автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблемы поэтики чувашской психологической прозы

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Федоров, Георгий Иосифович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Проблемы поэтики чувашской психологической прозы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы поэтики чувашской психологической прозы"

Башкирский государственный университет имен» 40-летия Октября

Ни правах рукописи

ФЕДОРОВ Георгин Иосифович

ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЧУВАШСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

Специальность 10.01.03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

У Ф Л — 1 3 9 »

Работа выполнена и отделе литературы и фольклора ордена 3ii.ii; Почета ПИИ при СМ Чувашской ССР

Научный руководитель — доктор филологических наук профессор Е.. В. ВЛАДИМИРОВ

Официальные оппоненты — доктор филологических паук профессор Г- Б. ХУСАИПОР кандидат филологических наук А- В- ВАСИЛЬЕВ

Ведущее учреждение — ордена Трудового Красного Знамени Чувашским государ стьеннын педагогически» институт имени И. Я- Яковлева

Зашита состоится

на заседании Специализированного Сонета К 064 13.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Башкирском государственном университете им. 40-летн.ч Октябри (450071, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32).

С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке Башкирского уип верситета им. 40-летии Октября.

/С . ШР^С^/у-^ -

Автореферат разослан < С? . (у ^ ___И)1 0

Ученый секретарь Специализированного Сонета доктор филологических паук

профессор М. В. ЗАИНУЛЛПН

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность избранной текд. Одной яз ваяных задач художественной литературы является раскрытие внутреннего аира человека, его дувеввцх двипепай в саыкх разнообразны:: проявлениях. В последнее несколько лег заметно повысилась общегумаиистаческая значимость личности, обнаружилось, что она налрякув связааа с позскоц человеком самого себя. Совершенствование духовного мира ладей, постцзензе бессознательных процессов, происходящих в зх асихнке, раскрытие соцзально-лсдхологаческой природа человека писатели тесно узкзывавт с необходимостью углубленного проникновения во внутренней шзр героев. Это обстоятельство побуждает исследователей вез чаше обращаться к вопросам художественного психологизма в литературе. Данная проблема рассматривалась со-аетскима латауагуроведамэ под разсыыа углами зрения. Появилась ЗЕтеоесвке труды по вояроса?л психологического раскрытая характерах, специальные работы посвяншны изучении психологизма в

о

творчества отдельных художников . Сходные задачи стояла я перед литературоведами региона 7раяа з Доволяья. Бесспорно пенным ис-слрдовавгеа является монография Ф.Хагаяона "Духовный иир героя: психологизм в совреыеагзой татарской йрозв" /1281/. Интересные наблпдезая о природе сопаально-псяхологаческих жанров находим в кегге А.Х.Бахитова "Балкарский советский ронап" /1Э78/. Устойчивей интерес к проблеме психологизма наблюдался я в чувашском литературоведении. Объектом исследований Г.Я.Хлебнлкоза стали некоторые традапия психологизма в чувашской литературе. йц же проанализированы определенные истока эстетика психологизма и психологии творчества3. В статьях С.А.Алексаядрова поднимаются проблемы психологии восприятия художественных произведений, ис-следувгся разные грана психологического анализа в современной

* Страхов И.Б. Психологический ападаз в литературной творчестве. В 2-х ч. - Саратов, 1973. - 1.1. - 56 с.

о

Карлова Т.П. Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л.Н.Толстого. - Изд. Казанского университета,1966. - 39 с.

Хлебников Г.Я. ^вашский роман. - Чебоксары, 1966. - 210 е.; Ядро таланта /на чув. яз./. - Чебоксары, 1981. - 143 с.

т

прозе-.

Однако б чувашской науке все еше пег системного анализа данной проблемы. Большинство исследователей позвание духовной жизве человека понимали лишь как совокупность художественных дриемов. Между тем эстетические поиски современных писателей говоря! о том, чю в их творчестве психологизм нередко одредь-дяет все художественную ткань произведений. Поэтому проблему следует рассыазфивать комллексво, в системе освоввых художественных поисков писателя. В силу этого автора интересует собственно психологическая проза, в которой психологизм весет основную смысловую нагрузку.

С недавнего времени появились возможности проследить художественное утверждение психологизма в литературе с привлечением отвергнутых или же недооцененных ранее произведений. Анализ творческих находок таких чувашских писателей, как Ц.Федоров, ВЛгзай, Е.Ешшев, Хв.Удр, Ю.Скворцов и др., свидетельствует о глубинном и давнем интересе художников к самым сокровенным сторонам внутренней жизни лсдей. Внимание к определенным сторонам души в цровзведениях, своеобразие развития традипий этих писателей в творчествах прозаиков последующих лет показывает, что в чувашской прозе 50-80-х годов была созданы образы самых разнообразных героев: "деловых лвдей", "героических личностей", "маленького человека" и т.д. Все это поцогает выявить неизвестные ранее художественные храни психологической прозы, глубже исследовать философские основы, особенности поэтики и истории психологизма в чувашской советской прозе.

В диссертации автор ставит паль доказать эстетическое своеобразие чувашской психологической прозы на Фоне психологических поисков б литературах региона. Особое внимание в работе уделено выявлению самоценности психологизма как качественно определенного явления, изучению психологического механизма человеческих поступков, особенностей его отражения в литературе. Психологизм в работе расценивается как условие, обеспечкЕаэшее дознание законов отбора и организация материала писателей. Дне* Александров С.А. Проблемы художественного восприятия // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. - Труды ЧБИШШЭ. - Чзбоксары, 1987. - 83 с. Психологическое расщ>ы-тне художественного характера // Художественное мастерство чувашских писателей. - Труды ЧЕШЯШЭ. - Чебоксары, 1986. - 68 с.

сертанг стремится к внявлензв инварианта его художественного сознания. С этой целью устанавливаются основные грани концепции личности а мира е творчестве художников. Приход з литературу нового писателя о новый видением мира, с ноеой концепцией героя фактически означает появление нового психологического типа мышления. Поэтому при анализе эстетического своеобразия аира прозаиков сгаги raí задача исследования и «яра персонала. Лыонно он предопределяет подбор соответствующей. его нксляы з чувствовавши системы средств, пластики.

Многообразие новых героев в литературе свидетельствует о степени и характере самобытности художественных поисков писателей. Это поймает исследователя аяалаззровахь проявления самых раэасосразаих типов художественно-психологического итле-ния з прозе ./романтического, трагического, рефлективного и т.д./. l'ayjxí подход позволявг получить болев полное, чем аренда, представление о чувашской срозз 5G-80-x годов. В ней исследователей прослзшваэтея нелозтораыае черти йндавядуальзого подхода к проблеме згаяра. я задачам отрайевая M:¡pa и человека. Названные аспекта добуддавт диссертант« уделять больше внимания особенностям ясгорпка-псяхологачвсг.ого механизма мкдленэя художника. Органическое единство ыеханазиа .'.'ироосикслзнзя худокяикса, гсон— целппа человека в его творчестве с внутренним игрой персонажей обеспечивает использование псахологазаа как главного инструмента дознания зззна.

Научная новизна работы. Диссертация является первой в чувашской литературоведениз попыткой изучения прозы с точка зрения типов художественно-психологического моления. Это позволяет полней осмыслять особенности %акционирования эстетических процессов в их национальной своеобразия. Лрактичзски впервые в чувашской литературоведении поднииается вопрос а о сапах авторской речи и авторского прасуэсгвзя в гроизведенаях. Новыа диссертанту представляется попытка разграничения творческих ло-аягай "художник", "художественная позиция" я "автор", "авторская позиция",

"Художественная позиция" проявляется во внутреннем, структурно« строении творческого мзра писателя. "Автор" ле являет собой ферыу лзобрахенля злзнв под определенным углом зрения, оп-ределенннй тля отношезяя и оценки реальности а конкретном произведении .

1>?о.д алогической базой дсзсертедзд являйгея изнскавая ьн-да'сдяхся ученых по георик а истории русской в советской лнтера-

М.ш-Бахмна, Л.Я.Р.вгабург. Б.А.Гр.т&кша, В.А,СЕигельского е. др. Исследователь опирайся гаже на рсзулыагьг исследована»*! учета рагяояа Ф.ЦДатйпова, АД.ВахигоЕа. Р.Н.Баимова, Н.В. Владимирова, Г.Я.Хлебникова в др.

Зэдушее иэсго в доследования занимают принципы систенио-сгрукгуркого е сравнвгельво-соцостаЕагельного анализа предмета сзуч-авая, осЕОЕь'Еаяоь на когорнх, диссертант авалкзлуег тхшоло-глчоскк однороднее худогествевчне явления в литературах регао-82. Црв рассмотрев^ своеобразия развития отдельных худо.^зсг-некппх процессов в лскхологяческой прозе учитывался щшшид «сюрико-гевегячеекпй.

¡¿агсряглоы для дссоертаЕва дэслужялв пспхолог::ческае пропз-водокся срег-де всего современных чувашских прозаиков. Вместе с го и ср;;меказгся повествовательные произведешь чувашской прозы 11Х г., 20-х с 30-х гг. XI в., цроизведсыгя гшсателей лигора-"УР раггова.

Практическое зпзчоаэто полученных выводов. Материал диссзр-талгл «окег быть использовав дрл создаем курсов лвклий по ссгорвв чувашской литературы, для яодгогосгса спошягрзов ¡2 спецсеминаров по психологги творчества, проблеиаы худохествевво'': рэчи, стилистике художественной црозн м 2.д.

¡Апробапие роботы. Ло геие длссергапяа исследователем опубликован ряд статей в респгблккапскпх курвалах, альманахах,сбор-ввког ЧН£!Я£1Э црв Сонете Шишстров ^гвепокой АССР обшм объемен около II печатных листов. Результаты ссследовавс:: апрсбпро-ванк татке ва ваучво-лрактЕческой конференции, аосвя2?нно." 140-лесяз !<!.Федорова II ¡¡оября 1953 года, на когорол лрочлтаы доклад "Нокоторие особенности воэгакв М.ОедороЕа".

Основные лологевля диссергаппЕ вазяа отражение в кввге "1удогесгБенЕы2 ызр Федора Удра" обьеыои в II авт. лестов.

Структура работа, Диссертация состоит ез введевля, грех глав, заключения 15 спаска лигаратурк.

Основное содержание работа

Во ЕЕедевиЕ формулируются основные г:етодологичесгле прввпи-шг всслодовавяя, обосвоЕквается вкбор геиы, ее актуальность, определяется пелг я задачи две с ер гас л;:, излагается освоЕнке

положения работы.

3 пеово:'!_главе /"Проблема психологических тлпов художестззн-

зо-г»с!9тач0ского ыыаленля е чувашской психологической прозе 19501-50-х годов"/ диссертант излагает своз точку зрелая на проблему психологизма в литературе. Некоторые ученые считав? отображение психической жизни героя достоянием всех писателей. Исходя из этого ? она степень совершенств художественных произведения налрямуп связывав* с наличием глубокого психологического сяадаза. _::ссортант, в отличие от них, единодушен с исследователями, которое считают, что лзображовив игра я человека возможно зо множестве ссанх различные параметров. :1озто;л' отражение литературоЛ

орососсоЕ, дрозсходясог з человеке есть "пусть важнейшее, - :;ак еззег 5..шгре<зв, - но вспомогательное среде тео лате-

■л

ратурв"*. II л::зь I собственно пегазлостчвекой прозе такой способ ЭС20СНЗЯ жлзнл оказывается в центре художественного мира пзсате-л.:. - гаг.о^ прогз все подчиняется задаче раскрптзя внутреннего .'.¡."ра гэроя - разрзртиЕгется в сажег его "точка зрения" /Л.Езвз-бург/ л длачекгзка его душевных движений; в зависимости от этого обновляется конфликт, внетралгазтея повествовательная модель л г.я. Геро:.: в силу этого выступает одновременно как обьект, ансз-румевт а результат гсудожостзевного познанпя.

йневво в таком качестве предстает психологизм в творчестзе марл":па Ю.Лртамовона, татарских писателей Г.Башпрева, А.Знякя, банкирских прозаиков КЛарииа, Х.Гтаяжева, чувазехлх художников Хд.Уяра, 1.;.Ильбека, А.Арте.чьева, Ю.Скворпова а др. Анализ художественного своеобразия ах произведений, особенностей психологического поведения персонажей наталкивает на мысль о целесообразности изучения психологии художественного мказвная, различных его разновидностей. При гаком подходе проясняется, как писатель-психолог подбирает и организует материал, развертывает сожет, почему зн пропускает отображаемую реальность через вгдеяяе героя,

х Левадов А.1Д. Литература и действительность. Л.: Советский писатель, 1587. 0.55. - 430 е.; Новиков Вас. Художественная правда л длалекглка творчества. - 'л.: Художественная ллтература, 1358. -¿.170. - 494 о.

- Андреев ¡С. Чоловзк з маре: Поиски з утверждение принслссв .;'.-.плально-асзхологяческого анализа з советской литература 20 -30-х годов // Проблемы психологизма в советской литераторе. -Нэтла, 1370. - С.Ш. - 334 с.

с

каких еолп:-; создаве кобпзвтрцроваааув псехологическус ся-г г .д. Б.ЛДрвстов, вэтчаваий б свое время вопросы пси-лсд отп гворчссгиа. писал, что ''неоэходяыэ доследовать кспил: вид творчества в. отдельности, стремясь к 'описанию псехологдч^-

Действительно, такох; ракурс анализа психологической дрозк ¿oüoraei лучхе осознать характер взаимоотношений между худоге-сэдзьзш исроы писателя и псЕхологичеспаы мзром героя. Строи грози определяется теми особенностями созиания аира, которые ::у,£.сснпк Ейраоагиваег г процессе всей своей творческой деятельное?:'.. Но раоотая над конкретно».! произведением, писатель создаст lie абстрактный тип отношения к гому, что он изобретает, i создает его конкретную разновидность, всойгодамув для os-¿■^j.Lüoro произведения. ото побуждает диссертанта в кзобо&каа-ми.-.: писателей маре выявлять опрсделешцге урозни его худокзс!-

•¿¿WZL CSC'-SMU,

i ходе воплощения зависла, подбора и организации «ат-зриа-c.í. проявляет сеоя гудсанис /В.А.С2итсльс?:нй/. Создавая г.опк-„естг.ое произведение, он ооварглеявает осределедаое млрэггд&гве s со гтвсгствугаий etty тип художественного ныплэазя. Все в*о во «кого« определяет, диагностирует его коввсяззв дейссвятельпз-arg к личности- Две названные стороны зстетЕческой слстека ху-доззика составляет спдергательво-сыысловуь сторону творческой яеягсдьпоегя, равно s озродедешшй уровень худозесгвенпой системы. Сги лропесс работы над вроязведевиек nooysxaes худог-ьйка Езсграа оцредслбнеый угол зрения на гзобра^аеное. л это о£оридяегся 2 rv *лг иную повзсгвовагелькуе «одзль, выстраг-ваеауе писателей. Так создается уорыальаая сторона боддошзпия, аЕзкваемая В.А.Сзигельскнм "категорией автора". В известном смысле она совершенно отлична от "категории художника", ибо является ковдретныи вцрагеиием поисков писателя е определенно;-худсгссгвенлоы произведении. В отдельном произведении все подвергается яероосицсяениг: со стороны автора.

Цептральаое место е дассергашв отводится проблеме героя. Герой понимается диссертантом как образ человека с категория поэтики. "УровоЕЪ художника" /как определенная плоскость эстет

- Гриппов Z.A. Психология хшсаголя. - II.: Художественная дв-терагура, 1588. - С.7. - с.

тлческои с;:с "зии писателя/ коапззтряруег s cetís все осясвйке при-лиан позааазя г.ггзаз, ее воалозгоияя л сяевня. -лнакз еадс-;~ лагальаая сторона деятельности худсявлгд рсалняузг сося з Д2П-тякз аьгсра л ангорского арасугссзия. 3 центре всзгз жгэ д поахалоглчесялх ароазпедонаях стоят образ чалозека, зсзбспзс-ста его х^доглзственло-яспхолсгическои типологии. Ноэтоут rose.; з такой прозе япля-згсл зрегаэ всего созерцательной категорл-;;. Однако з з^дозндк, л дозесгатжш'Л автор ллтзра^рзгч герое:,-; «одслар7Е5г человека /Л.Глнзбург/ а реальную дэ^стзагздьассгь. "¿рол, оещ-сленвьы такаа образом, является з определенно:: jtc— лена л псэзачэсхаа средство!.!. 7чза зазвавзс стсрсз асззсллст з 4"3£zc:tc-,i лслхолсгзческо": прозе выделать несколько лсллолс-гачесхах гласа художественного удаления. ',1х в^яллезие сгалтзиг-зя бсдьпаа подспорье.'.! для 7СТ220ЕЛ0няя худсдоотгезво-лсллол.:--глчас^сх типов героев. особенностей: -автора л проблема .ъвтпгсхз-го присутствия в психологической прозе.

Сдлн из таких типоз аигзхзззя - ро-~лективпс5 эгмкеяеваз :■ :— адьного мара 7л.7лрс.м. Гере;: его прелзвевевлл лелвохлт в стрс:.-згЛ яорддок со, что для него било счутао и велено. Сссзлапше тззаа sncccdca предстает в ~тролпнх логических оассулдеаз'-, словесЕсл вкрат.езли парссaasea сдоях учелей чувствовав::;:. lia первой плане оказывается арссесс обретения крепости „уха :îc-лвззглм чалонехоа. Пясааель анализирует осцчнуз, оытовуз человека, пезагаллзвкз его запроса, astípocrae лсстулхл. 2э всл'л згеа худела:::: злллт я ютбокуэ талосо-^сяуз основу гззяа,

СОСТСЯЗЛе бПТЗ.

Tascas все срсазведеазя Уяра. иедер /"1д9 га, море?"/ зез-зрапаеггя к своему даваеку походу в тахту, чтоба ссоззать себя в гуле исторических событил ЗО-х годов. На этом Ъспа оз глтб-зе псаамаэг безнравственность езоях усгреиленкл. гГлхонов /"Лила"/ застраивает стрслзуз логачзенув последовательность поступков -е-аа, чтобы окончательно порвать с неэ. Ч!грез анализ самого себя л псвеаеапя зеан оз глубже осознает разруаягальпув силу "голвма л самовлюбленности. Оа захохпт те арузиаы, которые позволяли его зеве та:-: вести себя за работе, з семье, в общественных местах.

Г-зрсл-плсагзль неоднократно анализирует елеялв~л;:ся в его ?лзназал оосаз рвача, чгсен написать а ней повесть, газаддияя о леи, он отслрает те чзртн гзроя, которые позволяет охарактеризовать его зе как отлельннх íaxí, а как сопяальасз явленна £0-

70-х гг. /"Братья"/. Поэтому все рефлективные герои Уяра - это герое кануна каких-то предстоящих событий, дальнейшах шагов, гасскатривая таких героев, писатель аренде всего оорааает внимание на социальную обусловленность их лсшсяческих процессов. сто диагностирует соаяально-лсихологическув природу характеров, жанров, конфликтов его пролзведевий.

Подготавливая сеоя к поступку, к решительному nary, рефлективный герой в ходе внутренней работы отказывается от того, что прежде казалось нерушимым, постоянным. Происходит "срывание" лерсонаяем маски, личины прекраснодушия с самого себя. Человек начинает улавливать разнообразие мира, осознает, что в мире нет раз навсегда установленных истин. Педер, впервые оказавшись в тайге, безмерно рад мори солнца, красоте сопок. Но в конке повести заблудившийся мальчик уже не видит ничего кроме своего отчаяния. Поэт Петров из повести "1ри дня. три. еочл" , отправляясь к другу, восторгается неописуемой красотой волясках берегов. Но сама встреча с ним приносит липа потрясение от гибели друга в затхлом мире мещанства. Хв.Уяр вскрывает в человеке единство разрушительных в созвдаших сил, изучает диалектику становления человеческого духа.

О тагам пониманием действительности героя встречаемся и в повести М.Карима "Помилование". Предметом мысли Еайназарова становится двбовь Зуха, растрелянного за бегство из части к невесте. Ь основе рефлективного и драматического сознания героя лекиг потрясение от случившейся несправедливости. Оба писателя подчеркивав!, что рефлектируют маленькие леди, ¡'be сознание б цроязЕеденкяз: достепевно преврадается в психологический мир всей повести, газрабатшзая логику познания бытовой гиааи, чаяний героев, лроэаикаобраиаатся х 1у?£жес5вея80ыу сознанию народа, анализируют глубинные архетипичесхе символы. В романе "Тенета" Уяра проводится мысль о святости хлеба, материнского молока, необходимости пути к т.д. Карим особо выделяет мысль о ложке как о родовом зваке продолжения традв-пяй предков, философски осмысливает контраст меяду "растре-лянвой" лвбоЕЬо б любовью краденой. Все эти факторы исследуются писателями через поиск нравственных ориентиров героями.

Рефлективный тип мышления близок к мышлении исповедальному. Такое мироваденне в чувашской прозе 50-50-х годое наиболее полно представлено в творчестве писателя-лирика Б .Игнатьева.

- Р

В своих рассказах он стреиится разгадать секрзтн субъективного восприятия мира героей. Герой укладывавг а логическое течение мыслей го, что прежде было смутно и неясно. 3 хода этого оа подвергает себя нравственно^ суду, зшвт »твердые нравственные и мировоззренческие ориентиры,смысл лазал. Для показа вну^енней работы героя В.Цгнатьев обращавгея к разнш формам медитации. 3 силу этого писатель старается передать те психические состояния героев, во время которых он вадрязенво, сосредоточенно размш-ляет о жизненных вопросах. Поэтому писатели приходятся задумываться над тем, какой долзва быть повествовательная форма произведения, как развивать внутренний конфликт.

В рассказе "Тавеп маленьких лебедей", например, зелозедь героя обрашана к близкому человеку. Отсюда вытекает доверагедь-ность интонация, близость предмета разговора обоим участникам действия. Однако 'Ьсдозедущаися герой" в некогорсм роде а 05-ходит от конкретной ептуапзи, ибо осознает презде всего себя. Анализ самого себя героем производится реляигево. Он оценивает свои чувства а ынелл, отправляясь о? образа девушки, сохранившегося в его дупе. В иовелле "Руаье, найденное в иде" исповедь персонала связала с аозском мировоззренческих критериев, с желадаем разобраться в шдэла определенных нравственных ценностей. В обоях случачх произведения строятся как рассказ в рассказе. Коп-Звшзт проазведения "перенссагся в душу героя". С подобным явлением встречаемся л в других литературах. Лирической раскованностью слова отмечена повесть современного татарского прозаика З.Нуруллзна "Если бы нэ es". Желчпнм ядou а горестной иронией к ca'ioii себе наполнена исповедь Саран в повести башкирского писателя Н.Гаитбаева "Дождливая осень".

Интересен художественный опыт изучения внутреннего мира -в произведениях Ю.Сквортгова. Писатель исследует своих героеЕ -в момент вапряггввног! внутренней яяззз. Те иля иные психические состояния персонажей в его творчестве насышевы драматизмом а трагизмом. Осознание самоценности человека в таких обстоятельствах выдвигает на аванспену проблему взаимоотношения малого мира героя с большим миром людей. "Вход, человека в большой мир" сопряжен с обостренным восприятием мира. Реальный мир, оемне-лвваемый или ощушаемый таким героем,, разрежен, раздроблен за неуловимые частности. Героиня повести "Красный мак", например, выйдя в аалэ, видит выгнутый ходаг трепыхание чертополоха под

осенним ветром, тревогнув суету полевой мыши. Психическое состояние героине передается косвенно, через ряд однодорядковых .явлений. Писатель показывает глубину чувствований и мыслей персонажа, богатство его души через страдания.

Истоками своими драматизованно-трагическое мировидение Ю.Скворыова восходит к возив "Леший" М.Федорова Д1Х е./, к рассказам и повестям В.гзая, пострадавшего в годы культа личности Сталина. Через напряженное состояние души героя гзай раскрывал многообразие казни, столкновение разных ее сторон. В рассказе "На ¿ронт" он показывает, как размышления Нлкспдо-ps вскрывают сопиальвое расслоение деревни, бессознательные движения е душе героя. В ходе повествования разговор аоогидан-ао, но органично переносится на другого героя, реаяьные сиены сменяется мистическими видениями, эмоциональное состояние перемещается с ходом трезвых рассуждений. 3 сравнении со своим предшественником Скворцов "более логичен" в развертывании ожога, раскрытии внутреннего мира персонажей. Так, Тамцра /''Красный мак"/« идя в школу, размыздяет о нервозной обстановка в семье, сидя в школе, сопоставляет слова учителей с реальной 'визньс. Но такой внутренний монолог неполон, ибо слоесное перелокение чувствований героя для Скворцова менее характерно. Монолог» как правило, чередуется с показом однодорядковых явлений, эпизодов и т.д. Жизнь изобракается как пепь переходов психических состояний героег из одного в другое.

Исключительно ва^во для писателя обращение к выразительным сценам. Герой рассказа "Паня", немой садогпик, рассматривает, присев на корточки, следы от туфель любимой деЕукки. В этом проявляется сила страданий я лерсгиванЕй парня, который не имеет возможности поведать о чувствах. Мир персонажей Скворцова создается, как и у Игнатьева, путем релятивного сопоставления разных фактов. Tai:, в рассказе "Славик" видим, как с замужеством Эльвиры /сеодвой сестры/ в душе Славика происходит резкая леремена. Само замужество писатели, казалось, и не ays-ео, относительно этого события осмысливается еезнь души впечатли те львого, одаренного подростка.

Герои писателя хотят взаимопонимания с людьми, пробует разобраться в том, что происходит в их луве. Поэтому в его рассказах особое место дринадлекит тому языку, на котором

они пытается объяснять тайну мира самому себе. Паня, не имея возмозностл сказать ни одного слова, вкладывает все свое внутреннее напряжение в ремесло сапожника. Славик смутные и непонятные чувства пытается высказать через мелодии скрадки. Анализ произведений, в которых зримо присутствует релятивное видение мира, в татарской /А.Гилязов/, башкирской /UJízpm/, в 'зувашской прозе показывает, что писателя размнилявт о столкновении вечного, общечеловеческого с суетным, преходящим. Перекидываются мосте !*з гтоопшого в аастояшее; сменяются поколения - "мосты остаются"^.

Отличный от проанализированных Еыше тип мышления характерен для чувашского прозаика Аотемьева. Явиход его в чувашскую прозу /как а других, рассмотренных здесь писателей/ значил заметное расширение гносеологических ее рамок. В своих произведениях писатель создал возвышенно-романтические образа яолosaтельных героев, богатых душой. В процессе такой работы он воплотил в художественные образы чуть ли не весь объем народного, фольклорного понимания прекрасного в человеке. Ярким примером этого является его повесть "Саламби", з которой прозаик выписывает образ прекрасной девушка-чувашка, проистекающий из народного понимания capa хер /красна девица/, из полемики с Нарспи /с героиней классической поэмы "Еарспи" К.В. Иванова/. Саламби умна и целомудренна, добра и ласкова, трудолюбива л старательна а т.д. В силу такого понимания личности возвышенного, романтического человека Артемьев зе допускает в произведении резких конфликтных столкновений, характер показывается в одномерном, одноплазовом контексте. Отрицательные герои /еше в замысле произведений/ очень часто нуаян писатели , чтобы оттенить отдельные качества положительного идеала. В показе внутреннего мира героя, в прозе Артемьева нередко главенствуют принципы фольклорного мышления: для создания положительного человека избираются только светлые краска, отрицательный ленится гротескными средствами. Романический тип мышления в ранние годы добуздаи, А.Артемьева искать в воплощаемой

* Дому нова М. Мустай Карим. Очерк творчества». - М»: Художественная литература, 1988. - C.I80. - 207 с.

иззЕй гармонию, единство и т.д. Но со временем. прозаик, как к многие чувашские литераторы, пришел к пониманию отсутствия гараонеи и стройности в жизни и человеке. Таковы его повести "Незабудка", "Зеленое золоте" и др.

газрабатквая и углублял особенности такого мяроосыксленпя, ¿.АртеиьвЕ прежде всего вцраяает свое понимание положительного общественного идеала. Это обстоятельство побуждает его отводить. отрицательным героям второстепенные роли. Б ыпрострое-нии писателя в силу этого одно из главных мест принадлежит образу рассказчика-очевидца. Реальная действительность отражается через субъективное восприятие таким рассказчиком. Слово, течение мысли самого героя, его ьшрочувствование в определенных гранях становится елового в рассказчика. Иногда, особенно б 60-70-е годы, такой подход к изображении кизни приводит к идеализации гевоя. Порой, например, в повести "Яблони в цвету", художественные задачи произведения сводятся к опенке изображение;; реальности.

В послевоенной чувашской прозе появился интерес к особенностям какой-либо общественной, профессиональной, сословной, цроизЕОдственво-пеховой психологии е герое. Это било характерно еше для фольклорных произведений, для творческих поисков первых чувашских прозаиков Иге. Иванова и И.Н.йркина. В современной литературе наиболее ярко такой тип ыыпления представлен в прозе А.1&ельянова. Е повести 'Пои счастливые дни" писатель расшибает психологии партоога колхоза Александра Васильевича, в роиане "Серебристый Еетер" анализирует вёутреавий пир руководителя сельхозтехники Андрея Сквораова в т.д. Решевиеы сходных задач характерно творчество чувашского прозаика В.Детрова, создавшего исповедальные повести"Встреча" , "Старая изба" и т.д. Однако исповедальная и индивидуальная психология героев для писателя не имеет принципиального значения. Ошвной своей задачей дрозаик считает отображение общественной психологии нравов.

Стоит особого разговора психологизм е творчестве Хв.Аги-вера. Художественное мышление его экспериментально. Писатель резко лопает хронологическую последовательность событий, сопоставляет различные сагетЕые повороты, основываясь на чувст-

ванной и ассоциативном их аосцраягая. В рассказе "Ночь тиха" трое героев сгслссыи ваходять в яевщдаех только теневые стороны: распутство желаний, педоповаыавзе своей роля в семье а т.д. Развертывая .рассуздеаая героев в одну аз сторон повествования, писатель создает картину, казалось застоявшейся казна. Однако параллельно с этим в произведении рассказывается о романтической поступке Ыараи, переплывшей бурлящую Волгу, чтобы помочь больному возлюбленному. Резко меняется темп повестЕОза-ная, убыстряется код событий. Рассказ в своих эстетических селях направлен па Виталия, кстсрсггу сегодня вечером ядта на первое свидание е деЕуикой.

Как герою поступить: верить ли рассудденияи пресытавких-ся мугчаа ялв сохранить в сердпе поступок ¡.'.арии?. ОбаиЗ худоке-ственнык смысл произведения извлекается из сопоставления двух этих плоскостей. Состояние душа Виталия, охватившее его при визе Марии, казалось, занимает в произведении незначительное место. Однако ово фактически координирует вси тональность повествования, весь психологический нир рассказа.

Завершая разговор об особенностях художественного мавлепая, нельзя ве сказать о творческих повсках М.Ильбека. Психологический ынр героя в его произведениях анализируется через окущэние многомерности в многообразия душевных пе^егиЕаниЗ. Так, в герое романа "Черный хлеб" Шеркее улавляЕаеи а драматизм его психологических переживаний, я трагазы сигуапаЗ, в которых он оказывается. Но Шэркей уыеет относятся к горестям етзна а с юмором, оценивать свои состуаки через емкую яровкз. Писатель отмечает, что он способен взвегнЕать и оценивать свое поведение в рефлективных рассуяденлях. В художественной действительноста героя прозаик подчеркивает многосторонность еизне, которое трудно разделать ва отдельные составлявшие. В силу этого мир Пльбека е основе своей синтетичен.

Психологические типы художественного мышления рассмотрены е главе в аспекте того, как они помогают пасатело-ссяхологу организовать материал, как диктуют определенное лостроеаяе взут— ренней структуры проазведеная.

Во второй главе /"Худогественво-псахологяческая типология героев. Некоторые черты героя как категория поэтика прозы"/ речь ведется о герое психологической арозы. Он понимается диссертантом как обааз'-человека а инструыеат исследования мара. Как об-

раз личности герой концентрирует в себе философию души многих лвдей, близких ему по типу мироосмысления, еоплошает в себе многогранный мир человеческих судеб. Как категория поэтики он соединяет в себе свойственную для него характерологию, отражает частные психологические наблюдения писателя, элементы его художественной методологии, пути и способы изображения им реального мира и т.д. Мир, отраженный художником через внутренние переживания героя, во многом зависит от потребностно-моти-вационного механизма, от эмоционального состояния субъекта. Поэтому задача изучения внутреннего механизма психологического поведения действующих лиц приобретает первостепенное значение. Исходные стимулы, определявшие поведение героя, помогают осмыслить через них круг познавательных интересов писателя, понять его концепцию человека и мира. Действительно, в произведениях чуваш Хв.Уяра, А.Артемьева, М.Ильбека, Ю.Скворцова, А.Емельянова, Хв.Агввера, башкир М.Карима, Х.Галягева, татар Г.Башрова, А.2ники, удмурта Г.Красильникова, марийпа Ю.Артамонова герой является центром художественного мира писателя, движителем сюжета а т.д. Он же определяет структуру жанра, направление стилевых поисков художника. Все названные писатели изучают своего героя, соответственно этому они создают свой .художественный мир. В герое кроется тайна принципов организации материала и построения произведения.

Оразу цосле войны в литературу пришел герой, освященный ро-■ «автачески« ореолом; воин-освободитель, тружевик тыла. Разговор о вей чаше всего проходил в центростремительном ключе. Герой Чребовад открытого, доверительного слова о нем, в силу этого повествование щщобретало субъективированный характер. Особенно • характерны в этом отношения довести "Саламби", "Зеленое золото", "Большая медведица", рассказы "Бирюк", "За мир" А.Артемьева. В ходе повествования в его творчестве создавалась "Я=ковцепшяп рассказчика. Художественный мир произведений писатель строит на динамической взаимодействии рассказчика со своим героем.

Такой аспект изображения героя требовал от писателя его идеализации, концентрации внимания ва одном или нескольких из качеств героя. Актаев, например, изображается в освоввом как мужественный и стойкий человек. Остальные качества, его характера впрямую связавы ■ с показом этой, главной черты. Этим же обстоятельством цродиктиваяы индивидуальные лирико-романтические осо-

бенвости Еанра повестей л рассказов Л.Лргеыьева. Главный герой писателя "движется" к Еаивыстему подъему своих чувств. Это требует от художника всестороннего осмысления душевных состояний . персонажа. Концентрируя свое внимание на анализе динамики чуеств, писатель создает "повествовательные витки", в которых высшая точка внутреннего напрянения человека становится кульминацией в развитии сюжета. В рассказах писатель рассматривает всего лишь один /иногда - дЕа/ биток. Таковы его рассказы "Не гнись, орешник", "Незабываемое". В повестях "Зеленое золото", "Большая медведица" встречаемся с целой серией повествовательных витков. Следует отметить, что такая особенность творчества Артемьева определяется худогестзенно-психолэ-гичаским типом героя-максималиста.

Со временем появились другие вритерии эстетического освоения жизни. Литература стала постепенно отходить от идеализированной личности. Писатели почувствовала необходимость обращения к такому герою, который напряженное внутреннее сосгоявпе обретает в непосредственном контактировании со средой. Степень субьективно-эыопиовального восприятия мдра пристрастным повествователем, рассказчиком стала убывать.

Данное обстоятельство вызвало к жизни - центробезвне романы и повести. Круг действующих в произведении лип значительно расширился. Своеобразие этого художественного феномена хорошо прослеживается в творчествах башкирского лисатвяя-пся-холога 1.Гиляяева, чувашского прозаика Хв.Уяра. Появился эпический, многоплановый сошзально-лснхолопаческий роыан /"Солдаты без погон" Х.Гилякева, "Тенета" Хв.Удра"/. Поэтика жанра такого романа определяется своеобразием множества героеЕ.. Разные до художественно-психологической природе персонаж потребовали многообразия геройной пластики. Каадый герой как категория поэтики стал диктовать необходимость своей»неповторимой стилевой палитры.

Такие художественно-психологические типы диссертант анализирует на примере творческих исканий У яра, представившего исключительно разнообразную их галерею. В-Осиповой /"Липа"/, в Илле /"Тенета"/ Уяр изображает героев с "Я"-ыаской, с "Я" -представляемым. В Дриле /'"Тенета"/ узнаем героя с двойственной психологией. Психологическую деперсонализацию личности писа-

1ель изучает еа примере образа Шахруна /"Тенета"/ и т.д. Это обстоятельство диагностирует определенную природу жанров произведений. Повесть Уяра осмысливается как повесть дра наличии маленького редактировав го человека. Осознание героем самого себя осуществляется через анализ другого персонажа-обьекта. Таковы его повести "Три дня, три еочи", "Липа", "Братья" а т.д. 3 них писатель обращается к приему сознания зад сознанием.По-другому пишется роман Уяра: здесь писатель рассматривает равноправное взаимодействие героеЕ, кандый из которых имеет свою пластику, свою поэтическую сЗзеру.

интересна типология героев з произведениях Хв.Агивера. Героиня повести "Свадьба" Зесьелис хотела бы выкроить себе счастье в замужестве с Петром. По со смертью хениха ее наденды разрушаются. Эрдюк /"Зрдюк"/ надеется продать счастливую лшзнь, женившись на Кедери.' Но чаяния героя оказываются иллюзией -Кедери сбегает с любовником, прихватив деньги муза. Такие пер-сонааи Аггвера в большинстве своем являются конформистами. Они хотели бы устроить благополучную гизсъ,пристроившись к какому-либо 1®угу, который по ах ынзезй, обеспечат выполнение их жизненных аланов.

Пристрастно и глубинно изучает писатель и другие типы героев. Агль /иДгльУ, Тарас. /"Затязаой доздь"/, Ыахвати /"Ра-пзГ/ я др., как и многие герои 1в.Уяра, склонны к рефлективному осознанию себя. В салу экспериментальноста своего мшле&ия писатель, исследуя мир таких героев, обращается к концентрированным ситуациям, к изучению среды. Для кадров довести и рас- сказа в творчестве Агивера большое значение приобретает взаимодействие героя со средой. В рассказах: писатель ограничивается релязивным подходом к судьбе персонажа. Агль осознает себя в сопоставлении со снохой, со своими любовниками. Нихва-еи дралу в своей душе переживает после разговора с кендиБОй, которую когда-то любил. Б повестях худошшк прибегает в к ассоциативным сопоставлениям. Тарас, например, параллельно с размыпшениями о себе вспоминает жизнь Алексея Мыши, которая развернута в повести в самостоятельную новеллу.

Как уже отмечалось, те или иные худоаественно-асихологи-ческие типы героев очень тесно связаны и с проблемами художественного мышления писателей, с их разновидностями. Герой

с определенным типом психологии вызывает к хазнн не только своеобразие гавра, не только своеобразетв оластвк?, неосхэдс-то для его огобракавая. Во много г.1 его психологическим сво*--сбргзти ооьясвяегся а характер авторского лрлсгтзтвля ? произведении, еся поэтика автора.

Тр??ьч глава называется "Лоэтлка автора и автор о к о г:, присутствия в психологической прозе". В неЛ последователь изучает особенности повествования, способы оценки изобраяев-ноЛ действительности. По «ненив диссертанта, вся поэтика автора, все разнообразные йхрмы авторского присутствия в произведении зависят от того, какае взаииоствошевия еккадывавтея .между худоааако« /с оцредолевчым типом мкаиевпя/ и геросц /определенного психологического типа/. В таком свете проблема авторского присутствия в произведении предстает как проблема смыслового едчнезза разлячвкх соегавяявпах а как ценностная категория.

Б первые послевоенные годы в чувашской литературе рельефно проявился тургеневский тип повествования, "ввявлеввос», оцутниость носителя речи как липа, ваходязегося вве сшета""1. В повествовании стали преобладать субъективное видение тара, раторико-побудательвые вЕТонаяан... Характерны'.! это стало для ароизведеник А.Артемьева, ранвего творчества Л.Агакова, А.В:.;е-дьянова и др. 3 их рассказах автор почта не ваепивается в развитие свае та. Стреилевае рассказчика Фиксировать иалз;:пае дви-~евая дт32 героев усиливает сгбьекгявность восприятия лшра. Среда таких рассказов г- чувевской литературе можно назвать "Не гзиоь, орепвак", "Незабываемые дни" А.Артемьева, "Пзнапа" Ь'.ле-Зека, "Свирель" А.Bi/ельяаова и др.

Дра организации повествовательной структура Артемьев прибегает к та:: называемой "эксаозааиа героя" /Л.ГснзОург/. Та::, в навале повести "Зеленое золото" читатель узнает, что Взл.Актг— ев оказался в немецкой плену. Gren героя и вернувшийся с фронта Авхин счлтаит его предателем. Создается лсяная экспозиция,

х Цилевич Jl.i.i. О соотношении персонажей а повествователя в екаете чувашского рассказа // Проблема автора в русской литературе 13-20 ев. - ¡IseccK, 1378. - С.74.- 196с.

от которой повествователю необходимо огказнваться. Действительно, автор рассказывает, что герой попал в длев, будучи без сознавая. На в ходе развития esmera создается в другая зкелозйпзя - углубления. Герой возвращается после сскша домой, начинает трудиться в селе. Так на цепочке самых разнообразных экспозлпай героя пишутся все повести А.Артеыъева. Центром такого "экспоззтаввого повествования" является герой-аде-ал писателя. Отрицательный герой в тол se степени, в какой он образ человека, является и средством создания экспозитзвной си ту алла, -произведения Артемьева одаоструктурвы, герои его одномерны. иасатазь в опенке героев прибегает к самым разным призмам: использует толстовские способы характеристики одного липа через восприятие разными людьми /так, Саламба з первой части одноименной довести опэнена через восприятие сельской еллег-аипи, гармониста л т.д./, црябзгаз? к приему сопоставления в:с с другими героями а т.п. Большое звачениа aueas rai-zie гнзиогнз-мические средства /выражение глаз, ылаиха а т.д./, которыми писатель пользуется очень широко а умело. Собственно л сам характер "экспозатявдого" повествования о героа является средство.'.! его опенка. Такой тял повествования и осевка героев встречаем дорой в произведениях татарского лзеатала А.Ззикя чувашских мастеров слога Хв.АтиЕера» В.Пегрова, Д.Гордеева и

Интересна повествовательная структура произведений 1в.Удра. Главнее для писателя - уызазе на2тз вву транш» apyszay пеаходс-гзя героя з характерологической его природы как персонала. Это является для писателя основным крятеризм построения повествования. Так, в романе "Тенета" рассказ об Иллз начинается с списания баздра. Картины гвалта и сума, дылд и грязи, купле я продали: в романа неслучайны, через нях писатель окольно р-зссказыва-•ет об Илле как человеке жестоком, готовом зез продать а купить. В стене базара появляется и другой герой романа - Ухтизая, но повествование о нем еве не начато. Ухтяван попадает в для

него стлхею. Начало повествования о нем - это картавы родзых солей, бедных дресгьянских селений. Как и в первом случае,писатель прибегает к приему скрепа, зводзт б стихла Ухтавана -Паука, другого героя романа. Но аоЕестЕОЕавие об Ивукэ гзкжо начинается с другой отправной точки: с аззерзгвнад зго портретных черт. ;1ьтк весь "создав" аз разнородных з как бы ¡злучаканх дегалам, сдаада aro го мала, то просторна, черта лиса то леек-

реснЕ, го уродливы. И это тоге аеслучайяо - как л в j^mrzz -f~ роях, в 1'1г-;ке лзоатель выделяет еосвагьво-харакгерслоггтесглг, внесшее, г чгрэз это характеризует его дузевнае усгрендезпг..

Так создается оцредеденЕне rmr sstsvcf.oP уръс. r.--

ксй гва г роаане относительно самосгоягелев 2 ди^геренпиро-а:., L's осладаег догызеянсй степенью гаргкгерологДЕ, направленно; на показ социально-психологической обусловленности лэведс-нл.г: героя. Но самостоятельность речевых плоскостей поддергивается только Bsasüczaüsssceu с другаыв салаав авторской речи. Tai:, последовательно вцразая z Ъориируя определенный тип отвозе нал :: Ивуку, писатель показывает, что пластика героя находятся в дрсгмссе постоянного обновления в обогащения. Соприкасаясь с довосгвовательши типом речи Ухтявана, повествование об Ивуке много вбирает от палитры Ухтавана. Взаимоотношения Ивука с Ил-ле способствует тому, что в пластику Ивукз вносится много красок аз стзл-эвой сЗеры Идда... Но ааовво это и обеспечивает цельность авторского взгляда на героя. Главное в Звуке - это .-елаяае приспособиться к чухоау кругу, к прослойке чиновников, богачей я т.д. Поэтому соприкосновения с поэтическими сфергли других героев вносят в повествование много карнавально-маека-радзых особенностей, способов и приемов конического осыксле-зия ситуаций, в которых: оказывается Ивуе.

Типы авторской речи таким образом вбиравт в себя не только плзсгзчсскге средства изобретения героя и еизни, но и средства авторской его характеристики. Взаимодействие определенных речевых плоскостей /которые являвгея и композиционными плоскостями дроизЕедения/ приводит к определенному своеобразии жанра. Автор в романе выступает как последняя смысловая ивстанпия дроизведе-вгя. Такая se структура свойственна для романа Х.Гидягева "Солдаты без погон". В нем писатель последовательно развивает самостоятельные плоскости Амира, '¿агиры, Хабиоуллина,Кунаколи и др. Социально-психологический роман вырастает из взаимодействия героев, носителей разных типов согшальной психологии. Другого свойства повествовательная модель в повестях У яра. В них поведение второстепенных персонажей становится объектом для анализа главны« героем. В силу этого в оспозу повествования ложится внгтреЕнвй монолог /"3 дня, 3 поча"/ или . несобственно-герой-ная речь /"Лазз", "Братья"/. Объясняется такая структура лозе-

сгвовавия поведением рефлективного героя. Повесть кат-: жанровое образование в творчестве Уяра представляет таглзы образом единство речевого доведения главного героя с характерностью повествовательной модели.

А.Артемьев, эцрачая тот или ивой тип отношения к пол стапельному герою, прибегает к сопоставлению главного героя со второстепенными. Так, Салаыбя в ходе развития слт.ета оценивается автором с точки зрения Коли /с его внопеской непосредственностью, '.1тзе /с ее зкез.че;; красотой и внутреннем бездуховностью/, Зирь-.члова /с его верхоглядством/' я т.д. Разных речевых типов не создается, повествование остается одномерным, однонаправленным. Но развертывая жизненную исторяа Оаламба в cases, писатель находит героев, которые в той или иной ситуации непосредственно близки •• героине. А это является осяовавием для cssersoro развития с Коли, L¡v3u, 2 ПирьялоЕа и др. Создается прием соположения, в котором .'TEciBSHHo чувствуется то, кгкой тип отнодзиня вырабо-гал писатель по отзэззвав к Саламби, как а какими средствами он ее решил оценивать. Ощутимость носителя речи, наличие оконкрече-нной ДЗЧН0С2И рассказчика в его произведениях создает базу для выработки одноплановой повествовательной речи. Тем на менее, "автор" а здесь Енступаэт как последняя смнслоезя инстанция. До-зтому и повествовательные задачи, и задачи оценки изсбраг.енно" действительности в произведениях ta:~e надо изучать во взаимодействии рассказчика, второстепенных героев и главного действующего лииа.

По-иному выстраивается повествовательная модель в творчеств! Хв.Агивера. Б рассказе "Ночь тиха" внутреннее психическое состояние Виталия становится понятным читателю лииь в конце произведения. Писатель создает как бы две речевые плоскости - спокойное течение рассуждений троих муглин и элективные, яркие краска, рисующие поведение Парии. И лишь в результате противоречий медду этими плоскостями и становится понятным отношение писателя к Виталию, к ыарии, к троим м^ячпнсм. ¿ля показа внутренне:: vjehh героя писатель обращается к внеполоннгм событиям. Ни распадения мукчин, ни поступок ;.1арии ае стали зэрдыесом его мысля. То ¿:-з происходит в повести прозаика "Мэтель". '.-¡ынка, герой повести, в конце ее оказывается у "разбитого корыта". Узнав os "миравсзй матеоа, что похороненный сегодня .'-г.~члка его згзо, ои не лмоет возмогяосгя с ним поговори». Обнаруглз, что

гена реплла осваввть его, оа понял, что возЕрата г. прожлогу за мокет быть. Психологическое Еалрягвпзэ йквкя многократно усиливается от того, что а как рассказано его уцпраюле!: матерьс. Герой осознает, что яег е хязяв человека доггер*, 3d которых os не долге в бет бы песта полную ответственность. В продолжение всеЛ повести развертывается, синвол-лейтмотив мотеле, которая заметает гее пути а дороги к презлому. Во дра-стгои восщшятгг мира героем не только в осознании презлого, но и асЕпмоЕпа бу-дтиэго, которое связано с ыпоготрудвыи преодоление;.', самого себя.

3 силу особого строения мира произведений Хв.Агивера в его яоэестях особое место орпвздлезяг рассказу о ситуация, среде, с которым герой взаимодействует. Стремясь осшслять взаимодействие .'.¡алого »ара человека с больс.та г<яром людей, писатель в среде и ситуации ь'Еет те качества, которые способствует проявление внутреннего напряженного состояния героя. Поэтому в его рассказах а повестях речь повествователя пересекается с элсазнтг'яз внутреннего монолога героя. Так писатель отражает Езаяиодейсх-зяе парсснака со средой.

В диссертации теккв проанализированы аналогичные вопросы в произведениях ¿.'.Кибека, Ю.Скворпова а др. писателен. iaccwEOTpep-яые дзссертавтса произведения, во его aseaan, лозволяэг утверждать, что в психологической прозе повествовательная модель произведения во «зогоу зависит ст художественно-психологической га-пологи:; героя. Повествование о герое-иаксямахвсге, о гэроичзе-ко5 личности в чуЕажскох психологической прозе 50-80-х годов ведет оконкречевнЕК рассказчик, носитоль определенного типа речи. В ceaypcdesHux аролзведоппях каждый герой требует своей пластики, соответствующей его психологическому «яру. Такие повествовательные 'Зорки приводят к создании определенных типов авторской речи. В том случае, если художника обрадавтея к показу взаимодействия малого trapa героев с большим ыаром лпдей, в понестзовв-нии одно из основных мест занижает анализ ситуации, рассказ о развых ее особенностях. Все эта факторы драйвам свет на своеобразие особенностей психологического saapa, аа таа отношения к отображенной действительности а т.д.

В работе автор, исходя нз единства таких категорий, как художник, автор, герой, проанализировал некоторые особенноста лси-

хологаческих жанроЕ повести, рассказа, романа, поэтики азгора

и героя, типов авторского присутствия, особенностей повествовательных моделей в чувашской прозе 50-80-х годов.

В заключении делаются некоторые еыводы, определяются характерные особенности развития чувашской психологической прозы в 50-80-е годы, намечаются некоторые перспективы дальнейшего исследования проблемы психологизма в чувашском литературоведении.

Основные положения диссертации нашли отражения в следующих статьях:

1. Хв. Уяр сгллён хашпёр уйрамлахёсеы динчен // ?амрзклах-па асталах. - Чебоксары, 1582. /О некоторых особенностях стиля Хв.Гяра/. - С.103-118.

2. Повторение неповторимого / ¿азмышления о художественном творчестве ХЕедера Удра/ // Дружба. Дзтературно-худозествен-акй альманах. - Чебоксары, 158Ь. & I. - С.206-234.

3. Илемлё публицистика ытамёнче. - Ялав, - 1987. - 5 Я. -С.28-29. /3 кругу художественной публицистики/.

4. Испытание поиском // Дружба. Литературно-художественный альманах. - %боксары. 1987. - й I. - С.184-222.

5. Уяр ?кернё илем. - Тзван Атал. - 1989. - 4 Ш. - С.68. /Категория прекрасного у Уяра/.

6. Тивёдв туйни - тиевлё. - Т5ван Атал. - 1989. - £ 5. -С. 67-70. /Бремя ответственности/.