автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема существования субъекта (атмана - "самости", "души") как предмет полемики между буддистами и брахманистами

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Титлин, Лев Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема существования субъекта (атмана - "самости", "души") как предмет полемики между буддистами и брахманистами'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема существования субъекта (атмана - "самости", "души") как предмет полемики между буддистами и брахманистами"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

0050*1»'

ТИТЛИН Лев Игоревич

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ СУБЪЕКТА (АТМАНА -«САМОСТИ», «ДУШИ») КАК ПРЕДМЕТ ПОЛЕМИКИ МЕЖДУ БУДДИСТАМИ И БРАХМАНИСТАМИ

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 2012

005018731

Работа выполнена в Секторе восточных философий Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт философии Российской академии наук.

Научный руководитель:

- доктор философских наук Лысенко В.Г. Официальные оппоненты:

- доктор философских наук Лепехов С.Ю.

- доктор исторических наук Андросов В.П. Ведущая организация:

Центр высших гуманитарных исследований РГГУ

Защита состоится «%Ь» / У 2012 г. в

/// 2012 г. в /Г

часов на

заседании Специализированного совета по истории философии (шифр Д.002.015.04) при Институте философии РАН по адресу: 119991, Москва, ул. Волхонка, 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии Российской академии наук.

Автореферат разослан //У 2012 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета Доктор философских наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования

Проблема субъекта, являясь одной из фундаментальных философских проблем в истории философии вообще, сохраняет свое значение и для современного философского и научного познания, более того, остается дискуссионной до сегодняшнего дня. В этой связи обращение к философским концепциям субъекта в традиционной индийской религиозно-философской мысли представляется весьма актуальным как с точки зрения современной историко-философской науки и философской компаративистики, так и в перспективе исследования возможных альтернатив традиционным западным представлениям о «я» и субъекте в современных когнитивных науках. Без привлечения опыта индийской философии изучение данной проблематики на Западе оказалось бы односторонним и неполным.

Дискуссия об атмане1, центральная для индийской мысли вообще на протяжении всего периода её существования, является также и ключевой для понимания многих проблем индийской философии (субъект познания, деятельности, морали, перерождения и освобождения от перерождения, субстрат качеств). Буддийское учение об отсутствии атмана (анатмавада), будучи основополагающим для всей буддийской религии и философии, и в то же время сложным и недостаточно ясным, и поныне вызывает неизменный интерес у исследователей и дает повод к многочисленным и противоречивым трактовкам. В связи с этим, рассмотрение брахманско-будцистской полемики, определяющей собой всю эпоху классической индийской философии, позволяет представить индийскую философскую традицию в самых сущностных ее аспектах.

1 Атман («Я», «самость») сложное понятие, понимаемое в некоторых учениях как индивидуальная душа, управляющая телом, сознанием и, по сути, всем психофизическим комплексом (именно в этом значении атман и критикуется Васубандху), а в других как чистое сознание, тождественное с фундаментальным принципом, одухотворяющим Вселенную и являющимся его сутью (anima mundi). Подробнее об атмане см. статью «Атман» в: Индийская философия: Энциклопедия. / Отв. ред. М.Т. Степанянц, М.: Восточная литература, 2009.-С. 116-119.

Степень разработанности проблемы

В российской науке проблема субъекта в индийской философии изучена недостаточно. Специальных исследований по данному вопросу на русском языке не существует. Общий обзор учений индийских философских школ содержится в монографиях В.К. Шохина2. Буддийская концепция субъекта была исследована в работах В. Г. Лысенко3. Представления о субъекте в базовых текстах вайшешики можно обнаружить в переводах и работах того же автора4, в санкхье и ньяе - в переводах и исследованиях В.К. Шохина5. Концепция субъекта в веданте была проработана Н.В. Исаевой6.

В зарубежной науке проблема субъекта в индийской философии изучена гораздо лучше, хотя комплексными исследованиями по данному вопросу мы все же не располагаем, за исключением, возможно, нескольких работ. К ним относится недавний сборник статей по вопросу о субъекте (во многом, в индийской философии) под названием «Я или не-я?»7, куда вошли статьи таких знаменитых исследователей в этой области, как М. Сидериц, М. Альбахари, Э. Томпсон, Дж. Ганери, Р. П. Чакраварти и др. Эта коллективная работа может служить хорошим введением в проблематику. Важнейшей монографией,

1 Шохин В. К. Брахманистская философия. — М.: Восточная литература, 1994. Шохин В. К. Первые философы Индии. -M.: Ладомир, 1997.

Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). — М.: Восточная литература, 2004.

' Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия. М.: Восточная литература, 1994. Лысенко В.Г., Терентьев А.А, Шохин В.К. Ранняя буздийская философия. Философия джайнизма. - М.: Восточная литература, 1994.

Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. * Лысенко В.Г. Универсум вайшешики (по «Собранию характеристик категорий» Прашастапады) / В.Г. Лысенко. — M.: Восточная литература, 2003.

Прашастапада. Собрание характеристик категорий. Пер. и ком. Лысенко В.Г. — М.: Восточная литература, 2005.

5 Лунный свет санкхьи. Санкхья-карика Ишваракришны с комментариями Гаудапады и Вачаспати Мишры ("Санкхья-карика-бхашья" и "Таггва-каум>яи") Исследование, перевод, научный комментарий и словарь В.К. Шохина. -M.: Ладомир, 1995.

Сутры философии санкхьи. Издание подготовил В.К. Шохин. - М.: Ладомир, 1997.

Шохин В. К. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование. - М.: Восточная литература,

2001.

6 Исаева Н.В. Концепция индивидуальной души в комментарии Шанкары на «Брахма-сутры» // Древняя Ин-

дия. Язык, культура, текст. - М.: «Наука», 1985.

Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М.: «Наука», 1991.

' Self, No Self? Perspectives from Analytical, Phenomenological, and Indian Traditions . Ed. by Siderits M., Thompson E., Zahavi D. - Oxford: Oxford University Press, 2011.

исследующей проблему субъекта в брахманско-буддийской полемике, является книга М. Юлена «Как развивалась индийская философия? Полемика между брахманистами и буддистами»8. Представления о субъекте в Ведах были подробно исследованы Дж. Гарднером9, в Ведах и упанишадах - Н. Ритом10. Концепция анатмана в буддизме подробнее всего разработана в монографии С. Коллинза" и, особенно, в книге С. Хэмильтон «Ранний буддизм: новый подход»12. Последняя монография, а также статьи современного исследователя А. Вина13 представляют, пожалуй, наибольший интерес и отражают последние достижения в исследовании анатмавады на Западе. Хороший анализ анатмавады по различным текстам предоставляет книга М. Капшетейна14. Интересные параллели западным теориям в истории и современности дает статья Дж. Жиля «Теория не-«я»: Юм, буддизм и личная самотождественность»15. Точки соприкосновения анатмавады с современной наукой и философией представлены в работе знаменитого биолога и философа Ф. Варелы и его соавторов, развивающих идею «воплощенного сознания»16, а также в книге Д. Парфита17, статье и монографии М. Сидерица18, развивающих идею «буддийского редукционизма», а также в книге П. Гриффитса19.

Одним из наиболее значительных произведений, в которых подробно

* Hulin M. Comment la philosophie indienne s'est-elle développée ? La querelle brahmanes-bouddhistes. — P., 2008. ' Gardner, John Robert. The developing terminology for the self in Vedic India. - Iowa: University of Iowa, 1998. " Reat, N. Ross. The origins of Indian psychology. - Berkeley, California: Asian Humanities Press, 1990.

11 Collins, S. Selfless Persons: Imagery and Thought in Theravada Buddhism. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

n Hamilton, Sue. Early Buddhism: a New Approach . Richmond, Surrey: Curzon Press . 2000. " Wynne, Alexander. Early evidence for the 'no self doctrine? A note on the Second anâtman Teaching of the Second Sermon. // Thai International Journal for Buddhist Studies. Vol 1 2559. 2009. - Bangkok: The International PhD Programme in Buddhist Studies, Mahidol University, 2009. P. 64-84.

Wynne, Alexander. Miraculous transformation and personal identity: A note on the First anStman Teaching of the Second Sermon. II Thai International Journal for Buddhist Studies. Vol 1 2559. 2009. - Bangkok: The International PhD Programme in Buddhist Studies, Mahidol University, 2009. P. 85-113.

14 Kapstein M. Reason's Traces : Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. - Boston: Wisdom Publications, 2001.

15 Giles J. The no-Self Theory: Hume, Buddhism, and Personal Identity. // Philosophy East and West, Volume 43, Number 2, April. Hawaii: University of Hawaii Press, P. 175-200.

" Varela F. J., Thompson E., Rosch E, The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. / MIT Press,

Cambridge, Massachusetts, 1999. 11 Parfit, D. Reasons and Persons. - Oxford University Press, 1984.

" Siderits M. Buddhist Reductionism // Philosophy East and West. Oct. 1997, vol. 47, No. 4, p. 455-478; Siderits M.

Personal Identity and Buddhist Philosophy: Empty Persons. - Ashgate Publishing, Ltd., 2003. " GrifFits Paul. On Being Mindless: Buddhist meditation and the mind-body problem. Open Court Publishing, 1986.

рассматривается вопрос о субъекте, является «Абхидхармакоша-бхашья» (далее АКБ) - санскритский трактат буддийского философа IV в. н.э. Васубандху, на 9-й книге которого диссертант сосредоточил свой анализ.

Хотя о существовании АКБ было известно уже в середине XIX, история изучения трактата Васубандху насчитывает менее столетия.

Единственный полный перевод на европейский язык был выполнен JI. де ла Валле-Пуссеном20 с китайского языка.

На русский язык АКБ переводилась несколько раз. Первые попытки перевода (с тибетского) были предприняты Ф.И. Щербатским в первой четверти XX в., однако после репрессий советской власти в отношении дореволюционной будцологической школы произошел разрыв исследовательской традиции.

Изучение трактата возобновилось лишь 80-х гг., когда значительный по объему перевод был выполнен Б.В. Семичовым и М.Г. Брянским21 также с тибетского языка, однако они действовали в значительной степени вообще вне современного им научного поля (не привлекали другие переводы и не обращались к зарубежным исследованиям, и оставили вовсе без внимания санскритский оригинал). Авторы опирались прежде всего на местную, российскую и монгольскую, традицию прочтения текста. Были опубликованы только 4 книги из 9, и перевод подвергался справедливой критике.

В. И. Рудому и Е. П. Островской в 90-х гг. удалось выполнить первый в России перевод АКБ с санскритского оригинала22, однако пока он не завершен и

2° L'Abhidharmakosa de Vasubandhu. Traduit et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1 — 9. Paris 1923 — 1931.

21 Васубандху. Абхидхармакоша. Близкий к тексту перевод с тибетского на русский язык Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. В 3 Т. Т.1. Гл. 1-2. Т.2. Гл. 3. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1980. 41. Т.З. Гл. 4. Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство, 1988.

22 Перевод вышел в трех томах: Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). — Т. 1 : Раздел I:

Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. — М.: Ладомир, 1998.

Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). — Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. — М.: Ладомир, 2001. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V - Учение об аффектах. Раздел VI - Учение о пути благородной личности. / Составление, перевод, комментарии, исследо-

в печать вышло только 6 книг трактата. Тем не менее, учитывая объем проделанной работы, развернутые комментарии и анализ, на сегодняшний день это единственное фундаментальное исследование АКБ, доступное русскоязычному читателю.

Переворот в буддологии, до сих пор мало оцененный в этой науке, произошел в 1935 году, когда индийский исследователь Р. Санкритьяяна открыл единственный на сегодняшний день санскритский манускрипт АКБ. Он датируется XII-XIV в. н.э. Карики были изданы В. Гокале в 1946 г.23, полный текст с бхашьей — в 1967 П. Прадханом24.

9-я книга АКБ, называемая «Пудгала-винишчая» («Исследование [вопроса об] индивиде», далее ПВ), является одним из важнейших полемических трактатов по вопросу о субъекте. Она неоднократно привлекала внимание исследователей. Первый перевод на европейский (английский) язык, выполненный Щербатским с тибетского25, является в большей степени подробным изложением идей Васубандху, чем точным переводом. Де ла Валле-Пуссен, как уже отмечалось, переводил с китайского языка. Наконец, единственный перевод на русский язык был выполнен М.Г. Брянским в 1975 г.26 опять же с тибетского языка без использования санскритских или иноязычных версий, что уменьшает его научную ценность. Первый перевод с санскритского оригинала был выполнен М. Капштейном только в 2001 году27. Он является, на наш взгляд, наиболее точным из всех имеющихся, однако лишен необходимого историко-философского и терминологического комментария. Перевод Д. Дуэлингера28, вышедший спустя два года и выполненный, очевидно, без

вание Е. П. Островской, В. И. Рдаога. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2006. " Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu. // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society, n.s., vol. 22. 1946. P. 73-102. и Pradhan P. Abhidharma-kosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series, vol. VIII, K.P. Jayaswal Research Institute, Patna, 1967. !S Stcherbatsky T. The Soul Theoiy of the Buddhists. Delhi: Bharatiya Vidya Prakashan, 1976.

26 Брянский М.Г. Трактат Васубандху «Критика теорий атмана» (Исследование, критический текст, перевод, комментарий). Диссертация к.филол.н. М., 1975.

27 Kapstein М. Reason's Traces: Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. - Boston, 2001. P. 347-375.

и Duerlinger J. Indian Buddhist Theories of Persons. Vasubandhu's Refutation of the Theory of a Self. London, 2003.

привлечения чрезвычайно важного исследования Капштейна, менее точен, хотя и снабжен подробным комментарием.

Хорошее и подробное изложение воззрений Васубандху, в том числе в контексте учения об анатмане, содержится в статье Дж. Голда в «Стэнфордской философской энциклопедии»29. Из исследований АКБ необходимо отметить, прежде всего, монографию О.О. Розенберга «Проблемы буддийской философии»30, основанную на изучении китайских и японских версий трактата, работы Щербатского, в частности, «Центральную концепцию буддизма и значение термина «дхарма»31, уже упоминавшееся издание Островской и Рудого, а также подробное изложение всего текста АКБ в книге Чаундри «Аналитическое исследование «Абхидхармакоши»32.

Объект диссертационного исследования - проблема субъекта в индийской философии.

Предмет исследования - полемика между буддистами и брахманистами по вопросу о существовании и свойствах субъекта (атмана - «самости», «души») в древней и средневековой индийской философии.

Цель диссертационной работы - в рамках историко-философского подхода рассмотреть понимание субъекта в различных школах и течениях индийской философии в исторической перспективе и исследовать полемику по этому вопросу между буддистами и брахманистами - представителями ключевых оппозиционных направлений индийской мысли.

Постановка такой цели потребовала решения ряда исследовательских задач:

• рассмотреть понимание субъекта в различных школах и течениях

ю Gold J. С., "Vasubandhu", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2011 Edition), Edward N. Zalta

(ed.), [Электронный ресурс]. - URL: http://plato.stanford.edu/archives/sum2011/entries/vasubandhu/ ж Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. М, 1991.

" Щербатской Ф.И. Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма". Пер. Семичова Б.В. //

Щербатской Ф.И. Избранные труды по бдадиэму. М., 1988. " Chaudhury, S. Anaylytical Study of the Abhidharmakosa. Calcutta, 1976.

древнеиндийской философии до возникновения эксплицитной дискуссии об атмане;

• исследовать полемику по этому вопросу между буддистами и брахманистами в средневековой индийской философии;

• вычленить модели субъекта в различных направлениях индийской философии и провести их сравнительный анализ в перспективе исторического развития;

•в качестве предмета практического исследования изучить один из важнейших текстов по данному вопросу - ПВ Васубандху. Для этого необходимо:

• сделать общий обзор текста с подробным рассмотрением

содержащейся в нем полемики;

• выполнить авторский перевод важнейших отрывков из текста;

• на основании авторского перевода, переводов предшественников и литературы дать анализ полемики об атмане в исследуемом тексте;

• на основании достигнутых целей, перечисленных выше, сделать вывод о содержании и смысле полемики по вопросу о субъекте в индийской философии, а также о возможных импликациях из данной полемики для западного философского дискурса о субъекте.

Теоретико-методологические основания исследования

В качестве основного в диссертации применяется классический историко-философский метод, предполагающий совмещение нескольких методологических подходов. Генетический подход, понимаемый как способ исследования философских концепций и понятий, основан на анализе их происхождения и развития. Он предполагает рассмотрение объектов в

эволюционной перспективе, в динамике их исторического развития, в связи с чем требует установления начальных условий, главных этапов, основных тенденций и линий развития. Основная цель такого исследования - выявление связи изучаемых объектов во времени, изучение переходов от исторически более ранних форм философской (или даже предфилософской) рефлексии к исторически более поздним. Генетический подход дополняется также сравнительно-историческим, с позиции которого осуществляется синхронный и концептуальный анализ рассматриваемых проблем и понятий. Историко-философский метод в целом применительно к востоковедению имеет своей конечной целью установление и выяснение познавательного и ценностного статуса исследуемых понятий и универсалий другой культуры для той культуры, в рамках которой находится исследователь. Кроме того, в диссертации используются стандартные методы анализа текстов и понятий, такие как историко-филологический, контекстуальный, этимологический и т.п. При работе с санскритскими и палийскими текстами автор старался максимально использовать метод сравнительного анализа всех имеющихся переводов на различные языки с целью установления исходного смысла текста в попытке адаптации его к ментальным и языковым реалиям русской культуры. В ходе работы над диссертацией автор использовал современную методологию научной компаративистски и востоковедения: широко применялись методы историко-философской интерпретации текстов - историко-философская реконструкция и компаративный анализ. Диссертация базируется на результатах последних научных достижений в области изучения индийской философии, выполненных отечественными и зарубежными учеными, а также широко привлекает переводы санскритских и палийских текстов, осуществленные автором.

Научная новизна диссертационной работы определяется крайне недостаточной разработанностью проблемы в российской науке. В работе предпринята попытка реконструкции эволюции представлений о субъекте в

индийской философии начиная с дофилософского и предфилоеофского периода (Ригведа и упанишады) и заканчивая средневековыми концепциями. В истории индийских представлений о субъекте выявляются три этапа: предфилософский, где закладываются основные подходы к пониманию субъективности и формируется комплекс первичных представлений и понятий (которые впоследствии станут философскими терминами), раннефилософский, обозначенный появлением на исторической сцене буддизма с его новаторской концепцией о «не-я» (анатман), и классический, в который полемизирующие стороны (буддисты и брахманисты) сначала формируют свои догматы в базовых школьных текстах, а затем отстаивают их в ходе масштабных философских дискуссий.

Впервые в российской науке ряд важнейших текстов по исследуемой тематике были переведены с санскрита и пали, в результате чего было уточнено понимание и перевод ряда ключевых понятий по проблематике субъективности в индийской философии.

Основное внимание уделено переводу и анализу отрывков из ПВ Васубандху - одного из важнейших полемических трактатов по вопросу о субъекте. Во-первых, изучено введение к книге, во-вторых, переведена объемная глава, посвященная дискуссии с оппозиционной буддистской школой пудгалавадинов (признававших существование квазииндивида-пудгалы), переведен также санскритский комментарий Яшомитры к этой главе (опубликованных переводов Яшомитры на Западе в данный момент не имеется), и, наконец, последняя глава книги, в которой проводится последовательное опровержение представлений о субъекте в философской школе вайшешика". В-третьих, были привлечены переводы из других буддийских источников (в том числе, с языка пали - например, из полемического сочинения «Катхаваттху» («Собрание обсуждений») и из некоторых сутт Палийского канона). К исследуемым отрывкам был дан историко-философский комментарий.

и М. Капштейн (Карз1ет М. Там же, 2001) полагает, что дискуссия происходит с найяиками.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема субъекта является фундаментальной проблемой философии и истории философии. Современная западная историко-философская наука страдает европоцентризмом, недостаточно обращая внимание на историко-философские процессы в других культурах. В Индии существовала своя, существенно отличная от западной, традиция понимания ключевой для философии категории субъекта. Там сформировались несколько вполне оригинальных и непохожих друг на друга концепций субъекта, которые являются важным достоянием мировой философской мысли и должны быть включены в историю мировой философии наравне с западными.

2. Истоки философского понимания субъекта в Индии следует искать еще в дофилософский и предфилософский период Вед и упанишад, когда закладывались концептуальные основы таких понятий как атман, джива, появляются первые предпосылки учений о карме, сансаре и т.п. (развитые впоследствии в упанишадах). Эта тематика применительно к Ведам в России до сих пор остается практически не изученной, хотя она представляет, по мнению диссертанта, весьма большой интерес с точки зрения истории философии и философии религии. Хотя теоретического осмысления субъекта в Ведах не было и не могло быть (позиционирование системы субъект-объект возникает лишь в упанишадах), понимание развитой философской рефлексии о субъекте в Индии невозможно без обращения к раннему периоду формирования базовых культурных универсалий индийской цивилизации и может пониматься только в широком историческом контексте в рамках применения генетического подхода. Так, например, понимание анатмавады, трактуемой как невозможность контролировать субъект, подверженный страданиям, оказывается невозможным без изучения такого ведийского понятия, как «тану».

3. Проблема субъекта является одной из самых важных для индийской философии. Специфически философское понятие субъекта в индийской

философии оформляется и бытует в полемике между различными философскими течениями.

Ранняя индийская религиозно-философская мысль задавалась вопросом о субъекте, который, однако, в то время был неотделим от вопроса о первоначале и первооснове мира - т.е. от вопросов космологического характера (см. например, знаменитый «гимн Пуруше» Ригведы). Однако уже в упанишадлх субъект начинает осмысляться как философское понятие. Традиционная оппозиция астики (ортодоксов) и настики (гетеродоксов) также косвенным образом связана с дискуссией о субъекте. Как указывает, например, этимология Панини, изначально понятия астика и настика относились к философским группам, которые признавали существование того света (asti paralokah) или же отрицали его (nâsti paralokah). «Признание того света» позднее стало означать признание перерождения (сансара) и морального воздаяния (карма), что предполагало (во всяком случае, до появления буддизма) наличие субъекта этих явлений. Кроме того, подлинная индийская философия возникает с появлением на исторической арене прежде всего буддизма. Именно как оппозиция буддизму конституируются ортодоксальные философские школы, именно в дискуссиях с ним они оттачивают свое логическое мастерство и догматы, и именно с уходом буддизма с индийского субконтинента в XII в. свободное философское рассуждение постепенно угасает. Главным же и несомненным пунктом расхождений между буддизмом и брахманистами стал вопрос об атмане, который и стал одним из основных предметов дискуссий между двумя направлениями индийской философской мысли. Таким образом, можно сказать, что проблема субъекта оказалась системообразующей для всей индийской философии на протяжении ее истории. Индийская философия, даже в большей степени, чем греческая, предстает прежде всего как полемический дискурс различных философских школ, систем и течений.

4. Субъект является фундаментальной ценностью индийской философской

культуры. Именно применительно к субъекту возникают и функционируют характерные для индийской культуры понятия морального воздаяния, перерождения, трансцендентального сознания, тождественного мировому первопринципу и т.п. Как известно, все индийские философские школы имеют сотериологическую направленность на освобождение индивида от уз сансары. Таким образом, субъект является целью и смыслом самой теоретической рефлексии, которая, в индийском контексте, имеет практическую, сотериологическую сторону.

5. В истории философии можно выделить несколько моделей субъекта. Условно эти модели можно поделить на 4 группы (некоторые из них прослеживаются как в индийской, так и в западной философии, некоторые не имеют аналогов в других традициях):

1) Субстанциалистские - «я» как субстанция обладает сознанием как свойством, т.е. чем-то отличным от себя. К ним относятся вайшешика, ньяя, санкхья. В европейской философии - классические системы Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница и т.п.

2) Несубстанциалистские - есть только «сознание» или «сознавание». Никакого «субъекта» как такового в подлинном смысле нет. К этому типу относится адвайта-веданта и буддистская школа виджнянавада, хотя между ними имеются существенные различия (в адвайте сознание - неизменно, в виджнянаваде - это поток состояний). Европейских аналогов как адвайты, так и виджнянавады нет, однако виджнянаваду сравнивают как с трансцендентальным идеализмом Канта (С. Хэмильтон), так и с феноменологией (Д. Люстхаус).

3) Теории не-«я» - К ним относятся поздняя буддистская анатмавада в своей классической формулировке, отрицающей длящееся неизменное сознание, а в Европе - теории Д. Юма и Д. Парфита34;

и Parfit, D. Reasons and Persons. -Oxford University Press, 1984.

4) Теории чистой нарративности - человек является «автором», а его жизнь - «нарративом», который он сам планирует и сам же проживает. В этих теориях вопрос о реальности субъекта не ставится, он существует лишь как часть собственного «рассказа» о самом себе. Сюда относятся, в основном, современные западные концепции, однако можно провести некоторые аналогии с идеями «Йогавасиштхи»35 о множественной идентичности36.

Анализ моделей субъекта в индийской философии демонстрирует, что, хотя вопрос о субъекте и является одной из важнейших универсалий и ценностных доминант индийской культуры, в философском смысле это понятие все же не было достаточно тематизировано. Так, общий термин для «субъекта вообще» в Индии фактически отсутствует. Субъект всегда определяется по отношению к объекту: познаваемое - познающий (джняна - джнятри), моральный опыт - субъект морали (карма - картри), объект достоверного познания и его субъект (прамея - праматри), вкушение «плодов действия» и «вкушающий» (бхога и бхоктри) и т.п. Субъект в индийской философии не мыслится вне объекта. С преодолением этой оппозиции (например, в момент освобождения в адвайта-веданте) субъект оказывается также преодолен и элиминирован, что в рамках «антропоцентричной» западной философии представляется невозможным.

6. Анатмавада (учение о «не-я») в буддизме проходит сложный путь на протяжении истории. Изначально это учение носило исключительно сотериологическую и практическую направленность, однако с течением времени оно претерпело сущностные изменения. В раннем буддизме можно условно выделить два отличных учения об анатмане, так называемую «анатмаваду-1» и «анатмаваду-2», которые существенно различаются по своему смыслу, происхождению и влиянию на дальнейшее развитие буддийских идей.

" Санскритское религиозно-философского сочинение (датируется начиная с VI в. н.э. по XIV в.). Сборник бе-

сед между мудрецами, собравшимися во дворце принца Рамы. Самый большой по объему санскритский ^ текст после «Махабхараты» и «Рамаяны» и один из важнейших текстов по йоге и адвайта-веданте " См. например, статью: Д. Девнарайн. Столикий рудра, или Онтология виртуального (по рассказам "Йогавасиштхи". пер. В. Г. Лысенко. // Историко-философский ежегодник 2004. - М.: Наука, 2005. С. 129-149.

Анатмавада-1 состоит в прямом отрицании предиката «атман» в отношении 5 групп, составляющих психофизический комплекс человека, называемы «скандхами» («Материя чувственности (рупа) есть «не-я» (анатта). 01цущения (ведана) есть «не-я». Синтезирующая способность (санджня) есть «не-я». Кармические факторы (санскара) есть «не-я». Восприятия (виджняна) есть «не-я»37). В то время как анатмавада-2 формулируется иначе: «Это (5 скандх) н принадлежит мне, я не являюсь этим, это не есть мое «я»38. Изначальн анатмавада-1 занимала в буддийском учении гораздо меньшее значение и была значительном смысле «маргинальной», однако со временем именно така трактовка начала в буддизме доминировать. Так, например, Далай Лама XIV главный авторитет современных буддистов, пишет: «Будда учил, что никаког такого «я» не существует и что наша вера в субстанциальное «я» есть главна причина страдания»39. Можно констатировать, что постепенно дискурс о анатмане в буддизме сместился в онтологическую плоскость, а понята анатмана начало восприниматься как отрицание субъекта.

7. Изучение субъекта в индийской философии необходимо для западно историко-философской науки, т.к. без этого научное понимание субъекта субъективности было бы неполным и ограниченным рамками исключительн европейской культуры. Более того, индийские концепции субъекта могут дат творческий импульс и открыть новые перспективы в исследовании дан НО [ проблемы в философии, психологии, антропологии, когнитивных науках. Так индийские концепции, в частности, анатмавада, уже вдохновила многи философов и ученых. Например, Ф. Варела и его коллеги, развивают иде; «воплощенного сознания» и «энактивизма» (епа^тэт)40, согласно которы человеческое сознание следует понимать как сложную систему, неотделимую о

" Чуласаччака-сутта (Маджджхима-никая 35). " Анатта-лаккхана сугга (Самъютга-никая 22.49).

ю Lama, Dalai. The Way To Freedom: Core Teachings of Tibetan Buddhism. San Fransisco: Harper Collins, 1994. P.

111.

" Or англ. enact — «играть (роль)».

ела и внешнего мира41. В энактивном подходе, реальность не является анностью; она зависит от наблюдателя, но не потому, что он «строит» ее по воему желанию, а потому, что внешний мир оказывается неотделимым от труктуры наблюдателя. Здесь также можно упомянуть М. Сидерица42, редлагающего концепцию «буддийского редукционизма», Д. Парфита и др.

Теоретическая и научно-практическая значимость

Работа может быть привлечена для общих компаративистских ¡сследований по проблематике субъекта. Выводы и материалы исследования огут быть использованы для создания учебных пособий и разработки учебных 'рсов для факультетов различных ВУЗов по истории философии (в рамках едерального компонента), а также для спецкурсов философских факультетов УЗов по индийской, западной философии, а также философии сознания.

Апробация результатов диссертационного исследования

Результаты исследования автором были представлены на научных онференциях, в том числе зарубежных, международных и всероссийских.

1) First Asian Philosophy Congress, March 6 - 9, 2010, New Delhi, India. Paper presented "Discussion on the Notion of Anatman ("non-self') in the 9th book of the Abhidharmakosabhashyam of Vasubandhu".

2) III Всероссийская конферет\ия «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации», 11-13 ноября 2009, Москва. Доклад и публикация «Альтернативные подходы к обществу знаний и искусственному интеллекту: моделирование сознания и общества в буддизме».

3) IV Всероссийская конференция «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации», ноябрь 2010, Москва. Доклад и публикация: «Концепция сознания в буддизме как путь решения парадоксов квантовой

Varela F. J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. / MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 1999.

Siderits M. Buddhist Reductionism // Philosophy East and West. Oct. 1997, vol. 47, No. 4, p. 455-478; Siderits M. Personal Identity and Buddhist Philosophy: Empty Persons. - Ashgate Publishing, Ltd., 2003.

физики и современного мировоззрения».

4) VI международная научная конференция по философии, религии и культуре стран Востока «Торчиновские чтения: Идеалы. Ценности. Нормы», 3 - 6 февраля 2010 г., философский факультет СПбГУ, Санкт-Петербург. Доклад и публикация: «Анатман» (не-Я) как ключевая ценностная установка буддизма в контексте онтологии вайбхашики и пудгалавады (на материале 9-й книги «Абхидхармакоши» Васубандху).

5) XIII конференция «Наука. Философия. Религия» на тему «Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий», 20-21 октября 2010, г. Дубна (Московская область). Организаторы конференции: Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), МДА, Фонд Андрея Первозванного при участии МГУ им. М.В. Ломоносова и ИФ РАН. Доклад «Идентичность в эпоху постмодерна: философский подход к проблемам биоэтики».

6) Конференция «Ноябрьские чтения», 20-21 ноября 2009, исторический факультет СПбГУ, Санкт-Петербург. Доклад «Социально-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древней Греции: компаративный анализ».

7) Научная конференция «Философские стратегии в странах Востока» (в рамках Дней петербургской философии-2010), 19 ноября 2010, философский факультет СПбГУ, Санкт-Петербург. Доклад «Опровержение взглядов вайшешики по вопросу о субъекте у Васубандху».

Значительная часть результатов исследований была опубликована в материалах конференций и в журналах, входящих в перечень ВАК. Список научных статей автора приведен в конце реферата.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав (которые, в

оответствии с частными темами, делятся на параграфы, а те, в свою очередь, огут делиться на более мелкие подразделы), Заключения, Списка •пользованных источников и литературы.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, новизна остановки проблемы, определяются цели и задачи исследования, аскрываются теоретико-методологические подходы к их решению, излагаются сновные положения, выносимые на защиту, освещаются теоретическая и рактическая значимость проведенного исследования.

В первой главе «Субъект в индийской философии: история и сториография вопроса» подробно рассматриваются концепции субъекта в анней индийской философии (до возникновения выраженной дискуссии о «я» ежду разными школами). Во вводном разделе рассматривается понятие убъекта вообще, производится проблематизация и тематизация понятия <субъект», сравниваются современные понимания субъекта в зарубежной и усскоязычной традициях и в индийской культуре, делается краткий обзор овременных исследований по проблеме в российской и зарубежной науке.

В первом параграфе прослеживается генезис понятия субъекта в редфилософский период Вед и брахман. Именно в этот период, по мнению олыиинства авторитетных историков философии (см., например, работы таких гассиков, как Ф. М. Мюллер, С. Дасгупта, С. Радхакришнан, Э. Фраувалльнер, . Чатгерджи и Д. Дагга), происходит становление индийской философской 1ысли. В этот период формируется базовый каркас философских представлений субъекте. В данном параграфе рассматриваются наиболее важные для едийского языка понятия «атман» и «тану» (последнее понятие, как сказано -ыше, неожиданно оказывается важным для понимания буддийской анатмавады).

Второй параграф рассматривает концепции субъекта в раннефилософский период упанишад. Именно в упанишадах содержится развитое учение о

тождестве индивидуального начала в человеке - Атмана с мировы первопринципом - Брахманом. В них также впервые появляется трояк характеристика субъекта как деятеля (картри), познающего (джнятри) вкусителя (бхоктри), появляется понятие о субъекте и объекте познан! (кшетраджня и кшетра).

В третьем параграфе рассматривается концепция субъекта в одном и наиболее ранних направлений индийской философии - санкхье, принимающи жесткий дуализм между духовным субъектом (Пурушей) и материальны объектом (Пракрита), который можно сопоставить с дуализмом картезианско) типа.

Четвертый параграф, «Субъект в буддизме и его «отрицание» - самы значительный по смыслу и объему в I главе. Автор подробно рассматривав учение об анатмане в его различных формулировках на материале су Палийского канона буддизма, привлекая для этого собственные переводы языка пали.

В ходе исследования делается вывод о том, что анатмавада на протяжени истории прошла сложный путь от исключительно сотериологическог ориентированного на практику учения, не предполагавшего отрицания «я» ил субъекта, и вплоть до открытого отрицания субъекта в позднейшем буддизм Так, знаменитый теоретик буддизма Васубандху (IV в. н.э.) утверждает, что р «я» ни воспринимается чувствами и не может быть обосновано логически - он «не существует» (насти атма). Комментатор Палийского канона Буддхагхоса ( в. н.э.) пишет: «есть только страдание, но никого, кто страдает», филосо Шантидева (VIII в. н.э.) утверждает: «тот, кому принадлежи неудовлетворенность, не существует». В работе подчеркивается, что поздне понимание анатмавады представляется некорректным, поскольку не учитывав исходный исторический смысл и первоначальное значение этого учения.

Подразделы § 4 «Субъект в «Абхидхармакоше» Васубандху» и «9-я кни

(Абхидхармакоши», ее переводы и исследования» представляют собой историю историографию одного из важнейших трактатов по проблеме субъекта - ПВ асубандху.

Пятый параграф главы I содержит попытку суммировать наши знания по фоблематике субъекта в индийской философии и построить некие «модели убъекта» в различных философских школах Индии (см. Положения, ыносимые на защиту).

Во второй главе - «Полемика о субъекте между буддизмом и рахманизмом на материале «Пудгалавинишчаи» Васубандху» автор подробно сследует 9-ю книгу АКБ Васубандху.

ПВ представляет собой изложение анатмавады (учения об отрицании тмана) в форме полемики автора с другими течениями индийской философии, словно 9-ю книгу молено поделить на несколько глав: в коротком Введении асубандху приводит свой главный «гносеологический аргумент» против уществовавания атмана, в 1-й главе полемизирует с оппозиционной буддийской колой пудгалавады по вопросу об онтологическом статусе индивида, во 2-й с >амматистами43, в 3-й - с вайшешиками44.

Автор подробно останавливается на Введении, 1-й главе ПВ и аключительном разделе (полемике с вайшешиками). Существенную новизну ля российской науки представляют переводы диссертантом отрывков из рактата, которые автор в дальнейшем планирует расширить до полноценного еревода всего сочинения. Переводы снабжены историко-философским омментарием.

В выводах ко II главе отмечается, что ПВ Васубандху демонстрирует, что бсуждение феномена «я» к IV в. н.э. уже перешло из практической области в феру онтологии и дискуссии об универсалиях и превратилось практически в

3 По мнению де ла Валле-Пуссена. Щербатской и некоторые другие исследователи полагают, что дискуссия проходит с саяюаяиками.

М. Капштейн (Карз1еш М. Там же, 2001) полагает, что дискуссия происходит с найяиками.

отрицание субъекта.

Избавление от понятия «я», логически обоснованное в ПВ Васубандз послужило важным моментом в утверждении новой онтологической системь предложенной буддизмом. Трактат Васубандху демонстрирует нам, каки образом построение особой, бессубъектной онтологии вытекает из подхода человеческой психике как к процессу. Человек рассматривается не как душ временно пребывающая в теле и наблюдающая за объектами внешнего мира, н как совокупность постоянно меняющихся и динамически взаимодействуют между собой элементов (дхарм). Обращение к Васубандху, исключающему « как понятие, нерелевантное в дискурсе о реальности, представляется важны для современной философии, т.к. позволяет по-новому взглянуть многовековой вопрос о существовании мира вне познающего субъекта45.

Во третьей главе - «Проблема субъекта в будцийско-брахманистско полемике» автор осуществляет обзор полемики о субъекте в средневеково индийской философии (в основном, после Васубандху).

Главными оппонентами буддистов выступили представители нья мимансы и веданты.

Впервые доказательства существования «я» в полемике с гипотетически буддийским оппонентом в ньяе приводятся в «Ньяя-бхашье» Ватсьяяны (IV-V н.э.), комментарии на базовый текст ньяи «Ньяя-сутры» (сер. II в. н.э. Современник Чандракирти найяик Уддйотакара (ок. VI-VII в. н.э.) в свое комментарии «Ньяя-вартгика» на «Ньяя-сутры» не только значитель расширяет комментарий Ватсьяяны на сутру 1.1.10 (Ньяя-сутры 1.1.10), также и вводит некоторые свои возражения буддистам (школы последователе Дигнаги) во введении к 3-й части своей книги. Уддйотакара, соглашаясь в цело с «гносеологическим аргументом» буддистов о том, что «я» невозможн

" Подробнее об этом см. : книгу знаменитого биолога и философа Ф. Варелы и его соавторов, развивающих идею "воплощенного сознания": Varela F. J., Thompson E., Rosch Б. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. / MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 1999.

воспринять чувствами, все же пытается обосновать возможность его логического выведения из так называемых «признаков атмана», в чем оказывается очень близок к вайшешикам. Кроме того, он доказывает, что буддийская теорию мгновенности (кшаникавада) несовместима с представлением о карме, в рамках него невозможно объяснить процессы памяти и узнавания, никакое освобождение также не возможно при условии отсутствия длящегося субъекта опыта, что пытается утверждать буддизм.

Позднейшие найяики, известные своим обращением к этой проблеме, в значительной степени развивали идеи Уддйотакары. Среди них автор выделяет Вачаспати Мишру (ок. УПЫХ в. н.э.), который в своем комментарии «Ньяя-вартгика-татпарьятика» на Уддйотакару критикует буддийского философа Чандракирти и его последователей, и Удаяну с его знаменитым трактатом «Различение реальности Атмана» («Атмататгва-вивека»)46.

«Атмататтва-вивека» - полностью антибуддийский трактат. В нем Удаяна последовательно опровергает кшаникаваду, в рамках которой невозможно существование перманентных сущностей, в том числе Атмана, учение виджнянавадинов, которое сводит Атман к серии познавательных актов и т.д. Среди главных аргументов Удаяны в пользу существования Атмана - феномен самовосприятия, континуальность сознания, индивидуальность различных потоков скандх (скандхасантана), признаваемая буддистами, а также фактическое принятие Атмана буддистами виджнянавады в форме алая-виджняны (базисного сознания).

В мимансе выделяется непримиримый борец с буддизмом Кумарила Бхагта (ок. 600 - ок. 700 г, н.э.). В специалиальной главе, посвященной учению об Атмане («Атмавада»), своей «Шлока-вартгики» он заявляет, что то, что люди не помнят своих прошлых рождений не может считаться аргументом против существования Атмана, а также говорит о том, что атман способен играть

* Подробнее об Удаяне и его «Атмататгва-вивеке» см. статью В.К. Шохина в: Индийская философия 2009 С 807-810.

разные роли - деятеля, вкусителя плодов деяний и познающего субъект критикует кшаникаваду как несоответствующую словоупотребительнот практике.

Эти и другие аргументы брахманистов были опровергнуты затем знаменитом компендиуме «Татгва-санграха» («Собрание сущностны вопросов») буддиста Шантаракшиты (VIII в. н.э.) и в сочинении «Панджика> его ученика Камалашилы (VIII в. н.э.). Среди других буддистских философов занимавшийся исследуемой проблематикой, автор выделяет, прежде всего Чандракирти (ок. VI-VII в. н.э.).

Других школы, также ставшие мишенью буддийской полемики вайшешика и веданта.

Основные идеи вайшешиков анлизируются автором на материале трактат Прашастапады «Падартхадхарма-санграха» («Собрание характеристи категорий», ок. VI в. н.э.)47, в котором имеется целый комплекс доказательств существования атмана.

Философская школа веданта берет свое начало в «Брахма-сутрах» («Веданта-сутрах») Бадараяны (окончательная редакция ок. III-IV в. н.э.)48 и достигает кульминации в адвайта-веданте («недвойственной веданте») Шанкары (сер. VII - нач. VIII в. н.э.)49. Она известна, прежде всего, своей систематизацией учения упанишад. В веданте Шанкары то, что мы называем «субъектом», рассматривается с двух точек зрения: с эмпирической (вьявахарика) - как воплощенное индивидуальное сознание (джива), которому приписываются все классические для Индии атрибуты души, и с точки зрения высшей истины (парамартхика) - как Атман, тождественный Брахману. Как отмечают современные исследователи, например, Р. П. Чакраварти50 и В.

" Переведен В. Г. Лысенко в кн.: Прашастапада. Собрание характеристик категорий. Пер. и ком. Лысенко В.Г.

— М.: Восточная литература, 2005.

48 Шохин. Там же, 2004. С. 127.

* Индийская философия. - 2009. С. 863.

50 Chakravarthi, Ram-Prasad . Situating the Elusive Self of Advaita Vedanta . // Self, No Self?.. - 2011. P. 217-239.

Фашинг51, представление о «я» как о чистом сознании в адвайта-веданте является антисубстанциалистским и фактически не допускает понятие «субъекта», в связи с чем его можно сблизить с буддийской концепцией не-«я».

В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования, сделаны резюмирующие выводы (см. Положения, выносимые на защиту) и определены возможные пути дальнейшей разработки рассмотренной проблемы. В диссертации была реконструирована история развития древнеиндийских представлений о субъекте, выявлены модели субъекта в индийской философии, исследованы некоторые неизученные в России тексты. Исследование проведено на основе перевода автором отрывков из оригинальных текстов с санскрита и пали.

51 Fasching, Wolfgang. «I Am of the Nature of Seeing»: Phenomenological Reflections on the Indian Notion of Witness-Consciousness. // Self, No Self?.. -2011. P. 193-217.

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, изданиях по перечню ВАК Министерства образования и науки РФ:

1) Титлин Л.И. «Проблема онтологического статуса субъекта в "Пудгала-Винишчае" Васубандху» в журнале "Психология и Психотехника" № 8, 2011. - M.: «Nota Bene», 2011. С. 91-102. 1 а.л.

2) Обзор конференции «Буддизм и наука». - Вопросы философии, № 11, ноябрь 2009 г. -М., 2009. С. 171-177. 0.5 а.л.

Публикации в других научных изданиях:

3) 5 статей по истории буддийской философии (Асмимана; Ахара; Мана; Ниварана; Буддизм в Шри-Ланке). Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М., Вост. лит., 2011. С. 126-127; 138-139; 429; 492-493; 829-832. 0.5 а.л.

4) Discussion on the Notion of Anatman ("non-self') in the 9th book of the Abhidharmakosabhashyam of Vasubandhu. First Asian Philosophy Congress. Abstracts of Papers. March 6-9 2010. Jawaharlal Nehru University. New Delhi, 2010. P. 279-279. 0.06 а.л.

5) «Анатман» (не-Я) как ключевая ценностная установка буддизма в контексте онтологии вайбхашики и пудгалавады (на материале 9-ой книги «Абхидхармакоши» Васубандху). Идеалы. Ценности. Нормы: VI международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения). 3-6 февраля 2010 г. / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. - С.-Петербург, 2010. С. 216-221. 0.25 а.л.

6) Альтернативные подходы к обществу знаний и искусственному интеллекту: моделирование сознания и общества в буддизме. - Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Материалы III Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, МИРЭА, 11-13 ноября 2009. - М„ 2009. С. 437-439. 0.15 а.л.

7) Концепцій сознания в буддизме как путь решения парадоксов квантовой физики и современного мировоззрения. - Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Материалы IV Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, МИРЭА. Часть 1. -М., 2010. С. 71-74. 0.15 а.л.

 

Текст диссертации на тему "Проблема существования субъекта (атмана - "самости", "души") как предмет полемики между буддистами и брахманистами"

61 12-9/317

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

ТИТЛИН Лев Игоревич

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ СУБЪЕКТА (АТМАНА -«САМОСТИ», «ДУШИ») КАК ПРЕДМЕТ ПОЛЕМИКИ МЕЖДУ БУДДИСТАМИ И БРАХМАНИСТАМИ

Специальность 09.00.03 - история философии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 2012

Работа выполнена в Секторе восточных философий Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт философии Российской академии наук

Научный руководитель: доктор философских наук

Виктория Георгиевна Лысенко

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор

Сергей Юрьевич Лепехов,

доктор исторических наук, профессор <Валерий Павлович Андросов Центр высших гуманитарных исследований

Российского государственного гуманитарного университета

, .ч пппбля 2012 г. в 15 часов на заседании

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии РАН. Автореферат разослан « 26_ » марта 2012 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета Доктор философских наук, доцент

Синеокая Ю.В.

Оглавление

....................................4

Список сокращений.............................................................................. ....................4

Сокращения источников..............................................................................................................................................4

Прочие сокращения.................................................................................................7

Введение..................................................................................................................34

Глава I. Субъект в ранней индийскои философии..................................................^

§ ГСубъект в^прёдфилософский и раннефилософский период.......................39

§ 2. Субъект в раннем буддизме и его «отрицание»...........................................^

8 ч Мотели субъекта в индийской философии..................................................

Глава Гп— о субъекте между будавмом и брахманизмом на материале

«Пудгала-винишчаи» Васубандху..........................................................................................................................^

§ 0. Введение к «Пудгала-винишчае».........................................................".......95

6 1 Дискуссия с пудгалавадинами.....................................................................

§ 2. Опровержения на основании Палийского канона.........................

§ 3. Дискуссия с вайшешиками....................................................................." "' 143

ГлГва^^Проблёма* субъекта в поздней буддийско-бр'ахманистской полемике 145

§ 1. Субъект в «Атма-таттва-вивеке» Удаяны................................................ ^

8 2 Субъект в «Шлока-варттике» Кумарилы Бхатты......................................

6 3 Опровержение субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты................172

§§ 4. Опровержение субъекта в «Мадхьямака-аватара-бхашъе»

...................................................................................................191

Выводы....................................................................................... ....................195

даэд^ь^*.........-207

§ 0. Введение к «Пудгала-винишчае»..............................................................................................209

§ 1. Дискуссия с пудгалавадинами........................................................................

§ 2. Дискуссия с вайшешиками..........................................••••.......................... ^

^Шда!^^ ^ ^^и^а^МаК0Ша"^ХаШЬИ>>...........................227

Переводы «Абхидхармакоша-бхашьи»..............................................................229

Другие источники и их переводу............................................................... ^32

Литература и справочные издания.....................................................................

Список сокращений Сокращения источников

АБ - Айтарея-брахмана (Aitareya Brähmana)

AB - Атхарваведа (Atharvaveda)

AK - Абхидхармакоша Васубандху (Abhidharmakosa)

АН - Ангуттара-никая (Ariguttara Nikäya)

АТВ - Атма-таттва-вивека Удаяны (Ätmatattva-viveka)

АУ - Айтарея-упанишада (Aitareya Upanisad)

АКБ - Абхидхармакоша-бхашья Васубандху (AbhidharmakosabhäSya)

БУ - Брихадараньяка-упанишада (Brhadäranyaka Upanisad)

ВС - Вайшешика-сутры (Vaisesika Sütra)

БС - Брахма-сутры (Веданта-сутры, Vedänta Sütra, Brahma Sütra)

ДН - Дигха-никая (DTgha Nikäya)

КУ - Катха-упанишада (Katha Upanisad)

КНУ - Кена-упанишада (Kena Upanisad)

КШУ - Каушитаки-упанишада (Kausltaki Upanisad)

МБ - Махабхарата (Mahäbhärata)

МН - Маджджхима-никая (Majjhima Nikäya)

МУ - Мандукья-упанишада (Mändükya Upanisad)

МТУ - Майтри-упанишада (MaitrI Upanisad)

ПБ - Прашастапада-бхашья (Padärtha-dharma-saligraha)

ПВ - Пудгала-винишчая Васубандху (Pudgala-viniscaya)

ПК - Палийский канон

ПУ - Прашна-упанишада (Prasna Upanisad)

РВ - Ригведа (Rgveda)

CK - Санкхья-карики Ишваракришны (Särpkhya-kärikä)

СН - Самъютта-никая (Sarpyutta Nikäya)

СНШ - Саммития-никая-шастра (Sämmitlya-nikäya-sästra)

СС - Санкхья-сутры (Sämkhya Sütra)

ТБ - Тайттирия-брахмана (Taittirlya Brähmana)

ТУ - Тайттирия-упанишада (Taittirlya Upanisad)

ЧУ - Чхандогья-упанишада (Chändogya Upanisad)

ШУ - Шветашватара-упанишада (Svetäsvatara Upanisad)

ШБ - Шатапатха-брахмана (Satapatha-brähmana)

Прочие сокращения

В.-Васубандху ^

Вш. - вайшешика, вайшешики

HB - ньяя-вайшешики, ньяя-вайшешика

Пв. - пудгалавадины

санскр. - санскрит

7

aum

gurvlbhyam mama krsakaputryai jinayai jinaputryai jinayai ca ñamo namah

Ом!

Посвящается моим Учителям Виктории Георгиевне и Виктории Викторовне.

Низкий поклон.

Поистине, этот Атман есть Брахман, состоящий из познания, из разума, из жизни, из зрения, из слуха, из земли, из воды, из ветра, из пространства, из света и не-света, из желания и нежелания, из гнева и не-гнева, из дхармы и не-дхармы, из всего. Вот, что [означают слова]: «Он состоит из этого, состоит из того»: как кто действует, как кто ведет себя, таким он бывает. Делающий доброе бывает добрым, делающий дурное бывает дурным. Благодаря чистому деянию он бывает чистым, благодаря дурному - дурным. И ведь говорят: «Этот пуруша состоит из желания». Каково бывает его желание, такова бывает воля; какова бывает воля, такое деяние он и делает; какое деяние он делает, та кого удела он и достигает.

«Брихадаранъяка-упанишада» 4.4.5

- О монахи, [группа материальной] чувственности (тара) непостоянна (ашсса). Ощущения (уеёапа) непостоянны. Представления (эатща) непостоянны. Кармические факторы (затэкага) непостоянны. Восприятия (уупапа) непостоянны. О монахи, чувственность есть «не-я» (апайа). Ощущения есть «не-я». Представления есть «не-я». Кармические факторы есть «не-я». Восприятия есть «не-я». Все дхаммы - «не-я» (эаЬЬе сШатта апайа).

О монахи, созерцающий так ученик благородных утомляется чувственностью, утомляется ощущениями, утомляется представлениями, утомляется кармическими факторами, утомляется восприятиями. От утомления он становится бесстрастным, от бесстрастия он достигает освобождения, в освободившемся возникает знание, что он освободился. Он познает: «Прекращено рождение, исполнена праведная жизнь, сделано то, что надлежит сделать, больше не последует это существование».

«Чуласаччака-сутта» (МН35)

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования

Проблема субъекта, являясь одной из фундаментальных философских проблем в истории философии вообще, сохраняет свое значение и для современного философского и научного познания, более того, остается дискуссионной до сегодняшнего дня. В этой связи обращение к философским концепциям субъекта в традиционной индийской религиозно-философской мысли представляется весьма актуальным как с точки зрения современной историко-философской науки и философской компаративистики, так и в перспективе исследования возможных альтернатив традиционным западным представлениям о «я» и субъекте в современной философии сознания и когнитивных науках. Без привлечения опыта индийской философии изучение данной проблематики на Западе оказалось бы односторонним и неполным.

Дискуссия об атмане1, центральная для индийской мысли вообще на протяжении всего периода её существования, является также и ключевой для понимания многих проблем индийской философии (субъект познания, деятельности, морали, перерождения и освобождения от перерождения, субстрат качеств). Буддийское учение об отсутствии атмана (анатмавада), будучи 'основополагающим для всей буддийской религии и философии, и в то же время сложным и недостаточно ясным, и поныне вызывает неизменный интерес у исследователей и дает повод к многочисленным и противоречивым трактовкам. В связи с этим,

1 Атман («Я», «самость») - сложное понятие, понимаемое в некоторых учениях как индивидуальная душа, управляющая телом, сознанием и, по сути, всем психофизическим комплексом (именно в этом значении атман и критикуется Васубандху), а в других как чистое сознание, тождественное фундаментальному принципу, одухотворяющему Вселенную и являющееся его сутью (anima mundi). Подробнее об атмане см. статью «Атман» в: [Индийская философия 2009: 116-119].

рассмотрение брахманско-буддистской полемики, определяющей собой всю эпоху классической индийской философии, позволяет представить индийскую философскую традицию в самых сущностных ее аспектах.

Степень разработанности проблемы

В российской науке проблема субъекта в индийской философии изучена недостаточно. Специальных исследований по данному вопросу на русском языке не существует. Общий обзор учений индийских философских школ содержится в монографиях В.К. Шохина: [Шохин 2004], [Шохин 1994], [Шохин 1997]. Буддийская концепция субъекта была исследована в работах В.Г. Лысенко: [Лысенко 1994а], [Лысенко 1994а], [Лысенко 2003]. Представления о субъекте в базовых текстах вайшешики можно обнаружить в переводах и работах того же автора2, в санкхье и ньяе - в переводах и исследованиях В.К. Шохина3. Концепция субъекта в веданте была проработана Н.В. Исаевой4.

Общие сведения об индийской философии можно получить из энциклопедии [Индийская -философия 2009], по буддизму - из энциклопедий «Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь» [Андросов 2011] и [Философия буддизма 2011]. Общие подходы к буддийской философии изложены в статье С. Ю. Лепехова «Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации» [Лепехов 1998]. Методологические проблемы понимания и истолкования текста в буддизме, вопросы, связанные с генезисом и различными традициями толкований основных категорий индийского буддизма изложены в монографии «Герменевтика буддизма» [Лепехов 2006].

В целом буддизм в российской науке исследован достаточно

2 [Лысенко 2003], [Лысенко 2005].

3 [Шохин 1995], [Шохин 1997], [Шохин 2001].

4 [Исаева 1985], [Исаева 1991].

хорошо. Среди работ по раннему буддизму можно упомянуть труды В.П. Андросова «Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов» [Андросов 2001] и «Буддийская классика Древней Индии, Слово Будды и трактаты Нагарджуны» [Андросов 2008]. Что касается более позднего (махаянского) буддизма, необходимо отметить работу С.Ю. Лепехова «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации» [Лепехов 1999] и работы В.П. Андросова по Нагарджуне [Андросов 1990] [Андросов 2000] [Андросов 2006].

В зарубежной науке проблема субъекта в индийской философии изучена гораздо лучше, чем в российской, хотя комплексными исследованиями по данному вопросу мы все же не располагаем, за исключением, возможно, нескольких работ. К ним относится недавний сборник статей по вопросу о субъекте (во многом, в индийской философии) под названием «Я или не-я?» [Сидерите 2011], куда вошли статьи таких известных исследователей в этой области, как М. Сидерите, М. Альбахари, Э. Томпсон, Дж. Ганери, Р.П. Чакраварти и др. Эта коллективная работа может служить хорошим введением в проблематику. Важнейшей монографией, исследующей проблему субъекта в брахманско-буддийской полемике, является книга М. Юлена «Как развивалась индийская философия? Полемика между брахманистами и буддистами»' [Юлен 2008]. Представления о субъекте в Ведах были подробно исследованы Дж. Гарднером [Гарднер 1998], в Ведах и упанишадах - Н. Ритом [Рит 1990].

Общие сведения об анатмаваде можно обнаружить в статье В. Г. Лысенко «Анатмавада» в энциклопедии «Индийская философия»5. Хороший и более подробный экскурс в вопрос содержится в книге того

5 Подробнее об анатмаваде и анатмане см. статью В.Г. Лысенко в: [Индийская философия 2009- 7579].

же автора «Ранний буддизм: религия и философия» [Лысенко 2003а]. К сожалению, монографий по данному вопросу на русском языке не существует. Среди зарубежных изданий проблема подробнее всего разработана в книге С. Коллинза [Коллинз 1982] и, особенно, в книге С. Хэмильтон «Ранний буддизм: новый подход» [Хэмильтон 2000]. Последняя монография, а также статьи современного исследователя А. Вина6 представляют, пожалуй, наибольший интерес и отражают последние достижения в исследовании анатмавады на Западе. Хороший анализ анатмавады по различным текстам предоставляет книга М. Капштейна [Капштейн 2001]. Интересные параллели западным теориям в истории и современности дает статья Дж. Жиля «Теория не-«я»: Юм, буддизм и личная самотождественность» [Жиль 1993]. Точки соприкосновения анатмавады с современной наукой и философией представлены в работе знаменитого биолога и философа Ф. Варелы и его соавторов, развивающих идею «воплощенного сознания» [Варела 1999], а также в книге Д. Парфита [Парфит 1984], статье и монографии М. Сидерите [Сидерите 2003], развивающих идею «буддийского редукционизма», а также в книге П. Гриффитса [Гриффите 1986]. Подробный перечень работ по анатмаваде см. в Библиографии в конце нашего исследования. ^

Одним из наиболее значительных произведений, в которых подробно рассматривается вопрос о субъекте, является «Абхидхармакоша» (далее АК) - санскритский трактат буддийского философа IV в. н.э. Васубандху, на 9-й книге которого диссертант сосредоточил свой анализ.

Название трактата буквально переводится как «Сокровищница Абхидхармы», под «абхидхармой» понимается учение о дхармах, или

6 [Вин 2009а: 64-84], [Вин 2009Ь: 85-113].

элементах психофизического потока (более подробно о дхармах см. ниже).

АК задумывалась автором как компендиум высшего знания, направленного на освобождение (нирвану)7. Фактически же, он представляет собой наиболее полный свод всей абхидхармистской традиции8 и до сих пор считается одним из важнейших трактатов для изучения буддийскими монахами и учеными.

АК (ок. 350 г. н.э.) - краткое мнемоническое изложение традиционных взглядов на буддийскую догматику и «метафизику»9 (в трактовке школы кашмирских вайбхашиков). Философским трактатом в подлинном смысле слова является «Абхадхармакоша-бхашья» («АЬЫёЬагшакозаЬЬазуат», далее АКБ, ок. 360 г. н.э.), т.е. прозаический комментарий на стихотворную АК, написанный самим автором, в котором он уже выступает против многих положений вайбхашиков с позиций школы саутрантика и отстаивает эту позицию, попутно выдвигая аргументы и противпредставителей брахманистских школ.

Об огромной важности АКБ свидетельствует количество древних и современных комментариев на нее на различных языках10. Из семи, изначально написанных на санскрите, лишь один — «Спхута-артха-абхидхармакоша-вьякья» (8рИи{агШаЬЫёЬагтако:заууаЫ1уа>> — «Прояснение смысла АК») философа-саутрантика Яшомитры (ок. VI в. н.э.)11 сохранился в оригинале, остальные - лишь в переводе на

7 Согласно определению Васубандху, «Абхидхарма — это чистая мудрость...», а мудрость это «постижение дхарм». Цит. по: [Островская, Рудой 1998: 193-194].

8 Абхидхармистская традиция - это Абхидхарма-питака и последующая традиция исследования дхарм. Подробнее об этом см. вводную часть к [Островская, Рудой 1998], а также вводную часть к [Валле-Пуссен 1923 —1931].

9 Термин «метафизика» в отношении буддийского учения о дхармах использовался русскими буддо-логами Ф.И. ХЦербатским и О.О. Розенбергом. Подробнее об истории русской буддологии см.: [Лысенко 1994].

10 Подробнее о комментариях на «Абхидхармакошу» см. [Пруден 1988-1990: 8-12]

11 [Вогихара 1936]. Издание выполнено в латинской транслитерации и снабжено подробным индексом. Датировка жизни Яшомитры разнится от IV в. н.э. вплоть до IX в. н.э. Насколько нам извест-

китайский, тибетский и уйгурский языки. Кроме того, существовали и изначально несанскритоязычные (т.е. сравнительно более поздние) комментарии.

Еще в древности трактат неоднократно переводился на иностранные языки: дважды на китайский (Парамартхой в 564-567 гг. и Сюань Цзаном в 651-654 гг.), дважды на тибетский (Джинамитрой и Шрикутаракшитой, ок. IX в.), а также на монгольский.

Хотя о существовании АКБ было известно уже в середине XIX в., история изучения трактата Васубандху насчитывает менее столетия.

Единственный полный перевод на европейский язык был выполнен Л. де ла Валле-Пуссеном [Пуссен 1923-1931] с китайской версии Сюань Цзана, при частичном использовании версии Парамартхи и тибетского текста. Он включает в себя- значительные отрывки из комментария Яшомитры, чрезвычайно важные для понимания смысла (к сожалению, текст перевода не отграничен от текста комментария). Специфической чертой работы де ла Валле-Пуссена можно назвать то, что он оставляет без перевода практически всю санскритскую терминологию, в результате чего смысл текста зачастую можно трактовать по-разному12.

Книга де ла Валле-Пуссена была дополнена и переведена на английский язык его учеником Л. Пруденом [Пруден 1988-1990]. Несмотря на некоторые неточности, она делает доступной китайскую АК широкому читателю, а также полезна тем, что в ней предпринята попытка частичного смыслового перевода санск�