автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Тавлеева, Светлана Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе"

Тавлсепа Светлана Геннадьевна

ПРОБЛЕМА ВЕРОТЕРПИМОСТИ В РЕЛИГИОЗНОМ АРАБСКОМ

ДИСКУРСЕ

Специальность: 09.00.14- Философия религии и религиоведение (философские науки)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 5 МДР 20

Санкт - Петербург 2012

005014134

Работа выполнена на кафедре религиоведения факультета социальных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имнени Л.И. Герцена»

Научный руководитель: _ . .

Доктор философских наук, профессор кафедры

религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, Прилуцкий Александр Михайлович

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Санкт-Петербургского университета МВД России, Балахонский Виталий Витальевич кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского Государственного Института Психологии и Социальной Работы, Астер Ирина Валерьевна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина

Защита состоится « ^^ » ^-¿¿-¿2/? ¿и 2012 года в

на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.31 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 197046, г. Санкт- Петербург, Ул. Малая Посадская, д.26, ауд.1Н7. УС/'

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 191186, г. Санкт- Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 5

Автореферат разослан « ^ » 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор / Ю.В. Пую

Общая характеристика диссертации

Актуальность исследования

Вследствие развития процессов глобализации, вопросы

межконфессиональных и межрелигиозных отношений, включая и конфликты, не утрачивают своей актуальности, а в мире умножается число общностей, характеризующихся как многокультурные и

поликонфессиоальные. Одной из причин появления в одном регионе представителей различных культур и религий является мобильность общества, которая возросла в разы в современном мире. Безусловно, история знает множество примеров совместного существования на одной территории людей, имеющих разное культурное наследие, но в современной ситуации это явление становится почти повсеместным. Поэтому возрастает потребность построения диалога между разными религиозными сообществами, воспитания терпимого отношения к представителям различных религиозных групп.

Неординарна ситуация в вопросах межкультурного взаимодействия в мусульманских странах. Часто приходиться слышать о конфликтах и войнах на Ближнем Востоке и в других мусульманских регионах, которые возникают между людьми, принадлежащими к разным религиозным или этническим группам. В последнее время социальная ситуация обострилась как никогда, в большинстве стран арабского региона, в силу как собственно политических, так и религиозных причин. В качестве примера можно рассмотреть противостояние президенту Сирии Башару Асаду - представителю алавитского1 меньшинства, поддерживающему христиан, со стороны суннитского большинства; гонения на христианское меньшинство в Ираке;

1 Алавиты, Нусайриты - направление в шиизме. Алавиты в вероучении близки к

исмаилитам, но включают также элементы древне-восточных астральных культов и христианства. Они почитают халифа Али как воплощенного бога, почитают Солнце, Луну, верят в переселение души, отмечают ряд христианских праздников.

3 ,

преследования христиан в Судане. Возможно, это происходит, в числе прочего, и вследствие ассоциации христианства с западной, в первую очередь, «американской» культурой. Данная проблема не ограничена современностью: история знает ряд аналогичных примеров, а религиозные погромы, гонения, не являются исключением практически ни для одной из исторических эпох.

Попытки построения межрелигиозного диалога в рассматриваемом регионе имеют свою историю. Инициировались они правительствами стран и личной позицией отдельных лидеров государств. Определенное влияние оказывало на их развитие и мнение ученых, богословов, и проповедников, принадлежащих к разным религиозным традициям, многие из которых были вынуждены призывать к религиозной терпимости.

В диссертации определены основные элементы арабского религиозного дискурса, связанные с веротерпимостью, отражающие при этом ситуацию, характерную для той или иной эпохи, того или иного исторического периода. Поскольку отношение и к веротерпимости как таковой, и вообще к иноверцам в «арабском регионе» на протяжении времени не оставалось неизменным, для анализа изучаемого явления использован сравнительно-исторический подход: наиболее ценными оказались данные эпохи Омейядского, Аббасидского халифатов, периода крестовых походов, а также весь XIX, XX и начало XXI века.

История и современность предлагала и предлагает различные пути решения конфликтных ситуаций: от простого признания ошибок прошлого и нежелания возвращаться к ним до активного вмешательства с целью их урегулирования. В качестве действий в данном направлении может быть издание книг и статей, направленных на широкую аудиторию, организация конференций, распространение информации, благоприятствующей укоренению терпимости, в том числе и посредством медиа ресурсов, на бытовом уровне - изучение особенностей восприятия и оценки «других»,

формирующихся в праксисе повседневпого общения, воспитание культуры мира и согласия.

Объектом диссертационного исследования является содержание религиозного, в том числе богословского дискурса в части, связанной с основными религиозными и конфессиональными трактовками веротерпимости.

В качестве предмета анализа выступают произведения и публичные высказывания арабских ученых и государственных деятелей, касающиеся вопросов веротерпимости и отношения к другим религиям.

Достоверность полученных результатов. Результаты получены на основании анализа репрезентативных источников историко-философского характера; использования данных из философии религии, философии культуры, этнической конфликтологии и социальной психологии. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, полученьГ на основе применения методов компаративистского анализа, принципа диалектической взаимосвязи культурно-исторических явлений, герменевтического и аналитического исследования источников.

Целью данного исследования является религиоведческое изучение арабского религиозного дискурса, для выявления его внутренних закономерностей, специфики представлений о веротерпимости, обусловленную культурно-религиозным контекстом арабских государств.

В связи с этим были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть влияние исторических и культурных факторов на развитие межрелигиозных отношений христиан и мусульман в арабских странах,

2. Репрезентировать и проанализировать мусульманские источники, раскрывающие отношение к иноверцам и по вопросу веротерпимости

3. Проанализировать свидетельства арабских христианских авторов о культурно и религиозно мотивированном отношении к ним со стороны исламского большинства.

Методология исследования обусловлена целями и задачами диссертации и особенностями исследуемого материала. Диссертация выполнена в рамках аналитического и герменевтического подхода к источникам, с привлечением элементов сравнительно-исторического анализа и дискурс-анализа. При анализе текстов Священных Писаний (Библии и Корана), Сунны и трудов арабских богословов, использовался герменевтический метод. Кроме того, в работе применяется компаративистский метод для сравнения различных точек зрения, содержащихся в трудах исследователей, занимавшихся данной тематикой; трудов арабских теологов и религиозных деятелей: христианских и мусульманских.

Степень научной разработанности проблемы

Как отечественными, так и иностранными (западными и восточными) исследователями изучались отдельные аспекты избранной темы.

В процессе применения дискурсивной методики были рассмотрены и обобщены исследования отечественных и зарубежных авторов о дискурс-анализе, и непосредственно - о религиозном дискурсе (Т.А. ван Дейк2, JI. Филлипс, М.В. Йоргенсен3, A.M. Прилуцкий4, Е. В. Бобырева5).

Среди авторов, посвящавших свои исследования вопросам веротерпимости и отношения к иноверцам в арабском мире, следует

2 ван Дейк Т.А. Язык. Понимание. Коммуникация: Пер. с англ./ Сост. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. Ст. Ю Н. Караулова и В.В. Петрова.-М: «Прогресс», 1989-312с.

3 JI. Филлипс, М.В. Йоргенсен «Дискурс Анализ. Теория и метод» / Пер. с англ.-Х.:Изд-во Гуманитарный Центр, 2004,-336с.

4 A.M. Прилуцкий. Дискурс теологии. СПб: «Светоч», 2006.-306с.

5 Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения, 2008г., №1, С. 162-167

6

отметить В. Гиргаса6 С. Айри7, Абдулазиза Сахреддина8, ан-Наима9, работы которых использовались при написании диссертации.

Среди исследований по истории «арабского» региона и его духовной культуры особенно следует выделить труды российских исследователей XIX века: K.M. Базили10, В.В. Бартольда", В.Ф. Гиргаса12, И. Ю. Крачковсого13, барона В. Р. Розена, А.Е. Крымского, A.A. Дмитриевского, Н. А. Медникова, Б.А. Тураева, М.А. Машанова. Многие выводы данных авторов служат ценным материалом для современных исследований, в том числе, и для данной работы. В XIX веке, кроме того, наблюдается активное развитие арабского религиозного дискурса. В России появляются пишущие на русском языке арабы-христиане. Большое влияние на формирование их мировоззрения оказало обучение в Российских духовных семинариях и

6 Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865, 107с

7 С. Айри Академия гуманитарных исследований «Миф о религиозном экстремизме Корана Тора, Евангелие, Коран о вероотступниках и иноверцах». -М: Гуманитарий.-2001,-76с.

8 Сахедина А. Свобода совести и религии в Коране // Права человека и

рслигия.Хрестоматия. М, 2001.-496с. С. 285-307

Ан-Наим A.A. Предпосылки религиозных прав человека в исламе // Права человека и религия.Хреетоматия. М, 2001.-496с. С. 307-321

Базили K.M. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях.-. -М.: Изд Восточной литературы -1962. "В.В. Бартольд. Сочинения. Том 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. Изд. «Наука». Главная редакция Восточной литературы. М., 1966, 784 с.

12 Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865, 107с

13 Крачковский И. «Благодатный огонь» по рассказу ап-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв.. Октябрь 1914. Отдельный оттиск из «Христианского Востока». Том III, вып. III. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук, март 1915г. Оттиск - С. 225-242.; «Феодор Абу-Курра у мусульманских писателей IX-X века. Пгр., Декабрь, 1915. Отдельный оттиск из «Христианского востока». Том IV, вып. III. (301-309 с. (в отдельном издании). Апрель, 1916г. и др.

академиях, где получали образование многие студенты из арабских регионов. Из их числа выделяются таких ученых, как П.К. Жузе14 и Г. Яред.

Занимались вопросом взаимоотношений религий на Ближнем Востоке российские и западные ученые XX века. Среди них - И. П. Петрушевский15, Н.В. Пигулевская16, А. Мец17, М.Т. Степанянц18, Д. Пайпс19.

Таким образом, использовался целый ряд репрезентативных источников, с помощью которых были изучены отдельные аспекты проблемы: вопросы развития религиозного дискурса, понимания веротерпимости, межрелигиозных отношений в арабском регионе, исторического и современного положения религиозного меньшинства в мусульманских странах. Однако комплексного анализа проблемы веротерпимости в религиозном арабском дискурсе проведено не было.

Источники исследования

Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы источников, которые можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся официальные документы, государственные постановления, касающиеся вопросов веротерпимости и положения иноверцев в арабских мусульманских государствах. Среди них -

14 Жузе П. «Положение христиан в мусульманских государствах». Отд. оттиск из журнала «Православный собеседник» за 1897г., Казань, 23с

15 Петрушевский И. П.Ислам в Иране в VII—XV веках - Курс лекций.— JL- Изд. ЛГУ, 1966

16 Пигулевская H В. Ближний Восток. Византия. Славяне.-Изд. «Наука»,- Л.: 1976.

17Мец.А. «Мусульманский ренессанс», М., 1996.-544с.

18 М.Т. Степанянц «Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв.- М: «Наука», 1982.-248с.

19 Daniel Pipes «In the Path of God».- New Brunswick, New Jersey: 2002

постановления для зиммиев халифа Омара, приказы правителя ал-Мутеваккила относительно иноверцев, соответствующие положения конституций современных арабских стран. В работе приводятся выдержки из конституционных положений Сирийской и Ливанской республик, как наиболее репрезентативно отражающих сочетание традиций с соврем снными идеями веротерпимости и свободы совести. Кроме того, отдельно рассматриваются, теологические, и шире - религиозные, высказывания мусульманских авторов о христианских традициях. Особый интерес в связи с этим представляет свидетельство мусульманского писателя аль-Бируни о традиции ожидания нисхождения благодатного огня в Иерусалиме. Особое место в ряду источников занимают трактаты мусульманских авторов, раскрывающих их отношение к иной религиозной традиции.

В ряд источников включаются апологетические и диалогические труды патриотических христианских богословов, жизнь и творчество которых проходили в землях арабского халифата: Иоанна Дамаскина, его младшего современника Феодора Абу Курры и других.

Из современных христианских богословов ХХ-ХХ1 века, можно выделить коптского священника Захарию Бутроса, православного митрополита Ливанских гор Георгия Ходора, христианского писателя Самира Абдоха.

Среди мусульманских богословов времен халифата вопрос отношения к иноверцам особенно интересовал Аль-Джахиза, Ибн Хазма, Ат-Табари. В XIX веке особый пример веротерпимости показал алжирский эмир и полководец Абд Аль-Кадир, спасший от гонения и смерти несколько тысяч христиан. Он опирался в своих действиях на интерпретацию Корана и Сунны в духе веротерпимости и возвышения ценности человеческой жизни. В XX веке богословской интерпретацией толерантности занимался исламский теолог Юсуф апь Кардави. Среди мусульманских теологов можно назвать С. Айри и Тауфика Ибрагима, обращающих в своих работах особое внимание на необходимость примирения и диалога сведи верующих различных

э

традиций. Источниками, помимо прочего, можно считать законодательные постановления (времен халифата, и конституции современных арабских стран), в тех аспектах, которые касаются взаимодействия разных культур.

В диссертации используются источники на русском, английском и арабском языках. На арабском языке использовались следующие труды: книги современного автора Самира Абдоха20, книга, рассказывающая о трагедии 1860 года в Дамаске названная, как посвящение - «Вам, мученики Дамаска»21, книги ряда мусульманских богословов, таких как Муфик Ниску22, Абд Ал-Кадр Мухаммед Мансур23, Лейла Мабрук24. Особенности исследования обусловили необходимость использовать арабский текст Корана и перевод Библии на арабский язык.

Положения, выносимые на защиту:

1. Принципиальной особенностью арабского религиозного дискурса, определяющей его уникальность, является то, что в нем представлены две, а не одна, теологии.

2. Лингвистическое и национальное единство участников арабского дискурса может способствовать преодолению религиозной вражды и успеху межрелигиозного диалога.

2(V.. Y bjj"i-iiljUl »jjc (Самир Абдох Христианские деноминации в Сирии, Дамаск, 2003)

Y.. т .¿Ml i_ilVl 5-ilc. Jc. bj^. ^ .jjc. (Самир Абдох. Христиане в Сирии в

начале третьего тысячелетия, Дамаск, 2002)

у., Г j^u j|ji.Ylj jjM - *ДиЛ «jjc jj^i (Самир Абдох Сирийский и арабский языки. Основы и распространение Дамаск, 2002)

21 11TY .¿¿.j .¿¿«.i el^i-i Ь (Вам, мученики Дамаска, Дамаск, 1927 [автор не указан]

22 X • «V - jkJjLll ^а lull % 1.1 ^ *i (JjVI cJijSil .oy^i f^J^ iliaJ j^i I .in ji^* (Муфик Ниску Под одним Солнцем встречаются сыны Авраама. Книга первая. Воплощение Христа в Коране, Дамаск, 2007)

23 isЯс.1Л CiUili. jj^l« j^i (Абд Ал-Кадр Мухаммед Мансур «Знамения Часа. Малые-Средние-Большие», Халеб)

24 «лй f .-"j1^1 ^ J1 J^-j^jji- иУ (Лейла Мабрук, Путешествие в мир вечности. Справедливость Судного Дня)

3. Обращение к «корням», к Священным Писаниям поможет справиться с нетрадиционными для самих религий стереотипами религиозной вражды.

4. Невозможно изучение религиозного дискурса вне учета историко-культурного контекста и роли личного фактора в формировании религиозных взглядов и их интерпретаций.

5. Метод дискурс-анализа дает возможность изучения двух религиозных традиций внутри одной этнической и языковой общности.

Научная новизна исследования состоит в том, что

1. До настоящего время анализ совокупности арабских религиозных текстов, отражающих дискурсную фиксацию представлений о веротерпимости в арабском мире, не был произведен.

2. Выявлено и объяснено влияние лингвофилософских факторов на формирование и развитие межконфессионального общения и диалога на материале арабского религиозного дискурса.

3. Представлены и проанализированы позиции и концепции непосредственных участников религиозной ситуации - теологов и религиозных лидеров, а именно - высказывания мусульман о христианах и свидетельства христиан о своем положении в мусульманском халифате.

4. Представлены и проанализированы содержание и внутрисистемные отношения, существующие в арабском религиозном дискурсе.

Теоретическая значимость исследования

В диссертации осуществлен философский анализ трудов арабских богословов, актуальных и для современного развития идей веротерпимости. Проведенное исследование способствует углублению современных

11

религиоведческих представлений о специфике религиозного дискурса, его составляющих, особенностях терпимости как религиозно и

мировоззренчески мотивированных поведенческих установок верующих.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов для проведения межрелигиозных конференций и семинаров, для разработки воспитательно-образовательных программ по веротерпимости. Внедрение результатов исследования может быть осуществлено при подготовке учебно-методических пособий по теме религиозной толерантности.

Апробация работы

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях по теме исследования, в том числе в журнале, входящем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. В виде научных сообщений материал диссертации был представлен на двух международных и на 6 межвузовских конференциях: «Геценовские чтения» (РГПУ, 2007г.) «Религиозные конфессии России: толерантность, гуманизм, сотрудничество» (Московский Государственный Лингвистический Университет 2008г.), «Национальные культурные традиции» (Медицинская Академия им. Мечникова, 2008г.), «Геценовские чтения» (РГПУ, 2009г.), «Геценовские чтения» (РГПУ, 20 Юг), «Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-западе России» (РГПУ, 2010г.), Свято-Троицкие международные академические чтения» (РХГА, 2011г.), Цикл конференций «Equino» (Институт иудаики 2011 г). Также научные разработки диссертации были использованы при подготовке части выставки в Государственном музее истории религии, касающейся христианства в арабских странах.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (160 наименований). Объем диссертации - 153 страницы.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень разработанности исследуемой проблемы, определяются цели и задачи исследования, его методологические основы, раскрывается его научная новизна, формируются положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Первая глава «Вопрос веротерпимости и его приложение в истории религиозного дискурса арабских стран», знакомит с терминологией, а также описывает историко-религиозные ситуации, в которых складывался религиозный арабский дискурс. В главе анализируется общее положение христиан и других «не мусульман» в исламских государствах, а также предлагаются известные государственные постановления, в большей или меньшей степени отвечающие нормам веротерпимости.

В первом параграфе «Веротерпимость, диалог, дискурс, религиозный дискурс», поясняется используемый терминологический аппарат: понятия «дискурс», и в частности, «религиозный дискурс», «диалог», «толерантность», «веротерпимость». В параграфе раскрывается значение соответствующих терминов, обосновывается методология исследования. Раскрыты особенности подхода к понятию дискурса таких ученых, как: П.Серио, Т.А. ван Дейк, Л. Филлипс, М.В. Йоргенсен, Фэркло, М. Фуко, Ж. Деррида. Рассматриваются особенности понятия «толерантность», подчеркивается религиоведческая значимость религиозной толерантности и веротерпимости. В связи с методикой исследования обозначены принципы подбора источников. Дано определение понятия «диалог», и в частности, «межрелигиозный диалог», проанализирована его роль в становлении веротерпимости. При религиоведческом анализе «диалога» были учтены концепции М.М. Бахтина, B.C. Библера, JI. И. И. Витгенштейна.

Второй параграф «Отношение к иноверцам в период арабского халифата». Хронологически данный параграф посвящен периоду, занимающему значительную часть истории средних веков (632-1299гг.).

13

Халифат по своему религиозному и культурному составу всегда был разнообразен. Многое менялось с течением времени, в том числе и отношение к людям, принадлежащим к иным культурным, национальным и религиозным традициям. В социальном плане главным свидетельством подчиненного положения иноверцев в мусульманском государстве была система налогообложения, видоизменявшаяся в зависимости от местных условий. Атмосфера веротерпимости, которую питало сохранявшееся убеждение, что каждому народу посылается свой пророк с подобающим ему вероучением, сменялась периодами, когда вводились жесткие меры против иноверцев,- высокие налоги, множество запретов, специальная форма одежды, и т.д. Важным источником для изучения этого периода можно назвать трактат аль-Фихрист25.

В третьем параграфе «Особенности политики в отношении к иноверцам в XIX веке» исследуется период, когда арабские страны продолжали находиться под властью Османской империи. Как часто случалось, и в период халифата, и во времена Османского правления, межрелигиозные отношения, в том числе, отношение мусульман к иноверческому меньшинству, во многом зависели от личности правителя. Однако многие свидетельства показывают, что не мусульманам в Османской империи часто приходилось нелегко. В начале XIX века имел место краткий период египетского правления (в Сирии). В свидетельствах современников он отмечается как период особой терпимости к религиозным и национальным меньшинствам, что было не столь характерно для XIX века.

В середине XIX века борьба против турецкого правления охватила народы на востоке Османской империи. Началась череда восстаний, многие

25 Китаб аль-Фихрист», аль-Фихрист (перс. — «опись, индекс») — труд багдадского книготорговца ан-Надима, завершённый в 987/988 г. Это свод сведений о литературе на арабском языке первых четырёх веков ислама, включая переводы произведений иноземных авторов. В одной из глав приводиться информация о священных текстах мусульман, иудеев и христиан.

из которых подавлялись достаточно жестко. Наиболее известное и отличающееся своей жестокостью событие происходит в 1860 году в Дамаске. Всего в течение 1860 года в Сирии было убито 7000-11000 христиан26. Анализ данного материала позволил сделать следующий вывод: веротерпимость в XIX веке для многих не представляла ценности, что часто приводило к негативным последствиям.

Четвертый параграф, «Влияние традиций Западной христианской культуры на мусульманский дискурс XX века», посвящен анализу западных воздействий на мусульманский мир и на религиозный арабский дискурс. После Первой мировой войны многие земли, бывшие под властью мусульманских правителей, попадают под протекторат европейских держав: Сирия и Ливан под контроль Франции; Палестина, Иордания и Ирак под контроль Великобритании.

С установлением контроля европейских стран над исламскими землями, началось постепенное внедрение западных устоев в традиционный уклад жизни мусульманских стран. В первой половине XX века активизируется процесс модернизации - сначала в политической и военной сферах, затем и в повседневной жизни. Особой угрозой для мусульманских стран со стороны запада виделось влияние секуляризма и материалистических идей, которые всегда были чужды глубоко религиозному мусульманскому сознанию. Противостояние этим тенденциям способствовало возникновению фундаменталистских течений в исламе.

С другой стороны, многие видели и положительные моменты в процессе модернизации - запад способен был помочь в преодолении отсталости некоторых стран арабского региона, в продвижении к совершенствованию общества. Возникло множество различных движений -одни поддерживали вестернизацию, другие прилагали все усилия для борьбы с ней. Западное влияние внесло много нового и чужеродного в исламское

и Banner of Liberty newspaper, Middletown, NY, August 22, 1860.

общество. Это сделало арабский религиозный дискурс еще более противоречивым и менее однородным.

В пятом параграфе, «Современные законодательные нормы регулирования межрелигиозных отношений в арабском мире», проводится анализ современных правительственных постановлений арабских стран, в первую очередь, положения конституций (Сирийской и Ливанской республик), относящихся к вопросу веротерпимости. В данных документах отражены идеи свободы совести при сохранении религиозных традиций.

Во второй главе «Мусульманский дискурс об иноверцах»

проанализирован взгляд арабских мусульманских авторов на вопрос терпимости или нетерпимости к представителям не мусульманских исповеданий. В главе рассматривается, каким образом этот вопрос представлен в Священном Писании и Предании мусульман - в Коране и Сунне. Затем анализируются труды арабских авторов мусульманского вероисповедания, а также постановления мусульманских правителей.

Первый параграф «Предписания относительно иноверцев в Коране и Сунне» показывает ту основу, на которую опирались все последующие мусульманские авторы, к которой часто обращались во время дискуссий и их оппоненты. Коран называет христиан и иудеев «Людьми Писания», так как они являются обладателями Божественных Книг - Торы (Тоурат) и Евангелия (Инджиль). Отношение Ислама к людям Писания должно быть уважительным. Это предписание можно найти во многих стихах Корана. В Священном Предании мусульман, в Сунне, также находиться множество примеров благосклонного отношения к иудеям и христианам.

Однако в Коране присутствуют и высказывания против «Людей Писания». То есть предполагается, что среди них есть праведные люди, но их меньшинство. Коран предупреждает, что некоторые из них могут даже навредить верующим мусульманам. Также известен хадис, полностью расходящийся с идеей веротерпимости, содержащий фразу «Убейте того, кто

поменяет свою религию»27. Однако, по мнению многих современных авторов, он не является достоверным, так как «совершенно не совместим с

идеей коранического либерализма и свободы вероисповедания». Коран

28

устанавливает кару для отступников не в земной жизни, а после нее .

Второй параграф «Отражение терпимости и нетерпимости в исторических хрониках и правительственных грамотах». Все постановления и правительственные грамоты, безусловно, опирались на Закон - на Коран и на Сунну. Но постепенно и некоторые государственные постановления также становятся правилами, на которые опираются последующие поколения. Подобный процесс произошел с постановлением второго халифа Омара, содержащим правила для зиммиев. Зиммиями называли иудеев и христиан, часто также и зороастрийцев, проживавших на территориях, подчиненных мусульманским правительствам. Они могли сохранять свою веру при условии выплаты дани (джизьи) в пользу мусульманского государства. Также в мусульманском халифате устанавливались определенные правила поведения для иноверцев. О грамоте Омара упоминают многие мусульманские и христианские арабские историки (ат-Туртуший, Ал-Мавердий). Некоторые другие правители, например, ал-Мутеваккил, продолжали список запрещений для зиммиев. О его указах сообщают следующие историки: ал-Я'кубий, ат-Табарий, Евтихий, Ибн-Мискавейхи, Ибн-ал-Асир, ат-Туртуший, ал-Макризий, Ибн-ан-Накаш29.

Третий параграф «Взгляд на крестовые походы со стороны Востока» ставит целью проанализировать реакцию носителей арабской культуры на действия рыцарей-крестоносцев. При изучении данной темы, использован,

27 Передай со слов Ибн Аббаса / Сорок хадисов имама ан-Навави, хадис 13, Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, 2001.

28 Тауфик Ибрагим «На пути к Коранической толерантности», Н.Н.:2007

29 Н. А. Машанов. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Приложения 11(1) I Историки // Православный Палестинский сборник. 50-й выпуск. Издание Императорского Православного Палестинского общества. СПб, 1897. Том XVII выпуск второй (2). Приложеиия II (1) I Историки, С.243-249 (1390,5-1394)

17

прежде всего, трактат Маапуфа Амина "Крестовые походы глазами арабов". Автор приводит свидетельства очевидцев захвата крестоносцами Иерусалима жестокости со стороны завоевателей30. Анализируется содержание хроник Ибн аль-Каланиси, Усама Ибн Мункыза, слова знаменитого предводителя мусульман Саладина. Усама Ибн Мункыз свидетельствует о нетерпимости некоторых франков, но в то же самое время, о приветливости других. Он считал, что варварские нравы тамплиеров смягчились вследствие знакомства с Востоком. Однако случаи примирения с крестоносцами не были повсеместными, и, возможно, по причине подобных действий возникало неприятие Запада и часто, ассоциируемого с Западом, христианства.

В четвертом параграфе «Полемика мусульманских авторов с иноверцами», приводятся и анализируются труды мусульманских авторов, посвященных отношениям к людям иной религии. Со времён аль-Мутаваккила сохранились два полемических сочинения, адресованные иноверцам, в первую очередь, христиан: труд перешедшего в ислам христианина Абдаллаха ат-Табари, написавшего по просьбе аль-Мутаваккила «Книгу о религии и империи» (Китаб ад-дин ва-д-даула), заслужившую одобрение халифа, и трактат аль-Джахиза «Отвержение христиан». Основываясь на истолковании соответствующих мест в Коране, эти авторы обвиняли христиан и иудеев в том, что они исказили свои священные книги. При этом мусульманские богословы отмечали, что проповеди Мухаммада явились завершением иудейско-христианского откровения. В диссертации проводиться подробный анализ трактата аль-Джахиза, исследуется его современная интерпретация.

Другой мусульманский автор XIII-XIV веков имам Ибн Таймийя отмечает особую религиозную ревность христиан, об этом же свидетельствует легендарный предводитель мусульман Саладин.

50 Маалуф Амин "Крестовые походы глазами арабов". Лаггес. 2006. - 189 с.

Перевод Лащука И.Л. по изданию: Amin Maalouf. Les Croisades vues par les arabes. Paris,

1983.

В этом же параграфе рассматривается концепция веротерпимости, развиваемая в трактатах Мухйи ад-Дина Ибн'Араби (1165-1240) -выдающегося философа - суфия. Хотя автор редко использует термин «терпимость» (арабский эквивалент - самаха (с-"), и его производные), однако рассуждения его по сути посвящены этой тематике. Например, автор много размышляет о понятии «другой» (г'айр, л*-). Согласно Ибн'Араби, различия между верованиями, и даже между верой и неверием, должны уступить место общности людей, основанной на том, что все они представляют собой Божий образ. Эти идеи можно найти в его произведении «Геммы мудрости», переведенном на русский язык31.

В пятом параграфе «Веротерпимость мусульманских правителей XIX века», анализируется эпоха египетского правления в Сирии как пример «воцарения» периода веротерпимости, идеология которой выражена в приказе Кучука Ибрагима, племянника Мухаммада Али, отменяющего правила для иноверцев, которые были предписаны еще во времена правления Омара и аль-Мутаваккила. Веротерпимость была едва ли не важнейшей частью политики Ибрагима32. При преемнике Мухаммада Али, Абдуле Меджиде, в 1839г., был издан Гюльханейский манифест, в котором султан обещал проведение широкомасштабных реформ. Султан давал льготы всем подданным, без различия исповедания, то есть провозглашалась уже не веротерпимость, но равенство между христианами и мусульманами33. В 1856г. была издана грамота, подробнее определявшая права христиан.34. Однако торжественное обязательство султана не привело к реальному

31 Ибн 'Арабй. Фусуе ал-хикам (Геммы мудрости). 2-е изд. Бейрут, 1980. Рус. пер.: Ибн Араби. Геммы мудрости// Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. М., 1993.

32 Базили K.M. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях.- М.: Изд Восточной литературы-1962. С.95-100

33 Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865, 107с., С.96.

34 Там же, С. 101-102

применению. Объявленное равенство исповеданий перед законом было несовместимо с принципами мусульманского права и привело только к новым преследованиям иноверцев.

Середина XIX века ознаменовалась печальными событиями, такими, как, например, трагедия в Дамаске в 1860г. Весьма характерна в контексте этих событий фигура алжирского правителя, военачальника Абд Аль-Кадира, который на деле показал свое уважение и сострадание к людям другого вероисповедания. В июле 1860, когда дамасские мусульмане напали на христиан, Абд аль-Кадир помог спастись многим из них35. То есть, на фоне событий, отражающих враждебность к инакомыслию, отдельные представители мусульманского дискурса являли со своей стороны пример мирного отношения к представителям других религий.

В шестом параграфе «Современные мусульманские арабские авторы о веротерпимости», анализируются труды мусульманских богословов, представляющих разные направления. Мусульманские ученые более либеральных взглядов, стремятся к примирению, сближению, диалогу с представителями других религий, консерваторы же отказываются поступаться какими-либо принципами, положениями ради компромисса с иноверцами.

Среди «либеральных» мусульманских богословов можно назвать сирийца по происхождению, Тауфика Ибрагима. В своей книге «На пути к коранической толерантности» он критикует утверждения об исламе как о единственной религии, гарантирующей вечное спасение. Ссылаясь на стихи Корана, он утверждает, что для вечного спасения Бог поставил лишь два условия - веру в Него и творение добра36. Идеи Тауфика осудил один из известнейших в России мусульманских сайтов37. Автор статьи, помещенной

35 Энциклопедия Bruma.ru. История. Вадим Дамье // http://bruma.ru/enc/istoriya/ABD_AL-KADER.html

36 Тауфик Ибрагим «На пути к Коранической толерантности» Н. Н., 2007 г., 286 с. С. 13

37 Сайт islam.ru

на этом сайте, предлагает Ибрагиму вести диалог с «известными сирийскими ученными», придерживающимися консервативных взглядов.

Толерантное отношение к иноверцам мы находим и у другого современного мусульманского богослова, С. Айри. В книге «Миф о религиозном экстремизме Корана. Тора, Евангелие, Коран о вероотступниках и иноверцах»38, он, как и Тауфик, говорит о понимании слова «мусульманин», как «верный Единому Богу», то есть, подводит под это понятие и «Людей Книги» - иудеев и христиан.

О необходимости противостоять экстремизму пишет известный египетский мусульманский проповедник и ученый Юсуф аль Кардави. Он называет «первыми симптомами» экстремизма фанатизм и нетерпимость, которые «заставляют упрямо верить в правоту своего мнения, а также жестокость, которая мешает представить интересы других людей, принять во внимание обстоятельства своего времени»39. Автор не приемлет крайностей, в своих взглядах он сочетает традиции и современность.

В диссертации также приводиться высказывание верховного муфтия Сирии, Ахмеда Бадра ад-Дина Хасуна, произнесенного им в 2010 году, отражающее его уважение к Людям Писания40.

Третья глава «Дискурс христианских арабских авторов в отношении к исламу», посвящена другой части арабского дискурса, -трудам арабских христианских богословов. В главе рассматриваются трактаты христианских богословов и историков, касающиеся ислама, либо адресованные мусульманам, а также свидетельства об их положении как меньшинства в мусульманских государствах.

38 С. Айри Академия гуманитарных исследований «Миф о религиозном экстремизме Корана Тора, Евангелие, Коран о вероотступниках и иноверцах». -М: Гуманитарий.-2001 -76с

и Юсуф аль Кардави Исламское пробуждение между отрицанием и экстремизмом, Баку: СВ8,2008-172с, С. 27

40 «Верховный муфтий Сирии призвал мусульман беречь иудаизм». 19.01.2010 И http://www.jewish.ru/news/world/2010/01/news

Первый параграф «Религиозный дискурс христианских арабских авторов периода халифата» посвящен эпохе, к которой относятся полемические произведения Иоанна Дамаскина и его младшего современника, христианского дамасского богослова Феодора Абу Курры, написанные в форме диалогов между христианином и «сарацином». Автором трактата «Беседа христианина с сарацином» считают Иоанна Дамаскина, однако многие исследователи склоняются к версии, что оно принадлежит перу Абу Курры. В труде, принадлежащем непосредственно Иоанну Дамаскину, - «О ересях» исламу отведена 101 глава. Ислам здесь назван «сарацинской ересью», и он рассматривается наряду с множеством известных в то время христианских ересей.

Феодор Абу Курра составил еще большее количество трактатов относительно ислама, многие из них в форме диалогов. В диссертации проводиться анализ его «Диалогов с мусульманами», рассматривается содержание трактата «В защиту иконопочитаиия».

Во втором параграфе «Свидетельства христиан об их положении в мусульманском государстве» анализируются высказывания христианских богословов и историков, живших на территории арабского Халифата. Согласно этим источникам, при Му'авии, основателе и первом правителе династии Омейядов, не было усиления налоговых тягот по оношению к иноверцам. О свободе вероисповеданий в период его правления, свидетельствует мелькитский41 монах Иоанн Фенек (Бар Пенкайе), живший в Северной Месопотамии на рубеже УН-УШ вв. Христианский автор Ал-Мекин упоминал о христианских летописях, в которых было сказано, что Мухаммад был расположен к христианам и мягко относился к ним. Среди яковитских авторов, пользовавшихся при написании трудов арабским

41 Слово «мелькит» происходит от сирийского слова «та1ка», «царь, император». Мелькитами до XVIII называли православных христиан, то есть Церковь, которую поддерживал и император (в отличие от Дохалкидонских Церквей).

языком, можно назвать Яхыо Ибн-Адия. Он учился в Багдаде, слушал лекции мусульманского философа Фарабия. Усиленно единоверцами изучались его богословские сочинения на арабском языке, среди них - апология христианства в письме к мусульманскому богослову Абу-Исе Мухаммеду Иби-Гаруну ал-Варраку.

Первым известным трактатом на арабском языке у коптских христиан стал очерк всемирной истории, автором которого был Евтихий, или, по арабскому имени, Сайд Ибн-ал-Батрик. В качестве врача он был вынужден основательно изучать мусульманскую литературу. Через столетие его работа была продолжена аитиохийцем Яхьей Ибн-Саидом, который в своем изложении истории уже обращал внимание не только на византийскую империю, но и на мусульманские государства, и на восточные церкви42.

Третий параграф «Религиозный дискурс арабских христианских авторов XIX века». В XIX многие арабские христианские богословы, философы и писатели, решают связать свою судьбу с Россией. Некоторые из них поступали в Российские духовные учебные заведения - семинарии и академии. Среди них нужно отметить Пантелеймона Крестовича Жузе. Одним из основных направлений его деятельности было научное изучение ислама, мусульманского права, истории ислама и его взаимодействия с христианством. Многие его работы были посвящены данной тематике: «Христианское влияние на мусульманскую литературу», «Мухаммед Меккский и Мухаммад Мединский», «Ислам и Просвещение», «Положение христиан в мусульманских государствах».

Среди известных в России арабских ученых следует также отметить уроженца Сирии, иеромонаха Герасима (Яреда), который получил образование в Дамаске, затем в Константинопольской патриаршей школе.

42 Исследованием этого историка также занимался русский ученый бар. Розен В.Р., в своей диссертации «Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб, 1883.

Переехав в Россию, оа стал преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии, где читал курс по истории Византии. В записях лекций можно проследить отношение автора к мусульманам в ходе его описания византийской истории.

В четвертом параграфе «Современное отношение арабов-христиан к мусульманской традиции» рассматриваются работы современного автора, коптского священника Захарии Бутроса, сирийского христианского автора Самира Абдоха, взгляды православного митрополита Ливанских гор Георгия Ходора.

Отец Захария Бутрос ведет активную христианскую проповедь, сопровождаемую критикой Корана и книг мусульманских богословов, выступает на телевидении, ведет телепрограмму на арабском христианском канале, касающуюся отношений христианства и ислама. На сайте отца Захарии помещено множество книг и статей на английском и арабском языках, относящихся к теме христианско-мусульманских отношений43.

Книги сирийского автора Самира Абдоха характеризуются стремлением к установлению межрелигиозного мира, понимания в среде арабского народа, даже в случае принадлежности к разным религиозным традициям. Многие его труды посвящены описанию истории и современного состояния христианских общин Сирии, например, книга «Христианские деноминации в Сирии»44. О христианско-мусульманском диалоге автор пишет в другой своей книге, «Христиане в Сирии в начале третьего тысячелетия», где можно встретить многократные призывы к взаимопониманию людей, принадлежащих к разным религиозным исповеданиям45.

43 Zakaria Boutros // http://www.fatherzakaria.net

44 г.. г .¿¿о \ij_y* ^ Vv-" <-WjiJi .ic л** (Самир Абдох Христианские деноминации в Сирии, Дамаск, 2003)

45 г . . г .¿¿о ¿J15JI LjlVl Je- bjju ¡ji ¿¿эдмИ, jx^ (Самир Абдох. Христиане в Сирии в начале третьего тысячелетия, Дамаск, 2002)

Митрополит Георгий Ходор имеет множество публикаций на арабском, французском и английском языках. Недавно сборник его статей был переведен и на русский язык46. В интервью газете «Кифа» митрополит отмечает, что «в Ливанской стране православные миссионеры, сразу стали бы мучениками». Однако он добавляет, что «Ливан - это единственная страна, где мусульманин может сменить религию без каких-либо последствий»47. Георгий Ходр является активным участником межрелигиозного диалога.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

Указаны благоприятные и неблагоприятные области ведения диалога, отмечены основные препятствия процесса его развития, выявлены варианты решения вопросов по преодолению этих препятствий.

Делаются выводы об исторических и современных свидетельствах авторов, включенных в арабский религиозный дискурс, отражающих вопросы, возникшие много веков назад, и остающиеся актуальными в настоящее время.

46 Ходр Георгий, митрополит "Призыв Духа". Киев, 2006.

47 «Кифа» №4(94) март 2009 года

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий:

1. Тавлеева С.Г. Области установления христиано-мусульманского

диалога // Известия РГПУ им. А.И.Герцена №131, СПб, 2011.-402с.-. С.97-

101, 1,8 п.л.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

1. Тавлеева С.Г. Судный день в исламе // Герценовские чтения 2007. Актуальные проблемы социальных наук, СПб, 2008.-С. 304-306, 1 п.л.

2. Тавлеева С.Г. Межрелигиозные отношения в Сирии и Ливане // Герценовские чтения 2009. Актуальные проблемы социальных наук, СПб, 2010.- С.325-328, 1,2 п.л.

3. Тавлеева С.Г. Турецкая культура в Петербурге: достижения в области диалога // Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России. Выпуск IV, СПб, 2010.- С.6-8, 0,8 п.л.

4. Тавлеева С.Г. Религиозное и светское образование в мусульманских странах // Герценовские чтения 2010. Актуальные проблемы социальных наук, СПб, 2011.- С. 92-96, 1,6 п.л.

Подписано в печать 02.02.2012 Формат 60x90/16 Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,75 Тираж 100 экз. Заказ 57

Отпечатано в типографии «Адмирал» 199048, Санкт-Петербург, В.О., 6-я линия, д. 59 корпус 1, оф. 40

 

Текст диссертации на тему "Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе"

61 12-9/300

Федеральное государственное Ьюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имнени

А.И. Герцена»

На правах рукописи

Тавлеева Светлана Геннадьевна

Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе

Специальность 090014 Философия религии и религиоведение (ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель Д.филос.н., проф. Прилуцкий А.М.

Санкт-Петербург 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................................................................3

Глава 1. Вопрос веротерпимости и его приложение в истории религиозного дискурса арабских стран

Параграф 1 Веротерпимость, диалог, дискурс, религиозный

дискурс............................................................................................................15

Параграф 2 Отношение к иноверцам в период арабского халифата. 30

Параграф 3 Особенности политики в отношении к иноверцам в XIX

веке.............................................................................................40

Параграф 4 Влияние традиций Западной христианской культуры на мусульманский дискурс XX века...............................................................................................................45

Параграф 5 Современные законодательные нормы регулирования межрелигиозных отношений в арабском мире..................................................49

Глава 2. Мусульманский дискурс об иноверцах

Параграф 1. Предписания относительно иноверцев в Коране и Сунне. 55

Параграф 2 Отражение терпимости и нетерпимости в исторических хрониках и правительственных грамотах..................................................................60

Параграф 3 Взгляд на крестовые походы со стороны Востока............66

Параграф 4 Полемика мусульманских авторов с иноверцами..........70

Параграф 5 Веротерпимость мусульманских правителей XIX века... 79

Параграф 6 Современные мусульманские арабские авторы о

веротерпимости............................................................................................................................................86

Глава 3 Дискурс арабских христианских авторов в отношении к исламу

Параграф 1 Религиозный дискурс христианских арабских авторов периода

халифата.......................................................................................................94

Параграф 2 Свидетельства христиан об их положении в мусульманском

государстве............................................................................................................................................................102

Параграф 3 Религиозный дискурс арабских христианских авторов XIX века....... 113

Параграф 4 Современное отношение арабов-христиан к мусульманской

традиции....................................................................................................................................119

Заключение......................................................................................................................................................................128

Список литературы....................................................................................................................141

Введение

Вследствие развития процессов глобализации вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений приобретают все большую актуальность, поскольку в мире умножается число многокультурных и поликонфессиональных общностей. Одной из причин появления в одном регионе представителей различных культур и религий является мобильность общества, которая увеличилась в разы в современном мире. История знает множество примеров совместного существования на одной территории людей, имеющих разное культурное наследие, но в современной ситуации это явление становится почти повсеместным. Поэтому возрастает потребность построения диалога между разными религиозными сообществами, воспитания терпимого отношения к представителям различных религиозных групп.

Неординарна ситуация в вопросах межкультурного взаимодействия в мусульманских странах. Часто приходиться слышать о конфликтах и войнах на Ближнем Востоке и в других мусульманских регионах, которые возникают между людьми, принадлежащими к разным религиозным или этническим группам. В последнее время социальная ситуация обострилась как никогда в большинстве стран арабского региона в силу как собственно политических, так и религиозных причин. В качестве примера можно рассмотреть противостояние президенту Сирии Башару Асаду - представителю алавитского1 меньшинства, поддерживающему христиан - со стороны суннитского большинства; гонения на христианское меньшинство в Ираке; преследования христиан в Судане. Возможно, это происходит отчасти вследствие ассоциации христианства с западной и, в первую очередь, «американской» культурой. Однако данная проблема не ограничена современностью: история знает ряд аналогичных примеров, а религиозные

1 Алавиты, Нусайриты - направление в шиизме. Алавиты в вероучении близки к

исмаилитам, но включают также элементы древне-восточных астральных культов и христианства. Они почитают халифа Али как воплощенного бога, почитают Солнце, Луну, верят в переселение души, отмечают ряд христианских праздников.

3

погромы, гонения, не являются исключением практически ни для одной из исторических эпох.

Попытки построения межрелигиозного диалога в рассматриваемом регионе имеют свою историю. Инициировались они правительствами стран и личной позицией отдельных лидеров государств. Определенное влияние оказывало на их развитие мнение ученых, богословов, проповедников, принадлежащих к разным религиозным традициям, большинство из которых были вынуждены призывать к религиозной терпимости.

В диссертации определены основные элементы арабского религиозного дискурса, связанные с веротерпимостью, отражающие при этом ситуацию, характерную для той или иной эпохи, того или иного исторического периода. Поскольку отношение к веротерпимости как таковой и к иноверцам вообще в «арабском регионе» на протяжении времени не оставалось неизменным, для анализа изучаемого явления использован сравнительно-исторический подход: наиболее ценными оказались данные эпохи Омейядского, Аббасидского халифатов, периода крестовых походов, а также весь XIX, XX и начало XXI века.

История и современность предлагают различные пути решения конфликтных ситуаций: от простого признания ошибок прошлого и нежелания возвращаться к ним до активного вмешательства. В качестве действий в данном направлении может быть издание книг и статей, рассчитанных на широкую аудиторию, организация конференций, распространение информации, благоприятствующей укоренению терпимости, в том числе и посредством медиа ресурсов, на бытовом уровне -изучение особенностей восприятия и оценки «других», формирующихся в праксисе повседневного общения, воспитание культуры мира и согласия.

Объектом диссертационного исследования является содержание религиозного, в том числе богословского дискурса в части, связанной с основными религиозными и конфессиональными трактовками

веротерпимости.

В качестве предмета анализа выступают произведения и публичные высказывания арабских ученых и государственных деятелей, касающиеся вопросов веротерпимости и отношения к другим религиям.

Достоверность полученных результатов. Результаты получены на основании анализа репрезентативных источников историко-философского характера; использования данных из философии религии, философии культуры, этнической конфликтологии и социальной психологии. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, получены на основе применения методов компаративистского анализа, принципа диалектической взаимосвязи культурно-исторических явлений, герменевтического и аналитического исследования источников.

Целью данного исследования является религиоведческое изучение арабского религиозного дискурса, для выявления его внутренних закономерностей, специфики представлений о веротерпимости, обусловленную культурно-религиозным контекстом арабских государств.

В связи с этим были сформулированы следующие задачи:

1. рассмотреть влияние исторических и культурных факторов на развитие межрелигиозных отношений христиан и мусульман в арабских странах;

2. репрезентировать и проанализировать мусульманские источники, раскрывающие отношение к иноверцам и по вопросу веротерпимости;

3. проанализировать свидетельства арабских христианских авторов о культурно и религиозно мотивированном отношении к ним со стороны исламского большинства.

Методология исследования обусловлена целями и задачами

диссертации и особенностями исследуемого материала. Диссертация выполнена в рамках аналитического и герменевтического подхода к источникам, с привлечением элементов сравнительно-исторического анализа и дискурс-анализа. При анализе текстов Священных Писаний (Библии и

5

Корана), Сунны и трудов арабских богословов, использовался герменевтический метод. Кроме того, в работе применяется компаративистский метод для сравнения различных точек зрения, содержащихся в трудах исследователей, занимавшихся данной тематикой; трудов арабских теологов и религиозных деятелей христианских и мусульманских.

Степень научной разработанности проблемы.

Как отечественными, так и иностранными (западными и восточными) исследователями изучались отдельные аспекты избранной темы.

В процессе применения дискурсивной методики были рассмотрены и обобщены исследования отечественных и зарубежных авторов о дискурс-анализе, и непосредственно - о религиозном дискурсе (Т.А. ван Дейк2, JI. Филлипс, М.В. Йоргенсен3, A.M. Прилуцкий4, Е. В. Бобырева5).

Среди авторов, посвящавших свои исследования вопросам веротерпимости и отношения к иноверцам в арабском мире, следует отметить В. Гиргаса6 С. Айри7, Абдулазиза Сахреддина8, ан-Наима9, работы которых использовались при написании диссертации.

2 ван Дейк Т.А. Язык. Понимание. Коммуникация: Пер. с англ./ Сост. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. Ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова.-М: «Прогресс», 1989.-312с.

3 JL Филлипс, М.В. Йоргенсен «Дискурс Анализ. Теория и метод» / Пер. с англ.-Х.:Изд-во Гуманитарный Центр, 2004,-336с.

4 A.M. Прилуцкий. Дискурс теологии. СПб: «Светоч», 2006.-306с.

5 Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения, 2008г., №1, С. 162-167

6 Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865,107с

7 С. Айри Академия гуманитарных исследований «Миф о религиозном экстремизме Корана Тора, Евангелие, Коран о вероотступниках и иноверцах».-М: Гуманитарий.-2001.-76с.

8 Сахедина А. Свобода совести и религии в Коране // Права человека и религия. Хрестоматия. М, 2001.-496с. С. 285-307

9 Ан-Наим A.A. Предпосылки религиозных прав человека в исламе // Права человека и религия.Хрестоматия. М, 2001.-496с. С. 307-321

Среди исследований по истории «арабского» региона и его духовной культуры особенно следует выделить труды российских исследователей XIX века: K.M. Базили10, В.В. Бартольда , В.Ф. Гиргаса12, И. Ю. Крачковсого13, барона В. Р. Розена, А.Е. Крымского, A.A. Дмитриевского, Н. А. Медникова, Б.А. Тураева, М.А. Машанова. Многие выводы данных авторов служат ценным материалом для современных исследований, в том числе и для данной работы. В XIX веке наблюдается активное развитие арабского религиозного дискурса. В России появляются пишущие на русском языке арабы-христиане. Большое влияние на формирование их мировоззрения оказало обучение в Российских духовных семинариях и академиях, где получали образование многие студенты из арабских регионов. Из их числа выделяются таких ученых, как П.К. Жузе14 и Г. Яред15.

Занимались вопросом взаимоотношений религий на Ближнем Востоке российские и западные ученые XX века. Среди них - И. П. Петрушевский16, Н.В. Пигулевская17, А. Мец18, М.Т. Степанянц19, Д. Пайпс20.

Базили K.M. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях.-. -М.: Изд Восточной литературы.-1962.

11 В.В. Бартольд. Сочинения. Том 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. Изд. «Наука». Главная редакция Восточной литературы. М., 1966, 784 с.

12 Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865,107с

13 Крачковский И. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв.. Октябрь 1914. Отдельный оттиск из «Христианского Востока». Том III, вып. III. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук, март 1915г. Оттиск - С. 225-242.; «Феодор Абу-Курра у мусульманских писателей IX-X века. Пгр., Декабрь, 1915. Отдельный оттиск из «Христианского востока». Том IV, вып. III. (301-309 с. (в отдельном издании). Апрель, 1916г. и др.

14 Жузе П. «Положение христиан в мусульманских государствах». Отд. оттиск из журнала «Православный собеседник» за 1897г., Казань, 23с

15 Яред Герасим «Лекции по общей церковной истории, читанные в Санкт-Петербургской Духовной семинарии в 1869/70 учебном году П.И. Нечаевым и Герасимом Яредом». Принадлежали Михаилу Кедрову. СПб, 1870г. [Рукопись]

16 Петрушевский И. П.Ислам в Иране в VII—XV вв.- Курс лекций.— Л.- Изд. ЛГУ, 1966

17 Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне.-Изд. «Наука»,- Л.: 1976.

18 Мец.А. «Мусульманский ренессанс», М., 1996.-544с.

19 М.Т. Степанянц «Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв.- М: «Наука», 1982.-248с.

Таким образом использовался целый ряд репрезентативных источников, с помощью которых были изучены отдельные аспекты проблемы: вопросы развития религиозного дискурса, понимания веротерпимости, межрелигиозных отношений в арабском регионе, исторического и современного положения религиозного меньшинства в мусульманских странах. Однако комплексного анализа проблемы веротерпимости в религиозном арабском дискурсе проведено не было.

Источники исследования.

Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы источников, которые можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся официальные документы, государственные постановления, касающиеся вопросов веротерпимости и положения иноверцев в арабских мусульманских государствах. Среди них -постановления для зиммиев халифа Омара, приказы правителя ал-Мутеваккила относительно иноверцев, соответствующие положения конституций современных арабских стран. В работе приводятся выдержки из конституционных положений Сирийской и Ливанской республик как наиболее репрезентативно отражающих сочетание традиций с современными идеями веротерпимости и свободы совести. Отдельно рассматриваются теологические и - шире - религиозные, высказывания мусульманских авторов о христианских традициях. Отдельный интерес в связи с этим представляет свидетельство мусульманского писателя аль-Бируни о традиции ожидания нисхождения благодатного огня в Иерусалиме. Особое место в ряду источников занимают трактаты мусульманских авторов, раскрывающих их отношение к иной религиозной традиции.

В ряд источников включаются апологетические и диалогические труды патристических христианских богословов, жизнь и творчество которых

20 Daniel Pipes «In the Path of God».- New Brunswick, New Jersey: 2002

проходили в землях арабского халифата: Иоанна Дамаскина, его младшего современника Феодора Абу Курры и других.

Из современных христианских богословов ХХ-ХХ1 века, можно выделить коптского священника Захарию Бутроса, православного митрополита Ливанских гор Георгия Ходора, христианского писателя Самира Абдоха.

Среди мусульманских богословов времен халифата вопрос отношения к иноверцам особенно интересовал Аль-Джахиза, Ибн Хазма, Ат-Табари. В XIX веке особый пример веротерпимости показал алжирский эмир и полководец Абд Аль-Кадир, спасший от гонения и смерти несколько тысяч христиан. Он опирался в своих действиях на интерпретацию Корана и Сунны в духе веротерпимости и возвышения ценности человеческой жизни. В XX веке богословской интерпретацией толерантности занимался исламский теолог Юсуф аль Кардави. Среди мусульманских теологов можно назвать С. Айри и Тауфика Ибрагима, обращающих в своих работах особое внимание на необходимость примирения и диалога сведи верующих различных традиций. Источниками также можно считать законодательные постановления (времен халифата, и конституции современных арабских стран) в тех аспектах, которые касаются взаимодействия разных культур.

В диссертации используются источники на русском, английском и арабском языках. На арабском языке использовались следующие труды: книги современного автора Самира Абдоха21, книга, рассказывающая о трагедии 1860 года в Дамаске названная, как посвящение: «Вам, мученики Дамаска»22, книги ряда мусульманских богословов, таких как Муфик

21 г. • \ ^ згв^с (Самир Абдох Христианские деноминации в Сирии, Дамаск, 2003)

V.. у Цс- (^Ь Ь^ ^ ^ (Самир Абдох. Христиане в Сирии в

начале третьего тысячелетия, Дамаск, 2002)

V. • V .¿¿^ - а^е (Самир Абдох Сирийский и арабский языки.

Основы и распространение Дамаск, 20