автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Трегубенко, Владимир Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Пятигорск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти"

На правах рукописи

Трегубенко Владимир Владимирович

Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ростов-на-Дону - 2013

005544937

Работа выполнена на кафедре истории государства и права России и зарубежных стран ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный

лингвистический университет»

Научный руководитель: Линец Сергей Иванович,

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Циткилов Пётр Яковлевич,

доктор исторических наук, профессор

Чернышева Ольга Олеговна,

кандидат исторических наук, доцент

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Таганрогский

государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»

Защита диссертации состоится «22» ноября 2013 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.08 по историческим наукам при Южном федеральном университете. Адрес: 344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, ауд. 202.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: Ростов-на-Дону, Пушкинская, 148.

Автореферат разослан </<$> октября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, л//

кандидат исторических наук, доцент ^/тХ Пуховская Н.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современной России все более существенную роль играет религиозный фактор. Это вызвано политическими и экономическими реформами 90-х гг. XX века, которые способствовали изменению отношения к религии. Религиозные ценности для нынешнего социума служат ориентиром нравственного развития. Изучение государственной политики в области религии позволит внести ясность в вопрос влияния религиозного фактора на жизнь общества и устранит имеющиеся пробелы в истории взаимоотношений государства и института религии в России.

Россия является поликонфессиональным государством. Наиболее влиятельными на население религиозными направлениями являются православие, ислам, протестантство, старообрядчество, иудаизм. Именно они обладают и наиболее весомым авторитетом в обществе. Изучение истории взаимоотношений всего российского религиозного сообщества с государством позволит дать целостное теоретическое обоснование взаимоотношений государства и института религии, чего нельзя было бы сделать, отдав приоритет какому-то определенному религиозному направлению. Данная работа является попыткой создания исторически объективной картины взаимодействия различных конфессий с государством на материалах Ставропольского и Краснодарского краев в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

На протяжении исследуемого периода взаимоотношения государства и института религии претерпели существенные изменения. Если в довоенный исторический отрезок весь представленный в СССР спектр религиозных объединений подвергался гонениям, то на завершающем этапе Великой Отечественной войны государственно-конфессиональные взаимоотношения нормализовались. После окончания войны в отношении советской власти к религии можно выделить несколько периодов. Первый охватывает 1945 -1948 гг. и для него характерно продолжение директивного возрождения религиозных общин (начался этот период еще в 1943 г.). Второй период начался после охлаждения государственно-конфессиональных отношений в 1948 г. и длился вплоть до смерти И.В. Сталина. Его отличительными чертами были попытки интегрирования религиозной структуры в государство и стабилизация положения конфессиональной жизни. Третий период длился с 1954 по 1957 гг., получив название «религиозной оттепели». Благоприятные условия для развития религиозных объединений были вызваны развернувшейся в эти годы внутрипартийной борьбы, сделавшей религиозный вопрос второстепенным для общественной жизни. Четвертый период начался в 1958 г. и продолжался по 1960 г. Его характерной чертой .стало ужесточение позиций государства в области религии, выражавшееся в перемещении главного центра антирелигиозной борьбы в область экономики и идеологии. Пятый период - 1960 - 1964 гг. - отмечен массовыми гонениями на конфессии и закрытием большого числа церквей и молитвенных домов.

Каждый из вышеперечисленных исторических отрезков необходимо подвергнуть осмыслению и анализу, чтобы обнаруженные ошибки в построении взаимоотношений между советским государством и религиозными объединениями стали ценным материалом в построении современной модели государственно-конфессиональных отношений.

Неудовлетворительное состояние научной разработки проблемы, главным образом деятельности религиозных объединений в послевоенный период, и рассекречивание архивных материалов, потребовали проведения дальнейших исследований. Новые документы помогли нам нарисовать более полную картину о деятельности религиозных учреждений в годы войны, провести анализ эволюции государственно-конфессиональных отношений в послевоенный период, выявить причины и методы проведения антирелигиозной кампании на рубеже 50-60-х гт. XX века.

Степень научной разработанности проблемы. Эволюция взаимоотношений государства с религиозными учреждениями в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период привлекала внимание многих исследователей. В то же время в научных трудах по данному историческому периоду и интересующей нас тематике сведения зачастую носили отрывочный, эпизодический характер. Многие аспекты, затрагивавшие деятельность и взаимодействие религиозных объединений с государством, остаются пока малоисследованными.

В историографии проблемы осуществления государственной политики СССР в отношении религиозного сообшества на Ставрополье и Кубани в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период целесообразно выделить два этапа: 1) советский историографический этап, который охватывает 1941 г. - вторую половину 1980-х гг. и характеризуется антирелигиозной ориентацией большинства публикаций; 2) постсоветский историографический этап, начавшийся после распада СССР в 1991 г. и продолжающийся по настоящее время. В отличие от первого этапа он отмечен широким многообразием взглядов и точек зрения по исследуемой проблематике.

Важной особенностью первого этапа была ограниченность источниковедческой базы. Основополагающими источниками по изучению данной проблемы служили декреты советской власти, труды государственных и партийных деятелей, материалы периодической печати.1 В данных источниках религиозный институт нередко представлялся в качестве силы, которая противостояла коммунистической идеологии. Поэтому главной задачей авторов таких публикаций было разоблачение практической деятельности представителей различных конфессий.

В годы Великой Отечественной войны советское руководство начало проводить политику ограниченного возрождения религиозной жизни. Однако изменения, произошедшие в государственно-конфессиональной политике в

1 Ярославский Е.М. О религии. - М., 1957; Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. - М.', 1964; Луначарский A.B. Почему нельзя верить в бога. Избранные атеистические произведения. - М., 1965.

годы «золотого пятилетия», не отразились на общей антирелигиозной тональности исследований.2 Определенный интерес представляют также статьи, появившиеся в советских периодических изданиях в годы Великой Отечественной войны. В них преобладали выступления высших руководителей Советского Союза, многие из которых основывались на распоряжениях, приказах и речах Сталина.3

Важными для понимания данной проблемы представляются различные статьи и очерки, опубликованные в годы войны в оккупационных периодических изданиях. Они наглядно показывают, какими методами и действиями немецкие оккупационные власти, используя средства массовой информации, пытались привлечь на свою сторону население Краснодарского и Ставропольского краев. В таких материалах преобладали сведения о ходе и направлениях церковного возрождения, содержались призывы организовывать на местах открытие церквей и молитвенных домов, предоставлялась возможность духовенству публиковать свои церковные взгляды и размышления.4

Материалы прессы послевоенного периода имеют большое значение для выяснения той внешней обстановки, которая была создана вокруг религиозных объединений. В газетных публикациях, как правило, давалась негативная оценка деятельности религиозных обществ, духовенства и верующих. Через газеты велась также наступательная антирелигиозная, атеистическая пропаганда. Поэтому такие статьи в различных периодических изданиях способствовали созданию определенного духа времени. В противовес наступательной атеистической пропаганде, осущевляемой в советской прессе, содержание номеров печатных изданий религиозных центров (у Русской Православной Церкви «Журнал Московской Патриархии», у Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов -«Братский вестник»), изобиловало верноподданническими материалами, в которых нет даже намека на какой-либо протест со стороны религиозных центров. Всё это наглядно свидетельствовало о тотальном контроле государства в области религии.

С середины 1960-х гг. в работах Н.С. Гордиенко, Е.Ф. Грекулова, Г.З. Иоффе, П.К. Курочкина, В.М. Ушакова подробному анализу был подвергнут исторический путь развития различных конфессиональных направлений.5 Разумеется, авторами проведен был такой анализ с

«Золотое пятилетие» — 1943-1948 гг., период активного открытия культовых зданий в СССР.

3 Верующие помогают фронту // Сталинское слово. - 1944. - 3 июня.

4 Церковь и общество // Пятигорское эхо. — 1942. - 26 сентября; Борьба с атеизмом // Пятигорское эхо. -1942. - 23 сентября; Престольный праздник // Утро Кавказа. - 1942. - 16 декабря; Вселенская панихида // Майкопская жизнь. - 1942. - 15 октября и др.

5 Гордиенко Н.С. и др. Современное православие и его идеология. - М., 1963; Грекулов Е.Ф. Православная Церковь враг просвещения. - М., 1962; Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. - М., 1977; Курочкин П.К. Идеология современного православия. - М., 1965; Ушаков В.М. Православие и XX век. Критика модернизма и фальсификации в идеологии современной Русской Православной Церкви. -Алма-Ата: Казахстан, 1968.

атеистических позиций, с обвинительным уклоном в адрес религиозных воззрений.

В течение 50-х гг. и вплоть до середины 80-х гг. XX века практически не проводилось исторических исследований по проблеме государственной политики СССР в отношении религиозного сообщества. Это было связано с тем, что все важнейшие документы по истории религиозных направлений в СССР находились под надежным запретом. Авторы, создавшие за этот период диссертационные исследования и монографии, анализировали на их страницах формы и методы атеистической пропаганды, уделяли внимание вопросам воспитания молодежи в духе атеизма, касались недостатков в организации индивидуальной работы с верующими. В работах Н.С. Гордиенко, Б.Н. Коновалова, М.И. Шахновича различные стороны и проблемы атеистического воспитания масс были отражены в наибольшей степени.6 В целом же, можно утверждать, что выводы и рекомендации данных авторов соответствовали проводимому курсу Коммунистической партии на усиление борьбы с религией.

Новый этап развития историографии проблемы начался с середины 80-х гг. XX века и продолжается по настоящее время. Большинство авторов кардинально пересмотрели прежние подходы к анализу роли и места религиозного института в жизни нашего общества в годы Великой Отечественной войны. Они отошли от примитивных идеологизированных оценок его вклада в Победу над германским фашизмом в 1941-1945 гг. Этот историографический этап выдержан в духе теоретического плюрализма. Изучением данной проблемы активно занимались профессиональные историки, философы, политологи, религиоведы.

В своей монографии - «Русская Православная Церковь на оккупированных территориях во время Второй мировой войны» -М.В. Шкаровский предпринял удачную, на наш взгляд, попытку исследовать все аспекты отношений между Церковью и оккупационными немецкими властями. Автору удалось определить главные факторы, влиявшие на нацистскую политику по отношению к Русской Православной Церкви; выделить этапы немецкой политики в религиозном вопросе и их основные характерные черты; определить реакцию различных юрисдикций и течений Русской Православной Церкви на действия национал-социалистических ведомств. Удачно также представлен феномен религиозного возрождения на занятых восточных территориях, подробно и убедительно выяснены его причины, масштабы и последствия; рассмотрено воздействие немецкой церковной пропаганды на изменение политики правительства СССР в религиозном вопросе.7

Весьма интересной представляется монография Б.Н. Ковалева, основанная на новых архивных материалах. В ней рассматриваются

6 Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей: Критика клерикального антикоммунизма. -Л., 1982; Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. - М., 1974; Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И. Ленина. - М.-Л., 1961.'

7 Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. - М., 2007.

различные аспекты деятельности нацистских административных органов, в том числе и проблема взаимоотношений оккупационного режима с религиозными организациями. Любопытен один из выводов, который делает автор: «в духовно-нравственной сфере нацисты стремились привлечь на свою сторону представителей народного образования, духовенства, культуры и искусства. Это было им необходимо для воспитания подрастающего поколения в духе преклонения перед фашистской Германией, использования в целях нейтрализации населения православия и русской культуры».8

Важной для понимания вопроса о характере и методах управления государством различными религиозными учреждениями представляется работа М.И. Одинцова. В ней автором прослежен процесс эволюции государственных органов власти в области религии, начиная с кануна Великой Отечественной войны и вплоть до её завершения. В частности, М.И. Одинцов выделил ряд причин, побудивших Сталина обратиться к политике нормализации государственно-конфессиональных отношений. Так, по его мнению, это определялось общей политической ситуацией внутри страны и широкой патриотической деятельностью религиозных организаций, а также причинами внешними - необходимостью сплочения в странах антигитлеровской коалиции и странах, оккупированных Германией, всех антифашистских сил, включая религиозные. Кроме того, автор видит в такой политике желание Сталина показать союзникам, прежде всего США и Англии, что он «дает» религиозную свободу гражданам Советского Союза.9

Особое место в изучение проблемы государственно-конфессиональных отношений в советский период занимают церковные историки. Отличительной особенностью конфессиональных исследований является то, что их авторами было сформулировано собственное видение развития государственно-конфессиональных отношений в СССР. К таким наиболее существенным исследованиям можно отнести обобщающие труды по истории Русской Православной Церкви протоиерея Владислава Цыпина, статьи и жизнеописания иеромонаха Дамаскина и монографии протоиерея Алексия Марченко, посвященные хрущевским гонениям на Церковь.10

В последние годы наблюдается рост интереса в обществе к проблеме государственно-конфессиональных отношений. Этот фактор вызвал, в том числе, увеличение количества исследований по истории конфессий в Ставропольском и Краснодарском краях. Наиболее полное освещение

8 Ковалев Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941-1944. - М., 2004. - С.480.

9 Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-

1945 гг. - М., 1995. - С.13-14.

10Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX в. Кн. 1-7. - М., 2006; Дамаскин (Орловский), иеромонах. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Интернет // www // goldentime.ru /nbk_22/html; Марченко Алексий, протоиерей. Епископы Пермской епархии эпохи хрущевских гонений на Русскую Православную Церквь (1958-1964 гг.). - Пермь, 2007; Марченко Алексий, протоиерей. Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и её влияние на церковную жизнь в СССР. — M., 2010; Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005).-М., 2006.

данной проблемы осуществили в своих работах В.З. Акопян, С.И. Линец, И.Ю. Сомова, М.Р. Стругова, E.H. Фаттахова.11

Весомый вклад в изучение проблемы взаимодействия немецко-фашистских оккупантов с религиозными учреждениями на Северном Кавказе сделал С.И. Линец в своей монографии «Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.)». Данное исследование основано на богатом фактическом материале. В нем автор использует весь спектр методологических приемов исторической науки. С.И. Линец утверждает, в частности, что «оккупанты демонстрировали веротерпимость, всячески старясь не ущемлять чувства верующих всех религий и религиозных течений, существовавших тогда на Северном Кавказе, уважительно относясь ко всем конфессиям. Для укрепления оккупационного режима это был самый идеальный вариант проведения религиозной политики».12 Автор проследил также взаимосвязь между религиозной политикой оккупантов и такой же политикой советского правительства, сделав вывод, что всплеск религиозных чувств на оккупированных территориях сыграл важную роль в изменении отношения советского правительства к вопросам религии.

Среди региональных исследований по указанной выше тематике следует выделить также труд Н.Ю. Беликовой «Православная Церковь и государство на Юге России». Необходимо отметить, что автор на основе значительного фактического материала центральных и региональных архивов предприняла попытку создания целостной картины государственно-конфессиональных отношений в конце XIX - первой трети XX вв. в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Кроме того, Н.Ю. Беликова, выделила ряд особенностей взаимодействия государства с религиозными институтами на Юге России. В результате она пришла к следующим выводам: 1) «в казачьих районах государственная политика в отношении РПЦ отличалась большей жестокостью»13, что детерминировано консервативной религиозностью казачества; 2) на Юге России шёл бурный рост численности протестантов, вызванный распространением идей индивидуализма в годы НЭПа; 3) широкий размах на Кубани получило обновленческое движение, что обусловлено активной борьбой государства с тихоновцами.

11 Акопян В.З. История прихода Армянской Апостольской Церкви города Пятигорска. - Пятигорск, 2005; Линец С.И. Город во мгле... (Пятигорск в период немецко-фашистской оккупации. Август 1942 г. - январь 1943 г.). - Пятигорск, 2005; Он же. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.). - Пятигорск, 2009; Сомова И.Ю., Линец С.И. Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны. - Пятигорск, 2009; Стругова М.Р. К вопросу о мусульманских общинах в Краснодарском крае в 1945-1953 гг. // Власть и общество, национальная политика и межэтнические отношения. - Краснодар, 2006; Православная Церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 / под ред. Фатгаховой E.H. - Краснодар, 2005.

12 Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации... - С.351.

13 Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на Юге России. - Краснодар, 2004. — С. 146-147.

Вместе с тем, следует отметить, что в современной исторической литературе всё ещё недостаточно отражена роль других религиозных конфессий России во взаимоотношениях с советским государством.

В монографических исследованиях В.А. Ахмадуллина, С.А. Мелькова и А.Б. Юнусовой деятельность исламских общин в период Великой Отечественной войны в силу специфики данных работ рассмотрена не в полной мере. В то же время, можно согласиться с тезисом В.А. Ахмадуллина и С.А. Мелькова в том, что новый этап в развитии государственно-исламских отношений начинается с 22 июня 1941 г. В подтверждение этому выводу авторы указывают, что «в заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 г. четко было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу...», а это означало, что надо мобилизовать «все силы народа», то есть необходимо забыть обиды прошлого и собрать воедино силы верующих всех конфессий и атеистов».14 При этом авторы выделили наиболее существенные причины трансформации модели отношений советского государства с исламскими организациями. Так, В.А. Ахмадуллин и С.А. Мельков выделяют ряд внешнеполитических причин, в частности, желание обезопасить южные рубежи страны, религиозную политику оккупантов на захваченных территориях, в том числе и политику «заигрывания» германского командования с мусульманскими пародами. Тем не менее, авторы все же подчеркивают первостепенность внутриполитических причин. Они утверждают, что «смертельная угроза, нависшая над СССР, необходимость сплочения всех сил для спасения Отечества, сама война как качественно новое состояние советского общества, явились решающими условиями изменения государственно-религиозных отношений».15

Проблема взаимодействия государства с религией широко представлена в диссертационных исследованиях.16 В частности, в докторской диссертации О.Ю. Васильевой, посвященной изучению государственно-церковных отношений в 1943 - 1948 гг., чётко обозначена проблема международного аспекта государственно-церковной политики этого периода. Системный подход к анализу исторического материала, позволил автору обнаружить плюралистический комплекс причин изменения государственно-церковной парадигмы, в том числе и влияние на неё оккупационной религиозной политики. О.Ю. Васильева утверждает, что «возрождение религиозной жизни на оккупированных территориях СССР так же, как и патриотическая церковная деятельность в первые годы войны, было

14 Ахмадуллин В.А., Мельков С.А. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. - М., 2000. - С. 19; Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. - Уфа, 1994.

" Ахмадуллин В.А., Мельков С.А. Указ. соч. - С.19.

16 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг.: дис. ... докт. ист. наук. - М., 1999; Казначеев A.B. История ислама на Северном Кавказе (начало XIX - XX вв.): дис. ... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2002; Сомова И.Ю. Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2004; Фефилин C.B. Взаимоотношения государства и религиозных организаций в 40-х - середине 50-х гг. XX в.: дис. ... канд. ист. наук. - Майкоп, 2002;

замечено советским руководством и оказало определенное влияние на изменение религиозной политики государства в военный период».17

В данном контексте можно выделить также диссертацию A.B. Казначеева, в которой осуществлен детальный анализ проблемы генезиса взаимоотношений советского государства с мусульманскими религиозными объединениями на Северном Кавказе. Положительной стороной данной работы является системный подход к изучению факторов, оказывавших влияние на формирование государственно-конфессионального курса на Северном Кавказе. Исследуя проблему взаимодействия государства и религиозного института, автор пришел к следующими выводу: «... сделанные советской властью во время войны послабления в религиозной сфере оказались весьма кратковременными.... По мере исчезновения прямой внешней угрозы власть переставала нуждаться в религии как дополнительном рычаге для упрочнения своих позиций».18

Таким образом, проблема осуществления государственной политики в области религии в период с 1941 г. и до начала 1960-х гг. рассматривалась в общем контексте темы об отношениях советского государства и религиозного института. Ввиду этого взаимодействие между государством и религиозным сообществом Краснодарского и Ставропольского краев в 1941 -начале 1960-х гг. не стало ещё предметом специального исследования. Требуется дальнейшее изучение политического курса СССР в отношении религиозных организаций в данный хронологический период. Этот пробел призвана отчасти восполнить настоящая работа.

Целью исследования является комплексное изучение и анализ формирования государственной политики в области религии на территории Ставропольского и Краснодарского краев в 1941 г. - начале 1960-х гг. Используя новые материалы, которые в силу различных причин не были ранее доступны для изучения, способствовать более объективному осмыслению исторического процесса формирования государственной политики в области религии.

Задачи исследования:

- теоретически осмыслить и обобщить имеющийся опубликованный и архивный материал по исследуемой проблеме;

- дать характеристику основным законодательным актам советской власти, относящимся к религиозной сфере;

- проследить механизмы взаимодействия отдельных религиозных организаций Ставрополья и Кубани с немецкой оккупационной властью и определить специфику проводимой гитлеровцами религиозной политики;

- осветить важнейшие мероприятия, проведенные религиозными организациями для мобилизации населения на оказание помощи фронту и воспитание патриотических чувств у жителей Краснодарского и Ставропольского краев;

17 Васильева О.Ю. Указ. соч. - С.154.

18 Казначеев A.B. Указ. соч. - С. 32.

- выявить причины пересмотра отношения к религиозному институту со стороны государства в период Великой Отечественной войны и определить степень влияния немецкой оккупационной политики на религиозный вопрос в данных регионах;

установить и подвергнуть анализу внутренние процессы, происходившие в религиозном институте в послевоенный период на исследуемой территории;

- охарактеризовать особенности государственно-религиозной политики на Ставрополье и Кубани, которая сложилась в послевоенный период, и выявить факторы, влиявшие на неё;

определить модель реагирования религиозных общин на государственную политику в области религии в послевоенный период в исследуемых регионах;

- выяснить основополагающие причины проведения антирелигиозной кампании рубежа 50-60-х гг. XX века и раскрыть особенности её проведения на Ставрополье и Кубани;

- определить итоги инициированной Н.С. Хрущевым всесоюзной антирелигиозной кампании на территории Ставропольского и Краснодарского краев.

Объектом исследования является социальная история отношений религиозного института с государственными структурами СССР и фашистской Германии.

Предмет исследования - изучение развития государственной политики СССР в отношении религиозных объединений на Ставрополье и Кубани и влияние на её курс религиозной политики немецкой оккупационной власти в годы Великой Отечественной войны. Оценка и итоги действенности работы советских государственных органов власти в области религии в послевоенное десятилетие.

Хронологические рамки исследования обусловлены спецификой темы и охватывают период Великой Отечественной войны и послевоенный период до конца антирелигиозной кампании в СССР конца 50-х - начала 60-х гг. XX в. Автор диссертационного исследования полагает, что условием научности исторического знания является признание идеи единства истории. Этот тезис определяется тем, что любой исторический феномен может быть объяснен лишь как часть общего. Поэтому в диссертации реализуется хронологический подход к исторической реальности.

Нижняя граница хронологических рамок обусловлена изменением государственно-конфессиональных отношений в связи с началом Великой Отечественной войны. Верхняя граница хронологии исследования объясняется окончанием активной фазы антирелигиозной кампании, инициированной Н.С. Хрущевым.

Территориальные рамки исследования - это Краснодарский край Российской Федерации, в состав которого с сентября 1937 г. была включена Адыгейская автономная область и Ставропольский край Российской Федерации, до января 1943 г. называвшийся Орджоникидзевским краем.

Тогда в состав края входили Черкесская и Карачаевская автономные области. В 1943 г. Карачаевская автономная область была упразднена. В январе 1957 г. в составе Ставропольского края были образованы Калмыцкая автономная область и Карачаево-Черкесская автономная область. В июле 1958 г. Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую АССР и выделена из состава Ставропольского края.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на многофакторном подходе, опирающемся на принципы историзма, объективности, социального подхода и альтернативности. Осуществление принципа историзма предоставило возможность проследить развитие взаимоотношений между религиозными учреждениями и государством с учетом конкретно-исторических условий и строгой хронологической последовательности. Принцип объективности позволил рассмотреть конкретные факты такими, какими они являются в действительности и показать инвариантность исторической реальности. С помощью принципа социального подхода удалось соотнести узкогрупповые интересы духовенства с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности советского государства. Принцип альтернативности способствовал сравнению модели взаимоотношений, сложившихся между религиозными объединениями и немецким оккупационным режимом и модели взаимоотношений религиозного института с советской властью.

Поставленные задачи исследования решались на основе разработанных приемов и методов многофакторного подхода, с учетом экономического и психологического детерминизма. При работе над диссертацией были на практике апробированы описательно-повествовательный метод, позволивший дать всесторонний анализ и оценку изображаемых исторических явлений и сравнительно-исторический метод, который лег в основу сопоставления религиозной политики СССР и фашистской Германии на Ставрополье и Кубани. Метод терминологического анализа, посредством которого был осуществлен анализ терминов источников, помог установить подлинный смысл семантически размытых терминов, оптимизировав интерпретацию исторических событий в рассматриваемый хронологический период. Метод выборочного статистического анализа предоставил возможность изучения имеющейся группы статистических данных, определить уровень религиозности населения изучаемой территории и тенденции их развития. Наконец, метод описательной статистики позволил раскрыть количественную сторону изучаемой исторической реальности, способствуя более точному выявлению степени значимости различных исторических явлений и процессов. Все это помогло автору выявить общее и своеобразное в объяснении исторических фактов, обнаружении региональной специфики исследуемой проблемы.

Источниковая база исследования. Документальной основой для исследования послужили архивные материалы Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) и Государственного архива новейшей истории

Ставропольского края (ГАНИСК), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) и Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦЦНИКК), Государственного учреждения «Национального архива Республики Адыгея» (ГУНАРА). Наиболее ценными представляются документы из следующих фондов: фонд Р-5171 (ГАСК) - Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю 1944 - 1988 гг.; фонд 1 (ГАНИСК) - Ставропольский крайком КПСС; фонд Р-1519 (ГАКК) - Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю; фонд 2816 (ЦЦНИКК) -Майкопский окружной комитет ВКП(б); фонд Р-79 (ГУНАРА) — Исполнительный комитет Майкопского городского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Всего было использовано 8 фондов и изучено 250 дел. В них содержатся основные сведения, факты и статистические данные, характеризующие многие аспекты деятельности религиозных учреждений и органов государственной власти в рассматриваемый период.

В данном диссертационном исследовании широко используются сборники документов. Так, документы сборника «Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» демонстрируют масштаб злодеяний и материальный урон, нанесенный гитлеровцами народному хозяйству и населению Ставрополья, что негативно отразилось и на религиозной жизни края.19 Другой сборник документов - «Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях», содержит материалы, свидетельствующие о патриотической деятельности духовенства в годы войны на Ставрополье.20 Любопытным представляется сборник документов «Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: рассекреченные документы. Хроника событий», в котором отражены сведения проливающие свет на изменения государственно-религиозных отношений на Кубани в военное время.21

Особое место в изучении проблемы взаимоотношений советского государства с религией занимает сборник «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В нем опубликован 221 документ из архивов Санкт - Петербурга, Москвы, Курской области, Псковской области, Республики Беларусь, Украины. Группа документов, относящихся к истории Церкви, позволяет изучить процесс нормализации государственно-церковных отношений изнутри, т.е. они предоставляют возможность увидеть ситуацию глазами церковных иерархов. Интересен также раздел, посвященный политике германских властей в отношении религиозных культов и деятельности религиозных учреждений в годы оккупации. Документы данного раздела позволяют определить истинные

19 Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сборник документов и материалов. —

Ставрополь, 1962.

20 Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. - Ставрополь, 2005.

21 Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: рассекреченные документы.. Хроника событий.

- Краснодар, 2003.

цели Гитлера в проводимой им религиозной политике на оккупированных советских территориях.22

Научная новизна диссертации заключается в том, что она фактически является первой попыткой комплексного изучения и обобщения исторических фактов ранее малоизученных аспектов взаимоотношений советской власти со всеми конфессиями на территории Ставропольского и Краснодарского краев в 1941 г. - начале 1960-х гг. В частности:

1. проведен сравнительно-исторический анализ немецкой оккупационной политики и советской политики в области религии;

2. выявлены проблемы, возникшие у религиозного института в годы Великой Отечественной войны и способы их разрешения в послевоенный период;

3. раскрыты вопросы взаимодействия краевых партийных органов с местными органами власти в области регулирования религиозной жизни изучаемых территорий, а также отношение высших органов государственной власти к этому процессу;

4. расширена источниковая база антирелигиозной кампании 1958 - начала 1960-х гг. на Ставрополье и Кубани, позволившая уточнить действия краевых и местных органов управления в области религии, а также определить модель реагирования духовенства и верующих на эти действия;

5. дана авторская оценка особенностям религиозной политики государственных органов управления на территории Ставрополья и Кубани.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция взаимодействия немецкой оккупационной власти с религиозными объединениями, осуществлявшаяся на базе поликонфессионального подхода к религиозному сообществу на Ставрополье и Кубани;

2. Сущность ограниченного возрождения религиозной жизни после изгнания немецко-фашистских захватчиков обуславливалась решением внутри- и внешнеполитических задач советского государства;

3. Послевоенная советская модель государственно-религиозных отношений породила у религиозных организаций данных регионов комплекс трудноразрешимых проблем;

4. Послевоенное государственное регулирование в области религии на Ставрополье и Кубани имело более жёсткий характер в сравнении с общесоюзной религиозной политикой, так как опиралось на стремление краевых и местных органов управления сократить количество религиозных общин, возрожденных в период немецкой оккупации;

5. Период 1953-1958 гг. в данных регионах характеризуется вступлением религиозного института в фазу активизации и расширения влияния на население, вызванную экономическим ростом в СССР и потеплением государственно-религиозных отношений;

22 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов /Гл. ред. Илья Соловьев. - М., 2009.

6. Основной удар в антирелигиозной кампании был нанесен по сельским малодоходным православным общинам, поэтому закономерным итогом антирелигиозной кампании на Ставрополье и Кубани стало численное увеличение неправославных религиозных общин в сравнении с православными;

7. В ходе антирелигиозной кампании верующая часть населения и духовенство Ставрополья и Кубани заняли конформистские позиции, реализовав протестный потенциал через широкий поток жалоб и заявлений в различные государственные, партийные и общественные учреждения СССР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и положения могут быть использованы в преподавательской работе, в проведении лекционных курсов по истории и политологии, при разработке спецкурсов по вышеуказанным дисциплинам, а также могут использоваться в подготовке пособий по истории, политологии, религиоведению. На основе использованных фактов в работе расширяется представление о деятельности органов государственной власти в области религии в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Обобщения и выводы диссертанта, а также рекомендации могут быть использованы политическими институтами, общественными и религиозными организациями при изучении и оценке социально-политической ситуации в Российской Федерации в целях достижения взаимопонимания и консолидации общества.

Апробация работы проходила на международных и региональных научно-практических конференциях в 2008 - 2012 гг. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ, в том числе три статьи опубликованы в журнале «Научные проблемы гуманитарных исследований», рекомендованном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для апробации результатов кандидатских диссертаций.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре истории государства и права России и зарубежных стран ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» в октябре 2012 года.

Структура диссертации определяется логикой и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность, анализируется историографическое состояние проблемы, формулируются цели и задачи исследования. Дается обзор источниковой базы, определяются хронологические и географические рамки исследования, характеризуются методологические подходы, указывается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Религиозные организации Ставропольского и Краснодарского краев накануне и в годы Великой Отечественной войны» автор подвергает комплексному изучению проблему влияния на религиозное сообщество Ставрополья и Кубани исторического феномена Великой Отечественной войны.

В первом параграфе «Положение конфессий на Ставрополье и Кубани в 1941 - 1943 гг.» вначале дается анализ предвоенного состояния религиозных организаций на территории Ставрополья и Кубани. Приход большевиков к государственной власти в 1917 г. изменил коренным образом государственно-религиозную парадигму. Из союзника правительства религиозный институт превратился в идеологического врага. Радикальная трансформация религиозного курса была вызвана, главным образом, тем, что коммунистическая идеология базируется на материализме и отрицает существование явлений идеального мира. Следовательно, из данного идейного антагонизма вытекает стремление большевиков нейтрализовать деятельность религиозных организаций. В силу вышеизложенной причины советская власть приступила к планомерному уничтожению религии. Основополагающим мероприятием, направленным на подрыв её устоев, стало лишение религиозных общин права юридического лица. Тем не менее, следует отметить, что особенностью антирелигиозной борьбы в 20-е гг. XX в. являлась активная борьба советского руководства с православием и сохранение дореволюционного статуса-кво для неправославных организаций.

Однако, на рубеже 20-30-х гг. дифференцированный подход к религиозным объединениям был заменен тотальной антирелигиозной борьбой. Главными компонентами такой тотальной атеизации советского общества стали: а) максимальная регламентация религиозной жизни советских граждан; б) дисбалансная реализация свободы совести, выражавшаяся в приоритетности атеистической пропаганды перед табуированной религиозной; в) изоляция и ликвидация наиболее энергичных носителей религиозных ценностей; г) широкомасштабное закрытие культовых зданий.

Постепенно под воздействием вышеуказанных государственных антирелигиозных мер конфессиональное сообщество Кубани и Ставрополья было доведено до состояния коллапса. В частности, в период с 1917 по 1941 гг. на территории Ставрополья, количество православных приходов сократилось на 97%, а на Кубани - соответственно на 99%. В связи с этим определенное сужение спектра влияния религиозного института на общество стало одним из ведущих факторов распространения среди населения Ставрополья и Кубани такого явления как мистицизм и различного рода суеверий. В то же время с началом Великой Отечественной войны представители различных конфессий Северного Кавказа, осуществляли широкую патриотическую деятельность. Проявления патриотической позиции религиозных объединений носили плюралистический характер. Так, к наиболее существенным мероприятиям данного рода относились патриотические обращения и воззвания глав конфессий, материальные

пожертвования религиозных общин, разведовательно-агентурная деятельность духовенства в тылу врага. Такая активная патриотическая деятельность религиозных объединений стала существенной предпосылкой трансформации государственной политики в области религии в годы Великой Отечественной войны.

Во втором параграфе «Отношение немецкой оккупационной власти к религии: замыслы и реалии» представлен анализ немецко-фашистской политики в области религии на Ставрополье и Кубани. На оккупированных территориях гитлеровцы осуществляли программу по привлечению населения на свою сторону. Одним из её направлений стало установление доверительного контакта с религиозным сообществом. Краеугольным камнем религиозной политики немецкой оккупационной администрации являлось использование духовно-идеологического потенциала религиозного института в своих прагматических целях. Мы полагаем, что к таким целям можно отнести, во-первых, стремление оккупантов погасить агрессивно-антинемецкие настроения среди местного населения, во-вторых, необходимость вытеснения коммунистической идеологии путем расширения религиозной пропаганды, и, в-третьих, использование религиозных общин в решении задач экономического и материального характера.

Отдельную и наиболее важную роль в религиозной политике гитлеровцев играла, конечно, Русская Православная Церковь. Согласно приказам и распоряжениям высшего руководства Третьего рейха для православного духовенства создавались благоприятные условия по восстановлению своего пошатнувшегося в советское время положения. На Ставрополье и Кубани в этих целях было возрождено епархиальное управление, в массовом порядке открывались культовые здания, была разрешена публикация статей религиозного характера в оккупационной печати, уделялось внимание восстановлению церковных хоров, иконописи. Кроме того, было налажено издание церковной литературы и периодических изданий, вводилось богословие в школьный учебный план, проводилось обучение будущих священнослужителей. Для восстановления и пополнения церковного имущества были задействованы даже мощности промышленных предприятий. Особенностью религиозной политики немецко-фашистских захватчиков на Ставрополье и Кубани было осуществление поликонфессионального подхода к религиозному сообществу. Оккупанты заняли нейтральную позицию к большинству конфессий, действовавших на данной территории, не предоставляя никому преференций. К примеру, обновленчество, запрещаемое на других оккупированных территориях, на Северном Кавказе продолжало свою деятельность. В то же время, на такие протестантские секты как иеговисты и баптисты было наложено табу. Хотя другим протестантским организациям гитлеровцы позволили возродиться. Большой интерес немцы проявляли к представителям ислама. Использование исламского фактора в борьбе против Красной Армии было одним из ключевых желаний Гитлера. Под флагом ислама был объявлен «газават»

против Советского Союза в надежде на то, что этот призыв найдет широкую поддержку среди верующих. Действительно, часть мусульман откликнулась на призывы немцев, однако большинство представителей ислама продолжали оставаться на патриотических позициях. В целом же, главной опорой оккупационной власти должны были стать РПЦ, протестантские общины и мусульманство.

В третьем параграфе «Трансформация советской государственной политики в области религии на Ставрополье и Кубани в 1943-1945 гг.»

вскрываются причины изменения советского государственного курса в области религии. В частности, отмечается, что после изгнания гитлеровцев с территории Ставрополья и Кубани в 1943 г. религиозная жизнь на освобожденных территориях подверглась трансформации. Изменение государственной политики в области религии являлось многофакторным процессом. Доминантой замысла религиозной реформы Сталина было осуществление инкорпорации религиозного института в советский государственный аппарат с целью получения положительного результата в решении внутри- и внешнеполитических задач СССР.

Для реализации обновленного государственно-религиозного курса при СНК СССР создавались Советы по делам религий, магистральной функцией которых являлось обеспечение взаимодействия советских органов исполнительной власти с местными органами управления. К концу 1943 г. был сформирован аппарат Совета по делам Русской Православной Церкви, а на Ставрополье и Кубани были назначены его уполномоченные. Осуществив первоначальный учет имевшихся религиозных организаций на данных территориях, власти начали процесс регистрации религиозных общин. Такая регистрация проходила крайне медленно. Причиной послужило намерение государства провести только частичное открытие церквей, ибо массовое их открытие могло выйти из-под государственного контроля и надзора. Итогом осуществления политики ограниченного возрождения религиозной жизни на Ставрополье и Кубани в годы войны стало удовлетворение всего 7% ходатайств об открытии православных приходов. Вместе с тем, Русская Православная Церковь приобрела права частичного юридического лица, была осуществлена амнистия широкого круга священнослужителей, открылись богословско-пастырские курсы в Ставрополе. Несомненный успех для РПЦ заключался в перемещении «двадцатки» учредителей в управлении приходами на второй план и превращение настоятелей церквей в полноценных глав приходов.

В июле 1944 г. приступил к работе Совет по делам религиозных культов (далее - СДРК). На Ставрополье и Кубани было зарегистрировано множество религиозных общин, наиболее многочисленной из которых являлась протестантская деноминация Евангелистских христиан-баптистов (ЕХБ). В рамках политики централизации были созданы единые центры ЕХБ и духовное управление мусульман Северного Кавказа в Буйнакске. В то же время все попытки представителей неправославных религий улучшить своё положение не увенчались успехом. Государство не шло на уступки, ссылаясь

на советское законодательство. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что регулируемое и дозируемое возрождение религиозной жизни на Ставрополье и Кубани было недолгим, так как сама природа советского общества могла предоставить только ограниченную свободу религиозным организациям. Тем не менее, Великая Отечественная война позволила преодолеть религиозному сообществу данных регионов состояние коллапса и провести частичную приватизацию социальных функций государства в пользу религиозных объединений.

Во второй главе «Религиозная политика на территории Ставропольского и Краснодарского краев в 1945 г. - начале 1960-х гг.» автор предпринял попытку создания целостной картины исторического развития религиозного сообщества Ставрополья и Кубани в условиях ужесточения государственно-религиозного курса СССР.

В первом параграфе «Русская Православная Церковь: практическая деятельность, взаимоотношения с властью» изучены проблемные аспекты, с которыми столкнулось руководство РПЦ в послевоенный период. Ограниченное церковное возрождение на Ставрополье и Кубани началось в годы Великой Отечественной войны и продолжалось до 1948 г. Однако, первые признаки охлаждения отношений между государством и Русской Православной Церковью возникли уже в последние годы войны, что говорит о временности проводимой тогда либерализации церковной жизни. В послевоенные годы перед руководством РПЦ стояло несколько животрепещущих задач, требовавших скорейшего разрешения. Во-первых, необходимо было восстановить полуразрушенные церкви и молитвенные дома, а также улучшить материальное обеспечение православных приходов. Эта задача с привлечением верующего населения Ставрополья и Кубани была успешно выполнена. Во-вторых, православные приходы испытывали недостаток кадров священнослужителей. К тому же большая их часть находилась в преклонном возрасте и имела низкий уровень богословского образования. По разрешению СДРПЦ в Ставрополе была открыта Ставропольская духовная семинария. Тем не менее, несмотря на это, проблема старения кадров не была преодолена, так как прием в семинарию ограничивался государством. В-третьих, перед церковным руководством встала наиболее сложная для разрешения задача - признаки аморального поведения среди православных священников. В их среде на территории Ставрополья и Кубани находилось большое количество людей, далеких от соблюдения христианских заповедей. Было выявлено значительное число случаев морального разложения и проявления корысти со стороны священников. Архиепископы Ставрополья и Кубани неоднократно выступали с призывами прекратить совершать порочащие священный сан поступки. Кроме того, периодически проводились чистки среди духовенства. Но данная проблема не была окончательно разрешена. На протяжении изучаемого периода жалобы на действия духовенства не прекращались.

Во втором параграфе «Состояние общин религиозных культов на Ставрополье и Кубани в послевоенный период» осуществлена оценка

модели развития неправославных религиозных общин в послевоенный период. Так, несмотря на провозглашенный принцип отделения Церкви от государства, власть активно вмешивалась в религиозную практику. Контроль СДРК осуществлялся посредством прямого взаимодействия с религиозными общинами. К примеру, при регистрации учредители религиозной общины были обязаны пройти процедуру анкетирования и, таким образом, достигался полный контроль над религиозной группой. Если участники религиозной общины не производили впечатления лиц, лояльных советской власти, религиозную группу ставили вне закона и закрывали. Еще одним способом влияния на религиозную жизнь общества стало подчинение контролю СДРК религиозно-административных центров. Невзирая на то, что они содействовали СДРК в проведении различных мероприятий в религиозной сфере, деятельность центров отличалась низкой эффективностью.

На Ставрополье и Кубани в послевоенный период значительно усилилось влияние протестантских организаций, и одновременно снизилась активность мусульманства. Кроме того, здесь получили широкое распространение изуверские секты антигосударственной направленности. Активная борьба государства с нелегальными религиозными общинами привела к постепенному сокращению их численности. Так же, как и РПЦ, другие религиозные культы столкнулись с похожими проблемами. К ним можно отнести престарелый возраст и низкий уровень богословского образования духовенства, нехватку материальных средств и т.д.

В третьем параграфе «От стабилизации отношений с религиозными объединениями к антирелигиозной кампании (1945 -начало 1960-х гг.)» аналитическому разбору подвергается проблема эволюции государственной политики в области религии на Ставрополье и Кубани в послевоенный период. С 1948 г. здесь прекратилось открытие новых церквей и постепенно стало сокращаться количество действующих. Вместе с тем, необходимо отметить, что закрытие культовых зданий не приобрело характера антирелигиозной кампании, но, все же проводилось опережающими темпами в сравнении с общесоюзной тенденцией. Это свидетельствовало о стремлении местных органов власти систематическими мерами нейтрализовать последствия немецкой оккупационной религиозной политики. Подтверждением этому служит, в частности, тот факт, что к 1953 г. на Ставрополье было закрыто 6% церквей, а на Кубани - 10%, в то время как по СССР сокращение количества церквей составило 4,2%. В период с 1953 по 1958 гг. наблюдалась активизация религиозной жизни, вызванная внутрипартийной борьбой. Также следует отметить, что в период с 1948 г. по 1953 г. на Ставрополье и Кубани религиозные общины и учреждения перестраивали свою деятельность с целью укрепления основ религиозного института. Религиозные общины постепенно через подставных лиц приобретали недвижимость, которую затем превращали в молитвенные дома, делая свое положение более независимым от местных советов. Кроме того, в эти годы была осуществлена экономическая перестройка в религиозных общинах, характеризовавшаяся переходом финансового руководства к

духовенству и приближенных к нему членов исполнительных органов религиозных общин. И, наконец, невзирая на финансовые трудности и противодействия со стороны местных органов власти, на Ставрополье продолжала действовать Ставропольская духовная семинария, поток поступающих в которую с каждым годом увеличивался.

С 1958 г. существенно усилилась научно-атеистическая пропаганда, было положено также начало экономическому наступлению на Церковь. При этом под экономическим наступлением подразумевается увеличение налоговой ставки на свечное производство, усиление контроля за доходами духовенства, ухудшение экономического положения церковных служащих, отстранение настоятелей от экономической жизни приходов, введение квитанционно-окладной системы оплаты труда священнослужителей.

С 1960 г. началось массовое закрытие церквей, и в результате с 1953 по 1962 гг. их количество сократилось на Кубани на 49%, а на Ставрополье - на 20%. Эти цифры отчетливо свидетельствовали о стремлении государства полностью нейтрализовать влияние Церкви на советское общество. В течение первого послевоенного десятилетия численность культовых зданий неправославных объединений на Ставрополье и Кубани стабилизировалась. Однако с 1960 г. стартовал новый этап отношений между государством и религиозными организациями, который характеризовался массовым закрытием культовых зданий. Только на Кубани с 1960 по 1962 гг. было снято с учета 32% религиозных общин.

Таким образом, можно сделать вывод, что своеобразный конкордат между государством и религиозным институтом просуществовал с 1943 г. по 1958 г. Проведенное ограниченное возрождение религиозной жизни в эти годы позволило государству решать свои внутренние и внешнеполитические задачи. С 1958 г. советская власть приступила к планомерному искоренению религии из жизни советских людей. Для этого использовался целый комплекс мероприятий: идеологических, экономических, административных, и правовых. Мы полагаем, что главный удар антирелигиозной кампании на Ставрпоолье и Кубани был нанесен, прежде всего, по структуре РПЦ, что привело к изменению конфигурации религиозных направлений в пользу численного увеличения неправославных религиозных общин в сравнении с православными.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и даются научно-практические рекомендации.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Статьи, опубликованные в рецензируемом научном издании, рекомендуемом ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Трегубенко В.В. Немецкая оккупационная политика в области религии на Ставрополье и Кубани в годы Великой Отечественной войны/

Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2011. - № 5. -С. 98 - 102.

2. Трегубенко В.В. Взаимодействие Совета по делам религиозных культов с неправославными религиозными объединениями на Ставрополье и Кубани на завершающем этапе Великой Отечественной войны (1944 - 1945 гг.)/Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2011. -№ 7. - С. 88 - 93.

3. Трегубенко В.В. Положение мусульманских религиозных общин на Ставрополье и Кубани в 1945 - начале 1960-х гг. / Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2011. - № 9. - С. 120 - 126.

Работы, опубликованные в других научных изданиях:

4. Трегубенко В.В., Линец С.И. Немецкая оккупационная политика в области религии на Северном Кавказе в 1942-1943 гг. / Российская государственность в судьбах народов Северного Кавказа. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - С. 303 - 309.

5. Трегубенко В.В. Религиозная политика советского государства в 30-е гг. XX века / Проблемы российской и европейской истории и историографии: общественно-политический и социально-экономический аспекты. Ученые записки. Выпуск XII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С. 325 -328.

6. Трегубенко В.В. Конфессиональная ситуация на Северном Кавказе в 1945-1953 гт./Университетские чтения. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С. 97 -101.

7. Трегубенко В.В. Духовные школы в СССР в 30-50-е гг. XX в./Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество. -Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С. 311 - 312.

8. Трегубенко В.В. Тенденции процесса изменения состава священнослужителей Русской Православной Церкви на Ставрополье и Кубани в 1945 - начале 1960-х годов / Проблемные зоны истории: исследовательские практики. Ученые записки. Выпуск XVI. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011.-С. 32-35.

9. Трегубенко В.В. Деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви в области духовного образования на Ставрополье в 1945 - 1960 гг./Российская государственность в судьбах народов Северного Кавказа - IV. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - С. 370 - 376.

10. Трегубенко В.В. Эволюция взаимодействия советского государства с протестантским религиозным направлением на Кубани в 1945-1964 гг. / Университетские чтения. - Пятигорск: ПГЛУ, 2012. - С. 190 - 194.

11. Трегубенко В.В. Причины, содержание и итоги антирелигиозной кампании в СССР конца 50-х - начала 60-х гг. (по материалам Краснодарского и Ставропольского краев) / Российский Кавказ: исторический альманах. - 2012. - № 1. - С.88 - 96.

Трегубенко Владимир Владимирович

Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Подписано в печать 19.09.2013. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 1601.2.

Издательско-полиграфический центр Кубанского государственного университета 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

 

Текст диссертации на тему "Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет»

На правах рукописи

04201453549

Трегубенко Владимир Владимирович

Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор С.И. Линец

Пятигорск - 2013

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

3

Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО

И КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ........................................29

1.1. Положение конфессий на Ставрополье и Кубани в 1941 - 1943 гг........29

1.2. Отношение немецкой оккупационной власти к религии:

замыслы и реалии..........................................................................50

1.3. Трансформация советской государственной политики в области религии на Ставрополье и Кубани в 1943-1945 гг.................................75

Глава 2. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО И КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВ В 1945 -НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ...................................................................108

2.1 Русская Православная Церковь: практическая деятельность, взаимоотношения с властью............................................................108

2.2. Состояние общин религиозных культов на Ставрополье и Кубани

в послевоенный период..................................................................137

2.3. От стабилизации отношений с религиозными объединениями

к антирелигиозной кампании (1945 - начало 1960-х гг.)..........................161

Заключение...............................................................................205

Список источников и литературы.................................................211

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современной России все более существенную роль играет религиозный фактор. Это обстоятельство было вызвано политическими и экономическими реформами 90-х гг. XX века, которые способствовали изменению отношения к религии. Поэтому религиозные ценности для нынешнего социума служат важным ориентиром нравственного развития. Изучение государственной политики в области религии позволит внести ясность в проблему влияния религиозного фактора на жизнь общества и устранит имеющиеся пробелы в истории взаимоотношений государства и института религии в России.

Российская Федерация в настоящее время является поликонфессиональным государством. При этом наиболее влиятельными на население религиозными направлениями в стране являются православие, ислам, протестантизм, старообрядчество и иудаизм. Именно эти религии обладают и наиболее весомым авторитетом в обществе. Изучение истории взаимоотношений всего российского религиозного сообщества с государством позволит дать целостное теоретическое обоснование взаимоотношений государства и института религии, чего нельзя было бы сделать, отдав приоритет какому-то определенному религиозному направлению.

На протяжении исследуемого периода взаимоотношения государства и института религии претерпели существенные изменения. Если в довоенный исторический отрезок весь представленный в СССР спектр религиозных объединений подвергался гонениям, то на завершающем этапе Великой Отечественной войны государственно-конфессиональные взаимоотношения нормализовались. После окончания войны в отношении советской власти к религии можно выделить несколько периодов. Первый охватывал 1945 - 1948 гг. и для него характерно было продолжение директивного возрождения религиозных общин (начался этот период еще в 1943 г.). Второй период начался после охлаждения государственно-конфессиональных отношений в

1948 г. и длился вплоть до смерти И.В. Сталина. Его отличительными чертами служили попытки интегрирования религиозной структуры в государство и стабилизация положения конфессиональной жизни. Третий период длился с 1954 по 1957 гг. и получил название «религиозной оттепели». Благоприятные условия для развития религиозных объединений были вызваны развернувшейся в эти годы внутрипартийной борьбой, сделавшей религиозный вопрос второстепенным для общественной жизни.

Четвертый период начался в 1958 г. и продолжался до 1960 г. Его характерной чертой стало ужесточение позиций государства в области религии, выражавшиеся в перемещении главного центра антирелигиозной борьбы в область экономики и идеологии. Пятый период - 1960-1964 гг. -отмечен массовыми гонениями на конфессии и закрытием большого числа церквей и молитвенных домов. Каждый из вышеперечисленных исторических отрезков необходимо подвергнуть осмыслению и анализу, чтобы обнаруженные ошибки в построении взаимоотношений между советским государством и религиозными объединениями стали ценным материалом в построении современной модели государственно-конфессиональных отношений.

В военное время религия стала источником консолидации населения Ставрополья и Кубани против немецких захватчиков. Призывы высшего духовенства встать на защиту Родины, подпольная деятельность рядового духовенства, содействовавшая успехам партизан, сборы денежных средств и вещей для Красной Армии, - это далеко неполный список дел патриотической направленности, осуществленной представителями различных религиозных движений. Такая патриотическая деятельность подавляющего большинства представителей конфессий на территории СССР, в том числе и Северного Кавказа, стала главной причиной нормализации государственно-религиозных отношений.

В современной России идет процесс религиозного возрождения, и интерес к истории религиозных направлений не ослабевает. Поэтому

большое внимание в работе уделяется проблеме процесса возрождения религиозных обществ. Такие аспекты, как патриотическая деятельность религиозных объединений, административно-управленческая деятельность государственных"^ органов власти в области религии, хозяйственная деятельность церквей и молитвенных домов, контролирующая функция государственных органов власти, выражавшаяся в регистрации лояльных государству религиозных общин, получили более углубленное изучение.

В послевоенный исторический период процесс открытия новых церквей и молитвенных домов был свернут. Хотя, следует отметить, потенциал конфессионального возрождения не был полностью исчерпан, и об этом свидетельствует большой поток ходатайств об открытии культовых зданий. Это противоречие между государством, не желавшим усиления влияния религии на общественную жизнь, и обществом, стремившимся восстановить свои культурно-религиозные корни, вызвало противодействие со стороны общества. Поэтому в данной работе рассматривается проблема сосуществования государства и религиозных объединений на Ставрополье и Кубани в новых, более либеральных условиях.

В настоящее время в России продолжается поиск наиболее оптимальной модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями. Поэтому анализ деятельности государства в области религии в послевоенный период выявит и позитивные, и негативные последствия проводимой им политики для общества. Следовательно, изучение данной проблемы имеет существенное теоретическое и практическое значение. Введенные в научный оборот новые, ранее неизвестные исторические документы, позволили более полно раскрыть многие аспекты исследуемой темы.

В конце 50-х гг. XX века была провозглашена идея создания «общенародного государства», конечной целью которой стал постепенный переход советского общества к коммунизму. Однако процесс его строительства сопровождался усилением идеологического диктата со

стороны партийно-государственного аппарата во всех сферах жизни общества. Главный противник коммунистической идеологии в лице религиозного института не только к концу 50-х гг. не ослабел, но и стал более влиятельным и материально окрепшим, наглядным свидетельством чему стало повышение уровня доходов церквей и молитвенных домов. Во многом по этой причине первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев с таким фанатизмом начал новую наступательную кампанию против представителей всех религий в СССР.

Современные исследователи российского общества отмечают резкое падение нравственности населения в СССР. Одной из причин этого явления стало образование «нравственного вакуума» в советском обществе. Коммунистическая идеология пыталась искоренить влияние религиозных объединений на общественное сознание. Религиозные ценности заменялись коммунистическими. Ярким примером этого процесса стал «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый в октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС. Однако советская молодежь, особенно во второй половине 70-х и в 80-х гг. XX века, разочаровалась в коммунистических идеях, относясь к ним как к утопическим. Считая идеи коммунизма неприемлемыми, атеистически воспитанная молодежь отрицала и религиозные ценности, что послужило основой для появления «нравственного вакуума». Поэтому проблема гонений на религиозные объединения и превращение общества в бездуховное, лишенное религиозных корней, представляется актуальной для современной России.

Неудовлетворительное состояние научной разработки проблемы на региональном уровне, главным образом деятельности религиозных объединений в послевоенный период, и рассекречивание архивных материалов потребовали проведения дальнейших исследований. Новые документы помогли нарисовать более полную картину о деятельности религиозных учреждений в годы войны, провести анализ эволюции государственно-конфессиональных отношений в послевоенный период,

выявить причины и методы проведения антирелигиозной кампании на рубеже 50-60-х гг. XX века.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимоотношений государства с религиозными учреждениями в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период привлекала внимание многих исследователей. В то же время в научных трудах по данному историческому периоду и интересующей нас тематике сведения зачастую носили отрывочный, эпизодический характер. Многие аспекты, затрагивавшие деятельность и взаимодействие религиозных объединений с государством, остаются пока малоисследованными.

В историографии проблемы осуществления государственной политики СССР в отношении религиозного сообщества на Ставрополье и Кубани в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период целесообразно выделить два этапа: 1) советский историографический этап, который охватывает 1941 г. - конец 1980-х гг. и характеризуется антирелигиозной ориентацией большинства публикаций; 2) постсоветский историографический этап, начавшийся после распада СССР в 1991 г. и продолжающийся по настоящее время. В отличие от первого этапа он отмечен широким многообразием взглядов и точек зрения по исследуемой проблематике.

Важной особенностью первого этапа была ограниченность источниковой базы. Основополагающими источниками по изучению данной проблемы служили декреты советской власти, труды государственных и партийных деятелей, материалы периодической печати.' В данных источниках религиозный институт нередко представлялся в качестве силы, которая противостояла коммунистической идеологии. Поэтому главной задачей авторов таких публикаций было разоблачение практической деятельности представителей различных конфессий.

1 Ярославский Е.М. О религии. - М.,1957; Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. - М., 1964; Луначарский A.B. Почему нельзя верить в бога. Избранные атеистические произведения. - М., 1965.

В годы Великой Отечественной войны советское руководство начало проводить политику ограниченного возрождения религиозной жизни. Однако изменения, произошедшие в государственно-конфессиональной политике в годы «золотого пятилетия»*, не отразились на общей антирелигиозной тональности исследований. Определенный интерес представляют также статьи, появившиеся в советских периодических изданиях в годы Великой Отечественной войны. В них преобладали выступления высших руководителей Советского Союза, многие из которых основывались на распоряжениях, приказах и речах Сталина.

Важными для понимания данной проблемы представляются различные статьи и очерки, опубликованные в годы войны в оккупационных периодических изданиях. Они наглядно показывают, какими методами и действиями немецкие оккупационные власти, используя средства массовой информации, пытались привлечь на свою сторону население Краснодарского и Ставропольского краев. В таких материалах преобладали сведения о ходе и направлениях церковного возрождения, содержались призывы организовывать на местах открытие церквей и молитвенных домов, предоставлялась возможность духовенству публиковать свои церковные взгляды и размышления.3

Материалы прессы послевоенного периода имеют большое значение для выяснения той внешней обстановки, которая была создана вокруг религиозных объединений. В газетных публикациях, как правило, давалась негативная оценка деятельности религиозных обществ, духовенства и верующих. Через газеты велась также наступательная антирелигиозная, атеистическая пропаганда. Поэтому такие статьи в различных периодических изданиях способствовали созданию определенного духа времени. В противовес наступательной атеистической пропаганде, осуществляемой в

* «Золотое пятилетие» - 1943-1948 гг., период активного открытия культовых зданий в СССР. Верующие помогают фронту // Сталинское слово. - 1944. - 3 июня.

' Церковь и общество // Пятигорское эхо. - 1942. - 26 сентября; Борьба с атеизмом // Пятигорское эхо. -1942. - 23 сентября; Престольный праздник // Утро Кавказа. - 1942. - 16 декабря; Вселенская панихида // Майкопская жизнь. - 1942. - 15 октября.

советской прессе, содержание номеров печатных изданий религиозных центров (у Русской Православной Церкви - «Журнал Московской Патриархии», у Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов -«Братский вестник»), изобиловало верноподданническими материалами, в которых нет даже намека на какой-либо протест со стороны религиозных центров. Всё это наглядно свидетельствовало о тотальном контроле государства в области религии.

В конце 1950-х гг. в СССР получили широкое распространение антирелигиозные публикации, изобиловавшие личной информацией негативного характера о религиозных деятелях, с целью дискредитации их и религиозного института в целом. В частности, в 1960 г. на Ставрополье под авторством П. Мелибеева и В. Туренской вышла антирелигиозная книга ««Святые» тенёта», в которой сурово критиковались семинаристы и высшее православное духовенство Ставропольского края. Так, архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний обвинялся в нарушении канонов монашества, ибо продолжал ухаживать за женщинами, а ректору и духовнику Ставропольской духовной семинарии ставили в вину сотрудничество с гитлеровцами на оккупированной территории.4

С середины 1960-х гг. в работах Н.С. Гордиенко, Е.Ф. Грекулова, Г.З. Иоффе, П.К. Курочкина, В.М. Ушакова подробному анализу был подвергнут исторический путь развития различных конфессиональных направлений.3 Разумеется, авторами такой анализ проведен был с атеистических позиций, с обвинительным уклоном в адрес религиозных воззрений.

В течение 50-х гг. и вплоть до середины 80-х гг. XX века практически не проводилось исторических исследований по проблеме государственной политики СССР в отношении религиозного сообщества. Это было связано с тем, что все важнейшие документы по истории религиозных направлений в

4 Мелибеев П., Туренская В. «Святые» тенёта. - Ставрополь, 1960.

Гордиенко Н.С. и др. Современное православие и его идеология. - М., 1963; Грекулов Е.Ф. Православная церковь враг просвещения. - М., 1962; Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. - М., 1977; Курочкин П.К. Идеология современного православия. - М., 1965; Ушаков В.М. Православие и XX век. Критика модернизма и фальсификации в идеологии современной Русской Православной Церкви. -Алма-Ата: Казахстан, 1968.

СССР находились под запретом. Авторы, создавшие за этот период диссертационные исследования и монографии, анализировали на их страницах формы и методы атеистической пропаганды, уделяли внимание вопросам воспитания молодежи в духе атеизма, касались недостатков в организации индивидуальной работы с верующими. В работах Н.С. Гордиенко, Б.Н. Коновалова, М.И. Шахновича различные стороны и проблемы атеистического воспитания масс были отражены в наибольшей степени.6 В целом же, можно утверждать, что выводы и рекомендации данных авторов соответствовали проводимому курсу Коммунистической партии на усиление борьбы с религией.

Новый этап развития историографии проблемы начался с конца 80-х гг. XX века и продолжается по настоящее время. Большинство авторов кардинально пересмотрели прежние подходы к анал�