автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Религиозное понимание нравственных ценностей

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Алиев, Мамед Ариф оглы
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Религиозное понимание нравственных ценностей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозное понимание нравственных ценностей"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БАКИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Э.РАСУЛЗАДЕ

На правах рукописи

АЛИЕВ МАМЕД А РИФ ОГЛЫ

РЕЛИГИОЗНОЕ ПОНИМАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Специальность - 09.00.05 - этика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации яа соискание ученой степени кандидата философских наук

БАКУ - 1991

- ¿ -

Работа выполнена на h-федре философии Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф.Ах; дова.

Научный руководитель:

- доктор философских наук, профессор Рустамов Ю.И.

Официальные оппоненты:

- доктор.философских наук, профессор Джалилов М.Ф., ■¡ - кандидат философских наук, доцент Аббасов С.Ш.

Ведущая организация - кафедра философии Азербайджанского • педагогического института иностранных языков им. 50-летия СССР

Защита диссертации состоится '" 15"" О i_1992 roí

в " Í3 " часов на заседании специализированного совета /К.054.03.02/ по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Бакинской государственном университете имени И.Э.Расулзаде / Баку - 370073, ул. акад. З.Халилова, 28/.

С диссертацией ионяо ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета ш. 11.Э.Расулзаде.

Автореферат, разослан "/И " Xtl I99T г.

специализированно кандидат философе

доцэнт

Ученый секре

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. На нынешнем этапе развития нашего общее- * тва неуклонно возрастает потребность в формировании гармонично развитой личности, убежденной в правоте гуманистических идеалов, Формирование нового человека, общественно активной личности само по себе процесс многослойный. Все дело воспитания, образования и учения долано быть воспитанием в ней национально-гуманис- • тических, материалистических норм в сочетаний с общечеловеческими нравственными ценностями.

Принципиальное значение этот вопрос приобретает в настоящее время, когда роль высококвалифицированного и образованного человека в совершенствовании хозяйственного механизма, а также всех сфер жизни нашего общества неоспорима.

В силу этого обстоятельства анализ научной и ненаучной, и ■ в том числе религиозной, концепции понимания морали приобретает особую теоретическую актуальность.

Сопоставление материалистических и религиозно-идеалистических морально-этических учений прошлого показывает, что материалистическая и религиозно-идеалистическая трактовка природы й сущности морали находятся не на одной горизонталё. Несмотря на то, что религиозно-идеалистическая тракговка морали в сущности ненаучна, она в то же время включает в себя немало общечеловеческих ценностей. То обстоятельство, что религиозно-идеалистическая мысль, теологическая апологетика все время модернизируется, приобретает более современную форму и более утонченную аргументацию, то научно-теоретическая актуальность исследования состояния взаимоотношений материалистической я религиозно-

идеалистической доктрин морали не вызывает принципиальных-воз-' ранений.

В основе анализа несовместимости религиозной и научной морально-этических систем лежат онтологический, гносеологический и социальный аспекты, которые глубоко-взаимосвязаны, диалектически переплетены и органически неразрывны. Эти обстоятельства позволяют вести более цельную, организованную и убедительную критику.стремления некоторых религиозных деятелей отокдествлять общечеловеческие моральные ценности с религиозными установлениями морали.

Исследования по вопросу о несовместимости религиозной и научной морали в н§ией отечественной философской литературе отличается своим обилием. Но вместе с.тем, уровень аргументации и степень исследования несовместимости научной и религиозно-идеалистической доктрин морали в разработанных аспектах на сегодняшний день Нас не удовлетворяет,1ак как другая сторона, то есть апологеты религиозного мировосприятия, со всей присущей од активностью стараются реконструировать мощь религиозной морали. Поэтому в данном исследовании автор достаточное внимание уделяет рассмотрению вопроса о несовместимости научной этики и нравственного богословия.

Неменьшего, внимания заслуживают и проблемы морали в динамике современного состояния религии, формы проявления противоречивости религиозной морали в развитии мировоззрения верующих. Роль морали в этих процессах долгое время недооценивалась. Сфера внутреннего несовпадения развивающего нравственного сознания со многими кормами религиозной морали до сих пор еще мало исследована.

Анализ религиозной морали является на самой деле этическим анализом всей религиозной системы, всех составных частей дзикой религии с точки зрения их роли в-нравственной регуляции.

Все это и определяет научно-теоретическую актуальность данного исследования.

Степень разработанности тепы. За последний годи в СССР Sano опубликовано множество книг*, монографий, брошюр, статей, защищено диссертаций, посвяцешшх анализу религиозной нравственности, религиозных нравственных ценностей и идеалов, причина;! возникновения религиозно-нравственного сознания. Кроме того, за последнее время учеными создан ряд Фундаментальных работ, з которых рассматриваются обцеметодологнческне и теоретические про-

I. Андрианов H.H., Лопат:;:'!! P.A., Павлкж В.В. Особенности современного религиозного сознания. ;.!., 1915, Аппров Н. Нравственные поучения современного ислама. Ii., 1977; Взгабов M.S. Ислам и семья. U,, 1980: Гадяпев C.I.I., Ширазов К.З. '-слаи и мораль. Махачкала, 1970; Тапочка П., Пвдик Ю.Б. Идеалы человеческие и божественные, м., 1975; Доля В.Е. Современное православие я мораль.Киптика этической доктонны православной церкви. Львов,1958; Каримсклй A.U. Проблема зла в современной' теологии. М.,1970; Ко-стенков H.A. Атеизм и нравственность. !.1.,1982; Кравец H.H. Научная несостоятельность и антигуманная сущность моральных догм христианское релггт?. Киев, 1975: Красников Н.П. Православная этика: пооалое и настояцее. М.,1931; Красовский Ю.Ю. Методячез-кие вопросы критики христианской морали. 1973; Кучинский С. Атеизм и нцаветвенннй идеал. Л.,1981; Иартиненко Н.". Критика поавославнЬго учения о иравственяостя.'Зооонеж, 1973; Матяс Д.И. Христианское человеколюбие.В чем его'сиксл? ¡¡гнек, 198't; Никитин В.Н. Религиозная нравственность кок проблема этики. Категории этики и эстетики. Л., IS73; Нравственность и религия. Сб. статз?.. М..19СЛ; Писманик М.Г, Особенности сознания верующего. М.,1973; Поокопьев В.1'. Категории морали и религия. М., 1970; Рустамов ¡0.". 'Делам и общественная ннсль современной Турции. Баку, 1980; Субботин Ю.К. Проблема ценности в неотомизме. И,, 1980: Филиппова ¿.'1. О религиозной морали. М., 1971; Хмельницкая А.П. Христианская любовь: Что это такое? М.,1970; Цавкилов Б.Х. Мораль ислама.Нальчик, 1967: Шердаков В.Н. Евангельская нпавственность г гуманизм. Л., 1967; Чердаков В.Н. Сош'эльно-пспхологвчрский анализ христианской морали. I., 1974 v др.

- 6 -

блемы формирования подлинно научного идеала1.

Как представляется автору, во многих этих работах недостаточно раскрыт механизм воздействия религии на мораль, не полностью вычвлены потенции механизма формирования и становления научного мировоззрения, осооенно роль включения в этот механизм нравственных ценностей.

Степень разработанности данной проблемы на сегодняшний день не удовлетворяет уровню требований современной науки, так как до сих ftop нет фундаментальных обобщенных трудов, посвященных сравнительному анализу нравственных принципов мировых религий. ■

В настоящее время, за исключением нескольких работ, все еще (шют.сследуемой проблемой остается анализ религиозного и научного понимания ценностей и оценок..Выявление же этой противо-полокности служила бы ценностной ориентацией в научной и религиозной системе ценностей.

В свете целей и задач нашего исследования хотелось бы вы-, делить из многочисленных работ, упомянутых выше, следующие, в которых в той или иной степени исчерпанности затронуты интересующие нас проблемы: Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые.Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры.- М. ,1970; Аширов 'Н. Нравственные поучения современного ислама. 1977; Карийский A.M. Проблема зла ь современной теологии. Ы. ,1970; ЦавкилоА" Б.Х. Мораль ислама. НальчикД967; Нердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. Мм 1974; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.

I. 'Лльенков-Э.В. Об идолах и идеалах. М. ,1968; Шпак S.В. Атеизм и нравственный идеал личности. Кглв, 1987; Яценко А.И. Целепо-лагакие и идеалы. Киев, 1977 и др. -

Л., 1968 и др.

Несомненно, научный материал и, особенно, теоретические выводы и обощения, содержащиеся в этих работах слуягаш в значительной степени полезными для настоящего исследования. Естественно, • в изданных работах не все вопросы и аспекты интересующей нас проблемы и не в почерпающей полноте кашли свое отражение.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в обстоятельном анализе учения религии о нравственных ценностях в его гносеологическом, онтологическом, психологическом и социальном аспектах. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать и выявить яеидентичность научного и религиозного понимания ценностей и оценок.

2. Определить истоки и причины возникновения религиозно-нравственного сознания как социального явления.

3. Раскрыть с научных позиций смысл жизни и показать недостаточную обоснованность религиозной интерпретации- этого важнейшего для каждого человека вопроса.

Проанализировать .сущность, структуру нравственных идеалов в религиозном сознании, их несто и роль в системе религиозных ценностей.

5. Проанализировать традиционные представления религиозных деятелей о добре и зле и опред-татв их сущность.

Научная новизна исследования. Раскрывая сущность рлигиоз-ного учения о нравственных ценностей, автор уделял особое внимание определению социальной и гносеологической детерминации этой концепции, обращался к.ее идейным истокам, выявлял особен-

ности их интерпретации в современной богословии. В работе-проводится аналиа социально-исторических и религиозно-философских предпосылок религиозного учения о нравственных идеалах и ценностях.

Исследование содержит подробный анализ узловых положений рассматриваемой концепции: гносеологическую, онтологическую, социальную и.психологическую ее характеристику, исследования богословской интерпретации диалектики нравственных ценностей.

Теоретической и методологической основой исследования являются важнейшие полонения материалистической философии, а также крупных ученых о морали, религии,'.философии.

, Общей методологической основой и?следввания и изложения материала является метод материалистической диалектики. £ ходе а-налиаа материалов .автор пытался максимально применять такие фундаментальные принципы материалистической диалектики, как историзм, конкретность, всеобщность охвата, выоор главного звена и т.д. На базе общего диалектического метода главный образом применяли системный метод, который, как нам представляется, позволил использовать выводы и обощения предшествующей нашей работе элемен-тарисюкого исследования проблемы, но, не ограничиваясь указанными, рассмотреть проблему нравственных религиозных ценностей как слохную систему, имеющую особенности и специфику.

Большой вклад в разработку методологии исследования анализируемой проблема внесли известные философы - Анисимов С.Ф. .Андрианов н.П.,Аииров Н.,Вагабов М.В.,Гадяиев С.М.,Красовский Ю.Д., Крывелев И.А.,Никитин В.Н,,Субботин Ю.К.,Цавкилов"БД.,Шерда-ков В.Н* я другие.

Практическая значимость исследования заключается в том,что результаты исследования и сформулированные в нем выводы могут быть использованы в преподавании курсов философии, этики, истории религии и атеизма в вузах, а такяе в студенческих научных работах и рефератах.

Работа в целом таи отдельные ее части могу? быть использованы студенчеством, широким читательским кругом, интересующимися проблемами морали в религиозной интерпретации.

Апробация работа. Основные полояения и выводы работы док-ладывалиь на Республиканской конференции молодых ученых /Баку, 1990 г./, на ХШ Республиканской конференции аспирантов.вузов Азербайджана /Баку,199Г г./, на меявузовской научной конференции в АЗНЕ^ТЕОТе им. И.Азизбекова, и наши свое отражение в 3 опубликованных работах автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. .

ОСНОВНОЕ' СОДЕРЖАНИЕ РАБОИ.

Во взеде.чгп аргументируется актуальность, необходимость исследования избранной темы, анализируется степень разработанности проблемы, формируются цели и задачи исследования, характеризуется научная новизна, его теоретическая и практическая значимость, освещается методология, источники диссертации и ее апробация. .

Первая глава - "Понятие ценностей в религиозной аксиологии" состоят рз двух параграфов.

В первом параграфе - "Оценка я ценность в научной и рели-

гиозной интерпретации" - центральный в рассматриваемой проблеме является вопрос о сущности и характере этих этических категорий.

В философской науке учение о природе ценностей именуется аксиологией.По своей природе она является практической дисциплиной*. Аксиологии предшествовали те или иные теоретичзские пояснения, но как оформившееся направление теоретической мысли она датируется концом XIX - началел XX века.По своим философским основам' теория ценностей не является единственным направлением: имеется ряд различных субъективистских, метафизиче^ко-материа-листических, объективно-идеалистических аксиологических школ. Существует также и материалистическая теория ценностей.

Научное решение ценностей выводится из реальных отношений в обществе и зависит от интересов и потребностей тех или иных социальных групп. ■

Полную и обстоятельную характеристику ценностей в научный обиход вводит С.ф.Анисииов, отмечая, что "ценность - категория всеобщая. Всякое без исключения явления или свойство действительности имеет и может иметь то или иное значение для людей, для их жизни и деятельности"2.

Одним из основных иомекгов аксиологии является систематизация и классификация. В истории этической мысли этой проблемой занимались некоторые философы - Луначарский, Тугаринов, Аниси-иов, ДробницкиЙ и др. Част* исследователей при классификации

8 ' 4

выделяют три", ьекоторые - четыре^ группы. Наярду с этим, как

1. Авалмни С.Ш. Природа знания и ценности. Т6йлиси,1989,с.125.

2. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые.!.!., 1970, с. 2В.

3. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. М.,Ь60, с. 29, ДробницкиЙ О.Г, Мир оиившиХ предметов. М., .967, с. 312-313.

- и. -

кажется автору, та тп иная классификация нуждается з некоторых' пояснениях и комментариях. К принесу, классификация, предложенная Тугаршгозыи, при распределении ценностей учитывает их принадлежность к миру вещей, а'не их функции потребностей. 3 насто--гадее время научной классификацией следуег считать ту, которая была предложена С.Ф.Аянсимозым, где он выделяет & группы -.визите ценности, ценности материальной яизни, ценности социальна'! жизни, ценности духовной жизни и культуры*.

В работе автор подробно анализирует моралышз ценности, признает их объективность и субъективность.

Другим основным понятием аксиологии является оценка. Эта особая функция морального сознания является субъективным отражением объективно существующей ценности. Путем оценки субъект воспринимает что-либо как ценность или нецеггаость.Диссертант считает собственно аксиологическими опенки, которое присуди морали, политике, искусству и праву.

Опенка квалифицирует поступки, цели я мотивы лпдей, и насыщена познавательны;,! содержанием, так как дает знание и информацию о значении, которое ииеят для людей веди, об их отношения к миру. В работе даются характерные особенности оценки - основание, субъект, предмет и характер.

Анализируя оценку з системе аксиологии, автор выделяет моральные оценки, являющиеся единством интеллектуального и эмоционального, который означает, что оценивающий монет пепнтьгоат» восхищение поступком или негодование.

В ином аспекте аксиологию рассматривает религия. Как гг ре-

I. См.: Анисимов С.Ф. Ценности реальные я мнимые, с. 23.

лития, религиозная аксиология основана на двояком отношении . человека к действительности. С одной стороны, человек осваивает действительность практически и духовно, реально самоутверждаясь в процессе ее практического преобразования и духовного познания. С другой же сторорны, ряд явлений этой действительности, которые имеют значение длн человека, но лежат за пределами его познавательных возможностей, он пытается освоить иллюзорно, обожествляя их.

В религиозной теории ценностей объектом и субъектом ценностного отношения в качестве высшей ценности выступает бог. Религиозные ценности существуют из-за того, что существуют потребности, стремления и цели человека. VI их,возникновения не является заслугой и трудом апологетов. Заслуга же их состоит в той, что они смогли предложить определенные формы удовлетво--. рения существующих потребностей.

Подводя итог сравнима ьному анализу ценности и оценки в 1 научном и религиозном понимании диссертант делает вывод, что

--------------'-' - — религиозные и научные морально-этические ценности в реальной

низки, в непосредственном бытии людей не идентичны, так как их реальнре содержание, конкретное назначение и практическая значимость находится не на одной горизонтали.И эта несовместимость не является плодом коньюктурного соображения, вь,думкой политических оппонентов или продуктом случайных обстоятельств., она выступает объективной закономерность».

Во второй,параграфе - "Причины возникновения религиозно-нравственного сознания" - определяются истоки и причины возникновения религиозно-нравственного,сознания как социального явления., Причиной нашего пристального внше '«'я к атому »опросу слу-

кит то, чю в современной пропаганде нравственная проблематика ■ играет первостепенную роль. '

Говор.я о "религиозной морагг!" необходимо отметить, что она "существует лишь условно, лишь в том случае, что, будучи плодом искаяенного восприятия действительных общественных отношений людей, она, как и сама религия, узурпирует те нравственные нормы, которые волнуют человечество с тех пор, как оно возникло..."1. Религиозная мораль по-своему толкует реальные жзнешшз потребности людей, стремиться дать им иллюзорное удовлетворение.Освобождение нравственного сознаннп от религиозных наслоений, не связанных с общечеловеческими ценностями, имеет большое значение для более полного проявления созидательных потенций, заложенных в человеке, • формирования подлинно гуманных чувств и убеждений.

!;(ораль входя в религиозное сознание, не локализируется, а проникает и наполняет собой все его чести. И поэтому необходимо

говорить не только о-моральных учениях религии, но и о религи-

- р

озной психологии, которая воплощена во многих ритуалах, обрядах, шйах.

Мораль и религия вызваны к жизни различными социальными потребностями, предназначены выполнять различные общественные функции. Религия, исказив простые норин нравственности в следующих направлениях, присвоила.себе их и декларировала от своего имени: ■

1. Объявила их данными от бога;

2. Предлагала их считать вечкьмк, надысторическими;

1. Цавкилов Б.Х. Мораль ислама. Нальчик, 1967, с- б.

2. См.подробно: Букин В.Р. Психология геруюцих и атеистическое воспитание. М., 1969.. •

' - 14- -

3. Провозглашала, что для устранения общественного •ала достаточно признание эт«х моральных норм и проповеди.'

В силу этого простые общечеловеческие нормы нравственности, приобретая религиозную трактовку, утратили первоначальный смысл.

Что же предлагает религия в качестве морали?

В исламе основными источниками мусульманской нравственности являются Коран и Шариат. В этих двух литературных памятниках ярко находят св.ои отракения морально-этические установки. Коран гласит, что "истина - от твоего Господа" /2:142/*, "Аллах его -ясная истина" /24:25/, "а то, что вы призываете помимо Него -ложь" /31:29/. Тем самым верующий доказывают, что все понятия и Попытки поисков вне бога - являются бесполезными и ложными.

В религиозном учении ислама следует выделить три главных догмата, определяющие всю его мораль: во-первых, вера в единого бога и в его посланника; во-вторых, вера зз предопределение; в-третьих, вера в существование загробного мира и судного дня. Эги догматы мусульманства служат.основным идейным руководством во всех областях, связанных с проблемами морали. Приоритет составляет третий, так как этот догмат держал под угрозой возмездия, пугая их суровым наказанием за каждое свободное действие.

В таком же положении находятся и христианские апологеты, • утверждающие, что их мораль вечна и неизменна во все времена, пригодная для всех народов-, независимо от того, какой строй господствует и какие общественные силы стоят у власти.Тем .самым, христианская религия неотделима от христианской нравственности.

I, Коран. Пер. и коммеи. Й.Ю.КЬ'ачко'Зского. иакт.^п. Пер? я цифра обозначает суру, а вторая - аят, '.

При анализе христианской морали следует указать, что единой иорали у нее нет,- так как существует католическая, протес-ганская, православная мораль. Яркой иллюстрацией сказанному служит .высказывание А.транса, что "следует спросить себя, действительно ли существует единая христианская мораль, и тогда выяснится, быть может, христианская мораль не одна, а их несколько"1.

Главным и основным источником нравственности, как уте придают христианские апологеты, являются проповеди Иисуса Христа, изложенные в Евангелии. "Закон дан через Моисея, благодать же .и'истина произошли через Иисуса Христа" /Иоан, 1:17/.

В заключении автор, выявляем социальные и гносеологически« корни и причины появления нравственных представлений в'религиозном сознании. Идеал о внеземном, сверхъестественном источнике морали могли сложиться у человека тогда, когда реальная действительность противостояла ему как чуждая и враждебная пила.

Формирование нравственного сознания личности происходит непосредственно в коллективе, в общении с другими людьми, в творческом труде.

Богословским положением о том, что нравственность порождена религией и может существовать только н религиозной сознании, .противостоит, научная этическая концепция, согласно которой Мораль - явление историческое, &бмс«вбнное.

Вторая г пава - -"Синел жизни и нравственные идеалы" - состоит из .пя'1'и парагра^оп.

[. Аиатолъ .¿рм.г:; Собр. соч.,-т. й. и,, 1Й0, с, Мс.

. В первом параграфе - "Научное и религиозное понимание смысла жизни" - раскрыта с научных позиций смысл жизни и подробно анализируется религиозная интерпретация этого важнейшего для каждого вопроса.■

Научное решение вопроса о смысле пизни опирается на учение : о человеке как деятельном общественном существе. Человек наделен предметной деятельностью, в ходе которой преобразует как внешнюю природу* так и самого себя. Этот процесс представляет собой раз-' вптис Сущностных сил человека,' становление его сущности.

Иную' позицию.в решении вопроса о смысле яизни занимает религия. Она смысл яизни человека тесно связывает с системой вероучения, верой в бога, усердным служением ему, безропотным соблюдение« всех религиозных установлений. В наиболее общем виде смысл жизни во всех религиозно-идеалистических учениях совпадает. Но каждая религиозная концепция смысла жизни непосредственно связывает со своим вероучением.

Ислам смысл жизни непосредственно выводит из своего понимания значения земной яизни. Коран считает земную жизнь временным и утверждает, что. люди в этом мире ничего не должны делать. Они должны просить только милости от бога, ибо жизнь обманчива, коротка и в сущности ничтожна. Исламское понимание смысла жизни тесно связано с мусульманским догматом о предопределении.

Христцаиское понимание смысла низки особо не отличается от мусульманского. В христианском учении выделяются 2 момента:

1 - смысл низни человека сводится только лишь к "спасению душ','

2 - общий смысл - выполнение волк бога. Жизнь рассматривает-

.' - I? -

, ся лишь как средство для достижения самой главной цели - "печного блаженства".

.Религия не видит никакого смысла в собственном существовании человека, вне божественной цеди,и по иному, чем наука, истолковывает взаимоотношение личности и человечества. Л.Н.Толстой называл религиозный вопрос главным вопросом для каждого человека, "ибо религия есть не что иное, как ответ на вопрос о смысле жизни"*. •

Специфика религиозного понимания смысла жизни проявляется в том, что религиозные концепции смысла жизни исключают из составляющих смысл кизни компонентов - труд. Так, христианство це-' пит в 1-руде главным образом тяжесть, страдание, сопряженные с изнурительным трудом. Искаженное представление о труде связано о библейским мифом о грехопадении.Адама и Евы.

В заключении данного параграфа, автор делает вывод, что подлинное понимание смысла жизни и труда является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Смысл кизни каждого человека, на наш взгляд, должен измеряться вкладом, какой.он вносит или внес в дело морального и материального совершенствования общества.

Во втором параграфе - "Религиозное пошшцуио добра ц зла"-покаэано традиционное представление рилигнозного оодерхаиия .тшх категорий.

Игл ¡сатогоуии занимают особое места как в нц/чьой, так и з ¿»лигаозной ОогоолояскоЯ этлкв. Проблема чра.йотвоа.юго маорп :'П'ща сьое страдание л грудах ¿ииасофаи.-крраь шк<»б, ' штк;;р: й-

Г. Том той Л.И. .1 смиело ,.из'П', Сий.,1506, с. 5. - В ки,: ы^;-докав ",11. Иллюзии лобр-ьКо- злъиы» цышос-т л-тмлглштаа вл^.

с, 29-ЙО. ' ' •

цев, стоиков, последователей Платона и Аристотеля и др.

Впервые Г.Лейбниц в работе "Опыта теодицеи в благости божьей, свободе человека и начало зла" /1710 г./ ввел в философский и богословский лексикон новый термин для обозначения целой группы сложных и идеологических острых проблей,, касающихся человеческого бытия и бога, -теодицея.

Добро и зло по мнению теологов рассматриваются как некие вечные и неизменные данности. По религиозному, а в частности православному, учению люди не способны преодолевать зло и творить добро, в виду того, что'все делается по воле бога.Проповедники религии, обособив зло и пороки от условий материальной киз-ни, отнеся их к "испорченной грехом природе человека", не могут указать верный дуть искоренения их. Средоточием зла богословы объявляют земную жизнь, привязанность их к земным радостям и заботам. Человек не должен сердцем пргаепляться ни к чему земному так, чтобы это земное было дороне небесного.Причина такого толкования состоит в том, что источником считают нз реальную жизнь, не общественные отношения людей, а-бога. И бог проповедники трактуют только как носитель добра, а источником зла является сам человек*..

Все виды теодицеи объясняй! зло, вызываемое неправильными действия/ли и поступками людей, несовершенством, греховностью и.

свободой самого человека, в то время как способность избегать «

зло или противостоять ему оказывается милостью и заслугой бога. Любая религия сводит все к необходимости веры в бога и подчинв-

I. См.: Цавкилов Б.Х. Мораль ислама. Нальчик, 1967, с. 60-гА.

нию его воле. И поэтому, религиозная этика не является и не может быть научной, гак как нравственные ценности, в том числе и понимание добра и зла, принимаются ею только на веру.

Исламские теологи считают, что человек не монет и не способен познать сущность добра и зла, так как это преимущество бога. "Может быть вы не любите что-нибудь, а оно для вас зло, - поистине, Аллах знает, а вы не знаете" /2:213/. "Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того но покелает Аллах.Если бы я знал скрытое, я-умножил бы себе всякое добро, и меня не коснулось бы зло" /7:188/.В своих проповедях служители ислама призывают людей к добру, учат избегать зло, остерегаться плохих поступков. Ислам содержание понятий добра и зла определяет не реальными интересами, а волей бога. "Кто предал свой лик Аллаху, причем творит добро, то ему - его награда у его Господа, и нет страха над ним и не будут они печальны" /2:106/.

Научная этика считает доброй то, что способствует построению гуманого общества, величайшего блага для народа, обеспечивающего нормальную жизнь для трудящихся.

Тйеткй параграф - "Вера.Надежда.Любовь'.'- посвящен анализу трех христианских добродетелей, которые почитаются в современном богословии.

Первая христианская добродетель - лера в бога. Ворующий должен слепг, безотказно и безотчетно верить в бога, в то, что еау говорят служители'церкви, и считать,ото истиной.Вера вамонг^т религиозному человеку знание, практику, опыт низни. Апологеты предлагают христианину верить в бога, тик кик без нее. нот спасения. Вер» в бот-а, в сатану, » «рхей," в'айг'илов, в чудеса, ъ "етравдый суд", г дущу, в рай, -л ад и л.д.

. Иную позицию в этом вопросе занимает научная этика,укрепляющая в человеке веру в самого себя, в то, что люди могут и должны переделать мир, переделать свою жизнь и т.п. Человек не бесст лен, не раб божий, а он - общественное существо, опирающийся на науку, вдохновленный идеями общества.

Следующая добродетель - надежда. Внушив в себя, что существует бою, от которого зависит все в мире, в том числе и судьба каядого человека в отдельности, что бог - властелин, карающий и милующий, религиозные люди связывают с богом все свои надежды и чаянчя. От бога ожидают и у fiero вымаливают счастья. Он цель и смысл жизни верующего, его, как говорят, "упование", то есть -на него надежда.

Надежда, являясь одной из нормальных функций человеческой психики, составляет необходимый компонент эмоциональной жизни людей. Надежда связана с наличием у людей неосуществленных желаний, стремление и целей. Но исполнение этих целей могут быть не во власти сакого человека, или не вполне в его-власти. Следовательно, надежда становится доминантой сознания, человек живет своими надеждами. Отняв их у него, мы отнимаем у него все.

Другая добродетель - любовь. По мнению верующих, эта главная добродетель, а христианство, не в пример другим религида и в отличие от них "религия любви". Заповедь любви - основа основ христианства. Это главный принцип, характеризующий отношение человека к богу'и'отношения людей между собой. Но считать, что этот принцип в силу своей всеобщности и абстрактности не имеет для христиан реального значения, было бы ойибочным. Хотя "запо-вздь любви и неосуществима.практически, тем не менее в качестве идеала она оказывает . и продолжает оказывать сильное влияние и

юздействие на психологию людей, на их мировоззрение и поступки í

Христианская любовь обладает двумя разновидностями. Первый 1ид "любви", который предлагает христианская мораль, - это "мо-[итвенная деятельность" за ближних. В Новом Завете оо этом гово-штся: "Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, юления, благодарения за всех человеков..." /1-е Тимофею, 2,1/. 'Будьте постоянны в молитве, бодруствуя в ней с благодарением, юлитесь также о нас..." /Колоссянам, 2-3/. Эта любовь абстрактна.

Второй вид любви к ближнему - это внушение пренебрежительного отношения к земным делании заботам. "Не любите'мира ни того, что в мире, - говорится в Библии, - кто любит мир, в том нет яюбви.Отчей" А Иоанна, "2* 15/, "Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?" /Марк, 3, Зб/.Эти слова воспринимаются верующими как руководство по спасению "ближних": хочешь спасти "ближнего" - убеди его не любить мир.

Главным объектом любви является не человек, а бог, которого нужно возлюбить всей душой.Значит, богу надо отдать все. А это означает отрицание любви к людям. Глубоко был прав Л.Фейербах, когда писал, что "вера и любовь противоречат друг другу. Тот, кто любит бога,- на может более любить человека, он потерял понимание человеческого, но ü наоборот, если кто любит человека, поистине от всего сердца, «от не может более любить бога"2.

Христианская любовь к богу означает полную отдачу ему свое сердцу, свои помыслы и устремления. Во имя"бога надо подертво-

1. Шердаков В.Н; Социально-пзихолтическйй анализ *рийгшшс1>ой морали.Л.,I97A, о. 145. ,. . •

2. Л.Фейербах; Избранные философские приизввления, М., 19», т,

¿1 С» 82 т»; t

вать всем, нужно страдать и при этом испытвать ни с чем не Сравнимое счастье, славить своего творца. Только бог должен быть дорогим и близким для человека, в отличие от земных мирских благ, семейных привязанностей и др. Главное правило христианской морали - любовь к богу - прежде всего, полная отдача ему себя.

Разница между христианской любовью и любовью к людям в научном понимании состоит в том, что эти чувства по своему содержании и назначению не идентичны. Прежде всего, для верующих основным объектом их любви является бог, а для материалистов - человек. Человек, который верит в бога', помогая людям, по-своему любя людей, подчиняет богу, его воле не только свою жизнь, свои помыслы и надежды, но и жизнь, мысли, надежды тех, кого любят.

В четвертом параграфе - "Религиозные нравственные идеалы" -диссертант проанализировал сущность, структуру нравственных идеалов в религиозном сознании, выявил их место и роль в системе религиозных ценностей.

Под нравственным идеалом понимается модель нравственно совершенной личности, которая воплощает в себе высшие моральные качества, реализующей в своем сознании, поведении и общении с другими людьми социально-этические, общекультурные и другие ценнос-ти.Нравственный идеал находится в диалектической связи с общественным идеалом, который оказывает влияние на его формирование,

стимулирует развитие его содержания и функции черех нравственный «

мкр личности.

Нравственный идеал русской православной церкви вытекает из сущности этого религиозного учения, его представлений о смысле жизни и назначении человека. Что же предлагает христианство в качестве религиозного идеала? Чего касается традиционного хрис-

тианства, то его идеал - человек, "нищий духом". А "нищий духом, - как отмечает богослов, - это тот человек, который искренне признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего, кто считает себя грешнее, хуже, нище вс^х, кто всегда себя укоряет и никого не осуждает"*.

"Нравственный идеал христианства, получивший свое воплощение в образе евангельского Христа, базировался на общечеловеческих нормах и принципах морали, корни которыг уходили в жизненну-

' о

ю практику и борьбу народных масс за свое освобоядение"^. Основная социальная функция христианского нравственного идеала - иллюзорное снятие неопределимого противоречия между обществом и личностью, с необходимостью возникающего в условиях неравенства и несправедливости. Христианство, утверждая общественное, неравенство от бога, осуждает попытку угнетенных сбросить социальные основы и призывает их к подчинению власти имущих.

Религиозный нравственный идеал носит абстрактный характер, и объясняется тем, что он возвышает человека до божественного • уровня, недоступного органическому и греховному человеку, оставшемуся наедине с собой. И еще, что оно освящает ограниченность, опустошенность, страдания человека, объявляя юс человеческой сущностью.

Религиозный нравственный идеал по своей природе порабощает и подавляет человека, связывает его развитие, ликвидирует • энергию нравственного поиска. .

. В заклпении данного параграфа, автор делает вывод, что нравственный идеал - это представление о будущих, .с необэди-

1. "Дурнал-Московской патриархии", 19'к., йТ, с.22. Цит. но кн.: Филиппова С.и, о религиозной морали. М., 1971, е.-17.

2. 3.В.Шпак. Атеизм «.нравственный идаал личности.Киев, 1937,с'»5.

мостью вытекающих из существующей действительности, нравственных отношениях мекду людьми.

В пятом параграфе - "Мнимый и подлинный гуманизм11 автор исследует гуманизм этики , сравнивая кго с религиозны!.

Религия ставит человека в центр своей идеологии. Л.Фейербах отмечал, что в христианстве "человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец"^. По мнению апологетов, религиозная идеология и практика исключительна гуманны и прогрессивны.

Ислам, создавая представление общезначимости нравственных ценностей, предлагает верующим' нетерпгдюсть к л дям, исповедующим другую мораль. Таким образом, "гуманность" в исламе сводится

о

к исламизацки человека . Религия изолирует личность от мира.Развитие же личность получает только в связах с миром. В этом смысле ислам, как и всякая религия, проповедует абстрактный, оторванный от де!?ствительности гуманизм.

Рассматривая вопрос "ислам и гуманизм" нельзя не коснуться

роли женщины в мусульманском мире. Эта проблема одна из исследо-

а

ванных, и поэтому не будем заострять на этом вопросе внимание. Следует отметить, что данному вопросу пристальное внимание уделяет и католическая этика. Древние источники.и вся Библия прон!ь . яаны мыслью о яенщине как существе второго сорта. Немецкий пропагандист и теоретик А.Бабель отмечал, что ненщина стала первым человечески^ существом, попавшим в рабство.

1. Л.Фейербах. Избранные^философские произведения. М.,1955, т.2, с. 215. * • „

2. Н.Аширов, З.Нуриева. Гуманизм и ислам. - В кн.: Гуманизм, атеизм, религия. М.,1978, с. 117

3. См. более подробно: Цавкилов Б.Х. Мораль ислама. Нальчик.1567; Ашииов Н. Эколюцйя ислама в СССР. М.,1972; Иайдуллина ЛЛ. Арабская зенппнв и современность. Эволюция ислама и хенский вопрос, а.,1578 и др.

- 25 -

В ином русле рассматривает женский вопрос научная этика. Сегодня женщина в нашем обществе - равноправный член общества. Ей представлены избирательные права, право на образование, труд, отдых и т.д.

Одним из принципов подлинного гуманизма является требование свободы совести. В октябре 1990 г. вышел в свет новый Закон ССОР "0 свободе совести и религиозных организациях", который гласит: "В соответствии с правом на свободу совести каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии"1.

В заключении подводятся итоги исследования.

Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражения в следующих публикациях;

1. Атеистическое воспитание на уроках русского языка и литературы. - Респ. научная конференция молодых ученых. Тезисы научных докладов. Баку, 1990, с. 89.

2. Экономическое понимание смысла жизни. - Межвузовская научная конференция. Тезисы научных докладов. Баку, 1991, о. II - 13.

3. Этический анализ категорий добра и зла, - XIII-Респ. конференций аспирантов ьузов Азербайджана. '.Гезисы научных докладов. Баку, 1991, с. 21.- ^

Мт

I. Закон СССР "о свободе совс-сш-я-рвмгмйких оогзшшлнпи11',

- "Известия", ГО октября 1990 г.