автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Романтическая традиция Э. Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Новикова, Наталья Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Романтическая традиция Э. Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова'

Текст диссертации на тему "Романтическая традиция Э. Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова"

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

НОВИКОВА Наталья Вячеславовна

РОМАНТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЭТ.А.ГОФМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. БУЛГАКОВА

10.01.05 - литературы народов Европы, Америки и Австралии 10.01.01 - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: \ доктор филологических наук, \ профессор В.А.Фортунатова

Нижний Новгород 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ.,.....................................................................................................3

ГЛАВА I Принципы характерологии у Гофмана и

Булгакова (к проблеме героя)................................18

§ 1. Инфернально-фантастические образы............23

§ 2. Образ художника в романтической и

реалиегической динамике ..............................51

§ 3. Образ рационалистического героя -

антиномии и параллели...................................68

§ 4. Женские образы и метафизика бытия............85

ГЛАВА II Ирония, сказка и вещь как основа

стилевого наследования..........................................107

§ 1. Ирония как стилевая доминанта

творчества Гофмана и Булгакова.................110

§ 2. Сказка как стилевая романтическая

форма.............................................................134

§ 3, Вещь и особенности романтического

стиля...............................................................156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 181

БИБЛИОГРАФИЯ ....................................................................................... 186

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационная работа посвящена изучению традиции немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана (1776-1822) в произведениях русского писателя М.А.Булгакова (1891-1940).

Проблема художественной традиции - одна из актуальных в современном литературоведении. Её значение усиливается в XX столетии, литературно-художественная жизнь которого является результатом итогового взаимодействия предшествующих эстетических систем и поиском обретения собственных путей развития. Гофман и Булгаков - два художника, принадлежащих к различным культурно-историческим эпохам, национально-литературным школам и направлениям. Сопоставительный анализ творчества удаленных в пространственно-временном отношении авторов обусловливает обращение к разным методикам изучения проблемы взаимовлияний и требует дополнительной интерпретации основных положений, связанных с изучением романтической традиции в целом, а не только её гофма-новской разновидности. В отечественной и зарубежной науке существует ряд фундаментальных работ, в которых сходные вопросы получают многоаспектное освещение. Можно выделить несколько основных подходов ученых в исследовании романтической традиции.

В первом из них романтизм рассматривается как явление конкретной культурно-исторической эпохи (конец XVIII - начало XIX веков), проявившее в наиболее сконцентрированном виде все основные художественно-эстетические принципы, свойственные данному методу. Он не может возникнуть вторично, но при этом способен сохранять или возобновлять свое существование в виде традиции, становясь важным элементом внутри другого художественного (и, в частности, реалистического) метода, проявляя себя на разных структурно-семантических уровнях литературного произведения: тематическом, поэтологическом, жанрово-композиционном и стилистическом.

В зарубежных исследованиях такое понимание романтизма представлено в известных трудах Р.Гейма, О.Вальцеля, В.Беньямина, а в отечественной науке наиболее концептуальное выражение получило в сравнительно-историческом литературоведении в работах В.М.Жирмунского, Г.А.Гуковс-кого, В.В.Вансяова, И.Ф.Волкова и других ученых

Второй подход в изучении романтизма связан с его пониманием как универсального типа творчества, который,наряду с реализмом, соотносится с двумя основными тенденциями развития искусства.

Немецкие исследователи Г.Пранг, Г.Дишнер, Р.Фабер отмечают "протеизм" романтического метода, обусловливающий отсутствие его четких исгорико-временных границ 2. В работах отечественных ученых -У.Р.Фохта, Л.И.Тимофеева, Н.А.Гуляева, И.В.Карташовой, А.А.Гаджиева, В.И.Хрулева 3 и др. - романтизм рассматривается как особый тип творческого мышления и миропонимания, проявляющий себя на разных этапах литературного процесса.

Типологический подход раскрывает новые аспекты проблемы диалектики литературных влияний. В художественном произведении могут одновременно сосуществовать и романтические и реалистические элементы, которые не находятся в отношении подчиненности и обладают эстетической самостоятельностью, они взаимообогащают друг друга, но сохраняют при этом собственную значимость.

R.Haym. Die romantische Schule. Berlin, 1870; O.Walzel, Deutsche Romantik. Leipzig/Berlin, 1908; W.Beajamin. Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik. Bern, 1920; Ванслов B.B. Эстетика романтизма. M.,Искусство, 1966; Жирмунский В.М.Байрон и Пушкин. Л., Наука, 1978; Волков И .Ф .Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1989; Великий романтик Байрон и мировая литература. М., Наука, 1991; Гуковский ГА. Пушкин и русские романтики. М., Ннтрада, 1у95.

2 Prang Н. Begriffsbestimmung der Romantik. Darmstadt, 1968; Dischner G., Faber R. (Hg). Romantische Utopie, utopische Romantik. Hildesheim, 1979.

3 Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. М., Сов.писатеяь, 1964; Гаджиев АА. Романтизм и реализм. Баку, йзд-во ЭЛМ, 1972; Хрулев Б.й. О природе романтического мышления //О традициях и новаторстве в литературе. Уфа, изд-во Башк. гос. ун-та, 1976; Гуляев НА,, Карташова И.Ъ. Введение в теорию романтизма. Тверь, ТГУ, 1991; Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., Аспект-пресс, 1995.

В 80-90-е годы появляется ряд работ, авторы которых (Д.Наливайко, И.А.Тертерян и др.) 1 предпринимают попытку рассмотрения романтизма как эстетической системы. Продуктивность системного подхода заключается в изучении эволюции, определенной трансформации романтизма (что свидетельствует о его динамичности), сохраняющем при этом свои специфические признаки и свойства, имеющие универсальное значение для данной системы (что обусловливает его единство).

У немецких исследователей это направление в литературоведении открыли известные труды Х.А.Корфа, идеи которых были подхвачены более поздними поколениями ученых2.

Однако проблема гофмановского наследия в творчестве Булгакова -автора XX века - обусловливает обращение ещё к одному аспекту исследования романтической традиции. Художественно-литературная жизнь последнего столетия во многом опирается на предшествующий культурный опыт. И значение сочетаемости различных форм эстетического освоения исторических и культурных процессов усиливается. Формируется новый подход в освоении традиции (в том числе и романтической), которая может обнаруживать свое присутствие в художественном произведении в неявном виде (в качестве ссылок, цитат, разнообразных формул, структур и т.д.), представляя тем самым своеобразный "текст в тексте." Появляется возможность интертекстуального подхода к освоению традиции, наиболее глубоко разработанного в трудах В.Изера, Р.Барта, Ж.Дерриды3, а в отечественном

1 Наливаёко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. 1982, №11; Тертерян И А. Романтизм как целостное явление //Вопросы литературы. 1983, №4; Бент М.И. Течения или этапы? Ещё раз о единстве романтизма // Вопросы литературы, август, 1990.

2 KorfFHA. Humanismus und Romantik. Leipzig, 1925; KorfFHA. Geist der Goethezeit. Bd.3. Leipzig, 1940. Bd.4. Leipzig, 1953; Schenk H.G. Geist der europäischen Romantik. Frankfurt а. M., 1970; Bänsch D. (Hg)/ Zur Modernität der Romantik. Stuttgart, 1977.

3 Деррида Ж.Философия и литература//Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.,РИК "Культура", 1993; Барт Р. Избранные работы. Семиотика, Поэтика. М., Прогресс "Универсал", 1994; Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997, № 3.

литературоведении, представленного работами ученых структурно-семиотической школы - Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского и др !.

Таким образом, анализ романтической традиции предстает перед нами как сложная теоретическая проблема, требующая комплексного рассмотрения с привлечением методик различных школ и научных направлений.

В зарубежном литературоведении феномен писательской индивидуальности Гофмана рассматривается либо в русле романтической эстетики, либо как факт жизненной исключительности писателя, обусловленный его биографией.

Так, К.Гюнцель в предисловии к сборнику документальных материалов о судьбе Гофмана отмечает появление фантасмагорий и сатиры немецкого романтика лишь как следствие его "трудных взаимоотношений с окружающим миром" г, а двуплановость его произведений К.Гюнцель связывает с музыкальной одаренностью Гофмана. Подчеркивая, что именно благодаря этому писатель стал "достоянием Европы", известным в Париже и Петербурге, исследователь тем не менее не указывает на примеры очевидного воздействия гофмановского таланта.

Р.Сафранский также в основном сосредоточен на отношении Гофмана к романтической атмосфере Берлина и, в частности, вокруг журнала "Athenäum". Внимание ученого сконцентрировано на репутации "политической неблагонадежности'' Гофмана 3, которого обычно вырывали из контекста общественной жизни Германии XIX века.

В.Эттельт исследует воздействие романтизма на эстетические принципы Г офмана, подчеркивает значение для него философских взглядов Шеллинга и даже близость некоторых позиций с отдельными положениями фи-

1 Лотмдн Ю.М. Культура и взрыв. М., "Прогресс", 1992; Успенский Б А. Избранные труды. В 2 т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 'Тнозис", 1994-Г

2 Gihizel К, Das Leben zwischen Kunst und Wirklichkeit //HotYmamm E.TA. Leben tmd Werk in Breiten Selbstzeugnissen und Zeitdokumenten, 3, Aufl., Berlin,Verlag der Nation, i984, S. 8-9.

3 Safranski R. H.TA.HotTmaim: Das Leben eines skeptischen Phantasten. München-Wien: Hanser, 1984.

лософии Гегеля Однако и здесь Гофман скорее обращен в прошлое, нежели в будущее, то есть в перспективу дальнейшего воздействия его творчества на мировой литературный процесс.

Таким образом, в зарубежном гофмановедении преобладает аспект-ный принцип исследования.

Сходные подходы в освоении наследия немецкого автора обнаруживают и отечественные исследователи. В контексте романтической эпохи черты художественного мышления и метода Гофмана рассматривают В,И.Грешных, А.В.Карельский, Ф.П.Федоров 2; особенности поэтики -Н.М.Берновская, О.Б.Вайнштейн, Д.Л.Чавчанидзе 3; жанрово-композицион-ные особенности произведений - М.И.Бент, Е.В.Карабегова, Л.В.Славго-родская 4; вопросы синтеза искусств и стиля - Н.А.Корзина, А.В.Скобелев 5.

Вместе с тем в зарубежном литературоведении выделяется ряд работ, в которых сделана попытка проблемного рассмотрения традиции Гофмана. В частности, немецкий ученый И.Ингман 6, анализируя рецепцию наследия немецкого романтика в России XIX столетия на мотивном уровне произве-

! Ettelt W. Е.ТА.Hoffmann: Der Künstler und Mensch, Würzburg: Königshausen und Neumann, 1981.

2 Структура мышления Э .ТА. Гофман а в новелле "Кавалер Глюк" //В мире Гофмана. Калиниград, Калинигр. ун-т, Í 994; Карельский А.В. От "субъективного пламени" к "теплу объективности (Жизненные воззрения Э.ТА.Гофмана)// Карельский A.B. От героя к человеку, два века западноевропейской литературы. М., Сов. писатель, 1990; Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э.Т А.Гофмана. Дис. ... к. филол. наук. Л., 1972.

3 Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.ТА.Гофмана, Дис. ... к. филол. наук. М., 1971; Вайнштейн О,Б. "Волшебные стекла" Э.ТА.Гофмана //Литературные произведения XVIII-XIX веков в исторической и культурном контексте. М., МГУ, 1985; Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.ТА.Гофмана. Дис. ...к. филол. наук. М., 1969.

4 Бент М.И. К эволюции жанра новеллы в "Серанионовых братьях" Гофмана //Проблемы литературы и поэтики & зз. рубежной литертуре X.IX-XX веков. Пермь, ПГУ, 1987; Карабегова Е.В, Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от иенских романтиков к Э.ТА.Гофману. Дис. ...к. филол. наук. Мм 1984; Славгородская Л.В. Романы Э.ТА.Гофмана. Дис. ... к. филол. наук. Л., 1972.

5 Корзина НА. Стиль прозы Э.ТА.Гофмана и романтический синтез искусств. Дис. ...к. филол, наук, Калинин, 1985; Скобелев A.B. Фантастическое как средство выражения авторской позиции (Э.ТА.Гофман "Выбор невесты") //Форма раскрытия авторского сознания (на материале зарубежной литературы). Воронеж, В ГУ, 1985.

6 inghman N.W. К.Т A .Hoffmann's reception in Russia. Würzbure, Jai-Verl..

1974.

дений Гоголя, отмечает, что проблемно-типологическое сопоставление творчества двух художников приводит к более полному раскрытию авторской индивидуальности каждого из них.

В монографии М.Мильнера с разных сторон исследуются "амбивалентная метафора произведения искусства" зеркало как отражение нарциссического комплекса романтического героя, художественные возможности фантасмагории. Ученый выделяет на перечисленных основах гофмановскую традицию в литературе второй половины XIX века.

Сходным образом швейцарский германист Х.Гроб определяет архетипы произведений Гофмана и создает концепцию "коллективного бессознательного" в романтическом творчестве2.

Обращение к наследию Гофмана с позиций нового литературоведческого опыта обнаруживает перспективы другого научного подхода в изучении его произведений. Исследование разнообразных форм воздействия традиции романтического автора на творчество писателей Х1Х-ХХ веков позволяет увидеть художественно-эстетическую продуктивность многих гофмановских открытий, сохранивших свое непреходящее значение для других этапов развития литературного процесса.

В отечественной гофманистике начало подобному научному направлению на материале русской литературы XIX столетия положили исследования А.Б.Ботниковой, отмечающей, что для художественного развития России прошлого века прежде всего был близок Гофман-психолог и Гофман-критик. Ученый рассматривает непосредственное влияние и заимствование поэтических элементов произведений немецкого автора Одоевским, полемическую форму творческих связей с романтическим писателем у Пушкина, диалектическое восприятие романтической традиции Гоголем и

1 Milner M. La fantasmagorie: Essai sur l'optique fantastique. Paris: PUF, 1982, p.134.

2 Grob H. Puppen, Engel, Enthusiasten: Die Frauen und Helden im Werke E.TA.Hoffmaims. Bern, 1984.

эстетическую трансформацию гофмановских принципов и форм у Достоевского К

Однако в произведениях немецкого автора воплощены многочисленные идейно-образные и сюжегно-тематические "ряды", характерные для романтизма, но функционирующие и в наше время2.

Так, процессуальное понимание жизни как акта постоянного творчества, рождения приводит к появлению образа творца, художника, музыканта, созидающее начало которого противостоит логике тотального саморазрушения. Примером частного проявления последней становится тема опасности излишней рационализации мышления и дегуманизации человеческих отношений, утраты духовного начала, наиболее ярко воплотившаяся в механических образах автоматов, кукол и т.д.

Не менее важной является и разработанная у Гофмана проблема свободы человека, раскрытия сложности и многогранности его натуры, тончайших психологических нюансов (появление образа двойника), возможность выбора в своих поступках и связанная с этим романтическая концепция судьбы. Первостепенное значение для литературы XX века имеют гоф-мановские формы художественного воплощения романтической иронии.

Сохраняет свою значимость для современности представленная в произведениях немецкого писателя тема вечного поиска идеальной, свободной от земных условностей любви и новое понимание женского образа. Немаловажное воздействие на дальнейшее развитие литературы оказали созданные Гофманом инфернальные и фантастические герои, существенно обогатившие способы конструирования художественной реальности.

Безусловного внимания заслуживает романтический подход к проблеме историзма, нашедший у Гофмана наиболее яркое воплощение в принципе "местного колорита" и особенностях бытописания.

1 Ботникова А.Б. Э.ТА.Гофман и русская литература (первая половина XIX века). Воронеж, изд-во Воронеж, ун-та, 1у77.

2 Träger К. Geschichte und Romantik. Berlin, 1984.

Актуальными для развития современной литературы являются разработки Гофмана в области образной и сюжетной организации произведения, в основе которой находится контрастный принцип, совмещение противоположностей: реального и фантастического, духовного и материального, рационального и интуитивного, бытового и символического, придающих тексту многоплановость повествования.

В этой связи для нас особое значение имеют труды, в которых рассматривается текстовое воздействие Гофмана на писателей XX века. Здесь необходимо выделить исследования А.А.Гугнина, В.А.Фортунатовой, Г А.Фролова К

Подобные работы устанавливают необходимость новых теоретических и практических представлений о классике европейского романтизма, каким является Э.Т.АГофман, создают аналоговый уровень изучения наследия немецкого автора, о котором пойдет речь в настоящей диссертации.

Существующая на сегодняшний день обширная литература о творчестве Гофмана и Булгакова образует два изолированных, неперекрещи-вающихся в аспекте специального соп�