автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Романы В. Д. Иванова "Русь изначальная" и "Русь Великая" в контексте советской исторической прозы 60-х годов ХХ в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Прокопова, Майя Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Романы В. Д. Иванова "Русь изначальная" и "Русь Великая" в контексте советской исторической прозы 60-х годов ХХ в.'

Текст диссертации на тему "Романы В. Д. Иванова "Русь изначальная" и "Русь Великая" в контексте советской исторической прозы 60-х годов ХХ в."

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Тюменский государственный университет

М. В.Прокопоеа.

Романы В.Д.Иванова «Русь изначальная» и «Русь Великая» в контексте советской исторической прозы 60х годов.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

10.01.01. - русская литература

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор КХА.Мешков.

Тюмень 1999

Оглавление.

Введение.....................................................................с.З

Глава 1. Культурная ситуация в России 60х. гг. ХХв. и её отражение в советской исторической прозе.

§1. Проблемы традиций и народности в русской советской

прозе и публицистике 60х гг. ...................................................................с. 13

§2. Особенности осмысления исторической прозы в критике

бОхгг...................................................................с.24

§3. Основные тенденции освоения российской истории в

произведениях 60х гг............................................................... .с.30

§4. Жанрово-тематические особенности прозы В.Д.Иванова.с.48 Глава 2. Поэтика исторических романов В.Д.Иванова «Русь изначальная», «Русь Великая».

§1. Исторические ориентиры в романах В.Д.Иванова..........с.63

§2. Художественная структура произведений В.Д.Иванова...с.72

§3. Система образов в романах В.Д.Иванова.......................с.88

§4. Исторические романы В.Д.Иванова и народное поэтическое

творчество.............................................................................с. 119

Заключение............................................................с. 133

Список литературы.................................................с. 137

Введение.

Произведения художественной литературы на историческую тему являются важной составляющей национальной культуры: они дают читателям возможность почувствовать связь с предшествующими поколениями, способствуют формированию исторического сознания народа.

Русская советская историческая проза, опираясь на традиции, заложенные классиками русской литературы, продолжая их, одновременно и развивалась, приобретала широкое тематическое разнообразие, использовала новые выразительные средства и формы воплощения прошлого.

Смена эпох, общественно-политические и культурные события рождают в исторической прозе новые идейно-художественные тенденции. Так случилось и в период 60х годов.

Культурно-социальная ситуация 60х годов XX века характеризуется значительным влиянием на духовную атмосферу времени XX съезда КПСС, периода «оттепели», несомненными успехами страны в преодолении разрушительных последствий Великой Отечественной войны, выходом человека в космос, возросшим мировым авторитетом СССР, оживлением литературной и культурной жизни. И поколения, вступавшие в эти годы на путь активной общественно-политической и культурной деятельности, в истории общественной мысли называют «шестидесятниками», подчёркивая этим своеобразие времени, выдвинувшего их.

Русская советская историческая проза 60х годов XX века испытала влияние своеобразной культурно-социальной ситуации своего времени. Она тяготела к проблемам глубокого философского

смысла, находила преемственность традиций в эволюции народной души, стремилась проникнуть в суть общемирового исторического процесса. Отсюда - и поиски писателями этого времени новых возможностей, чтобы передать ощущение связи времён, необходимость которого остро почувствовало общество. Эти особенности русской литературы и публицистики той поры были свойственны и исторической прозе, заметное оживление которой обозначилось в 60-70е годы. Характерным стало тяготение советских исторических романистов к панорамному изображению больших исторических событий, созданию эпических полотен, хроникальности романного действия, философичности, публицистичности авторских размышлений.

Это стремление к новым формам и приёмам было общим для писателей разного уровня.

Ещё В.Г.Белинский высказал мысль, что «бедна литература, не блистающая именами гениальными; но не богата и литература, в которой все - или произведения гениальные, или произведения бездарные и пошлые. Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы...»1 К таким «обыкновенным талантам» относится, пожалуй, и фигура исторического писателя В.Д.Иванова. Произведения, принадлежащие перу выдающихся писателей, подобные, если говорить о жанре исторического романа, «Петру Первому» А.Н.Толстого, являются вещами уникальными, выступают из общего ряда и не могут служить показателем общего развития литературного процесса в конкретный период времени. Творчество же таких писателей, как В.Д.Иванов, в полной мере

1 БелинскийВ.Г. Полное собрание сочинений. -М., 1995. -Т.8, с.379.

характеризует тенденцию развития исторического жанра в литературе 60х годов.

В.Д.Иванов вошел в литературу в конце 40х годов. Родившись в 1902 году в семье учителя, он ко времени принятия в Союз писателей (1952г.) имел за плечами более чем тридцатилетний трудовой стаж: был и рабочим, и инженером, и внештатным сотрудником журнала «Знание-сила». Попробовав свои силы в беллетристике, В.Иванов избрал первоначально приключенческий жанр, написав романы «Энергия подвластна нам», «По следу», «Возвращение Ибадуллы», «Желтый металл». Но настоящая писательская удача пришла к нему, когда он обратился к русской истории. Три его исторических романа «Повести древних лет» (1955), «Русь изначальная» (1961), «Русь Великая» (1967) открыли читателю новый пласт отечественной истории и стали образцами осмысления прошлого России с патриотических и философских позиций. Сам писатель также особо выделял эти произведения в своём творчестве: «Последние три исторических романа-хроники я считаю действительно основными работами по содержанию и по вложенному в них труду»1.

Творчество В.Д.Иванова не осталось не замеченным критикой, хотя откликов на его исторические романы было немного. Уже само проникновение автора в эпохи, не освоенные в достаточной мере не только писателями, но и учёными-историками, затрудняло критическую оценку: в этом плане романы В.Д.Иванова практически не с чем было сравнивать.

1 Иванов В.Д. Златая цепь времён. - М.: Современник, 1987. - С. 247.

Причина, может быть, заключалась1^в том, что романам В.Д.Иванова были свойственны черты, не ставшие ещё традиционными для исторического жанра: философичность, публицистичность, композиция, близкая к путевым очеркам (А.Г.Кузьмин), а в критике того времени ещё не сложилось образцов анализа подобных произведений. Те немногочисленные статьи, которые всё же появлялись, делились на отзывы историков и рецензии литературных критиков. Историки (Б.А.Рыбаков, А.Г.Кузьмин, В.Т.Пашуто, В.В.Каргалов) в целом положительно оценивали хроники Иванова, подчёркивая близость художественного текста к исторической правде, отмечая, впрочем, некоторые расхождения и неточности, что, конечно, понятно: литературное произведение и научная монография - не одно и то же.

Академик Б.А.Рыбаков высоко оценил правдивое изображение русского народа в творчестве В.Д.Иванова и умение писателя показать главное - качества, которые определяют самобытность народа, его своеобразие в окружении других: «Изучая разные эпохи, как историк и археолог, видишь, что иногда есть линия преемственности. Человек, который вообще хорошо знает народную жизнь, может спокойно сесть за исторический роман. Он знает главное - душу народа! В этом основное положительное качество книги В.Д.Иванова: он знает душу народа и не только русского...»1

Профессору А.Г.Кузьмину импонирует такая особенность произведений В.Д.Иванова, как «широкий взгляд на прошедшее, настоящее и будущее», тем более, что у В.Д.Иванова он «не влечёт

1 Цит. по : Иванов В. Д. Златая цепь времён. - М.: Современник, 1987. - С. 378.

за собой ослабления связей с собственным народом. Наоборот, -считает учёный, - Родина, российский народ и есть тот факт, который лежит в основе всех размышлений и художественных воплощений писателя»1. Кроме того, А.Г.Кузьмин положительно отнёсся к попытке В.Д.Иванова изобразить в историческом романе начало формирования сложной социальной общности - русского народа. Как историк, он не мог не заметить, что «автор несколько спешит, упрощает, а потому и огрубляет трудный процесс... складывания новой народности на базе разных культур и языков»2, но в то же время А.Г.Кузьмин признаёт и считает важным, что «художник улавливает суть многовекового процесса»3.

Как достоинство романов В.Д.Иванова А.Г.Кузьмин воспринимает и тот факт, что в книгах этого автора «с большей или меньшей отчётливостью проявляются проблемы - большие и малые, общие и частные»4. В этом же видит ценность произведений В.Д.Иванова и В.В.Каргалов. Ведя речь о «Руси Великой», этот историк и писатель замечает, что роман «интересен прежде всего тем, что ставит большие вопросы истории и пытается дать на них ответы. Роман заставляет думать, а это главное. Кое в чём он ставит задачи и перед специалистами-историками»5.

Литературные критики, в отличие от историков, прежде всего обращали внимание на художественную ценность романов, и вот здесь мнения расходились. Часть критиков не приняла

1 Кузьмин А.Г. Исторические романы В.Иванова. // Иванов В. Д. Повести древних лет. - М.: Современник, 1985. - С. 446.

2 Там же. - С. 448.

3 Там же.

4 Там же. - С. 447.

5 Каргалов В.В. Московская Русь в советской художественной литературе. - М.: Высшая школа, 1971.-С. 30.

авторского посыла на воскрешение утерянной в наши дни памяти о высокой культуре русского народа ещё у самых его истоков и упрекнула В.Д.Иванова в идеализации прошлого. Да и сама манера подачи основной идеи произведения, которая реализуется у В.Д.Иванова во всём и подчиняет себе всё в его романах -композицию, сюжет, систему образов - тоже вызывала у критиков сомнения. Е.Полякова, к примеру, писала: «Наибольшими доблестями среди украшенных всеми добродетелями славян отличается юноша Ратибор... Конечно, как ни прославляй Ратибора, на таком характере, вернее, отсутствии его, романа не построишь. И описания славянских охот и походов, свадеб и похорон, злодейств ромеев и восстаний в Византии помогают мало»1.

Однако существовала и другая, противоположная, точка зрения. «Образы, созданные писателем, это живые образы», -считает Е.Громов2. А.Смирнова замечала, что перед писателем «раскрываются кладовые души народной, повеяло поэзией русской национальной жизни» . Положительные отзывы получили романы В.Д.Иванова и в работах исследователей исторической прозы А.И.Пауткина4 и В.А.Юдина5.

Нам кажется, что наиболее приблизился к пониманию авторского замысла и авторских надежд В.В.Горбачёв, говоря, что романы В.Д.Иванова написаны «во славу не только прошлых, но и будущих поколений росских»6. Романы В.Д.Иванова действительно

1 Полякова Е. Минувший век во всей его истине. // Новый мир. - 1965, №2. - С. 240.

2 Громов Е. Истоки героического. // Молодая гвардия. - 1962, №6. - С. 309.

3 Смирнова А. История и современность. // Нева. - 1964, №7. - С. 185.

4 Пауткин А.И. Исторический роман 60-70х годов. // Петров С.М. Русский советский исторический роман. -М.: Современник, 1980. - С.372.

5 Юдин В. Мгновения исторической памяти. // Сибирские огни, 1990, № 3. - С. 134.

6 Горбачев В.В. Заветное слово: о народности литературы. - М.: Современник, 1986. - С. 270.

написаны «во славу» - во славу родной земли. Так когда-то создавались «Слово о полку Игореве» или «Слово о законе и благодати». Отсюда и преобладание положительных черт в образах славян, и появление торжественного, но, впрочем, совершенно искреннего пафоса в описаниях национальных качеств, воинских и трудовых доблестей наших предков - во многих частях романов. Сам В.Д.Иванов написал однажды: «Хочется порадеть нашей России, такое уж наше ивановское дело»1.

Труд писателя-историка был высоко оценён и читателями: исторические романы В.Д.Иванова, особенно два последних, выдержали несколько переизданий («Русь изначальная» - семь, «Русь Великая» - восемь изданий). Издаются его произведения и в последнее время, что, возможно, связано с утвердившимся в кругах историков отношением к истории: «В последние годы все большую популярность среди историков приобретает цивилизационный подход к изучению всемирно-исторического процесса», при котором отечественная история рассматривается в контексте мировой, при нём также «даётся сопоставление общественных и политических институтов России с аналогичными структурами стран Запада и Востока, анализируется многообразие международных контактов

Г)

Русского государства, раскрывается место России в мире» . Как раз этот подход - изображение истории России в контексте мировой - и был свойственен историческим романам В.Д.Иванова, что в большой степени и определяет их художественную и познавательную ценность.

1 Из письма,17.03.1962. Цит. по: Иванов В.Д. Златая цепь времён (статьи, этюды, письма). - М.: Современник, 1987.

2 Полуянов А.Ю. История России: цивилизационный подход. // Преподавание истории в школе. - 1998, №2. - С. 40.

Итак, объектом нашего исследования являются исторические романы В.Д.Иванова «Русь изначальная» и «Русь Великая». Выбор этих двух произведений для исследования обусловлен прежде всего их особым положением в творчестве писателя: это его наиболее зрелые, обдуманные, полнокровные в художественном отношении работы. Именно в этих романах, по отзывам критиков и признанию самого автора, В.Д.Иванов наиболее полно выразил себя, своё отношение к России, к русской культуре, именно их страницам доверил свои размышления о мире, человеке и истории. Немаловажным фактом является и то, что «Русь изначальная» и «Русь Великая» складываются в одно широкое историческое полотно, освещающее начальные этапы развития русского государства от самых его истоков (VI в.) до времени его победного выхода на мировую арену (XI в.). Романы объединяет и ряд общих вопросов, которые автор стремится осмыслить в контексте различных эпох, разделённых временем, но связанных единой линией эволюции Руси: какой была Древняя Русь? каковы были её соседи? в чём своеобразие русской национальной культуры и связь её с общемировой цивилизацией? в чём состоит разница духовных потенциалов различных культур? Из ответов, предложенных В.Д.Ивановым в «Руси изначальной» и «Руси Великой», складывается историко-философская концепция писателя.

Цель предлагаемой работы заключается в том, чтобы показать особенности творчества В.Д.Иванова в контексте советской исторической прозы 60х годов XX века, а также обозначить основные тенденции развития литературы и публицистики в данный период.

Научная новизна исследования заключается в освоении малоизученных страниц русской исторической романистики. Мы показываем, какое место занимает творчество В.Д.Иванова в русской литературе, а также новаторство писателя в области тематики и построения исторического романа.

Задачи диссертационного сочинения заключаются в следующем:

• обозначить общие тенденции в развитии советской исторической прозы 60х гг. XX века;

• раскрыть характер взаимодействия исторического жанра с другими литературными явлениями, в частности - с литературной критикой и публицистикой 60х годов XX века;

• исследовать поэтику исторических романов В.Д.Иванова «Русь изначальная» и «Русь Великая»;

• осмыслить философию историко-художественной концепции В.Д.Иванова;

• проследить характер взаимодействия творчества В.Д.Иванова с русской исторической романистикой 60х годов XX века.

В основе методики исследования лежит единство системно-целостного, историко-литературного и

культурологического подхода к литературному тексту.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют труды по теории и истории русской советской прозы В.А.Апухтиной, Г.А.Белой, А.Г.Бочарова, Л.Я.Гинзбург, Н.Л.Лейдермана, Б.Н.Эйхенбаума и других, а также по теории и истории русского советского исторического романа

Л.П.Александровой, Ю.А.Андреева, Г.Ленобля, Г.В.Макаровской, В.Д.Оскоцкого, А.И.Пауткина, С.М.Петрова, З.В.Удоновой, Л.М.Чмыхова, В.А.Юдина и др.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении общего курса лекций по истории русской литературы XX века в вузах, при разработке курса русской литературы в школьной практике. Диссертационное сочинение может послужить основой при составлении специального курса по истории русской исторической прозы для школьного и вузовского изучения.

Апробация работы.

Отдельные фрагменты диссертации и её положения были представлены в качестве докладов на Второй Всероссийской конференции «Судьба России: духовные ценности и национальные интересы» (г. Екатеринбург) и межвузовской научно-практической конференции (г. Тюмень).

Структура и объём работы.

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы, включающего в себя 162 наименования.

Глава 1.

Культурная ситуация в России 60х гг. XX в. и её отражение в советской исторической прозе.

§1. Проблемы традиций и н�