автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Секуляризация духовной культуры народов северного Кавказа в условиях строительства социализма, 1920-1930 гг.

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Рамазанов, Магомед Рамазанович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Секуляризация духовной культуры народов северного Кавказа в условиях строительства социализма, 1920-1930 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Секуляризация духовной культуры народов северного Кавказа в условиях строительства социализма, 1920-1930 гг."

Министерство внсаего я среднего специального образования УзССР

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамена государственный университет им .В .И »Ленина

Н6 йрайах рукопясй

РА.МАЗАН0В Магомед Рамаэедбвич

СЩЛЯРйШШ ДУХОВНОЙ ШЬТШ НАРОДОВ СЕВЕШОГС КАВКАЗА В УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА

(Х920-1930 гг.)

09,00.06 - научный атеизм, рвяягшг (история и современность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент - 1991

Рабом внаолша и государственном

уншаронв** ¿«»КХхетагураьа,'

Научный руководитель I 9&а»ияфвдреЙ фшеефли ОШ, доктор

фиювефвш наук, нрофеееор

Официальные оппоИен*ы* доктор философских наук, нре$йевер,

ааслу*енкай деятель науки УэСО^ А.А*АР7ЫКоа

кандидат фШюсофокй* наук, доцент . ДАШ ИД»

Ведущее учреждение КайардИйй~&ш карский государственный

уймаереатст» кафедра философия

Защйта еоо*битсв ......1991 г. в 145*0 часе

на заседании специализированного совета Д067.0^.0РГ по защит« диссертаций на соисканяё ученой етеяени доктора наук а ТвМЛв! спо« Государственйом университете им,В.ИЛенина (700000,г.Тш кант»ул.Энгельса» 60а. ауд.308),

С Диссертацией можйб ознакомиться в научной сЗи&шотекё унлверолтета (Вузгородок),

& *

ОтёКМ на автореферат Просим направлять ученому секретаре савцеойвта (700095, г «Ташкент, Вузгородок, ТашГУ, кафедра ибторй* 1 творим религии и атеизма).

Автореферат разослан 1991 Гф

Ученый секретарь специализированного совета

ализированного совета, //¿г/, ¿¿Р

доцент ^Р^У ЭГамбердИев И .У.

дщя шАКТшашл ДШЮРТШИ.

АШШШЬ 1Ш ЙШШЕЖ« Коренное обновление совет-эго айщвотва в уадоййях перестроим и сщ яерзетроЯка ойивст« ацого сознавая шов йечнмикя овгодвя йаэ восстановления того ювного потенмавд ¡шни народа, имевшего место ищ адзня i ?твльнс1Ртй tí,ИДеянна, но рмь^шторо коррозией дегуадвиза-» духовное?» времен ¿штата й часто« годов, вкдвчая «

)<5оду oopeqfH,

Рааадзащя курса Кою*уннешвввой яарткй * содетскаго гоеу-тш ш пвреетрдйку еоиййльво^э^онвадчеекйй i дутейяой «паве тнн, а ттнз т оЯдоменв§ гуманного дшкратлчветюго «ншв» т ойуштла?» в звачитвльной мере душной врвлоет * «нем евштвлшвтк, нвучяо-ттощшвттвмгд щ атвшячв«

1Г9 ЦИровОЗЗрвШ* «шей, 808 <ku?0& ОДфОШ ЩННИИвНЯВ* ?РУД*"

m r уцревлвшю яере^ройяо* » авщввтэднюм ешммиш, АШМИЙЯ! И6&Ш01ИНШ1 #00696» «МДОРКММОЙ ДУХОВЛО«

fcTjrpH народов Озя.Кшша В условия* спкзягш>ства соод/алва« вбъяоняетоя еовдуудаоетя) оле душах роойрадагвий* во-цервнх, данная дрдблвма рока еще цадоетаточио всадэдовава «временной научцо^втемотйческой литература, о урозощ. рваннй этой проблеме в условиях ресдуйлдк Северного Казяада цока оо-тся низкцм, т,н, на проблему секуляризация духовной яизкя гор-наиболее отрицательное влияние оказала какандво-едаинистраг-иая рнотемв времен двктата в застоя}

во-вторчх, корвнннм оеддам лдщой цреЗлвми о» двдофвдхя жных пройдам, hóq вва впервые пролиамт вяау на иногоалойный ь еввуляряваода яухрввой жизав горски* народов, пройдещщй в трагический период насильственно! кодлвктивяцащи, »ковоми-кой и культурной отсталости, сохранения оотатко» гштриархаль~ о быта и традиции ислама^

в-третьих, выявление механизма процесса секуляряэаИдя в тот кный период имеет немалое теоретическое и практическое вваче-сегодня, связанное с требованиями перестройки атеистической эти среди населения Северного Кавказа и Союза в целом в оветв активных указаний;

в-четвертых, актуальность данной проблемы определяется социально-политическими требованиями современного втапа раэв! тел нашего общества, выраженными в понятии активизации челов< чесиого фактора в процессе обновления и развития свободы сов* сти я гуманизации духовной культуры народов страны ;

в-пятых, на базе формирования мвжнационачьных семей, и< следование может дать материал для борьбы против проявлений j лигиозности прошлого в семейнь!х отношениях;

в-шестых, исследование позволит раскрыть механизм ослабления религиозной веры, устранений ее источников в условиях демократизации и гласности всех прав граждан, в том числе и свободнойвести.

Наконец, актуальность проблемы секуляризации духовной культуры народов определяется решавшим влиянием перестройки на верующих, на их религиозное сознание, наполненное сегодня новым мышлением, объединения всех сил верующих и атеистов по пути восстановления демократических и гуманных идеалов социализма.

fiienga» ,ваэра0ртад«<?ети чрдбдамн. В основе диссертации лежат марксистско-ленинские теоретические положения о социаль ной роли я негативной сущности религии, о неизбежности ее отмирания по мере возрастания сознательности и интернационально го содружества трудящихся, о необходимости систематического, целенаправленного атеистического воспитания масс на всех этапах строительства социализма.

Большой вклад в дело абиотического и интернационального Воспитания трудящихся внесли н труды ученых Северного Кавказа в Совэа в целом. В научных трудах М.В.Вагабова, А.Л.Абдусамед ва,А.А.Артыкова, Л.П.Климовича, В.З.Мавлютова, Т.С.Саидбаева С.М.Гаджиева, А.Б.Аксентьева, В.Н.Василова, Х.л.Бокова, М.Ы, Мустафинова, В.С.Семенова, О.С.Меликова, Л.А.^акатова, К.М.Жукова, К.ЕЛмитрука, Л.Р.Шахсаидова, Н.А.Аширова и др. Труды этих исламоведов приведены в "Списке использованной литературы"* В них проанализированы критический основы а нормы исла\«а дается научно-критический анализ догматики ислама, исследуют-сы пути искоренения религиозных пережитков. В них авторы за-

рагивают вопросы традиционного распространится ислама, рас»- ■' рнтил его социальной сущности, отрицательного влияния его а духовную жизнь и быт людей в условиях социализма, а также гождесталения национального с религиозные, дальнейшему воз-артаниэ роли научного атеизма и атеистического воспитания рудящихся.

Но несмотря на многообразие проблем, разбираемых в этих зс-ледованиях, работа секуляризации духовной культуры народа ■:. эверного Кавказа в них специально не рассмотрена и еще не )лучила должного исследования и освещения.

Разработка проблем секуляризации духовной культуры не- ж: )ходаиа потоиу.что в ней содержатся ряд малоизученных и псядих дальнейшей разработки вопросов и концепций. ' а

Хотя среди перечисленных трудов, монографий имеется в "иш. ¡ежные с нашей темой диссертации, надо учесть,что она отли-.с>4 1втся от них по теме и содержанию. Например, такие труда, [алогичные моему диссертационному, труду, как " Ислам на Са- . фном Кавказе" А.В.Аксантьева, "Антинаучность идеи о тозде-•ве национального и религиозного" М.М.Мустафинова, "Развитие тсовной кутьтуры трудятся Чечено-Ингушетии" Х.Бокова,"И<>~ ¿1, верущий, современность" И.А.Макатова, "Ислам и семья" В.Вагабова, "Распространение ислама в Дагестане" Л.Р.Шахса~ ,ова, ".¡граль ислама" Б.Х.Цавкилова, "Происхождение ислама . его реакционная сущность" Г.Ибрагимова и другие, хотя а ест много общего с нашим трудом, в них отсутствует анализ критика тех проблем, перегибов и заскоков в атеиатическом сштании трудящихся, имевших место в период коллективизации застоя не только в национальных автономиях Северного Кавка-пп , но и по всему Союзу. А в настоящей диссертации впервые »•; -тории атеистического движения в СССР комплексно обобщается научно-критически анализируется практика командно-админист-тивннх методов, внедренная партийными организациями Север- _ го Кавказа в борьбе с религиозной идеологией, подчеркивая как грубое нарушение ленинского декрета "О свободе совести" этступление от ленинских принципов отношения к религии».

церкви я нёрущил, а уздхе векулйриэшши духовной культуры не родов» '

Цёлк_и задачи иаелалошш, Цель иваяедошшы - раскрыть аиачекяе нрацвеса секуляризации духовной культуры народов Северного Кавказа, вшшить особенности оекулнрйаашш и отрицательное ьдййнме на нее шшшстраманы* мёр борьбы с рёлигио ной идеологией, ймойшлх место в период нвля§ктмв»шшш и застой t разработать практические мероиршвя, наиравчёмда на преодоление религиозности народов Сеьёрнога Кавказа, оаирййсь на результаты социологических исследований, проведенных соискателем it другими исследователями в республиках Северного Кав хазавыявить форш проявления пережитков прошлого ь сознании я быту, раскрыть их связь о другими негативными явлениями,еще дапшши о себе анать в социалистическом обществе, проанализировать причини их живучести.

Реализация поставленной целя предполагает решение следу» дях задач:

- раскрыть социально-экономические и культурные предпосыл к* к связанными с ними пагубные последствия секуляризации ду ховаой культуры народов Северного Кавказа времен диктата и за стоя}

- выявить аначеняе ленинских декретов "О свободе совестя" "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" для раав* тяя я секуляризация духовной культуры народов в условиях стро ятельства социализма;

- выяснять объективные условия я субъективные факторы се кулярязадай духовной жизня лвдей, проходившей в Северном Кав к. ае в сложных условиях дяквядацяя безграмотности, экономикесхо я культурной отсталости горного края;

- определять роль ликбезов, культпоходов, женотделов в ликвидации аеграмотностя населения, в особенности женщин-гор«' box;

- вскрыть причины сохранения религиозности в республиках Северного Кавказа я указать пути их преодоления;

- выявить роль я значение перестройки в обновления общества в восстановления ленинской концепции овободы совестя в свете решений ШШ съезда КПСС.

Мдтрлологичвская основа цроб^емц. Методологической осно-эй исследования явились труды классиков маркслзгла-ленинизма з проблемам философии, научного атеизма, .ларкскстского рели-юведения, где аналиэиру-угся основные теоретические положения социальной сущности религии» как составной части духовной гтьтуры, о закономерностях преодоления религиозных предрассуд-)в в условиях социализма. Автор опирался также на статистиче-ще данные и результаты социологических исследований, а также I научные выводы, положения, содержащиеся в партийных докумеи-IX, решениях пленумов ЦК КПСС, в докладах и выступлениях ру-водаталей КПСС и Советского государства. Источниками исследо-тя послужили материалы скудных архивных фондов Северного аказа.

новизна проблему заключается в следующем:

- в обосновании положения о том,что сложный и противорв-вый процесс секуляризации духовной культуры народов Север-го Кавказа после победы Октябрьской революции, важное место которой занимает перестройка общественного сознания и семей-го уклада горцев на социалистический лад;

- выявлены сложные условия экономической и культурной от-июсти, сохранения остатков патриархального бита и традиция ^лама, а также ликвидации неграмотности и неравенства между 1ами, ка1,, проходил процесс секуляризации духовной жизни на-юв-горцев;

- подвергнуты научно-критическолу анализу исламская иде-¡гия, яаляощаяся одной аз основных причин социально-экономн-;кой и культурной отсталости народов Северного Кавказа, так

: после победы Октябрьской революции и победы социализма на нание горцев огромное влияние оказывало мусульманское духо-ство, ибо, как отметил В.И.Ленин, чем более отсталой являя страна,тем сильнее в ней предрассудки ;

- вскрыты содержание а форда командно-административных одов атеистической пропаганды врзмзн диктата и застоя Э0~ х годов, оказавших отрицательное влияние на секуляризацию овноЯ культуры народов ;

- в теоретико-практической направленности подхода к ана-у факторов, влияидах на секуляризацию духовной жизни,куль-

туры людей, установления причины живучести пережитков прошлог выработке рекомендаций по преодолению пережитков ислама в авт номиях Северного Кавказа в свете решений ХШ1 съезда КПСС ;

- в ней раскрыта специфика религиозности народов Северног Кавказа, ааключаодейся в следующем: а) нет национальности на Северном Кавказе, признающей действительными все догматы иола ма; б) нет среди народов Северного Кавказа этнической единицы выполняющей все требования Корана и шариата ; в) нет сегодня среди верующих и таких, которые допускают насилие над собстве ной свободой совести ; г) все верующие и неверующие Северного Кавказа признают сегодня ватную роль переотройки в гуманязаца духовной культуры людей, а также в демократизации прав гранда на свободу совестя; поэтому они готовы совместными усилиями верующих и неверующих защищать интересы гуманного демократиче ского социализма, претворяя в жизнь все решения ХХУи! съезда КПСС ; д) неуверенность городского населения в идеалах социали ма, порожденной насильственной коллективизацией и ее админист ратнвной системой, сегодня постепенно уходит в прошлое, хотя произвол в насилие над народом, имевшие место во времена диКт Та ■ застоя, дорого обошлись для нашего народа, не могли не п влиять губительно я больно на психологию в Сознание людей, явившихся не только отступлением от демократических идеалов социализма, но и искажением х извращениям ленинского план!'пе рестройки социализма я декрете н0 свободе совести";

- выяснено аначение извлечения полезных уроков на прошлого для восстановления ленинских принципов социализма в период перестройки.

На защиту выносятся следующие положения: значение руковс дящей роли КПСС в атеистическом и интернациональном воспитали формирований научно-атеистического и интернацлонального мировоззрения горских народов в условиях строительства рэциализма значение объективных условий и субъективных факторов секулярл вации духовной культуры народов Северного Кавказа и регрессм ного влияния "чрезвычайных" мор коллективизации на нее ; критя ка догматизма культуры времен диктата и застоя 30-60-х годов взаимодействие социально-экономических и духовных ^еикторов

шышения благосостояния, способствующих преодолению реляги-1ных предрассудков в быту и сознании людей ; роль перестрой-I в развитии всех сторон советского образа жизни, внедрение быт народов новых советских традиций, восстановление ленских принципов культурной революции и строительства соци-шзма, искаженных и извращенных во времена диактата и застоя.

Практическая ценность работы. На основе выводов и прак-веских рекомендаций, содержащихся в исследовании, разработаны редложения в республиканский научно-методический центр Мини-герства культуры Северо-исетинской АССР. Ряд предложений и тодов могут быть использованы в лекционной пропаганде по ли-аи общества "Знание" СО АССР, посвященной дальнейшему разви-юо межнациональных отношений, интернационализации и взаяшобо-здении духовной культуры народов, ускорении секуляризации об-эственного и индивидуального сознания горцев Северного Кавка-а.

Апробация оаботц. Результаты исследования докладывалась а итоговой научной конференции С01У {Орджоникидзе, 1977 г.), а межвузовской научно-практической конференции, организован-ой Ш1К при Ростовском университете в 1981 г.,на семинаре декоров-атеистов в Дагестанском обкома КПСС (Махачкала, 1983) .Ап-обация осуществлялась также в выступлениях на конференциях о итогам >КЛР СОГУ в 1986-1987 гг.

Основное содержание диссертации Нашо отражение в 6-ти публикованных автором в республиканских журналах статьях, а русском, осетинском, дагестанском, кабардинском языках, иссертация обсуждена на кафедре философии СОГУ и на кафедре стораи и теории атеизма и религии в ТашГУ в октябре 1990 г.

Структура диссертации включает В себя: введение, две лавы, состоящие из 4-х параграфов, заключение и список ясполь-овааной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДОШШ ДИССЕРТАЦИИ

Первая главд - "Победа социализма и процесс секуляризации духовной культуры народов Северного Кавказа" - посвящена раскрытии вопросов возникновения ислама, выявлению его судаости, а также приходу ислама на Северный Кавказ. С позиции марксистско-ленинской методологии дайтся критика ислама, мусульманских нравственных заповедей, характеризуется тяжелое экономически угнетенное положение народов Северного Кавказа до прихода соци ализма; что исламизация Северного Кавказа явилась причиной ве ковой экономической и культурной отсталости горного края, прч одоленной социализмом ; что такое' угнетенное положение горцев в большей степени основывалось на многовековом влиянии ислама и законодательства шариата, закрепляющего социально-экономическо! неравенство женщин с мужчинами, ограничение прав женщин в области брачно-семейных, гражданских отношений, санкционирующего резкое противопоставление женщин мужчинам.

В диссертации исследуется процесс на мировоззрение народо! Северного Кавказа в развитии их духовной культуры, какое большое влияние оказала победа Великой Октябрьской социалистической революции, что способствовало зарождению в их мировоззрении стихийно-материалистических, атеистических взглядов после ликвидация безграмотности, ибо через ликвидацию безграмотности была проложена дорога х секуляризация духовной культуры народов. В первой главе отмечается также, что главными факторами секуляризации духовной культуры народа Северного Кавказа являются социально-экономические и культурные завоевания Октябрьской революции я высокая нравственность социалистического общества,уделявшего особое внимание сфере потребления и коренного улучшения культурно-бытового обслуживания трудящихся, имевшие место при жизни В.И.Ленина и до периода коллективизации, ибо после смерти Ленина незадолго до коллективизации в руководстве над страной проиаошш резкие изменения, связанные с отходом от ленинских принципов укрепления социализма и приумножения успехов культурной революции, перегибами и ошибками атеистической пропаганды того периода.

В резолюции, принятой ХШ съездом пиртии, указывалось на необходимость ликвидации всяких попыток бороться с религиозной

оологией административными мерами, такими,как закрытие церк-)й, мечетей, молитвенных домов и т.д., рекомендовалось анти-алигиозиую пропаганду строить исключительно на материалистичном объяснении явлений природы и общественной жизни. ' 'При этом в резолюции съезда подчеркивалось, что "Особо на-з внимательно следить за тем,чтобы не оскорблять религиозного гвства верующего, победа над которым может быть достигнута читальной,на года и деснткн лот рассчитанной работой лросвеще-йя",^ Следует подчеркнуть,что в ленинских указаниях о соблв-йняа осторожности в атеистической работе о верующими в процео-э строительства социализма нуждались, как я вое трудящиеся на-нональных автономий Северного Кавказа, Ибо оообо важное зна-ение в начальные годы Советской власти, как указывал З.И.Ле-ин, имело развитие культуры населения бывлях отсталых окраин ареной России, одной из которых являлся Северный Кавказ,Поето~ у на пути просвещения горного кран особо тяжелой а продолжи-ельной после прихода Советской власти оказалась борьба за лик-кдацяв духовных щкол мусульманского вероучения и за ооущест-ление советской системы народного образования на Северном Кав-азе, так как народное образование до прихода Советской власти юнопольно принадлежало мусульшнскому духовенству.

Исключительное значение в преодоления культурной отстало-¡тя и секляризации духовной жизни народов Северного Кавказа юсле победа Октябрьской революции имела ликвидация неграмот-юсти горцев, ставшая начальной ступенью и еоотааной частью культурной революции. З.И.Ленин считал ликвидацию неграмотно-!ти необходимой базой для развития культуры, политического 1росв цения и сознательного участия трудящихся в строительстве новой жизни. Для этой целя Совнарком РСФСР 26 декабря 1919 ?ода издал декрет "О ликвидация безграмотности среди населе-ШГРСССР".

В начале 20-х годов во всех автономных облаотях, в той тасле л Северном Кавказе, были созданы Чрвзвйяайныо комиссия

[ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций я пленумов ЦК. М..1983.Т.2, С.83."

по ликвидации неграмотности. Однако реальные результаты это* работы на Северном Кавказе проявились несколько позже,чем в центральной России и в более передовых национальных республ! ках. Ибо в условиях автономных областей Северного Кавказа ликвидация неграмотности была сопряжена с особыми трудностями, которые заключались в поголовной неграмотности население в остром недостатке культурных сил для широкого развертывай! работы, отсутствии письменных принадлежностей и учебников Hi родных национальных языках^ Кроме того, большое сопротиален» работе по ликвидации неграмотности на Северном Кавказе окаэь вали и антисоветски настроенные элементы: кулачество, мусул! манское духовенство, местные националисты и др. Но несмотря все трудности за первые годы Советской власти была проделана большая работа по ликвидации неграмотности горских народов пример, по данным переписи населения 1926 года, уровень rj мотности населения Кабардино-Балкарии вырос до 11,5?!, Ингуше т*и - 8,4, Чечни - 3,9, Карачая - 12, Северной Осетии - 27 ,Е Дагестана - Вместе с повышением культурного уровня в«

влидался рост активности и женщин-горянок, которые боролись га ломку отживших традиций и обычаев ислама.

Основная роль в ликвидации неграмотности в национальных автономиях Северного Кавказа принадлежала ликбезам, кулыедох дам и ликпунктам. Благодаря большой массово-разъяснительной работе партийных и общественных организаций Северного Кавказ в деле ликвидации неграмотности и культурной отсталости были достигнуты значительные успехи. На март 1332 года в 5CW0 оил пунктах по ликвидации неграизтности обучались свыше 198 тыс. человек, в 1472 школах малограмотных - 62 тыс. учащихся. ^

В.ИЛешш и UK партии придавали важное значение развита духовной культуры народов нашей страны и неукоснительному со блюдению принципов свободы совести и идейной борьбы с религи Сформулированные основоположниками научного коммунизма К.Map сом, Ф.Энгельсом и В.Н.Леникым, основные принципы отношения

1 Революция и горец. 1929,Я5.С.85.

2 ПАРО, ф.7,оп.1,Д.П93,л.218.

оммунистической партии и религии, церкви и верующих после еликой Октябрьской революции легли в основу политики КПСС Советского правитетьства, получили дальнейшее развитие в «де программных партийных документов, касающихся борьбы с рлигиозной идеологией.

При жизни и деятельности В.ЛЛенина Коммунистическая артия поставила своей целью преодоление религиозных пред-ассудков трудящихся масс путем осуществления социально-вко-омических преобразований, культурной революции и ксшунястя-эского воспитания трудящихся в духе социалистического гума-иэма.

Красной нитью в первой главе проходит мысль автора о эм, в каких сложных условиях пришлось работать местным ор-анам не только Северного Кавказа, но и всего Союза в лери-ц принудительной коллективизация, на какие непреодолимые рудности натолкнулись все завоевания Октябрьской революция зеле смерти В.И.Ленина ив особенности времен диктата в за-гоя, указывается также какое регрессивное влияние оказала чрезвычайные" меры коллективизации на секуляризацию духов-эй культуры народов.

Вторая глава - "Духовное сближение народов Северного 1вказа в условиях строительства социализма" - посвящена гя-эятског.'у взлету в развитии экономики, науки, культуры,искус-

Л

гва народов Северного Кавказа, происшедшего после победы Ок-збрьской революции и осуществления культурной революции, зившейся для горцев скачком из царства темноты, бесправия, эциального гнета и духовного тоже в царство света, свободы, 1вноправия и экономического и духовного раскрепощения в уо-эвиях социализма. Автор, опровергая вымыслы советологов о зм.что якобы народам Северного Кавказа до революции жилось ¡гчше, чем после победы, доказывают,что именно ее победа и Зеспечила свободу народам Северного Кавказа, как и всем наро-зм Союза, на самостоятельное духовное развитие их талантов и арованяй.

Далее в диссертации подчеркивается интернациональный ха-актер социалистических семейно-бытовых отношений, нового оо-

циаяистического образа «лани, а также межнациональных семей, присущих идеалам социализма. Показывается рост промышленности, якономики, науки, искуоства, языков и культур народов Северного Кавказа в условиях совершенствования социализма.

Большое место уделяется в диссертации раскрепощению жен ниш-горянок после построения социализма, привлечении их к об щественно-полезному труду равной оплатой о мужчинами,что про тиворечит догматам ислама и способствует отходу их от религи оаного мировоззрения и формированию у них научно-атеистическ го мировоззрения и формированию у них научно-атеистического мировоззрения.

Большое значение в диссертации придается новым брачно-с мейиым отношениям социалистического содержания, освобождении от нравственных норм Корана я шариата, ■ новым социалиотнчеохи обрядам и традициям, внедрению их в жизнь народов Северного Кавказа. Анализируются факторы, способствующие сохранению ое режитков религиозного сознания у народов, к ним относятсягво первых, сама социальная природе ислама ,* во-вторых, наличие в республиках Северного Кавказа официальных и неофициальных ре лигиозных организаций, а также религиозных учебных заведений я сект I в-третьих, наличие в республиках Северного Кавказа "святых мест" для паломничества тоже способствует сохранению религиозности среди населения Северного Кавказа, а также ж другие - калым, похищение "невеот", выдача замуж несовершена летних, оформление шариатского брака - все эти перечисленные негативы оказывают торможение секуляризации духовной жизни г ского населения,

В диссертации рассматриваются различные средства, Формы я методы атеистического воспитания, раскрывается значение оп та, накопленного в республиках Северного Кавказа по внедрена в жизнь социалистической обрядности, анализируется множество примеров из художественной литературы, где в художественной форме дается критика ислама и его догматических учений,

Больших успехов добились народы Северного Кавказа также в раскрепощении женщин-горянок и ликвидации их неграмотности

высвобождении горянок от гнете бытовых и религиозных предрассудков, секуляризации и интернационализации оемейно-бытовых отношений, формировании межнациональных семей. Положительную роль в атеистическом и интернациональном воспитании женщин и ликвидации неравенства мезду полами сыграл до коллективизации периодический выпуск специальных полоо облаотных газет Северного Кавказа - "отраяиц женщин".

"Страницы" особое внимание уделяли подготовке актива из горянок для общественной, партийной, ооветокой работы л содействовали развитии инициативы'самих женщин я борьба за свое раскрепощение. Так, к начплу коялективиэацая в национальных аагоношлх Северного Кавказа ареста в повышением йконо.лдческо-го, социального и культурного уровня наблюдался роот активности трудящихся горного края; большинство населения стало придерживаться атеистических взглядов на окружающий мир,постепенно освобождаясь от отживших традиций и обычаев ислама, развивая своп духовную культуру ва социалистических началах.Решающее влияние на отход людей от религий в условиях строительства социализма на Северном Кавказе оказали материальные и культурные факторы: повышение жизненного уровня населения,всеобщее образование, развитие культуры, иокусства и другие факторы } ибо падение религиозности среди населения Советского Союза -процесс динамичный и необратимый.

Однако реализация ленинских принципов свободы совести и развития духовной культуры в условиях строительства социализма не только на Северном Кавказе, по и в других регионах страны натолкнулась на непреодолимые препятствия на рубеже 30-х годов в обстановке диктаторских методов насильственной коллективизации и нарушение ленинских принципов отношения к крестьянину, как союзнику рабочего класса в строительстве социализма, оказали крайне отрицательное влияние на ход строительства социализма, на секуляризацию духовной кучьтуры народов. Получив шая большой-розолалс в народе практика диктата и принуждения как в адрес колхозов,так и религии, явилась не прогрессом "добровольно!!" коллективизации и укрепления социализма,а регрессом, отступлением от ленинских принципов кооперирования сельского хозяйства,-а такхе искажением ленинского декрета о

свободе совести граждан,

В процессе коллективизации местные органы власти в лице созданных тогда "троек", уничтожая кулачество и духовенство, как классовых врагов Советской власти, репрессировали С ними десятки и сотни людей из простого трудового народа за религиозность. Единоличных нрестьян-колхозников,владевших лошадьми объявляли "кулаками", а приверженцев религии -помощниками" кулаков и репрессировались как "враги народа".

Такая практика догматизма в адрес верующих стала лить воду не на мельницу строителей социализма - рядовых верующих, а его врагов.

Воспользовавшись таким произволом властей над народом, кулаки и служители исламского культа Северного Кавказа проводили активную вредительскую деятельность,чтобы помешать мероприятиям Советской власти по ликвидации неграмотности и атеистичеокого воспитания трудящихся, в особенности по ликвидации неграмотности среди женщин-мусульманок. Она подняли фанатичный лозунг против коллективизации: "Все, кто за Коран у шариат, должны идти против колхозов!". Такая враждебная агитация кулаков и служителей культа сковывали темпы культурного строительства, отрицательно влияла на секуляризацию духовной культуры народов Северного Кавказа, являясь шагом назад в культурном строительстве народов горного,края.

Фанатично настроенные против Советской власти антисоциалистические элементы создали немало трудностей в атеистическом и интернациональном воспитании горцев, оказывая вооруженное сопротивление против Советской власти, а из-за них на Северном Кавказе пострадали и много безвинно репрессированных частных граждан, большинство веруедих. Подобная практика догматизма в адрес вероисповедания и всей духовной культуры -произвольное закрытие церквей и мечетей, уничтожение религиозных ценностей, оскорбление религиозных чувств верующих и др. вызвала решительное осуждение ЦК ВКП(б), назвавшего в своем постановлении "совершенно недопустимым искривления партийной линии г обяаоти борьбы с религией". Это постановление

ЦК ВКП( б) от 14 марта 1930 г. "О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении" констатировало: "...ЦК считает необходимым отметить совершенно недопустимые искривления партийной линии в области борьбы с религиозными предрассудками. . . Мы имеем в виду административное закрытие церквей без согласия подавляющего большинства села, ведущее обычно к усилению религиозных предрассудков... Не может быть сомнения,что такая практика, проводимая под флагом "левых" фраз, ни самом деле льет воду на мельницу контрреволюцинеров и не имеет ничего общего с политикой нашей партии".*

. Постановление требовало решительно прекратить практику закрытия церквей и мечетей в административном порядке,фиктивно прикрываемую общественно-добровольным желанием населения, допускать их закрытие не иначе, как с утверждения областных исполкомов. Но несмотря на это постановление, под диктовку местных органов власти административными мерами закрылись церкви и мечетя по стране, в том числе а на Северном Кавказе. Например, в 1929 г, бюро крайкома ВКИ(б) Северного Кавказа констатировало, что в автономиях Северного Кавказа еще в первые годы после революции был закрыт целый ряд церквей и мечетей, а в последующем данный процесс усилиюя, с завершением сплошной коллективизации сетьского хозяйства^в областях не осталось ни одной действующей мечети и церкви/*

В диссертации наиболее полно подвергаются анализу подобные недостатки в антирелигиозной работе, критикуются серьезные промахи и упущения и идейной работе борьбы с религиозной идеологией в постановлении ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения". В этом постановлении ЦК КПСС обратил внимание на грубые ошибки, допускаемые в антирелигиозной пропаганде,которые выражаотся в оскорблении чувств верующих, в политической недоверии к ним, административном вмо^лте^ьстве тз деятвть-

1 КПСС в резспюшшх и решениях съездов, конферечций и пленумов ЦК,М.,ТУ70.Т.4. С.ЛУо,

2 ПАЮ.0.?7,оп.1,д.Ь и, л.7.

нооть религиозных объединений, ЦК потребовал решителыюго поправления указанных ошибок, ибо они несовместимы с линией партии и государства и противоречат Конституции СССР,1 В постановлении подчеркивалось,что в современный период борьба против религиозных предрассудков должна рассматриваться как идеологическая борьба научного, материалистического мировоззрения против антинаучного религиозного мировоззрения. Поэтому положительные результаты работы, направленной на преодоление религиозных пережитков ; могут быть достигнуты лишь при условии дальнейшего подъема всей культурно-просветительной работы среди н& селения, всемерного повышения философского уровня трудящихся.

Однако практического осуществления вышеуказанных постановлений в атеистичеокой пропаганде последующих лет доотнгнуто не было, наоборот, и в застойный период 60-х годов началась новая волна развития дегуманизации духовной культуры народов не только Северного Кавказа, но и всего Союза в целом, Особо острый характер в дегуманизации духовной культуры носило систематическое и беспринципное разрушение без согласия народа церквей и мечетей - архитектурных памятников истории, уничтожение богаты: предметов культа, книг и рукописей религиозного содержания, имевших определенную художественную ценность для науки,

В результате многое нз духовного наследия народов страны погибло бесследно, Например, количество церквей в мечетей,разрушенных полноотью в период заотоя только в одном регионе нашей страны - на Северном Кавказе, обернулось ныне не только огромной ценой материального ущерба« но и горьких страданий для народа.

Ках показала практика переотройки и обновления нашего обт щества, в те годы происходили грубейшие нарушения ленинских принципов о свободе совести и культурном строительстве, искажения и извращения уотановок УШ и ХШ партийных съездов в области атеистической работы в массах. Ибо со времен диктата и застоя мы,яа словах- часто употребляя слова В.И.Ленина, о том,что со-

I КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.М.,1970.Т,6. С.618.

гиалистическое общество должно использовать в новых уоловиях зов культуру, оставшуюся от капитализма, на деле до сих пор >твергали многие достижения мировой культурн, не приемлемые •ребованиям времен диктата и застоя, противопоставляя социалистическую культуру буржуазной.

Такое догматическое отношение к духовной культуре народов [репятствовало взаимодействию ншией культуры с общечеяовечес-:ими духовными ценностями. Именно поэтому многие, полезные для ас очаги культуры оказались оторванными от духовного потенциа-а жизни народа, изъятыми из обращения в общественном сознании, тмоофера замкнутости, подозрительности и недоверия,царившая о всех сборах форм общественного сознания в период репрессии застоя, отрицательно отразилась на теории и практике атеисти-еского воспитания, на секуляризации духовной культурн народов ХР а народов Северного Кавказа в частности. Подобная практи-а администрирования и догматизма явилась результатом попуоти-зльства и волюнтаристского отношения руководящего Центра и го подчиненных ко всем негативным явлениям, происходившим тога в стране. Догматический подход к духовной культуре как вто-эстепенной и производной от экономических отношений, в период ютоя, породил также и такие, чуждые социализму, взгляда на ровную культуру людей,как потребительство, взяточничество, ]екуляция, хищение государственного добра и др.

Все это эрозия социалистической нравственности отрицатель-( отразилась и в сознании подрастающего поколения, молодежи, юзия нравственности словно чума заразила всю страну, алкого-1М, мафией, преступностью и проституцией, уничтожив такие душные качества человека как благородство, порядочность, спра-|Дливость, гуманизм, милосердие, честь, совесть, патриотизм, [тернационализм и др. А религия была бессильной воспрепятст-вать всему этому.

' Нигилистический подход к духовно.'-, культуре и ее дегумани-дия Сольно зрдели раны, нанесенные диктатом властей по меж-циональннм отношениям народов, высланных насильно из родных ст гю прем» войны, положив начало национальным распрям на чяе ущемления их прав, языков и культур.

Нигилистический подход к духовной культуре отрицательно отразился и в научных исследованиях, тем самым ослабляя принципиальное творчество к научным поискам, к изучению проблем религии. Деформировались сущность духовной культуры и ее гуманистическое содержание при социализме, что нашло отражение в дегуманизации образования к воспитания, а также восприятия национальных традиций и наследия.

Извращения, допущенные в период диктата и застоя по отно-г шению к духовной культуре вообще и религии в частнооти, ныне ооуждены народом. Как указывает ЦК нашей партии, извлечение полезных уроков из прошлого, постижение позитивного в негативного опыта помогает нам лучше понять и объяснить настоящее/заглянуть в будущее, аффективно вести политику обновления и перестройки. В русле благотворного процесса перестройки на сегодняшнем Северном Кавказе и Союзе в целом можно видеть много фактов, свидетельствующих о новом отношении Советского правительства и народа к духовной культуре человечества. В этом можно убедиться еще ва факте принятия Верховным Советом СССР закона о свободе совести и религиозных организациях в сентябре 1990 г.

По решению Советского правительства и народа ныне возвращается духовная культура х тем гуманистическим идеалам,начертаниям основоположниками научного атеизма. Реабилитируются лгь-ди, безвинно пострадавшие, репрессированные в горькие годы диктата. Издаются и изучаются их труды, находившиеся под запретом, реабилитируются светлая память жертв борцов, не вернувшихся из лагерей и ссылок. Восстанавливается и реставрируется огромное количество архитектурных памятников старинного религиозного направления, собираются а пропагандируются искусные творения зодчих, ваятелей, художников, архитекторов.

Ярким свидетельством становления единой общесоветской интернациональной культуры в условиях совершенствования социализма является всеусиливайщнйся процесс секуляризации и таких сфер духовной культуры, как семейно-бытовые отношения и традиций в семевный быт северокавказских народов вошли ныне новые обряды и традиции социалистического содержания.

Большое значение для секуляризации духовной культуры вообще и семейно-бытовых отношений в частности имеет сегодня внедрение в быт новых советских традиций, праздников и обрядов, несущих в себе большой атеистический воспитательный зарйд.

Опыт последних лет в республиках Северного Кавказа показал, что широкое распространение новых советских традиций и обрядов снижает уровень религиозности населения. Партийные и общественные организации Северного Кавказа добываются того, чтобы все новые гражданские обряды прочно вошли в наш повседневный б!.Г.

В итоге коренных социальных и культурных преобразований подавляющее большинство населения нишей страны, в том числе и Северного Кавказа, порвало о религией и стало на позиции атеизма. У тех,кто верует, вера формальная, не прочная.Однако еще существует объективная причина сохранения религиозности, связанная с действием некоторых общесоциологических закономерностей, и в частности с тем,что общественное сознание людей отстает от общественного бытия. Сохранению религиозности способствует н ряд факторов, как например, влияние религиозной традиции, связь религии с другими пережитками прошлого, стихийные силы природы, личные переживания и др. Некоторое оживление религиозной практики объясняется тем,что часть граждан, отойдя от религии, но не имея твердого научного мировоззрения, колеблется, а другая часть придерживается ошибочного мнения, что с ликвидацией в нашей стране классовой б^зы религии отпала необходимость в активной атеистической пропаганде, что в ходе перестройки религиозная идеология сама себя изжи- . вает. Это глубокое заблуждение, ибо для преодоления религиозных предрассудков трудящихся требуется терпеливая, убедительная и долгая просветительная работа в массах. Поэтому,учитывая то обстоятельство,что духовная ку-ьтура людей, на что автор диссертации далавт акцент, в значительной степени связана с такой формой общественного сознания,как религия, старается показать в с воей работе: во-гюряых, ислам и его негативное

воздействие на духовную культуру народов Северного Кавказа; во-вторых, те перегибы и недостатки, имевшие место в атеистической пропаганде на Северном Кавказа времен диктата и застоя (30-60 гг. ), перогибы и ошибка, порожденные административно-командными методами руководства того трагического периода, Б исследованиях процесса секуляризации духовной купьтуры народов Северного Кавказа, а также в показе негативных установок в работе атеистической пропаганды времен диктата и застоя на Северном Кавказе заключена актуальность исследуемой проблемы, втот процесс шел в горном крае в тяжелейших условиях социально-экономической разрухи региона,

В заключении диссертации делается ряд следующих выводов, подтверждающих достоверность выдвинутых положений,имеющих теоретическое и практическое значение в дальнейшем совершенство вании процесса формирования научно-атеистического мировоззрения трудящихся.

Начало процессу секуляризация духовной культуры народов Северного Кавказа заложила победа Октябртской революции, а победа культурной революции создала благоприятные условия для более глубокого уовоения трудящимися атеистических представлений о сущности природы и общества, формирования диалектико-материалиотического мировоззрения.

Партийные организации Северного Кавказа воспитывают трудящихся коренных национальностей в духе доверия к представителям других национальноотей, независимо от их вероисповедания, но в период коллективизации работа партийных организаций по атеистическому я интернациональному воспитанию трудящихся ослабла под влиянием диктаторских, командно-административных методов руководства, а это в немалой степени отразилось л в религиозном сознании народов Северного Кавказа, в их духовном раскрепощении от религиозных суеверий.

Объективной основой освобождения сознания и быта народов Северного Кавказа от влияния религии явились социально-экономические и культурные преобразования, проведенные в условиях совершенствования социализма, но и эти преобразования в застойное, время остановились и нувдались в лерестройке.