автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Роль нрава и морали в реализации сущностных сил человека

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Харипов, Рафик Халилович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Роль нрава и морали в реализации сущностных сил человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль нрава и морали в реализации сущностных сил человека"

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ 40-ЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ

На правах рукописи

ХА7ИТОВ РАФИК ХАШОВИЧ

РОЛЬ ПРАВА И МОРАЛИ В РЕАЛИЗАЦИИ

судаостньк сил человека

Специальность 09.00.01. - диалектический и исторический материализм

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

У ЗА - 1990

Работа выполнена на кафедре этики и эстетики Башкирского государственного университета им, 40-летия Октября

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Валеев Д.К.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профеосор АкмамОетов Г.Г.

, ■

- кандидат философских наук, доцент Шиннарева К.С,

Ведущая организация - Уральский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им, А.М.Горького

Защита состоится "_" _ 1990 г. в_час.

,ца васедании специализированного Совета по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Башкирской государственном университете им, 40-лотия Октября по адресу: г, Уфа, ул. Фрунзе, 32, главный корпус, ауд. 01.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан "_" __ 1^0 г.

Ученый секретарь . д специализированного Совета, 'кандидат философских наук,

поцен£ . • Р.М.Тухватуллин

0Б1ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность исследоюния. Перестройка, осуществляемая в нашей стране, предполагает переход от а-.иинистративно-ксманд-ной модели социализма к его гуманному и немокэтическому облику, такому обществу, где в центре развития находится человек, условия его чизни и трута, возможности всесторонней реализации его способностей, потребностей, интересов, Сегошя остро ощущается необходимость всемерной активизации человеческого ¡яктора, раскрепсления духовного и физического потенциала личности, создания всех необходимых предпосчлок для полноценной и твот.ческой деятельности всех членов общества. "Гуманизация общественных ст]уктур мсрт состояться только при услопшт роста инвестиций в человека. Мам надо до конца осознать, что общество бу.чот развиваться том болен интенсивно, чем болея развит, компетентен, добросовестен п труде будет сам человек",^

Принцип приоритетного человеческого измерения всех с^-ер кизни чрезвычайно актуализирует теоретические исследования процессов раскрытия творческого потенциала личности, лияния различных социальных Тякторов на ,{,ор;н и способи опредмечивания сущности« сел человека. Облество, встугамдее на путь обновления, объективно заинтересовано в раскрытии созидательных сил чрчовпка: такова общественная потребность, резко усиливамцаиоя в современных условиях, лоят'тлу возрастает необходимость форсирования у человека правильных научных представлений о своой сущности и способах ее реализации.

Задачи /уланизации общественной таэни в нашей стране не-р.чзтчвно связаны с чорадровачием правового государства, которое явится реализацией на практике демократических идеалов и ценностей. Чрччовое государство приведет к создания . условий длч наиболее полной и оптимальней реализации сил и способностей человека, выбора '{туп социальной активности, творческой спуодеятелыюсти, инициатив» к предприимчивости. В этой связи р-п.чко усиливается социальная чнгчимость право-

^ТорЗлчеп 7.0'. "гцвдлиотическая инея и 1 Р5/пянгек1ки» перестройка // ьр'Тчуг. 3 :.'<*:). /.-] ноября.

вых и нравственных регулятивов в "лзнелеятельности человека, возрастает их детерминирующая роль В раскрытии творческого потенциала личности* Гесно взаимодействуя; метду собой, право я мораль оказывают весьма эффектное воздействие на реализацию сущностных сил человека, определяют многие чажные стороны его »изнеосууествления. Все это обусловливает необходимость изучения влияния правовых и моральных нош на формы и способы осуществления творческих потенций личности.

Актуальность исследования диктуется еде и тем обстоятельством, что происходящие в нашей стране общественные процессы -переход к рыночным отношениям в экономике, демокрготзяют, плюрализм политической деятельности, утверждение начал социальной справедливости, - во многом изменили пъетаие представления о роли права и морали в »иякегеятельнсстч человека. В этих условиях необходимо переходить i; разработке механизмов взаимодействия этих регуляторов в соответствии с их новым содержанием и функциями, с их изменившимся социальном статусом в обществе.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблема воздействия права и морали на реализацию сущностных сил человека является практически не исследованной. В современной научной литературе нет специальных исследований, посвященных анализу сущностных сил человека, ^орм и способов их реализации, влияния права и морали на агот процесс..

В то уэ время имеются работы, в которых в ~азной мере ставятся проблемы, связанные с настоящим исследованием.

Теоретические и методологические вопросы, касающиеся сущностных сил человека, рассматриваются в трудах Андреева К).П., Батищева Г.С., Бодалева A.A., П/евой Л.П., Здравом:слова А.Г., Когана J1.H., Михайлова H.H., 1!латонова К. К., Сабирова Х.Ф., Спаскбенко С.Г., Сиальянинова Л.Ф., Фролова И.Т., i'Ja-таловой Н.И. и цр.

Особенно продуктивный анализ сущностных сил сделан в статье Н.й.Матрловой "Сущностные силы человека /по работал» К.Маркса/" и в монографии Л.Н.Когана "цель и смысл гизни человека".1 Опираясь на произведения К.Маркса и Ф.Энгельса,

1См.: Шаталова H.H. Сущностные силы человека /по работам. К..Лаикса/ // Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов У ¡.ала. Свердловск, 1J7-J; Коган Л.Н. Црль и смысл "изки человека. U;, 1984.

названные авторы рассматривают сущностные силы как спссоб присвоения человеком общественны* отношений, реализующийся в его лрактичеоки-преобразущей деятельности. В структуре этик сил они выделяют различные элемент«, отходя от традиционного сведения их только к способностям.

Однако-в указанных работах отсутствует целостное философское восприятие сущностных сил, они не исследуются как универсальная совокупность социальных свойств человека, существующая в единстве всех ее многообразных компонентов. Сущностные силы воспринимаются Н, И,Шаталовой и JI.H.Коганом пре- , ■ имущественно в культурологическом аспекте, при котором вые поля зрения остаются системные качества изучаемого объекта, фитгосохскиз основания его бытия.

Кроме того отдельные методологические аспекты реализации сущностных с if л человека становились предметом анализа в работах нсихоногов Абульханоьой-Славской К,А., Анциферовой Е,А.f Артемьевой Т.И., Кона И.С., Леонтьева А.Н,, Лисовской Л,Б,, ilajwrmia Б.Д., Петровскою A.B., Рубинштейна С. Л., Са~'на 3.<■!'., Т. (¿.Крсш емкого.

В рамках философского подхода- реализация оу4ностних сил человека рассматривалась в трудах Еати4ева Г.С., Григорьяна Б.Т., Дубинина H.H., Бенина И,Ф., Кикнадэе Л.А., Ильенкова Э.З.i Мчиливчекко А.Г., ¡1ики1орова А.Л., Сацыкова О.Б., Фролова 4,1'.. Шьчрева B.C., Юдчна Э.Г. и др.

Слабоизученной проблемой является воздействие правового и морального фактороз на реализации сущностных сил человека. В то же время в юридической и этико-фмосорской литературе имехлся специальные исследования, оовещакхцие роль права и морали в регулядии поведения чачовька.

В правоведении анализом воздействия права на поведение человека занимались Алексеев С.С., Баймаханов М.Т., Кудрявцев В.Н., ЛукаЛева Е.А., СабикпНов А., Урэих М.6., Соловьев 3.W. и др.

В этика поведенческие аспекты функционирования морали,освещены в трудах Анисимова С.Ф. .Архангельского" Л.'.^^Блкшина В,А,,' Тумчицкого Г.Н., Дробницкого О.Г., Крутона Н.К., Смоленцева U.M., Титаренко А.И. и др.

В юридической и этической науке есть исследования, посвященные изучению взаимодействия права и морали, в их число ' ; ,'

включается jarfoTu Агешина Ю.А., Акмамбетова Г.Г., Алексеева 0.С., Лукяшааой Е.А., Ойгензихта В.А., Экимона А.И., Якубы Е.А. и цр.

Значительны)'! интерес представляют исследогания, в которых рассматривается конкретно-исторические аспекты воздействия права и морали на щзнецеятельность человека. Здесь мо*но сослаться на работы Анисий ва С.-., Артемьевдй О.Ю., Ваче-ева Д.F., Гуревича А.Я., Гусейнова A.A., Замошкина Ю.А., КрашенинниковОй H.A., Нерсесянца B.C., Оссовской ¡И., Петропавловского Р.В,, Норганева Б.Ф., Семенова Ю.И.

Конструктивнее идеи, заложенные в трудах перечисленных ученых, использованы при написании данной диссертации, ни рабатки ее методологической основч. Но еще раз подчеркнем, что предметом специального Филосп.^кого анализа проблема воздействия права и морали на реализацию сущностных сил человека не становилась. Уто обстоятельство накладывает отпечаток на ход настоящего исследования, обусловливает его специфику.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы опрецалили цель ц задачу исследования.

Целью диссертационной работы у.пляется выявление обдих закономерностей и специфических особенностей воздействий права и морали на реализацию сущностных сил '-¡ловека. Для осуществления атой цели ставятся следующие задачи: а/ определрние общьх методологических принципов решения проблемы, а также содержания исходных понятий;

б/ анализ путей влияния праьа на реализацию сущностных сил человака, на выработку высоких образцов неведения;

в/ ос несение, .специфики нравственного воздействия на реализацию сущностных сил личности;

г/ рассмотрение осноьных особенностей взаимодействия права и зрали как факторов реализации сущностных сил человека.

Теоретической и магололорццеской основой исследования . олутт законы и принципы материалистической диалектики, а в особенной мере принципы материалистического пон"!ания искорки, методы восхождения от абстрактногр к конкретному, единства исторического и логического и др. ft }«боте над лис-сс-ранци^и были использованы труды советских и яарубетачх

«

специалистов в области философии, иолйтичйсксй рхономии, социологии, истории, психологии, правоведения. рпсхрнв<шцче тв или иные стороны анализируемой проблемы.

Эмпирическую базу диссертации поставили результат« конкретно-социологических исследований. Автором были проведенн социологические исслецова'-'я срели молоде л города Уфы с целью выявления некоторых количественных и качественных характеристик морального и правового сознания молодых людей, проверки уровня их информированности о действующих юридпчо-ских нормах. 3 репрезентативную выборку было включрно 300 представителей рабочего класса города /ПО им. С.М.Кирола, завод РТИ, У!ь!10 "МИГ"/ и 400 студентов дневных отделений пяти факультетов Банкирского государственного ;униве;>;игетв. Вс время исследования были применены методы группового и индивидуального анкетного опроса и интервьюирования. Анкета, включаю: тая олоки вопросов по отцельннм проблемам /всего 60 вопросов/, была подготовлена на ка(-едре зтики и эстетики Баш ГУ.

Научная новизна исследования. Концептуально новизна исследования определяется подходом к разработке проблемы правового и морального воздействия на реализацию сущностных сил человека, на выработку творческого, активно-дентелвност-. лого отношения субъекта к окружающей действительности.

Автор впервые рассматривает специфику влияния права и морали на реализацию сущностных сил человека в единстве диалектического, социологического и конкретно-исторического аспектов. Приведенное исследование позволило получить следующие результаты, претнндуицие на научную новизну, а гак*е имеющие определенную практическую значимость для конкретных фор1 правового к нравственного воспитания личности.

1. На основе марксистского положения о социальной сущнос-. ти человека, исполъзогания мей и представлений, вымазанных н современной .)нлоо(4ской литературе, дана методологическая разработка проблемы супностных сил человека и их реализации в прп/г<атно-чрРобрязук!цей деятельности суЗъечта.

2. Рассмотрены конкретно-исторические форм во5ц°Нстпия права и мстили на реализацию сущностных сил «рлозгка. Произведен так»е яналигч наиболзе характерных показываний мыслителей прошлого по пргбле\!п р'-ализацил су.шюсгных сгл лич-

е

НОСТИ.

3, В правовом воздействия ка реализацию сущностных сил человека ведущуп роль «граи» отимулирутаив и дозволительные механизмы, закрепляемое & юридических нормах. Именно они в сочетания с другими элементами системы правового регулирования /о облаивающими И запрещающими нормами, а также с правосознанием/ определяют наиболее характерные особенности процесса реализации сущностных сил человека. В диссертации показано, что Право способно достаточно эффективно влиять на выработку высоких образцов поведения личности.

4« Специфика морального опосредования реализации сущностных онл человека обусловливается прежде всего ценностно-ори-ентавдойнами свойствами морали, которые и дотерминируот качественную определенность этого процесса. Нравственность ви-ратает родовую сущность человека, его об4Рственную природу, поэтому реализуя В своей деятельности моральнее принципа И норМы, человек осуществляет н овое родовое призваний; Мораль побуждает личность к творческой семореялкзашш, стимулирует ее позитивную активность путем предоставления индивиду возможности выявить свой сущностные силы и раскрыть свою деятельную природу.

6« Право и мораль виступнсгг в качестве особых, обладающих специфическими признаками и свойствами, регулятивных систем! если право обращается преимущественно к ине'чним сторонам деятельности человека, то мораль аппелирует в основном к внутренним механизмам поведения - убеждениям, идеалам, оценкам личности, Вместе с tpw меклу этими системами гораздо больше общего, чем противоположного. Право к мораль регулируют сферу свободы, они объективно напрнвдэны на стимулирование творческой активности человека, создание всех необходимых Предпосылок для полноценного самоосуществленил личности.

Практическая г значимость неелкдоачния заключартся в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки ряда проблем правоведения /сущность права, социальные функции юридических норм, взаимосвязь права и других форм социального регулирования/, марксистско-ленинской этики /сущность и специфика морали, проблемы нрак'т-венного воспитания, смысл ккэни/. Положения и выводы дяссер-

а

тацт: имеот суимстЕшшса значение дяя натлекса писвдкяип /социальная пстаолопгя, педагогика, социология/, авяааинй с изучением рязлггши аспектов щнття ооштыт пор» № поведение чаловена, Анализ затронула а рвйота пройдем ткен для шработад нс®нс| итнечагада гребогтжда времени» концептуальных полсжзннй о гуьдашстичеаксй я созидательно!! ро^н права, Рассмотренный вопроси апособии окапать определенное воздействие и на изменение морадьио-зтрчзокого мшменлл в новых соцкально-заторячйоки« условиях, карактеризущимл переходе« от тоталитарных общестрондах структур я поятеига гдптля я демократическим«

Результаты наследования могу? бить Нсподьзсвзии в пузов-ских курсах теория государства и прасл» втики, исторического материализма, а таоте в локшюнцоЯ пропаганде, системе этического и юридического просвещения, народных университетов.. Определенный практический янтаряс могут прэастапить.и язн-ныв социологических исследований, полученные а ходе подготовки настоящей работы.

АПР1>(1птщ, ггЛпти, Основана папояешм и пчаопн диссертация обсуждались'па заседаниях кафедр« отики и эстетики Башкирского государственного университета» По материалам данного исследования автор выстилал о ооойщониямн На региональных научных конференциях "Научная картина мира и научно-технический .прогресс" /Уфа, 1986/1 "Мораль, традиция, воспитание" /Уфа, 1Э87/; "Мораль, право, перестройка* /Уфа, 1УВ8/; "Атеизм, религия, культура, личность" /У?4, 1950/,

Материалы диссертации использовались автором при проведении семинарских занятий по ьарисистско-денипской етикэ в Баагосунинйреитете.

Структурно диссертация состоит кз введения, двух глав, заключения и спиока использованных источников,

оснпаюв СОДЕИ'АНКЗ РАБОТЫ

Во рвпденин обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее научной разработанности, излагаются • цели и задачи исследования, определяется научная новизна ц практическая значимость теоретических положений и выводов,

содержащихся в диссертации.

3 рервой главе - Методологивеские проблемы реализации сущностных сил человека" - раскрываются мето,'алогические принципы, в соответствии с которыми опреде <«тся содержание исходных понятий "сущностные силы" и "реализация сущностных сил человека".-

Исходя из марксистского полок°ния о родовой сухости чо-' ловека, автор в первом параграфе определяет сущностные силы как форму деятельного выражения общественной природы человека, способ присвоения км обцественных отношений. Ь работе анализируются существующие в научной литературе подходы к определению атого понятия, выделению его структурных элементов. Чаще всего сущностные силы отождествляются со способностями личности, понимаемыми как совокупность со.шальных качеств и умений человека, необходимых для соответствувдих фори деятельности.

Диссертант нокаачкш? неудовлетворительность такой позиции, утверждая, что богатство сущностных сил нельзя редуцировать к каким-либо отдельны;») свойствам человека. В своей совокупности они представляют систему социально обусловленных свойств к качеств, выражающих родовую сущность человека, его общественную природу. Сущностлые сил:»' - это совокупность социальных свойств и качеств человека, вчрамащих меру при- ' своения ш общественных отношений, раскрывающихся в предмет-но-преобразущей деятельности по освоению окружайцего мира и включающих комплекс многообразных элементов универсального ха^ктера. В число последних входят способности, потребности, интересы, ьнания, воля, чувства человека.

Сущностные ома о »разуют специфическую открытую систему, В которой невозможно установить точный оптимум составных компонентов. Сущностные силы многообразна, как многообразна сущьость человека, в своей совокупности они предотанлнют це-локупное и динамичное единство, обеспечивающее целостность личности и ее проявлений.

Исследование сущностных сил неразрывно сш.зано р 1Лссмот-рением процесса их реализации в объективном мире. Основываясь ьа определении понятия "реализация", данном Гегеле, автор отмечагг, что реализация сущностных сил представляет собой процесс осуществления /выполнения/ родовых социальных качеств

человека в прьдчетно-и^ктичеексй деятельности по освоении окружающей действительности. Реализация сущностных сил есть вид продуктивной деятельности, связанный либо о выработкой новых целей и соответствующих ш средств, либо с достижением известных целей при помощи новцх средств, Вакнейшквд признаками реализации сущностных сил являете/и свободное целепола-ганле, творчеокпй характер этого Процесса, направленность на выявление созидатальти по^ешшй с^здата и др. Как способ свободно целеполэгаемой деятельности, реализация сущностных • сил выступает альтернатам!! отчуждению чэловяка от процесса к результатов своего труда, она есть выход личности аа пре-'делы внешней целесообразности р естественной'необходимости, преодоление ограниченности уже известных, устойчивых связей объекта.

Реализация сущностных сил является актом деятельного опредмечивания я ¡испредмечазания "самостных" свойств личности, выраяаад'х ее социальную природу и взятых в универсальной, и целокупной форме. ^э нельзя сводить к единичным пост^ткам, оторванным от всей- совокупности гиэнепреявленкй человека. Реализация сущностных сил носит характер процесса, а не единовременного действия, приводящего личность к полному совершенству; сна выступает ¿<нк постоянная борьба, движение ко вса более новым целям, поиск новых путей и возможностей раскрыть себя, преодолеть себя ради себя самого,'

Во втором параграфе главы анализируются кснкретно-истори-чаские формы воздействия права и морали на реализацию сущностных сил человека. Исследование указанной проблемы стро- • итзя на основе рассмотрения формационных особенностей воздействия правового и нравственного факторов на реализацию сущностных сил человека.

Анализируя специфику каждой эпохи, автор выделяет наиболее существенный признаки как непосредственно серого процесса опредмечивания сущностных сил, так и опосредущих его правовых и моральных норм. Так, в родовом обществе жизнедеятельность индивч.да детерминировалась преимущественно интересами и потребностями первобытного коллектива, родовой общины. в этот период действовал принцип: "Что хорошо для рода, то хорошо для отдельного индивида". Соответственно формы реализации сущностных сил человека определялись интересами вют-.

ваемссти рода, борьбой за существование. В то ке время при всей яестгости и нппророкаеыости первобытных норд, личность рее же и s тех условиях вмела определенные возможности для самовыражения, реализации своих способностей и инцивидуальных потребностей. Норж морали не тольно содержали эалрети-табу, но и в известной мере способствовали реализации сущностных -сил индивида.

Важнейшая особенность периода {вбоаладения - это го, что значительная часть общества - рабы - находились вне господствующей морали к правовых нор,!. Они рассматривались не как субъекты, а лишь как объект нравственных и юридических от-ношзний, Право и мораль коиституировали угнетенное полоие-ние fa6a, не обеспечивали его самостоятельности и свобода выбора. Габ был обязан с утра до ночи трудиться на своего господина и бил яеетко ограничен в конкретных формах жизне-осущестщения. D силу объективных условий существования раб иолЧыл заинтересован п развитии своих сущностных сил, В творческом осуществлении своих личностных ипособност-еП и талантоа, Положение класса рабовладельцев такта не способствовало оптимальной реализации их сущностных сил, Заставляя раба трудиться на себя, они утрачивали необходимость в актив-. ной трудовой деятельности, игнорируя тем самым главнзйоие капестш человека. Социальный статус рабовладельца вел к 'ограниченна и извращению его человеческой индивидуальности, смысла и цели родового назначения человека.

При феодализме доминирующими является статусные форды реализации сущностных сил человека,' которые получали закрепление в праве и морали, Индивидуальные сущностные силы человека растворялись в окр^ававЦ его социальной группе, он не мыслил себя вне сословного коллектива. Сословно-статусная принадеевдюсть выступает здесь кз тол нее как способ реализации творческих потенций субъекта, но и как существенный и неотъемлемый признак человека, атрибут его внутреннего "Л". При отом каждое сословие вырабатывало свои корпоративные нормы, иредераьляьщие собой civiecb религиозных, нравственных, профессиональных, правовых требований, нарушение которых еоспринималось н? только д качества'аморального проступка, не и противоправного деяния. Корпоративные нормы сдерживали процессы творческого с ам о с су :ц е ст вл ен И я личности, опути- ■

вали их многочисленными догмами и запретами.

Капитализм с самого своего зарождения обозначает соиергаен-но иные критерии и оценки фор« реализации сущностных сил человека. Капитал освобождает личность от узких рамок групповой принадлежности, от религиозно-нравственных дом, стаая тем самым развитие индивида на невиданную ретзе высоту. Но, с другой стороны, условия капиталистического товарного производства не устраняют эксплуатации и отношений господства и подчинения мзкпу людьми, придают им обезличенный, вещно-опо-срецованный характер. Эти противоречия детерминируют основные особенности реализации сущностных сил человека б буржуазном обцэстве. Автор отмечает, что в новых исторических условиях, • когда утверидаетсч иивилизациошшй подход в анализе противоречий капитализма, особую ценность приобретает значимость нравственной ориентации, получившей название "индивидуализм". Эта ориентация имеет не только негативный смысл, она способствует проявлению позитивных качеств человека: личной инициативности, предприимчивости, готовности идти на риск. Она определяет наиболее активные.фс)мы осуществления сущностных сил личности и с этих позиций'очевидна ео приемлемость я з социалистическом обществе.

С возникновением социализма создаются объективные .грелпо-сылки для наиболее полной и адекватной реализации суи;ностннг ста человека. Новое общество провозглашает своими Принципами гуманизм, свободное и всестороннее развитие личности, уважение прав человека. Но в ходе строительства социалистического общества зти демократические идеи остались не реализованными. Административно-командная система, созданная в кашей стране, до предела сузила гуманистические возготаогти щглза, способствовала деформированию морального сознания общества, резко ограничила каналы выхода социальной гнергии трудящихся. Всо это привело к громадному снижению социальной активности народа, обусловило пассивность и безразличие людей, их равнодушии к творческой самодеятельности. Практическим тагом по вмходу из кризиса является перестройка, радикальное обновление всех общественна отночениЧ, начавшееся в апреле 1585 года.

Представления мыслителей проялого о роли права и морпли в реализации сулностя "еловека исслвяосаго! в третьем'параграфе. Обтектом мтдалчия диссертанта стал:! возерення древке-

Гречьских философов Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, в которых в Той или иной маре отразились поиски правовых и моральных оснований бытия человека. Каждый из мыслителей внес свой неповторимый вклад в разработку проблемы активности человека, осветил роль правовых и моральных ьорм в жизнедеятельности индивида. Отличительной особенностью размышлений античных философов по данной проблеме является признание ими самоценности личности, интерес к вопросам справедливости как основы права, стала ^пэни и т.д.

При рассмотрении идей раинебуртуазных идеологов отмечается, что они аппелировали к естественном правам человека, обосновывали необходимость установления нового социально-политического строя, основанного на признании прав и свобод «словака. Т.Гоббс, Д.Локк, к.Гельвеций, Б.Спиноза, а позднее И. Кант и Гегель начинают подходить к человеку с позиций признания его притязаний на свободноо самоосущэствленис, они интерпретируют естественное право как установление разума, как неподвластный произволу законодателя источник прав и свобод человека.

Особый интерес вызывают малоизученные на сегодняшний день идеи и представления русских мыслителей А.И.Герцена, П.Я. Чаадаева, В.С.Соловьева, К.Д.Кавелина и В.А.Бердяева о ре-гулйруйцсМ влиянии правовых и моральных норм на реализацию сущностных сил «еловека. В их концепциях зало*ены глубокие и оригинальные мысли о путях воздействия права v морали на формы »-изнеоьуществления личности, проанализирован'! особенности взаимодействия этих сэнгальных регуляюров.

Исследуя современные немарксистские теории по указанной проблеме /экзистенциализм, социальный психоанализ, социсбио-лэгия и др./, автор критически рассматривает изложенные в них положения и выводы, выделяет их позитивные к цргатилше аспекты. В работе подчеркивается, что правовые л этические идеи прошлого играют существенную роль в качестве источника аргументов и теоретической предпосылки для современного .знания, его дальнейшего развития. •

Пути и способы влияния права и морали на реализацию сущностных сил человека анализируются во второй главе - "Механизмы воздействия права и морали на реализацию судностпьс: сил чгловейя в условиях советского общества".

В первом параграфе автор отмечает, что традиционное рассмотрение регулирующей роли права сквозь призму норм дозволения, обязивания и запрета в нынешних условиях оказывается недостаточным. Право не только фиксирует правовое цолояениа личности, сообщает ей о возможном, дощвдом или запрещаемом поведении, но и стимулирует творческую активность субъекта, поощряет инициативность и новаторство. Подлинно гуманистическая роль права заключается именно в стимулировании позитивных ферм социальной активности человека, в создании таких предпосылок юридического характера, которые побуждали бы индивида к творческому а целенаправленному самоосущеотвлению в самых различных областях жизнедеятельности,

Переход к гуманному и демокрнтическому обществу должен сопровождаться в конечном итога коренным обновлением юридического законодательства, при котором избившие себя административно-командные методы будут заменяться действенными и эффективными правовыми стимулами. Констатируя это, диссертант исследует конкретные стимулирующие механизмы прак., по-казнвает возможности, заложенные в нем до Пробуждению творческой активности человека, Лнализ юридических нош свидетельствует, что праву ни в коей мере не "чудм" такие понятия как "инициатива", "предприимчивость", "новаторство", в ряде отраслей /трудовом, гражданском, жилищном/ оно прямо регулирует отнояения, основанные на проявлении высоких образцов поведения субъекта. В работа подчеркивается, что в принятых в последней время законодательных актах /о собственности, о земле, об аренде, о кооперации и др./, сделаны ,серьезные чаги в направлении раскрепощения инициативности и творчества людей.

Стимулирующие возможности права особенно эффективно про-, являются во взаимодействии поощрительных норм с дозволительг ними юридическими предписаниями. Общндэяволитвлышй правовой принцип -. "разрешено все, что не запрещено законом", закрепляемый в юридических нормах, играет неоценимую роль в деле развязывания созидательных потенций личности. Дозволение,' подкрепляемое формами социального поощрения, позволяет учитывать многообразие поведенческого самовыражения человека, оно лает возможность уйти от жесткой и огнолинейной регламентации, иэлишего и навязчивого правового попечительства.

В работе выделятся основные характерологические особенности к других форм нормативно-правового воздействия на реализации сулностных сил человека. Автор сфащает внимание на возможности, заложенные в обязыващих '.t запрещающих юридических наймах, показывает их специфику. Kpos.fi того в диссертации, рассматриваются некоторые аспекты процесса перевода цравсвчх норм со внугрили^носгную мотиаддаонную сферу. Освещая атог вопрос, автор они; iero.fi «а результаты социологических исследований, характеризувдих уровень правосознания и правовой культуры населения.

• Во втором параграфа исследуется специфика нравственного влияния на реализацию сущностных сил человека. Диссертант подчеркивает г что моральное дол^енстйованле является такой формой целецолнгания личности, которая соответствует высшим социальным потрабнистям. человека, полно и адекватно выражает его сущностные иилы. Мораль в отличие от иных социальных норд не есть простая разновидность нормативного регулирования, она несет в себе значительную ценноатнус нагруаку, ядром которой выступает ориентация человека на такие формы самовыражения, реализуя которые он наиболее полно осуществлял бы СВОЮ рОДОВуМ СУЩНОСТЬ

- Как способ духовно-практическогосвоения действительности, мортль явлдется формой общестаенного самоутверждения лич- ■ ностн, утаеркдения социального в индивидуальна:. Нравственное в сроем саморазвитии заявляет собя как способ присвоения человеком своей общественной сущности. С другой стороны, самоценность морали замечается в том, что она выступает полем свободной и самостоятельной реализации сущностных сил личности, ее цениосткг' ориентация и волевых устремлений, Таким, обрааом, реализуя в своей деятельности нравственные принципы и нормы, человек адекиатно присваивает себя и свою сущность,

Способ 1 »-изнеоэдествления, при котором личность обьективи-рует свои нравственные принципы и мольные качества, получил название .нравственной самереашшиии. В процессе осуществления такого рода деятельности происходит свободная и творческая реализация моральных потенций личности умения творить добро, созестл, порядочности, сострадания и т.д. Говоря о мотиьа<1конн:;х механизмах нравственной самореализации,

к

автор отмечает, что в них присутствует?- не только чисто моральные побуждения и стимулы /совесть, долг/, но и различные элементы рационального рисчета, риска и т.д. В этой связи анализируется социальная природа моральных погребностей, га роль в структуре нравственней самореализации. Моральные потребности являются видом высших социальных потребностей челове:«, они-проявляется не просто как ну.г да, а как осознание взаимозависимости людей, сак такое побукцоние совершать благородные поступки, которое детерминировано потребностями других людей -субъектоЕ нравственной деятельности.

В работе охарактеризованы негативные общественные ячления, отрицательно сказывающиеся ка процессе осуществления нравственной самореализации з современных усчоииях и в немалой степени ослаблявдие ценноетно-ори^нтавдонн'-р свойства морали. При этом автор широко спирается на тайные ссшюлогчческих исследований.

Диалектика взаимодействия права и морали как факторов реализации сущностных сил «елсвека анализируется в третье* параграфе. Раскрывая специфику взаимодействия »тих социальных регуляторов, диссертант обращается к выявления как общих, так и специфических сононаниЯ итого процесса. И мораль и право опосредуют сферу свободы человека/поэтому обе счете;,объективно "заинтересованы" в стимулировании творческой деятельности инциьгеа, н реализации его сущностных сил. Общность регулятивных свойств прааа и мохали определяется главные образом тем обстоятельством, «то они хар&К'Гвриз>отся гуманистической направленностью, обращенностью к идеалам добра к справедливости, свободы и ответственности.

Право и мораль изаимовлияют, взглмоопоерхдуют друг яруга, и если право выступает в качестве надежного гчрг.нта реализации нравственных корм и прч-гяциысп, го мораль предает ишьу почлиннуп чгуювгчнссть. г>ма:'нос!Ь, ,{е:шость обеих систем регулирования определяв ся крцтедоми рнадеткя «елов'*чясьой личности, ее самореализация.

В работе отмечается,- что право и морель не:;рввоиерно рассматривать по принципу приоритетности одной фогмы рзгуллро-ванкя перед другой: очи не могут быть вкстрэгчги по "•ранягру". Каждая из систем при птот своих, "особах" с специфических средств воздействует ка реализаций с,ущнос-1 ы;х сич «елсвека и

процесс этот развивается тем успешнее, чем более тесно "содружество" метцу правом и моралью, чем меньше между ними разночтений в конкретных оценках тех или иных общественных явлений и ситуаций,

Право содержит г-не только определенный "минимум нравственности", очерчивает нищий предел поведения человека, но и включает в себя предписания вноокого нравственного значения. Таковы многие нормы трудового, гражданского, жилищного, уголовного законодательства. Автор проводит мысль о том, что правовые нормы не только фиксируют нижний предел закогопос-лушания, но и побуждают человека строить свою деятельность согласно высоким принципам общественной морали.

В заключении диссертации обобщайся роэультаты проведенных исследований, делаются выводы, намечаются пути дальнейшей разработки проблемы, формулируются практические рекомендации.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1.- Голь социалистического права в самореализации личности. /Башк. гос. ун-т им. 40-летия Октября. - Уфа, 1986. -12 с. - Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР. - » 24826 от 19.04.66.

2. Научно-технический прогресс и социалистическое право // Научная картина мира и научно-технический прогресс: формы взаимодействия. Тезисы докладов. - Уфа, 1986. - 0,1 п.л.

3. Мораль - важнейший элемент интровергного механизма самореализации личности // Мораль, традиции, воспитание. Тезисы докладов региональной научной коьряренции, посвященной 70-летию Великого Октября. - Уфа, 1987» - 0,1 п.л.

4. Мораль, право и самореализация личности // Мораль, право, перестройка. Тезисы научной конференции. - Уфа, 1989. - 0,1 п.л.

5. Преодоление стандартов "двойного поведения" в условиях перестройки // Атеизм, религия, культура, личность. Тезисы докладов. - У.ра, 1990. - 0,1 п.л.