автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Русская литература на кавказскую тему в критике В. Г. Белинского

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мустафин, Рашид Мубинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Русская литература на кавказскую тему в критике В. Г. Белинского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская литература на кавказскую тему в критике В. Г. Белинского"

Министерство народного оГразованкя Азербайджанской Республики

Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова

На правах рукописи

Мустафии Рашид Мубинопич

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА КАВКАЗСКУЮ ТЕМУ В КРИТИКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО

10.01.01 — Русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ¡ученой степени кандидата филологических наук

Паку — 1001

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова.

Научный руководитель:

заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР доктор филологических наук профессор М. 3. Садыхов.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук А. Дж. Гаджнсв, профессор кафедры русской литературы Бакинского государственного университета;

кандидат филологических паук 3. А. Велиева, доцент кафедры теории литературы Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова.

Ведущая организация: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова—Ленина. ^

Защита состоится « 1991 года в /Г: ча-

сов на заседании специализированного совета Д 054.07.01 но защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Азербайджанском педагогическом институте русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова по адресу: 370501, г. Баку, ул. М. Б. Касумова, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПИРЯЛ им. М. Ф. Ахундова.

Автореферат разосландйда

> у'".. ' ■

Ученый секретарь специализированного

„„ - ъ,-

\\ л':.; ч.-л 'с» :-. *//

1991 года.

М. Мамедли

- 3 -

ОМАН ХАРАКТВР1 .'ЛИКА РАБОТЫ Обоснование теш. Процесс становления и развития теш Кавказа в русской литературе первой половины XIX века в целом достаточно подробно освещен в трудах советских исследователей. Литературоведа™ рассмотрен обширный.фактический материал, наметилась и в последние десятилетия осуществляется тенденция к монографическим обобщениям; определено место кавказской теш как в творчестве отдельных писателей, так и в русском историко-литературном процессе в целом.

'Обращение к теме Кавказа было обусловлено историческими событиями первой половины XIX века, в частности, длительным и драматичным по своему характеру процессом присоединения кавказского края к России, а также спецификой развития самой литературы рассматриваемого периода. Известно, что ориентация русских романтиков на западноевропейский романтический филоориентализм способствовала становлению темы Востока в литературе.

Характерная особенность произведений русских авторов на начальном этапе освоения восточной тематики - преимутцествеш.лй интерес к экзотике Востока.

Обращение к сопредельному с Россией Кавказу, географически и исторически связанному с собственно Востоком, открыло перед русскими романтиками поистине неисчерпаемые возможности для освоения новой тематики. Закономерно, что именно в процессе разработки кавказской темы били созданы такие образцы русского ориентального романтизма первой половины XIX века, как "Кавказский пенник" и "Тазит" Пушкина, поэмы Лермонтова "Мцыри" и "Демон", "Кавказские очерки" Ее стужева-Марлинского и др.

Проблемы, связанные с уяснением закономерностей становления и развития теш Кавказа в русской литературе, впервые получили СЕое освещение в работах В.Г.-Белинского. Как известно, расцвет

таланта великого критика совпал со Бременем, когда кавказская тема стала одной из наиболее актуальных в литература. Являясь неотъемлемой частью русского литературного процесса, произведения, тематически связанные с Кавказом, не могли остаться вне поля зрения Белинского. Более того, при внимательном рассмотрении творческого наследия критика четко обозначается интерес Белинского к самым разнообразным литературным'творениям - от произведений Пушкина и Лермонтова до массовой литературной "продукции" первой половины XIX века на кавказскую тему.

Взгляды Б.Г.Белинского на проблему художественного освоения Кавказа отличаются последовательностью, концептуальностыо. В процессе анализа произведений на кавказскую тецу великий критик вы* '

двинул целый ряд серьезных литературоведческих положений, которые до настоящего времени не стали предметом специального исследования и осмысления, что обусловливает актуальность теда реферируемой диссертации.

Разработанность проблемы. Литературно-критические воззрения В.Г.Белинского на процесс освоения теш Кавказа русской литературой специальному рассмотрению не подвергались, В литературоведении есть отдельные указания, свидетельствующие о пристальном внимании критика к вопросам, связанным с разработкой русскими писателями темы Кавказа п Востока в целом. Следует гтметить в этой связи монографии А.А.Гаджиева "Романтизм и реализм. Теория лите-ратурно-худо&естванных типов творчества", М.З.Садыхова "Очерки русско-азербайдаанско-польсяшх литературных связей XIX века", Р.Ф.Юсуфова "Дагестан и русская литература конца ХУШ к первой половины XIX в.",-докторскую диссертацию А.Днг.Гаджиева "Восток в русской литература первой половины XIX века (прс^лсьи щссис-глъ-казских литературных вааимоотношеяк?.}", ч такта •<аздпдатскую ;ж-сертецыо Х.Е.Исавва "lk-.cxo.viS В.Г.Нелинскогз в аззрбзйдгАноком' лите.пчтуроводешш и критика", о которых частично о свои» ни чекото-

рые аспекты восприятия Белинским произведений на кавказскую тему.

Актуальность ¡итерируемой диссертации определяется недостаточной степенью изученности критического наследия В.Г.Белинского, посвященного проблеме освоения тейы Кавказа русской литературой. Исследователями частично осгещены вопросы, связанные с уяснением ■роли великого критика в раскрытии худонественнок ценности "вершинных" произведений на кавказскую тему - "Кавказского пленника" и "Тазита" А.С.Пушкина, кавказской лирики МЛ).Лермонтова, а также его поэм "Мцыри", "Беглец", "Демон", рота на "Герой нашего времени". ,

Вместе с тем значительный литературно-критический материал-многочисленные статьи, журнальные за«?тки, рецензии, отдельные сувдзния и замечания Белинского по вопросам кавказской тематики в творчестве русских авторов - до сйх пор остается за пределами научных исследований.

Объектом исследования послужили литературно-критические : публицистические статьи, рецензии, отзывы Б.Г.Белинского, а также труды советских.литературоведов по проблемам, рассматриваемым в диссертации. В работе анализируются тексты произведений русских поэтов и прозаиков на кавказскую тему.

Предметом исследования являются принципы критического анализа и оценки Белинским произведений на кавказскую тему.

Цель исследования - всестороннее изучение критического наследия В.Г.Белинского, посвященного проблемам освоения теми Кавказа русской литературой, раскрытие супчостп „то концепции кавказской тематики,' од наделение степени воздействия эстетических воззрений Белинского на процесс стакоачения и развития темы Кавказа в русской литературе.

Основные задача, стоящие перед даьншл пссле.аор.они'.'м а обу-слогливакшеся главной его цольг», слэдук'ще:

- выявить закспода-.шость обра-дети В.Г.Еелгнсксго г зрезз-

ведениям на кавказскую тему;

- определить роль великого критика в раскрытии художественных достоинств кавказских произведений Пудшзша и Лермонтова;

- уяснить специфику критического восприятия и опент'и Белинским кавказских произведений А.А.Бестужева-Марлинского и "массовой" романтической литературы о Кавказе в целом;

- выявить своеобразие и ооновкые принципы разработанной критиком концепции рерлистического отображения кавказской темы, показать ее связь с общефилософскими и эстетически:«® воззрениями Белинского.

Научная новизна диссертации заключается в - том, что в ней впервые предпринята попытка целостного анализа лъгературно-крити-ческих воззрений В.Г.Беликского на процесс освоения теш Кавказа . русской литературой. В исследовании, раскрываются критерии оценки Белинским произведений о Кавказе, подчеркивается, что в своей концепции кавказской тематики критик исходил из принципов объективного отражени" географических реалий, быта, особенностей национального характера,, своеобразия духовных ценностей, культуры народов Кавказа, указывал на необходимость поиска писателями адекватных специфическому содержанию художественных форм.

Научный анализ литературно-критических и публицистических статей, рецензий, частных суждений критика о кавказских произведениях русских авторов убеждает в том, что в процессе их осмысления Белинским разрабатывались проблемы содержания и формы, метода и стиля, идейности, типичности, языка в художественной литературе эпохи.

Методологическую основу исследования составляют законы познания диалектического материализма, в частности, закон единства формы и содержания, закон единства между отдельным и общим.

Методологической посылкой при изучении литературно-критических воззрений В.Г.Голиьского являются труды известных исследова-

телей творчества критика-демократа А.Лаврецкого, П.А.Мезенцева, Н.К.Мордовченко, В.С.Нечаевой, В.Р.Щербины и др.

При изучении историко-литературного процесса первой половины XIX века автором использованы труды М.П.Алексеева, В.Г.Базано-ва, Н.А.Гуляева, В.И.Еирмунского, Ф.З.Кануновой, В.И.Кулешова, Н.Г.Неупоноевой, А.Н,Соколова, Б. .¿.Эйхенбаума, Р.Ф.Юсуфова и др. Автор опирался также на труды азербайджанских исследователей по проблемам литературных связей А.А.Гаджиева, А.Дж.Гадаизва, И.Кур-банова, .У.З.Саджова и др.

В основу методики исследования положены псторпхо-литератур-ный и проблемно-хронологический принципы.

Теоретическая значимость диссертации состоит в »ом, что она представляет собою первую попытку развернутого исследования малоизученной теш, проливающей свет на некоторые не до конца раскрытые вопросы современного белянскоЕедения. Выводы и заключения также позволяют определить степень воздействия идей Белинского на процесс освоения темы Кавказа русской литературой.

Практическое значение исследования заключается в том, что основные положения и выводы работы могуг быть использована в курсах по теории и истории русской литературы, истории русской литературной критики, в спецкурсах и спецсеминарах По литературным связям и взаимодействиям.

Апробация диссертации. Основные положения и результаты исследования били обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры истории русской литзратуры Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы имени М.5.Асадова, апробированы в гиде докладов на республиканских научных конференциях аспирантов в 1937 и 1989 гг., отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа сострит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

- в -

ОСНОВНСЗ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор теш диссертации, ее актуальность и научная новизна, характеризуется степень разработанности рассматриваемой проблемы, определяются цели, задачи и методы исследования, а также теоретическая значимость & возможность практического применения результатов работы.

Первая главд диссертации - "Концепция Кавказа в критике В .Г .Белинского" - лосвт на раскрытию сущности созданной критиком концепции.

В диссертация прослеживается органическая связь рассматриваемой концепций с $вж>сс.-1сш4и и литературно-эстетическими воззрениями, Белинского. При этом обращается внимание на тот факт, что при осмысления процесса освоения темы Кавказа русской литературой великий критик исхода из принципов своего учения о »<ежна-циояальрах 17льтурныг взаимодействиях.

МежнацябаэлышЁ культурный обмен шатался Белинским как естественная, исторически обусловленная потребность человечества в духовном обогащен*«. 3 то зе зрамя критик отмечал, что лишь оригинальное, отмеченное печатью подлинной национальности, самобытно бти достойно идейно-творческого усвоения. Белинский обосновывал, таким образом, в своих трудах мысль о необходимости приобщения русских писптеЛей к сокровищницам мировой культуры, активного творческого освоения шш инонациональных тем и художественных традиций. С этих позиций велш'згй критик рассматривал и проблему Кавказа, ставшее одной из наиболее актуальных в русской общественной и литературной жизни первой половины XIX века.

Прослеживая эволюцию кавказской темы в русской литературе, Белинский выявил ее неразрывную связь с закономерностями литературного развития эпохи от романтизма к реализму. Следует отметить, что в своих работах критик рассматривает процесс творческого по-•стржбиия Кавказа как поэтапное движение от "вымысла" ко все более

глубокому пронинновешго в его общественную реальность. Автор указывает в этой свг т на критические суждении Белинского об оде Г.КДержавина "На возвращение графа Зубова из Персии". Как известно, критик негативно воспринял "не совсем верные и живые" картины Кавказа в стихотворении поэта-классициста, указав на абстрак'. ность, условность описаний кавказской действительности.

Важным этапом в развитии темы Кавказа в русской литературе Белинский считал обращение к ней романтиков. В центре внимания диссертанта находится одна из чаиболее сложных проблем белинско-веденяя - литературно-критические воззрения теоретика натуральной школы на романтизм, раскрывается, в частности, характер отношения Бежюкого к романтическим произведениям на тему Кавказа.

Одной из опоеделящи черт русского романтизма Белинский, как известно, считал его изначальный огрыв от национальной почвы, что обусловливалось неприятием русской "обыденности" как объекта художественного творчества и поисками "возвышенного", занимательного Ене российской история дли современной действительности. В этом смысле Кавказ представлял для русских романтиков богатейший материал для плодотворного творчества; в жизни кавказских народов они находили и исполненные драматизма сметы, и яркие в своих национальных проявлениях характеры.

В диссертации подчеркивается, что Белинский рассматривал данный этап з развитии романтизма и русской литературы в целом как поворотный в ее движении-к проблемам российской действительности. Иными словами, именно в процессе обращения романтиков к Кавказу был сделан первый, по мнению критика, шаг русский литература навстречу реальности, жизни, а творчество таких художников, как Пушкин и Лермонтов, обрело повое качество. Кроме того, обращение к кавказской тематика, по Белинскому, привело русскую литературу к более; глубокому постижению художественных форм прозы, эпических жанров и, в частности, 'ловаста, которая, как отмечал

критик, освободилась от классицистской высокопарности и сентиментальной приторно-навязчивой нравственности. Такое же благотворное , влияние процесс освоения теш Кавказа оказал и на русскую поэзию, обусловив появление в ней субъективного элемента, который начал играть доминирующую роль.

Вместе с тем Белинский замечал, что "кавказская тема" плодотворно разрабатывавшаяся в творчестве Пушкина, Лермонтова, Бе-стужева-ГЛарлинского и послужившая чрезвычайно благодатной почвой для развития русской литературы, в 30-40-ые годы становится достоянием массовой литературы. Автор диссертации раскрывает характер отношения критика к массовой романтической литературе на кавказскую тему, определяет роль критических выступлений Белинского в борьбе с псевдохудожественной литературной продукцией.

. Из рассукденМ Бояинского вытекает, что подлинно художественное освоение теш Кавказа возможно лишь в рамках реалистического метода. Преимущества "многостороннего" реалистического метода над "односторонним" романтическим критик показывает, проводя орав: лтельный идейно-художественный анализ "Бэлы" Лермонтова и "Эда". Баратынского,, который исследуется автором т рассматриваемой главе диссертации.

Говоря о том важьом значении, какое Белинский придавал процессу освоения кавказской геш, нельзя не упомянуть о его отношении к публицистическим и научно-популярным работам русских авторов о Кавказе. Анализ ряда рецензий к критических отзывов Белинского об этих работах ьозвсляет^автору сцзлать вывод, что критик глубоко обосновал мысль о необходимости создания краеведческих трудов, посвященных Кагказу. Подобные произведения, по мнения Белинского, дол-::ны были ш просто знакомить русского читателя с подробностями быта, право:.»', национальными традициями кавказцев, но и служить дзлу наведения 1/ос "ев друг.бл, взаимопонимания ;лг:;\у

русским народом и народами Кськаза и Закавказья. В работе приводится подтверждение этой мысли ла основе анализа отзыва критика на книгу Н.Ыассальскогэ "Письма русского из Персия"» В этом произведении, в частности, дается подробное описание Южного Азербайджана, освещается его история, география, этнография. В противовес теп авторам, которые в своих сочинениях допускала грубые.и ложные измыелония о характере коренного населения, н,Массальский с симпатией отзывался об азербайджанцах, подчеркивая их трудолюбие, гостеприимство, высокие нравственные устои. Белинский по достоинству оценил значение "Писем русскою из Персии", указав на их позньвагельность, на умение автора в занимательной форые донести до'русского читателя верные и исчерпывающие сведения о соседаьм народе.

Таким образом, в основе концепции Белинского лежит идея о необходимости реалистического отображзния Кавказа, основанного на тщвтед&ады изучении русскими писателями жизни, быта кавказских народов истории, культуры, особенностей национального характера. Ькеете с тем, обращение"« теме Кавказа не означало для критика уход от насущных проблем российской действительности. Напротив, разработка этой темы стала, по млению Белинского, важным шагом в лоступательном движении русской литературы от "вышсла" к жизни, от инонациональных тем к теме русской.

Вторая глава - "Русская поэзия на кавказскую тему в оценке В.Г.Белинского" - посвящена рассмотрению его литературно-критических работ, связанных с анализом и оценкой поэтических произведений на тему Кавказа.

Поэзия, как правило, быстрее, чем проза реагирует на новые теш и проблемы. Этот фактор, а также то, что в 20-е годы русский романтизм полечил свое наиболее полное развитие в поэтических жанрах, обусловили появление первых'произведений на кавказскую тему в жанре поэзии.

Хронологически первым ыаоиабшм произведением среди них явилась поэма А.С.Пушкина "Кавказский пленник" (1821), наметившая поворот эпической поэзии к проблемам современной действительности. Хотя события здесь разворачиваются на Кавказе и в основу с юлю та положена история романтической любви Черкешенки к захваченное в плен русскому человеку, автор поставил своей целью создание романтического портрета ссврвмённого ему поколения с его моральной и гражданской индифферентностью и инертыоЪтью.

Оценка В.Г.Белинского, данная "Кавказскому пленнику", была неоднозначна. С одной стороны, критик подчеркивал историческое значение этого произведет-ч, верно определи^, его мзсто в процессе художественного освоения Кавказа, с другой, утверждал, что поэма

г '

устарела и уже ни на кого ие может произвести того впечатления, какое она произвела в 20-е года. Последняя оценка критика объясняется, видимо, его специфическим подходом к литературе, при котором истинно художественными считались, как правило, реалистические художественные произведения.

Говоря о роли Пушкина, впервые познакомившего русского читателя с Кавказом, В.Г.Белинский сравнивал "Кавказского пленника" с посланием Жуковского "К Войейкову". Критик, как известно, весьма сдержанно оценил поэтические достоинства описышй Кавказз в гослании, в то время как сам Пушин называл их "прелв стными". Белинский не обнаружил, на наш взгляд, очевидного сходства между описаниями Кавказа в рассматриваемых произведениях. Автор диссертации указывает, в частности, на то, что зачин "Кавказского пленника", как интонационно, так и сематически, перекликается с отдель ными сторон: ж стихотворного послания Жуковского (например, в описании горных аулов, их жителей и т.д.). Сравнительно-типологический анализ отрывка и:, поэш Пушкина и стихотворения Жуковского позволил нам сделать вывод, что автор "Кавказского пленника" творчески переработал опит своего "учителя и друга" при воссоздании

пейзажных картин Кавказа я некоторых бытовых реалий.

Несомненным достоинством пупшшекой поэш В.Г.Белинский считал художественное осмысление в ней Кавказа как заветной стра-;'п не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страны "кипучей «евзчи и спелых мечтаний". Критик особо подчеркивал, что это произведение способстЕошло преодолению предубеждений русского общества против кавказских народов.

Белинский пытался определит* а то новое, что внес "Кавказский пленник" в развитие художественной формы русской поэзии^ Критик в э"ой связи указывал на органичность, стройность композиции поэш, удачное включение в нее пейзажных и этнографических описаний, кавказского фольклора.

Белинский высоко оценивал кавказскую лирику А.б.Пушкина и вообще считал ее вершиной гейзажкой лирики поэта. В числе главных эе достоинств он называл необычайную зршость, живописность и эдиовремешю удивительную легкость образной структуры и языка.

Вершиной цикла произведений Путина о Кавказе Белинский митал поэму "Тазит" (1830). Критик особо подчеркивал глинный (сихологизм в раскрытия поэтом национального своеобразия хзракте-« горских народов. В статье "Русская литзр.атура в. 1842 году" елинский называет путинскую поэму в числа. реалистических произ-еде.чий. Однако, думается, причисление критиком "Тазита" к реа.тио ическш образцам вызвано, видимо, его несколько схематическим редстаадениеи о творческой пути А.С.ГГуткина, при котором все юизведения, написанные поэтом после 1829 года, причпслллист. Бз-шскшл к реалистическим. Признавая реалистичность образно-метафо-1ческой структура "Тазитл", следует, яп наш взгляд, исходить из •го, что хорактер главного героя поэмы - Тазгта - типично ропзп-•ггскЕЙ, и в основе произволе ¡гая лежит характерный для роздпто-окого метода конфликт личностью и общество::, ДакшгЛ фа'-:т

:: П1з П'\;гг.ер;.:г,г"Л -ведь о чре.чг-ччойпоП по;т1иК"ост1: рзалкстмче-

ского и романтического в творческом методе Пушкина, что делает практически нереальной попытку установления четких хронологичзских границ между ролантическгм и реалистическим творчеством классика . русской литературы.

В анализе поэмы "Тазит", проведенном Белинским, ощущается также несколько односторонний подход к трактовке той силы, которой противостоит главйш герой. "Чеченское общество" представляется в оценка врвтажэ как "дикое и невежественное племя", что вызвано, думаете» тем, таг Б&шкмй, вслед за Пушкиным, не попытался раскрыть объективный смысл происходящих на Кавказе событий.

Эту задачу впоследствии решил; в своей йоэш. "Беглец" С1839) М.Ю.Лермонтов. Здесь автор как бы намеренна воссоздал сюжетную лилш "Тазита" и, вступив в полемику с Пушкин«, сумел показать характер и значение кавказской войны- с ючки зрении самих народов, населяющих Кавказ,, для которых osa бала борьба "за честь и вольность". Однако» к сожалению, Б„Г.Белинский' не- обратился в своей критической деятельности к этому провзведеяшо, не дал анализа эвтгой сель звачаташйай', а шшв вюетижения русской литературой кавказской действительна che,, поэт.

Необходимо отметить» что.Белинскому пришлось вести ожесточенную борьбу за поэзию Пушкина о Кавказе с другими критиками. Та;:, например, в своих "Очерках русской литературы" Н.Полевой считал, что кавказский цикл стихотворений Пушкина означал снижение художественного уровня его поэзии. Этот выпад выззал резкий ответ Белинского, который в своем отзыве на статью Полевого показал, что такие стихотворения, как "Кавказ", "Обвал", "Монастырь на Казбеке", "Делибаш", "На холмах Грузии..." свидетельствуют как раз о взлете пушкинской поэзии к новым художественным вершинам.

Большое место-в критическом наследии В.Г.Белинского занимают работы, посвященные раскрытию художественной ценности поотг-ческкх произвздзnui! о Кавказе другою гзликого поэта - М.Ю.Лермои-

това. С творчеством Лермонтова крлтик связывал новый этап в истории освоения русской литер?турой кавказской теш. Именно на материале лермонтовских произведений Белинский формулирует новую, оригинальную концепцию развития одной из наиболее магистральных тем русского филоориентализма.первой половины XIX века. Он неизменно подчеркивает особую роль Кавказа в становлении сильных и самобытных поэтических талантов в России, среди которых одним из самых замечательных бил М.Ю.Лермонтов.

В числе лучших кавказских стихотворений поэта Белинский называет "„"эры Терека", "Казачью колыбельную песню", "Памяти А.И.Одоевского", отмечая "пластичность п реальефность" картин кавказской природа, созданных рукой великого мастеря.

Среди кавказских произведет^ Лермонтова критик особо выделял "Валерик", ооиечая правдивость отображения в нем суровых будней русских войск на Кавказе. Белинский противопоставлял это стихотворение литературной продукции тех поэтов, которые писали о легких победах русских "чудо-богатырей" над казказскими "дикарями". В отличие от Шевырева, Сеаковского, Булгарина, Бурачека, усмотревших в "Валерике" "подражательство",'"излишний натурализм", отсутствие художественности и т.п., Белинский отметил беспощадный реализм лермонтовского произведения, страстную проповедь гуманизма в противовес ура-патриотическим, шовинистическим мотивам охранительной литературы о Кавказе.

Подлинной вершиной поэтического освоения теш Кавказа в эпической поэзии Лермонтова Белинский называл поэмы "Мцыри" 1". "Демон", к оценке которых критик неоднократно обращался в ряде лите-ратурно-критичестах работ.

Белинский рассматривал "Мцыри" кэк одно иэ вершинных произведений русского романтизма. Важную роль играют в поэме, по мнению критика, описания Кавказа, которые у Лермонтова - не экзотический фон для развития действия, а важнейшее средстзо раскрытия

характера героя. Удишпельчо гармонирует с могучей натурой и трагическим положением Мцыри, как указывал Белинский, и удачно подобранный Лермонтовым стихотворный размер - чаадрехстошшй ямб. Вместе с тем, критик отмечает некоторую- "незрелость к$еи поэмы". Нам представляется, что при всей своей прогапытелыгостл, критик недостаточно оценил острое политическое звучание "Мцыри" как в смысле ее символического содержания (монастырь - олицетворение самодержавно-крепостнической России), ток и в эпическом плане (полешка Лермонтова с Пугаккнгд по сути "кавказского вопроса").

Придание Белинские самобытности лермонтовского творчества влекло за со.'ол признание о^шестязнного значения поэта, стсгтрго выразителем революционного протеста против существующего порядка, политического устройства России. Исходя из этой посылки, Белинским подошел к ра.чберу к другого поэтического произведения Лермонтова на тему Кавказа - позмц "Демон",

Р "Демоне" критик особо подчеркивал близость изображенных в поэме картин природы, нравов, быта горцев реальному Кавказу. С чр^:ой стороны, своей поэмой Лермонтов, как отмечач В.Г.Белинский, -гениально выразил протест передовой части русского обжетва 30-40-х годов, одержимого -¿илосоуским сомнением, "искусок мысги", поисками новчх нравственных начал взамен утраченных це'Ш'.т.той и надежд.

Итлк,.рассматривая русскую поэзию о Кавказе, В.Г.Белинский прежде всего, подробно остановился на шедеврах, создании*. Пушкиным и Лермоктовым. Основмнма доатоипстгами этих произведений критик считал правдивое отображений жизни, быта, особенностей национального характера кавказских ¡юродов. Стпвчаи роль русского романтизма в процессе поэтического отображения Кавказе, БеллнеюШ отдавал приоритет реалистическим произведениям, рвесштрггаа их кптс закономерны!, этап ра?».-ития -.авказской тог п.: п руссгсЛ г' :> т;: в литератур;: з хае.'-т.

В третьей глава - "Русская проза на кавказскую тему в критике В.Г.Белинского" - рассматриваются статьи, рецензии, отзывы В.Г.Белинского, посвященные русской прозе о Кавказе.

* 'В 1830-х годах интерес русского сбчесгЕа к Кавказу заметно усилило/-, обознгчился новый всплеск писательской активности, но, в отличие от эпохи "Каг.казского плеыыка" и его многочисленных поэтических подражаний, тема Кавказа получила широкое распространение в прозаических жанрах.

На. >'оне неуклонного движения русски литературы к реализму, "запоздалый" романтизм авторов шюгочпс.'чнших повестей 1". романов о Кавказе воспринимался В.Г.Белинским как явнь'й анахронизм. Он считал, что назрела насущная задача решительной борьбы с сагами принципами романтического подхода 1' проблеме художественного освоения Кавказа. Этим обусловлен устоишг.ми интерес Белинского к разнообразным явлениям современной ему рог.днтической литературы о Кавказе. В поло зрения критика попадали произведения как "низового". ро;.> нтизг.-а, так и такого известного для своего времени писателя-романтика, как А.А.ЕесРужев-Марлинсшй. Один из создателей декабристской эстетики, талантливый литератор, он выступал в 30-х годах XIX Еокг. как автор целого цикла повестей, рассказов, очерков, этнографических этюдов на кавказскую тему.

Первые прозаические произведения А.Марлинского - "Письмо к доктору Эргяну" (1831), "Письма из Дагестана" (1831), повесть "Аммаалат-Г*эк" (1831) били встречены'с необыкновенным восторгом.

Отасляте В.Г.Белинского к А.А.беегуневу лило неоднозначнш. Так, в статье "Литературные нечтяньл" кр.гик, ошечан телапт Ма}>-линского, его остроумие, одновременно указывал на ряд недостатков писательской манеры автора "Кавказские очерков". В диссертации преднршип';: попытка выявить особенности восприятия Белинскш теор'юсгого наследия !1арлинского| лосвяшешюго теме г.мика?а, он-релолр-«. ¿¿¡его и з!ючин;о лктерачурной пым/.ики щи-.т:и с пасате-.

лем-романтиком в историко-литературяш процессе первой половины XIX века.

Пололителышм свойством творчества Бестужева, посвященного Кавказу, Белинский считал обращение писателя к современности. В числе его лучших лроигоедзний на кавказсцуг тематику критик называл очерки "Военный антикварий", "Шах-Гусейн" и "Письмо к док- . тору Эрману". В целом ке '"Кавказские оч<зркк" он относи! к разряду явных творческих неудач Марлинского. Главным недостатком большинства кавказских произведений Бестужева Белинс^й считал художественное однообразие н полную социальную "размытость" образов его героев.

Следит отметить, что суровый вердикт, вынесенный Белинским творчеству Марлинского, аа наш взгляд- во многом справедлив: кавказские произведения писателя-романтика страдают неестественностью в натянутостью сюжетов и стразов, одноликостью литературных героев, но в то время дач его произведений о Кавказе характерен богатый этнографический материал, большинство сюжетов базируется на реальных фактажизненных конфликтах.

Вместе с тем, критик высоко оценивал точность гередачи Бестужевым внешаей, как он выражался, сторож: кавказской действительности. Так, например, в ;двоЗ из овоих последних работ, пос-гященных творчеству писателя-рог антика, - рецензии яа второе полное собрание сочинений Ыарлиясхого (1847) - Белинский дает взва-швнную оценку всей литературной деятельности Бестужава. Теперь уже многие слабые стороны творчества последнего рассматриваются критиком как закономерное следствие самого хода литературного ; процесса 20-ЗО-х годов XXX века.

Высказав в своей рецензии мысль с роли Марлинского в развитии русской прозы, Белинский, к сожалению, не раскрыл ее более оббтоятельно. Так, показывая глубину психологического начала в творчестве М.Ю.Лермонтова, критик оставляет без внимания тот факт.

что психологизм как художественный принцип во многом обязан своиг становлением и развитием в русской прозе Бестужеву и, в частности, его циклу кавказских произведений.

Более резко, чем творчествб Бестужева-Марликокого, Белинский оценивал литературную деятельность его многочисленных подрэ жателей, наводнивших в 30-ые годы книжный рынок низкохудожественной литературной продукцией на тему Кавказа.

Одним из наиболее рьяных .подражателей Бестужева бнл, как известно, П.Каменский, чьи литературные опыты были восторженно встречены чекоторыми критиками. В общем хватебном потоке рецензий явным диссонансом прозвучала оценка, данная "второму Марлвяскому" Белинским. Критик, в частности, отмечал, что в погоне за красивыми фразами в описаниях природы Кавказа П.Каменский зачастую доходит до их полной бессмысленности. Нзиоолзе резкий отзыв критика получила повесть Каменского "Письма Энского", построенная в форме посланий главного.героя Павлика Энского с Кавказа, которую Белинский сравнивал с повестями третьеразрядного, бульварного писателя Платона Смирковского. Отрицательно были оценены Белинским и все остальные произведения Каменского, в 'которых критик обнаружил искусственность в построении сюжета, тенденциозный взгляд на Кавказ, неумение глубоко проникнут в> различные стороны кавказской жизни и вследствие этого поверхностное, малохудожественное ее воплощение, ограничивающееся описание:;, диких "страстей" и неуместным введением в текст местных слов.

Более благосклонно Белинский отнесся к творчеству другого последователя Бестужева - пкся.тельниш Зелеиди Р-вой, автора восточной. повести "7тбалда" и "кагт-азской" повести "Джеллс .издин". Стнечая, 1!то ее произведения по завязке и колориту отзываются "карлинизггам", критик не отрицал наличия у писательницы "замечательного таланта". Кроле того, творчество Р-вой зг служивало, по его мнению, вн.,наши: ухе потому, что eil в какой-то степени удалось

выйти sa круг проблематики кавказских повестей Марлияского и использовать сгасеты» лишенные искусственности, присущей литературной продукции Каменского, Бурьянова и других. Критик в это;'; свя-. зи отметил, что писательнице удалось создать полнокровные и живые образы женщин Востока - Утбэллы и Эмины, которых Белинский характеризует как творческую удачу Зекеида Р-вой.

Резко негативное отношение Белинского вызывали псевдокгв-казские произведения, авторы которых заимствовали стандартные сюжеты и, спекулируя на широком читательском интересе к Кавказу, наводняли книжный рынок своей низкопробной продукцией. Для таких писателей, отмечал Белинский, не имеют никакого значения сложные жизненные коллизии Кавказа, ибо главное для них - не воспроизведение действительности во всей ее полчоте, а лишь игра на чувствах читателя. Типичными образцами литературной продукции на кавказскую тему критик считал "Нового кавказского пленника" В.Бурьянова и "Мегилу инока" Ф.Сэдовникова. В диссертации проводится подробный анализ рецензии Белинского на эти произведения. -

Так уже отмечалось в работе, с самого начала своей литературно-критической деятельности Белинский требовал от русских писателей правдивости в изображении жизни и быта кавказских народов, отказа от всякого приукрашивания действительности. Этим объясняется, на наш взгляд, в целом положительный отклик критика на очерки П.Зубова "Подвиги русских воинов в странах кавказских, с 1800 но 1834 год". Критик отметил, в частности, обилие в книге фактического материала, ее занимательности, удачное композиционное построение. С другой стороны, критик резко осудил того же Зубова за изданные им "Исторические анекдоты персидских государей" (1839), представляющие собой жалкую попытку вольного интепретирования мотивов "персидского" -(азербайджанского - P.M.) фольклора и классической литера"уры. Если в рецечз^; на "Подвиги русских воинов в странах кавказских" Белинский лишь пжс.цзь сбиодв«лея о нздостгл-

ках языка их автора, то в критическом отзыве яа "Исторические анекдоты..." он подверг резкоис осмеяшш литературную безграмотность Зубоьа. Но главное, что было совершенно неприемлеш дои критика, - яриишюяая форма изложения Зубовым народных сказаний, и з частости, одной из лучших восточны;: легенд, использованных Низами в поэме "Семь красавиц" ("Еахрам-шах и вйтне"). .

Анализ литоратурно-к^итаческах статей Белинского убеждает: в русской прозе не было такого произведения о Кавказе, которое по своим художественным достоинствам могло бы удовлетворить критика, Лишь в самом начале 1840 годов в России пояеился новый роман о Кавказе, обозначивши резкий поворот русской прозы к реалистическому освоению кавказской тематики - "Гьрой нашего времени" М.Ю.Лермонтова.

Белинский приветствовал этот роман, увидев в нем великолепную картину нравов, острую постановку важнейших нрглственлых и обществе!.лых проблем современности, замечательные но езоему художественного воплощению типические образы своих современников и, в первую очередь образ Печорина. В то жэ время это было лучшее, по мнению Белинского, произведение русской литературы о Кавказе; именно в правдивом отображении Кавказа критик усматривал один из главных секретов успеха романа.

Белинский отмечал, что читатель романа смог получить верное представление о нравах кавказцев. В.этой критик видел преимущество писательского таланта Лермонтова перед квази-родантическим . подходом "марлинистов" к теме Кавказа, которые, как правило, наводняли сдои "кавказские" произведения подробными авторскими разъяснениями, уводившкма действие от основного повествования и делавшими сшетно-композиционное построение громоздким. Исключительно высоко оценивал Белинский и картины кавказской природа в романе, отмечая реалистическую манеру их описания и органическую связь пейзажа со всем действием.

Русская литературная критика, как известно, выооко оценила образ Максима Максимыча, увидев прежде всего в нем русского офицера - активного проводника колонизаторской политики царизма на Кавказе. Трактовка этого образа Белинским была более глубокой. Он отмечал, в частности, всю сложность и противоречивость натуры штабс-капитана и его'отношения к Кавказу. Для критика представля-. лось важным, что Лермонтов показал Максима Максимыча человеком •горячо любящим Кавказ, знающим язык и нравы населятся« его народов, восхищающимся их храбростью и удалью.

В центре внимания исследователя находятся особенности критического восприятия Белинским лермонтовских образов кавказцев, отмечается.верность и глубина критика в оценке таких персонажей, как Бэла, Казбич, Азамат. Удивительной достоверности этих образов в романе, способствует, как считал Белинский, точность и реалистическая выдержанность художественных деталей в их построении, четкая мотивация Лермонтовы;.; поступков героев условиями воспитания в национальной среде, нравами и традициями жизни на Кавказе.

Таким образам, в процессе критического рассмотрения русской прозы на кавказскую тему Белинский выявил основные закономерности и Этапы ее эволюции - от романтической условности и односторонности в описаниях Кавказа ко все более глубоко^ достижению кавказской дейсп. стельности.

В заключении подводятся основные итоги исследования.'

В своей концепции художественного отображения Кавказа в русской литературе В.Г.Белинский исходил из признания необходимости и плодотворности межнациональных творческих контактов и взаимодействий. При этом критик требовал от русских писателей взвешенного подхода при разработке инонациональной тематики, бережного отношения к культурным а духовным ценностям того или иного народа.

Обращение русской литературы к кавказской теме воспринималось В.Г,Белинским как закономерное явление, знаменующее собой ее

движение от романтизма к реализму, от исторических и мифологических стетов к современной'действительности. Именно на кавказском материале русская литература училась передаче национального содержания яшзия народа, развивала "свои художественные (Тормы.

По мнению критика, произведения русских романтиков о Кавказе страдали общим! недостатками, сводившимися к односторонности изображения кавказской жизнь, неумению воссоздать особенности .духовного мира горцев, понять национальную мотивацию их поступков. В.Г.Белинский выступал т^кже против отвлеченно-;-словного изображения Кавказа, его природы, требуя предельной точности, реальности и правдивости описаний.

Высокие требования критик предъявлял к художественному языку произведений русских'писателей о Кавказе. В творчестве A.A.Бестуже ва-Марлинского и его последователей - "марлинистов" В.Г.Белинский отвергал э$фе:тные, отягощенные множеством метафор фразы, которые придавали кавказским произведениям оттенок театральности, маска раднос-ти, экзотичности. .' '

К вершинным произведениям о Кавказе, созданным русской поэзией, Белинский относил стихотворения и'поэмы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова,на эту тепу.

Раскрывая значение пушкинской лирики и эпической поэзии о Кавказе и определяя ее роль в процессе освоения русской литературой кавказской темы, Белинский особо отмечал, что тленно в творчестве великого поэта закладывался образ горного, свободолюбивого края, ставший ориентиром дня последующих поголений русских писателей.

Большое внимание в своем творчестве В.Г.Еелилсшш уделил творчеству M.S.Лермонтова. Лучпззш-его поэтическими произведения-ш он считал "Демона" и "йшури"., обнаружив:--"!* поразительное про-гавшовенпе автора в суть изображаемой им действительности, постижение им сложного самобытного мира Кавказа, жизни, быта, нацпо- '

нальных традиций кавказских народов. Критик высоко оценил и кавказскую лирику М.Ю.Лермонтова, видя в ней глубокое философское лСодержание, сильное субъективное начало и новаторство в развитии ' художественных возможностей поэтического тропа, Роман 'Т.рой нашего времени" Белинский рассматривал как вершинное произведение русской прозы на тему Кавказа.

Освещение проблемы Кавказа- в русской литературе яеляотся важной составной часть» Литературно-критического на следа Б.Г .Белинского. Многие положения его концепции позволяют понять логику последующего развития теш Кавказа в русской литературе.

Основные положения работы отражекч в следующих публикациях:-

1. Концепция кавказской тематики в критике ¿.Г.Белинского (к постановке проблзмы). Тезисы докл-. X Республиканской юбилейной научней конференции аспирантов вузов Азербайджана. - Еаку - 1967.

-С,108.

2. Проблеш межнациональных литературных взаимосвязей в критике В.Г.Белинского. - Тезисы докл. Республиканской научно-теореткческей конференции (ноябрь 1989 г.) - Баку - 1989. -C.I0I-IC2, :

3. Ясская литература fia тецу Кавказа - Азербайджана в критике В.Г.Белинского (на азепб.языкэ). - Адабият газета. - 1991. -ВВ. -С.7. .