автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Проблемы соотношения нравственного и атестического аспектов воспитания личности

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Агаева, Солмаз Дадаш Бала кызы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Проблемы соотношения нравственного и атестического аспектов воспитания личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы соотношения нравственного и атестического аспектов воспитания личности"

министерство народного образования азербайджанской сср бакинский государственный университет

На правах рукописи

АГАЕВА СОЛМАЗ ДАДАШ БАЛА кызы

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО И АТЕИСТИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Специальность 09.00.05 — Этика

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Б а к у — 1 9 9 О

Работа выполнена в отделе этики и эстетики Института философии и права АН Азербайджанской ССР.

Научный руководитель:

— доктор философских наук, профессор Рустамов Ю. И.

Официальные оппоненты:

— доктор философских наук, профессор Наджафов Н. Г.,

— кандидат философских наук, доцент Муршудли Г. Д.

Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского педагогического института им. В. И. Ленина.

Защита диссертации состоится « » О&С-ОС^Я' 1990 года в « » часов на заседании специализирован-

ного совета (К. 054.03.02) по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Бакинском государственном университете (Баку-370073, ул. П. Лумумбы, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета.

Автореферат р.

Ученый специализиров

кандидат фил осеф^;нх^наук? /^

доцент- V"',* ^т;^" ">\

1990 г.

Мамедов А. Б.

о

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛВЛН

Актуальность теш исследования. Диалектика общественного развития такова, что в ходе перестройки советского общества важнейшей закономерностью выступает возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни. Вся система основополагающих динамических изменение,происходящих в нашем обществе, предъявляет новые повышенные требования к личности. В новых условиях приобретает особую актуальность "обращение к человеку", В контексте такого обращения весьма важное значение придается совершенствованию системы воспитания. 7Согда иы говорим,что при социализме осуществляется всестороннее и гармоническое развитие личности,' тем самым подчеркиваем, что в социалистическом обществе должны последовательно реализоваться цели подлинного гуманизма. Многие наши успехи в сфера формирования человека и его образа жизни стали возможны благодаря разработке и проведению в жизнь культурно-воспитательной политики, которая, к сожалений, не была свободна от многих серьезных опибок и формализм,;. Примечательно в этом отношении революционное перестроечное преобразование общества. "Главную задачу своей культурной политики,- говорил на ХХУП съезде партии М.С.Горбачев,- партия видит в той, чтобы открыть самый широкий простор для выявления способности людеЛ, сделать их жизнь духовно богатой,многогранной. Добиваясь радикальных перемен к лучшему ив этой области, важно постр;ить всю культурно-воспитательную работу чтобы она все полнее удовлетворяла духовные запросы люде V'шла навстречу их -пт-теросам"1. Порпстро'ка, так.ш чоразоы, активирует вопрос культуры и воспитания- тесно увязываё* -задачи корен;юго революционного

преобразования общества с задачами каЧестненного обновления системы воспитания, радикального её 'совершенствования.,3 условиях

Тр Материмы ХХУП съезда 1-СПСС. М., Гйб, с. 114.

- г -

перестройки приобретает особую значимость критическое переосмысление накопленного опыта воспитательной работы. Сегодня от марксистской методологии требуется проявить мужество в анализе достижений и просчетов в строительстве социалистического общества / в ходе культурной революции, нравственном и атеистическом воспитании трудящихся и т.д./. В процессе "перестроечного" пересмотра нашей истории предстоит освободиться от неверных представлений о методах строительства социализма,' воспитания личности - избавиться от всего, что деформировала нравственные идеалы нашего общества.

Нравственное и атеистическое,-воспитание как составные части идейной и культурно-воспитательной работы, находится под влиянием ' происходящих в нашем обществе перемен. Эти перемены направлены в сторону оздоровления нравственного климата, они призваны существенно изменить наше отношение к религии и атеизму.

И в "этой связи "неоправданы разговоры о. возможном сворачивании атеистических исследований и публикаций в силу каких-то высщих соображений. Дело состоит в том, чтобы распространить /новое мыш-лете/ на всю сферу изучения религии и атеистического воспитания, до конца преодолевая" догматизм, примитивизм, упор на административно-бюрократический стиль..."1.

Нообходимо критически переосмыслить накопленный опыт в области атеистического и нравственного воспитания, сформулировать новые идеи и принципы в данной сфере воспитательно"' работы. Актуальность изучения проблем воспитания /в частности, нравственного и атеистического воспитания/ обусловлена потребностями перестройки нашего общества на подлинно демократических основах. Обстоятельное исследование механизма взаимоотношения нравственного и атеистического (зоспитания, раскрытие их диалектической взаимосвязи в культурно-

I. Социализм и религия.//Коммунист. 1938. ?? 4. С. 123.

воспитательном процессе является зажным условием успешной реализации целей программы активизации человеческого фактора. В усювиях перестройки, демократизации и гласности всестороннее и глубокое изучение взаимоотношения нравственного и атеистического воспитания /и других направлений воспитательной работы/ приобретает особую значимость. Все это и определяет актуальность темы нашего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы, 'ларксистс ая философия с момента своего возникновения включала в себя проблематику воспитания в качестве ватного элемента своей программы развития личности /марксистская концепция всестороннего и гармонического развития человека/. Вполне естественно, что проблемы воспитания все время находились в центре внимания. Воспитание как сложный диалектический процесс со своими специфическими противоречиями, уровнями и подсис-тегами по мере развития общества сталкивается с новыми трудностями, намечает кахдыЧ рад непмЧ круг проблем. Непреходящее актуальное значение воспитательно" рдботы объясняется тем, что на калдом этапе наиего оСцестт в динамике процесса воспитания выявляется новые возможности и перспективы, а это, в своп очередь, выдвигает комплекс нот« вопросов. В последние годы в контексте задач перестройки предъявляются новые требования к проблематике'воспитания. Эти требования связаны непосредственно как с переосмыслением нахопльн-ного в этоГ области опыта, так и с разработко."' ново;' стратегии культурно-воспитательно" работы, отвечаст-еГ: духу демократизации п гласности.

Автор условно выделяет три основных направления, кот>-риз r—¡-ют отношение к томе исследования. Первое направлен;^ связью с общая: проблемами воспитания: нроютвенчоо и атеистическое воспитание рхсматр-.-вагтея как составные части систем воспитания. Второе

направление характеризуется разработками специфических проблем нравственного и атеистического воспитания. Наконец, третье направление - это исследование вопросов связанных с диалектическим взаимоотношением нравственного и атеистического воспитания. По стзпе-ни разработанности отмеченные направления представлены как бы по "убывающее," линии.

Общетеоретические проблемы воспитания личности в вашей стране исследованы довольно подробно. Но, как ужк отмечалось, перестройка придала особую актуальность проблематике человека, выдвинула на первый план задачи нравственного обновления культурно-воспитательной политики государства. Можно сказать,' наметился новый "перестро. ечиый интерес" к человеку. Это находит свое выражение в общем массиве научной литературы*. Исследование проблем активизации человеческого фактора, естественно, акцентрирует внимание ученых на проб* 2

ломатику воспитания. _

I. Еакироп Б.С.Ценностное сознание и активизация человеческого .-¿актора. Харьков. 1983; Марксистская концепция человека и культура личности.Владимир. 1987; Шендрик «.т. диму-шетич -ский идеал лич-ностиг^илосоЗско-этический аспект.Львов.1988.

г. также с:л.статьи:Бестужева-Лада И.В. .Человеческий фактор: его сущность н пути активизации. /Науч. кош. 1980. Иванов В.Г.Проблема активизации человеческого '.актора в условиях перестро "кн. /7мауч.кокм,Г'В7.1Ъ; Нрутова 0.П.Пути активизации человеческого •'иктора.//Философ.науки Л "37. И; Крутова 0.¡(.Человеческий фактор: соцчаяьно-*.тосо-;ск»» аспект .//во пр. Т-илосо •. 1937. !,Т5;!Г.ишин Л. 7.., К-.гпов В.Б. Перестройка советского общества и -¡армирование нового человека.//Науч.комм, 1033,г? 2;Малкин А.3.Всестороннее р зпитие -'■"ччости:гдедЛрСоиреме 'ность.//Науч.комм.1987.С 3; Пукчсскнй В.В 'агуалын'« проблемы рззп-тт личностипютлунистически!' идеал и социалистическая действительность.//гилос.шуки. Г 2о.Г6; Сули--.'.•г ¡¡Л .Некоторые вопроси активизации чел о воч ос кого "актора. // //Паус.тодаЛЭД?. Я5 3.

,'№юва 0.П.Философские основы кошунистическрго воспитания.'.;. Гл27: 1'изуно А.В.Методологические проблема комплексного подхода ь коммунистическилу воспитанию.лиев. 19(36; Чумак Л.Г.Коммунисти--веское воспитание:система и процесс.Кишинев.1567.

А также статьи:Актуальные ппобламы комму всяческого воспитания /материалы "круглого стола"?./Л'.ауч.комм. IV«/.л'--);• Л'Р.'.влева в.в, ¡^■которые вопроси перестройки в оолнсуи^ЭДовно',: ппзнц и ком-у-!=истичЬс1;ого воспитания. 7 Л :ауч. ко мм. Г.ю.-. лнапто к. ■„. .'-опроса 5 :етодоло1*ии классового вдепитания в свет^ решений 0С»11 съезда :-13С,//Оилос.науки. 1906.КС;Коломиец 6. Л. .'оржрова,,.1е мчркспстскс ..енинского иироьоззрения-вакне'"шая задача коммунистич'-сого вос-••,к,1нния.//Науч.коммЛ937.л5 3; Удове.что П. '>'.. О ; а кто рос воспита-коллективизма.//науч.комм. 1^37. г 2.

Намеченный перестройкой,демократизацией и гласностью задачи в области культурно-воспитательной работы поднимают определенные комплексы специфических проблем в сфере нравственного, атеистического воспитания. В последние года появляются работы,в которых предметом особого внимания исследователей становятся вопросы нравствен-

I ?

ного и атеистического*" воспитания. В этих работах подробно анализируются особенности нравственного и атеистического воспитания в условиях перестройки. В некоторых исследованиях подчеркивается важность изучения взаимоотношения нравственного и атеистического воспитания как необходимого условия успешного решения некоторых общетеоретических проблем воспитания, а также конкретных вопросов нравственного и атеистического воспитания^. Однако данная проблема не

I. Актуальные проблемы нравственного воспитания.Новосибирск.1987; Вардомпцкий А.П.Моральная регуляция поведения личности.Минск. 1987;Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания.М. 1087; Соколов- Н.М.Социология нравственного развития личности.М. 1937: Теория и практика нравственного воспитания.Баку,1987; Этика.Мировоззрение.Нравственное воспитание.М.1У07;Голубева Г.А.Ускорение научно-технического прогресса и проблема юрмировзния нравственной культуры личности. /Ежегодник философского общества СССР.1986.МЛ987.С.25-39;Иванов Б.Г.Коммунистическая мораль,социалистическая нравственность, человеческое достоинство.7/Филос.наукиЛ9В7.\13: Ломов В.Нравствен-ный потенциал'совершенствования социализма.//Попр.г1шос,1907.!га.

Актуальные проблемы науччо-чтеистичоского воспитания молодежи. Материалы П Всесоюзной аколы молодых ученых.М. ,1с;07;Криштопа C.IÍ. Криштопа В.''.Атеистическая направленность нравственных ценностей социалистического общества.'•{иевДГ37;0рганиз1ция и методика атеистического воспитания.л.1906;Шпак В.ЗЛтеизн и нравс-твенннЯ идеал личности.Киев.1937. ;Уамедов Ихддоп л.ире^мствшппсть ленинских пкчплпев научно-ятеистического восгп:таш;я.//Комм.Азербайджана .1937.;iилимоно в 3.Воспитывать атеистов.//Комм.Азер-бай1^анаЛпЗЗ.^;;\теистичоскоо воспитание как фактор ^-отирова-ния духовных потребностей молодежи.Авторов.дисс.,.канд. ¡илос. наукТЛ.,19.'3.

3. С.м.рчботы:Кртятопа П. Л. ,Криштопа В.ÍT.Атеистическая направленное? нравственных ценностей соц.общестк1.!й1евЛ987;Г.па2 В..5.Атеизм и нЬшственныЧ идеал личности.:{иев.1"3/;Дкалилоп ¡1.?. ..¿амедов А.,;. Атеизм и нравственное воспитание.Глку. Tr.-!'3.

Социализм и религия. /Г.'тыу ис г. IПП8. ГЛ; Ло по в А. С. а цдл иду £0; циалыюго значечия религии'и атеизма.//'>'>woc.на^и,I'г '.,^, .^ит-рохин А,марксисты и христианство.//додаунистЛ ' /,1аря1Д~ ^Переосмысления. //Паука и религия ЛГ-09..г I и другие.

, - б -

была еще предметом специального анализа. В меру возможностей диссертант попытался восполнить пробел в этой области.

Цель ¿Диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе анализа особенностей нравственного и атеистического воспитания, а также прояснения некоторых моментов механизма диалектического взаимодействия данных направлений'воспитательного процесс, изучить роль нравственно-атеистического воспитания в ]ормйровании личности, в решении культурно-воспитательных задач перестройки. Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:

- проанализировать основные этапы и тенденции домарксистской мысли'в области разработки концепций нравственного и атеистического воспитания в контексте решения задач воспитания личности;

- определить концептуальное своеобразие марксистско-ленинской системы воспитания и выявить доминирующую роль диалектического подхода в решении проблем нравственного и атеистического воспитания;

- рассмотреть основные моменты процесса развертывания нравственного и атеистического воспитания в ходе перестройки в свете требований демократизации и гласности, а также исследовать с позиции

воспитательной политики перестройки диалектику нравственного и

»

атеистического воспитания в общ :й системе воспитания личности.

Методологической основой исследования являются положения марксистско-ленинской концепции воспитания, методологические принципы диалектического материализма.

Научная новизна исследования. Диссертация является самостоятельным исследованием диалектики нравственного и атеистического воспитания в общей системе воспитания личности. В ней предпринята попытка последовательного и всестороннего рассмотрения этой проблемы. Формулируется ряд новых положений. Суть положений, содержа-

о . >

щих элементы новизны и выносимых на защиту, заключается в следующем:

- на основе анализа домарксистских концепций нравственного и • атеистического воспитания предпринимается попытка проследить предысторию становления диалектического подхода в рассмотрении проблем воспитания;

- раскрывается основное методологическое содержание марксистско-ленинской концепции воспитания,в которой главное внимание уделяется диалектическому подходу. Показывается, что в данной концепции основополагающее значение приобретает диалектическая идея воспитания личности, которая представляет собой сложный процесс взаимодействия нравственного, атеистического, эстетического, трудового и др. видов воспитания;

-обосновывается положение,что диалектическое взаимоотношение нравственного и атеистического воспитания на протяжении всей предшествующей истории развития нашего общества не реализовало в полной

мере свой потенциал в деле воспитания гармонично и всесторонне раз-

1

витой личност?;

- аргуменпгруется примерность и плодотворность критического переосмысления оптыа воспитательной работы с целью восстановления марксистско-ленинской /социалистической/ концепции воспитания с её ориентацией на методологическую значимость диалектического взаимоотношения нрчв-твенного и атеистического воспитания;

- в условиях перестройки, демократизации и гласности, кэгд.ч особо подчерчивается важность активизации человеческого фактора и оздчр'пленил нравственно.1 атмосферы общества, первостепенное ■■; ¡аче-ние приобретает развертывание воспитательного процесса как процесса диалектического взаимодействия различных направлении культурно-воспитательно:"! работы. Важную роль в этом процессе играет диалектическое взаимоог .оиение нравственного и атеистического воспитания.

о

у

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты приведенного исследования могут быть использо: аны в научно-исследовательской работе по изучению актуальных проблем воспитания личности. Сформулированные в диссертации выводы и положения применимы в Курсах научного атеизма и этики,а также могут быть использованы для организации культурно-воспитательной работы среди молодежи, глатериалы диссертации представляют определенную методологическую и практическую ценность при разработке учебных курсов по проблеме нравственного и атеистического воспитания личности; в научно-исследовательской работе студентов и прй'разработке тематики докладов и рефератов, а также чтений лекций по линии'общества "Знание" в моло-! дежной.аудитории;

Апробация работы. Основные' положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах автора, в докладах на научно-практической конференции АГШЯ им. 50-летия СССР /Баку,1983 г./; на межвузовской научной конференции в Каспийском КТ& им.С.М.Кирова /Баку,19Э7 г./.

Основные положения работы также использо.ечлись автором в преподавательской работе.

»

Структура работы. Диссертг. дия состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литератур!.

ОСНОВНОЕ С0Д2Р£,ЭТ'1Е РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность теш, оценивается степень разработанности- проблемы в научной литературе,, определяются цели, задачи и методология исследчвания, ¡ормулир^ется новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.'

Пйраая глава - "Историко-философский анализ проблемы взаимоотношения атеистического и нравственного воспитания личности" содержит последовательное ретроспективное исследование основных моментов концепции нравственно-атеистического воспитания личности, выявляется логика движения исторической мысли к раскрытию в лоне марксистско-ленинского мировоззрения диалекики нравственного и атеистического воспитания.

В § I "Краткий анализ домарксистской духовной культуры в контексте нравственного и атеистического воспитания личности" показана предыстория марксистской концепции воспитания личности, в которой важное место отводится диалектическому соотношению нравственного и атеистического воспитания, «здесь просле живается диалектическое отрицание марксизмом предшествующего хода развития духовной культуры человечества в аспекте атеистического и нравственного воспитания личности.

Диссертационное исследование начинается с предварительного

I

уточнения содержания основных понятий. Прежде всего подчеркивается ыегодолопгческая корректность осмысления семантики понятий "воспитание" и "^оршрование" личности. Понятие "воспитание личности" имеет более строго ограничений семантический контекст по сравнения с понятиен ".{орх-розание личности", которое п отом плано весьма разуто. Понятие "воспитание" фиксирует момент целенаправлелгного и сознательного воздействия на процесс социализации личности, в то врем как "^р!.г,:рование личности" отраяает слояш^ иного !дктор:п1П и п некотором сношении стихн-яшГ и потому монео уггравляоегй процесс становления личности. По мерз соверзенствовашш систем воспитания лк-ности процесс фор^гровання личности постепенно будет "втягипатъел" в с?еру воспитания: воспитательной процесс возьмет ш себя псе функции "*ор^;рования личности". Понятия "атеистическое воспитание'' и

"нравственное Боепитание" в свете отмеченных замечании отражают, соответственно, специфические форш систематического ,. целенаправленного воздействия на личность с целью формирования у него определенных атеистических и моральных качеств. При анализе семантического содержания понятий следует также учитывать общее положение диа-лектико-материалистической методологии относительно универсальной гибкости понятий - гибкости, отражающей объективную диалектику действительного мира /В.И.Ленин/. Учет диалектической взаимосвязи,взаимоперехода понятий "атеистическое воспитание"и "нравственное воспитание" как отражение сущности реального процесса воспитания лич-' ности.имеет непосредственное отношение к раскрытию теш диссертационного исследования,- Поскольку наше внимание в'основном акцентри-ро'вано на диалектику атеистического и нравственного воспитания, необходимо особо подчеркивать методологическую значимость выявления механизма переходов, переливов "атеистического воспитания" в "нравственное" и наоборот.'

Необходимость развития нравственной и атеистической культуры современного общества,, ювершенствования системы нравственного и атеистического воспитания.личности предполагают, в частности, обстоятельное исследование духовного наследия прошлого. Рамки диссер-тационного_ исследования позволяют выделить лишь некоторые, по нашему мнению, наиболее важные эпизодда истории человеческой духовности в контексте нравственного и атеистического развития.

Попытка мысленной реконструкции духовной жизни первобытного обк;„ства с целью вычленения определенных нравственных и религиозных /на этой основе л атеистических/ элементов представляет собой весьма проблематичную перспективу.. Невозможность'и методологическая несостоятельность четкого выделения :в пределах первобытной духовности каких-либо ¡орм общественного сознания обусловлены её еьоеобразной синкретической сущностью. ¡{..Маркс и Ф.Энгельс писали

о

по этому поводу: "Производство идей,представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни, образование представлений, шипение, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д.... виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нот развития"*. 3 лоне первобытно Р культуры воспитанно личности вплетено в непосредственную жизнедеятельность как его объективное, имманентное свойство. Человек первобытного общества усваивает нормы нравственности, религиозности и т.д. в ходе конкретной материально? деятельности. Так что применительно к первобытному обществу ставить вопрос о самостоятельно й системе воспитания /нравственном или религиозном и тем более атеистическом/ неправомерно. В то же, время из данного полояоткл вовсе не следует,что изучение механизма усвоения первобытными людьми нравственшх,религиозных и других духовных ценностей лишено кэ-тодологкчсской значимости в контексте решения проблем воспитанна личности.

Оформления классовых о-гнопеииП,установление со стор>-л дарстпа жесткоП с;:о?г"н еоитытоЛ дм;»препинании т.щ-гу. •>£•:—:г • паля» отралениз з соогвстст.чуV ¡и;с !ор:гл: об-чоствогиогт .■

ри.-чях классового общесткд постепенно 'ор.'ирултея ртпли-ц--!'-. -' Л ТИПЫ ГС.СПИТЛ!1И1 ЛИЧНОСТИ? воспитаяио СТР.НОВНТСЛ Г.тпзг: СП:' ; •• • :1Лео.;оглч?с:::оП обработал л:одл\ !'а жата х-тт«'» о-

ног1 еультурУ гречосгаге ог^е^гл) ?/»">т:о лгоглл^лтъ Гэрлрэтш::.) -г : тем нр-ап.атвенного и я?олг?:г1"п*:ого рогнгт.тгм ц:ч!!зсгл» :г« -и") роль я 0&-ГГ, пропс :<■■■.; »*}сп:.т.г«и. н 1ЛПИТ-Г Г-1ПСП.Г1Г') гасоло.-:': , ■, ,-<г~> ;, , :'Г-.гтч ' '¡'.1, л.;!'"

греческого общества дифференциация системы воспитания также приобретает классовый, сословный характер - принудительное '¿рудовое воспитание одних /рабов/ и светское умственное /и тяготеющее к гармоничному/ воспитание представителей господствующего класса. Рабовладельческое государство существует и четко функционирует к\ основе налаженной системы воспитания. Аналих древнегреческой системы воспитания /её теории и практики/ показывает,что во всех разработанных Демокритом, Платоном, Аристотелем и другими мыслителями концепциях всестороннего, гармонического развития личности нравственное воспитание занимало ведущее место. Несколько "периферийное" в этих концепциях место занимает атеистическое воспитание,что в определенной мере объясняется'"слаборелигиозностыо" духовной жизни греческого общества. По мере формирования традиционных религиозных культур нравственное воспитание вступает в Дихотомическое соотношение с религиозным воспитанием, с одной стороны и с атеистическим - с другой.

Зарождающееся феодальное общество с доминирующей ролью христианской идеологии официально теологизирует теорию и практику воспитания личности: система воспитания с санкции государства превращается в "служанку богословия",, впрочем, как ивсе другие социальные институты феодального общества. Нравственное воспитание становятся воспитанием религиозной нравственности. Из о!еры светского воспитания исключается атеистическое воспитание, которое в некотором плане функционирует как "теневое" воспитание, и эпоху Возрождения и в особенности эпоху Просвещения намечается процесс постепенного "сращения" нравственного и атеистического воспитания в лоне античных идей всестороннего, гармоьического ^развития личности. Атеизм французских материалистов, по словам К.Маркса^ "возвестил появление атеистического общества... посредством доказательства того, что возможно существование общества, состоящего из одних только атеи тов, что ате-нс" может быть почтенным человеком, что человека унижает не атеизм,

а суеверие и идолопоклонство", а системе воспитания Французских просветителей атеистическое воспитаниэ рассматриваеяся как необходимое условие преодоления религиозного невеже-тза и формирования п.даинной нравственности - условие гармонического развития личности.

У диссертации уделяется должное внимание освещению гуманистической мысли азербайджанских просветителей XIX века и,в частности, показывается, что в системе свободомыслия и гуманизма просветителей вопросы атеистического и нравственного воспитания занимали важное место. Гуманистические идеи воспитания азербайджанских просветителей, с одно1 стороны, по ряду параметров "родственна" духу французской просветительской мысли, а с другой продолжает генетически традиции гуманистической культуры, уходящей корнями в классическое мусульманское средневековье. В творчестве азербайджанских просветителей /М.Ш.Вазеха, д.А.Еакиханова, И.О.Ахундова и др./ а своеобразной форме синтезируется позитивные элементы ближневосточной гуманистической традиции и евроге^ской просветительской культуры. Все это в той или иной форме находит свое специфической проявление и в их воззрениях на ситему воспитания личности, на решение проблемы соотношения нравственного и атеистического воспитания. .

Автор в целом разделяет точку зрения тех ученых, которые характеризуют домарксистские концепции нравственного и атеистического воспитания как прею-уществе-шо просветительские и абстрактно-гума-нические. Незнание истинных социальных причин формирования этических и атеистических ценностей, непонимание классового характера процесса воспитания, решение проблем нравственно-атеистического воспитания с позиции абстрактного гуманизма и на основе метафизической методологии предопределили разрыв между теорией и практикой воспитательной работы на всем протяжении домарксистской духовной культуры. Классики марксизма показали несостоятельность такого подхода к

пробл матике воспитания. Они разработали в рамках материалистического понимания истории научно обоснованную систему воспитания личности. Дднный вопрос подробно анализируется во втором параграфе диссертации "Особенности марксистско-ленинского подхода к проблеме взаимоотношения атеистического и нравственного воспитания".

С позиции марксистского конкретно-исторического подхода к воспитанию необходимо сегодня кардинально переосмыслить многое в нравственном и атеистическом воспитании личности. Надлежит существенно пересмотреть теорию и практику воспитательной работы. В условиях перестройки большое значение придается восстановлению подлинных марксистско-ленинских принципов воспитания, очищечим всей системы воспитания от тех деформаций, которые нмели место в период культа личности и в эпоху застоя. Насущная задача, нынешней эпохи- ото воплощение в жизнь марксистско-ленинских принципов отношения к религии как важнейшей составной части атеистического воспитания, раскрытия потенциала диалектического взаимоотношения нравственного и атеистического Воспитания в контексте реализации целей концепции всестороннего развития личности. Разработка нового взгляда на нравственноо и атеистичосков воспитанно продусьатривае? прежде всего воплощение 1.'.арисистск0"лснинскшс принцдпоз воспитания личности.

.Уарасистская концепция человека как разульта? всестороннего и послодосауелыюх'о с/т'алотлнм'^п^ериалистичсского 5i.ic.kv,;)г,.¡¡г.:л процесса суикаалонги дячносуя -з лона оо:;!,иствати!.х 04-юаги;:Я ор/ъ-нуяру-ст главное внншнка :а риссю-грзнмо социалько-оконсмпчес.чих уелопай, котоцло '(Отяыру»? личность, Классика, «аркекзуа посг-ояянв отмечали, что если ограничите яробле«ш:;.7 человека сфера;-. абеграктши а со-зерцателышх спшдоврД» чн, пэаоз^одно до&ггмм заемного уопгп з воспитании всустороннз развито.: л-,икос?;1, Клея гадаоя!;Ч';с::ого питания личности неоднократно ш^оп^аг.ась гч проявит*: нюор". дотрх иетсяэй кгюхи, и-п'АТ.о т.з првд-эсгшшк'со,- г.— .:,,. • :

смог хотя бы п 06:31« четках последовательно наметить реальные пути решения ото:' весьма важной социальной задачи. {5х ошибка заключалась в том, что резение данной проблемы они связывали с просветительской и гуманист;;ческоЯ деятельностью,. а не с революционным преобразованием социально? де'ствительности. марксизм четко установил, что сущностные силы человека в их диалектическом единстве реализуются по мере улучшения социально-экономических условий жизни. Осуществление марксистского идеала всесторонне развитой личности предполагает революционное преобразование общественных отношений на пути социалистического строительства. Всестороннее развитие личности в марксистской концепции воспита'-ля рассматривается в диалектическом ключе - развитие каждого проявления человеческой жизни /каждой сущностной силы человека/ в диалектическом единстве и взаимодействии с другими проявлениями. При таком подходе реальное и под-илшоо нравственнее воспитание не может осуществляться вне связи и диалектическом взаимодействии с другими видами воспитания, когда условием полного раскрытия нравственного потенциала личности является осуществлением нравственного воспитания в тесной связи с атеистическим, эстетическим и т.д. воспитанием. Лтеистическоо воспитание и нравственное - ото пзаимопредполагающий и дополняющие друг друга направления системы воспитания социалистической личности. Воспитание социалистической нравственности осуществляется в атмссТере атеистического воспитания, с другой сторону, само нравственное Боепитание, если оно осуществляется без деформации принципов социализма, создаст благоприятные условия для атеисг.гаескоЗ воспитательной работы. Классики марксизма подчерки пал и, что рехтизация нравственного содср-чания атеистического воспитания и атеистической направя? ности нравственного воспитания неразрывно связана с развитием социалистических обще^тветых отчоссчи4 и что любые депортации в этом процессе негативно атияют на зсестороннее воспитание личности. Воспитание личности есть воспитание крл.зстве:;кое, атеист'.гческое, эстетическое

одновременно и взаимодополнительно.'

В параграфе также анализируются ряд методологических принципов марксизма /принцип материалистического понимания истории, принцип партийности и классового подхода, принцип системности и т.д./ в аспекте проблематики воспитания. Отмечается методологическая плодотворность комплексного осуществления в- >зх принципов марксистской концепции воспитана. Удовлетворительное решение актуальных проблем нравственного и атеистического воспитания на том или ином "вит- ■ ке" исторического развития социализма возможно в рамках широкого диалектического сиснтеза результатов системного, конкретно-исторического, классового и т.д. рассмотрения динамики процесса воспитания. В марксизме воспитание личности рассматривается как диалектических процесс системного развертывания всех сущностных сил человека- диалектическое единство н взаимодействие всех видов воспитания. Применительно в атеистическому и нравственному воспитанию это означает признание сложно." структуры воспитательного процесса и, соответственно, анализа всей "гаммы" диалектических взаимосвязей и взаимовлияний компонент и факторов, характеризующих структуру и динамику процесса воспитания. Наделение атеистического и нравственного воспитания в качестве элементов /юл "подсистему"/ целостного процесса воспитания позволяет говорить о диалектическом взаимодействии атеистического и нравствешфго воспитания в статусе элементов системы, а также о диалектическом взаимоде'ствии нравственно-атеистического воспитания с дрлпши "блоками" системы воспитания ю статусе "подсистемы". о .

Вторая"глава диссертации "Проблема взаикоог-ошения нравственного и атеистического воспитания личности в условиях соци;»лизмл" посвящена детальному анализу некоторых особенностей формирования нравственных цечностей социалистического общества и выявлению их роли в атеистическом воспитании /першй параграф/ и рассмотревши

проблемы соотношения нравственного и атеистического воспитания личности в условиях радикальной перестройки всех сторон общественной жизни /второй параграф/.

о первом параграфе анализируется накопленный /как позитивный, тэк и негативный/ опыт атеистической и нравственной воспитательной работы в ходе развития советского общества. Эпоха перестройки привнесла в наше исторической "измерение" духовного наследия новые установки и стратегии переоценки. Если до недавнего времени наша прошлое представлялось только в "розовом свете", то в последние года наметилась тенденция резкого крена в другую крайность - обозначаются контуры гипернегативизма по отношению к прошлому. Между тем и в том и в другой случае имеет место отход от принципов диалектического отрицания прошлого. Если речь идет о восстановлении'марксистско-ленинских принципов переосыыслэния прошлого, то необходимо переосглсливать прошлое диалектически - выявлять действительно позитивный опыт воспитательно." работы,накопленный в ходе социалистического строителвв1ва и .отвергать негативное наслоенио.

В работе подчеркивается,что в начальной фразе строительства социалистического общества особую актуальность )бретало атеистическое воспитание в контексте осуществлявший культурной революции

и

как вазное условие преодоления невезества, безграмотности, религиозности трудящихся. Преодоление религиозности было предварительном условием формирования последователь' ">го и целенаправле но го атеистического воспитания, которое, в свою очередь, создавало предпосылки для реализации целе" социалистического нравственного воспитания. Алцентироаачие внимания прглще всего на атеистическое воспитание диктовалось необходимостью преодоления религиозности, а это созда-зало благопгнят!й;е условия для активизации всех сторон системы вос-гг.ггания. 3. Оленин постоянно отмечал, что воспитание нового челове-

ка в условиях нашей отсталой страны предусматривает решительную борьбу против такого чудовищного наследия "как безграмотность, некультурность, невежество". 3 этом плане, например, в дореволюционном Азербайджане культурная революция приобретала особую актуальность. Религиозная нравственность занимала в республике господствую' >

щее положение в системе воспитания и поэтому с установления в 1920 году Советской власти вопросы атеистического и нравственного воспитания в контексте реализации целей программы формирования социалис- С тической личности приобрели первостепенное значение.

В.И.Ленин особо подчеркивал,что в атеистическом воспитании трудящихся необходимо соблюдать предельную осторожность, тактичность и идеологическую гибко гать. В деле преодоления религиозных предрассудков надо главным образоы объяснять, просвещать, культурно развивать /то есть воспитывать/ люде" в смысле доказательства того очевидного факта, что только воспитанный человек может активно участвовать в строиталвввве демократического социалистического общества, Партия большевиков, говорил В.И.Ленин, при осуществлении атеистического и нравственного воспитания должна руководствоваться требованиями законности, гуманности и проводить кропотливую работу с массами в плане формирования в сознании людей духовных ценностей социализма. Однако, как отмечается в диссертации, в эпоху сталинизма и в последуюцие года принципы ленинско'! концепции воспитания социалистической личности были существенно деформированы, н этот период расхождение между словом и делом /мел.ду товозглшигеиыми программами воспитания и реальной практикой воспитатслгооГ- р;боти/ было настолько разительное, что на самом деле происходила постепенная "девальвация" ряда завоеванных в начальной фазе строительства социализма ценностей. С 30-х годов в воспитательно" работе наряду с накоплением позитивниго опыта постепе:шо наращивается негативный

; 1У -

багах, оказывающий все'усиливающее деТормируюгцее влияние на практику атеистической и нравственной воспитательной работы: "Атмосфера подозрительности и недоверия, не подлежавших критике указаний отрицательно сказались на теории и практика атеистического воспитания. Она формировала тип работников, склонных решать все связанные с религией вопросы силовыми способами, командными методами"*. Воспитательная работа в это время по существу металась из одной дефективной крайности в другую. Формализм, склонность к словесной трескотне, всякого рода пропагандистские штанпы, парадность и "казеный" стиль работы тормозили продвижение в жизнь большинства постановлений и рекомендаций в области воспитательно!5 деятельности. Все эти недостатки привели в конечном счете к застои-гости важнейших направлений воспитательно^! работы. Отступление от ленинских принципов социалистической культурной революции приводило к дэУорлаг/и ценностей со^гиализма в сознании людей, способствовало' формированию чуждвх нашему строю норм морали и создавало благоприятную почву для воз-роадения интереса у некоторой части населения к ценностям религиозной нравственности. Болезнь общества находила свое непосредственное отражение в сфере воспитания: в таких условия': потенциал нрав-стве:шого и атеистического зосгтитания социалистической личности

и

не ;,гог полностью реализоваться.

3 заключительном параграфе диссертации рассматриваются проблемы демократизации и перестройки воспитательной работы /в частности нравственного и атеистического воспитания/. Эпоха перестройки выдвинула на первы'' план культурно-воспитательной работы программу переосмысления накопленного опыта и разработки радикальных мер по демократизации все" систем! воспитания. Реалистическую оценку ситуации дал в своем выступлении, посвя^з -гом 70-летию Октябрьской революции С.Горбачев: "Возн/чли многие аномальные явлежш в со-1. ■ Социализм и религия.//Коммунист Л'Л». г 1. С.И8-ИУ.

циальной и духовной сфере, которые искажали, деформировали принципы социалистической справедливости, подрывали в народе веру в неё, порождали социальное.отчуждение и аморализм в разных его формах. Растущее расхождение между высокими .принципами социализма и повседневной реальностью жизни стало нетерпимым"1. Эти аномальные явления привели к дв{ормации теории и практики атеистического и нравственного воспитания. Аморализм и духовное отчуждение наметили условия для реализации своеобразной "негативной" диалектики соотношения нравственного и атеистического воспитания - девальвация атеизма открывала широкий простор для развития религиозной нравственности, а деформация нравственного климата способствовала усилению негативного отношения к атеистической / и другим направлениям/ воспитательной работы, нравственность и атеизм и в условиях перестройки, демократизации общества остаются необходимыми и действенными средствами оздоровления духовной жизни, всестороннего и гармонического развития социалистической личности. Но при этом надлежит преждё всего переосмыслить прошлое, четко определить свое отношение к накопленному опыту атеистической и нравственной воспитательной работы. Это является важным условием разработки "перестроечной" концепции культурно-воспитательной работы, способной гарантировать возможность реализации диалектического потенциала соотношения нравственного и атеистического воспитания.

В условиях перестройки особо возрастает роль }фавственгого воспитания, поскольку весьма актуален вопрос о нравственном оздоровлении общества, а такке атеистического воспитания, ¿?бо р;дика-гь-ко меняется нале отношение к религии. Ситуация предъявляет повышенные требования к атеистической работе, что связано с возрождением ленинской концепции отношения социализм к религии /отношения демократического . гуманного, правового/. Перестройка намечает ре.здь-

1. Горбачев U.C. Октябрь и перестройка: революция продолжается.

1Г-17-1УН7. II., С.да.

ные условия для осуществления подлинного диалога мелду атеистами и верующими. Демократический диалог с верующими становится ныне важноГ составной частью атеистического воспитания. При этом особо возрастает роль "нравственного -актора" в атеистической деятельности - возрастает ответственность атеистов в утверждении норм подлинной нравственности /в "диалоговой борьбе" с идеологами религиозной нравственности/ как непременное условие улучшения, оздоровления нравственного климата в нашем, обществе. Успех атеистического воспитания во многом зависит как от успешного проведения демократического, равноправного и честного диалога с религией, так и от последовательного, систематического совершенствования нравственного воспитания. Социалистическая нравственность формируется и развивается в лоне атеистической культуры, и, с другой стороны, Форм'.трованио атеистической убежденности и образа хлзни предполагает создание нравственного климата социализма. Деформация в одной области культурно-воспитательной деятельности /например, атеистической/ приводит к деформации в другой сфере /нравственной/. различные направления воспитания находятся ыекду собог: в диалектическом единство и разрабатывая ыерг по преодолений недостатков с той или иной области воспитательной работы, следует иметь в виду,'что перестроечное переосмысление теории н практики воспитательной работы дзляно осуществляться с учетом длалссткчкоыд, системносги механизма динами::;! псе"' с/стспа сосп'.г-таняя. пропс «»дя-ций процесс духовного обновления общества ставит в области нравственного и ате-лстичосгого воспитания тяготеет во '"овнх /ьоз1.го:-.:!о} забытых в лро-ллг.м/ задач и в ходе решония эт-,:х запач нам следует нсклвчлть всякую возможность выхолащивания диалектического взаимоот! мс.~ду различии™ элементам;: системы воспитания личности. решение задач, связанных с качественным улучиепием атеис-тическо" и нравственной воспитательной работа в контексте перестройки духовной ¿:изни ;г шого общества, д)л.г.но осуществляться на основе диалектического подхода.

В заключении диссертации содержится краткие выводы, отмечается практическая их значимость и намечаются перспективу дальнейшего изучения проблемы.

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1. Значение атеистического воспитана i для формирования социалистического образа жизни.- [Материалы ш Республиканской конференции молодых философов ЛИ Азерб.ССР. с. 40. ¡

2. Нравственное развитие личности в условиях развитого социализма. Республиканская конференция W-óC октября 1955 г.

Ь. Проблемы атеистического воспитания будущих специалистов, сборник тезисов и докладов межвузовской научной конференции. /¡тлУ им.С.М.Кирова, 1987 г./. ;

4. Атеистическое воспитание личности. Агитатор. Журнал ЦК ГЛ Азербайджана. Ишь Р 14, c.ZJ.