автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проза И. А. Салова в контексте реалистического стиля 70-80-х годов XIX века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Семянкова, Ольга Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Пенза
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проза И. А. Салова в контексте реалистического стиля 70-80-х годов XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза И. А. Салова в контексте реалистического стиля 70-80-х годов XIX века"

на правах рукописи

1

СЕМЯНКОВА Ольга Ивановна

ПРОЗА И.А.САЛОВА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 70-80-Х ГОДОВ XIX ВЕКА (ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ)

10.01.01 — русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ТАМБОВ 1998

Работа выполнена в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г. Белинского.

Научный руководитель- доктор филологических наук,

профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации И.П. ЩЕБЛЫКИН

Официальные оппоненты- доктор филогических наук

профессор С.С.КОНКИН

кандидат, филологических наук доцент А.И.ИВАНОВ

Ведущая организация - Белгородский государственный

университет

Защита состоится "/¿_" ¿)6Лй ¿Ул' 199 -1 в & час

<; 7 '

на заседании диссертационного совета К 113.49.01 в Тамбовском государственном университете (Тамбов, ул.Советская, 181-В).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета

Автореферат разослан "4$ " ЯС Ч^ОЯ 199.3

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук

профессор Л.В.ГОЛУЗО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

При изучении русской реалистической литературы второй по-

овины XIX века на первый план выдвигаются.имена таких крупных

»

удожников, ,каю Н.А.Некрасов, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, ..Н.Островский, Н.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский,

.Н.Толстой, А.П.Чехов, а другие не менее интересные писатели., римыкавшие к - тем или иным школам и направлениям, остаются как ы "в тени". И хотя в отечественном литературоведении намети-, ась тенденция исследования творчества так называег^ых второстепенных" авторов (Ждановский Н.П., I960; Кулешов В.И., 965; »Соколов Н.И., 1968; Горячкина М.С., 1970; Пруцков Н.И./ 971), все же некоторые писатели по-прежнему "забыты".

Одним из таких малоизученных художников является Илья лександрович Салов (1834-1902), писатель-реалист демократичес-ого направления. Определение своеобразия его художественной :анеры . дает возможность йире. представить эволшинг русского еалистического стиля 7С-80-х' годов XIX века, так как, хотя еализм не был единственным направлением в указанное время, се же он- определял собою многие перспективы в развитии рус-кой литературы, сказавшиеся ■ в произведениях последних лет толетия (творчество А.П.Чехова). И в плане изучения этих пер-пектив, то есть в переходной цикла от Ф.М.Достоезского и .Н.Толстого_к А.П.Чехову, демократическая литература 70-80-х одев представляет значительную ценность.

Учитывая то, что наибольший интерес И.А;Салов вызывал у ;ореволюционных критиков и историков литературы Н.Ф.Хованский, А.М.Скабичевский, А.Н.Пыпин', П.Н.Полевей, '.А.Венгеров), нежели у советских литературоведов, мк считаем :еобходимом провести целостное исследование художественной

- н ~

системы писателя. Отдельные обращения к творчеству И.А.Салова в послереволюционном отечественном литературоведении (Храбровицкий А., 1946; Смирнов В.Б., 1974; Мейлах Б.С., 1973 и другие) при всей важности высказанных замечаний не решает проблему изучения писателя в делом.

Желанием восполнить указанные проблемы и вызвано наше обращение к проблемам художественного творчества И.А.Салова I контексте реалистического стиля 70-80-х годов. XIX века.

В связи с этим определяются задачи исследования:

- выявить особенности художественной системы И.А.Салова с< стороны ее важнейших поэтических признаков;

- раскрыть жанровое своеобразие повестей и рассказов Сало-ва 70-80-х годов;

- показать влияние проблемно-тематического содержания прозы И.А.Салова на, формирование . жанровых и композиционно-стилевых признаков его произведений;

- проанализировать сгасетно-композиционные особенности рассказов и повестей писателя 70-80-х годов XIX века;

- раскрыть стилевое своеобразие произведений И.А.Салова;

- показать роль и место И.А.Салова в обогащении реалисти ческого стиля русской прозы второй половины XIX столетия.

Актуальность диссертации обусловлена не только малоизучен ностью художественного мира И.А.Салова, но и отсутствием сис темного подхода к исследованию его творчества. Отечественны литературоведы (К.Д.Орфани, Т.П.Ден, В.Ф.Никифорова, -В.П.Рож ков, Г.Л.Никонова) касались вопросов проблемно-тематическо специфики творчества писателя, степени влияния на И.А.Салов художественных принципов М.Е.Салтыкова-Щедрина, рассматривал некоторые аспекты его поэтики (правда, на примере отдельны произведений).

Между" тем, системный анализ художественного наследия Я.А. Салона необходим как с точки зрения общих процессов литературного развития XIX века, так и в плане изучения его поэтического своеобразия.

Актуальность исследования определяет и его научную новизну, которая состоит в попытке целостного анализа художественных признаков прозы И.А.Салова, в том числе на материале ранее неисследованных его произведений 70-80-х годов, в привлечении к анализу документальных и архивных материалов, подтверждающих отражение в творчестве писателя реальных обдественно-

ясторических процессов. »

Сущность нашего подхода заключается не только в рассмотрении важнейших аспектов поэтической системы Салова-, но и в выделении типологических закономерностей, характерных для русского реализма последней трети XIX века.

Теоретическая ценность работы состоит в выявлении возможностей эволюционных процессов в малых жанрах (повесть, рассказ, очерк), в обосновании плодотворности влияния "второстепенной" литературы на общелитературные процессы.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что она дает возможность дополнить и углубить представления о литературном процессе последней трети XIX века. Материалы диссертации могут быть использованы преподавателями вузов при чтении курса лекции по.истории русской литературы второй половины XIX зека, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам русской прозы.

Методологическая основа диссертации базируется на учете важнейших исследований, посвященных проблемам реализма, поэтики литературного творчества в его историческом развитии (Веселовский А.Н., 1940; Виноградов В.В., 1959; Захтин М.М..

1979; Сучков Ё.Л., 1984; Палиевский П.В., 1974),' а также нг выводах о поступательном развитии литературы в ее связи с об-> . щественными процессами, раскрытых в ряде современных исследований. В частных методологических вопросах учтены новейшие публикации В.Ю.Троицкого, А.С.Курилова," В.В.Кожинова, Н.Н.Скатова, И.П.Щеблыкина и др.

Помимо того, обозначим и индивидуальные принципы подхода I изучению художественной системы И.А.Салова: °

- обращение к непосредственному-4 художественному материал? как первооснове исследования;

- применение системно-типологического метода анализа природы литературного творчества И.А.Салова;

- использование сопоставительного метода как средства реализации системного подхода.

I

Источниковедческой основой исследования стали дореволюционные и советские издания художественных текстов И.А.Салова периодические издания 1870-1890-х годов ("Отечественные запис ки", "Вестник Европы", "Дело", "Русская мысль", "Русское б о гатство", "Книжный вестник", "Наблюдатель", "Артист" и дру гие), а также провинциальные газеты "Волжский вестник" "Пензенские губернские ведомости", архивные документы Государ ственного архива- Пензенской области (ГАПО), литературно критические статьи, рецензии, биографические заметки критика XIX и XX веков, воспоминания И.А.Салова, тексты художественны произведений писателей, печатавшихся в "Отечественных запис ках" (С.каронина, Н.Златовратского, Г.Иванова, П.Боборыкина А.Энгельгардта, О.Забытого, Г.Успенского, А.Шабельской .М.Горбунова, И.Рускина и других). '" ' На защиту выносятся следуюыме положения:

. Первое. Художественная система И.А.Салова приобретает ин

давидуальное своеобразие преимущественно в силу специфического использования жанровых форм "малой" прозы (проникновение элементов очерка, .драмы в повести и рассказы, их циклизация, соединение в произведениях форм "репортажа", "хроники" событии). Многообразие жанровых форм у Салова выполняет определенные художественные задачи и связано с широкой демократизацией литературы последней трети XIX века.

Второе. Своеобразие проблемно-тематического освоения действительности (приверженность "деревенской" тематике) напрямую связано; с дальнейшим развитием ' жанровых форм в прозе

И.А.Салова и реализацией его художественных принципов. » .

Третье. Особенности сюжетно-композиционного построения и стилевая манера складывались как целостное единство в поэтической системе И.А.Салова и определяли художественную самобытность писателя.

Четвертое. Проза-И.А.Салова, впитав в себя многие тенденции развития литературы второй половины XIX века, стала.частью как бы промежуточного звена между творчеством так называемых "дворянских" писателей и многоаспектным, нередко обретающим символический смысл реализмом конца XIX столетия (А.П.Чехов).

Апробация диссертации осуществлялась при кафедре русской и зарубежной литературы Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г.Белинского в ходе обсуждения методологических проблем на семинарах и отражена ■ в докладах на итоговых научно-исследовательских конференциях, а также на зональной научной конференции "Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы з вузе и школе на современном этапе". - Пенза, 4-5 июня 1998 года.

Структура работы определяется поставьэнными задачами, ха рактером исследуемого материала. Работа состоит из введения трех глав, заключения и биб^ографии.

Основное содержание работы

Во введении рассматривается история изучения творчеств И.А.Салова, определяется степень изученности прозы писателя актуальность, научная новизна темы; формулируется задачи и ос новные направления исследования.

В первой главе "Проблемно-тематический аспект в проз И.А.Салова и его связь с жанровыми особенностями" рассматрива ется влияние проблемно->тематических особенностей повестей рассказов писателя на формирование жанровых особенностей ег произведений.

В повестях и рассказах Салова 70-80-х годов поднимаете главный вопрос современности - вопрос об отношении тех ил иных социальных групп к народной массе. Писатель рассматривав проблему взаимоотношений крестьянства с кулачеством ("Мельниц купца Чесалкина", "Грызуны", "Паук", "Аспид", "Арендатор" "Крапивники", "Витушкин", "Медоломы", "Мелкие сошки", "Лекци в деревне", повести "Несобравшиеся дрожжи", "Ольшанский моло дой барин")...

Интерес писателя к проблеме расслоения деревни прежде все го социален. Стремление Салова показать жизнь "новых хозяев во всей ее полноте ведет к преобладанию в жанровой структур , повествования описательных приемов и диалогических форм. Но то же.время Й.А.Салов пытается разобраться в жизненной позици героев, в их поведении. И здесь социальная сторона смыкается психологическим началом.

Подобная социально-психологическая направленность- творчества реализуется за счет использования "скрытого" конфликта, «огда глубинные противоречия не обнажаются - напрямую, а прояв-тяют себя в незначительных,, казалось бы, несоответствиях. На-1альное внешнее дружелюбие Чесалкиных, Требухиных, Глотовых, Збертышевых по отношению к крестьянам тут же улетучивается, сак только дело касается денежных интересов, оборачиваясь звериной жестокостью. Двойственность кулаков подчеркивается и шешним описанием, и их поведением ("Арендатор", "Грызуны", 'Мельница купца Чесалкина"). Множественность подобных типов ¿елких "грызунов" в народной среде по-своему предваряет 'многолюдность", расширение типажной сферы.А.П.Чехова и обра-цение к психологии "накопительства" А.Н.Островского.

Губительное воздействие "хищнической" психологии кулаков ¡а крестьянскую среду, начинающую саморазрушаться, - вот еще здна проблема, волнующая писателя. Вопросу поиска самого каче-:тва жизни русского человека, его духовно-нравственных основ юсвящены рассказы ' "Иван Огородников", "Николай Суетной", ■Шуклинский Пирогов", "Лес", "Глоты", "Мелкие сошки", 'Мельница купца Чесалкина".

Основной посылкой И.А.Салбва (кстати, схожей со взглядами :отрудников "Отечественных записок"), предопределяющей его ;очку зрения на изображаемое, является убеждение в том, что говая собственническая психология, где "каждый сам за себя", 'лубоко въелась и в крестьянскую среду. В связи с этим деревня :ачестаенно перерождается: люди перестают жить "по-совести", [ачинают рушиться семьи ("Лес"), теряется- вера в Бога ;"Николай Суетной"), в людей ("Иван Огородников"), пропадает селание работать на земле. Традиционность "обчественного" соз-[ания, скованного цепями условностей, как убеждается писатель,

на самом деле. не благо (мнение Н.Н.Златоиратскох'о), а бедствие, так как "обчественная" психология зачастую настолько искажает асе полезные начинания к добрые стремления, что" они приобретают совсем противоположный оттенок.

. Но все же И.А.Салов не однозначно пессимистичен. Жизнеутверждающим началом с одной стороны выступают герои-крестьяне,, способные к личностному росту (Иван Огородников, Николай Сует-

Г.1

ной, маленький Аркаша ("Крапивники"), Лукьян Антипин из "Шуклинского Пирогова"), с другой - зачатки "здоровой" жизни видятся писателем в глубинных основах народного духа. Именно поэтому так ярки и празднично красочны у Салова описания массовых деревенских сезонных работ, картины ярмарок, народных гуляний, где проявляются исконные, лучшие народные качества характера ("Арендатор", "Николай Суетной").

В связи с полномасштабным интересом к жизни деревни важен, для писателя вопрос о характере взаимоотношений крестьянства с людьми, олицетворяющими собой власть. Данная проблема, будучи новаторской для послереформенной поры, разрабатывается писателем в повестях "Грачевский крокодил", "Несобравшиеся дрожям" и рассказах "Грызуны", "Лес", "Арендатор", "Четыре времени года", "Мельница купца Чесалкина", "Паук", "Николай Суетной".

Административной власти присуще, на взгляд Салова, абсолютное неуважение мужицкой массы, презрение к "лапотникам". Подобные описания с точки зрения их жанрово-стилевого воплощения некоторые исследователи (Никонова Г.Л., 1984) чуть ли не напрямую отождествляли с сатирой Н.Щедрина. Однако при анализе повестей и рассказов И.А.Салова нетрудно, на наш взгляд, увидеть специфический план изображения тех же социальных пороков, которые привлекали внимание и Щедрина, к Некрасова. Однако, если для Щедрина характерна безжалостная, почти торжествующая

в своем гневном поэтическом пафосе сатира, а для Некрасова -скорбно-ироническая интонация, то у Салова мы ощущаем- другую окраску, через которую выражается нравственное осуждение социального неблагополучия, печаль гражданина, обеспокоенного судьбами своего народа. В жанровом аспекте это свойство повествования Салова придает его произведениям наклон в сторону публицистического, если можно так сказать, лиризма.

В связи с проблемой нравственного опустошения основной крестьянской массы у И.А.Салова возникает тема взаимоотношений духовенства с народом. И здесь надо отметить, что писатель подошел к данной проблеме не так глубоко,■ как Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой. Мысля религию как. совокупность положенных ритуалов и отправляющих их священнослужителей, притом реалистически отражая неблагополучие в этой сфере, Салов не смог масштабно постигнуть те процессы, которые шли в сфере религиозно-нравственных. исканий. Он изображает священнослужителей, как людей, в большинстве своем желающих получить от сана материальную выгоду (отец Иван ("Грачевский крокодил"), отец Егорий ("Иван Огородников"), отец Мизерикордов ("Маленький покойник"), отец Василий ("Мелкие сошки"), приходской дьякон из рассказа "Паук"), а не радеющих о духовном просветлении своих прихожан. Конечно же, подобные персонажи не были у Салова однотипными: "обращен" к людям дьякон Космолинский ("Мельница купца Чесалкина"). Но все же, такое видение вопроса оставляет ощущение неполного проникновения в сложную проблему религиозного воспитания народа..

Произведения И.А.Салова, посвященные поиску точек соприкосновения русской интеллигенции с народной средой, в отличие от народнической литературы, в меньшей степени односторонни и почти лишены тенденциозности.

Зная жизнь деревни "изнутри", писатель показывает и неготовых к практической деятельности интеллигентов, людей, духовно сломленных тяжелой действительностью (учитель Органский из повести "НесоОравшиеся дрожжи", учитель Знаменский "Грачевский крокодил"), и тех молодых энтузиастов, у которых хватает сил противостоять капору и власти кулачества ("Лекция в' деревне", "Мелкие сошки", "Берендеевская генерал-майорская школа", "Аспид").

Подобное изображение неоднородности среды 'интеллигенции было достаточно ново. Ведь достоверность такого взгляда на проблему у И.'А.Салова (в отличие, скажем, от И.С.Тургенева и других "дворянских" писателей) основывалась на непосредственном наблюдении процесса "сближения" интеллигенции с народом.

Все это придает рассказам и повестям Салова важную жанровую особенность: подача описаний строится в форме "репортажа" с места действия, чему способствует "открытость" концовок, отсутствие сюжетной плотности.

Уделяет внимание писатель и характеру взаимоотношений крестьянской массы с дворянством. "Удаленность" аристократов от проблем "мужицкого" сословия, по мнению Салова, так велика, что общение между ними носит характер игры, которой забавляются дворяне ("Шукцинский Пирогов", "Ласковый барин"). Игра эта нужна господам, чтобы заполнить пустоту, бездеятельность существования.

В связи с многоаспектным анализом социальных слоев деревни, в жанровой структуре повестей и рассказов И.А.Салова обращает на себя внимание наличие двух противоположных типов характеров: "герой" и "антигерой". Преобладают, конечно же, кулаки -"антигерои", но все же в "героях" (несмотря на несформи-

эованность характеров) чувствуется самоценность, состоящая в зысоком нравственном потенциале подобных личностей.

Учитывая все вышесказанное, можно заметить, что многообразие проблем, поднятых писателем в 70-80-е годы, придает его 1розе оттенок эпичности. Эпичность И.А.Салова следует понимать ie как создание целостного образа народа в его историческом зазвитии, а как большое количество "микросхем" движения народ-юй жизни, воспроизводящих социально-нравственные процессы ?оссии 70-80-х годов.

Во второй главе "Сюжетно-ксмпозиционные и стилевые особен-юсти повестей и рассказов•И.А.Салова 70-80-х годов XIX века" »ассма^риваются наиболее существенные стороны произведений пи-:ателя, составляющие основу е£о поэтики.

Учитывая поиски демократической беллетристики 70-80-х rolos в области художественной архитектоники, в сюжетной структуре произведений И.А.Салова наблюдается рассредоточение, растяжка" самой драматизации конфликта,- который зачастую дался в описательной форме. Следует добавить, что в кульминаци-1нные моменты ■ писатель включает приемы сильной драматизации восклицания, жестикуляция, общий эмоциональный фон), что со-:тавляет (по аналогии с А.Н.Островским) заметную особенность южетно-композиционной структуры произведений.

Сюжеты Салова в основном отличаются однолинейностью, но. то компенсируется тем, что в зону событийной оппозиции может овлекаться несколько героев ("Мелкие сошки", "Арендатор").

Определенное своеобразие сюжетной структуре произведений .А.Салоза придает прием, который можно назвать приемом подводного течения", когда из бытового конфликта обычно вы-астает его социальная сущность ("Николай Суетной", "Мельница упца Чесалкина"). Это ведет к особому композиционному по-

строению повестей и рассказов писателя (растянута'я экспозиция, неторопливое развитие действия в диалогах, повествовании, описаниях, неожиданная, "взрывная" кульминация и быстрая развязка) .

Своеобразие композиционного построения достигается за счет текстового поля напряжения,, которое возрастает по мере развития конфликта. Наглядный пример тому - охота за соловьем Фле-гонта Гаврилыча Павильонова и портного ("Соловьятники"), заканчивающаяся дракой между ловцами и последующим'убийством соловья. По такому же принципу построены "Мелкие сошки", "Лес", "Аспид". "Николай Суетной", "Четыре времени года", "Медоломы", "Лекция в деревне" и др.

В развязке значительную роль у Салова играет итоговая фокусирующая деталь (в тургеневской прозе "характеристическая"), которая создает определенный эмоциональный настрой и заставляет искать в тексте дополнительные смыслы. В повестях и рассказах И.А.Салова итоговая деталь выступает как часть определенной системы изобразительны: средств, в которую входит, во-первых, фрагмент-камертон, дающий настройку на определенное восприятие произведени: (название рассказа, эпиграф). Во-вторых, само развитие дейст' вия, которое "дешифрует" фрагмент-камертон. В-третьих, итоге-вая фокусирующая деталь закрепляет ассоциативную связь с со держанием произведения ("Паук", "Грызуны", "Аспид").

Таким образом, композиция художественных текстов Салов отличается .разнообразием "внутренних" приемов изображения стройностью, тяготением к сюжетной завершенности.

Немалую роль в построении рассказов и повестей играет ком позиция образов. В большинстве произведений писатель использу ет приемы постепенного раскрытия образа, которые (с некоторо

долей условности, конечно) можно представить в следующем виде: портретная характеристика ( с элементами контрастных противопоставлений, гиперболизации, гротеска; акцентировка лейтмотив-ных деталей, прямых авторских оценок), "жизненная история" героя (усиливает типичность характерологических черт), действия героя в событиях (диалоги становятся средством психологической самохарактеристики персонажей), итоговая деталь, закрепляющая общее впечатление от повествования.

Значительное место в композиции рассказов и повестей, по нашему мнению, играют способы повествования. В отдельных произведениях отобранные героем-повествователем факты жизни воплощаются в форму внешне объективного повествования, хотя имеют "субъективный" характер" ("Мельница купца Чесалкина", "Медоломы", "Арендатор", "Паук"). В других случаях мы ощущаем И.А.Салова как непосредственного автора, распоряжающегося "судьбами" своих героев ("Иван Огородников", "Глоты"). Подоб-• ная разница в приемах повествования видна, на наш взгляд, и в стилистической организации прозы И.А.Салова.

Своеобразие стиля писателя, как нам кажется, заключается в достаточно отчетливом выделении нескольких слоговых палитр: лирической, сатирической и нейтрально-повествовательной.

В лирическом речевом плане значительную роль играет пейзаж, отражающий внутреннее состояние героя-повествователя. Такой пейзаж в большинстве произведений' 70-х годов имел "панорамный" характер ("Грызуны',', "Мельница купца Чесалкина") . В 80-е годы изобразительные функции пейзажа расширяются, он становится не просто панорамным, а обобщающе-типическим ("Иван Огородников").

Сатирический план повествования замечается у И.А.Салова в основном при аналитическом показе нового социального слоя-

кулачества. Он проявляется в названиях ("Паук", "Аспид", "Глоты"), в портретных характеристиках "антигероев", в их фамилиях (Брюханов, Косорылин, Лопашов, Требухин). Сатирическая наполненность текстов И.А.Салова определяется не авторским стремлением к "обличительству", а желанием передать реальные свойства своих персонажей в бытовом колорите. В сущности, это оценочная сатира (а не жанровая) в тексте несатирических по сути произведений. И здесь И.А.Салов выступает как непосредственный участник создания новых для русской литературы художественных структур, характеризующихся слиянием разнородных интонационных линий. ■>

Особенностями нейтрально-повествовательного речевого плана, на наш взгляд, можно считать близость языковой стихии к сфере устной речи. Особую художественную нагрузку в речевой сфере персонажей несут такие средства создания экспрессии как звукоподражания, логические ударения, фразеологические выражения, пословицы и поговорки, приемы "народной" этимологизации, "разговорный" синтаксис.

В речевой палитре героя-повествователя' преобладают метафоры, олицетворения, сравнения, синонимы, антонимы как богатые средства художественной выразительности.

Обобщая сказанное, заметим, что особенности сюжетно-композиционного построения и стилевая манера И.А.Салова в значительной степени определяли его поэтику, а пусть небольшие, но индивидуальные находки писателя в этой области способствовали обогащению русского реалистического стиля второй'половины XIX века.

В третьей главе "Жанровые особенности прозы И.А.Салова 7080-х годов" рассматривается згтаос о жанровом своеобразии произведений писателя 7о-80-х годов.

# Учитывая взгляды различных исследователей (М.Б.Храпченко, Б.В.Томашевский, А.П.Квятковский, Ю.М.Лотман, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев) на сущность и функциональное назначение жанра, мы акцентируем внимание не на теоретико-литературном, а на историко-литературном аспекте жанрового развития. Таким образом, нас интересуют видовые (рассказ, повесть) и подвидовые (социально-психологическая повесть) особенности жанра. Подобный подход позволяет нам объединить творчество И.А.Салова с традициями демократической литературы и всего реалистического стиля второй половины XIX века.

Прослеживая проблему развития жанрового своеобразия рассказа и повести с периода реалистического развития жанра (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь), мы находим, что уже у представителей "натуральной" школы намечается процесс сближения рассказа с очерком (доминирование социальной линии, отсутствие элементов занимательности и авантюрности, стремление к фактографичности, ослабление "сюжетности" повествования). Демократическая литература второй половины XIX века развивает подобную тенденцию, и проза И.А.Салова, как близкая к этому течению, отражает в себе динамику общественного развития.' Но все же характер жанровой организации повестей и рассказов писателя определяют в большей мере такие постоянные компоненты жанра, как открытость-локальность авторской позиции, способы ее выражения в тексте, характер развития сюжета, формы подключения портретных и пейзажных описаний, интонационная доминанта повествования, способы его внутренней организации (авантюрный, бытовой, философский) и темповый режим.

Наличие многих этих элементов в прозе Салова связывает его творчество с народнической литературой.

Художественной манере И.А.Салова (как и многим авторам народнического направления) свойственен особый "очерковый" способ художественной типизации, обоснованный еще в 40-50-е годы, при котором типическая суть событий, явлений постигается через их конкретные, единичные проявления. Так, кулачество Чесалкина {"Мельница купца Чесалкина"), Глотова ("Аспид"), Требухина ("Грызуны") у Салова предстает не как исключительное явление, а как обычная жизненная практика.

Прозу Салова сближает с народнической литературой и своеобразная организация художественного материала, когда одноли-нейность сюжетной линии, призванной раскрыть сущность социально-психологического конфликта, приводит к фрагментарности повествования. Многие рассказы и повести писателя ( хотя он и не дает прямых жанровых обозначений подобного рода) можно считать "сценами", "случаями", "воспоминаниями", что напоминает приеж! демократической беллетристики 70-х годов (очерки А.Левитова., В.Слепцова> П.Засодимского).

Достоверность народнических очерков (Н.Наумов, Ф.Нефедов) была их жанрообразующей чертой. Тот же реализм изображения, слитый с этнографическим началом, заметен у И.А.Салова ("Грызуны", "Паук", "Витушкин", "Соловьятники", "Грачевский крокодил").

Для Салова так же, как для писателей-народников (Н.Наумов) свойственна замена раскрытия психологии героев драматизмом сюжета ("Аспид", "Грызуны").

Но эти достаточно приметные черты сходства произведений писателя с народнической беллетристикой не исчерпывают художественного своеобразия его прозы, определяющего жанровую специфику повестей и оассказов.

Характер жанровой структуры произведений И.А.Салова в большой степени определяется наличием социально обозначенного героя-повествователя, присутствующего в большинстве его повестей и рассказов ("Мельница купца Чесалкина", "Грызуны", "Аспид", "Арендатор",' "Николай Суетной", "Паук", "Витушкин" и др.) . Герой-повествователь выражает опосредованную авторскую позицию. И здесь важным нам представляется заметное усиление социальной позиции повествователя по сравнению, например, с тургеневскими "Записками охотника". Позиция повествователя в большей степени заострена в плоскости выявления интересов народной массы, в данном случае - крестьянства, тем более, что по характеру "дистанцированного" отношения к персонажам герой-повествователь Салова несравненно более близок им, чем повествователь Герцена, Тургенева, Толстого. В этом случае, как очевидно, самому автору приходится брать на себя функции повествователя. Особенно это заметно при введении в текст лирических отступлений, подкрепляющих позицию повествователя ("Грызуны", "Соловьятники"). Слияние голоса автора и героя-повествователя представляется нам важной жанровой особенностью рассказов и повестей И.А.Салова.

Мы считаем оправданным говорить о большинстве рассказов и повестей И.А.Салова 70-80-х годов'как о специфичной организации текстового единства. Условно называя его "деревенским" циклом рассказов, мы берем во внимание не заданную циклическую стройность композиции (как, например, "Рассказы о парашкинцах" С*. Каренина), а единый способ художественной типизации, проблемно-тематическую общность (вопросы социального расслоения крестьянства), наличие повторяющихся персонажей (герой-повествователь в "Пауке", "Мельнице купца Чесалкина", "Грызунах", "Аспиде", "Арендаторе", "Соловьятниках", "Николае

Суетном", "Витушкине", "Крапивниках"; дьякон в "Мельнице купца Чесалкина", "Пауке", "Витушкине"), воспроизведение в конфликте психологии социальных отношений, типологическую близость действующих лиц (кулаки, крестьяне), географическую закрепленность места действия.

Подобное стремление писателя к циклизации можно рассматривать как сугубо индивидуальную черту и, в то же время, как более оСдее свойство, характерное для всей русской литературы второй половины XIX века (лирические циклы Н.А.Некрасова, Е.П.Ростопчиной, Ф.И.Тютчева, "циклы" романов И.А.Гончарова, Д.Л.Мордовцева, очерковые циклы М.Е.С.алтыкова-Щедрина).

С другой стороны, авторское начало наиболее заметно во внесубъектных ("рабочий" термин) формах выражения авторского сознания, то есть во внутренней логике сюжетного развития, в композиционно-стилевых приемах изображения.

В развитии основного сюжетного ядра повестей и рассказов Салова важной представляется внутренняя динамика повествования. В области развития конфликта у писателя заметно преобладание информативно-психологического начала в сочетании с событийным. . Событийность обнаруживает себя во взаимоотношениях персонажей, то есть через диалоги. Диалогизация повествования интересует нас еще и как способ "протоколирования", что усиливает объективность изображения и придает произведениям черты, свойственные драматическим формам ("Аспид", "Соловьятники").

"Прямое" сочетание описательности и психологизма (определяющее жанровые особенности прозы) "развивает" сюжет, и в то же время усиливает психологическую характеристику действующих лиц. Мы имеем в виду здесь такой прием И.А.Салова, когда изменение душевного состояния персонажей не просто регист-

рируется, но и раскрывается как динамический процесс ("Грызуны").

Существенным моментом, определяющим жанровое своеобразие произведений писателя, можно считать их пространственно-временную организацию. Преобладание реального исторического времени определяет широкую информативность прозы Салова со стороны исторических событий, характерных для 60-80-х годов (упоминание конкретных исторических фактов, связанных с русско-турецкой войной, реальными личностями Суворова, Наполеона и т.д.). В рассказах и повестях И.А.Салова мы найдем и географические реалии (Балканы, Плевна, Шипка и т.д.). И именно такая 'широта в охвате временных признаков превращает рассказы и повести писателя как бы во "фрагменты" большой книги о состоянии низовых сословий в определенную историческую эпоху.

Важной особенностью художественного времени произведений И.А. Салова является его замедление или ускорение при усилении напряженности действия. Замедленность художественного времени очевидна при детальных портретах, "интерьерных" описаниях, вступительных диалогах ("Арендатор", "Мельница купца Чесалки-на") . Ускорение времени происходит чаще всего за счет "остановок" действия во времени, .при этом употребляются выражения типа "на пятый день", "прошло два месяца", "года через два".

В пространственной организации Салов часто использует прием "панорамного" расширения пространства. Обычно он необходим для подтверждения символичности происходящего ("Мелкие сошки", "Соловьятники", "Мельница купца Чесалкина").

В понимании жанровой специфики произведений И.А.Салова важную роль играет слоговая палитра, которая, получая нередко

"бытовую" окрашенность, дает ощущение непосредственной включенности самого читателя в реальную конкретику жизни.

Лирико-публицистическая озвученность слога писателя, сближая прозу Салова с народнической, в то же время определяла и некую "размытость" жанровых форм. И то, что мы называем рассказом и повестью, у Салова очень напоминает собой то репортажи с места событий ("Лекция в деревне"), то хронику новых жизненных явлений ("Аспид", "Несобравшиеся дрожжи"), то просто очерк ("Оболделый").

Не последнюю роль в формировании жанрового своеобразия повестей и рассказов Салова играет принцип достоверности повествования. В прозе И.А.Салова выделяется достоверность особого рода, а именно:

1) предметная точность изображения (главным образом, е описании примет бытового значения);

2) достоверность описываемых событий;

3) достоверность в смысле наглядности изображения, художественной выразительности описаний. •

Таким образом, все вышеперечисленные особенности, в сочетании с классическим размером и объемом рассказов и повеете* И.А.Салова, дают нам право считать его произведения разновидностями социально-психологического рассказа (или повести) с той или иной долей публицистичности и различными элементам! драматического повествования, объединенными в циклическо< единство.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются те основные выводы, которые формирова лись в ходе анализа повестей и рассказов И.А.Салова 70-80-: годов.

»

По теме диссертационного исследования опубликованы следую-

щие работы:

1'. Семянкова О.И. И.А.Салов как прозаик демократического направления в русской литературе 60-30-х годов XIX века. Науч-но-метрдическое пссобие. - Пенза,, 1997. - 21 с.

2. Семянкова О.И. Нравственные искания народа в творчестве Н.С.Лескова и И.А.Салова. // Известия Донской Академии Казачества.- Урюпинск,1998.-вып.1.-С.34-38.

3. Семянкова О.И. Русская интеллигенция в изображении И.А.Салова. // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Межвуз.сб.науч.тр.-Воронеж,1998.-С.50-52.

 

Текст диссертации на тему "Проза И. А. Салова в контексте реалистического стиля 70-80-х годов XIX века"

/

.. /

пензенским государственный педагогическим университет им. в.г.белинского

На правах рукописи

семянкова ольга ивановна

проза и.а.салова в контексте реалистического стиля 7 0-8 0-х годов xix века (проблемы поэтики)

10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Щеблыкин и.п.

о Ж/' .--л

е

У/

к/

пенза -1998

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.........■....................................... 3

2. ГЛАВА I. ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРОЗЕ

И.А.САЛОВА И ЕГО СВЯЗЬ С ЖАНРОВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ. ...... 24

3. ГЛАВА II. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ И СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТЕЙ И РАССКАЗОВ

И.А.САЛОВА 70-80-Х ГОДОВ XIX ВЕКА...................... 60

3. ГЛАВА III. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ И.А.САЛОВА 70-80-Х ГОДОВ ........................................ 109

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 14 9

5. ЛИТЕРАТУРА............................................ 155

ВВЕДЕНИЕ

Реалистическая литература второй половины XIX века выдвинула на первый план имена Н.А.Некрасова, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова-Щедрина,

Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, но художественное богатство русской литературы указанного периода не ограничивается только этими крупными именами. Среди гигантов плодотворно трудились и другие, не такие яркие, но не менее интересные художники, примыкавшие к тем или иным школам и направлениям и создававшие свои произведения в соответствии с художественно-эстетическими принципами, разработанными

корифеями.

В связи с наметившимся в нашем литературоведении широким исследованием так называемых "второстепенных" авторов [1] интересным представляется изучение творческого наследия писателя-реалиста Ильи Александровича Салова (1834-1902) и определение его действительного места в литературном процессе. Решение такой задачи дает нам возможность представить эволюцию русского реалистического стиля 7 0-8 0-х годов XIX века, отразившуюся в творчестве писателей-беллетристов "второго ряда" [2], и, в частности, И.А.Салова и определить своеобра-

1. Ждановский Н.П. Реализм Помяловского (вопросы стиля). М., 19 60; Литературное наследство. Василий Слепцов.

Неизвестные страницы. - М., 1963. - Т.71; Кулешов В.И. "Натуральная" школа в русской литературе XIX века. - М., 1965; Прокшин В. Г. Народ и его герои в изображении русских демократов 60-х годов 19 века. - М., 1967; Соколов Н.И. Русская литература и народничество. Литературное движение 7 0-х годов 19 века. - Л., 1968; Соколов Н.И. Г.И.Успенский. Жизнь и творчество. - Л., 1968; Спасибенко А.П. Писатели-народники. -М., 1970; Пруцков Н.И. Глеб Успенский. - Л., 1971; Венок Михаилу Загоскину: Сб.ст./Отв.ред.И.П.Щеблыкин.-Пенза., 1990 .

2. Н.Наумов, П.Засодимский, Ф.Нефедов, Н.Златовратский, С.Каронин, Г.Успенский, В.Слепцов.

зие его художественной манеры.

Говоря о реалистическом стиле в русской или какой-либо другой литературе, мы отдаем себе отчет в том, что современное литературоведение продвинулось далеко вперед в разработке как самого понятия "реализм", так и производных от него категорий - "реалистические жанры", "реалистическая манера изображения" и т.д. Теперь уже. никто не считает реализм единственно плодотворным художественным методом. Давно уже получили достойную оценку и другие художественные методы, в первую очередь, романтизм [1]. Короче говоря, чисто "линейное" изучение истории литературы (когда один творческий метод или направление напрямую сопоставляются с предшествующим ему творческим направлением и при этом утверждается повсеместное и бесспорное преимущество первого), к счастью, уже преодолено нашим литературоведением. Но иногда, как говорится, с водой выплескивают и ребенка, то есть мы уже сталкиваемся с попытками в принципе отказаться от рассмотрения литературы по направлениям и художественным методам. Эти попытки не новы. Еще Б.Реизов в своих работах [2] предлагал отказаться от понятий творческого метода и направления. Сегодня эта тенденция возрождается, однако, без достаточных на то оснований. К примеру, Д.Затонский выражает прямо-таки удивление по поводу того, что "все еще многие не понимают, чем дурны такие понятия, как "реализм", "народность" литературы,

1. См.: Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX века. - М., 1985; Романтизм в русской и зарубежной литературе /под ред. Н.А.Гуляева. - Казань., 1974; Гуляев H.A. Научные направления и методы в русской и зарубежной литературе 18-19 веков. - М., 1983.

2. См.: Реизов Б.Г. История и теория литературы. Сборник статей. - Л., 1986; он же: Историко-литературные исследования. Сборник статей. - JI., 1991.

"творческий метод" или даже "реакционность" искусства и, соответственно, его "прогрессивность" [1] . Как видим, здесь отрицается не только понятие реализма само по себе, но и другие эстетические категории, и даже, вольно или невольно, содержательная значимость литературы.

Между тем, такие термины, как "классицизм", "романтизм", "реализм" утвердились в науке, во-первых, исторически, то есть для обозначения конкретных признаков искусства в конкретную историческую эпоху. Во вторых, эти термины соответствуют действительным качествам искусства, качествам литературных произведений, создаваемых в определенные эпохи. И, говоря о реалистическом стиле 70-80-х годов, мы вовсе не полагаем, что это был единственный стиль в указанное время. Все знают о наличии определенных отзвуков сентиментализма в произведениях Ф.М.Достоевского 70-х годов. Можно говорить также о романтической окрашенности произведений конца XIX века, создаваемых М.Горьким и т.д. В то же время, именно реализм в указанную эпоху определял собою многие перспективы в развитии русской литературы, которые в полной мере сказались в произведениях последних лет прошлого столетия (в творчестве А.П.Чехова). Причем, данные перспективы сказывались не только в произведениях великих писателей (И.Тургенев, Ф.Достоевский, Л.Толстой), но и в творчестве менее известных авторов, о которых историки литературы чаще всего говорят как о писателях демократического направления. К числу таких писателей с полным основанием можно отнести Г.Успенского, А.Писемского, Ф.Решетникова, писателей народнического направления (С.Каронин, Н.Златовратский, А.Левитов). К этой же группе писателей приближается и М.Е.Салтыков-Щедрин, и близко примыкавший к

1. //Вопросы литературы. - 1998. - №1.

нему И.А.Салов. Эти художники не дали таких "вершинных" произведений для нашей литературы, как, например, "Война и мир", "Братья Карамазовы", но они бесконечно расширяли диапазон художественных исследований, представляя собой специфический пласт в развитии русской прозы второй половины XIX века. Можно сказать даже, что именно эта литература предопределила в какой-то степени появление нового гиганта в русской литературе XIX столетия - А.П.Чехова. Таким образом, вся эта литература, а, стало быть, и реалистический стиль, о котором мы будем говорить в диссертации, представляет собой как бы переходное звено, своеобразный переходный цикл от Достоевского и Толстого к Чехову.

Творчество И.А.Салова пришлось, в основном, на последнюю треть XIX века, то есть на тот послереформенный период, когда в русской литературе возникали, развивались и угасали многообразные течения демократической литературы (общественно-этнографическое, народническое, революционно-демократическое и так далее).

Это само по себе, казалось бы, должно было привлечь внимание исследователей к творчеству достаточно самобытного писателя. И в XIX веке о Салове время от времени говорили и писали критики и историки литературы той поры, в частности, Н.Ф.Хованский, A.M.Скабический, А.Н.Пыпин, П.Н.Полевой, С . А. Венгеров, А.Уманьский.

В дореволюционной критике сложилось в основном два взгляда на творчество И.А.Салова. Одни историки литературы причисляли писателя к последователям художественной школы Н.Щедрина. Такого убеждения придерживался Н.Ф.Хованский, считая, что у современников образы кулаков Салова ассоциировались с щедринскими разуваевыми и колупаевыми, да и

вообще произведения писателя воспринимались в свете широких обобщений М.Е.Салтыкова-Щедрина [1]. Другие критики (A.M. Скабичевский, П.В.Быков) отмечают значительное влияние И.С.Тургенева на формирование художественной манеры И.А.Салова. А.М.Скабичевский считает И.С.Тургенева писателем, "оказавшим наибольшее влияние на талант Салова" [2] . Первый биограф И.Салова П.Быков пишет, что писателя "можно скорее всего сравнить с Тургеневым" [3].

Что касается художественного своеобразия произведений И.А.Салова, то литературоведы неоднократно говорили о достоверности, "невыдуманности" его прозы. В "Волжском вестнике" читаем: "Салов уступает некоторым из писателей-народников яркостью таланта, но нередко превосходит их жизненностью изображения, большей цельностью рисуемых характеров" [4].

"Для того, кто желает ознакомится с ансамблем современной деревни, с общим колоритом деревенской жизни, прежде всего необходимо прочитать г.Салова" [5].

В словаре Брокгауза и Ефрона достоверность прозы И.А.Салова преподносится как один из определенных признаков его творческой манеры: "Повести и рассказы Салова беспретенциозные произведения действительности, которую он рисует с полным знанием дела" [б].

1. Хованский Н.Ф. Очерки по истории г.Саратова и Саратовской губернии. - Саратов., 1884.

2. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы (1848-1898гг.). - СПб.,1900. - С.324.

3. Быков П. И.А.Салов. Биографический очерк. - Вст. ст. к ПСС. - СПб.,1909. - Т.1. - С.19.

4. //Волжский вестник. - 188 4. - №52.

5. //Волжский вестник. - 1888. - №53.

6. Брокгауз-Ефрон. Энциклопедический словарь. - СПб., 1900. - Т.28а. - С.143.

Подобная черта, несомненно, связывает систему художественных принципов И.А.Салова с традициями "натуральной" школы в русской литературе, которые проявились в добросовестном наблюдении и описании действительности.

Отдельные дореволюционные критики выделяли в творческой манере И.А.Салова склонность к бытописательству как достаточно характерную черту его художественного дарования: "Для ознакомления с деревенским бытом г.Салов положительно сделал не меньше, чем так называемые народники, которые во все стороны поворачивали мужика и анализировали не только его ревизскую душу, но даже лапти и пестрядевые порты. У г.Салова нет предвзятости, с которой народники приступают к изображению деревенской жизни" [1]. "Даровитый рассказчик", "наблюдательный бытописатель" - такими эпитетами характеризует прозаическую манеру Салова критик одного из журналов того периода [2]. О бытописательном характере творчества И.А.Салова говорил и провинциальный саратовский критик А.Уманьский [3].

Заметим, что термины "бытописатель", "бытописательство" употреблялись критиками часто не в том смысле, в каком они употребляются в системе современных литературоведческих понятий. "Бытописательство" как поверхностное изображение тех или иных участков жизни без попытки проникнуть в их общественные и нравственные закономерности - дурная манера, дурной стиль литературы. Но критики второй половины XIX века нередко словом "бытописательство" обозначали стремление того или иного автора к отказу от отвлеченных зарисовок, его тяготение к непосредственному изображению того, чем живут народные массы, от которых дворянское образованное сословие

1. //Исторический вестник. - 1893. - №10.

2. //Наблюдатель. - 1884. - №10.

3. //Волжский вестник. - 18 88. - №52.

было отгорожено не только своим социальным положением, но и культурой, понятиями, вкупе с эстетическими идеалами.

Несмотря на то, что в основе повестей и рассказов И.А.Салова лежат конкретные случаи, все же множественность повторяющихся характеров давала критикам право говорить о стремлении автора к типизации.

В частности, А.Н.Пыпин, крупный русский историк литературы и критик, писал, что "некоторые из его деревенских героев могут считаться в ряду лучших народных типов, какие есть в нашей литературе" [1]•

О значимости лирического начала (как свидетельстве влияния И.С.Тургенева) в творчестве И.А.Салова высказалось, наверное, наибольшее число критиков. Подмечая тяготение автора к лиризму, поэтичности, описаниям природы, они тем самым заметно отделяли прозу И.А.Салова от литературы "народнического" направления с ярко выраженной у последней очерковостью.

Так, А.М.Скабичевский упоминал о том, что пейзаж в произведениях Салова, являясь приемом контраста, несет значительную функциональную нагрузку [2] . О колоритности повествования И.А.Салова писал А.Уманьский [3]. "Он умеет нарисовать деревенский пейзаж, как некогда научал понимать его Тургенев", - говорил о писателе литературный критик журнала "Вестник Европы" [4].

Необходимо привести и мнение дореволюционных критиков, уточняющих характеристику художественного таланта писателя, например, А.М.Скабичевский выделял некую "фотографичность"

1. //Вестник Европы. - 18 94. - №8.

2. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы (1848-1898гг.). - СПб., 1900. - С.325-326.

3. //Волжский вестник. - 18 88. - №№52-54.

4. //Вестник Европы. - 18 94. - №8.

манеры писателя: "Это беспретенциозный рассказчик-фотограф, изображающий все, что бросается ему в глаза и поражает его в деревенской жизни" [1].

Соглашаясь с историком литературы в суждении о "беспретенциозности" художественной манеры И.А.Салова, мы не можем полностью согласиться с отнесением писателя к категории "рассказчиков-фотографов". "Фотографичность" прозы предполагает не только бессистемность художественного материала, но и беспристрастное отношение к нему автора. Ни того, ни другого, как мы убедимся при анализе, у Салова нет.

Таким образом, дореволюционные литературоведы и критики высказали ряд суждений о творчестве И.А.Салова, которые заслуживают определенного внимания.

Однако после смерти писателя, а в особенности, после октября 1917 года, И.А.Салов оказался в числе забытых авторов.

За все годы советского периода были опубликованы три небольшие книги его рассказов и повестей [2], в то время, как в дореволюционный период из задуманных пятнадцати томов собрания сочинений И.А.Салова вышло шесть томов. Но дело не только в количестве публикаций произведений писателя, а главным образом в том, какое место отводится ему в истории отечественной литературы. В этом разрезе судьба творческого наследия И.А.Салова не менее печальна, чем судьба М.Н.Загоскина, Н.С.Лескова, Д.Н.Мордовцева. Салов

действительно оказался забытым писателем в полном смысле этого слова. Исследовательских работ о нем не появлялось, были лишь

1. Скабичевский A.M. Указ. соч. - С.325.

2. Салов И.А. Повести и рассказы. - Саратов., 1956; Салов И.А. Грачевский крокодил: повести и рассказы. - М., 198 4; Салов И.А. Умчавшиеся годы. Рассказы. Повесть. Воспоминания. -Саратов., 1990.

отдельные упоминания в некоторых изданиях [1], и даже в учебниках для вузов имя писателя не встречается [2].

Несколько поправилось дело с выходом книги повестей и рассказов И.А.Салова в 1956 году, где было напечатано обстоятельное предисловие Е.И.Покусаева.

Кроме того, в последующем, в разные годы такие литературоведы, как В.Б.Смирнов, Б.С.Мейлах, К.Д.Орфани, Т.П.Ден, В.Ф.Никифорова, В.П.Рожков, О.И.Кохно и некоторые другие, хотя и бегло, но касались вопросов проблемно-тематической специфики творчества писателя, говорили о влиянии М.Е.Салтыкова-Щедрина на художественную манеру Салова, рассматривали некоторые аспекты его поэтики (правда, на примере отдельных произведений) [3].

Вследствие этого первая обширная и достаточно компетентная в научном отношении работа об И.А.Салове появилась только в 1984 году. Это кандидатская диссертация Г.Л.Никоновой "Творчество И.А.Салова в русской демократической литературе 70-х годов XIX века". Ценная работа, в которой мы

1. Храбровицкий А. Русские писатели в Пензенской области.

- Пенза., 1946; Русские писатели в Саратовском Поволжье. Саратов., 1964; История русской литературы. - М-Л., 1956. -Т.9. - Кн.2.

2. См.: Кулешов В.И. История русской литературы XIX века (70-90-е годы): Учебник для филол. спец. вузов. - М., 1973.

3. Смирнов В. Б. Литературная история "Отечественных записок" (1868-1884). - Пермь., 1974; Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра /под ред. Б.С.Мейлаха. -Л., 1973; Никифорова В.Ф. И.А.Салов в "Отечественных записках" //XXVII Герценовские чтения. Литературоведение. - Л.,1975. -С.65-69; Орфани К.Д. И.А.Салов и А.Н.Островский (К послеистории "Грозы") //Жанровое своеобразие русской поэзии и драматургии. Межвузовский сборник научных трудов. - Куйбышев., 1981. - Т.256. - С.149-156; Рожков В.П. Стилевые традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в произведениях И.А.Салова 1870-1880 годов //Стилевые традиции русской реалистической прозы XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск., 1983.

- С.35-45.

находим достаточно объективную оценку творчества Салова, интересна прежде всего анализом проблемно-тематических пластов повестей и рассказов писателя 70-х годов XIX века. Немаловажным, наконец, было и то, что исследовательница прив�