автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Бреская, Ольга Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Бреская, Ольга Юрьевна

Введение.

Глава I

Доктринальные основы участия Церкви в процессе социализации личности

§ 1 Церковь как квази-социальный институт.

§ 2 Социальное качество личности в учении Церкви.

§ 3 Место социальной доктрины Церкви в процессе социализации личности.

Глава II

Модель социализации личности с участием Церкви в Беларуси

§ 1 Место Церкви в социокультурном пространстве национальной системы социализации личности в Беларуси.

§ 2 Методология эмпирических исследований роли

Церкви в процессе социализации личности в Беларуси.

§ 3 Анализ результатов пилотажного социологического исследования референтных групп г. Бреста.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Бреская, Ольга Юрьевна

Актуальность темы исследования

Трансформация, произошедшая в белорусском обществе в последние пятнадцать лет, состоящая в устранении доминирующей роли одной идеологии и мировоззрения, приобретении личностью свободы в общественной и политической жизни, поиске современным обществом новой культурной, политической и цивилизационной идентичности, повлекла за собой качественные изменения в положении и статусе Белорусской Православной Церкви. В условиях самостоятельного существования белорусского общества и государства перед ними встала проблема обеспечения органичного и целостного процесса социализации личности, отвечающего новым обстоятельствам. Церковь явилась тем субъектом, который, обладая социальным капиталом, предлагал модель формирования личности, способной к ответственному и персональному вхождению в социальные связи на основании христианской идентичности. Следует отметить, что становление такой личности по многим параметрам отвечает устремлениям и ценностям общества, оказавшегося в ситуации кризиса своих институциональных форм и соответствует целям социальной модернизации, направленной на формирование плюралистического общества, основывающегося на свободной личности.

Процесс социализации личности с участием Православной Церкви в меняющихся условиях жизни белорусского общества представляет собою один из наиболее значимых аспектов формирования личности, учитывая численность и масштаб деятельности Православной Церкви в Белоруссии.1 Вместе с тем, необходимо отметить, что социологическое исследование в данной области сопряжено с трудностями двух порядков: 1) обусловленных сложностью природы процесса взаимодействия постсоветского белорусского общества и Церкви, связанного с либерализацией религиозной сферы, 2) определяемых необходимостью разработки валидного инструментария сбора и анализа социологической информации в данной сфере.

Возможность преодоления указанных проблем связана с отказом от узкого позитивистского понимания феномена Церкви, который преимущественно рассматривает данное понятие в рамках функционального подхода и определяет его как форму религиозной организации общества. Представляется, что при этом не учитывается персональный и субстанциальный характер Церкви, и, как следствие, подменяется сама цель социализации с участием Церкви. По этой причине в ходе исследования ситуации, сложившейся в постсоветской Белоруссии в сфере религиозности, на поверхность поднимаются новые вопросы, незапланированные предварительно сформулированными гипотезами. Так, институциональный кризис постсоветского общества не затрагивает Церковь, более того, ослабление светской институциональной структуры способствует усилению Церкви. Вместе с тем, спонтанное нарастание религиозности в обществе, приобретающей разнообразные формы, наоборот, часто встречает со стороны Церкви негативную реакцию. Наличие подобных фактов не позволяет в рамках сложившегося в социологии подхода описывать Церковь только как обычный элемент социальной системы. В этой связи представляется целесообразным перемещение внимания социологического исследования участия Церкви в процессе социализации личности с исследования сферы религиозного на изучение системного воздействия на человека и общество Церкви как автономного института. Таким образом, исходным пунктом данного исследования выступает тезис об автономном характере участия Церкви в социализации личности.

Представляется, что исследование процесса вхождения Церкви в состав агентов социализации, позволяет типологизировать отношения, возникающие

1 В Белоруссии 80% из общего числа верующих относят себя к православным. / Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный отчет о человеческом развитии 2003. — Минск, 2004. С. 44 по поводу социализации личности с участием Православной Церкви в постсоветских обществах.

Все отмеченные факторы и обстоятельства предопределили выбор темы и актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности темы

Социология религии, в рамках которой, главным образом, разрабатывались проблемы социализации личности с участием Церкви, представляет собой динамично развивающуюся науку, которая в XX-XXI в.в. демонстрирует обогащение и дополнение макро-исследований исследованиями социума на уровне отдельной личности. Сосредоточение внимания социологии на микроисследованиях социального выявляет сложную природу социализации личности, формирующуюся под воздействием агентов, характеризующихся разной природой и характером своего воздействия. Рассмотрение на микроуровне Церкви в качестве агента социализации личности позволяет представить Церковь не как религиозную функцию социального, а в качестве автономного субстанционального субъекта, не детерминированного социальными функциями, но обусловленного природой человека.

В силу изложенного, особое значение для избранной диссертационной темы имеет обращение к ряду проблем общих для социологии и социологии религии, посвященных характеристикам социальных институтов, их функций и пониманию, того, чем является Церковь как социальный институт. Теоретическую основу диссертации составил анализ трудов: М. Вебера, Г. Зиммеля, И. Ваха, Г. Ле Бра, Ч. Глока, К. Юнга, 3. Фрейда, Д. Мида, К.Маркса, Д.Юма, Т. Парсонса, Р.Мертона, Т. Лукмана, П. Бергера, Н. Смелзера, П. Монсона, Р. Белла, П. Сорокина, Ф. Боаса, Б. Малиновского, Дж.Тайлора, Дж. Йингера.

Исследование проблем социализации личности с участием Церкви было бы невозможно без обращения к разработкам отдельных направлений религиоведения и социологии. Так, по проблемам социологии культуры, феноменологии религии, религиозной философии, религиозной социологии, были использованы труды: А.Ф. Лосева, А. де Любака, Й. Хеффнера, М. Элиаде, М. Мосса, М. Томпсона, П. Пупара, П. Флоренского, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, С.Л. Франка, У.

Джеймса, Э Гуссерля, Р. Гвардини , К.Г. Доусона , Г. Кюнга, П. Лобье, А. Курае-ва, А. Шмемана.

Попытка последовательного рассмотрения представлений о развитии изучаемого феномена в XIX-XX вызвала определенную сложность, связанную, во-первых, с отсутствием единства позиций различных школ по данной проблеме, во-вторых, с отсутствием, по большей части, связи между теоретическими представлениями и эмпирической базой, которая подтверждала бы выводы исследований. Последнее обстоятельство было искусственно усугублено в годы советской власти, когда теоретическое знание о Церкви, представленное выдающимися именами и работами (П. Флоренский, Г.Флоровский, С. Франк, А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков, П. Сорокин, И. Ильин и др.) не использовалось. По этой причине в указанный период о валидности методов исследований в избранной области говорить достаточно сложно, поскольку сама социализация с участием Церкви рассматривалась как нежелательный процесс, носящий деструктивный характер. В первые десятилетия советской власти проводились исследования религиозности среди различных групп населения, результаты которых были нормативно обусловлены, в целях показать "отход трудящихся от религии".2 С конца 30-х до конца 50-х годов практика изучения состояния религиозности населения была прекращена. Возобновляются исследования только в 60-е—70-е годы. Работы, проведенные в данный период А.С. Ивановым, В.Г. Пивоваро-вым3, А.И. Клибановым4, В.Д. Кобецким5 расширили тематический диапазон социологической науки и возродили эмпирические исследования в области социологии религии. Впервые в СССР в это время объектами исследования становятся отдельные социальные и конфессиональные группы (Е. Дулуман, Б. Ло-бовик, В. Танчер6), производятся попытки предметного изучения личности члена религиозной общины. Н. Андриановым, Р. Лопаткиным, В. Павлюком7 исследуются социально-психологические аспекты религиозности. Вместе с тем, все ра

2 См.: Социология в России. — М., 1996. С. 316.

3 Иванов А.С., Пивоваров В.Г. Социологическое исследование религиозной общины. — М., 1971.

4 Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. — М., 1969.

5 Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религии и атеизма. —Л., 1978.

8 Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально- политический очерк. — М„ 1970.

7 Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. — М., 1966. боты остаются идеологически ангажированными, что значительно уменьшает их научную ценность и значимость.

Поворот от религиозного понимания воздействия Церкви на социализацию личности к персоналистическому оказался возможным только в результате произошедших в СССР в 1985-1991 годах общественных преобразований: либерализации внутренних отношений в государстве, изменения статуса религиозных организаций, приобретения ими самостоятельности в отношениях с иными социальными институтами. Этому процессу способствовали также произошедшие качественные изменения в гуманитарной науке второй половины XX века, которые позволили выйти на трансдисциплинарный уровень исследований.

В период 90-х годов XX века сохраняется тенденция исследования религиозности населения (работы К. Каариайнен, Д.Е. Фурман, Л.Г. Новиковой, Л.М. Воронцовой, С.Б. Филатова8). Однако внимание исследователей данного периода начинает направляется и на выявление связей между уровнем, характером религиозности и определенными политическими, нравственными ценностями общества9. С начала 90-х годов возобновились исследования по социологии религии в Республике Беларусь, проводящиеся Институтом социологии НАН Республики Беларусь и БГУ. Одним из направлений исследований стало изучение влияния конфессиональной принадлежности на ценностные ориентации и социальные установки верующих.10 Данные исследования подводят развитие социологи к признанию того, что социализация личности осуществляется с участием определенного автономного субъекта, которым является Церковь.

Наиболее заметными исследованиями в Белоруссии в рассматриваемый период являются исследования Л.Г. Новиковой, обобщенные в монографии "Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления" (2001 г.)11. Указанное исследование посвящено анализу феномена "духов

8 Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). II Вопросы философии. 1997. — № 6., Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения. //Социологические исследования. 1998. — № 9.

Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность — демократичность — авторитарность. II Политические исследования. 1993. — № 3.

10Новикова Л.Г. Основные закономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь. — Минск, 1995.; Новикова Л.Г. "Религиозный бум" в Беларуси: миф или реальность // Социологические исследования. 1999. — № 2.

11 Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект. / Новикова Л.Г. - Мн.: БТН - Информ, 2001. ного возрождения" 90-х г.г. XX века. Анализ религиозного сознания учащейся молодежи, мотивов их реального поведения был дан в монографии С.Д. Лап-тенка "Духовно-нравственный мир учащейся молодежи".12 Новые тенденции религиозного самоопределения белорусского общества были выявлены в процессе национального исследования "Беларусь: поймем себя и будущее", проведенного в 1994-1996 г.г. П. Кларком и А. Касьяненко.13 Необходимо также отметить фундаментальное финно-российское исследование, проведенное в 90-х годах XX века "Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России"14, которое, как нам представляется, обрисовывает модель положения Церкви в постсоветском обществе, значимую не только для России, но и в равной степени, - для Беларуси.

Для определения методологической основы теоретического исследования процесса социализации с участием Церкви использовались работы в области общей социологии, социологии культуры, социологии личности, социальной психологии, социологии религии: В.И. Гараджи, Е.Д. Руткевича, Ф.И. Минюшева, А.И. Кравченко, В.А. Ядова, Б.Ф. Ломова, Д.Е. Мануйловой, Е.Б. Шестопал, А.Г. Эфендиева, Л.Г Новиковой, И.Н. Яблокова, Д.М. Угриновича, В.И. Добренькова, Ю.П. Зуева, М.А. Абрамовой, Я. Марианьского, Е.Б. Весны, Э. Ярмоха, Ю.А. Левады, К.Н. Костюка.

Построение инструментария социологического исследования в рамках данной диссертации было основано на работах А.Н.Алексеева, С.А. Макеева, Ю.Н.Толстовой, О.М. Масловой, Г.В. Осипова, Ю. Синелиной, Н.А. Кобзевой, Д.Г Ротмана.

Сегодня, хотя проблематика, касающаяся теории и механизмов социализации личности занимает одно из ведущих мест в отечественной и зарубежной социологической литературе, тема социализации личности с участием Православной Церкви в Белоруссии в целом не разработана, и в настоящее время системное изучение проблемы социализации личности с участием Церкви в Беларуси не проводится.

12 Лаптенок С.Д- Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. — Мн.: Амалфея, 2001.

13 П.Кларк, А. Касьяненко. Беларусь: поймем себя и будущее. 1994-1996. // Христианство и современные социальные вызовы. / Материалы экспертно-аналитического семинара. — Брест, 2003. С 12-30.

14 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. — М., СПб., 2000.

Отмеченные обстоятельства предопределяют теоретическую и практическую значимость настоящей работы.

Цель диссертационного исследования

Настоящее исследование призвано обосновать теоретические подходы к проблеме исследования социализации личности с участием Православной Церкви в период трансформации в Республике Беларусь и дать комплексную характеристику Церкви как субъекта социализации личности на основе доктри-нальных положений и эмпирического исследования, проведенного автором.

Для достижения цели диссертации автор сосредоточил усилия на решении следующих задач: произвести операционализацию понятия "социализация личности с участием Православной Церкви" в аспекте автономного статуса Церкви; определить агенты, структуру и этапы процесса социализации личности с участием Церкви, описать возможные дисфункции этого процесса; определить церковные доктринальные принципы социализации личности; выделить, во-первых, институциональные принципы социализации личности; во-вторых, принципы социализации, основанные на природе личности в церковном ее понимании; обосновать доктринальные основы системы взаимодействия Церкви и социальной реальности на основе исследования Социального учения Православной Церкви и обозначить взаимодействие Церкви как института социализации личности с системой национальных институтов социализации в Беларуси; определить Церковь как институт, формирующий христианскую нормативность личности и выступающий значимым фактором иерархизации идентичностей личности; определить конвергентность церковных и национальных принципов социализации личности в Республике Беларусь; рассмотреть сложившуюся в социологии методологию эмпирических исследований роли Церкви в процессе социализации личности и предложить некоторые новые методы таких исследований; предложить логическую структуру инструментария сбора первичной социологической информации; провести пилотажное исследование роли Православной Церкви в процессе социализации личности в Брестском регионе Республики Беларусь, используя сравнительный анализ результатов исследования двух референтных групп.

Специфика процесса социализации личности с участием Церкви требует построения валидного инструментария исследования в рамках социологического подхода: нахождения адекватного исследуемым явлениям понятийного аппарата, верно характеризующего протекающие процессы в области социализации личности с участием Церкви, с учетом понимания природы исследуемых феноменов; использования качественных методов исследования данного предмета; обеспечение адекватного мониторинга изменений процесса социализации личности в национальном и локальном масштабах.

Объектом исследования настоящей работы является процесс социализации личности в условиях активизации Православной Церкви в качестве самостоятельного института, формирующего основания идентичности личности и являющегося одним из значимых факторов интеграции личности в общество.

Предметом исследования являются процесс и механизмы социализации личности с участием Православной Церкви, как составляющей социализации личности и анализ роли Православной Церкви как самостоятельного института, в процессе социализации личности, проведенный на основе эмпирических данных и доктринальных положений.

Методологическая основа исследования

Для решения поставленных задач и достижения цели исследования автором использован диалектический метод познания. Применяются такие методологические приемы изучения, как метод бинарных оппозиций, описания, реконструкции, объяснения (толкования), исторический, логический метод, методы системного анализа, операционализации понятий, синхронного и диахронного сравнения социологических данных.

В методическом плане используются приемы качественного анализа. Кроме того, в исследовании применялись конкретные социологические методы (анкетный опрос с использованием SPSS для обработки и анализа данных, наблюдение, сравнение), которые освоены и активно применяются автором в исследовательской практике.

В настоящей работе использовались методологические подходы и теоретические позиции, обоснованные и использованные в трудах известных социологов — О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Г. Зиммеля, Г.Ле Бра, Ч. Глока, Т. Лукмана, П. Бергера, П. Монсона, П. Сорокина, Ф. Боаса, Б. Малиновского, Дж. Тайлора, К. Юнга, Дж. Йингера, В.И. Гараджи, В.А. Ядова, Ф.И. Минюшева, Е.Б. Шестопал, А.Г. Эфендиева, Л.Г. Новиковой, И.Н. Яблокова, Д.М. Угриновича, В.И. Добренькова, Ю.П. Зуева, Я. Марианьского, Э. Ярмоха, Ю.А. Левады.

В исследовании анализировались нормы Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях"15, Основ социального учения Русской Православной Церкви, Соглашения о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и государством. Автор обращался к социальной концепции Католической Церкви, правовым актам Европейского Союза, касающимся вопросов взаимодействия Церкви и государства.

В исследовании анализировались данные пилотажного исследования, проведенного автором, двух референтных групп: постоянных членов общины Спасо-Рождественского собора г. Бреста и преподавателей Брестского государственного университета. Исследование проводилось в январе 2004 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При проведении социологических исследований необходимо учитывать то обстоятельство, что Церковь в процессе социализации личности выступает в качестве особого квази-социального института.

2. Социализация с участием Церкви носит персоналистичный характер, актуализируя значение личности, ее достоинство и положение в обществе.

3. В процессе социализации Церковь представлена в виде двухуровневой системы, в которой на одном уровне в качестве субъектов социализации представлены церковные институты, на другом уровне — христиане, действующие индивидуально, но репрезентирующие Церковь.

15 Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2002 г. "О свободе совести и религиозных объединениях". // Электронная база нормативных документов Республики Беларусь "Консультант-Плюс".

4. Существует два порядка принципов, определяющих механизмы социализации личности с участием Церкви, во-первых, институциональные принципы социализации личности; во-вторых — принципы социализации, основанные на природе личности в церковном ее понимании.

5. В качестве важнейшей проблемы, требующей уяснения в процессе исследования социализации личности с участием Церкви выступает синхронизация институциональной и персональной церковной социализации. Условием успешной социализации личности с участием Церкви является использование в ней конвергентности ценностей церковной и иных социализаций личности.

6. Наряду с процессом усвоения личностью определенного социального статуса в процессе социализации личности с участием Церкви необходимо учитывать факторы, обуславливающие не только статус личности, но и характер -доминантность, — социального действия человека.

7. Процесс социализации личности с участием Церкви является открытым и многоуровневым, отчего определенный этап социализации может быть конечной ступенью социализации для определенной личности, которая участвуют в этом процессе как самостоятельный субъект.

8. Функции Церкви, как субъекта социализации личности в рамках многоуровневых социальных ролей, которые она выполняет, обладает направленностью на обеспечение репрезентативной природы Церковной общины, личного характера социального действия, ценностного порядка в социальном действии.

9. В социологических исследованиях сферы религиозного достижение уровня их прикладного значения требует применение качественных методов исследования, что позволяет сформировать целостный образ объекта исследования.

Научная новизна и практическая значимость работы

Теоретическая значимость работы состоит в том, что это одно из первых комплексных исследований проблемы социализации личности с участием Православной Церкви в Белоруссии.

В работе впервые показаны механизмы и агенты социализации личности с участием Православной Церкви, учитывая квази-социальный характер Церкви. В работе предложены этапы и дисфункции социализации личности с участием

Церкви. Автор предлагает в качестве инструмента исследования проблемы понятия "церковная социализация" и "социализация личности с участием Церкви", разграничивая их содержательную основу.

В аспекте данного исследования автором предложен инструментарий сбора социологической информации, проведена операционализация понятия "социализация личности с участием Церкви", рассмотрен процесс взаимодействия светских и церковных институтов социализации, их возможная ценностная конвергенция и дивергенция. В работе обозначена складывающаяся система формирования личности в Республике Беларусь на основе анализа статистических данных и нормативных актов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что выводы, к которым приходит ее автор, могут быть использованы при разработке направлений церковно-государственного сотрудничества, социальных проектов в сфере образования, семейной политики. Кроме того, теоретические выводы и инструментарий могут использоваться для дальнейших исследований в этой области, а также для построения учебных программ по социологии религии, социологии культуры, социологии образования, социологии семьи, религиоведению, в учебном процессе в высших учебных заведениях при чтении специальных курсов.

Приведенный в работе материал и выводы могут быть использованы специалистами в области общей социологии, социологии религии, социологии культуры, социологии образования, социологии семьи, политологии.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы не только в Республике Беларусь, но и в иных постсоветских государствах, поскольку проблемы целостного формирования личности имеют общий характер для указанного региона.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования используются автором в учебном процессе при чтении курса «Социология религии» в Брестском государственном университете.

Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в научных статьях.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации"

3) Результаты исследования указывают на четко проявляющуюся дисфункцию церковной социализации группы преподавателей. 70% из них знают суть христианства и считают себя христианами, но осознанно-репрезентационной диспозицией обладают только около 10% респондентов. Возникает напряженность "вера — знание — поступки", являющаяся важным фактором социализации личности/Данная дисфункция отсутствует в группе членов общины.

4) Вторая дисфункция заключается в том, что личность находится в сфере воздействия различных агентов: церковных институциональных агентов, личных агентов церковной социализации и светских. Дисфункция заключается в том, что некоторые агенты имеют двойственный характер (например, семья), что в случае доминирующего воздействия такого агента на личность, приводит к конфликту идентичности личности. К примеру, 80% респондентов из группы преподавателей указывают на факт празднования христианских праздников в семье, при том, что только 30% респондентов в эти дни посещают богослужение.

5) Значимость воздействия институциональных агентов церковной социализации на группу преподавателей возрастает по мере социализации, при том, что значение светских агентов социализации остается неизменным, а значение личных церковных агентов социализации пропорционально возрастает. Данное утверждение, раскрывают ответы на вопросы №№ 5, 6, 21, 33, 36, 40.

6) Исследование выявляет, что среди методов трансмиссии церковной социализации основными выступают межличностные контакты и спонтанное воздействие на личность социокультурной среды, включающей в себя христианские ценности. Фактор целенаправленного воздействия на личность институциональных церковных агентов социализации нивелирован.

7) Исследование показывает наличие сферы конвергентных ценностей в двух контрольных группах. Можно утверждать, что светское общество в достаточной степени открыто процессу церковной социализации.

8) Вместе с тем, исследование указывает и на наличие у двух групп дивергентных ценностей. Природа дивергентности ценностей в рассматриваемом случае носит сложный характер: дивергентные ценности не являются противоположными, но являются таковыми в силу приобретения ими абсолютного значения. Так, например, празднование праздника является положительной ценностью, но будучи лишенной связи с богослужением, становится по отношению к богослужению дивергентной ценностью.

Заключение

В диссертации предложен подход к исследованию процесса социализации личности с участием Церкви, основанный на понимании Церкви как особого института, обладающего сложной природой. В Церкви необходимо различать а) квази-социальные качества, посредством которых Церковь являет себя в социуме как репрезентация Абсолютного "Ты", представленного как Личность, Таинство и факт и б) качества социальные, благодаря которым Церковь присутствует в социальной жизни как ассоциация, что позволяет описывать Церковь в категориях социального института.

Поскольку Церковь является квази-социальным институтом, она обращена к отдельному человеку и преимущественно обеспечивает его личностное существование, как неповторимой свободной единичности. Вместе с тем, выполнение этой функции обеспечивается определенным институциональным и правовым порядком, через который реализуется присутствие квази-социальных факторов в социальной жизни. Предложенный подход позволяет разграничить понятия Церкви и религии, увидеть Церковь как автономный субстанциальный институт, не детерминированный социальной религиозной функцией. Такое разграничение является необходимым условием построения верной методологии и валидного инструментария социологического исследования процесса социализации с участием Церкви.

Данная методология позволяет выделить принцип персонализма в качестве основы церковного социального действия. Церковь, будучи квази-социальным институтом, ориентирована на личность, обладающую схожими качествами, не обусловленную полностью своей социальной природой и социальным статусом.

Личность является для Церкви условием, а не только результатом социализации. Потому социализация с участием Церкви носит персоналистичный характер, актуализируя значение личности, ее достоинство и положение в обществе, еще до приобретения личностью социального статуса и ролей. Это обстоятельство оказывает влияние на характер социализации с участием Церкви: в таком процессе личность усваивает не только определенный социальный статус, но и доминантность, как внутреннее достоинство и направленность этого статуса. Кроме того, церковные институциональные структуры представляют собой не весь ресурс социализации личности с участием Церкви, а приобретение социального статуса личностью не предопределяет результаты социализации. Принцип персонализма обуславливает в процессе социализации личности с участием Церкви исключительную важность осознанно-репрезентационного церковного действия. Выделение принципа персонализма в качестве приоритетного в процессе социализации с участием Церкви, позволяет рассматривать данный процесс в контексте национальной модели формирования личности, также ориентированной на становление свободной личности.

В процессе социализации Церковь представлена в виде двухуровневой системы, в которой на одном уровне в качестве субъектов социализации находятся церковные институты, на другом уровне — христиане, действующие индивидуально, но репрезентирующие Церковь. Соответственно, существует два порядка принципов, определяющих механизмы социализации личности с участием Церкви, во-первых, институциональные принципы социализации личности; во-вторых — принципы социализации, основанные на природе личности в церковном ее понимании. Два порядка этих принципов находятся в сложном взаимодействии друг с другом, а также с принципами национальной системы социализации.

Церковь в процессе социализации личности выступает главным образом как принцип жизни человеческого сообщества, воздействующий на социум через отдельные личности, и в меньшей степени — как институциализированная структура. Именно потому Церковь не производит целостной социализации личности, признавая важность социализации с участием иных социальных институтов. Церковь на уровне своей институциональной структуры может быть встроена в существующий социальный порядок как его элемент.

В качестве важнейшей проблемы, требующей уяснения в процессе исследования социализации личности с участием Церкви выступает синхронизация институциональной и персональной церковной социализации. Условием успешной социализации личности с участием Церкви является использование в ней конвергентности и когерентности ценностей церковной и иных социализаций личности.

Основой для социального действия Церкви является не логика и положение Церковных структурных институтов, а христианская этика, значимая для действия христиан в разнообразных сферах их жизни, — без противопоставления, однако, этого персонального действия действиям церковных институтов.

Церковное действие в процессе социализации личности является совокупным воздействием на личность всех указанных функций и уровней. В этой связи действие Церкви, как субъекта социализации личности в рамках многоуровневых социальных ролей, которые она выполняет, обладает направленностью на становление репрезентативной природы церковной общины, становление личного характера социального действия, становление ценностного порядка в социальном действии. Возможные дисфункции возникают в этом случае в силу сведения Церковного действия исключительно к одной из ее функций.

В социологических исследованиях сферы религиозного достижение уровня их прикладного значения требует применения качественных методов исследования, что позволяет сформировать целостный образ объекта исследования. В этом случае они должны охватывать институциональный уровень религии, что позволяет составить действительно репрезентативную группу, представляющую не население той или иной страны в целом, а определенную конфессию в ее институциональной структуре. Такой подход позволяет рассматривать национальную жизнь в контексте религиозной жизни человека, что является существенным как для характеристики национальной жизни и формирования определенной государственной политики, так и для формирования социальной типологии личности определенной конфессии.

Выстраивая концептуальную измерительную модель, выражая изучаемый предмет через наблюдаемые признаки, процесс "социализации личности с участием Церкви" можно представить в виде следующих понятий: a) идентификация с участием Церкви; b) интериоризация с участием Церкви; c) экстериоризация с участием Церкви;

Это дает основания для анализа механизмов и этапов социализации с участием Церкви не только посредством прямого воздействия, но и в рамках других социальных институтов через разнообразных агентов, способствующих социализации с участием Церкви.

Предпринятое исследование позволяет утверждать, что социализация с участием Церкви опирается не на самоидентификацию человека, а на определенные идентификационные практики, предполагающие творческое преобразование личностью множества собственных идентификаций в некую целостную систему, в которой проявляется личностные свойства человека: свобода, творчество и ответственность. Автор приходит к выводу о том, что социализация с участием Церкви открывает возможность для личности избежания социальной маргинализации, формирует исключительную по значению среду, в которой усвоение личностью нескольких культур создает новый феномен, означающий более высокую степень ее личностного развития.

Анализ результатов, проведенного автором пилотажного исследования, подтверждает ранее выдвинутые гипотезы:

1) Только институциализация личности образует устойчивую связь между самоидентификацией личности и ее экстериоризацией.

2) Идентификация неинституциализированной в церковном отношении личности образует основу только для статуса этой личности как объекта церковной интериоризации.

3) В составе агентов церковной социализации ключевыми и доминирующими на первых этапах социализации являются те агенты, которые репрезентируют Церковь на уровне личности.

4) Успешной социализацией личности с участием Церкви является та, в которой с равномерной интенсивностью задействованы агенты социализации, представляющие Церковь в личном и институциональном плане.

5) Условием успешной социализации личности с участием Церкви является использование в ней конвергентности и когерентности ценностей церковной и иных социализаций личности.

6) Социализация личности с участием Церкви может быть представлена в виде трех диспозиций: ситуативной, обобщенных социальных установок, осоз-нанно-репрезентационной. Последняя диспозиция является характеристикой более глубокой социализации личности с участием Церкви.

Таким образом, предложенная в диссертации методология и методика исследования процесса социализации личности с участием Церкви, позволяет адекватно описать этот процесс в современном трансформирующемся белорусском обществе. В данных условиях Церковь, обладая ресурсом социального капитала, являясь источником социальной этики и основой принципа персонализма, во многом задает параметры трансформации социо-культурного пространства белорусского общества, открытого для церковного действия. Дальнейшее исследование в данном направлении является наиболее перспективным, как предоставляющее возможность детального изучения воздействия квази-социальных и со-цио-культурных факторов на формирование социального порядка и определенного типа личности.

 

Список научной литературыБреская, Ольга Юрьевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Абрамова М.А. Религия в семье: степень влияния семейного воспитания на формирование религиозности индивида. — М., 2001.

2. Абрамова М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида в философских, психологических, социальных концепциях. / Дисс. к.ф.н. — МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2001.

3. Адельгейм П. Догмат о Церкви. — Псков, 2003.

4. Актуальные проблемы социализации личности. / Сб. статей МГУ им. М.В. Ломоносова. Соц. ф-т. — М., 1990.

5. Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего. Кн. 1, 2 — М.: Ин-т социологии РАН. СПб. филиал, 1997.

6. Андреева Г.М. Социальная психология.— М.: Изд-во МГУ. 1980.

7. Андреева Л. Процесс дехристианизации России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. // Общественные науки и современность. 2003 г. — № 6.

8. Андрианов Н., Лопаткин Р., Павлюк В. Особенности современного религиозного сознания. — М., 1966.

9. Анисимков В.М. Мировоззрение и социальная активность личности. — Свердловск, 1990.

10. Антология мировой философии. Т. 2. — М., 1970.

11. Афанасьев В.Е. СМИ американской церкви "Христианской науки": становление, развитие и современное состояние. / Диссерт. канд. филолог, наук. — М., 1997.

12. Бакаев Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. — Хабаровск, 1994.

13. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000.

14. Баранец А.А. Социальные истоки и социальные функции религиознойэсхатологии. / Автореф. дисс. к.ф.н. — М., 1980.

15. Безлепкин А.С. Взаимовлияние религиозных представлений о Церкви и государстве: восточнохристианская традиция и современное русское православие. — М.: МГУ, 1998.

16. Бекенферде Э.В. Свобода вероисповедания / Словарь сект, объединений и мировоззрений. / Под ред. Г. Гаспера, Й. Мюллера, Ф. Валентин. — Фрайбург, 1991.

17. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. // http:// sociologi.narod.ru/Iib/Belanovski

18. Беларусь: сценарии реформ.// Под ред. Р.Вайниене, В. Романова. — Варшава: Фонд им. С. Батория, 2003.

19. Белая книга. Материалы по проекту Закона "О свободе совести и религиозных организациях". — Минск, 2002.

20. Белла Р. Социология религии //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Сокр. пер. с англ. В.В. Воронина, Е.В. Зиньковского. / Ред. Осипова Г.В. — М.: Прогресс, 1972.

21. Белых Е.Л. Личность в системе общественных отношений. — Орел, 1995.

22. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.— М.: Academia Центр, 1995.

23. Большой толковый социологический словарь Коллинза. Т. 2. — М., 1999.

24. Борн М. Физическая реальность. // Борн М. Физика в жизни моего поколения. — М., ИЛ, 1963.

25. Бубер М. Я и Ты. — М., 1993.

26. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2-х томах. — М.: Наука, 1997.

27. Булгаков С.Н. Христианский социализм. — Новосибирск: Наука, 1991.

28. Бытие культуры: сакральное и светское.// Философия религии. В.4.— Екатеринбург, 1994.

29. Васильева О.Ю. РПЦ в политике советского государства 43-48 гг. — М.: РАН , 1999.

30. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист. 1994.

31. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994.

32. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994,

33. Величко А.И. Христианство и социальный идеал. — СПб, 2000.

34. Велькер М. Христианство и плюрализм: Пер. с нем. / М. Велькер — М.: Республика, 2001.

35. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. — М., 1997.

36. Взаимоотношения государства, науки и религии. / Межвузовская научнопрактическая конференция. — М., 2000.

37. Виниамин (Новик), игумен. Православие. Христианство. Демократия. — СПб., 2001.

38. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие. — М., 2002.

39. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм (Социологический аспект). — М.: Высшая школа, 1995.

40. Воробьев В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция проблемы переходного общества. — Пенза, 2001.

41. Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность — демократичность — авторитарность. // Политические исследования. 1993 г. — № 3.

42. Выбор судьбы: проблемы современной России глазами русских архиереев. / Сост. Душенов К.Ю. — СПб, 1996.

43. Галлеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности.— Казань, 1998.

44. Гараджа В.И. Социология религии. — М.: Аспект Пресс, 1996.

45. Гвардини Р. О Церкви. Б/м. Издательство «Христианская Россия», 1995.

46. Гейзенберг В. Развитие квантовой механики. / Гейзенберг В., Шредингер Э., Дирак П. А. Современная квантовая механика. Три нобелевских доклада. — М., ГТТИ, 1934.

47. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию.— М.: Прогресс, 1972.

48. Глаголев B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества. Международные аспекты. — М.: Знание, 1991.

49. Глок Ч. Социология религии. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология / Сб. статей. — М., 1965.

50. Гоббс, Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. — М., 1991.

51. Голлербах Е.А. К незримому граду. / Религиозно-философский журнал "Путь".— СПб.: Алетейя, 2000.

52. Горичева Т.М. Об обновленчестве, экуменизме и "политграмотности" верующих: взгляд русского человека, живущего на Западе. — СПб, 1997.

53. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм.—Л.: ЛГУ, 1991.

54. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. — СПб.: Алетейя, 1996.

55. Груздев Н.Н. Общественно-политические концепции в идеологии социального христианства. — М., 1980.

56. Данильченко Р.Н. Проблема личности в современном христианстве.— М.: Знание, 1980.

57. Девятко И.Ф. Социологические теории действительности и практической рациональности. — М.: Аванти Плюс, 2003.

58. Девятова С.В. Современное христианство и наука. — М.: Наука, 1994.

59. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993.У

60. Джероза Л. Каноническое право. — М., 1995.

61. Дионисий Ареопагит, св. О Небесной Иерархии. — СПб.: «Сатисъ», 1995.

62. Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология и революция. — М.: Политиздат, 1990.

63. Доусон. К.Г. Религия и культура. — СПб.: Алетейя, 2000.

64. Дудкин В.Я. Социальные проблемы в религиозной мысли Запада. — М.: ИНИОН, 1990.

65. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-политический очерк. — М., 1970.

66. Духовная и светская культура как фактор социального развития региона / Тезисы докладов. — Кемерово, 1996.

67. Духовно-культурные процессы в современной России. / Под ред. Тимофеева В.Д.— М.: Изд-во РАГС, 1998.

68. Духовность как фактор социализации личности. — Воронеж, 1993.

69. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — Одесса, 1900.

70. Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях", от 2 октября 2002 г. / Электронная база нормативных материалов Республики Беларусь "Консультант-Плюс".

71. Захарова Н.А. Современное православное богословие о роли человека в социальном процессе. — М., 1990.72.3изиулас И. Личность и бытие. // Христианское время. 2001 г. — № 36.

72. Зиновьев, А.А. Почему мы рабы. / Квинтэссенция. Философский альманах. — М., 1992.

73. Знаменский П.В. Православие и современная жизнь. Полемика 60-х гг. об отношении православия к современной жизни. — Б/м, 1906.

74. Зубов А.Б. Несколько мыслей о желательном направлении отношений Церкви и государства в сегодняшней России. / Сб. мат-лов международных конференций Московского представительства Фонда им. К. Аденауэра 2002-2003. — М„ 2003.

75. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург, 1999.

76. Иванов А.С., Пивоваров В.Г. Социологическое исследование религиозной общины. — М., 1971.

77. Илларион (Троицкий В.А). Очерки из истории догмата о Церкви. — М.: Паломник, 1997.

78. Ионин Л. Г. Социология культуры. 2 изд. Москва, 1998.

79. Ионова А.И. Социально- политическая проблематика в современном христианстве. — М., 1990.

80. История социологии в Западной Европе и США. — М.: Изд-во Норма, 2001.

81. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. — М.: Изд-во АН, 1963.

82. Йотен Д. Религиозное образование в государственной школьной системе ФРГ на примере Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. / Доклад на Международных Рождественских образовательных чтениях, Москва, 26 29 января 2003 г.

83. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). // Вопросы философии. 1997 г. — № 6.

84. Кашеваров А.И. Церковь и власть в первые годы Советской власти. — СПб., 1999.

85. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. — М., 1969.

86. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религии и атеизма. — П., 1978.

87. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение.— М., 1996.

88. Ковалева А.И. Социология молодежи. Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999.

89. Ковальский Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви. — М.: Знание, 1974.

90. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.

91. Конституции зарубежных государств. — М., 1999.

92. Конституция Республики Беларусь. — Минск, 1994.

93. Конт О. Общий обзор позитивизма. //Антология мировой философии. Т. 2. —М., 1970.

94. Эб.Костюк К.Н. О православном фундаментализме. / Полис. 2000. — № 5.

95. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. — М.: Академический проект, 2002.

96. Кравченко, А.И. Социология. — М., 2002.

97. Кривое Ю.И. Проблема социализации подрастающего поколения в зарубежной педагогике / Автореф. к. пед. наук. — М., 1992.

98. Культура. Образование. Православие. / Сб. материалов научно-практической конференции. — Ярославль, 1996.

99. Кураев А. Православие и право: Церковь в светском государстве.— М.: Сретенский монастырь, 1997.

100. Кураев, А. Школьное богословие. — М., 1997.

101. Кураев, А. Традиция. Догмат. Обряд. — М., 1995.

102. Курочкин П.К. Социальные позиции русского православия. — М.: Знание, 1969.

103. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. — СПб.: Алетейя, 2000.

104. Юб.Кюнг Г. Религия на переломе времен. // Тезисы лекции, прочитанной в МГУ им. М.В. Ломоносова 1989 г. / Будущее религии: проблемы и перспективы. 4.1. — М.: АН СССР, 1991. С. 50-64.

105. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. — Минск: Амалфея, 2001.

106. Левада Ю.А. Современное христианство и социальный прогресс. — М., 1962.

107. Левада Ю.А. Социальная природа религии. — М., 1995.

108. О.Левченко И.В. РПЦ и государство. — Иркутск, 1997.

109. Ш.Леныиина Н.В. Семья как объект социально-политического вмешательства,—М., 1992.

110. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1997 г. — №1.

111. З.Леонтьев Д.А. Развитие личностных ценностей в общественном контексте. — М.: Вестник МГУ, 1997 г. — №1.

112. Лившиц Г.М. Религия и Церковь в истории общества. — Минск: Высшая школа, 1980.

113. Лобье П., де. Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Ве-бер. В. Шмидт. — М.: РГГУ, 2000.

114. Иб.Лобье П., де. Три града. Социальное учение христианства. — СПб.: Алетейя, 2001.

115. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М., 1984.

116. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. — М., 1994.

117. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития.1. М„ 1992.

118. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии — М., 1993.

119. Любак А., де. Драма атеистического гуманизма. — Милан-Москва, 1997.

120. Любак А., де. Мысли о Церкви. — Милан-Москва: Христианская Россия, 1994.

121. Магдалина, монахиня. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня.1. М„ 1992.

122. Майка Ю. Социальное учение Католической Церкви. — Рим-Люблин, 1994.

123. Макиавелли, Н. Государь. — М., 1990.

124. Мангейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.

125. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. — М: Знание, 1978.

126. Маритен Ж. Религия и культура. — М., 1999.

127. Марков Б.В. Храм и рынок: человек в пространстве культуры. — СПб.: Алетейя, 1999.

128. Мартос А., архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. — Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000.

129. Материалы Пленума ЦК КПСС 25-26 июня 1987 года. — М, 1987.

130. Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное. / Социо-Логос. — М.,1991.

131. Махнач В.Л. Очерки православной традиции. — М.: Хризостол, 2000.

132. Мир в III тысячелетии. Диалог мировоззрений. // Материалы V Всероссийского научно-богословского симпозиума. 15-16 июня 1999. — Нижний Новгород, 1999.

133. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. / Под общ. ред Трофимчука. — М.: Изд-во РАГС, 1998.

134. Мирошникова Е.М. Государственно-церковные отношения в ФРГ: фило-софско-правовые аспекты. / Дисс. канд. полит, наук. — М., РАГС.

135. Мистика, религия, наука. — М., 1998.

136. Молодежь и духовность. / Материалы международного студенческого семинара. —Томск, 1997.

137. Монсон П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. — СПб.: Нотабене, 1992.

138. Монсон. П. Лодка на аллеях парка. — М.: Весь мир, 1995.

139. Москаленко В.В. Социология личности. — Киев: Высшая школа, 1986.

140. Мосс М. Социальные функции священного.— СПб: Евразия, 2000.

141. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. — М., 1997.

142. Мунье Э. Манифест персонализма: Сб.: пер. с фр. И.С. Вдовиной.— М.:Республика,1999.

143. Мчедов М.П. Политика и религия. — М.: Советская Россия, 1987.

144. Нагевичене В. Я. Христианская религиозность как духовное становление личности, брака и семьи. / Российское философское общество и др. — Екатеринбург, 2001. / Философское образование. — Вып. 21.

145. Наумкина С.М. Разработка понятия "социализация" в современной научной литературе. — Одесса, 1986.

146. Наумова Н.Ф.Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения — М., 1988.

147. Начало новой эры? Социальная доктрина Русской Православной Церкви августа 2000г. // Материалы международных конференций и круглых столов Московского представительства Фонда им. К. Аденауэра 20022003.

148. Никулин М.В. Православная Церковь в общественной жизни России к.50.х к.70-х. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.и.н. — М., 1997.

149. Новая Европа: международное обозрение культуры и религии. — Б/м.: Фонд "Христианская Россия", 1994. — №5.

150. Новик В.Н. Православие. Христианство. Демократия. — СПб.: Алетейя, 1999.

151. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения Беларуси. // Социологические исследования. 1998 г. — № 9.

152. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект. — Минск, 2001.

153. Основные закономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь. — Минск, 1995.

154. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Официальное издание. — М., 2001.

155. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91.—-СПб., 1897.

156. Отношение христианства к науке, государству и культуре. — Синтагма, 1897.

157. П.Кларк, А. Касьяненко. Беларусь: поймем себя и будущее. 1994-1996. // Христианство и современные социальные вызовы / Материалы экс-пертно-аналитического семинара. — Брест, 2003.

158. Палеолог, М. Царская Россия накануне революции. — М., 1991.

159. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Амер. социологическая мысль. — М.: Издательство международного университета бизнеса и управления, 1996.

160. Петров Г.С. Запросы современной Церкви. — СПб, 1906.

161. Пешке К.-Х. Экономика в свете христианского социального учения. Ordo Socialis №7. — М., 2003.

162. Плюсин Ю.М. Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. — Новосибирск, 1995.

163. Победоносцев К.П. Pro et contra. — СПб., 1996.

164. Политическая и экономическая этика. / Пер. с нем. С. Курбатовой, К.Костюка. — М.: Фаир-Пресс, 2001.

165. Полосин B.C. Миф, религия, государство. — М.: Ладомир, 1999.

166. Попов А.С., Радугин А.А. Христианское богословие в поисках социального идеала. — М.: Знание, 1986.

167. Православие и проблемы воспитания. / Материалы VII Рождественских православных Филаретовских Чтений. — Новгород, 2000.

168. Православие: Pro et contra. — СПб: Издательство Русск. христианского гуманитарного института, 2001.

169. Православие: история, традиция, современность. / Сборник научных трудов. — Тверь, 1999.

170. Православие: история, традиция, современность. / Сб. научных трудов

171. Тверского гос. ун-та. —Тверь, 1999.

172. Православная культура. / Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. — М.: Издательский дом "Покров", 2004.

173. Православная миссия сегодня. / Сост. прот. Федоров. — СПб.: Апостольский город, 1999.

174. Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX-XX веков: современное прочтение: Учебно-методическое пособие / Ав-тор-сост. Г.Я. Миненков. — Минск: ЕГУ, 2003.

175. Проблемы социализации молодежи. / Реф. сборник РАН. — М.: ИНИОН, 1993.

176. Прокоп А.В. Ценностные аспекты социализации молодежи. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.ф.н. — М., 1997.

177. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX в. — Ростов-на-Дону, 2001.

178. Пупар П. Церковь и культура. — Милан-Москва, 1993.

179. Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизации. — М.: Знание,1990.

180. Религиозные организации в правовом и социальном процессах. / Сб. материалов Первых Республиканских Афанасьевских Чтений "Социальные процессы: Восточно-Европейский контекст" 15-16 янв. 2003. — Брест, 2003.

181. Религия в ценностных измерениях // Материалы научной конференции "Философия и религия на рубеже тысячелетий. Уфа. 26-28 сентября 1999 г. —Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 2000.

182. Религия и демократия: на пути к свободе совести. — М.: Прогресс, 1993.

183. Религия и общество. / Реферативный сборник РАН ИНИОН.— М.: ИНИОН, 1999.

184. Религия и общество. / Хрестоматия по социологии религии. / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич — М.: Аспект-Пресс, 1996.

185. Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. — М.: Экслибрис, 2000.

186. Религия и права человека. / Сост. Воронцова. — М.: Наука, 1996.

187. Религия и церковь в западном обществе XX века. / Сб. РАН. — М., 1992.

188. Религия, общество и государство в XX веке / Материалы конф. — М.,1991.

189. Религия, церковь в России и за рубежом // Информационный бюллетень РАГС при Президенте РФ №8 — М., 1996.

190. Роже О. Социальное христианство. — М.: Наука, 1970.Т

191. Розанов В.В. Избранное. — Мюнхен, 1970.

192. Российский человек в XX веке. Потери и приобретения себя. — СПб.: Алетейя, 2000.

193. РПЦ в борьбе за мир. Постановления, послания, обращения./ Статьи 48-50 гг. —М., 1950.

194. РПЦ и советское время 1917-1991 г.г. // Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью./ Сост. Штриккер.— М„ 1995.

195. Русская Православная Церковь и традиционные вероисповедания./ Публикации фонда К. Аденауэра. Эксперт Смирнов М. — Санкт-Августин, 2002.

196. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

197. Селезнев И.А. Христианство и религиозно-хозяйственные общины. История и современность. — Краснодар, 2000.

198. Селигмен А. Проблема доверия. / Пер. с англ. И.И. Мюрберг, Л.В. Соболевой. — Идея-Пресс, 2002.

199. Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина РПЦ XX столетия / Ав-тореф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора ф. н. — СПб ., 1996.

200. Сидякова Н.Н. Влияние конфессионального фактора на процессы политической социализации (На примере Западной Европы II половины XX века).—М., 1996.

201. Сийес, аббат. Что такое третье сословие? — М., б.г.

202. Симеон Новый Богослов. Творения в 3 т. Т. 1. — М., 1992.

203. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

204. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. — Минск, 2003.

205. Сорокин П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.

206. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции / Сборник научных трудов. — М., 1993.

207. Социальное служение РПЦ: Исторический опыт и современное состояние — Сыктывкар, 1998.

208. Социально-политическое измерение христианства / Избранные теологические тексты XX в. — М.: Наука, 1994.

209. Социально-этическое воззрение русского православия в XX веке. — Киев: Высшая школа, 1988.

210. Социальные доктрины основных религиозных конфессий: философский, богословский, и экологический аспекты. Материалы X Международной конференции. — СПб.: ПГМТУ, 1997.

211. Социальные идеи христианства в XX веке./ Сб. обзоров ИНИОН. — М.,1989.

212. Социокультурное исследование. Учебное пособие. / Под ред. проф. Минюшева Ф.И. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

213. Социология в России. — М., 1996.

214. Социо-логос. Общество и сферы смысла. Вып.1 / Сост. и общ. ред. В.В. Винокурова и А.Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1991.

215. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. — Киев, 1992.

216. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. — СПб.: Летний сад, 2000.

217. Степанов (Русак), В. Свидетельство обвинения. 3 т.— М., 1993.

218. Сто лет социального христианского учения. — М.: МП "Останкино", 1991.

219. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.

220. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. — М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996.

221. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.

222. Тимофеев В.Д. Религия. Верующие. Жизнь. — М.: Политиздат, 1974.

223. Тихомандрицкая О.А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации. — М.: МГУ, 2000.

224. Толстова Ю.Н. Что такое анализ социологических данных? Учебное пособие. — М.: ГУУ, 1999.

225. Томпсон М. Философия религии. — М., 2001.

226. Троицкий С.В.Христианская философия брака. — Клин: Христианская жизнь, 2001.

227. Угринович Д.М. Психология религии. — М.: Политиздат, 1986.

228. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1980.

229. Утц А.Ф. Социальная этика. — Бонн, 2000.

230. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности —М.: Международная педагогическая академия, 1994.

231. Феофилакт Болгарский, архиепископ. Толкование на послания св. апостола Павла. — СПб., 1993.

232. Филоненко Н.В. Православие и современность. Критический анализ некоторых аспектов социально-этической доктрины русского православия.1. Киев, 1982.

233. Флоренский П. А. Христианство и культура: Сб. / П. А. Флоренский. Вступ. и примеч. А. С. Филоненко. — М.: Фолио, 2001.

234. Флоренский, П. Сочинения. Т.2. — М.: Издательство Мысль, 1996.

235. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.

236. Фролов, С. Социология. — М., 1994.

237. Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. — М., 1989.

238. Хейнер Л. Церковь в процессе общественной дифференциации. — Майнц, 1977.

239. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок.— М.: Добросвет, 1997.

240. Хеффнер Й. Христианское социальное учение. — М.: Культурный центр "Духовная библиотека", 2001.

241. Хопко Фома, протопресвитер. Православие в новейших плюралистических обществах. / Доклад на Межправославной подготовительной консультации по всемирной миссии и евангелизму — Аддис-Абеба, январь •1996 г. —М., 1997.

242. Христианская семья и брак. / Сост. Зеленцов А. — М.: Воскресение, 1992.

243. Христианство в истории человечества. / Международный академический симпозиум. — Нижний Новгород, 2000.

244. Церковь и общество. / Под ред. Ж.-И. Кальвеза и А.А. Красикова. — М.: Интердиалект, 2001.

245. Церковь и школа // Тематическая публикация документов. Институт национальных проблем образования. / Сост. Владыкина. — М., 1995.

246. Церковь Христова. / Сост. Косов. — Саранск, 1991.

247. Чамокова Э.А. Опыт использования фокусированного интервью при опросе экспертов самодеятельного изобразительного искусства. — М., 1978.

248. Человек в мире духовной культуры. / Тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых МГУК— М., 1999.

249. Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. / Национальный отчет о человеческом развитии 2003. — Минск, 2004.

250. Чиприано Р. Религии без границ. — Рим, 1994.

251. Чичерин Б.Н. Наука и религия. — М.: Республика, 1999.

252. Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX XX веков. — Новгород, 1999.

253. Шапошников Л.Е. Православный модернизм о движущих силах социального процесса. — М.: Знание, 1988.

254. Шевченко М.Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. — М.,1999.

255. Шестопал Е.Б. Личность и политика. — М.: Мысль,1988.

256. Шикун А.И. Образ жизни и здоровье молодежи. Социологический анализ. — Брест, 2003.

257. Шичалин Ю.А. Пути российского образования и православие. — М.,1999.

258. Шмеман А. Исторический путь Православия. — М., 1993.

259. Шмеман А. Свобода и авторитет в Церкви. / Христианское время. 2001.32.

260. Шмитт К. Политическая теология. — М., 2000.

261. Штомпка П. Социология социальных изменений. — М.: Аспект Пресс,1996.

262. Шульгин Б. 1920 год. — М.,1990.

263. Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. — М. 1974.

264. Элбакян, Е.С. Религиоведение и теология: к проблеме демаркации (разделения) объектов исследования. //"Религиоведение". 2002г. №4.// http://www.reiiqare.ru/article.php?num=3601

265. Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М., 1993.

266. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии.— М.: Наука, 1975.

267. Яковлев А. Церковная политика Государственной думы в сопоставлении с иностранными парламентами. — Пбг., 1915.

268. Ярморх Э. Религиозность войска польского. Социологический аспект.1. Мн., 2002.

269. Hall М.С. Identity, religion and values. Taylor and Tranies, 1996.

270. Hryniewicz J.T. Polityczny i kulturowy kontekst rozwoju gospodarczego. — W-wa, 2004.

271. Mol H. Religion and Identity: A Dialectic Interpretation of Religious Phenomena. 2002. / http://www.anu.edu.au/HRC/activities/confer-ences2002/ReliqiousPhenomena.html

272. Pietrzak M. Prawo wyznaniowe. —W-wa, 1995.

273. Poulat E. Critique et mistique. — Paris, 1984.

274. Queen E.L. The formation and reformation of religious identity // Religious Education. Vol. 91. Issue 4. II 1996. / http://www.educause.edu/copyriqht.html

275. Simmel G. Problemes de la sociologie des religions. // Archives de sociolo-gie des Religions, CNRS. Paris, # 17, 1964.

276. Suchocka H. Nauczanie religii w szkole w swietle konstytucij i ustawodawstwa wybranych panstw europejskich // Nauczanie religii w szkolew panst wie demokratycznym. Lublin, 1991.

277. Taliaferro Ch. Contemporary philosophy of religion. — Cambridge: Blackwell,1998.

278. Williams K. Faith and the nation: Education and religious identity in the Republic of Ireland // British Journal of Educational Studies. Vol. 47. Issue 4.1999. // http:// www.educause.edu/copyright.html

279. Work as Key to the Social Question/ Conference held September 12-15, 2001 Rome and Vatican City. — Vatican City, 2002.