автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема героя в лирико-психологической драме (на материале творчества Ильяса Эфендиева)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Ализаде, Марьям Али кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема героя в лирико-психологической драме (на материале творчества Ильяса Эфендиева)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема героя в лирико-психологической драме (на материале творчества Ильяса Эфендиева)"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им НИЗАМИ

Па правах рукописи

АЛИЗАДЕ МАРЬЯМ АЛИ кызы

УДК 824.462—29.

ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ В ЛИРИКО—ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ДРАМЕ

(на материале творчества Ильяса Эфепдиева) 10.01,02 — Литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — I Я!) У

Работа выполнена в отделе советской литературы ордена Дружбы Народов Института литературы им. Низами АН Азербайджанской ССР.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор КАРАЕВ Я. В.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор АЛ ИБЕКОВА Г. С.

кандидат филологических наук, доцент РАГИМЛИ И. А.

Ведущая организация — Бакинский Государственный Университет.

. Защита состоится <¡¡80 > - 1-990 года

в часов на заседании специализированного совета

Д. 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы им. Низами АН Азерб. ССР (адрес: 370143, г. Баку, пр. Нариманова, 31).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азерб. ССР.

Автореферат разослан <30 > 1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, ка филологических наук:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность_иссл§£Ования. На современном этапе общественного развития, в условиях иктивиэации роли человеческого фактора особое значение приобретает концепция личности в литературе. Данная проблема достаточно широко разработана в азербайджанской литературоведении, о чем свидетельствует ряд серьезных исследований в области национальной драматургии, прозы и поэзии. Вместе с тем, имеюитйся опыт показывает, что длительное время на уровень научного осмысления этой проблемы негативно влияли и в чем-то деформировали научную корректность выводов предвзятые волюнтаристские концепции героя, разработанные еще в период культа личности и возрожденные в годы стагнации. Основным методологическим недостатком этих концепций героя является их определенная односторонность и формализм. Активизации человеческого фактора в условиях перестройки и демократизации общества обусловливает и качественное обновление концепции личности в литература.

Проблема личности во все времена являлась актуальнейшей в художественной литература. Непреходящий интерес к человеческой личности способствовал формированию "психологических'* и "непсихологических" средств изобразительности в литература и завершился возникновением художественного психологизма как эстетической формы /А.Б.Есин/. Важнейшими событиями мировой литературы сталгс худокзственш-психо логические открытия таких классиков, как Л.Н.Толстой, Ф.М.Дастоевский, А.П.Чехов. Развитие литературы XX века отмечено знаком художественного.психологизма как доминируа-пэго метода эстетического осмыслэния и отобра?1внил действительности.

Как в XIX, так и XX столетии азербайджанская литература характеризуется тенденцией к создании классичзских образцов худо-кественного психологизма. Развитие новых тенденций в азербайджанской советской литература 60-80 годов имело следствием новуо концепцию личности, обозначившуюся в произведениях И.Эфен нова и ряда других видных писателей. Подобно ситуации и русской и европейской литоратурэ, данная тенденция способствовала фориированн» в азербайджанской драматургии канра лиЕИКО'ВЬЙ^ЗОЕ^^йЗ.ДРёУа. На сегодняшний день в азербайджанском литературоведении /Я.Карцев, Ш.Салманов, Я.СоЯлдов, А.Сафиеа и др./ лирико-психьлегичас-низ пьесц И.Эфондиева по праву считается достиженьями национальной драматургии. А в контексте азербайджанского советского тент-

доведения укоренилось понятие "театр И.Эфендиева" /Б.Набиев/.

Твирчество видного писателя и драматурга Ильяса Эфендиева всегда было в центра внимания литературной критики. Исследование его творчества посвящены диссертации, монографии, статьи« Однако, хотя в работах некоторых авторов /А.Агаев, Х.Алнмирзоев, М.Аллахвердиев, С.Асадуллаев, В.Богуславский, л.Гаджиев, Дк.Джа-фаров, Я.Караев, и.Ыамедов Т.Цуталлимов, Б.Набиев, Г.Оруджали, И.Рагимли, Ш.Салманов, А.Сафиев, Я.Сейидов и др./ анализируются отдельные лирико-психологические драмы И.Эфендиева, в целом в системном плане эта проблема азербайджанским литературоведением до сих пор не рассматривалась. В то время как вопросы специфики образи героя, системы персонажей,поэтических особенностей лирико-психологических драм И.Эфендиева уже выкристаллизовались как актуальная литературоведческая проблема. Исследование пьес И.Эфендиева в аспекте проблемы героя позволит определить место и роль писателя в национальной драматургии, выявить жанрово-стилевые особенности его творчества.

Изучение новаторских особенностей драматургического творчества И.Эфендиова, кроме.осмысления поэтики лирико-психологичес-кой драмч, позволит проследить пути решения проблемы героя в современной азербайджанской драматургии, глубже осознать текущая!! литературный процесс.

Дё£У_й_2&^й1£_исследован>;Я. Основной цельо настоящей диссертационной риооты является исследование идейно-художественных особенностей дмри ко-псмходогмчеоких пьес И.Эфендиева 8 аспекте проблемы героя. Достижение данной цеди предусматривает роненме следующих задач:

- исследование на матеркам пьес И.Эфендиева становления "дарихо-психологичесхого жанра" в азербайджанской советской драматургии;

- прослеживание в типологическом аспекте тенденции формирования характера современного героя в лирижо-психологических пьесах И.Эфендиева;

- рассмотрение проблемы героя в историко-ррволвцмонных пьесах И.ЭфенБкева;

- определение роли "отрицательного героя" в конфликте лирика-психологической драмы.

Б реферируемой работе рассматривается новаторская роль в эволюции национальной драматургии "лиркко-психологического жан-

ра", анализируются новые остетическив функции характера героя, проводится типологическая классификация героев в художественной структуре пьес.

&то£ологическую_основу_дисс§£тации составляет труды классиков марксизма-ленинизма, посвященные проблемам литературы и искусства. Исследования советских ученых в области драматургии, психологизма в литературе и искусстве составляют теоретическую основу реферируемой работы.

и2¥1Ф22_Ь2§И;Шй_и<г£5в5°2§Ш12« й реферируемой работе впервые в свете достижений литературоведческой науки исследуется драматургическое творчество И.Эфецдиева во взаимообусловленности ироб-леи "лирико-психологического жанра" и героя.

Впервые в реферируемой диссертации творчество И.Эфендиеаа рассматривается системно - г контексте поэтики жанра лирико-психологической драмы. Б качестве самостоятельной проблемы анализируются вопросы художественного изображения, формы и средств воплощения современного героя лирико-психологических драм.

В диссертации разработана типологическая классификация героев лирико-психологических драм И.Эфендиева по принципу их нравственного максимализма исходя из внутренней структуры образов. Анализ пьес позволяет вывести следующую типологию: положительные герои лирико-психологических пьес /I тип/; колеблющиеся герои с положительной тенденцией /П тип/; герои, стабильные в приверженности отрицательной идее /¡¡1 тип/; герои - отрицательные персонажи, прогрессирующие в процессе развития, превалирования позитивных качеств своего характера -/1У тип/.

13 основе данной типология новаторская суть конфликтов пьес И.Эфендиева.

[¡2актичвския_у§нность_£нсс«^аг^и. Й литературной критике и литературоведении утвердилось признание лирико-психологических драм Ильяса Зфендиева как одного из основных направлений современной азербайджанской драматургии. Значение реферируемой диссертации - в углублении осмысления творчества И.Эфекд. зва, что одновременно позволит полнее изучить жанровые особенности лирико-психологической драмы, эстетические закономерности, гондоицаи развития современной азербайджанской драматургии.

Результаты и выводы рефарируомой диссертации шгут быть использованы при изучении пробьем национального теитра, а т^к&з при чтении споцкурси по соврокашюЙ ваорбойдаднсиой драматургии

-о -

в университете, педвузах и институте искусств республики.

Апробиуия_иссле£овиюш. Работа выполнена в отделе теории Института литератур?' им.Низами АН Азерб.ССР. Основные положения и выводы диссертации докладывались на международно« симпозиуме "Театральные связи СССР и Греции: традиция и новаторство" /Афины, 1986/, У1-1Х научных конференциях аспиринтов республики /Баку, 1983, 1984, 1985, 1986 гг./, I мездународном конгрессе по азер-байджинопедению Дейсарийе- Турция, 1990/. За последние 10 лет диссертантом прочитан в Институте искусств им.Ы.А.Алиева цикл лекций, охватывавших суть и общее содержание реферируемой диссертации. Содержание диссертации отражено также в ряде статей.

Структуращтссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка и< пользованной литературы.

основное содокание работу

Во введении дино обоснование актуальности и научной целесообразности избранной темы, определены цели и задачи исследования, его научния новизна, теоретическое и практическое значение.

Гяиви_1 - "Концепция личности в лирико-психологической дра-ш и ее специфические особенности" - состоит из трех разделов. 6 первом разделе дан краткий экскурс в историю становления жанра, указаны роль и значение в птоы процессе классиков азербайджанской литературы /13.Ф.Ахундо,в, Н.Б.Веаиров, А.Б.Ахвердиев, Н.Нари-ьшнов, Др.Миыедкулизаде, С.С.Ахундов, Г.Деавид, Д^.Дрзабарлы и др./. В очерковом плане прослекивается путь формирования творческого »метода И.Зфендиева: от порвых элементов лирико-психологичес-кого свойства в традиционной канре до заверванной лирико-психологической драмы. Б качестве материала рассматривается ранние рассказы и романы /^¡исьма из села", "Ивы над арыком", "Мэстострои-тали*/, а тикгз первые пьесы драматурга /"Бевнио воды", "В семье Атаевых"// 1950, 1954).

Один из основных тезисов диссертации связан с необходимостью обращения к прозе писателя в целях достаточно полного определения ' его творческого метода, в том числе как драматурга. В частности, здесь важно учитывать, что по своим идейно-эстетическим особенностям роман "Ивы над арыком" является началом нового этапа в творчестве И.Эфендиева. Концепция личности, постепенно обретающая новые смысловые оттенки и значения, наиболее полно реализует-

ся в образе Нурии, отраяающей зароядающиеся тенденции.

В конца 50-х - начале 60-х годов новая концепция личности, воплощенная И.Эфендиевым в прозе, находит свое выражение в первых драматургических опытах писателя.

Анализ показывает, что в строгом смысле первые пьесы молодого драматурги еще нельзя считать лирико-психологическими. Однако их глубинная преемственная связь с последующими пьесами несомненна. Ухо в ранних пьесах И.Эфендиева заметна тенденция /вопреки требованиям традиционной поэтики/ к усилению функциональной значимости диалога, переноса центра тяжести с внешних категорий драматичности /сюжет, действие, ситуация/ в сферу раздумий и лирических перекиваний героов. Контрастность, динимика смены настроений и драматизация атмосферы возникает ке Ь пестроте социальных коллизий, а естественным обрзон ровдается в глубинах психологической, духовной и нравственной «иэни героев. Эти и другие признаки нового метода впоследствии станут формосмыслообразующими факторами лирико-психологического яанра а современной азербайджанской драматургии.

Уже в пьесах "Бошнпз воды" и "В семье Атаёвых" одним из основных средств раскрытия духовного !в»ра героя выступает худоетст-венный психологизм. Однако, при всей своей продуктивности, этот прием еще на был в состоянии полностьи выразить концепцию личности, которую автор стремился реализовать в драматургии. Однам-ды и навсегда признании!А человека "главной пробдзшй" художественной литературы, писатэль-гуганист ищет пути полной реализации слонной и неповторимой "судьбы человека". На этой основе при активном освоении и использовании лирико-психологических элементов и возникает в азорбийджшской драматургии рзалисти-шская психологическая драна нового типа. Иьсса И.Эфзндиева "Ты всогда со иной" /19 64 г./ по праву считается провозвестницей нового санра в азербайджанской советской драштургки, ибо худоязствонныз сродства, ранее используэиъя лиаь в качзстве компонента лирико-психо-логичоской тоцдонцик, в данной пьесе реализовались как основной катод раскрытия внутрзннзго ирз героя.

Как драглтург-нопатор И.Эфзндиэа в своих таорчзскюс поисках признал приоритеты лирачзской кйтзрпротацаи н психолигичзской углубленности п работе над образом, усилил анцианиэ к коняретной личности, прочно связанной со ссоки врэиэкеи. Этни кудоггзстезн-исследованием 1фапствснних, социальная ц цсихояогичэсаях

сфер в содержании личности героя было положено начало новому этапу в развитии азербайджанской советской драматургии. Творчески усвоив достижения мирового опыта /в особенности чеховского/ лирико-ш.ихологической драмы, И.Эфендиев осуществил художест-венно-о( тотичсккую "апробацию" этого жанра на национальной почве.

В диссертации отмечается, что на современном этапе эволюции художественного сознания рост интереса к психологии личности хи-ракторон не только для драматургии, но - в не меньшей степени -и для прозы и гкпзии. Б мировой литературе зримо наблодается процесс "повторного открытия человека". Развитие таких жанров, кик "психологический роман" и "психологическая пазма" в мировой /в том числе и советской/ литературе, превратилось в закономерное явление литературного процесса /А.О.Богуславский, Л.Я.Гинзбург, В.И.Диев, Ч..Добрев, С.С.Имихелова и др./.

Термин "лирико-психологический жанр" появился в азербайджанской критике в связи с пьесой И.Эфендиева "Ты всегда со мной". Д} того времени,как правило, использовались понятия "лирическая проза", "лирическая драма/комедия".

Ь первом разделе главы "Ты всегда со мной" рассматривается кик реалистическая психологическая пьеса, всесторонне анализируется образы Гпсинзаде к Наргили, занимающих центральное положение во внутренней структуре произведения. В работе отмачиется", что возникновение в нашей литературе санра ляриво-пснхологической драмы явилось закономерным итогом напряженных эстетических поисков нового, высоко гуманистического отношения писателя к современному человеку.

Современное звучание темы героя нового типа, созданного И.Цфоцдиэвым, было связано преедо всего с том, что герой но выступал в качестве изначально определившейся личности; формирование характера протекало непосредственно в процессе развития действия, сюжета пьесы на фоне глубоких внутрэннях переживаний и размшло-ний персонажа.

В самой архитектонике пьесы, технике живописания героев и мотивировке их поведения требование глубины психологической аргументации обретает специфическое значение. Бытописательство и острая интрига, закрученная на внешних эффектах, свойственных традиционной поэтике ранних пьес И.Эфендиева, устулаот место жизненной правде, глубокому конфликту, на смену статичным персонажам приходят герои, находящиеся в процессе формирования.

Качественно новое отношение И.Эфендиева к предмету изображения проявилось в характере и способе реализации художественного конфликта, интерпретации образов, системности монологов и диалогов, ремарок и пауз, подтекста. Определяющим для ноиого метода драматурга стало пристальное внимание к сложным внутренним нравственно-духовным противоречиям в характере героев, яркое изображение их бескомпромиссной борьбы за свое общественное бытие, гражданскую судьбу, позицию.

Одном из главных признаков определения жанра в искусстве является выяснение своеобразия характера героя. Б этом смысле основное различие мавду традиционной и новой поэтикой заключается в самой природе существования героя в пьесе: если в традиционных драмах персонаж раскрывался и определялся только и обязательно в действии, внешних поступкех, то в лирико-психологических пьесах на первый план выходит внутреннее развитие личности, напряженные поиски своего "я", преодоление внутренних противоречий и заблуждений, органически присущих всякому развивающему характеру.

В силу того, что драматическое напряжение пьесы И.Эфзндиова "Ты всегда со мной" достигается за счет конфликтного состояния внутреннего мира героев, особое значение приобретают здесь подтекст, паузы, напряженное шлчание, мимика, интонировка, другие "импрессионистические" лирико-психологические срадства. Взаимоотношения гороев, мотивы их конфликтов зачастую раскрываются посредством приема интроспекции, который в каждом конкретнйн случае способствует и соответствующая эмоциональной самооценке личности. Протяженный по драматургическому времени всей пьесы процесс самооценки героя /самсинилиз-самоиостижение-самоопределение/ является одним из основных показателей' поэтики лирико-психологи-чоской драмы.

Анализ содержания пыэсы приводит к выводу, что не только и нэ столько против негативных явлений современной им действительности ведут борьбу герои пьесы "Ты всегда со мной". Своеобразие их конфликтного противостояния заключается в том, что чиу предшествует длительная внутренняя борьба, некий продуктивный кризис личности, в котором горой одновременно является и обвинителем, и судьей, и обвиняемым. На этом этапа конфликта особш функции обретает монолог: выступая как мощное средство самораскрытия героя, монолог актуализирует в настоящем времени драматического действия факты и переживания прошлого /ретроспекция/ героев пьесы.

Концентрация основных драматических средств вокруг внутреннего мира героя обусловливает их лирико-психологическую тональность. Ь силу этого знешняя сторона событий, сам сюжет и конфликтные /проблемные/ ситуации на первый взгляд выглядят непривычно статичными. Со всей наглядностью эта особенность проявляется в пьесе "Ты всегда со мной".

Ь диссертации сделин вывод, что создание первой национальной реилистической психологической драмы явилось закономерным итогом длительного литературного процесса. Лирико-психологическап драма выразила но только авторскую концепцию личности, но и - в неме-ньыой мере - современные тенденции азербайджанской советской драматургии 60-х - 80-х годов. Именно з силу этого пьеса "Ты всегда со мной" смогли стать той питательной почвой, на которой произросло все лирико-психологическое направление азербайджанской драматургии.

Во втором разделе главное внимание удалено анилизу социально-психологических, этических аспектов лирико-психологичэской драмы.

Известно, что сущностные свойства личности наиболее ярко проявляются в общественных отноыаниях. Ишнно в сфоре социальной морали и возникают основные проблемы героя, осознаваемые в бо^ее широком смысле как конфликты личности. И потоцу нравственные проблемы /конфликты/ неизизино сохраняют свою актуальность для художественной лмтзратуры.

Художественное осмысление к разрокошю соцкально-этичаских проблем явилось одной из осно шиле задач лирико-психологической драны. И.ЭДендиева из пыле всего интересовало изобраезкие тех или иных самих по себе нравственных форц поводошш личности; главный для драматурги представлялось рискритие_взикиосвизи_ищшвизуаль-

точки их соприкосновения и противостояния. В этом сулсло пьеса грзх" /19 67 г./ является этапной в творчество И.Зфоцщшва.

Сам факт создания этой пьесы доказывает, что обрацэнме к жанру лирико-психологической драш из является для И.Эфовдиева случайным и временным; драштург приступил к воплошнию продуманной, прочувствованной художественной идеи, связанной с кокцзпцией личности.

В центре внимания драматурга ка гей раз оказались взаимоотношения трех поколений людей, вовлеченных в напряженный нравст-

венний конфликт. К первому поколению относятся люди, ранее оказывавшие покровительство герою пьесы Сагибу. Отмотенные жизнью кик выразители чуждых народному сознанию идейных ценностей, эти леди упорно придерживаются принципов и идеалов периода культа личности... Среднее поколение, представленное образами Нурджахан и Сагиба, казалось бы, невозможно считать связующим звеном между первым и третьим поколениями. И прелуш всего потому, что они но только внутренне тяготоют к новому, молодому поколению, ни и активно оберегают их от растлевающего влияния "старших", направляют и опекают молодых, представленных в пьесе образами Хансу, Лйгыз И Натаван.

В работе отмечается, что проблема взаимоотношения поколений эаявлени в пьесе неоднозначно и потому требует особо внимательного к себе отношения и анали.а. Диалектическая сложность этих взаимоотношений подчеркнута автором: события развиваются в динамике поворотных пунктов общественной жизни, когда конфликты неизбежно приобретают острый, а порой и антагонистический характер. Отрицая "ценности" старшего поколения, И.Эфендиеи убедительно аргументирует закономерность их разрыва не только с молодым, но и со средним поколенном.

Являясь положительным героем 1-го типа, Сагиб внутренне связан с новым поколением. В развитии драматического движения ему принадлежит роль духовного наставника, в определенном смысле он - моральная опора положительных героев пьесы. Общий взгляд на положительных героев 1-го типа лирико-психологических пьес И.Э^йндиева выявляет как сходство, так и отличив Сагиба от 1'асин-заде /"Ты всегда со мной"./. Так, в драматической движении пьесы оба они занимают аналогичная позиции, оба они люди "в возрасте", обоих отличает и сближает чуткое, бережное отношение к ыолоадм. Однако*в отличие от пьс^ы "Ты всегда со мной", дополнительным стимулом конфликтности драмы "Мой грех" выступают сложные переплетения интимно-личностных-и общественно-социальных факторов духовной жизни главного героя Сагиба. В художественном строе пьесы эти факторы образуют диалектическое единство, однако критериями общественно-социальных идеалов и принципов все-таки являются ин-тимно-личностныа факторы духовной жизни героя. Все это в конечном итоге избавило пьесу от моралиэаторстви, идеологических атимоов; психологизм, реализм художественного отображения действительности способствовали раскрытию жизненной правды предлагаемых авторы

драматических коллизий. Сталкиваясь в конфликтном противостоянии, основные персонажи пьесы "1юй грох" познают суровые закономерности действительности, обротают личный духовный опыт и нравственную опору.

Особое вникшие уделено а работе образу Нурджахан, относящейся ко 11-му типу героев. Два глубоких психологических фактора определяют непрерывное, мучительное для нее самой состояние аффекта; любовь к Сагибу, отравленная страхом потерять любимого человека, и предчуьствие катастрофического перелома в творческой жизни - неизбежного ухода из большого искусства. Нурджахан не пидит смьк л.ч б жизни боа любви и сцены, в то же иремя они не имеот достаточных духовных и нравственных сил для примирения с (уровой необходимостью. Ъизнь без сцены представляется ей никчемной, иску<1твч без остатка владеет всем существом Нурджахан; в глубино души она догадывается, что и Сагиба она полюбила лишь за его восторженное, возвышенное отношение к ее творчеству.

Нурджахан - один из самых воэвыленных образов драматургии И.Офендишш. Эта женщина не видит разительного противоречия между поколениями. Обуреваемая пессимистическими, упадническими нхн троениями и терзаемая тоской по уходящей молодости - человеческой и творческой - она целиком и полностью сосредоточена на этих переживаниях. В итоге и она, и Сагиб лищаются простого человеческого счастья, без которого, по убеждению драматурга, очень трудно противостоять сложностям и конфликтам жизни. Основу лири-ко-психологического настроения героев пьесы .таким образом, составляет щемящий мотив утраченного счастья.

Лрослочивание перипетий творческой и интимно-психологической жизни Нурджахан,акнонт т внутренном драматизме ее переживаний позволили автору создать оригинальный, качественно новый для . азербайджанской драматургии образ женщины-художника.

Как и в пьесе "Ты всегда со мной", проблема героя в драме "ИиЙ грех" конкретизируется в драматическом контексте нелрернв-. ной внутренней борьбы за нравственное совершенствование личности, обретение ею высоких моральных качеств.

Льосы И.СХ^ндиова характеризуются и новыми для азербайджанской советской драматургии средствами воздействия, среди которых наиболее яркими являются лирико-психологическая атмосфера, поэтические ритмы, эмоциональное разнообразие, интеллектуализм, борьба страстей, драматическое напряжение мысли. Интеллектуальная

тонкость, даже изощренность драматического языка, единство внутреннего движения образа с внешними проявлениями, динамикой делают пьесы И.й}юндиева многоярусными, по л ироничными.

Основную роль в реализации главной идеи, в интерпретации роли персонажей, раскрытии их морально-этической сути играет любовь. Не скрывая своей авторской симпатии к главному герою, видя в нем черты своего идела, драматург не идеализирует его, более того, И.Э^ндиев порой безжалостно раскрывает конфликтность, противоречивость интимно-психологической сферы жизни своих героев. Пьеса "Не могу забыть" примечательна имонно с точки зрения бескомпромиссного решения внутреннего конфликта ее героев.

События протекают в замкнутых границах одной семьи, однако значение пьесы выходит далеко за рамки семейно-бытовой драмы, охватывая широкие проблемы I оциально-этической жизни общества. Во главу угла драматического конфликта пьесы автор ставит взаимоотношения молодых людей, находящихся в динамической фазе формирования своих нравственных и социальных воззрений. В центре конфликтного противостояния троих интеллигентов /Камран, Нармин, Джамиль/, в полном соответствии с жанром лирико-псйхологической драмы стоит юная и пылкая Нармин. Все происходящие на внешнем уровне сюжета события драматург переводит в глубь внутреннего осмысления героини и по цепочке пере^винивзпризнагаа-повествова-ние передает лирико-психологичвокое напряжение души героини.

В данном разделе рефорируемой диссертации, наряду с другими пьесами /"Мой грех" и "Не могу забыть"/, анализируются образы и "Логибших дневников" /1969 г./ в аспекте их типологической принадлежности. Сравнительный анализ типологически родственных женских образов - 4мриды /!Могибшие дневники"/ и 1йрмин/"Не могу забыть"/ - позволяет увидеть закономерности развития творческого метода И.Эфендиева, выводить особое значение конфликта "герой и среда" для лирико-психологических пьес драматурга.

Героиня пьесы "Не могу забыть" /Нармин/, вступив в конфликт со своей микросредой, в итоге осознает преную скрытые от понимания причины неудачи своей любви. В отличие от иве, Фрида вступает в конфликт с мавросредой, но выводы ее аналогичны. Если Нармин стремится вырваться из нездоровой среды, чтобы обреет ясность духа, то Зарида напротив - импульсивно порывает со здоровой средой своих товарищей и до поры, до времени попадает под тлетворное влияние торгашей и циников. В этом смысле отличны и Тен-

денции доижония двух героинь, хотя конечные точки их развития совпадают в "системе координат" лирико-психологической драмы, ii детально воссозданием автором процессе нравственного очищения Фириды роль своеобразного катализатора играют днеоники героини, которые придают лирико-пеихологичоскоцу конфликту характер почти документальной летописи духовной жизни молодого человека конца 60-х годов...

Таким образом, анализ пьес "1иой грех", "Но могу забыть" и "Ногиоано дневники" позволяет осознить лирико-психологический способ художественного исследования как один из действенных реалистических методов, нашедших свое воплощение в драматургическом творчестве И.Эфондиева.

Ь Ш-еы разделе 1-ой главы исследуется разработки проблемы исторической томы и исторического героя в психологической драме.

Оиралоиие И.ЗДяндиева к исторической тематике выявило новью возможности жанра лирико-психологической драмы. Это, по сути, означало новое отношение как к исторической томе, так и к проблеме исторического героя. Языком художественного произведения драматург заявил и разрешил научно-тсоретическую проблему: историю творят конкретные, живые лйди, а не только объективные исторические процессы и свеохличности.

Новым этапом азербайджанской советской драматургии явилась драма И.^ндиова "¡1вскя осталось в горах" /1970г./, в которой впервые историко-революционная тема раскрывалась в контексте лирико-исихологичоского жанра. Обращаясь к рсволюционноцу прошлому народа, драматург но стремился во что бы то ни стало объять все стороны, все аспекты революционной борьбы; его задачой было строаленио отобразить эпохальные, глобальные обгцаственные перемены сквозь призму судоб конкретных людой, носителей тех или иных нравственных ценностой.

Азербайдмнская советская драматургия содержит достаточный опыт в области воплощения революционной темы. Оригинальность творческого подходи И.Офеидиеьа к этой теме заключается ь том, что он впервые в содержательной контексте своих пьес утвердил мотод отражения революционных событий в зеркале нравстренных перемен во внутренней миро героев, принадлежащих к различным классам предреволюционного азербайджанского общзстви. ¡¡ьоса "¿к)сня осталась в горах" привлекает внимание и лирико-психологическими размышлениями героев, строго реалистическим анализом классовой

сущности происходящих событий.

Литературная критика /Я.Караев, А.Агаев и др./ особо отмоти-ла умение И.Э{ондиева воссоздавать диалектическое единство чувств и переживаний, связанных с общественно-политический борьбой, оценила пьесу "Песня осталась в горах" как историческую драму нового типа.

Значение событий пьесы, происходящих и одним из исторических регионов Азербайджана - Карабахе, с точки зрения влияния Апрельской революции на общественно-политиче! кую и моральио-психологи-ческую жизнь азербайджанского общества осмысляется драматургом на общенациональном уровне.

осе персонажи пьесы - от центральных образов до эпизодических - полнокровные, яркие, активные участники событий, которые п корне изменили вековой уклад жизни азербайджанцев.

¡орой пьесы - Ниджат относится к 1-му типу героев лирико-пс:ихологической драмы. Герои этого типа, являясь центральными персоналии, с которыми сталкиваются все остальные участники событий, активно влияют на других героев, ярче оттенля лирико-психологическую сущность их характеров, и силу этого собственно социально-политические проблемы в лирико-психологической драме, как правило, рассматриваются как категории нравственно-этические. И пьесе "Песня осталась в горах" драматург ставит и рошает острейший социально-психологический вопрос: "Мг,жет ли между людьми противоположных убеждений существовать духовнчя близость /любовь/?" Сложнейшее переплетение политических проблем гражданский войны и нравственных конфликтов любящей личности отображено в образе одной из ярких героинь азербайджанской драматургии -Шпхназ. Анализ поэтики социально-психологической драмы, проведенный на материале шюсы "Песня осталась в горах", показал, что в художественно-эс тетическом разрешении историчоскоЯ теин основная роль здесь принадлежит .1-му типу героев ДЬхназ/.

Итерой пьесой И.Эфендиева на историческую тому явилась дра-»'1 "Патаван" /19 г./. Несмотря на то, что в авторской рукописи жанр пьесы заявлен как "историческая хроника", драматург остается верен свсену методу, а хроникальность задается им в качестве фона, на котором рлзрертыпистсн художественное повествование о жиаНи и творчестве видаюззЯся азербайджанской поэтессы и государственного деятеля Хуршуд Баку Патаван, широки известной в народе такна и под именем Хян гызы Дакская дочь/.

Хуршуд Вану как драматургический образ по содержанию и значению тесно связан с прадвдущими женскими образами драматурга. Хуршуд Вину по своему драматургическому качеству является оригинальным образом лирико-психологического жанра. Ш своему идейно-эстетическому кредо, приверженности высоким ценностям общенационального сознания, уровню гражданственного, патриотического самовыражения образ Хуршуд Бану Натаван стоит на порядок выше остальных героинь И.Эфецдиева и по праву считается новаторским явлением в азербайджанской советской драмитургии.

Анализ поэтики социально-психологической драмы на материале пьесы "Хан гыэы" выявил значительное расширение границ жанра, обогащение лирико-лсихологических пластов художественного контекста оттенками темы политической борьбы, патриотизма и протеста против социального угнетения народа.

В числе исторических драм И.Офендиева пьеса "Шейх Хиябани" /19В6г./ занимаот особое место. И в других произведениях драматурга в той или иной степени и форме затр-. ивается тема разделен-ности .народа /на т.н. Северный и Шный Азербайджан/, но пьеоа "Шейх Хиябани" полностью пбсвящена раскрытию идеи единства народа; Немаловажное стимулирующее значение в этом сыграло и усиление национально-освободительного движения в Йкном Азербайджане. Сим факт написания этой пьесы в революционно-политическом ключе, в очередной раз подтверждает мысль, что лирико-психологическая драма сформировалась как выражение самостоятельной идейно-эстетической концепции в творчестве И.Эфендиева.

~ "Психологизм и проблема отрицательного героя" - состоит ио двух разделов. Первый раздал посвящен исследованию позиции отрицательного героя в лирико-психологическом конфликте.

В лирико-психологических драмах И.Уфендиева конфликт, психологическая борьба происходят вовсе не между диаметрально проти-^ востояцими "злодеями" и "святыми". Используя возможности поэтики лирико-лсихэлогической драмы, И.Эфоцдиев ищет решения социально-нравственных конфликтов, возникающих во внутреннем мире личности, т.е. - традиционная классификаций! персонажей /по амплуа/ в пьесах драматурга теряет свою внутреннюю силу и значимость.

Базируясь на внутреннем движении, конфликт лирико-психологи-часксй дрг<иы обретает характер "суостанционального Конфликта" /Гегель/ й в этом качестве определяет показатели поэтики драмы.

/ксэОный конфликт в мировой -драмитургии обрел свою-кяасси-

ческую форму в пьесах создателя "новой драмы" Г.Ибсена; в России этот тип конфликта и драматического движения реализовал в своих пьесах Л./¡.Чехов.

Творчески исиользуя и развивая классический опыт "новой дримы", авторы лирики-психологическиго направления современной драматургии привлекает "субстанциональный конфликт" как основной способ психологического раскрытия характера героев.

Анализ первой пьесы И.Щхзцциева /"иешние води"/ покапывает, что ее конфликт заявляется и разрешается в соответствии с требованиями поэтики классической драмы. Но уже следующий шаг - пьеса "В семье Лтаевых" - являет собой своеобразный переходной этап в творчестве драматурга. В этой драме е'до сильны патетики, романтическая вера автора в мужество и <тойкость положительных гороев, ' своеобразный авторский "диктат" в решении их судеб, но уже проглядывают четкие контуры тонкого лиризма и психологизма, которые в полной море проявляется в атмосфере пьес "Ты всегда со мной" и "1£эй грех". Качественно новый конфликт питает художественную энергию пьесы "Ты всегда со мной", в его разрешений определяющую роль играют лирико-психологические образы. Коронным образом меняется смысл и характер понятия "отрицательный герои". Во многих случаях происходит отказ от однозначной персонификации категории "отрицательность" в одном герое, в качестве составной части она входит в духовный ареал личности, проявляя себя как недостаток, негативный элемент характера героя.

По степени участия п конфликте и активности занимаемой позиции отрицательные герсонажи лирико-психологических драм И.Эфон-диева делятся на две группы: I/ герои, стабильные п приверженности отрицательной идее; 2/ герои /отрицательные образы/, выявляющие светлые стороны своего характера. '

Во ¡¡-ом разделе главы с точки зрения поэтики лирико-психоло-гической драмы проводится раздольное исследование образов гороев Ш-го тип'1 /Зир.|дж /"Ты псогда со мной"/, ^члмиль, Саодат /"Не могу забыть"/, лдалят /".¡огибшие дневники"/, Бвюк-бек /"Песня осталась в горах"/, предпринимается сравнительный анализ этих и других персонажей nt.ee И.Эфсндиев.-}.

В поэтике традиционной драмы герои Ш-го типа обладали гораздо большим значенном и удельным весом в организации и разрешении конфликта. В лкрико-психологическоЯ драма их позиция и роль значительно ослаблены и не имеют решающего значения.

Критерием идейно-эстетического воздействия лирико-психологи-ческих драм неизменно являются лирико-психологические персонажи. Это происходит в силу того, что,в отличие от классической пьесы, чей конфликт координируется в одномерном драматическом времени -пространство, лирико-психологический герой вращается, действует в двухмерном драмитичиском хронотопе, т.е. его конфликтное противостояние не замыкается в рамках борьоы с отрицательными силами: с немэшшей силой конфликт актуализируется и в его внутреннем миро. Таким образом, лирико-психологические персонажи, вынуаден-но вовлекаемые в борьбу с отрицательными силими, вступают в эту борьбу как Ои добровольно и сознательно,. Особенность конфликту лирико-психологической драмы, отличающей его от традиционной поэтики, придает концентрация психологических усилий героя на искоренение собственных отрицательных качеств, активное неприятие жизненных принципов антиподов. Самое большое мужество лирико-психологический герой проявляет в осознании и познании своих личных негативных качеств. Так, основные персонажи пьесы "Ты всегда со мной" ¡¡аргиля и Гасанзадо не противопоставляются Йирадму, а главный антагонист Сараджа Гисанзаде даже не сталкивается с ним в прямой, непосредственной борьбе.

Внутренние коллизии носителей высоких нравственных ценностей оставляют в тени конфликт Фцраджа, именно в силу этого разоблачение последнего никак не сказывается ни решении жизненной проблемы, • над которой в напряжении всех своих духовных сил бьются Наргиля и Гисанзаде. Сталкивая в контексте этой проблемы "отрицательного Гасанэыдо" с "положительным Гисанзаде", фокусируя внимание на их бескомпромиссной борьбе, автор дискредитирует ничтокныо моральные принципы и притязания Фа раджа. Анализ пьес И.Офецдиева "11а могу аьбыть", "¡Ьгибшне дневники", "Песня остилась в горах" и др. выявил, что суть героев Ш-го типа показана автором не в открытой событийности, но как отражение^ итог их нравственно-психологического банкротства.

Наряду с. нравственный развенчанием персонажей Ш-го типа, параллельно ему в лирико-психоло:аческих драмах протекиет процесс возрождения героев 1У-го типа.

Во Г.-ом разделе именно в отом плане рассматриваются образы (Ьиккет /"Ты всегда со мной"/, Анджел /".Ьгибшиа ди&вники"/, .''юлбахар /".ki'JH*, летяв^я из сада"/, определяется их роль в ди-- др«ма. мшлмэ образов 1У-го тиш выявил, что

их нравс твенное возрождение в контексте лирико-психологической. драмы осуществляется и изображается в большей мере по реалисти-ческо-психологическим законам. Ло мере обретения иолохителышсти эти образы ничинают играть все более решающую роль в разрешении лирико-исихологическиго драматического конфликты. Обогащение лирико-психологической пьесы строго реалистическими приемами и средствами осмысляется как специфическая черта поэтики лирико-психологической драмы.

Во Л-ом разделе Л главы исследуются и сатирические сродства выразительности художественного психологизма пьес И.Эфендиева.

В лирико-психологических пьесах И.Эфендиева, написанных в 70-80-х годах, наглядно прослеживается процесс углубления творческого метода драматурга. Наряду с лиризмом и психологизмом, в его пьесах начинают звучать темы сатирического отрицания и осмеяния. Анализ пьес "Пэсня, летящая из сада" и "¿3 хрустальном дворце" показал, что драматург пользуется методом сатирического отрицания как одним из проявлений художественного психологизма. Объектом и субъектами сатирического отрицания являются, как правило, герои Ш-го типа. Для создания сатирической а"тмосферы ш>ес "В хрустальном саду" и "¡¡есня, лзтящая из сада" драматург, с одной стороны, использует такио действенные приемы сатиры, как реплика-намек, шутка, ирония, розыгрыш. С другой стороны, автор •вскрывает "анатомию мещанства", взяточничества, мошенничества и ус тами героев 1-го и Л-го типа дает оценку моральному облику их антиподов. /Например, Гаоиб прямо называет сроду Лгагусейна и Ка-дыиа "болотом"/. Однако в лирико-психологической драме основные пэрсонаги, дасе занимая сатирически-разоблачительную позицию, в прямую, непосредственную борьбу но вступают. В силу этого отрицательные герои, избавленныз от острой конфронтации, обретают широкий для действия простор, что позволяет им полностью раскрыть сиоо внутреннюю отрицательную сущность.

В творчестве И.Эфендиева особняком вцаеляются лирические воиэдип, созданные на базе лирико-психологического жанра. Во Л-ом раздело рассштрнзается комедия "Странный парень" /19 73 г./, анализируются ее идейн!:э и художественные особенности. Герой этой погадки - Езлех - типологически родственен положительным герояч лирико-психилогичэскнх дрзи И.Эфендиева. Однако, в отличие от героев пьес "Песня, летящая из сада" и "В хрустальном дворце", герой пьес ьг "Странный парень" дается автором в кошческих сктуа-

циях. В сущности, в нем нет ничего "странного", тиковым он выглядит в глазах сановитого Дадащ-эаде и его раболепствующего окружения. Как и в других пьесах, И.Эфендиев и здесь отказывается от соблазна пряного и быстрого разоблачения, предоставляя персонажам возможность саыопостижения и самораскрытия, причем осуществляет это в приемах лирико-юмористических. Литературная критика совершенно справедливо оценила пьесу "Странный парень" как первый и удачный шаг драматурга от лирико-психологической драмы к лирико-психологический комедии.

В аиклучечии обобщены результаты проведенного исследования, которые можно резюмировать следующим образом:

1. Лирико-психологические пьесы народного писателя Азербайджана И.Ефецциева составили своеобразный этап, точнее направленна в азербайджанской советской драматургии.

2. Сюжетио-поэтическая структура лирг. .о-психологической драмы строится на глубоком нравственно-этическом конфликте личности. Типологический анализ системы образов лирико-психологи-ческих пьес И.Эфецциева позволил выявить четыре типа героев;

3. Герои 1-го типы - Расанзаде / "Тц всегда со иной"/, Каи-ран /"Не могу забыть"/, Ниджат /"Песня осталась в горах"/, Габиб • /"В хрустальном дворце"/ и др., наиболее приближенные к авторской позиции. Внешне пассивные в композиции и сюжетной развитии, они, тем не менее, заполняют собой все пространство драмы, способствуют разрешению конфликти в сюжетном вреиени-простринство, помогают правильной оцонке другими персонажами своей личной позиции. С профессиональной точки зрения для создания этих образов характерен прием индивидуализации, персонификации в них общественного, эстетического и этического идеала. С точки зрения Ее философско-эстетической это проявление актуализации и художественной контексте пьес диалектики единичного и общего. В лирико-психилогических драмах герои типа Гасанзаде, Сагиба, Хансу, их личные "удьбы протекают в русле общественного морально-психологическоГо движения. Потерпев неудачу в борьбе за личное счастье, лшиьшись даже надежды, они тем ко менее не теряют своей нравственной чистоты. С учетом этого вывода, героев 1-го типа можно, назвать образами с незавершенной судьбой:

4. и/ Шрсонижи ':^го типа - Наргиля /"'Гы всегда со мной"/, Цурдж..х-л» /"И й грех"/, &.рида/" Сгибшие дневники"/, Нармин /"ш могу зибыть"/, Шхкаэ /м11есня осталась в горах*/, Айнур /"В

хрустальном дворце"/ и др. - цужественно противостоят лжи, отнизываются от индивидуалистских интересов,осознают необходимость истинного гражданского служения стране и обществу. Являясь порождением эпохи застоя, неся на себе печать конфликтности того периода, эти персонажи отличаются ориентацией и тенденцией к нравственному очищению. В лирико-психологических пьесах динамика общественного развития отражена сквозь призму духовного бытия этих персонажей. Не случайно, названия пьес /"Ты всегда со мной", "Мой грех", "Не могу забыть" и др./ звучат как искронние признания;

б/ Характерной особенностью образов 11-го типа в лирико-психологических драмах И.Эфендиева является то, что большинство из них - молодке женщины. Образ женщины играет основную роль в определении формальных и содержательных сторон лирико-психологических драм. В их характеристике важное значение имеют средства ли-рико-психологического построения образа и его конфликтного состояния /эмоциональное напряжение драматической коллизии, лирические нюансы характера, высокий поэтический стиль монологов и диалогов, значительность пауз и т.д./. Женским образам И.Цфоцпиева свойственны метафорическое мшление и речь, мелодичность, идущая от ритмической организации поэтического текста, особое значение отдельных фраз и выражений, подчеркивающих эмоциональный строй -духовности героинь. Герои пьес И.Эфендиева проявляют себя как венские__образы_навого_типа.

5. Анализ лирико-психологических пьес выявил особое значение и активную роль в драматическом движении персонажей ¡1-го, но не 1-го типа. Манровые показатели пьесы строятся именно на их драматической судьбе, что делает эти образы центральными в структуре пьесы. Именно они, по сути, являются лирико-психологическими героями, и это происходит в силу многоаспектного их изображения

в художественной системе дра»т.

6. а/ Выделенные в отдельную подгруппу, персонажи Ш-го и 1У-го типа в разрешении конфликта лирико-психологической драмы решающего значения не имеют. В контексте лирико-психологических драм И.Эфендиева, в отличив от поэтики традиционных пьес, их художественная миссия ограничена и очерчена кругом локальных проблем;

б/ Нравственное банкротство героев Ш-го типа - Фарадяа /"Ты всегда со мноя"/, Тахира, Сахавата, Ллыурада /"Мой грех"/, Д*а-

миля, Саадата /"Не йогу забыть"/, вихранды /"Песня осталась в горах"/, Г^буша, Хатама /"11есня, летящая из сада"/, Барсука /"Странный парень"/, Дишфаргулу хана, Медведкина, Воронцова /"Ханская дочь"/, Агагусейна, Надыма, Фариза, Джавахир /"Ь хрустальном дворце"/ - лишает их подлинно человеческих черт. И хотя их социальное преступление не демонстрируется автором наглядно, однако, нравственный крах этих персонажей вызывает к ним презрение положительных героев не меньше, чем формально-юридическое их осуждение. Этот прием относится к одноцу из действенных стилевых приемов лирико-психологического жанра;

в/ Одной из мировоззренческих особенностей лирико-психологи-ческой драмы является наличие глубоко личного отношения, сочувствия автора к персонажам, признающим свои ошибки, заблувдония, Драматург не спешит осушать подобные конфликтные личности, предоставляя им и другим персонажам право на борьбу за нравственное возрождение. Определяющим фактором внутреннего мира персонажей 1У-го типа .- Иазакот /"Ты всегда со мной"/, Анджел /"Погибшие дневники"/, Гюльбахар /"Песни, летящая из сада"/ и др. - является противоречивая сложйость духовной сферы человека, стремление •этих персонажей к свету, к нравственной чистоте. Велика сила микросреды, держащей лцдой в своей власти, диктующей им свою волю и законы. Но тем и значителен их бунт и победа над силами мрака, тем убедительней оптимизм, их вера в торжество правды и человечности, что они обретают в борьбе высокую нравственную х духовную победу. Нравственное ьозрозденио героев 1У-го типа изображается автором в динамике, ц иссяидуется и аргументируется средствами реалистическо-психологического анализа, что значительно обогащает галерею образов лирико-психологичоской драма И.Э$ендиева.

7. Лирико-психолсгичаскиЙ стиль комедии И.Эфондиова "Странный парень" позволяет соотносить ее в типологическом плане с ,ipi.ir..wji, где автор <■ успехом использует приемы сатирического отрицания к осма.чнкл. Штодадсгквдскоа ш различие заключается в том, что вмое то разрушительной сатиры драьитург использует кашам .смуйнкй и характеров как сродство .утверждения нравственного.

i Л ионное содержаний исследования отраконо в .следующих пуб-

1. ¿¿аседцш* постановки реыгссера Тофига Кязимова /до пьо-

сам И.Эфендиева /Гобустан - 1972, № I, 0,3 п.д.

2. Решение проблемы личности и общества в современной аэер-. байдданском театре.// Гобустан - 1975, Ю I, 0,2 п.л.

3. Лирико-психологические драмы И.Эфендиева и их Сценическая интерпретация. // Известия АН Азерб.ССР. Серия литературы, языка, искусства. - 1982, У 3, 0,3 п.л.

4. Проблема современного героя и нравственности в лирико-психологических драмах И.Эфендиева. // Тезисы.докл.конференции, посвященной 60-летию СССР. - Баку, 1982.

5. Поиски нравственности в азербайджанской драматургии и театре // Тез.докл. У научной конференции аспирантов выспих школ Азербайджана. - Баку, 1982.

6. Поиск нового в диалектике национального и интернационального /на материале азербайджанской драматургии последних лет/

// Тез.докл. П научно-практической конференции молодых ученых, посвященной социально-экономическим пробломам г.Баку в XI пятилетке и в перспективе - Баку, 1983.

7. Концепция нового человека в драматургии И.Зфэндиева и отражение духовных ценностей социализма. // Отражение темы дружбы и братства народов в советской литературе. Тез.докл. республиканской конференции. - Степанакерт, 1983.

8.Проблема героя п современной лирико-психологической дра-гяз. /^ Тсз.докл. 1У республиканской конференции молодых литературоведов. - Баку, 1984.

9. Лирико-психолсгичаская драыа: концепция личности и проблема гзроя. // Тоз.доклд. УИ научной конференции аспирантов вистах акол Азербайджана. - Баку, 1985.

10. "Хрустальный дворцы" разрушаются. (/ Здебият ве индке-сонет. 1986, I тя.

11. Исторические проблемы и современные направления азербайджанского театра. // {Материалы международного конгресса

по пзэрбайдааиовадению. - Кейсарийв /Турция/, 1990.