автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблемы смысла истории и природы власти

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Пашкевич, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблемы смысла истории и природы власти'

Текст диссертации на тему "Проблемы смысла истории и природы власти"

! А

/I

V

/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ

ОБРАЗОВАНИЮ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

ПАШКЕВИЧ Татьяна Владимировна

ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ И ПРИРОДЫ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Специальность - 09.00.11

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научный руководитель: доцент, кандидат философских наук

А.Ф. УПРАВИТЕЛЕВ

.........

ОМСК 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3-15 ГЛАВА 1. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА РУССКОЙ

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИОСОФИИ. 16-64

1. Общая характеристика провиденциализма. 16-26

2. Этический провиденциализм. 26-39

3. Эсхатологический провиденциализм. 39-51

4. Хилиастический провиденциализм. 52-61 ГЛАВА 2. ПРИРОДА ВЛАСТИ. ' 65-104

1. Власть как проблема историософского мышления. 65-73

2. Власть по призванию. 73-88

3. Власть по рождению. 88-97

4. Спор между Иваном Грозным и князем Курбским. 97-102 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 105-110 БИБЛИОГРАФИЯ. 111-127

ВВЕДЕНИЕ

Социальная философия является опытом самосознания исторического субъекта и рассматривает, в том числе такие вопросы, как закономерность исторического процесса, назначение истории, смысл и цель истории, роль личности в истории. На абстрактном уровне можно констатировать, что, решая проблему смысла истории, человек пытается выразить формулу своего присутствия в истории, формулу приятия истории как процесса человеческой жизни.

Рассматривая вопрос о власти, человек пытается оправдать как сам институт власти, так и свое отношение к власти с метафизических, аксиологических и практических позиций.

И смысл истории, и природа власти - не вопросы к обществу со стороны личности, но и работа личности по осознанию и организации своего присутствия в обществе. Сознание социума и самосознание личности здесь пересекаются.

Актуальность темы. Избранная тема актуальна на нескольких уровнях функционирования общественного сознания.

В первую очередь, она актуальна для общественного сознания в целом. Значимость функционирующей в обществе информации о прошлом, формирующей социальную память и обеспечивающей социальную целостность в диахроническом аспекте несомненна.

В современной исторической ситуации социально-философская проблематика востребована в связи с переоценкой всех ценностей, происходящей в современном обществе. В широких слоях общества не только отсутствует

адекватное представление о развитии русской национальной мысли в этом направлении, но и уверенность в необходимости постановки социально-философских вопросов в русле национального самосознания.

Публицистическая литература поражает своим субъективизмом, не утруждает себя анализом достаточно сложных и спорных проблем, утверждает в общественном сознании стереотипы, создающие искаженное представление о российских духовных традициях. Она навязывает России то прошлое, которое требуется для подтверждения политических взглядов современного автора. Так что подлинное русское средневековье в общественном сознании представляется неоткрытой страницей.

Кроме того, вопросы смысла истории и природы власти являются напряженным пространством сущностного вопрошания теоретической мысли. В 20 веке в гуманитарных науках существует стабильный, неугасающий интерес к средним векам. Он вызван несколькими факторами.

С одной стороны, проблематика, связанная со средневековьем, стала актуальной благодаря активизации западной медиевистики. Отсюда интерес к проблеме ментальности, особенностям средневековой ментальности и национальной окраске ментальности.

Для России медиевистические изыскания разных наук важны еще и тем, что в средние века происходит закладывание основ русского национального менталитета, формирование особенностей национального сознания. Однако здесь возможности медиевистики сковывались марксистской парадигмой, в русле которой невозможно создать аутентичное осмысление средневековья.

Другим фактором является внутренняя динамика развития гуманитарных наук. Обращение к средним векам, к классической доиндустриальной эпохе, вызвано

потребностью современной культуры через существенно иное познать свое, увидеть мир через контрасты бытия.

Несмотря на долговременный интерес к этому периоду, даже для специалистов - историков философии русская средневековая мысль представляется малоизученной, особенно в части социальной философии. И это еще раз подтверждает актуальность данной темы. Но самое главное, что исследования в социально-философском русле средневекового периода выглядят иногда малоубедительно или излишне тенденциозно, т.к. слишком узка источниковая база для интерпретации. Прежде чем характеризовать этот период становления русской философской мысли, необходимо создать адекватное современному научному созданию осмысление этой эпохи.

Социальная философия истории есть органическая часть целостного философского мировоззрения. Исходя из специфики русской философской мысли, характеризующейся историософичностью, социально-философская проблематика является составной частью концепций русских философов. Для русской философии рассмотрение данной темы особенно значимо. Проблемы смысла истории и природы власти, даже если они не являются объектом «фундаментального вопрошания» в определенной философской системе, всегда являлись и являются средоточиями напряженного внимания русской философской мысли.

Актуальна и проблема философского анализа нефилософских текстов. При идеографическом видении прошлого, в котором целью является понимание, каждый продукт времени может быть осознан как текст. Конечно, «дух времени», запечатленный в этом тексте, с трудом поддается выражению на инородном ему языке. В данном случае социальное является и субъектом и результатом данного дискурса, а избранные тексты - пространством объективации сознающей себя исторической субъективности.

Проблемы смысла истории и природы власти решаются в данном исследовании на материале древнерусской исторической литературы 11-17вв. Этот период в русской культуре выделяется как особый и с точки зрения истории философии в России.

Хронологические рамки нашей работы обрисовываются очень четко. Первая дата - 11 век - связана с появлением литературы на Руси, возникшей после ее Крещения, которое повлияло на весь уклад и строй жизни.

На протяжении 11-17 веков литература сохраняла общие черты, позволяющие оценивать этот период как условное единство. Грань же между 17 и 18 веками в истории литературы можно провести достаточно четко.

Конец 17 - начало 18 века в истории России знаменуется царствованием Петра 1. Результатом его правления стало не только расширение российских границ, но и изменение статуса страны во внешнеполитической деятельности, не только создание новых государственных учреждений, но утверждение новых обычаев и образа жизни. Уничтожив патриаршество, Петр ликвидировал потенциальное двоевласти в государстве, сделал заменивший патриарха Синод подчиненным не только царю, но и государственным чиновникам.

Изменения в эпоху Петра в России были столь резкими, что современники и потомки считали его правление временем бесспорно рубежным, временем расставания с «древней» Россией.

С точки зрения истории философии эпоха до 18 века бесспорно выделяется авторами, характеризующими ее как предысторию развития философии в России или начальный период развития философской мысли в России.

Причины различия оценок философской мысли на Руси в 11-17вв. лежат в разном использовании термина «философия» применительно к исследуемому периоду. Одни авторы

(Галактионов A.A., Никандров П.Ф.) вкладывают в это понятие строгий смысл, понимая философию как науку с разработанной проблематикой и терминологией. Поэтому они воспринимают этот период как предысторию русской философии, зародышевое ее состояние.

Большинство исследователей (Громов М.Н., Козлов Н.С., Горский B.C., Замалеев А.Ф., Зоц В.А.) толкуют термин более широко, понимая под философией 11 - 17 веков философскую мысль древней Руси, которую занимают проблемы наиболее общего развития природы, общества и человека.

Объектом нашего исследования являются социально-философские идеи и представления русских средневековых авторов.

Предметом изучения являются представления о смысле истории и природе власти, формирующие тексты исторического повествования.

В плане разработанности темы нужно отметить, что попытки подвергнуть этот период осмыслению с точки зрения социально-философской мысли на Руси ограничиваются лишь увязыванием развития социально -философской мысли с историческими изменениями в русском государстве. Получается, что у философской мысли на Руси нет внутреннего развития, а все изменения и новшества вызваны внешними толчками.

В качестве источников исследователи ограничиваются узким кругом авторских произведений. Это, как правило, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Послания» старца Филофея, произведения круга идей «Москва - Третий Рим», и ряд авторов 17 века. Очевидно, что на такой узкой источниковой базе нельзя создать критерия для внутреннеобусловленной периодизации социально-философской мысли. Поэтому авторы и ограничиваются

показом общих черт философии древней Руси, не показывая ее развития, изменений и внутренней борьбы.

Зачастую средневековый материал используют в философских построениях, где он должен подтверждать главные идеи, отстаиваемые автором. Материал, призванный служить доказательством, на самом деле играет роль иллюстрации, поскольку он отрефлексирован через призму философских воззрений автора. Это касается как русских философов (Бердяев H.A., Булгаков С.Н.), так и зарубежных авторов (Тойнби А.Дж., Коллингвуд Р. Дж.).

Ввиду необходимости работы с источниками и их внутренней критики большое внимание было уделено классическим филологическим исследованиям (Лихачев Д.С., Жирмунский В.М.) и историческим исследованиям. Это были как источниковедческие (Пронштейн А.П., Петряев К.Д.), так и обобщающие исследования по истории России до 18 века (Карамзин Н.М., Ключевский В.О., Соловьев С.М., Костомаров Н.И.).

Православная мысль в лице A.A. Тихомирова, В.В. Зеньковского и Г.В. Флоровского поднимает такие проблемы, как развитие русской мысли, в том числе историософской и монархической.

Поскольку в исследовании затрагиваются вопросы средневековой ментальности вообще, использованы работы П.М. Бицилли, А.Я.Гуревича.

Обсуждение проблем власти вызвало потребность в литературе, осмысляющей как проблемы власти вообще (Зуев В.И., Краснов Б.И., Фетисов A.C.), так и в культуре России (Замалеев А.Ф., Осипов И.Д., Золотухина Н.М., Карпец В.И., Белов Г.А., Поздеева И.В.).

Цель работы: на основе анализа источников реконструировать социально-философские взгляды русского средневековья, придав им систематичность.

Реконструкция понимается нами как воссоздание целостного смыслового пространства, запечатленного в конкретном документе или событии. Реконструкция возможна и необходима как высокоэвристичная познавательная процедура.

Задачами исследования являются:

- анализ представлений о смысле истории и природе власти в русском средневековье с характеристикой их структуры и этапов развития;

- обнаружение представлений о динамике и движущих силах истории в их развитии и связи с провиденциальными представлениями;

выявление концепций, посвященных пониманию природы власти;

- раскрытие концепций природы власти в их развитии.

Научная новизна диссертационной работы заключается

в том, что она представляет опыт целостного рассмотрения исторических произведений древнерусской литературы с позиций социальной философии. Работа вводит в оборот социально-философского анализа новый, еще не использованный ранее комплексно, материал.

Особенностью работы является опора на обширный эмпирический материал. Реконструированные на основе источников историософские взгляды позволили вычленить социально-философские идеи русского средневековья и увидеть их динамику.

В работе прослеживается поэтапное развитие провиденциализма, выделяются такие его формы, как: этический, эсхатологический и хилиастический. Автор показывает формирование и борьбу двух концепций власти в 11-17 веках: власть по рождению и власть по призванию, выявляет специфику обеих концепций и раскрывает их взаимодействие.

Новой представляется также попытка проанализировать методы христианской идеологии в оценке исторических событий. Автор показывает, что данная идеология выполняет эвристическую функцию: как опыт понимания истории, собственно идеологическую: формирование отношения к событиям и апологетическую функцию: пропаганда и защита собственного содержания.

Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами диссертации. Задача реконструкции социально-философских идей в исторических произведениях древнерусской литературы связана, в первую очередь, с принципиально положительным решением вопроса о правомочности реконструкции идей только по литературным текстам. Конечно, историческое самосознание проявляется, кроме исторических текстов, и в обыденной мотивации, и в исторической деятельности, и в общественной психологии, методах и формах творчества. Социально-исторический контекст вносит в исторический нарратив свои деформации. Т.е. исторически ноуменальные идеи феноменологически отражаются в различных формах.

Но исторический нарратив в каком-то смысле имеет в себе все другие формы феноменологии исторического сознания. Поэтому в данном случае реконструкция ограничивается текстовым материалом. Привлечение нетекстового материала является комплиментарным.

Однако и сама по себе проблема реконструкции философских идей в нефилософских текстах решается неоднозначно. Как правило, социально-философские исследования в таком случае идут по пути поиска произведений, которые содержат осознанную рефлексию по тем или иным интересующим исследователя проблемам. В случае философско-исторических идей это «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Послания» старца

Филофея и произведения 17 века. Такое решение вполне оправдано, но оно не является единственно возможным.

Очевидно, что в случае использования методов выявления скрытой рефлексии можно больше узнать о зарождении социально-философских взглядов на Руси и идеях, в которых они существовали. Положительной стороной такого подхода будет выявление не отдельных, отрывочных и разрозненных, а цельных идей, владевших умами нескольких поколений мыслителей. Работа со средневековыми текстами, в которых в связи с особенностями средневековой ментальности не было принято излагать свою рефлексию, должна опираться на реконструкцию этой рефлексии.

Использованный метод анализа источников позволяет учесть нерефлексивный характер и другие особенности средневековой литературы. Также он обращает нас к неизученному ранее материалу, позволяет охарактеризовать аспекты, оставленные в стороне социально-философской литературой по этому периоду.

Метод состоит в выявлении в произведениях исторической литературы дивинационных моментов. В средневековом произведении форма повествования не позволяет отличить устойчиво использующуюся и давно сложившуюся схему изложения от собственно авторской рефлексии об историческом событии или о ряде событий. Рефлексия автора остается «за кадром», она является предзнанием автора и не всегда отражается в тексте даже в снятом виде. Чтобы выявить тексты с дивинационным содержанием, был применен метод реконструкции вопроса, отвечая на который автор создал свое произведение или (если речь идет о летописи) часть произведения.

При этом было обнаружено, что большая часть исторических произведений отвечает на вопрос: «как произошло данное историческое событие?». Эта группа произведений характеризуется высокой достоверностью

фактов, сообщаемых о событии. Повествование идет хронологически, без вставок, без оценки исторических перспектив события или аналогий с прошлым.

При таком подходе автор стремится точно датировать событие, упомянуть его участников. Конечно, некоторая смыслообразующая схема и здесь присутствует. Но это лишь штамп, который традиционно используется в данный период времени. Такие произведения служат достоверными историческими источниками и являются, по сути, предшественниками научной историографии. Такие произведения были исключены из источников данного исследования из-за отсутствия дивинационной компоненты, можно сказать и по-другому: отсутствие какого-либо отражения в тексте рефлексии автора по поводу описываемых событий.

Другая группа произведений характеризуется поиском смысла истори