автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Проблемы реконструкции ансамблей Д. Г. Левицкого вопросы методики изучения портретного жанра XVIII века

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кузнецов, Сергей Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'Проблемы реконструкции ансамблей Д. Г. Левицкого вопросы методики изучения портретного жанра XVIII века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы реконструкции ансамблей Д. Г. Левицкого вопросы методики изучения портретного жанра XVIII века"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КУЗНЕЦОВ Сергей Олегович

УДК 75.041.5

ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ АНСАМБЛЕЙ Д. Г. Левицкого ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА XVIII ВЕКА

Специальность 07.00.12 — история искусства

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ленинград 1990

Работа выполнена на кафедре истории искусотва Ленинградок! ордена Ленина и ордена Трудового Краоного Знамени государстве! го университета.

Научный руководитель: доктор искусствоведения, професоор

Т.В.Ильина

Официальные оппоненты: доктор иокусотвоведения О.С.Евангулова.

кандидат искусствоведения Е.БЛЛозговая

Ведущее .учреждение: Выошее художественно-промышленное училише

Зашита ооотоитоя " 19Э0 г.

в^ чаоов на заседании опе^ализирсданного совета К-063.57.41 по присуждению ученой отепени кандидата наук в Ленинградском государственном университете. (Адрео: 199034, Ленинград, Меди леевская линия, д.5, ауд. 70).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им.А.М. Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослан

НОу^УиХ/ 1990 г.

.Ученый секретарь специализированного совета

кандидат кокуоотвоведения, доцент

В.А.Булкин

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Произведениям Дмитрия Григорьева Левицкого (1735-1822) посвящена обширная литература. Тем в менее, отсутствие документальных сведения о деятельности порт-зтиста оставляет много неясностей в его творчестве. Традици-яные методы построения хронологического ряда, раскрытия пси-злогии модели и анализа живописной техники исчерпали себя, зсполнить пробели знаний о Левштком, на наш взгляд, способно зедение нового метода, заключающегося в изучении серий произ-зденпй художника как особой фор.'ы деятельности портретиста: задания декоративного и смыслового ансамбля в рамках синтеза ззличних видов искусств. Портретные ансамбли Левицкого заверяют развитие основных тенденшй русского искусства ХУШ в.

Корпус произведений кастсра за последние четверть века эк будто приобрел вполне ясште черты. "Полный" список работ здерлится уже в моногрармн Я.М.Гериензон-ЧегодаевоЙ Уро-;нь обмена инфоркапией, дсотигиутый советскими музеями в астоящее время позволяет почти исключить возможность сущест-звания неизвестных портретов Л.Г.Левицкого в собраниях стра-1, учитывая престиж владения оригиналом самого значительного /сского художника ХУЛ] в. Отчасти вероятно появление новых ра-зт Левицкого на западном художественном рынке, но едва ли ги картины сколько-нибудь значительно изменят наши представ-гния о творческой манере художника, чье наследие составляет соло ста произведений. Это сэмпл серьезным образом подтверди-з первая "полная" выставка картин Л.Г.Левицкого, прошедшая шь в 1985-86 гг 2. Однако проблема атрибуции далеко не размена.

Чрезвычайно важная задача разграничения художественных щйЕИДуальностей имеет в ХУШ в.свою специфику. В условиях )ркет1шного искусства понять и выделить характерные оообен-)ста почерка мастера, в частности, Левицкого, трудно. Наобо->т, репрезентативное изображение требовало нивелировки осо-

Гершензон-Чегодаева М.Н. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964.

Государственный Русский музей. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Л., 1987.

бенностей работы художника. Таким образом, ни круг моделей портретиста, ни виртуозная техника живописи, ни особенности композиции картин не могут быть критерием принадлежности кисти Левицкого. .Более того, работы его учеников, чьё творчество достигло расцвета в 1790-е гг, близко передают внешние признаки искусства мастера. Они растиражировали манеру Левицкого в картинах, многие из-которых теперь приписаны самому руководителю портретного класса Академии художеств.

Относительному увеличению круга работ художника способствовала одна из характерных особенностей творчества живописца ХУШ в.: нз ставить своей подписи под картиной. Так и Левицкий -или ставил свое имя на одном произведении серии (исключение -ансамбль "смолянок"), или вообще не подписывался. Инскрипция автора стоит всегда лишь на погрудных портретах 1776-83 гг. Большинство ранних работ (первая известная подпись - лишь на портрете ПЛ.Демидова 1773 г.) и все поздние (последнее авторское свидетельство подлинности - на портрете вел. ки. Елены Павловны 1791 г.) подписи не имеют. В ансамбле портретов кавалеров ордена св. Владимира подписан лишь портрет Екатерины П, в серии великих княжен - указанный портрет вел. кн. Елены Павловны, ни в одном из портретов семьи Л.И.Воронцова подписи нет.

К сожалению, долгое время господствовало мнение И.Э.Грабаря о том, что "все подлинные Левицкие непременно подписные" В соответствии с этим художественная карьера яивописца заканчивалась в 1780-х гг, (после 1783 г.подпись имеют две картины 1788 г., одна - 1789 и одна-1791). На первый взгляд прошение Левицкого 1787 г об отставке в связи с ослаблением здоровья подтверждает эту мысль. Однако, более точный анализ событий этого года, в том числе в судьбе покровителя художника А.А.Безбородко, а также существование портретов, дата которых может быть без сомнения отнесена к концу 1790-х гг., опровергает это укоренившееся представление. Таким образом, использование при атрибуции факта подписи не упрощает, а осложняет определение авторства.

Не обладает необходимой точностью и практикуемое с 1920-3

1 Грабарь Н.Э. Юбилейная выставка Левицкого. 1822-1922 // Русское искусство, 1923. - л 2-3. - С. 89.

■ехнико-технологическое исследование картин. Несмотря на то, :то такая форма изучения чрезвычайно полезна, особенно с точки ¡рения историк написания полотна, она не кояет рассматриваться :ак окончательная инстанция в определении его автора. Выводы ■ехнической экспертиза могут рассматриваться лишь как одна из 'очен зрения, тем более, что личность исследователя как специ-яиста в области искусства имеет весьма большое значение в формлении вердикта. В качестве доказательства следует привести ¡лучай с "объективными" выгодами, сделанными А.Л.Рыбниковым по >тношешга к ряду портретов живописца (портреты Л.М.Голицына и ¡.В.Умского, например, отводились от творчества Л.Г.Левицкого)

Самой серьезной деформации подверглась концепция творчест-¡а худошшка из-за недооценки ансамблей вообще, и серии портре-'ов владимирских кавалероз в "ис'чости. Этот ярки;! ансамбль был юлузабыт, оказавшись сначала з "далекой" Гатчине, а затем в ¡алоиззестннх фондах Павловского дгорца-музея. Возвращение шз-;евров в круг полотен Левя'.кого позволяет не только восполнить акуны среди работ художника 1780-х гг., но и позволяет выделить 'атчинские холсты как ндейно-худстественпу::) доминанту всего ю следил мастера, благодаря связи орденских изоСразеиаЛ с ¡рограммной композицией худегхнкка - портретом "катерпны-Законо-;ателышцк. Реконструкция других ансамбле;!, кроме новых атри-уционнкх возможностей, значительно видоизменяет хронолсгичес-:ие рамки деятельности портретиста. Главная претила, препятст-ювавшая до сей поры столь ватному направления исследования -^достаточная ди^еренцация концепций личности ХУШ и XIX вв. 'времена столетий сопровождается переоценкой значения личности: т понимания как части корпорации к ее самоценности.

Коль скоро сложившиеся представления о корпусе работ мас-ера неверны, теоретические выводы, сделанные на основании ста-ых представлений, недостаточно обоснованы. Тщательное и новое рочтение обстоятельств написания картин, а главное - новый етодологический подход: тематическая группировка холстов.-озволят пересмотреть взгляды на искусство Левицкого, и его есто в русской культуре ХУШ в.

Рыбников А.А. Фактура классической картины. М., 1927.

Состояние исследования проблема. Вопрос о творчестве Левицкого как совокупности ансамблей ставится впервые. Большие! во серий портретов, как отдельные заказй со своей программой } рассматривались, хотя самые известные произведения Левицкого -избраяешш воспитанниц Смольного института благородных девиц -всегда были в центре внимания исследователей

1С сожалению, сведения об условиях заказов, очень важные для характеристики ансамблевого видения худокника, не сохранились, кроме единственного случая: такие документы известны дл* серки владимирских кавалеров. Поэтому возникло столь много легенд. Так, самое распространенное мнение о заказчике портрето! смолянок и, следовательно, программе и содержании ансамбля, ж достаточно аргументировано. М.Лонгинов в 1870 г утверздал, чте заказ па изготовление портретов "любили своих воспитанниц .., в том виде, в каком они отличились особенно в своих упрахне-

9

ншсг", поступи! от Екатерина П Эта точка зрения продолжает бытовать до настоящего времени, хотя кто именно был заказчика и насколько худокшж был свободен в'своем замысле, неизвестно. Ки обращаем внимание ка эту частность, поскольку считаем, что в ней сфокусировано распространенное заблуждение, однозначно трактуэдее отнесение художник-заказчик в уровнях культуры ХУШ в.

Г.Поспелов рассматривал серив смолянок в качестве декоративной сшотн, и, исходя из этого, реконструировал порядок расположения портретов. Это был первый подобный опыт. Иная схема

О

авторского замысла била предлояена Е.И.Гавриловен . Далее такая работа не проводилась. При всей вакности этих исследовали! их итог следует признать не окончательным. По двум причинам. Во-первых, ансамбль смолянок рассматривался изолированно, в о: рыве от других подобных опытов художника. Во-вторых, но иопол) зовалась точка зрения на ансамбль как программную фор?,ту.

Частному вопросу установления количества холстов посвяце!

* Поспелов Г.Г. Портреты смолянок Д.Г.Левицкого // Искусство, IS57. - а 3. - С. S9-75.

о

Лонгинов М. Несколько замечаний о письки Гжатернны П к шшп не Черкасской (Левшиной) // Русский архив, 1070. - С. 685-6!

3 Гаврилова Е.К. Смолянки. Л., 1975.

■атьл о сирин портретов владимирских кавалеров А.Татаринцева пор исследования ввел в научный оборот новые архивные данные о ¡существующих ныне портретах серии. Вместе с тем, буквальное едование тексту заказа побудило исторгла к поспешным выводам о м, что художник должен был писать кавалеров ордена св. Влади-ра Болького креста в соответствии с очередностью его получения, ому противоречат выявленные нами факты, согласно которым об-оятельства выбора более слояны.

Две серия портретов Воронцовых и семьи вел. кн. Павла Пет-вича не были выделены как отдельные система. Мелду тем, поставка вопроса их изучения в такой плоскости дает возможность по-ть действительные размеры серии, найти лакуны в наследии и означить критерии своеобразия Левицкого - живописца. Такого да исследования возможны после гыделеная модуля ансамбля на имере серия портретов владг.м.:рс; :кх кавачеров.

Цель исследования. Цель днссбртатдш - показать возможность алодотворность применения метода, основанного на использовании здаментального закона искусства изучаемого времени взаимосвя-«ости самодостаточна произведения в единое программное целое.

Задачи исследования. Основные задачи диссертации: I. Быделекпо в наследии Левицкого коулннх программных эуктур - портретных ансамблей - на основе изучения его работ« * серией владимирских кавалеров; в связи с этим проведение мбуцконксй работы, в том числе уточнений датировок, определе-I персонажей и т.п.

2. Составление периодизации творчества.

3. Постановка вопроса об атрибуции произведений Левицкого основании модуля ансамбля (в качестве дополнительного фактора).

4. На основании вышесказанного - подготовка новой концепции рчества Левицкого.

Объект исследования. В центре внимания - картины Дмитрия Ле-кого, хранящиеся в государственных и частных собраниях СССР, нции, США и Мальты. Выясняются биографии изображенных, значета атрибутов и регалий. В качества дополнительного источника ормацЕЯ рассглтраваются фотоматериалы ЮТА'СССР, Государствеи-

атаринцзв А.К творческой биографии Д.Г.Левицкого // Искуоство, С971. - « 7. - С. 65-66.

кого Русского музея (ГРМ), Всесопзиого музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея" (ИТ), Государственного Эрмитатса (ГЭ), отечественных и зарубежных каталогов и изданий, частной иконографической коллекции. Для восстановления истории написания произведений используются документы ЦГИА СССР, ЦГИА г.Москвы, Архива ГЭ, Рукописного отдела Государственной Публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Шедршш.

Новизна исследования. Впервые в истории отечественного изо разительного искусства вводится понятие портретного ансамбля. Созданы предпосылки для написания новой творческой биографии Д.Г.Левицкого.

Практическое значение.

1. Полученные результаты позволят внести существенные дочо, пения и изменения в каталог произведений Д.Г.Левицкого.

2. Реконструкция нескольких памятников дает непосредственную возможность экспонирования полотен согласно авторскому замыслу.

3. Методологические разработки дают еще один инструмент -атрибуции работ, приписываемых художнику.

4. Вывода могут быть использованы в истории русского иокус-ста ХУШ в.

Методика исследования. Картяны Левицкого рассматриваются не в хронологическом порядке, а тематически: от заключений частного характера к более общим выводам. В связи с этим можно назвать три уровня задач:

1. Доказательство возможности существования ансамбля.

2. Обоснование универсального характера принципов формиров; ния "классического ансамбля" для всех подобных форм.

3. Предложение концепции нхоэдения абсолютного большинства картин Д.Г.Левицкого в ансамбли.

Для решения задач Г уровня главное вникание било уделено тем особенностям композиции полотна и характеристики модели, которые выходят за принятые нормы репрезентативного портрета и одновременно служат доказательством замысла ансамбля. Модуль ансамбля выделен на основании изучен::.'! серии портретов владимирских кавалеров и непосредственно следуота за ш;ш сориЛ работ-изображений Воронцовых и ведркиг кчязой и княке.н.

При решении радлч 11 упэтаи уступятмяляси ,,;1;:"гроаг,1ностг

ля творчества Левицкого данных, полученных при исследовании се-ай 1780-90-х гг. Сопоставлялись как приемы композиции, так и пособи создания идейно-художественных доминант, характеризуйте ансамбль. Выявлялись особенности построений ранних серий 760-70-х гг.

При решении задач Ш уровня произведения классифицировались соотносились со схемой известных ансамблей. Анализировалась озможность и условия существования автономных произведений.

Апробация работы.

1. Автору данного исследования принадлежит ряд замечаний добавлений к каталогу выставки 1985-85 гг. главным образом серии портретов владимирских кавалеров, а также материалы о

ролзведениях, не участвовавших в выставке и библиография.

2. Архивное материалы о серии портретов казалеров, критика анее бытовавших представлений о ней, выводы о ее количественном эставе и причинах перерыва в работе были опубликованы в сборни-з статей о творчестве портретиста, изданном в качестве дополне-ая к каталогу выставки.

3. Проблемам своеобразия в исполнении заказа портретов вла-амирских кавалеров и вопросам реконструкции ансамбля был посвя-вн доклад на молодежной конференции ГИЛ в 1987 г., там не впер-ае приведены документы о семиотическом контексте бытования каран в орденской думе . Краткое изложение доклада опубликовано в Зорнике "Советское искусствознание"

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, зтырёх глав и заключения, списка используемых архивных матерга-эв, списка используемой литературы и альбома фотографий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении излагается состояние изученности творчества Ле-

Государствешшй Русский музей. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог ...

Кузнецов С.О. Серия портретов владимирских кавалеров Д.Г.Левицкого. Из истории создания и бытования произведений // Д.Г.Левидкий. 1735-1822. Сборник научных трудов. Л., 1987. - С. 78-87.

Советское искусствознание: 25. (.1., 1989, - С. 380.

вишого, оговаривается терминологические границы, намечается л< гическая схема исследования.

Первая глава - "Портреты кавалеров ордена св. Владимира. Атрибуциснннй аспект изучения". Здесь серия рассматривается по двум группа;:: "малая" - шесть портретов, известных по архивным документам, и "большая" - двенадцать сохранившихся полотен Гатчинского дворца. В § I исследуются проблемы "малой группы". Установлено, что они фигурировали в еяегодши финансовых отчетах думы. Поэтому можно определенно сказать, что с 1787 по [797 г.они находились в думе (канцлерский дом), затем были переданы в камер-цалмейстерскуго часть Придворной конторы; дальнейшее их бытование неизвестно. Среди портретов группы находился портрет Екатерины П, его иконографический тип не указан. Од-нако1условиям заказа соответствует портрет Д.Левицкого "Екатерина-Законодательница". Доказывается, что портрет А.В.Суворова (из собрания Музея В.А.Тропшшна и московских художников его времени) и портрет гр. П.А.Осгермана (из собрания Литературноп музея в Ь'оскве) - копии с утраченных оригиналов Левицкого. IIa основании собранных материалов можно вычленить следующие характерные особенности портрета серии: во-первых, это доляно быть поясное изображение; во-вторых, использовался холст размером 82x64 см; в третьих, у изображенного отсутствует ряд второстепенных наград и есть приоритет владимирской ленты.

В § 2 доказывается принадлежность кисти Левицкого портретов "большой группы". После завершения все двенадцать произведи шш хранились в Кабинете Его Величества, в 1826 г. одновременна были переданы в Императорский Эрмитачс, с 1853 г. - в Гатчине. Таким образом, это именно те 12 портретов, что упомянуты в шзр> ко известном комплексе документов 1803 г. * о оплате старого екатерининского заказа. Ii 1826 г. они считались произведениями Левицкого, но в документах передачи в Гатчину уяе числятся про нзведениями неизвестного художника. Поскольку архив думы опровергает возможность существования других работ Левицкого, не отмеченных в документах, а на оборота трех не дублированных

Русская живопись в ХУШ веке. 'гом первый. Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735-1822. Составил О.П.Длгг.лев. Cni., [1Г0П]. Пргло женке.

портретов сохранились надписи мелом (по словам С.П.Дягилева, имевшиеся на всех 12 произведения): "Пзъ Кабинета Е.В." - ото подлинные работы мастера.

В § 3 приводятся документы, не относящиеся прямо к творчеству художника, но проливакидяе свет на обстановку бытования картин в ХУШ з. Это был синтез предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства программного характера. Рассмотренный комплекс документов поззолил сделать выводы о том, что интерьер думн представлял собой идейно-худояественнуя среду, случайная развеска портретов в ней исключена. Более того, этот интерьер был элементом грандиозного загасла: кавалерские изобраяепкя, портрет Екатерины П с владимирской лентой и-покрытий краспо-чергагм бархатом стол с ковчегом, на котором были изображена весы Правосудия, мыслились как элементы среды города Со^ия, возникшего в ' 1780-е гг. Бее то предметнее окружение, что было создано в канцлерском доме, я портреты Левицкого п том числе, долкно было размещаться в орденском капитуле при Софийской соборе. Поэтому интенсивность исполнения заказа была тесиеЛиим образом связана с ходом строительства города, котеркй, з свста очередь, питался идеологией "греческого проекта" Л.Л.Безбородо - покровителя художника.

Вторая глава носит название "Методологические принципы изучения серий портретов Д.Г.Левицкого. Ансамбль в его творчестве 1780-20-х гг.". В её начале обосновывается использование работы Левицкого над серией портретов владимирских кагалсров в качестве типологического эталона, так как здесь мы имеем точно сформулированные условия заказа, документы по программе интерьера и большее количество произведении, что позволяет детально рассмотреть приемы композиции.

В 5 I выявлена избиратзльность подхода Левицкого к написанию портретов. В то время как ему заказали: "написать портреты всех кавалеров ордена св. Владимира Большого креста", им были выбраны лишь 6 из 97 кавалеров провой и вторел степени, имевших награду к 1787 г., времени окон*- vji первой партии кавалерских изображений. Обнаружена избгсато лость написания орденов: шво-ппсец пренебрегает целим рядом второстепенных наград. Художник писал липь ордена св. Лчдрея Первозванного, св. Александра Невского (в обоих случаях телт-ко звезды к лепту) и звезду ордена св. Рлатгипрэ (за искягпеппсм двух случаев портротирозания кавалеров

второй степени), остальные награды не указывались. Кроме того, Левицкий отобрал пропорциональное количество чиновников армии, гражданской службы и флота в пропорции 3:2:1, которая соответствует действительной пропорции награждения орденом св. Владимира (данные за 1782-96 гг.). Эти объективные данные, а также ■последовательность работы живописца (6, затем 12 портретов) стали предварительными условиями обращения к анализу непосредственно формальных особенностей портретов.

• В § 2 эмпирические факта обобщены в реконструкции ансамбля портретов владимирских кавалеров. Написание второстепенных орденов на шее некоторых персснат.еЛ обусловлено особой ролью их портретов в конструкции ансамбля. В таком значении они употреблены в портрете.А.П.!-;'ельгуноза (орден св. Ант, имевшийся, но не изображенный у других персонажей - К.И.Шувалова, Я.А.Брюса, гр.И.Г.Чернышева, гр.В.П.Мусина-Пушкина, И.А.Ганнибала), в портрете Я.А.Брюса (орден Белого Орла, имелся такие у Шувалова, гр.О.М.Штакельберга, О.Л.Игельстрема) и т.д. Установлено, что портретист использовал семь универсальных поз своих моделей, шесть из которых, по три слева и справа, обращены к центральному полотну. Эги центральные произведения имеют особое значение для раскрытия идейного замысла ансамбля (в серии владимирских кавалеров - ото портрета Екатерины П и генерал-губернаторов А.П.Мель-гунова и А.Л.Волкова). Деланием подчеркнуть центр и границы ряда вызЕано использование орденов на шее некоторых моделей. Определение ряда из семи портретов как основной структурной единицы ансамбля Левицкого, подтвержденное аналогами, позволило определить, что ансамбль портретов владишроккх кавалеров состоял из трех подобных рядов (модуль ансамбля). Первая партия (ряд) поступил в думу в начале 1787 г. Два портрета не были начаты•живописцем. Двенадцать произведений из второго и третьего ряда ("большая; группа") были начаты в 1787-88 гг. (I этап - писание с натуры этюдов голов и рук) и завершены в 1803-04 гг. (П этап - писание мундира и регалий с манекена). Сам двуэтапный способ портре-тирования заключал в себе возможность конструирования при завершении.

Композиционные приемы Левицкого позволяют сделать не только общие заключения о границах серии, но и дифференцировать положение каждого полотна внутри ряда. Несмотря на то, что общая постановка фигуры в серии троекратно повторяется, портрет той или иной

эзиции в каждой из трех групп несколько отличается от другого эстами изображенного персонажа. Причем экспрессия уменьшается э мере приближения к центру. С учетом сказанного можно устано-ить положение каждого произведения в системе. Важным элементом эказательства истинности предложенной реконструкции является одчинение выявленным принципам двух упоминавшихся копий порт-етов "малой группы", которая была не только первым, но и дентальным рядом ансамбля.

В § 3 было проведено сопоставление модуля, найденного в ре.дыдущем разделе, с другими аналогичными опытам Левицкого, ронологическл следующими за орденской серией. С учете .л некото-ых видоизменений, вызванных тем, что универсальная, как оказа-ось, формула "портреты ессх ..." в условиях семейного портрети-ования с фиксированным количеством моделей требует композицнон-ых корректив, выводы о принципах формирования ансамбля безуслоз-о подтвердились. Для серии портретоп семьи Воронцовых, например, ак и для серил владимирских кавалеров, удалось сделать уточне-ия, которые Сило бы невозможно сделать традиционными методами сследования. Так удалось определить причины особенностей тех-ического исполнения портретов Артемия Ивановича и Прасковьи ртемь&вны (матовость" живописи портретов до сж пор обгяс-отлась деградацией техники художника при ослаблении зрения). На ;ачом деле особая фактура картин появилась в результате примене-шя Левицким стилизации под мянеру'Г.С.Рокотова. Портрет кисти юследнего был седьмым в серии портретов Воронцовых. Стсутст-ше авторской даты написания произведений всегда создав,ало проб-сему определения возраста и имен четырех изображенных девочек. !ач художник, как и в предыдущем памятнике, позаботился о итоге к определения: цвета пх платьев соответствует принятой в ¡ен-Спрс - пансионе близ Парижа - системе обозначения возрастов (в России известна по институту благородных девиц в Петербурге). Благодаря этому указания исправлено определение имен ,-одолей и установлена гипотетическая дата исполнения портретов - 1792 г. (только в этем гсг:' .платья девочек могли иметь изображенные Левии:::::.: грета). П<;. к серии великих княт.ен как с портретному ансамбле перевернул представления об этой работе судожшжа. Прежде всего, стремление дополнить число произведений до сем:1 плс\*0"70в медулп (у вел. кн. Павла Петровича было Г> дочерей, а г.эгтглгоз п.-"сстго 4) позволило приписать Д.Ле-

вицкому портрет вел. ки. Ольги Павловны (на Портретной выставке 1670 г. фигурировал как работа И.Б.Ламди - старшего). Между тем какдый из портретировавших великих княхен (кроме уже упомянутых живописцев это- были В.Л.Боровиковский я М.-Л.-Е. Виае-Лебрен) создал свой тип портрета. *

Логика вестов и поз портретов этого ряда детских изображений позволила сделать заключение, что формула "портреты всех ..." не исчерпывается в данном случае только портретам! дочерей. 3 связи с этим предполагаем центральное местоположение в ансамбле портретов вел. кн. Павла Петровича и вел. кн. Марии Федоровны (имеются сведения об их гортрстировании Левицким, но тип изображений и их местонахождение неизвестны). Два несохра-ниванхся портретов сыновей - вел. кн. Александра Павловича (экспонировался на Таврической выставке 1905 г.) и вел. кн. Константина Павловича (негатив в фототеке ГШ) соответствуют элементам модуля ансамбля Левицкого.

В заключения этой глзен сделано несколько обобщающих выводов об ансамбле Левицкого. Единственный известный текст заказа на портретированяе "всех кавалеров ордена св. Владимира Боль-иого креста" оказывается ключом универсальной форлулы деятельности живописца, воспринимавшего заказ как писание всех членов корпорации. Кроме обычных серий, где мастеру в принципе возможно было изобразить всех (например, в семейных портретах) существовали ансамбли-формулы (серия владимирских кавалеров) с обобщенной характеристикой моделей (пропорциональное представительство мундиров, избирательность изображения орденов) и выделением "сверхполотна" (изображение Екатерины-Палонодательниш) -картины большего размера и программой алегораческого характера.

Количество портретов серий в идеальном случае кратно семи, в соответствии с этим выделено семь типов поз моделей и двадцать один тип сочетаний позы и жеста. ■

Использование атрибутов персонажей и особенностей композиции портрета (пространство, колорит, поза и жесты моделей) всегда имеют- функциональное значение и используются для создания

* Каталог историчеокой выставки портретов лиц ХУТ-ХУШ вв, устроенной Обществом поощрения художников. Составил П.Н.Петров. 2-е изд. Спб, 1070. - № 625.

портретного ансамбля - системы, где выпадение одного из элементов разрушает целое.

Третья глава - "Портретный ансамбль в раннем творчестве П.Г.Левицкого" посвящена работам художника 1760-70-х гг.

§1.0 серил смолянок. В нем сделана попытка на основании нового прочтения фактов истории учебного заведении, реконструкции изменений условий заказа п, главным обрэзом, с помощью включения серки в контекст всего творчества янвописца, доказать, что групповой портрет воспгтаннпп такзе представляет собой ансамбль. Некоторое отличие его от поздних серий лишь э сокращенной форме конструкции (два триптиха по сторона;.! центра) обусловленной ши-ин масштабами - изображением моделей в-подина рост. Наряду с серией владимирских канат еров этот памятник должен быть классифицирован как ансамбль-формула.

§ 2. Предыдущие шводи почгодят к открытка неизвестных ранее серий. Такой ансамбль портретов - опекунов и кортвователей -был создан в 1765-73 гг. в московском Воспитательном доме, из работ трех художников - Д.Г.Левипдого (портреты Е.З.Умского 17П5 г., Н.А.Сеземова 1770 г., П.А.Яемидотп 1773 г.), 'Г.С.Роко-това (портреты I-:.Н.Тютчева, кн. С.В.Гагарина. П.II.Вырубова, гее •1763 г.) и 'З.Г.Бзризьсна (портрет Я.Л.русского 1755 г.). Новым, является установлен:«! факта протяженного во нремени формирования скотеш. Посредничество 'ЛК.Бепкого претворяло з кпзнъ Устав дома, согласно которому опекунов и - при условтп определенного денежного взноса - т.ертЕОвзтелей, - должны бгли портретировать. Таким образом, замысел Левицкого, написавшего центральные картины двух триптихов (портреты Умсчого п Ссзсмова) к "'сверхполотно" (портрет Демидова) очевиден. Доказательством супуствоЕания этого ансамбля, кроме формального подчинения структуры принципу системы Левицкого, служат размеры полотен п. подтвержденное архивными изысканиями прекращение формирования комплекса портретов после 1773 г.

Открытие возможности совместного создания репрезетативноЯ системы несколькими живописцами (подтверждая реконструкция серии портретов семьи Л.И.Воронцова ноязнвиупся как результат деятельности .двух художников), кроме новых возможностей изучения портретного искусства ХУП1 з. открывает дорогу для подобных изысканий среди корпуса работ руководителя портретного класса Лкаде-. мил художеств - Д.Г.Левицкого.

Б § 3 рассматривается система портретов директоров Академии художеств, возникшая, судя по всему, по замыслу Левицкого. Есе семь портретов одинакового размера появились в результате исполнения программ на звание академика портретной живописи. Первое и центральное полотно было написано Левицким в 1769 г. - портрет А.Ф.Кокоринова. В дальнейшем, посредством работ учеников, в немалой степени способствуя появлению их картин, мастер влиял на ход выполнения своего замлела. Так были написаш портреты бар. П.Ф.Мальтица (П.С.Дрозщин,1785 г.), Г.'Л.Козлова (Л.С.Миропольс-кий, 178В г.), И.Ф.Гроота (почетного вольного общника;З.Д.Каме-женков, 1788 г.). Три остальное веки были созданы Н.Б.Делепье-ром - портрет Н.ОЛилле 1770 г., П.И.Дальманом - портрет А.ОЗакшвского Г77С г. п К.Л.Христипеком - портрет ЮЛ.Сельте-ца 1786 г. Последнее произведение наиболее слабое; оно дисгармонирует с остальными и не подчиняется з трактовке позы я нес-та принципу ансамбля, возможно поэтому его азтор искомого звания не получил. Тем не менее, после ухода Левицкого из Академик, совпавшего,кстати,с прекращением формирования ансамбля, подобных работ не писаюсь. Лишь традиция создания портретов на холсте одного размера сохранилась до С четверти XIX гека.

Четвегтая глава - "Периодизация творчества и незаконченные ансамбли Левицкого" - сЕсего рода подведение итогов применения новой методики исследования портретов художника. Прояде всего, нами Бпервые проведена периодизация творчества Левицкого.

' I период. 1762-76 гг. Д.Левицкий писал в основном полно- ' фигурные изображения. Два ансамбля:"Воспитательного дома и Смольного институтаГ

П период. 1775-1783 гг. Относительно короткий отрезок времени, когда художник трудился исключительно над погрудными изображениями окружения А.А.Безбородко, ставшего его покровителем с 1772 г.

Ш период. 1783-88 гг. Главное содержание - портреты кавалеров ордена св. Владимира; несколько других заказов демонстрируют расцвет таланта живописца, удачно варьировавшего репрезетативную схему при поясном и поколенном изображений.

1У период, 1788-1804 гг. Вначале несколько одиночных заказов на небольшие портреты, затем две серии:"Воронцовых" и великих кнлженГ

В конце 1790-х гг. несколько поясных и поколенных портре-

ов деятелей павловской эпохи. После смерти покровителя - слу-айный заказ Бплибиных. Финал - завершение серии кавалерских зобракений.

Для написания своих моделей Левицкий использует четыре раз-ера холста:

222x166 см (в среднем) для "сверхпромзведенлй - портреты в рост; 130x102 см для поколенных портретов; 82x64 см для поясных портретов; 62x48 см для погрудных портретов.

Эта иерархия была общепринятой в портретном искусстве УШ в. и соответствовала положению человека в табели о рангах, ногда художник использовал близкую, но несколько видоизменен-уга иерархия корпорации (например, портреты опекунов и яертвоза-елей Воспитательного дома, портреты воспитанниц Смольного инсти-ута). Разумеется, были и иные случаи, когда персона-х "выпадал" из истемы ценностей (личные мотивы). Так, портретируя себя и своего руга Н.Л.Львова в 1773 г. художник использовал почти мипиатарный азмер, в полной мере реализовав собственнее представления о есте художника в общество.

В четвертой главе рассматриваются и тематически группируют-я портреты, находящиеся вне ансамблей. Это позволяет на основе овых атрибуции и определений персонален, выделить фрагменты мо-уля - незаконченные структуры ансамблей. Таких групп (по два ортрета в каздой) определено шесть:

I. Семейная - портреты Тепловых. 1738-70 (не сохранились) .

2. "Портреты адъютантов": Л.Д.Ланского. 1782 (ГРМ) и гр. .!<!.Дмитриева-Мамонова. 1788 (ГТГ. Традиционно этот портрет риписывался кисте Н.И.Аргунова 1812).

3. "Портреты певиц": А.Д.Бернуцци. 1782 (ГТГ) и Е.С.Урано-ой. 1791-94 (ГИД. Портрет с характерным атрибутом - нотами -анее считался изображением гр. А.С.Протасовой и датировался 300).

4. "Портреты кавалеров ордена св. Александра Невского": .А.Еезбородко. Около 1800 (частое собрание, Франция) и .А.Беклешова. 1800 (не сохранился, фотография в частном иконо-рафическом собрании, Ленинград. Персонаж и художик определены втором данной работы).

5. "Портреты выпускников Морского кадетского корпуса": .Л.Голенищева-Кутузова. 1800 (Государственный исторический му-

аей) и Г.Г.Кушелева. 1800-01 (местонахождение неизвестно). 5. Семейная: портреты И.Уя Я.^Бялибиных. 1801-1802 (ГЭ). Таким образом, подавляющее большинство произведений Левицкого входит в один' из ансамблей. Все картины, включая холсты 1776-83 гг. яодтаняеются выявленному модули, то есть любая из них соответствует одной из семи определениях нами позиций.

Этот вывод - дополнительный импульс для' пересмотра атрибуций некоторых приписанных худоглику портретов. Большинство их относится к 17'00-м гг., времени, когда подписные работы мастера неизвестны. Среди таких работ полно выделить группу так называемых "портретов с пейзажем": Л.С.Протасовой, Р.'Л.Гауфа, неизвестного из семьи Санти, Л.Н.Безбородко, М.'/.Л'юссар, Г.Л.Долгорукова, И .И. Дмитриева, "Л.Л.Лопухина. Зое они но имеют подписи и при буквальном следоьачип композиции портретов Левицкого, отличаются от них техническим исполнением. предлагаем рассмотреть возможность принад10?лкости зтих полотен кисти С.С.'Лукина, сменившего своего учителя Левицкого на посту руководителя портретного масса. Полное отсутствие работы самого значительного ученика портретиста в 1790-е гг., особенно непонятное перед заказом портрета императора и совпадение стилистики указанной группы с единственно хронологически близким портретом его работы А.II.Корсакова, как нам представляется, допускает эту возможность.

В заключении анализируется место ансамбля Д.Левицкого в русской культуре ХУШ в. Сопоставление биографии художника и тенденций искусства его времени позволило предложить три возможных источника появления портретного ансамбля:

Во-первых, обнаруженные в 1985 г. маргиналии Левицкого на сочинении К.Эккартсхаузена "Важнейшие иероглифы для человеческого сердца" * представляют поле для новых разглашений на тему "Художник и масонство". Тем более, что мокно усмотреть определенную связь между формой мышления портретиста и философа. В обоих случаях в центре внимания системы - сверхличный авторитет (у Эккартсхаузена - Бог), к которому направлены двияения всех остальных элементов Натуры. Обе структуры построены на семи эле-

* Столбова Б.И. Д.Г.Левицкий и масонство // Государственный Русский музей. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Сборник

• • • С • ЗУ^Зб •

1тах мироздания, не зависимых от условий применения этой руктуры (семь планет, семь но и т.д.).

Во-вторых, следует учитывать, что Левицкий происходил из яигиозной среды и значительный период времени посвятил рабо-л по оформлению храмов (в частности, документально известно о ух таких работах в Москве в 1764-65 гг.) и не прерывал писания он в течение всей жизни. В связи с этим можно понимать струк-ры Левицкого как некий светский иконостас, где новое содержа-е наложено на символическую форму.

В-третьих, ансамбли художника созвучны культуре интерьера учаемого времени, когда все детали - произведения различных дов искусств - подчинялись программе. Появление в таком про-ранстве организованной особым образом группы портретов равдано.

Не исключая возможности воздействия разных источников, за-тим, что теоретические изыскания выходят за рамки нашей рабо-, ставившей своей целью лишь подготовку почвы для раскрытия нокена искусства Д.Г.Левицкого.

По материалам диссертации опубликованы следующие работы:

1.' Государственный Русский музей. Дмитрий Григорьевич вицкий. 1735-1822. Каталог. Л., 1987 (в соавторстве; номера талога, список произведений, не участвовавших в выставке, биб-ография, указатель).

2. Серия портретов владимирских кавалеров Д.Г.Левицкого, истории создания и бытования произведений // Государственный

сский музей. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 17Б5-1Я22. Сборник ,учных трудов. Л., 1987. - С. 78-87.