автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Психологизм романов У.М. Теккерея 1850-60-х гг.

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бурова, Ирина Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Психологизм романов У.М. Теккерея 1850-60-х гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Психологизм романов У.М. Теккерея 1850-60-х гг."

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСЩЕТ

На правах рукописи

БУРША Ирина Игоревна

УДК 820 18 Теккерей

ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНОВ У.М.ТЕККЕРЕЯ 1850-60-х гг.

10.01.05 - Литература стран Западной Европи, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ленинград 1990

Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамен,, государственного университета. .

- доктор филологических наук, доцент Л.В.Сядорченко.

- доктор филологических наук,профессор Н.А.Соловьева,

- кандидат филологических наук А.К.Исламова.

- Саратовоквй государственный университет им .Н.ГЛерншевского.

Защита состоится " 1990 г. в /7- часов на

заседании специализированного совета К 063.57.42 по аряоуаде-ни1о ученой, степени кандидата филологических наук в Ленинградском государственном университете: 159164, г.Ленинград, Университетская набережная, II, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького Ленинградского университета

Ученый секретарь специализированного

совета кандидат филологических наук,

доцент А. ¡{.Владимирова

Научный руководитель Официальные оппонекгн

Ведущее учреждение

В последние года в центре внимания отечественных литературоведов оказалась проблема психологизма художественной прозы, которая тесно связана с изучением творчества русских и французских писателей середины XIX-XX вв.*

В исследованиях литературного процесса в Англия, как правк-ло, рассматриваемся психологизм творчества Л.Стерна , ь такие писателей постфлоберовского этапа развития реализма, характеря-зувдегося расцветом психологического романа .Между тем, вопрос о судьбе психологизма в английской прозе, оозданяой в период между закатом чувствительного романа и появлением произведений "обыденного реализма", остается открытым.

Теккерей традиционно воспринимается как крупнейший писатель-

* Реизов Б.Г. Творчество Флобера.-М, ,1955; Безрукова S.U.Формы психологического анализа в романах Л.Н.Толстого "Война и мир" и "Анна Каренина" // Л.Н.Толстой: Сборник статей о творчестзо. •Ы.,1956.-С.62-109; Андреев Л.Г.Ыарсель Цруст.-М. ,1968; Вялый А. 0 психологической манере Тургенева Тургенев и Достоевский //Русская литература.-1968.4.-С.34-50; Громов П.П. О стиле Льва Толстого: Становление "диалектики души" .-IL. ,1971; Реизов Б.Г. Стендаль.Художеотвенное творчество.-Л. ,1978.-Осмоловский О.Н. Достоевокий н русский психологический ровдн.-Кишинев ,1981; Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа... - Ростов-на-Дону, 1982 я др.

о

Атррова К.И. Жанровое новаторство Л.Стерна: Автореф.дне. ... канд.филол.наув.-М.,1976; Лорено Стерн и его "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии".4.1. ,1988 и др, Полосухин И.К. Проблема психологизма современной английской прозы:Автореф. дис. ... канд.филол.наук.-М.,1975;2луктенко H.D.Английский психологический роман XX века. - Кйоб,1388.

оаткрик (А.А.Елпстратова, В.Б.Ивашева, И.П.Медчнцев,С.М.Петров, БД.Сучкоэ, И.О.Шайтанов и др.), как теоретик реализма (Е.С.Ва-хрушев. Т .Н.ГлебоБа.Н.А.Егунова); в последние десятилетия большое взимание уделяется исторической семе в его творчестве (Е.И.Аграмекко, А. А .Вельский, В.С.Вахрушев, В.Юексельман, В.С.Доэголол, Ф.Г.Овчншккова к др.).

Тематика исследований обусловила интерес ученых к произведениям Теккерея 1840-50-х гг., в то вреда как романы "Прякдаче-нгя Фатапи" (1851) к неоконченный "Деня Дюваль" (1864), не ук-

лзди~«здкеся з сложившиеся о писателе представления, рассматри-

■ v I

вались как свидетельство его творческого кризиса .

В 1Э70-е гг. в англо-американском литературоведении наметился новый иодауд к интерпретация позднего творчества Текке-рея 2 - был поставлен вопрос о психологизме его романов. Однако западные исследователи ограничиваются лйеь констатацией фактов, превращая романы нксатеяя в йллсстраом фрейдистских представлений о комплексах, определяющих человеческое поведеняе. При этом в стороне остаются вопросы о генезисе психологизма у Теккерея, а такхе не анализируются его специфические особенности.

1 Елистратова А.А. Теккерей // История английской литературы: В

5 т.-'£.2.-Был.2.4». ,1955.-С.345; Ивашева В .В. Английский реалистический роман XIX века в его современно« звучании.-¿I.,1974. -С.270; Нуралова С.Э.Теккерей в России.-Ереван, 1288.-С. 12.

о

HncKaster J. Йдескегву, the Hajor Лоте!a. - Toronto, 1971; Ha-gaa J, "Bankruptcy of bis Heart"« the Unfulfilled life of'Henry Hsaond//"Nineteenth. Century 54ctioa.-1972.-Bo.27.-P.293-3l6; Williams X. "The History of Henry Eaaond": Thackeray'e Anatony of Sentimental Uan//Ihe Realist Hovel in EnglandJA Study in Develo] кслх. - 1., 1974» etc.

Однш из первых в СССР внимание Теккерея как писателю-психологу уделил А.В.Карельский1. Однако проблема психологизма рассматривается м в контексте развития западноевропейского реализма 1830-60-х гг., в отраве от богатых национальных традиций.

Целью настояцей работы является исследование романов Токке-рея 1850-60-х гг. в плане развития психологизма в английской литературе ,установление особенностей подхода Теккерея к изображения внутреннего мира героев. Процесс психологизации творчества Теккерея косит эволюционный характер, что обусловило расширение традиционного объекта исследования теккереани. Объектом анализа, помимо романов "История Пенденниса", "История Генри Эсмонда", "Ньюкомы", "Виргинцы*, стали и практически не изучающиеся в отечественной науке "Приключения Филиппа" я "Дени Дшаль", а также ряд работ писателя 1830-40-х гг., что, наряду с рассмотрением-творчества Теккерея в нетрадиционном ракурсе, определяет научную новизну исследования. Его практическая значимость состоит в возможности использования результатов при чтении курсов по истории зарубежной литературы XIX в., а такае в дальнейших исследованиях проблемы психологизма.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

- В романах 1850-60-х гг. Теккерей выступает как тонкий психолог, оттачявавдай приемы психологического анализа, который у него подчинен задаче социальной критики действительности.

- Б прозе зрелого Теккерея утверждается характерный для реализма НХ ь. принцип социально-исторической детерминированности, который распространяется им я на явления индивидуальной психики.

1 Карельокий A.B. От героя к человеку: Развитие реалистического психологизма в европейском романе 30-60-х гг. 19 в. //Вопросы литературы. - 198Э. - Н 9. - С.81-122.

- Становление собственно психологического романа в Англии определяется не только влияние;,) французской литературы середины XIX века (Стендаль .Флобер) и традициями чувствительной прозы ХУШ века; велика роль в этом процессе и национальных писателей первой половина XIX столетия.в частности Теккерея: именно в его творчество возникают те элементы психологического анализа, которые буду? впоследствии разрабатывать Т.Гарди, Дя.ДкоЯс, В .Вулф, Г.Дхе1»;с и другие мастера психологической прозы.

Методологической я теоретической основой исоледовакая являют..! принципы марксистско-ленинской методологии литературоведения. Методика базируется на комплексной анализе художественных произведений писателя и его критических статей,

Апробаппя I -.боты. Диссертация апробирована в четыре*'публикациях. Результаты исследования изложены в докладах на ХУ межвузовской иаучяо-мятодкческоЗ конференции преподавателей и аспирантов (ЛГУ, 1986), Областной конференции молодых ученых (ВГ7, 1988), аспирантском семинаре при кафедре истории зарубежных литератур (ЛГУ, 1288), Всесоюзном семинаре "Методология социокультурного изучения литературных напранленяй (ДГУ.1989), Шекспировских чтениях "Шекспир и английская культура"(Денпнград,19Э0).

Работа состоит вз 4-х глав, введения и заключения; прилагается описок использованной литературы.

соштш РАБОТЫ

Во введения' обосновывается актуальность избранной темы,новизна я практическая значимость работы, формулируйся ее задача л целя, указывается методологическая основа, а также дается краткий обзор научной литературы по теме исследования.'

В первой глаге - "Общая характеристика романного творчества Тсктерей 1850-60-х гг."- рассматриваются основные особенности

зрелой прозы Теккерея,

С именем 'Геккерея неразрывно связан процесо яозвшекия статуса романа, сделавший этот жанр основным объектом яскэняй анг-дайсхой эстетски середины прошлого века. Принципы отображения действительности э романе не только декларировались писателем в многочисленных критических статьях, но я воплощались в художественной практике, где получади дальнейшее развитие.

Уже в 1834 г.. в статье "Размнпленпяпо поводу воторпи разбойников* он изложил свое понимание задачи романа, родюзиееоя & полемике о Ньюгейтской а салонной сколами: доказывать ейзнь такой, как она есть, возбудить отвращение к ее теМкнм сторонам а вызвать стремление покончить с ними. Требование широты охвата действительности у Теккерея подразумевало соответствие сюяета романа состоянию общества, т.е. социальную детерминацию.

Эстетическая позиция Теккерея, сложившаяся вЗО-40-е гг., помогла ему найти свой оригинальный дуть в литературе, углубить я дополнить в 50-60-е гг. ранее сделанные выводы о возможностях я задачах романа. Большую роль в оформлении его концепция романа сыграли национальные литературные Традиция.

Идея романа как зеркала "состояния' и обычаев* общества восходит к Фяддингу. Йз предисловия ко второму тому "йстории Псн-де1гаисй"следует, что именно у Филдияга Теккерей учился понимании социальной обусловленности характеров я нравов« Однако для человека XIX столетия фялДингойокий Метод изучения действительном?. как средства познания разнообразных проявлений устойчивой ■•человеческой природы* не мог не. казаться ограниченным к требовал развития в соответствии о принципами нового» исторического, мышления.

Интерес человечества к собственному прошлому постепенно

подготавливал появление исторического мышления. Виконт Болянг-брок одним из первых попытался теоретически осмыслить связь времен, вгоказав в традициях философского эмпиризма мысль о связи современного опыта (личного я политического) с опытом историческим. В творчестве просветителей-реалистов возникает первые прЕзнакд историзма. В "Записках кавалера" и "Дневнике чумного года" Д.Дефо ссоткео события жизни вымнпленного героя с подлинной историей. У Г.Ояддинга этот принцип получил дальнейшее развитие: события в "Истории Тома Дконеа" не только имеют временную прав жу, но а как бы наблкщаютея героем со стороны. По Сходному пути шел и Т.Смоллет, однако и у него исторические события не определяли основную проблематику романов.

Родояачалы ос исторического романа нового времени В »Скотт наиболее последовательно воплотил в своем творчестве идею изучения настоящего в его неразрывной связи с прошлым. Преодолев восходящее к Аристотелю деление истории на "поэтическую* и "рационалистическую*, отмеченное Болиягброком, Скотт придал роману значение историографического сочинения: его герой участвует в документально воспроизводимых событиях, я его судьба определяется его отношением к закономерным историческим процессом. Изображая нравы минувшего. Скотт отнео в пронЛое дрстияення Фялдйи-га, ио лишал созданные им картины социально-критического пафоса.

Техкерей яе в овоах романах о современности достиг удивительного синтеза исторического детерминизма Скотта с принципами построения комической эпопея Филдянга. В исторических романах он добился того же результата, правдиво освещая события прошлого.

В процессе работы над историческими романами Теккерей пользовался многочисленшгма документами - от мемуаров до планов архитектурной застройки, - ошеломляя стремлением к исторической

иотине: тан. например, Свифт в "История Генри Залощи" зачастую объясняется рег^цками из "Дневника для Стеллы", в котором Свифт исторический зафиксировал свои впечатления, о жизни Лондона с 1710 по 1714 г.

Отношение вымышленного героя к реальным событиям и людям в романах Теккерея определяло его как личность. Подходя к истории о последовательно реалистических позиций, раскрывая прошлое через показ обыденного, повседневного, Техкерей проследил, влияние событий истории на жизнь общества, показав его на частных примерах, характеризующих всеобщие тенденции.

Исторический процесс рассматривался Теккере&м прежде всего в нравственном аспекте. Его суть раскрывалась им в изображении жизни нескольких поколений героев, изменении объектов ах мыслей я переживаний. В прошлом искал писатель причины современных конфликтов. В отличие от главы английской официальной историографии Т.Маколея, ТеккереЙ не считал современное ему общество вершиной социального прогреоса. В романах, созданных после "Ярмарки-тще- " славил", он показал, что современный ему порядок отнюдь не способствовал нравственному очищению нации, без которого невозможен социальный прогресс. Уже Эсмонд, ровесник Славной революции, испытывал глубокое разочарование от попытки участая в общественной жизни и в зрелые года основывал свое стоическое спокойствие не на внутреннем мире я гармонии, а лйшь на чувстве бессилил перед обстоятельствами.

'х'еккерей подверг образ Эомонда нарочитой дегероизация, не юказав его,, честного я несчастливого человека, ни удачливым юлитиком, ни одаренным писателем, ни счастливым избранником хамы сердца: век укрепления буржуазных отношений создал новых "героев", которых Теккерей развенчал в -образе герцога Мадьооро.

Сравнивая потомков благородного Эсмонда с их предком, Текке-рей решает основную задачу "Виргинцев" как соединительного мостика мегу"' "Историей Генри Эсмонда" и романами о современной жизни, напкслнкшя т ранее - "Ярмаркой тщеславия", "Историей Пецденни-са" в "Ньвкомами". Инстинкт самосохранения .подсказывает внукам Зсмопдя необходимость соблвдения личных интересов - усиление власти денег сопровождается внровденнем внсоких понятий, поступки мельчают, и нравотвенныв ценности становятся все болев ненужными в обстановке всеобщего лицемерия,

Тассивность я созерцательность героев "Виргинцев" наследуются последующими (по рамаиным временам) поколениями "положительных героев" Теккерея, но с течением времени разрыв мелку их представлениями нравственности и реальностью углубляется настолько, что делает совершенно невозможным их безболезненное вживание в общеотво. Певденнис, вступивший в мир с честолюбивым желанием завоевать его, отказывается от своих амбиций я превращается в рефлексирующего нелвдиыа. Нравственным мерилом человека в буржуазном обществе становятся не хорошие или дурные поступки, а его душевные стремления: *явя в обществе, человек вынужден подчиняться его законам. Идеал положительного героя утверждается в "Истории Пенденниса" отрицанием определяющих черт характера Пенденниса - слабости, пассивности я себялюбия.

Понимая на примере собственной судьбы, что один человек не моает изменить мир, Теккерей не слишком суров к Клайву, юному герою "Ньюкомов", сил которого хватает лишь для того, чтобы остаться порядочнее окружающих и презреть страсть к обогащению.

Самый юный аз плеяды "положительных героев" Теккерея,Филипп Фярмип более активен. Любя блага, предоставляемые богатством, он питает инстинктивное отвращение к обществу, узаконивающему

такую возможность. Мужественно перенесший разорение, Филипп -единственный герой Теккерея, сделавший ремесло источником своего существования. Его стойкость вознаграждается большим семейным счастьем. Главная надежда писателя заключается в том, «но Филипп не одинок - ни в одном произведений Теккерея не собиралось вместе так много хороших людей, "добрых самаритян". Это славное сообщество противопоставляется суетному миру и, несмотря на утопичность и иллюзорность такого идеала, зовет всех честных людей к объединению, чтобы "самаритянским" способом исправить жестокий мир.

Романы Теккерея представляют собой изменчивую картину лизни общества. Изменения показываются писателем прежде всего на уровне духовного мира личности. Внимание к внутреннему миру, социально-историческая детерминация психических явлений - отличительная черта позднего творчества Теккерея. Становление психологизма нового типа у Теккерея связано с попыткой решить проблему положительного героя, обращением к истории, обстоятельствами личной жизни писателя. Убежденный, что судьба .Англии завесит от нравственного уровня ее народа, Теккерей поставил психологический анализ на службу нравственному обновлению общества.

Вторая глава - "Этапы формирования психологизма в западноевропейском романе до Теккерея".

Исторически психологизм возникает в эпических произведениях позже, чем в лирике и драме, сочетая в себе своп специфические особенности и черты более ранних форм. Начиная с периода поздней античности,прозаики стремились проникнуть в тайны души. Уже в рамках romance , исторически более ранней формы европейского романа, возникшей на основе греческого эпоса под влиянием лирики я орадневековой концепции куртуазной любви, ав.оры

питались раскрыть внутренний мир героев через постановку проблемы возможного несовпадения чувств и долга.

Лирика эпохи Возрождения смело вторглаоь в мир человеческих чувств. Аналогичные тенденции возникли в прозе и драме, но в цолш в литературе по-прежнему царило представление о единстве внутреннего и внешнего. Например, в пьесах Шекспира нередко внутреннее состояние героев передавалось с помощью особых "говорящих" жестов, поз, цветов и деталей костила.

Hovel , роман нового времени* возникающий в процессе развить- буржуазной культуры, целым рядом признаков связан с гсшапан системой сочетания эпизодов, показом героев во взаимодействии с внешним миром. Однако утонченность повествования romance в novel заменяется грубоватой фарсовостыо, я novel , интересуясь только событийной стороной сюжета, отбрасывает одну из оо-новных особенностей romance _ показ чувств героев как внутреннего переживания общезначимых норм и принципов.

Novel , принимая черты сатирико-комического романа с быто-писательской и нравоучительной окраской, получает особенно широ- • кое распространение в Англии. Однако и romance также сохраняет свое значение в западноевропейской литературе, в именно в рамках отой разновидности жанра под влиянием возникшей в ХУЛ в. моды на дневники и мемуары появляется первый европейский психологический роман "Принцесса Киевская" (1678) мадам де Лафайет.

Мадам до Лафайет впервые объективно подошла к описанию психических процессов с помощью авторских комментариев, раосказав в романе о том, что традиционно показывалось в драме. Психологизм "Принцессы Киевской" рационалистичен: каадый nooTjnoic героев мотивирован, и причины его обсуждены. Однако героям не всегда удается достигнуть полного контроля разума над чувствами.

Творчество романистов первой третя ХУШ в. - аббата Прело, П.де Мараво, С.Рячардсонв - знаменует собой начало процесса преодоления известного параллелизма поге1 и гошапов : французские авторы совмещает в своих произведениях показ внутреннего мира героев с бытописательством, а их английский современник успешно сочетает достижения мадам де.Яафайет о национальной традицией авантюрно-нравоописательного романа.

Ричардсон первым в Англии перенес центр тяжести чятатель-окого интереса с сжег ной схемы на ее психологическое содержание. Его младшему современнику Л.Стерну удалооь преодолеть рационализм в изображении страстей, показав человека в его противоречивости и сложности. Чувства и переживания получают у Стерна самоценное значение, а новаторский тггроспектявннй анализ становится формой описания психической и физической жизни человека.

Считается, что современники Стерна восприняли лишь одну грань его новаторства, возведя чувствительность в ранг величайшей добродетели. Однако традиция психологического пиоьма, связанная на данном этапе с чувствительностью, не прерывается с закатом чувствительной прозы. Освоение приемов психологического анализа активно протекало в творчестве писателей копца ХУШ- на-чала'ХП вв. - Ш.Смит, ТДолкрофта, У.Годвина и др., подгото-йившах почву дат появления психологизма нового типа в реалистической литературе середины XIX в.

Одним из первых неотделимость "внутреннего человека" от условий его внешнего ботяя подметил Стендаль. Именно он возродил объективную манеру психологического повествования, утраченную непосредственными преемниками мадам де Лафайет, избравшими эпи-столлрную или исповедальную форму. Исследование связей физичес-

кого и духовного состояния человека, внешних проявлений чувств, многомотивностя психических процессов в поведения индивидов, дянамичеокие психологические мозаичные портреты Стендаля были взяты на вооружение последующими поколениями аисателей-поихоло-гов - Флобером, Мопассаном, Прустом.

В Англии аналогичные тенденции реализуются в творчестве Теккерея. Однако способы психологического изображения у Теккерея отличаются своеобразием, не сводимым к приемам Стендаля. Если последний увлекался градацией эмоций, то Теккерей показывал чувства во временной протяженности, его герой не просто обладал внутренней автономией, ао активно взаимодействовал о внешним «ляром. Реолисткчеокое изображение личности, предполагающее ее показ как продукта определенных обстоятельств и во взаимодействии о внешним миром, привело писателя х созданию характеров, обладающих большим потенциальным богатством.

Третья глава - "Психологическая проблематика романов Текке-. рея 1850-60-х гг." - посвящена исследованию основных направлений психологического анализа у Теккерея.

Задача психологлческого анализа в романах Теккерея - выявление тех априорных нравственно-философских аксиом, которые лежат в основе человеческого поведения. Нечто подобное можно найти у Филдинга, когда единичный пример поведения раскрывается как частный случай проявления общечеловеческих свойств. Уделяя, как я Фалдвнг, внимание "жизни сердца", Теккерей показывает динамику страстей, нравственные иокания я страдания героев, подчеркивая при йтом социальпо-иоторичеокую детерминированность их поведения.

Поступка героев не всегда совпадают с их стремлениями; человек должен подчиняться общественным Бакенам бытия, находясь

в постоянной, прямое или опосредованном, контакте со средой. В этом процессе формируется характер. Выделяя психологические доминанты поведения героев - жажду первенсувовать (Пендэннпс) .мучительную неуверенность в себе (Эсмонд) й т.п. , Т-зккерей мсстер-ски индивидуализирует психические особенности контактов личности о внешним миром.

Психологизм творчества Теккерея до настоящего временя не стал предметом специальных исследований. Более того, высказнва-лось мнение о его несостоятельности (БД.Сучков). Однако было бы болыаш упрощением рассматривать образ Бекки Шарп только как символ буржуазного хищнйчееггва. В силу изменения исторической обстановка эта героиня не когда ядти к своей цели так же прямо, как Беатриса Эсмоцд веком ранее. Чтобы соответствовать каноном викторианского идеала, Бекки ввнузиена тщательно скрывать своя чувства, но это не значит, что она бесчувственна. Переживания же героев последующих романов настолько психологически достоверны, что позволяют анализировать свойства их характеров так ,как если бы они были реально существующими людьми. Б основу психологической достоверности этих образов заложены глубокие противоречия, которые обусловливает их диалектичность.

Самым удачным героем Теккерея признается Эсйояд, лучшими героинями - Бекки я Беатрйса. Между тем, ЭТгль Ньвг.ом наделена автором небывало динамикам характером: она но просто меняемся в зависимости от накопленного жизненного опыта, но познает самое себя и, узнав горькуй правду, преображается. Образ Этель ярче других, созданных авторш, иллюстрирует его убзждение в том,что подавляющее больиинство людей создано дяя добра и лииь негодные нормы общественной жизни уродуют их дай. Этель тем более жизненна, чем более противоречива и неидеальна. •

Текксрей шла лея создать и. образ« безупречных героев. Однако образ, лиаелннй внутренних противоречий, не способен развиваться и именно в этом случае приобретает психологическую стабильность (Лора-, Те о ). Примеры такого рода оизэдь Не определяют эмоциональную атмосферу реманов. Неудача Теккерея в'изображении "земных ангелов" имеет сбо» логику: он создавал то, что реально не существует, н психологическая кедостоверность в изображении Вдеалыюго человека объясняется" преэде всего трудность» поставленной на.перед собой задачи.

.Психологический подход к обрисовке персонажей у Теккерея был подчинен главной -задаче его творчества, предоставляя доказательства негодности социалышх условий, внзываяцях деградацию . личности. Пойхрлогйзм Теккерея млеет це только индивидуализирующую, ио .'я''социальную направленность., проявляющуюся в .стабильности установки на критику.тщеславия, главного общественного зла, порождавго, со мыслп Тегасерея, всо. прочие пороки. .

Соцг-а-тзыго-ботойак направленность психологизма у Теккерея • проявляется в исследование семьи, особенностей »завмоотношения поколений, РазраСзтивал эту тему, Хеккерей выступает как продолжатель традкмй Шекспира <"Король Лкр"), Ричардсона ("Кларисса") и Бальзака ("Отец Горио").

Оиерзйтсльнн родители, приносящие детей в жертву своим амбициям (Гойчел Уоррингтон, доктор Фирмян). Печальны последствия п'другой крайности, жертвенной родительской любви. Любимцы (Пек-ленняе, й'рэнк Эсмоцц) невольно утрачивает икоте положительные качества, и самые нежные родители не застрахованы от их черной . неблагодарности. Исследования проблемы "отцов" п "детей" привели писателя к глубоко осознанному и верному псвхолого-пеДаГогичёско-му выводу: нельзя бессмысленно потакать желаниям детей, основой

воспитания которых должны служить благой родительский пример я стремление понять своего ребенка-. Не случайно Томас Ньюком, лучиий яз романных "отцов", пытается разделить чуждые ему увлечения сана.

Социально-психологические исследования, проведенные Текке-реем, позволяют выделить в его романах несколько определяющих Личность типов поведения, характеризующихся:

. I) адекватным восприятием действительности (Варне Ныоком, Беккя Шарп, Зжен Каслвуд я Др.). Токае личности безболезненно вживаются а общество;

2) адекватным восприятием действительности я ее категорическим неприятием (Эсмонд, Филипп, Джордж Уоррингтон {"История Пендештсд"));

3) неадекватным восприятием действительности, радужными иллюзиями по поводу бытия. Некоторые герои создает себе иллюзия сами (Токае Ньюком), другие поддаются янувениям со стороны (Кйайв). Люда этого типа наиболее предрасположены к психологической ломке при столкновении с реальностью. Прозрев, они, как правило, принимают второй ш поведения.

Вследствие такой типизации у Теккерея возникла проблема ограждения последней группы героев от пагубного, воздействия внешнего мира - не все могут найти в нем себе место так, как это сделала Этель. ТеккереЙ считал, что защиту может предоставить мир искусства, .создающий возможность появления новых иллюзий. В случае отсутствия творческих способностей человек может найти выход в очастливой семейкой жизни, идея которой была особенно притягательна для Теккерея в силу несчастья собственной судьбы семьянина.

Четвертая глава - "Приемы психологического анализа в рома-

на* Токкерея".

Сравнение ранней и зрелой прозы Теккерея показывает, что в начале своей литературной деятельности он мог писать изящно « лаконично, что стиль романов 1650-60-х гг. значительно отличается от стиля более ранних произведений. Различие становится особенно очевидным при сравнении сцзетно связанных повести "В благородном семействе" (1640) и,романа "Приключения Филиппа* (1861): неизмеримо возрастает внимание Теккерея к внутреннему мару героев; ос изображения житейской драмы он переходит ж анализу ее причин, от констатации событий - к их тщательной прорксовке, разрушению камерности повествования, превнесеняю вяемейнуадра-«у социальных валетов.

В связи с задачей показа внутреннего мира героев писатель разработал целый ряд приемов психологического анализа, определивший особенности стиля его поздних произведений.

Повествование в "больших романах" изобилуетотступлениямв-комментариями вымышленного или подлинного автора. Они восполняют отсутствие динамики в развитии сюжета, разряжают напряженную обстановку (особенно пародийные), мобилизует мыслительную активность читателей, проповедуют нравственные нормы и т.п. Особую психологическую нагрузку несут отступления, расцвеченные образами мифов, басен и пасторалей, сцены из которых ассоциируются о только что описанными автором событиями. Это придает романным ситуациям универсальный характер, укрупняет масштабы изображаемого явления.

В комментариях Теккерей стремился познакомить читателя оо своими идеями и героями. Ведя повествование от автора, он решительно отказался от форм самоанализа, разрабатывавшихся исповедальной литературой ХУШ в, Объективное изображение чувств позво-

ляло ему сбалансировать рациональное и эмоциональное начала внутреннего мира героеэ, тогда кап повествование от первого лица неизбежно рационализировало все описываемые эмоции. В отом отношении ТеккереЗ вплотную приближался к Г.Олоберу.

Со временем Теккерей вое чаще прибегал к прямым психологическим комментариям, наибольшее число которых сосредоточено- в "Приключениях Филиппа". Это уже не авторские отступления, но неотъемлемая часть психологического повествования. Так же, как и авторские отступления, направляющие читательское восприятие повествования, психологические комментарии, Отличаясь лаконичность», топко я искусно обеспечивают правильность восприятия изображаемых сцен. Являясь разновидностью психологического описания, психологические комментарии у Теккерея становятся важной составляющей реалистической характерологии.

Приемы психологического описания отрабатываются и совершенствуются в романах Теккерея 50-50-х гг. В "Приключениях Филиппа" автор' добивается гармонического сочетания показа физического состояния герое», их поведения я воспроизведения их чувств я мыслей, что позволяет создавать тонкий я объемный риоунок сцен. Внутренний монолог как форма передачи мыслительных процессов вообще не встречается в романах Теккерея в чистом виде, дополняясь описанием эмоционального статуса героя.

Незаурядные способности к рисованию предопределили стремление писателя к отысканию образных, в том числе и психологических, доминант повествования. На роль психологических доминант, определяющих не столько самих героев, сколько идею произведения в целом, часто выдвигаются картины и другие предметы искусства.

Психологические эпизода в романах писателя йетодично чере-

дуются о непсихологическкми, но в каждом произведений можно выделять несколько психологических кульминаций. В 'Истории Тенр'й Эсмокда", например, это "роковые треугольника" милорд - миледи - Эсмонд я маледи - Зсмовд - Беатриса, В показе многовариантности взаимоотношений участников подобных структур со всей полнотой воссоздаются психологические облики персонажей, Исследуя сложнейшие комплексу человеческих взаимоотношений, Теккерей широко применял и приемы косвенного изображения внутреннего мира героев. В подробностях их внешнего поведения прекрасно передаются их темпераменты яла конкретные душевные состояния - мясо Фоде-рвнгей перевязывает любовные послания я пылкие стихи юного Пен-декняса так же, как пакетик с сахаром.

Внутреннее состояние, героев очень часто, особенно в "Виргинцах" и "Приключениях Филиппа", вырааается я в бессознательных фазвческих реакциях, которые фиксирует Теккерей - блеске и увлажнения глаз, олезах, сердцебиении, ускорении восприятия, пря-лязё яла ©главе крови и т.п.

Теккерей широко использует технику поихологичеокого подтекста - его йовествоганйе оказывает надлежащее воздействие на психику читателей, которые, руководствуясь собственным кизненннм опытом, воссоздают в"своем воображении тончайшие психологические шансы романного действия. Помологический подтекст был совершенно необходим писателю в условиях господства вккгорйанеккх представлений о нравственности, делавших недопустимым разговор о страстях на страницах романов, в особенности если он касался вопросов взаимоотношения полов. Подтекст сделал возможным изображение в романах всей гаммы человеческих чувств; без него психологические портреты персонажей лишились бы своей достоверности -олшпкем веляка рсш> лвбвя в жизни человека, чтобы можно было

изобразить человечество вне ее власти.

Психологический а г.г .таз нросзнях Теккерэя бС-60-х гг. ?*о-яет принимать различные направления - показ .страстей, связь ■ змоией т. поступков, изучение влияния обцзства на.личко'ехь,. раскрытие характеров л т.д. Теххерей с»»грал.. большую, роль з г. сгори и англгУсксй латературн не ?сль::о кон, еатирпх-моралист к автор-нетораческих романов. Оя усовершенствовал.ярпкциян азобрзжокия характера, подверг• психологизации секейяо-бнтоэой а .исторический роман, зеззедя его ка качественно козу» взеоту, предвосхитил многие омбенноста-психологического романа конца XIX ъ. к назего столетия.

В заклочеийк содер.татся вывода по результатам, исследования. •Творчество Тскаерся 165С-«0-х гг. представляем собой серет последовательных экспериментов в -облает й романа. Социальный кря-тицпзм, достигпа^'апогея в "Ярмарке тсесланпл", в более поздйкх романах дополняется аналитическим кс&тедояаншзм оСггзйтза, охва-тиваваии период от Славной револяцяа до середаин ХН в. .

Заззав "Ярмарку Т£еолаЭ)1я""рсмаксг.! без гесся", сизатель показал свое отяосеяае к современности. Однако кскусстзо не может существовать без нравственннх ценностей а Идеалоз. Реаая проблему лаяохктелъяого героя, асходя'дз рсалькосгя, Тега ерей гвдви-нул в качестве его определяющего критерия'«« поступки, а их' соотношение с его пошш&.и я чувствами. Обрааепсе к аяализу мыслей и побудительных котоз поступков героев, их асрегяваниЗ ознаменовало аояалзние в романах писателя 50-х гг. психологизма нового типа как неотъемлемого принципа реалистической характерологии.

Психологический подход к обрисовке персонажей, проблема показа неоднозначности человеческого характера потребовали ст

автора совершенствования техники психологического анализа. Возникнув в недрах сошишлю-нсторяческого романа, объединившего в себе опит писателей прошлого, психологизм Теккорея обогатился новым содержанием и приемами, усвоенными романистами последующих поколений - Дж.Элиот, З.'Гроллопстл, Да .Мередитом, Т.Тарди, Дж.Джойсом, В.Булф и многими другими, развившими эту традицию и донесшими ее до наших дней.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. "Виргинцы* в системе романов У.Н.Теккерея 1850-60-х гг. // Вестник Ленинградского университета. - 1937. - Сер.2. -Вып. 2. - Л 9. - С.30-33.

2. Англо-американская критическая литература о "больших романах" У.'Геккерея // Тезисы Крымской научной конференции "Зарубежная литературная критика: проблемы изучения к преподавания.» -Симферополь, 1989. - С.95.

3. Проблема положительного героя в романном творчестве У.М.Тек-керея. Рук. деп. в ШШОН АН СССР » 40587 от 27 декабря

Ï989 г.

4. К вопросу об источниках психологизма творчества У.Н.Текке-рея. Рук. деп. в ИНИОН АН СССР Я 40679 от Э января 1990 г.

Подписано к печати 16.08.90 г. Формат 60 х 84 I/I6 печ.лнет. 1,0. Заказ 287, тир. 100 экз. бесплатно.

Подписано к

ЕО-3 "Ленуяраздата"

ЕО-3 ".