автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Романы Элис Уокер

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Магдеева, Альбина Рясимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Романы Элис Уокер'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы Элис Уокер"

Ь N

На правах рукописи

млгдеева Лльбппа Рисимшша

Романы Элис Уокер (Творческая эволюция)

Специальность 10.01.05 - литература народов Европы, Америки и Австралии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

москва-1998

Работа выполнена па кафедре истории зарубежных литератур Московского педагогического университета

Научный руководитель: доктор филологических паук, профессор

А.Ф. Головенченко

Официальные оппоненты: доктор филолог ических наук,

профессор Ъ.А. Гилснсон

Ведущая организация: Нижегородский государственный

университет

Защита состоится «10» декабря 1998 г. в 15 часов на заседании диссертационного Совета Д.113.11.02 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: 107005,

г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: г. Москва, ул. Радио,

д. 10-а.

Автореферат разослан «/^ » /аС^^А*.^ [998г.

кандидат филологических наук О.Ю. Сурова

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

Т.А. Алпатова

Рйваише афро^кржаншяпо компшшга литературы ОШ в 70-80-е годы XX е. позволила широкому кругу чшатепьскей аудитории оцетшь ху-дожествещую хястшздуапьноеть мастеров стека, чье творчество бьвю посвящено изображай»? аизнк ш^шакясег© нерода Среди таких писателей "черной Амерши", как Т.К. Бамбара ДВредщ, Дж. Мэкффсон, Т.Мэррисон, вданое место занимает Элис Уоиср.

В настоящее время в значительной маю раскрылись масштаб и знамение творчества Злис Уокер - тааяпвшю романист, поэта, новешжста врютоса и щбтщигю. В ее творческом активе гаязь романов, два сборника новслц, четыре - стаков» нескошю детских книг, биография: наришшэш поэта Д Хысва, три тхубшшдасшческих сборнша. 0*а известна как в США, так а в друпк сграшсс, в том числе и в Росши. Бе произведения пфеводкшсь на ынигае языки, неоднократно переиздавались. На русском языке опубликованы схяхй» книга ' Врэшьк- петуншГ (1986), в которую вошли новеллы из сбсршша писзхепьшаы *!ХЬротую жшшшу сшить нешхко'* (1981). Э.Уокер удостоена мшгамисдакньк литершурных шгрод, среди которых Пуштцеровская премия, пржуздеиная ей в 1983 г. за роман 4Црет багряный" (1982). Это произведшие было экранизировано известным американским кинорежиссером Ставшем Ошлбергом в 1985 г.

Огектр тем. пртшлекжадих Э.Уокер, очень велит, богатое культурное тшетедненефшжкасого народа, обращение к этническим "корням" расовый вопрос, вшочэощий проблему насилия, тема женского самоопределения, свободною выбора, поиск вдщшщуалшосш, связь общественного и личностного... Иэокдование 'верной** культуры приводит ее к раскрытию значи-мосги 'верной" церкви, "чернсйГ общины в жизни народа, опредешшкх своеобразное мировоззрение афро-америкшц®.

Пркчзсгпюсхь гшеапешащь! к массовому двшкашю американских негров за граадашжое равноправие, фсаяшггстскомч' дашшо определяет идейное звучание ее книг.

Как замечает американский иааедовагеяь Б-У.Беэщ, ДжКияжне, Д^ЭУшьяме и З.Уаир гфодаляшат реотшгамшддо традщощ в то враля мак вскшорью другие (Тани Марриоон, например), развивают ^юэпгаесеий реачизм'"'.

Реализм Э.Уокер суров, можно сказать, жесток Жежаше писательницы быгь свободной от кжого-иибо давления на ее творчество, от атшшитхсл сгереоявюв воспринимается гас стремление к хздожесхвеоюму дастшкшию ишшы» к обьекгавнаму ее выраашию. Котины зипни американских норов получают в произведашях Э.Уокер жалкое и четкое освшкние. Нфедко она изображает такие явжиия в наритяношй семье, которые считались слишком откровенными дяя обсуждения в г^эдожественной литературе женины «викгорианшэго склада»: унижение женгщш, доведшие их до физический и духовкой дар-рдяции, само)б11Йс1т Обращение писательницы к подобным темам так же, как и к теме преде® Чаексуапшай свободы" человека, не связано с желанием ишрясш чктатедыжо« воображеике. Оддшзеды: ЭУокф сказам, что не ыожег асрывшъ то, -гге сама шень ей открывает. Писательница стреглитея говорив пршгду о жизни "черных*" в Америке, противопоставляя афро-шфякаиавдяю '^шадяо" яшраауру, уходящей щитами в "черкали" вулыуру, традшдюнной фашистской. Спорные, неордз мирные взгляды Э.Уокер обусловили самобытный >эрактф ее зворчества

Шсагепшицз развивает идею 'Ъ-стринства", имея в тщу родетво, дружбу. союзничество Чбельк" и "ч^шк" женщин, стремится критически пфеошъюшть существующие в обществе концешдш роли и назначали

' ВгЯ В,V/. ТЬс АГго-Апкпеап Ко-.-г! аай йг Тгаёйон, ■ АпйквС Ик Ошутйу еГМаяисЬксйз

1>г«?, Ш1, Р. 245

жешшнь! яамяяуя о том, что женщина яе только 'тбиологамеское" ш •^шизфшйРюсяэе", но и сощшльное сущесто.

Рамшиетха гатил- не оолысо о женщина, сколько о том, что значит бшь жешшнсй. Она заменяет понятие 'TemnisrnT понятием '"Womatrism" вкпадавая в него болыной смысл. "WtatHmst'" означает "чертя фемиюкящ, смелая и талевая женщгша, которая, не избегая встреч с мужчинами, стремится к 'Ъесгршсгву.. Ста npezjam своему нгдзоду; сто схреятешпо к самосохранению. Это ттакий обобщйпшй образ кехращщнонЕгош во взглядах... человаа"1 - так выражает мнение З.Уоккр *юавдовакзяиш&-фе&ояшехка Ч. ДОэцаерс.

Афро-ак«фйкшсзкяй крншге Р Сюто ечтаег, что "ааакхая" тема, история семьи у З.Уовд - фошмеая идешютчны/ На наш взгляд, для про-шьедщщ! шкагепшицые, в равной степени, характерно слияние 'детской" и 't^po-aKiepitKaHCKoir* тематики.

Творчество З.Уогаар» созвучное творчесхву современник как ЧЗеаьк", т- и ;1черньЕ<" гавсазешзвщ (Ж Д^КОуто, З.Та&кр, Т.ТСБзмбара, МВромек, Г. Джоне, Т.Морришн, Г.ШЬюр, Р.5йнкр, интересно тем, - считает авторы книга 'Иаормя американской литераторы" Р.Раияоь МЕ^здбфи,■>тгю отражает едажнью реши® времени. ЬЬсг^шст тот момент, -продсувкякзг сяк, - когда вое этнические группы должны обратиться к своим '•корням**, когда жешзт!ньь-га1сетгепьн1щь1, оказывая звмепюе влияние на твоотеотво шеатювйчцужчкн, хжодятса в поиске своего лт^шурного нроисюго"'1.

Щея со>ршеиия и при>^ножашя ^шыурного наследии негршянжого народа аашФ<ает важнейшее место в творческой депедаюеш Э.Уокер. "Я

1 Sandera Oiayl X Christian EMcs and Theology m U'omsniit perspective..'/ Journal of Feminist Stores in Шфвй. - Fall 1989, v.5. P.S6

2 Stspto R.B, Aftrr the i960"r. The Booro ж Afro-American Fiction. ■ In; Contnmorary American Fk-

аза • L.. 1987, v.90

* From Piiritaman to Postmodernism. A History of Amcricm Literature, Ed S.Suland, MBraftury. -K.Y.: Viking Venmn, 1991. P.P. 353. 16

хочу чхяйяь 3opy>i|«toh... Неяцу Ларсек... Джшш Tjwepa.."*,' - гак объясняет писахелышца свой нелодцедшьй интерес к "коркам" и одновременно протест против ЧетреяфсзаншГ нвгришккой к^яьэ^ры. Э.Усекф посвятила З.НХерстоя одно ю своих эссе 'В поисках. Зоры Нал Херсхон" (1975) и книгу "Я любою себя, когда смаюсь...'' (1979) - штолзшю работ пиаагельш-цы,

В щ>у5ешюм жпхфщрсвед&тя имеется рад вражеских работ ис-ашщовгяалш ЕУ.Еашв, ДжсБрш-пгга, Дж.ОЪрзйна ККриошан, Р.ЕСгшю, МЗвакс iE друг®;, лосвящеяньк отдаядыа аспектам твор«аееой деательяо-сш Э.Уохчер, а также es шфовшзреаию. Рв?лечньй но степени ршвфвутоеш и пяубкнът анализ нжо'юрьлх прошведений писагепышиы шдфшиея в работах отечесхвенныч иссзкясжакгкй ОААя®фш«жощ, AM. Зверева, Г.ПЗюбивд, АС.К^ЗЕрадка, МПТугуаювсй. р. диссертациях ИМЮжяащой, САГд-жахой дается крашй анализ ттаяшм двух романов З.Уокер.

-Ьходя ш даэчнмесш творчества штеатешицы для ргавтпия ;4>ро-амиЯишткгсой литературы США. и шдосяаазочшго его оевещашя российскими критиками (особенна позднего периода коша 80-х - начала 90-х гг.) нам предргааяается необходимым воошапь этот очевццЕшй пробел в пашш •йвдтатуроведжмг В этом мы видим актуальность дшоюй работы

Объектом исслшовашш является ройшнное творчество Э.Уокер, ох-вавьваквдэе свдутшще прешведавж 'Третья жизнь Грейнгока КспяенщГ (1970), ^фшиавз'* (1976), *X£er багряный55 (Щ "5фш брата моего мйтьшоро" (1989), "Сбладнгощие секретом радости" (1992), В диоэгрташш pacQviaipimPÄioi система ждаожесхгвашо-эстедатесыхх взглядов Э.Уокф,

' Шгг. Вд- Лнеатеш США - Ж Радуга, 1S90, С, 493

анашсируктгся принципы ее художественного освоения мира, <аоеобраеие творчажош метода» шнимаемого в книестзз шшшцуалвдого пршшипз отражения ааши, связанного с ашравоззрешем таэтешшцы, ее жшнашй кашаздйей.

Цель а задачи днссертапкн: проеаедрзь эволюцию ромшного творчества ЭУокер (с 70-х годов до хюсзедрегс времени) с вьешииш присущего ©^внутреннего единста; раскрыть гематкэ-тампозиционный особен» ноет произведений пишгеш>ницьз; провести лнхфа1>роведчесзййй анаше текстов романов с точки зрения ж 1шейно-}9дожесш>ашьк особенностей, огфозглшь вршадэезаюсгь гфоговегеешй шапеашицы к определенным эстетическим традициям и созвучие шнрфегасм*сюрическо:му этапу в развитии амершззнскот общества; дехь кражую харакггерксгппл' лоэаии и новетвют* Ш1 Э.Ужер; показал» значение творчества шеакшьнищл для щро~ амервшаноюй литературы (Ж Данное исследившие позволяет глубже про-кикврь в особенности художественного мирз Э.Уокф, дает возможность показать погашенное уатшие реашегачшаой традщшт в ее творческой даяхелшоеш.

Для достижения цепи к задач быта ншальзованы ежггующие принципы исследования: шгоршо->:рош^юда4забкй и сравнитеяшо-вшошгшеский методы тжершуроведческого анализа, а также метод цеш-сшош аняшезлроизведения.

Научная новизна джвкйработызшлючавкяв там, что к ней впервые в отечественном лигфахгтюведенйн предпринята попытка системного исследования романного нюрчестеа Э.Уокер, едегик краткий опалю ее поэзии и швелгшенкн, освещена хщейная и творческая эволюция гагсэтешшщл.

Методологическая основа: автор днох-ртащш опирается ш труцк отечественных (ЛПБешмшова, ЕАГеишсон, ПГ.Гозгавтошавй, АМЗвере®, АСЛ&пярчие, АНШшжеващ, Т.КЦшгщдзе, САЧакздскнй и рр.\ щ>хбехнш. ученых (ДкЕреЗш; Ч-Джоншн, Б.Кристнш. Р.Сетгтс,

МЗвше и др.) по афро-змфшшкжой лгаяразуре США. Шгользуютея также работы истордао-лшерагурного, оошашгаческого, эшографкческого арк-тера посвящшнью различным ашосгш исследования.

Практкческая значимость: вывода, по^чесие в ходе иесдздовенщ, новый фактографический материал метут бшъ использованы в общем и са&-шальном курсш по мири американа:ой лнтджуры XX века, в сяшоеми-шрахтю афро-амфиижсжой лигфагуре США.

Апробация общей вщащи работы, а также овдеяшьк ее аспектов состоялась в виде печатных работ, докладов на научных конффшщшх американистов на факультете журналистики МГУ им. МВЛомоносова- (1996, 1997), ш КГ^ршкваакчтениях (МОГУ, 19971 шЖ1 ТЬсрской межв^-ов-ской научной конференции учеяькфоюшгш и школьных учителей (Тверь, 1997).

Основные шшайшя к шщетщш иоещрвания обсзлвдались та заое-дяниях кафедры истории зарубежных лшдэагур Мхжовскшэ пегжопмеаа> го ^вшшагпета, астршкашго обьвдшедда при кафедре.

Объем н структура диссертации: работа состоит ю введения, трех га®, закшочениа, библиографии, включающей в себя 304 наименования источников по укшшюй Tö'.ie, и прштожашя (впервые выполненного штором диссертации зфдожествшиопо ифеводе одного ш раздетой - "Зора Нет Хф-схок: поучительная история и заштереоовшныи взгляд*- - публицистического сборника Э.Уокер "В поиске садов, матерями насавдеяньк". Общий объем диссертации 19Т страниц .машинописною текста.

Ошошое еоддагаше диссертации юложепо в 7 работах (одна - в печати), включая статьи и тезисы научных докщдов.

Содержание работы: во введении формулируются целя и задачи не-еяедаванщ, обосновываются моральность доставленной гфоблемы, ее новизна и пржшческая знемимоезь. Дретея краткий обзор критических работ.

шхаашенных эфро-а«ер^йнско8 лктерзхуре 70-Шк гг. XX в., ъяфоваззре-нищ, творчеству Э.Уоюер.

йш" рда^шришются рамшы "Третья жизнь Гре&шщ КЬгоквдГ (1970) и (1976).

Основной скякеткои линией первого ромшв Э.Уойф является жизнеописание трек поколегпш негргганской семьи КЬгсжндов и история ззролие-ния освободахеаького движенак афро-вмеришшев за гражданское равноправие, Комгояшишно ром® делится на две част В первой - речь вдет о моральном ^аэрушшинГ личноеш квелого героя Гршшша Капаю, втсь рзя не посвящена ее Чео^ададаю'*. Э.Уокер предстшмгаа образ человека, способного вьшгш за рамки чуждых. ему шетоятеньетв и прийти к собствен-иощ~ теыоухБфзншию,

ГЬред чшагежм р-азаерачиваетея дщпешай и атоаснъй.. выстраданный .процесс внутреннего роста гдзоя, Мшго тругдаосгей возникая на его луш С№шшшческне гаэдгшщ к ишжши сменяет трагачажзе прозрение, но побеэкдает любовь к жниш.

Ейлбрав в кгиесхве своего героя бедраго южного издалшшка писа-течьшща настаивает из всямэжносш ямносшж и существенных лергмаи, помня о настойчивы* попытках обшдавеккой шскш контрожровазъ моральное и двпею матеркашше состояние черного американца, Э.Ускер меиэ-напразлеяпо просга^гашаег еуср5ы першнааюгй: в период их "пздошя" и "взлета". Кажется, чю она намечает трааишхонный дан негрнханадаго 'Ъоманз протеста" конфликт, но автор идет дальше, показывая те глубокие внутренние противоречия, которьв сутдесявуют в мире обевдшшных тт, ка в мгиылей степени, объясняет их обездоленность. ГЬемотря на то, что в и псе отражены отбытая и факты раздвои дасвршинашш, антагонизм 1Чкрньзк" н ''белых "*, и в ¿жй проводится мое® "нтщ-шостя негра" писательница утверждает, что отчаяние людей далеко не всегда определяли их жизненный путь.

Герои романа пытаются обрести свободу' наедине с собой уйш от окружающих их людей. Причина тому - ияюманная и сареджхцая чедаьечеекая натура В итоге - разочарованна, отчаяние, гореть потерь. Грейщис акшьва-«са. споообньм преододать это, поашдая себя жнзнищучки, погибая за нее а Ер^тфвдц деградирует из-за собственного безразличия и сшшой покорности судьбе.

В образе главного щкш Г^ейеджа Э.Уокф показала зарождение итого этапа в развития сознания америкшских негров: их активное схразвшие к самоутверждению, рост чувства национального достоинства, жажда свободы:

Личшзсп. Грейщжа ирслодит проверку не собственную оосгоятепь» ноеаь через свое отношение к героиням романа Дгш женщины в "Третьей ааши ГреЙндаа КЬшшда" характерно сочетание мотивов стоического тер-пшшуэабских шсшсшш. Часто героини шита доведены до уровня животного существования, и вао жизнь они остаются запуганными и обеосиленньь ми от усталости, превршшаь в рабынь обстоятельств, собственной слабости, безропотности. Возможно, поэтому их существование целиком к полносшо построено, по вБ^ааоажшшкахезышща, на " шешиш сюжете1'.

Тема межрашвых отношений играет большую роль в идейной толифо-нии романа Образ героя расшатривается как обреченная тайность, копавшая в тяжелые для жизни условия ооаиашкй системы. Ее корни заложены в недрах 'Ътчувдзшого*' Юа, где расовый кодекс "Чтгравдяег" с^дабами людей. Э.Уокер настаивает на том, что для решения расового конфликта в стране требуется взмшшь ее шциалшьй строй. Приняв фожш^юшяйвзхпщд на негритянскую пробламу как на общшщшначьну», шеяежница принята и фолшерозский ргкурс ее изображения: в контексте американской аешяи и истории, в «южном першжташи еощлашяьвс, морапьньк. пшяотгимеских и фдшссофеагх ее аспектов.

'Третья шшь Грейняжа КЪшшде" - сложное протьшед&ше, где подучили развитие тшьт и мотаны сео5здо: и вьзэора, одиночества и отчуотеино-

гш от Ерзгздебного внешнего мира, мотвьгшиска емыпга абсурдной кшшг Ьайотря на ощущение трапама жизни черных в мой ишге

).Уокер, шс и в лубтадасззгке ее старших «жремшииков Дас. Болдуина и *,Эзшкхэд зазюжшо оти&шсгаяваиое га®», вера чешвека в торжество io6pa успех борьбы.

Сшшюшш романа хюсгроета ш звучании наЕряшкасих мелодий, в км ощущается ешь с фапшюром, с давними верованиями, лвгещзми. Как ■фдожнщ, Э.Уокер добивается здесь иосшочитеяшой выразш-еяшостн в ?пнсншш душевного состояния героев, их внешнего и внутреннего облика

Книга имела бошло© знгкеше для самой гакатешшцы. Cm ста® начальным этапом даяшейшего развития реаганного творчества Э.Уокер и ш-кавала, что ее автор способен глубоко проникать в суть иссжцуемых проблем.

Второй ромзн пйсаязЕШЩЫ '%-1грщшеввГ был ся^блишван в 1976. Вэ-лгт "Треая жизнь Грейвджв КЬггазвдр-' проспезшва'н судабы трек потяенпй ошймарахтшМ семщ, го в ''Мгризише" рамки повествования ртцвшу-■щ. а тема поколений быв* чяпечатлена на истерической основе. Э.Уокер называет книгу и гяевюяо героиню эышеа ''Мришаана**, указав в самом начале повествования на множество хфакгфиегак небесного мерхушана, главная особенность которого заключает-ся в восходящем кодацевом лишении "к неюеькпкй точке ошв Kpacoibf, к чему страштоя и героиня романа Как и первый роман З.Уокф, "Меридиана" - не вполне закончзяюе прокзведе-ше. Это роман с "отжрьиым" финалом

ГЬдь&м и шад освободихешюго дшжешя американских негров за гражданское равноправие^ судьбы его repos, харэкгф их вээдмооткотеашй и место в истории, богатое культурное насяцше "черного" шрода - все это отражено в книге. Одна® главной проблаюй в романе въщупает вопрос о том, может ли быть морально оправдано право на насилие.

Все события в книге развившие« о цепью создания "визуального образа'" нереюыкык событий освободдиатьиой борьбы Э.Уокф ускшвшшаег связь истории и 4»шс>ео4зш тех черных американцев, которые соетавизюх ядро движения. ТЬсзюдашга отмечает некоторые периоды яаши Мерхщиа-ны, соотнося их с освободатеяьным дшсшшем, чаешо которого является она сама Вся книга служит как бы ключом к равщцкь шбраннош героиней нааатаьетвеяюго метода борьбы.

Выбор Меридианы труден, но не нскаочиют С од ной короны ома призывает к сохранению в намети трагического прошлого. С другой - к борьбе за оевобоэдеше ог прошлых еграданай Э.Уокер уоежвев в том, что необходимо прот1Н1остояи> вдаеш прошшио над настоящим, бороться с преяаим утжяадиш, псшшшьса утвердиться как личность, любить себя и близких, нжодтпъ спасение не в иензшсщ, а в сгремжнии к 1фишреяию.

Pfcmjssya политику мирного ведшня Оорызьх, осЕободакашое движение афро-амфиканцев превратило бестине и безвяисше негритянского народа в мощное орудие протеста Вг> участники, избравшие тершкльй путь к свобода, обнаружили мудрость и духовную красоту " черного" человека

мифояоищ фошоюр. Предания и легенды дапсшняют шжеезвсжавешную ткань романа, придавая ему охчешшо вырзжйное эпическое звучание. В нифах и шверш негров закшушг&кь нржстшнь® -ориентиры, народная МуЦрОСТЪ.

Как и в "Тр-згьей жижи Грейнажа КЬгоингщ" в "Мгрщиаие" Уокер уг-вфздаеяг, чю важнейшим цашеишым. источником для чернот американца в усшвюк враздебкой внешней обстшоввк быта и остается, в основном, "чернва" o6nsíria ГЬсагешшца показывает, что общинная anual помогает чешв^-избавиться от чувства одшочестза, бесяредмвшоЙнашкнсгЕ к себе к близким, отрешения к аскетизму

оогатетво культуры верного» народа, ссыпаясь на

Герои книги не ограничивают себя перезкшшиими по шводу расовой дажриминаоии. Сви ря^я.тптпгяют нэд даугакщ, более значимьв® пробжма-Шц, развивают мьггь о том, что чекзек является 'юыо эасш, природам космоса Взяаитшшай мере в рсашке раафьваекя роль "черной3' церкви, в которой рождались илек япврстязаш и беоемершя чешвеивсжой щть

Отрйясь вахдшьтурное пропетое своего народа, героиня кгагга уже не ео&шеваетсв в действакастк избранного ею атоооба борьбы Сйа стремится быть ближе к народу, ситв которого открылась ей в дучоЕиом единстве и сшоченносп!.

Оришнаяшоеть компоагщш! *МерцдианыГ пшявишеь в стремления Э.Уокер машшалшо лзи&цпктъ кйфтшЕнскую музыку (деаз, бжв, духовные шмны) к романному мкру Это выразилась в сскдании опредежашё то-нашшн пгаеехвованш.

Как пивная героиня '^крндааныГ избирала "труцньй путь борца" тек и шшйюльнкца от традпрждашещ создавгя произведешь, о» дей-

етвие охватывает разнежршениые швеш швеетвоваиия. Имевшая спш> З.Уокер, оетожнншъзй анеметами анимизма, пантеизма; зжпубляетея психологизм таяагеяьского видения подвитых, ж проблем. 1^едсхаалшньй в "Третьей жизни Грейнджа Когшевда" мои® Чкшпимосш негра" исчезает в "Мфкшише*. Цзовозгдапаетсч неотделимость <4бетго" и "черного" миров. Судьба отдельного чегаэваеа рассматривается неотрывно от еуоьбы шрода

Борьба в одиночку Грайда-а КЬатенда иерержяжт в 'Мфитдеие'' в борьбу массовую Всей в "Третьей жизни Грейнджа Когтаща" ткеттетьюща только представи® собьгшя к факты жестокой дакявиютагюсп^ то в она ютда дшоЕехрируег шследсхвия и результеты взштмо-влняеия ргеиегскей системы я несмелыми папьтеегдт жщей открыт© зая-втпь о своих требованиях. Шесте с У,ДЬобуа. Дж Боданном, Р.Зтааизоном,

Т.Моррисс/Н шшкзьнща вькяушег против эюяремшма, черного рздика-

Г^алечаямпшо, «о героини ТрезоьеЙ жизни Грейндаа КЬтщда" изишалшо показаны жертвами и оставались таковыми до шзиш, звддааясь

своего освобождения. Нз случайно только смерть служила им ещаслвенной вооможноешо обрести покой. С другой стороны. характер Мфвднаны пока» ззн в развитии, причем в постоянном прошвопосташкшш ppytin* персонажам книпт

Тгким образом. Третья жизнь Грейндш КЬгскяда" и "К'Ьргозязна" ciaras Лфшм романным опытом писасешлащы 70-е года в творчестве Э.Уокеп предстшл-чет езюжньй и гаавденньй процесс. В эту нору происш-дят замшные 1Щ«йно<<чздож<жш13{ныё; перемены в ее взглядах, обусловят» нью развитием общественного оозшниа, сошгавьшго опыта тюздшиивд, з также 1»шфешо-ксторзл~1£К£!1йЛ{ обежшешнвами жизни черных шерикан-цев в США,

¡^кйный рост романистки, укреплаша ее жизшаной позиции оказали зшзгаое «втш на дальнейшее раявише тэадчеста.

Э.Уокер: поэтического и новгяжезкчгоай-о сборников "Доброй шчй, Уидли Лзц, до завтра" (1979), "Хорошую женшщу езюмшь нелегко" (1981) и роману "1Ьет бзхряньш * (1982).

Творчество ЭУокер контрастно. Оно сочетает поэтичность к иронию^ шмаль и резкость сопиаззыюго обличения, Нз самое пивное - в нем шатается веш в духовнда силы народа, И это чувство вогеюлщется пиштельш-щей в самые разавиные з^удожественные формы

ГЬяшкние сборников "Доброй почи» Укши Лц, до завтра", и 'Хорошую женщину ешмшь нештаю" сшаиаяо качественно новый этап в развкпш творчества гошнпзшшцы. Э.Уокер создав оригинальные пропзве-

Г посвящена шзкдоввдию Гфоизведаий

декия разных лнтератчркьк жанров, в которых трактовка сщ}ых -км (тягке-лаа жизнь ветров, нелегкая судьба аошшш, их стремление к свободе) отличает« швы»-! подаодом. Оаз въкяупща с любовной лирикой, посвятят ¡а! прашмески всю книгу "Доброй ночи, Ли, до завтра", заговорила в

ней о дачных проблемах жзпщт. Гуманизм, стремлений к равенству человеческих оташкиий, гвдеищы на блгшшлучий жизии черных определяют характер шсчшедачий конца 70-х годов.

Уокф-поэт и Ушер-прозаик - с одной стороны, ^■всЕзпельньй в своих 'яережшшнях, к-менчивый в настрошачх штор, а с другой - резкий, шавднЕый художник, личньй взгляд хотс»рого на ХЕроискодащее вокруг фор-^груется да!сшигегйосшо. Даже есж она отзывается на чувства своего героя, то передает ж через ото обращение к реашюсш.

В новетшстшежом сборнике "Хорошую женщину сшмгаь важпео" Э.Уоккр стремщся доспгнуть соотнесенности. общего я вдгшищушгьнощ, осяцёшшого и лснношшчесакдо - той ушатной связи, при которой сош-вжш обуатаденность приобретает форму оддавдцуалшай мотивированности. ГЬишжяи-кхзйя йшравлешюеть ее произведений, вошедших в новел-листшескай сборник, позволяет глубоко проникать во внутренннй мир героев. Сошшняьй портрет дейсвапешюсхи приобретает черты достовфносп? благодаря способности Э.Уокф увидеть ее прешшение через сложное мно-гообразив чеювечгскнх харакафов.

Шсяхешшцд показывает, как прочно коренятся в аешпш жрй рз-ажьв, классовые- прещршжуцки, жшпсщиооя причиной личностных и соци-зшьк конфликтов. Г|юдакгаашньй жизнью "чфной" семьи, общины конфликт рассматривается шсахешищей в романе 'Прет багряный5,' (1982;.

Внюапв 80-хгодов имя Э.Уокер етаксвшхж ювеетнь»! не таш» амя-жестсшму чшаввщ, но и етшозрнтелю. Ее талант и масячрсхш пршнага как "чертя", так к 'бежа" зудшсрип Безусаювш, решавшвло роль в этом сыграло появление романа "Цзет бшрвдый'*, в котором гщсателшиш вновь

шобрааа® конфликт иутдшы ь. х&ктшл. но, ь огшчяе от иредвдуад-к яротвоиошй» зрась от выходкг нз иной уровень,, шкрвьв поднимая про-

бзшгу предеаа 'Ъжуалшой свободой четвека, обращает, к "женской" культуре, жшлЕзуя наритянекий дашаег. затрштшая афркшзншую тшашку. Главная героиня романа, негритянка Сенаш, прошла трудный путь от прими-иганого еущестойсния рабыни к полнокровной &изни десовно богатого, внутренне сшйного и волевого человека Большую роль в этом: стшовлэшн пиаттелын-шэ отводит семье и близким героини Стоит отмстить, что этот роман - первое произаедзние пксатезтьняаы с благошяучньш финаяом.

Чфег бягршьй" - роман в письмах. Обращение Э.Уакф к такой форме прошведента не случайно. Писательница считает; чю писша Септ, адреео-ешньзз Е*яу, ее оеире Негщ, гфадставлиют собой, б пфвую очередь, ¡протест против попыток тшгрифхачшого мира не допустить развития у женщины творческого дара Скорее не сами шеша, а их написание позволила Селии впфвке в жизни Еьгоашь себя.

Писашшоша утерядает кшбьшювенкую природную одаренность нарюзшок, тс-: творческий дар. Шсяолтжу традиционное существо не позволяло ''чойным" женщинам выразить себя в ишусетве, литераторе, они занимались рукоделием, садоводством, земшзрщем для того, чтобы "Ъргякизовать" Всешнфю оогаасао своим гаредсташюшям о красоте. Э.Уокер подчеркивает зншимосяь '"женской" кушуры, которая, сохраняя фольклор, рукоделие, редешы нацаонашшк блюд, секреты восшпшин детей, оберегала мораяшью и этические ценноота, передавала свое понимание добра и зщ н^од^та космологию.

Ч£ег багряный" •■ проюведшяе, написанное та нарквшшмд дваше-те. Шсаасельшш» считает, что понимание Ейро-амшикшской литершурной ■традиции, ее сзмойышосхи даяинаегся именно с анализа "тЗаск: Еп^ЗМг*5.

Создавая этот роаэг^ З.Уокер предвидела появление жеешк оценок штфшуршй гршики США, дш которой шмш шорным оказался вопрос

предела "оексуажаок свободы" чешшжа Близкие. любовные сшиеви между героинями романа, на наш взгляд отраишют избранную Э.Уокер радикальную форму передами всей силы чувсяз, которье испытывают друг к другу ее персонажи, нуядаощиеся во взшшной заботе и иашашосш отношений. Обращение пжагеааницы к этой дате не связано с нарочитым сяре&о&-ннам потрясти читательское воображение или вызвал, бунт.

Изнаиашшя приближетность Э.Уокф к феминистскому движению во многом объясняет жестай, категоричный яюакгер пфвой чаган повествования романа посвященной геображенню угаетешюй женшнны и десшуши-ного мужчины Но в дальнейшем Э.Уохер изменяет свою художествегппвд "тжшку4: от избегает ярко выршкшнога проошлетя зшшшны как гако-вой, отдавая при этом ей должное, как матери и гфшштельаице домашнего очага ГЬштежкищ грвывает к равокяв^ доверию, исжренносга в отношениях мужчин и женщин. Об этом она говорит и на примере сборников "Доброй ночи, Ушли Ли, до завтра" и 'В любви и тревоге"

Следует гвжзнать, что тема меяфасового конфликта представлет в романе несколько однобоко. Белые американцы показаны е^кествами б езду-ховными, дамэсншми судьбы лкздей. В шщштуалшом решении этой, про-блеиыписателшвда близка творчеству Т.Мэрривоя. В "Шете багряном", как и в романе Т.Моррпеон 'ТЬсяи Солзмояа", нет аффектированной ненависти к белым, по есть воеобьешкшщ любовь и уважение к юрам Именно поэтому писатежшща позволяет своим героям находтъ в этом источник собственных ощ, моральное и фгсичшсое ищеккие. Сосгс-адвя своим угнетенным собратьям, защищая их пршо на чачовеческое и сацшшйое равноправие, Э.Уокер, как к Т.Мэррисон, не приемлет ьфнйносгей в .' борьбе.

Таким образом, в разноашнровом творчестве Э.Уокер конца ю-к - начала 80-х гг. происходит расширение тематического материала произведений. Осзюжняегся сшш, и форма изюжяот йдейнооокяичеашх проблем, мяш-ется шгюншия шгагешашь! в трактовке вопросов, получающих в романе

новое освещение. Воз зто свэдетеяьетует о более вьюоком уровне вдейно-художественной зрелости Э.Уокер.

романов - **5фам брата моего менышго" (1989), '"Обладающим ажреюм ра-

достиг Ч1У92).

Отмечается овладение штсатгаьаицей новыми способаш изображения дйствшешйосет. Шновом экие своего творчества Э.Уокер создает романы машшзшьк вдейно-^дожееявшньк iqjonopuim, для которых характерно сочетание бьтмье® и реальности, связь я противоборство языческих. и кри-сатназк трэдиштй, щхшвш, шечоящшз и 6узушрх>. Шсатедаяща стре~ мится к **яш«ерамнос1и:" изофажавш. Телы, подопью в предэдущих романах (осужцшне "бегюи" агрессии, насишя, расовой и шжвой дискриминации интерес к личности черной пмфикшки, материнству, "сестршегву" и, наконец, важность эшичасик 'корней") получают дальнейшее развитие б произведениях "Зфам брага моего меньшого" и «Обладающие секретом радости" Создавая особый сшлк она придает этим прошведениям во многое актеримеша?¡шьш >щ>жщу

Отираясь на фолькшрю-мифотюгичвоаю истоки негритянжой пульту-рьт тсазельнида изображает дейсшггешюст. как бы преломляя ее скшя тризму особого мировосприятия африканцев, zoypmmAss^rmimiam^ocsaie кшшшшческие ирщетавпшия, тотсьйыеакие верования. Это определяет особенности ее романного спои. ЬЬрушая носзждоштешюсхь ^хюшче ского времени, писагелшица ©лашшзет настоящее с прошлым и будуиды пытаясь таким образом восстановить порвавшуюся связь эпох

Порой текст ее произведений напоминает кажйроскоп имея и событий которые не всегда пересекаются. между собой (<,:5фам брата моего меныно го"). Иногда Э.Уокф осложняет манеру повеетования: одни и те асе событ прещяают в понимании разных ждай ('Обладакггще секретом радости"'

Время действия размывается, а «по суть раскрывается постатейно. Романистка. въкпупает здесь как участник, очевидец или рашаечнк.

Ершенньа рамки "Храма брата моего меньшовго" вмещают в себя события, тфоискодяшие та протяжении иеяьгс пятисот тысяч лег. Э.Уокер изображает представителей двух этапов человечества' древносш и современности. Онв стремится кайш и иокааать сущемвугсгцив меащу "доршдганалшым5' и 'гжвременньм" сознанием сходства и отаичия. Пяса» тепыэшу интфвсуег как личностное, так и мифожгичеавое мышление африканских поедаов.

Особая роль ттри этом принадлежит гфсяше книги Лисси, которая вы~ ступает в рошне "живым посэннцем" прошшго. Она сюдрашкгт традиционное гфйцсгакжиие о жизни. В ее сознании реашюсхь и вымыаея вфеяяета-

ются; окруягяшдо! мир кажется единым целым, а время - длящейся реальностью. Героиня не может жить в настоящем, где кзэдый существует сам по себе. Петому она призывает всех людей приобщаться к естественному течению зшаш. Лисси утверждает, что прежде ока жива бессчетное чисаэ раз, превращаясь в самые ргпличныз существа Бе шоввдекяя - нечто среднее между реалшосию я сном То, о чш рассказывает героиня, стшовшея в дальнейшая скаашй, жгащой. Лисси - пфвый необъмный для творчества З.Уовф лфознаж, отражающий новый гакааеяьскнй ракурс изображения дй1ствнтелшосш.

"ТЬмжъ... - еярнетеешьй путь к шасонно5V - говорится в тексте произведения. У героя романа надеется свое отношеше к грзшюму. ('¿мое пивное - это помнить и »пшь прошлой ко не позволять ему доминировать щд настоящим. Э.Уокер не призывает жить прошедшим временем. Она стремится наши в ^жряехГ' купиуре эладапъ! которш могт бы дао-собствовшь развитию общества в будущем, познать историю совршенности.

! \Vilkfr А. Тпа Тепгр'е ".-а:!-. - Зап Шео: Кггсоа Вгасе То'/аха-Лси,1989. Р. 332

1Г)

¿л-'

найти противоречия, из которы< вырастает тфшис настоящего и ршобрахься в пфшш-шф: на будущее.

Обращеш'ештштелыц-щык многовековой культурной традиции - древней африканской цдаишшвди, изсзкщшоколонизовданыгчпрецков - связано с историей чфнык амфиканцев, становлением их. этнического еам-осознаниа, поиском национальной самобытности.

ГЬсзкззышцз стремится раскрыть значимость духовного нааяздия африканских преда;®. Вода в "?фаме брата моего меньшого" она доказывает их истинную ьулыуру, то в решав 'О&вдокщие советом радости" на первый пиан выдвигаются задами шого характера З^ео* как и в "Зфаме брага моего майшого". ноказано авторское отношение к нашш прогшюго. Нэ в 'ХЭбдадегащих секретом радости'" эта проблема имеет двусторонний хграктер. В этом романе четко оцредеяяется 'проблема бремени" прошлого. Э.Уокф оозшдеет о том, что решается она ценой жизни сфртжсьж мужчин и особенно женщин. Ромшнсшв выстушгт против кфодной традиции стершша-шю, туЗительной для гютомсшЕ человеческой расы.

В 'ОЗхвдакщих озфвюм радости" З.Уокер ставит перед собой как художественные, так н сошапшью шли. Она выполняет вахтоженную на нее "черными" женщинами США. 11о_'ятшеа-ук} миазно, призывая общество за-дшашзя над поеждешиями обрада "шавдшщт", до сях пор 1фвкпшушога в неижри шкмшах Африки № в одном из ее прошлых романов не охцу-щашзь такая собранность в осущесгвлжш новот художественного поиска, не щ^ёсшо&шхь зшшие писатеншицы говорить от имени <жоет народа расы

Роман "¡Эбшдакщне секретом радосш' * - больше, нежели художест-веяное произведшие^ оно, дейсхыпеяшо, подобно художественному мю фесту. Нгсмотря на то, что в нем много тяжелые безькходиьк страниц, сея-'йнньк с душевными и ф^сичеошми страданиями героинь!, трагизм книга н< равнозначен философскому песаавкму. Шсзгежщща придает роману наш-

чие опдтшлш просвета в трагической судьбе '^Ерных" жегпцин. Сш гордятся теми, кто 'Ъблвдаег секретом рздосш", который отаршкя ей в гфотиво-стшнии, шпротивлетят, борьбе.

В данной работе была предпринята паша «зюгемного анализа романного творчества Эляо Уо»ф. Для писзкззылщы характерен интерес к этническим корням культуры афро-ам^шанцез, истокам вводной трздгщш, нршзацному искусству, фольклору, мифу, лшаще. Судьба современного аф-рошергтштв, но убежцетт лисатетвпщ тескейшнм обраэом связана, о прошлый опытам его предков. Поэтому вполне объяснимо сочетание в ряде ее про^шедеаЕтй бытовою к мифологическою планов.

Пяагешпшаразмышляет о супьбах "верной Агхшржш"5; различных путях. обретения незаша&юста неграми, о нежпсой жизненной участи акящин. Она. пашет о поиске подлинной тщтщувшмхш и неавиашоан людей, об обретении ими прочных "оемейньк?*, '^родовых* связей. Олшбу отдельного чегаэвека хшсшспшиаа раеауштриваегг неотрывно от судьбы народа, просиживая связь лряюсгныхи общвсявенньккеремси.

Герои первого романа пшаелыаицы «Третья жизнь Грейвджа КЬшш-да» - глубоко несчшшые чдзньк амфшзнщ, оадыхакхяиеся от невыносимых усгюш-й оеюего существования. Только смерть оказывается для них единственной: возмоаносшо кзбавшься от схрагрииЙ. Четко предстжигянкй здесь ыохив *'нешщг£мс<шГ, обособленности негров в Америке исчезает в дaшIeйШIXl^иssQпшIШtratcaя«ЖIf•ш^a. Э.Уонер переходит к отстаиванию общности "бепьг£" и "черных". От образа "забитого'"' нзрз, стремившегося обрести <зободу и независимость вне родины, вне своих "корней®5, безуспешно питающегося вырваться из заколдованною зфут своей шя намечен переход к образу современной черней эдеришвд, ебжаакщей чувством собсгаяодго достоинства и чфпзющей: асу в семьей в общине.

Гдавныв лерссша® ее книг, в итоге, откшьвакяея от решения разного рода конфгшкшв васильехвениьм путем. Даже те, кто совсршк ^бийсяво, ооознают, что насилие не может был» оправдано. Шсйаеяьшца приводит своих герое» от экпремшятос воззрешй к утверждению обшечедавечеоак цдаюстей, пониманию и сшраншию вводной куиыурвд, в которой сосредоточена даиязвая сити черных амеросаш^ев, шкшьшаег стаиавяеиие их этнического самосознания. Такое развита характеров героев свгцкшельстЕуег о дужзвном росте самой хтсатешшцы, ущэаюении ее жизншной позиции.

Чфвз поиск собсхвагаой щщшщуашюсщ, нешвдовшие яупьщяа и овладение художественным >зшгерегтом З.Уокф приходит к болэе широкому ввдшшо и толкованию проблем амфнканеиой реашюсян. ¡-¡змшшия в мировоззреаиаашй позиции вжкуг за собой шмшгяш в художешвенно-эстетичесиой сасзше. Э.Уоиер выступает как в жанре исшвезалшо-эшкгтолярнохо ромзж багряный" так и на боже позднем этапе творчества создает ироттеде^пш эксперимапапшого харагади: <Офам брат моею мшьшого», Юблэдаккцие секретом радости», для которых хфжтерно еочегшие вьшзв к гдкшда худо:®лвшноегя и дакумешшвшещ, реальности и фантастики. Пробэгмьх оемькшешя этнического "Я**, национальной самобьшюсх'и получают при зтом новое освещение. Поиск ХуДсжесша-шьк форм: шобрзжшия дгйавютдшоеш преобладает над шишом новых 'Ъззэш-хескнх." тем Своаобрззж оош З.Уокар вогожщаегш в сочетании природного и чеговечесашго, физического и ду»звнего канал.

В своих, романах шюЕошьша© говорит о пркзншии значимости обще-четвенеошк пробжм, вькяумет против принятия краг-апк решений сложных семейнък иш сощишшь&с вопросов. Она вохоюирег свои раздумья ш странищк. книг, ушшлян чкгатеясЙ шееойчивосшео и цажушралекзаюотък: своего >§дожешвешого поиска Мо:«но сшзшь, что ее пршшедетпш отражают современное состояние гфро-америкш-кжой литературы СП14 к амерн-кйнсшй кугялуры в целом. 'Гворчеиво Э.Уокер отличается новаторством

прояндякядаша и в поисках новых хдаожествшных форм, ц в особом Еэдаши мира, в особом сшив как выражении яркой гшсиелгской индивццу-члшост.

1. Мфоподамвние и эстетические взгляды йлис Уокер. // Сборник научных трудов кафедры истории зарубежных ликртур МГ1У «Проблемы зарубеж-iioil литеряяуры XIX- XX вв.». СЛжья дшон. в ИЙЮН РАН N 516 64 от

26.06.96.

2. Зга® Уокср о Зоре Ни Херстон. •'■'' Тезисы доклада межвузовской конфе-рсищш>ченьк-4яи1аюгов и шкочшькушггежй 1996. -Твфь, i996. С.205

3. 'Три ззпшГ Грандажа КЬпллшд (о poicare Э.Уоиф 'Третье женъ Грешщжа йашкэдэ"). Теаксы доклад научной кшффенишг МГУ «Смена стилей, эпох и направлений в амфикннской литературе и культуре». - М,

Г: 122-124

4. "Женская теля" в романе Э.Уокф "Х^ег бафяный" (1У82). И Тезисы доклада научной конференции МПГУ "Воемгфиая литература в контексте культуры" IX Í КришеЕ-скне гггеши. - М, 1997. С. 14?

5. проблематика и поэтика романа Э. Уокер "Храм брата моего меньшого" (1989). !', Тезисы доклада научной шнффенцри МГУ "Куиыура и литература США: пр<х«емы поэтики и эсгсхикн". - М, 1997. -С. 94-95

6. jЬпююспшисшиеадае оообегаюеш романа Э.Уокф "Llper бафяный" (1982). // Тедасы докщва XIII Тверской межву.ювосой конферащпи ученых-филологов и школьных учитежй, 1998. -Твфь, 1998. С. 10-11

7. ГЬиски жизненной правды и свободы Роман Э.Уокер "'Мфидиша * (1976). - Статья в печати (сборшш кафецры исюран зарубежных литератур, МПУ,

писано в печать 06.11.98 г. Бумага офсетная мат бумаги 60/90 W6 Ус 1Ж 100 экз. Закал № 163

мат бумаги 60/90 1/16 Усл. п. л. 1,5 " ^г^

счатано в издательстве МГТУ "СнгшшЪ". 105. г. Москва, ул. Радио, д. 10-а, т. 265-41-63