автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблемы формирования инновационной культуры современного российского общества на примере московского мегаполиса

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Чернова, Анна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблемы формирования инновационной культуры современного российского общества на примере московского мегаполиса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы формирования инновационной культуры современного российского общества на примере московского мегаполиса"

На правах рукопнсп

ГУМ/

ЧЕРНОВА [/

Анна Викторовна

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Москва 2013

00554096а

005540969

Работа выполнена на кафедре Философии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Песоцкий Владислав Анатольевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Михалкин Николай Васильевич

кандидат философских наук, доцент Ососков Геннадий Валентинович

Ведущая организация: Военный университет

Защита состоится «14» ноября 2013 года в «15» часов на заседании Диссертационного совета по философским наукам Д 212. 155. 08 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 -а.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Московского государственного областного университета по указанному адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 —а, с авторефератом диссертации также на официальном сайте ВАК РФ: http: //vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан <_» октября 2013 г.

.4

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

Я.В. Бондарева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования

XXI век справедливо называют веком инноваций. Инновационная культура - исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Представляя собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, инновационная культура играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов.

Инновационная культура представляет собой знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового. Иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Инновационная культура, несомненное, является частью культуры в целом. Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный (материальный), духовный миры1 и самого себя.

Сегодня уровень развития инновационной культуры определяет характер деятельности всех слоев и групп общества Российской Федерации и Москвы, в частности. Влияние инноваций может действовать стихийно, неуправляемо но и целенаправленно, организованно. Второй аспект представляет непосредственный интерес, так как понимание и контроль быстро изменяющихся реалий позволяет качественно повысить уровень жизни и развития населения как города, так и страны в целом. Именно данное направление стало предметом диссертационного исследования применительно к жизнедеятельности населения столичного мегаполиса.

Актуальность темы диссертации, во-первых, особенно возрастает в условиях ускоренного ритма жизни в мегаполисе в период завершения переходного периода развития московского общества, которое знаменуется большим количеством проводимых реформ, введением новых законов и норм жизнедеятельности граждан. Под воздействием этих правил появляются новые моральные и общественные ценности и представляется существенным развитие способности и готовности населения соответственно меняться и достойно ориентироваться в этих реалиях. Однако для получения эффективного результата и прогресса в обществе необходимо выделить принципы и модели этого развития. Для решения этой задачи необходимо выделить объект и предмет исследования, его цели, а так же подробно рассмотреть и проанализировать понятия, характерные черты и функции инновационной культуры (которые и

1 Зд. Мир как сфера жизни человека и общества (материальный, духовный, пр.).

решают поставленную задачу).

Во-вторых, данная область научного исследования является достаточно новой. Многие вопросы в ней остаются нерешенными, не имеют однозначного толкования и требуют теоретического обоснования, а также выдвижения соответствующих рекомендаций. С учетом этих замечаний, ясно, что в московском мегаполисе для дальнейшего рассмотрения инновационной культуры необходимо формирование систематизированного и оперативного внедрения инноваций с полноценной реализацией. Общество сегодня в силу социальных демократических перемен стало готово к усвоению новшеств, что определяет достаточное основание для организованного изучения и управления жизненно важными аспектами для гармоничного развития населения. Важным аспектом является то, что большая часть нововведений должна осуществляться при непосредственном участии исполнительной власти города, которая должна решать повседневные вопросы, добиваться выполнения ранее принятых решений, а не формально заботиться о населении. Правительство России и администрация Москвы имеют право на полную свободу действий для реализации и инициативы по любому вопросу, что способствует быстрому и качественному исполнению законопроектов и целевых программ, направленных на повышение уровня инновационной культуры граждан.2

В-третьих, сложные социальные процессы управления и необходимость постоянного контакта с населением отражают необходимость создания и непрерывного функционирования инновационной системы города (с привлечением последних инновационных достижений в сфере науки и техники, социологии, пр.).3 Именно сейчас жители мегаполиса осознают, что дальнейшая жизнь в столице обусловлена пониманием проводимых реформ и умелым контролем введенных новшеств. Нынешние условия сформировали запрос у жителей столицы на принятие, укоренение и развитие инноваций, так как они существенно влияют на жизнедеятельность граждан. Эффективное проведение работ по анализу уровня инновационного развития общества, своевременному обеспечению жителей города необходимыми техническими и технологическими новинками, а также информирование

2 Постановление Правительства Москвы от 2.02.2011г. N 23-1111 «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы», в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.03.2011 N 56-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реадйзации • и оценки эффективности государственных программ города Москвы»; Постановление Правительства Москвы от 09.08.2011г. № 349-ПП «Об утверждении государственной программы «Информационный город 2012-2016 гг.» - Департамент информационных технологий города Москвы - 2011г.; Постановление от 20 сентября 2011 г, N 431-1111 «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы» 20.09.2012- С.С. Собянин.; Государственная программа города Москвы «Культура Москвы 2012-2016 гг.» N431-1012011 г..

3 См.: Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческих решений. М., 1997.

населения о наиболее важных решениях и достигнутых результатах требует научных разработок, позволяющих в полной мере использовать философию социального управления.

В-четвертых, современные задачи, связанные с необходимостью повышения качества и культурного уровня жизни горожан диктуют необходимость обобщенного, социально-философского анализа и разработки приоритетной модели инновационной культуры жителей столичного мегаполиса. Только после реализации ряда мероприятий и выдачи рекомендаций в практику можно вести речь о гармоничном развитии как московского, так и российского общества. Это актуализирует исследование общих теоретических положений.

Степень разработанности темы диссертационного исследования Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов ещё в середине XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучать закономерности технических инноваций (нововведений). Позже (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика. Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук: инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии,4 технической эстетики, культурологии и т.д.

В силу малочисленности философско-социологических исследований, посвященных теме инновационной культуры личности, актуализации ее инновационных начал, мы обратились к широкому кругу источников, имеющих отношение к объекту изучения для решения поставленных нами задач.

Процессы самореализации и социализации личности раскрываются в работах П. С. Гуревича, Н. А. Кебиной, К. Н. Любутина, Г. Маркузе, А. Маслоу, Л. А. Мясниковой, А. В. Перцева, В. И. Плотникова. Также отдельным блоком рассмотрены вопросы самореализации личности в работах Г. С. Батищева, Л. Г. Брылевой, В. Б. Кемерова, О. А. Киселевой, Л. Н. Когана и П. П. Соболь.5

В связи с необходимостью рассмотрения в диссертации феномена инновационной культуры личности проанализированы работы, раскрывающие суть, содержание отношения культура-личность (А. И.

4 Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.. — СПб., Коломна, Рязань: 2008. Акмеология (от др.-греч.акцт|, акте— «вершина», др.-греч.Х6уо<;, logos— «учение»)— наука о закономерностях (путях) достижения совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.

5 Сборник трудов участников конференции. - под ред. Е. Ю. Кулик, О. В. Пикулик. Саратов: Изд-во ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 364 с.

Кравченко, И. Я. Лойфман, А. А. Оганов, В. И. Плотников, Ф. А. Степун, А. Я. Флиер, И. Т. Фролов, М. Хайдеггер), а также труды, посвященные особенностям существования личности в современном социуме (В. Л. Абушенко, В. С. Барулин, В. Брюнинг, М. Бубер, П. С. Гуревич, Г. Мадинье, М. К. Мамардашвили, Л. А. Мясникова, К. К. Платонов, В. С. Семенов, И. Хейзинга, Г. Э. Хенгстенберг, А. С. Эспиноза).6

Обсуждение феномена инноваций в социально-гуманитарных науках началось в первой половине XX века в работах Г. Тарда, Н. Д. Кондратьева и И. Шумпетера. Свое развитие теория инноваций получила в инновационном менеджменте, где она представлена как структурированный феномен, имеющий алгоритмы внедрения и использования (Я. Брукс, П. Ф. Друкер, И. Т. Балабанов, С. В. Ильдеменов, Р. А. Фатхутдинов).7

Существенные характеристики инноваций могут быть выявлены через призму диалектического единства новаторства и традиции в философии науки (Т. Кун, К. Поппер, А. Н. Уайтхед и др.) и других отраслях философского знания (Г. Гадамер, Э. С. Маркарян, Р. Мертон, М. Мид, Ф. Де Соссюр, М. Хайдеггер, Л.Н. Шабатура, К-Г. Юнг).8

Инновационная активность зависит от человеческой способности к творчеству и возможности сообщества принимать или адаптировать результаты своих достижений. Поэтому для углубления исследования были привлечены труды по проблемам творчества как западных философов (А. Бергсон, А. Тойнби, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет), так и отечественных (Г. С. Альтшуллер, А. И. Арнольдов, Н. А. Бердяев, И. Н. Верткин, Б. П. Вышеславцев, К. М. Кантор, А. Т. Шумилин, К. М. Хоруженко).9

Инновацию как особый социокультурный феномен рассматривают В. И. Бакштановский, И. В. Бестужев-Лада, Н. И. Лапина, Г. И. Кархин, В. Ж. Келле, Б. И. Кононенко, Б. И. Кретова, А. С. Панарин, В. В. Прищепенко, А. Розенберг, Б. Санто, О. А. Сергеева, А. Ю. Согомонов, А. Г. Фонотов, В. А. Щербаха. С личностью инноватора как инициатора формирования инновационной культуры связывают надежды Г. С. Альтшуллер, А. С. Ахиезер, Дж. Джон, В. Е. Кемеров, Дж. Ландрам, Б. К. Лисин, А. И. Николаев, К. С. Финдли, Э. Хаген, ХеШан-кан, Е. Е. Штегер, К. Э. Циолковский.10

6 Сборник трудов участников конференции. - под ред. Е. Ю. Кулик, О. В. Пикулик. Саратов: Изд-во ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 364 с.

7 Мудрых В. Теория эволюции разума как конверсии интеллекта органического носителя в неорганическую мыслящую материю - М.:Аграф,1999.- 586с.

8 Поскряков A.A. Инновационная команда и ее психотипы. / Научная сессия МИФИ-2003. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2003.

9 Яковлева И. Я. Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени -2011. - N 2 (70), ч. 2: Серия «Гуманитарные и педагогические науки».

10 Пустовой А.П., Скачков Н.Г., Романова Л.И. Инновационные аспекты физической культуры студенческой молодежи: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО СПбГТУРП. - СПб., 2010. -

Анализ степени разработанности проблемы позволяет сделать вывод о том, что феномен инновации и инновационной культуры личности рассмотрен достаточно широко, с различных позиций, прежде всего, в русле экономических исследований. В то же время феномены инновации не являются осмысленными в полной мере на уровне философской мысли. Немногочисленные работы по самореализации личности в условиях современной инновационной гонки недостаточно определяют взаимосвязь возникновения инноваций на индивидуально-личностном уровне как начала социализации личности, и инновации - как средства социализации и самореализации. Это актуализирует значимость обращения к феноменам инновационная культура и влияния инноваций на общество в контексте философской антропологии в связи с возможностью для личности преодолеть кризис идентичности, сформировать инновационную культуру, существовать в качестве целостной и гармоничной. После изучения материалов по теме диссертационного исследования становится очевидно, что западные и российские ученые внимательно изучали развитие инновационной деятельности человека и общества, создав тем самым прочную базу для того, чтобы можно было продолжить результативное исследование. Принимая во внимание имеющиеся знания, в работе автор обращается к более детальному анализу, который отражает актуальность и важность выбранной темы на сегодняшний день.

Объектом диссертационного исследования является инновационная культура как феномен современного общества, отражающий содержание и уровень его прогрессивного развития.

Предмет исследования представляет содержание, сущность, особенности, условия и пути формирования инновационной культуры современного российского общества.

Цель исследования - на основе социально-философского анализа выявить природу, сущность, особенности инновационной культуры современного российского общества и конкретно московского мегаполиса, сформулировать и обосновать рекомендации по её совершенствованию. • •

Задачи исследования, которые потребовалось решить для достижения поставленной цели:

1. Раскрыть содержание и уточнить сущностные характеристики инновационной культуры российского общества;

2. Выявить основные проблемы развития инновационной культуры российского общества и московского мегаполиса в частности;

3. Определить позитивный потенциал инновационной культуры города Москвы и возможность его использования в интересах стратегического развития столичного региона и страны в целом;

4. Обосновать основные направления формирования приоритетной

30с.

модели инновационной культуры у жителей столичного мегаполиса и российского общества.

В заключение подведены итоги и сделаны выводы на основе изложенных в работе тезисов, задач и целей. Определены суть понятия РЖ, её основные функции, а также её влияние на жизнь населения города. Проанализирована сама структура инновационной культуры личности (ИКЛ), которая складывается из трех компонентов: личностная способность человека адаптироваться к изменениям; сама окружающая среда, пополняющаяся техническими новинками и способами интеракций; и исторический этап развития московского населения в условиях информационного общества. Автор также изложил возможные и потенциально более эффективные модели дальнейшей интеграции инновационного (технологий, моделей поведения, новшеств, социальных и прочих изменений) в жизнь города.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования Диссертационное исследование опирается на социально-философские и общенаучные принципы познания общественных явлений, системно-эволюционный подход, диалектический, исторический, логический, диагностический и социологический методы. В работе использованы и проанализированы отечественные и зарубежные труды, раскрывающие историю формирования и развития инновационной культуры в России и в Москве.

Диссертационное исследование основывается на современных нормативно-правовых документах Российской Федерации и города Москвы, на исследовательском материале города и области, монографиях, статьях, материалах научно-практических конференций и семинаров, посвященных процессу формирования и развития инновационной культуры московского общества.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ Диссертационное исследование состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

Во введении обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования. Также указана актуальность данной диссертации, степень разработанности проблематики темы Инновационная культура российского общества на примере московского мегаполиса. Автор определил её значимость и функции. В связи с особенностью ускоренного ритма жизни в столице - особенно важными становятся способность и готовность населения соответственно меняться и развиваться в изменяющихся условиях. Однако для получения эффективного результата и прогресса в обществе необходимо выделить принципы и модели этого развития. Для решения этой задачи необходимо выделить функции

инновационной культуры, такие как трансляционная, селекционная и инновационная, которые решают данную задачу.

В первом разделе - «Инновационная культура как объект социально-философского анализа» — автор анализирует соотношение человек-социум на сегодняшнем этапе развития в России. Предоставлена обобщающая информация о влиянии инноваций на модификации в обществе в московском мегаполисе. Также на основе сравнения со статистикой из других государств обозначена роль инноваций в личностном развитии граждан и повышении их способности к адаптации к актуальным событиям.

Во втором разделе - «Содержание и особенности инновационной культуры российского общества» - автор определяет условия функционирования и развития нового общества, которое формируется под специфическим влиянием инноваций и информатизации. Представлена оценка явления информации как социального феномена. Отражены черты нового социума, новой культурной эпохи, которые задают современный жизненный уклад в городе и стране.

В третьем разделе - «Позитивный потенциал инновационной культуры города Москвы и возможности его использования в интересах страны» - автор представляет анализ инновационной культуры (ИК) как единое целое из трех составляющих: ИК как внутренняя способность каждого человека к принятию изменений, ИК как внешние изменения и применение новейших технологий (непосредственно сами технические устройства и новинки, реструктуризация и реорганизация трудовой деятельности и изменение формата взаимодействия людей на работе и в быту), ИК как культурный пласт развития общества России.

В четвертом разделе - «Основные направления формирования приоритетной модели инновационной культуры жителей столичного мегаполиса» - представлены возможные будущие направления реализации внедрения и адаптации нововведений в инновационном московском обществе. Учтены актуальные административные документы, которые закрепляют программы Правительства Москвы по повышению уровня жизни населения, по развитию культуры в столице в целом и эффективной гармонизации личностной инновационной культуры каждого гражданина мегаполиса.

В заключение автор подводит итоги и делает выводы на основе изложенных в работе тезисов, задач и целей. Определены суть понятия ИК, её основные функции, а также её влияние на жизнь населения города. Проанализирована сама структура инновационной культуры личности (ИКЛ), которая складывается из трех компонентов: личностная способность человека адаптироваться к изменениям; сама окружающая среда, пополняющаяся техническими новинками и способами интеракций; и исторический этап развития московского населения в условиях

информационного общества. Автор также изложил возможные и потенциально более эффективные модели дальнейшей интеграции инновационного (технологий, моделей поведения, новшеств, социальных и прочих изменений) в жизнь города.

Работа изложена на 178 странице компьютерного текста через 1,5 интервала.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И

ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ Научная новизна диссертационного исследования

Диссертация представляет собой комплексное исследование сущности и функций инновационной культуры, а также рекомендаций по её формированию в условиях сегодняшней действительности. Научная задача, решаемая в диссертации, заключается в социально-философском обобщении опыта, разработке рекомендаций по развитию инновационной культуры московского общества.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём осуществлён социально-философский анализ проблем формирования инновационной культуры российского общества и его важнейшей неотъемлемой части - московского мегаполиса, раскрыты сущностные характеристики этого феномена, а также его потенциальные возможности в вопросах прогрессивного развития страны и сформулированы основные направления формирования приоритетной модели инновационной культуры у жителей столичного мегаполиса.

Конкретно научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих результатов:

- осуществлён социально-философский анализ проблем инновационной культуры как фактора прогрессивного устойчивого развития современной социальной системы, раскрыты её содержание и сущностные признаки; в ходе анализа установлено значение инноватизации11 общества, как технико-социокультурного процесса, определяющегося особой ролью информатизации социальной системы;

- выявлены основные проблемы развития инновационной культуры российского общества и московского мегаполиса в частности; обобщены исследования о влиянии инноваций на качественные характеристики и модификации российского общества, на его составные части (прежде всего, на московский мегаполис); в том числе, уточнена роль инноваций в становлении личности, повышении способности членов общества адаптироваться к быстро меняющимся условиям социальной эволюции;

- определены позитивные потенции инновационной культуры города Москвы; особенности инновационной культуры города Москвы представленной как единство ее различных аспектов - политического,

" Инноватизация представляет собой «подстегивание» экономико-технологического развития -Гаффер Т. Модернизация в России - 2011 г.

экономического, информационного, технико-технологического, культурного центра общества, а также элемента российской социальной системы, доминирующего в ней и, на базе высокого уровня инноватизации, информатизации и технико-технологического развития, детерминирующего характер и направленность ее важнейших связей;

- обоснованы основные направления формирования приоритетной модели инновационной культуры у жителей города Москвы и страны в целом; на основе системной детализации глубинных и устойчивых черт инновационной культуры, как социального явления и параметра общественного развития, порожденных ее развитием новых культурных ценностей, а также на основе исследования специфики инновационной культуры Российской Федерации (в её различных проявлениях), определение основных направлений формирования приоритетной модели инновационной культуры российского общества, способствующей развитию общественных отношений, улучшению качества жизни членов российского общества.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Инновационная культура - это уровень развития конкретной социальной системы, ее мировоззренческой, технической и технологической составляющих, которые проявляются в характерных для данной системы стандартах, моделях поведения и взаимодействия, быстрой массовой и масштабной социализации, восприимчивости общества в целом и большей части составляющих его. индивидов к инновациям их нацеленности на прогресс.

Инновационная культура как объект социально-философского анализа, представляет собой важнейшую характеристику современных социальных систем.

Согласно фундаментальному системному принципу, в каждую определенную социальную систему входят лишь те элементы, связи между которыми внутри данной системы являются существенно необходимыми, принципиально более устойчивыми и более взаимозависимыми, чем связи между этими элементами и какими-либо внесистемными образованиями (вещами, свойствами, отношениями).

Учитывая динамизм бытия и принципиальную изменчивость природы и общества, жизнеспособность социальной системы в значительной мере обусловлена модернизацией, обновлением ее наиболее важных элементов, компонентов и отношений (в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями, вызовами, угрозами).

Необходимы такие элементы, которые надежно обеспечивают целостность данной системы, преемственность и перспективы ее развития. Исходя из изложенного выше, в нашем случае (в контексте повышения инновационной культуры) речь идет об обеспечении гармоничной целостности старого, современного и нового.

В работе были определены направления развития инновационной культуры в современном обществе в России и в Москве в частности. Особую значимость приобретают данные вопросы в связи со спецификой ускоренного ритма жизни в столице, т.к. особенно важными становятся способность и готовность субъектов общественных отношений данной системы соответственно меняться и развиваться в изменяющихся условиях.

Однако для получения эффективного результата и прогресса в обществе необходимо определить принципы и модели этого развития, наиболее действенные методы совершенствования общественных связей и приемлемые модели элементов системы. Для решения этих задач последовательно были выявлены функции инновационной культуры, аспекты и формы её проявления и в итоге сделаны выводы о взаимовлиянии субъекта, с одной стороны, и московского мегаполиса, с другой, в условиях развития инновационной культуры.

Социально-философский анализ уровня инновационной культуры московского общества представляет собой обобщенное, комплексное и всестороннее выявление направлений и способов воздействия на жизнь населения региона и страны, в целом, дальнейшее их развитие. Она предполагает реализацию требований социокультурного, цивилизационного, системно-структурного, функционально-

деятельностного и объективно-субъективного подходов к анализу инновационной деятельности граждан и администрации как России в целом, так и города Москвы в частности.

Таким образом, инновационная культура является, во-первых, неотъемлемой стороной и проявлением культуры конкретного общества; во-вторых, непосредственной средой жизнедеятельности членов данного общества; в-третьих, необходимое условие прогрессивного развития общества;' в-четвертых - как результат развития — определенный (современный) этап эволюции человечества.

2. Специфика инновационной культуры Российской Федерации отличается, с одной стороны, недостаточной определенностью, высокой степенью неравномерности по регионам, социальным группам, сферам жизни общества, отраслям общественной деятельности; с другой стороны - высокой степенью восприимчивости к внешним воздействиям, адаптивности к новым условиям, высоким творческим потенциалом многих субъектов социальных отношений, концентрацией инноваций, информатизации, современных технологий в отдельных элементах социальной системы.

Инновационной культуре российского общества в сравнении с передовыми странами Европы, Северной Америки, Азии свойственна менее высокая степень развития, противоречивость, неопределенность, даже некоторая незрелость. Это вносит серьезные проблемы в

общественное развитие, обеспечение безопасности общества, высокого уровня жизни его граждан.

В то же время, российское общество обладает большим потенциалом развития и инновационной культурой, базирующейся на социальной активности, мощной ресурсной базе, уникальном опыте исторического развития страны, а также на высокой концентрации современных технико-технологических решений, пронизывающих практически все стороны и уровни активной социальной жизни отдельных регионов (Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие) отраслей экономики (газовая, нефтедобывающая промышленность, энергетика и др.), сфер деятельности (отдельные стороны космической, оборонной, информационной деятельности).

Вместе с тем, российское общество имеет возможность использовать различный, в том числе, и передовой, опыт наиболее динамично развивающихся стран по созданию, внедрению и использованию в повседневной практике инновационных ценностей, изобретений, элементов нового мировоззрения.

На основании проделанного в работе анализа, выявлена определенная степень готовности общества к освоению и внедрению инноваций в повседневную жизнь.

Особое внимание в современных условиях развития инновационной культуры обращается на изучение внутреннего мира человека, как субъекта общественных отношений, как носителя знаний, как личности, обладающей своими ценностями и предпочтениями, определяющими направления и условия формирования богатства современного общества.12

На современном этапе развития человечество не просто делает виток на очередную ступень своего существования, а совершает грандиозный по своей исторической значимости переход на качественно новый этап эволюции. Процесс становления нового общества, которое часто называют инновационным (постиндустриальным), представляет собой богатое исследовательское поле.

Современная инновационная культура личности жителя московского мегаполиса имеет специфические черты, обусловленные изменениями в связи с периодом перехода к социальным образованиям и отношениям, характерным для постиндустриального общества. В начале XXI века процесс инновационного развития определяется двумя главными составляющими: реализацией инновационных проектов и развитием инновационного потенциала.

В силу неоднозначной оценки состояния инновационного потенциала России, ведущих экономических районов, включая города и предприятия, существенной разницы между уровнями развития инновационной

12 Негодаев И.А. Информатизация культуры. - 2008.

культуры общества в столице и в регионах существует опасность инновационной стагнации. Для гармоничного развития населения требуется институциализация инновационной культуры, т.е. превращение ее развития в организованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников.

3. Позитивный потенциал инновационной культуры Москвы заключается: а) в достаточно высоком уровне ее развития, б) в высокой насыщенности технико-технологической составляющей организационно-производственной деятельности, сферы услуг региона, повседневной жизни его жителей; в) в появлении и распространении новых общественных ценностей и, прежде всего, мастерстве естественности повседневного использования постоянно совершенствуемых технических систем (решений, устройств, технологий).

Столичный мегаполис отличается не только самыми современными техническими новинками, но и конкурентной борьбой за оснащения инновациями (более 50% населения пользуются самыми современными индивидуальными средствами связи и информации). Поэтому отличительной чертой стиля социально активного субъекта общественных отношений мегаполиса стало непрерывное повышение навыков (привычка) освоения новых - все более сложных - технологий; применение их, практически, во всех формах и процессах жизнедеятельности; стремление к технико-технологическому комфорту.

Таким образом, важнейшей особенностью инновационной культуры социальной системы столичного мегаполиса является динамичное повышение уровня самой инновационной культуры.

На сегодняшний день уровень инновационной культуры Москвы существенно превосходит уровень инновационной культуры российского общества и, в то же время, он вполне соизмеримым с уровнем культуры передовых стран Европы, Америки, Азии, «мировых столиц».

Умение использовать инновации в целях повышения результативности профессиональной деятельности, повышения бытового и информационного комфорта становится нормальным явлением в регионе среди социально активной части членов общества и неотъемлемой чертой субъекта социальных отношений, от крупного руководителя до школьника.

В технико-технологическом смысле инновационная культура находит своё яркое проявление в Москве в оптимальных способах обращения с данными и информацией, технологиями и техникой, представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В таком понимании она является показателем помимо профессиональной, также и общей культуры.

Именно на примере столицы можно констатировать, что

инновационная культура вбирает в себя знания наук, использование достижений которых необходимы для успешной инновационной деятельности, и умение применять полученные знания в своей практической деятельности. К ним, прежде всего, можно отнести кибернетику, информатику, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин (которые представляют на сегодняшний день в Москве важное значение, являются престижными и актуальными отраслями развития научной деятельности).13

Неотъемлемой её частью в указанном аспекте являются знание принципа работы и навыки свободного использования новых информационных технологий, умение применять их как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления от стандартов и нетрадиционного творческого мышления.

Процесс инновационного развития в социальной системе столичного мегаполиса имеет две главные составляющие: реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Еще одной важной чертой становится интеграция сознания, образа жизни, а также, отчасти, и профессиональной деятельности в соответствующие параметры общемирового масштаба и значения. Широкое распространение применительно к общественному развитию получили такие понятия, как устойчивый рост и глобализация.14

Несмотря на появление существенных и принципиально новых проблем социального характера, в Москве все же укрепляет свои позиции позитивная тенденция прогресса инновационной культуры личности. На фоне этой личностной адаптации к нововведениям и возникающим в различных сферах жизнедеятельности столичного региона новшествам, продолжается централизованный процесс модернизации отраслей, учреждений, услуг и технологий работы с населением на основе внедрения современных информационных, телекоммуникационных и медийных технологий, а также ожидается создание новых современных экспозиций, популяризирующих отечественное и мировое культурное наследие с применением инновационных технологий, обучающих экспозиций, действующих лабораторий и экспонатов.

На сегодняшнем этапе развития в России - и в Москве в частности -процесс формирования и развития инновационной культуры тесно связан с процессами информатизации и модернизации московского общества. Само наличие знаний, информации для дальнейшей успешной эволюции и функционирования инновационного общества, однако, недостаточно. Необходимо создание условий для того, чтобы все социальные группы имели свободный доступ к информации и возможность ее использования в своей практической деятельности.

13 Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: 1991. 302 с.

14 Николаев А. Проблемы теории и практики управления. №15. - 2008 г.

Демократизация московского общества и его информатизация находятся в органическом единстве, а также предполагают друг друга, что является важнейшим стимулятором этих процессов. В связи с этим следует сказать о том, что новые информационные технологии, изменяя характер и содержание трудовой деятельности, делает их более производительными и интеллектуальными.

Сегодня в столице существует неограниченный диапазон проявления инновационной культуры - от создания условий эффективного использования инновационного потенциала (личности, предприятия, организации) в интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании.

Инновационная культура в Москве (как в центре страны) выполняет важнейшие социально-культурные функции, образующие современные ценности, отражающие глубинные и устойчивые черты современного динамично развивающегося общества (они определяют всю совокупность творческого самовыражения, концентрируют духовные устремления и идеалы населения).

Инновационная культура московского мегаполиса содержит в себе своеобразный «культурный код», который обеспечивает многоуровневую идентичность личности, ее принадлежность к определенной социально-культурной и этнокультурной группе, индивидуальную и социальную тождественность человека, его включенность в происходящие процессы эволюции и трансформации.

Московская модель инновационной культуры15 является результатом взаимодействия различных факторов - исторических, социальных, природных, о которых шла речь в предыдущих разделах. Они также формируются средой обитания человека, социальными условиями его жизни, культурой и, в свою очередь, порождают и воспроизводят их, являются их источником и причиной. Таким образом, особенности инновационной культуры в Москве позволяют решить задачи теоретико-методологическую и познавательную - выделить из вариантов характеристик и специфик инновационной культуры России те, которые объединяются в интегральный образ инновационной культуры столичного региона, которые получают в нем согласованность.

4. Основные направления развития инновационной культуры российского общества заключаются в изменении элементов мировоззрения, позволяющих позитивно воспринимать и активно использовать инновации в интересах повышения эффективности всех сторон жизнедеятельности отдельного субъекта и социальной системы, в целом; в повышении уровня компьютерной грамотности; в подъеме на новый качественный уровень роли науки в жизни общества; в развитии

15 Зд.: Черты ИК, проявляющиеся и характерные для столичного региона.

инфраструктуры инновационной культуры; в повышении уровня инновационной культуры в дошкольных, средних и высших образовательных учреждениях.

Повышение инновационной культуры не сводится к распространению компьютерной грамотности и культуры использования современных информационно-технических средств. Совершенствование культуры современного человека предполагает существенную коррекцию его мировоззрения, этической составляющей, развитие интеллекта, обострения чувства угроз, источниками которых становятся информационные технологии, повышение навыков самоизоляции от негативного воздействия информационных сетей, в том числе, выработки у себя «спам-иммунитета».16

То есть, цель состоит не только в свободном владении сложными техническими устройствами и технологиями, но в умении защищать себя, свою сферу деятельности, семью, коллектив от потока ненужной (а порой и вредной) информации, негативных воздействий современных технологий и систем.

Неотъемлемой составляющей совершенствования инновационной культуры является укрепление авторитета науки в жизни общества, повышение уровня ее развития, а также широкое распространение в обществе научного знания.

Еще одним атрибутивным направлением повышения уровня инновационной культуры является развитие ее инфраструктуры: продуманное внедрение «высоких технологий» в повседневных образовательный и воспитательный процессы на всех уровнях, развитие взаимодействия публичных детских и юношеских библиотек, библиотек семейного чтения с библиотеками учебных заведений, в первую очередь -со школьными библиотеками.

Непременной составляющей роста инновационной культуры современников является изучение иностранных и, прежде всего английского (как международного), языков.

Важнейшим условием реализации названных направлений и других задач в рамках совершенствования инновационной кулыуры российского общества является активное координирование этого процесса со стороны государства на основе тщательного научного анализа и глубокого всестороннего изучения российского социального пространства, устремлений и ценностей широких слоев социально активного населения страны.

Один из основных приоритетов Российской Федерации представляет собой направленность на создание и дальнейшее развитие информационного элемента. Важную роль в решении этого вопроса играет

16 Зд.: информация, которую человек не хочет получать или не в состоянии освоить, т.к. процесс поступления информации проходит бесконтрольно и не упорядочено.

изучение, совершенствование и распространение модели инновационной культуры столичного мегаполиса, включающая в себя организационные и законодательные решения, технологии, модели поведения, направленность и характер социальной динамики.

Сложность и многозначность приоритетов развития сферы культуры Москвы, наличие масштабных проблем, необходимость больших ресурсных затрат делают очевидным то, что современные задачи требуют пристального контроля и индивидуального подхода в решении каждого вопроса. Всё это доказывает необходимость комплексного подхода в работе по развитию, адаптации и укреплению инновационного склада сознания граждан, которое позволяет продвигать внедрение материальных инноваций (т.е. собственно технологии и техника), а также успешно продолжать движение общества по пути эволюционного развития к новой эпохе.

Методология повышения жизни населения путем реализации программ предполагает слаженность работы ответственных уполномоченных административных органов городской исполнительной власти. Предполагается формирование системы информирования населения о введении инновационных новшеств, а также установление удобных форм взаимоотношений жителей мегаполиса с организациями, призванными улучшить их жизнь и оптимизировать повседневную деятельность, формируя новый уровень инновационной культуры граждан.

Исходя из проведенного исследования становится ясно, что существует необходимость решить несколько ключевых задач, которые объективно представляют важность для развития культурного уровня населения в столице. По выполнению пунктов указанных в четвертом разделе программ будет производиться поддержка творческой, инновационной культурной и образовательной деятельности, в том числе совместных проектов и программ с некоммерческими организациями (НКО), осуществляющими деятельность в сфере культуры, искусства и досуга.

Практика последних двух десятилетий подтверждает эффективность решения проблемных вопросов развития сферы культуры путем разработки и реализации государственных программ. Программный подход позволяет с максимальной социальной и экономической эффективностью решать задачи культурного развития Москвы, сохранения и приумножения культурных ценностей, приобщения к культурным благам и творческой деятельности различных категорий населения города.

Представленные возможные будущие направления реализации внедрения и адаптации нововведений в инновационном обществе мегаполиса. Учтены актуальные административные документы, которые закрепляют программы Правительства Москвы по повышению уровня жизни населения, по развитию культуры в столице в целом и эффективной

гармонизации личностной инновационной культуры каждого гражданина мегаполиса. Таким образом, происходит совершенствование создания эффективных механизмов обеспечения управления городским хозяйством и повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг в электронном виде и усиление роли информационно-коммуникационных технологий в обеспечении жизнедеятельности города Москвы на уровне мировых стандартов.

IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Теоретическая ценность работы заключается в разработке материалов о формировании и развитии уровня инновационной культуры жителей мегаполиса; в анализе существующей системы распространения инноваций; в исследовании эволюции системы информирования населения об инновационных изменениях; в методах введения новшеств в повседневную жизнедеятельность горожан; в методах взаимодействия властей и населения с целью повышения уровня жизни и инновационной культуры.

Практическая значимость осуществленного диссертационного исследования определяется его направленностью на анализ и выработку действенных механизмов преобразования и развития уровня инновационной культуры жителей столицы, посредством их внедрения в повседневную деятельность горожан. Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций в области анализа уровня развития инновационной культуры личности и общества России и Москвы. Разработаны действенные механизмы и программы мероприятий по повышению этого уровня при непосредственном содействии исполнительной власти города.

На основе полученных результатов может быть создана эффективная система целенаправленного комплекса мероприятий с целью повышения уровня личностной и общественной инновационной культуры, улучшения качества жизни горожан, а также существенное изменение сознания населения о будущем развитии города, страны и мира.

Основными рекомендациями в практику исполнительной власти являются:

1. Создание понятной и доступной системы информирования населения о новшествах, а также наличие «обратной связи» для выявления ошибок/несогласия.

2. Практическая работа с целью массового обучения населения, адаптации и правильного восприятия изменяющихся реалий жизни в городе.

3. Предложение по гармоничному и сбалансированному финансированию и развитию центра и округов с целью качественного

улучшения жизни населения как в Москве, так и на всей территории Российской Федерации.

4. Выдвижение предложения о формировании центров психологической работы по укреплению толерантности жителей мегаполиса к нестандартным формам взаимодействия в повседневной жизни.

5. Разработка и внедрение идеи нового открытого типа мышления граждан столичного мегаполиса, оптимизация жизни которого проведена сообразно новейшим техническим и технологическим достижениям.

Апробация результатов исследования

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования апробированы автором в ходе практической деятельности в Московской Городской Думе, Мэрии города Москвы, Международной ассамблеи столиц и крупных городов, в

Департаменте внешнеэкономических и международных связей города Москвы, а также в ходе социологических исследований. Ряд научных результатов нашли отражение в средствах массовой информации (газеты, журналы, Интернет и телевидение).

Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования апробированы автором непосредственно в ходе прохождения трудовой деятельности в Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, в Мэрии города Москвы, а также в Департаменте внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Основные материалы практической части исследования разрабатывались и собирались в период 2005-2010 гг.:

Результаты исследования могут позволить совершенствовать нынешнюю систему внедрения запланированных программ по формированию и повышению уровня инновационной культуры населения, гармонизировать отношения граждан внутри страны, а также повлиять на создание благоприятного имиджа российских граждан на мировой арене.

Достоверность научных результатов и рекомендаций диссертационного исследования обоснована реальностью исходной и обобщенной информации, непосредственным применением принципов и подходов социально-философского анализа, методов эмпирических исследований науки, логикой построения доказательных выводов, а также апробацией работы непосредственно в исполнительной и законодательной власти города.

Осуществленное в диссертационном исследовании социально-философское обоснование рекомендаций по формированию и развитию инновационной культуры общества является актуальным шагом в движении управленческой мысли города Москвы и может быть использовано в других городах Российской Федерации с учетом местных особенностей. Одновременно это является важнейшим методом

повышения активности москвичей в их повседневной жизни и деятельности.

Таким образом, задачи решены, цель диссертационного исследования достигнута.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1) Чернова A.B. Инновационная культура личности государственного служащего г. Москвы. // Теория и практика общественного развития. - №12. - 2012.17

2) Чернова A.B. Инновации в системе управления. II Философия и культура № 5. - 2012. С. 91-95.18

Публикации в иных изданиях:

1) Чернова A.B. Стажировки в Германии: Научные работы студентов МГУУ Правительства Москвы (2007-2008). - Москва: Московский университет управления Правительства Москвы, 2010. - 256с.

2) Chernova A.V. Quergestreift // Man muss miteinandersprechen (Tschernowa A.). - 25 Sept. 2008. S.12.

17 http://www.teoria-practica.ru/-12-2012/philosophy/chernova.pdf

18 http://nbpublish.com/fkmag/mag_contents_5_2012_18537.html

Подписано в печать: 14.10.2013

Объём: 1 п. л. Тираж: 100 экз. Заказ № 435 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, ул. Бауманская, д. 33, стр. 1 +7(495)979-98-99, www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Проблемы формирования инновационной культуры современного российского общества на примере московского мегаполиса"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

л / члл / I Л /

ЧЕРНОВА

Анна Викторовна

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА (СОЦИАЛЬНО-

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Научный руководитель Доктор философских наук Профессор Песоцкий В.А.

Москва 2013

План

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................„...3

I РАЗДЕЛ. ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА...........................................................................17

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.......................................................47

III РАЗДЕЛ. ПОЗИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ СТРАНЫ.................................................82

РАЗДЕЛ IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНОЙ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА........................................................................127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................159

БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................................171

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций

ВВЕДЕНИЕ

XXI век справедливо называют веком инноваций. Инновационная культура - исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Представляя собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, инновационная культура играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов.

Инновационная культура представляет собой знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового. Иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Инновационная культура, несомненное, является часть культуры в целом. Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный (материальный), духовный миры1 и самого себя.

Сегодня уровень развития инновационной культуры определяет характер деятельности всех слоев и групп общества Российской Федерации и Москвы, в частности. Влияние инноваций может действовать стихийно, неуправляемо и целенаправленно, организованно. Второй аспект представляет непосредственный интерес, так как понимание и контроль быстро

)

I

1 Зд. Мир как сфера жизни человека и общества (материальный, духовный, пр.).

изменяющихся реалий позволяет качество повысить уровень жизни и развития населения как города, так и страны в целом. Именно данное направление стало предметом диссертационного исследования применительно к жизнедеятельности населения столичного мегаполиса.

Актуальность темы диссертации, во-первых, особенно возрастает в условиях ускоренного ритма жизни в мегаполисе в период завершения переходного периода развития московского общества, которое знаменуется большим количеством проводимых реформ, введением новых законов и норм жизнедеятельности граждан. Под воздействием этих правил появляются новые моральные и общественные ценности и представляется существенным развитие способности и готовности населения соответственно меняться и достойно ориентироваться в этих реалиях. Однако для получения эффективного результата и прогресса в обществе необходимо выделить принципы и модели этого развития. Для решения этой задачи необходимо выделить объект и предмет исследования, его цели, а так же подробно рассмотреть и проанализировать понятия, характерные черты и функции инновационной культуры (которые и решают поставленную задачу).

Во-вторых, данная область научного исследования является достаточно новой. Многие вопросы в ней остаются нерешенными, не имеют однозначного толкования и требуют теоретического обоснования, а также выдвижения соответствующих рекомендаций. С учетом этих замечаний, ясно, что в московском мегаполисе для дальнейшего рассмотрения инновационной культуры необходимо формирование систематизированного и оперативного внедрения инноваций с полноценной реализацией. Общество сегодня в силу социальных демократических перемен стало готово к усвоению новшеств, что определяет достаточное основание для организованного изучения и управления жизненно важными аспектами гармоничного развития населения. Важным аспектом является то, что большая часть нововведений должна осуществляться при непосредственном участии исполнительной власти города, которая должна решать повседневные вопросы, добиваться

)

выполнения ранее принятых решений, а не формально заботиться о населении. Правительство России и администрация Москвы имеют право на полную свободу действий для реализации и инициативы по любому вопросу, что способствует быстрому и качественному исполнению законопроектов и целевых программ, направленных на повышение уровня инновационной культуры граждан. 2

В-третьих, сложные социальные процессы управления и необходимость постоянного контакта с населением отражают необходимость создания и непрерывного функционирования инновационной системы города (с привлечением последних инновационных достижений в сфере науки и техники, социологии, пр.).3 Именно сейчас жители мегаполиса осознают, что дальнейшая жизнь в столице обусловлена пониманием проводимых реформ и умелым контролем введенных новшеств. Нынешние условия сформировали запрос у жителей столицы на принятие, укоренение и развитие инноваций, так как они существенно влияют на жизнедеятельность граждан. Эффективное проведение работ по анализу уровня инновационного развития общества, своевременному обеспечению жителей города необходимыми техническими и технологическими новинками, а также информирование населения о наиболее важных решениях и достигнутых результатах требует научных разработок, позволяющих в полной мере использовать философию социального управления.

В-четвертых, современные задачи, связанные с необходимостью повышения качества и культурного уровня жизни горожан диктуют необходимость обобщенного, социально-философского анализа и разработки

2 Постановление Правительства Москвы от 2.02.2011г. N 23-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы", в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.03.2011 N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Москвы"; Постановление Правительства Москвы от 09.08.2011г. № 349-ПП «Об утверждении государственной программы «Информационный город 2012-2016 гг.» - Департамент информационных технологий города Москвы - 2011г.; Постановление от 20 сентября 2011 г. N 431-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы" 20.09.2012- С.С. Собянин.; Государственная программа города Москвы «Культура Москвы 2012-2016 гг.» N 431-ПП 2011 г..

3 См.: Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческих решений. М., 1997.

приоритетной модели инновационной культуры жителей столичного мегаполиса. Только после реализации ряда мероприятий и выдачи рекомендаций в практику можно вести речь о гармоничном развитии как московского, так и российского общества. Это актуализирует исследование общих теоретических положений.

В силу малочисленности философско-социологических исследований, посвященных теме инновационной культуры личности, актуализации ее инновационных начал мы обратились к широкому кругу источников, имеющих отношение к объекту изучения для решения поставленных нами задач.

Процессы самореализации и социализации личности раскрываются в работах П. С. Гуревича, Н. А. Кебиной, К. Н. Любутина, Г. Маркузе, А. Маслоу, Л. А. Мясниковой, А. В. Перцева, В. И. Плотникова. Также отдельным блоком рассмотрены вопрос самореализации личности в работах Г. С. Батищева, Л. Г. Брылевой, В. Б. Кемерова, О. А. Киселевой, Л. Н. Когана и П. П. Соболь.4

В связи с необходимостью рассмотрения в диссертации феномена инновационной культуры личности проанализированы работы, раскрывающие суть, содержание отношения культура - личность (А. И. Кравченко, И. Я. Лойфман, А. А. Оганов, В. И. Плотников, Ф. А. Степун, А. Я. Флиер, И. Т. Фролов, М. Хайдеггер), а также работы, посвященные особенностям существования личности в современном социуме (В. Л. Абушенко, В. С. Барулин, В. Брюнинг, М. Бубер, П. С. Гуревич, Г. Мадинье, М. К. Мамардашвили, Л. А. Мясникова, К. К. Платонов, В. С. Семенов, Й. Хейзинга, Г. Э. Хенгстенберг, А. С. Эспиноза).5

Обсуждение феномена инновации в социально-гуманитарных науках началось в первой половине XX века в работах Г. Тарда, Н. Д. Кондратьева и И. Шумпетера. Свое развитие теория инновации получила в инновационном

4 Сборник трудов участников конференции. - под ред. Е. Ю. Кулик, О. В. Пикулик. Саратов: Изд-во ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 364 с.

5 См. Там же.

менеджменте, где инновация представлена как структурированный феномен, имеющий алгоритмы внедрения и использования (Я. Брукс, П. Ф. Друкер, И. Т. Балабанов, С. В. Ильдеменов, Р. А. Фатхутдинов).6

Существенные характеристики инновации могут быть выявлены через призму диалектического единства новаторства и традиции в философии науки (Т. Кун, К. Поппер, А. Н. Уайтхед и др.) и других отраслях философского знания (Г. Гадамер, Э. С. Маркарян, Р. Мертон, М. Мид, Ф. Де Соссюр, М. Хайдеггер, Л.Н. Шабатура, К-Г. Юнг).

Инновационная активность зависит от человеческой способности к творчеству и возможности сообщества принимать или адаптировать результаты своих достижений. Поэтому для углубления исследования были привлечены работы по проблемам творчества как западных философов (А. Бергсон, А. Тойнби, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет), так и отечественных (Г. С. Альтшуллер, А. И. Арнольдов, Н. А. Бердяев, И. Н. Верткин, Б. П.

о

Вышеславцев, К. М. Кантор, А. Т. Шумилин, К. М. Хоруженко). 4

Инновацию как особый социокультурный феномен рассматривают В. И. Бакштановский, И. В. Бестужев-Лада, Н. И. Лапина, Г. И. Кархин, В. Ж. Келле, Б. И. Кононенко, Б. И. Кретова, А. С. Панарин, В. В. Прищепенко, А. Розенберг, Б. Санто, О. А. Сергеева, А. Ю. Согомонов, А. Г. Фонотов, В. А. Щербаха. С личностью инноватора как инициатора формирования инновационной культуры связывают надежды Г. С. Альтшуллер, А. С. Ахиезер, Дж. Джон, В. Е. Кемеров, Дж. Ландрам, Б. К. Лисин, А. И. Николаев, К. С. Финдли, Э. Хаген, Хе Шан-кан, Е. Е. Штегер, К. Э. Циолковский.9

Анализ степени разработанности проблемы позволяет сделать вывод о

6 Мудрых В. Теория эволюции разума как конверсии интеллекта органического носителя в неорганическую мыслящую материю - М.:Аграф,1999.- 586с.

7 Поскряков А.А. Инновационная команда и ее психотипы. / Научная сессия МИФИ-2003. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2003.

8 Яковлева И. Я. Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени -2011. - N 2 (70), ч. 2: Серия «Гуманитарные и педагогические науки».

9 Пустовой А.П., Скачков Н.Г., Романова Л.И. Инновационные аспекты физической культуры студенческой молодежи: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО СПбГТУРП. - СПб., 2010. -30с.

том, что феномен инновации и инновационной культуры личности рассмотрен достаточно широко, с различных позиций, прежде всего, в русле экономических исследований. В то же время феномены инновации не являются осмысленными в полной мере на уровне философской мысли. Немногочисленные работы по самореализации личности в условиях современной инновационной гонки недостаточно определяют взаимосвязь возникновения инноваций на индивидуально-личностном уровне как начала социализации личности и инновации - как средства социализации и самореализации. Это актуализирует значимость обращения к феноменам инновационная культура и влияния инноваций на общество в контексте философской антропологии в связи с возможностью для личности преодолеть кризис идентичности, сформировать инновационную культуру, существовать в качестве целостной и гармоничной.

Развитие общества в исторической перспективе подразумевает движение от одного его качественного состояния к другому. Изменение качества включает в себя изменение технологического базиса общества, развитие социальных регуляторов, изменение систем ценностей и т.д. Переход к новому качеству (развитие, определяющее собой сущность инноваций) возможен только при новом использовании ресурсов, природных, технологических, социальных, культурных. Изменение ресурсного потенциала человеческого общества и форм его реализации являются содержанием процесса социально-экономического развития. Следовательно, инновационность может быть определена как свойство, характеризующее способность общества изменять свое качество, в противоположность консерватизму (традиционализму) как способности общества сохранять достигнутое. Поэтому, любое качественно новое развитие является инновационным. Однако именно в последнее время вопрос о необходимости инновационного развития встал особенно остро. Не в последнюю очередь - в связи с изменением акцентов в структуре инноваций.10

10 Алексеева Е.А. Инновационная культура России // Россия: тенденции и перспективы развития.

8

Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов ещё в середине XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений). Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика. Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук: инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии,11 технической эстетики, культурологии и т.д. Одной из наиболее разработанных современных прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как совокупность знаний и система действий, направленных на достижение конкурентоспособности создаваемых новшеств.

На сегодняшний день инноватику рассматривают как науку о технологиях создания новых вещей (в широком смысле слова) и тех социальных, технических, экономических, психологических и иных предпосылках, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий. Вместе с тем отметим, что инновативность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, экономики, искусства и т.д. В широком культурологическом контексте традиции рассматривают как необходимое условие всякого развития. Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, с другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь.12

Ежегодник. Выпуск 3, ч.2. / Отв. ред. Пивоваров Ю.С. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - 450 с.

11 Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова JI.E. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.. — СПб., Коломна, Рязань: 2008. Акмеология (от др.-греч. акцт|, акте— «вершина», др.-греч. Xoyoq, logos— «учение»)— наука о закономерностях (путях) достижения совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.

12 Философия (конспект лекций в схемах).- М., «Издательство ПРИОР», 2000. - 256 с.

Таким образом, единство инновативности и традиционности, которое фиксируется в общекультурном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального прогресса. Связующим звеном в таком динамически изменяющемся единстве являются те элементы культуры, которые мы привычно относим к современному - современная наука, современная техника, современная экономика и т.п. Именно в этом смысле можно говорить об основной задаче инновационной культуры как о задаче по достижению своеобразной инновационной динамики, т.е. поиска оптимального (в конкретно-историческом плане) равновесия между старым (прошлым) современным (настоящим) и новым (будущим). Поскольку порог инновационной восприимчивости у старого, современного и нового неодинаков, в силу разного уровня личной инновационной культуры населения Москвы и России в целом в заданных конкретно-исторических параметрах (социальных, экономических, политических, технических, религиозных, информационных и т.д.), то результат проявляется в виде неравномерного изменения в обществе.13

Иными словами, всякая инновация как разно�