автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Проза Ф. Сологуба и литературный авангард

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Гуськов, Юрий Ильич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проза Ф. Сологуба и литературный авангард'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гуськов, Юрий Ильич

ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ ДУХА И СТИЛЯ /СРАВНИТЖЫШЙ АНАЛИЗ

МОДЕЛЕЙ ШРА В ПРОЗЕ Ф.СОЛОГУБА И Ф.КАФКИ/

ГЛАВА 11. ПРОБЛЕМА ТРАДИЦИЙ /СОЛОГУБОВОШЕ МОТИВЫ В

ТВОРЧЕСТВ! В.НАБОКОВА/.

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по филологии, Гуськов, Юрий Ильич

в

2:220/, что

Сологуб. - 13.Г./ -то ж

Й в

I", #. в с в е© С

22:78/. в и

Сологу^ба от— "Весов"» мысли", «Критического периода 1905-1911 гг. в сборник »0 в свет в

1911 году. от 8

•» в и го то. видеть" /2:212/. Сологуб» как и друв в В с с с

1,11:148/. с квадрат» куб сущего,

XX века, по В♦Воррингорй| развил в ейзинга И. f/ф?^ M., 1992. для "посвященных*. Многие символистские тексты построены по принципу многоярусной семантики» где прохождение смысловой вертикали отождествляется с ритуалом посвящения в тайну мира, сбрасывающего свои покровы как покрывало Майя. Познавший текст, познает и мир, ибо это одно и то же. Художественный текст и мир - это символы трансфинитных множеств, где целое не больше своей части, это - встречные миры. Неоднократно воспроизводивший эту ситуацию в своем творчестве Х.Л.Борхес приводит слова французского писателя Л.Блуа на этот счет: ".мы - строки, или слова, или буквы магической книги» и это вечно пишущаяся книга - единственное, что есть в мире, вернее, она и есть мир" /65:283/.

По убеждению Сологуба, на видимой своей поверхности искусство, как и мир, должно быть доступно и понятно человеку, Сологубовский мир в стихах, а в прозе, и в статьях описан в сравнительно простых и немногочисленных символах и категориях: Любовь, Смерть, Лирика, Ирония, Лик, Личина, Бог, Дьявол, Игра, Альдонса, Дульцинея, Айса а Ананке и некоторых других. Эти сологубовские сущностные связи и "начала" мира являются и отправными точками для моделирования некого неомифологического сознания, для которого весь остальной мир в отвлечении его от социально-исторических и физических параметров предстает той или иной конкретной комбинацией этих "начал", либо цепью соответствующих перекодировок их друг в друга. Такое переструктурирование мира по идеальным принципам в акте интенционального восприятия близко положениям феноменологии Гуссерля, оказавшей влияние на многие

Эта идея реализовала, в частности, в романе К.Вагинова "Труды и дни Свистонова". и в

Сологуб

М.Пруста, • Особое потому» что к

71:36/. В в свечи", "голубой мелодии" реки".

О МНСЛО В8Я И^ё^ЛС^^^^^КС^ О ^З^Иу и у Сологуба носит в характер. Как и в к и и оттенки( в среде

2:183/, структуры у Сологуба, как и у А.Белого рздов в отрывке•

У более манеру однако, в я к экстракта" ключе. Манеру эту можно» в ммгао* Два Ха |

Э.Мунка * 0^2 " в

В ОТЛИЧИ® от

По

К.Эдшмида, с в другом* : космосу, к то

61176/« По внешнего. Оба тезии аняющие. ачиваются, сжимаются, ^йм ж скус етвом /ЗЗ • 343/ • ^Укорочзнность мщбру шли. Долго еще рывистые, его,

1,7:110/. Оти пределу. В этом же с к коллапсу, катастрофе,

ДЯЩИМЙС и "горячей" культур, Вяч« Вс. Иванов укззывшзт, что цель

53:153/. В и к в общем случае к средство, с без их не-я". Он не солетжатвльнее. чем нимать. Символ * предпосылка аванга; отражающей дискретный универсум. Миф, идеального, на идеального, я" и и са, Р

Г.Гессе. Миф о бнтии и абсурд жвоемише. В В так и в

У,

Иосиф и его братья" Т.Манна/,

А.Роб-Грийе, ииеальное/оеальное* "искусство/реальность", где самодостаточность, к у Сологуба проявляется в жанровом кризисе его в роли случая, эксцесса. Особую роль в "письмо" Сологуба. Сологуб во, оно теряет свою предметность, и означающих. к В с призывами к в "текст*/?,Барт/. и это "дом бытия", бытие, и в к самому бытию. Знание - это особого внимания становится у Сологуба 1«, "Червяк", "Прятки"/. к символизму, тематике. Но • Лв» »к* в проз©, и В к я в работе 3. /83/, в о романов1, в ж А*Б©яом /63/,

Целью работы

 

Список научной литературыГуськов, Юрий Ильич, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. ХУДШ1СТВШШ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СТАТЬИ, ПИСЬМА

2. Сологуб Ф. Собр. соч. Сирин. Спб., 1913-1914 . Т.Т.1-20.

3. Сологуб Ф, Статьи. В кн.: Творимая легенда. М., Художественная литература. 1991. С,143-280.

4. Сологуб Ф, Стихотворения. I., Библиотека поэта. 1975.

5. Сологуб Ф. Письма к Л.^уревич, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома. АН СССР, Л. ,1972. С. 113-130.5. F, H^rts:,

6. Набоков В. Собр. соч. М., Правда, 1989. Т.Т.1-4.

7. Набоков В, Стихотворения и поэмы, М., Современник, 1991,

8. Набоков В. Роман, Эссе, Рецензии, М,, Книга. 1989.

9. Горнфельд А. Федор Сологуб, Русская литература XI века, 1890-1910, Ред. С.Вевтеров, Мир, М.,1917,Т.2.С.14-64.

10. Гофман М. Ф.Сологуб. Книга о русских поэтах последнего десятилетия. М.,1910. С,241-248,19. 1>ревйч Л. Оторванные душ, 0 Леониде Андрееве и Федоре Сологубе. Литература и эстетика. М,,1912.С.61-67.

11. Дакман М. Поэтическое творчество Сологуба. В кн.: Федор Сологуб. Стихотворения, Библиотека поэта. Л.,1975.С.5-74.

12. Долинин А. Отрешенный, Заветы, №7. 1913, С,55-85,

13. Замятин I. Белая любовь. Современная литература. Сб.статей. Л,, 1925, С.76-81,

14. Иванов В. Рассказы тайновидца, Весы. Л8. 1904. С.47-50,

15. Редько А. Образы красоты человеческой по Федору Сологубу, Русское богатство, 1912, 112, С.350-363.

16. Смирнов И. Заметки о ранней поэзии Сологуба. В кн.: Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М,, Наука, 1977. 0,43-57,

17. Стеклов Ю, 0 творчестве Ф.Сологуба, В сб.: Литературный распад. Кн.2, Спб., 1909. С.165-216,

18. Ходасевич В, Сологуб. В кн.: Некрополь, ймка Пресс, Париж, 1976. С. 158-179.

19. Чуковский К. Путеводитель по Сологубу. Собр. соч. в шести томах. М., 1969. Т.6. С.332-368,

20. Венгеров С, Основные черты новейшей русской литературы. Спб., 1909.

21. Волынский А. Декадентство и символизм. В кн.: Борьба за идеализм. Спб,, 1900. С.314-320.

22. Гиппиус 3, Что а как, С.225-259; Декадентство и общественность. С.329-346. В кн.: Литературный дневник, Спб, 1907.

23. Гиппиус 3, Отрывочное /0 Сологубе/, В кн.: Живые лица, Прага, 1925, Т.2.С.95-117.

24. Гофман В, Язык символистов. Литературное наследство. Л., Наука. №№27,28. 0,54-105,

25. Давыдов С. Тексты-матрешки В.Набокова. / 1:д//svvv.;-S/f£A/£g, А/ ¿y/i/rWt-Л/f

26. Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб, 1914.

27. Жолковский А. Блуждающие сны. /Из истории русского модернизма/. М., Сов. писатель. 1992.

28. Затонский Д. В наше время. М.,1979.

29. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога. Вопросы жизни. 1906, 17.

30. Иванов В. Борозды и межи. М., Мусагет. 1926.4S. ЙВ8НОВ Вяч.Вс. Классика глазами авангарда // Иностраннаялитература, 1989. Ш.

31. Иванов-Разумник. От декадентства к символизму. В кн.: История русской общественной мысли. Пг.,1918. С.39-71.

32. Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм:идейно-эстетические поиски на Западе // Е~ка "Знание", М.,1988.112.

33. Измайлов А, На переломе, Спб., 1908.

34. Левин Ю. Об особенностях повествовательной структуры и образного ©троя набоковского романа "Дар* !/,</.> /уШ«•

35. Лосев А. Теория стиля у модернистов // Литературная учеба, 1988, 15.

36. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях русской литературы. Полн. собр.соч.Опб-Москва, 1912.Т.15. С.209-305.

37. Розанов В, 0 символистах и декадентах. В кн.: Религия и культура, Пб, 1899, С.128-139.

38. Скабичевский А, Новые течения в современной литературе. Сочинения. Пб., 1903. Т.2.С.917-935,

39. Смирнов И. Авангард и символизм /элементы постсимволизма в сйюожзме//#5"5А-//? 1988 . 2332.С.148-164.

40. Скарнов И. Бытие и творчество• Мг/

41. Соловьев В. Русские символисты. Собр.еоч,Спб,,1912,0.504.

42. Соловьев С. Символизм и декадентство. Весы, 1909.15. С.53.

43. Экспрессионизм. Сб. статей. Пг-Москва, 1923.

44. Эллис. В защиту декадентов. Весы, 1907. 18. С.69-71.11. РАЗНОЕ

45. Бахтин М. Запись лекции о Ф.Сологубе и А.Белом /ЛЙь^1983.

46. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1972.

47. Борхес I. Проза разных лет. М.,1984.- 122

48. У Ji A///AC/ {'¿Ы/^^/р/У^/Г

49. Веселовский Ая-др. Историческая поэтика. M.tГослитиздат.1940.

50. Веселовский Ал-др. Из поэтики розы. Сб."Привет".Спб,1898.

51. Вельфяин Г. Основные понятия истории искусств. МД930.

52. Гей Н. Время и пространство в структуре произведения. В кн.: Контекст, 1974. АН СССР. М.,0.213-228.

53. Голлербах Э. Из воспоминаний о Ф.Сологубе//Русская литература. Л1.1990.

54. Гусев В, Герой и стиль. М.Художественная литература,1983.

55. Жолковский А. Поэтический мир как система инвариантов и задачи сопоставительной поэтики 1982• Z.11,J»1.

56. Замятин I. Белая любовь. В сб.: Современная литература. 1.1925.

57. Кортасар X. Игра в классики. М.,1984,

58. Лама Анагарика Гошнда. Основы тибетского мистицизма. Спб., >■ 1993.

59. Леви Брюль I. Первобытное мышление. М.,1930.

60. Леви-Строс К. Структура мифов//Вопросы литературы.1970, £7.

61. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., Искусство, 1976.

62. Лотман Ю. Происхождение сюжета в типологическом освеще-нии//Статьи по типологии культуры. ИТ, вып.2.1973.

63. Лотман Ю. Структура художественного текста. М.,Искусство, 1971.

64. Лукач Д. Собр. соч. Т.Т.1-4.М.,1990.123 —

65. Минц 3. Неомифологические тексты русских символистов //Учены® з аггискй ТГУ, вып.459.1979.

66. Минский Н. При свете совести. Сжб.,1897.

67. Ницше Ф. Собр.соч. в двух томах. М.,1990.

68. Пропп В. Морфология сказки. М.,1928.

69. Ревзин И. Современная структурная лингвистика. М.,1977.

70. Русская наука о литературе в конце XII- начале XX века. М., Наука. 1982.

71. Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.,Наука.1977.

72. Соколов А. Теория стиля. М.,Искусство.1968.

73. Судзуки Д. Основы дзен-будщизма. Бишкек.1993.

74. Тибетская книга мертвых. Спб, 1992.

75. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.

76. Флоренский П. Мнимости в геометрии. М.,1922.

77. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.Д989.

78. Хайдеггер М. Время и бытие. М.»Республика. 1993.

79. Хейзинга И.//¿>//7# М.,1992.

80. Холл М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. 1993.

81. Шкловский В. О теории прозы, М.,1984.

82. Шопенгауэр А. О четверояком корне достаточного основания. М.,1900.

83. Шпенглер 0. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

84. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.,Прогресс. 1993.