автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Просветительская деятельность джадаистов Туркестана (конец Х1Х- начало ХХ в.)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Худайкулов, Аброр Мухтарович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Просветительская деятельность джадаистов Туркестана (конец Х1Х- начало ХХ в.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Просветительская деятельность джадаистов Туркестана (конец Х1Х- начало ХХ в.)"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

Р Г Б ОД

На правах рукописи УДК 957.5.

ХУДАЙКУЛОВ Аброр Мухтарович

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖАДИДОВ ТУРКЕСТАНА (КОНЕЦ Х1Х-НАЧАЛО XX а>

Специальность 07.00.02. - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертаций па соискание ученой степени кандидата исторических наук

* 2 6 !;!0Н да

Ташкент - 1995

Работа выполнена в отделе новой истории Института истории АН Республики Узбекистан.

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор Х.З. ЗИЯЕВ

Офицальные оппоненты:

Лауреат премии им.А.Авлони доктор исторических наук ХД-САДЫКОВ

кандидат исторических наук, доцент С.ХОЛБОЕВ

Ведущее учреждение - Ташкентский государственный Институт культуры им.А.Кадыри, кафедра истории Узбекистана.

Защита состоится "...ГлГгЩ.. 1995 г. в /О часов на заседании Специализированного Совета Д 015.09.21 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности 07.00.02 - "Отечественная история" при Институте истории АН Республики Узбекистан (700170, г. Ташкент, ул. Муминова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан. (г. Ташкент, ул. Муминова, 9).

Ваши отзывы просим направлять по адресу: 700170, г.Ташкент, ул. Муминова, 9. Институт Истории АН Республики Узбекистан.

Автореферат разослан " 1995 г.

Ученый секретарь

Специализированного Совета ---

доктор исторических наук Д.А.АЛИМОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Преобразовательные процессы, охватившие Республику Узбекистан после обретения ею подлинной национальной независимости и политического суверенитета, обуславливают актуальность проблемы становления нового, гуманного, демократического общества, Исторический опыт свидетельствует, что из поколения в поколение наши предки как величайшую ценность сохраняли и чтили верность своей земле, вере, обычаям и традициям народа, его свободолюбию и стремлению к национальному суверенитету.

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов неоднократно подчеркивал, что издавна "в различных регионах планеты зрело и ширилось движение за национальную свободу и независимость. Борьба угнетенных народов за свое освобождение стала идеей века"1. Стремление к свободе и независимости, — это "вековая мечта и у народов Узбекистана"'.

Большое влияние на рост национального самосознания нашего народа оказало национально — освободительное движение в Туркестане, не затихавшее со времен его завоевания Россией. В этом плане значительный интерес представляют джадидское движение, деятельность его основателей и руководителей. Их обостренное чувство Родины, патриотизма, ответственности за судьбы своего народа вселили в души современников и последующих поколений вольное дыхание свободы, что стало фундаментом обретенной ныне независимости Республики Узбекистан.

С самого начала возникновения джадидского движения предпринимались всяческие меры по его подавлению, очернению. Позднее под воздействием коммунистической пропаганды, господствовавшего ранее тоталитарного режима в - общественное сознание внедрялось фальсифицированное представление об этом движении, его сущности, а его участники и лидеры подвергались всяческому шельмованию в репрессиям, как "враги народа".

Необходимость восстановления истинного облика джадидов, правдивое освещение их просветительской и благородной миссии,, воскрешение в памяти наших современников славных имен участников этого движения, усиление воспитательного воздействия их гражданского подвига для укрепления независимости Республики Узбекистан — все это актуализировало потребность в глубоком научном исследовании истории

1 Каримов I I.Л. Донести до конца начато«» дело: Выступление на шестнадцатой сессии Пертонного Сонета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.-Тптггкент

У.-»Г>окн( mu, l'W.- С. 5.

2 T;,>t vir. С.О,

• 2

этого движения. Его о&ьектшшое, всестороннее изучение в современных условиях приобретает, таким образом, особую политическую и практическую значимость.

Степень нэучешюстн проблемы. Джадидизм как течение политической и культурной жизни возник на рубеже XIX—XX вв. Самими первыми авторами работ о джадидизме были современники этих событий, их живые свидетели и активнейшие участники; труды их писались по горячим следам исторических событий, которые переживал тогда Туркестан. Это работы Исмаила Гаспринского, Муфтия Махмудходжи Бехбуди, Муиаввара Коры Абдурашидхонова, Абдуллы Авлоии, Садриддина Айни, Зиё Сайда, а также П.Г.Галузо, Н.П.Остроумова и других3.

Естественно, на них не могла не повлиять атмосфера того времени. Так, весьма характерной является оценка джадидской печати в работе Зиё Сайда "Узбек ьацтли матбуотишшг тарнхи" ("История узбекской периодической печати"), где джадилские газеты "Таракки", "Самарканд",

3 Гаспринский И. Русское мусульманство (мысли, заметан и наблюдения)// Звезда Востока. 1991. N04. — С.105—119; Бе^будий М. Э^тиёжи миллат// Самарканд. 1913. 12 июль; Его же. Таътил ойи//Самар^апд. 1913. 3 сент.; Его же. Туллоби киромга мурожат//Самар^анд. 1913. 6 сент., и многие другие его публикации и джадидской периодической печати дореволюционно!« периода, как "Самарканд", 1913 г., "Ойна", 1913 г., "Садои Туркистон", 1913 г. и др.; ЛОдурашидхонов Мунаввар 1^ори. Тошкентда мусулмон жамиатиУ/Самар^анд. 1913. 20 авг.; Его ж*?. Хотираларим (нашрга тайёрловчи Холбоеа С.)// Турон тарихш Туплам. 1992.— 17 — 20—6.; Там же. 1993,—13—14 — б., и многие другие его публикации и джадидской периодической печати дореволюционного периода, как "Хуршид", 1906 г., "Шухрат", 1907 г., "Садои Туркистон" 1913 г., "Кенгаш", 1917 г., и Л1>.; Абдулла Авлони. От тилимиз// Садои Туркистон 1914. 28 мая; Его же. Бурушц узбек вал;тли матбуотинипг тарихи// Туркистон. 1924. 24 июнь (нашрга тайёрловчи ^осимов Б.)// Ёш лешшчи. 1909. 18 июль; см. также его статьи в джадидской периодической печати дореволюционного периода; Айни С. История революции в Бухаре//Памир. 1986. №4. - С.122-133; N«5.-0.80-93; Зиё Сайд. Асарлар (нашрга тайёрловчи: Турдиев Ш.) Тошкен-п Т.Гулом номидаги пдабиёт ва санъат нашриёти, 1974.— 208 б.; Туркестанский Г.(Псевдоним, нист. имя. Галузо П.Г.) Кто такие были джадиды? Ташкент. Издание Среднеазиатского коммунистического университета, 1926. — 22 е.; Его же. Туркестан — колония. Ташкент, 1926. — 164 е.; Александрой А. Новые течении, в жизни магометанских школ//Журнал Министерства народного просвещения. Ч. XX. 1909. апрель;-БоСровников М. Русско—туземные училища, мактабы и медресе// Журнал Министерства народного просвещении. Новая серии. Ч. XI. Июль 191;). Сшкт-Петербург: Сенатская типография. 1913, фитр.п- А. Рассказы индийского П)тешесгиснпика//3г.езда . Востока. 1990. Ns7.-C.130 —141; Ходжаев Ф. О младоГ,ухярцач//Историк —марксист. 1920 1 - С.133—141; Его же. К истории пилю «и-» н Кухаре и национального р.. .пык.ш Среди» п Азии// Избранные 'фудп. Т I. Ташкент" Фчн УчССЧ», 1970,- 1\71-'.К)7.

"Садон Туркистон" и другие- подвергаются анализу только с классовых позиций и необъективно обвиняются в реакционности4.

Определенный интерес приобрела избранная нами проблема на рубеже 50 — 70—х годов. Этот интерес был но случаен, llama страна оказалась на пороге нового этапа развития. В этой спязн иа повестку дня встали новые вопросы, новое исследование исторических событий, в том число в Узбекистане, они нашли свое отраженно в монографических трудах по истории Узбекистана5, а также в работах по межнациональным отношениям, истории культуры, образования Узбекистана. Эти вопросы получили дальнейшее развитие в трудах И.М.Муминова, Т.Н.Кары — Ниязова, Х.П.Вахидова, Х.Т.Турсунова, К.Е.Бендрикова, М.Г.Вахабова и др." Они создавались в период полного и безраздельного господства коммунистической идеологии, когда любые исторические факты рассматривались через призму тоталитарного режима и жестокой цензуры. Поэтому джадндизм в них был охарактеризован негативно.

Проблема джадидизма привлекала внимание И зарубежных исследователей, которые более объективно подходили к оценке деятельности джадидов7.

4 Зиё Сайд. Асярлар. — С 41 - 47.

5 История Узбекской ССР. Т.1. Книга 2. Ташкент АН УзССР, 195в,- 497 е.; История Узбекской ССР. Т.2 (От присоединения узбекских ханств к России до Великой Октябрьской социалистической революции)./Огв. ред. Х.3.3ияев. Ташкент. Фан, 1968,— С. 355 — 377; Социально—экономическое и политическое положение Узбекистана накануне Октября /Ога.ред.: акад. К.Е.Житов, д.и.il Х.З.Зияев. Ташкент: Фан, 1973,- 236 с.

6 Муминоп И.М. Из истории развития общественно—политической мысли в Узбекистане конца XIX - начала XX в. Ташкент: П13 УзССР, 1957,- 214 е.; Кары—Ниязов Т.Н. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. М.: АН СССР, 1955.- 560 е.; Вахидов X. Просветительская идеология в Туркестане. Ташкент; Узбекистан, 1979,- 155 е.; Турсунов Х.Т. Национальная политика Коммунистической партии в Туркестане (1917—1924 гг.). Ташкент: Узбекистан, 1971,— Збб е.; Бендрикои К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924 гг.). M.: Акад. пед. наук РСФСР, I960.- 512 е.; Ва^вбов М. Узбек социалистах миллати. Тошкенг. Узбекистан давляг гашри&ги, I960.—536 б.; Его же. Формирование узбекской социалистической нации. Ташкент: ГИЗ УзССР, 1961.-503 е.; Котаров В.Т. Из истории шродного образования в Туркестанском крае. Ташкент: ГИЗ УзССР, 1959. - 97 е.;

7 Ал.-порт Эдвард А. Жадид лор ^в^ида яширилгаН^икоялар//Узбекисгон вдабиёти

. ва саггьати. 1992. 11 сент.; Его же. Узбекская литература и полигика. Лондон, 1964

' (по кн.: Вахидов X. Просветительская идеология в Туркестане); Балдауф Ингеборг. Ма^мудхужа Пехбудий Фаластивда// Узбекистан одабиёти ва саньати. 1993. 21 мая; Pierce, Richard Л. Russian Central Asia 1867-1917. A study In colonial Rule; Los Angeles, 1960; Helene Oirrere. Social and political reforms// Central Asia a country of Russian rule / Ed. by Edward Л11 worth. Columbia University. 1967.-P.189-194.

Коронной перелом в оценке деятельности джадидов произошел в наши дни, после обретения Узбекистаном политической независимости. Важной особенностью этого процесса явилось то, что на смену политизировенному взгляду на историю джадидизма пришел объективный, взвешенный анализ. Среди историков, исследующих данную проблему, нужно упомянуть прожде всего С.С.Агзамходжаева, С.С.Холбоева, дающих качественно новую оценку движению джадидов, многогранной деятельности нх представителей»,

Плодотворно трудятся в этом направлениям литераторы С.Касымов, О.Шарафуддинов, Б.Касымов, Ш.Турдиев, С.Ахмедов, У.Далимов и ряд других'. В их трудах данная проблема освещается в аспекте общественно — литературных процессов.

Своеобразный интерес для более полного понимания истоков туркестанского джадидизма и воздействия на него мирового реформаторского ¡движения, неразрывной съязи его с национально-освободительным движением в исламских странах представляет книга С.А.Кириллиной10.

® Агзпмходжаев С.С. Газета "Хуррият", как источник по истории общественно-политической жизни Туркестана (март—октябрь 1917 г.)// Октябрьская революция в Средней Азии и Казахстане: проблемы, перспективы изучения: Сб. Ташкент. Фан, 1991.— С.102—116; Его же."Шурой Исломия"- асли у,андай эди// Фан ва турмуш. 1992,- №5—6. 18 — 19—6.; Холбоев С. Мунаввар Кори // Фан ва турмуш. 1991,—N54, — 10-12-6.; Его же, Жадидчилик ва испщлол// Туркистои. 1993. 5 июнь; Его же. Ойболта остидаги суз// Турон тарихи; Туплам. 1992. — 16Г».

^осимов С. Бехбудий ва жадидчилик // Узбекистан вдабиёти ва санъати. 1990. 19 — 26 кип,; Шарафуддинов О. Истш$лол фидоийллрн. Тошкент; Шар^, 1903. — 137—6.; }^осимоа Б. Жадидчилик (жадидчилик ^аракати ва жадид адабиёти, давра су^бати) //Узбек тили ва адабиёти. 1990. №4.— 15-20-6: Его же. Исмоилбек Гаспирали. Тошкенг. Г. Гулом номидаги адабиёт ва саньат нашриёти, 1992.-48 б.; Его же. Матбуотимиз тарихига бир назар //Сш летшчи. 1989. 1й июля; Его же. Уйгонган миллат маърифати// Узбекистогг адабиёти ва санъати. 1994. 25 март; Его же. Жадидчилик: Айрим мулохазалар// Ёшлик. ^ 1990.№ 7.—71—76—б.; Турдиев 111. Исмоил&ж Гаспирали ва Туркистои // Узбекистон адабиёти ва санъати. 1991. 15 я!ш.; Его же "Берегите мудрецов". Судьба и смерть Махмудходжи Бехбуди//^ Звезда Востока. 1991. № 5,- С.83-86; Его же. Маърг.фат зиоси// Совет Узбекистсии. 1990. 18 сент.; Ахмедов С. Мунаввар К,ори // Шар^ Юлдузи. 1991. №5.-105-119-6.; Худа йк,у лов М. "Тараний" бошлагак йул// Хал суз и. 1992. 24 аир.; Долимол У. Абдулла Лплошг ва мактаб. Жадидчилик зртракати ва жадид адабиоги (давра сухбати) // Узбек тили ва адоПи^ти. N5 4. 1990,- С.23-26; Болтабоев X. Нопаълум Фитрэт//Ёшлих. 1990. N 4 - С.34 — 37; Мирза-Ахмодова П., Гашидовн Д. Джадиды — кто они?// Звелда По,-тока. 1990. №9.- С. 137— 14 I;

Кирилина С.Л. Ислам в общостпенион жизни Египта (аторая половина М1Х — 11лчлу> \.Х н.].— М: Наука, Глав. ред. мост, лиг.. I<?П9. — 214 с.

Б

Следует отмстить также книгу А.ДжйАЛЛой« И Х.Уэпшвйева, в коюрон сделан» смелая попытка объективного подход«! К анализу и оценке публикаций джадидоВ дореволюционного пориеда11.

Тема джадидского движения в определенной мере 5атрйШМ<т:и многими авторами, труды которых но имеют прямого отношений к джадндам, но посвящены колониальному периоду развития Узбекистан«. Й этом плане следует отметтть труды Х.З.Зияева, И.М.Джаббарова, Д.А.Алимовой, Х.Д.Седыкова И многих других12.

Но менее важным вкладом в историографию дайной проблемы являются публицистические статьи, появившиеся в последнее время в периодической печати, в которых получили освещение различные стороны ЖИЗНИ и деятельности, философские и политические взгляды некоторых лидеров движения джадидоя11.

Обширная историография просветительной деятельности джидидов изучена еще далеко ив полностью. В советской историографии это движение освещалось томдрнцноэно и фрагментарно. К тому же наблюдаемое в историографии многообразие оценок свидетельствует также об имеющихся Проблемах в изучении истории этою движения и назревшей задаче ее объективного воссоздания в полном объеме. Учитывая это, диссертант избрал темой своего исследования просветительскую, деятельность джадидоь Туркестана конца XIX — начала XX в.

'' Жалолов А., Узгенбоев X. Узбек м а'ьрифатпа р 11 а рл ire адабиётинииг таравдиётида _ в<цтли матбуогнинг урни. Ташкент: Фан, 1993.-116 б.

Зияев Х.З. Мсти^лол учун бнрлаШайлик// Узбекисгон адабиёта ва санъати. 1991. 22 нояб.; Его же. 'Гурк,исток ва Чор Истйлоси// Мулокат. 1991. №3; Джаббаров И.М. Общественный прогресс (быт И религия). Ташкент: Узбекистан, 1973.-210 е.; Его же. Узбек хал^шшнг этнографияем, Ташкент У^итувчи, 1994.-312 б.: Ллимовр Д.А. XX аерншг дастлабш уттт Йиллигида ^збекистонда тарих фани (тарихшуноелкк очерклари)//Узбекистан маданияти тарнхгяунослигининг асосий йуналишлари. Тошкент: Фан, 1934; Эрпззаров Т.Э., Акбаров А.И. История печати Туркестана (1870-1925 гг.). Ташкент: Укитувчи, 1976,- 288 е.; Эргашев Б.Х. Из истории становления и развития общественно —политических идей джадидизма. Идеологая младобухарцев: Автореф. дис. Ни соиск. учен, степени докг. философ, наук. Ташкент, 1993; Садиков Х.Д. Колониальной политика царизма в Туркестане и борьба за независимость п начале XX в.: Aim-p'"j). дне. на соиск. учен, степени докт. ист. наук. Ташкент, 1994. - 40 е.;

Рахимова Г. Жадидизининг бахзи муаммолвцн (Жпдидчшиге ^аракити ва жад,чд адабиёти, давра су^батн) //Узбек гили ва пдабиёти. 1990. N" 4.— 26-29-6.; Л^ророна 3. Бе^будий пплодляри /} УзбекНсгон ядабнёти bi> cairf.mi. 1994. 26 авг.; Косимом П. Ее^будийнииг кабри клердч// Узбокнаш! адабибти ва сшплти. 1994. 30 семг.; Ибрчхим Гофур, Миллии ^ш'ллпр на "С'адои Турктпон" // УЛбокнсюн адабнёти ва cam«mi. 1094. 11 мирт.

' в

Цель в задачи исследования. Цель данного исследования — изучение просветительской деятельности джадидов Туркестана конца XIX — начала XX в. на сложном в политическом и экономическом отношениях историческом отрезке времени. В соответствии с этой целью в качестве предмета исследования поставлены следующие задачи:

— исследовать политические и социально — экономические предпосылки зарождения джвдидского движения;

— выявить ключевые направления культурной и образовательной политики царизма в колониальном Туркестане;

—осветить деятельность джадидов в области народного образовании;

— изучить роль и место джадидов в создании и развитии национальной периодической печати в Туркестане.

Методологическая основа диссертация. При изучении проблемы соискатель исходил из принципов историзма, современного мышления, объективного научного анализа, предполагающего рассмотрение процессов и явлений в развитии и диалектической связи с конкретными обстоятельствами, им предшествовавшими.

Источпиковой базой исследования стали документы следующих фондов Центрального государственного архива Республики Узбекистан:

Канцелярия Туркестанского генерал—губернатора (ф. И—1), Дипломатический чиновник при Туркестанском генерал— губернатора (ф. И —2), Российское императорское политическое агентство в Бухаре (ф.И — 3), Начальник Заравшаиского окрута (ф. И —5), Сыр— Дарвинские областное правление (ф. И—17), Самаркандское областное правление (ф. И—18), Ферганское областное правление (ф. И—19), Канцелярия Самаркандского уездного начальника (ф. И —21), Управление начальника Karra —курганского уезда Самаркандской области (ф. И —22), Управление Среднеазиатской железной дороги (ф. И—33), Управление начальника города Ташкента (ф. Ii —36), Окружной инженер Туркестанскою горного округа (ф. И-41), Управление учебных, заведении Туркестанскою края (ф. И — 47), Директор народных училищ Сыр-Дарышской области (ф. И-48), Инспектор народных училищ Сыр —Дарышсгон области (ф. И-49), Инспектор народных училищ Туркестанского кран 3 —го района Самаркандской области (187В-191G ir.) (ф И—181), Туркестанское районное охранное отделение (ф. И—461), Полицейском управление русскои части города Ташкент (i(>. Il-.ltYJ), Полицейское управление ту tPMiioü части юрода Ташкента (ф. И- 103) .Калдррмгшо полицейское ymwii.vaim- Г,и<ЧиЧпа;оГ. долитой ,и,[: »и i ¡\ II • )'i!t).

В этих фондах нами обнаружен документальный материал, раскрывающий отдельные стороны просветительской деятельности джадидов в Туркестане: создание новометодных школ, написание учебников, методических пособий, организация обучения в учебных заведениях и т.д.

В частности, из фондов: И-47, И—48, И-49, И—181 извлечены документальные материалы о численном составе новометодных школ в Туркестане, о совершенствовании школьного образования, об отношении официальных властей края к насущным потребностям школьного дела в Туркестане.

Особое место в документальных материалах фондов И —1, И —2, И — 461, И—462, И —463, И—468 занимают данные о деятельности джадидов по созданию периодичесяой печати, иных направлениях нх усилий по формированию национального самосознания народов Туркестана.

Значительным подспорьем в написании данной диссертации явились важные сведения о просветительской деятельности джадидов, почерпнутые из газет "Терлики", "Хуршнд", "Шухрат", "Самарканд", "Содой Туркнстоп", "Садол Фаргона" и других, хранящихся в отделе родкнх изданий Национальной библиотеки Республики Узбекистан им. А.Навои.

Эти важные источники, подробно охарактеризованные в диссертации, позволяют изучить но 'только духовную жизнь туркестанского общества, по и актуальные социально— экономические, политические проблемы края, которые волповвлп демократически настроенную интеллигенцию тото преметг, в том числе джадндов Туркестана."

В целом архивные документы и материалы периодической печати стали нсточнпковон базой для исследования просвепггельской деятельности джадидов Туркестана конца XIX — начала XX в.

Иаучхал попизса и прпктачесяая этчпмость работы состоят прежде л сего т> тон, -то л ной впервые сделана попытка и свете современного мышления и обыспгоного подхода выявить объективные факторы и су&ьектпвные предпосылки зарозддешш джадидского движения, роль просг.етнтельской деятельности джадлдоз Туркестана в политической, социально—эконо.мич^'кой, культурной, духовной жизни кран. Прослежена неразрывная стпь ее с аналогичными течениями в странах ■'.арубежного Востока.

Научная новтии дисгортоцни обусловлена н характером источютковон Сама — наряду с архивными документами, использованы материалы местной пррилличпсг.он печати, итдявпвшгйся на общепринятой в то вромч орпбскоч трмфчк".

Ь pafxvrü влвримо аиедеп в научный оборот род архивны* документов, значительная часть которых до настоящего времени почти не использовалась исследователями.

Диссертация может быть использована при подготовке специальных монографий и сводных, обобщающих трудов во истории Узбекистана, а также преподавателями высших учебных заведений для чтения лекций и спецсеминаров по истории колониального прошлого Узбекистана, равно как и в практике массово —просветительной работы среди населения.

Апробацпя работы. Основное содержание диссертации изложено па научных конференциях молодых ученых в Институте истории АН Республики Узбекистан (1989— 19Э1 гг.), научной конференции историка« "Хасаиовские чтения" в г. Бишкеке (1989 г.), научном симпозиума "Изучение культурного наследия народов Средней Азии и Казахстана: итоги, проблемы, перспективы" (1990 г.), международном круглом столе, оргдиизованцом Французским Институтом по изучению Центральной Азии "Джвдндиэм в Мавераннахре (XIX — начало XX века): историография и культура" (1995 г.).

Диссертация обсуждена на заседании научно — исследовательского коллектива Института истории АН РУз, разрабатывающего проблемы истории Узбекистана второй половины XIX — начала XX в. Содержание работы отражено в научных статьях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введешш, двух глав, заключения н списка использованных источников я литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во пведешш обоснована актуальность проблемы, охарактеризована степень ее научной разработанности в историографии, определены цель и задач" исследования, методология и источниковая база работы, показаны ее новизна и практическая значимость.

В керйой главе: "Предпосылки возникновения джадидизма в Туркестане"— исследуется процесс возникновения джадндизма, который по времени и содержанию совпал с периодом экономического освоения и полного политическою порабощения Туркестана как колотит российскою царизма. Он приходится на конец XIX ~ начало XX в , когда край был превращен в сырьевой придаток метрополии, призваипыи удовлетворить запросы текстильных воротил и других промыт -, тиков России, превративших Туркестан в основную хлопковую ("ччу со всеми последствиями как политического, так н экономии .от характера, которыми сопровождаете:» всякая колония подобною р->' >

а

Как показано в работе, царское правительство проводило во вновь завоеванном крае ярко выраженную колониальную политику. Местные народы были лишены каких — либо политических прав. Политике — адми и ист рати а нос устройство Туркестана было основано на колониальном угнетении л национальном порабощении его коренных народов14.

Отсюда — рост национально — освободительного движения ярко проявившегося и и лолнешшх и Ташкенте в 1092 г., л в Андижанском восстании 189В г,, а особенно в мощном антиколониальном выступлении народов края в 1916 г. Все что было тон почвой, на которой формировались патриотические, свободолюбивые идеи джадидов, которые ,не могли мириться с колониальным режимом, ограблением родного края и угнетенном его народов.

Захватив Среднюю Азию силой, царизм удар живал ее на колониальном положении не только с помощью войск, но и соответствующим аппаратом управлении, а также мерами политически — правового характера, такими, как особое "Положение об управлении Туркестанским краем". Принятое в 1886 г., оно превращало последний в типичную колонию и было призвано обленить ега эксплуатацию, держать массы трудящихся в страхе перед царизмом, пресекать малейшие проявления недовольства местных народов колониальным режимом. Политическое устройство Туркестана представляло собой насильственную форму удержания народов под ярмом царской России. Царское правительство рассматривало Туркестан и как очень важны?") в политическом и военно — стратегическом отношении регион в центре Азии, как свой плацдарм на Востоке.

В экономическом плане колониальная политика царизма в Туркестане была направлена на превращение его в аграрно—сырьевой придаток России, в монополизированный источник сырья, рынок сбыта для промышленности метрополии. Здесь создаются прежде всею отрасли» обслуживающие хлопководство, хлопкоочистительные и маслобойные заведения, проводится железине дорога, устанавливаются льготные условия для интенсивного развитая хлопководства цо сравнению с другими традиционными культурами в шгтересах бесперебойного обеспечения сырьем хлопчатобумажных центров Москвы и Санкт-Петербурга, ликвидации их зависимости от американских поставок хлопка, на что затрачивались огромные суммы денег.

См, подробно. Абдурахкмова H.A. Колониальная система власти и Туркестане {вторая нолоиина XIX — начало XX пв.): Лвтороф. дне. из соиск. учен, степени, доку, ист, наук. Ташкент, 1994. — 6/1 с.

Развитию хлопководства но многом способствовало железнодорожное строительство в крае. Среднеазиатская, а с начала XX в. и Оренбург-Ташкентская железные до/оги, с шшли районы Средний Азии с центральными районами России, приблизив их непосредственно к источникам сырья и рынкам сбыта промышленной продукции. В результате резко вырос тортоный оборот между Средней Л'лкгй и Россией. Из Средней Азии вывозились хлопок, сухофрукты, каракуль, рнс, шелк и другие товары. 13 обмен на это из Европейской России доставлялись мануфактура, сахар, .металлические изделия и др. lice это вело к определенным сдишим в экономике края.

В сфере промышленного производства быстрыми темпами развивалась хлонкоперерабатышнощия промышленность, удельный вес которой составил 3/4 валовой продукции всей туркестанской промышленности. В трех областях хлопкового комплекса Туркестана действовало 330 хлопкоочистительных, 34 маслобойных и 20 мыловаренных заводов. На них работало 12326 человек15. Постепенно на смену заведениям, где в основном господствовал ручной труд, приходили предприятия, оборудованные машинами, двигателями, гидравлическими прессами, джинами, а на некоторых были собственные дизельные моторы и паровые элеваторы. Внедрялось электрическое освещение16. Для работы на таких предприятиях требовались соответствующие, технически грамотные кадры.

В конце ВО—х и начале 90—х гадов в Туркестане идет процесс формирования таких кадров, а вместе с тем национальных предпринимательских слоев путем превращения крупных "чистачей", связанных с хлопковыми операциями по скупке, переработке и торговле хлопком, во владельцев хлопкозаводов, коммерсантов, осугцостИляыинх значительные операция с банками и российскими фирмами. По мере накопления капитала они занимают господствующее положение на туркестанском хлопковом рынке, да и не только на хлопковом.

Уже к концу 90 —х годов XIX в. "чистами'1 — предприниматели владели значительной часты» хлопковых предприятий края. Так, и целом по Ферганской области в 1912 г. из 150 хлопкоочистительных заводов 134 принадлежала местным предпринимателем.

Таким образом, в начале XX в. н л представителей местных тортовых, кругов вырастают крупные предприниматели, обладавшие .многомиллионными состояниями. Необходимо отмотшь, что они не

'5 Формирование рабочего г-михл и дпргч'.г.' к.м^щщ м УлГктискш». Ташкент, 1979. - с.ео.

»6 Вжргодчи* ф^рючгкн». ofv.:tm Т'г. bu.i I щ. Il.t 1«; iwn. - i". lix).

и

• ограничивали спою деятельность исключительно хлопковыми операциями, Обтлктом приложения их капиталов стали и горнорудное производство, концессии, связанные с орошенном земель, а отчасти и с развернувшимся в крае железнодорожным строительством. Это позволяло им играть в экономической жизни края возрастающую роль. Однако финансовая 14 политическая зависимость национальных предпринимательски кругов от монополии банков, хлочкоторговых фирм России резко ограничивала сферу и масштабы их деятельности. Отсюда их неудовлетворенность реалиями колониального режима.

Накопив определенный капитал и заняв важные позиции в местной экономике, они начинают стремиться к самостоятельности, не желая делить свои прибыли с иноземными завоевателями. Постепенно они включаются и в политическую жизнь края в лице представителей национальной шгтг-лигенцин — джадидов.

Джадиды Туркестана выступали носителями идей независимости, свободы и борьбы за светлое будущее своей нации.

Немалую роль в развитии их движения сыграли общая политическая атмосфера в стране, прогрессивная общественная мысль, русскоязычная печать. Очень важное место имело углубление процесса ознакомления и взаимовлияния местной туркестанской интеллигенции с интеллигенцией тюркоязычиых, мусульманских районов России. Активным проводником этих связей выступала периодическая печать. В Туркестан регулярно поступали такие издания, как газеты "Тараккв" и "Итгифок" (Баку), "Вакт" (Оренбург), "Юлдуз" (Казань), "Идиль" (Астрахань), "Таржтгон" (Бахчисарай) и другие", о которых подробно сказано в работе.

Поступали и зарубежные периодические- издания на французском, немецком, английском и персидском языках (хотя Я в очень ограниченном количестве)".

Событием в жизни народов Туркестана стало издание на узбекском языке первых публикаций в условиях полного засилия колониальной печатной продукции па русском языке. В 1869 г, появляется первая газета на узбекском языке — "Туркнстон вилоятя газсти". Она издавалась колониальной администрацией в ее интересах и служила проводником ее идей н политики.Тем не менее, помимо различных официальных приказов и распоряжений колониальных властей п местных оргапол власти, она печатала также материалы просветительского характера. Среди ее авторов значились и некоторые представители узбекской интеллигенции.

17 ЦГА РУз, ф.И- 1, ьп. 4, д. 1338, л 44.

Там же, д. 1639, л. 5.

Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой /у\и различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было неродное просвещение. Это было связано и с тем, что джадидское движение по времени совпало с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения.

Политика самодержавии своим острием была направлена на торможение духовного развития и всяческое подавление роста самосознания народов Туркестана, Вообще надо отметить, что колониальные власти внешне придерживались политики непрямого вмешательства в духовную жизнь местного населения. Интересно также проследить отношение колониальных властей к исламу. В частности, считалось, что религиозность населения "должна остаться вне всякого посягательства, так как каждая попытка в этом направлении не принесет иного результата, как много лишних затруднений в деле развития между инородцами русских начал и заставит их теснее примкнуть к исламу. Таков слепой закон противодействия свободы совести: незначительное даже посягательство на оную вызывает сильнейший отпор"1». Однако стратегической целью "образования всех инородцев" империи было, как прямо говорится в одном из документов царского министерства народного образования, "обрусение их и слияние с русским народом"30, а потому в перспективе предполагалось, что "школа для туземцев отнюдь не должна иметь конфессионального характера"21.

Однако с самого начала колониальные власти хорошо сознавали, что проблема образования в Туркестане "чрезвычайно объемна" ц сложна "трудностями в разрешении"22. Поэтому в отношении традиционной системы просвещения власти также были очень осторожны. ' В этом вопросе они придерживались мнения, то именно невмешательство в дела религии в конечном счете приведет и к исчезновению исторически сложившейся системы народного образования, включавшей к себя йе только начальные школы — мактабы, но и высшие учебные заведения — медресе®3. Эту точку зрения официальные власти мотивировали тем, что "школы эти не жизнеспособны и нопые потребности, новые запросы

1(> ЦГА РУз, ф.И-1, on.lt, д.1921,л.42.

20 Там же, ф.М-47, оп.1, Д. 1004, л.49. 2* Том же, ф.И -1, ОГ1.11, д. 1921, л.42.

Там же, л.41 об. ■ '¡3 Бортомл В. История культурной С.т-124.

жизни Туркестана. Л.: АН СССР, 1927,—

жизин, ни которые они но и силах отсючать, 'нршюдут их к естественной смерти."21.

В диссертации приведены данные о сети местных учебных заведений, имеющие непосредственное отношение к теме нашей диссертации и почерпнутые из архивных документов, ранее по вводившихся в научный оборот. Конечно, они не могут полностью характеризовать общую картину, но обозначить основные тенденции — безусловно. Только в г. Кокпнде во второй половине XIX в. на 10000 дворов имелось 300 мочетой, 120 школ, 40 медресе25. В Ферганской области в 1904 г. существовало 2029 мактабов2«. В Катта —курганском уездо Самаркандской области число мусульманских мактабов достигало 45127. В Ташкенте насчитывалось 94 мактаба и 13 медресе28. Такое множество учебных заведений позволило российским ученым сделать вывод о грамотности коренного населения25. В другом документе прямо отмечается, что в Ташкмгте "туземное население города всегда со вниманием относилось к школьному делу; почти в каждой махплле или при мечети существуют отдельные мактабы и вообще среди сартов неграмотных меньше, чем в русском населении", а многочисленность мактабов такова, что "показывает на заинтересованность населения в школьном деле"30. И тем не менее система образования в крае требовала всесторонней модернизации методики и организации учебного процесса,

Решить проблему совершенствования образования, по мнению колониальных властей, бадл признан институт так называемых русско-туземных шкод, Официальной датой их появления считается 19 декабря 1884 г. В этот день в торжественной обстановке, в доме богатого ташкентского купца Сайд—Азимбаева была открыта школа. Ее первыми учениками стали дети из семей местной элиты3'. В 1887 г. русско — туземная школа открылась в Самарканде32, а затем н в других городах.

24 ЦГА РУз, ф.И-47, огт. 1, д. 1004, л. 32.

25 Кун А.П. Очерк Кохандского ханства// Известия Русского географического общества. Т.12. Огд.2. 1876.-С.01-62.

26 ЦГА РУз, ф.И-47, оп.1, д.744, л.94- 117.

27 Там же, ф.И-22, оп.1, д.929, л.1.

28 Трм же, ф.И-ЗЭ, оп.1, д. 1924, л.11 -12

29 Очерки Ферганской долины. СПб., 1882. -С.362, 472.

30 ЦГА РУз, ф.И-47, оп.1, д955, л.40-48 об.

Остроумов II. Туркестанская туземная газета и русско—туземные школы// Сартм; Этнографические материалы. Изд 2-е, Ташкент: Тто—литография торгового дома Ф. и Г. бр. Каминские, 1896. — С 178 — 179.

32 фатгоев М. Лто^ли педагогларимиз. Тошкент: У^итувчи, 1938. 3—б.

Стремясь повысить в глазах населения престиж русско —туземных школ, власти внушали населению, что их выпускникам будет отдаваться предпочтение при назначении на престижные должности33. Одновременно власти стремились заинтересовать в учебе и родителей, причем и материально, путем введения бесплатного обучения детей местной знати34. Власти позаботились и о методическом обеспечении школ. Были изданы специальный учебник для обучения летел "туземной грамоте", а также хрестоматия для чтения35. Однако эти меры не доли желаемого результата. В целом количество учащихся в русско—туземных школах было сравнительно невелико.

В работе показано, что на духовное развитие интеллигенции мусульманских районов Российской империи, в том числе Туркестана, определенное влияние оказали реформаторские процессы в странах зарубежного Востока36. В документах на эту тему, в частности отмечается, что "в последнее время пути к приобретению знаний стали существенно легче ло той нричине, что мусульмане стали ездить в Египет, Сирию и Турцию и возвращаться оттуда с запасом приобретенных знаний"37.

■ В начале XX в. необходимость пересмотра традиционной системы образования уже сознавала не только наиболее образованная часть интеллигенции мусульманских районов Российской империи, но и "власть нридоржащие"38. Была выработана новая программа обучения детей в русско—туземных школах. Она предусматривала изучение не только русского языка и уроки по вероучению, но и обязывала вести преподавание детям на их родном языке39. Эту программу позитивно восприняли И.Гасирииский и лидеры мусульманской интеллигенции'0. Эту идею поддержали шестьсот участников общемусульманского съезда, состоявшегося в Нижнем Новгороде в 1906 г., где было принято решение добиваться от властей изменения системы управления образованием. Однако настойчивое стремление реформаторов мусульманских школ,

Туркестанская туземная газет. 1892. №3.

31 ЦГА РУз, ф. 11-22, он. 1, д. вв а, л. 4.

35 БобровЕшков Н. Русско—туземные училища, мактабьг и медресе в Средней

Азии// Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XI.

Июль. 1913. СПб: Сенатская типография.— С.59.

30 Кнриллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX —

начало XX вв.). — М: Паука, Глав.ред,восг.лит., 1989.-214 с.

37 Бобровндаов Н. Русско—туземные училища... - С. 59.

38 Бендрихои К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1065— Ю24 годы). М.: АПН РСФСР, 1960.- С. 254.

ЗЯ ЦГА РУз, ф.И-1, оп. 4, Д. 136, л. 30 об-31.

40 Там же, л. 32.

согласно решению стлзда, вести преподавание на едином тюркском язык» расценивалось колониальными властями как попытки превратить школы в орудие объединения мусульман и "обособления их в ущерб русской государственности"41. Обычные же "туземные школы" Туркестана не давали властям повода "сомневаться в их благонадежности", исключая вероятность проникновения в них "каких—либо политических тенденций"". Джпдмды же, разумеется, исходили в своих концепциях по поводу развития народного образования и из определенных политических, антиколониальных целей и патриотических устремлений.

Во второй главе: "Просветительная деятельность джадидов в конце XIX — начале XX в." — рассматриваются деятельность джадидов в сфере народного образования и их роль в развитии национальной периодической печати Туркестана. Известно, что лросветите.льское движение было начато Исмаилом Гаспринскнм в конце XIX а. в Крыму и определялось как джадидское движение. Хотя идейные истоки его мы находим у Навои, Физули, Заики, Фурката и других просветителей Сродней Азии.

Деятельность И.Гаснринского в области просвещения мусульманских народов была очень плодотворной. Свидетельство тому — создание новой системы обучения детей грамоте. Она была названа им "усули жаднд" (араб. — "новый метод"). Виервые мот метод был аиробирован им в 1884 г. в созданной И.Гаснрыккнм школе, в которой в течение сорока дней он обучил грамоте двенадцать детей. На. открытых экзаменах, устроенных после завершения эксперимента, общественность убедилась в высокой эффективности созданной им методики.

Вскоре аналогичные школы возникают и в других мусульманских центрах России,' в частности в Туркестане. Здесь новомеггодные джадидские мактабы стали появляться уже в 90 —х годах XIX в.<3 Одна из них была открыта И.Гаспринским в 1С93 г. на средства купца Хусаинова в> Самарканде44. В них изучались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания45.

Если первоначально эти нредмэты изучались по учебникам, изданным в Казани и Оренбурге46, то с течением времени джадиды Туркестана сами

- ».

^осимов К. Исмоилбек Гасгшрали. Тошккнт: -Р. Р) лом номидапл адабиёт ва саньат нашриёти, 1962. .44 — 6. 42 ЦГЛ РУз, ф.И-47, оп. 1, д. 1148, л. 91 -91 об.

1^осимов 0. Жадидчилик. Жадидчилик харлката вл жадид нда'.лоти (дайра суз(б.1ти)// Узбек тили па адабиёги. 1990. - № 4,- 15-6. 44 ЦГЛ РУз, ф.И-47, он. I, д. 387, л 1. '5 Туркистон м,1К'1пблпри//Сплои Туркнсг,Щ.1914. К; 1. !(> ■ 11 Г'Л РУф.||- 17, пи. 1 д. 11<Ш, л. 153- 159.

стал» издавать учебные пособия и различные киши для чтения. К 1911 г. число школ нового типа достигло 63, ц обучалось и них 4106 детой,у. Деятельность кх подробно освещена в диссертации.

По архивным данным, картина распространения этих школ по областям выглядела следующим образом: в Самаркандской области имелось 5 новометодных мактабои с общим числом учащихся — 195 человек, в Семиречье в 12 нокометодшлх школах училось 825 человек, в Фергане 30 джадидских школ посещали 1436 человек48, а в Ташкенте в 24 джодидских мактабах обучалось 1740 детей'9. Новометодные школы пользовались "доверием среди населении"50. От старометодних они отличались даже внешней обстановкой — парты, доски, географические карты и другие учебные принадлежности. Среди них особо выделялись инболеи популярные школы Ферганской области51. Это — мактаб суфи Бадал Ишана, где 140 учеников обучало четыре учителя, мактаб Касымбая, где 145 учеников обучал один учитель с тремя помощниками; мактаб Машраб— Ходям, в котором 50 учеников обучилось иод руководством одного учителя и трех evo иомощников; мактаб Умарня, где под руководством одного учителя и трех его помощников обучалось 85 детей52.

В Ташкенте популярны были новометодные школы джадидов Ишанходжа Ханходжгюва, Сабирджана Рахимова, Мунаввара Коры Абдурашидхопова, Лбдуллы Авлопи". Качество обучения в школе Мунаввара Коры было таково, что даже проверявший ее царский чиновник отметил, что она "в сравнении с коренными мусульманскими ма.К1а.бймн города Ташкента имеет громадную разницу"54, Выпускниками этих школ были Манной Уйгур, Хамза, Каюм Рамазан, Ой6екоа.

В Самаркандской области особо заметным событием стала организация джадидских школ Джурабаева и Абдукадыра Абдушукурова (псеидоннм Шакури, его школа была известна как "школа Шакури"). Даже колониальные власти считали ее одной "из наиболее выдающихся новометодных мусульманских школ области"56. Ее неоднократно посещали

47 ЦГА РУз, ф.И-47, 0П.1 д. 955, л. 230.

48 Там же,, л. 230 об.

4S , Там же, л. 195 - 201.

50 Там же, д. 1005. л. 139.

Там же, л. 133.

52 Таи же, д. 955, л 133 об.

53 Там же, д 1ÜÖ, л, 14В.

54 Том же, д. 955, л. б об.

33 Аук'лов С. Мунавьар Кори //Шарк Ю .,учи, 1S92. №5.- 107-6.

56 ЦГЛ Vi .1. - 47, оь. 1. д. 455, л. 137 -KJVoü

поенный губернатор • области, инспектор народных училищ и присутствовали вместо с учителями из русско—туземных школ Самарканда на экзаменах57. А.Шакури первым в местной педагогической практике ввол совместное обучение мальчиков и девочек. Это имело место и в ряде школ Ташкента58. Джадидами были изданы различные учобныо пособия. В частности, Абдухадыр Шакури опубликовал такие книга, как "Рахномаи Сават" (Наставления детям), "Хавоиджи диния" (Знания по религии), "Джамуль хнкоят" (Сборник рассказов)55. Последнее издание представляло Собой хрестоматию из рассказов классиков мировой литературы от Фирдоуси до басен Крылова и рассказов Льва Толстого1".

Известный узбекский журналист, публицист, педагог, один из видных туркестанских джадндов — Абдулла Авлони был автором учебников "Адабиёт" (Литература) 61, "Биринчн муаллим" (Первый учитель). Этот учебник, изданный в 1912 г. в Ташкенте, предназначался для джадддехих новометодных школ и выдержал пять переизданий".

Очень продуктивной была деятельность лидера джадпдоз Туркестана Мунаввара Коры Абдурещидхонова. Он являлся автором таких книг, как "Адиби аввал" (Первый наставник), "Адиби сани" (Второй паставнпк) п др. Эти работы имели "большое распространение и были приняты также в некоторых русско—тузомных училищах"". Перу Мунаввара Коры принадлежат также учебники на религиозную тему и целый ряд других учебных пособий,

Активно занимался учебно—методической и пзддтельской деятельностью и Муфта МахмудетАжа . Бехбуди, считающийся отцом туркестанских джадидов. Он являлся автором и издавал на собствешше средства64 учебники для новометодных школ —. "Алифбо мактаби исломия" (Азбука исламской школы), "Мадхали жуграфия умронн" (Введение в общую географию), "Ктаб уль—Агфоль" (Книга для детей), "Амалгогш

57 ЦГА РУз, ф.И-47, оп.1, д. 955, л. 137 об.

53 Там же, д. 1143, л. 149 оО.

33 Там же, д. 1004, л. 85.

АО фаттоеп М. Ато!$ли прдггогларшчкз. Тошкеггп У^тгуп'Ш, 1083.— 16 — 6.

01 ЦГА РУз, ф.И-47, он. 1, д. 114В, л. 149.

Долимов У. Абдулла Авлоний ва мактрб. Жядидчллик хвракати ва жвдид " адабнётн (даяра су^бпгн). //Узбек тили га ядабиёти. 1990. № 4. —24 б.

63 ЦГА РУч, ф.И-47, о (т. 1, д. 1065, л. 340-356 об.

64 Газ. "Самарканд" № 31 38,41-45 (июль-сентябрь) 1913 г.

лсломия" (Книга об исламе)85, Карты Туркестана, Бухары, Хнвы«1. Они • продавались школам со скидкой на 25%®',

Надо сказать, что до 1917 г. не было принято каких—либо документов, регламентирующих функционирование новометодных школм. Однако на практике деятельность царских властей в этой сфере сводилась к затягиванию или отказу регистрировать такие школы®9.

Как показано в работе, просветительская деятельность джадндов Туркестана сыграла важную роль и в становлении национальной периодической печати. Через газеты, издававшиеся ими на собственные средства, джадиды пропагандировали преимущества новометодных школ, ратовали за подготовку национальных кадров. В начале XX в. в Туркестане издавалось более 20 джадидских газет. В их числе — "Таракки", 1906 г., "Хуршид", 1906 г., "Шухрат", 1907 г., "Самарканд", 1913 г„ "Садои Туркистон", 1914 г., "Садои Фаргата", 1914 г., а также журнал "Ойпа" 1913 г., и др. Редакторами и одновременно издателями их являлись видные джодцды Туркестана. Например, Махмудходжа Бехбуди издавал и редактировал газету "Самарканд" и журнал "Ойна", Абдулла Авлони редактировал в различные годы газеты "Хуршид" и "Турон", Мунаввар Коры Абдурашидхояов — газету "Кенгаш" и т.п.

Анализ содержания этих газет показывает, что они живо откликались на события, происходившие в Туркестане, России и в мире в целом, высказывали свое отношение х ним и даже критиковали царское правительство по тем или иным вопросам внутренней жизни края.

В этом отношении особенно выделялась газета "Таракки", как первое прогрессивное, смелое издание в крае70. Например, в статье "Кто такие кадеты?" газета "Гаракки" расценивала факт открытия Государственной Думы как уловку со стороны властей, ничего общего не имевшую с подлинной свободой. Партию кадетов "Таракки" характеризовала как соглашателей, которые в носледутощск предадут народ" . Ппотл "„Сусскзш Туркестан" в июле 1906 г. констатировала, что появление независимой газеты "Таракки" "взволновало стоячие воды обществен'?';!' лчгаш порою

Газ. "Самарканд" № 31 — 36, 38 (август —сентябрь) 1913 г.

Газ. "Симаркаид" № 41 — 45 (сентябрь) 1913 г. 07 Там ж», N 31 -36, 38 (ашуст-с«гтабрь) 19!? г. е(5 ЦГЛ Р У1, ф.И-47, о п. 1, д. 148, л. 149-149 об. ЬЭ Тим тге, д. 1140. л. 52.

Здесь ум'.спю будет отметстгь, тто Указом Президента Геаг."'-.ш;н Уз'.« т;;-( jatt от 24 нюни (S9.1 г. "ОС уст<шов\онии дня риботсикон печати >.-|юлсп1 пнонюй рнфорштии Яегп\1>л1'ки У'Осшсган", 27 ин>.»я - Л'?"'- п"'■■' Hopiwo m-iepri kiv»iw "Тнр/шки" бил оГидп'Л-н Днем тет,»'',ип/ьчпГ| гечпти > - •• четаик.

Гиг "IlippKKH". НК>0. Ifi ИЦ,М[.

города..."" Подобной позиции придерживалась и газе-га "Шухрат". Первый ж.е нрмер газеты насторожил колониальную администрацию публикацией статьи Мунаввара Кори Абдурашмдхонова "Открытое письмо подписчикам газеты". В ней автор открыто выразил недовольство колониальными порядками71.

Значительное число статей издавалось по вопросам просветительства и образования. Считалось, что публикации такого рода являются ие актом политического характера,- а способствуют более лучшим формам организации образонания для народа. Но в сущности они имели все—таю« политическую направленность, ибо через них проповедовались цели патриотизма, свободы, прогресса, а отсюда — и популярность издававшихся джадидами газет и журналов, и недоброжелательность к ним всех реакционных сил,

Так, газета "Шухрат" остро ставила вопрос о проблемах образования народов края; "Мы, мусульмане, ь настоящее время в деле образования и гражданственности отстали от всех народов..." и далее подчеркивалось: "единственное средство для освобождения нас, мусульман от цепей плена — это просвещение нас и детей наших..."74 Здесь ярко проявляется сама суть просветительской деятельности джадндов — борьба за свободу родного народа.

Особо важно указать на то, что сотрудники "Шухрата" не -ограничивались только журналистской деятельностью. Они имели тесные связи с железнодорожными мастерскими Ташкента. На полиграфической базе "Шухрата" печатались листовки и прокламации, распространявшиеся затем в старой части города Ташкента и окрестных кишлаках. По этой причине газета была закрыта, а о ее реднкторе Мунавваре Коры был поставлен вопрос о высылке его в один из городов Семиречья75. Факт весьма примечательный, убедительно говоривший о связях джадцдов С освободительным движением.

Событием в жизни края стала газета "Самарканд", первый помор которой увидел свел в апреле 1913 г. Издавалась она на средства и нод редакцией М.Бехбуди тиражом 500 экз.76 Одновременно М.Кехбуди издавал журнал "Ойна" ("Зеркало"), который пользовался большим сирого»! но только в крае, но и за его пределами77. В своих статьи* М Бехбуди <тнинл

Гц 5. "Русский Туркестан". 1906. 10 июля.

71 ЦГЛ РУз, ф.И- I, он.4, Д.12Ш, л. 2-2 об.

Там же, л. В об. т,|м ЖР| л, 4-4 Оо.

70 1',чз. "Симир,ншд". 1413.13 септ.

77 Отд. Лспрллр. - И -45 -■ 0.

такие принципиально важные вопросы, как о необходимости реформы в народном образовании, о порядке прохождения военной службы молодежью, об эмансипации женщии—мусульманок и др.'0

Другим важнейшим в культурном и общественном отношении событием стало издание джадидской газеты "Садои Туркистон" ("Голос Туркестана"), первый номер которой увидел свет 4 апреля 1914 г. Ее создателем и главным редактором был узбекский адвокат Убийдуллаходжа Асадуллаходжаев. Ему удалось сплотить вокруг собя таких видных представителей туркестанских джадидов, как Мунаввар КорЫ Абдурашидхоиов, Абдулла Авлони, пламенный поэт Тавалло и других одаренных литераторов и публицистов, сыгравших впоследствии известную роль в становлении и развитии узбекской прессы, литературы и культуры в целом. Газета была довольно популярна среди населения Туркестана.

Таким образом, как подчеркнуто в диссертации, просветители:кии деятельность джадидов выходила далеко за пределы только просвещения: через просветительство джадиды ставили более широкие и глубокие проблемы. Прежде всего — это выход народов Туркестана из состоянии феодального застоя и отсталости, пробуждение их тяги к достижениям современной цивилизации, освобождение от ига колониализма. В этом и заключалась главная ценность, историческая миссия джадидского движения.

В заключении на основе анализа изложенных в диссертации материалов сделаны соответствующие обобщения и выводи.

Здесь прежде всего подчеркивается, что завоевание Средней Азии царизмом привело к превращению края в колонию Российской империи, где была установлена система военно — бюрократическою управления, полнейшего бесправия и закабаления коренного населения, задавленного экономическим, политическим, социальным и национальным гнетом.

В интересах торгово —промышленных кругов метрополии богатейший край был обречен но положенно аграрно — сырьевою придатка Центральной России, легочника лотового с ирьи и ринка сбыта промышленной продукции, выкачки колониальной дани.

В целях максимального извлечения доходов из своей колонии господствовавшая верхушка Российской империи предпринимала меры к увеличению в Туркестане производства хлопка, шелка,. шерсти н другой -продукции сельского хозяйства н созданию отраслей но первичной переработке этой товарной продукции, дававшей крупные прибыли

Гаа. "Самарканд". 1913. 13 с«-нт.

царской казне и российским предпринимателям. Была создана также сеть железных дорог, получили развитие и некоторые иные отрасли экономической инфраструктуры, обеспечивавшие метрополии более эффективные возможности всемерной эксплуатации огромных природных ресурсов и населения Туркестанского края.

В этих условиях, вопреки воле царских колонизаторов, появились определенные возможности д\я формирования местных предпринимательских кругов и национальной интеллигенции. Патриотически настроенная часть этих социальных слоев стремилась использовать все возможности для облегчения участи коренного населения края, защиты его национальных интересов, содействия освободительным устремлениям и чаяниям родного народа, сохранения его духовных традиций, развития их применительно к новым историческим условиям. Яркими выраз1гголями этих устремлений стали ниболее одаренные и активные представители национальной интеллигенции—джадиды.

Джадидизм, как течение политической и культурной жизни Туркестана был вызван, таким образом, конкретной исторической ситуацией, сложившейся в регионе. Немаловажное значение в процессе формирования джадидизма имела и политика царской России в области просвещения, которая сознательно сдерживала развитие национального языка и культуры.

Позиция царских властей в вопросах образования населения привела к тому, что национальная интеллигенция в лице джадидов пришла к выводу, что путь к освобождению от колонизаторского ига и национальному возрождению лежит в развитии просвещения народа и воспитании нового, образованного поколения.

Важно отметить, что на сознание джадндов Туркестана, их культурническую и просветительскую деятельность большое влияние оказали не только внутренние факторы, по и политические события, реформаторские движения в Erame, Турции я ряде других стран зарубежного Востока. Это обстоятельство, а главное — усиление влияния идеологии модернизма на интеллигенцию мусульманских районов Российской империи во многом предопределили позиции сторонников реформы образования в Средней Азии.

Просветительская деятельность джедидов Туркестана носила в основном реформаторский характер. Она была направлена против старых, феодальных порядков во всох сферах жизни, против колониальной политики царизма.

Джадиды выступали за реформу старой школы, уже не отвечавшей требованиям времени. Взамен этой системы образования джадиды предлагали создать широкую сеть школ с новым, звуковым методом обучения ("усули жадид") и преподаванием помимо необходимых для каждого мусульманина религиозных наук, истории, географии, арифметики, геометрии, логики, а также русского, арабского, персидского языков.

Эти школы стояли намного выше старых мажтабов и по уровню преподавания, и по объему получаемых учащимися знаний, в них давались зачатки светского образования.

Просветительская деятельность джадндов Туркестана дала также большой импульс становлению и развитию национал!,нон периодической печати да узбекском языке. Через свои издашш джадиды Туркестана не только знакомили читателей с событиями, происходившими в России и за рубежом, но и проводили свои идви о развитии торговли,' промышленности, сельского хозяйства, культуры, искусства. Просветительская деятельность была чуть ли ни единственной формой летальной борьбы джадндов против гнета царскою самодержавия.

Таким образом, в тяжелейших условиях колониальной политики царизма туркестанские джадиды сумели поднять уровень национального самосознания и патриотизма народов Средней Азии, вдохновляя их на борьбу за свое освоболу\ение и социальный прогресс.

Основное содсржапне диссертации отражено в следующих

публикациях натори: 4

1.К просветительской деятельности джадндов Туркестана (конец XIX — начало XX п.¡//Узбекистан: страницы истории: Сб. — Ташкенг: Фан, 1991. — 0,5 п.л.

2. Жадидлар ^аракати ва мусулмон матбуота // Узбочшстон матбуоти,— 1993. -№ 7-8. - 1 бл.

3. Туркистон жадидчилиги тарихшунослиги// XX ucpmuir дасглпСки утгнз йиллигида Узбекистонда тарих фпни (тариипушелнк очерклпри), -II —ipiCM. — Тошкент: Фан, 1994,— 1 б.ч.

ТУРК.ИСТОН ЖАДИДЛАРИНИНГ МАЪРИФАТПАРВАРЛИК ФАОЛНЯТИ ; (XIX аср охирн XX аср бошлари)

(Резюме)

Узбекистан Республика«! мустакнллигшшнг эълон килиниши улкамнзда хакикий уйгониш давринн бошлаб берди. Шу муносабат билан бизнинг тарихий утмишимизни, жумладан Туркистоннинг..Х1Х аср охири ва XX аср бошларидаги тараеднёт йулини х;ам холисона ургаинш учун барча шарт-шаронтлар яратилди.

Мазкур диссертация жадидлар харакатининг асл мохияти, унипг мухим йуналиши - маърифагпарварлик фаолиятини тадкик; этишга 6af ишлантан. Huí архив хужжатлари асосида, \озирш замок тарих фанида мавжуд булган янгича, замонавии фикрлаш нукгаи назаридан бажарилди. Ундаги бир катор х^жжатли материаллар илмий жараёнга биринчи бор киритилмоада.

Ишнинг кирнш кисмида тадкиц килинаётган муаммонинг долзарблши асосланади ва уиимг урганилиш даражаси батафсил ёритилади.

Бириичи бобда архив маълумотлари ва уша давр вактли матбуотидап олинган мухим материаллар асосида жадидлар харакати пайдо булишининг ижтимоий-нктнсодий сабаблари 'очиб берилади. Урта Осиёнинг Россия томонидан босиб олиниши, уиииг хои ашё етказиб берувчи колок, мустамлака улкасига айлаитирилиши, унда яшовчи xaaiyiap миллий озодлик харакапшиш усиши жадидлар харакатининг шаклланишида тарихий замин булганлиги курсатилади. Диссертацияда Туркистоида янги миллий ишбилармон . доираларнинг шакллаииши ва улардан ватанпарварлик кайфиятидаш миллим зиёлилариинг ёркин вакиллари чик,иб келиши жараёии батафсил ёритилади.

Иккинчи бобда жадидларнинг маьрифатпарварлнк фаолиятлари хар томоилама та.ушл этллади. Бунда асосий эътибор жадидлар фаолиятишшг улкадаги мавжуд халк таълими тизимини ташкилий ва мазмуний жихатдан ислох к,илиш ва махаплий миллий вактли матбуот тармокдарини тузишдан иборат булган икки йуналашига каратилади.

Ишда жадидларнинг иаърифатпарварлик фаолиятининг узига хос хусуснятлари очиб берилган. Бу фаолият шаклан факат иаърифатпарварлик' куринишида булса-да, мазмунан анча чукур ва куп циррали булиб, улка ижтимоий хаётининг барча сохаларини цамраб олган эди. Жадид (.ттбуотн нашрлари \аётиинг мухим муаммоларини даднллик билан кугариб чицди ва ижтимоий иллатларни кескнн танкид килди. Шунинг учун хам бу матбуот нашрлари омма орасида кенг ёйилди, мустамаакачиларшшг эса доимий таъкибига дучор оулди.

Жадидлар фаолняти Урта Осиё халкларининг миллим опиши усгириш, уллрни ватанпарварлик, тараккиёт ва эркииликка ундашга карат/пап эди. Бу харакат узида феодал коло^ликка ва шунингдек мустамлака^илик зулмига каршн курашни ифода этадн. Бу масалалар хозирги миллий истикдол мафкураси нойдеворн булиб хизмат цилаянти. Туркисюн жадидларшшнг улкамиз мусгакиллиги учун курашдагп тарихий хизмаглармдап (¡при шупдан иборат.

Ишнинг хул оса кисмпда талкнконшнг нлмии пат-каларша икуи ясалади ва умумланпмрунчи хулосалар чикарилади.

Abror M. Khudavkulov

THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF TURKESTAN'S DJADIDS (THE END OF 19th AND THE BEGINNING OF 20TH CENTURY)

SUMMARY

The true rebirth of our country began when the independence of the Uzbekistan republic was proclaimed. In connection with it all opportunities were created for the objective analysis of our historical past including the Turkestan's development during the above — mentioned period. The work is about the Djadids movement and its important trend: the educational activity. The research was done on the basis of the archive sources from the point of latest achievements of modern historical science. A number of documentary materials are used for the first time.

In the introduction the actualities of the problem are grounded and its historiography is illuminated in detail.

In the first chapter the main social —economical and political perquisites of appearing the Djadid movements ere shown on the basis of archive sources and valuable materials taken from the former periodicals.

The conquering of the Central Asia, the transformation it into colonial and raw appendage of the empire, the growths of the national—free movement of people are the situation in which the-Djadid's movement was developed as a trend absorbing both anti — feudal and anti —colonial struggles. In the thesis the creation of the national enterprises' circles and the nomination among them the brilliant representatives of the national patriotically oriented intelligentsia are shown.

In the second chapter the comprehensive analysis of the Djadid's education activity is given a special attention is given to two of its trends: the reformats activity on transformation of the maintenance and the organization of all education process in this territory and the creation of the national periodicals in the local languages.

In the work a special emphasis is laid on the formal Djadid activity. According to its context it was deeper many —sided one embracing almost all spheres of the social life of the territory. As to the Djadid's publications they were critical and topical but mostly objective and had influence on the masses, the local public, therefore the production gained a big popularity for which it was pursued.

The Djadids' activity was turned to reawak'e of the national self— consciousness, the education of them in the spirit of patriotism, the aspiration for freedom and progress. This is a historic role of Djadids in the strugglo for the independence of Turkestan.

In the conclusion the scientific results and generalized conclusions are given.