автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX-XX вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Батурина, Тамара Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX-XX вв.'

Текст диссертации на тему "Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX-XX вв."



НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БАТУРИНА ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТЬЯНСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В СИБИРЬ НА РУБЕЖЕ XIX - XX вв.

специальность 07.00.02 - отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Научный руководитель: д.и.н., профессор, член-корреспондент РАН Горюшкин Л.М.

Новосибирск -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава I. Русская православная церковь в жизни сибирских

переселенцев в конце XIX - начале XX вв...............................................32

1.1 Система церковного управления и кадровый состав духовенства Сибири .... 32

1.2 Строительство церквей в переселенческих поселках Сибири........................4В

1.3 Отношение сибирского крестьянства к религии и церкви..............................83

Глава II. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в системе колонизационной политики государства на рубеже XIX -XX вв..............................................................................................105

2.1 Внешняя миссия православной церкви в;Сдбири, ........................................105

2.2 Внутренняя миссия православной церкви в Сибири.....................................135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................171

Список использованных источников и литературы.

177

ВВЕДЕНИЕ

Значительным явлением в жизни России конца XIX - начала XX вв. стало переселенческое движение. Наиболее активно происходило освоение Сибири, так как строительство Сибирской железной дороги облегчило доступ к этому обширному району колонизации и оказало значительное влияние на переселенческую политику. С середины 90-х гг. XIX в. миграции в Сибирь становятся массовыми, сюда направлялась большая часть переселенцев1.

При глубоком внимании ученых к переселениям в Сибирь за пределами исследований оставались вопросы культурной колонизации этого края, строительства школ, церквей как очагов культурного влияния России на вновь осваиваемые районы. Культурная колонизация не признавалась составной частью государственной переселенческой политики. Этим объясняется отсутствие специальных исследований, посвященных церковному строительству на различных его этапах. Не удивительно, что в тени осталась деятельность различных общественных фондов, православной церкви, заботившихся о духовных запросах переселенцев, о приобщении их к просвещению и культуре.

Исследователи же Русской православной церкви довольно много внимания уделяют изучению церкви как политического института и части политической системы на разных этапах ее развития. Работы, посвященные региональным аспектам деятельности церковной организации, практически отсутствуют. Нужно учитывать, что в условиях расширения территории в русском обществе остро ощущалась многоукладность хозяйства, отсутствие единой духовной системы. Силой, которая могла бы цементировать нацию, способной сохранить духовную преемственность и единство народа, являлась Русская православная церковь. Выполнение этой важной задачи было возможно из-за жесткой централизации религиозной организации, ее опоры на представителей государственного аппарата, бескомпромиссной борьбы с

ересями и другими отклонениями от догматов с одной стороны, и терпимость -с другой (пример- в отсутствии широкой инквизиционной практики).

Сегодня Российское общество переживает очередной исторический поворот. После многих десятилетий политики государственного атеизма реабилитация религии стала состоявшимся фактом. Повсеместно возрождаются старые и строятся новые храмы. Возвращение православия в российское общество конца XX в. ставит перед самой церковью, как организацией, перед гражданской властью и всеми нами многочисленные вопросы: не являемся ли мы свидетелями излишней политизации церкви? В отечественной истории подобные примеры есть и они, как правило, приносили церкви большой вред. В последние годы возрождается культурное наследие русского народа, происходит возвращение утраченных имен, исследователи дают объективную оценку вклада православной церкви в распространение передовой русской культуры, образование, нравственное и духовное просветительство в Сибири - ^

^ у г-

на разных этапах российской истории.

Церковь играла заметную роль в жизни сибирских крестьян -переселенцев. Ходатайства об открытии новых приходов и церквей являлись одними из первых мероприятий сельского общества. Как правило, и школы открывались при церквях, преподавали там зачастую священники. Церковные организации содействовали школьному строительству. Анализируя многогранную деятельность православной церкви в системе переселенческой политики царизма, мы пытались рассмотреть ее в связи с объективным ходом исторического развития, где, как известно, церковь сыграла немаловажную роль, способствовала" экономическому и культурному развитию Сибирского региона й народов, издавна населявших его. В этом смысле принцип историзма явился незаменимым при объяснении результатов, объективных последствий деятельности церкви в период массовых переселений в Сибирь в конце XIX -начале XX столетия. История Сибири рассматривалась нами как неотъемлемая часть истории России, что дало возможность выявить и проанализировать

церковную политику в отношении к русскому переселенческому и местному аборигенному населению региона, отчетливее показать региональные специфические особенности религиозности сибирского крестьянства, выявить методы и результаты распространения православия среди аборигенного населения Сибирского края. Потому что «невозможно, - как справедливо указал А.Н. Сахаров, - создать глубокую, разработанную историю России без того, чтобы не обратиться к истории Русской православной церкви, этой некогда могущественной экономической, политической и идеологической силы, которая долгие века ... определяла их (русского и других народов - Т.В.) политическое, культурное, а иногда и экономическое развитие».2

В связи с переосмыслением исторической роли и значимости Русской православной церкви в истории России избранная тема исследования представляется актуальной, поскольку проблема государственной (правительственной) колонизации Сибирского региона рассматривалась историками подробно, однако, в монографических исследованиях и диссертациях, роль Русской православной церкви, которую она играла в процессе культурной колонизации земель и то место, которое она занимала в хозяйственном освоении колонизуемых территорий в пореформенную эпоху, не получили достаточного отражения.

Проблема деятельности Русской православной церкви в Сибири в связи с организацией в этот край массовых переселений правительством на рубеже XIX - XX вв. также не получила должного освещения в трудах историков. По этой малоизученной проблеме нет ни одного специального исследования, в котором бы нашли' свое отражение основные направления деятельности ведомства православного вероисповедания в Сибири в конце XIX - начале XX вв.

Предметом изучения историков досоветского периода явилась миссионерская деятельность церкви в Сибири - неотъемлемая часть колонизационного процесса. Изучались некоторые аспекты проблемы

христианизации автохтонного населения Сибири, результативность этого процесса преувеличивалась, так как описывались количественные результаты приобщения аборигенов к православию. О степени же изменения их мировоззрения под влиянием православия работ нет.

О переселенческом движении в исследуемый период написано большое количество работ. Среди исследователей переселений второй половины XX в. видное место занимает доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Л. М. Горюшкин. Значительное внимание в его трудах уделено вопросам историографии, методологии, характеристике источниковой базы и методике исторического исследования переселенческого движения, «которое невозможно рассматривать вне связи с освоением Сибири». Исследователь ввел в научный оборот огромный комплекс источников, которые тщательно классифицировал по типам. Л. М. Горюшкин одним из первых в стране занялся новым делом - разработкой способов применения ЭВМ при осуществлении количественных методов исследования исторических процессов, которые широко использовались для обработки массовых сведений центральных и местных архивов при составлении хроники крестьянского движения в Сибири в 1861 - 1917 гг. Используя статистические методы, ученый исследовал демографическую ситуацию в регионе и роль миграций в демографических процессах и хозяйственной жизни. Он определил численность населения Сибири накануне 1917 г. и показал, что она росла быстрее, чем в центре страны, благодаря притоку населения и самому высокому в империи естественному приросту. Миграции решающим образом влияли на демографические процессы в Сибири и способствовали развитию региона.3 Л.М. Горюшкин одним из первых среди исследователей Сибири предпринял изучение деятельности Русской православной церкви. Так, еще в первой половине 70-х годов под его руководством работал научный спецсеминар студентов Новосибирского университета по единой проблеме -истории Русской православной церкви в Сибири в конце XIX - XX вв. (в его

составе занималась и автор настоящего исследования) 5 работали такие спецсеминары под руководством Л.М. Горюшкина и в 90-е годы (в число их участников входила, в частности, упомянутая в историографии настоящей диссертации С.Г. Глубокая).

Несмотря на множество публикаций по колонизации Сибири, не все аспекты этой проблемы освещены одинаково полно. За пределами исследований остались вопросы культурной колонизации Сибири, строительство церквей, как очагов культурного влияния России на новые территории. Проблемы роли религии в жизни переселенцев также остаются недостаточно исследованными.

В преддверии землеустройства в Алтайском округе (и других регионах Сибири) появилась литература, оправдывающая и защищающая политику самодержавия в области поземельных отношений, его переселенческую и финансовую политику. Так, в 1897 г. появляется в свет «Краткий исторический очерк Алтайского округа», который имел целью доказать, что «оседлые инородцы совершенно ассимилировались с крестьянским населением ... Оседлое инородческое население теперь уже ничем не отличается от русского; тот же образ жизни, язык, та же религия и, наконец, тот же внешний вид».4 Немалую роль в этом процессе, по мнению авторов, сыграла Алтайская духовная миссия. Ее деятельность представляется односторонне - как чисто миссионерская, проповедническая. Главной задачей миссии, по мнению авторов, служит увеличение «числа последователей православного вероисповедания за счет магометан и язычников, а также и раскольников».5 Никаких сведений о" колонизационной деятельности миссии не находим, эта сторона ее деятельности усиленно замалчивалась как миссионерским начальством, так и кабинетской администрацией, с помощью миссии «осваивавшей лучшие земли кочевников». Подобные взгляды присущи многим авторам этого периода.

Представитель буржуазно-демократического направления С.П. Швецов, опубликовавший в 1897 - 1903 гг. многотомный труд « Горный Алтай и его население»,6 впервые использовал массовую источниковую базу для изучения социально-экономического развития алтайцев в преддверии землеустройства, дал подробное описание религиозных представлений аборигенов, остановился на вопросе распространения в их среде официальной государственной религии - православия.

В целом, дореволюционная литература интересна в плане использования фактического материала, накопленного в этот период.

В советской исторической литературе существовал критический подход к оценке деятельности правительства в переселенческом деле. Изучение переселений в Сибирь как части Столыпинской реформы повлекло за собой некоторую предопределенность выводов. Положение о крахе Столыпинской политики было распространено на все действия переселенческих органов Сибири. Положительные оценки в результате этого практически исключались. Отрицательная оценка превалирует в исследованиях деятельности церкви в Сибири в изучаемый период, и в особенности - ее миссионерской деятельности.

На первом этапе советской историографии (20-е - первая половина 30-х

\ V/

гг.) внимание миссионерскои деятельности уделил известный историк и атеист М.Н. Никольский, который дал в первом издании «Истории русской церкви» общую оценку миссионерской деятельности как одного из «приемов колонизации и русификации». Он отмечал, что крещение «инородцев» было «не столько действительным обращением их в православие, сколько одним из приемов колонизации и русификации, быстрый успех миссионерства по существу ... приводил к замене прежнего шамана русским священником и тому своеобразному двоеверию, классическое изображение которого дано" В.Г. Короленко в его очерке «Сон Макара». Автор почти не замечает положительного значения принятия аборигенами православия, что облегчило

взаимодействие русского и коренного населения, вело к их «взаимному обогащению через взаимные культурные обмены».8

Несомненной заслугой Н. М. Никольского является сделанный им анализ христианизации Руси как процесса длительного, занявшего столетия и затянувшегося до XX в., оставшегося практически незавершенным. Автор приходит к убедительному заключению о том, что далеко не одинаково различные социальные слои древнерусского общества относились к новой религии. Аналогично проходила христианизация народов Сибири в XIX -начале XX столетия. Этим положением опровергается утверждение церковных историков о якобы полной победе православия над язычеством, шаманизмом и т.п. Эти выводы Н.М. Никольского послужили путеводной нитью при исследовании проблем, связанных с деятельностью сибирских миссий.

Заслугой авторов Сибирской Советской энциклопедии9 является освещение миссионерской деятельности церкви в Сибири. Впервые в энциклопедии приводятся конкретные цифры и факты, касающиеся христианизации местного населения и организации первых миссионерских монастырей. Но состояние источниковой базы и историографии, а также соответствующее отношение к церкви в то время не позволили авторам обстоятельно рассмотреть поднятые вопросы, а в решении задач выйти на новый уровень.

Исследователь колонизационных процессов в Российском государстве рубежа Х1Х-ХХ вв. П.Г. Галузо одним из первых поднял вопрос об экспроприации «колоссальных массивов культурной земли» у аборигенного

10 тэ

населения, которую правительство предоставляло переселенцам. В осуществлении этой конфискации государству помогала православная церковь, переводившая местное население на оседлость с помощью христианизации.

С середины 30-х до середины 50-х гг. не появилось ни одной специальной работы по истории церкви в Сибири, что было вызвано отношением к церкви как организации сугубо реакционной. В

фундаментальном труде известного историка и этнографа Л.П. Потапова «Очерки по истории алтайцев» содержится значительный материал об Алтайской духовной миссии. Но он нуждается в переосмыслении, так как выводы Л.П. Потапова и его подход к деятельности церкви в пореформенный период не всегда соответствовали фактическому положению и существу деятельности миссии. Частично это связано, очевидно, с тем, что проблема христианизации и колонизации Горного Алтая не составляла главной задачи исследователя. Культурно- просветительскую деятельность миссии автор рассматривает только с негативной стороны, характеризуя ее как политику насильственной христианизации и русификации, а саму миссию называл «официальным правительственным учреждением с реакционными задачами обращения алтайцев в христианство, внедрения в их среду христианско-монархической идеологии».11 Деятельность миссии по хозяйственному освоению земель Горного Алтая им рассматривалась только с точки зрения колониальных захватов « инородческих» земель царизмом. А ее работа по земледельческому освоению региона, по повышению сельскохозяйственной и общей культуры аборигенного населения не нашла, к сожалению, у историка должной оценки, хотя в работе исследователя имеется большое количество в этом отношении фактического материала. Разногласия в приведении фактов и прямо противоположных им выводов, на наш взгляд, были связаны с общей идеологической установкой в 50-е гг. в отношении православной церкви, деятельность которой оценивалась односторонне - как реакционная, консервативная, тормозившая прогресс и культуру.

В работах Ю.В. Гагарина12 и Ю.А. Шибаевой13 (конец 70-х гг.) сделана удачная попытка отойти от прежнего шаблона в отношении к миссионерству и объективно оце�