автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Реакционная сущность социально-политических взглядов "новых правых"

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Ачкасова, Вера Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Реакционная сущность социально-политических взглядов "новых правых"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Реакционная сущность социально-политических взглядов "новых правых""

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 327.2

АЧКАСОВА Вера Алексеевна

РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ «НОВЫХ ПРАВЫХ» (на примере Франции и США)

Специальность 09.00.02 — теория научного коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЛЕНИНГРАД 1988

¡'гсгнк;!^'

> с:'!.,,' Г

, . . Работа выполнена на кафедре теории намного коммунизма

философского факультета Ленинградского ордена Бенина и ордена «Т&ТГ0 ^,аС1ЮГ0 Знамени государственного университета.

Научный руководитель - доктор с[шософских наук,

профессор Селезнев Л.И.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Щелкин А.Г., кандидат философских наук Косов Ю.В.

Ведущая организация - Ленинградский институт авиационного

приборостроения.

Защита состоится 1988 г. в

сов на заседании специализированного Совета К.063.57.2Й но присуждению ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете по адресу: 199164, Ленинград, Менделеевская линия, д.5, философский факультет, ауд.151.

О диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М.Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослан

года.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат философских наук

доцент В.П.Милецкий

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Обострение противоречий современной эпохи вызывает ожесточенные попытки реакции возвести преграды на пути революционного обновления мира, повернуть вспять необратимый процесс общественного развития. "Чем сильнее ход исторического развития подтачивает позиции империализма, -подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, - тем более враждебной интересам народов становится политика его наиболее реакционных сил. Империализм оказывает ожесточенное сопротивление общественному прогрессу, предпринимает попытки остановить ход истории, подорвать позиции социализма, взять социальный реванш во всемирном масштабе".^

Прогрессивно-преобразующей деятельности пролетариата и его союзников неизбежно противостоит последний эксплуататорский класс общества - империалистическая буржуазия, применяющая в борьбе за свое существование весь совокупный исторический опыт угнетательский классов. Аккумулируя этот предшествующий опыт, реакционная буржуазия прибегает ко все более "тонким" и изощренным методам сопротивления, непрерывно совершенствуя свою антиреволюционную тактику, используя "весь арсенал накопленных капитализмом средств."^ Правящий класс, имея в своем распоряжении мощный информационно-пропагандистский аппарат, усиливает свое воздействие на массовое сознание. В значительной степени это манипулирование сыграло существенную роль в резком возрастании влияния консервативных идей и концепций, причем, это влияние настолько заметно, что на Западе сегодня говорят о наступлении эпохи консервативной "контрреформации". Несмотря на явное преувеличение, эта точка зрения в определенной мере отражает действительное положение вещей.

Дальнейшее углубление общего кризиса капитализма способствовало дискредитации оптимистических либерально-реформистских, технократических концепций и методов. В этих условиях

1. Программа КПСС: Новая редакция. М..Политиздат,1986,с.21

2. Материалы ХХУП съезда КПСС. М.»Политиздат,1986.

на рубеже 70-х - 80-х годов наметился поворот государственно-монополистического капитализма к ужесточению внутри- и внешнеполитического курса, что неизбежно привело к активизации и консолидации всех крайнеправых сил. В идеологической области правые начали усиленные поиски новых идей, способных посеять разочарование в радикализме "новых левых", неудовлетворенность либерально-демократическими принципами в политике, и на этой основе предложить массам "новое убеждение".

В разработке реакционных, крайне опасных для существования всего человечества доктрин активно участвуют различные организации и группировки движения "новых правых", являющиеся при всэм своем разнообразии ярыми защитниками интересов "большого бизнеса". Таким образом, идеи крайне правых интеллектуалов не только отражают глубину социально-политического и духовного гризиса капиталистического общества, но и представляют собой попытку разработать и обосновать новую правоавтори-тарную стратегию как единственно способную вернуть монополистической буржуазии былые позиции классового и идеологического господства.

Подчеркивая преемственность "старых" и "новых правых", А.Ю.Мельвиль указывает: "Речь идет не столько о появлении какого-либо совершенно нового идейно-политического течения, сколько о возникновении ряда новых и весьма политически активных организаций и групп правой ориентации, которые дополняют и опираются на уже существующие в политике и идеологии западных стран праворадикальные и консервативные традиции".* Причем, как отмечают французские коммунисты, появление большого числа всевозможных групп, клубов и интеллектуальных центров, участвующих в идеологическом и политическом наступлении правых сил, не должно создавать иллюзий: раздробленность не всегда является слабостью, ибо позволяет буржуазной идеологии обеспечить охват всех социальных слоев, проникать в различные сферы общественной жизни, воздействовать на все уровни общественного сознания.

I. Мельвиль А.Ю. США: сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни СЗПА 80-х годов. М.,Наука,1986, с.74

Выступая в качестве разновидности праворадикальной идеологии, "новая правая" сумела приобрести недостающую ей "респектабельность" и таким образом обеспечить "привлекательность" самым одиозным идеям.

Как составляющий элемент правого радикализма "новое правое" движение граничит, а порой и прямо смыкается с неофашизмом, проявления которого в настоящее время многообразны и могут быть открытыми или завуалированными. Однако т-е, кто сегодня афиширует свою близость с "классическим* фашизмом, не имеют серьезных шансов на успех. Гораздо опаснее те духовные наследники Гитлера и Муссолини, которые руководствуются древним девизом - "то же самое, но совсем иначе". Этим объясняется крайняя важность и актуальность критического анализа теоретических и идеологических основ реакционных воззрений правокон-сервативных сил, в первую очередь, "нового правого" движения, получившего довольно широкое распространение в последние годы в странах Запада. Ибо чтобы победить противника, нудно хорошо его знать.

Степень_разработанности_темы. К настоящему времени советское обществоведение располагает целым рядом глубоких, разноплановых исследований, посвященных актуальным проблемам общего кризиса капитализма. В этом направлении успешно работают С.Л.Ершов, С.Ы.Меньшиков,Б.З.Ыильнер,И.С.Олейник,С.П.Новоселов, Б.С.Орлов,Т.Т.Тимофеев,Ю.В.Шишков и др. Активно разрабатываются исследования, посвященные частному проявлению общего кризиса капитализма - кризису политической и духовно-идеологической систем. В этом отношении плодотворно трудятся Ф.М.Бурлацкий, А.А.Гашкин,В.Е.Гулиев,Г.Г.Дилигенский,И.П.Ильинский,М.Н.Марченко,А.А.Мишин,В.А.Шубин,Л.М.Энтин и др.

Большой интерес представляет вышедшая в 1985 г. коллективная монография "Социальная психология классов" и работа Г.Г.Ди-лигенского "В поисках смысла и цели: Проблемы массового сознания современного капиталистического общества", опубликованная в 1986 г. Б этих исследованиях рассматриваются закономерности влияния экономических кризисов на сознание различных социальных слоев и детерминация их политического поведения социально-

экономическими и субъективно-психологическими факторами.

Обращает на себя внимание также ряд работ, анализирующих основные течения буржуазной идеологии, основные формы буржуазного политического сознания, в которых наряду с либерализмом, консерватизмом рассматривается и правый радикализм (как форма политического сознания и идеология). Среди исследований такого рода следует назвать, прежде всего, фундаментальный труд "Современное политическое сознание в США", а также работы Г.К.Ашина,К.С.Гаджиева,В.В.Мшвениерадзе,С.М.Плеханова и др.

Значительных успехов добились ученые-марксисты в изучении сущностных закономерностей новой "консервативной волны". Глубокий анализ указанных проблем с учетом специфики их проявления в отдельных странах налгел свое место в работах А.Ю.Мельвиля,К.Э.Разлогова,П.Ю.Рахшмира,А.Г.Щелкина и др.

В последние годы стали появляться первые исследования, содержащие критическую оценку "нового правого" движения как одного из составляющих стратегии "консервативной контрреформации". Речь идет, в первую очередь, о монографии Ю.М.Кагра-ыанова "Метаморфозы нигилизма: 0 "новых философах" и "новых правых", а также о работе венгерского ученого Б.Кёпеци "Неоконсерватизм и "новые правые" (обе 1986 года издания). Увеличилось количество других публикаций, авторы которых под тем или иным углом зрения обращаются к рассмотрению интересующего нас явления. Это статьи И.А.Гобозова.В.А.Красилыци-кова, И.В.Случевской, Т.М.Фадеевой,В.М.1Пиркина и др.

Указанные работы, несомненно, представляют собой серьезный научный вклад в понимание сущности правого радикализма и в особенности теоретических и идеологических установок "новой правой" как его отдельного направления. Отмечая позитивные результаты разработки проблемы содержания "неоправого" течения, тем не менее нужно констатировать, что она до сих пор не получила еще должного освещения. Преобладающими являются работы, изучающие специфику указанного праворадикального движения в отдельных странах. Обобщающих же исследований, анализирующих "новое правое" течение как целостный идейно-политический феномен, практически нет.

Таким образом, бесспорная важность, актуальность и злободневность указанной теш, с одной стороны, и недостаточная ее исследованность в современной научной литературе, с другой, стали исходной причиной выбора автором темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. В данной работе автором предпринимается одна из первых попыток осуществить комплексный анализ "нового правого" движения", его классового реакционного характера и выявить специфику его проявления в различных странах.

Не претендуя на освещение столь сложной и многогранной проблемы во всей ее полноте, автор диссертационного исследования уделяет основное внимание:

- рассмотрению сущности "нового правого" движения как составного элемента правого радикализма;

- характеристике основных этапов организационного становления "новых правых";

- анализу социально-экономических и субъективно-психологических причин активизации движения;

- исследованию социально-политической доктрины идеологов "новой правой".

Научная новизна исследования. Новизна полученных в результате исследования положений и выводов состоит:

- в осуществлении комплексного анализа "нового правого" движения как идейно-политического явления;

- в определении места и роли "новой правой" в качестве неотъемлемого элемента правого радикализма;

- в доказательстве того, что консолидирующим ядром идеологии "новых правых" является концепция "консервативной революции";

- в рассмотрении выработанной "новыми правыми" и широко применяемой ими стратегии "правого грамшизма";

- в осуществлении сравнительного анализа "нового правого" течения во Франции и США.

ОЕ§£™ческая_зна^^ость_исследованвд. Основные идеи и результаты диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований по проблемам мирового революционного процесса, в лекционной работе. Ряд выводов, содержащихся в диссертационной работе, может быть положен в основу спецкурса для студентов, занимающихся проблемами критики буржуазной идеологии. Наконец, теоретические положения исследования могут использоваться для разработки проблей стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий в борьбе с праворадикальной и неофашистской опасностью.

Методологическая основа диссертации. Идейно-теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, документы международного коммунистического движения, материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза, документы и материалы коммунистических и рабочих партий развитых капиталистических стран.

В диссертации использована советская и зарубежная литература по философии, истории, теории научного коммунизма, а также материалы периодических изданий, в которых затрагиваются различные аспекты рассматриваемой проблемы.

ШШШ^З_§Ш2°бауи_работы. Основные выводы работы изложены автором в выступлениях на У межвузовской конференции молодых ученых ЛГУ "Развитие фундаментальных и прикладных исследований "(апрель 1987 г.), а также на Всесоюзной школе молодых ученых "Структура и движущие силы мирового революционного процесса" (май 1968 года).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории научного коммунизма Ленинградского государственного университета. ЕЕ основные положения нашли свое отражение в пяти публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, определены цель и задачи исследования, его теоретико-методологические основы.

Первая глава "Консервативная волна" и "новое правое" Щижение_(взаимосвязи_и_преапосылки_возникновения) посвящена общетеоретическому анализу такого социально-политического явления, как новая "консервативная волна", определяются место и роль "нового правого" течения как сущностного элемента феномена консервативной "контрреформации", рассматриваются общие и специфические черты идеологии "неоправых" в различных странах.

В_первом_параг2афе "Консервативная волна" и массовое сознание" основное внимание уделяется вопросам формирования массового сознания в условиях усиления активизации правых сил.

Анализируя проблему сдвига вправо в идейно-политической жизни современных буржуазных государств, необходимо учитывать целый комплекс моментов, сыгравших определяющую роль в становлении этого неоднозначного явления. Речь идет, прежде всего, о выявлении реальных экономических, социально-политических и духовно-идеологических предпосылок, лежащих в основе поворота к консервативной стратегии.

Успех блока неоконсервативных и праворадикальных сил, выразившийся на практике в их приходе к власти в целом ряде ведущих буржуазных государств, связан с тем, что, выдвинув широкую политическую программу, эти силы сумели найти общий знаменатель довольно разнородных общественно-политических интересов масс.

Вместе с тем, новая "консервативная волна", проявлением которой стала резкая активизация правых сил (в первую очередь, неоконсерватизма и "новой правой"),хотя и отражает некоторые реальные тенденции в развитии западного общественного сознания, в то же время вовсе не адекватна тотальной переориентации сознания масс с левых позиций на правые. Как показывают многочисленные социологические исследования, суть развития массового сознания заключается ныне не в господстве какой-либо одной

тенденции (будь то тенденция либерально-демократического или консервативного толка),а в усложнении структуры этого сознания. Речь идет о нарастании внутренних противоречий, глубокой конфликтности сознания масс, свидетельствующей фактически о том, что причины успехов, одержанных на выборах в ряде стран правоконсервативными партиями, коренятся отнюдь не в действительном завоевании ими широких народных масс.

Исследование противоречивой природы массового сознания предполагает выяснение содержания, места и роли самой этой категории в структуре общественного сознания. Эта задача решается путем сопоставления понятий "обыденное и научное сознание", "общественная психология и идеология", "эмпирический и теоретический уровни сознания" и соотнесения их с категорией "массовое сознание". Кроме того, специфика исследуемой категории отражается в понятии "масса", которая является основным субъектом массового сознания.

С точки зрения анализа указанных аспектов массовое сознание предстает как "общественное сознание со сломанными внутри него перегородками", являясь абсолютно синкретичным образованием. "Ценности и морально-этические нормы... традиции, система материальных и духовных потребностей, стремлений и ожиданий... политические взгляды и общественные идеалы... реакция на различные объективные ситуации - все это относится к сфере массового сознания", - пишет Г.Г.Дилигенский.*

Исходя из представлений о своеобразии субъекта и объекта исследуемого духовного феномена, можно определить массовое сознание как сознание определенных социальных общностей (масс), отражающее состояние общественного сознания в целом и обладающее универсальным характером, который выражается во взаимодействии различных - идеологических, научно-теоретических, психических - способов отражения действительности, различных источников знания. Массовое сознание той или иной общности изучается преимущественно в рамках социологического подхода, реализуясь в убеждении - основном элементе этого вида сознания.

I. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания^ Вопросы философии. 1983, № II, с.З

- II -

Формирование и развитие массового сознания представляет собой сложный и многообразный процесс, в котором участвуют множество факторов: это и социально-экономические изменения, оказывающие чаще всего опосредованное влияние, и система социальных стереотипов, функционирующая в обществе и обладающая чрезвычайной устойчивостью, наконец, избирательная активность самого субъекта. Представляется, однако, что важнейшим моментом для объяснения наличия в массовом сознании разнородных, подчас противоположных убеждений является борьба между новыми установками, проникающими в уже сложившееся мировосприяние, и консервативными стереотипами, устойчиво закрепленными в сознании. Причем, интенсивность этой борьбы нарастает в периоды крупных преобразований в социально-экономической структуре буржуазного общества.

В качестве доминирующей тенденции в развитии массового сознания на современном этапе выступает тенденция его политизации. В связи с этим все более актуальным становится вопрос типологии массового политического сознания, требующий дальнейшей разработки и уточнения. Однако уже сейчас можно констатировать, что одним из ведущих типов становится праворадикальный тип сознания, формированию которого способствует "новое правое" движение.

Второй_па£аг]эаф "Новые правые" как составной элемент правого радикализма" посвящен рассмотрению места и роли "новых правых" в системе "консерватизм - правый радикализм - фашизм".

Базируясь на глубоком научном анализе первого в условиях капитализма праворадикального режима - бонапартизма, данном в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, можно утверждать, что "новое правое" движение является неотъемлемым элементом правого радикализма и аккумулирует в себе наиболее реакционные идейные установки.

В то же время внутренняя взаимозависимость консерватизма и правого радикализма - генетическая и содержательная - предопределяет принципиальную тождественность их идеологии. Анализ "нового правого" течения показывает, что, оставаясь в основном в рамках правого радикализма, оно включает в себя

сущностные черты и консервативного направления. Реакционный реформизм - интегрирующее начало всех разновидностей правых сил, получивший воплощение в концепции "консервативной революции" .

Необходимо подчеркнуть, что несмотря на достаточно близкое духовное родство "нового правого" движения с фашистским (теоретические источники, ряд основных начал, разделяемых этими двумя направлениями: культ силы, принцип "вождизма", расовой чистоты и т.п.), отождествлять эти два движения неправомерно. Между ними имеются существенные различия: идеологическая база "нового правого" течения, его исторические корни, классовая основа шире и разнообразнее фашистских, этому движению в большей степени, чем фашизму, свойственна приспособляемость.

Таким образом, "новая правая" в широком спектре правого радикализма занимает место на его "левом" фланге, вплотную смыкаясь с правым консерватизмом, в то время как фашизм располагается на правом фланге праворадикального лагеря. Иначе говоря, "новое правое" течение является как бы "переходной формой" от консерватизма к фашизму.

В становлении "нового правого" движения как идейно-политического феномена следует выделить два этапа: 1-й, относящийся к периоду 60-70 годов и связанный с разочарованием в результатах идейно-политической деятельности "новых левых", П-ой, связанный с резко возросшей популярностью правых идей на рубеже 70-80 гг.

Анализ причин появления "нового правого" движения позволяет сделать вывод, что его определяющими детерминантами стали: I) социально-экономические факторы, свидетельствующие об углублении общей совокупности противоречий современного капиталистического общества, что в конечном счете не могло не отразиться на материальном положении и социальном статусе самых различных социальных слоев; 2) причины субъективно-психологического характера, выразившиеся в разрушении прежних стереотипных установок. Решающей предпосылкой нарушения социально-психологического "статус-кво" явилось ощущение "пределов возможного", что в свою очередь было связано с бурным экономичес-

ким ростом и резким увеличением массового потребления.^Именно конфликт между возросшими социальными ожиданиями масс и теми пределами, которые создают капиталистические общественные отношения, вызвал к жизни целый ряд массовых движений протеста, в том числе движение "новых правых".

На начальном этапе своего становления это движение выступало преимущественно как идейное течение, не получившее широкого распространения. Это было характерно как для стран Западной Европы, так и для США. Лишь на втором этапе, в период новой "консервативной волны", о "новой правой" усиленно заговорили средства массовой информации, что обеспечило в значительной степени интерес к ним со стороны широких масс.

Именно в этот период, паралелльно постепенному росту право-консервативных настроений, происходит довольно четкая функциональная дифференциация "новых правых". Западноевропейские "неоправые" становятся поставщиком идей для правых политических движений и партий, отсюда достаточно высокий уровень рефлексии, свойственный этому направлению. В отличие от западноевропейского варианта, обладающего довольно солидным идейным багажом, "новое правое" движение в США функционирует преимущественно в политической сфере, ставя своей основной задачей формирование широкой социальной базы. Поэтому идейные построения духовных вождей американских "новых правых" характеризуются примитивизмом и слабой разработанностью.

Вторая глава диссертационного исследования_"Социально-по-литические доктрины "новых правых" как проявление идейного кризиса империалистической реавдии" посвящена анализу социально-политических взглядов различных течений "новой правой", прежде всего во Франции и США.

Социальная доктрина французских "новых правых" представляет собой один из вариантов правоавторитарного проекта, в основу которого положена философская и естественнонаучная аргументация.

Философским фундаментом теоретических разработок "новых правых" выступает экзистенциализм (в особенности германская

I. Дилигенский Г.Г. Феномен массы и массовые движения: социально-психологические аспекты // Рабочий класс и современный мир. 1987, №3, 0.24.

философская традиция, идущая от Ницше к Хайдеггеру), современный психоанализ, номинализм в его неопозитивистском варианте, некоторые положения идеологических систем левого реформизма и фашизма. Специфической чертой исследуемой разновидности праворадикальной идеологии является попытка ее духовных творцов интегрировать в свою концептуальную систему целый комплекс научных дисциплин, связанных с биологией.

Центральной категорией доктрины "новых правых" является "право на различие", противопоставленное понятию "равенство", понимаемого как нивелировка культурного п исторического своеобразия народов и отдельных личностей. 'Зилософсксл аргументация в пользу биологического и социального неравенства (номинализм, провозглашающий разнообразие мира в качестве его подлинного богатства) дополняется ссылками на научные (и псевдонаучные) теории, заимствованные из генетики, этологии, антропологии, геополитики. Основная цель, которую преследуют "новые правые", - доказать, что в условиях постоянно воспроизводимого неравенства оправдано и необходимо существование интеллектуальной элиты, способной управлять человеческим сообществом. Новая элита, элита умнейших и генетически наиболее предрасположенных к власти, призвана сменить косную элиту денезеного мешка. "Меритократия, опирающаяся на отбор лучших, без оглядки на тот или иной класс, стала бы наивысшей и прекрасной формой социальной справедливости. Без элиты неспособно выжить никакое человеческое общество", - пишет один из идеологов "новой правой" Р.де Эрт.*

Принципы иерархии и элитаризма являются основополагающими и пронизывают практически все темы, рассматриваемые в идеологии "новых правых". В результате и будущее мирового сообщества представляется им в виде существования совокупности замкнутых, "чистых в рассовом отношении" народов, в которой главенствующая роль отводится "индоевропейской нации". По утверядению А.де Бенуа - духовного вождя "новых правых", эту роль элиты народы индоевропейской языковой семьи обеспечили себе выработкой в прошлом "идеальной модели" общественной организации.

1.Цит п^: Möttau Й ^¿е mttt М&Ысп Лег Лоне

50и -bioto^imm Lend ^

tm in ÄWfe^ сиг Л S,/го

Она покоилась на строгой иерархии - социальной и духовной одновременно. Гармония достигалась за счет "преобладания суверена и священослужителя над воином, а воина - над производителем материальных благ." Впоследствие (в период Великой французской революции) от этого "идеального образца" отошли, теперь же наступило время вновь воссоздать его.

Следует подчеркнуть, что крайне реакционное движение "новых правых", близкое по духу неоконсерватизму, тем не менее неправомерно смешивать с последним:

1) Для "новых правых" характерно отрицание наряду с марксизмом и либерализмом также христианского учения. Для неоконсерваторов же религия - одна из непреходящих ценностей.

2) "Новые правые" безапеляционно отрицают правомерность вмешательства государства в экономическую сферу, неоконсерваторы пытаются создать некий симбиоз рыночного механизма и свободного предпринимательства с элементами государственного регулирования.

3) Неоконсерваторы стремятся избегать любых крайних воззрений, хотя авторитарные тенденции в их доктрине начинают преобладать, "новые правые" же принципиально антилиберальны и являются открытыми сторонниками праворадикального режима.

Во втором параграфе обосновывается несостоятельность социально-политических взглядов американских "новых правых".

Несмотря на определенные различия между французскими и американскими "неоправыми", эти два течения представляют собой лишь две разновидности в рамках единого идейно-политического феномена. Сближают их одинаковые анализы, одинаковые цели, одинаковая тактика, одинаковый сти"ь. По мнению тех и других, уравнительная утопия - вот общи-" ираг. Это продукт "сбившегося с толку" либерализма, корни которого уходят в век Просвещения. Таким образом, близость французских и американских "новых правых" проявляется в выборе тем, постановке принципиальных задач и использовании данных естественных наук для решения назревших проблем.

Исследователи "нового правого" движения в США склонны выделять 3 уровня его анализа-^: во-первых, речь идет о лидерах и активистах движения, которые создали его и которые осуществляют

I. Мельвиль А.Ю. США: сдвиг вправо?., с.74-75

- 16 -

руководство и контроль за ним (к ним относятся Пол Уэйрич, Терри Долэн, Говард Филипс и др.); во-вторых, те группы и организации, которые составляют содержание этого движения (в частности, "Фонд наследия* Комитет по существующей опасности, Клуб конгресса, Национальный консервативный комитет политических действий и др.); наконец, в-третьих, потенциальная массовая база движения.

Социально-политические функции, выполняемые "новым правым" движением, заключаются в следующем: социальный консерватизм "новых правых" обладает потенциалом, помогающим расчистить путь для социальных и экономических изменений умеренных консерваторов. Различия между идеологией и политикой консерватизма и взглядами "неоправых" определяются тем, что консерватизм означает социально-экономическое наступление на права беднейших слоев в рамках существующих политических институтов и традиций, в то время как правые радикалы, представленные "новым правым" движением, выступают за существенный пересмотр самих этих институтов и традиций.

Об идеологии американских "новых правых" можно говорить лишь в достаточной степени условно, ибо доминирование в ней правопопулистских мотивов обуславливает крайнюю эклектичность идей, заимствованных из религиозных, традиционно-консервативных, праворадикальных и расистских концепций. Безусловно, результатом этого стала беспринципность идеологического кредо "новых правых" США, однако, с другой стороны, этот момент позволяет достаточно успешно рекрутировать союзников.

Для идеологии "новых правых" характерна концентрация внимания на эмоциональных и морально-этических проблемах.

Предпосылкой и неотъемлемым элементом социального проекта "новых правых" является иррационализм. Согласно этому проекту, следует решительно пересмотреть самые основы американской политической жизни, раз и навсегда покончить со всеми дискуссиями, поисками компромиссов и попытками сформировать "консенсус". Таким образом, для американских приверженцев "консервативной революции" характерно отрицание любых форм демократии.

Важнейшей составной частью идеологии "новых правых" является фундаментализм, вокруг которого сформировалось "новое христианское правое" движение, являющееся составной частью исследуемого течения.

- 17 -

В основе фундаментализма лежат главные элементы традиционного евангелизма: эсхатологический, милленаристский подход к миру, буквалистское толкование Библии, религиозный и ригористический морализм, шовинистический национализм, американское мессианство, воинствующий антикоммунизм.

В значительной мере новизна "нового правого" движения определяется средствами и методами их деятельности. Речь идет о методе "прямой почты" (рассылка писем своим потенциальным сторонникам), создании целой серии фирм политической рекламы, использовании новейших технических средств политической борьбы - радио, телевидения, компьютеров. Особое место в пропаганде правоэкстре-мистских взглядов играет т.н. "электронная церковь" - разветвленная система радио- и телепередач, собирающая многомиллионную аудиторию и призванная с правых позиций воздействовать на чувства верующих. Широкое использование всей системы этих средств обеспечило "новым правым" активное участие в политической жизни Соединенных Штатов.

§_з&К£5Н§™и подводятся итоги исследования и делаются основные выводы.

Содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

1. Непролетарские течения протеста в молодежном движении //Идеологическая борьба и молодежь.- Л.,1987.-О,5 п.л./в соавт./.

2. Несостоятельность социально-политических взглядов французских "новых правых" (А.де Бенуа.Л.Повель) //Вестник ЛГУ.-Л., 1987.- Серия б. - Вып.1.- С.127 /в изложен./.

3. Контрреволюционная направленность внешнеполитической доктрины "новых правых" //Вестник ЛГУ.-Л.,1986,- Серия 6. -Вып.З,- С.118 /в изложен./

4. Экспорт контрреволюции: средства и методы //Политическая агитация /журнал отд.пропаганды и агит.Калининского обкома КПСС/. - Калинин, 1983.- № 21.- С.30-33.

5. Идеология "новых правых" и молодежь //Вестник ЛГУ.-Л., 1987. - Серия 6.- Вып.1.- C.I24 /в излож./.

Ленгипр оз одх оз.Зак.1328.Тир.100.02.09.88. Бесплатн D.