автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Решение технологических задач в методах создания средовых объектов дизайна

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Селезнев, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Решение технологических задач в методах создания средовых объектов дизайна'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Селезнев, Александр Александрович

1. ВВЕДЕНИЕ.

• ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Анализ металлов, применяемых при изготовлении литых металлических изделий.

1.2. Коррозия металлов и их сплавов.

1.3. Методы литья и современные технологии изготовления сложных инженерных сооружений.ЗС^

1.3.1. Сравнительная оценка способов литья.

1.3.2. Сравнение способов литья по критерию технологичности.

1.3.2. Методика разработки технологии отливки детали.

1.3.3. Метод вакуумно-пленочного литья.

1.3.4. Метод литья по выплавляемым моделям.

1.4. Анализ причин появления невостребованных обществом средовых объектов дизайна.

1.5. Анализ технологического процесса создания изделий методом литья. 72 ЗАДАЧИ РАБОТЫ.76*

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПОДХОДА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ СОЗДАНИЯ СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА.

2.1. Восприятие средовых объектов дизайна.

2.1.1. Восприятие объекта органами чувств.

2.1.2. Логическое восприятие металлических материалов.

2.1.3. Восприятие средового объекта как объекта ландшафтного дизайна

2.2. Составление алгоритма создания средового объекта дизайна.85 *

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА ИЗ МЕТАЛЛА, ОБЛАДАЮЩИХ ПОВЫШЕННОЙ

КОРРОЗИЙНОЙ СТОЙКОСТЬЮ.

3.1. Разработка технологического процесса, позволяющего получить средовой объект дизайна, стойкого к коррозии.

3.2. Технологический процесс создания средового объекта дизайна из бронзы по методике «Шарнирование - М».

3.3. Определение вида сварки и присадочного материала, приемлемого для монтажных работ при сборке средовых объектов по технологии «Шарнирование - М».

ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА ИЗ БРОНЗЫ.

4.1. Поиск композиционно-стилевой концепции и места установки средового ^ объекта из бронзы.

4.2. Отливка сегментов средового объекта из бронзы по выплавляемым моделям для сборки изделия по методике «Шарнирование - М».

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Селезнев, Александр Александрович

Дизайн как творческий метод и процесс художественно-технического проектирования новых изделий, оборудования, предметной среды разных сфер-* жизнедеятельности людей, опираясь на совокупность достижений в науке, технике и искусстве, ориентирован на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и общества.

Взаимодействие технического прогресса с развитием культуры обусловливает социальный фактор научно-технического прогресса в целом, что, в свою очередь, всё больше и больше привлекает внимание общественной мысли во всём мире.

Техническая эстетика - наука, изучающая эстетическую сторону современного промышленного производства. [44] Этим занимаются' специалисты-художники, их творчество носит название «дизайн».

В отечественной практике термин «дизайн» часто считается синонимом термина «художественное конструирование». В то же время в своем исходном английском значении «дизайн» означает «проектирование» и применяется к разнообразным техническим объектам, на пример, к кораблям, автомобилям и т.д. [95].

В данном исследовании поддерживается такая точка зрения, что при проектировании решаются три группы задач: художественные, функциональные и технологические. При этом термин «дизайн» в смысле' художественного конструирования следует применять к таким объектам, у которых художественные и функциональные задачи в совокупности заведомо преобладают над технологическими. Художественные же задачи должны быть четко выраженными, даже если их роль соразмерна с функциональными

В таком понимании, например, проектирование небольшого мостика в парке можно явно отнести к средовому дизайну, в то время как проектирование крупных мостов будет заведомо относиться к технологическому проектированию. В то же время на этих крупных мостах могут быть такие элементы (например, фонари, решетки), которые могут составить предмет средового дизайна (приложение 9).

В настоящее время развитие техники затрагивает фактически все области человеческого бытия, что неизбежно накладывает глубокий отпечаток на взаимодействие между человеком и природой, на отношения между людьми, на самосознание гражданина.

Иногда, говоря об окружающей среде, мы имеем в виду, главным образом, природу, отделяя от этого понятия искусственную среду, создаваемую человеком. На наш взгляд, все организованное пространство, где человек живет, работает и отдыхает, нужно считать средой его обитания, деля её на две составные части: среду естественную и среду искусственную, создаваемую творческой деятельностью человека. И тогда мы неизбежно приходим к выводу, что дизайн должен активно влиять на единый процесс формирования естественной и искусственной среды. Однако, дизайнер, как исполнитель воли заказчика, сегодня мало влияет на качество происходящих,, изменений, особенно художественно-эстетического характера, т.к. экономические, функциональные и технические факторы остаются приоритетными для заказчика, принимающего окончательное решение, как на начальной, так и на завершающей стадии.

Большим недостатком в деятельности современного дизайнера, приобретающим все более массовый характер, остаётся локализация его творческих усилий на создании средовых объектов без учёта той роли, которую играет окружающая среда при решении творческих задач .

По опыту работы для диссертанта особый интерес представляет военное историческая среда, в которой памятные знаки и другие малые формы средового дизайна должны быть, с одной стороны, гармонично вписаны в современную окружающуюся среду, с другой стороны, эти объекты в какой то степени должны быть элементами ретро-дизайна. Имеется ввиду боевое снаряжение (кольчуги, шлемы), символические элементы (кресты, иконы), элементы «под старину» (светильники, ограды). Эти объекты в значительной части могут выполняться из цветных металлов, что и соответствует главной направленности исследования.

На рубеже XX - XXI столетия технический прогресс, сущность техники и перспектива её развития обуславливают либо помощь основного партнера дизайнера, которым становится инженер-конструктор, либо овладение технологическими секретами самим дизайнером. Творческий тандем этих профессий помогает анализировать проектные ситуации, возникающие в процессе постановки и решения конкретных дизайнерских задачу моделировать объекты проектирования, способы их воплощения в материале на основе соответствующих технологий.

Расширение границ применения дизайна ведёт за собой расширение круга творческих задач, встающих перед дизайнером, что, естественно, требует повышения его культуры, углубления и постоянного обогащения профессиональных знаний, способности к коллегиальному сотрудничеству. В последние время в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уделяется большое внимание проблемам формирования городской среды. Это обстоятельство требует по-новому взглянуть на роль художника-конструктора, участвующего в создании новых средовых объектов дизайна из разных материалов (в том числе из металлов) в сложившемся облике города.

В связи с этим московская городская Дума постановила выносить на рассмотрение комиссии по монументальному искусству решение вопросов установки новых памятников и разработки их окружении. В Санкт-Петербурге по инициативе главного художника города было предложено создать межведомственную общественную комиссию по приемке памятников, что является актуальным и для всех видов средовых объектов. Кроме того, установка большого количества средовых объектов в городской среде 6ei обеспечения их долговечности в будущем неизбежно повлечет за собой большой объем реставрационных работ. Во избежание этого следует вносить корректировку в технологический процесс создания художественных объектов с учетом опыта реставрации.

Литые объекты из металла, находящиеся в пространственной среде-городов, как и другие объекты материальной культуры, подвергаются интенсивному и одновременно разрушительному воздействию климатических, временных, техногенных и антропогенных факторов. В связи с этим один из основных критериев оценки достоинства исторического памятника - степень его сохранности. Очень незначительное количество изделий дизайна доходит до нашего времени без значительных изменений. Степень и характер этих изменений могут быть различны, но в совокупности с антропогенным воздействием они, как правило, приводят к значительным утратам во внешнем облике изделий.

Известно, что в большей степени на средовые объекты из металла (в том числе из бронзы) влияет коррозия. Например, на реставрационном совете Санкт-Петербурга обсуждался вопрос музеефикации «Укротителей коней» П.К. Клодта. Поверхность скульптур Аничкова моста на 100 % была поражена «бронзовой болезнью», эрозия достигла 0,3 мм в глубину. Причиной этого стала ликвация.

Таким образом, совершенствование методики дизайна технологического процесса создания средовых объектов из металла для обеспечения их сохранности, является актуальной задачей и требует поиска5 современных подходов к разработке новых технологий.

Обобщая опыт решения технологических задач при создании средовых объектов дизайна из металла, научно обосновывая технологию изготовления объектов из сплавов на основе меди с повышенной коррозийной стойкостью, можно добиться организации производства обеспечивающего высокое качество исполнения изделий. Такой подход к решению поставленных задач возможен только при разработке: новых концептуальных подходов в решении технологических задач и поиске новых методов изготовления художественных объектов из металла, неподверженного коррозийному процессу, новых' рекомендаций для технологического процесса, которые позволят с наибольшей полнотой и точностью воплотить замысел автора в формировании предметной среды.

В настоящей работе с целью выработки комплексного подхода и научного обоснования целесообразности применения современных технологий при создании и реставрации средовых объектов из сплавов на основе меди, проведены исследования, и на их основе разработан новый подход к созданию художественных объектов, обладающих повышенной коррозийной стойкостью, что позволяет внедрить результаты исследования в современную практику средового дизайна.

Результаты исследований использованы для реализации проекта «Место Невской битвы» для Колпинского района Санкт-Петербурга, средовых объектов дизайна для ландшафта на территории Константиновского дворца в Стрельне (Санкт-Петербург). В этих проектах в дальнейшем будут реализованы ещё более широкие программы применения элементов средового дизайна, позволяющие полнее осуществить разработанные в диссертации методики.

В рамках проведенных исследований дополнительно разрабатываются средовые объекты из бронзы для проекта «Серебряное кольцо Александра Невского» в Юрьевом монастыре Великого Новгорода и селе Кобылье Городище у места Ледового побоища на Чудском озере.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Решение технологических задач в методах создания средовых объектов дизайна"

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

Ф 1. Разработан и внедрен алгоритм технологического решения технических задач при создании средовых объектов из металла.

2. Разработаны рекомендации для достижения наиболее полного эффекта художественной выразительности объекта средового дизайна при воплощении замысла авторской концепции.

3. Показано, что метод «Шарнирование - М» может быть использован при создании средовых объектов дизайна из металлов (в том числе из бронзы), объектов архитектуры малых форм для городской среды (элементов оград,

Ф ворот, садовых решеток, лестниц, фасадного декора, фонтанов, уличных фонарей, скамеек, светильников и др.), а так же, при изготовлении элементов оформления вестибюлей и подземных залов в метрополитене и других общественных здания, где требуются применение художественно значимых объектов дизайна, выполненных из медных сплавов.

4. Разработана технология изготовления конструкции из сегментов весом до 50 кг, позволяющая уменьшить ликвацию в отливке и, тем самым, повысить коррозийностойкость средового объекта из металла.

5. Определен вид сварки, обеспечивающий малозаметный сварной шов, ф максимально приближенный по физическим и механическим свойствам к основному материалу изделия по результатам исследования физике механических свойств, ренген-контроля и структуры околошовной зоны и зоны сварного шва.

6. Установлено, что для средовых объектов из медных сплавов БрОЦС сварной шов, полученный с применением присадочного материала из бронзы БрОФ, обеспечивает наименьший положительный прирост твердости (ДНУ) сварного шва по отношению к основному материалу в пределах от 5 HV до 15 HV. Проведенное исследование позволило выбрать оптимальный присадочный материал, способствующий получению однородной поверхности после окончательной механической обработки макрорельефа изделия.

7. Установлено, что предлагаемый метод способствует повышению культуры производства создания средовых объектов, позволяет с высокой точностью воплощать в материале замысел автора, а также обеспечивать длительное сохранение качества внешнего вида этих объектов, влияющего на их положительное эстетическое восприятие.

 

Список научной литературыСелезнев, Александр Александрович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Алешин Н.П., Щербинский В.Г. Контроль качества сварочных работ. -М.: Высшая школа, 1986.

2. Алов А.А. Основы теории процессов сварки и пайки. М.: Машиностроение, 1964.

3. Бадьянов Б.Н., Давыдов В. А. Сварочные процессы в электронной технике. -М.: Высшая школа, 1988.

4. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков. Л.: Искусство, 1972.

5. Блаватский В Д. Природа и античное общество. М., 1976.

6. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1970 - 1978.

7. Брил Т. Свет. Воздействие на произведения искусства. М: Мир, 1983.

8. Брюханов А.Н., Лахтин Ю.М., Малышев А.И., Николаев Т.Н., Шувалов Э.А. Технология металлов. -М.: Машгиз, 1959.

9. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб., 1997.

10. Вентцелъ Е.С., Овчаров Л.А. Теория случайных процессов и её инженерные приложения. М.: Наука, 1991.11 .Верховенко Л.В., Тухин А.К., Справочник сварщика. Минск: Высшая школа, 1990.

11. М.Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., АО ИКАР, 1993.

12. ХЪ.Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб.: Кольна, 1995.

13. ВНИИР. Художественное наследие. -М., 1980.

14. Военная энциклопедия. -СПб., 1911 1914.

15. Военный энциклопедический лексикон. СПб., 1837.

16. Волченко В.Н. Контроль качества сварных конструкций. М.: Машиностроение, 1986.18 .Воронкова В Д. Алгоритм организации труда. М.: Московский рабочий, 1973.

17. Гадлин Н.М., Чернега Д.Ф., Иванчук Д.Ф. Моисеев Ю.В., Чистяков В.В,145

18. Цветное литьё: Справочник. М.: Машиностроение, 1989. 20.Гартман Н. Эстетика. - Киев.: Ника-Центр, 2004. 21 .Геттнер А. География, ее история, сущность и методы. - М.; Л., 1930.

19. Глизманенко Д.А. Газовая сварка и резка металлов. М.: Высш. школа, 1969.

20. ГОСТ 3242-81. Швы сварных соединений. Методы контроля качества.

21. Государственный комитет СССР по науке и технике. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Материалы конференций, совещаний. Семинар «Цвет. Материалы. Дизайн», 1987.

22. ГривнякИ. Свариваемость сталей. -М.: Машиностроение, 1984.

23. Гуляев А.П. Металловедение.-М.: Металлургия, 1986.

24. Гуревич С.М. Справочник по сварке цветных металлов. Киев: Наукова думка, 1981.

25. Гутов JI.A. Никитин М.К. Справочник по художественной обработке металлов. СПб.: Политехника, 1995.

26. Дерягин Р.И. Алгоритм решения исследовательских проблем. Вып. 5. -Информатика и ее проблемы. Новосибирск: Наука, 1972.

27. Джаудд Д., Вышедски Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978.

28. Дубинин ИЛ. Технология металлов и других конструкционных материалов. М.: Высшая школа, 1969.

29. Дьяконов В.П. Справочник по алгоритмам и программам на языке бейсик для персональных ЭВМ. -М.: Наука, 1989.

30. Евсеев Г. Б., Глизманенко Д. Л. Оборудование и технология газопламенной обработки металлов и неметаллических материалов

31. Ерохин А.А. Основы сварки плавлением. М.: Машиностроение, 1973. 35.3а леншським планом. Монументальна пропаганда на УкраТш в nepiniроки радянськоТ влади, Кшв, 1969. 36.Захаренко А. История сооружения памятника «Тысячелетие России» в

32. Новгороде // Ученые записки НГПИ. Т.Н. Вып.2. 31 .Знаменский А. Учебное руководство по истории русской церкви. -СПб.,4

33. ЪЪ.Зотов Б.Н. Художественное литье. М.: Машиностроение, 1982.

34. Из истории плана монументальной пропаганды, в сборнике: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве. М., 1960.

35. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С., Русь и варяги. Сборник Славяне и Скандинавы. М., 1986.41 .Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М.: Искусство, 1985.

36. Компьютерная грамотность. М.: Вектор, 1994.43 .Корн Г. и Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. -М.: Наука, 1977.

37. Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект пресс, 1998.

38. Курдюмов А.В., Ликунов М.В., Чурсин В.М., Бибиков Е.Л. Производство отливок из сплавов цветных металлов. М.: МИСИС, 1996.

39. Аб.Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка. М.: Металлургия, 1976.

40. Ленин В. И. Полн. собр. соч.: Т. 37, с. 169-172; Т. 38, с. 326; т. 41, с. 105106, 158; Т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191-192; Т. 51, с. 99-100,182; Т. 52, с. 177; Т. 54, с. 401.

41. Литейные сплавы и технологии их плавки в машиностроении. М.: Машиностроение, 1984.г

42. Луначарский А. В. Ленин и искусство. Воспоминания // Луначарский А.В. Собр. соч.: М., 1967. Т. 7. С. 401 406.

43. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литьё. СПб.: Политехника, 1996.51 .Маринеску И., Мойнягу Ч., Никулеску Р., Ранку Н., Урсяну В. Основы атематической статистики и её применение. М.: Статистика, 1970.

44. Молодык Н. В., Зенкин А.С., Сварка деталей машин. Справочник. М.: Машиностроение, 1989.

45. Мордвинцев Л.А. Технология сварки и пайки М.: Госиздат Оборонной Промышленности, 1957.

46. Моцохин С.Б. Контроль качества соединений и конструкций. М.: Стройиздат, 1985.

47. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А. Допуски и посадки: Справочник. Л.: Машиностроение, 1982.

48. Николаев Г. А., Винокуров В. А. Сварные конструкции. Справочник технолога: Учебн. для вузов / Под ред. Г. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1990.

49. Ы.Новиков НИ., Строганов Г.Б., Новиков А.И. Металловедение термообработка и рентгенография. М.: МИССИС, 1994.

50. SS.Hoemoea Е.Б. Интерьер общественных зданий. М.: Стройиздат, 1991.

51. Новикова Л.И. Эстетика и техника: Альтернатива или интеграция? М.: Политиздат, 1976.

52. Отто Я., Куприянов И. Биографические очерки лиц, изображенных на памятнике «Тысячелетие России». Новгород, 1862 .61 .Печкова Т.А. Инструментальная оценка цвета материала. М., 1970.

53. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1724 1725 января 28. СПб., 1876. Т. IV. С. 148, документ № 1318.

54. Полян П.М. География и вдохновляющие ресурсы природы // Природа. -1978. №3.

55. Полян П.М. География и вдохновляющие ресурсы природы // Природа. -1978. №3.

56. Попов Г. А. Расчет башенных систем Шухова // Строительство и промышленность. №7.

57. Производство отливок из сплавов цветных металлов. М.: Металлургия, 1986.

58. Ржевский Леон. Коммунизм это молодость мира. Синтаксис (Париж). 1987. № 17.бЪ.Родоман Б.Б. Пейзаж России. М., 1994.

59. Румшинский Л.3. Элементы теории вероятностей. -М., 1963.

60. Русский биографический словарь. СПб., 1900.7 l.PTM 3-1820-88. 1989.

61. Савинов А. Микешин. -M, 1971.

62. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.: Наука, 1982. (Серия «Археология СССР»).

63. Селезне, А.А. Технологические способы защиты от коррозии художественных объектов из металла // Материалы международной научной конференции: Мода и дизайн. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006.

64. Селезнёв А.А. Совершенствование технологии литья монументальной скульптуры // Проблемы экономии и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности: Сб. науч. тр. Вып. 10. СПб.: СПГУТД, 2005.

65. Селезнёв А.А. Царёв Б.А. Флотские и гражданские храмы во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского // Морской вестник № 1 (13), СПб, 2005. С. 102 108.

66. Семеновский А. Памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый в Новгороде. СПб., 1908.81 .Солнцев Ю.П. Материаловедение: Учебник для вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. / Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин Спб.: ХИМИЗДАТ, 2004.

67. Ш.Смолина М.А. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат,1491990.

68. Соколова M.JI. Металлы в дизайне. М.: МИССИС , 2003.

69. Солоухин В. Цивилизация и пейзаж // Время собирать камни. М., 1980.

70. Сорокин U.E. Страницы истории Ижорской земли. Усть - Ижора.,1993.

71. Стригалёв А. У истоков советского монументального искусства // Декоративное искусство СССР. 1968. № 4.

72. Теория литейных процессов. Л.: Машиностроение, 1976.

73. Технический отчет № 694 по теме ГМ 4 531-82.

74. Технический отчет М по теме ГМ 4 533-85.

75. Уланским А. Памяти М. О. Микешина Исторический вестник. 1897. Сентябрь.91 .Урвачёв В.П., Кочетков В.В., Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литьё по выплавляемым моделям сплавов меди. Челябинск: Металлургия, 1991.

76. Федоров С.А. Контроль качества сварных и паяных соединений. Учебное пособие.-М.:МАТИ, 1989.

77. Фетисов Г.П., Карпман М.Г., Матюние В.М., Гаврилюк B.C. Материаловедение и технология металлов: Учебник М.: Высшая школа, 2001.9А.Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов: Учебник. -М.: Издательство В. Шевчук, 2001.

78. Фролова В.В. Теоретические основы сварки. М.: Высшая школа, 1970.

79. Царев Б.А. Введение в художественное конструирование судов. Учебное пособие. Л. Изд. ЛКИ, 1973.

80. ШифманХ. Ощущения и восприятие. М.: Питер, 2003.

81. Шляпкин И.А. Иконография св. благоверного великого князя Александра Невского. Петроград, 1915.

82. Штейнберг С. С. Металловедение. Свердловск, 1961.

83. Эвалъд А. Воспоминания о М. О. Микешине // Исторический вестник. 1897.

84. Энциклопедический лексикон. СПб., 1838. Словарь150достопамятных людей русской земли. / Сост. Бантыш-Каменский. -СПб., 1836.

85. Энциклопедический словарь. Изд. Ф. Брокгауза и А. Ефрона. -СПб., 1890.