автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема духовности и нигилизма в трилогии И.А. Гончарова

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Гулый, Александр Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема духовности и нигилизма в трилогии И.А. Гончарова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гулый, Александр Сергеевич

упление

Глава 1. Общественно-литературное сознание 1840-60-х гг. к вопр о духовни и нигилизме)

Глава 2. От «Обыкновенной истории» к «Обломову» (проблема духовности и нигилизма в движении характеров и обстоятельств).

Глава 3. Роман И.А. Гончарова «Обрыв» как итог художественных размышлений писателя о смысле жизни человека и народа.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Гулый, Александр Сергеевич

Актуальность исследования определяется ролью трилогии И.А. Гончарова в художественном движении русской литературы XIX века. Актуальность обусловлена также важностью аспекта рассмотрения трилогии, ибо противостояние духовности и нигилизма определяло многие социальные и нравственные противоречия российского общества 1840-1860х годов и русской литературы этого периода.

Материалом для исследования послужили: художественная проза И.А. Гончарова, статьи, цензорские отзывы и эпистолярное наследие писателя, критика, периодика 1840-1860 г.г., научные труды, посвященные творчеству Гончарова, воспоминания современников.

Методология исследования базируется на историко-функциональном и историко-генетическом подходе, приходилось обращаться к смежным областям знания: социологии, философии, культурологии, теологии.

Научная новизна работы определяется, прежде всего, малоизученностью проблемы духовности и нигилизма в русской литературе, в трилогии Гончарова, в частности. Диссертация является ^ одним из первых опытов обстоятельного изучения духовного аспекта социально-нравственных конфликтов эпохи 1840-1860 г.г., отраженных и в романах «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Практическая значимость работы. Основные положения диссертации могут быть использованы в лекционных вузовских курсах и спецкурсах, в занятиях с учащимися гимназий и лицеев. Научные результаты диссертации могут стать основанием для последующих исследований творчества писателя, а также русской литературы 19-го века.

Апробация работы осуществлялась на лекционных и практических занятиях в МГОПУ (2002г.), на конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва 2002г.). Концепция диссертации и её основные моменты были изложены на заседании кафедры русской литературы МГОПУ им. Шолохова. Отдельные положения диссертации нашли отражение в публикациях:

1. Об общественно-литературном сознании 1840-х г.г. (к вопросу о духовности) // Вестник «Филологические науки». М., 2002. №4. С.81-102.

2. Основы народной жизни в миропонимании И.А. Гончарова (тезисы доклада) // Сб.: Русское литературоведение в новом тысячелетии: в 2т. М., 2002. Т.1. С. 105-106.

3. Фантастическая проза В.Н. Олина (к вопросу о характере духовности) // Четвертые майминские чтения. Забытые и «второстепенные» писатели пушкинской эпохи. Псков, 2003. С. 140-145. (к вопросу о духовности и нигилизме в русской литературе - А.Г.)

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема духовности и нигилизма в трилогии И.А. Гончарова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема духовности и нигилизма связана с двумя противостоящими типами мировоззрения, постоянно сталкивающимися и противоборствующими в истории духовного развития общества, в историческом движении русской литературы. В ней духовность определялась прежде всего ориентацией на православное духовное самосознание, нигилизм же означал отрицание духовного начала и утверждение предметно-прагматического отношения к миру.

Ко времени появления гончаровской «Обыкновенной истории» русская литература многократно обращалась к типическому общественному конфликту «старого» и «нового», «отцов» и «детей», нередко ставила вопросы об отношении молодого поколения к духовной «почве», к православию, к культурной традиции. В литературе конца XVIII - начала XIX веков, в связи с этим, значительное место традиционно занимала и тема семьи. Обращение современных Гончарову писателей к изображению конфликта людей духовных и нигилистов послужило причиной возникновения соответствующих способов и средств организации сюжета, новых композиционных решений, дающих возможность политически заострить эти темы, вынести их за рамки литературы.

Писатели видели свою задачу в том, чтобы попытаться раскрыть душевный мир своих героев, показать внутреннюю борьбу в человеке «вечных» начал, осмыслить характеры с духовно-нравственной точки зрения. Повествованию о судьбах людей часто сопутствовали размышления писателей о месте человека в мироздании, о его природе, об отношении его к Богу. Всё это непосредственно отражалось в художественном изображении действительности. Лишь учитывая всю полноту миропонимания писателя, его духовный опыт, можно верно понять его творчество. Как было показано нами, для понимания жизни, соответствующего авторскому замыслу, необходимо погрузиться в живую «духовную глубь» произведения, оценить его образное содержание по законам, признанным самим автором. Такой подход мы и попытались осуществить в настоящем исследовании.

Проведенный анализ трилогии И.А. Гончарова со стороны её духовно-нравственного содержания во многом меняет представления о своеобразии гончаровского реализма, о масштабе решаемых им жизненных проблем. Так, образ главного героя романа «Обломов» долгое время воспринимался

С/Л лишь как «правдивейшее изображение дворянства» , а явление, которое он отразил, «как социальное явление, возникшее на почве помещичье-крепостнического уклада жизни, в условиях патриархальной неподвижности»563. Духовные черты личности героев романа не представлялись исследователям значимыми. Человеческое бытие объявлялось бытием сознания, но не духа. Говоря о том, что автор «Обломова» остался верен «антикрепостнической направленности русской беллетристики 40-х годов», вспоминали слова Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Никакие обстоятельства жизни не спасут и не защитят человека от влияния общества, нигде не скрыться, никуда не уйти ему от него»564. Между тем, такое рассуждение как бы снимало со счетов духовную жизнь общества.

Так, «обломовщину» сам писатель понимал, прежде всего, как духовную болезнь, связанную с нарушением духовной преемственности с традиционной патриархальной культурой. Между тем, характер главного героя романа до сих пор по преимуществу ограничивают чертами социально толкуемой «обломовщины», теперь уже и с духовно

562 Горький А/. История русской литературы. М., 1939, С. 120.

563 История русского романа: В 2-х т. М.-Л., 1962. Т.1. С.538.

564 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т.7. М., 1955. С.485. нравственной стороны, забывая о том, что роман написан, прежде всего, о самобытной личности Обломова, о его внутренней жизни. Ведь образ Ильи Ильича на протяжении всего романа претерпевает значительные изменения со стороны духовности, коренным образом меняется само мировидение героя. Герой постепенно становится на путь живой, действенной веры, религиозного долга. Его слова, поступки в конце жизни, проникнутые евангельским идеалом любви к ближнему, свидетельствуют о преодолении героем в значительной степени самой «обломовщины». Образ Обломова, понятый в его полноте и развитии, с учётом душевно-духовной составляющей, помогает вернее понять взгляд самого Гончарова на сущность национального характера, на пути развития российского общества, на решение общественных проблем, стоящих перед современниками писателя и т.д.

Потому чрезвычайно важно и дальнейшее исследование Гончарова как художника и мыслителя, глубоко воспринимающего духовную сторону жизни. Ведь писатель воспринимал и оценивал личности своих героев, опираясь, прежде всего не на социальные признаки, но духовную их сущность. Не отрицая влияния социальных обстоятельств на характер того или иного героя, убедительно воссоздал героев, судьба которых определяется более всего их духовным житием.

Таким образом, герои Гончарова оцениваются, прежде всего, со стороны духовно-нравственных качеств, исходя из самоценности их личностей.

Анализ трилогии И.А. Гончарова, в связи с проблемой духовности и нигилизма, - лишь один пример того, как можно, опираясь на характеристику духовно-нравственных представлений героев, соответствующих их типическому миросозерцанию, а также взглядам автора, - достичь более точных и исторически соответствующих понятиям писателя и описываемому времени представлений о смысле и пафосе художественных произведений. Тем самым определяется путь углубления представлений о русской литературе в целом.

 

Список научной литературыГулый, Александр Сергеевич, диссертация по теме "Русская литература"

1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1983.

2. Антонович М.А. Литературно критические статьи. М.-Л., 1961.

3. Антропов JI.H. «Обрыв» роман Гончарова // Заря. 1869, №11.

4. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. М., 1982.

5. Бокль Г. История цивилизации в Англии: В 2т. 2-е изд. СПб., 1863. Т.1.

6. Брянчанинов (Епископ Игнатий) Письма о подвижнической жизни. М.1996.

7. Бухарев A.M. (архимандрит Феодор) О духовных потребностях жизни. М.,1991.

8. В.М. Две прошедшие недели // Ведомости С.-Петерб. Гор. Полиции.1847. №54. 8 марта.

9. Водовозова E.H. На заре жизни. Мемуарные очерки и портреты. М., 1969. Т.2.

10. Ю.Гайнцева Э.Г. Неизданные письма П.А. Валуева к И.А. Гончарову //

11. Рус. лит. 1999. № 1. 11 .Галахов А.Ф. Русская литература в 1847г. // Отечественные записки.1848, №1.

12. Говоров (Феофан Затворник) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 2001.

13. Гончаров И.А. Лит.-крит. ст. и письма. Л., 1938.

14. Гончаров И.А. Нимфодора Ивановна; Избранные письма: Повесть. Псков, 1992.

15. Гончаров. И.А.]. Гончаров И.А. Неизданные письма И.А. Гончарова: (Публикации O.A. и Е.К. Демиховских) // Рус. лит. 1992. №2.

16. Гончаров. [И.А.]. Гончаров в письме к С.А. Толстой // H.A. Гончаров и И.С.Тургенев. Л., 1923. [Гончаров] [И.А.].

17. Гончаров. [H.A.]. Гончаров в письме к Кавелину К.Д. от 27.05.1872г: // опубл. в : Русская мысль. 1895. №2.2\.Гончаров. [И.А.]. Гончаров в письме к Майковой Е.П. // опубл. в : Начала 1922, №2, с.237

18. Гончаров. [И.А.]. Гончаров в письме к Толстой Е.В. от 19.09.1855г. // опубл. в : Голос минувшего 1913, №11, с.51

19. Гончаров. [И.А.]. Переписка И.А. Гончарова с Великим Князем Константином Константиновичем //Рос. арх. М., 1994. Вып. 5.

20. Гончаров. [И.А.]. Письма к Л.Н. Толстому // Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978. Т. 2.

21. Гончаров. [И.А]. Неизвестные главы «Обрыва» // Огонек. 1926, №156.

22. Ъй.Гончаров. [И.А]. Неизвестные главы «Обрыва». М., 1926.

23. Ъ\.Гончаров. [И.А]. Неизвестные главы «Обрыва»: «Возвращение Райского», «Райский и Волохов», «Райский и Козлов» // Пролетарский путь. 1937. №143.

24. Гончаров. [И.А]. Неизвестный отрывок «Мечтания Райского» //

25. Курортная газета. 1937. №137. ЪЪ.Гончаров. [И.А]. Неизвестный отрывок «Юность Волохова» //

26. Литературная газета. 1937. №31. ЪА. Гончаров. [И.А]. Цензорские отзывы (1865г.) // Русский вестник. 1906. №12.

27. Ъ5.Гончаров. [И.А]. Письма, избежавшие камина: (К 100-летию со дня смерти И.А. Гончарова) // Лит. Россия. 1991. № 39 (1495), 27 сент.

28. Гончаров. [И.А]. К.К. Романов в неизданной переписке // Демиховская O.A. Российская государственность: этапы становления и развития. Кострома, 1993. Ч. 2.

29. Гончаров. [И.А]. Неопубликованные письма И.А. Гончарова М.Н. Каткову // И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И.А. Гончарова). Ульяновск, 1994.

30. Гончаров. [И.А]. И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969.

31. Гончаров. [И.А]. И.А. Гончаров в кругу современников: Неизд. Переписка. Псков, 1997.

32. АО.Гончаров. [И.А]. И.А. Гончаров в неизданных письмах, дневниках и воспоминаниях современников // Рус. лит. 1969. № 1.

33. И.А. Гончаров в русской критике М.,1958.

34. Гончаров И.А. Полн. собр. соч.: В 9 т. СПб., 1884.

35. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1980. А А.Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1952. АЪ.Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. 46.Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977. AI .Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1979.

36. Григорьев A.A. Записки зеваки // Московский городской листок. 1847. №88.

37. Григорьев A.A. Искусство и нравственность М.,1986.

38. Григорьев A.A. Литературная критика. М., 1967.5\.Григорьев A.A. Обозрение журналов за март 1847г. // Моск. гор. листок. 1847. №66. 28 марта.

39. Григорьев A.A. Реализм и идеализм в нашей литературе // Григорьев A.A. Сочинения: В 2т. М., 1990. Т.2.5Ъ Добролюбов H.A. Избранное. М., 1975.5А.Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987.

40. Дружинин A.B. Литературная критика. М., 1983.

41. Дружинин A.B. Прекрасное и вечное. М., 1988.

42. Иоанн (митрополит). Самодержавие духа. Спб., 1994.

43. Кавелин К.Д. Задачи психологии. Спб., 1872.

44. Киреевский И.В. Избр. ст. М., 1984.

45. Кони А.Ф. Письма к И.А. Гончарову. // Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т. М., 1969. Т. 6.61 .Кони А.Ф. Иван Александрович Гончаров // Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989.

46. Кони А.Ф. Петербург: Воспоминания старожила // Кони А.Ф. Избр. произв. М., 1980.63 .Мазон A.A. Материалы для биографической характеристики Гончарова. СПб., 1912.

47. H.A. Некрасов и И.А. Гончаров // Переписка H.A. Некрасова в двух томах. М., 1987. Т. 2.

48. Надеждин H.H. Сонмище нигилистов // Вестник Европы. 1829. №1.

49. Никитенко A.B. Дневник М., 1955.

50. Окрейц С.С. Новые романы старых романистов // Дело. 1869. №9. отд.2.

51. Островский А.Н. Письмо к И.А. Гончарову от 9 ноября 1877. // Островский А.Н. Сочинения. Письма. М., 1979.

52. Отчет о делах III отделения С-Петербургской канцелярии и корпуса жандармов за 1862г. // И.С.Тургенев. Документы по истории литературы и общественности. Вып.2. М.,1923.

53. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1950.

54. Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. Л., 1981.

55. Потанин Г.Н. Воспоминания об И.А. Гончарове // Исторический вестник. 1903. №4.

56. Роман И.А. Гончарова "Обломов" в русской критике. Л., 1991.

57. А.Ростислав. Лжемудрость героев г.Чернышевского // Северная пчела. 1863, №138.

58. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX в. М., 1982.

59. Русские критики XIX века о творчестве И.А. Гончарова. М., 1992.

60. Сеченов И.В. Рефлексы головного мозга. Спб.,1871.

61. Скабичевский AM. Литературные воспоминания. М., 1982.

62. Соколов (о. Иоанн) Беседы, поучения и речи. Смоленск, 1876.

63. Сороковые годы XIX века в мемуарах современников, документах эпохи и художественных произведениях. М.,1959.

64. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIXb.b.: В 2 ч. М., 1994.

65. Стасюлевич М.М. и его современники в их переписке.: В 4т., СПб., 1912. Т.4.8Ъ.Страхов H.H. Из истории литературного нигилизма 1861-1865. Пб., 1890.

66. Страхов H.H. Пример апатии // Время. 1862. №1.8Ь.Тургенев КС. Собр. соч.: В 12 т. М., 1956. Т.П.8в.Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М. 1987.81 .Успенский Н.В. Повести и рассказы. Тула, 1986.

67. Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988.

68. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: В 15-ти т. М.,1980. Т.7.

69. Шелгунов Н.В. Воспоминания. М.-П., 1923.91 .Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. М., 1990. Литература:

70. Агафаигел (Соловьев). Пленение русской Церкви. М., 1906.

71. Авсеенко В.Г. Практический нигилизм // Русский вестник. 1873. Т. 106. №7.

72. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: В 2т. М., 1998. Т.1.

73. Алексеев А.Д. Библиография И.А. Гончарова; Гончаров в печати: Печать о Гончарове: (1832-1964). Л., 1968.

74. Аненкова Е.И. Гоголь и литературно-общественное движение конца 30-х начала 40-х. Л., 1988.

75. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.

76. Бак Д.П. Проблема творчества и образ художника в романе И.А. Гончарова "Обрыв" // Традиции и новаторство в русской классической литературе: (Гоголь. Достоевский.): Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1992.

77. Барриве JI. Общественное движение в царствование Александра И. М., 1911.107 .Батюто A.M. "Отцы и дети" Тургенева "Обрыв" Гончарова ( Философский и этико-эстетич. опыт сравн. изучения ) // Рус. лит. JI., 1991.

78. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма М., 1990.

79. Берестов В. Определение обломовщины // Кн. обозр. М., 1994. N 40.

80. НО.Богданович Т.А. Любовь людей шестидесятых годов. JL, 1929.111 .Буланов A.M. "Ум" и "сердце" в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого. Саратов, 1992.

81. Буланов A.M. Две бездны: ("Обрыв" И.А. Гончарова и "Бесы" Ф.М. Достоевского)//Гончаровские чтения. Ульяновск, 1995.

82. Булгаков (Макарий, митрополит Московский). История русской Церкви. М., 1997.

83. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1994.

84. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. М., 1908.

85. Введенский (о. Серафим) И.А. Гончаров (Речь перед панихидою по И.А. Гончарову, по случаю исполняющегося столетия со дня рождения.) // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. №12.

86. Венгеров С.А. И.А. Гончаров (Биогр. очерк) // И.А.Гончаров Полн. собр. соч. СПб., 1899.Т.1.

87. Венгеров C.JI. Основные черты истории новейшей русской литературы. СПб., 1909.

88. Вердеревская H.A. Становление типа разночинца в русской литературе 40 60-х годов XIX века. Казань, 1975.

89. МО.Виноградов B.B. Духовные искания русской классики. М., 1986.

90. Водовозов В.И. О воспитательном значении русской литературы // Избр. пед. соч. М., 1953.

91. Володин Э.Ф. О терминологии и не только о ней // Русская школа. М., 1996.

92. МЪ.Гейро JI.C. Из истории создания романа И.А. Гончарова "Обрыв": (К эволюции образов Веры и Марка Волохова) // Ежегодник Рукописи, отдела Пушкинского дома на 1973 год. JL, 1976.

93. Гейро JI.C. Творческая история романа И.А. Гончарова "Обрыв" : Автореф. дис. канд. филол. наук. JL, 1980.

94. Грех и средство духовной борьбы с ним. М., 1996.12в.Гузь H.A. Типология характеров в романах И.А. Гончарова : Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1985.

95. Гуркина И.И. Роман И.А. Гончарова "Обрыв" в восприятии критиков-современников // История литературы и художественное восприятие. Тверь, 1991.

96. Демиховская O.A. Своеобразие психологического мастерства Гончарова в романе "Обрыв": (Образы Веры и Райского) // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах. Вологда, 1969.

97. Десницкий В.А. Трилогия Гончарова // Десницкий В.А. Статьи и исследования. JI., 1979.

98. Дунаев М.М. Русская литература второй половины XIX столетия Глава 9. // Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. III. М., 1997.131.,Дунаев М.М. Обломовщина духовная, душевная и телесная И И.А. Гончаров. Ульяновск, 1998.

99. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994.133 .Евгенъев В. И.А. Гончаров, как член совета главного управления по делам печати // Голос минувшего. 1916. №12.

100. Евгеньев-Максимов В.Е. Гончаров в его отношении к нигилизму (по неизданным рукописям его) // Книга и революция. 1921, №1(13).

101. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. JI, 1991.

102. ЪЬ .Елизаветина Г.Г. H.A. Добролюбов и литературный процесс его времени. М., 1989.

103. Жикаренцев В.В. Путь к свободе: добро и зло. СПб., 2001.

104. Журавлев В.К. Русский язык и русский национальный характер // Сборник докладов IV международных рождественских образовательных чтений. М., 1996.

105. Замотин И.И. Сороковые и шестидесятые годы. М.-П., 1915.

106. Зелъдхейи-Деак Ж. К проблеме реминисценций в лейтмотивах романа И.А. Гончарова "Обрыв" // H.A. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд И.А. Гончарова). Ульяновск, 1994.

107. Знаменский П.В. Богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902.

108. И.А. Гончаров: (Нов. материалы о жизни и творчестве писателя). Ульяновск, 1976.

109. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли.: В 2т., СПб., 1907. Т.1.

110. Измайлов A.A. И.А. Гончаров и история // Биржевые ведомости. 1912. № 12973.

111. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.,1993.

112. Ирсетская JI.A. И.С. Тургенев и Н.И. Надеждин о нигилистах // Тургеневский сборник. М., 1998. вып. 1.

113. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. М., 1985. №9.

114. Кантор В. Долгий навык к сну: (Размышления о романе И.А. Гончарова "Обломов") // Вопр. лит. 1989. № 1.

115. Кантор B.K. «Средь бурь гражданских и тревоги.» Борьба идей в русской литературе 40 70х годов XIX века. М., 1988.

116. Карасев JI.B. Мильон объятий (о романах Гончарова) // Карасев JI.B. Вещество литературы. М., 2001.

117. Ключевский В.О. Литературные портреты. М., 1991.

118. Кобелева О.Ф. Проблема нигилизма в русской философии и литературе // Сб.: Литература и философия. Запорожье, 1992.5Ъ. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности. Москва-Тамбов, 1997.

119. Коган П.С. И.А. Гончаров. М., 1928.

120. Кон И.С. Позитивизм и социология. М., 1964.15в.Кондюрина A.A. Русский антинигилистический роман 60-70-х годов XIX века: Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1991.

121. Котельников В.А. "Обломов" Гончарова в оценках 1860-х гг.: (Добролюбов и рус. критика о романе) // Революционно-демократические традиции и русская культура : Л., 1987.

122. Котельников В.А. Гончаров как цензор // Рус. лит. 1991. № 2.

123. Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. М., 1993.

124. Котляревский H.A. Канун освобождения (1855-1861). Из жизни идей и настроений в радикальных кругах того времени. Пг., 1916.161 .Котляровский H.A. Странности большого таланта // Биржевые ведомости. 1912. №12973.

125. Кошелев В.А. Общественно-литературная борьба в России 40-х годов XIX века. Вологда, 1982.

126. Краснов Г.В., Викторович В.А. Нигилист на рубеже 60-х годов как социальный и литературный тип // Революционная ситуация в России в середине XIX века: деятели и историки. М., 1986.6А.Краснощекова Е.А. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

127. Краснощекова Е.А. "Обломов" И.А. Гончарова. М., 1970.

128. Криволапое В.Н. Вспомним о Штольце Герой романа И.А.

129. МО.Кузнецов Ф.Ф. Публицисты 1860-х годов. Круг «Русского слова». М., 1969.

130. П\.Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. М., 1977.

131. Кулешов В.И. Роман "знамение времени": "Обломов" И.А. Гончарова//Кулешов В.И Этюды о русских писателях. М., 1982.

132. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. СПб., 2001-2002. Т.2-7.

133. Лебедев Д.П. Русское общество и нигилизм // Исторический вестник. 1881. №6.17 5. Лебедев Ю. В. Иван Александрович Гончаров. 1812-1891 //Лит. в шк. М., 1991. №5.

134. Лебедев Ю.В. Над страницами романа И.А. Гончарова "Обрыв" //

135. Лит. в шк. 1995. № 4-5. \77.Лебедев Ю.В. Христианская символика в романе И.А. Гончарова

136. Лотман Л.М. И.А. Гончаров // История русской литературы: В 4 т. Расцвет реализма. Л., 1982. Т. 3.182Лощиц ЮМ. Гончаров. 2-е изд., испр. и доп. М., 1986.

137. Ляцкий Е. Гончаров. Жизнь. Личность. Творчество. СПб., 1912.

138. Ляцкий Е. О творчестве Гончарова // Современник. 1912. СПб., №6.

139. Манн Ю.В. Философия и поэтика "натуральной школы" // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

140. Мармеладов Ю.И. Грозы Гончарова и Островского // Мармеладов Ю.И. Тайный код Достоевского: Илья-пророк в рус. литературе. СПб,, 1992.

141. Мельник В.И. "Русские немцы" в жизни и творчестве И.А. Гончарова // И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова). Ульяновск, 1994.

142. Мельник В.И. "Обломов" как православный роман // И.А. Гончаров. Ульяновск, 1998.

143. Мельник В.И. «Свою Тамару не брани.» // Гончаровские чтения, Ульяновск, 1997.

144. Мельник В.И. В поисках человека: (Размышления о трилогии И.А. Гончарова) // Волга. 1987. № 6.191 .Мельник В.И. В поисках человека: Размышления над гончаровской трилогией //Волга. 1986. № 6.

145. Мельник В.И. И.А. Гончаров в полемике с этикой позитивизма ( К постановке вопр.) // Рус. лит. Л., 1990. № 1.

146. Мельник В.И. И.А. Гончаров и A.C. Пушкин: (Пушкинские традиции в романах И.А. Гончарова) // Рус. яз. и лит. в кирг. шк. 1989. № 3.9А.Мельник В.И. И.А. Гончаров и А.Ф. Кони: Неопубл. письма // Волга. 1985. № 12.

147. Мелышк В.И. И.А. Гончаров и B.C. Соловьев: Об одном неопубл. письме//Учитель Киргизстана. 1989. бянв.

148. Мельник В.И. Народ в творчестве И.А. Гончарова : (К постановке вопр.) // Рус. лит. Л., 1987. №2.

149. Мельник В.И. Неопубликованное письмо И.А. Гончарова к B.C. Соловьеву // Краткие тезисы докладов на XXI межвузовской научной конференции литературоведов Поволжья. Кострома, 1988.

150. Мельник В.И. О религиозности И.А. Гончарова // Рус. лит. СПб., 1995. № 1.

151. Мельник В.И. Философские мотивы в романе H.A. Гончарова "Обломов": К вопр. о соотношении "социального" и "нравственного" в романе // Рус. лит. JI., 1982. № 3.

152. Мельник В.И. Художественные искания и этический идеал И.А. Гончарова. Дис. д-ра филол. наук. JT., 1989.201 .Мельник В.И. Шедевр доброты: Неопубл. письма С.А. Никитенко об И.А. Гончарове // Ульяновск, правда. Ульяновск, 1993.

153. Мельник В.И. Этико-эстетическое и философское своеобразие реализма И.А. Гончарова// Реализм: жанр, стиль. Фрунзе, 1990.

154. Мельник В.И. Этический идеал Гончарова. Киев, 1991.

155. Мереэ/сковский Д.С. Вечные спутники. Портреты из всемирной истории СПб., 1897.

156. Мережковский Д.С. Достоевский, Гончаров, Майков. СПб.,1908.

157. Мехтиев В.Г. Роман Н.С. Лескова «Некуда» и проблемы духовности и нигилизма в русской прозе 1-й половины 60-х годов XIX века: Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1995.

158. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. СПб., 1896-1903.

159. Миронова Н. Столица и провинция в "Медном всаднике" A.C. Пушкина и "Обыкновенной истории" И.А. Гончарова // Гончаровские чтения. Ульяновск, 1995.

160. Недзвецкий В.А. "Капитальнейшая вещь": Роман И.А. Гончарова "Обломов" //Лит. в шк. 1997. № 7.2\Ъ.Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров романист и художник. М., 1992.2\А.Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви // Рус. лит. СПб., 1993. № 1.

161. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 2000.

162. Непомнящий B.C. Удерживающий теперь: Феномен Пушкина и исторический жребий России // Новый мир. М., 1996. №5.

163. Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М. 1974.

164. Николаев П.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и общественно-литературная борьба в России середины XIX века // Революционные демократы и русская литература XIX века. М., 1986.

165. Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х конец 1870-х г.г.): Автореф. дис. канд. наук. М., 1997.

166. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.221 .Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Л., 1972.

167. Новикова Е.Г. Софийность русской прозы 2-й половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999.

168. Обухов А.М., Саввин H.A. Тридцатые и сороковые годы XIX века в истории русского общества и литературы. Н.-Новгород, 1909.

169. Одинокое В.Г. Психологическое и социологическое в романе И. Гончарова "Обломов" // Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976.

170. Орнатская Т.Н. «Обломок» ли И.И. Обломов? // Русская литература. М., 1991. №4.

171. Панчепко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. JI., 1984.

172. Папков А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902.23\. Переверзев В.Ф. К вопросу о монистическом понимании творчества Гончарова // Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский: Исследования. М., 1982.

173. Пикетов Н.К. Роман И.А. Гончарова "Обрыв" в свете социальной истории. М., 1968.

174. Политика Д.А. И.А. Гончаров в литературно-общественной борьбе 60-х 70-х г.г. XIX века (роман «Обрыв»). М., 1950.23А.Прокопенко З.Т. М.Е. Салтыков-Щедрин и И.А. Гончаров в конце 1860-х годов // Рус. лит. 1985. № 3.

175. Прокопенко З.Т. М.Е. Салтыков-Щедрин и И.А. Гончаров в литературном процессе XIX века. Воронеж, 1989.

176. Пуле M. де Нигилизм патологическое явление русской жизни // Русский вестник. 1881. №11.

177. Райнов Т.Н. «Обрыв» Гончарова, как художественное целое // Вопросы теории и психологии творчества Харьков, 1916.

178. Ремизов Н. И.А. Гончаров в религиозно-этических и социально-общественных воззрениях в своих произведениях. Харьков, 1913.

179. Римский C.B. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов, 1997.

180. Рудницкая E.JI. Шестидесятник Николай Ножин, М.,1975. .241 .Рункевич С.Г. Русская Церковь в XIX веке. СПб., 1901.

181. Русская литература XIX века и христианство. М.,1997.

182. Садуллаева Ж.Р. Концепты русской ментальности в романе И.А. Гончарова «Обломов»: Автореф. дне. канд. филол. наук. СПб., 2000.

183. Сакулии П.Н. На грани двух культур М., 1918.

184. Самойлова Г.М. Споры о творчестве H.A. Гончарова в русской дореволюционной критике. Курган, 1990.

185. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972.

186. Скуратов К. Учитель «умного делания» // Православная беседа. 1996. №1.

187. Сладкова Д.А. Письма И.А. Гончарова как источник изучения его взглядов на воспитание // Вопросы источниковедения русской литературы второй половины XIX начала XX века. Казань, 1985.

188. Соловьев Е.А. Опыт философии и русской литературы. М., 1922.

189. Сорокин Ю.С. Антинигилистический роман // История русского романа: В 2т. М.-Л., 1964. Т.2.

190. Старосельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова "Обрыв". М., 1990.

191. Старыгина H.H. "Душа в мятущихся страстях" (Образы женщин в антинигилистических романах Гончарова, Лескова, Достоевского) // И.А. Гончаров. Ульяновск, 1998.

192. Страхов И.В. Методы психологического анализа в художественном изображении характеров: Психол. анализ портретов-характеров в романах И.А. Гончарова. Саратов, 1978.

193. Суперапсшй М.О. Воспитание И.А. Гончарова // Русская школа. 1912, №5-6.

194. Суперанский М.О. Иван Александрович Гончаров и новые материалы для его биографии // Вестник Европы. СПб., 1907. №2. 1908. №12.

195. Тихомиров В.H. И.А. Гончаров: Лит. портрет. Киев, 1991.

196. Ткачев Е.А. Люди будущего и герои мещанства. М., 1986,

197. Троицкий В.Ю. Идейно-эстетическая борьба вокруг романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» // «Что делать?» Чернышевского. Историко-функциональное исследование М., 1990.

198. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. М. 2000.

199. Троицкий В.Ю. Формирование основ культуры и мировоззрения учащихся и преподавание словесности // Филология и школа М., 2003.

200. Троицкий В.Ю. Художественные открытия как фактор историко-литературного развития (духовный аспект проблемы) // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. М., 1997. Т.1.

201. Ульянов Н.И. На гоголевские темы: Кто подлинный создатель «демонического» Петербурга? // Новый журнал. (Нью Йорк) 1969. №94.

202. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. М.,1960.

203. Учено богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии. Вып.1. Киев, 1904.

204. Фаустов A.A. Об одном неявном способе авторского подключения к традиции: "Русалочий" миф в "Обрыве" Гончарова // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1993.

205. Фаустов A.A. Роман И.А. Гончарова «Обломов» (Художественная структура и концепция человека): Автореф. дис. канд. филолог, наук. Тарту, 1990.

206. Федорова A.B. Эпистолярное наследие И.А. Гончарова: Крат, обзор // И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И.А. Гончарова). Ульяновск, 1994.

207. Федотов Г.П. Святые Древней Руси, М., 1990.

208. Филология и школа М., 2003.

209. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 21Ъ.Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. 21 А. Франк С.А. По ту сторону правого и левого // Новый мир. М., 1990. №4.

210. Храпченко М.Б. Время и жизнь литературных произведений // Храпченко М.Б. Собр. соч.: В4т. М., 1981.

211. Худошина Э.И. О богоборчестве Базарова // Концепция и смысл. СПб., 1996.

212. Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второйполовине XIX в. JI., 1997. 281 .Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров М., 1950.

213. Цейтлин А.Г. Сюжетика антинигилистического романа // Литература и марксизм. 1929, кн.2.

214. Цейтлин А.Г. Творческая история. Исследования по русской литературе. М., 1927.

215. Цион 77. Нигилисты и нигилизм // Русский вестник. 1886. №6.

216. Чемена О.М. Создание двух романов. Гончаров и шестидесятница Е.П. Майкова. М., 1966.

217. Чернов A.B. Архетип "блудного сына" в русской литературе XIX века // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

218. Чешихин-Ветринский В.Е. .В сороковых годах. М., 1899. 2ЪЪ.Шапинская В. Властные стратегии и дискуссии любви в «Обрыве» //

219. Вопросы социологии. 1996. вып.7.

220. Шаталов С.Е. Литературные произведения в движении эпох. М., ^ 1979.290. Шестидесятники. М., 1984.

221. Шинков М.А. «Бесы» Ф.М. Достоевского и русский антинигилистический роман 1860-70-х годов: Автореф. дис. канд. филолог, наук. Орел, 1998.

222. Шишкин М. Национальный характер: миф или реальность?: Заметки о немцах в рус. лит-ре // Независимая газ. 1994. № 64 (740), 6 апреля.

223. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М.,1980

224. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований. Пенза, 2001.

225. Щеблыкин И.П. Необыкновенное в романе H.A. Гончарова "Обыкновенная история" // H.A. Гончаров. Ульяновск, 1998.

226. Щеблыкин И.П. Об обновлении методологических подходов в изучении русской литературы 18-19 веков // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. М., 1997. Т.1.

227. Щеблыкина Л.И. "Не три романа, а один" (о текстологич. общности романов И.А. Гончарова). Пенза, 1997.

228. Щеблыкина Л.И. A.B. Дружинин о романе И.А. Гончарова "Обломов" (методологический аспект) // И.А. Гончаров. Ульяновск, 1998.

229. Щукин В.Г. Концепция Дома у ранних славянофилов // Славянофильство и современность. СПб., 1994.

230. Экономцев И.Н. (о.Иоанн) Духовность и творчество // Вопросы философии. М., 1996. №2.301 .Элъсберг Я.Е. Основные этапы развития русского реализма М., 1961.

231. Юдин A.B. Русская традиционная духовность. М., 1994.

232. Якимова Е.В. Петр Адуев: имя, характер: (По роману "Обыкновенная история")//Гончаровские чтения. Ульяновск, 1995.

233. ЪМ.Якушкин П. Почему в «Обрыве» обруган нигилист, а не нигилистка // ^ Искра. 1870.Т. IV, №16,24.

234. Яловая З.Ф. Тургенев и проблема «лишнего человека» в общественно-литературной жизни России периода «мрачного семилетия» (1848-1855). Киев, 1983.

235. Яхонтов А. Памяти И.А. Гончарова // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. №11.