автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Русская православная церковь в решении гуманитарных проблем современности

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Лукин, Сергей Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
Автореферат по политологии на тему 'Русская православная церковь в решении гуманитарных проблем современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская православная церковь в решении гуманитарных проблем современности"

Р Г Б ОД

1 6 янв 19Г5

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ад РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

ЛУКИН Сергей1 Георгиевич

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В РЕШЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕШ СОВРЕМЕННОСТИ

Специальность 23.00.04 - Политические проолемк меадународшх систем и глобального развития

АВТОРЕФЕРАТ

■диссертации на соискание ученой степени кандидата политических .наук

Москва 1994

Работа выполнена в Дипломатической академик МИД Российской Федерации

Научный руководитель

Официальные оппоненты

- кандидат философских наук, профессор ЧЕРПШН В.Е.

- доктор философских наук, профессор ШЕСТОПАЛ Л. В.

- кандидат политических наук, ПОЛОСИН B.C.

Ведущая организация

- Институт олавяноведения а балканвотшед РАН

•• /Р»

Защатаднооертации соотоатоя "/1/ " ш^с^^^х 1995 г. в /Ь часов на заседании Специади^ированнох'о совета К 090.0I.QI в Дипломатической академии МИД PS

С диооертацвей ыояно ознакомиться в библиотеке Диплоыатичвоко. академик МИД Р2

Автореферат разослан " " ^^-^O^/u^Whb г.

Учены! оекретарь ' Специалнаарованного аовети,

кандидат аконоыичеоких наук -- РАЗВИН П.А.

Русская Православная Церковь (РПЦ) вступила в новый этап ¡воего развития в конце 80-х - начале 9£Ис годов текущего сто-хетия. Весомый импульс к усилению влияния РПЦ в обществе при-празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г., ставшее шатителышм политическим событием мевдународного масштаба. В гказанный период времени в бывшем СССР и в России отношение к гелигии вообще и к православию, в частности, стало изменяться з позитивную сторону; наметился отход от наработанных на про-, гяжении семи десятилетий негативных стереотипов, исчезла система государственно-идеологического атеизма. В црактическом и юлитическом плане был поставлен вопрос о возрождении РПЦ в качестве социального института, потребность в котором не толь-со сохранилась, но и постоянно возрастает.

Р этих условиях усилилось социальное служение Церкви, а также расширилось ее участие в решении гуманитарных проблем сак в России, так и на международном уровне. Этому опособст- • эовало глубокое осознание международной общественностью того • эакта, что человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения в результате ничем не ограниченной экс— шуатации природной окружающей среды и создания все более со- ' зершенных видов оружия массового поражений.

Разделяя озабоченность мевдународного сообщества в связи-з грозящей человечеству экологической катастрофой и другими глобальными проблемами, РПЦ активно участвует в экуменическом движении и продолжает свое миротворческое служение. Так,в• лав 1994 года достоялся визит в Белград Патриарха Московского, i всея Руси .Алексия П, обратйвшегося к противоборствующим зторондм с призывом к мирному урегулированию конфликта в духе сристианского человеколюбия. ' <

Русская Церковь не остается в стороне от крупных полити-1еоких ообытий в России, о. чем, в частности, свидетельствуют je миротворческие усилия во время октябрьских событий 1993 roía в Москве. РЩ вносит определенный вклад в урегулирование лежэтнических конфликтов в рамках СНГ и постоянно стремится к улаживанию межконфессионального диалога, приобретающего все 5ольпшй вео в условиях роста национального и религиозного

самооознання коренного населения как в бывших союзных респубт ликах, так и во входящих в состав России автономиях.

Используй свой духовНо-нравственный потенциал, Церковь . предметно в постоянно занимается совершенствованием системы религиозного просвещения в образования. Восстановление церковноприходских и воскресных школ, открытие православных гимназий, совершенствование работы давно действующих семинарий в духовных академий Ьказывает позитивное влияние на расширение о$отеш религиозного воопитания молодежи. • "

Предметом исследования явшются международная деятельное« РЩ на современном етапе, ее социальное служение и учаотие в решении гуманитарных проблем как в России, так #сфере внешних

0ВЯ38Й.

Делт> исследования заключается в проведении анализа одного из главных направлений в служении ИЩ на нынешнем этапе, характеризующимся усилением взаимосвязи между положением Церкви в обществе в ее участием в международном гуманитарном сотрудничестве.

Актуальность исследования определяется тем, что на оов-. ременном этапе традиционное служение РЩ обретает новое звучание в контекоте осуществляемых в России политических и экономических реформ.•

В шарокои плане участие православных священнослужителей в различных иевдунаррдных мероприятиях, хотя и коовенно, сея-зано о йлэшнополнтичёокой деятельностью российского гооудар- ■ отва в оложащихся на даннный момент на мировой арене условиях. Двусторонние а вкугзегаачеокие контакта. РЩ позволяют говорить о современной религиозной дипломатии, опоообной во многом до-I поднять проводимую государственными структурами работу в офв- : ре внешней политики'Российской Федерации. Данный аспект приобрел особое'Значение в срязи о' начавшимся в 1993 году празднованием 200-яегкя Цравоолавгя на американском континенте.

Степень новизны исследования определяется тем, что в нем впервые дается шгаляз социальнб-^у?овШх подходов РЩ к реше-ш гуманитарных проблем-современности в принципиально отли-' чащяхея от предыдущих периодов условиях, о ложившихся в ре-" аультата првпятня нового законодательства о свободе совести

н религиозных сбывдинеши?»развития гласности, в том число применительно к Церкви, а такяэ пробудившегося в обществе инторооа ж православному вероучении. Воо это позволило РПЦ вотать на путь укрепления своих позиций в контекста большой свободы религиозной практики, реального права выбора мезду 'верой в атеистическими убеждениями.

В этой овязи в работе оделана попытка проанализировать ряд направлений в деятельности Церкви не только о' точка ярения политологии, г.и и о ловившихся богооловокпх представлении н .традиционных подходоа православия к роли и ыэоту РПЦ в об~ щеотвешо-политической гизнн.

В научный оборот вводится большой новый фактологический материал, характеризующий миротворческую деятельность РПЦ п ее социальное олуаение в уоловпях происходящих в Роооин и на моэдувародной арене перемен. Так, одной из примечательных особенностей анализируемого периода отало расширение возможностей освещения церковной жизни о помощью средотв массовой информации.

, Теоретической и методологической основой диссертации является научные положения, разработанные на оонове метода системного и политологического анализа', позволяющие раскрыть взаимосвязь ыедцу основополагающими концепция?«] в религиозными идеями РПЦ в ее практической деятельностью.

Краткое рассмотрение в работе исторических причин и предпосылок нынешнего возрождения Церкви содействует раскрытию ей методологических подходов, а также пониманию.современных тенденций как во внутрнцерковдой яавни, так и в социальном олужении РЩ. Так, политологический анализ избранной для исследования проблематики показывает, что Церкви прпоущп многие черты, являющиеся характерными а для других общественных институтов современной Рооови. По решению руководства РЩ была ооздана комиооия Священного Синода по изучению материалов, относящих-. ся к реабилитации репрессированных духовенотва и мвряи Церкви, которая очитает одной из своих задач опять о невинно пострадавших подозрения в ах нелояльности к Советскому государству или идеологической ддаероин. "

\\

Речь также вдет о существенном усилении воздействия православия на формирование мировоззрения в контексте стоящих перед обществом крупномасштабных задач, участии Церкви в разрешении конфликтных ситуаций и поиске путей и средств для достижения гражданского мира' и согласия. В этой сфере _ЕЩ видит свою задачу в том, чтобы посредством поддержания межконфессионального диалога содействовать преодолению возникающих 'про?-, ■ тиворечий. ;

Проблема межконфессионального общения приобретает особое значение в условиях широкой миссионерской кампании, проводимой на территории бывшего СССР представителями самых различных вероисповеданий, в том чиоле и христианских. Так, принимающая подчас форму прозелитизма пропагандистская активность западных проповедников вызывает у иерархов РЩ вполне обосно-- ванну» озабоченность, побуждая их к соответствующему противодействию, включая и законодательную облаоть.

ДИВГОГСУПГСФ ШГСРШ ДЯ<?99Шт состоит в том, что содержащиеся в вей анализ, выводы и фактический материал могут цредотавлять интерео для Министерства иностранных дел Россий-окой Федерации, оообенно для его подразделений, занимаидихоя гуманитарной проблематикой. Это относится ■ к такому важному направлению в деятельности МВД РФ, как развитие двусторонних отнощеййй Росоиа со странами СНГ, в том числе и по связанным о правами человека вопросам.

Укрепление позиций России в международных организациях оиотеыы ООН и на различных форумах неразрывно связано о гуманитарной тематикой, в том числе и ее религиозными аспектами. Поэтому данное исследование может быть использовано в ходе подготовка к мероприятиям соответствующего профиля, а также в ходе проработки и изучения позиций партнеров по переговор-пому процессу. Цроме того, обсуждение проблем религии и церковной деятельности становится важным элементом диплоыати-чеокжх бесед в отличие от периода доминирования атеиотвчео-. вой идеологи. ■ • Диссертация может также прадотавлять определенный научный интерес для Двпломатичеокой академии МВД РФ, МГИМО, МОГУ

t .других научно-исследовательских и учебных центров. Содержался в работе материалы могут быть учтены и в учебных планах 1УЗ.ЙВ системы религиозного образования, например, Свято-Тихо-ювского Православного Богословского института.

В практическом плане диссертант использогал материалы юследования в прочитанных- им лекциях иностранным студентам [ преподавателям в 1992-1993 годах по линии летних курсов ясского языка и культуры при Дипломатической академии МВД Р®.

Диссертация написана на основании широкого круга источ-шов как религиозно-богословского, так и светского характе-ia. Для осмысления и последующего анализа основ православного 1ероисповедания, применительно к теме работы, диссертант огга-18лся на библейские тексты и монографии отечественных и зару-¡енных исследователей:

Библия М., 1988; Библейская энциклопедия. М., 1990; гердяев Н. Судьба России. М., 1990; Дебольский Г. Дни Богослу-:ения Православной Восточной Церкви. С.Петербург, 1846; Клю-[евский В.0... Специальные курсы. Том 71. М., 1Й89; Лооский И.О. [стория русской философии. М., 1991; Никольский Н.М. История ' ■усской Церкви. М., 1983; Основы православной веры. Минск, , :990; Покровский М.Н. Избранные произведения. Книга I. Русская ютория с древнейших времен. М.,-1966; Прот. Александр Шиеман. (оскреоные беседа. М., 1993; Прот. Сергей Булгаков. Купина нео-[алимая. Пария, 1927; Фома Хопко. Основы православия. Шнек, 991; Русокая Дравославная Церковь: 98&-I988. М., 1988; Скркн-шков Р.Г. Святители и власть. Л., 1990; Флоровский Ф.Г. Пути lyccKojro богословия. Киев, 199Г; Бессонов М.Н. Православно в :апш дня. М., 1990; Глаголев B.C. Христианские организации и уховная жизнь общества: международные аопекты. М., 1991; Калинин В.Н. советское законодательство о свободе совести я юлигиозных организаций. М.,. 1989; Полосин B.C., Русская Пра-юславная Церковь и государство (медцународно-превовой и по-итологичеоний аспекты. I97ITIS9I гг.). Диссертация кандидата юлитичреких наук. М., 1993; PospielcvsJqr V.A. History of aaniert-Xianlnist Atheism and Soviet Antireligeous Polioiea,

19871 Christianity and. Russian Culture in Soviet Society,

Weatviow ргввв, 1390| She Orthodox Church Responds to the . Ecological Crisie. The Ecumenical Patriarchate of Conetonti' nople, 1992} Religious Resurgence and Politice in the Contei porary World. Albany» State University of New York Press, 1990. Кроме того, автором активно использовались материалы, содержащиеся в ряде зарубежных периодических изданий: joura of Eoumenioal Studies, Hew Outlook, Orthodox Life, Slavic Review, The Slbvonio and Bast European Review - И др. ,

Предает и характер исследования обусловили активное ЕС-пользование диссертантом периодических религиозных изданий, регулярно публикующих как официальные материалы РПЦ, так и статьи богословско-аналитическогс характера. В этой связи ос< doro упоминания заслуживает "Журнал Московской Патриархии", "Московские епархиальные ведомости", "Московский церковный вестник", "Официальная хроника", "Православная беседа" и "Прг вославная газета". Значительное внимание в указанных периодических изданиях уделяется международным аспектам деятельноста РПЦ п еэ участию в экуменическом движении.

В последние годы в периодической светокой печати было он бликовано значительное количество статей, поовященных деятель нооти ИЩ на современном этапе, ее проблемам и миротворческом олужению. Внимание автора работы, в частности, привлекли следующие публикации: Глаголев В. Борьба против военной опаоност и современное христианство. Международная жизнь, 1988, № I. Голубинокий Е. О значении Преподобного Сергия Радонежского £ истории монашества. MI, 1992, № 2. Елистратов И. Религиозные конфессии России призывают к миру и согласию. Известия, 1992, 25 марта. Зуев Ю. Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации советского общества. Философские науки, 1988, $ 4. Крцвелев И..Первородный грех и судьбы человечества Наука и религия, 19856. Литаврин Г., Флоря Б. Христианизация отрав Центральной, Юго-Восточной Европы и Древней Руси. 'Общественные науки, 1989, Л 2. Лихачев Д. Год Преподобного Сергия.- Наука и религия, 199?, .Я ]■• "Празднование 400-летия установления Патриаршества, на Руси. МП, 1990, & 2. Шведов В.

Слагая и политика. Международная жизнь, 1992, гё 5.

Для освещения советского периода в деятельности РПЦ ооо-5ую роль сыграла книга Л.Регельсона "Трагедия Русокой Церкви: [917-1945 гг.", а такке - публикации в отечественной периоди-се, количество которых резко возросло в 1991-1992 годах, что тотг^Зовало более тщательного их отбора. Поэтому значительное зипмание было уделено фундаментальным работам, публикациям и текциошшм курсам даких современных ученых, как М.Мчедлов, З.Глаголев, ВЛертихин, В.Пивоваров, Д.Лихачев а других. Мо-юграфлз современных отечественных ученых существенно помогли ззассертанту в плане анализа трудрв иностранных авторов, зани-лакцихся религиозно-церковной проблематикой. Так, в монографии О.Кзмелева подробно рассмотрены философские трактовка релаги-ззных проблем западными учеными.

В целях сопоставления оценок и подходов, а также рассмотрения эволюции отечественной литературы по религиозно-духовной сематике, автором изучались'отдельные работы периода превму-цественно критической направленности или Полного отрицания религии, в том числе и православия.

Исходя из темы исследования, автор активно использовал эфициалъные документы Священного Синода и выступления иерархов РПЦ.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения а двух приложений.

Во введении дается ¡обоснование предмета и цели работы, еэ актуальности, новизны результатов исследования; формулируется постановка проблем, характеризуется источники и литература, использованные при написании дисоертации.

В петозой главе - "Руоокая Православная Церкойь на этапе реформирования советского общества" - рассматривается комплекс вопрооов: роль РПЦ в укреплении международного авторитета российского гооударства, демонетизация общественной зиэнв н новое законодательство по вопросам вероисповедания, ускленке влияная Церкви в условиях проводимых реформ. Кошт этносу пониманию поторически слокившегося статуса РПЦ в российском ; ществе способствует приведенный в данной глазе краткий обзор

- О -

цроцеооа христианизация Руси, а также анализ основных этапов создания, становления и развития Церкви, ее изначально тесных связей с русским государством. ,

ро второй главе "Международная деятельность Русской Православной Церкви" дается анализ участия РПЦ в экуменическом движении, начиная с периода празднования 1000-летия Крещения Руси. Это событие придало новый импульс традиционному миротворческому служению Церкви, а также существенно содействовало дальнейшему расширению ее международных связей и контактов. Используя эти каналы, РПЦ уделила особое внимание позитивным изменениям в отношении к религии вообще и к православию в частности в нашей стране.

В этом контексте важное значение имело расширение издательской деятельности Московского Партриархата, и особенно опубликование различных материалов и книг, поовященных истории РПЦ, ее современному служению и проблемам взаимоотношений между' правоолавием и другими религиями.

В главных юбилейных мероприятиях приняли участие представители многих религиозных организаций, объединений и инослав-ных Церквей. В тот период времени значительное внимание празднованию юбилея уделила ШЕСКО, принявшая на своей сессии соответствующую резолщию.

Со овоей стороны РПЦ последовательно выступает за конст-' руктивный диалог в рамках экуменического движения, особенно во Всемирном Совете Церквей, который является по преимуществу протестантской организацией. Поэтому для Русской Церкви остается первостепенным вопроо о возможности православного свидетельства, ограниченного, по мнению ее иерархов, действующей ныне системой квот.

РПЦ поддержала мирные инициативы руководства СССР, направленные на полную ликвидацию ядерного оружия к 2000 году. Позитивно откликнулась Церковь л на советско-американский договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Походя из овоего традиционного подхода к сохранению всеобщего мира, РПЦ проповедует христианскую терпимость, положительно оценивает усилия в сфере конверсия с учетом преодоления сложных со-циальнкх последствий, связанных с сокращением громоздких и

дорогостоящих производств,' высвобождением рабочей силы и переподготовкой кадров.

Наднациональный характер православия открывает перед этой конфессией определенные возмоянооти в деле преодоления межнациональных противоречий. В этой сложной сфере возможности ЕГЩ ■ограничены ее традгционными средствами воздействия на общественное мнение и властные структуры. Поэтому Церковь стремится использовать своР, духовно-нравственный потенциал, обращаясь с призывала к противоборствующим сторонам, аппелируя к здравому смыслу и совести тех, кто реально монет повлиять на ход ос-бытай, приобретающих подчас конфликтный характер.

На этом фоне для РПЦ становится особенно важным сохранение ее единотва и преодоление разногласий с другими православными Церквами. Однако в процессе создания СНГ в указанной области возникли новые проблемы. Поэтому в центре внимания иерархов Русской Церкви было и остается выполнение ею своей миссии пастырской заботы о православных, проживающих вне исторических славянских земель. Такой подход "имеет большое значение в контексте непростых взаимоотношений мевду русскоязычным и коренным населением в прибалтийских и других государствах СНГ.

В более широком плане РПЦ выступает в роли общественной силы,- способной позитивно воздействовать на общественную атмосферу в целом. При этом Церковь опирается на овои собственные структуры, стремясь к постоянному совершенствованию приходской яизни. Тем самым обеспечивается и повышение уровня социального служения православных организаций, их внимательное отношение к неофитам, сталкивающимся со значительными затруднениями в процессе усвоения христианских моральных установлений, освоения обрада и порядка богослужения.

В связи о тем, ч»о РПЦ получила определенный доступ к деятельности СМИ, расширились ее возможности обращения к мао- . совой аудитории, включая атеистов. Таким образом преьосдавная идеология становится важным фактором .духовной аязни общества, находящегося в поиске новых или ранее утраченных ценностей.

В третьей главе И1"'Ш1 и гуманитарные проблемы эпохи IТ-ТР'1 автор стремился осветить проблемы, от решения которых завися*

выбор пути по многим направлениям развития общества в России. Особое внимание уделено соотношению между хриотианокими критериями нравственности и научно-техническим прогреооом, оказывающим воеобъемлнцее воздействие на все стороны человеческого бытия, включая сферу международных отношений. Дело в том, что правоолавие, как и другие конфессии, постоянно испытывает на себе воздействие НТР. Поэтому Церковь в своем земном служении не остается в стороне от происходящих в жизни человечества изменений, являющихся следствием научно-технического прогресса, особенно в социально-психологической сфере.

Концептуальная основа церковного подхода к этим сложным явлениям заключается в том, что сами по себе изобретения и открытия не являются злом, но нельзя упускать из вида негативные аспекты их практического применения. Иными словами такие технические средства, как.телевидение, могут и должны, по мнению иерархов РПЦ, служить во благо человеку, поэтому Церковь интересуе'т в первую очередь содержательная сторона их деятельности. Последняя должка содействовать нравственному и духовному воспитанию лвдей, восстановлению добрых традиций в православного уклада жизни. Именно поэтому РПЦ, не противопоставляя религию науке, последовательно отстаивает приоритет нравственных императивов.

В условиях сложной экологической ситуации в России Православная Церковь придает большое значение объединению всех сил в обществе, выступающих с позиции охраны окружащей среды, рационального использования природных ресурсов в хозяйстве) ной в производственной областях. При этом Церковь руководствуется концепцией православных ценностей и оообого меота, отведенного Творцом человеку. Исходя из этого, РЩ участвует в экуменическом движении и других международных форумах, занимающихся экологической проблематикой. В данной области Церковь также опирается на приоритет духовного базиса, считая отправной точкой покаяние в неправедно содеянном. Русская Церковь располагает определенным потенциалом воздействия на общественное мнение в деле улучшения экологической обстановки в

России, а также совершенствовании сотрудничества в этой сфере со странами СНГ а другими государствами посредством межкон-феоснонального диалога. Этим вопросам в диссертации уделено значительное внимание.

РПЦ отдает себе отчет в необходимрсти восстановления и дальнейшего развития системы духовного, просвещения и образования. Испытывая в этом вопросе существенные финансовые, организационные и кадровые затруднения, Церковь выступает за взаимодействие религиозного и светского гуманитарного образования, усиление влияния христианской педагогики с использованием ее воспитательного опыта, опирающегося на православные ценности н религиозное мироощущение. Наряду с этим РПЦ постоянно уделяет внимание, подготовке своих собственных кадров преподавателей, способных к участию в приходской жизни, что в свою очередь содействует их сближению с учащимися, а также более глубокому пониманию задач духовного образования и.воспитания мо- ' лодежи; Поэтому важное значение имеет открытие новых'учебных заведений системы духовного образования, а также привлечение к работе в них светских преподавателей из числа исповедующих православную религию. В этих- условиях Церковь повышает требовательность не только к преподавательскому составу, но и са- ' мим учащимся, регулируя их отбор на основе соблюдения сложившихся требований и обязательных условий поступления. Это связано о тем, что повышение интереса в обществе к религиозно-духовной проблематике обусловило значительный приток в церковные учебные заведения не только молодежи, но и людей, получивших ранее еветское высшее образование по самым различным специальностям. Такие абитуриенты испытывают потребность в повышении своего общеобразовательного .уровня, восполнении пробелов в знании истории, богословия и других предметов, остававшихся вне'программы вузов даже гуманитарного профиля.

Таким образом, РПЦ проявляет, себя в качестве влиятельной социальной силы и в сфере просвещения, внося позитивный -вклад в решение задач преобразования общественной жизни в России.

Анализу непосредственного учаотия Церкви в решении гуманитарных проблем современности я их международным аспектам уделено главное внимание в заключительной главе диссертации.

В заключении диссертант подводит итоги проведенному анализу, а также делает следующие выводы, вынооимые на защиту:

- вступление РПЦ во второе тысячелетие ее служения ознаменовалось празднованием 1000-летия Крещения Руси, ставшим крупным- политическим событием международного масштаба. Проведенные в связи о этим юбилеем мероприятия содействовали повышению авторитета и престижа Русской Церкви как в России, так и на международном уровне. Укрепились позиции РПЦ в экумени-чеоком движении; ^ . • ,

- следуя своей многовековой традиции, РПЦ продолжает сво] миротворческую'деятельность, которая обрела новые особенности в овязи о распадом СССР и образованием СНГ. Используя сбои традиционные, возможности духовно-нравственного воздйествия, Церковь прилагает усилия к урегулированию межэтнических противоречий, выртупает, о позиции урегулирования конфликтных ситуаций политическими оредствами, последовательно расширяет межконфессиональный диалог о учетом многонационального состава наоелония России и того факта, что за ее пределами проживает значительное число -православных;

. - участие представителей Церкви в различных международные форумах и организациях объективно содействует решению задач, стоящих перед российской дипломатией в условиях новой расстановки оил э мире. Поэтому представляется необходимым для российских дипломатов знание религиозной проблематики как важного аопекта внутриполитической обстановки в России, а также для успешного проведения переговоров по гуманитарным вопросам;

- РПЦ не противопоставляет религию науке, оценивая науч-яо-техничоокиз достижения с точки зрения христианские критериев яравственноотн и практического применения результатов НТТ

. на благо человечества. Церковь придает первостепенное значе- -.низ содержательной стороне деятельности оредотв массовой информация; '

-Русская Церковь не остается в стороне от экологической 1роблематшси, ее представители принимают участие в международных форумах по проблемам окружающей среды. Используя овои эпробированше средства, РПЦ отрешится оказывать поддержку эбщественно-Политическим движениям, Еыступапцим за рачитель-зое использование природных реоурсов России и улучшение эко-ааЬическрй обстановки в отрано. При этом Церковь "опирается за богословская концепцию экологии духа, п, следовательно, эоознание православными именно такого вооприятия природных ^рловий жизни человечества. Тем самым закладывается основа гкологического просвещения, опирающегося на внутреннюю убежденность индивидуума в необходимости бережного отношения к. зрироде;

- в плане оказания позитивного влияния на общественность а расширения собственных возмогностей такой .активности РПЦ проводит значительную работу по совершенствованию в развисни оиотемы духовного образования. При этом Церковь выотупа-эт за оотрудничеотво ыеяду церковными и светскими учебными заведениями гуманитарного профиля; :

- усиление влияния РПЦ на 'этапе, проводимых в Ророии преобразований обусловлено определенными историческими причинами. Так, в последние годы оложилиоь благоприятные условия да расширения и возрождения традиционного служения РПЦ на качественно новом уровн^. Э^а тенденция проявилась, прежде зсего, в условиях демократизация общественной жизни как в Зывшем СССР, так а в Родоии, и получила свое дальнейшее раз-зитие в связи о принятием нового законодательства по вопро-зам вероисповедания, восстановлением материальной базы Перга! а повышением интереса зна<штелышх олоев насадандя я фавоолавню. После длительного периода васадденая кзосового атеизма российские граждане обрела право выбора между религиозными и атеистическими убеждениями. РПЦ выступает э рода ¡оциального института, потребность в котором на исчезла, ив-шотря на продолжительный период обрумиБзихся на Церковь гонений.

Ооновные направления диссертация нашли овоо отраавнь следующих публикациях автора;

1. Лукин С.Г. "Цроцеоо возрождения Руоской Цравоолав Церкви в конце 80-х - начале 90-х годов XX века; проблемы и противоречия" (учебное поообие, Дипломатическая академн М., 1991. - I п.л.).

2. Лукин С.Г. "Русская Православная Церковь в процес отруктурной трансформации Евразии" (отатья, опубликованная в оборнике научной информации Дипломатической академии Щ .РФ, Ы.,1993. - 0.5 п.л.).

ПОДПИСАНО В ПЕЧАТЬ"^— I г.

ЗАКАЗ № X. ,ТИРАЖ/Д?>«ОБ'ЕМ. . ПЛ.

ОТПЕЧАТАНО В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИК М5ЩГФ