автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема смысла жизни в социально-философском контексте

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Мальцев, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема смысла жизни в социально-философском контексте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема смысла жизни в социально-философском контексте"

Ьо

САНКГ-ПЕГЕРБУРЕСКИЙ ГОСУДАРС ГПЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

МАЛЬЦЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

ПРОБЛЕМА. СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ

КОНТЕКСТЕ

Специальность 09 00 11 - социа 1ышя фи тософия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание > ченой степени кащидагафилософских наук

□□3171916

Самкт-Нетерб\р 2008

003171916

Работа выполнена на кафедре философии Санкт-Петербургского государственного попитехнического университета

Научный руководитель доктор фи юсофских наук, доцент

Г)ра Владимир Аврамович

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Гелих Олег Яковлевич

доктор философских наук, профессор Сергеичик Елена Михайловна

Вед\ тая организация Санкт-Пегерб\ргскии государственный академическии институт живописи, скульптуры и архитекторы им И Е Репина

Защита состоится « Ж » ¿■//^^/Л 2008 года в часов на заседании

совета Д212 232 05 по защите докторских и капди итскнх диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу 199034, Санкт-Петербург, В О, Менделеевская тиния. д 5, факультет фичософии и попито Ю(ии,ауд 167

С диссертацией можно ознакомиться в научной бибчиогеке им М Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан «.

2008 г

Ученый секретарь

Диссертационного совета, ?

кандидат философских наук, доцент -------^ ^ Рукавишников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

•Актуальность исследования

Вопрос о смысле жизни волнует человечество с давних пор Даже невозможность всеобщего принятия какого-либо его конкретного решения не умаляет потребности в поиске на него ответа Осознание проблемы смысла жизни и усиление внимания к ней объясняются переживанием предельности, ограниченности и конечности человеческого существования, обострению которого в различные исторические периоды С1ужат разные факторы Традиционно к таким катализаторам внимания относятся резкие социальные трансформации, а в настоящее время ими становятся также побальные проблемы современности и прогрессирующая тенденция дегуманизации социальных процессов Данные факторы не только актуализируют, но также уточняют и дифференцируют проблематику смысла жизни

Актуальность темы исследования определяется прежде всею необходимостью глубинного осмысления современных общества и человека в их взаимосвязи Антропологическая парадигма постнеклассическои науки, прелом тяясь в социально-философском познании, тяготеет к пониманию социального через индивидуальное, применяя, в частности, нрлнцип антропосоциального соответствия Это приводит к усилению потребности в целостной социально-философской концепции личности, важнейшим условием создания которой становится осознание социально-философского значения проблемы смысла человеческой жизни

Современное общество достигло такой стадии развития, на которой рефлексия о нем предполагает учет множества факторов, требующий все возрастающей эксгпикативпой точности, достигаемой па уровне такой интегративной системы, какой является человек Соответственно, антропологический подход к исследованию социума, центральным звеном которого следует считать проблематику смысла жизни человека, является осознаваемой на современном этапе необходимостью Поэтому актуальность

изучения смысложизненной проблематики, особенно в рамках социальных исследований, сейчас постоянно возрастает, обуславливая необходимость ее дальнейшего углубленного рассмотрения Социальное бытие в значительной мере антропоморфно и взаимосвязано с вопросами бытия человека и смысложизненной проблематикой, актуализирующейся в процессе личностного и социального развития

Возрастающей динамичности современного общества сопутствует неопределенность направленности его развития, повышающая значимость индивидуального объяснения социальных трансформаций Данные процессы взаимосвязаны со смысложизненным поиском личности, актуализированным, в частности, осознанием острой необходимости смысла, и обусловленным значительной изменчивостью и секуляризованностыо социальной реальности, приводящими к субъективной неуверенности в существовании смысла, способного обьяснить вес ее проявления Дальнейшая актуализация проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска вызвана также осознанием современности в качестве экзистенциальной ситуации, в которой обращение к смысложизненному поиску личности определяется ощущением нехватки смысла, интенсивным и противоречивым развитием общества, а также глобальными у грозами, стоящими перед человеком и социумом

Переживание смысложизненного поиска (наряду с любым решением или отрицанием проблемы смысла жизни), в свою очередь, становится фактором, многообразно воздействующим на социальную реальность В исследовании такого воздействия состоит влорой аспект актуальности гемы исследования, который, при значительной теоретической разработанности проблемы смысла жизни в целом, представляется недостаточно изученным Степень влияния решении проблемы смысла жизни (как и отказа от них) на социальную реальность зависит от формы конкретного общества, но всегда остается значительной в силу аксиоцентричности социума и его потребности в осмыслении Данное воздействие опосредованно осуществляется также через

формирующую социальную действительность деятечыюсть индивидов, цеди и стратегии которой определяются в соответствии со смыслом их жизни

Малоисследованным остается также ваияние конкретных решении пробтемы смысла лизни на разрешимость разтичных социально-философских проб тем, социалыю-фитасофские теории и модели Смысложизненная проблематика есть средоточие антропотогического измерения общества, поэтому определенное понимание смыс1а жизни имплицитно коррелирирует с представлением о современном социуме, и каждой ку 1ьтурно-исторической эпохе соответствуют паибопее характерные дтя нее направтения решения данной проблемы Необходимость социально-философского исстедования проб тематики смыспа жизни обустовлена также тем, что он имеет социальную направленность, то есть формируется, формутруется и реализуется в социальном контексте, вследствие чего в рамках проблематики поиска и осуществпепия смыста жизни чеповека, становится возможным наиболее пубокое и последоватетьное соединение индивидуального и социального бытия Бопее того, социум, наряду с индивидом, можно считать инстанцией формулирования данной пробтемы и, соответственно, определения степени ее разрешимости Именно через социальное четовек познает другость бытия, и социум, являясь контекстом имманентного осмысления им своей жизни становится для него также предпосылкой и моделью трансцендентного осмысления

Итак, актуальность исследования определяется как потребностью в социально-философском рассмотрении проблемы смысла человеческой жизни, имеющей основополагающую социальную значимость и направтенность, так и необходимостью пристального внимания к пробтематике смысла жизни при анализе современных социальной реальности, социально-философских пробпем и концепций

Современное состояние научной разработанности проблемы

В исследовании смысложизненнои проблематики актуальны экзистенциалистские (Г Марсе ib, Ж-П Caprp, А Камю), феноменологические (D Гуссерль. M Хайдеггер), постмодернистские (Ж Бодрийяр, П Рикер), философско-антропологические (М Шелер, X Плеенер, А Гелен), логико-аналитические (J1 Витгенштейн, А Дж Айер), персоналистические (H А Бердяев, Э Мунье и др ), религиозно-философские (В С Соловьев, Е H Трубецкой, С Л Франк, H Я Грот, Л M Лопатин, H И Кареев, А И Введенский и др ), аксиологические и другие подходы В современной англоязычной философии значительное внимание уделяется изучению пробчемы смыс ia жизни с прагматических и утилитаристских позиции в работах Дж Кекеса (J Kekes), H Леви (N Levy), Т Меца (Т Metz), Ь Трисела (В A Trisel) Актуальным является также философский анализ подходов к проблеме смысла жизни в гуманистическои психолопт (А Адлер, Ф Арьес, В H Карандашев, А Маслоу, С Л Рубинштейн, В Франкл, Э Фромм, В Э Чудновский, И Ялом и др )

На постсоветском пространстве важный вклад в исследование проблемы смысла жизни на современном этапе вносят Т А Буачидзе, Е В Грунт, В Д Губин, И Л Зеченкова, В Ю Инговатов, H А Кеб и на, Л С Кобслянская, Л H Коган, Г С Малыгин, Р И Павиленис Е И Рогальский, Г Л Тучьчинскии, В В Шаронов и многие другие исследователи' В обращении к емысложизненной проблематике важную роль играет также ее историко-философское изучение Это характерно для русской философии, в которой особое внимание уделяется исследованиям проблемы смысла жизни в русской религиозной философии (осуществляемым И В Вишевым, А Ф Замалеевым,

'См например Грунт Е В Смысл жизни как иробчема европейской фичософии Автореф дне д-ра фичософ наук -Екатеринбург, 1997 Губин В Д Жишь как метафора бытия -М 2003 Зеченкова И Л Пробчема смысла жизни Опыг историко-этнческого иссчсдования - Мн, 1988 Инговатов В Ю Смысч человеческого существования (опыт фичософии нравственности) - Барнаул, 2000 ЬСебпна Н А Философия смыеча и самореализация личности - М, 2003 Малыгин Г С Смысл жизни и жизнь смысла - Иркутск, 1998 Рогальсмш Г И Смысч жизни как метафора творчества (Социально-фичософскии анализ пробчемы смысла жижи) - М , 2004 Тучьчинскии Г Л Постчеловеческая персоночогия -С Но, 2002

Л Б Тугаровым и др В настоящее время проб 1ема смыста жизни в рамках российском социальном философии из>чается как социоорганизуюший фактор личности (Е Ю Ястребова), как проблема российского менталитета (Л Л Озеров), проводится ее ценностный анализ (Е Л Парадиз) и анализ становления смысла жизни человека (Г Ю Порошина), исслел>ется значение смысла жизни в формировании современного российского общества (Т Н Горобец) и в условиях г юбальных проблем современности (Н В Гайдабрус)3

Однако сущность, интегративныи и контекстуальный характер социально-философскою аспекта проблемы смысла жизни пока остаются иелостаточно раскрытыми Большинство современных ученых, обращающихся к исследованию смысложизнепной проблематики, отмечают ее высокую актуальность в настоящее время Вместе с тем, нужно заметить что несмотря на многочисленность исследований, обращающихся к различным аспектам смысложизненнои проблематики, пока еще не существует общепризнанного понимания сути проблемы смысла жизни человека, ее формулировки и степени разрешимости Ист единства также в отношении того, какой из многочисленных онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и лругих подходов к данной проблематике оказывается наиболее близким к ее пониманию Думается, в настоящее время таковым является социально-философский подход к смысложизненнои проблематике, обращающийся к ее пониманию в социальном контексте бытия человека

2 См например Вишев И В Проблема инливидуального бессмертия в истории русской философской мысли Х1Х-ХХ столетий - Челябинск, 1993 Замалеев Л Ф Идеи и направления отечественного любомудрия - СПб, 2003 Тугаров А Б « укажет путь к святости» искания русской религиозной фплософиеи смысла социальной жизни (XIX - нач XX в) - Пенза 2000 Фро юв В В Смыс I жизни человека в философии НА Бердяева и П А Флоренского - М , 1996

3 См Гаилабрус Н В Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности Автореф лисс канд филос п - Саранск, 2005 Парадиз Е А Проблема смысла жизни человека теоретические основания и ценностный анализ Автореф шс канд философ наук - Саратов, 1996 Порошина Т Ю Социально-философский анализ становления смысла жизни человека Автореф дпес канд филос н - Уфа, 2002 Озеров А А Смысл жизни как проблема российского менталитета (социально-философский анализ) Автореф дисс канд философ наук - М 2000 Ястребова Е Ю Смысл жизни как социооргани¡ующий фактор личности Автореферат дисс канд филос наук - СПб, 2002

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является человек в социальном пространстве, понимаемый в качестве биосоциодуховного существа Предмет исследования -смысл жизни человека как интефативная доминанта его ценностей, целей, потребностей и интересов Смысл жизни в социальном бытии человека изучается в его эксптицироваиности в смысложизненном поиске человека, проявляющемся в социальной активности человека Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является рассмотрение социально-философского аспекта проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска человека на современном этапе, направленное к осуществлению социально-философской концептуализации смысложизненной проблематики

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи

- обоснование постановки и формулирование проблемы смысла жизни как проблемы социального бытия человека и социально-философской проблемы,

- исследование проблемы смысла жизни в ее неразрывной связи со смысложизненным поиском личности,

- раскрытие особенностей и характера осуществления смысложизненного поиска личности в современном обществе, а также воздействующих на него социальных факторов,

- изучение взаимосвязанности смысложизненного поиска и личностной культуры человека (экзистенциальной, общесоциальной и часгносоциальной),

- выявление смысложизненной проблематики и ее значения в основных концепциях современного общества (общества риска, информационною общества, общества потребления и т д ),

- формулирование и раскрытие специфики социально-философского аспекта смысложизненной проблематики как самостоятельного способа обращения к ней, и механизмов экспликации данною аспекта в современном социуме,

- установление рош социальных предпосылок, социального контекста и социального бытия в процессе осмысления человеком своей жизни

Научная новнзна исследования

Основные результаты исследования, обладающие научной новизной, состоят в следующем

- В процессе раскрытия социально-философского аспекта проблемы смысла жизни человека осуществлена социально-философская концептуализация смысложизненной проблематики на основе выявления и исследования в их взаимосвязи ее социальных элементов социального контекста бытия человека, социальных предпосылок осмысления жизни и презумпции осмысленности жизни как необходимого основания социальной активности человека

Проведен анализ бытования смысложизненной проблематики в рамках антропологической направленности основных концепций современного социума (информационного общества, общества риска, общества потребления и г д)

- Сформу шрованы и охарактеризованы смысложизненные устремления человека в качестве наиболее общих направленностей смысложизненного поиска личности, могущих конкретизироваться и модифицироваться в контексте личностного бытия

- Раскрыто единство смысла жизни и смысложизненного поиска личности в смысложизненнои проблематике, проанализированы стадии и формы смысложизненного поиска личности, проведено последовательное разграничение смысложизненного поиска и смысложизненного выбора шчности

Методологические основы исследования

Комплексность и неоднозначность смысложизненной проблематики детерминируют потребность в использовании целого ряда методологий при

обращении к ней Эго вызвано не только необходимостью комплексного понимания смысла, учитывающего различные его компоненты (когнитивный, аксиологическии, телеономныи и др), но также со спецификой его социально-философского рассмотрения Основным методологическим инструментом исследования явилось экзистенциально-феноменологическое обращение к смысложизнснной проблематике и ее экспликации в социальном бытии тичноыи и в социальном пространстве Вместе с тем, настоящая работа направлена и на выявление глубинной связи субъектно-иммапентного и объектно-социального бытия, осуществляющейся в смысложизпенном поиске личности Данное исследование осуществлялось также с использованием тогических и общенаучных методов (анализа, синтеза, сравнения, формальнологического, структурно-функциональною, интерпретационного) В методологическом отношении отправным пунктом исследования явилось контекстуальное понимание проблемы смысла жизни человека, в частности, предстающее как ее формулирование в качестве семантического поля вопросов, значение которых раскрывается в социальном бытии человека

Положения, выносимые на защиту: К проблеме смысла жизни, приобретающей особую актуальность в современном обществе, в настоящее время наиболее целесообразно обращаться с помощью социально-фичософского подхода, рассматривающего смысложизненную проблематику в ее тесной взаимосвязи с социальным контекстом бытия человека

При раскрытии проблемы смысла жизни человека в социально-философском контексте необходимо учитывать сс неотдечимость от смысложизненного поиска, осуществляющегося на протяжении всей жизни человека Смысложизненныи поиск есть процесс, в свосм развитии проходящий стадии вопроса, выбора и проблемы, сочетающий в себе индивидуальные и социальные характеристики Его универсальные составляющие воплощаются в понимании смысложизненных устремлении, в следовании которым формируется его общая направленность

При рассмотрении социального уровня бытования смысложизненнои пробтематики, стедует учитывать, что пробтема осмысления имплицитно содержится в основных параметрах социума Это, в частности, проявляется в концепциях современного общества, в которых предложен новый ракурс формулирования и рассмотрения смыстожизненной пробтематики Важным потожением, конституирующим своеобразие соци&тыю-фитософского аспекта смысложизненнои пробтематики является разтичение смыста жизни и ценностей, в рамках которого опосредующим звеном между ними становится система жизненных цетей четовека Отиоситетьная противопоставленность смысла жизни как наивысшего императива и ценностей как опций диспозитивного выбора соответствует разграничению смыстожизненного поиска и смысложизненного выбора пичности

Социалыю-фитософская концептуализация смысла жизни четовека должна связывать воедино основные социальные этементы смысложизненнои проблематики социальные предпосылки осмыстения жизни четовека (к которым стедует отнести свободу, творчество, равенство, коммуникацию), социальный контекст его бытия и презумпцию осмыстенности жизни как исходное потожение смыстожизненного поиска пичности

Теоретическая и практическая значимость исследования Значимость диссертационной работы состоит в рассмотрении содержания смысложизненнои проб тематики в социально-фитософском контексте, прежде всего - в социальном контексте бытия человека Результаты исследования могут быть испотьзованы при преподавании курсов социальной философии, социальной и фитософской антропологии, аксиотогии

Апробация работы

Основные положения и резутьтаты исследования отражены в 9 пубтикациях автора в научных изданиях, общим объемом 2, 37 печ л Результаты исследования док тадывались автором и обсуждались на XV Международной конференции студентов, аспирантов и мо юдых ученых

«Ломоносов» (Москва, 8-11 апреля 2008 г), Международной научно-теорегической конференции «Коммуникативные стратегии информационною общества» (Санкт-Петербург, 9 октября 2007 г), IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 28-31 мая 2007 г), XII научном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 18-19 апреля 2007 г), Всероссийской научно-георстичсскои конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 17 октября 2006 г), Международной герменевтической конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании» (Тверь, 8-10 октября 2006 г) Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета 15 апреля 2008 г

Структура работы

Диссертация (общим объемом 138 с) состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и библиографии Структура работы обусловлена целью и задачами исследования

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность избранной темы, сформулированы цель и задачи исследования, показана степень разработанности проблемы на современном этапе, определена новизна работы

Первая глава диссертации «Философское понимание смысла жизни и смысложизнепиого поиска человека» обращается к концептуальному определению феноменов смысла жизни и смысложизненного поиска человека В ее первом параграфе «Проблема понимания смысла жизни человека» осуществляется постановка проблемы смысла жизни, определяется семантическое поле понимания смысла жизни и структура емысложизненной проблематики, разграничиваются возможные аспекты ее исследования

Смысложизпенная проблематика представляет собой комплекс взаимосвязанных проблем осмысления че ювека, его жизни, общества и истории, тля которых проб 1ема смысла человеческой жизни становится основополагающей Являясь с южной и противоречивой, данная проб 1ема предполагает многообразие подходов к ее разрешению, среди которых целесообразно выделить имманентные и трансцендентные, реалистические и номиналистические трактовки, а также философские (онтологические, •этические, аксиологические социально-философские, религиозно-философские и др), психологические и теологические способы ее исследования Проблема смысла жизни представляет собой систему взаимосвязанных вопросов Что такое смысл жизни' В чем он состоит' Как его найти' Как его осуществить' Концепт смысла жизни является логически устойчивым сочетанием, подразумевающим невозможность определения смысла вне понятия жизни и понимания жизни вне ее смысла, при этом предполагающим множество интерпретаций, вследствие чего его целесообразно определять в контексте семантического поля его значений Контекстуальное понимание смысла жизни предполагает сопоставление смысла жизни и родственных ему понятии, образующих контекст данного концепта цели жизни, результата жизни, назначения жизни, ценности жизни, замысла жизни, значения жизни, призвания, мечты, знания жизни, модели жизни, идеала жизни Ключевая функция смысла жизни в его контекстуальном понимании состоит в интегрировании различных (прежде всего - социальных) аспектов жизни человека, которое осуществляется в процессе его смысложизненного поиска

Во втором параграфе «Смысложизнснный поиск личности» дается определение смысложизненного поиска личности, выделяются его стадии, проводится его отграничение от смысложизненного выбора личности, рассматривается роль личностной культуры человека, понимания и размышления в смысложизненном поиске Социально-философская интерпретация проблемы смысла жизни исходит из признания ее единства со смысложизненным поиском личности, в который вовлечен каждый человек

Смысложизненныи поиск неотделим от жизни человека и начинается с принятия жизни, являющегося результатом имплицитных представлений о ее смысле Он может осуществляться во многих формах, прежде всего - в понимании и размышлении В своем развитии смысложизненный поиск человека последовательно проходит стадии вопроса, выбора и проблемы, каждая из которых обладает собственной спецификой Особенно важным представляется выявление различий и соотношения смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности Полноценным и целостным смысложизненныи поиск становится только пройдя стадии смысложизненного вопрошания, и смысложизненного выбора, достигнув проблемной стадии, на которой проблема смысла жизни признается не имеющей единственно правильного и окончательного решения

Личностная культура человека (экзистенциальная, общесоциалыш и частносоциальная) неотделима от его смыстожизненного поиска, предпосылкой которого она является как условие становления человека в качестве личности В чичностной культуре человек обретает механизм идентификации и сохранения своей идентичности в мире, как на субъектном, так и на интерсубъектном и социальном уровнях На субъектном уровне внутренний смысложизненный поиск осуществляется в направлении, заданном смысложизненными устремлениями личности, на интерсубъектном - в жизненном выборе и проекте, на социальном - в жизненном пути и личностной судьбе Индивиды, социальные группы и общества как уровни актуализации смысложизненной проблематики характеризуются не только особенностями ее влияния на них, но и определенным контекстом осуществления поиска смысла жизни, в который они включены В поиске смысла жизни человека интегрированы его понимание как индивида, личности и индивидуальности, в нем осуществляется его самоидентификация и выражается глубинное единство его имманентного и трансцендентного бытия

В третьем параграфе «Смысложизненные устремления человека» исследуются различные смысложизненные устремления человека к нобви,

творчеству, свободе, счастью, удовольствию, труду, вере и т д При этом любовь рассматривается и как смысложизненное устремление, и как интегратор смысложизпенных устремлений - объединяющее их начало Смысложизненный поиск каждого человека уникален, однако можно выделить схожие для многих люден смысложизпенные устремления, задающие общую направленность осуществления смысложизненного поиска человека В их исследовании состоит один из аспектов социально-философского анализа смысложизненного поиска личности, который они позволяют рассматривать как интерсубъектныи и социальный

Вторая глава «Смысложизненная проблематика социальной философии» посвящена различным аспектам взаимодействия смысложизненной и социальпо-философскои проблематики В ее первом параграфе «Смысложизненная проблематика в концепциях современного общества» производится исследование форм взаимосвязи проблематики смысла жизни человека и основных способов концептуализации современного социума - в качестве информационного общества, общества риска, общества потребления, массового общества и т д Проблема осмысления заложена в самих параметрах современного общества, и для ее анализа необходимо обращаться к исследованию его специфики Такое исследование тем более необходимо, поскольку на современном этапе значимость социального уровня рассмотрения смысложизненной проблематики постоянно возрастает Индивиды, социальные группы и общества как уровни актуализации смысложизненной проблематики характеризуются не только особенностями ее влияния на них, но и определенным контекстом осущесгв 1епия поиска смысла жизни, в который они включены Различные способы формулирования данного контекста представлены в рамках основных концепции современного общества

Второй параграф «Смысл жизни и смысл истории» обращается к исследованию взаимосвязи между данными феноменами Проблема смысла истории есть предельное общечеловеческое выражение смысложизненной проблематики, рассмотрение которой было бы неполным без учета ее

исторического пространства, где наиболее отчетливо может быть сформулирован вопрос о мере сближения направленностеи смысла человеческой жизни и социального развития Необходимость осмысления истории связана с тем, что в таком осмыслении конституируется субъектность человечества и самоидентификация общества Таким образом, можно говорить о значительной близости смысложизненной и смыслоисторической проблематики, определяемой необходимостью смысла жизни и смысла истории и схожестью основных подходов к данным проблемам в их ключевых характеристиках Корреляция между смысложизненным поиском личности и направленностью социального развития, набтюдаемая и в современном обществе, имеет также историческую перспективу, в которой соответствую! и в значительной степени соединяются друг с другом смысложизненная и смыстоисторическая проблематика

В третьем параграфе «Смысл жизни и ценности социально-философский анализ» осуществляется сравнитетьныи анализ и сопоставтение понимания смысла жизни, ценностей и жизненных смыслов в их социально-фитософском аспекте Ценности, как значимые для какой-либо социальной общности идеалы, способные выступать в качестве личных целей людей, являясь одновременно индивидуально- и социально-обусловлеиными, представляют интерес в качестве категории социально-философского анализа, особенно в ракурсе их сопоставленное™ со смыслом жизни четовека При всей тесной взаимосвязи смысла жизни и ценностей человека, их социально-философский анализ выявляет ряд принципиальных различий Так, смысл относительно противопоставлен ценностям как наивысший императив -опциям диспозитивного выбора и как единое - множественному Более того, смыслом жизни человека следует считать не ценность или ценности, которых придерживается четовек, но интегративную характеристику всей его ценностной системы Переходное звено между смыслом жизни и ценностями человека образуют жизненные цели личности

Третья глава исследования «Социально-философское осмысчепие человеческой жизни» посвящена раскрытию относительной самоегоятетьности социально-философскою аспекта смысложизненной проб тематики и опыта социально-философской концептуализации смыста человеческой жизни в рамках данного аспекта Ее первый параграф «Социалыю-фипософскии аспект проблемы смыста жизни» обосновывает актуальность, необходимость и самостоятетьность социально-фитософского аспекта смысложизненнои проблематики на современном этапе, конкретизирует его и его взаимосвязанность с социальным контекстом бытия четовека, который становится непременным устовием размышлении о смысле его жизни Необходимость рассмотрения социально-философского аспекта смыстожизненной проблематики, сосредотачивающегося прежде всего на изучении смысложизненпого поиска тичности, опредояется тем, что постедний осуществтяется в социальной среде, под воздействием множества различных социальных факторов В рамках социально-фитософского аспекта рассмотрения проблемы смысла жизни она становится проблемой не только человека, но также и человечества Социальный контекст человеческого бытия есть аспект социальной реальности, в котором проявтяется вктюченноегь человека в социальное бытие, являющееся одновременно материалом и пространством его смыстожизненного поиска и способное порождать формы раскрытия сто смысла жизни Социальный контскст бытия человека неоднороден и характеризуется различающейся плотностью (событийной насыщенностью) и разнообразием (спектром возможностей) Структура социального контекста бытия человека включает в себя на уровне субъекта -цели и деятельность, на интерсубъектном уровне - отношения, на социальном уровне - события

Социально-фитософскии аспект проблемы смысла жизни человека находит свое отображение в осуществляемой во втором параграфе «Опыт социально-философской концептуализации смысла жизни человека» попытке ее концептуализации Последняя исходит из презумпции осмыс тенности жизни

и рассмотрения социальных предпосылок осмысления (как необходимых условии смысложизненного поиска), и направлена к поиску выраженности смысла жизни человека в образе его жизни Этот поиск происходит в пространстве, образуемом социальным контекстом бытия человека, в котором реализуются социальные предпосылки осмысления человеком своей жизни (свобода, способность к жизнетворчеству, равенство и коммуникация людей) Социальные предпосылки смысла жизни представляют собой своеобразную систему координат смысложизненного поиска личности, и вместе с тем -определенные требования, обращенные к личности и социуму, которым соответствует смысл жизни человека

Социально-философский аспект смысложизненной проблематики предполагает, что осмысленность жизни требует не доказывания, но нрезюмирования Исходя из презумпции осмысленности жизни, само социальное поведение человека может направлять процесс его смысложизненного поиска и быть воплощением его смысла жизни Предположение об осмысленности жизни является условием, часто неявно выраженным, как смысложизненного поиска личности, так и любой социальной активности

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются его основные выводы

Основные идеи диссертации отражены в следующих публикациях:

/. Пуб шкации в научных журналах, рекомендованных ВАК

1 Мальцев Л В Смысложизненная проблематика в современных социально-философских концепциях И Известия Российского государственного педагогического университета им А И Герцена № 22 (53) Аспирантские тетради Научный журнал - СПб, 2007 - С 151-158 (0,63 п i)

II Публикации в других научных изданиях

2 Мальцев А В Смыстожизненный поиск человека в обществе риска // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Огв ред И А Алешковскии, П Н Костылев, А И Андреев [Электронный ресурс] - ISBN 978-5-91579-003-1 -М Издательство МГУ, СП МЫСЛЬ, 2008 (0, 17 п л )

3 Мальцев А В Проблема смысла жизни в социальном бытии человека // Человек в современных философских концепциях материалы Четвертой между нар конф , г Волгоград, 28-31 мая 2007 г - В 4 т - Т 2 - Волгоград Изд-во ВолГУ, 2007 - С 453-456 (0,18 п л)

4 Мальцев А В Специфика смысложизненной проблематики в концепциях современного общества // Коммуникативные стратегии информационного общества Труды Международной науч-теор конф - СПб Изд-во Политехи ун-та, 2007 - С 246-249 (0,27 п л)

5 Мальцев А В К вопросу о понимании смысла жизни человека в русской религиозной философии // Русская религиозная философия в историческом, теоретическом и социальном измерениях Материалы международной научно-практической конференции, Владивосток, 21-22 декабря 2006 г / Под ред С В Пишуна - Владивосток Изд-во Дальневост унта -2007 - С 146-149 (0 3 п л)

6 Мальцев А В Смыстожизненный поиск и личностная культура человека // Формирование образовательной культуры специалистов XXI пека в

техническом университете Труды 7-й Между нар науч -практ конф - СПб Изд-во Политехи ун-та, 2007 - С 206-210 (0,26 п л)

7 Мальцев А В Равенство людей и смысл человеческой жизни // Россия в глобальном мире Социально-теоретический альманах № i 1 Приложение к журналу для ученых «Клио» - СПб Нестор, 2006 - С 105-108 (0,17 п л)

8 Мальцев А В Коммуникативное пространство смысла жизни человека // Коммуникативные стратегии информационного общества Материалы Всероссийской науч -теор конф - СПб Изд-во Политехи ун-та, 2006 - С 75-77 (0,16 п л)

9 Мальцев А В Понимание и размыштение в поиске и обретении смысла жизни // Понимание и рефлексия в образовании, культуре и коммуникации Сб науч тр - Тверь Твер гос ун-т, 2006 - С 151-154 (0,23 п л)

I Ioinneano п печать 20 05 2008 г Заказ № 26 1,16 п л Гираж 100 экз Отпечатано на фак> тьтете философии и попито ioi ии СПбГУ 199034, С -Петербург, Менделеевская тиния, д 5

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мальцев, Александр Владимирович

Глава I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО ПОИСКА ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Проблема понимания смысла жизни человека.

§ 2. Смысложизненный поиск личности.

§ 3. Смысложизненные устремления человека.

Глава II. СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

§ 1. Смысложизненная проблематика в концепциях современного общества.

§ 2. Смысл жизни и смысл истории.;.

§ 3. Смысл жизни и ценности: социально-философский анализ.

Глава III. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

§ 1. Социально-философский аспект проблемы смысла жизни.

§ 2. Опыт социально-философской концептуализации смысла жизни человека.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Мальцев, Александр Владимирович

Актуальность исследования

Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, необходимостью глубинного осмысления современных общества и человека в их взаимосвязи.

Антропологическая парадигма постнеклассической науки, преломляясь в социально-философском познании, тяготеет к пониманию социального через индивидуальное, применяя, в частности, принцип антропосоциального соответствия. Это приводит к возрастанию необходимости в целостной 1 социально-философской концепции личности, и важнейшим условием её создания становится осознание социально-философского значения решения проблемы смысла человеческой жизни.

Современное общество достигло такой стадии развития, на- которой рефлексия о нём предполагает учёт множества факторов, требующий всё возрастающей экспликативной точности, достигаемой на уровне такой интегративной системы, какой является человек. Соответственно, антропологический подход к социальному является необходимостью, вполне осознаваемой на современном этапе. На наш взгляд, центральным звеном' данного подхода является проблематика смысла жизни человека. Именно поэтому её актуальность постоянно возрастает в настоящее время, особенно в рамках социальных исследований, что обусловливает необходимость её дальнейшего, более углублённого, изучения. Социальное бытие в достаточной мере антропоморфно, и взаимосвязано с вопросами бытия человека и со смысложизненной проблематикой, актуализирующейся в процессе личностного и социального развития.

Возрастающей динамичности современного общества сопутствует неопределённость направленности его развития, повышающая значимость индивидуального объяснения социальных трансформаций. Данные процессы взаимосвязаны со смысложизненным поиском личности, катализированным, в частности, осознанием острой необходимости смысла, и обусловленным значительной изменчивостью и секуляризованностью социальной реальности и приводящим к субъективной неуверенности в существовании смысла, способного объяснить все её проявления. Дальнейшая актуализация проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска вызвана также тем, что «нынешняя ситуация в человеческом существовании, как на родовом, так и на индивидуальном уровне, все чаще обозначается как ситуация абсурдности, смыслоутраты и одновременно острой нужды в смысле»1. Иначе говоря, современность осознаётся в качестве экзистенциальной ситуации, в которой обращение к смысложизненному поиску личности актуализируется интенсивным и противоречивым развитием общества, а также глобальными угрозами, стоящими перед человеком и социумом.

Переживание смысложизненного поиска (как и любое решение или отрицание проблемы смысла жизни), в свою очередь, становится фактором, многообразно-воздействующим на социальную реальность. В исследовании этого воздействия состоит второй аспект актуальности темы исследования, который, при значительной теоретической разработанности проблемы смысла жизни в целом, представляется недостаточно изученным. Степень влияния решений проблемы смысла жизни (а также отказа от них) на социальную реальность зависит от формы конкретного общества, но всегда остаётся значительной в силу аксиоцентричности социума и его потребности в осмыслении. Данное воздействие опосредованно осуществляется и через формирующую социальную действительность деятельность индивидов, цели и стратегии которой определяются в соответствии со смыслом их жизни.

Малоисследованным остаётся также влияние конкретных решений проблемы смысла жизни на разрешимость различных социально-философских проблем (взаимоотношения личности и общества, смысла истории и т.д.), на социально-философские теории и модели.

1 Невелева В. С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореферат дисс. доктора философских наук. - Екатеринбург, 2002. - 40 с. - С. 3.

Смысложизненная проблематика есть средоточие антропологического измерения общества, поэтому определённое понимание смысла жизни имплицитно коррелирирует с представлением о современном социуме, и каждой культурно-исторической эпохе соответствуют наиболее характерные для неё направления решения данной проблемы. Необходимость социально-философского исследования проблематики смысла жизни обусловлена также тем, что он, как концентрированное выражение сущности человека, имеет социальную направленность. То есть смысл жизни человека формируется, формулируется и реализуется в социальном контексте, вследствие чего в рамках проблематики поиска и осуществления смысла жизни человека, становится возможным наиболее глубокое и последовательное соединение индивидуального и социального бытия. Более того, социум,наряду с индивидом, можно считать инстанцией формулирования данной проблемы и, соответственно, определения степени её разрешимости. Именно через социальное человек познаёт другость бытия, и социальное, являясь способом имманентного осмысления им своей жизни становится для него предпосылкой и моделью трансцендентного осмысления.

Итак, актуальность исследования определяется как потребностью в социально-философском рассмотрении проблемы смысла человеческой жизни, имеющей основополагающую социальную значимость и направленность, так и необходимостью пристального внимания к проблематике смысла жизни при анализе современных социальной реальности, социально-философских проблем и концепций.

Современное состояние научной разработанности проблемы

В исследовании смысложизненной проблематики актуальны экзистенциалистские (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель), феноменологические (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), постмодернистские (Ж. Бодрийяр, П. Рикёр), философско-антропологические (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен), логико-аналитические (J1. Витгенштейн, А. Дж. Айер), персоналистические (Н. А. Бердяев, Э. Мунье и др.), религиозно-философские (В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, С. JI. Франк, Н. Я. Грот, JI. М. Лопатин, Н: И. Кареев, А. И. Введенский и др.), аксиологические и другие подходы. В современной- англоязычной философии значительное внимание уделяется изучению проблемы смысла жизни с прагматических и утилитаристских позиций в работах Дж. Кекеса (J. Kekes), Н. Леви (N. Levy), Т. Меца (Т. Metz), Б. Трисела (В. A. Trisel) . Актуальным является также философское осмысление подходов к проблеме смысла жизни в гуманистической психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Ф: Арьес, А. Адлер, И. Ялом, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, В. Н. Карандашев и др.).

На постсоветском пространстве важный вклад в исследование проблемы* смысла жизни на современном этапе вносят Т. А. Буачидзе, Е. В. Грунт, В. Д. Губин, И. Л. Зеленкова, В; Ю. Инговатов;' Н. А. Кебина, Л. С. Кобелянская, Л. Н. Коган, Г. С. Малыгин, Р. И. Павилёнис, К. С. Пигров, Е. И. Рогальский, Г. Л. Тульчинский, В. В. Шаронов3 и многие другие исследователи4. В обращении к смысложизненной проблематике на

2 См. например Kekes J. The Meaning of Life // Midwest Studies in Philosophy. - Vol. 24. -Issue 1. August 2000. - pp. 17-34. Levy N. Downshifting and Meaning in Life // Ratio. - Vol-18. - Issue 2. June 2005. - pp. 176-189. Metz T. The Immortality Requirement for Life's Meaning // Ratio. - Vol. 16. - Issue 2. June 2003. - pp. 161-177. Metz T. Recent Work on the Meaning of Life // Ethics. - 2002. -Vol. 112. - pp. 781-814. Metz T. Utilitarianism and the Meaning of Life // Utilitas. - Vol. 15. - No. 1. March 2003. - pp. 50-70. Trisel B. A. Human Extinction and the Value of our Efforts // The Philosophical Forum. - Vol. XXV. - No. 3. Fall 2004.-pp. 371-391.

3 См. например Грунт E. В. Смысл жизни как проблема европейской философии: Автореф. дис. д-ра философ, наук. - Екатеринбург, 1997. Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия. - М., 2003. Зеленкова И. JL Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. — Мн., 1988. Инговатов В. 10. Смысл человеческого существования (опыт философии нравственности). - Барнаул, 2000. Кебина Н. А. Философия смысла и самореализация личности. - М., 2003. Малыгин Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. -Иркутск, 1998. Рогальский Е. И. Смысл жизни как метафора творчества (Социально-философский анализ проблемы смысла жизни). - М., 2004. Тульчинский Г. JI. Постчеловеческая персонология. - СПб., 2002.

4 Необходимо отметить, в частности, следующие исследования: Гаджинская, 3. Г. А. Смысл человеческой жизни и проблема суицида (опыт философско-психологического исследования): Автореф. дис. . канд. философ, наук. - М., 1993. Кузнецов С. В. Смысл жизни как нравственная проблема: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - СПб., 1999. Пятилетова JI. В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: Автореф. дис. . современном этапе важную роль играют также историко-философские исследования. Это характерно для русской философии, в которой особое внимание уделяется исследованиям проблемы смысла жизни в русской религиозной философии (осуществляемым В. Г. Безносовым, И. В. Вишевым, А. Ф. Замалеевым и др.)5. В настоящее время проблема смысла жизни в рамках российской социальной философии изучается как социоорганизующий фактор личности (Е. Ю. Ястребова), как проблема российского менталитета (А. А. Озеров), проводится её ценностный анализ (Е. А. Парадиз) и анализ становления смысла жизни человека (Т. Ю. Порошина), исследуется значение смысла жизни в формировании современного российского общества (Т. Н. Горобец) и в условиях глобальных проблем современности (Н. В. Гайдабрус)6. Однако сущность, интегративный и контекстуальный характер социально-философского аспекта проблемы смысла жизни пока остаются недостаточно раскрытыми. Большинство современных учёных, обращающихся к данной проблеме, отмечают очень высокую актуальность смысложизненной проблематики в настоящее время7. Вместе с тем, нужно заметить, что несмотря на канд. философ, наук. - Екатеринбург, 1999. Русия Г. И. Свобода - смысл жизни: Автореф. дис. . д-ра философ, наук. - Тбилиси, 1981. Сухоплюев П. А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Уфа, 2000. Трембач Э. С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - JL, 1990.

См. например Вишев И. В. Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX-XX столетий. - Челябинск, 1993. Замалеев А. Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. - СПб., 2003. Тугаров А. Б. «. указует путь к святости»: искания русской религиозной философией смысла социальной жизни (XIX -нач. XX в.). - Пенза, 2000. Фролов В. В. Смысл жизни человека в философии Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского. - М., 1996.

6 См. Гайдабрус Н. В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности: Автореф. дисс. . канд. филос. н. - Саранск, 2005. Парадиз Е. А. Проблема смысла жизни человека: теоретические основания и ценностный анализ: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Саратов, 1996. Порошина Т. Ю. Социально-философский анализ становления смысла жизни человека: Автореф. дисс. . канд. филос. н. - Уфа, 2002. Озеров А. А. Смысл жизни как проблема российского менталитета (социально-философский анализ): Автореф. дисс. . канд. философ, наук. - М., 2000. Ястребова Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: Автореферат дисс. канд. филос. наук. - СПб., 2002.

7 Так, например, Б. Т. Григорьян пишет: «Особую актуальность сегодня как для отдельного человека, так и для различных социальных общностей приобрела проблема многочисленность исследований, обращающихся к различным аспектам смысложизненной проблематики, пока ещё не существует общепризнанного понимания сути проблемы смысла жизни человека, её формулировки и разрешимости. Нет единства также в отношении того, какой из многочисленных онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и других подходов к данной проблематике оказывается на современном этапе ближе всего к её пониманию. По нашему мнению, в настоящее время таковым является социально-философский подход к смысложизненной проблематике, обращающийся к её пониманию в социальном контексте бытия человека.

Объект исследования

Объектом исследования является человек в социальном пространстве, понимаемый в качестве биосоциодуховного существа. ?•.

Предмет исследования

Предмет исследования - смысл жизни человека как интегративная доминанта его ценностей, целей, потребностей и интересов. Смысл жизни в социальном бытии человека изучается в его эксплицированности в смысложизненном поиске человека, проявляющемся в том числе в его социальной активности.

Цели исследования

Целью настоящей диссертационной работы является исследование социально-философского аспекта проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска человека на современном этапе, направленное к осуществлению их социально-философской концептуализации. социальной и моральной ответственности, проблема смысла жизни». См. Григорьян Б. Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. - С. 376.

Задачи исследования

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

- обоснование постановки и формулирование проблемы смысла жизни как проблемы социального бытия человека и социально-философской проблемы,

- исследование проблемы смысла жизни в её неразрывной связи со смысложизненным поиском личности,

- раскрытие особенностей и характера протекания смысложизненного поиска личности, а также воздействующих на него факторов, в современном обществе, изучение взаимосвязанности смысложизненного поиска и личностной культуры человека (экзистенциальной, общесоциальной и частносоциальной),

- выявление смысложизненной проблематики и её значения в основных концепциях современного общества (информационного общества, общества риска, общества потребления и т. д.),

- формулирование и раскрытие специфики социально-философского аспекта смысложизненной проблематики как самостоятельного способа обращения к ней, и механизмов его экспликации в современном обществе,

- установление роли социальных предпосылок, социального контекста и социального бытия в процессе осмысления человеком своей жизни.

Научная новизна исследования

Основные результаты исследования, обладающие научной новизной, состоят в следующем:

1. Раскрыто единство проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска личности в смысложизненной проблематике, проанализированы стадии и формы смысложизненного поиска личности, проведено последовательное разграничение смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности.

2. Формулируются и характеризуются смысложизненные устремления в качестве наиболее общих направленностей смысложизненного поиска личности, которые могут конкретизироваться и модифицироваться в контексте личностного бытия.

3. Проведён анализ бытования смысложизненной проблематики в рамках антропологической направленности основных концепций современного социума (общества риска, общества потребления и т. д.).

4. В процессе раскрытия социально-философского аспекта проблемы смысла жизни человека осуществлена социально-философская концептуализация смысложизненной проблематики на основе выявления и исследования в их взаимосвязи её социальных элементов: социального контекста бытия человека, социальных предпосылок осмысления жизни и презумпции осмысленности жизни как необходимого основания социальной активности человека.

Методологические основы исследования

Комплексность и неоднозначность смысложизненной проблематики детерминируют потребность в использовании целого ряда методологий при обращении к ней. Это вызвано не только необходимостью комплексного понимания смысла, учитывающего различные его компоненты (когнитивный, аксиологический, телеономный и др.), но также со спецификой социально-философского рассмотрения данной проблематики. Основным методологическим инструментом исследования явилось экзистенциально-феноменологическое обращение к смысложизненной проблематике и её экспликации в социальном бытии личности и в социальном пространстве. Вместе с тем, настоящая работа направлена и на выявление глубинной связи субъектно-имманентного и объектно-социального бытия, осуществляющейся в смысложизненном поиске личности. Данное исследование осуществлялось также с использованием общенаучных (анализа, синтеза, сравнения) и частнонаучных методов (формально-логического, структурно-функционального, интерпретационного). В методологическом отношении отправным пунктом исследования явилось контекстуальное понимание проблемы смысла жизни человека, в частности предстающее как её формулирование- в качестве семантического поля вопросов, значение которых раскрывается в социальном-контексте бытия человека.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. К проблеме смысла жизни, приобретающей особую актуальность в современном обществе, в настоящее время наиболее целесообразно обращаться с помощью социально-философского подхода, рассматривающего смысложизненную проблематику в её тесной взаимосвязи с социальным контекстом бытия человека.

2. При раскрытии проблемы смысла жизни человека в социально-философском контексте необходимо понимать её в единстве со смысложизненным поиском, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. Смысложизненный поиск есть процесс, в своём развитии проходящий стадии вопроса, выбора и проблемы, сочетающий в себе индивидуальные и социальные характеристики. Его универсальные составляющие воплощаются в понимании смысложизненных устремлений, в следовании которым формируется его общая направленность.

3. При рассмотрении социального уровня бытования смысложизненной проблематики, необходимо учитывать, что проблема осмысления имплицитно содержится в основных параметрах социума. Это, в частности, проявляется в концепциях современного общества, в которых предложен новый ракурс формулирования и рассмотрения смысложизненной проблематики.

4. Важным положением, конституирующим своеобразие социальнофилософского аспекта смысложизненной проблематики является различение смысла жизни и ценностей, при котором опосредующим.звеном между ними становится система жизненных целей человека. Относительная противопоставленность смысла жизни как наивысшего императива и ценностей как опций диспозитивного выбора соответствует разграничению смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности. Социально-философская концептуализация смысла жизни человека должна связывать, воедино основные социальные элементы смысложизненной проблематики: социальные предпосылки осмысления жизни человека (к которым, по нашему мнению, следует отнести свободу, творчество, равенство, коммуникацию), социальный контекст его бытия и презумпцию осмысленности жизни как исходное положение смысложизненного поиска личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Значимость диссертационной работы состоит в рассмотрении содержания смысложизненной проблематики в социально-философском контексте, прежде всего - в социальном контексте бытия человека. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании курсов социальной философии, социальной и философской антропологии, аксиологии.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации

Изложенные в диссертации научные результаты получены автором лично в процессе самостоятельного исследования, в котором на основе анализа философского материала, формулируются задачи диссертации, развиваются её идеи, обосновываются выводы.

Степень достоверности результатов проведённых исследований

Выводы и положения диссертации научно обоснованы, получены при .творческом применении современных научных методологий. Выводы диссертанта убедительно аргументированы собственными теоретическими рассуждениями, основывающимися на анализе достоверных данных научных исследований в сфере социальной философии, философской антропологии, аксиологии, психологии и социологии.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследования отражены в 9 публикациях автора в научных изданиях, общим объёмом 2, 37 печ. л. Результаты исследования докладывались автором и обсуждались на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 8-11 апреля 2008 г.), Международной научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 9 октября 2007 г.), IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 28-31 мая 2007 г.), XII научном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 18-19 апреля 2007 г.), Всероссийской научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 17 октября 2006 г.), Международной герменевтической конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании» (Тверь, 8-10 октября 2006 г.).

Структура работы

Диссертация (общим объёмом 138 с.) состоит из введения, трёх глав, подразделяющихся на восемь параграфов, заключения и библиографии (113 наименований). Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема смысла жизни в социально-философском контексте"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К проблеме смысла жизни человечество обращается издавна, а в современном обществе смысложизненная проблематика приобретает всё большую актуальность. Множество онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и других подходов к проблеме смысла жизни человека пока не приводит к единству понимания её сути, формулировки и степени разрешимости. Однако большинство подходов к смысложизненной проблематике объединяет признание существования смысла и значимой роли не только личности, но и социума в его поиске.

По нашему мнению, в настоящее время наибольшую актуальность для понимания проблемы* смысла жизни человека представляет её социально-философское рассмотрение в социальном' контексте бытия человека. Контекстуальный- подход к смысложизненной^ проблематике оказывается особенно важным, поскольку смысл явления во многом определяется контекстом его бытования, и саму человеческую жизнь можно считать контекстом её смысла.

Смысложизненная проблематика* представляет собой комплекс взаимосвязанных вопросов об осмыслении человека, его жизни, общества и истории, центральным из которых является вопрос о смысле человеческой жизни. Под смыслом жизни человека понимается наиболее общее, мировоззренческое истинностное знание человека о своей жизни, гармонично сочетающее в себе понимание его индивидуального опыта и универсально-исторического опыта человечества, интегрирующее в себе представления* о цели, ценности, значении, замысле, назначении, результате, призвании, мечте, модели, идеале и знании жизни, но не сводящееся ни к одному из данных концептов в отдельности, и тем самым представляющее временность человеческого бытия как измерение вечности. Следовательно, ключевая функция смысла жизни состоит в интегрировании различных прежде всего - социальных) аспектов жизни человека, которое осуществляется в процессе его смысложизненного поиска.

Социально-философская интерпретация проблемы смысла жизни исходит из признания её единства со смысложизненным поиском личности, в который в определённой степени вовлечён каждый человек. Смысложизненный поиск проходит стадии, связанные с представлением о смысле жизни в качестве вопроса, выбора и проблемы. Полноценным и целостным смысложизненный поиск становится лишь на своей проблемной стадии, пройдя стадии и смысложизненного вопрошания, и смысложизненного выбора.

Смысложизненный поиск каждого человека уникален, однако можно выделить схожие для многих людей смысложизненные устремления, задающие общую направленность которых он осуществляется — в частности, устремления к любви, творчеству, свободе, счастью, удовольствию, труду, ч вере. При этом любовь, по нашему мнению, интегрирует все остальные смысложизненные устремления, служа им своеобразным объединительным началам. Кроме того, в любви наиболее полно результируются предпосылки осмысления жизни человека и содержание социального контекста его бытия.

Смысложизненная проблематика эксплицируется на субъективном, интерсубъектном и социальном уровнях. На субъективном уровне внутренний смысложизненный поиск осуществляется в направлении, заданном смысложизненными устремлениями личности, на интерсубъектном - в жизненном выборе и проекте, и на социальном — в жизненном пути и личностной судьбе. Индивиды, социальные группы и общества как уровни актуализации смысложизненной проблематики характеризуются не только особенностями её влияния на них, но и определённым контекстом осуществления поиска смысла жизни, в который они включены.

На современном этапе всё большую значимость приобретает исследование социального уровня бытования смысложизненной проблематики. Проблема осмысления заложена в основных параметрах социума, поэтому,, в частности, является: актуальным исследование смысложизненной проблематики в концепциях современного общества. С точки зрения социально-философского подхода к проблеме: смысла жизни необходимо отметить, и её близость к проблеме смысла истории. Важным положением социально-философского аспекта смысложизненной проблематики является также различение смысла и ценностей (значимых для какой-либо социальной общности: идеалов, способных выступать в качестве личных целей: людей)-в- жизни:человека, переходное звено между которыми образует система его жизненных целей;

Социально-философская; концептуализация- смысла жизни человека связывает воедино все: социальные: элементы смысложизненной проблематики: социальные предпосылки осмысления» -жизни человека; (свободу, творчество; равенство, коммуникацию), социальный контекст его? бытия и презумпцию осмысленности жизни как исходное положение смысложизненного поиска; личности. Социальные предпосылки- смысла жизни - это своеобразная система:, координат, в которых происходит смысложизненный: поиск личности^, и: определённые- требования; которым соответствует смысл жизни человека, обращённые к личности и социуму. Социальная; реальность может представать в качестве способствующего смысложизненному поиску личности контекста. Социальный контекст человеческого- существования- есть проявление включенности человека в. социальное бытие, являющееся; одновременно материалом и пространством его смысложизненного поиска, и способное порождать формы , раскрытия смысла,жизни человека,.

Социальная; деятельность человека и социальный контекст его бытия исходят из презумпции осмысленности человеческой жизни, в соответствии с которой поведение человека может направлять процесс его смысложизненного поиска и быть воплощением его смысла жизни. Презумпция осмысленности человеческой жизни необходима в качестве решения вопроса об осмысленности его жизни, который, фактически, не может быть окончательно снят, поскольку неотделим от постоянно продолжающегося смысложизненного поиска личности в социальном бытии человека.

Думается, что дальнейшее изучение смысложизненной проблематики в социально-философском контексте и форм её проявления в современном обществе, исходя из рассмотренных положений, приблизит человека к достижению ещё большей осмысленности своей жизни.

130

 

Список научной литературыМальцев, Александр Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию. - М.: Современные тетради, 2001.-128 с.

2. Архангельский Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - 240 с.

3. Ахиезер А. С. Проблема субъекта: человек-субъект // Вопросы философии.-2007 .-№ 12.-С. 3-15.

4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 384 с.

5. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: ACT, 2006. - 478 с.

6. Бехман Г. Современное общество как общество риска // Вопросы философии. 2007. - № 1. - С. 26-46.

7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

8. Бойков В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян,//. Социс. Социологические исследования. 2004. - № 7. - С. 46-52.

9. Буачидзе Т. А. О назначении человека / Т. А. Буачидзе // Перспективы человека в глобализирующемся мире: сборник философских статей / Под ред. В. В. Парцвании. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 14-20.

10. Ю.Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 27 с.

11. П.Булгакова И. Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX начала XX века: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. -М., 2001. - 16 с.

12. Бутенко Е. В. Эволюция теорий информационного общества: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Томск, 2004. -19 с.

13. Веллер М. И. Всё о жизни! СПб.: Пароль, 2004. - 751 с.

14. И.Власова Т. В. Структура смыслообразования в пространстве углублённой коммуникации: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Владивосток, 1999.-29 с.

15. Волкова Н. Г. Риск как феномен человеческого поведения // Человек в современных философских концепциях: Материалы Четвертой междунар. конф. В 4 т. -Т. 4. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 690-693.

16. Волынская JI. Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни / Л. Б. Волынская //Вопросы философии. 2002. - № 3. - С. 17-31.

17. Гадамер Х.-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. — СПб., 1999.-С. 243-254.

18. Гайдабрус Н; В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности: Автореф. дисс. . канд. филос. н. Саранск, 2005. — 26 с.

19. Гессе Г. Игра в бисер. М.: ИД Мещерякова, 2007. - 592 с.

20. Голиусова Ю. В. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества: Автореферат дисс. . канд. социол. н. -М., 2003. 25 с.

21. Голубкова О. А. Ценностные ориентации личности как социокультурное явление (философско-методологический анализ): Автореферат дисс. . канд. филос. н. СПб., 1998. - 18 с.

22. Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, социум, культура: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004. - 27 с.

23. Горобец Т. Н. Значение смысла жизни в формировании современного российского общества / Т. Н. Горобец // Представительная власть XXI век. - 2002. - № 1. - С.32-34.

24. Горюнов В. П. Философия общества: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. - 228 с.

25. Григорьян Б. Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом^ человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-С. 358-383.

26. Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия. М.: РГГУ, 2003. - 205 с.

27. Губман Б. JI. Смысл и значение человеческой жизни в отражении западной философии (натуралистические и религиозные концепции) // Современный человек: цели, ценности, идеалы / Отв. ред. П. С. Гуревич. -Выпуск 1.-М., 1988.-С. 155-172.

28. Гура В'. А. Сакральное и секулярное в судьбах европейской цивилизации.- СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. 182 с.

29. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. -М.: Логос, 1999.-224 с.

30. Динамика5 ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: УРСС, 1996. - 224 с.

31. Ивин А. А. Социальная философия: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. -336 с.

32. Иконникова Н. И. Бытие человека как целостная система: автореф. дисс. . д-ра филос. н. М., 2004. - 39 с.

33. Илиев С. Д. О коммуникативной логике // Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики. Материалы 1-ой

34. Международной научной конференции "МСК-2002". 27-29 ноября 2002 г. -М., 2002.-С. 43-45.

35. Имянитов Н. С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. 2006. - № 7. - С. 84-94.

36. Казанов X. М. Трансформация ценностных ориентаций в современном 1 российском обществе: Автореферат дисс. . д-ра филос. н. Нальчик, 2002.-42 с.

37. Капранов В. А. Объективные основы осмысленности человеческого бытия

38. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1992.-С. 20-24.

39. Карандашев В. Н. Жить без страха смерти. 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.-336 с.

40. Кебина Н. А. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти / Н. А. Кебина // Социально-гуманитарные знания. 2004. - № 2. - С. 186 -200.

41. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений. 4-е изд., испр. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-416 с.

42. Ксенофонтов В. И. Духовность в структуре личности. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.-50 с.

43. Ксенофонтов В. И. Человек и его сознание: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-43 с.

44. Ксенофонтов В. И. Экзистенциальная философия и диалектический материализм: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. - С. 52.

45. Кузнецов С. В. Смысл жизни как нравственная проблема: автореферат дисс. канд. филос. наук. СПб., 1999. - 18 с.4

46. Лахин JI. А. Об определении понятия «смысл жизни» // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н.

47. Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1992. С. 108109.

48. Левинас Э: Время и Другой. Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа. 1999. 265 с.

49. Литвин*В. Л: Ценностный, конфликт в современном обществе (социально-философский аспект): Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Иркутск, 2004.-26 с.

50. Лопатин Л. Мг. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. - СПб.: Наука, 1995. - С. 120-164.

51. Малыгин Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск: Изд.-во Иркут. ун-та, 1998.-248 с. }

52. Марсель Г. Ты не умрешь. СПб.: ИД «Mip-ь», 2008 - 96 с.

53. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 е.,

54. Матевосян Н. М. Философско-социальные подходы к изучению ценностных ориентаций личности: Учебно-методическое пособие. М.: СГИ, 2006. - 10 с.

55. Менчикова Л. А. Формирование ценностных ориентаций современной личности. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2006. - 110 с.

56. Невелева В. С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореферат дисс. . доктора философских наук. Екатеринбург, 2002. - 40 с.

57. Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К.

58. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - С. 65-92.

59. Озеров А. А. Смысл жизни как проблема российского менталитетасоциально-философский анализ): Автореф. диссканд. философ, наук.-М., 2000.-20 с.

60. Павилёнис Р. О смысле и тождестве // Вопросы философии. 2006. - № 7. -С. 67-73.63;Паскаль Б. Мысли. — СПб.: Азбука-классика- 2005. — 336 с.

61. Пигров К. С. Социальная философия. СПб.: Изд-во С.-Г1етерб. ун-та,, 2005.-296 с.

62. Пигров К. С. Забота о нарратизации своей жизни // Философские науки: спец; вып. «Философский Петербург»: прил. к журн. «Философские науки»; Отв. ред: Солонин; Ю; Hi, Лйпский Б. И. - М.: Гуманитарий, 2004.-С. 578-593.

63. Пелевин И. Б. Проблема смысла жизни в философии Е. Н. Трубецкого: Автореферат дис. . к. филос. н. -М., 2001. -20 с.

64. Пешкова О. И. Социальные изменения в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2007. - № 6. - С. 330-336.

65. Рогальский Е. И:. Смысл жизни как метафора творчества (Социально-философский анализ проблемы смысла жизни). -М., 2004. 300 с.

66. Рогальский Е. И. Творчество как смысл жизни человека: автореф. дисс. . канд. филос. н. СПб, 2006. - 18 с.

67. Рогов И. М. Философские проблемы человека: Учеб. пособие. Третье дополненное издание. - СПб;: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. - 62 с.

68. Розин В. М. Как можно помыслить развитие личности? // Философские: науки.-2007.-№6.-С. 141-156.

69. Розов Н. С. Смысл: истории, как испытание человеческого/рода в пространствах изменений // Философия и общество. — 2005. № 3. — С. 525.

70. Рэнд А. Апология5 капитализма. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 360 с.

71. Савруцкая Е. Г1. Феномен коммуникации- в современном; мире // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 75-85.

72. Сапожников Е. И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии.-2007.-№10.-С. 53-63;80;Семенова. Т. В:. Истина и: смысл жизни в философии П. А. Флоренского: Автореф5. дисс: . канд. философ» наук. Алматы* 1999; - 24 с. .

73. Скачков А. С. Автотрофность человечества как социально-философская проблема // Социально-гуманитарные знания. 2007. - №5. - С. 342-347.

74. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия / Вступ. ст. А. Н. Голубева и Л. В. Коноваловой; М.: Республика, 1996. -479 с.

75. Тоффлер Э: Шок будущего: Пер. с англ. М.: ACT, 2003.- 557 с.

76. Трембач Э; С. Смысл жизни: как мировоззренческая проблема: Автореф. дисс. . канд. философ, наук. Л., 1990. - 15 с.

77. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: ACT, 2000. - 656 с.

78. Турен А. Социология без общества; // Социс. Социологические исследования; 2004. - № 7. - С. 6-11.

79. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; Под ред. Е. JI. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

80. Фараджев К. В. Русская религиозная философия. М.: Изд-во «Весь мир», 2002.-208 с.

81. Федотова, В. Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами // Общественные науки и современность. 2004. - № 5. - С. 75-82.

82. Франк С. JI. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6.

83. Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: «Ювента», 1999. -256 с.

84. Фролов И. Т., Гуревич П. С. Смысл жизни (человека) // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

85. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. — СПб.: Наука, 2006.-451 с.

86. Херсонский Б. Смысл жизни: обретение и утрата // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.-С. 217-226.

87. Хофмайстер X. Что значит мыслить философски / Пер. с нем.; Отв. ред. А. Б. Рукавишников, Д. Н. Разеев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -448 с.

88. Хоцей А. С. Проблема смысла истории с точки зрения логики // Философия и общество. 2005. -№ 3. С. 26-69.

89. Чехов А. П. Записные книжки. М.: Вагриус, 2000. - 110 с.

90. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Издательство МПСИ, 2006. - 768 с.

91. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. -192 с.

92. Юлдашев JI. Г. Теории ценностей в социологии: вчера и сегодня // Социс. Социологические исследования. 2001. - № 8. - С. 146-151.

93. Яковук Т. И. Динамика ценностных ориентаций белорусской молодежи в трансформирующемся обществе: Автореферат дис. . д-ра социол. н. -Минск, 2003.-41 с.

94. Ястребова Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. СПб., 2002. - 32 с.

95. Ayer A. J. The Central Questions of Philosophy. L.: Pelican books, 1977. - 243 pp.

96. Cook D. Adorno on Mass Societies // Journal of Social Philosophy. — Spring 2001.-Vol. 32. № l.-pp. 35-52.

97. Fromm E. The Sane Society. N. Y., 1990. - 370 pp.

98. Langle A. The Search for Meaning in Life and the Existential Fundamental Motivations // Existential Analysis. 2005. - Vol. 16.1. - pp. 2-14.

99. Metz T. Recent Work on the Meaning of Life // Ethics. 2002.1. Vol. 112.-pp. 781-814.

100. Schmidt S. J. Media Societies: Fiction Machines // Critical Studies. 2001. -Vol. 16.-pp. 11-24.

101. Singer P. Animals and the Value of Life // Matters of Life and Death: New Introductory Essays in Moral Philosophy. Second ed. - Edited by Tom Regan (North Carolina State University at Raleigh); McGraw-Hill Inc., 1986. - pp. 338-380.

102. Sivaraman Nair K. P. Life Goals: The Concept and its Relevance to Rehabilitation // Clinical Rehabilitation. 2003. - Vol. 17. - pp. 192-202.

103. Trisel B. A. Human Extinction and the Value of our Efforts // The Philosophical Forum. Vol. XXV. - No. 3. Fall 2004. - p. 371-391.