автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблема самопознания

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Мантров, Алексей Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Оренбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема самопознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема самопознания"

п

00348ЭЗТЫ

МАНТРОВ АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ /

ПРОБЛЕМА САМОПОЗНАНИЯ: ОПЫТ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Специальность 09 00 01 - онтотогия и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 7 ДЕК 2ииЭ

Оренбург-2009

003489378

Работа выполнена на кафедре социальной философии ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Научный руководитель Павел Александрович Горохов - доктор

философских наук, проф, зав кафедрой и профессор кафедры социальной философии Оренбургского государственного университета, г Оренбург

Официальные оппоненты Юрий Шлемович Стрелец - доктор философских наук, проф, профессор кафедры философии Оренбургского филиала Московской государственной юридической академии, г Оренбург;

Сергей Юрьевич Иванов — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Магнитогорского государственного университета, г Магнитогорск

Ведущая организация ГОУ ВПО «Оренбургская государственная

медицинская академия»

Защита состоится 24 декабря 2009 г в 15 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212 112 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» по адресу 455038, Челябинская область, г Мапштогорек, пр Ленина, 114, ауд 211

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Текст автореферата опубликован на официальном сайте ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» ЬИр/Дскшсе.гиаш. ги «_»_2009 года

Автореферат разослан «_»_2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета,___/

кандидат философских наук, профессор " --Е В Дегтярев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования может быть обоснована следующими аргументами.

Во-первых, онтологические аспекты самопознания и его философские основания в целом достаточно редко становились ранее предметом специального нау чного исследования

Во-вторыч, необходимо попытаться разработать соответствующую теорию самопознания, придать этому явлению статус специфического предмета философского познания и выработать адекватные онтологические принципы его анализа

В-трсльих, исследование онтологических оснований самопознания актуально в социальном плане Изучение самопознания помогает осмыслить трагизм человеческого бытия в социуме, тенденции общественного развития, угрожающие духовности человека и общества Современный «одномерный человек» отвык доверять свои мысли кому бы то ни было, в том числе и самому себе Такой «одномерный человек» лишь мшп себя свободным, но на самом деле он - всего лишь жалкий раб общества потребления, озабоченный ничтожными материальными желаниями, полностью лишенными духовной подоплеки

Все вышеперечисленные аргументы свидетельствуют, на наш взгляд, в достаточной мере, об актуальности данного диссертационного исследования

Степень разработанности проблемы.

Проблема самопознания - это точка соприкосновения философии, религии и психологии, но думается, что философии здесь принадлежит ведущая роль

Первые попытки познать себя и определиться со смыслом жизни человека можно найти уже у древнегреческих мудрецов, которые претендовали на то, чтобы быть учителями и носителями мудрости В рамках космоцен-тризма человек рассматривался как микрокосмос, его жизнь определяется макрокосмосом, изначальной космической гармонией и космической спра-

ведливостыо Поэтому человек должен вести мудрый образ жизни на основе познания самого себя Самопознание - начало и основа самосовершенствования, достижения гармонического единства своих целей, мышления, миропонимания и ценностей «Познай самого себя - и ты познаешь мир»

Язычник Сократ видел в самопознании предварительное условие всякой добродетели Апостол Павел, первый христианский философ, выразил это символически в рассуждениях о Страшном суде Страшный суд может истребить все здание человеческой культуры, будь оно построено из соломы, дерева, серебра или золота Однако «сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Коринфянам 3 13-15)

Сам спасется, как Ной спасся из потопа Самость не может погибнуть от трагических конфликтов Самость не должна погибнуть при распаде элементов, при гибели культур, в смерти и тлении Она может спастись, искупиться воскреснуть, достичь новой гармонии на новом небе и новой земле Гакова установка христианства

Антропология христианства строится на фундаменте библейской веры Здесь в гносеологической плоскости самопознание признается источником богопознания Блаженный Августин оставил блестящий образец философской исповеди, который послужил бессмертным образцом для Жан-Жака Ру ссо и Льва Толстого, Иоганна Гете и Николая Бердяева, Федора Достоевского и Алексея Лосева Г Лессинг называл самопознание центром, а И Кант - началом всей человеческой мудрости

Великий И Гёте, напротив, считал, что для него «звучащая столь значительно задача познай самого себя - вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество непостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган» (Bedeutende Fordernis)

В «Максимах и рефлексиях» ГОтс говорит «Как можно познать самого себя9 Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия Пытайся исполнить свой долг - и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено» (Goethe Maximen und Reflexionen Weimar-Stuttgart, 1949 S 112) Долг же, считат Гете, можно исполнить благодаря продуктивной деятельное ги человеческого духа

Э Кассирер считал, что любая духовная деятельность рассматривается и осмысливается как особая «символическая форма», в которой нуждается человек для упорядочения окружающего его мира (Кассирер включал сюда язык, миф, религию, искусство, науку) Эти его идеи были развиты впоследствии в современных теориях культурного и первобытного символизма, где само понятие «символ» получило необычайно широкое применение

В отечественной и зарубежной литературе проблеме самопознания в той или иной степени бычи посвящены работы В Ф AcMjca, М М Бахтина, Н А Бердяева, Л П Буевой, П П Гайденко, А Гелена, П А Горохова, Б 1 Григорьяна, П С Гуревича, А Ф Зотова, В А Кайдалова, Ю А Кимелева, Л Н Когана, А В Лукьянова, К Н Любутина, М Мамардашвили, М Мер-ло-Понти, Л А Микешиной, Н В Мотрошиловой, Т И Ойзермана, А В Перцева, Д В Пивоварова, К С Пигрова, В М Русакова, А М Руткевича, А Г Спиркина, В В Соколова, Э Ю Соловьева, В С Степина, В Г Федотовой, А Н Чанышева, М Хайдеггера, М Шелера

Однако специальных диссертационных работ, посвященных философским основаниям самопознания, в современной научной литературе нет

Объект диссертационного исследования - самопознание как феномен бытия человека

Предмет исследовании — онтологические аспекты самопознания человека как атрибутивной характеристики его бытия

Цели и задачи исследования.

Цель работы - философский анализ онтологических аспектов самопознания Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

1 Исследовать зарождение и становление онтологических аспектов самопознания в мировой философской традиции,

2 Проанализировать самосознание как аспект сознания,

3 Выявить связь онтологических оснований самопознания с мировоззренческой и смысложизненной проблематикой,

4 Выявить и проанализировать пути самопознания как специфические онтологические аспекты его становления

Источники исследования.

При написании настоящего диссертационного исследования были использованы труды философов прошлого и современности, в той или иной сгепени выходящие на проблематику самопознания, а также выдающиеся произведения мировой исповедальной литературы, в основе которых лежит философский принцип самопознания

Методолог ичсская база

Диссертант применил исходные принципы, законы и категориальный аппарат диалектики, понимаемой как метод исследования отношения человека к миру, как общая теория их взаимоотношения В решении конкретных задач исследования используются методы структурного и функционального анализа, а также принципы системного подхода

Научная новизна диссертации состоит в создании авторской концепции феномена самопознания и может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту

1 Самопознание выступает специфической формой познавательной деятельности, которая выполняет в социогенезе культурно-антропологическую роль, способствуя превращению индивида в личность

Самопознание - это интенция, непрекращающееся всю жизнь стремление быть собой

2 Одним из онтологических аспектов самопознания является то, что оно теснейшим образом связано со смысложизненной проблематикой, вы ступая необходимой предпосылкой и условием поиска человеком смысла жизни

3 Важнейшим онтологическим аспектом самопознания является осознание человеком собственной самости через социальное самоопределение, через поиск своего места в обществе Личность познает себя, чтобы увеличить себя именно как личность

4 Генезис самопознания представляет собой поиск человеком своей собственной сущности, идущий по пути постепенного отрицания всего того, что не является подлинно-сущностным

5 Онтологически самопознание представляет собой осознание собственной экзистенции

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что материалы и выводы диссертации вносят определенный вклад в дальнейшее развитие как онтологии, гак и теории познания Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке к чтению лекционных курсов по философии, онтологии и теории познания, а так же при разработке специальных курсов для студентов философских спсциатьностей по онтолопш и гносеологии

Апробации работы.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Регионального отделения Российского философского общества в течение 2003 - 2006 1т на Международной конференции «Иммануил Кант и философская мысль России история и современность» (2004), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005), на V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009) Работа прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре социальной философии Оренбургского государствен-

ного университета, а также на кафедре философии Магнитогорского юсу-дарственного университета Основные положения диссертации нашли отражение в монографии «Философский анализ самопознания» и восьми публикациях автора, две из которых вошли в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Российской Федерации

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 2 пэв, каждая из которых состоит из 3 параграфов, заключен™ и списка литера гуры

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы, освещается степень ее разработанности, определяются цель и задачи диссертационного исследования, указываются его источники, методологическая основа, формулируются новизна исследования, а также положения, раскрывающие теоретическую и практическую значимость работы и ее апробацию

В первой главе «Зарождение и становление онтологических аспектов самопознания» дается целостный анализ основных подходов к решению проблемы самопознания В параграфе 1. 1. «Зарождение онтологических аспектов самопознании в западной философской традиции» отмечено, что, начиная с Древней Греции с 6 века до нашей эры, биография индивидуального мышления обнаруживает тенденцию отступления мифологического, религиозного и трансцендентно-безличного сознания перед индивидуальным духосознанием человека

На первом этапе эволюции самопознания очевидно стремление человека перенести во внешний мир то, что берет начало в его собственном существе Мыслители Греции стремились к тому, чтобы человек с момента рождения уже находился в предустановленной связи между природой и духом Они хотели, чтобы человек рассматривал как I отовый факт уже осуществленный союз духа и природы, в то время как эта связь должна осуществляться самим человеком в процессе самопознания длиною в саму человеческую жизнь Все, что находится во внутреннем мире чечовека, греческие мыслители от

Фалеса до Аристотеля представляли как самостоятельную, пребывающую в себе сущность, являющуюся первопричиной вещей мира

Взгляды эллинистических школ и неоплатонизма интуитивно сходились на том, что сущность вещей будет невозможно найти, если развивать дальше идеи своих предшественников, относившихся к миру как к целому Полагая человека одним из элементов этого целого, они хотели исследован, законы мир,!, что и должно было привести к познанию человека Представители же эллинизма и неоплатоники сделали самого человека предметом своих размышлений В то же время неоплатоник, например, осознав, где надо было искать наивысший предмет познания и, обнаружив его, свой собственный внутренний мир принимает за нечто себе чуждое Он пытается созерцать сущность мировых явлений в себе самом, но для этого он должен достичь обострения своих познавательных возможностей, - состояния экстаза Обязательное условие состояния экстаза - это отключение самосознания человека Поэтому закономерно, что самого себя, свою собственную сущность в ее истинном свете, дух человека так и не смог увидеть

Вероятно, что западный дух, развиваясь естественно вслед за неоплатонизмом, пришел бы к выводу, что сущность человека, недавно представляемая как нечто отчужденное, в действительности принадлежит ему самому Но христианское вероучение надолго прервало этот естественный ход развития западного духа Философию отцов церкви можно представить как переработку в систему идей христианской веры Общий характер данной системы идей мог быть только христианским, что проявлялось в отчуждении человеческой супцюсти в мир трансцендентной реальности

Основываясь на взглядах Коперника, Кеплера и Галилея, философские выводы сделал Френсис Бэкон К самопознанию может привести только непредвзятое сознание, направленное непосредственно на действительное Делая объектом своего познания природу, человек встает на путь познания своего Я Не следовали схоластическим принципам и Якоб Беме, и Рене Декарт Философы Нового времени продолжили стремление Декарта к познанию ми-

ра исходя из человеческого Я Благодаря многим выдающимся мыслителям христианско-тсологический метод, не веривший в силу человеческого Я, выступающего как орган познания, был преодолен Последователи Декарта пришли к выводу, что само Я должно искать высочайшую сущность Но это лишь первый шаг к пониманию того, что высочайшая сущность есть то, чю заключено в содержании самого Я

Несмотря на противодействующие течения, человеческое самопознание постепенно прогрессировало Немецкая классическая философия - по преимуществу философия деятельности Активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира - вот центр немецкой философии Немецкая классика ангрополошчна в полном смысле этого слова Немецкая философская классика признавала подлинным субъектом познания не эмпирическое, конкретное «Я», но некоторый субъект вообще Этот трансцендентальный субъект лежит в основе всякого индивидуального «Я», но одновременно и выходит за его пределы

Таким образом, можно отметить, что европейская философия имеет свою определенную специфику Она понимает, что человек источником всякого познания должен делать самого себя Фактически, познавательный процесс человека есть процесс его самопознания В то же время, человек чувствует страх от мысли признать сотворенное им же самим за свое собственное творение Он чувствует себя слабым для того чтобы нести на себе мир, и поэтому часто взваливает эту ношу на высшую сущность Прославляя свое детище, человек так и не пожелал признать свое отцовство

Самопознание, как субъект-субъектное отношение, демонстрирует взаимосвязь онтологии и теории познания Самопознание, как диалектический процесс, имеет свое онтологическое обоснование и в этом смысле - онтологический аспект Содержание теории познания, как и содержание онтологии, пронизано идеей развития Теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи не сводимыми друг к другу, тссно связаны между собой Гносеология как часть философии тесно

связана также с этикой, эстетикой, с философской антропологией Это подтверждает проведенный анализ онтологических аспектов самопознания в западной классической философской традиции Пришедшие им на смену воззрения характеризовались значительной сменой акцентов в рассмотрении интересующей нас проблематики

В параграфе 1. 2. «Становление онтологических аспектов самопознания: антропологическая направленность некляссическон философии» огмечено, что во второй половине XIX века постепенно подготавливается, а на рубеже XX столетия начинает осуществляться переход к новому, не классическому типу науки и философии Начинается всеобъемлющий духовный процесс переоценки ценностей, в котором не последнее место занимают проблемы самосознания и самопознания

Гегелевское подчинение Я человека мировому Я пытался исключить Людвиг Фейербах В своей философии он смог ясно и четко описать, как человек противопоставляет себя божеству, познает, почитает и повинуется ему, в то время как это божество является ни чем иным, как перенесенной во внешний мир сущностью человеческого Я Требование к человеку осознать истинное положение своей сущности встречается в книге Макса Штирнера «Единственный и его собственность» (1844) Все существа, которые за время всей своей истории человек поставил над самим собой, были просто вырваны из его собственного внутреннего мира и перенесены во внешний мир в качестве идолов Любой мировой разум, любой бог есть подобие Я, и кроме человеческого Я других свойств не имеют

Большинство философских учений XIX века разрабатывались именно для решения проблемы человеческой свободы Определяющим для духовного климата эпохи был мощный взлет естественных наук и техники Именно на нем была основана оптимистическая вера в почти неограниченные возможности человека по переустройству мира В пику рационализму XVIII века возникают различные иррационалистические учения, одновременно и проповедуюшие веру в человеческую мощь, и подчеркивающие трагичность

человеческого существования в этом мире В XIX и XX вв тенденция к завоеванию места для Я в мироздании продолжилась Однако также выдвша-лись и противостоящие концепции в работах Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гаргманна Фридрих Ницше, отталкиваясь от философии Шопенгауэра, пришел к противоположным выводам Его воззрения непосредственно ведут к абсолютному признанию единичного Я Из множества философских направлений конца, Х1>у - XX вв в параграфе проанализированы феноменологические, экзистенциальные и психоаналитические концепции, как наиболее близкие к предмету самопознания человека Для XX века и современности антропологическая направленность онтологических аспектов самопознания становится особенно явственной

В параграфе 1. 3. «Становление онтологических аспектов самопознания образно-художествсниая ориентация русской философии» рассмотрены воззрения лишь нескольких отечественных мыслителей на проблему онтологических аспектов самопознания, которые представляются особенно актуальными для темы исследования Отмечается, что именно у Дослосв-ского в гораздо большей степени, нежели у Ницше и Кьеркегора, экзистенциально-антропологический источник философского знания обнаружил всю свою трагическую глубину и новизну Думается, что именно через художественный роман, а не абстрактный философский трактат утверждается одна из основных линий онтологии (наряду со спекулятивной метафизикой и философией природы) - метафизика человеческого бытия, временящегося, экзи-стирующего (если использовать русский перевод терминов М Хайдегтера) Такое бытие постоянно выступает за свои пределы и прилагает бесконечные трагические усилия постигнуть самое себя В параграфе рассматривается становление онтологических аспектов самопознания в философском творчестве Н А Бердяева, С Н Булгакова, П А Флоренского, Л Шестова Пути самопознания, над которыми размышляли отечественные философы, органично вписываются в мощное течение русской мысли, которое часто назы-

вают русской софиологией Рассмотрены особенности русской софиологии как фундаментальной онтологической модели

Вторая глава «Онтологические аспекты самопозпання» посвящена нахождению онтологических оснований самопознания и определению путей самопознания как специфических онтологических аспектов его становления

В параграфе 2.1. «Самосознание как аспект сознания» рассматривается проблема сознания и различные варианты ее решения Подчеркивается взаимосвязь сознания и самосознания в структуре психики человека ,

Существует огромное количество определений сознания как в специальной монографической, так и в популярной литературе В «Новой философской энциклопедии» находим такое определение «Сознание - состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемо-сти событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих собы-1 иях Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание ит д)1» Проблема сознания в философии имеет два уровня своего решения Первый уровень заключается в описании способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нем Второй - имеет цель объяснигь, как возможно само сознание В первом случае ставится задача описать феномен сознания, во втором - объяснить его

Основой новоевропейской культуры стало умешге человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир Был сделан вывод сознания нет без самосознании Именно в акте самосознания сознание знает само себя, проясняет своё содержание, структуру Результаты современного исследования сознания (как в философии, так и в психологии и других науках о человеке) дают основания для утверждения о том, что Я является культурно-историческим продуктом и что поэтому единство сознания, которое это Я обеспечивает, тоже не изначально дано Единство сознания определяется не биологией, не особенностями работы мозга (наличием в нем некоторых «центральных инстанций») и не психикой самой по себе Оно определяется

1 Лекторский В А Сознание//Новая философская энциклопедия Т 4 С 132

наличием Я как ответственного за деятельность и поступки субъекта Поэтому единство сознания строится вместе с Я в конкретных культурно-исюрических условиях

Самосознание как характеристика и важнейший аспект сознания есть осознание субъектом самого себя, то есть состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений) В некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку Самосознание - одно из центральных понятий классической западной философии, для которой самосознание является осознанием существования собственного Я и принадлежащих ему состояний сознания

В данном параграфе диссертант проследил эволюцию самосознания человека и выделил ряд этапов На сегодняшний день самоидентификация человека включает как составляющие все рассмотренные этапы Теперь, чтобы С1ать идеальным, "Я"-человек должен утвердиться как "я-клан", "я-функция" и "я-государство", и "я-религия" Чем больше определений, тем полнее и совершеннее будет это "Я"

В параграфе 2.2 «Смысложизненные и мировоззренческие ориентации как отологические основания самопознания» подчеркивается, что самопознание - разновидность духовной деятельности Духовная деятельность, на наш взгляд, всегда продуктивна, ибо связана с восприятием или созданием новых духовных ценностей Человек, создающий в самом себе новые миры и раздвигающий горизонты духа, - продуктивен в высшем смысле этого слова Именно тогда человек в наивысшие мгновения своей творческой жизни приближается к ens realissimum - наиреальнейшей сущности, внутреннему содержанию всей реальности, то есть к Богу

Нам представляется, что, говоря о духовной деятельности, необходимо акцентировать именно момент формирования человеческой индивидуальности, самости как 1лавнейшей самоценности В этом плане самопознание как ра шовидность духовной деятельности можно определить как субъект-субъсктнос отношение В основе духовной деятельности лежит процесс со-

творения человеком самого себя Субъект как бы «примиряет» на себя духовные богатства человечества, пропускает через свою душу объективный мир, делая его неотъемлемой частью своего «Я» Субъект осваивает культуру предшествующих поколений, ибо ex mhilo nihil est

Человек, будучи частью природы, становится человеком только в обществе и лишь в обществе обретает и постигает смысл своей жизни Обретение смысла жизни теснейшим образом связано с самопознанием, это - две стороны единого процесса превращения индивида в личность, в Человека Д В Пивоваров пишет «Смысл жизни человека - эйдос индивида, умопостигаемая целостность всех проявлений его духа и души Стихия смысла - не материя и не энергия, а информация Догадка о чьем-либо смысле жизни (в том числе и о собственном) есть попытка понять скрытую форму проявления духа и души в материальном теле, сделать заключение о характере, индивидуальном складе личности, судить об «идее индивида» Смысл жизни философски описывается взаимосвязью категорий Бога и материи, идеального и реального, духа, души и тела, отражения и творчества»2

В современной литературе отчетливо выражен интерес к соотношению самопознания, смысла жизни и судьбы Познавая себя, человек в той или иной мере творит свою судьбу В этом )тверждении есть немалая доля истины Основное метафизическое занятие человека - познание, открьпие в себе новых миров, другой жизни

И все же человек стремится к трансцендентному В процессе самопознания человек порой оказывается на границе того, что знакомо, привычно и осмысленно и тем, что невыразимо, неуловимо и терзает человеческое любопытство Ведь есть вечные тайны для человека, такие как Бог, смысл его существования, тайна смерти и, наконец, он сам Пережив опыт трансцендиро-вания, человек становится другим, перед ним открываются новые горизонты, а в нем самом - новые силы, которые каким-то образом поддерживают в человеке стремление к дальнейшему совершенствованию и самопознанию

1 Пивоваров Д В Основные категории онтологии Екатеринбург,2003 С 253

Николай Бердяев прекрасно писал «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца Личность человеческая более таинственна, чем мир Она и есть целый мир Человек - микрокосм и заключает в себе все Но актуализировано и оформлено в его личности лишь индивидуально-особенное»3 Самопознание и самопонимание - традиционные проблемы для русской интеллигенции в целом, а не только для философии

Процесс самопознания тесно связан с формированием философских оснований мировоззрения и неизбежно сопровождается формированием того или иного мировоззрения Философские основания мировоззрения - комплекс предельно общих идей и убеждений, лежащих в основе личности Это то, что позволяет идентифицировать личность на глобальном, мировоззренческом уровне Последовательно решая вечные проблемы, любой философ формирует то, что носит название «мировоззрение» Типология мировоззрений может быть построена на самых разных основаниях Часто говорят о религиозном, естественнонаучном, социально-политическом, философском мировоззрениях Многие исследователи говорят об обыденно-житейском мировоззрении, о мировоззрении мифологическом и эстетическом Мировоззрение, таким образом, эго- общественное самосознание человека, в котором действительность отражается сквозь призму его (человека) целей и интересов Мировоззрение складывается в процессе самопознания, в поисках и в обретении своего места в мире

Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособлено, а ьо взаимопроникновении друг в друга, особенно, ко1да они сочетаются с волей Тогда мировоззрение тяготеет к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений, ведущих к целенаправленному познанию и активному поведению человека И важнейшим условием этого процесса являются такие атрибуты человеческого сознания и духовности, как вера, надежда и любовь

3 БсрдясвН А Самопознание М, 2006 С 21

К Н Любутин пишет «Мировоззрение - это самосознание, выделение общественного субъекта из мира, представление о мире и о себе в нем сквозь гамму оценок, фиксирующих интересы субъекта Здесь всегда происходи! экстраполяция группового на общечеловеческое»4 Мировоззрение представляет собой высшую, сущностную форму самосознания социального субъекта, определяющую его целостное, интегральное отношение к действительности и к самому себе и реализующуюся в различных формах его деятельности Думается что, взятое в качестве исходного, такое понимание мировоззрения позволяет преодолеть однобоко гносеологическую его характеристику, получившую широкое распространение в отечественной философской литературе Мировоззрение любого человека, а тем более талантливого или гениального, можно понимать как проекцию человеческой деятельности на ось исторического времени

В параграфе 2.3, «Пути самопознания как специфические онтологические аспекты его становления» представлена попытка систематизировать весь собранный материал и определить основные пути, которые возможны для самопознания В данном параграфе также отмечены особенности процесса самопознания русского человека, которые могут принимать весьма специфическую форму Есчи существуют национальные философии, то должны существовать и национальные формы самопознания

Первый путь самопознание может пониматься как самоопределение (дефинитный подход) Путь самоопределения - путь внешний, экстраверти-рованнпй, «западный», социально ориентированный Самопознание происходит через социальное самоопределение, отождествление (идентификацию) себя с социальной ролью, поиск своего места в обществе, обретение социального имени (статуса) Как путь самопознания, само самоопределение можно эшмологически понимать как поиск своего предела Это - ограничение экзистенции социальным именем, ролью, определенной нишей

4 Любутин К Н Челочек в философском измерении Свердловск, 1991 С 89

Вюрой путь самопознание как поиск сущности (эссенциальный подход) Эссенциальный подход - внутренний, ингровертированный, «восточный», сущностно ориентированный Сущностный подход противопоставляет «внешнее» и «внутреннее» видимую, доступную сферу человеческого быгия и скрытую, сущностную часть (ешепЬа) Самопознание сущности идет по пути постепенного отрицания («отслоения») всего, что не является сущностным - всего, что является внешним по отношению к сущности Человек самоидет ифицируется «Я не есть это тело»

Между дефинитным и эссенциальным подходами имеются не только различия, но сходные черты Этим подходам присущи иерархичность, нормативность, оценочность, борьба, самоотчуждение (самоотрицание) Иерархичность порождает нормативность, которая выступает в форме оценочных дихотомий правильное - неправильное, главное - второстепенное, истинное — ложное и т д Результатом такого дихотомного восприятия своего Я может стать неприятие экзистенции, выходящей за рамки норматива, борьба с самим собой и самоотчуждсние На пути дефинитного подхода может возникнуть борьба со своими проявлениями, которые не вписываются в некий социальный норматив (например, борьба с различными комплексами, неуверенностью, социальной неприспособленностью) На пути эссенциального подхода может вестись борьба с «животной природой», различными «ложными идентификациями», с «темными силами» Тенденция первого пути -перфекционизм, а второй путь может привести к бесконечному самоедству, «истончению», которое может закончиться самоисчезновением

Третий путь самопознания может быть определен как сознание экзистенции (экзистенциальный подход) Этот путь самопознания можно назвать эколо1 ичным в противоположность отчуждающему, описательным — в пику оценивающему, открытым - а не определяющим Познать себя означает включить в целостное знание о себе все многообразие своего существования Самопознание здесь понимается как бесконечное расширение своих границ Экзистенциальный подход не упускает из виду противоречивости чело вече-

ской природы, благодаря чему людская природа освобождается от противоречий Третий п)ть самопознания основан на идее принятия себя в самом широком смысле, а потому отличается от других своим миролюбием Здесь также наличествует иерархия, ибо без нее невозможны никакая оценка, сравнение, распределение приоритетов Но эта иерархия свободна, тякуча, условна, она может кардинально измениться, «внутреннее» может стать «внешним», а «высшее» - «низшим»

В экзистенции сокрыты и природа, и сущность человека Их единство противоречиво, оно является онтологическим источником социального отчуждения человека Человек в самопознании может коснуться той «глубины» экзистенции, которая, по мнению Н Бердяева, не может быть исчерпана сменой общественного строя страны, идеологий, систем этических и эиезичс-ских координат и всем прочим Человек - это всегда возможное бытие Если сравнить эссенциальный и экзистенциальный подходы, то феноменологически, реально мы имеем дело не с эссенцией четовека, а с его экзистенцией Экзистенциальный подход к самопознанию исходит из предпосылки, что не г ничего предшествующего и предстоящего экзистенции В процессе самопознания мы сами создаем свое существование Экзистенциальное самопознание - это одновременно самосозидание Здесь сущность вторична по отношению к экзистенции Следовательно, экзистенциальное самопознание - это не только поиск, но и творение человеком своей сущности

Человека нельзя ставить в один ряд с объектами Личность - это не просто объект, познаваемый извне Личность — единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри Являясь повсюду, она нигде не дана заранее Человеческое «Я» есть нечто деятельно-конструктивное и самостоятельное, жизненная «ось» становления которого «сшивает» воедино все сферы и уровни сознания При этом «Я» оказывается удивительно многомерной и сложной реальностью Вершин самопознания может достичь человек творческий Именно творчество объединяет на самой

высокой ступени все три пути самопознания и может привести человека к го-сгояпшо наивысшей продуктивности

В Заключении формулируются основные выводы диссертационного исследования

Основные положения диссертационного исследовании отражены в следующих публикациях автора:

Публикации и статьи, входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и издании ВАК Российской Федерации.

1 Мантров А В Смысловая предметность русской души // Вестник ОГУ,№7,2006 -Оренбург Издательство ОГУ, 2006 С 148-153

2 Мантров А В Философские аспекты права человека на жизнь и на смерть // Весгник ОГУ, №7, 2007 - Оренбург Издательство ОГУ, 2007 С 128-134

Монографин:

3 Мантров А В , соавт Философский анализ самопознания Монография - Оренбург ИПК ГОУ ОГУ, 2009 - 154 с

Другие публикации.

4 Мантров А В К эволюции представлений человек? о смерти // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Оренбуржья (часть 2) - Оренбург Издательство ОГУ, 1999 С 39-40

5 Мантров А В К истории развития человеческой способности «правильного» восприятия смерти // Формирование способностей человека Материалы регионального симпозиума - Оренбург Оренбургский филиал УрАГС, 1999 С 23-27

6 Кашин В В , Мантров А В Идея морального и социального зла И Канта // Иммануил Канг и философская мысль России история и современность Материалы международной научно-теоретической конференции -Оренбург ИПК ГОУ ОГУ, 2005 С 84-94

7 Кашин В В , Мантров А В Мотивация человеческого поведения в работах Э Фромма // Философия и будущее цивилизации Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса В 5 т Т 1 - М Современные тетради, 2005 С 268-269

8 Мантров А В Эрих Фромм о психической жизни человека XX века // Страсть к любомудрию Сборник научных статей Выпуск второй - Оренбург ИПК ГОУ ОГУ, 2005 С 112-123

9 Мантров А В Эволюция самопознания человека в досократической философии // Наука Философия Общество Материалы V Российского философского конгресса Т 2 -Новосибирск Параллель, 2009 С 38-39

Лицензия № ЛР020716 о г 02.11.98.

Подписано в печать 16 11 2009 г Формат 60x84 Ч Бумага писчая Уел печ листов 1,0 Тираж 100 Заказ 571

ИПКГОУОГУ 460018,1 Оренбург, ГСП, пр-т Победы, 13 Государственное образовательное учреждение «Оренбургский государственный университет»

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мантров, Алексей Вячеславович

Введение.

Глава первая. Зарождение и становление онтологических аспектов самопознания.

1.1. Зарождение онтологических аспектов самопознания в западной философской традиции.

1. 2. Становление онтологических аспектов самопознания: антропологическая направленность неклассической философии.

1.3. Становление онтологических аспектов самопознания: образнохудожественная ориентация русской философии.

Глава вторая. Онтологические аспекты самопознания.

2. 1. Самосознание как аспект сознания.

2. 2. Смысложизненные и мировоззренческие ориентации как онтологические основания самопознания.

2. 3. Пути самопознания как специфические онтологические аспекты его становления.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Мантров, Алексей Вячеславович

Актуальность темы исследования.

Проблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном аспектах, его развития и предназначения, его будущего - одна из главных проблем философской мысли. Талантливый мыслитель Лев Шестов однажды прекрасно написал: «Собственно же философия должна начинаться там, где возникают вопросы о месте и назначении человека в мире, о его правах и роли во вселенной»1. Внимание философии в современной России должно быть приковано к состоянию разрушенной «среды обитания» и судьбам людей, вынужденных жить в переломную эпоху.

Недаром С. JL Франк в страшный для России июль 1917 года написал в предисловии к своей работе «Душа человека»: «В чем бы ни заключался конкретно выход из переживаемого нами тяжелого кризиса, не подлежит сомнению, что единственный путь к нему - повышение духовного уровня нашей культуры, углубление плоскости обсуждения всех жизненных вопросов, преодоление всяческого невежества, варварства и одичания. В этом смысле и философ имеет право верить, что своей независимой мыслью он посильно содействует духовному и общественному возрождению своей родины»". Как актуально звучат эти слова сегодня, когда несчастная Россия вследствие разнообразных предательских реформ отброшена на задворки мировой цивилизации!

Наверное, для человека нет более интересного объекта, чем он сам. Важность познания самого себя, своего Я, человеческой самости было зафиксировано еще в великом изречении над входом в храм Аполлона в Дель-фах. Изречение это приписывается Фалесу, по другим источникам - Хилону. Испано-мусульманский мудрец Аверроэс (1126 - 1198) недаром говорил: «Познай самого себя — познаешь своего Бога». Иранский философ Аль

1 Шестов J1. И. Избранные сочинения. М., 1993. С. 88.

2 Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 268.

Газали (1058 — 1111) утверждал: «Прежде чем познать Бога, нужно познать себя». Рене Декарт полагал, что тот, кто сумеет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную.

Макс Шелер был прав, когда говорил, что наша эпоха - первая, когда человек стал абсолютно проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в то же время знает, что он этого не знает. Человек — уникальное и изумительное существо, самое поразительное творение Бога, - утверждают одни. Человек сам себя создал, и он есть мера всех вещей, - полагают другие. И, наконец, третьи считают, что он — плод генетической мутации, ошибка природы, ее злостное порождение, наделенное неисчислимыми пороками, поэтому у него нет и не может быть будущего. Можно ли согласиться с э тими категорическими суждениями и в чем же смысл существования человека? Как выполнить старое пожелание мудрых греков «Познай самого себя» и можно ли вообще это сделать без обращения к философии?

Представляется, что актуальность данного исследования можно обосновать следующими аргументами.

Во-первых, онтологические аспекты самопознания и его философские основания в целом не становились ранее предметом специального научного исследования. В таких авторитетных изданиях, как «Философская энциклопедия» (1960-1970) и «Новая философская энциклопедия» (2001), обобщающих достижения отечественной философии, нет специальных словарных статей, освещающих проблематику самопознания. Более того, пятитомная «Философская энциклопедия» не содержит специальной статьи «Человек», а лишь отсылает читателя к статьям «Личность» и «Философская антропология».

Настоящее исследование, во-вторых, может представлять интерес в теоретическом плане. Необходимо попытаться разработать соответствующую теорию самопознания, придать этому явлению статус специфического предмета философского познания и выработать адекватные онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические принципы его анализа. Проблема самопознания становится одной из актуальнейших задач для онтологии и теории познания. Мудрец Аль-Газали писал: «Существует много ступеней познания. Обычный человек подобен муравью, ползущему по бумаге. Этот муравей видит буквы и думает, что своим появлением они обязаны перу и ничему другому» . Так и человек порой не видит подлинной сущности своей и окружающего мира, ибо жизнь превратилась в гонку за видимостью, и иллюзии зачастую становятся сильнее реальности.

Сегодня особо актуален вопрос о возможностях формирования нового типа мышления, свободного от догм и стереотипов. Здесь философская проблематика, связанная с самопознанием, выходит на первый план. Прекрасно сказал Блез Паскаль: «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело»4.

Важнейшими источниками, питающими теоретическую философскую мысль, всегда были литература и искусство. При этом философия и художественная литература особенно близки и сходны между собой как формы осмысления человеческой жизни в слове и через слово. И философ, и писатель работают над словом. Н. И. Конрад писал: «Есть различные формы мышления. Одна действует в той области, которую мы называем наукой; другая - в той, которую мы называем философией; третья - в той, которую мы называем искусством. Материал, с которым работает наша мысль, вызывает существование многих специфических отраслей как науки, так философии и искусства, но все они для общественного сознания человека представляют своеобразное целое. Это целое, отлившееся в понятия, символы, воплощено в языке, в непосредственной действительности мысли, а через язык, возведенный в план искусства, - в литературе. Именно это и делает литературу достоянием общественного сознания»5. Особенно плодотворно при изучении

3 Цит. по: Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. М., 2004. С. 35.

4 Паскаль Б. Мысли. М., 2001. С. 237.

5 Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972. С. 429-430. проблематики самопознания исследование такого образца синтеза литературы и философии, как исповедь.

В-третьих, исследование онтологических оснований самопознания актуально в социальном плане. Некогда А. Ф. Лосев в своей ранней работе «Русская философия» назвал характерную черту русского философствования — «апокалиптическую напряженность». Изучение самопознания помогает осмыслить трагизм человеческого бытия в социуме, тенденции общественного развития, угрожающие духовности человека и общества. Сегодняшняя ситуация в нашей стране заставляет наполняться сердца отечественных философов тревогой за будущее человека, за возможность сохранения им духовной целостности в эпоху социальных потрясений. Для нашего времени все более актуальными становятся следующие слова Карла Маркса: «Первым необходимым условием свободы является <.> самопознание, самопознание же невозможно без признаний, без исповеди»6. Но современный «одномерный человек» отвык доверять свои мысли кому бы то ни было, в том числе и самому себе. Ницше недаром злословил: масса - фабричный товар природы, человек массы - это супершимпанзе, а подлинный человек еще и не возникал. Такой «одномерный человек» лишь мнит себя свободным, но на самом деле он - всего лишь жалкий раб общества потребления, озабоченный лишь ничтожными материальными желаниями, полностью лишенными духовной подоплеки.

Самопознание является важнейшим видом духовной деятельности. Нам кажется, что все призывы к возрождению духовности в современной России не приведут ни к чему до тех пор, пока саму духовную деятельность не удастся концептуализировать и определить ее отношение к деятельности абсолютной, о которой спорили немецкие философы переломной, столь похожей на наше время, эпохи конца XVIII-XIX вв.

Давно уже было замечено, что отдельные люди и целые народы философствуют талантливее всего тогда, когда им плохо. Гегель прекрасно писал

6 Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1955. С. 30, 381. об этом: «.Там, где народ идет навстречу своей гибели, там, где наступает разрыв между внутренним стремлением и внешней действительностью, где прежняя форма религии и т. д. уже больше не удовлетворяет, где дух выказывает равнодушие ко всему живому существованию или пребывает в нем неудовлетворенным и нравственная жизнь разлагается, - лишь там философствуют. Именно в такие эпохи дух ищет прибежища в области мысли, чтобы в противовес действительному миру создать себе царство мысли, и философия есть примирение, которое сама мысль приносит с собою после начатой ею порчи реального мира»7.

Интерес к проблемам самопознания обостряется, когда человеку или народу грозит опасность, когда самой культуре грозит гибель либо она приходит в упадок. Так было во времена Сократа и Платона; так было и при закате римской цивилизации, когда стоики объявили самопознание задачей мудрости, а христианство начало проповедовать бесконечную ценность души и Царство Божие, «которое внутри вас». Тот же ритм истории, та же диалектика наблюдается и в нашу сложную эпоху. В условиях всестороннего кризиса духовности вновь поставлена проблема самопознания во всех областях человеческого духа.

Эпоха, переживаемая ныне Россией, побуждает отечественных интеллектуалов и, прежде всего, философов искать ответы на «вечные вопросы» в первую очередь в великой русской литературе. Как справедливо отмечал А. Ф. Лосев, «художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических произведениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «ху

7 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга 1. СПб., 2001. С. 109-110. о дожественными», но и философскими и гениальными» . Слияние философии и художественной литературы является одним из показателей самобытности отечественной культуры, ее оригинальности и неповторимости, свидетельствует об огромном потенциале духовного развития личности русского человека. Именно русская литература дала непревзойденные образцы философской исповеди - прекрасных по форме и глубоких по содержанию шедевров самопознания.

Степень разработанности проблемы.

Проблема самопознания - это точка соприкосновения философии, религии и психологии, но думается, что философии принадлежит ведущая роль при изучении самопознания. Философия — всегда свидетельство единичного сознания. Не так обстоят дела в науке, где личность творца открытия не столь важна. Платон и Гегель, Кант и Витгенштейн уникальны, ибо никто не мог написать за них их труды. Внутренний мир человека, субъективность, личностное начало - такая же, если не большая, реальность, чем мир внешний. Философия, таким образом, предстает здесь одновременно и как исповедь, но и как недоступная другим тайна, о которой можно только догадываться. Но догадываться можно и нужно, это - единственный способ проникновения в сферу рождения идей9.

1 Прекрасно сказал об этом замечательный философ и историк философии И. А. Ильин: «Существует возможность и соответствующая способность правильно осознать акт чужого созерцания и размышления и встать на творческую позицию философа в такой мере, что начинаешь жить в ней и философствовать соответствующим образом: ощущаешь все, как он ощущал, «видишь» то, что видел он, не произнося «аминь» над духовной очевидностью. Любой великий философ дает основания для такого подхода; изучать и изла

8 Лосев А. Ф. Русская философия // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 74.

9 Гулыга А. В. //Алексеев П. В. «Философы России XIX - XX столетий». Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1999. С. 229 - 230. гать историю философии может только тот, кто систематически воспитывает в себе подобную способность и систематически ее применяет»10.

Автор настоящего исследования полностью солидарен с точкой зрения А. В. Гулыги, согласно которой культура сегодня возможна только как освоение традиции. По Гулыге, философия может существовать только как история философии, как уяснение, распространение и осуществление мировой мудрости. Здесь А. В. Гулыга идет вслед за Гегелем, который утверждал, что философия - это история философии. Как прекрасно писал великий немец: «История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа, в сущность бога и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания»11. Для Гегеля история философии - это история восхождения мысли к самой себе и, тем самым, нахождение самой себя, а поскольку философия есть движение духа к самопознанию, его саморазвитие к абсолютному знанию, постольку философия и история философии оказывались тождественны.

Первые попытки познать себя и определиться со смыслом жизни человека можно найти у древнегреческих мудрецов, которые претендовали на то, чтобы быть учителями и носителями мудрости. В рамках космоцентризма челЪвек рассматривался как микрокосмос, его жизнь определяется макрокосмосом, изначальной космической гармонией и космической справедливостью. Поэтому человек должен вести мудрый образ жизни на основе познания самого себя. Самопознание — начало и основа самосовершенствования, достижения гармонического единства своих целей, мышления, миропонимания и ценностей. Квинтэссенция этих воззрений заключена в афоризме: «По

12 знай самого себя - и ты познаешь богов и вселенную» .

10 Iljin /. Die Philosophie Hegels als contemplative Gotteslehre. Bern, 1946. S. 7.

11 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб., 2001. С. 69.

12 Цит. по: Паука и нравственность. М., 1974. С. 273.

Язычник Сократ, будучи полностью солидарен с великими словами «Познай самого себя», видел в самопознании предварительное условие всякой добродетели. Апостол Павел, первый и величайший христианский философ, выразил это символически в рассуждениях о Страшном суде. Страшный суд может истребить все здание человеческой культуры, будь оно построено из соломы, дерева, серебра или золота. Однако «сам спасется, но так, как бы

13 из огня» . Сам спасется, как Ной спасся из потопа. Самость не может погибнуть от трагических конфликтов. Самость не должна погибнуть при распаде элементов, при гибели культур, в смерти и тлении. Она может спастись, искупиться, воскреснуть, достичь новой гармонии на новом небе и в новой земле. Такова установка христианства.

Антропология христианства строится на фундаменте библейской веры. Здесь в гносеологической плоскости самопознание признается источником богопознания. Христианин Августин оставил блестящий образец философской исповеди, который послужил бессмертным образцом для Руссо и Льва Толстого, Гёте и Бердяева, Достоевского и Алексея Лосева. Лессинг называл самопознание центром, а Кант — началом всей человеческой мудрости.

Великий Гёте, напротив, считал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя - вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество непостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган» (Bedeutende Fordernis). В «Максимах и рефлексиях» Гёте говорит: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в

13 1 Коринфянам 3:13-15. тебе заключено»14. Долг же, считал Гёте, можно исполнить благодаря продуктивной деятельности человеческого духа.

Самопознание — разновидность познания, которое является специфической формой деятельности. В «Фаусте» Гёте дал художественное воплощение и идеи Фихте о внутренней противоречивости субъекта деятельности. Противоречивость деятельности выступает источником непрестанного воспроизводства деятельности. Деятельность существует до тех пор, пока существует несоответствие между замыслом и реализацией. Смерть — это удовлетворенность и покой. Главное лишь, чтобы деятельность, подчеркивал Гёте, была подлинно продуктивной, а не суетливо-дьявольской.

Каждый человек — особый мир, целая вселенная, подлежащая познанию. Порой познание этой вселенной не только жизненно необходимо, но может быть и опасным делом. Видимо это имел в виду Фридрих Ницше, когда говорил, что «познавший себя — собственный палач». В душе любого праведника таится чудовище, любой человек есть бездна, и можно вспомнить еще один известнейший афоризм Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Э. Кассирер считал, что любая духовная деятельность рассматривается и осмысливается как особая «символическая форма», в которой нуждается человек для упорядочения окружающего его мира (Кассирер включал сюда язык, миф, религию, искусство, науку). Эти его идеи были развиты впоследствии в современных теориях культурного и первобытного символизма, где само понятие «символ» получило необычайно широкое применение.

В отечественной и зарубежной литературе проблеме самопознания в той или иной степени были посвящены работы В. Ф. Асмуса, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, JI. П. Буевой, П. П. Гайденко, А. Гелена, П. А. Горохова, Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, А. Ф. Зотова, В. А. Кайдалова, Ю. А. 'Кимелева, JI. Н. Когана, А. В. Лукьянова, К. Н. Любутина, М. Мамардашвили, М. Мер

14 Goethe. Maximen und Reflexionen. Weimar-Stuttgart, 1949. S. 112. ло-Понти, JI. А. Микешиной, Н. В. Мотрошиловой, Т. И. Ойзермана, А. В. Перцева, Д. В. Пивоварова, К. С. Пигрова, В. М. Русакова, А. М. Руткевича, А. Г. Спиркина, В. В. Соколова, Э. Ю. Соловьева, В. С. Степина, В. Г. Федотовой, А. Н. Чанышева, М. Хайдеггера, М. Шелера.

Однако специальных диссертационных работ, посвященных философским основаниям самопознания, в современной научной литературе нет. Можно назвать лишь диссертационные работы А. В. Кузьмина15, М. Р. Со

16 17 скановой , В. И. Хрипуна , в той или иной мере затрагивающие интересующую нас проблематику.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает процесс самопознания в своей специфике, условиях и способах реакции на окружающий мир, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я.

Предмет исследования — онтологические аспекты самопознания человека как атрибутивной характеристики его бытия. Цели и задачи исследования.

Цель нашей работы мы видим в исследовании онтологических аспектов самопознания. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. изучить зарождение и становление онтологических аспектов самопознания в мировой философской традиции;

2. рассмотреть самосознание как аспект сознания;

3. обозначить связь онтологических оснований самопознания с мировоззренческой и смысложизненной проблематикой;

15 Кузьмин Л. В. Метафизика Я: Самоидентичность, самопознание, духовность. Диссертация.кандидата философских наук. - Улан-Удэ, 1998. — 128 с. г

16 Сосканова M. Р. Самопознание человечества как субъекта истории: Диссертация.кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2003. — 154 с.

17 Хрипун В. И. Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании: Диссертация.кандидата философских наук. - Оренбург, 2002. - 147 с.

4. выявить пути самопознания как специфические онтологические аспекты его становления.

Источники исследования.

При написании настоящего диссертационного исследования были использованы труды философов прошлого и современности, в той или иной степени выходящие на проблематику самопознания, а также выдающиеся произведения мировой исповедальной литературы, в основе которых лежит философский принцип самопознания.

Методологическая база.

Диссертант применил исходные принципы, законы и категориальный аппарат диалектики, понимаемой как метод исследования отношения человека к миру, как общая теория их взаимоотношения. В решении конкретных задач исследования используются методы структурного и функционального анализа, а также принципы системного подхода.

1 Научная новизна диссертации состоит в создании авторской концепции феномена самопознания и может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

1. Самопознание выступает специфической формой познавательной деятельности, которая выполняет в социогенезе культурно-антропологическую роль, способствуя превращению индивида в человека. Самопознание - это интенция, непрекращающееся всю жизнь стремление быть человеком.

2. Самопознание теснейшим образом связано со смысложизненной проблематикой, выступая необходимой предпосылкой и условием поиска человеком смысла жизни.

3. Самопознание исследовано как самоопределение (дефинитный подход), то есть путь внешний, ориентированный на социум. Здесь самопознание проходит через социальное самоопределение, поиск своего места в обществе. Личность познает себя, чтобы увеличить себя именно как личность.

4. Самопознание рассмотрено как поиск сущности (эссенциальный подход), идущий по пути постепенного отрицания всего того, что не является сущностным.

5. Самопознание исследовано как сознание экзистенции (экзистенциальный подход, включающий в себя все разнообразие своего существования).

Теоретическое и практическое значение работы заключается в рассмотрении актуальной проблемы для современной онтологии и теории познания. Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по общей философии, онтологии и гносеологии, а так же специальных курсов для студентов философских специальностей.

Апробация работы.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Регионального отделения Российского философского общества в течение 2003 - 2006 гг., на Международной конференции «Иммануил Кант и философская мысль России: история и современность» (2004), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005), на V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009) .

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема самопознания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании нами была проанализирована древняя и вечно актуальная проблема мировой философии, волновавшая человека с первых, но далеко не робких шагов любомудрия как особой формы человеческой культуры, синтезирующей в себе научные и художественные формы мировоззрения. Проблема онтологических аспектов самопознания и различные подходы к ее решению были рассмотрены нами на наиболее важных, на наш взгляд, примерах из творчества выдающихся мыслителей прошлого и современности. Те пути самопознания, над которыми размышляли отечественные философы, органично вписываются в мощное течение русской мысли, которую часто называют русской софиологией.

Осознание человеком своего облика, своих стремлений, мотивов повеI дения и идеалов, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа связана с такой характеристикой структуры сознания, как самосознание. Умение человека обращать внимание па свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Был сделан вывод: сознания нет без самосознания. Именно в акте самосознания сознание знает само себя, проясняет своё содержание, структуру. Позиция, признающая единство сознания и самосознания, имеющее внутренне дифференцированный характер и предполагающее их качественное различие и взаимодействие, оказалась наиболее приемлемой.

Самосознание всегда присутствует в двух основных модусах: самопознание и саморегуляция. Установка «познай самого себя» может сработать не только как источник нового знания о себе. Она может выступить основой саморегуляции или же ее антипода - само деструкции. Это подчеркивает, как тесно связаны самопознание и саморегуляция. Зачастую самопознание и саморегуляция как бы сливаются в едином феномене — в общении с самим собой. Однако существуют достаточно определенные отличия самопознания и саморегуляции. Если самопознание всегда происходит в состоянии явного сознания, когда включается рефлексия, проясняющая внутреннее состояние, обеспечивающая его «прозрачность», то саморегуляция совершается как бы перед порогом сознания. Саморегуляция всегда осуществляется на уровне смутных ощущений, предчувствий, неудовлетворенности собой, внутреннего дискомфорта, то есть тогда, когда самопознание затруднено. ,,

Самопознание как субъект-субъектное отношение выступает специфической формой познавательной деятельности, которая выполняет в социоге-незе культурно-антропологическую роль, способствуя превращению индивида в человека. Самопознание — это интенция, непрекращающееся всю жизнь стремление быть человеком. Процесс самопознания можно определить как познание Я в своей специфике, условиях и способах реакции на окружающий мир, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я.

Форма самопознания — исповедь рассмотрена нами на примере шедевров мировой и русской литературы. Исповедь - форма коммуникации, публикации, самооценки, хотя бы для одного, но другого человека. Все исповеди имманентно публичны, они создаются в расчете на то, что об интимнейших подробностях жизни автора узнает как можно больше читателей. Там наличествуют и описание событий, и аксиологическая нагрузка, и дидактика, и приукрашивание, достигаемое не только с помощью прямого самооправдания и выдачи желаемого за действительное (идеологизация прошлого опыта), но и за счет выбора самого материала для исповеди и раскаяния.

Основой формирования самосознания является выделение себя из окружающей среды, из круговорота событий, а также определенный образ или стиль жизни, который требует от человека самоконтроля над поступками и действиями и принятия личной ответственности за них. Мерой и исходным пунктом отношения к себе выступают другие люди. Поэтому самосознание диалогично. Самоотражение приобретает развитую форму самосознания через феномен другого сознания.

Самопознание теснейшим образом связано со смысложизненной проблематикой, выступая необходимой предпосылкой и условием поиска человеком смысла жизни. Процесс самопознания тесно связан с формированием философских оснований мировоззрения и неизбежно сопровождается формированием того или иного мировоззрения.

Самопознание исследовано нами как самоопределение (дефинитный подход), то есть путь внешний, ориентированный на социум. Здесь самопознание проходит через социальное самоопределение, поиск своего места в обществе. Личность познает себя, чтобы увеличить себя именно как личность.

В данной работе самопознание рассмотрено как поиск сущности (эс-сенциальный подход), идущий по пути постепенного отрицания всего того, что не является сущностным. Сущностный подход противопоставляет «внешнее» и «внутреннее»: видимую, доступную сферу человеческого бытия и скрытую, сущностную часть (essentia). Самопознание сущности идет по пути постепенного отрицания («отслоения») всего, что не является сущностным - всего, что является внешним по отношению к сущности.

Самопознание исследовано как сознание экзистенции (экзистенциальный подход, включающий в себя все разнообразие своего существования). Этот путь самопознания можно назвать экологичным в противоположность отчуждающему, описательным - в пику оценивающему, открытым - а не определяющим. Познать себя означает включить в целостное знание о себе все многообразие своего существования. Самопознание здесь понимается как бесконечное расширение своих границ. Экзистенциальный подход не упускает из виду противоречивости человеческой природы, благодаря чему людская природа освобождается от противоречий.

Именно творчество объединяет на самой высокой ступени все три пути самопознания и может привести человека к состоянию наивысшей продуктивности. Человек, создающий в самом себе новые миры и раздвигающий горизонты духа, - продуктивен в высшем смысле этого слова и имеет шанс на социальное бессмертие.

 

Список научной литературыМантров, Алексей Вячеславович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. -299 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. СПб., Алетейя, 2001.-304 с.

3. Августин Аврелий. О свободном выборе // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

4. Августин Аврелий. Исповедь. М. Reneissance. 1991.

5. Антипов Г.А. Философская рефлексия и проблема идеального //

6. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск., Наука, 1987. 109 с.

7. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев, Наука жить, 1997.

8. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. М., Мысль, 1975. 550 с.

9. Аристотель. Сочинения: в 4т. Т.2 М., Мысль, 1978. - 687 с.

10. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986.- 196 с.

11. Ю.Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., REFL book, 1994. -314с.

12. Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1997. 320 с.

13. Бахтин М. М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского. М., 1979. 320 с.

14. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989. — 607 с.

15. Бердяев Н. А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991.-81 с.

16. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М., 2000. 543 с.

17. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991.-445 с.

18. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993.

19. Берн Э. Познай себя. Екатеринбург, Литур, 1999.

20. Бибихин В. В. Узнай себя. СПб., Наука, 1999.

21. Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1992.21 .Булгаков С. Н. Сочинения. М., 1993. Т. 2. 752 с.

22. Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 8 т. СПб.: Азбука-классика, 2002.

23. Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму: сборник статей (1896-1903). СПб., XXI, 1903.-347 с.

24. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. 425 с.

25. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М., 1982. 173 с.

26. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. научн. ред. А.А. Грицапов. М., Act, Минск, Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.

27. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1999. 368 с.

28. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000.

29. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., МГУ, 1987.

30. Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции // Современный экзистенциализм. М., 1966.

31. Гайденко П. П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1973.

32. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., «Наука», 2001.-352 с.

33. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб., 2001. -352 с.

34. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 3. М., Политиздат, 1956. 371 'с.

35. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. М., Политиздат, 1959. 439 с.

36. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 12. М., Госиздат, 1938. 472 с.

37. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 14. М., 1958. -440 с.

38. Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 14 т. М., 1929-1958.

39. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1977.

40. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., Мысль 1977.-471 с.41 .Гёте И. В. Избранное. М., 2001. 528 с.

41. Гёте И. В. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. М., Художественная литература, 1975. 528 с.

42. Гельвеций К. А. О человеке: Сочинения в 2 т. Т. 2. М., Мысль, 1974. -568 с.

43. Гоббс Т. Избранные сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1991. 333 с.

44. Гомер. Илиада. Перевод В. В. Вересаева. M.-JL, 1949. 398 с.

45. Горохов П. А. Философия Иоганна Вольфганга Гёте. 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург., 2003. - 312 с.

46. Горохов П. А. Шекспир. Загадки мыслителя. Оренбург, 2008. 400 с.I

47. Гроф С. Путешествие в поисках себя, пер. с англ. Н. И. Папуша. 2-е изд. М., изд-во Института Психотерапии, 2001.

48. Грицанов А. А. Флоренский // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002. С. 1172-1176.

49. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. СПб., Университетская книга, 2000.

50. Гулыга А. В. Стать зеркалом души народа. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1988. № 9. С. 113-115.

51. Гулыга А. В. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006. -316с.

52. Гулыга А. В. //Алексеев 77. В. «Философы России XIX XX столетий». Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1999. С. 229 - 230. 1

53. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. М., 1999.

54. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцедентальная феномоно-логия // Логические исследования и др. работы. М., Аст, 2000.

55. Гуссерль Э. Логические исследования. Минск, 2000.

56. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1995.

57. Декарт Р. Избранные произведения, М. Политиздат, 1950, 698 с.

58. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. М., ЮНИТИ., 2001г. 345 с.

59. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. М., Мысль, 1986. 571 с.

60. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т., Т. 16, Л., Наука, 1976.-439 с.

61. Екклезиаст // Дьяконов М. М., Дьяконов И. М. Избранные переводы. М., Наука, 1985.

62. Иванов А. В., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004. 647 с.

63. Из архива Валериана Муравьева // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 113.

64. Ильенков Э. В. Что же такое личность? С чего начинается личность; под ред. Р. И. Косолапова. М., Политиздат, 1979.

65. Ильина В. Н. Психологическая коррекция и психотерапия в «критические» возрастные периоды //Психология и практика. Ежегодник РПО. Т. 4. Вып.4. Ярославль, 1998.

66. Иншаков А.С. Философия в мире художественного образа. М., 1995. — 77 с.

67. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., Лань, 1997.-480 с.

68. Иоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии; под ред. А. А Бадхена, В. Е. Кагана. М., Смысл, 1997. 298 с.

69. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., ТОО ТК Петрополис, 1997.-257 с.

70. Камю А. Избранное. М. Правда, 1990. 476 с.

71. Кант И. Логика // Трактаты и письма. М., 1980. 709 с.

72. Кант И. Сочинения. Т 3., М., 1964, 799 с.

73. Карпов В. Н. О самопознании. Странник. № 1., 1860. 37 с.

74. Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях личностных перемен // Психологический журнал. № 5. 1988.

75. Кириленко Г. Г. Философия. М., ЭКСМО, 2003. 672 с.

76. Князева Е. Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. № Ю. 2001.

77. Коган JI. Н. Вечность. Екатеринбург. 1996. — 110 с.

78. Коган Л. Н. Зло. Екатеринбург, 1994. 208 с.

79. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. 252 с.

80. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. Журнал. № 3. 1981.

81. Кон И. С. В поисках себя. М., Политиздат, 1984. 335 с.

82. Кон И. С. Открытие Я. М., Политиздат, 1978.-367 с.

83. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.-496 с.

84. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М., 1980. -360 с.

85. Кузьмин А. В. Метафизика Я: Самоидентичность, самопознание, духовность: Диссертация.кандидата философских наук. Улан-Удэ, 1998.- 128 с.

86. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998. 383 с.

87. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лиц. Киев, 1997. 336 с.

88. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия. Т. 4., М., Мысль, 2001 г., 605 с.

89. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., Наука, 1983. 536 с.

90. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. : Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. СПб., Тускарора, 1996.

91. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1960. 310 с.

92. Лосев. А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., «Издательство ACT», 2000. 832 с.

93. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. -367 с.

94. Лосев А. Ф. Русская философия // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990.-320 с.

95. Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1993.-958 с.

96. ЮЗ.Любутин К. Н. Человек в философском измерении. Свердловск, УрГУ, 1991.- 132 с.

97. Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западноевропейской философии. М., 2002. 320 с.

98. Малышев М.А. История философии и история литературы: проблема взаимодействия // Философские науки, № 4. 1984. С. 76

99. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., Политиздат, 1991. — 384 с.

100. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., Аграф, 1997.-380 с.

101. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., Т. 1. М., Госполигиздат, 1955.-698 с.

102. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., Т. 3. М., Госполигиздат, 1955.-629 с.

103. Маркс К. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956. 689 с.

104. Маслоу А. Психология бытия. М., «Рефл-бук», 1997. 298 с.

105. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987.-147 с.

106. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М., МПСИ. 1999.- 143 с.

107. Наука и нравственность. М., 1974. С. 273.

108. Наука и ценности. Под. ред. М.С. Кагана, Б.В. Маркова. Л., 1990 -184 с.

109. Новиков Б. В. Творчество и философия. Киев, 1989. 164 с.

110. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: «Издательство ACT», 2001. 509 с.

111. Основания индивидуального бытия. Екатеринбург, Банк культурной информации, 2002. 144 с.

112. Паскаль Б. Мысли. М., 2001. 592 с.

113. Пивоваров Д. В. Основные категории онтологии: Учебное пособие. Екатеринбург, 2003. - 268 с.

114. Пивоваров Д. В. Философия религии: Учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 640 с.

115. Плетников Ю. К. О природе общественных отношений // Вестник МГУ. Серия Философия, 1969. № 3. С. 18.

116. Рассел Б. История западной философии. М., Академический проект, 2000. 768 с.

117. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобще взаимосвязи явлений материального мира. М., АН СССР, 1957.-327 с.

118. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М., 1972. — 224 с.

119. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М., Молодая гвардия, 2002. — 614 с.

120. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., Локид; Миф, 1998. -586 с.

121. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., Мысль, 1988. 892 с.

122. Сосканова М.Р. Самопознание человечества как субъекта истории: Диссертация. кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2003.- 154 с.

123. Спиркин А.Г. Сознание // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 43.

124. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., Наука, 1977. 143 с.

125. Тищенко П. Д. Что значит знать? // Онтология познавательного акта. М., Изд. Российского открытого университета, 1991.-231 с.

126. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 1. М., Политиздат, 1955. — 678 с.

127. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970. 1

128. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.-840 с.

129. Фихте И. Г. Факты сознания. СПб., 1914.

130. Фихте И. Г. Назначение человека. СПб., Изд-во журнала «Жизнь для всех», 1913.-437 с.

131. Флоренский П. А. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.

132. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М., 2003. 640 с.

133. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 367 с.

134. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 452 с. 1

135. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., Высшая школа, 1991. 192 с.

136. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.-480 с.

137. Хрипун В. И. Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании: Диссертация. . .кандидата философских наук. Оренбург, 2002. - 147 с.

138. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2 т. Т. 1. М, Наука, 1991.-798 с.

139. Чанышев А. Н. Мировоззрение и философия // Мысли и жизнь. Часть 1. Уфа, 1993. С. 226 - 227.

140. Шекспир. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1957-1960.

141. Шестов Л. И. Сочинения в 2 т. М., 1993. 672 с.

142. Шестов Л. И. Власть ключей. М., ACT, 2007. 348 с.

143. Шестов Л. И. Избранные сочинения. М., 1993. 512 с.

144. Щитцова Т. В. Шестов // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002. С. 1282.

145. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991. 304 с.

146. Ясперс К. Введение в философию. Пер. с нем. Т. Щитцова. М., 2000. 128 с.

147. Iljin I. Die Philosophic Hegels als contemplative Gotteslehre. Bern, 1946. S.7.

148. Fichtes Briefe. Lpz, 1986. S.112.

149. Fromm E. Man for Himself. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1947.