автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Преемственная связь этических воззрений Бухар-Жырау и Кабан-Жырау и их значение в духовной культуре казахского народа

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Канагатова, Альмагуль Медихатовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Преемственная связь этических воззрений Бухар-Жырау и Кабан-Жырау и их значение в духовной культуре казахского народа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Преемственная связь этических воззрений Бухар-Жырау и Кабан-Жырау и их значение в духовной культуре казахского народа"

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ог л ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

г I Ь ОД

1 3 ФЕВ 1336

На правах рукописи КАНАГАТОВА Альмагуль Медкхатовна

ПРЕЕМСТВЕННАЯ СВЯЗЬ ЭТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ БУХАР-ЖЫРАУ И КАБАН-ЖЫРАУ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Специальность 09. 00. 05 — этика

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

Алматы, 1996 г.

Работа выполнена на кафедре истории казахской и зарубежной философии Казахского государственного национального университета имени Аль-Фараби.

Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор Касабеков А. К.

Официальные оппоненты — доктор философских наук,

профессор Акмамбетов Г. Г.,

— кандидат философских наук, доцент Ергалиев И. Е.

Ведущая организация — Алматинский зооветеринар-

ный институт, кафедра социальных дисциплин

Защита , состоится !Ч часов на

1» № 1-го 19Эб г_

в ж

заседании специализированного совета

К 14. 01. 28 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Казахском государственном национальном университете имени Аль-Фараби (480012. г. Алматы, ул. Амангельды, 61).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КазГУ имели Аль-Фараби.

Автореферат разослан « » Л¡¿/э О Р^__199 Сх.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент

Р. У. ИСКАКОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Неистребимое свойстпо человеческого духа выражается в извечнокЬстремлении различать добро и зло, справделивость и несправедливость, счастье и несчастье. Когда происходит разрушение привычных нравственных ориентиров, люди лихорадочно воздвигающие фундамент новой жизни а первую очередь пекутся о ценностях нравственной лизни, опасаясь, что именно без них захлебнется в хяосе страстного переустройства любое разумное начало. Разумеется, проблема нравственных исканий в философии не нова, эта проблема имеет многовековые традиции в мировой философской и этической мысли.

Главным кз острейших противоречий в нашей недавней духовной истории можно считать контраст между выработанными в процессе длительного яиэненнсгс опыта многими поколениями людей моральными нормами, национальными традициями, нравственным потенциалом народа и навязанными ему моральными критериями, подчинение морали политическим интересам. Но природа нравственности как духовного феномена, порой гибкого и жесткого, невидимого и явного, утвердившегося в чувствах и дуыах людей закрепленного в рационально возвышенных конструкциях и определениях; своеобразно возрождается каждый раз когда общество, казалось бы решило навсегда расстаться с этой обузой- В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками того процесса, когда происходит возрождение подлинной нравственности, прежде всего преодоления "этического манкуртизма".

Это, в свою очередь, обусловило необходимость переосмысления традиционных ценностей, нового более пристального взгляда на факты, события и явления прошлых лет. Стремление к новому фило-софско-этическсму осмыслению богатого духовного наследия стимулирует в настоящее время интерес к разработке исторически сложившейся философско-этической мысли Казахстана.

Этим объясняется выбор темы диссертации, б которой главным объектом исследозания избраны произведения акынов-жырау. На материале стихотворений, толгау-раэдумий, айтысов, размышлений отдельных мыслителей, в данном случае на примере Бухар-жырау и Кабан-жьтрау мы попытались с позиций сегодняшнего дня проанализировать те нравственные ценности человека, которые были присуди казахскому народу ХУШ в. При этом следует особо

стметить, что изучение философской и этической мысли казахского народа призвано также способствовать формированию гордости за свою духовную культуру, историю, создавший подлинные духовные ценности на протяжении всей многовековой истории и имеющие непревходящее значение в анналах мировой культуры.

В этом плане большой интерес представляет исследование отических воззрений Бухвр-жырау и Кабан-жырау. Поскольку оно способствует воспроизведению исторического становления общечеловеческого содержания духовно-нравственных ценностей казахского народа. Анализ творчестза Бухар-кмрау и Кабан-жырау, в котором отразилось все богатство и разнообразие идей в области этической мысли, воссоздает адекватную картину этико-философских учений казахских мыслителей в целом.

В этом состоит, на наш взгляд, актуальность темы исследования и вызвавшие у нас наибольший интерес к истории этической мысли казахского народа и особенно нравственной философии Бухар-зяырау и Кабан-жырау. '

Степень разработанности проблемы. '

Несмотря на то, что духовный мир казахского народа, обычаи и традиции, культура в широком смысле, получили всестороннее отражение в трудах как предшествующих, так и современных авто-'Д ров*, теоретическое исследование исторически сложившегося нравственного сознания казахоь, взятой как целостный способ духовно-практического освоения мира, т.е. как предметная область истсрико-эгического исследования еще не начато. Именно, отсутствие епеци~. ялькых работ, посвященных етическим представлениям Еухар-жырау и Кабан-жырау, недостаточная изученность дайной темы в целом в казахской философии явились главными обстоятельствами, повлиявшими на выбор диссертационного исследования. Желанием восполнить , этот пробел и вызвано наше обращение к творчеству обоих акынос-жырау. При этом, мы рассматриваем творчество Бухар-жырау в сопоставлении с творчеством Кабан-жырау, что обусловлено общностью

^ Каеабеков А.К., Алтаев Ж.А. Казак филослфиясынын тарихына к1р1спе.Алматц. 1994; Касышанов А.Х.,Касышанова С.А. Духовное' наследие казахского народа,Алма-Ата,1992; Магауин И. Поэт Казахстана.Л.: 1578; Маргулан А.Х. О носителях древней поэтичес-. кой культуры казахского народа. В сб. М.О.Ауэзов.Алма-Ата,1959; Орынбеков м.О. Предфилосойия протоказахов.Алматы.1994; Уразбе-ков А. этическая мысль в Казахстане.А.: Наука. 19ЙУ.

' |

их судеб, обостренным вниманием к нравственной проблематике, продиктованным переживаемым временам. Сопоставительный анализ творчества двух акынов-жырау дает возможность прийти к интересным выводам к наблюдениям. . ,

В отличие от Бухар-жырау наследие Кабан-жырау впервые становится объектом специального изучения. На сегодняшний день нет ни одной серьезной работы, посвященной изучению его произведений. Имеется лишь ряд газетно-журнальных статей, носящих В основном популярный характер. В этих отдельных работах, посвященных истории казахских мыслителей» не содержится сколько-нибудь серьезного анализа специфики творчества акыно-жырау, темболее анализа нравственных аспектов их творчества. Неизучеиность наследия Бухар-жырау и Кабан-жырау создает, безусловно значительные трудности, но в то же время побуждает нас в определенной мере восполнить этот пробел.

В виду отсутствия каких-бы то ни било работ, за исключением сугубо художественно-литературных произведений, автор обратился к непосредственным творениям самих акынов-жырау, используя работы из истории духовной культуры казахского народа, имеющие отношение к исследуемой предметной области.

Цель и задачи исследований. Целью настоящего исследования является анализ этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау, ; который лает нам возможность проникнуть в глубинные пласты духов- ; ной культуры казахского народа.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

- показать генезис основополагающего принципа историзма, играющего большую методолгичэску» роль в изучении процесса формирования Этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау;

- исходя из конкретно-текстологического изучения произведений Бухар-жырау и Кабан-жырау показать духовно-нравственное состояние казахского общества в ХУШ в.

- выяснить характер и направление развития этической мысли, обусловленные особенностями социально-экономического и духовного состояния общества рассматриваемого периода; .

- анализировать идейные истоки, накопленные в предшествующих этапах развития казахского общества и их влияние на формирование этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау;

- вскрыть характер духовной связи времен через нравственность, л атом выделяя такие ыорально-парадигмальние периода в историко-л./гурологическом процессе, которые действительным образом рас-чнали бы нравственно-значимые ценности в обществе;

- воспроизвести основные этические мыади Бухар-жырау и Кабан- 1 ч1(ну и ,;.\тем систематического анализа раскрыть их содержание, !

отоп основе определить характер, а также общую направленность ■"«чесшх представлений акьшов-жырау вообще;

- показать схожесть, преемственность, идейную близость и ^сдство, различие учений Бухар-жырау и Кабан-жырау по главным п'иросам этики; ;

- определить значимость этических воззрений обоих акын-жыроу пля последующего ¡этапа развития духовно-нравственной сферы казахе- ; кого общества. I

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту■

1. Статусом новизны обладает сама постановка проблемы* актуализации этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау и их место в духовной культуре казахского народа.

2. Принципиальной новизной работы является то, ч<гс в ней систематически проводится сравнительный анализ этических взглядов Бухар-жырау и Кабан-жырау и на этой основе показывается генезис духовно-нравственного состояния-общества в ХУН) в.

3. Элементы новизны содержатся в выдвижении и реализации определенной концепции, вытекающей из особенностей культурно-исторического развития казахского народа, где нравственные воззрения органически переплетаются в традиционных, художественных и религиозных текстах, что побуждает специалистов исследовать этические воззрения акынов-жырау в социокультурном контексте.

4. В этом исследовании этические воззрения Бухар-жырау впер--Быв рассматриваются в целостном интерпретационном контексте сснсеоположной для их этико-нравственных воззрения проблемы духовной жизни народа, судьбы и исторических перспектив казахского общества.

5. Научная новизна диссертации усматривается во введении в неучный оборот ряда ранее не рассматривающихся аспектов духовного наследия казахских акынов-жырау в том числе:

- ссобенноети проявления духовной жизни казахского народа в

творчестве конкретных мыслителей;

-гуманистическое содержание этических воззрений Вухар-жьграу и Кабан-жырау;

- общечеловеческое содержание нравственных ценностей казахского народа, их воплощения в творчестве рассматриваемых акынов-янрау;

- принципы систематизации узловых понятий и категории этики в контексте особенностей мировоззренческих универсалия;

- смысловое содержание пля казахов таких родовых категгрий, как добро и зло, счастье и справедливость.

6. В диссертации научно обосновывается место Бухар-жьгрну и Кябан-жырау в становлении и развитии этической мысли казахского народа.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту резюмируются следующим образом: в творчество Вухар-жырау и Кабан-жырэу представлены новые грани и аспекты духовно-нравственных ценностей казахского народа, а именно тс, что центром мироздания, камнем пр ткновения выступает прежде всего сам человек как предметнее всеобщее основание бытия, как высшая ценность. Отсюда целостный.характер их этических воззрений, где вера и знание, мысли и действия, духовность и рассудочность, ,мудрость и могущество находятся в единстве. В этом и состоит "самобытность" культуры казахского народа, которое выступает условием самодвижения истории казахского общества, жкзенным ядром духовности, динамическим принципом развития духовности казаха, что требует дальнейшего серьезного научного исследования.

Научно-практическая значимость работы.

Разработка круга вопросов, связанных с осмыслением этико-нравственных воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау, в значительной мере может способствовать прояснению проблемного контекста духовно-нравственно!! истерии казахского общества и конкретно-исторического содержания реального состояния сознания казахского народа в ХУШ в.

Теоретико-методологические принципы, подходы, выводы, положения, литературный и культурно-исторический материал, содержащиеся в диссертации могут быть "использованы при чтении основных и специальна курсов по истории казахской философии и этики.

Методологической основой исследования послужили достижения мировой философской (Культуры в области понимания духовной сферы развития человеческий истории вообще и специфической особенности развития нравственности в особенности. Но при атом главным основанием выступила логина движения исторического процесса, присущая евроазиатским странаИ, цитаделью которого выступает Казахстан. В целом при исследовании автор опирался на объективность, конкретность и историческую преемственность в понимании духовного развития человеческой истории с учетом индивидуальной особенности восприятия мира каждым человеком.

Апробация результатов.исследования. Ряд проблем, поставленных в работе, излагались в докладах и выступлениях на философских, научных конференциях, в опубликованных статьях, тезисах, выпущено методическое пособие. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории казахской и зарубежной философии КаэГУ имени Аль-фараби и рекомендована к защите.

Структура и объем работы подчинены ее общей задаче, Диссертационное исследование состо т из введения, двух глав, заключения и библиографии.

*

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

и . '

Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается акту-; альностэ. показывается степень разработанности проблемы, форми~ руется цель и задачи исследования, определяются научная новизна и положения, выносимые на защиту, указывается методологическая основа исследования, характеризуется научно-практическая значимость.

Первая глава - "Исторические предпосылки и духовные истоки этической мысли Бухар-жырау и Кабан-жьграу" состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - "Генезис духовно-нравственного состояния казахского общества в ХУШ в." - дан краткий анализ социально-экономической и политической обстановки в Казахстане, сложившейся к ХУШ в., и оказавший непосредственное влияние на характер и направленность этической мысли казахских акынов-жцрау, а также указаны идейные истоки, непосредственно повлиявшие на этическое воззрение Бухар-жырау и Кабан-жырау.

Опираясь на историческое исследование автор освещает социально-политические условия в Казахстане1 в ХУШ в. Автор отмечает, что социально-экономическое отношения играют определенную роль в развитии духовных ценностей,- в том числе нравственности.

ХУШ в. вояел в историю казахского народа, как век больших потрясений, так как внутренней слабостью Казахстана пользовались южные и восточные соседи, неоднократно совершавшие опустошительные набеги. Годы нашествия джунгарских войск вошли в историю казахов как "годы великого бедствия", оставив неизгладимый след в экономическсй, политической, нравственной жизни н рода.

Указанные вше события нашли свое отражение в творчестве Бухар-жырау и Кабан-нырау, которые своим творчеством осветили целую эпоху в развитии культуры казахского народа. Произведения анынов-дафау воплотили в себе те или иные аспекты и стороны миропонимания народа, сформированные на основе существующих отношений, выразившихся в его социально-политических, морально-этических, духовно-эстетических и других представлениях.

Акыны-жырау аккумулировали в себе столько духовной силы что умели видеть и отразить в своем творчестве, волнующие их вековечные вопросы зла и добра, любви и,ненависти, подлости и , благородства. Но вместе с тем, они сами были плоть от плоти народа. Ведь закон развития человечества таков, что все пережитое человечеством не исчезает без следов в пучине времени. Свидетельство этому - литературные древнетюркские памятники, устное народное творчество, выраженное в пословицах и поговорках, представляющие в определенной мере кинтэссенцию социально-политических, нравственных, философских взглядов степных племен. Конечно' же, нельзя исключить и многообразную пзлитру религиозности, представленную шаманизмом, исламом. В связи с этим в параграфе даются основные характеристики этих течений, их отличительные черты и степень их влияния на этическое воззрение акынов-жырау. При этом сообо отмечаются некоторые этические идеи, оказавшие непосредственное влияние на мировоззрение Бухар-жырау и Кабан-жнрау.

- Вс-втором параграфе - "Особенности проявления духовной жизни казахского народа" анализируется духовная атмосфера, в которой происходило формирование этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-кырау.

Автор отмечает, уже тогда в глубоком прошлом, социально-этические искания казахов неизбежно содержали в себе непреходящие общечеловеческие ценности, характеризующие вечные духовные поиски. Выводы,к которым приходило одно поколение, не всегда ; полностью воспринимались другим, пытавшимся осмыслить свой нравственный опыт, в целом практику жизни через призму своего времени. : Но это не исключает рефлексивной реакции на нравственный опыт прошлого, объективную попытку проецирования его на настоящее и будущее - именно в атом заключается существующая в жизни человечества преемственность нравственных ценностей.

В параграфе даётся краткая характеристика поэтического и гражданского облика яырау, самобытным особенностям их творчества. Творчество жырау использовалось в качестве идеологической опоры 'государственности. Народ верил, им, дорожил их мнением. О™ создавали произведения на общественно-политические и походные тепы, имевшие характер глубокой проповеди, канонических наставлений.

Специфические социальные условия жизни казахов, своеобразие их быта и образа мышления выдвинули устное народное поэтическое творчество на первый план в сфере их культурной жизни, как наи- .--более приемлемую форму передачи философских размышлений. Автором отмечается, что при отсутствии книгопечатания и весьма ограниченной грамотности населения наиболее оптимальней была их передача в художественной форме, воздействующей не только на умы, не и щ'-; сердца людей- \ -.

Согласно взглядов обоих акынов-жырау важно подчеркнуть, что мыслители рассматривают различные стороны бытия кочевого народа и его взаимоотношения с миром. Национальная традиция, этические нормы, привычка, склад мышления находят своё воплощение в слиянии с природой.

Нразственно-этические взгляды Вухар-жырау и Кабан-кырау тесно взаимосвязаны с их религиозными убеждениями. Улучшение нравов в обществе они не мыслили без обращения к ислацу, что бесспорно является вполне объяснимым явлением. Но при этом тесная взаимссвязь кравственно-этическнх воззрений мыслителей с религиозными началами не приводит их к фаталистическому отношению к роли и месту самого человека в этом вопросе. Все творчество кырау в целом и их взгляды на мораль, в частности представляют ссбой гимн человеку и его разуму, призыв поверить в свои силы.

Б параграфе обосновывается, что заслугой акыноэ-жырау

является то, что они в своих произведениях воспевали прекрасные нравственные качества, подвергали критике нравственную пустоту отдельных людей, моральные пороки общества и тем самым создали благоприятные условия для дальнейшего развития зтичпекой мысли в Казахстане.

Содержание этого параграфа посвящено воссозданию интеллектуально-нравственного, духовного облика Бухар-жырау и Кабан-таряу на основе анализа их творческой биографии. Автор даёт краткую характеристику мировоззрения мыслителей, помогающий раскрытию психологии, генесиза бытяи казахов. Поэт-мыслитель - фигура в высшей степени характерная не только для Казахстана, но и для всей Сродней Азии и потому отвечал духовным запросам казахского народа.

Характеризуя творчество Бухар-жырау, автор отмечает, что его творчество по своим целям и идейно-нравственным устремлениям достигает определннкх высот, оставаясь одноврменно и национально-самобытным. В работе довольно аргументированно обосновывается данная точка зрения.

Творчество Кабан-жырау Асанулы э определенной море дополняет наше представление о моральном облике кочевника, о присущих ему понятиях, о чести и долге, о достоинствах человека. Размышления жырау о человеке, об окружающей его ерзде позволяет восполнить наше представление об уровне самосознания людей того времени, времени смут, междоусобиц.

Диссертант, особо отмечает, что о Кабан-жырау имеют представление немногие хотя он был одним из ярких представителей! оставивших большой след в истории духовной культуры казахского народа, вообще этической мысли Казахстана. Только в последнее время, наряду с другими акынами-жырау возвращено его доброе имя. В диссертации даются некоторые биографические данные из жизни жырау, позволяющие глубже проникнуть в его творческую лабораторию.

Кабан-кырау своей нравственной философией значительно обогатил казахскую общественно-политическую мысль в данном направлении, Вслед за Бухар-жырау также выдвигает на первый план оти-ческие проблемы, за которыми виден реальный человек.

В целом , подводя итоги второго параграфа этой главы, можно сделать следующие еыводы:

Возрождение этической мысли казахского народа, творчеств акынов-кырау я лице Бухер-жырау и Кабан-жцрау, был обусловлен преиде всего историческими переменами в социально-экономической и духовной якэни казахского общества.

Мыслители в условиях исторического излома, когда произошла переоценил ценностей! сумели поставить и в своеобразной форма раскрыть духовные и нравственные проблемы эпохи , показать их значимость для возрождения казахского народа.

2. Глубинное значение этических воззрении творчества акцноз- ! жырау, а также анализ таких социальных образований, как древне- [ тюркская письменность, религия (шаманизм, ислам), устное народное творчество - позволяет утверждать о том, что они в определенной мере выступили как идейные источники этики Бухар-жырау и Кабан-жырау^ !

Ьиэненный путь Бухар-адрау и Кабан-жырау, общая направлен- | ноеть и* таланта, идейная и нравственная атмосфера их творчества I позволяет нам сосредоточить внимание на формировании целого I

комплекса миро рсоаратескнх понятий, оси обними из которых является гуманизм, выраженный в различниг формах. Назовем наиболее :г важные из них: '

- признание достоинства человеке;

- сочувственное отношение к^полонению угнетенного, обездо^ ленного человека;

- протест против несправедливых, кровопролитных войн;

- любовь к народу, семье, женщине, природе, культуре народ?, его традициям;

- право любого человека, на счастье и справедливость.

Вторая глава - "Гуманистическое содержание этических представлений Бухар-жырау и Кабан-жырау" - состоит из трех параграфов.

В первом параграфе "Общечеловеческое содержание этических воззрений Бухар-жцрау и Кабан-жырау" показано, что система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народа», включает набор уничерсальных, общечеловеческих . ценностей| почтительное отношение к старшим, родителям, госте-прикызтво, понятие чести, долга, скромности, благожелательности

•и др^ Следует отметить, что в их творчестве одной из особенностей развития этической мысли выражались в виде сентенций, поучений и нравоучений.

Автором подчеркивается, что жизнь казахов строилась на основе безоговорочного подчинения устоявшимся правилам, строгой регламентации отношений менду людьми, верности традициям предков, соблюдения обычаев, обрядов, предписаний. 11оэтому Бухар-кырау и Кабан-жырау не просто копировали, повторяли оказанное, я конкретизировали их применительно к историческим условиям жизни казахского народа и развивали в соответствии с вытекающими из этих условий задачами, при этом выдвигая вместе а тем оригинальные, глубоко прогрессивные для того временя нравственно-этические идеи и идеалы.

Родоплеменная вражда, постоянные междоусобицы, отсутствие едниого государства, факты измены и перехода представителей ро.доплеменной Еерхушки на сторону врага, а также всякого рода заблуждения предводителей казахских племен пагубно отразились на казахском народе. Все это требовало от мыслителей глубоких размышлений и ясных ответов, воспитания морально-боевых качеств.

Таким образом, в тех исторических условиях, когда казахи были жертвами бесконечных нашествий, когда дни часто застигнуты» врасплох, позсски были на безаольников, когда безжалостно истреб-. лллось, укичтоаалось я уводилось народное добро, когда внешняя опасность угрожала казахскому народу и его родине, вплоть до самого «я уничтожения, интересы народа связаны были прежде всего с героической борьбой против захватчиков, за свободу и независимость родной земля, о защитой ее священной чести. Именно поэтому идеи Бухар-жырау и Кабан-жырау о воспитании у своих современников и потомков чувства неразрывности с народом, преданности его Деду имели исключительно важное общественное и нравственное значение.

Следует отметить, что одной из самых значительных в нравственной философии обоих акынов-кырау является понимание ими категории чести. Бухар-жырау развивая истинно народное понимание о чести обогатил его новым содержанием. Идеи и высказывания а атом плане, совокупно выраженные понятиями "наше", "ар", пронизывают все его творчество. Мыслитель беспощадно критиковал, остро высмеивал бесчестье и бесчестных, воспевал "честь? и •

лвяей, обладающих чувством к соответствующими нравственными качествами. Называя "честь" важным этическим благом, критерием нравственного достоинство человека Бухар-жырау не раз подчеркивал мысль о том, что .душа отвернется от того, кто лишен чести.

Кибан-жырау также уделял большое внимание понятию "честь". При атом у него "намыс" влияет на все остальные формы поведения. В саг-ом общем виде его можно определить как систему нравственных ценностей, соблюдение которых выражается в высокопрестижном поведении. Вместе с тем, это образ жизни и тот нравственный идеал, к которому человек должен стремиться. Все то, что считается высоконравственным и достойным человека, относится к намысу и определяется им. Особенность "наыыса" Кабан-жирау состоит в том, что это не только внутренний кара всего поведения казахов, но и главная черта его мировосприятия, всей совокупности представлений об обществе и природе, больье того можно смело утверждать, эта система взглядов якллется своеобразной национальной философией.

Таким образом, идеи обоих акынов-жырау о чести и бесчестии, как и вся их нравственная философия, имели важное значение в развитии и обогащении нравственной традиции казахского народа, Умение проникнуться мышлением народа, понять его своеобразный идеал, позволяет правильно составить целостное мироощущение казаха, неотделимое от всей сферы мировоззренческих идей эпохи. Необходимо отметить, что этот своеобразный аспект взгляда на . представления мыслителей по тем или иным этическим нормам морали позволяют нам взглннуть на мир глазами мыслителей, приобщившись к их этическому мироощущении почувствовать некую "связь времен".

Акынк-вдрау стремились выразить свое отношение к различным сторонам жизни своих современников. В их нравственной философии немало места уделено взглядам мыслителей на понятие категории долга. Общим во взглядах Бухар-жырау и Кабан-жырау является то, что они рассматривали долг в двух планах: во-першх., как необходимость, стоящуи перед человеком для достижения конкретных целей и направляющую к достижений своего главного идеала, и во-вторых, как обязанность человека руководствоваться определенными мораль- 1 ними принципами и нормами в своих действиях, соблюдать определенные правила поведения во взаимоотношениях с другими людьми, в отношении к народу, родине, семье, друзьям. Следует отметить, > что в их этическом учении исключительно важное место занимают ■ идеи об обязанностях и долге человека по отношению к нравствен-

ним традициям народа. Оба акнна-яырау подчеркивав?, что долг человека - быть преданным всем лучшим нравственным традициям народа и придерживаться её простых общечеловеческих норм и правил поведения.

Так, Кабан-жырау в этом отношении требовал, чтобы человек почтительно относился к стартам, слушался добрых советов, учился у мудрого и брал пример от доброго, был гостеприимным, справедливым во взаимоотношениях с людьми, не был равнодушен к чужой судьбе, высокомерным, не требовал незмуженного мнения о себе, чтобы всегда говорил народу правду и т.д.^

Автор отмечает, что значительное место в творчестве обоих мыслителей отводится вопросу долга детей по отношению к родителям. Также акдац-кмрау уважение к старшим, пожилым возводили в степень важнейшей нравственной обязанности человека, каждый человек должен почитать старость, окружать его теплотой, лабовьв и заботой.

Известно, что казахи свято чтят культ предков. Не знать предков хотя бы до седьмого колена, простительно только сироте с рождения. Родословную казахи заставляют запоминать свокх детей, едва они начинают говорить. Вта традиция, идущая из давних времен, до сих пор »ива. На эту важную особенность, указывал Бухар-кырау, и в отличив от Кабан-жырау этой теме уделял пристальное внимание, считая, что духи предков должны сопровождать всю жизнь человека защищая и оберегая его от всех бед.

Закричали' враги,"Ойбай"

Духн предков покинули их^

В этом контексте в диссертации раскрывается отношение акынсв-жырау к вопросам семьи, брака,и любви, которым они придавали большее общественное значение, борьба за высокие нравственные принципа в семью пронизывают творчество «целителей.

Бухар-жцрау и Кабьн-жцрау большое значение придавали тана любви, выраяая через неё свои гуманистические идеалы. Ведь

* СИ.: Кабан-кнрау, Алыаты, 1993. с.14

^ Поэты пяти веко». Каз.поэзия ХУ - начала XX вв. Алматы, Маэущ, 1993. с.67.

любовь сама по себе представляет выражение гуманизма. Мыслители разрабатывали данную тему через взаимоотношения между двумя полами и отношения других ладей, раскрыли и показали социально-нравственные аспекты любви.

Кабан-жырау всесторонне и глубоко проводил мысль о том, чго любовь как социально-экономическое добро, и как высокая нравственная ценность облагораживает человека. Он видит в • любви великую силу, способствующую нравственному возвышению ' человека, любовь для жырау - путь к счастью. Мыслитель воспевая любовь, вкладывает ь нее глубокий этический смысл, видит в ней великую силу, способствующую нравственному возвышению человека. Характеризуя в целом мысли жырау по этому вопросу, можно выделить основное положение: "Чем больше любовь в сердце - тем больше человечности в человеке".

Таким образом, Ьухар-жырау и Кабан-жырау говорят о любви, прежде всего обращая внимание на любви человека к человеку. При этом акцентировали внимание на принцип госприимства, который как нельзя лучше говорит о стремлении людей любить себе подобных. Развитость гостприимства следует оценивать как своеообразное , проявление гуманизма, человеколюбия, свойственного казахам, живущим в территориально-разрозненных, природно-суровых и соци-ельно-ткжелых условиях жизни. Далее, автор подробно останавли-..-вается о воззрениях акынов-жырау об этом принципе.

Подвергнув сравнительному анализу творчество Бухар-жырау и Кабан-жырау мы выявили общую тенденцию - отражения в произ- '. ведениях духа времени и сопряжение его с личностью жырау .''.В этой связи уместно вспомнить следующие слова Л.Толстого: "Для того, чтобы то, что говорит художник, было вполне ново и важно, нужно чтобы художник блы нравственно просвдаенным человеком, а потому не жил бы исключительно эгоистичной жизнью, а был участником общей жизни человечества"^. , '

Во-втором параграфе - "Категории добро и эло как родовое основание нравственности" - анализируются воззрения названных акынов-жырау с дсбре и зле.

Для Еухар-жырау и Кабан-жырау, среди оценочных категорий и понятий этики, а которых они вкладывали соответствующее

1 Толстой Л, 0 литературе. И. Худ.лит-ра., 1955., с.233.

социально-нравственное содержание, важнейшими были категории добра и зла* Добро и зло в этике мыслителей выражены двумя понятиями: "жаксылык" пен "жамандык". Имея оценочный характер эти категории соответствующим образом отражают принципы и нормы морали, характеризуют положительность и отрицательность поведения человека, его поступков.

Итак, добро акыны-жырау понимали как свершение полезных дел, избавление народа от нужд, страданий, т.е. все то, что приносит людям счастье, все то, что противоречит этому и есть зло. Добро для них заключается в спра ведливых к правильных законах государственного устройства, в любви к людям, в правдивости их взаимоотношений, в вечном стремлении к духовному совершенствованию. Зло мыслители видят в несправедливости по отношению > • * к народу, в его угнетении, насилие над народом осуждалось ими как самое величайшее зло. Необходимо отметить общность взглядов обоих акынов-жырау, в том, что они не допускают возможности свершения зла ни при каких обстоятельствах, на зло надо отвечать только добром.

Следует подчеркнуть, что взгляды Бухар-жррау и Кабан-жыра/ на добро и зло, на их взаимоотношения являются отражением реальной нравственной жизни, характерной для казахского общества ХУ1 в. Общее во взглядах кирау то, что они критически относились . к господствующей морали и нравственным отношениям в обществе, воз)цущались существованием зла рядом с добром, особенно вытеснением добра злом в этической сфере, в реальных взаимоотношениях людей. Оба акына-жырау считали, что каждый человек, желающий, чтобы его имя осталось навсегда добрым, должен делать только добрые дела. Надо заметить, что в понятие добра они Екладывали не только определенные стороны характера или отдельные поступки, а все его деяния, весь его нравственный облик в целом, в творении ■ добра видели смысл жизни человека.

Автором особо подчеркивается, что мыслителем в достижении добра, определяющая роль отводится человеческому разуму. Ведь разум лежит в основе постижения добра и зла, Далее, в диссертации отмечается, что Бухар-жырау смысл жизни видел в том, чтобы оставить после себя "памятный след" а "добрее иш", сделать для своего народа и человека что-то ценное, полезное. Согласно его представлений: гибнет высокая гора, гибнет облако, гибнут

гибнут солнце и луна, гибнет озера волна, гибнет черная земля. Далее, Бухар-жырау заключает:

Что же не гибнет? Чей вечен век?

Доброе имя человека *

Кабаи-жыреу как и Бухар-жырау не только отчетливо различал добро и зло, но и умело противопоставлял пер ое второму, стремясь тем самым способствовать торжеству добра над злом. В самих людях рмличаицихся по общественному положению, социальной среде, в которой оти люди воспитываются он видит носителей нравственного кобра и зла.

В исходном пункте понятия добра и зла в творчестве Кабан-л.ырау неразрывно связаны с нравственшми качествами, моральными достоинствами человека. Говоря о жизни общества, свою основную задачу он видел в проповеди человеколюбия, честности, справедливости. По мнению Кабан-кырау, гая добра нужны такие условия, как законность справедливость, мир и свобода, любовь и дружба, щедрость и милосердие. Автором подчеркивается, что алд Кнбан-жырау решение вопроса о добре прямо связано с вопросом о счастье.

Таким образом, оба акына-жырау внесли заметный вклад в разработку проблем добра и зла, причем добро, и зло неразрывно связаны в их творчестве с вопросами счастья и'справедливости,

В третьем пиряграфе - "Проблема счастья и сйраведливости" -диссертант раскрывает суть этих проблем в интерпретации исследуемых мыслителей. ■ .,'""'

Проблема счастья и справедливости занимает центральное, место в этической мысли казахского народа. Разумеется, акины-жырау >15 могли обойти эту проблему стороной, в их творчестве с наибольшей полнотой раскрылись, обогатились лучшце традиции этической мысли.

Бухар-жырау и Кабан-яырау проблеме счастья уделили особое внимание. Причем, сни подчеркивали ценностно-мировоззренческую сторону счастья. Так, в стихотворениях Кабан-лсырау "Куда уходиаь, счастье?", "Откупа путь держишь, счастье?", прежде всего утвгрк- . дается, что счастье - это ценность, идеал совершенства человека.

^ иеэти пяти иеков. Казахская поэзия ХУ - начала )ОС вв., Алматы, Лазушн- 1993. с.7с.

Здесь,жырау справедливо акцентирует морально-этическую, объективную ценность счастья. В его творчестве, моральные принципы и идеалы играют роль общезначимого критерия счастья.

Действительно, чтобы судить о счастье, нудно знать, какими идеалами руководствуется человек в своих поступках. С формированием идеала счастья непосредственно связаны высшие нравственные чувства человека. Чтобы достичь целостной духовкой удовлетворенности, как кульминации счастья, необходимы нравственно осознанные представления и переживания, духовные характеристики удовлетворения основных потребностей человека. Согласно представлений Кабан-жырау, счастье переживается как духовно-нравственное состояние.

Необходимо заметить, что Кабан-жырау свое представление о счастье связывает о традициями казахского народа, моральными принципами, испокон веков передаваемыми от поколения, к поколе-■ нию, а именно: почтительное отношение к родителям, уважение старости, воспитанность и др. Итак, жырау подчеркивает, что счастье уходит к тому, кто достоин своих родителей, к тому дому, где мир, понимание, слышен звонкий смех детей, где невестка и дочь воспитаны и уважают родителей, кто с родственниками в ладу, в дружную семь», где нет зависти, сплетни, корысти и т.д.^

Далее в диссертации рассматриваются взгляды Бухар-жырау о счастье. Следует отметить приверженность жырау к рациональной » • традиции, его отличает рациональное обоснование возможности разрешения всех нравственных проблем. По мнению жырау, счастья не достигнешь без знания.

Представления о счастье неразрывно связаны с представлениями о справедливости. Счастье и справедливость являются важнейшими категориями этики, которые пополняют, корректируют друг друга. Если один из них ослабевает, акценты переносятся на другой.

Издревле нравственное сознание казахов, придает особое Еажное значение формированию в личности чувства справедливости. Справедливость, стоящая за правду горой, казахскими акынаыи-жырау ценилась как высокое моральное качество. Основная сфера раскрытия справедливости у Бухар-жырау - трагедия эпохи, порожденная .уродливостью, н справедливостью господствующих общественных отношений и нравов, трагедия народа, задавленного невыносимым гнетом.

* См.: Кабан-жырау. Алматы. 1^93 с.32-34

Для Кабан-жырау понятие справедливости, служит как бы базисным для всей общественной надстройки: и политика и социальные отношения должны оправдать свое существование и найти опору именно в справедливости. Основой же справедливости служит у жырау человечность и человеколюбие. Справедливость для Кабан-кырау была не только этической, но и социально- политической категорией, поскольку позволяет оценить общественную действительность, которую надлежит либо сохранить, либо изменить. По мнению жырау, справ едливость должна безраздельно господствовать во взаимоотношениях людей - личных, семейных, государственных, так как именно она играет в жизни роль главного судьи, она основа человеческих взаимоотношений.

У Бухар-жырау справедливость рассматривается как основа . могущества государства и как важнейшее условие счастливой жизни народа. Бухар-жырау идеализирует правителя, в частности Абылай-хана, наделяя его наилучшими добродетелями, превосходными нравственными качествами, в первую очередь - справедливостью.

Справедливость в творчестве обоих мыслителей выступает как важнейшая социально-этическая категория. В справедливости* как некой совершенной добродетели, во всей полноте отражен их социально-этический идеал. -

Таким образом, Бухар-кирау и Кабан-жырау выдвигая в своем -творчестве проблемы счастья и справедливости как'общечелове- . ческой ценности, значительно обогатили этическую мысль казахе?., кого народа, способствовали её дальнейшему развитию.

В диссертации подведены итоги второй главы. ■••V

Ведущими субъектами'духовной жизни той эпохи выступали акыны-жырау, чьи произведения как бы аккумулировали настроения и идеи народных масс. Поэзия жырау оставалась всеедос£ной из важнейших форм выражения мыслей об окружающей действительности. Автор отмечает, духовное наследие предшественников § определенной степени обусловили конструкт мировосприятия мыслителей. При этом заимствованные акынами-жырау идеи переплавлялись сообразно потребностям материальной и духовной жизни своего народа.

Яркие черты национального характера, важные моменты общественно-бытового уклада кизни казахов отражаются в творчестве жырау, нравственные вопросы: проблемы счастья, справедливости, добра и зла, долга и чести и т.д. Диссертантом особо подчеркивается, что этические идеи обоих мыслителей сконцентрировались

,8 стремлении.к антропологизации явлений духовной жизни и выдвижению на-первое место проблемы человека, Акыны-жырау всем, своим .твчрчеотвом стремились воспитать в человеке благородные качества души, внести вклад в воспитание нравственного совершенства людей- Поэтому произведения мыслителей полны назияателымх раздумий - толгау, типичных для древней казахской поэзии. В толгау - раздумьях жырау ясно выражены особенности характера казахов, их своеобразный взгляд на окружающий мир, моральные принципы.

Идеи Бухар-жырау и Кабан-жырау о воспитании у своих современников и потомков чувства неразрывности с народом, преданности его делу имели исключительно важное общественное и нравственное значение. Взгляды мыслителей о чести, счастье, долге, любви способствовали развитию этической мысли казахского народа.

Для обоих жырау среди оценочных категорий и понятий этики в которые они вкладывали соответствующее социально-нравственное содержание важнейшими были категории добра,и зла, счастья, справедливости. Имея оценочный характер, оти категории отражают реальную нравственную жизнь казахского народа. Указанные этические проблемы рассматриваются у обоих жырау в их совокупности, связи, целостности.

В заключении подведены итоги исследования, сформированы основные положения и выводи диссертации.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Проблема нравственных ценностей. // Тезисы выступлений на международной научно-теоретической конференции Аль-Фараби

в истории науки и культуры народов Востока". Алма-Ата, 1994 г.,' 0,1-п.л.

2. Этические взгляды Кабан-жырау (на каз.яз) г.Алматы,1994 г. Деп. в Каэ.ГОпШТИ Р 5156 - Ка 94 от 15.07.94 , 0,6 п.л.

3. Некоторые-воппоси этики в творчества Бухар-жыпау. Курнаг. "Вестник КазГУ" Серия философская. 1994г., 0,2 п.л.

4. Идейные истоки Этических взглядов казахских акыноя-жырау (на каз.яз.) У. "Акикат" - 1995 г. У 12 0,3 п.л.

5. Бухар-жырау и Кабан-жырау: этическое мировоззрение. Караганда, 1995 г., 0,9 п.л.

А.Ы. Нднагатоааниц философия гыльншныц кандидаты дэрежесгн аду уаин усынын отнрган "Бухар жырау мен 1^абан жырау-дын каз^раотарышн мирастыч байланцсы жэне онын кдзак холнынын рухани мэде-1шет1ндег1 мацазы" атты диссертациям 09.00.05 этика мамандыгы бойынша. орындалды.

Диссерта.цвд К&зчцтыц бел^Ш акын-жыраулары Кабан мен Бухардын отикалык ойларцнац халцыныц рухани амхршде ала-

тин орш мен буНшч танца аткаратын ммдетш гылшдя тургыдан эерттеуге арналган.Осыган байланысты Бухар жырау мен 1^абан жы-раудыд этикалык кээцарастиры.оларды^ тарихи цалылтасу ерекие-л1ктер1,туик1 тамыры,жалгш филсссфиялык ойлары жан-кацты талда-нылады.^азац халвдыц тарихи дацуыныц ерекаел!ктер1н ескере оты-рш.олардыц шк1 жан-дуниес1н1ц,ада!,1герШ1Л1К ца.сиетт&рЫ1ц ца-лыптаоуыныц негхзг! сатылары кар&стырылвд ,осыган байланысты пай да болган этикала;', категориялар мен угычцардьщ олеуметт 1К иацызы бедг1л1 бхр жуйеге келген логиналыч ойлар ар^ылы езшхн, шеш:м1н табады.

Тарихтын тиянакты дацу барысында калыятасцан ж<фаулардыц толгалысы мен муцдары,олардыц 1шк1 дуниесЫе эсер еткен мэселе-лер ем1р1м1зд1ц 6'/гшг1 жагдайымен сабактасын зкатцандыгы,сейт1п рухани ем1р1!«зд1ц тутастыгы фидософиплин;,этикалык; тургыдан тал-данылыл,олардьщ болашак урпач уапн аткаратын м1ндеТ1 гылыда-тур-гвдан жэне дэйектШкпен далелденедх.