автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Представления о сверхответственном в традиционном мировоззрении обских угров

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Зенько, Алексей Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Представления о сверхответственном в традиционном мировоззрении обских угров'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Представления о сверхответственном в традиционном мировоззрении обских угров"

институт этнологии и лптгополопте илэд! плижто-гшшя

СЛИКТ-ПЕТЕРЕТРГСИи'! ©ШАЛ

11а правах рукописи

ЗЕНЬКО Алексей Петрова1!

ПРЩЗТАМИЩ О ОВЕРХЪЗСТГОГБНтОМ в традиционном МИР0В033РШШ ОБСКИХ УГРОВ.

Специальность 07.00.07 - стпологая

Автореферат диссертаций на соискание учвно'1 степени кандидата иоторпчвсгла наук

Работа выполнена на ка^одра этнограф«-: а антропологии Санкт-йзтерЗургокого государственного унваероитета.

Научай руководитель: кандидат всмрагасойк цаук,

цоцаат а.к. Казьши

Официальные оппоненты;, доктор исторических наук

профессор И.В. Дубов кандидат исторически! наук В.Г. Федорова

Ведущая Организация: ОшзкаЙ государственный

университет

А

Защита дяасвртацгя соотоитоя "иСь " -¿¿¿¿У^*'^ 1992 г. на заседании специализированного совета Д.002.76.02 по залита диссертаций на сонокашш ученой степени доктора кстарячеоких наук при Оанкт-Иатарбургаком филиала Института втнологйи я -антропологии йм. H.H. Миклухо-Маклая АН по адресу: «19903*1, Йаккт-Яетарбург, /ниварситатопал набереаная, д. 3.

Ö дасс&рта1цнвй можно ознакомиться в библиотека Санкт-Нетарбу-ргского фшшАа Йнотитута этиологии Н антропологии км. !Н.Н.' Миклухо-^айкдая. .

Автореферат разослан " 1992 г.

Учений секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук

А.М. Решетов

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ Актуальнооть теми. Традиционное мировоззрение является важнейшим компонентом этнической культура. В нем конданурируатоя многовековой опыт познания человеком мира и оамого себя. Терминологически под традиционным мировоззрением следует, очевидно, понимать иоторячески сложившуюся систему воззрений, характерную Для определенного этноса. Оно состоит из представлений о природе я о человеке и включает элемента рационального и иррационального в осмыслении действительности. Необходимо подчеркнуть, что иррациональное в традиционном мировоззрений являетал объективной формой познания и не противопоставляется рациональным знаниям. Однако, основным механизмом архаичного миропонимания выступают иррациональные представления, к которым необходимо обратиться в первую очередь при выявления универсалий традиционного мировоззрения, его структуры н логики. Настоящая работа посвящена рассмотрению иррационального у обских угров, которое атрибутируется в представлениях о духах и душах. Изучение-ранних форм представлений о сверхъестественном тем более актуально, что они явились основой для формирования развитых религиозных систем.

В последнее время наблюдается увеличение интереоа к изучению' традиционного мировоззрения со стороны этнографов, историков, ар-' хеологов, фольклористов, психологов и т.д. Обряды, обычаи и связанные о ними представления дают науке ценный материал, характеризующий древние этапы истории этноса, архаичные форм миропонимания и психической деятельности, процесс развития этнической культуры в целом.

До недавнего времени в литературе существовала тенденция, определяющая традиционные обряды и обычаи как пережито^ прошлого, но-оящий в современных условиях негативный характер /Плесовских В.И., Чёмакин А.М./. Новейшие исследования дают основание оценивать данные категории в качестве реально и объективно существующего феномена, неотъемлемой части специфического культурного наследия этноса. Для многих и, в частности, сибирских народов традиционное мировоззрение остается одним из основных стержней культуры, определяющих систему ценностных ориентация и поведенческие стереотипы людей. В то жо время, произошедшие за годы советской власти ооци-ально-экономические перемены не могли не коснуться сферы мировоззрения. В условиях радикальных перемен и в целом негативного от-

ношеная к традиционным верованиям, накотораа представления, обряды а обычаи отмерли, другие изменились-в сторону упрощения. Необходимость фиксации и изучения исчезающих к трансформирующихся традиций делает избранную тему вооьиа актуальной.

Коренные народа в последние десятилетия активно вовлекаются в процесс хозяйственного освоения Сибири.В поиска его оптимальных форм необходимо, исхода из тщательного анализа, учитывать особенное:^ миропонимания тога или иного народа. Большой значение исследование данной, проблемы может ю/.отъ в обеспечении нормального взаимодействия коренного а пришлого населения, что осуществимо, например, путем распространения этнографических знаний.

Несмотря на значительные достижения современной науки в области исследования традиционного мировоззрения народов Сибири и, в частности, обских угров, сохраняется большое количество лакун, требуххдих дальнейшего изучения, особенно в направлении систематизации и обобщения уже накопленного материала.

Объемом исследования в настоящая работа являются обские угри. Под этим термином принято объединять генетически и культурно близкородственных хантов и манси, которые заселяют лесную зону Западной Сибири. По данным последней переписи населения, их совра- 1 манная -численность составляет соответственно 23 тыс. и 8,5 тыо.ч. ООскиа.угры являются типичными таежными охотниками и рыболовами. Общему уровню развития соответствуют и формы их миропонимания, оо-,нову которых составляют анимистические представления. Заметную роль игршл* также архаичные аниматические воззрения и мировоззренческие элементы, определяемые терминами фетишизм и тотемизм. В отличие от -многих -народов Сибири, шаманотво не доотйгло четкой офэрмшшоетн. В целом, мировоззрение обских угров чрезвычайно сложно и полиморфно. Характерной особенностью, усложняющей задачу систематизации, является наличие большого числа обособленных локальных групп хантов и манси и, следовательно, значительная локальная вариативность их воззрений. Тем на менее возможно выделение стержневых элементов, которые позволяют говорить о налитая достаточно четкой структуры в мировоззрения обских угров.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца ХУЩ - XX веков. Данный период позволительно считать единым этапом в.развитии традиционного мировоззрения обских угров. Разумеет' ся, даже в этих рамках традиционное мировоззрение не является застившим комплексом, однако в целях систематизации материала и вы-

явления структуры представлений обских угров необходимо допустить их статичность на определенном временном срезе.

Целью предлагаемой диссертации является возможно болев полное описание, систематизация и определение структуры традиционной мировоззренческой слствт обских угров. Эта цель может бать реализована решением следующих задач:

- виявить комплекс представлений od окружающем мире и охарактеризовать сверхъестественные существа, оживотворяющие природу;

- рассмотреть воззрения на сверхъестественные начала человеческого бцткя, которыми определяются место человека и его взаимодействие с окружающим .миром;

- дать оценку феномена иррационального на обскоугорском материале в культурно-исгорачеслом и историко-сравиительком плане;

- проследить "пережитки" традиционной система миропонимания и выявить их место в современной духовной культуре odcraix угров.

Методологической основой работы послужило положение исторического материализма, согласно которому религия характеризуется как историческое явление. Прииипиальиое значение ииэло долбление о том, что эволюция религиозных верований связана с развитием человеческого общества и мыслительных способностей людей. Большое значение имели теоретические разработки проблем духовной культуры ведущих советских ученых - А.Ф. Анисимова, H.A. Крнвелвва, А.Д. Сухова, O.A. Токарева, Ю.П. Францева и других. При определении методики систематизации воззрений и реконструкции структуры традиционного мировоззрения мы опирались на разработки H.A. Алексеева, Г.Р. Гал-дановоЯ, Г.Н. Грачевой и др.

Иоточниковая база исследования включает полевые материалы автора, собранные среди хантов Иурышкарского р-на Тюменской области ,в 1985 г., хантов Сургутского р-на Тюменской обл. в 1988-1969 гг., манси Березовского р-на Тюменской обл. в 1991 г. Использованы также полевые материалы экспедиций кафедры этнографии Санкт-Петербургского университета к куноватским»и нижнеобским ханжам Ямало-Ненецкого автономного округа в 1977, 1978, 1987 гг. Значительное количество информации получено из документов и рукописей, хранящихся в Архиве Всесоюзного географического общества,и в Тобольском филиале Государственного архива 'йоменской области. Больной терес, в частности, представляют рукописи К.Д. Носилопа и H.H. -строва, протоиерея А. Сулоцкого, а также дела Тобольской духота Г консистории и отчеты духовных миссий. В холя работы л-ирок" «г-:: •.:<!-

кались иыеющиевя публикации по этнографии и истории обских угров и друга* народов Сибири

HcTQMorpfl$¡r|gc|t¡nfl обзор. Обские угры еще а XI в. были известны русским, a в ХУ1 - ХУЛ вв., раньше других сибирских народов, они были присоединены к России.О втого врвиена по обским уграм накоплена обширная литература. В конце ХУЛ - ХУШ в. появились перовые краткие сведения о хантах./остяках/ и манси /вогулах/ в путевых задщдениях И.И. Лепехина, П.С, Палласа, Н.М. Спафария. Более информативны работы В.®. Зуева, П. Любарских, Г. Новицкого, которые на основе собственных наблюдений описали целый ряд обрядов и представлений обских угров. В Конца ХУШ в. появились первые обобщенные описания сибирских народов, базирующиеся на известных к тому времени данных, чаотыо не дошедших до нашего времени. Среди подобных работ большой интерес представляет сочинение И.Г. Георги. Труды ХУШ в. носили описательной характер и имели целью познакомить европейцев с жизнью аборигенов Сибири. Содержащаяся в них информация, как правило, была краткой и разровненной. Исключение составляют работы Г. Новицкого и В.ф. Зуева, которые, однако, были опубликованы гораздо позже времени написания. Для современной науки труды этого времени являются ценнейшим источником, который содержит наиболее ранние данные по материальной и духовной культура обских угров.

В XIX - начале XX в. появляется большое количество описаний культуры народов Западной Сибири, принадлежащих путешественникам и ученым-естествоведам. Сюда относятся работы Ф. Белявского, А.Брама, А. Павлова и др. При использовании этих данных необходима известная осторожность, так как в_силу некомпетентности отдельные авторы допускали ошибки в терминологии и трактовке фактов. В это время выходят из печати многочисленные труды по описанию Сибири, рассчитанные на массового читателя. Среди них работы П. Головачева, К. Ельншкого, Б. Оно и др. Они дают лишь общее и поверхностное представление о культуре и верованиях аборигенов Сибири, но в них содержится ряд подробностей, полезных и для современных исследователей. В период XIX - начала XX вв. формируется плеяда замечательных исследователей, краеведов и публицистов, которые ene-г циально занимаются проблемами этнографии обских угров. Большой интерес представляют работы Н.Л. Гондатти,Т.О. Дматриева-Садовни-кова, А.А. Дунииа-Горкавича, С.-Мельникова, К.Д. Носилова, С.И.Ру-денко, Н. Сорокина, В. Шаврова, И.Н. Шухова, Н.М. Ядринцева и др.

Ими сделан« не только квали^идарованние описания отдельных элементов куль тури, но и выявлены некоторые особенности локальных групп обских утрой. Ряд трудов специально посвящен религиозным верованиям. Иэ них особый интерес представляют сочинения II.Д. Гонпатти по манси и A.A. Дуняна-Горкавича по хаятам, в которых сделаны по— пытки системно описать основные представления о сверхъестественном. Большое внимание последователи этого времени уделяли погребальному обряду /Бартенев П.В., Росляков H.II., Хардампоиич К.З. и др./. В менызей степени освещались представления о человеке а его жизненных силах. Труди упомянутых вншо исследователей явились качественным тагом р.перед в деле изучения обских угров. Било накоплено большое количество .материалов и сделаны первые попытки его научной интерпретации. Гдя современной науки дшпше публикации являются надежным историком в изучении огдольных сторон трацицион-ного мировоззрения угров Западной Сибири, поскольку они базируются на целенаправленных наблюдениях и отличаются высокой степенью достоверности. Огромная работа, проделанная перечисленными авторами, позволила создать первые монографические описания хантов и -манси, которые были выполнены II. Александровым, В. Павловским и< Д. Туроким. Особоо место а изучении обских угров в данный период • занимают труди венгерских и финских ученых Л. Альквиста, Б. Иун-качи, А. Каннисто, К.Ф. Карьялайноиа и др., которые обращались к западносибирскому материалу продолжая традицию поисков прародины финно-угров, заложенную H.A. Кастралом. Ими собран, обработан и проанализирован огрогшы! этнографический и лингвистический материал. С именами Б. Мункачи и К.Ф. КарьялгШнена связано появление первых работ, посвященных комплексному изучению верований обских утров. Их теоретическое и, особенно фактологической значение чрезвычайно велико.

В послереволюционный период, в связи с проведением социально-экономических преобразований, в стране усилился интерес к малым народам Сибири и Севера. Силами краеведов и публицистов велось исследование традиционных верований с точки зрения антирелигиозной пропаганды /Мокра М., Лопараз П., Ористол А.Г. и др./. Несмотря на общую негативную окраску работ, вызванную антирелигиозно:-; направленностью, авторам удалось зафиксировать некоторые обряды, обычаи и представления, характеризующие мировоззрение обских угров. В 20-е годы нашего века началось формирование советского угро-веденкя, основоположником которого яшшегся рыц.-зждаЯся учений

В.Н. Чернацов. Его работы по истории, археологии, общественным отношениям, материальной н духовной культура хантов и манси, шаед-ийв в 20-е - 60-е году, стали астогсй, на ксторул опирается сов-' ремзшше угроваденао. ЗЛЗ, Чермцов уделял Салшоэ внимание вопросам традиционного ыаровоазроиая. Его небольшую. но чраавычай-но емкую отатьа "Представления о душа у обских угров" можно считать классическим образцом ан&иза соответствуй»« представлений. У истоков советского угроведанм, стоял такха А.Н. Баландин - замечательный исследователь ышюииского райка и фольклора. Он поо-вятил специальную работу "йзак мансийской сказки" изучение ш$о-лагаческшс « оказочвых иарсонадай. Научные традшда, залокещщв пв.рвыма советскими утровёдаия, была продолжены З.П. Соколовой, а также представителями томской втеогра£«ческоа школы - В.И. Кулем-вшшм и Н.В. ЛукиноЙ, Перу З.П, Соколовой, кроне фундаментального исследования социальной организации, принадлежат многочисленные ра боты по традиционному мировоззрении обскшс угров, в которых освещаются (представления о душе, предксвоы имени, сверхъестествашш: существах, культовцх квотах и др. Цалий ряд публикаций посвящен ио-грабаяыюиу обряду., 0 работах В.й. Кульшина и Н.В. Луканой опубликованы цэвдыэ полевые ьшериали, проанализированы многие аспекты мировоззренческой традиции обских угров. В.И. Кулемзиным, Н.В. 1у~ ктюй и З.П. Соколовой ообрам и интйрпретирован та высоком научней уровне ЦенкиЙ материал, баз которого невозможно современное уизучение обакоугорского мировоззрения. Важную роль в разработке проблем дучвной культуры хантов и маиси играют работы И.Н. Ге-муева, В.И../ Мошинской, Н.й. Новиковой, Н.Ф. Прытко вой., Е.Г. Федоровой к др. Современные зарубежные &5нисуграведы также неоднократно обращалась к изучению отдельных агорой духовной культуры обс-1 ких угров /М. Балаер, Я. Кодолаш, Г. Рохайм, М. Хошшл, Е. Шмидт/. В 1958 г. била издана книга Кшшиото "Йагерйалы по микологии вогулов", в которой рассмотрены многие элементы представлений о ■ сверхъестественном у манси. Несмотря на выдающиеся досийш;шя отечественного и зарубежного угроведеная, задача систематизации я выявления структуры традиционного мировоззрения обских угров на бы-_ ла полностьв решена. В атом плане изучение вераьаний хантов и ман-оа отстает по сравнению с другими народами Сибири. На основе обобщения накопленного материала советскими учеными сделаны систем-вые описания многих этнических мировоззренческих комплексов. При наличия"подобных "разработок в последнее время на материале неко-

торах народов стал возможен следующий шаг - реконструкция традиционной модели миропонимания этноса. Таким образом, комплексное системное описание и реконструкция структура мировоззрения является насущной задачей утроведенпя п необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения миропонимания обоких угров.

Новизна работу состоит в том, что на основании опубликованных и впервые вводимых в науку материалов проводится отсутствовавшее до настоящего времени по возможности полное оштсанио и систематизация традиционного мировоззрения обских угров. В ходе описания делается также допитиа приблизиться к реконструкция модели миропонимания обитая угров в рамка* конца ХУШ - XX вв.■Впервые традиционное мировоззрение рассматривается я ключевом для него аспекте пр«детгзлен"П с сверхъестественно?,! и предпринимается попытка определить структуру представлений о духах и душах па об- . скоугорс'ком иатерлале. В работа впервые обосновывается л демонстрируется единство основ мировоззренческой системы хантов п манси.

Практическая значимость работу определяется еледутацим:

- в науку вводятся новые данные по традиционному мировоззрения-обских угров;

- по предложенной схеме возможен сбор, в дальнейшем, полевых материалов;

- приведенные данные и выводы могут быть использованы для изучения развития архаичных форм миропонимания, монографического описания мировоззрения обских угров и других научных работ;

- материалы диссертация могут быть включены в общие и специальные легацтогагае курен, использованы для создания музейных экспозиций по духовной культуре народов Сибири.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры' этнографии и антропологии Санкт-Петорбургского университета и отдела Сибири Санкт-Петербургского филиала Института этнологии и,антропологии. Результаты исследований представлялись в вида докладов на всесоюзных и региональных конференциях, ежегод- • пых научных сессиях исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Основное содержание работы отражено в публикациях по теме исследования. !

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка информаторов и литературы. Первые две глагн разделены,на параграфы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во впэденяу обосновывается актуальность исследования, его научное и практическое значение, дается характеристика объекта исследования, делается обзор источников и литературы.

В первой главе анализируются воззрения обских угров о носителях сверхъестественных начал в природа.

Первый параграф посвящен расспогрению представлений о сверхъ-естио'..ванных существах, юс внешк..-1 лица, мастах обитания, атрибутике и функциональном значении. Номинально главой пантеона духов считался Торум у хантов или Нуми-Торум у манси, который олицетворял небо и выполни функции демиурга и определителя людских судаб. В повседневной жизни человека он не принимал участия.Чрезвычайно велико значение младшего сына Торума, который именуется у маиса Мир-сусне-хум "За людьми смотрящий человек", а у разных групп хантив - Урт-ики "Богатырь старик", Ун-урт "Большой богатырь" или Кон-ики "Царь старик". Он представлялся в образе всадника и почитался как главный покровитель людей, посредник между ними и Тору-мом. В качзстве его помощника выступал популярный у манси персонаж Чохрынь-ойка "Узкого ножа старик" ила "Стрекоза старик". К числу небожителей относились также существа, олицетворяющие природные явления и светила - "Гром старик", "Ватер старик", "Луна старик", "Солнце женщина /мать/". Они, как правило, включались в родственные связи с Торумом. По отношению к людям данные существа не играли значительной роли. Важное место в мировоззренческой системе занимали духи-матери - Калтащ у манси и северных хантов и Пугос-анки( у восточных хантов. Они олицетворяли Землю и одновременно входили в пантеон небесных духов в качестве сестры, жены или матери Торума. Духи-матери считались жизнёподательницами и покровительницами рожениц и маленьких детей. Противоположностью небесной сферы выступал подземный мир, который считался царством мертвых. Его правителем считался Куль-отыр у манси и Куль /Атым-пыхт-ики, Кынь-ики/ у хантов. Он являлся хозяином большого количества вредоносных духов. Полагалось, что Куль был братом Торума .и первоначально обитал на небе, откуда был затем изгнан. .._

Наибольшее значение в традиционном мировоззрении обских угров придавалось духам Земли или среднего мира,.которые оказывали повседневное влияние на жизнь человека. Их можно подразделить на две группы: духи-Покровители разных рангов и духи леса и воды. В первой группе ведущая 1>оль - функционально и иерархически - при-

N

надлежала местным духан-покровителям, которые почитались жителями одного или нескольких поселков. Каждый из них имел собственное имя и фиксированное место обитания. Часто местные покропители считались предками живущих на данной территории людей и носили ан-тропо- либо зооморфный облик. Последнее обстоятельство указывает на сохранение в ослабленном вида тотемистической традиции. Основ-ныш! функциями местных духов-покровителей считались зашита детей от злых духов, обеспечение благополучия кителям поселка, помощь в промыслах. Обычно они считались, связанными с высшими существами и представлялись обитающими на Земле сыновьями Торума или Мир-суснв-хума. Женщины, не являющиеся кровными родственниками жителей по-'солка не допускались к местному духу-покровителю и организовывали отдельное святилище. Сходные функции выполняли домашние и личные духи-покровители. Однако они обладали меньшими-возможностями и рассматривались ходатаями перец более высокими духами. Они изображались в антропоморфном виде. Иногда домашними или личными покровителями становились предметы'неживой природы, которые, но представлениям обских угров, проявили способность к жизнедеятельности и показали, следовательно, свои особые возможности. К домашним духам-покровителям функционально близки архаичные представления об огне, который персонифицировался в образа женского существа Най-анки "Огонь мать". Описанные духи-покровители составляли единую иерархическую цепь, восходящую к верховным божествам. Посредством изготовления идолов и атрибутики они включались в материальную -культурную среду человека и тесно связывались с ним. Возможность регулярных контактов с духами-покровителями обеспечивала оптими-затто взаимодействия человека с окружающим миром.

Группа лесных и водных пухов, по представлениям обских угров, олицетворяет сферу среднего мира, которая находится вне культурного влияния человека. Среди них ведущую роль играют представления о духах-хозлэвах, являющихся владельцами и олицетворением природных объектов и животных. Количество духов-хозяев мест не ограничено. Любой холм, поляна, ручей, озеро и т.п. могут принадлежать, отдельно;.^ существу. Находящиеся на данном участке растения и животные считались его собственностью. Духи-хозяева мает висту-пали существами неперсонифшшроьанними, они обозначались обида ' для духов в целом терминои. - куль у гансн, куль или лонх /лунх, лунг, гаг/ у хантой. Представлялись они нейтральными по отнелл-нию к человеку, но чтобы получить возможность промышлять иля ру-

бить деревья на их территории, необходимо было принести в качестве выкупа бескровную жертву. Из общей массы духов-хозяев мест выделились, вероятно, хозяева.крупных рек, что молшо связать с особой промысловой значимости) владений последних. Данные существа персонифицированы, имеют собственный имена и фиксированные места обитания. Они нередко считаются сыновьями или внуками Торума. Крут их деятельности охватывает не только распределение рыбы и зверя в окрестностях реки, но и помсщь людям в разных ситуациях. Функционально они сопоставимы с местными духамп-покроштелями. Заметную роль у обских утров играли представления о духах-хозяевах животных. Сфера их деятельности ограничивалась предоставлением возможности человеку добывать определенный вид рыбы или зверя. Духи-хозяева животных представлялись в образе особей, имеющих внешние отличия от животных своего вида. Многочисленные духи-хозяева объединялись главенством Водного и Лесного царей, которые находились в прямом подчинении у Торума. Их главенство над духаМи-хозяевами носило номинальный характер, поскольку их деятельность не пересекалась. Лесной и Водный цари ведали общим распределением рыбы и зверя по регионам и делали это в зависимости от воли Торума и жертвоприношений людей. Представления о "главных" духах леса й воды логично включает всех духов-хозяев в пантеон сверхъестественных существ.

По воззрениям обских утров, в среднем мире обитали также многочисленные недоброжелательные к человеку существа, Которые были самостоятельны и не зависели от Куль-отыра. Среди них - Манг-ики /Менкв/, Пор-нэ, Тан-варуп-эква /Амп-чун-луик-ими/, Кумполэп /Пай-най/, Паульерут л неперсоняфицировашше существа - потчак, злыэ кули /илькондэвот,' лунги, юнги/. Данные существа в той или иной мере были опасны для человека. У манси также бытовали-представления о лесном народе Мис, контакты с которым приносили людям удачу. Особняком стоят воззрения на мамонта - вес, махар и близ- • ких к ним водных существ - виткаш и юр, в которых превращались старые лоси, собаки или щуки. Данные существа не считались враждебными, но при случае могли съесть человека. Рассмотренная группа недоброжелательных существ представляла сферу внешнего мира, на которую человек не мог оказать воздействия. Возможно, этим обменяется отсутствие им жертвоприношений.

Во втором параграфе рассматриваются представления о животных и неживой природе, Животные и растения занимали в мировоззренческом

- 11 -

1

отношения промежуточное положение меяду человеком и внешним шром. Представители фауны считались существами одушевленными и наделялись как и люди жизненными субстанциями лил и ис-хор. Сходство с человеком определялось также способностью животных к деятельности, подобной человеческой. Подобие человека и животных нашло яркое от-ранение в тотемистических представлениях. О другой стороны, кивот-шкз тесно связывались с миром духов. Они принадлежали духам-хозяевам и сами обладали сверхъестественными способностями или явля- , лпсь вместилищем духов. Особое место в верованиях обских угров занимают представления о медведе и собаке, где четко прослеживается отмеченная выше двойственность. Они принадлежали к внешнему миру -медведь считался духом, братом или сыном Тарума, собака видела и слышала духов и могла выступать их олицетворением. Одновременно медведь и собака более чем другие животные уподоблялись человеку. ШКУРУ убитого медведя снимали имитируя расстегивание шубы, в терминах, обозначающих медведя, употреблялись слова "человек", "старик", часто он считался олицетворением умершего человека. Собака являлась в прошлом заместителем человеческого жертвоприношения, часто умершую собаку хоронила как человека и т.п. Деревья в воз-зрэших обоких угров также наделялись ис-хор, иногда - лил. Однако, реальное признание их подобия человеку отсутствовало. Деревья, в основном, рассматривались в качестве одного из каналов связи со сверхъестественниш существами.

Объекта неживой природы принципиально нэ противопоставлялись живым существам. Все предметы наделялись потенциальной способностей к жизнедеятельности, которая заключалась в ирреальном воздействии на природу и человека. Наиболее однозначными и, вероятно,.' поздними являются представления о том, что объекты природы оживотворяются 8а счет вселения в Них духов. Сохранился также значительный пласт воззрений, приписывающих жизненные возможности самим объектам. Для этого ода должны были иметь особую, зоо- либо антропоморфную,форму или проявить способность двигаться и видоизменяться как, например, реки» скатившиеся о горы камни и т.п.

В тттьец параграфа дается краткая характеристика основных форд культовой практики, которые можно разделить на активные и пассивные. Пассивные формы - соблюдение различных запретов и норм поведения - имели целью избежать нежелательных контактов с духами. Активные, напротив, 'гредусмат-рявади сознательное вступление з контакт. К последним относятся коллективные и индивидуальные жортво-

приношения, которнэ предусматривали кровавое /йир/ или бескровное /но^и, порлы/ кормление духа и прииошниа подарков. Коллективный кровавые жертвоприношении совериались существа».! высокого ранга -духан-небожителям, местным духам-п^кровитолям, Лесному и Водному царям, Кулю. Отношения с представителями внешнего мира базировались на договорной осноЕ9. Кортва рассматривалась как задаток либо благодарность за помощь, а но отношении к духам-хозяевам - как плата за пользование их собственностью. Основной поток контактов с духами осуществлялся без посредничества шамана. Человек, таким образом,не был оторван о г мира сверхъестественного.

Втопая глава поспяюена анализу представлений о сверхъестественных жизнеобеспечивающих началах человека.

В первом параграфа рассматривается обшая система данных представлений. Согласно универсальной установке, женщины обладали 4-да "душами", а мужчины 5-ю. Основными жизнеобеспечивающими началами для всех груш; обских угроп выступали лил /лили/ "дыхание" и ис /ис-хор/ "тень, тень-облик". Реинкарнирующая лил считалась основной жизненной субстанцией и отождествлялась с дыханием. Место ее обитания - голова или грудь, она могла ненадолго покидать человека. йс-хор тесно связывалась с человеком и его "образами" -тенью, отражением в воде, отпечатком в снегу и т.п. Эти "образы" по отношению к человеку рассматривались как часть целого и также являлись носителями его жизненнкх способностей, йс-хор олицетворяла жизненность тела как материальной субстанции. Она не покидала человека да*.е после смерти и гибла с разложением тела. В.Н. Чернецов у северных групп обских угров выявил в качестве жизненных субстанций урт, которая отправлялась после смерти человека в загробный мир, и улем ис, приход которой обеспечивал сон. Анализ данных воззрений, начатый еще Г.Н. Грачевой, позволяет считать их производными от ис-хор. Их появление связано, вероятно с дифференциацией представлений о единой "тени-облике". В некоторых локалъпых вариантах сердце и глаза /и то, и другое - сэм, сам/, а также ум /но-мыо, номт/ трактовались как "душа". Чаще всего эти'категории были несамостоятельны и свдзывапись с лил либо ис-хор. Реальная картина, как видно, не соответствует общей установке о 4-х - 5-и "дулах". Рассмотренные субстанции, » зависимости от локальных различий выступающие в разных. комбинациях, универсально считаются определяющим фактором суичствованил и жизнедеятельности человека. Ш -¡умквдонирование обуславливает жияиешшй цикл: рождение,

период жизни, смерть и посмертное существование.

Во ртором параграфе анализируются обряды, обычаи и представления, связанные с рождением ребенка. Необходимым условием рождения считалось получение лил, которая до этого момента хранилась у духа-матери Каптащ-эквы /Путос-анки/ либо на святилище местного духа-покровителя, У северных хантов и манси существуют представления о самостоятельной реинкарнации лил, которая обитает до этого в иттарме - изображении умершего. Новорожденный считался воплощением кого-либо из предков и вместе с лил получал его имя, тамгу, на него переносилась терминология родства и социальный статус предка. Первые годы жизни тело ребенка считалось недостаточно надеж- 4 ным вместилищем лил, для ее сохранения проводился ряд охранных обрядов. В особой заботе ребенок нуждался до появления зубов. До этого момента он считался существом, близким к духам. Очевидно, ребенок без зубов не причислялся к миру людей в связи с неполной оформленностыэ его тела и, следовательно, ис-хор. Таким образом, получение лил при рождении было недостаточным для окончательного восприятия его человеком. Рождение, связанное с приобретением жизненных сил, выступает у обских угроз длительным процессом.

В третьем параграфе рассматриваются ¡факторы, определяющие течение жизни человека. Жизненный путь, осмысляемый как процесс функционирования жизненных начал человека, в значительной мере зависел и от деятельности духов. Торум или Калтащ-эква устанавливали продолжительность жизни и степень ее благополучия. Здоровье и удачливость могли предоставить духи-покровители и духи-хозяева. В определенных ситуациях духи-покровители, как враждебные существа, могли оказывать негативное влияние на человека. Сам процесс жизнедеятельности, тем не менее, обеспечивался внутренними сила;!-ми человека. Представления о данных силах в прижизненный период носят лишь общий характер. Актуализируются воззрения на "души" в осмыслении болезней, что вызвано необходимостью их защиты и сохранения. Причиной болезни считалось нанесннв вреда лил либо ис-хор злыми духами, шаманами и другими людьми. В наибольшей степени представления о жизненных началах детализируются в осознании пе-'рёходных периодов жизненного цикла - рождения и смерти.

Четвертый параграф посвящен рассмотрению представлений о смерти и погребального обряда. Формальные причины,смерти в воззрениях обских угров были разнообразны - окончание срока жизни, наказание духами и др. Однако в либом случав смерть вызывалась утратой ашз- ,

необеспэчивающих начал. Момент смерти фиксировался чаще прекращением даханил, что говорило ой уходе лил. Лил могла вернуться и ее возвращения вдали до 3-х дней, обращаясь с умершим как со спящим. Затем умершего клали в гроб и снабжали необходимыми вещами. Проводился обряд гадания подниманием гроба, чтобы установить, что лил покинула тело навсегда. После захоронения над могилой устанавливалось намогильное сооружение, которое по конструкции и терминологии соответствовало жилищу.-Оно осмыслялось как дом умершего, продолжающего существование на кладбище. Это существование прекращалось с разложением тела и разрушением могилы. Потерявшее человеческую форму тело счлталось утратившим жизненность, которую олицетворяла нс-хор. У обских угров существовали представления о едином подземном загробном мире, но анализ материалов дает основание утверждать, что первоначально загробное существование осмыслялось исключительное связи с родовыми кладбищами. Среди северных хантоа и манси распространен обычай изготавливать изображение покойного -иттарма, в котором обитала лил до возрождения в ребенке. В течение некоторого времени родственники умершего соблюдали траурные обычаи и запреты, что должно было облегчить ему переход в иное состояние. Важное значение имеют поминовения, которые символизируют моральную и материальную помощь умершему сородичу. Поминовения прекращались с разрушением могилы и тела. Последнее свидетельствовало об окончательной смерти человека. В случае неестественной смерти, погребальный обряд проводился со строгими мерами предосторожности. При отсутствии тела изготавливался кенотаф, что давало возможность умершему "поселиться" среди родственников. Северные ханты для погибших сооружали свайный амбарчик ура-хот, в котором хранилось изображение умершего - ура. Компенсация отсутствия тела считалась необходимым условием для посмертного сущбство-вания. Таким образом, погребальный обряд был направлен на обеспечение трансформации жизненных субстанций и посмертное состояние. Этот длительный процесс заканчивался лишь с реинкарнацией лил и окончательна умиранизм ис-хор. Ведущую роль в обряде играли представления об ис-хор. Показательно, что захоронения детей без зу-бор не сопровождались сложной обрядностью; не соблюдался траур. Неполная о1юршенность ис-хор, несмотря" на наличие полученной при роадонии лил, сводила обрядность до минимума.

В третьиЯ глатю рассматривается структура представлений о свярх-естпствешюм, их историческое развитие, роль в сопреденном утор-

ском обществе. Генезис представлений о сверхъестественном, очевидно, берет начало во всеобщем охпвотюрении природы, "йшые" предметы и объекты наделялись ирреальными возможностями. Эти возможности являлись свойством самих объектов. На следующем этапе ирреальные свойства объектов выделились в особую сверхъестественную субстанцию в образе духов. Последние были тесно связаны о материальными предметами и являлись их оживотворяющим началом. Основной массив представлений о сверхъестественном у обских угров относится к данному пласту. Параллельно развивались представления о сверхъестественных началах в человеке. Наряду о древнейшими воззрениями на жизненность как характеристику собственно тела, появились представления о внутренней субстанции, которая стала играть роль основного жизненного начала. Дальнейшее развитие концепции, очевидно, протекало в направлении постепенного освобождения сверхъестественных субстанций от материальности. Эта тенденция, хотя и в незаверенном виде, хорошо прослеживается на обско-угорском материале. Ваяно отметить, что различные в стадиально-хронологическом отношении воззрения существовали одновременно,' переплетаясь и взаимопроникая.

Мировоззренческая сущность представлений о сверхъестественном заключалась в осмыслении источников жизненности природы и человека. Функционально, иррациональные воззрения являлись способом об-яснения и организации мира.

Структура традиционного мировоззрения обских угров обусловлена универсальным двухчастным делением на представления о человеке и о внешнем мире. Структура воззрений на внешний мир определяется делением его на три сферы, иерархической зависимостью между духами и характером их функционирования. Основными структурообразующими элементами представлений о человеке являются лил и ис-хор. Осмысление принципов взаимодействия между миром и человеком ян-ли-ется звеном, связывающим оти структурные единицы в функционально значимую систему. Анализ современного состояния представлений о сверхъестественном у обских угров позволяет отметить их устойчивость. Хотя влияние христианства, а затем и современной культуры, привело к нарушению системности, упрощению и переосмыслении превыставлений и обрядов, было бы преждевременным декларировать отмирание традиционного мировоззрения обских угров. Тенденция роста национального самосознания даат основание предположить в блипкоц • будущем некоторое увеличение его социальной значимости.

В заключении суммируются основные выводы работы и определяются перспективы дальнейших исследований. Анализ собранных данных дает основание считать описанный комплекс сложным образованием, вклю-чавдим разновременные воззрения. Предложенная схема исторического развития представлений о сверхъестественном у обских угров базируется на выделении трех стадиально-хронологических этапов.

Данные воззрения выступают структурно оформленной и функционально связанной системой, которая в своей основе едина у хантов и манси. Можно также сделать вывод об относительной стабильности мировоззренческой системы в период конца ХУШ - XX вв. и ее значительной устойчивости в современных условиях. ,

Но теме диссертации автором опубликована следующие работы:

1. Элементы традиционного имровоззрения в современной духовной культуре обских угров // Проблемы этнографии и социологии культуры: Тез. докл. научной конференции.- Омск, 1988.- С. 107-109.

2. Об общих чертах в духовной и социальной культуре угорских и тюркских народов Западной Сибири // Проблемы этнографии и социологии культуры: Тез. докл. научной конференции,- Омск, 1988.-

С. 44-47. /В соавторстве с А.Г. Селезневым/

3. Представления о человеке в погребальном обряде сынских хантов // Полевые исследования ГМЭ народов СССР. 1985-1987 гг.: Тез. докл.- Д., 1989.- С. 64-66.

4. Стабильные и варьирующие элементы традиционного мировоззрения обских угров // История, краеведение и музееведение Западной Сибири: Тез. докл. научно-практической конференции.- Тюмень, 1989.-С. 13-15.

5. Культовая практика юганских хантов // Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989 гг.- Алма-Ата, 1990.- Ч. 3.- С. 13-15.'

6. Представления о человеке в погребальном обряде с в верим хантов // Обряды народов Западной Сибири.- Томск, 1990.- С. 147156. /В соавторстве с В.А. Козьмилым/

7. Рождение и смерть в воззрениях обских угров // Этническая история и культура народов Советской страны:'Всесоюзная научная конференция молодых ученых: Тез. докл.- Омск, 1991.- С. 152-153. /В соавторство с М.А. Зенько/