автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Русские сказки Удмуртии

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шуклина, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Русские сказки Удмуртии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шуклина, Татьяна Александровна

Введение.

Глава I. Сказочный репертуар Удмуртии в контексте развития региональной фольклористики.

1.1. Публикации и архивные материалы конца XIX - начала

XX веков как фольклорное наследие современной науки.

1.2. Изучение русского фольклора Удмуртии во второй половине XX века и аспекты исследования локальной сказочной традиции.

Глава II. Эволюция локальной сказочной традиции.

2.1. Структурно-семантическая трансформация сюжетного состава.

2.2. Эволюция бытовых сюжетов в современном репертуаре.

2.3. Архаические мотивы и образы как специфика локальной традиции.

2.4. Структурные и стилистические изменения в поэтике современных сказок.

Глава III. Межэтнические отношения в локальной сказочной традиции.

3.1. Этнокультурное взаимодействие в сказочном репертуаре Удмуртии.

3.2. Типологические аналогии в русской и удмуртской сказочной традиции XX века.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Шуклина, Татьяна Александровна

Актуальность темы

Российская фольклористика во второй половине XX века обратилась к изучению русского фольклора отдаленных от центра регионов - Сибири, Забайкалья, Урала, Поволжья, Юго-Запада и Северо-Запада, имеющих географическую, социально-экономическую и культурно-историческую специфику. Результаты и перспективы региональных исследований были отражены в многочисленных текстовых и научных публикациях 60 - 80-х годов и стали стимулом к изучению русского фольклора в Прикамье и на Урале, в национальных республиках Волго-Вятского региона.

Важным аспектом изучения региональных традиций и современного состояния русского фольклора стала проблема его функционирования в полиэтнической среде, актуальная и для фольклористики Удмуртии. Многовековое проживание русских и удмуртов на одной территории, до 1921 года составлявшей Глазовский и Сарапульский уезды Вятской губернии, обусловило разнообразные формы этнокультурного взаимодействия в фольклорных традициях местного населения. Эта специфика локального фольклорного репертуара была отмечена в конце XIX века авторами первых публикаций (Б. Г. Гавриловым, Н. Г. Первухиным, Г. Е. Верещагиным, Г. Н. Потаниным) и в начале XX века - Д. К. Зелениным. Разнообразное влияние русской этнокультуры на удмуртскую фольклорную традицию было исследовано в работах ученых Удмуртии 40 - 60-х годов XX века.

Русский фольклор Удмуртии стал объектом научного изучения в начале 70-х годов, когда начался сбор современного репертуара, его систематизация и исследование. В 80-90-е годы продолжалось формирование эмпирической базы, появились научные публикации и текстовые сборники, подготовленные А. Г. Татаринцевым [1977, 1990], Т. А. Шуклиной [1999], С. В. Стародубцевой [1999, 2001], Э. А. Тамаркиной [2001]. В настоящее время стало возможным приступить к исследованию отдельных жанров, среди которых особое место занимает сказка.

Необходимость и перспективность регионального изучения русской сказки в различных аспектах (генезис, локальные традиции, межэтническое взаимодействие, современное бытование) не раз отмечались в работах отечественных фольклористов, исследовавших функционирование русского фольклора в Сибири (Т. Г. Леонова, Р. П. Матвеева, Е. И. Шастина), в Прибалтике (А. Ф. Белоусов, Т. С. Макашина), в Поволжье (Л. Г. Бараг, К. Е. Корепова, В. Н. Морохин, Т. А. Золотова, М. П. Шустов), в Прикамье (И. А. Мохирев, И. В. Зырянов, В. А. Поздеев, И. А. Подюков, К. Э. Шумов). В изданных текстовых сборниках были отражены региональный репертуар и специфика современного бытования сказки. В работах Э. В. Померанцевой, посвященных проблеме межэтнического взаимодействия в прозаических жанрах народов Поволжья, был определен критерий исследования локальной сказочной традиции в полиэтнической среде: «Изучение сказки одного народа невозможно вне сопоставления ее со сказками других народов» [Померанцева 1980: 299].

Целью данной работы является исследование закономерностей развития и специфики сказочной традиции в русском фольклоре Удмуртии. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Комплексный анализ русского сказочного репертуара, записанного на территории Удмуртии за 100 лет - от фольклорного наследия XIX века до полевых материалов конца XX века.

2. Исследование генетических и типологических связей русских сказок Удмуртии с общерусским и удмуртским сказочным репертуаром путем сравнительного и структурного анализа.

3. Анализ и обобщение основных тенденций развития жанра сказки в XX веке и его локальной специфики в русском фольклоре Удмуртии.

Методология и методика исследования

Для реализации поставленных задач из комплекса методов современной фольклористики прежде всего использовались сравнительно-исторический подход в сочетании с ретроспективным анализом, историко-типологический и структурно-типологический методы исследования. Функциональный и текстологический аспекты исследования локальной сказочной традиции реализованы с учетом экспедиционно-полевого метода и метода «включенного наблюдения». Ареал бытования русской сказочной традиции ограничен территорией современной Удмуртии.

Теоретической базой исследования стали научные работы российских фольклористов XX века: Д. К. Зеленина, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, В. П. Аникина, Н. В. Новикова, Э. В. Померанцевой, Б. Н. Путилова, Л. Г. Барага, К. Е. Кореповой, К. В. Чистова, Ю. И. Юдина и др.

Осмыслению автором специфики локальной сказочной традиции способствовали научные исследования фольклористов и этнографов Удмуртии: Г. Е. Верещагина, Н. П. Кралиной, Д. А. Яшина, П. К. Поздеева, В. Е. Владыкина, Э. А. Тамаркиной, А. Г. Татаринцева, Т. Г. Владыкиной, Л. С. Христолюбовой, Г. Н. Шушаковой, С. В. Стародубцевой. Были изучены и учтены результаты региональных исследований бытования русской сказки в Поволжье и Прикамье.

Источниками исследования являются: 1) текстовые и научные публикации удмуртских фольклористов и этнографов конца XIX - начала XX веков; 2) коллекция русских сказок Г. Е. Верещагина из научно-отраслевого архива УИИЯЛ УрО РАН; 3) сборники русских и удмуртских сказок XX века; 4) русские сказки фольклорного фонда ГГПИ им. В. Г. Короленко, записанные в 70-90-е годы XX в. на территории современной Удмуртии; 5) личный архив автора, собранный в процессе полевых экспедиций и исследований в 1976 - 2001 годах.

Степень изученности проблемы и научная новизна исследования

Научное изучение русского фольклора Удмуртии началось в 70-е годы с обобщения результатов фольклорных экспедиций и стационарных наблюдений над бытованием современного репертуара. Систематизация полевых материалов привела к созданию архивных фондов в Удмуртском институте истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, Удмуртском государственном университете и Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко. Сотрудничество фольклористов, планомерное проведение семинаров и конференций, обмен опытом в организации экспедиций и систематизации материалов - все это обеспечило возможность многоаспектного исследования современного репертуара и издания ряда текстовых сборников. Первый сборник «Русский фольклор Удмуртии», составленный профессором А. Г. Татаринцевым на основе материалов фольклорного фонда ГГПИ им. В. Г. Короленко, был издан в Ижевске в 1977 году. В нем впервые были опубликованы образцы календарных (10 текстов) и свадебных обрядов (30), сказок (6) и детского фольклора (27). Значительнее других жанров были представлены лирические песни (127) и частушки (252 текста). Второе издание одноименного сборника в 1990 году было дополнено большим количеством новых текстов и включало уже 21 сказку, а также 156 песен, 439 частушек. В 90-е годы научный интерес фольклористов Удмуртии вызвали прежде всего песенные жанры, исследованию которых были посвящены монографические работы Э. А. Тамаркиной «Романсовая лирика Удмуртии» [Ижевск, 2001] и С. В. Стародубцевой «Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья» [Ижевск, 2001]. В конце 90-х годов по инициативе УИИЯЛ УрО РАН началось издание серии «Русский фольклор Удмуртии», первыми выпусками которой были сборник песен

Ох, роспечальное мое сердечко.» [Стародубцева 1999] и сборник сказок [Шуклина 1999].

Локальная сказочная традиция не была еще предметом специального научного исследования. В региональной фольклористике она представлена текстовым сборником «Сказки: По материалам фольклорного фонда ГГПИ им. В. Г. Короленко» [Ижевск, 1999], включающим 100 сказок современного репертуара, и публикациями автора по отдельным вопросам ее специфики и бытования.

В данной работе впервые представлен комплексный анализ локального русского сказочного репертуара в контексте его эволюции в XX веке и взаимодействия с удмуртской этнокультурной традицией. Диссертационное исследование локальной сказочной традиции необходимо для объективной картины бытования русского фольклора в Удмуртии как одного из полиэтнических регионов России. Выявление закономерностей эволюции сказки позволит реконструировать одну из важных сторон духовной жизни современного населения республики, которое в условиях бытового и фольклорного билингвизма владеет общим сказочным репертуаром. Результаты исследования русской сказочной традиции в Удмуртии могут быть использованы фольклористами России (и Волго-Вятского региона в частности) для сопоставительного анализа этнокультурных процессов в других областях и регионах.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Результаты исследования региональной сказочной традиции являются вкладом в современную фольклористику, решающую проблему издания Свода русского фольклора и картографирования его отдельных жанров, ведущим из которых традиционно является сказка. Наблюдения и выводы настоящей диссертации могут стать аргументами в дискуссионных вопросах современного сказковедения.

Практическая значимость исследования очевидна в аспекте регионального компонента традиционной народной культуры, изучаемой в школах и вузах Удмуртии. Использование результатов исследования в школьной и вузовской практике отражено в опубликованных автором методических пособиях и программах.

Основные положения и результаты данной работы использовались автором в преподавании курса устного народного творчества в Глазов ском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко, в сельских и городских школах Удмуртии. Автором опубликовано 14 научных и методических работ, связанных с темой диссертации, подготовлен и издан сборник, включающий 100 сказок из материалов фольклорного фонда ГГПИ им. В. Г. Короленко.

Отдельные аспекты диссертационного исследования были представлены в форме докладов на научных конференциях в Ижевске (1989, 1993, 2001), Нижнем Новгороде (1990), Сыктывкаре (1991), Санкт-Петербурге (1995), Кирове (1996), Перми (1998), Глазове (1994, 1995, 1997, 1998-2001).

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 215 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русские сказки Удмуртии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ареальное изучение национального фольклора является одной из основных задач российской фольклористики второй половины XX века. Произведенное в диссертации исследование локальной специфики и эволюционных процессов жанра сказки в русском фольклоре Удмуртии отражает определенный этап регионального изучения бытования русского фольклора в полиэтнической среде. В научный оборот впервые был включен большой пласт архивных и полевых материалов, характеризующих русскую сказочную традицию Удмуртии. Корпус исследованных источников значителен по объему (около 1500 текстов) и хронологическим параметрам (с 80-х годов XIX века до конца XX века).

Результаты изучения специфики и эволюции жанра русской сказки в локальной фольклорной традиции дают основания для подведения итогов и определения перспективы дальнейшего научного исследования.

1. Комплексный анализ сказочного репертуара, зафиксированного на территории современной Удмуртии с конца XIX века до конца XX века, показал, что ареальное бытование русской сказки характеризуется большим разнообразием сюжетов (более 80) и высокой степенью вариативности.

Научные публикации и архивы первых исследователей локальной сказочной традиции (Г. Е. Верещагин, Д. К. Зеленин и др.) отражали состояние жанра на рубеже Х1Х-ХХ веков и обеспечили возможность исследовать эволюционные процессы, происходившие в бытовании и поэтике русской сказки в XX веке. Материалы полевых исследований, научные и текстовые публикации конца XX века фольклористов Удмуртии свидетельствуют о тематическом и жанровом разнообразии современного сказочного репертуара Удмуртии, отражающего специфику бытования русской сказки в полиэтническом пространстве.

Ретроспективный анализ источников локальной сказочной традиции рубежа XIX - XX веков и обобщение результатов собирательской работы 70-90-х гг. XX века, осуществленные в первой главе диссертации, убеждают в целесообразности научного исследования специфики и эволюции локального сказочного репертуара, в котором не только сохранились сюжеты и мотивы традиции XIX века, но появились новые по форме и содержанию сказки. Общая оценка сюжетного состава локального репертуара подтверждает убеждение одного из ведущих российских фольклористов XX века:«Сюжетное разнообразие является важным показателем богатства сказочной традиции того или иного народа» [Новиков 1974: 23].

2. Анализ и обобщение основных тенденций развития жанра сказки в XX веке отражены в содержании второй главы диссертационного исследования. В целом они позволяют утверждать, что эволюционные процессы, происходившие в локальной сказочной традиции, отражали общие закономерности бытования традиционного фольклора в XX веке и жанра сказки в частности. Сопоставительный анализ источников показал, что к концу XX века значительно изменился сюжетный состав сказочного репертуара: бытовые и новеллистические сюжеты стали преобладать над традиционными волшебными сказками и в современном репертуаре стали составлять около 70% (от общего количества сказочных текстов в Фольклорном фонде ГГПИ им. В. Г. Короленко в записях 70-90-х гг. XX века). Изменение сюжетного состава обусловлено целым комплексом социокультурных причин, характеризующих бытование традиционного фольклора в XX веке. Сопоставление современного сказочного репертуара Удмуртии с текстовыми сборниками Прикамья и Поволжья конца XX века убеждает в общих закономерностях изменений сюжетного состава сказок Волго-Вятского региона.

3. Анализ условий бытования русской сказки в XX веке в локальной традиции подтверждает принципиальные положения монографического исследования Э. В. Померанцевой «Судьбы русской сказки»: Связь сказки с действительностью чрезвычайно многообразна. Она может быть «первичной», т. е. определять генезис сказки как жанра, вызвать к жизни тот или иной сюжет, образ, мотив, или же «вторичной», т.е. определить дальнейшее изменение сказки, ее жизнь в веках, ее исторические судьбы [Померанцева 1965:10]. Разнообразные структурно-семантические изменения характеризуют бытование архаических сюжетов и мотивов, представленных в современном репертуаре большим количеством вариантов.

4. Важнейшей причиной семантических изменений сюжетов и образов следует считать демифологизацию фольклорного сознания информантов. Семантические трансформации современных вариантов архаических сюжетов («медведь на липовой ноге», «мальчик и ведьма», «благодарные животные» и др.) и мотивов («чудеснорожденный ребенок», «чудесная дудочка», «горох до неба» и др.) обусловлены именно этой, качественно новой чертой исполнителей в восприятии и объяснении сказочной фантастики.

Демифологизация как причина эволюционных структурно-семантических изменений присуща не только бытованию сказки, но и жанрам несказочной прозы, современных преданий и быличек. Подобное явление наблюдается, например, в бытовании русского фольклора Карелии: На позднем этапе .мифологические по происхождению и фантастические по внешним признакам элементы подвергаются вполне закономерной демифологизации, уступая различного рода реалиям [Криничная 1987: 11].

Из традиционных средств изображения сказочного героя стабильным остается использование гиперболы в качестве основополагающего принципа изображения героя не только в волшебных (Иван Медвежье Ушко, Иван Златоусый и др.), но и в бытовых и новеллистических сказках (батрак, солдат, гонимая девушка и др.)

Переход архаических по происхождению сюжетов в разряд бытовых сказок происходит за счет переосмысления и пародирования их древних мифологических и тотемистических представлений в современном фольклорном сознании. Современное функционирование сказок о глупцах, о ленивых и неверных женах, о конфликтах социальных и нравственных антагонистов ярко отражает народную смеховую культуру и является живой традицией бытования сюжетов и образов, зафиксированных еще в конце XIX века. В сказках о чудеснорожденных детях, составляющих основу современного детского сказочного репертуара, к концу XX века также произошла значительная структурно-семантическая трансформация архаических мотивов, которые, не утратив генетической связи с мифологией, тотемизмом и магией, изменились в соответствии с детской психологией и мировосприятием.

5. Состояние подвижности локальных вариантов ряда распространенных сюжетов ( «победитель змея», «три царства», «мачеха и падчерица» и др.) свидетельствует о значительных структурных изменениях, происходивших в поэтике волшебных сказок под влиянием внутрижанрового взаимодействия и внешних условий бытования.

Современные варианты отражают значительную эволюцию мотивов и образов, характерных для данных сюжетов в локальном репертуаре конца XIX - начала XX веков и представленных в сказочных коллекциях Г. Е. Верещагина и Д. К. Зеленина. В них значительно сократилось количество использованных мотивов (с 4-6 до 2-3), стала утрачиваться традиционная система повторов, модернизировались мотивировки действий героев, изменилась трактовка отдельных образов. Героем-змееборцем стал русский Иван или смелый солдат. Родовая вражда мачехи и падчерицы сменилась противопоставлением нравственных качеств доброй и трудолюбивой сироты эгоизму и жадности мачехи или ее дочери.

6. Современное бытование сказок испытывает новые, надконтактные формы передачи информации о сюжетном составе и поэтике русской сказки. В репертуаре информантов молодого (до 30 лет) и среднего ( до 50-55 лет) возраста представлены пересказы кинофильмов и литературных текстов, связанные с новыми формами фольклоризма культуры XX века, обращавшейся к жанру сказки чаще, чем к другим жанрам традиционного фольклора. Значительное влияние на образную систему и стилистику современных народных сказок оказывает книжная (литературная) традиция, постепенно вытесняющая традиционную формульность и диалектную орнаментацию локальной сказочной традиции.

7. Функционирование русских сказок в Удмуртии имеет определенные закономерности, связанные с полиэтническим составом населения ареала его бытования. В результате длительного исторического развития каждого народа (прежде всего, удмуртов и русских) сложился свой национальный репертуар, не изолированный от проникновения в него иноэтнических элементов. Функционирование русского языка как средства межнационального общения, устная природа восприятия и передачи фольклорной традиции в период ее активного бытования обусловили трансформацию русских текстов в удмуртской культуре, отразившуюся в первых публикациях удмуртских сказок. Анализ источников локальной традиции рубежа XIX-XX веков показал, что еще в конце XIX века русские сказки вошли в обиход удмуртской этнокультуры в полном или частично освоенном виде.

К концу XX века межэтническое взаимодействие русской и удмуртской сказочных традиций привело к формированию общего фонда сюжетов, составляющих основу современного локального репертуара, известного как русским, так и удмуртским знатокам сказок. Следует отметить, что явления фольклорного билингвизма наблюдаются не только в бытовании сказки, но и в песенной и даже обрядовой традициях современного фольклора Удмуртии.

Проблема межэтнического взаимодействия в бытовании жанра сказки, освещенная в третьей главе диссертации, еще недостаточно изучена, но в целом обеспечена аналитическим материалом и является перспективной и актуальной для дальнейших исследований ученых Удмуртии.

8. Бытование русской сказки - особое этнокультурное явление в фольклорной традиции Волго-Вятского региона. Обобщая исследования этнических функций устной прозы, представленной в фольклорном репертуаре национальных республик Поволжья в 60-70-е годы XX века, Э. В. Померанцева писала: «Национальный фольклор собран и исследован в этих республиках более тщательно, чем русский» [Померанцева 1979: 103].

Изучение русского фольклора Удмуртии в те годы только начиналось, но результаты первых научных экспедиций дали основания предположить наличие богатой, исторически сложившейся сказочной традиции [Татаринцев, Шуклина 1979: 95-98]. Обращение к фольклорному наследию Г. Е. Верещагина и Д. К. Зеленина, исследование отдельных фольклорных «заповедников» (ряда русских сел Удмуртии), сравнение результатов собирательской работы ГГПИ с другими вузами и научными институтами Волго-Вятского региона, создание фольклорного фонда с записями современного репертуара, подготовка и издание текстовых сборников — все это предшествовало обобщению многолетнего изучения специфики и эволюции локальной сказочной традиции. Комплексное исследование русской сказочной традиции Удмуртии, представленное в данной работе, корректирует отставание локальных исследований русского фольклора от более значительных результатов и достижений удмуртских фольклористов и этнографов второй половины XX века. Оно является продолжением исследований русского фольклора Удмуртии, открытых фольклористами старшего поколения - Эрной Васильевной Померанцевой и Александром Григорьевичем Татаринцевым, завещавшими своим ученикам «пока не поздно, найти, записать, сохранить и использовать все до единого произведения фольклора, каждое из которых имеет не меньшее значение, чем произведения, создаваемые профессионалами» [РФУ 1990: 23].

9. Изучение современного бытования сказки как ведущего жанра традиционного фольклора ставит перед исследователем комплекс проблем. Об этом предупреждал один из самых авторитетных ученых России XX века Владимир Яковлевич Пропп: «Вопрос о бытовании сказки - не просто этнографический или литературный, это весьма сложный вопрос, большая теоретическая проблема» [Пропп 1984: 322]. В своих концептуальных трудах - «Морфология сказки» (1928), «Исторические корни волшебной сказки»(1946), цикле статей «Фольклор и действительность)^ 1976), посмертно вышедшей монографии «Русская сказка»(1984) - он дал импульс к развитию многих направлений в отечественном сказковедении. Обнаруженные им закономерности развития жанра сказки в прошлом и перспективы ее эволюции в будущем подтверждаются результатами собирательской работы и научных исследований. Экспедиционные материалы 70-90-х гг. XX века демонстрируют специфику функционирования традиционной сказки в кардинально изменившихся социокультурных условиях бытования. Сказка адаптируется к новым условиям бытования, изменяется ее проблематика и стилистика, трансформируются образы и мотивы. На рубеже XX -XXI веков бытование сказки - постепенно угасающая, но реально существующая фольклорная традиция, заслуживающая научного изучения. Предсказания ее разрушения, исчезновения еще в начале XX века оказались преждевременными: «Продуктивный период развития жанра закончился давно. Средневековье уже не дало новых сказочных сюжетов. Но последующая жизнь сказочных сюжетов оказалась исключительно долгой, и, может быть, сказка как классическое наследие будет жить, пока живо человечество. Залог тому -вечные идеалы сказки» [Корепова 1992: 9].

В настоящее время восстанавливается понимание фольклорного наследия как целостной культурной системы. Важной задачей является раскрытие природы и специфики фольклора как особенного, неповторимого феномена культуры, связанного с необратимым ходом истории человечества и цивилизации, и на основе такого понимания - осмысление общекультурной специфики фольклорного наследия.

10. Перспективы дальнейшего изучения жанра русской сказки как важного компонента традиционной народной культуры Удмуртии очевидны. Многие аспекты ее исследования не были отражены в данной работе, сосредоточенной на проблеме локальной специфики и эволюционного развития в XX веке. Фольклорное наследие первых фольклористов и этнографов, созданный в 70-90-е годы текстовой фонд, научные статьи и монографии фольклористов конца XX века - все это обеспечивает возможность исследования проблем ее генезиса, сходства и различия с региональными традициями Урала, Прикамья и Поволжья, межэтнического и межжанрового взаимодействия, исторических традиций и специфики современного бытования. Комплексный характер региональных исследований традиционной народной культуры требует коллективных усилий всех представителей современной науки, причастных к ее изучению. Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН в 1999 году открыл издание серии «Русский фольклор Удмуртии», которое уже обеспечило возможность вовлечь в научный оборот исследования и текстовые материалы, посвященные песенной [Стародубцева 1999, 2001] и сказочной традиции [Шуклина 1999]. Планирование изданий текстовых и научных сборников, отражающих современный репертуар русского населения Удмуртии, - показатель общественного и научного значения собирательской и исследовательской работы фольклористов, этнографов и краеведов республики, изучающих эту часть духовного наследия и современной культуры Удмуртии.

 

Список научной литературыШуклина, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Азадовский 1958 Азадовский М. К. История русской фольклористики: В 2-х т. М., 1958. Т. 1-477 с.

2. Азадовский 1963 Азадовский М. К. История русской фольклористики: В 2-х т. М., 1963 . Т.2 - 364 с.

3. Андриевский 1880 Андриевский А. Краткий очерк истории Вятского края до открытия в нем наместничества И Столетие Вятской губернии 1780-1880: Сб. материалов к истории Вятского края. Вятка, 1880. Т. 1. С. 51-83.

4. Аникин 1984 Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1984. - 176 с.

5. Аникин 1985 Аникин В. П. Принципы жанрово - тематической классификации и архивной систематизации сказок // Русский фольклор: Полевые исследования / ИР ЛИ. Л., 1985. Т.23. С. 181-188.

6. Аникин 1996 Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 1996.-320 с.

7. Афанасьев 1984 Народные руссские сказки: В 3-х т./ Изд.подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. М., Наука, 1984. Т. I - III.

8. Баландин 1988 Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике: Ф. И. Буслаев. М., 1988. - 224 с.

9. Бараг 1966 Бараг Л. Г. О взаимодействии русской и нерусской сказочной традиции в современных условиях // Современный русский фольклор. М„ 1966. С. 169-186.

10. Бараг 1969 Бараг Л. Г. Восточнославянские сказки, их взаимосвязи и национальное своеобразие // Эпические жанры устного народного творчества. Уфа, 1969. С. 18-24.

11. Бараг 1975 Бараг Л. Г. Этническое и межэтническое в сказочном эпосе восточнославянских народов//Проблемы фольклора. М., 1975. С.212-220.

12. Бараг 1988 Бараг Л. Г. Состояние восточнославянской устной сказочной традиции и современные народные сказочники // Традиции и современность в фольклоре / Отв. ред. В. К. Соколова. М., 1988. С. 18-29.

13. Бахтина 1974 Бахтина В. А. Пространственные представления в волшебной сказке // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. С. 84-91.

14. Бахтина 1975 Бахтина В. А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. М„ 1975. С.157-163.

15. Вавилова 1984 Вавилова М. А. Русская бытовая сказка: Учебн. пособие к спецкурсу. Вологда, 1984. - 78 с.

16. Ванюшев 1978 Ванюш ев В. М. К вопросу о национальном и интернациональном в литературах Поволжья // Внутренние и межнациональные связи удмуртской литературы и фольклора. Ижевск, 1978. С. 16-30.

17. Ванюшев 1995 Ванюшев В. М. Творческое наследие Г. Е. Верещагина в контексте национальных литератур У рало-Поволжья: Монография. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 1995. - 296 с.

18. Ведерникова 1975 Ведерникова Н. М. Русская народная сказка. М., 1975.- 134 с.

19. Верещагин, арх- Верещагин Г. Е. Очерки русских Вятско-Прикамского края: Дело № 611 Научно-отраслевого архива УИИЯЛ УрО РАН.

20. Верещагин 1995 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1: Вотяки Сосновского края / Отв. за вып. Никитина Г. А. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. - 260 с. - (Памятники культуры).

21. Верещагин 1996 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии /Отв. за выпуск Христолюбо-ва Л. С. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. - 204 с. - (Памятники культуры).

22. Верещагин 1998 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. В. М. Ванюшева. Т. 3: Этнографические очерки. Кн.1 / Отв. за вып. Шкляев Г. К. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 1998. - 311 с. - (Памятники культуры).

23. Верещагин 2000 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6т./ Под ред. В. М. Ванюшева. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 2. Вып. 1 / отв. за вып. Шкляев Г. К. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 2000. - 251 с. (Памятники культуры).

24. Верещагин 2001 Верещагин Г. Е. /Собр. соч. в 6 т./ Под ред. В. М. Ванюшева. Т. 3: Очерки русских Вятско-Прикамского края. Кн.2. Вып. 2 / Отв. за вып. Шкляев Г. К. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. - 256 с. (Памятники культуры).

25. Веселовский 1989 Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И. К. Горского; Сост. и коммент. В. В. Мочаловой. М., 1989. - 406 с.

26. Владыкин 1976 Владыкин В. Е. Проблемы этнокультурного сотрудничества с народами Поволжья // 200 лет удмуртской письменности. Ижевск, 1976. С. 62-68.

27. Владыкин 1977 Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. Ижевск, 1977. - 160 с.

28. Владыкин 1994 Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, Удмуртия, 1994. - 382 с.

29. Владыкин 1994 Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, Удмуртия, 1994. - 382 с.

30. Владыкина 1997 Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики: Монография. Ижевск, 1997. - 356 с.

31. Власова 1981 Власова 3. И. Русский фольклор в иноязычной среде // Русский фольклор: Поэтика русского фольклора. Л., 1981. Т.21 С. 190-198.

32. Власова 1984 Власова 3. И. О принципах публикации современных песенных записей // Русский фольклор: Полевые исследования / ИР ЛИ. Л., 1984. Т. 22. С. 107-120.

33. Восточнославянский фольклор: Слов. науч. и нар. терминологии / Ред-кол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. Минск, 1993. 478 с.

34. Вятские песни 1974 Вятские песни, сказки, легенды: Произв. нар. творчества Киров, обл., собранные в 1957-1973 гг./ Сост., авт. предисл. и примеч. И. А. Мохирев, С. Л. Браз. Горький, 1974. - 214 с.

35. Вятские сказки 1995 Вятские сказки / Изд. подг. В. А. Бердинских. Киров, 1995. - 72 с.

36. Вятский фольклор 1996 Вятский фольклор. Мифология./ Изд. подг. А. А. Иванова Вятский региональный центр русской культуры. Киров, 1996. - 119 с.

37. Гаврилов 1880 Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880. - 188 с.

38. Гацак 1975 Гацак В. М. Сказочник и его текст. ( К развитию экспериментального направления в фольклористике) // Проблемы фольклора. М., 1975. С. 44-53

39. Гацак 1988 Гацак В. М. Фольклор и общество. Новые взаимоотношения на исходе XX столетия // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюзной научно-практической конференции: В 2 ч. М., 1988,.ч. 1.С. 5-12.

40. Гацак 1993 Гацак В. М. Переход славянских этических песен в неславянский этноязык и поэтико-стилевую среду // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1993. С. 260-265.

41. Гацак 1997 Гацак В. М. Текстологическое постижение многомерности фольклора//Совремеиная текстология: Теория и практика. М., 1997. С.103-112.

42. Головин 1993 Головин В. В. Фольклор русских в иноэтническом окружении // Русская культура: Традиции и современность. СПб., 1993. С.31-100.

43. Горелов 1975 Горелов А. А. Развитие национальностей и фольклорный процесс // Фольклористика Российской Федерации. Л: Наука, 1975. С.9-27.

44. Гришкина 1994 Гришкина М. В. Удмурты: Этюды из истории IX -XIX вв. Ижевск, 1994. - 168 с.

45. Гусев 1993 Гусев В. Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993. - 340 с.

46. Дмитриева 1988 Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М., 1988. - 236 с.

47. Дмитриева 1993 Дмитриева С. И. Русско-финно-угорские связи (по материалам северно-русского фольклора) // Русский фольклор: Межэтнические фольклорные связи /ИРЛИ. СПб, 1993. Т. 27. С.136-147.

48. Елеонская 1994 Елеонская Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов / Сост. ивступ. ст. Л. Н. Виноградовой. М., 1994. - 272 с.

49. Емельянов 1978 Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. М., 1978. - 205 с.

50. Емичев 1836 Емичев А. И. Мифология вотяков и черемис //Современник , 1836, т. II, с. 180-186.

51. Ермаков 1978 Ермаков Ф. К. Традиции русской литературы и фольклора в творчестве Г. Е. Верещагина // Внутренние и межнациональные связи удмуртской литературы и фольклора. Ижевск, 1978. С. 83-89.

52. Жанр сказки в фольклоре народа коми. Сыктывкар, 1992. 117 с.

53. Жирмунский 1967 Жирмунский В. М. К вопросу о международных сказочных сюжетах // Историко-филологические исследования / Сб. статей к 70-летию акад. Н. И. Конрада. М., 1967. С.336-343

54. Жирмунский 1979 Жирмунский В. М. Сравнительно-историческое изучение фольклора // Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979. С. 185-191

55. Зеленин 1914 Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д. К. Зеленина // Записки РГО. Т.41. Пг, 1914. - 655 с. (Переиздание: Спб, 1997.)

56. Зеленин 1915 Великорусские сказки Вятской губернии. С приложением шести вотяцких сказок. Сборник Д. К. Зеленина // Записки РГО. Т. 42. Пг., 1915.-640 с.

57. Зеленин 1991 Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991,- 468 с.

58. Зеленин 1994 Зеленин Д. К. Новые веяния в народной поэзии // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг. М.,1994. 400 с.

59. Зеленин 1995 Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки / В ступ, статья Н. И. Толстого; подгот. текста, комментарий, указатель Е. Е. Левкиевской. М.,1995,-432 с.

60. Золотова 2000 Золотова Т., Иванова Л., Болыпова Н. Современное состояние традиционного фольклора русских Республики Марий Эл: Монография. Йошкар-Ола, МарГУ, 2000. - 96 с.

61. Зуева 1976 Зуева Т. В. Сюжет «Чудесные дети» как типологическое явление и самобытная сказка восточных славян // Проблемы преподавания и изучения русского народно-поэтического творчества. М., 1976. Вып.З. С.45-66.

62. Зуева 1977 Зуева Т. В. Образы и структурные типы волшебной сказки «Чудесные дети» в традиционной версии восточных славян // Проблемы изучения русского устного народного творчества / Труды МОПИ им. Н. К. Крупской. М„ 1977, Вып.4. С. 3-30.

63. Зуева 1978 Зуева А. С. Сказочный эпос и становление романного жанра // Внутренние и межнациональные связи удмуртской литературы и фольклора. Ижевск, 1978. С.30-46.

64. Зуева 1993 Зуева Т. В. Волшебная сказка. М., 1993. - 178 с.

65. Иванова 1995 Иванова А. А. Вятский фольклор: Народный календарь. Котельнич, 1995. - 166 с.

66. Иванова 1998 Иванова А. А. Проблемы h перспективы изучения русской традиционной культуры в Волго-Вятском регионе // Русские в Средне-Волжском полиэтническом регионе: Мат. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 1998. С. 45-47.

67. Иванова 1993 Иванова Т. Г. Русская фольклористика начала XX в. в биографических очерках: Е.В. Аничков, A.B. Марков, Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. Д. Григорьев, В.Н. Андерсон, Д.К. Зеленин, Н.Е. Ончуков, О.Э. Оза-ровская. Спб., 1993. - 204 с.

68. Иванова 1991- Иванова Т.Г. Специфика фольклорной текстологии // Русский фольклор: Проблемы текстологии фольклора. JI., 1991.Т. 26. С. 5-21.

69. Ивонин 1973 Ивонин Ю. М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. Ижевск, 1973. - 72 с.

70. Каргин 1993 Каргин А. С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. М., 1993. - 164 с.

71. Каргин 1997 Каргин А. С. Народная художественная культура. Учебное пособие. М., 1997. - 288 с.

72. Кербелите 1980 Кербелите Б. П. Методика описания структуры и смысла сказок и некоторые ее возможности // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика. М., 1980. С. 48-100.

73. Кербелите 1984 Кербелите Б. П. Сюжетный тип волшебной сказки // Фольклор - 1984. Образ и поэтическое слово в контексте. М., 1984. С. 203-250.

74. Кербелите 1991- Кербелите Б. П. Историческое развитие структур и семантики сказок. Вильнюс, 1991.- 380 с.

75. Корепова 1978 Корепова К. Е. Волшебные сказки с образом чудесного супруга: К проблеме изучения истории сюжетов // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1978. С.З -17.

76. Корепова 1984 Корепова К. Е. Изучение истории сказочных сюжетов и некоторые проблемы текстологии // Вопросы сюжета и композиции / Меж-вуз. сб. Горький, 1984. С.4-14.

77. Корепова 1999 Корепова К. Е. Русская лубочная сказка. Нижний Новгород, 1999. - 244 с.

78. Короленко 1976 Короленко В. Г. История моего современника: В 2-х т. М„ 1976.-Т. I.-320 с.

79. Костюхин 1993 Костюхин Е. А. Сказки и типология культурных контактов // Русский фольклор: Межэтнические фольклорные связи / ИР ЛИ. СПб., 1993. Т. 27. С.3-13.

80. Кралина 1960 Кралина Н. П. Сто сказок удмуртского народа / Сост. Н. П. Кралина. Ижевск, 1960. - 310 с.

81. Кралина 1971- Кралина Н. П. Русско-удмуртские связи и их отражение в фольклоре удмуртов // Фольклор и литература Урала: Материалы научной конференции: Тез. докл. Пермь, 1971. Т.90. С.34-36.

82. Кралина 1976 Кралина Н. П. Сокровенное слово удмуртского народа // Удмуртские народные сказки: 2-е изд., доп. / Сост. и перевод Крали-нойН. П. Ижевск, 1976. С.3-18.

83. Лазутин 1989 Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. по-соб. для вузов. М„ 1989. - 208 с.

84. Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, 1985. 111 с.

85. Луппов 1958 Луппов П. Н. Документы по истории Удмуртии XV -XVII веков. Ижевск, 1958,- 419 с.

86. Луппов 1999 Луппов П. Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до конца XIX в./Отв. за вып. ГришкинаМВ. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 1999. - 390 с. (Памятники культуры. Памятники исторической мысли).

87. Макаров 1992 Макаров Л. Д. Некоторые проблемы славянской колонизации бассейна р. Вятки // Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья: Сб. ст. / Отв. ред. В. А. Кананин. Ижевск, 1992. С. 44-51.

88. Макаров 1995 Макаров Л. Д. Славяно-русское заселение бассейна р. Вятки и исторические судьбы удмуртов Вятской земли в XII - XVI вв. // Материалы по истории Удмуртии (с древнейших времен и до середины XIX в.): Сб. ст. Ижевск, 1995. С. 80-107.

89. Макаров 1996 Макаров Л. Д. Русское население Удмуртии в период средневековья (по данным археологии) // Исторический факультет: история, современное состояние и перспективы. Ижевск, 1996. С. 99-101.

90. Макаров 1997 Макаров Л. Д. Этапы взаимодействия финно-угорской и русской культур // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития: Материалы междунар. науч. конф.: В 2 ч. Глазов, 1997. Ч.П. С. 73-77.

91. Макашина 1979 Макашина Т. С. Фольклор и обряды русского населения Латгалии. М., 1979. - 159 с.

92. Максимов 1871 Максимов С. В. Вотяки // Лесная глушь: Картины народного быта. СПб., 1871. Т. I. С. 223-265.

93. Матвеева 1987 Матвеева Р. П. Собирание русского фольклора в Сибири // Русский фольклор: Полевые исследования./ИРЛИ. Л., 1984. Т. 21. С. 61-67.

94. Межэтнические связи фольклора и народная культура Вятского края: Сб. мат. III науч.- практ. конф. Киров, 1997. 76 с. (Вятский родник. Вып. 4).

95. Мелетинский 1958 Мелетинский Е. М. Герои волшебной сказки: происхождение образа. М., 1958. - 263 с.

96. Мелетинский 1969 Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки//Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969. С. 134-166.

97. Мелетинский 1976 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976 - 406 с.

98. Мелетинский 1990 Мелетинский Е. М. Новеллистическая сказка и сказка-анекдот как фольклорные жанры // Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. С. 32-49.

99. Мелетинский 1995 Мелентинский Е. М. Малые формы фольклора и проблемы жанровой эволюции в устной традиции // Малые формы фольклора. Сборник ст. памяти Г. Л. Пермякова, / Сост. Т. Н. Свешникова. М., 1995. С325-Ш.

100. Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: История и современность: Тез. докл. науч. конф., посвященной 70-летию проф. А. И. Лазарева. Челябинск, 1998. 124 с.

101. Микушев 1985 Микушев А. К. Русский фольклор в иноязычной среде: проблема освоения иноязычной фольклорной традиции // Русский фольклор: Полевые исследования. Л., 1985. Т. 23. С. 33-51.

102. Миловидов 1979 Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. М., 1979.- 126 с.

103. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост., коммент. О. А. Черепановой. Спб.: 1996. 386 с.

104. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. П. Зиновьева, комментарий, научный аппарат В. П. Зиновьева и др. Новосибирск, 1987. 400 с.

105. Мифологический словарь 1991 Мифологический словарь / Гл. ред.Е. М. Мелетинский. М. Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

106. Мифы 1980 Мифы народов мира: Энциклопедия / В 2-х томах / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1980. Т. I - 672 с. Т. II - 720 с.

107. Морохин 1984 Морохин В. Н. Волшебные сказки в автономных республиках Поволжья: По материалам фольклорных экспедиций 60-х и 70-х гг. // Фольклор народов РСФСР / Межвуз. науч. сб. Уфа, 1984. С. 141-146.

108. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3-х т. / Изд. подг. Л. Г.Бараг и Н. В. Новиков. М., 1984 Т. 1-3.

109. Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия: Тез. междунар. науч. конф. к 70-летию Д. М. Селиванова. М., 1998. 128 с.

110. Нижегородские легенды 1998 Нижегородские христианские легенды / Сост., вст. статья и комментарий Ю. М. Шеваренковой. Нижний Новгород, 1998. - 168 с.

111. Нижегородские сказки 1992 Нижегородские сказки / Сост. Н.В. Моро-хин. Нижний Новгород, 1992. - 184 с.

112. Никитин 1861 Никитин А. К. Рассказы о вотяках.//Сын Отечества. СПб., 1861, № 43, с. 1281-1285; № 44, с. 1309- 1319; № 45, с. 1351-1354.

113. Новик 1975 Новик Е. С. Система персонажей русской волшебной сказки //Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С. 65-72.

114. Новиков 1974, I Новиков Н. В. К проблеме сказочного сборника // Проблемы текстологического изучения фольклора. М.-Л., 1986. С.72-76.

115. Новиков 1974, II Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. - 256 с.

116. Новиков 1979 Новиков Н. В. К художественной специфике восточнославянской волшебной сказки (начальные и заключительные формулы) // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 1979. С. 18-46.

117. Ореховая веточка: Русские народные сказки, записанные в с. Русский Саре Пермской области. Пермь, 1999. 132 с.

118. Осокин 1856 Осокин Н. Народный быт в северо-восточной России // Современник, 1856. № 9, Смесь, с. 57-89., № 11 Смесь. С. 29-40. № 12 Смесь. С. 179-214.

119. Отражение межэтнических процессов в устной прозе. Сб. статей / Отв. ред. Э. В. Померанцева. М., 1979. 173 с.

120. Первухин 1889 Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1889. Эскиз IV.

121. Перевозчикова 1983 Перевозчикова Т. Г. = Владыкина Т. Г. Проблемы исследования удмуртского фольклора в межнациональном контексте // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 38-43.

122. Пермские сказки 2000 Пермские сказки: Современный фольклор Прикамья / Сост. И. А. Подюков. Пермь, 2000. - 70 с.

123. Пименов 1977 Пименов В. В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. Л., 1977. - 262 с.

124. Поздеев 1997 Поздеев В. А. Традиционное и современное бытование вятского фольклора и его межэтнические связи // Межэтнические связи фольклора и народная культура Вятского края: Сб. мат. 3-й науч.-практ. конф. Киров, 1997. С. 3-6.

125. Поздеева 1997 Поздеева И. В. Русское старообрядчество как объект комплексного гуманитарного исследования // Традиционная народная культура населения Урала: Материалы международной науч.-практ. конф. Пермь, 1997. С. 41-43.

126. Полухина 1996 Полухина А. Н. Проблемы взаимовлияния традиционных культур славян и финно-угров Волго-Камья в процессе развития этносов // Вестник УдГУ. 1996. № 5. С. 85-87.

127. Померанцева 1963 Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963. - 123 с.

128. Померанцева 1965 Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки. М., 1965,- 146 с.

129. Померанцева 1975 Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фолькоре. М., 1975. - 192 с.

130. Померанцева 1975 Померанцева Э. В. Соотношение эстетической и информативной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора М., 1975. С. 75-81.

131. Померанцева 1976 Померанцева Э. В. Фольклорный репертуар одного села//Русский фольклор / ИРЛИ. Л., 1976. Т. 16. С.236-249.

132. Померанцева 1980 Померанцева Э. В. Русские сказки Удмуртии // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. МД980. С. 299-310.

133. Померанцева 1985 Померанцева Э. В. Русская устная проза / Сост. В. Г. Смолицкий. М., 1985. - 272 с.

134. Померанцева 1988 Померанцева Э. В. Писатели и сказочники / Сост. В. Г. Смолицкий. М., 1988. - 360 с.

135. Потанин 1882 Потанин Г. Н. У вотяков Елабужского уезда // Изв. ИОАИЭ Казань, 1882. Т.З: 1880-1882. - 46 с.

136. Пропп 1969 Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969,- 168 с.

137. Пропп 1976 Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избран, статьи. М., 1976. -326 с.

138. Пропп 1984 Пропп В. Я. Русская сказка / Отв. ред. К. В. Чистов, В. И. Еремина. Л., ЛГУ, 1984. - 334 с.

139. Пропп 1986 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - 3-е изд. Л., ЛГУ, 1986. - 365 с.

140. Путилов 1975 Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В. Я.Проппа (1895-1970). М. 1975. С. 141-155.

141. Путилов 1975 Путилов Б. Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора // Проблемы фольклора. М., Наука, 1975. С. 12-21.

142. Путцов 1976 Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976. - 280 с.

143. Путилов 1983 Путилов Б. Н. Эпический мир и эпический язык // История, культура, этнография и фольклор славянских народов; IX Международный съезд славистов: Докл. советской делегации. М., 1983. С.170-184.

144. Путилов 1994 Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. Спб, 1994,- 380 с.

145. Разумова 1993 Разумова И. А. Сказка и быличка: Мифологический персонаж в системе жанра. Петрозаводск, 1993. - 62 с.

146. Романсовая лирика Удмуртии. Вып. I /Редактор-составитель Э. А.Тамаркина. Ижевск, Уд ГУ. 2001. 856 с.

147. Русская бытовая сказка /Сост. В. С. Бахтин. JL, 1987. 510 с.

148. Русская волшебная сказка: Антология / Сост., вступ. ст., коммент. К. Е. Кореповой. М„ 1992. 525 с.

149. Русская литература и фольклор / Конец XIX в. / ИР ЛИ. Л., 1987. 367 с.

150. Русская сатирическая сказка /Сост., вступ. ст. и примеч. Д. Молдавского. Л., 1979. 287 с.

151. Русские в Средне-Волжском полиэтническом регионе: Мат.науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 1998. 182 с.

152. Русские народные бытовые сказки Сибири /Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Соболевой. Новосибирск, 1985. 254 с.

153. Русские народные сатирические сказки Сибири / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Соболевой. Новосибирск, 1981. 285 с.

154. Русские народные сказители /Сост., вступ. ст., вводные тексты и комментарии Т. Г. Ивановой. М., 1989. 464 с.

155. Русские писатели об Удмуртии: XVIII начало XX вв. /Сост., предисл., коммент . П. К. Поздеева. Ижевск, 1978. - 160 с.

156. Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX в. /Сост., вступ. ст. и коммент. Н. В. Новикова. М.- Л., 1961 396 с.

157. Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI-XVIII вв.) /Вступ. статья, подготовка текста и комментарий Н. В. Новикова. JI.,1971. 380 с.

158. Русский фольклор в инокультурном окружении: Сб. науч. тр. /Сост. Т. С.Шенталинская. М., 1995. 184 с. (Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып.6).

159. Русский фольклор в иноэтнической среде: Изучение и собирание / ИМЛИ: ВНМЦ РУРФ /Отв. за вып. С. Г. Айвазян. М., 1991. -31с.

160. Русский фольклор в Литве / Иссл. и публ. Н. Митропольской. Вильнюс, 1975. 148 с.

161. Русский фольклор Сибири. Исследования и материалы. Новосибирск, 1981.-191 с.

162. РФУ 1990-Русский фольклор Удмуртии / Сост., предисл., вступит, ст. к разделам, примечания А. Г. Татаринцева. Ижевск, 1990. 368 с.

163. РФУ 1977 Русский фольклор Удмуртии: Песни. Сказки. Частушки/ Сост., вст. статья и примечания А. Г. Татаринцева. Ижевск, 1977. - 224 с.

164. Савченко 1914 Савченко С. В. Русская народная сказка: История собирания и изучения. Киев, 1914. - 543 с.

165. Сказки Ленинградской обл. 1992 Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области, записанные В. Бахтиным. Л., 1982. - 230 с.

166. Сказки 1999 Сказки: По материалам фольклорного фонда ГГПИ им. В. Г. Короленко /Сост. Шуклина Т. А. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. - 105 с. - (Русский фольклор Удмуртии).

167. Смирнов 1974 Смирнов Ю. Г. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции. М., 1974. - 264 с.

168. Соболев al 984 Соболева Н. В. Типология и локальная специфика русских сатирических сказок Сибири. Новосибирск, 1984. - 172 с.

169. СУС 1979 Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка /Сост.: Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников и др. Л.,1979. - 436 с.

170. Стародубцева 1995 Стародубцева С. В. Русский песенный фольклор Удмуртии // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: История и современность: Тезисы междунар. научн. конф. Глазов, 1995. С. 93-95.

171. Стародубцева 1999 Стародубцева С. В. «Ой, роспечальное мое сердечко.» (Песни из репертуара Натальи Власовой). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. - 226с. - (Русский фольклор Удмуртии).

172. Стародубцева 2001 Стародубцева С. В. Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья. Монография /Отв. ред. Владыкина Т. Г. Ижевск, 2001.-421 с.

173. Старообрядческий мир 2001 Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения /Материалы научн. конф. Пермь, 2001. - 480 с.

174. Тамаркина 1967 Тамаркина Э. А. О русском фольклоре Удмуртии: (По записям Г. Е. Верещагина в Сарапульском уезде Вятской губернии // Вопросы русской и зарубежной литературы: История и методика преподавания. Ижевск, 1967. С. 142-155.

175. Тамаркина 1971 Тамаркина Э. А. К вопросу о местном своеобразии народного лирического репертуара Удмуртии (на материалах конца XIX начала XX вв.) // Фольклор и литература Урала: Материалы науч. конф.: Тез. докладов. Пермь, 1971. Т. 90. С. 29-31.

176. Тамаркина 1978 Тамаркина Э. А. Собиратель русского фольклора Удмуртии // Внутренние и межнациональные связи удмуртской литературы и фольклора. Ижевск, 1978. С.113-120.

177. Татаринцев 1979 Татаринцев А. Г., Крапивина Т. А.= ШуклинаТ. А. Фольклор пос. Кузьма Кезского района Удмуртской АССР И Проблемы изучения русского устного народного творчества. Вып. 6. М., 1979. С. 90-100.

178. Татаринцев 1983 Татаринцев А. Г. Фольклор русского населения Удмуртии //П. И. Чайковский и Урал. Ижевск, 1983.С.65-75.

179. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980. 344 с.

180. Толстой 1995 Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. - 436 с. - (Традиционная духовная культура славян /Современные исследования).

181. Травина 1978 Травина И. К. Русские народные песни родины П. И. Чайковского М., 1978. - 200 с.

182. Тудоровская 1973 Тудоровская Е. А. О структуре волшебной сказки II Русский фольклор/ИР ЛИ. Л., 1973. Т. 13. С. 148-159.

183. Тудоровская 1977 Тудоровская Е. А. Задачи работы над волшебной сказкой для Свода русского фольклора // Русский фольклор/ ИР ЛИ. Л., 1977. Т. 17. С. 59-74.

184. Удмурты 1993 Удмурты: Историко-этнографические очерки / Научный ред. д-р ист. наук В. В. Пименов. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН. 1993. -392 с.

185. Фольклор 1999 Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования//Отв. ред. В. А. Бахтина, В. М. Гацак. М., 1991. - 386 с.

186. Фольклор Прибалтики 1976 Фольклор русского населения Прибалтики / Авторы-составители А. Ф. Белоусов, Т. С. Макашина, Н. К. Митропольская . М., 1976.-244 с.

187. ФФ ГГПИ Фольклорный фонд ГГПИ им. В. Г. Короленко: Записи русских сказок на территории Удмуртии за 1970 - 2000 гг.

188. Чагин 1991 Чагин Г. Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX вв. Пермь, 1991. - 188 с.

189. Чистов 1986 Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л., 1986. - 304 с.

190. Шастина 1978 Шастина Е. И. К вопросу о новых принципах изображения сказочного мира современным сказочником // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1978. С. 28-36.

191. Шкляев 1998 Шкляев Г. К. Межэтнические отношения в Удмуртии: Опыт историко-психологического анализа: Монография. Ижевск, УИИЯЛ УрОРАН, 1998.-213 с.

192. Шуклина 1994 Шуклина Т. А. Популярные сказочные сюжеты в русском фольклоре Удмуртии // Вестник Удмуртского университета 1994. Вып. 7. С. 69-73.

193. Ну клина 1995 Шуклина Т. А., Пасынкова О. Л. Мифологические образы в русском и удмуртском фольклоре // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: История и современность/ Материалы междунар. науч. конф. Глазов, 1995. С. 60-64.

194. Шуклина 1996 Шуклина Т. А. Размышления В. Г. Короленко о быте, религиозных и мифологических представлениях жителей «лесной глуши» // Короленковские чтения. Тезисы докл. науч.-практич. конф. Глазов, 1996. С.35-37.

195. Шуклина 1996 Шуклина Т. А. Сопоставительный анализ русских и удмуртских сказок как опыт реализации новой школьной программы // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики / Вторые Есиповские чтения. Глазов, 1996. С. 90-92.

196. Шуклина 1997 Шуклина Т. А. Христианские мотивы в русском фольклоре Удмуртии // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития/ Материалы междунар. науч. конф.: В 2 ч. Глазов, 1997. Ч. 1. С. 43-44.

197. Шуклина 1997 Шуклина Т. А. Эволюция жанра бытовой сказки в русском фольклоре Удмуртии//Вятский родник. Вып.4. Киров, 1997. С. 11-15.

198. Шуклина 1999 Шуклина Т. А. О русской сказке подробно и с любовью //Педагогический вестник. Серия: Литература. Глазов, 1999. С. 3-6.

199. Шуклина 1981 Шуклина Т. А. О собирании и изучении русского фольклора в ГТПИ им. В. Г. Короленко. // Русский фольклор: Полевые исследования/ ИРЛИ. Л., 1981. Т.22. С. 156-157.

200. Шуклина 2000 Шуклина Т. А. Методическое наследие Г. Татаринцева //Проблемы школьного и дошкольного образования. Глазов, 2000. С. 12-13.

201. Шумилов 1999 Шумилов Е. Ф. Старообрядцы Удмуртии // Этнокультурная история Среднего Урала XVI - XX вв. Екатеринбург, 1999. С. 124-132

202. Шустов 1997 Шустов М. П. Русско-удмуртские фольклорные связи в жанре загадки // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития: Материалы международной науч. конф.: В 2 ч. Глазов, 1997. 4.1. С. 48-51

203. Шустов 1998 Сказки нижегородских сказителей: Учеб. пособие / Сост. М. П. Шустов. Нижний Новгород, 1998. - 144 с.

204. Шушакова 1998 Шушакова Г. Н. Удмуртская волшебная сказка: Монография (В 2-х частях) Ижевск, 1999. Ч. I - 78 е., Ч. II - 84 с.

205. Эммаусский 1996 Эммаусский А. В. История Вятского края в XII -середине XIX вв. Киров, 1996. - 210 с.

206. ЭЗВ 1998 Энциклопедия земли Вятской. Т.8. Этнография. Фольклор. -Киров, 1998. - 640 с.

207. Этнонациональные доминанты в культуре и искусстве народов Урало-Поволжья : Сб.статей/ Отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 2001. 152 с.

208. Юдин 1976 Юдин Ю. И. Русская народная бытовая сказка и история // Русский фольклор / ИРЛИ. Л., 1976. Т. 16. С. 152-172.

209. Юдин 1977 Юдин Ю. И. О группировке и издании сказок в своде русского фольклора // Русский Фольклор: Проблемы Свода русского фольклора. /ИРЛИ. Л., 1977. Т. 17. С. 45-58.179

210. Юдин 1978 Юдин Ю. И. Роль и место мифологических представлений в русских бытовых сказках о хозяине и работнике // Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978. С. 16-38.

211. Юдин 1979 Юдин Ю. И. Типология героев бытовой сказки // Русский фольклор: Вопросы теории фольклора / РТР ЛИ. Л., 1979. Т. 19. С. 49-63.

212. Юдин 1981 Юдин Ю. И. Историческое и доисторическое в русских бытовых сказках о супругах // Русский фольклор: Фольклор и историческая действительность / ИРЛИ. Л., 1981. Т. 20. С.22-34.

213. Яшин 1965 Яшин Д. А. Удмуртская народная сказка. Ижевск, 1965. -134 с.