автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Роль принципа историзма в исследовании современного общества

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Деркач, Владислав Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Роль принципа историзма в исследовании современного общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль принципа историзма в исследовании современного общества"

На правах рукописи

Деркач Владислав Вячеславович

РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В ИССЛЕДОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Специальность 09 00 11 — Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Уфа 2008

003167785

Работа выполнена на кафедре философии Уфимского государственного авиационного технического университета

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор

Моисеева Татьяна Павловна

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

Хазиев Валерий Семенович

кандидат философских наук, старший преподаватель Исламов Владислав Валирович

Ведущая организация - Башкирский государственный медицинский университет

Защита состоится «25» апреля 2008 года в 14 00 ч на заседании диссертационного совета Д 212 013 03 в Башкирском государственном университете по адресу 450074, Уфа, ул Фрунзе, 32, ауд 339

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан «24» марта 2008 года

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

С М Поздяева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей значимостью принципа историзма в познании современного общества

Ускорение темпов общественного развития многократно увеличивает значимость принимаемых управленческих решений Это требует научной обоснованности последних, их максимальной выверенное™, что возможно, если логика социального познания обладает всеми признаками исторического подхода, учитывающего сложную диалектику объективного и субъективного, общего и единичного, стихийного и сознательного, устойчивого и изменчивого в современной общественной динамике.

Историзм в исследовании общества позволяет избежать абсолютизации не существенных, но ярко выраженных сиюминутных тенденций, односторонности в оценке результатов социальной динамики, позволяет понять причины обнаруживших себя новых явлений и спрогнозировать вектор социальной эволюции. Это имеет важное значение, не только для понимания причин социального развития в настоящем, но и для обоснованного прогнозирования и разработки стратегии будущих социальных изменений Историзм состоит в глубоком изучении существенных закономерностей, влияющих на будущее функционирование

Современная социально-экономическая обстановка в которой находится российское общество, особая полоса исторического процесса, через которое оно проходит - требует от исследователя умения выйти за рамки внеисторических представлений Особое положение России во многом определяет ход социальных процессов Попытки рассматривать Россию вне исторического контекста неизбежно порождают провалы в ее стабильном развитии Лежащие в основе либеральных реформ 90-х представления о том, что Россия легко может усвоить западные институты, односторонни, поскольку не учитывают сложную специфику России В результате широкого распространения подобных представлений российское общество служит полем для различных, весьма разрушительных экспериментов

Именно с помощью принципа историзма, свободного от идеологических пристрастий, который охватывает не только современные тенденции, но и прошлое, возможно увидеть перспективы будущего развития, использовать новые тенденции и избежать ошибок Принцип историзма должен помочь при принятии практических решений на стадии разработки стратегии развития российского социума. Дальнейшая разработка принципа историзма, его творческое использование в познании

социальных процессов современного российского общества чрезвычайно актуально для уяснения исторического места и роли России в общемировом пространстве, анализа сложной диалектики ее современной общественной жизни, для определения вектора последующего развития, и принятия комплекса научно-обоснованных мер по ускоренному преодолению пореформенных противоречий и переходу к устойчивому развитию

Степень научной разработанности проблемы.

Первые попытки рассмотрения общества с позиции его направленного развития имели место у средневековых мыслителей Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Ибн Ата Аллах Аль-Искандари, Аль-Амин Махмуд Амина Именно в средние века выработалось линейное представление о времени, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем. Стремясь установить соотношение прошлого, настоящего и будущего, средневековый историзм заложил мощный фундамент исторического понимания общества Но историзм, имеющий религиозный характер, проявлялся в форме абстрактно-умозрительных спекуляций, не учитывающих реальные факты общественной жизни Этот недостаток получил серьезную критику со стороны представителей философии Нового времени и социологического эволюционизма

Дальнейшее развитие исторический подход получает в трудах представителей теории стадийного развития общества Ф Бэкона, А Тюрго, А Сен-Симона Д Вико, Ш Монтескье, Т Мора, Т Кампанеллы и др Историзм получает разработку как принцип, отражающий стадийный процесс развития общества Следующие друг за другом качественно различные стадии придают истории ступенчатый характер Ни одна ранняя стадия не повторяется, а каждая позднейшая занимает более высокую позицию на шкале сложности Стадийный характер истории прямо связывался с идеей неуклонного прогресса, так что история обретала направленное движение Однако, историзм носил гипотетический характер, поскольку не получил достаточного фактологического основания

Важный вклад в разработку историзма внесли труды Г Спенсера, Э Дюркгейма, Т Парсонса и др. Социологический эволюционизм возник в ответ на требования практики, пытаясь осмыслить те социальные процессы, которые происходили в общественной жизни 19-го века Важно отметить, что представители социологического эволюционизма, исследуя социальную жизнь, опираются в своих воззрениях на достижения биологических наук. Достоинством исторического подхода, на этом этапе, является то, что он разрабатывался на более конкретном историческом

материале Однако представителям социологического эволюционизма не удалось разработать исторический подход в целостной форме.

Важный вклад в развитие историзма внесли труды представителей диалектического материализма К Маркса, Ф Энгельса, В Ленина Принцип историзма был представлен в качестве требования отражения общества как целостной органической системы, развивающейся на основе исторического способа производства Достоинством такого представления является замена абстрактного подхода анализом общества как исторически конкретной развивающейся системы, находящейся на определенной ступени развития

Важный вклад в разработку исторического подхода внесли работы представителей цивилизационной теории А Тойнби, К Ясперса, X Ортега-и-Гассета, Ф Броделя и др В отечественной литературе цивилизационный подход представлен в трудах: Н Данилевского, П Сорокина, Н Кондратьева, Б Ерасова, Ю Яковеца, А Янова, В. Пантина и др Пытаясь охватить всю сложность исторического процесса, цивилизационная теория, выявила относительную обратимость, повторяемость развития. Согласно циклическому подходу, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса Развитие идет не по прямой, а по кругу (спирали) Цивилизационная теория позволила синтезировать объективный ход истории с ментальностью каждой эпохи Однако рассматривать духовный потенциал как главный фактор исторической динамики было бы не меньшей односторонностью, чем принимать во внимание лишь экономический фактор

Важную роль в разработке принципа историзма сыграли работы представителей теории постиндустриального общества. А Тоффлера, Д Белла, 3 Бжезинского и др Постиндустриальной теории удалось раскрыть формирующее воздействие характера труда, на выделение стадий общественного развития, что позволило провести обновленную, более убедительную, эволюционную теорию, которая объясняет определенные ньюансы исторической динамики, не укладывающиеся в контекст формационных и цивилизационных представлений Однако, недостатком историзма, на этом этапе, является его недостаточная глубина теоретических построений

Дальнейшим этапом в развитии принципа историзма являются труды представителей исторической социологии Ш Эйзенштадта, Э Гидденса, Н Элиаса, П Штомпки и др Историзм исторической социологии подчеркивает кумулятивность социальных процессов, и их вероятностный характер Акцентирует особое внимание на роли субъекта в историческом преобразовании Однако, здесь принцип историзма проявляется в виде

эмпирической историографии, что позволяет говорить об относительной его поверхностности

В отечественной литературе предметом специального исследования принцип историзма стал в трудах Г А Подкорытова, Н П Франпузовой, В В Иванова, В П Кохановского, В Г Табачковского, А.Я Мороза, В Л Храмова и других, в которых акцентируется внимание на актуальности принципа историзма, исследуется его структура и функции

Ряд аспектов историзма рассматривается в работах В А Вазюлина, Н А Бенедиктова, В Т Виноградова, И А Гобозова, Г Г Караваева, С И Валянского, Л Е Гринина, С Г Кара-Мурза, И Р Шафаревича, Б С Ерасова, Т.И. Ойзермана, В И Добренькова, В.Л Иноземцева, А.И Кравченко, А.П Назаретяна, X А Барлыбаева, А А. Валькова, И В. Фроловой, Т П Моисеевой, Ф С Файзуллина, В С Хазиева, В В Исламова и других, в которых сделаны продуктивные попытки использования принципа историзма для анализа современного общества

В то же время в постсоветский период не появилось ни одного специального исследования, обобщающего опыт использования принципа историзма в познании общественных процессов Это обстоятельство сказалось на выборе темы диссертации Противоречивое развитие современного российского социума, детерминированное сложностями утверждения рыночных производственных отношений, потребность теоретического обоснования выбора нового вектора исторического развития России, с интерпретацией основных направлений и разработкой комплекса практических мер по преодолению негативных последствий утверждения в России либеральной концепции развития, сказались на выборе темы диссертации

Объектом исследования выступает историзм как принцип познания общественных процессов

Предметом исследования - роль принципа историзма в исследовании современного общества

Цели и задачи исследования. Целью исследования является раскрытие роли принципа историзма в исследовании современного общества

В соответствии с этой целью поставлены следующие исследовательские задачи.

• Раскрыть формирование принципа историзма в теории познания социальных процессов

• Провести критический анализ работ выдающихся мыслителей с целью выявления их взглядов на сущность принципа историзма

• Учитывая имеющиеся в социально-философской литературе подходы, раскрыть сущность принципа историзма

• Показать роль принципа историзма в познании сложной диалектики развития современного российского общества

• Раскрыть специфику метода прогнозирования социальных процессов -на основе принципа историзма.

Теоретико-методологической основой исследования являются материалистическая диалектика, элементы структурно-функционального подхода к исследованию общества как динамически развивающейся системы, труды общественных и зарубежных философов, социологов по исследуемой проблеме.

Новизна исследования состоит в том, что автором.

• уточнено понятие «социальная инерция» как фундаментальное свойство социума развиваться независимо от внешних воздействий за счет накопленного в прошлом потенциала, данное понятие позволяет выявить устойчивые связи в сложном взаимодействии объективного и субъективного, общего и единичного, стихийного и сознательного, прошлого и настоящего,

• обосновано, что историзм как принцип научного познания отражает инерциальность общественной динамики и связь относительно устойчивых ее качественных этапов,

• выявлено, что социальный процесс допускает как негативные управляющие воздействия, так и позитивные, которые учитывают инерциальную составляющую социума (географическое положение, геополитическую роль, экономический потенциал, национальный состав, уровень развития науки и техники и др);

• доказано, что важнейшая роль принципа историзма заключается в оценке кризисных моментов социальной динамики, которые определяют направление благоприятного развития общества, данный принцип позволяет на основе инерциальной составляющей социума формировать модели его будущего развития, строить траекторию положительных социальных изменений,

• обосновано, что принцип историзма необходимо использовать при разработке научно обоснованной стратегии развития российского социума, с целью предупреждения неуправляемых процессов

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные по результатам исследований теоретические обобщения и выводы существенно расширяют представление о роли историзма в познании социальных процессов, способствуют приращению знаний в области методологии познания социальной реальности

Практическая значимость заключается в том, что анализ современного общества с позиции историзма создает необходимую

теоретико-методологическую основу для осуществления социального прогнозирования, для определения основных направлений и комплекса практических мер по преодолению социальных явлений, способных оказать негативное воздействие на формирование важнейших составляющих будущего российского социума

Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке общей концепции социально-экономического развития России в период трансформации, в решении конкретных социальных проблем

Материалы исследования могут быть также использованы в преподавании учебных курсов философии и социологии, а также при разработке учебных пособий и методических материалов

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены в ходе выступлений автора на международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях «Гуманитарное образование и наука в техническом вузе прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2004), «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005), «Трансформация общества наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005), «От мечты к реальности научно-техническое творчество создателей авиационной и ракетно-космической техники» (Уфа, 2006), «Социально-экономические и политические факторы стабильного и устойчивого развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2006)

По теме исследования автором опубликовано 12 работ общим объемом 1,5 п л

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 200 наименований Общий объем диссертации - 164 страницы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дано обоснование актуальности темы исследования, показана степень ее разработанности, сформированы цели, задачи, объект и предмет исследования, определены научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость

В первой главе «Историзм как принцип познания социальной действительности» проводится анализ содержания основных понятий и подходов к теме исследования, раскрывается сущность и структура принципа историзма

В первом параграфе «Основные подходы к формированию историзма как принципа исследования общества» анализируются

различные подходы западных и отечественных исследователей к выявлению сущности историзма как принципа познания общественной реальности, прослеживается его формирование в теории познания общества Оценивая вклад каждого ученого, автор выделяет слабые и сильные стороны анализируемых концепций

Историзм как принцип имеет свою историю и логику развития Самой ранней формой историзма считается средневековая концепция истории, поэтому в диссертации рассматривается изложенная Августином Аврелием концепция, заложившая мощный фундамент религиозного понимания исторического развития

Августин Аврелий, стремясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, пришел к выводу ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему «Совершенно ясно теперь одно ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего Правильнее было бы, пожалуй, говорить так есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего»1 Согласно Августину Аврелию, по образам в настоящем мы можем предсказывать будущее Предвидение происходит путем «видения» признаков будущего, которые вызревают в настоящем Настоящее остается действительным только при том условии, что через него переходит будущее в прошедшее Именно здесь сформировалось линейное представление о времени, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем Изменения общества видятся направленными - от примитивных к развитым формам, от простых к сложным состояниям. История, написанная в соответствии с принципами христианства, неизбежно является апокалиптической и провиденциальной

С развитием научных знаний сокращается влияние религии, и появляются новые, более рациональные формы историзма В параграфе рассматриваются концепции изложенные представителями теории стадийного развития общества. А Тюрго, А Сен-Симона, Ф Бэкона Представители теории стадийного развития общества заявляли, что социальную динамику необходимо изучать не при помощи умозрительных спекуляций (в адрес средневекового историзма), а научными методами, с использованием последних достижений общественных дисциплин В диссертации особое внимание уделено концепции, изложенной А Сен-Симоном, которая построена на более конкретном материале истории Он утверждал взгляд на человеческое общество как на стадийный процесс

Августин Аврелий Исповедь М , 1992 , С 167

9

развития и пытался рассматривать всякую общественную организацию как исторически преходящую, занимающую определенное место в общем ходе исторического процесса А Сен-Симон представил историзм как принцип, который на основе изучения прошлого и настоящего позволяет предвидеть рамки и направления будущего развития общества.

Разрозненные высказывания А. Сен-Симона по проблемам стадийного развития общества были развиты и дополнены трудами представителей социологического эволюционизма О Конта, Э Дюркгейма, Т Парсонса Сталкиваясь со сложной и ускользающей от понимания реальностью, представители эволюционизма искали эвристические аналогии в областях знаний, которые были лучше разработаны Такая аналогия, объясняющая общество и его изменения, была найдена в биологии Социальная динамика, как и эволюция организмов, идет от простых форм к более сложным Фактором, направляющим социальный процесс является возрастание сложности системы Историзм, на этом этапе развития, отражает процесс роста, который раскрывает внутренние потенциальные возможности социума Импульс к изменениям находится в самом человеческом обществе, вытекая из его потребности к самореализации, то есть конечные причины эволюционных изменений рассматриваются как имманентные, а эволюция - как раскрытие внутренних потенций общества Этот процесс идет в одном направлении и имеет необратимый характер, продолжается непрестанно и проходит различные стадии, или фазы Социальные изменения отождествляются с прогрессом, поскольку они приводят к постоянному улучшению общества и человеческой жизни.

Основные положения социологического эволюционизма относительно исторической динамики получают дальнейшую разработку в социологической теории диалектического материализма, поэтому в параграфе рассматриваются концепции К Маркса, Ф Энгельса, а также теории отечественных представителей исторического материализма В И. Ленина, Г А Подкорытова, Н П Французовой, В П Кохоновского и др На этом этапе развития, принцип историзма был представлен как органическая система, сформулированная на основе материалистических оснований В И. Ленин в связи с анализом общественного развития следующим образом характеризует исторический подход диалектического материализма «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически, ф) лишь в связи с другими, (у) лишь в связи с конкретным опытом истории»2 Следовательно, историзм требует изучать явления, факты истории в связи с условиями, породившими их

Ленин В И Полн собр соч , т 49, С 329

10

Историзм требует освящения исторического знания с учетом конкретно-исторической обстановки

Представители диалектического материализма уделяли особое внимание исследованию структуры историзма и обращали особое внимание на то, что история имеет закономерный характер, который позволяет понять прошлое и открывает возможности для предсказания будущего Делается акцент на том, что историческое развитие представляет собой спиралевидный процесс, сопровождающийся отступлениями, обретая свою прогрессивную суть лишь в конечном счете

По мере приближения к современности все большее число мыслителей применяют аналогию спирали к человеческой истории, В результате переосмысления исторического материала возникают концепции представителей цивилизационного подхода- Н Данилевского, А Тойнби, П Сорокина Согласно этому подходу, нелинейность, определяющая траекторию и ритмы исторического процесса, является не внешней и случайной, а сущностной его характеристикой. История представляет собой процесс, который имеет циклическую природу и включает циклы развития таких социально-исторических систем, как цивилизации В основе понимания исторического процесса лежит циклический подход к изучению динамики социальных систем Следовательно, историзм определяется как принцип, отражающий цикличность истории

Далее объектом философского анализа выступают концепции крупнейших представителей теории постиндустриального общества. Д. Белла, А Тоффлера и др Сторонники этой теории считают, что каждый новый этап истории не отрицает предшествующий, а находится в связи с ним «Постиндустриальное общество есть продолжение тенденций, вытекающих из индустриального, и многие новые явления были предсказаны довольно-таки давно»3 Современное состояние общества будет прогрессировать в том же направлении, достигая зрелых, совершенных форм Семена грядущего можно обнаружить уже сейчас в обществах более продвинутого типа (особенно западноевропейских) Следовательно, образ будущего может быть спроектирован путем экстраполяции наблюдаемых черт Здесь историзм выступает как принцип, отражающий преемственный процесс смены общественных стадий. Каждая новая стадия не отрицает предшествующую, а основывается на ней

Исторически последними теориями общественной динамики считаются представления исторической социологии, поэтому в параграфе

БеллД Грядущее постиндустриальное общество Опыт социального прогнозирования М, 1999 С 156

уделяется особое внимание тому вкладу, который внесли в понимание сущности историзма концепции Н Элиаса, П Штомки, Л. Репиной и др В своих работах они разрешают противоречие инертности и трансформации, статики и динамики, подчеркивая накопительный характер социального процесса «Любая текущая ситуация не является необходимой фазой некой предопределенной последовательности развития, она есть результат длительного, медленного, исторически специфического процесса»4 Сущность историзма на этом этапе отражает взаимосвязанную последовательность событий в пределах социального процесса Каждая фаза есть аккумулированный результат всех предыдущих фаз, и является отправной точкой для следующей фазы процесса

Историческая социология выявила глубокую взаимосвязь субъективного и объективного в историческом процессе, показала, как люди в действительности создают свою собственную историю Частные обстоятельства, которые являются результатами действий людей прошлого, обуславливают творение истории сегодня Человеческие действия свободны в пределах определённых границ, они обладают способностью влиять на некоторые ограниченные изменения в мире Такое видение истории влечет за собой вероятностную картину социальных изменений

Во втором параграфе «Сущность историзма и его значение в исследовании социальной динамики» на основе логического анализа и философского осмысления понятия «социальная инерция» дается авторское понимание сущности и структуры историзма, а также его значение в исследовании современного общества

Особое внимание обращается на то, что историческая динамика есть инерционное развертывание своего многообразия в пространственно-временном измерении Инерция выступает как фундаментальное свойство социума Историзм является отражением инерции, которая выражает качество и динамику социальной действительности

Отмечается, что широкая распространенность функциональной интерпретации понятия «инерция» привела к неправомерным отождествлениям его с понятием «стагнация» В ряде работ, инерция отождествляется с тенденцией к сохранению сложившихся форм функционирования в изменившихся условиях Такая интерпретация не может удовлетворять научный подход Социальную инерцию необходимо определять не как неэффективное функционирование, а как фундаментальное свойство социальной действительности, отражающее устойчивость социума, способность к продолжению развития, способность к воспроизводству Социальная инерция - это фундаментальное свойство

ШтомпкаП Социология социальных изменений М, 1996, С 264

12

социальной действительности развиваться независимо от внешних воздействий, за счет накопленного в прошлом потенциала Понятие социальная инерция обеспечивает более полное понимание сущности историзма. Оно позволяет видеть механизм связи прошлого с настоящим, формирования будущего путем соотношения традиционного и инновационного

Исходя из понимания основных понятий, раскрывающих историческую динамику, в диссертации дается авторское определение сущности историзма Историзм - это принцип научного познания, отражающий инерциальность социальной динамики и связь относительно устойчивых ее качественных этапов

В диссертации историзм характеризуется как системно организованный подход При этом определены структурные компоненты исторического исследования В общей форме структура историзма понимается как движение от анализа «следов прошлого» к их интерпретации на основе знаний о настоящем, что приводит к реконструкции событий прошлого в их конкретно-исторической обстановке Затем происходит вычленение основных этапов развития социума и выявление тенденций его дальнейшего развития

Далее внимание уделяется значению историзма в исследовании современного общества, которое проявляется в том, что он требует рассматривать общество в его развитии и, следовательно, отказа от рассуждений об обществе вообще, замены такого абстрактного подхода анализом общества как исторически конкретного.

В диссертации историзм выступает как принцип, указывающий пути и способы конкретного исследования исторического процесса, что предполагает анализ каждого исторического этапа, каждой страны, каждой ступени ее развития с учетом ее специфических особенностей

Во второй главе «Роль принципа историзма в исследовании диалектики современной общественной жизни» обосновывается необходимость использования принципа историзма в разработке стратегии развития российского социума, раскрывается его прогностическая функция

В первом параграфе «Историзм в познании трансформационных процессов современной России» рассматривается инерция развития российского общества, которая характеризует специфику исторического прошлого социума и его современное состояние Основное внимание при этом уделяется тому, что попытка построения капитализма в 90-е годы предпринималась искусственно - через политические решения, не учитывающие специфические особенности национальной экономики, менталитет народа и т д Так проявляет себя антиисторический подход к

общественному развитию Для достижения идеалов рыночной экономики, капиталистические общества Западной Европы и особенно США были приняты за образец и стали работающими моделями для России Предполагалось, что Россия представляет собой «tabula rasa», лишенную специфических особенностей, на которой может быть создана прогрессивная форма англо-американского капитализма

На основе анализа результатов антиисторического подхода в социально-экономическом реформировании, автор приходит к выводу о том, что механическое внедрение либеральной модели, не учитывающей пространственно-временные характеристики и особенности России (историческое прошлое, настоящее состояние) грозит забвением интересов национальной экономики и физическим уничтожением. Автор обосновывает, что идея универсальной экономической модели, успешно функционирующей в любой культуре, является фикцией

Исходя из понимания причин пагубных результатов социально-экономических реформ 90-х, в диссертации делается вывод о том, что историзм должен занять свое необходимое место при разработке стратегии развития российского социума Россия должна учитывать опыт, накопленный в исторической практике Повысить эффективность национальной экономической системы возможно только собственным путем, учитывая пространственно-временные (социально-экономические, демографические, культурные, территориальные и другие) характеристики государства Только исследование общих закономерностей общественного развития и учет специфических особенностей страны позволит выработать научно обоснованную стратегию социально-экономического развития России Чтобы говорить о положительном прогнозе развития социума необходимо учитывать инерциальную составляющую государства (размеры, географическое положение, геополитическую роль в мировой системе, геологическую и сырьевую базу, экономическое положение, уровень развития науки и техники, состояние ВПК, внутриполитическое положение, национальный состав общества и др ) Это потребует обращения к необходимости усиления государственного регулирования хозяйственной жизни.

Во втором параграфе «Прогностическая функция историзма и ее использование в формировании социальных перспектив российского общества» определены теоретико-концептуальные основы социального прогнозирования, раскрываются возможности принципа историзма в прогнозировании будущего развития российского общества

Автор показывает, что специфика социального прогнозирования заключается в том, что социальные объекты существенно более сложны, динамичны, чем природные объекты Основная сложность социального

прогнозирования объясняется субъективным фактором, который представляет собой сложное взаимодействие рационального и иррационального начал в развитии и функционировании общества. Этим объясняется значительное отставание социального прогнозирования от естественнонаучного

На основе анализа специфики социального прогнозирования автор приходит к выводу о том, что принцип историзма позволяет прогнозировать будущее развитие социума в некоторых общих чертах Благодаря социальной инерции последовательность событий в пределах любого социального процесса имеет кумулятивный характер. Точность предвидения определяется прежде всего тем, насколько всесторонне изучены прошлое, современное состояние и закономерности изменения социума.

На основе взглядов отечественных исследователей на перспективы социально-экономической динамики России и анализа объективных предпосылок будущего состояния социума, показано как принцип историзма реально позволяет прогнозировать будущее в некоторых общих чертах Автор сводит достаточно большое количество сценариев будущего развития российского социума к двум наиболее вероятным Первый - это путь «продолжения либеральных реформ», не учитывающий при разработке стратегии развития социума историческую инерцию, преемственность, специфику сложившейся системы Второй путь характеризуется использованием принципа историзма при разработке стратегии развития социума Он предполагает отказ от абстрактно-либеральной экономической модели, не учитывающей пространственно-временные характеристики и особенности, то есть историческое прошлое и нынешнее состояние национальной экономики, ее традиции, ментальность народа, что потребует усиления государственного регулирования ради накопления ресурсов и социальных сил Эта стратегия должна быть научно обоснованной, отражать реальные закономерности, тенденции и перспективы мирового цивилизационного процесса

В Заключении диссертации представлено социально-философское обобщение содержания работы, подведены итоги исследования, сделаны следующие вывода

• Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что историзм, как принцип, представляет собой развивающееся явление и отражает уровень развития методологической основы познания общества Представления о сущности историзма изменяются с течением времени и детерминированы конкретным материалом исторической практики.

• Роль историзма в исследовании общественных явлений, проявляется в том, что он требует рассматривать общество в его развитии

и, следовательно, требует замены абстрактного подхода анализом общества как исторически конкретного, находящегося на определенной ступени развития, существенно отличной от предшествующей История, в таком случае, представляет собой переход от одной качественно определенной эпохи к другой, которая отличается от предшествующей эпохи сущностными характеристиками

• Принцип историзма должен занять свое место в разработке стратегии развития российского социума Лишь научный анализ специфических особенностей России позволит достигнуть положительной динамики общественного процесса При этом Россия должна учитывать опыт, накопленный в исторической практике Осваивая достижения иных государств важно создание экономической модели, выращенной на собственной исторической почве Повышение эффективности всей хозяйственной системы возможно только на основе выбора научно-обоснованного вектора социального развития аккумулирующего знание общих закономерностей и специфических особенностей социального, экономического, политического и духовного развития конкретного социума Это позволит надеяться на ожидаемый позитивный результат

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Деркач В.В. Принцип историзма в исследовании современного общества. // Вестник БашГУ. 2007. - Т. 12, № 3. - С. 135-138.

2. Деркач В.В. Историзм как принцип познания современных социальных процессов // Вестник УГАТУ. 2006. - Т. 8, № 1 (17). -С. 161-164.

3 Деркач В В Принцип противоречия и его значение для современной науки // Студент и научно-технический прогресс- Материалы Х1Л1 международной научной студенческой конференции - Новосибирск Изд-во НГУ, 2004. - С 28-29

4 Деркач В В Принцип единства противоположностей и его значение для современной науки // Гуманитарное образование и наука в технологическом вузе, прошлое, настоящей, будущее. Материалы научно-практической конференции - Уфа Изд-во УГАТУ, 2004 - С 205-206

5 Деркач В В. Принцип историзма и его познавательные возможности // Трансформация общества наука, педагогика, производство Материалы всероссийской конференции - Уфа Изд-во БГПУ, 2005 -С 163-164

6 Деркач В.В. Историзм и противоречие как важнейшие методологические принципы исследования проблем активизации экономической деятельности людей // Трансформация общества наука, педагогика, производство Материалы всероссийской конференции -Уфа Изд-во БГПУ, 2005 -С 162-164

7 Деркач В В Методологические основы современного историзма // Политическая культура и политические процессы в современном мире Методология, опыт эмпирического исследования - Екатеринбург УГУ, 2005-С 80-81

8 Деркач В В Особенности современного историзма в понимании социального взаимодействия // Студент и научно-технический прогресс Материалы XLIII международной научной студенческой конференции - Новосибирск Изд-во НГУ, 2005 - С. 42.

9 Деркач В В Сущность принципа научного историзма // Философия и будущее цивилизации Материалы Четвертого Российского Философского конгресса (24 - 25 мая 2005 года). В 5 Т М, 2005 - Т 2 -С 103-104.

10 Моисеева Т П , Деркач В В, Валеева JT М Основные условия развития предпринимательства в современной России // Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Уфа Гилем, 2006 -С 165-182

11 Деркач В В Значение принципа историзма в познании социальных процессов // От мечты к реальности научно-техническое творчество создателей авиационной и ракетно-космической техники Материалы всероссийской научно-практической конференции - Уфа Изд-во УГАТУ, 2006 - С 139-140

12 Деркач В В Методологические основы современного историзма // Социально-экономические и политические факторы стабильного и устойчивого развития Республики Башкортостан Материалы республиканской школы-семинара молодых ученых - Уфа Гилем, 2006 -С 248-251

Деркач Владислав Вячеславович

РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В ИССЛЕДОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05 01 99 г

Подписано в печать 24 03 2008 г Бумага офсетная Формат 60x84/16 Гарнитура Tunes Отпечатано на ризографе. Уел печ л 0,99 Уч-изд л. 1,12 Тираж 100 экз. Заказ 202

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Фрунзе, 32

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Фрунзе, 32

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Деркач, Владислав Вячеславович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЗМ КАК ПРИНЦИП ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

1.1 Основные подходы к формированию историзма как принципа исследования общества.

1.2 Сущность историзма и его значение в исследовании социальной динамики.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В ИССЛЕДОВАНИИ

ДИАЛЕКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

2.1 Историзм в познании трансформационных процессов современной России.

2.2 Прогностическая функция историзма и ее использование в г формировании социальных перспектив российского общества.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Деркач, Владислав Вячеславович

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью использования принципа историзма в познании современного общества. Общество постоянно изменяется, и не может быть теоретически представлено в виде устойчивых, неизменных систем и структур. В социальной реальности исследователь имеет дело с развитием не только количественного, но и качественного порядка. Следовательно, подходы, ориентированные на описание лишь статических состояний, оказываются малопригодными. Социальное развитие может быть понято в логике только такого исследования, которое обладает всеми признаками исторического познания.

Использование историзма при анализе социального развития предохраняет исследователя от абсолютизации отдельных тенденций, наблюдаемых в современном социуме, их формирующего воздействия на общую историческую логику. Современные тенденции, которые сегодня кажутся «вечными», завтра сменяются совершенно другими. Принцип историзма в исследовании социума позволяет избежать односторонности в оценке событий, явлений," посмотреть на общество в целом, увидеть в его развитии закономерности, вычленить специфические черты, способные активизировать определенные скрытые тенденции и определить вектор социального развития. Это имеет важное значение как для понимания причин современного социального развития, так и служит основой научного прогнозирования, разработки стратегии будущих социальных изменений.

Сложная социально-экономическая, политическая, духовная обстановка, которую переживает современное общество - требует от исследователя умения выйти за рамки внеисторических подходов и определить место современного российского социума в контексте всемирной истории, ее собственной исторической динамики. Это актуально для определения сущности происходящих в России процессов, их потенциальных возможностей, способных оказать формирующее воздействие на ход социальной эволюции. Адекватное содержание наших знаний позволит выявить истинную политическую направленность принятой в 90-е годы социально-экономической стратегии,- сделать научно-обоснованные выводы, предпринять практические шаги для преодоления негативных последствий реформ и определить последующую траекторию развития российского социума.

Степень научной разработанности проблемы: Первые попытки рассмотрения общества с позиции его направленного развития имели место у средневековых мыслителей: Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Ибн Ата Аллах Аль-Искандари, Аль-Амин Махмуд Амина1. Именно в средние века выработалось линейное представление о времени, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем. Средневековые концепции соотношения прошлого, настоящего и будущего настаивают на том, что смысл настоящего существования заключен в будущем. Следовательно, сущность историзма, на этом этапе, носит провиденциальный характер. Стремясь установить соотношение прошлого, настоящего и будущего, средневековый историзм заложил мощный фундамент исторического понимания общества. Но историзм, имеющий религиозный характер, проявлялся в форме абстрактно-умозрительных спекуляций, не учитывающих реальные факты общественной жизни. Этот недостаток получил серьезную критику со стороны представителей философии Нового времени и социологического эволюционизма.

Дальнейшее развитие историзм получает в трудах-представителей теории стадийного развития общества: Ф; Бэкона, А. Тюрго, А. Сен-Симона, Д. Вико, л

Ш. Монтескье, Т. Мора, Т. Кампанеллы и< др . Историзм получает разработку Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Республика, 1992. - 332 е.; Августин Аврелий. О граде божием. - Минск; М.: Харвест; ACT, 2000. - 129 е.; Аквинский Ф. Сумма против язычников: Книга первая, - Домопрудный: Вестком, 2000. - 463 е.; Ибн Ата Аллах Аль-Искандари(Александрийский). Книга мудростей. - Уфа: Рио РУНМ Госкомнауки, 2000. - 290 е.; Аль-Алим Махмуд Амин. Идейные бои. - М.: Прогресс, 1974. - 272 с.

2 Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. - М.: Мысль, 1971. - 590 с ; Тюрго А. Избранные философские произведения. -М.: Наука, 1937. - 530 е.; Сен-Симон А. Избранные сочинения. - М.: Наука, 1923. - 620с.; Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - М ■ Художественная литература, 1940. - 620 е.; Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Гостполитиздат, 1955. - 800 е.; Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричирда III. — М.: Наука, 1998.-463 е.; Кампанелла Т. Город Солнца. - М.-Л.: Из-во АКСИР, 1947.-175 с. как принцип, отражающий линейно-стадиальный процесс развития общества. Следующие друг за другом качественно различные стадии придают истории ступенчатый характер. Ни одна ранняя стадия не повторяется, а каждая позднейшая занимает более высокую позицию на шкале сложности. Стадийный характер истории прямо связывался с идеей неуклонного прогресса, так что история обретала направленное движение. Однако, историзм носил гипотетический характер, поскольку получил основание на недостаточном фактическом материале, то есть не был обоснован специальными исследованиями.

Важный вклад в разработку историзма внесли труды Г. Спенсера;, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др1. Социологический эволюционизм возник в ответ на требования практики, пытаясь осмыслить те социальные процессы, которые происходили в общественной жизни 19-го века. Важно отметить, что представители социологического эволюционизма, исследуя социальную жизнь, принимают в расчет достижения биологических наук. Достоинством историзма, на этом этапе, является то, что он разрабатывался на более конкретном историческом материале. Однако представителям социологического эволюционизма не удалось разработать принцип историзма в целостной форме.

Важный вклад в развитие историзма внесли труды представителей диалектического материализма: К. Маркса, Ф. Энгельса2. Исторический подход был представлен как целостное единство своих необходимых сторон, как органическая система, понятая на материалистическом основании. Достоинством исторического подхода, на этом этапе, является рассмотрение общества в его развитии, замена абстрактного подхода анализом общества как исторически конкретного, находящегося на определенной ступени развития. История с этой точки зрения представляет собой не только изменение и развитие того, что существовало и раньше, а как переход от одной формации к другой. Недостатком историзма, на этом этапе, является фаталистическое

1 Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск: Современный литератор, 1998. - 1408 е.; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда, Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 572 е.; Парсонс Т. Система современных обществ.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998. - 270 с.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения,- M.: Изд-во политической литературы, 1960. истолкование будущего развития социума. Тезис о неизбежности коммунизма очевидным образом противоречит диалектическому пониманию исторической необходимости. Вряд ли можно согласиться с тем, что прогресс имеет неизбежный характер, ведь практика свидетельствует об обратном.

Важный вклад в разработку принципа историзма внесли работы представителей цивилизационного подхода: А: Тойнби, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета, Ф. Броделя и др1. В отечественной литературе цивилизационные теории представлены-в трудах: Н. Данилевского, П. Сорокина, Н. Кондратьева, Б. Ерасова, Ю. Яковеца, А. Янова, В. Пантина и др2. Пытаясь охватить всю сложность исторического процесса, цивилизационная теория, выявила относительную обратимость, повторяемость развития. Согласно циклическому подходу, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса. Развитие идет не по прямой, а по кругу (спирали). Цивилизационная теория позволила синтезировать объективный ход истории с ментальностью каждой эпохи: Однако рассматривать духовный потенциал как главный фактор исторической динамики было бы не меньшей односторонностью, чем принимать во внимание лишь экономический фактор.

Важную роль в разработке принципа историзма сыграли работы представителей теории постиндустриального общества: А. Тоффлера, Д. Белла, 3. Бжезинского и др3. Постиндустриальной теории удалось раскрыть творческий характер труда, не мотивированный экономическими факторами, что позволило провести обновленную, более убедительную, эволюционную дифференциацию общества на доиндустриальное, индустриальное и

1 Тойнби А. Дж. Постижение истории: Избранное. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 640 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527 е.; Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.-403 е.; БродельФ. Динамика капитализма. - Смоленск: Полиграмма, 1993.- 123 е.;

2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 574 е.; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений - М.: Изд Русского Христианского гуманитарного института, 2000. - 1056 е.; Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики - М.: Наука, 1991. - 569 е.; Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. - М.: Наука, 2002. - 524 е.; Яковец Ю.В. Циклы, кризисы, прогнозы. - М.: Наука, 1999. - 448 е.; Янов АЛ. Россия: у истоков трагедии: Заметки о природе и происхождении русской государственности. - М. Прогресс-Традиция, 2001. - 560 е.; Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: Цивилизационная динамика и процессы модернизации. - М.: Наука, 2004.-246 с.

3 Тоффлер А. Футурошок. - Санкт-Петербург: Лань, 1997. - 464 е.; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. - М.: ACADEMIA, 1999. - 956 е.; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 2003 . - 256 с. постиндустриальное. Однако, недостатком историзма, на этом этапе, является его недостаточная глубина теоретических построений.

Дальнейшим этапом в развитии историзма являются труды представителей исторической социологии: Ш. Эйзенштадта, Э. Гидденса, Н. Элиаса, П. Штомпки и др1. Историзм исторической социологии подчеркивает кумулятивность социальных процессов, и их вероятностный характер. Акцентирует особое внимание на роли субъекта в историческом преобразовании. Однако, здесь историзм проявляется в виде эмпирической историографии, что позволяет говорить о его относительной повнрхностности.

В отечественной литературе принцип историзма стал предметом специального исследования в трудах: Г.А. Подкорытова, Н. П. Французовой, В.В. Иванова, В.ГЪ Кохановского, В.Г. Табачковского, А.Я. Мороза, B.JI. Храмова, и других2, в которых акцентируется внимание на актульноста принципа историзма, исследуется его структура и функции.

Ряд аспектов историзма, рассматривается в работах В.А. Вазюлина, Н.А. Бенедиктова, В.Т. Виноградова, И'.А. Гобозова, Г.Г. Караваева, С.И. Валянского, JI.E. Гринина; С.Г. Кара-Мурза, И.Р. Шафаревич, Б.С. Ерасова, Т.И. Ойзермана, В'.И. Добренькова, А.И. Кравченко, B.JI Иноземцева, А.П. Назаретяна, Х.А. Барлыбаева, Ф.С. Ф'айзуллина, А.А Валысова, Д.М. Азаматова, B.C. Хазиева, Т.П. Моисеевой, И.В. Фроловой, В.В*Исламова и других3.

1 Эйзенштадт Ш. Н. Революция и преобразования обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. - М.: Аспект Пресс, 1999.-416 е.; Гиддеис Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Проект, 2003. - 528 е.; Элиас Н. Общество индивидов. - М.: Праксис, 2001. - 336 е.; Штомпка П. Социология социальных изменений.

- М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

2 Подкорытов Г.А. Историзм как метод научного познания. - Л.: ИЛУ, 1967. - 190 е.; Французова Н.П. Исторический метод в научном познании (вопросы методологии и логики исторического исследования). - М.: Мысль, 1972. - 303 е.; Иванов В.В. Историзм в лененской методологии научного исследования. - М.: Мысль, 1982.-240 е.; Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. - Ростов н/Д: ИРУ, 1978. - 160 е.; Табачковский В.Г., Мороз А.Я., Храмова В.Л. Историзм и эволюционизм как принципы познания. - Киев: Наукова думка, 1987. - 229 с.

3 Вазюлин В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии. - М.: Издательство МГУ, 1988. - 139 е.; Бенедиктов Н.А. Истоический процесс: единство и многообразие. - Красноярск: ИКУ, 1988. - 182 е.; Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. - М.: Издательство МГУ, 1987. - 219 е.; Караваев Г.Г. Исторический материализм - метод познания общественных явлений. - М.: «Высшая школа», 1973. -163 е.; Валянский С.И. Третий путь цивилизации, или спасет ли Россия мир? - М.: Эксмо: Алгоритм, 2002. - 480 е.; Гринин Л:Е. Производительные силы и исторический процесс. - М.: ТЕИС. 2000. - 256 е.; Гринин Л.Е. Философия и социология истории: Некоторые закономерности истории человечества. - Волгоград: Б. и., 1995. -125 е.; Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2005. - 736 е.; Шафаревич И.Р. записки русского зкстримиста. - M.: Алгоритм, 2005, - 320 е.; Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность.

- М.: Наука, 2002. - 524 е.; Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. - М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 568 е.;

Обращение к исследованию принципа историзма в современной отечественной науке связано с анализом социальной динамики, детерминированной утверждением рыночных производственных отношений, попыткой объяснить результаты социально-экономических реформ, найти причины их негативных последствий, поиском выхода из сложившейся кризисной ситуации. Однако, привлекая в большей или меньшей степени, метод исторического экскурса, авторы не ставили задачи выявить теоретическую важность и практическую значимость использования принципа научного историзма в изучении современных общественных процессов.

В постсоветский период не появилось ни одного исследования, обобщающего опыт исторической практики и труды отечественных и зарубежных обществоведов по выявлению значимости принципа историзма в познании общественных процессов. Это обстоятельство сказалось на выборе темы диссертации.

Объектом . исследования выступает историзм как принцип познания общественных процессов.

Предметом исследования - роль принципа историзма в исследовании современного общества.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является раскрытие роли принципа историзма в исследовании современного общества.

В соответствии с этой целью поставлены следующие исследовательские задачи:

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 4: Общество: статика и динамика. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 1120 е.; Иноземцев В.Л Современное постиндустриальное общество: природа, противоречие, перспективы. - М.: Логос, 2000 - 304 е.; Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. - М.: ПЕР СЭ, 2001. -239 е.; Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. - М.: Издание Государственной Думы, 2003. - 336 е.; Файзуллин Ф.С., Нигматуллина И.В. Демократизация российского государства. - Уфа: УГАТУ, 1994. - 136 е.; Вальков А.А. Философское постижение идеи нации. - Уфа: Б.и., 1998. - 156 е.; Азаматов Д.М., Серегин А.В. Этические основы российской цивилизации. - Уфа: Уфим. ин-т Моск. гос. ун-та коммерции, 2002. - 162 е.; Хазиев B.C. Философские эссе. - Уфа: Виртуал, 2003. - 148 е.; Моисеева Т.П. Общественное разделение труда, рынок, социальная справедливость. - Санкт-Петербург-Уфа: УГАТУ, 1995.-228 е.; Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции: Монография. - Уфа: РИО Баш ГУ, 2004. - 264 е.; Исламов В.В. Евразийская цивилизация: социально-онтологические и методологические аспекты исследования: Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Уфа, 2002. - 162 с.

• раскрыть формирование принципа историзма в теории познания социальных процессов;

• провести критический анализ работ выдающихся мыслителей с целью выявления их взглядов на сущность принципа историзма;

• учитывая имеющиеся в социально-философской литературе подходы, раскрыть сущность принципа историзма;

• показать роль принципа историзма в познании сложной диалектики развития современного российского общества;

• раскрыть специфику метода прогнозирования социальных процессов,— на основе принципа историзма.

Теоретико-методологической основой исследования являются материалистическая диалектика, элементы структурно-функционального подхода к исследованию общества как динамически развивающейся системы, труды общественных и зарубежных философов, социологов по исследуемой проблеме.

Новизна исследования состоит в том, что автором:

• уточнено понятие «социальная инерция» как фундаментальное свойство социума развиваться независимо от внешних воздействий за счет накопленного в прошлом потенциала; данное понятие позволяет выявить устойчивые связи в сложном взаимодействии объективного и субъективного, общего и единичного, стихийного и сознательного, прошлого и настоящего;

• обосновано, что историзм как принцип^ научного познания отражает инерциальность общественной динамики и связь относительно устойчивых ее качественных этапов;

• выявлено, что социальный процесс допускает как негативные управляющие воздействия, так и позитивные, которые учитывают инерциальную составляющую социума (географическое положение, геополитическую роль, экономический потенциал, национальный состав, уровень развития науки и техники и др.);

• доказано, что важнейшая роль принципа историзма заключается в оценке- кризисных моментов социальной динамики, которые определяют направление благоприятного развития общества; данный принцип позволяет на основе инерциальной составляющей социума формировать модели его будущего развития, строить траекторию положительных социальных изменений;

• обосновано, что принцип историзма необходимо использовать при разработке научно обоснованной стратегии развития российского социума, с целью предупреждения неуправляемых процессов!

Теоретическая и практическая значимость исследования. ч

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные по результатам исследований- теоретические обобщения и выводы существенно расширяют представление о роли историзма в познании социальных процессов, способствуют приращению знаний в области- методологии познания социальной реальности. : ( ;

Практическая значимость заключается в том, что анализ современного общества с позиции принципа историзма создает необходимую теоретико-методологическую- основу для осуществления социального- прогнозирования, для определения основных направлений и комплекса практических мер по преодолению социальных явлений, способных оказать негативное воздействие на формирование важнейших составляющих будущего российского социума.

Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке общей концепции социально-экономического развития России в период трансформации, в решении конкретных социальных проблем. I

Материалы исследования могут быть также использованы в преподавании учебных курсов философии и социологии, а также при разработке учебных пособий и методических материалов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены в ходе выступлений автора на международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях: «Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2004); «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005); «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005); «От мечты к реальности: научно-техническое творчество создателей авиационной и ракетно-космической техники» (Уфа, 2006); «Социально-экономические и политические факторы стабильного и устойчивого развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2006), а также в публикациях автора общим объемом 1,5 п. л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль принципа историзма в исследовании современного общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что историзм, как принцип научного познания, отражая исторически конкретное состояние методологической основы познания общества, находится в постоянном изменении, развитии. Представления о сущности принципа историзма изменяются с течением времени и детерминированы конкретным материалом исторической практики. Развитие общественной жизни детерминирует качественные изменения в представлениях о самой сущности историзма и его роли в познании общественных процессов.

Критический анализ исторических исследований современных ученых позволяет сделать вывод о том, что принцип историзма при его применении в конкретном научном исследовании соответствующим образом преломляется: получает ту или иную специфическую форму. В зависимости от характера решаемых задач, целей исследования и т. д. при проведении данного принципа в практику научного исследования общества не всегда все его стороны используются в равной степени, а чаще всего имеет место избирательный акцент. Так, например, для диалектического материализма, наиболее важной является абстрактно-теоретическая компонента историзма, а для исторической социологии — конкретно-хронологическая. В одном случае исследователя больше интересует генезис развития общественного явления, в другом — его структура и т. п. Понятно, что последовательно провести принцип историзма в научном исследовании возможно, если при этом тщательным образом освоен огромный фактический и теоретический материал той области знания, где хотят его применить. Из критического анализа исторических исследований, видно, что представления о сущность историзма и его роли в познании общества разрабатываются на конкретном материале социальной реальности.

В процессе исследования выяснилось, что сущность принципа историзма сводится к тому, чтобы выявить инерциальную взаимосвязь последовательных состояний общественного явления. Принцип историзма "отражает взаимосвязь общественной: динамики: в<. виде единства: прошлого, настоящего и будущего. Специфика принципа историзма в том, что он сначала рассматривает прошлое в виде информации,, затем настоящее состояние и потом будущее. Последовательное применение принципа историзма включает понимание;; того; как общественное явление' возникло; то есть выяснение его прошлого. Современное состояние общества-, не начинается на пустом месте, не развивается из; ничего; а всегда возникает на основе, созданной прошлым-развитием. Прошлое представляет собой «материал», из которого возникает настоящее состояние; общества. При; изучении прошлого, исследователь сталкивается^: с проблемой периодизации, то есть с выяснением того, какие этапы в: своем развитии общество1 прошло. Любое общество развивается, проходя: ряд этапов; и задача познания состоит в том, чтобы- понять, действительный процесс формообразования этапов, установить их специфику и взаимосвязь. Из решения: проблемы, периодизации- возникает вопрос о тенденциях развития; то есть о будущем состоянии общественного явления, предвидение которого является важной' завершающей задачей/ всего» исторического-подхода. , " . .'

Роль историзма в исследовании общественных явлений, проявляется в том, что он требует рассматривать общество в его развитии и,; следовательно, требует отказа от рассуждении об обществе вообще, замены такого; абстрактного подхода: анализом общества как исторически конкретного, находящегося на определенной ступени развития, существенно отличной'; от предшествующей. История; в таком случае, представляет собой, не только изменение и развитие того; что существовало и раньше, т. е. ; модернизацию изначально^ существующего, но и переход от одной качественно определенной эпохи к другой, которая отличается от предшествующей эпохи сущностными характеристиками. •

Важнейшим требованием принципа историзма является рассмотрение предметов и явлений, действительности в их конкретных связях и отношениях.

Принцип историзма в познании общественных явлений состоит в глубоком изучении исторической обстановки, в которой эти явления возникли, в обнаружении существенных зависимостей, влияющих на их функционирование и изменение, а также в выяснении возможностей познания, которое само является исторически обусловленным. Существенной стороной анализа общества с позиции историзма является как обобщение всего исторического опыта, так и выявление его национальной специфики: сложное взаимодействие общего и единичного, объективного и субъективного, спонтанного и планомерного (стихийного и сознательного) определяют динамику общественного саморазвития.

Познать сущность происходящих событий, специфику современного состояния общественной системы и заглянуть в будущее возможно лишь на. основе изучения многообразия социальных отношений, связывающих разные ступени развития социальной системы, на основе изучения прошлого, как фундамента для будущего развития: Это требование основано на всеобщем свойстве материальных систем, которое мы назвали «социальная инерция». Так, историзм позволяет рассматривать социальную инерцию развития прошлого общественного состояния в настоящее, а настоящего в будущее, выявить тенденции общественного развития, что с учетом его специфических особенностей, дает возможность для социального прогноза.

На основе принципа историзма можно в общих чертах построить прогнозы будущего развития социума. Социальный процесс является материальным, где все явления находятся во взаимосвязи. Этот взаимосвязанный, материальный процесс реализуется посредством общего свойства материи - инерции. Именно благодаря инерции последовательность событий в пределах любого социального процесса имеет кумулятивный характер. Настоящее состояние есть аккумулированный результат всех прошлых этапов развития и в то же время'- потенциал, отправная точка для будущего развития социума. В каждый исторический момент открывается определенное поле возможностей, которое в значительной мере ограничено прошлым развитием инерциального процесса.

Точность предвидения определяется, прежде всего тем, насколько глубоко и всесторонне изучены прошлое, современное состояние и закономерности изменения' социума. Без знания этих моментов в их единстве невозможно и само научное предвидение как таковое. Современное состояние российского общества определяет объективные возможности- своего преобразования и основные черты своего нового состояния, которое появится в возможном будущем как итог этого преобразования. Единство объективного и субъективного; общего и единичного, закономерного и спонтанного обусловливает дальнейшее развитие российского социума. В обществе нет фатальной предопределенности, однозначной детерминации поведения людей. Это значит, что у России есть определенный выбор. Необходимо разработать систему действий государства, которые обусловили бы положительную динамику общественного процесса.

Научно осмыслив причины негативных последствий социально-экономических реформ 90-х, необходимо разработать стратегию развития социума. Принцип историзма должен занять свое место в этой стратегии. Лишь научный анализ общих закономерностей исторического развития и специфических особенностей России позволит достигнуть положительной динамики общественного процесса. При этом Россия должна учитывать опыт, накопленный в исторической практике. России не следует догонять в своем развитии США, в силу уникальности ее истории, пространственных характеристик, ментальности народа. Тем более, что США находясь на пике своего развития уже четкое обнаружила тенденцию к спаду, поскольку мировое сообщество понимает роль «управляемых» экономических кризисов, и постепенно создает свои эмиссионные центры (еврозона, в перспективе еназона или юаньзона). Только во избежание мировых кризисных явлений отход от обслуживания экономических отношений валютой США носит постепенный характер. США имея выгодное географическое* положение для военных конфликтов, будут рефлекторно поддерживать существующее положение дел в мире, через эскалацию военных действий. Тогда как Россия имеет выгодное географическое положение для мирных торгово-экономических отношений, что характеризует основное состояние развития человечества, но это положение следует подкрепить созданием полюса геополитического влияния, где Китай является мощным союзником.

Осваивая достижения иных государств важно создание экономической модели, выращенной на собственной исторической почве. Учиться у других стран необходимо для того, чтобы понять, почему экономическая модель у них сложилась так, а не иначе — чтобы понять сущность явлений и их взаимосвязь с другими сторонами общественной жизни. Это необходимо, так как в историческом прошлом любого государства заключены особые для каждого общества традиции, без которых определенная экономическая система будет не эффективна. Повысить эффективность хозяйственной системы можно только исходя из анализа собственного пути развития, свойственного данному обществу. Только исследование общих закономерностей общественного развития и учет исторических, пространственно-временных характеристик, ментальность народа, проявляющихся в нашей стране, позволит выработать научно обоснованную стратегию социально-экономического развития России.

 

Список научной литературыДеркач, Владислав Вячеславович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 332 с.

2. Августин Аврелий. О граде божием. Минск; М.: Харвест; ACT, 2000. — 129 с.

3. Азаматов Д.М., Серегин А.В. Этические основы российской цивилизации. Уфа: Уфим. ин-т Моск. гос. ун-та коммерции, 2002. - 162 с.

4. Азаматов Д.М., Свириденко А.А. Философский взгляд на проблемы власти. Уфа: БГУ, 2002. - 60 с.

5. Азаматов Д.М., Мазов Н.Ю. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы. Уфа: БГУ, 2004. — 115с.

6. Аквинский Фома. Сумма против язычников: Книга первая. — Домопрудный: Вестком, 2000. 463 с.

7. Алстед Я. Историческая социология зачем и как? // Социологические исследования. - 2005. № 5 - С. 122-128.

8. Аль-Алим Махмуд Амин. Идейные бои. М.: Прогресс, 1974. - 272 с.

9. Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социологические исследования. 2005. № 5 - С. 119-137.

10. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. -432 с.

11. Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 40 с.

12. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. Новосибирск: «Сибирский хронограф». - 1997. - 804с.

13. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. -348с.

14. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М.: Гос. Дума, 2003. - 335 с.

15. Барулин B.C. Исторический материализм: Современные тенденции развития. -М.: Мысль, 1986.-285 с.

16. Батай Ж. Проклятая доля. — М.: Гнозис: Логос, 2003. — 207 с.

17. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999. 956 с.

18. Бенедиктов Н.А. Исторический процесс: единство и многообразие. — Красноярск: ИКУ, 1988. 182 с.

19. Бестужев Лада И.В. Альтернативная цивилизация. — М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 1998.-352 с.

20. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2003 . - 256 с.

21. Бойченко И.В. Категориальный аппарат исторического материализма: методологическая функция. Киев: Наук, думка, 1987. - 238 с.

22. Бокль Г.Т. История цивилизаций. Т. 1. История цивилизации в Англии. М.: Мысль, 2001.-305 с.

23. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993. - 123с.

24. Будан Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. М.: Аспект Прей, 1998. - 284 с.

25. Буданов В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии. 2006. № 5 - С. 79-94.

26. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксизма в России: ответы на вызовы XXI века (тезисы к формированию научной школы) // Вопросы философии. 2005. № 9 - С. 3-25.

27. Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1971. - 590 с.

28. Вазюлин В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии. М.: Издательство МГУ, 1988. - 327 с.

29. Валентей С. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: Институт Эконом. Рос. АН, 1994. -139 с.

30. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Музыка, 2003. - 368 с.

31. Валлертайн И. После либерализма. М.: УРСС, 2003. - 256 с.

32. Вальков А.А. Философское постижение идеи нации. Уфа: Б.и., 1998. — 156 с.

33. Вальков А.А. Философия национального становления. Уфа: БГУ, 2002. — 124 с.

34. Валянский С.И., Калюшный Д.А. Понять Россию умом. М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 544 с.

35. Валянский С.И. Третий путь цивилизации, или спасет ли Россия мир? — М.: Эксмо: Алгоритм, 2002. 480 с.

36. Ваттимо Д. Прозрачное общество. М.: Логос, 2003. — 128 с.

37. Введение в философию / Под. ред. Ф. С. Файзуллина. Уфа: УГАТУ, 1997.

38. Вебер М. Избранные произведения. М.: Наука, 1990. - 405 с.

39. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Художественная литература, 1940. - 620 с.

40. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М.: Аспект прей, 2004. - 220 с.

41. Виноградов В.Т., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. -М.: Политиздат, 1972. -231 с.

42. Возрождение экономики России: Путь в XXI в. / В.П. Логинов, И.Р. Курнышева, Ю.И. Соколов и др. РАН. Ин-т экономики. М.: Наука, 2000. -305 с.

43. Волков Ю.Г. Российская идентичность особенности формирования и проявления // Социологические исследования. 2006. № 7 - С. 13—22.

44. Вопросы теории и практики «догоняющего» развития: Материалы заседания Учен, совета ИМЭМО РАН / РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М., 1998. 405 с.

45. Впереди XXI век: перспектива, прогнозы, футорологи: Антология Современной классической прогностики /Ред. сост. И.В. Битучиев. — М.: Academia, 2000. 480 с.

46. Гарифуллин В.Х. Благополучие каждой семьи и самореализация каждого человека. — Уфа: Гармоничное общество, 2004. — 31с.

47. Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск: ГПУ 1970.-436 с.

48. Геополитическое положение России: представления и реальность / Н.А. Бородулина, Ин-т географии РАН; Под ред. В.А. Колосова. М.: Арт-курьер, 2000.-306 с.

49. Гидденс Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь. -М.: Весь мир, 2004. 120 с.

50. Гидденс Э. Устранение общества: Очерк теории структурации. — М.: Акар. Проект, 2003. 528 с.

51. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. — М.: Изд-воМГУ, 1987.-219 с.

52. Гончарова Т.В. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. М.: ИЛА РАН. - 1995. - 145 с.1. V .

53. Гольц Г. А. Идейные, содержательные и информационные основы прогнозирования социально экономических процессов // Общественные науки и современность. - 2005. 35-С. 54-66.

54. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: критический анализ. М.: Наука, 1994.- 174 с.

55. Горяинов В.П. Критерии поступательности, обратимости, стогнации и предсказуемости социального времени // Социологические исследования-2006. №4-С .3-15.

56. Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. М.: ТЕИС. 2000. - 256 с.

57. Гринин Л.Е. Философия и социология истории: Некоторые закономерности истории человечества. Волгоград: Б.И., 1995. - 125 с.

58. Гринин Л.Е. Философия и социология истории. Волгоград: Учитель, 2000.-357 с.

59. Грязнова О.С., Подвойский Д.Г. О понятии и дисциплинарном статусе исторической социологии // Социологические исследования. — 2006. №7-С. 113-122.

60. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991. 574 с.

61. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Политические исследования. 1993. № 5. — С. 30-35.

62. Дебольт Дж. У. Причины и следствия неудач модернизации в России // Социологические исследования. 2006. № 1-С. 20-30.

63. Деркач В.В. Историзм как принцип познания современных социальных процессов // Вестн. Уфим. гос. авиац. техн. ун-та. Т. 8, № 1 (17). — С. 161-164.

64. Деркач В.В. Деркач В.В. Принцип историзма в исследовании современного общества. // Вестник БашГУ. 2007. — Т. 12, № 3. — С. 135 — 138.

65. Десять лет системной трансформации в странах ЦБЕ и в России: итоги и уроки // Власть. 2000. № 2. - С. 22 - 36.

66. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. - 159 с.

67. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии. М.: Наука, 1991.-572 с.

68. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Россия и экономическая глобализация // Общественные науки и современность. 2000. № 2. - С. 5-17.

69. Ельчанинов М.С. Российская трансформация с точки зрения социальной синергетики // Социологические исследования. -2003. № 8 С. 21-30.

70. Ермакавичюс Ю.Ю. Революционное обновление человечества: Суждения, оценки, прогнозы. М.: Б.И., 2004. - 240 с.

71. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. - 524 с.

72. Жуйкова P.M. Эмпирическое и теоретическое в социальном предвидении. Казань: Из-во Казанского университета, 1984. - 88 с.73.