автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Вашурин, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Вашурин, Андрей Николаевич

Введение.

Глава I Идейные истоки проблемы христианского единства в творчестве В. С. Соловьева.

1.1 Церковный раскол и проблема преодоления догматических различий восточного и западного христианства в философии В. С. Соловьева.

1.2 Немецкая классическая философия как методологическая основа решения религиозно-философского вопроса В. С. Соловьевым.

1.3 Идея вселенской церкви в русской религиозной философии первой половины XIX века.

Глава II Идеи христианского единства в историософии В. С. Соловьева.

2.1 Учение о всеединстве как метафизическое основание проблемы церковного единства.

2.2 Идея вселенской церкви как фундамент соловьевской теократии.

2.3 Основные аспекты проблемы соединения церквей в творчестве B.C. Соловьева.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Вашурин, Андрей Николаевич

Актуальность исследования. В 2000-ом году исполняется 100 лет со дня смерти В. С. Соловьева. Но, несмотря на этот факт, творческое наследие философа продолжает привлекать внимание исследователей. Без изучения проблемы христианского единства в творчестве В. С. Соловьева его философские идеи не могут быть до конца осмыслены. Уже этим, в первую очередь, оправдывается выбор темы исследования.

Во- вторых, актуальность изучения проблемы христианского единства в творчестве Вл. Соловьева обусловливается и исторической ситуацией конца XX века, когда противоречия между природой и обществом, традицией и новацией, религией и наукой порождают глобальный кризис как индустриальной, так и постиндустриальной (информационной) цивилизации. Кризис диктует переход к новому историческому типу общества, основанному на объединении культур, а, следовательно, и единении христианства как части мировой культуры.

Без изучения проблемы христианского единства невозможно определить перспективы развития процесса интеграции различных культур. Все это требует опоры на богатое наследие русской философской мысли.

В-третьих, современный статус проблемы христианского единства обусловлен тем историко-культурным процессом современной эпохи, который характеризуется стремлением к единству, к общечеловеческой солидарности, к постановке вопросов в мировых масштабах. В этом процессе особое место по праву принадлежит экуменическому движению, провозвестником которого можно считать В. С. Соловьева. В объединении христианства он видел важнейшую задачу своей эпохи, которая не решена и сегодня. Встреча римского первосвященника с московским патриархом, которая символизировала бы примирение западного и восточного направлений христианства, так и не состоялась. Это также позволяет говорить об актуальности исследования проблемы христианского единства в творчестве В. С. Соловьева.

В-четвертых, актуальность изучения темы объясняется и тем, что историософский срез проблемы христианского единства включает в себя помимо общекультурных проблем и такой аспект, как национальный вопрос. Обращение к наследию B.C. Соловьева позволяет избежать как крайностей национализма, так и негативизма в отношении к общечеловеческим перспективам российской культуры.

В-пятых, у В. С. Соловьева идея объединения церквей была связана и с его стремлением, решить славянский вопрос. Как и сто лет назад этот вопрос остается сложным и неразрешенным, что и продемонстрировали события в современной Югославии, гражданская война между хорватами-католиками и православными сербами. И это так же позволяет говорить об актуальности темы исследования.

В-шестых, актуальность исследования объясняется и настоятельной необходимостью преодоления культурных и конфессиональных «разрывов» между духовными традициями западного и восточного христианства.

В-седьмых, об актуальности проблемы христианского единства свидетельствует усиление внимания научного сообщества к проблемам философии и религии, религии и воспитания, связанных с их недостаточной разработкой в отечественной науке.

В-восьмых, актуальность темы исследования обусловлена настоятельной необходимостью, продолжить изучение истории отечественной философии, опираясь на современную методологию исследования. Работы Вл. Соловьева стали выдающимся вкладом в развитие русской культуры и философской традиции, а научные идеи предвосхитили новые направления в русской религиозной философии, в том числе имеющие важное значение для осмысления современного состояния духовного развития общества.

Актуальность диссертационной работы определяется потребностями дальнейшего совершенствования образовательного процесса в средних специальных и высших учебных заведениях. История отечественной философии рубежа XIX - XX веков, проблематика интеграции культур и цивилизаций находится в ряду наиболее перспективных направлений обновления философского образования.

Степень разработанности проблемы. На протяжении длительного периода существования отечественного соловьевоведения специальных исследований проблемы христианского единства в творчестве В. С. Соловьева не было. В российской и западной литературе жизненному пути и творчеству В. С. Соловьева посвящено достаточно большое количество материалов. Однако, необходимо отметить, что его интерпретация проблемы христианского единства почти не исследована. Главным образом, церковный вопрос1 в творчестве В. С. Соловьева рассматривается в связи с оценкой общей мировоззренческой позиции мыслителя, хотя первые аналитические статьи в этой области появились в конце XIX начале XX века. Это статья Данилевского Н. Я. «Владимир Соловьев о православии и католицизме»2, вышедшая в 1885 году, статья Н. Ф. Федорова «Проект соединения церквей»(1890 г.) , статья Н. А. Бердяева «Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева» (1911г.)4, а также работа С. М. Соловьева «Идея церкви в поэзии Вл.

1 Понятия «церковный вопрос» и «христианское единство» рассматриваются нами как содержательно тождественное, что соответствует их употреблению самим Соловьевым, видевшим раскрытие идей всеобщей целостности бытия всеединства.

2 Данилевский Н. Я. Горе победителям. Сб. - М., 1998

3 Федоров Н. Ф. Собр. соч. в 2-х томах. - М., Т. 1.,1994

4 Сб. Владимир Соловьев. - Томск, 1997

Соловьева» (1913г.)5. Указанные работы, бесспорно, содержат ценный материал по исследуемой проблеме.

В статье Н. Я. Данилевского проведен исторический анализ позиции В. С. Соловьева по проблеме христианского единства. Автор, отстаивая славянофильскую идею, начинает статью с высказывания А. И. Хомякова о том, что невозможно единение между православием и католичеством из-за разницы в духовной позиции. В теократических планах философа Данилевский усмотрел его переход в католичество, отход от свободного отношения к предмету исследования. Данилевский указывает на то, что в решении проблемы христианского единства Соловьев был «прельщен», «соблазнен» схематизмом.

В. С. Соловьев, как бы в угоду историософской симметрии, вольно обращается с историческими фактами, пропуская их через прокрустово ложе своей философской системы. Основное внимание при этом было уделено критике исторических и догматических несоответствий, что вполне было согласовано с основной задачей статьи - защитой славянофильского подхода к церковному вопросу. Данилевский и Соловьев рассматривают проблему объединения церквей с разных точек зрения. Если для Соловьева она начинается с раскола, то по Данилевскому никакого раскола не было, а было «отпадение римской церкви от вселенской, начавшееся с IX века и завершившееся Ватиканским собором 1870 г. и 1871 г.»6.

Главный недостаток данной статьи состоит в том, что автор оценивает взгляды Соловьева на проблему христианского единства слишком односторонне, лишь с исторической точки зрения, забывая о философских принципах Соловьева.

5 Соловьев С. М. Статьи по религии и богословию. Сб. - Томск, 1997

6 Данилевский Н. Я. Горе победителям. Сб. - М., 1998, с. 393

Если Данилевский критиковал Соловьева за схематизм, то Н. Ф. Федоров увидел во взглядах философа на проблему христианского единства другой недостаток. С позиции «общего дела» он осуждал критику Соловьевым, как католицизма, так и православия, считая, что в общем деле единения нельзя «громить» историческое христианство, а надо «печаловаться» об обеих конфессиях. По мнению Федорова Соловьев повторил ошибку апостола Петра, когда тот поднял камень в защиту Христа7.

Заняв такую позицию по вопросу о конфессиональных различиях, Федоров впадает в еще большую утопию, нежели та, за которую третировали самого Соловьева, так как без критического анализа исторического процесса развития христианства никакого сближения и понимания вообще было невозможно.

Другой современник философа, Н. А. Бердяев, в религиозных исканиях Соловьева отмечает тот недостаток, что философ, занимаясь теоретическими основами объединения христианских церквей, уделял недостаточное внимание мистическим деяниям католицизма и православия, между тем как именно христианская мистика таит в себе внутреннюю разделенность церкви. Если мистика западного христианства более чувственна, отличается характером напряженного психофизиологизма, томления и влюбленности в живую личность догматических персонажей, то православная мистика более созерцательна. На первом плане в восточных житиях проповедуется «обожение» человека. В мистике католицизма Бог на небе (земное тянется к Богу). На православном Востоке Бог внутри храма, аскета, подвижника, монаха.

7 Федоров Н. Ф. Проект соединения церквей//Собр. Соч. в 2-х томах. - М., 1995, Т.1. с. 385.

С Бердяевым можно согласиться в том, что Соловьев рассуждает в этом вопросе слишком абстрактно и схематично8. Соловьеву были присущи мистические настроения, но его мистицизм был рационален. С этой позиции он и подходил к проблеме христианского единства. В его работах «церковь» выступает как одна из философских категорий, включенных в его историософскую концепцию.

С этой точки зрения возможность объединения церквей кажется вполне логичной, лишенной утопического оттенка, если под ней усматривать не столько союз папы и русского царя, сколько объединение «царства» и «священства» - основных начал соловьевской теократии.

Не менее интересна для нашего исследования работа С. М. Соловьева «Вселенская церковь в поэзии Вл. Соловьева». В своей статье автор стремится отсечь от софиологии Вл. Соловьева ее оккультно-гностические моменты, придать ей однозначно христианский смысл - любви к Богородице и служение Ей. Исследуя церковно-философские взгляды мыслителя, С. М. Соловьев анализирует его поэзию, что позволяет ему раскрыть внутреннюю эволюцию В. С. Соловьева в церковном вопросе. Вместе с тем он критикует философа в увлечении католицизмом, обвиняя его в униатстве9. По мнению С. М. Соловьева, с развитием полемики, направленной против славянофильства, европеизм смешивается у философа с католицизмом.

С. М. Соловьев правильно подчеркнул, что именно католический культ Мадонны, а не только расхождение со славянофилами и критика русской действительности, обусловил тяготение Вл. Соловьева к католицизму.

8 Бердяев Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева/Ю Владимире Соловьеве. - Томск, 1997, с. 105.

9 Соловьев С. М. Идея церкви в поэзии Вл. Соловьева// О Владимире Соловьеве. - Томск, 1997, с. 149.

Главный недостаток рассматриваемой работы состоит в недооценке С.М. Соловьевым синтетического характера метафизического обоснования проблемы христианского единства.

Значительную ценность для исследования проблемы христианского единства представляют работы общего характера Е. Н. Трубецкого, С. М. Соловьева, К. В. Мочульского, Г. В. Флоровского, А. Ф. Лосева, В. В. Сербиненко, М. В. Максимова, а также статьи Л. М. Лопатина, Г. П. Федотова, А. В. Гулыги, Б. В. Емельянова10.

Важной представляется работа Е. Н. Трубецкого «Миросозерцание В. С. Соловьева», о которой Н. А. Бердяев отозвался как о работе наиболее глубоко раскрывающей философию В. С. Соловьева. Автор не ставил задачи специального исследования проблемы христианского единства, однако, церковный вопрос рассматривается им в контексте теократических идей В. С. Соловьева. Он определяет место идеи объединения христианства в теократической модели Соловьева, а также анализирует ее взаимосвязь с национальной задачей России и со славянофильством.

Оценка Е. Н. Трубецким взглядов В. С. Соловьева не лишена недостатков: его отношение к церковному вопросу о христианском единстве в частности и к метафизике философа вообще как к форме утопизма, не позволило дать адекватную оценку эволюции проблемы христианского единства. Часто его критика взглядов Соловьева не достигает цели, ибо связана, прежде всего, с обоснованием собственного мировоззрения.

10 Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. - М., Т 1-2, 1995; Соловьев С. М. Идея церкви в поэзии Вл. Соловьева. Сб. - Томск, 1997; Мочульский К. В. Вл. Соловьев, жизнь и учение. Сб. - М., 1995; Флоровский Г. В. Пути русского богословия. - Киев, 1991; Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. - М., 1994; Сербиненко В. В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. - М., 1994; Максимов М. В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной мысли XX века. - М., Автореф., 1995; Лопатин Л. М. Философское миросозерцание В. С. Соловьева. - М., 1995; Федотов Г. П. Об антихристовом добре//

Путь. - М., 1992; Гулыга А. В. Владимир Сергеевич Соловьев//Литературная газета. 1989;№3, с.11-12. Емельянов Б. В. Очерки русской философии начала XX века. - Екатеринбург, 1995.

Всесторонний анализ творческой эволюции Вл. Соловьева осуществлен С. М. Соловьевым в его фундаментальном труде «Владимир Соловьев, жизнь и творческая эволюция». Для изучения проблемы христианского единства в творчестве Соловьева самое серьезное внимание заслуживает его оценка работ мыслителя: «Великий спор и христианская политика», «Духовные основы жизни», «Еврейский вопрос», «История и будущность теократии» для уяснения взглядов философа на соединение церквей.

Интерес отечественных исследователей к философии Вл. Соловьева не был равномерным на протяжении XX столетия. В советский период имя Вл. Соловьева длительно замалчивалось, а в 60-70-х годах упоминалось в связи с общей критикой религиозной философии. Таковы работы Н. П. Красникова, Н. С. Семенкина и других исследователей.

В монографии «Православная этика: прошлое и настоящее»11 Н. А. Красников рассматривал идею Соловьева о христианском единстве как основу синтеза личного (духовного) и общественного в системе философа. Данный синтез он считал реакционной идеей, так как по мнению Н. А. Красникова общественное выше личного и поэтому соединять их нельзя. В противовес этой точке зрения необходимо заметить, что по Соловьеву любое разделение уже есть зло. Поэтому синтез личного и общественного он воспринимал как духовную эволюцию общества в истории, предусматривающую рост культурных и нравственных общественных начал. Что уже само по себе не может быть реакционным. Поэтому проблема христианского единства, по Соловьеву, является началом не реакционного, а эволюционного процесса.

Н. С. Семенкин в работе «Философия богоискательства», критикуя русскую религиозную философию, говорил и о Соловьеве. Он считал, что

11 Красников Н. П. Православная этика: прошлое и настоящее. - М., 1981, с. 27 метафизика мыслителя реакционна и утверждал, что воссоединение церквей, по Соловьеву, есть цель объединения западной и восточной христианских культур12. Такое объяснение теоретических основ объединения христианства вопроса не является адекватной оценкой религиозных взглядов философа. Воссоединение церквей, по Соловьеву, есть более условие объединения христианского Запада и христианского Востока, нежели цель.

В последующие годы происходит возрастание интереса к творчеству Вл. Соловьева. В конце 80-х начале 90-х годов публикуются серьезные обобщающие исследования В. А. Кувакина, В. Ф. Асмуса, В. А. Малинина, статьи П. П. Гайденко, А. П. Козырева, Е. Б. Рашковского, Н. Ф. Уткиной, С. С. Хоружего, Л. Е. Шапошникова, А. Гулыги, Р. А. Гальцевой и И. Б. Роднянской. Но в этих работах церковный вопрос в творчестве Соловьева не исследуется.

Одним из наиболее авторитетных современных исследований жизни и творчества Владимира Соловьева является работа А. Ф. Лосева «Владимир Соловьев и его время». В ней дан обстоятельный анализ основных концепций и идей философского учения В. С. Соловьева, рассмотрены его социально-философские, историософские и религиозные взгляды. Его несомненная ценность состоит в том, что автор прослеживает взаимосвязь идей Соловьева с древней и современной традицией всеединства.

Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева не является предметом специального и систематического изучения А. Ф. Лосевым. В главе «Социальные и исторические искания» им рассматриваются религиозные и конфессиональные искания мыслителя, которые Лосев оценивает как период романтического, драматического утопизма, проистекавшего из желания Соловьева все на свете объединить.

12 СеменкинН. С. Философия богоискательства. - М., 1986. с. 157

Церковный вопрос, таким образом, в творчестве Соловьева рассматривается Лосевым как часть всеохватной идеи объединения космоса, что придавало проблеме христианского единства в творчестве В. С. Соловьева отвлеченный характер. Хочется согласиться с мнением исследователя, что это обстоятельство было причиной того, что Вл. Соловьева мало интересовали конфессиональные различия в христианстве.

В современный период исключительно ценным исследованием философско-исторических взглядов Вл. Соловьева должна быть признана книга В. В. Сербиненко «Владимир Соловьев: Запад, Восток, Россия». Автор совершенно справедливо отмечает, что Соловьев был самостоятельным философом и никогда не был склонен к механическому повторению идей своих предшественников. Идея христианского единства в творчестве Соловьева рассматривается им в контексте анализа взглядов философа на проблему примирения Востока и Запада. Автор считает, что для Соловьева христианское объединение является единственной возможностью подлинного национального примирения, преодоления «национального эгоизма»13.

Сербиненко указывает на то, что под национальным самоотречением Соловьев подразумевал, в первую очередь, духовное примирение с католическим Западом. В целом положительно оценивая стремление философа к разрешению христианского спора, автор указывает на то, и с этим можно согласиться, что стремление Соловьева к полному и реальному воплощению идеала вселенского братства привело мыслителя к теократической утопии.

Из последних работ, посвященных творчеству В. С. Соловьева, хочется отметить автореферат Максимова М. В. «Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной философской мысли XX в.», где автор дает оценку идеи христианского единства Соловьева с позиции анализа теократии философа и рассматривает объединение церквей как условие примирения Востока и Запада, с чем вполне можно согласиться.

Важное место в анализе религиозно-философских взглядов В. С. Соловьева имеют работы общего характера авторов русского зарубежья: К. В. Мочульского, Г. Г. Флоровского, Н. М. Зернова, В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского.

Значение исследования К. В. Мочульского для изучения теоретических основ церковного вопроса Соловьева состоит в том, что автор уделил пристальное внимание таким темам как теократия, проблема христианского единства, эволюция взглядов Соловьева, на единую христианскую церковь анализ национального вопроса, Соловьев и славянофилы.

Вместе с тем хочется не вполне согласиться с позицией Мочульского о противопоставлении доктрины Богочеловечества и теократической концепции. У Соловьева они взаимообусловлены, - теократия является частью Богочеловеческого процесса, развернутого в истории общества.

Г.Г. Флоровский, анализируя религиозно-философские взгляды В. С. Соловьева, в своем фундаментальном труде «Пути русского богословия» подчеркивал то обстоятельство, что Соловьев пытался строить христианский синтез из не церковного опыта, указывая на философский подход к проблеме христианского единства. В этом он видит основное противоречие философа.

Но следует отметить, что именно стремление решить вопрос о христианском единстве как философскую проблему, включенную в его концепцию всеединства помогло Соловьеву преодолеть славянофильское

13 Сербиненко В. В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. - М., 1994, с. 127 отношение к западной церкви и прийти к выводу о необходимости объединения христианства.

Интересную оценку религиозно-философским взглядам Соловьева дает H. М. Зернов. В монографии «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев» он называет его предтечей экуменического движения14. По мнению Зернова, объединение церквей является для Соловьева ключом к достижению высшей цели - всеобщего спасения, поскольку церковь - единственная, кто может направлять человеческие усилия к единству, сама должна быть единой. Правильно подчеркивая данное обстоятельство, автор не уделяет внимание историософской стороне вопроса. Единая церковь, для Соловьева, это не только путь к достижению высшей цели, но и решение таких историософских задач, как объединение славянства, примирение западного социо-культурного типа с восточным типом, решение национального вопроса.

В западной литературе, посвященной творчеству Вл. Соловьева, специального исследования вопроса о христианском единстве не было. Авторы рассматривали в основном общие вопросы историософии Соловьева, такие как смысл истории15 или отдельные аспекты теократии:

16 17 учение о Богочеловечестве , эсхатологию мыслителя и другие).

Таким образом, анализ характера и степени разработанности темы диссертации позволяет сделать вывод, что изучение проблемы христианского единства в контексте философии всеединства в творчестве В. С. Соловьева до сих пор не стало предметом специального анализа и отдельного изучения. Для определения значения философского наследия Вл. Соловьева для современной отечественной и мировой культуры необходимо более тщательно рассмотреть теоретические основы

14 Зернов H. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. - M., 1995, с. 160

15 Munzer Е/ Solov ev and the Meaning of History // Review of Politics. Notre Dame (Ind.). 1949. №11. P. 281293.

16 Laubier P. De. L attente d un age chretien a 1 intérieur de I histoire // Istina. P., 1992. A. 37. №3. P. 294-305. объединения христианский церквей, что, в свою очередь, позволит более осмысленно взглянуть на философию всеединства Вл. Соловьева в целом.

Объект и предмет исследования. Таким образом, объектом исследования являются философские идеи в B.C. Соловьева, а предметом -философские основания христианского единства в творчестве B.C. Соловьева.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является историкофилософский анализ оснований христианского единства в творчестве Вл. Соловьева. Достижение поставленной цели предполагает обращение к решению ряда взаимообусловленных задач:

1) выявить идейные истоки проблемы христианского единства в творчестве В. С. Соловьева;

2) проанализировать философские, исторические и теоретико-методологические основы вопроса о христианском единстве в творчестве В. С. Соловьева;

3) определить место и роль философских оснований объединения христианства в философии всеединства;

4) выявить основные аспекты идеи христианского единства в творчестве Вл. Соловьева;

5) рассмотреть особенности влияния эсхатологии на идею Вл. Соловьева о христианском единстве.

17 Besanson A. La falcification du Bien: Soloviev et Orwell. P., 1985.-222 p.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Как историко-философское исследование, данная диссертация опирается в своей методологии на соединение категориального анализа с историческим подходом к материалу, на единство общенаучных принципов объективности, целостности и конкретности, на сочетание историко-философского и культурно-сравнительного анализа.

Источники.

Исследование проблемы христианского единства в творчестве В. С. Соловьева базируется на определенном круге источников. Прежде всего, это произведения философа, где затрагивается или ставится проблема христианского единства, а также философские трактаты мыслителя, определяющие метафизику всеединства. Труды В. Соловьева опубликованы в десятитомном собрании сочинений 1911-1913 годов издания, в двухтомных сборниках, выходивших в 1988 и 1989 годах и других публикациях. Особое внимание уделено основным трудам философа, посвященным проблеме христианского единства. Это "Великий спор и христианская политика", "История и будущность теократии", "Национальный вопрос в России", "Россия и вселенская церковь", "Три разговора"; а также основным философским работам: "Кризис западной философии", "Философские начала цельного знания", "Критика отвлеченных начал", "Чтения о богочеловечестве", "Оправдание добра", а также письма и статьи философа, посвященные проблеме христианского единства. Использовались сочинения представителей святоотеческой литературы, классиков немецкой философии и русской религиозной философии. Литература, посвященная В. Соловьеву и принадлежащая перу его современников: Е. Н. Трубецкого, С. Н. Трубецкого, Н. А. Бердяева, С. М. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского. Использовались работы отечественных авторов, посвященные анализу философского наследия Вл. Соловьева.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена, прежде всего, малой изученностью предмета исследования -философские основания христианского единства в творчестве В. С. Соловьева. Настоящая диссертационная работа одна из первых в отечественной и зарубежной философской литературе, сфокусированная на изучении идеи объединения христианства в творческом наследии мыслителя.

Более конкретно новизна исследования выражается в следующем: а) определены идейные истоки проблемы христианского единства в творчестве В. С. Соловьева; б) проанализированы метафизические основания проблемы христианского единства в философии B.C. Соловьева; в) в контексте учения Вл. Соловьева о теократии рассмотрена идея вселенской церкви; г) выделены и исследованы основные аспекты проблемы христианского единства в творчестве B.C. Соловьева; д) выявлены особенности влияния эсхатологии на идею христианского единства у В. С. Соловьева.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными идейными источниками проблемы христианского единства в творчестве Вл. Соловьева являются: святоотеческая традиция догматического единства христианства; немецкая классическая философия как методологическая основа религиозно-философских взглядов мыслителя; идеи русской религиозной философии первой половины XIX века о вселенской церкви.

2. Метафизическим основанием решения В. С. Соловьевым проблемы христианского единства является учение о всеединстве, раскрываемое через понятие Богочеловечества, софийность истории.

3.Объединение восточной и западной христианских церквей для В. С. Соловьева есть начало реального осуществления идеи всемирной теократии, представляемой мыслителем как христианизация и объединение мира под верховным руководством вселенской церкви.

4. Основными аспектами идеи христианского единства являются: проблема примирения Востока и Запада, национальный и славянский вопросы, определяющие роль и место России и славянства во всемирной истории, а также эсхатологический аспект.

5. Эсхатологизм идеи христианского единства определил эволюцию взглядов В. С. Соловьева на исторический процесс от социального оптимизма к критическому осмыслению хода мировой истории.

Практическая значимость исследования. Теоретические и методологические выводы работы позволяют наметить пути более глубокого изучения русской религиозно-философской мысли.

Изучение проблемы христианского единства в творчестве B.C. Соловьева имеет важное ценностное значение как для историософии, так и для философии вообще. Опыт мыслителя в разработке теоретических основ христианского единства актуален как для истории российской культуры, так и для всего мирового культурного пространства в деле нравственного совершенствования, в строительстве подлинно духовных оснований российского общества.

Данную работу «Проблема христианского единства в творчестве B.C. Соловьева» можно использовать как теоретический материал к курсам по истории религиозной философии, религиоведению, культурологии.

18

Апробация исследования.

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных в Москве, Орске, а также были доложены на ежегодных научных конференциях в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва) и Государственном гуманитарно-технологическом университете (г. Орск). Отдельные положения диссертации были апробированы автором при чтении спецкурса, читаемого в Орском педагогическом колледже подструктуры Оренбургского педагогического университета. Диссертация была обсуждена на кафедре философии и культуры АПК и ПРО и рекомендована к защите.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева"

Заключение.

Специфика видения В. С. Соловьевым проблемы христианского единства заключается в ее экуменической направленности. Синтетический характер философии всеединства в полной мере обнаруживает себя в решении задачи объединения церквей, преодолевающем в основе своей как папоцезаризм католического Запада, так и цезаропапизм православного Востока.

Создавая учение о церкви, B.C. Соловьев творчески переработал наследие мировой и отечественной религиозной философии. Идейно и теоретически оно связано со святоотеческой традицией, немецкой классической философией, русской религиозной философии первой половины XIX века.

Начало решения проблемы христианского единства Соловьев видел в преодолении раскола. И именно с этой целью он обратился к святоотеческой литературе. Она явилась для Соловьева источником разрешения догматических споров между западным и восточным христианством, в частности споров вокруг «filioque» и примата римского папы. Анализ его работ, посвященных данной тематике, позволяет сделать вывод, что философ относился к этому историческому спору как к проблеме герменевтики. В добавлении «filioque» он видел простое разночтение символа, а не отпадение западной церкви от православной.

Это позволило Соловьеву сделать вывод о том, что католицизм не является ересью. Он доказывал также, что примат римского папы не противоречит святоотеческой традиции, а, следовательно, Рим можно считать центром вселенской церкви.

Заслуга Соловьева состоит в том, что он один из первых поставил вопрос о преодолимости догматических споров между католичеством и православием.

Немецкая классическая философия явилась той теоретической базой для философа, которую В.С.Соловьев использовал в качестве методологического и теологического обоснования необходимость христианского объединения. Решая ее в контексте историософии, Соловьев использовал методологию Гегеля, его диалектический принцип, согласно которому развивался мировой исторический процесс.

Церковь как объект этого процесса в своем развитии, по Соловьеву, подчинена общей диалектической схеме: целое - частное - целое. Единая вселенская церковь, историческое разделение церкви на католическую и православную, объединение западного и восточного христианства в единую вселенскую церковь.

Философия откровения Шеллинга послужила тем философским основанием, на котором Соловьев выстраивает здание единой вселенской религии, качественно обновленной церковью Святого Духа.

Общетеоретические положения Шеллинга о кризисе западного рационализма помогают философу перейти от проблемы синтеза религии и науки к синтезу православной церкви как носительнице духовного начала и католической церкви как носительнице рационального организующего начала. В этом смысле Шеллинг «помог» Соловьеву преодолеть кризис системы саморазвивающегося Абсолюта Гегеля. Если в философии Гегеля сущее следует за бытием и весь мировой процесс представляет собой становление самого абсолютного, то у Соловьева, благодаря Шеллингу, эта схема как бы переворачивается, заставляя в абсолютном видеть не абстрактное Божество, а живого Бога как безусловную идеальную личность.

По Соловьеву, в самом абсолютном не может быть никакого процесса, поскольку в нем представлена вся полнота его возможных определений. Поэтому, характеризуя Сущее как первоначало, он раскрывает не его становление, а его развертывание в мир, возникновение из него мирового целого.

В философии Соловьева данное положение позволяет устранить абстрактность и условность связи обшего и конкретного.

Русская религиозная философия первой половины XIX века явилось той благодатной почвой, на которой выросла и развивалась идея Соловьева о единой вселенской церкви.

Если немецкая классическая философия вооружила философа в деле объединения церквей диалектическим принципом и идеей синтеза религиозного и рационального, то славянофилы вооружили его идеей соборности, идеей об исторической миссии России как избранницы Божией, идеей церкви как целостного морального организма.

Но если Киреевский и Хомяков, мечтая о вселенской церкви, считали невозможным преодоление догматических разногласий между православием и католичеством, так как видели в последнем ересь, то Соловьев преодолевает барьер вековой исторической отчужденности, путем оправдания христианской истинности католицизма.

П.А.Чаадаев, как представитель западничества, вооружил Соловьева идеей сильной церковной организации в лице римской церкви, под эгидой которой должно объединиться христианство.

Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева, является органической частью его историософии.

Метафизическим основанием проблемы объединения церквей выступает философия всеединства, в которой органически соединены мистический и рационалистический аспекты. Рационалистическая модель исторического процесса подчинена диалектическому закону развития, дополняется софийным идеализмом, мистической интерпретацией истории.

Эволюция церкви рассматривается Соловьевым как процесс, разворачивающийся в абсолютном становящемся, которому в метафизическом обосновании историософии отведена определяющая роль. Она раскрывается через такие понятия как «богочеловечество», «София», «Душа мира».

Объединенное христианство, по Соловьеву, есть идеальное человечество, а соединение церквей - начало богочеловеческого процесса. Иисус Христос явил собой Богочеловека, а человечество, по мнению философа, должно стать Богочеловечеством.

Процесс христианского единства, по В.С.Соловьеву, имеет глубочайшие софиологические основания. Не раз в своих произведениях он называет церковь, «невесту Христову», «Жену, обличенную в солнце», Софией.

Софийная проблематика неизменно занимала ведущее место в его творчестве. В софиологическом ключе решались важнейшие историософские проблемы: цель и смысл истории, основа и субъект исторического процесса, церковный вопрос. Этими обстоятельствами и вызвана необходимость учета софиологического аспекта при анализе проблемы христианского единства в творчестве Соловьева.

Учение о Софии в историософском построении единого христианства является конкретизацией мистического рационализма как метода исторического познания, дающего возможность обоснования Божественного присутствия в мире, понимания мира как живого целого, связанного с деятельностью в нем Премудрости Божией как независимой от времени идеальной основы. Софиология является истолкованием проблемы христианского единства со стороны ее внутреннего смысла, то есть достижения богочеловеческого единства через самоотречение от «исключительного самоутверждения» как в области экономической, гражданской, так в области и религиозной.

Философская система Соловьева стала результатом синтеза религиозно-мистического созерцания и теоретического мышления. Этот синтез был обусловлен спецификой понимания Соловьевым самой философии, а также его стремлением придать вечной истине новую безусловную форму. Философская мистика христианства, выражавшая глубинную сущность всеединства, оказалась, таким образом, одним из ее основных источников философии В.С.Соловьева. Она значительным образом повлияла на его гносеологию, онтологию и историософию.

Философия всеединства явилась той онтологической базой, на основании которой В. Соловьев пытался решить проблему христианского единства, считая соединение церквей началом осуществления всеединства в обществе.

В. С. Соловьев рассматривал проблему христианского единства сквозь призму движения к идеалу всеединства - вселенской церкви.

Объединение Восточной и Западной христианских церквей для Соловьева есть начало практического осуществления его идеи о всемирной теократии, которая, по меткому замечанию Кувакина В. А.1, была главной идеей в религиозном аспекте историософии философа. Она предстает как идея объединения и христианизации мира под верховным руководством церкви. Консолидирующую роль в теократии Соловьева, роль теоретического фундамента, призвано сыграть христианство как самая совершенная форма религиозного сознания, а роль практического фундамента - единая кафолическая христианская церковь.

1 Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева, М., 1989, с. 33

Вместе с тем соединение церквей по Соловьеву есть воссоединение разрозненных царства и священства. В духе религиозного миросозерцания он считал, что высшей точкой в развитии форм организации мирового сообщества является соединение государственной, духовной и пророческой власти. Структурируя вселенскую теократию, Соловьев выделял в ней три основных элемента, на которых она покоится: священство, царство и пророчество. Элемент пророчества, по мнению философа, был развит еврейской теократией, развитие элемента царства в историческом процессе возлагалось на православный Восток, а элемент священства должен развить католический Запад.

Но царство в Византии, а священство в Риме, были развиты в силу исторических условий гипертрофированно, чтобы освободиться от своих недостатков, они должны были объединиться, создав качественно новую организацию церкви.

Таким образом, определяя задаче объединения церквей место посредническую роль между Востоком и Западом и роль ключа к успеху богочеловеческого дела на земле, В. С. Соловьев стал провозвестником экуменического движения. Одним из главнейших достижений этого движения является тот факт, что в 1965 году на втором Ватиканском Соборе папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор I объявили о своем решении предать забвению анафемы 1054 года, то есть они были сняты. Этим же собором был принят декрет об экуменизме1. Русская православная церковь участвует в экуменическом движении с 1961 года.

Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева включает также важные аспекты: примирение Востока и Запада, национальный вопрос, славянский вопрос и эсхатологический аспект.

1 Митрохин Л.Н. Христианство, сл., М., 1994, с. 388

Изучение проблемы христианского единства в творчестве В.С.Соловьева показывает, что для философа соединение церквей прежде всего, есть основное условие примирения двух христианских культур, так как без единого христианства невозможно разрешить великий спор между Востоком и Западом. Выполнение этого философ возлагал на Россию. «Но если разделение церквей было исторически необходимо, то еще более необходимо нравственно для христианства положить конец этому разделению. Христианская и православная страна, не принимавшая участие в начале братоубийственного спора, первая должна его покончить» \

Религиозный мессианизм историософии Соловьева подводит его к идее кризиса истории, который, по мнению философа, приближается потому, что в центр европейской духовной культуры было положено одностороннее толкование христианства, как это случилось с католицизмом. Восток же, по его мнению, сохранил христианскую истину, но, увлекшись государственной стороной дела, не создал христианской культуры. Именно в этом философ видел грех восточной римской империи.

Россия, как наследница Византии, а, следовательно, как хранительница православной святыни и обладательница православного царства, должна была взять на себя миссию объединения церквей. Для Соловьева было изначально важно то, что ключом к вселенскому духовному единству должно стать русское государство и началом этого процесса должны послужить взаимоотношения отечества и Европы.

По убеждению философа, соединить Россию и Европу могло только общее христианское дело, осуществление на практике принципов христианской политики, чему не должны препятствовать различия национальных укладов общественной и государственной жизни. В этом смысле у России и Европы - общая судьба. Для русского общества нет иного

1 Соловьев В.С. Соч. в двух томах,М.,1989,Т.2.С.261 исторического выбора, чем путь к единению с сохранением собственных особенностей и традиций, также как и у европейских народов.

Надежда B.C. Соловьева на то, что Россия сыграет важную роль в будущей христианской цивилизации, опиралась на два события истории отечества: приглашение варягов на княжение в Новгород в IX веке и петровские реформы в начале XVIII века. В обоих случаях, по утверждению Соловьева, русский народ добровольно отказался от сознания своей национальной исключительности. Подавив в себе гордыню, русские, в итоге, обогатили свою жизнь и достигли результатов, невозможных в условиях социальной изоляции. Философ не сомневался в том, что как один человек, так и целый народ только возвышается, если умеет преодолевать свою гордыню. В этом его убеждал пример собственной страны.

В противовес славянофилам, считавшим петровские реформы национальной катастрофой, В. С. Соловьев заявил о том, что Петр беспощадно разбил твердую скорлупу исключительного национализма, которое замыкало в себе зерно русской самобытности. Петр смело бросил это зерно на почву европейской истории1.

Если первое самоотречение, по Соловьеву, было политическим, второе -культурным, то третье должно стать этическим, так как до сего времени сложившиеся отношения России с Западом были ограничены чисто внешними формами. В деле объединения церквей Россия должна отречься от национального эгоизма, чтобы таким образом достичь внутреннего единства между Востоком и Западом.

Для Соловьева соединение церквей есть не просто примирение Востока и Запада, а одновременно воссоединение царства и священства, в раздельности своей ослабленных и имеющих недостатки, мешающие торжеству богочеловеческого дела на земле. Элемент священства выражается

1 Соловьев В. С. Собр. соч. в 2-х томах, М., 1989, Т. 1., с. 72 римским папой как главой католической церкви, а элемент царства - русским царем как главой православного государства.

На Востоке недостатки оформились в виде цезаропапизма, а на Западе -в виде папоцезаризма. Чтобы избавиться от них, два начала теократии должны были объединиться: православное царство русского императора со священством римского папы. Результатом их синтеза, по Соловьеву, должно стать духовное общество, которого не удалось до сих пор создать как на Западе, так и на Востоке.

Соединяющим звеном между царством и священством, по мнению Соловьева, должна послужить православная вера. Данный факт подчеркивает, что в католицизме Соловьев пытается найти сильную церковную организацию, а не рассматривать ее как вероучительную сторону.

Таким образом, Запад должен дать теократии первосвященническую власть, Россия же призвана дать царскую власть и православную веру.

Кроме этого, в период решения проблемы соединения церквей Соловьевым была по-новому осмыслена и интерпретирована «русская идея», в которой он увидел не исключительность русской нации, а право России исправить исторический грех раскола христианства и на этой основе примирить Запад и Восток. Он считал, что только Россия способна дать миру пример христианского прощения и возглавить, таким образом, движение за воссоединение церквей. Риму, по убеждению Соловьева, не хватило бы веры и любви на осуществление столь решительного шага.

Философ постоянно следил за тем, чтобы мессианские мотивы, так страстно звучавшие в его историософских работах, не переросли в национализм. Занимаясь проблемой христианского единства, В. С. Соловьев написал большое количество работ, посвященных национальному вопросу. Поскольку христианство определяется Соловьевым как универсальная религия, проблема объединения церквей неизбежно приводила к дилемме национального и общечеловеческого.

В. С. Соловьев преодолевает узкие «национальные» рамки позднего славянофильства, провозгласив христианство всенациональной религией. В критике национализма, некоторые современники Соловьева заподозрили его отход от традиций православия и русской самобытности, что, в свою очередь, послужило поводом обвинить философа в космополитизме, а в объединении церквей увидеть униатский характер.

Эти обвинения оказались несостоятельными. Соловьев разделяет такие понятия как «национальное» и «национализмОбъединение церквей он видит не в отказе от конфессиональных особенностей, а в сохранении всей национальной самобытности как русского православного обряда и веры, так и католицизма. Для Соловьева хвалить русское нужно не потому только, что оно русское, а потому что оно истинное. Ибо «идея нации - есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»1. Такой принцип определения истины Соловьев распространял на все культурно-исторические типы.

Именно благодаря такой позиции Соловьева в национальном вопросе часть российской интеллигенции конца XIX - начала XX веков смогла преодолеть аморализм, присущий Розанову, Ильину и ряду других философов.

Таким образом, развивая и отстаивая, а затем, проповедуя идею христианского единства, В. С. Соловьев изобличал как национализм, так и безликий космополитизм, искал ту золотую середину, которая бы способствовала синтезу двух взаимно дополняемых культур, Восточной и Западной. Соловьев В. С. Соч. в двух томах, М., 1989, Т. 2. с. 220

Определяя Россию и славянский мир как главную действующую силу в процессе исторического развития, Соловьев пытается решить проблему объединения славянства.

Расширяющиеся границы империи того времени поставили русское государство, по мнению Соловьева, перед необходимостью решения сложнейших европейских проблем, в частности польского и балканского вопросов, решение которых, по мнению Соловьева, не могло быть вне проблемы восстановления церковного единства. Объединение двух направлений в христианстве положительным образом сказалось бы на улучшении взаимоотношений между славянами.

Соловьев сознавал, насколько глубока была пропасть отчуждения между восточными и западными христианами. Примером тому явилась Польша. Польские католики скорее готовы были подчиниться властям протестантской Германии, что означало бы их полную денационализацию, чем согласиться войти в состав российской империи, несмотря на то, что под эгидой России, как подчеркивал Соловьев, им удалось бы сохранить свои национальные и религиозные особенности. Полякам казалось слишком унизительным подпасть под надзор православных варваров, остающихся вне сферы западного христианства, нежели покориться культурным немцам.

Христианский Запад, католики и протестанты в любой момент готовы были поддержать Польшу в борьбе с Россией и тем самым продолжить старый спор между Римом и Константинополем.

Но, несмотря на непрекращающийся многовековой конфликт, Соловьев верил в возможность достижения взаимопонимания с римской церковью и в качестве конкретного проводника идеи объединения церквей видел польский и русский народы.

Таким образом, для B.C. Соловьева польский вопрос- это католический вопрос, который есть лишь «Фазис великого вопроса», есть начало духовного единения всех славян: «Единение между нами и жизненным началом Запада будет, вместе с тем, объединением самого славянства»1. Следовательно, славянский мир, по B.C. Соловьеву, должен выполнить задачу катализатора примирительного процесса между христианским Востоком и христианским Западом. Об этом свидетельствуют переписка Соловьева с епископом Штросмайером и поездка в Загреб.

B.C. Соловьев видел славянство единым организмом, так как оно в его теократической модели играло роль связующего звена, с которого должен начаться процесс христианского единства.

Несмотря на оптимизм церковного периода, когда Соловьев вынашивал надежду на соединение церквей, он понимал, что замыслы не всегда осуществляются. В глубине души он жил предчувствием катастрофы, которая взорвет христианскую цивилизацию и столкнет человечество в пучину горя и страданий. Именно острое ощущение надвигающейся беды заставляло его с неустанной энергией адресовать своим современникам настойчивые, но оставшиеся не услышанными, призывы.

В последний период своего творчества B.C. Соловьев переносит решение проблемы христианского единства, в конец всемирной истории, тем самым, усиливая эсхатологический мотив.

Эсхатологическая тема - одна из важнейших тем для Соловьева на протяжении всей его творческой деятельности. Она исполняет роль каркаса в его философии истории, а также является характерной чертой его личностного мировоззрения.

Эсхатологическая перспектива присутствует во всех основополагающих философско-исторических доктринах Владимира Соловьева: в учении о

1 Соловьев В. С. Соч. в 2 томах, 1989, Т. 1., с. 311 свободной теократии, о царстве Божьем, а, следовательно, и в проблеме христианского единства.

Разочарование в историческом процессе приводит его к мысли, что соединение церквей произойдет за пределами истории, в метаисторическую эпоху, о чем он так красочно повествует в своем крупном последнем произведении «Три разговора», а именно в «Повести об Антихристе».

Христианское объединение произойдет только перед лицом всемирной опасности, которую Соловьев усматривает не в экономическом, не политическом, а в духовном порабощении.

Чтобы победить зло, христианские конфессии вынуждены объединиться, так как в разделенности своей не могут этого сделать. Так старец Иоанн, представитель православия, с помощью Святого Духа изобличает Антихриста, римский папа, как наследник апостола Петра, данной ему Христом властью отлучает Антихриста от церкви, профессор Пауль спасает тела Иоанна и Петра, которые вновь воскресают в пустыне, где и происходит окончательное воссоединение вселенской церкви. После чего появляется лик «Жены, облеченной в солнце», библейский символ новой вселенской церкви.

По Соловьеву, таким образом, объединяется не все человечество, как мечтал философ ранее, а только небольшая часть его, оставшаяся преданной истинной церкви.

Объединение эсхатологии и историософии, в данном случае, оправдывается у Соловьева необходимостью цельного видения истории. В деле достижения общественного идеала Соловьев видел опасность на упование чисто человеческого устроения земли, о чем и пытался предупредить.

Прогресс, лишенный Божественного начала, ведет к фальсификации добра и ложному объединению церквей. В повести об Антихристе Соловьев описывает два объединения христианства: ложное объединение церквей и настоящее, истинное, происходящее не на вершине прогресса, а за его пределами. Происходит возврат к преданию.

Таким образом, если церковный период Соловьева начинался с социального оптимизма, веры в теократические идеи, в возможность соединения исторических частей христианства, то в конце жизни философа проблема объединения церквей решается согласно христианской эсхатологической традиции и характеризует его разочарование в общественном прогрессе.

Анализ основных аспектов проблемы христианского единства позволяет говорить о том, что примирение Востока и Запада, по Соловьеву, невозможно без христианского единства, которое есть его начало, выраженное в объединении царства и священства. Практическое осуществление объединения церквей - есть дело России, «русская идея», которую она не сможет осуществить без решения национального вопроса.

Христианское единство воспринималось Соловьевым как проблема универсальная, лишенная как национализма, так и космополитизма в силу универсальности самого христианства. Началом этого синтеза является объединение славянства, так как Соловьев видел в славянском организме ту третью силу, которая способна продолжить историю.

Разочарование в историческом прогрессе заставляет Соловьева перенести проблему объединения церквей, христианской традиции, в конец всемирной истории, что позволяет философу, опираясь на метафизику всеединства и христианскую мистику, сконструировать цельное видение исторического процесса.

138

Завершая исследование темы, хочется подчеркнуть, что в данной работе только намечены подходы к изучению проблемы христианского единства в творчестве Вл. Соловьева: определены идейные источники проблемы, проанализированы ее метафизическое основание и место в теократической идее философа, а также выделены и охарактеризованы ее основные аспекты.

Изучение проблемы объединения церквей в творчестве В. С. Соловьева имеет важное ценностное значение как для историософии, так и для философии вообще. Опыт мыслителя в церковном вопросе актуален как для истории российской культуры, так и для всего мирового культурного пространства в деле нравственного совершенствования, в строительстве подлинного духовного общества, в деле христианской политики и философии.

 

Список научной литературыВашурин, Андрей Николаевич, диссертация по теме "История философии"

1. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому - Новосибирск: Наука, 1990. - 114 С.

2. Акулинин В. Н. Проблема специфики философии в религиозной идеалистической концепции всеединства. М.: Автореф. - 1988. - 30 С.

3. Астафьев Н. Е. Социальные и общественные задачи // Вопросы философии. 1996. - № 12. - С.84-102.

4. Асмус В. Ф. Владимир Соловьев М.: Мысль, 1994. - 212 С.

5. Асмус В. Ф. В. С. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. - № 6. - С 70-89.

6. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1994. - 318 С.

7. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. - 1994. - Т. 1 - 479 С.

8. Барабанов Е. В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. - № 8. - С. 62-73.

9. Бердяев Н. А. Русская идея М.: Сварог, 1997. - 215 С.

10. Ю.Бердяев Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // О Владимире Соловьеве. Томск: Водолей, 1997. - С. 96-116.

11. Беме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. М.: Политиздат, 1990. -415 С.

12. Блок А. А. Рыцарь монах // О Владимире Соловьеве. - Томск: Водолей, 1997.-С. 89-95.

13. Безобразов К. О созыве вселенского собора // Вестник Р. С. X. Д. Париж. - 1959.-№52.-С. 49-57.

14. Белый А. Владимир Соловьев // Арабеска. М.: Сирин. - 1911. - С.43-62.

15. Библия. -М.: Изд. Московской Патриархии, 1992. 1371С.

16. Бибихин В. В. О «йИояие» // Сборник. М.: Ут 1994. - Ут

17. Богуд И. И. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1994. -Ут

18. Болотов В. В. К вопросу о «Шюдие». СПб.: Сирин. - 1914. -249 С.

19. Бори П. Н. Новое прочтение «Трех разговоров» и повести об Антихристе В. С. Соловьева, конфликт двух универсализмов // Вопросы философии. -1990.-№9.-С. 27-36.

20. Булгаков С. Н. Природа в философии В. С. Соловьева // О Владимире Соловьеве. Томск: Водолей. - 1997. - С. 5-31.2¡.Булгаков С. Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева // От марксизма к идеализму. СПб.: 1903. - С. 67-81.

21. Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения М.: республика, 1994.-415 С.

22. Булгаков С. Н. Владимир Соловьев и Анна Шмидт // Тихие думы М.: Республика, 1996. - С. 51-81.

23. Бушков А. А. Россия, которой не было. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. -608С.

24. Васецкая Е. Н. Критический анализ религиозно-идеалистической концепции всеединства. М.: Автореф. -1993. - 24 С.

25. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд. Урал, ун-та, 1991. - 592 С.

26. Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творение. 2-е изд. - СПб.: Сирин. -1904,- 119 С.

27. Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1994. - № 4. -С.75-93.

28. Гайденко П. П. Человек и человеческое в учении В. С. Соловьева // Вопросы философии. 1994. -№ 6. - С. 47-54.

29. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Нева. - 1993. -396 С.

30. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.Мысль, - 1970-72.-Т. 1.501 С.;Т.2.248С.

31. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1994. - 473С.

32. Гершензон М. О. Славянофильство // Вопросы философии. 1997. - № 12. -С. 68-72.

33. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М.: Республика. - 1991. - 419С.

34. Гулыга А. В. Шеллинг. М.: Соратник, 1994. - 316С.

35. Гулыга А. В. Владимир Соловьев и его духовные истоки // Дальний восток. 1990. - № 5. - С. 119-123.

36. Гулыга А. В. Владимир Сергеевич Соловьев // Литературная газета. -1989.-№3.-С. 11-12.

37. Гуревич П. С. Философский словарь. -М.: Олимп, 1997. 320 С.

38. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1990. - 574С.

39. Данилевский Н. Я. Владимир Соловьев о православии и католицизме //Горе победителям. М.: Алир, 1998. - С. 336-383.

40. Даам X. Свет естественного разума в мышлении В л. Соловьева // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 133-144.

41. Емельянов Б. В. Очерки русской философии начала XX века. -Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1995. 284С.

42. Иванов Вс. О значении В. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания //О Владимире Соловьеве. Томск: Водолей, 1997. - С. 32-43.

43. О.Ильин И. А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993. - 368 С.

44. Карсавин Л. П. А. С. Хомяков // Малые сочинения. СПб.: Ут , 1994. - С. 361-376.

45. Карсавин Л. П. Католичество. Откровения Блаженной Анджелы. Томск: Водолей, 1997.-288 С.

46. Киреевский И. В. Сочинения в двух томах. СПб.: Наука, 1995. - Т. 1. 409С.; Т. 2. 445С.

47. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Критика и эстетика. М.: Мысль. - 1979. - С. 97112.

48. Козырев А. Н. Парадоксы незавершенного трактата // Логос. 1991. - № 2. -С. 43-64.

49. Красников Н. П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Политиздат. - 1981. - 96 С.

50. Кувакин В. А. Философия Владимира Соловьева. М.: Знание - 1988. -С.64

51. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб.: Мирт, 1997. - 352 С.

52. Лионский Ириней. Творения. М.: Православный паломник, 1996. -551С.

53. Лопатин Л. М. Философское миросозерцание В. С. Соловьева // Философские характеристики и речи. М.: ИЦ «Академия», 1995. -С.107-135.

54. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль. - 1994. - 230 С.

55. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М.: Мысль. - 1990. - 565 С.

56. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 С.

57. Лосский Н. О. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь. М.: Информ-прогресс, 1992. - № 2 - С. 152-160. - № 3-С. 277-287.

58. Лосский Н. О. Очерки мистического богословия Восточной церкви. -Киев: УПИММ-ПРЕСС, 1991. 196 С.

59. Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991. - 656 С.

60. Лукьянов С. М. О Вл. Соловьеве в его молодые годы. В трех книгах. М.: Книга, 1990. - кн. 1. 447 С.; кн. 2. 556 С.; кн. 3. 382 С.

61. Максимов М. В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной мысли XX века. М.: ОМТ МИБИФ, Автореф. - 1995. - 39 С.

62. Малинин В. А. Владимир Сергеевич Соловьев. М.: Российский новый ун-т, 1998.- 193С.

63. Мескин В. А. Человек в философской системе В. Соловьева // Педагогика. 1993. -№ 6.-С. 64-68.

64. Митрохин Л. Н. Христианство. М.: Республика, 1994. - 559 С.

65. Мочульский К. В. Вл. Соловьев, жизнь и учение // Гоголь, Соловьев, Достоевский. Сборник. М.: Республика, 1995. - С. 63-217.

66. Нагорная Л. К. Богочеловечество в русской религиозной философии. М.: МПГУ, Автореф. - 1995. - 49 С.

67. Никольский А. Русский Ориген XIX века В. С. Соловьев // Вера и разум. -1902. № 10-12. - С. 32-37, 34-41, 37-45; № 23,24. - С. 59-64, 53-61.

68. Новиков М. П. Тупики православного модернизма. М.: Политиздат. -1979,- 167 С.

69. Ориген. О началах.- Самара: «Р. А.», 1993.- 318 С.

70. Панфилов М.Н. Исход великого странника // Библиотека. 1993. - № 2. -С. 66-69.

71. Платон. Диалоги. -М.: Мысль, 1986. 607 С.

72. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Мысль, 1993. - Т.2.-528 С.

73. Плотин. Энеиды. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995. - 392 С.

74. Радлов Э. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб.: Сирин. - 1913. -176 С.

75. Рашковский Е. Б. Современное мирознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов В. С. Соловьева // Вопросы философии. 1997. - № 6. - С. 92-105.

76. Рашковский Е. Б. Вл. Соловьев. Учение о природе философского знания // Вопросы философии. 1982. - № 6. - С. 81-92.

77. Розанов В. В. А. С. Хомяков и В. С. Соловьев // Около церковных стен. -М.: Республика, 1995.-С. 419-431.

78. Сведенборг Э. Мудрость Ангельская о Божественной любви и Божественной мудрости. Киев: Ника-Центр, 1997. - 368 С.

79. Семенкин Н. С. Философия богоискательства. М.: Политиздат. — 1986. — 190 С.

80. Сербиненко В. В. Спор об Антихристе: Вл. Соловьев и Г. Федотов // Общественная мысль: исследования и публикация. М.: Наука - 1990. -Выпуск 2. - С. 67-74.

81. Сербиненко В. В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994.-208 С.

82. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания. Минск: Харвест, 1999.-912 С.

83. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал. М.: Логос, 1993. - Т. 2. -413 С.

84. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Сборник. -М.: Раритет, 1994. 448 С.

85. Соловьев В. С. Три силы // Смысл любви. М.: Республика, 1991.-С.28-40.

86. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - С. 59-167.

87. Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Собрание сочинений. М.: Логос, 1993. - Т. 3. - С. 301- 416.

88. Соловьев В. С. О расколе в русском народе и обществе // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. - С. 21-42.

89. Соловьев В. С. История и будущность теократии // Собрание сочинений. -СПб.: Просвещение, 1911. Т. 4. - 457 С.

90. Соловьев В. С. Догматическое развитие церкви // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. - С. 85-126.

91. Соловьев В. С. О причинах упадка средневекового миросозерцания // Чтения о богочеловечестве. М.: Раритет, 1994. - С. 186-197.

92. Соловьев В. С. Еврейский вопрос и христианская политика // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 1. - С. 206-256.

93. Соловьев В. С. Любовь к народу и русский народный идеал // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 1. - С. 293-311.

94. Соловьев В. С. Славянский вопрос // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 1. - С. 311-327.

95. Соловьев В. С. Россия и Европа // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 1. - С. 333-396.

96. Соловьев В. С. Несколько слов в защиту Петра Великого // Сочинения в двух томах.-М.: Правда, 1989.-Т. 1. С. 414-433.

97. Соловьев В. С. Славянофильство и его вырождение // Сочинения в двух томах. -М.: Правда, 1989.-Т. 1.-С. 433-500.

98. Соловьев В. С. Мнимая борьба с Западом // Сочинения в двух томах. -М.: Правда, 1989.-Т. 1.-С. 531-554.

99. Соловьев В. С. Идолы и идеалы // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 1. - С. 604-638.

100. Соловьев В. С. Грехи России // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 2.-С. 207-211.

101. Соловьев В. С. Русская идея // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994.-С. 161-179.

102. Соловьев В. С. Владимир Святой // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 2. - С. 247-262.

103. Соловьев В. С. Письмо в редакцию журнала «Przeglad Polski» // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 2. - С. 267-272.

104. Соловьев В. С. Россия и вселенская церковь // О христианском единстве. -М.: Рудомино, 1994. С. 181-265.

105. Соловьев B.C. Письмо императору Александру III // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 2. - С. 283-285.

106. Соловьев В. С. Русский национальный идеал // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 2. - С. 286-295.

107. Соловьев В. С. О подделках // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 2.-С. 305-316.

108. Соловьев В. С. Из философии истории // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 2. - С. 323-343.

109. Соловьев B.C. Враг с Востока // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 2.-С. 432-444.

110. Соловьев В. С. Спор о справедливости // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 2.-С. 509-521.

111. Соловьев В. С. Конец спора // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 2.-С. 522-548.

112. Соловьев В. С. Значение государства // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т. 2.-С. 549-561.

113. Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. - 479 С.

114. Соловьев В. С. Три речи памяти Ф. М. Достоевского // Собрание сочинений. -М.: Логос, 1993. Т. 3. - С. 186-218.

115. Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви» // Стихотворения, проза, письма. -М.: Мысль. 1990. - 334 С.

116. Соловьев В. С. Византизм и Россия // Смысл любви. М.: Современник, 1991.-С. 192-232.

117. Соловьев В. С. Письмо епископу Штросмайеру // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. - С. 304-308.

118. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Смысл любви. М.: Современник, 1991. - С. 236-282.

119. Соловьев В. С. Письмо Е. Тавернье // О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. - С. 327-329.

120. Соловьев В. С. Тайна прогресса // Смысл любви. М.: Современник, 1991.-С. 233-235.

121. Соловьев В. С. Мир Востока и Запада // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 2. - С. 602-605.

122. Соловьев В. С. Письмо о восточном вопросе // Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989. - Т. 2. - С. 636-638.

123. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе // Смысл любви. -М.: Современник, 1991. С. 293-427.

124. Соловьев В. С. По поводу последних событий // Смысл любви. М.: Современник, 1991. - С. 428-432.

125. Соловьев В. С. Письмо к Льву Толстому // Путь. М.: Информ-Прогресс, 1992. - С. 613-615.

126. Соловьев В. С. EX ORIENTE LUX // Смысл любви. М.: Современник,1991.-С. 440.

127. Соловьев В. С. Что такое Россия // Дальний Восток. 1990. - № 5. -С. 128-129.

128. Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. -М.: Республика, 1997. -431 С.

129. Соловьев С. М. Идея церкви в поэзии Вл. Соловьева // Статьи по религии о богословию. Томск: Водолей. - 1997. - С. 122-181.

130. Современный философский словарь. М.: Панпринт, 1998. - 1064 С.

131. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М.: Медиум, 1995. -Т. 1. 606 С.; Т. 2. 622 С.

132. Уткина Н. Ф. Владимир Соловьев: Россия на пути создания богочеловечества // Русская философская мысль в 80-х г.г. XIX в. о будущем России. М.: Наука, 1990. - 389 С.

133. Фаррар Н. Ф. Жизнь и труды Св. отцов и учителей церкви. СПб.: Просвещение, 1891. - 320 С.

134. Федоров Н. Ф. Проект соединения церквей // Сочинения в двух томах. М.: Прогресс, 1994. - Т. 1. - С. 370-387.

135. Федотов Г. П. Об антихристовом добре // Путь. М.: Информ-Прогресс, 1992. - С. 580-588.

136. Философский словарь Вл. Соловьева. Ростов - на - Дону: Феникс, 1997.-464 С.

137. Франк С. JI. О трех разговорах Вл. Соловьева // Наука и религия.1992.-№3.-С. 42-43.

138. Фроловский Г. В. Пути русского богословия. Киев: Изд. «Путь к истине», 1991.-599 С.

139. Фроловский Г. В. Тютчев и Владимир Соловьев // Из прошлого русской мысли. -М.: АГРАФ, 1998. С. 344-357.

140. Фроловский Г. В. Восточные отцы IV века. Париж, 1913. - 345 С.

141. Фролов Н. А. Философский словарь. М.: Политиздат, 1990. - 560 С.

142. Хомяков А. С. Церковь одна // Сочинения в двух томах. М.: Медиум, 1994.-Т. 2.-С. 5-23.

143. Хомяков А. С. Полемические сочинения на французском языке // Сочинения в двух томах. М.: Медиум, 1994. - Т. 2. - С. 24-309.

144. Хоружий С. С. После перерыва // Пути русской философии. СПб., Наука, 1994.-С. 211-309.

145. Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философиии. 1991. -№ 5. - С. 26-57.

146. Холодный В. И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М.: Мысль, 1994. - 289 С.

147. Чаадаев П. Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 656 С.

148. Чуркина И. В. В. С. Соловьев и Й. Ю. Штросмайер об объединении церквей // Вопросы истории. 1993. - № 6. - С. 143-148.

149. Чулков Г. И. Автоматические записи Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 123-132.

150. Шапошников JI. Е. Русская религиозная философия XIX XX веков. -Нижний Новгород: НГУ, 1992. - 278 С.

151. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия // Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. - 208 С.

152. Шеллинг Ф. Р. И. Система трансцендентального идеализма // Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1987. - 636 С.151

153. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. -477 С.

154. Эрн В. Гносеология Соловьева // О Владимире Соловьеве. Томск Водолей, 1997.-С. 117-184.

155. Laubier P. De. L attente d un âge chretien a 1 intérieur de I histoire // Istina. ■ P., 1992. A. 37. - №3,- P. 294-305.

156. Rupp J. Message ecclesial de Soloviev. P. - Brux., 1975. - 603 p.

157. Besanson A. La falcification du Bien: Soloviev et Orwell.- P., 1985. -222 p.