущих персонажей повести был Яков • Филимонов. Именно он "всех внимательнее слушал" старика Времен и больше других воспринял его рассказы о боге /5,15/. Постепенное отрешение Якова от всего, что связывало его с реальной действительностью, привело к равнодушному отношению к^людям, даже близким ему, к. отчуждению. Жестокая расправа

Петрухи над Яковом заставила последнего еще больше замкнуться, уйти от суровой действительности в свой внутренний мирок, в область аллюзий и "голубых снов". Последним ударом судьбы для Якова било известие о насильственной выдаче Маши замуж за лавочника Хренова. Потеря ее лишний раз подчеркнула беспомощность, духовную слабость Якова, который только а мог сказать: "Господи!.,. Как все это... словно в сказке. Была и вдруг- • колдун похитил, и нет ее больше..." /5,181/. Яков окончательно запутался в своих раздумьях о смысле жизни, он понял, что потерял всякую основу жизненного принципа: "Прежде надо порядок устроить'в душе,.. Надо понять, чего от тебя бог хочет? теперь

я вижу одно: спутались все люди как нитки, тянет их в разные. ^ отороны, а кому куда надо вытянуться, кто к чему должен крепче' себя привязать - неизвестно!" /5,147/. И, скорее утешая себя, • чем веря в это, Яков, больной чехоткой /эта деталь была вставлена в текст в "берлинской" редакции/, в больнице после чтения Библии пришел к желанному для себя заключению: "...правда -есть бог..-, великая слава - следовать Господу "/5,182/. Taie, '

Яков, оказавшись, по словам его отца Петрухи Филимонова, "бес- • полезным" в жизни, окончательно смирился со своей судьбой и

пришел к выводу , что "никто ни в чем не виноват"/5,243/.\0оно- ■ ванная на толстовском учения "непротивления злу насилием"^ жизненная дорога Якова Салимонова закономерно завервилась"го-лубыкл снами", она била полностью бесперспективной. Горькому в "Троих" пеобходимо било подчеркнуть губительное' начало в < жизненной дорого Якова Филимонова; породившее пассивное отношение к действительности, неумение и нежелание бороться за социальную справедливость в обществе. Вместе с тем в тех же "Троих", кал к'в ряда последующих произведений, Горький, развиваясь как соратник и полемист Л.Толстого, успепшо осваивал/ художественные дсстшеняя этого классика. Точно также, он поступал л в отнесении Достоевского и других великих представителей русской и зарубежной литература. Но этот процесс постоянно был связан с попскачг Горьким новых героев, а худо-яеетвенныа воплоаением.повнх социальных явлений в русском обществе, с попытками создания новых художественных типов. В "Троих" новаторский характер творчества Горького проявился прежде всего в создании образа Павла Грачева и тесно связанной о.его духовным формированием образа Софьи Медведевой.-

Оба эти персонажи показаны в повести в развитии, какдый из них имеет конкретную цель в жизни и достигает ее.

Биография Павла Грачева дана в повести "Трое" скупо, автор выделяет те моменты, которые лучше всего дают возможность представить внутренние формирования этого героя. Подчеркнуто, что уже в детские годы Павел прослыл "озорником", драчливым, внешне угрюмым и да*е озлобленным. Он остро переживает семейную драму и гибель матери. Нелегка была жизнь Павла у сапожника Перфишки, но и она не сломила желание героя учиться грамоте, определиться в жизни. Полезным оказалось для Павла его краткосрочное странствие по России. Он ближе познал жизнь, познакомился с разными людьми, а главное - научился грамоте, "много книжек читал". Интересен тот $акт, что Горький, не же- . лая перегружать факта!,ш "хождение/-по мукам" совсем еще юного

Павла Грачева, снял присутствующие в первоначальной редакции "Троих" отдельные эпизоды из скитаний этого героя. Оставив в -Троих" после второй "знаньевской" редакции наиболее броские моменты в поисках Павлом Грачевым своего места в жизни. Горький тем самым сконцентрировал внимание на последующие этапы по пути его духовного формирования.

В освещении сложной эволюции Павла Грачева от начала и до конца Горький прибег к художественному приему, нередко встречающемуся в русской и зарубежной литературе: автор заставил Павла быть поэтом. В стихах Павел выразил свое отношение к жизни, отразил сложный жизненный путь в своих поисках социальной справедливости. Важно подчеркнуть, что Горький развил линию Павла Грачева - поэта. "Прикрашу Пашку,-писал он в. письме к К.П.Пятницкому от 13 января 1902 г., -включу в его речь несколько - два-три - кратких стихотворений'.'/^,229/. Действительно, во второй "знаньевской" редакции "Троих" Горький внес в текст два стихотворения и заменил одно стихотворение другим. Таким образом, вместо ранее имеющихся четырех стихотворений получилось в итоге шесть стихотворений. Каждое их этих шести стихотворений занимает свое определенное место в тексте и прямым образом связано с идейной эволюцией поэта-самоучки. В первом, вставленном в текст "Троих" в 1902 г. стихотворении, автор усилил трагич- • ность душевного состояния своего героя, стихотворение начи-

налось со слов "Ночь... тошно!..." И в той же второй "знаньев-ской"редакции Горький "прикрасил" Павла прямо в противоположном направлении путем замены одного стихотворения другим, хотя и сохранил общий для них заголовок "Прежде и теперь". В новом варианте присутствовала концовка, в которой поэт-самоучка заявил, что он "нашел... друга" и "ясно" видит, кто является его "врагом" /5,262-263/. ' • .

Обретение рабочим Павлом Грачевым "настоящей дороги жизни", формирование его характера, становление его как социальной активной личности произошло под непосредственным воздействием новой демократической интеллигенции. . . ' -

В "Троих" в ряду художественно развернутых персонажей представителей интеллигенции находится учительница-социалистка Со:{ья Медведева, /именно Софье Медведевой Павел посвятил свое программное стихотворение "Прежде и теперь". В повести Медведева показана активно действующей натурой; о том же, как она пришла в рады защитников политических интересов пролетариата, говорится кратко. Известно только то, что она была дочерью почтальона, выросла в многодетной семье, вынуждена была пойти • работать, чтобн помочь семье. Из-за нужды в семье пришлось и ее брату Гаврику, совсем еще мальчишке, работать в магазине Лунева. Не желая обидеть Лунева, Медведева отвергла его доводы относительно права на приобретение магазина с. "чистит,1 товаром" на одной из "чистых улиц", решительно пошатнула созданный в воображении Лунева идеал "чистой жизни". Таким образом с практической деятельностью Медведевой связано и утверждение "настоящей дороги жизни" и отрицание всего того, что в "Трота" было ярко художественно представлено как тяжелейший и бесперспективный путь к "чистой жизни".

В жанровом отношении повесть "Трое" была важным этапом в развития горьковской большой прозы. Вместе с тем повесть "Трое" тесно связана с традициями русской и зарубежной романистики. Как художник. Горький прибегает к таким поэтическим деталям, как портрет, пейзаж, речевые характеристики героев. О их помощью развернутся в повести, мотивы "города", "дома", "ухода", "дела" я т.п. В проблемно-тематическом и жанрово-стклепом планах в повести "Трое" отразилась важнейшая черта творческих . исканий писателя, связанная с художественным воплощением той

обмой "... нужды в героическом", о которой Горький писал как о первостепенной задаче для русской литературы на переломе двух последних столетий. Иными словами, он поставил указанную задачу как раз перед началом работы над повестью "Трое", сама эта

повесть отразила первые творческие успехи писателя в решении втой проблемы. Отсюда и проистекает непреходящее значение "Троих" в творческой судьбе великого художника. В более широком плане повесть "Трое" была связана с процессом становления в начале ХХ-го столетия той реалистической литературы, для которой был показателен активный и жизнеутвердаиций взгляд на действительность, вера в человека, умение передать его нравственную силу, его духовную потенцию, способность человека к деянию, созидательному переустройству мира.

■ В заключении диссертаади^подводятся итоги проделанной работы, впервые приводится историко-литературный материал о восприятии творчества А.М.Горького в Республике Конго.•